Boeing 737 max: характеристики, история создания, преимущества самолета

Boeing 737MAX

Галерея Boeing 737MAX

Boeing 737 MAX — глубокая модернизация семейства узкофюзеляжных среднемагистральных авиалайнеров Boeing 737, призванная заменить на рынке лайнеры поколения Boeing 737NG (Next Generation). Основное изменение связано с ремоторизацией самолетов и установкой новых двигателей семейства CFM LEAP-1B.

История

В 2006 году, когда появилась первая информация о работах по созданию среднемагистральных лайнеров в России и Китае, а Airbus развернул программу A320E, концерн Boeing так же рассматривал варианты повышения конкурентоспособности своего семейства 737. Причем, этот вопрос для Boeing был крайне сложным: Россия и Китай создавали свои самолеты с нуля, а Airbus выбрал самый экономичный вариант — модернизацию своего довольно молодого лайнера. Boeing 737 же впервые взлетел в 1967 году и никак не может считаться молодым не смотря на все модернизации. Долгое время серьезно рассматривался вопрос создания совершенно нового самолета с использованием технологий, наработанных на Boeing 787 Dreamliner. Однако, такой проект предполагал не только создание самолета, но и серьезное перевооружение производств и сети технической поддержки, что означало колоссальные трудовые и финансовые затраты.

Этот вопрос так и оставался нерешенным до 2010 года, когда Airbus официально анонсировал программу модернизации A320neo. Стало ясно, что дальнейшие отлагательства в работе над семейством 737 приведет к утере конкурентоспособности Boeing на самом главном авиационном рынке. Последним ударом стал рекордный заказ американской авиакомпании American Airlines на 460 лайнеров из которых половина из семейства A320ceo и neo, при том, что ранее парк этой авиакомпании полностью состоял из лайнеров Boeing. Наконец, было решено провести модернизацию и ремоторизировать самолеты семейства 737.

В 2011 году Boeing анонсировал программу, предполагающую повышение топливной эффективности лайнеров на 16% в сравнении с A320ceo и на 4% в сравнении с A320neo. Достижение поставленной цели требовало внесения изменений в конструкцию самолета, в первую очередь, для повышения аэродинамической эффективности планера. Конфигурация будущего Boeing 737 MAX была утверждена в 2013 году. Стоимость программы модернизации должна была достигать $1,8 млрд, а с учетом серьезной работы по адаптации двигателей CFM LEAP под этот самолет цена достигла $3 млрд. При этом, создание нового лайнера обошлась бы Boeing в $10-12 млрд. Тем не менее, предполагается, что MAX станет крайним поколением модели 737 и к 2030 году ему на замену Boeing все же создаст новый самолет.

В конце лета 2013 года на заводе Spirit Aerosystems в Вичите был изготовлен первый фюзеляж Boeing 737 MAX для проведения испытаний. В декабре 2015 года первый полностью собранный Boeing 737-8 MAX под именем Spirit of Renton прошел публичную презентацию (выкатку) на заводе в Рентоне. Первый полет самолет совершил в январе 2016 года спустя 49 лет после первого полета первого лайнера Boeing 737.

Очень серьезной модернизации подверглись производственные линии завода корпорации Spirit Aerosystems — производителя большой части конструкции планера Boeing 737. Изменениям подверглось производство фюзеляжей, крыльев, пилонов и мотогондол. Масштабная роботизация, как предполагается, повысит скорость изготовления деталей на 33%.

Самолет проходил испытания в высоком темпе. В марте 2017 года он получил сертификат FAA, а спустя несколько недель и EASA.

Первый серийный лайнер MAX 8 был поставлен в мае 2017 года малазийской авиакомпании Malindo Air. До конца 2017 года Boeing планирует поставить 50-75 самолетов поколения MAX и около 500 самолетов поколения NG.

Boeing 737 MAX — наследник короля. История и описание авиалайнера

Конструкция

Конструкционно, Boeing 737MAX значительно унифицирован с лайнерами поколения NG, на базе которых был создан. Однако, самолет подвергся множеству модификаций.

Одной из самых визуально явных инновация поколения MAX являются новые винглеты с двойными законцовками. Они позволяют снизить расход топлива на 1,5% в сравнении с большими винглетами поколения NG, но, при этом, удерживают размах крыла в пределах правил ИКАО для среднемагистральных лайнеров (размах крыла Boeing 737MAX больше размаха крыла A320neo примерно на 10см). Новые винглеты имеют высоту 2,9 метра.

Помимо винглетов модификации подверглось хвостовое оперение, ниша для вспомогательной силовой установки, а так же множество других элементов планера самолета. Часть этих модификаций фирма Aviation Partners (изготовитель множества аэродинамических элементов) предлагает в качестве опции для Boeing 737NG.

Так же изменениям подверглись другие элементы самолета. Передняя опора шасси стала на 20 см выше. Эта мера стала необходимостью для обеспечения минимальной высоты (43см) расположения увеличившихся двигателей. Так же, для обеспечения безопасности работы двигателей была усилена основная опора шасси, приподняты пилоны, а так же усилена конструкция крыла.

Двигатели

Boeing 737MAX оснащается новыми двигателями CFM International LEAP-1B. Они на 10-12% экономичнее двигателей CFM56-7B, которые устанавливаются на Boeing 737NG. LEAP-1B значительно тише предшественников, снижают выбросы углекислого газа на 20%.

Двигатель LEAP-1B имеет диаметр вентиллятора 176 см, что на 11 см больше вентиллятора CFM56-7B. Кроме того, каждый двигатель тяжелее предшественника на 385 кг и достигает массы в 2,78 тонн.

В сравнении с LEAP-1A и PW1100G от Airbus A320neo, двигатель LEAP-1B имеет меньшую степень двухконтурности (9:1 в LEAP-1B против 11:1 в LEAP-1A), но потеря эффективности компенсируется меньшей массой и аэродинамическим сопротивлением.

Мотогондола была полностью. Моторы получат пилообразные шевроны и электронные элементы корректировки реактивной струи, которые уже применяются на двигателях Boeing 787 и Boeing 747-8.

Читайте также:
Авиакомпания Africa World Airlines. Гана Как С Добром Добраться!

Бортовая электроника

Комплекс БРЭО для Boeing 737 разработал традиционный подрядчик — фирма Rockwell Collins. Кабина пилотов получит четыре новых широкоформатных дисплея (диагональ -15,1 дюйм — такие же используются на Boeing 787). Тем не менее, кабина MAX не подверглась значительным изменениям и, в сравнении с новыми лайнерами МС-21 и C919 выглядит довольно консервативно. Это вынужденная мера для обеспечения плавности перехода между поколениями NG и MAX.

Пассажирский салон был значительно переработан с технологиями от Boeing 787 и в базовой комплектации предлагает дизайн Boeing Sky Interior.

Модификации

Boeing планирует создать три базовые модификации лайнеров: 737 MAX 7, MAX 8 и MAX 9. С течением времени, они придут на смену сериям 737-700, -800 и -900ER.

737 MAX 7

Boeing 737 MAX 7 является укороченной версией базового MAX 8. Приходя на смену модели 737-700, новый самолет вмещает на 2 ряда кресел больше (+12 мест) и может перевозить от 138 до 172 пассажиров. Самолет имеет то же крыло и шасси, что и модель MAX 8, но фюзеляж укорочен на 3,9 метра.

737 MAX 8

Первый собранный экземпляр и базовая модификация семейства MAX. Предназначен для замены базовой модификации Boeing 737-800. Пассажирский салон рассчитан на перевозку 162 пассажиров в 2-классовой компоновке. Первый лайнер был передан авиакомпании Malindo Air в мае 2017 года. Это была первая коммерческая поставка семейства MAX.

737 MAX 8-200

В 2014 году Boeing приняли решение создания на базе модели MAX 8 особой версии с уплотненным одноклассовым салоном, способным вместить до 200 пассажиров (поэтому модель называется -200). Самолет получил дополнительный аварийный выход, а размеры пассажирской зоны увеличились за счет уменьшение камбузов. В такой конфигурации расходы авиакомпании в пересчете на одного пассажира снижаются на 20%, что делает самолет наиболее экономичным в классе. Эта версия идеально подходит для сегмента лоукостеров (авиакомпания Ryanair заказала 100 таких самолетов в 2014 году).

737 MAX 8 ERX

Помимо базовой версии 8 и уплотненной версии 8-200, Boeing так же планирует создать модификацию 8 ERX. Самолет имеет базовый фюзеляж и компоновку салона, но крыло, шасси и конфигурация двигателей у него взяты с увеличенной версии MAX 9. Увеличение взлетной массы идет за счет увеличение объема топлива. Дальность полета при этом будет достигать 7400 километров. Предполагается, что этот самолет станет прямым конкурентом модели Airbus A321LR.

737 MAX 9

Модель MAX 9 придет на смену модели 737-900. Самолет имеет усиленное шасси, увеличенное крыло и форсированные двигатели. Фюзеляж удлинен на 2,7 метров и позволяет вмещать до 220 пассажиров. Стартовый заказчик — авиакомпания Lion Air, которая получит первый борт в начале 2018 года.

737 MAX 10

Для полноценной конкуренции с лайнерами Airbus A321, Boeing ведет проработку вопроса создания увеличенной версии модели MAX 9. Предполагается, что конструкция самолета может быть усилена, а двигатели заменены на увеличенные версии с большей тягой (при этом, высота стоек шасси будет еще раз увеличена). Фюзеляж будет удлинен на 1,7 метра, а вместимость при этом возрастет до 189-230 пассажиров. Предполагается, что самолет может быть выведен на рынок к 2020 году.

Boeing Business Jet

Boeing планирует создание двух модификаций больших бизнес-джетов на базе моделей MAX 7, MAX 8 и MAX 9. BBJ MAX 8 будет летать на 11 714 километров, а BBJ MAX 9 на 11 584 километра. Меньшая модификация BBJ MAX 7 сможет летать на 13 000 километров. Все самолеты будут на 10% экономичнее предшественников будучи при этом более крупными.

Заказы и поставки

Первое время данные по заказчикам самолетов были засекречены. К 2011 году Boeing объявили, что первыми заказчиками являются авиакомпании American Airlines, Lion Air и корпорация SMBC Aviation Capital. Они, а так же еще 6 авиакомпаний заключили контракты на 700 лайнеров. К концу 2011 году Southwest Airlines заключила крупнейший заказ на 150 самолетов с опционом еще на 150.

В общей сложности, на 2017 год Boeing имеет заказы на 3714 лайнеров Boeing 737MAX. Поставки начались весной 2017 года.

Обзор самолета Боинг 737 max: история, характеристики, преимущества

2020 год станет поворотным в истории гражданской коммерческой авиации. Компания Boeing Commercial Airplanes выведет на рынок ещё один лайнер из новой линейки узкофюзеляжных самолётов средней дальности. Называться он будет Boeing 737 max 10. Семейство Боинг 737 max с 2020 года активно используется авиакомпаниями всего мира. Оно пришло на смену предыдущей разработке инженеров — самолётам Boeing 737 New Generation. Но в создании серии 737 max столько новаторства, что уже сейчас понятно: это принципиально новые летательные аппараты, в корне отличающиеся от предшественников.

Версии Боинг 737max

Изначально разработчики создавали три базовых модификации модели. С течением их стало в два раза больше.

Основные модели Боинг 737 max представлены в таблице:

Где производится?

Все самолёты компании Boeing Commercial Airplanes производятся на территории США. Производственные мощности предприятия распределены по стране. Крупнейшие находятся в штатах Калифорния, Вашингтон, Миссури.

Появившись на рынке авиаперевозок, Boeing 737 MAX смог восстановить конкурентоспособность компании в этом сегменте. Огромное количество заказов были получены ещё после первой презентации: крупнейшие перевозчики Малайзии, Индонезии, Японии, Германии уже готовы были вкладываться в разработку и создание новейших самолётов. Это лишний раз доказывает оправданную популярность Boeing в коммерческих перевозках.

Читайте также:
Красивый миниатюрный остров Мальта в Средиземном море на карте Европы и мира

Компоновка пассажирского салона Боинг 737max

Конфигурация модели 737 МАХ значительно отличается от своих предшественников и конкурентов.

Интересно: По опросу пассажиров, часто совершающих перелеты различными авиакомпаниями, Боинг 737 МАХ имеет максимальный уровень привлекательности для пассажиров.

Именно благодаря тому, что проект разрабатывался несколько лет, разработчики смогли оформить салон в максимально комфортной для пассажиров конфигурации. На этом этапе проектировщики учли все достоинства и недостатки предыдущих моделей Боингов, и исправили их в этой конфигурации.

Главные особенности салона:

  • плавные контуры стен;
  • наиболее вместительные шарнирные полки для багажа;
  • увеличенное пространство салона;
  • увеличенное пространство для ног между креслами;
  • модернизированная функция кнопки контроля за освещением;
  • установленные динамики в каждом ряду пассажирских сидений, что позволяет четко слышать все объявления бортпроводников;
  • видоизмененные решетки забора воздуха, повышающие уровень безопасности пассажиров.

С такими улучшениями не удивительно, что полет на лайнере пользуется популярностью среди пассажиров.

Эконом класс

Эконом класс в любом варианте самолета предполагает скромность. Однако это не означает дискомфорт. Кресла здесь достаточно удобные, в ряду с одной стороны всего 3 сидения.

В любом ряду самолета 737 МАХ достаточно пространства для ног, спинки кресел регулируются, а борт проводник предлагает плед и подушку. Здесь и на самом деле поездка может пройти легко и непринужденно.

Разработчики позаботились и о досуге пассажиров Эконом класса. В каждое кресло встроен монитор, позволяющий производить множество операций, начиная с просмотра фильмов. В прочем, многие пассажиры этим и ограничиваются.

Как и полагается, ассортимент еды здесь скромнее, чем в Бизнес-классе, зато качество ему не уступает.

Бизнес класс

Бизнес класс есть Бизнес класс, как говориться. Кресла здесь обладают повышенным комфортом, располагаются по 2 сидения в ряду. По словам проектировщиков, такие кресла разработаны специально для данной модели и больше нигде не встречаются.

В салоне достаточно просторная и уединенная обстановка. Спинки кресел обрамлены ширмами для максимального комфорта пассажиров. Кроме того, в Бизнес классе этой модели кресла могут быть трансформированы в полноценную кровать, что позволяет пассажирам максимально насладиться поездкой.

Интересно: Длина такой кровати составляет 198 см.

Кроме того, каждое кресло располагает полноценным 15,6-дюймовым экраном для просмотра фильмов, сериалом, прослушивания музыки и так далее. Естественно, обслуживание Бизнес зоны происходит быстрее, чем зоны Эконом класса. Выбор блюд – обширнее, а из напитков предлагают и спиртное.

Лучшие места

Каждый пассажир может найти свое «лучшее» место. Конечно, такими местами можно назвать любое кресло в Бизнес классе. Однако такой подход актуален не для каждого пользователя услугами авиакомпаний.

Для удачного выбора лучшего места стоит исходить из собственных предпочтений и нужд. На передних рядах любых моделей самолетов принято располагать беременных женщин и родителей с детьми. Именно здесь наибольший комфорт, пространство и более быстрое обслуживание.

Места в хвостовой части лайнера лучше брать тем пассажирам, кто по состоянию здоровья вынужден посещать уборную комнату чаще остальных. Также это лучший выбор для обеспечения максимальной безопасность. Однако турбулентность и шумность в этой зоне наиболее ощутимы.


Безопасность самолета Боинг 737max

Естественно, степень безопасность зависит от исходной модификации лайнера, его проверки перед взлетом, а также навыками главного пилота. Однако никто не застрахован от несчастных случаев.

В случае семейства Боинг на 17 млн полетных часов приходится 1 катастрофа. Согласно статистике авиакрушений, это один из самых маленьких процентов. Поэтому модификация МАХ по праву входит в один из более безопасных конфигураций в мире.

Внимание: По статистке наиболее безопасные места для полета располагаются в хвостовой части самолета.

В чем обвиняют Boeing?

На данный момент обвинять корпорацию нет оснований, так как расследование авиакатастроф не завершено.

В то же время летчики обращают внимание на странность: компания Boeing до катастрофы в Индонезии фактически не информировала пилотов лайнеров модификации MAX об особенностях работы системы MCAS. В результате столкновение с ней для многих экипажей оказалось сюрпризом. По одной из версий, в двух случаях неготовность пилотов к встрече с технической новинкой закончилась плачевно.

Основные характеристики

Для создания модели МАХ изначальная конфигурация подверглась значительным изменениям.

Вот некоторые явные инновации:

  • новые винглеты высотой в 2,9 м с двойными законцовками, за счет чего потребление топлива было снижено на 1,5%;
  • улучшение хвостового оперения, а также увеличение ниши для вспомогательной силовой установки;
  • увеличение передней опоры шасси на 20 см;
  • более экономичные двигатели, за счет которых расход топлива сокращается до 12%;
  • шум двигателей значительно тише, чем у предыдущих моделей;
  • количество выбросов углекислого газа также снижено на 20%;
  • уменьшение массы самого лайнера и увеличение аэродинамичного сопротивления.

Помимо внешних характеристик улучшилось и положение пилотов. Теперь в их кабинах четыре широкоформатных дисплея, позволяющих оценивать ситуацию на авиалинии максимально точно. Пассажирский салон также был значительно переработан, что предполагает увеличение комфорта пассажиров при перелете в модели МАХ.

Конструктивные особенности

Технические характеристики модели представлены в таблице:

Размеры
Длина самолета 39,5 м
Размах крыльев 35,9 м
Высота самолета 12,3 м
Вес
Максимальный для взлета 82 190 кг
Максимальный для посадки 69 310 кг
Максимальный без топлива 65 950 кг
Вместительность топливных баков 25 800 л
Летные данные
Максимальная дальность полета 6 500 км
Максимальная скорость 840 км/ч
Максимальная высота полета 12 000 км
Двигатели CFMI LEAP-1B 2 x 12160-13300 кгс
Характеристики салона
Количество кресел для пассажиров 200
Классы Бизнес, Эконом
Ширина салона 3,54 м
Читайте также:
Автобус 655: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

Заказы

Дата заказа Заказчик B737 MAX 7 B737 MAX 8 B737 MAX 9 B737 MAX 10 Всего Источник
02011-12-1313 декабря 2011 Southwest Airlines 30 170 200 [1], [2]
02012-01-2424 января 2012 Norwegian Air Shuttle 100 100 [3]
02012-02-2222 февраля 2012 Lion Air 1 200 201 [4]
02012-07-066 июля 2012 Virgin Australia 23 23 [5]
02012-07-033 июля 2012 Air Lease (ALC) 89 15 104 [6], [7]
02012-07-1212 июля 2012 United Airlines 100 100 [8]
02012-09-2020 сентября 2012 Avolon 10 10 20 [9], [10]
02012-10-011 октября 2012 Emirates Airline 498 498 [11]
02012-10-011 октября 2012 Gol Transportes Aéreos 60 60 [12]
02012-10-033 октября 2012 GECAS 95 95 [13]
02012-10-1111 октября 2012 Alaska Airlines 20 17 37 [14]
02012-11-044 ноября 2012 ALAFCO 20 20 [15]
02012-11-055 ноября 2012 Aeromexico 60 60 [16]
02012-11-1414 ноября 2012 SilkAir 31 31 [17]
02013-01-022 января 2013 Aviation Capital Group 50 10 60 [18] (недоступная ссылка)
02013-02-1313 февраля 2013 American Airlines 100 100 [19]
02013-05-1414 мая 2013 Icelandair 9 7 16 [20]
02013-05-1515 мая 2013 Turkish Airlines 55 10 65 [21], [22]
02013-06-1919 июня 2013 CIT Group 30 30 [23]
02013-07-1010 июля 2013 TUI Travel 40 20 60 [24]
02013-08-077 августа 2013 Travel Service Airlines 3 3 [25]
02013-09-2626 сентября 2013 WestJet 25 40 65 [26]
02014-01-066 января 2014 Flydubai 75 75 [27]
02014-02-1919 февраля 2014 SunExpress 15 15 [28]
02014-03-1212 марта 2014 SpiceJet 42 42 [29]
02014-03-1919 марта 2014 Comair 8 8 [30]
02014-04-011 апреля 2014 Air Canada 33 28 61 [31]
02014-04-022 апреля 2014 Частный заказчик 1 1 [32]
02014-05-2121 мая 2014 Nok Air 8 8 [33]
02014-07-1414 июля 2014 Okay Airways 6 6 [34]
02014-08-2525 августа 2014 BOC Aviation 50 50 [35]
02014-09-2020 сентября 2014 Ethiopian Airlines 20 20 [36]
02014-10-1212 октября 2014 Garuda Indonesia 50 50 [37]
02014-10-3131 октября 2014 Monarch Airlines 30 30 [38]
02014-11-1010 ноября 2014 SMBC Aviation Capital 80 80 [39]
02014-12-011 декабря 2014 Ryanair 100 100 [40]
02014-12-1515 декабря 2014 Jetliners 5 5 [41]
S7 Airlines 9 9
02018-01-1717 января 2018 SCAT Airlines 6 6
02018-03-2020 марта 2018 SkyUp airlines 2 3 5 [42]
02018-05-1010 мая 2018 UTair 30 30 [43]
02018-05-2525 мая 2018 Уральские авиалинии 14 14 [44]
02018-07-1717 июля 2018 Белавиа 4 4 [45]
02018-09-1414 сентября 2018 Международные авиалинии Украины 1 1 [46]
Всего заказов 60 1562 418 3 2 535

История создания

Задумка расширения семейства 737 и улучшения характеристик Боингов возникла в 2006 году, когда конкуренция на рынке авиалайнеров стала невероятно велика. Семейство существовало с 1967 года и уж никак не считалось молодым на рынке. Однако появление модификации МАХ изменило такой стереотип.

Работу над будущей конфигурацией 737 МАХ корпорация начала в 2011 году. Целью проекта было повысить топливную эффективность минимум на 16%. Для достижения цени пришлось вносить множество изменений в конструкцию лайнера. К счастью, колоссальный труд был оправдан.

Конфигурацию будущего самолета утвердили в 2013 году. Стоимость такой программы насчитывала 1,8 млрд долларов. При этом создание самого самолета обошлось еще в 10 млрд долларов.

Первые испытания проходили в этом же году, а первый публичный полет – в 2020, спустя 49 лет со дня взлета первой модели 737. Испытания проводились в довольно высоком темпе. Поэтому в марте 2017 года лайнер уже получил разрешение на взлет. Спустя пару недель состоялся первый взлет авиалайнера с пассажирами на борту.

В чем причины катастроф?

На данный момент нет окончательных данных ни по катастрофе в Индонезии, где расследование продолжается, ни по катастрофе в Эфиопии, где оно только началось.

Тревожит то, что у обеих катастроф есть много общего: лайнеры разбились вскоре после взлета , пилоты сообщали о неких неполадках и просили разрешения вернуться в аэропорт вылета, в обоих случаях до вхождения в пике наблюдались скачки высоты.

В ноябре 2020 года Bloomberg со ссылкой на источник сообщил, что корпорация Boeing намерена направить операторам-эксплуатантам Boeing 737 MAX предупреждение, в котором говорится: ошибочные данные в системе контроля за полетами на самолетах модификации MAX могут привести к крутому пикированию. Федеральное агентство гражданской авиации США (FAA) распространило директиву, основанную на исследовании Boeing. Согласно документу, у Boeing 737 MAX возникли определенные нюансы, связанные с сенсором угла атаки (Angle Of Attack — AOA). Этот датчик определяет, насколько сильно задран вверх нос самолета. Это нужно для того, чтобы не допустить выхода лайнера на критические углы атаки, что приводит к нехватке мощности двигателей и последующему срыву в пике.

«Если автопилот получает от датчика завышенные данные об угле атаки, высока вероятность того, что компьютер начнёт подавать горизонтальному стабилизатору сигналы на переход в пикирование. Экипажу становится сложнее управлять бортом. Ситуация может привести к большой потере высоты», — говорится в директиве.

10 ноября 2020 года корпорация Boeing отправила компаниям-эксплуатантам дополнительные разъяснения.

«Модели 737−8/ −9 поколения MAX имеют MCAS: сиcтему улучшения характеристик по тангажу при полете с убранной механизацией крыла и при повышенных углах атаки, — говорилось в письме. — Данная система выдает команды на порционное отклонение стабилизатора на пикирования во время выполнения разворотов с большими углами крена, а также при полете с убранной механизацией на скоростях, приближающихся к скорости сваливания. Система работает только при выключенном автопилоте и разработана так, что ее действия можно пересилить либо использованием кнопки триммирования на штурвале любого пилота, либо выключением электромотора управления стабилизатором переключателями на центральном пульте».

Читайте также:
Кота-Кинабалу: фото, цены, отели, достопримечательности Наш отзыв

Авиация России

Гражданская авиация, пассажирские и боевые самолеты и вертолеты России, новости и история российской и советской авиации.

Boeing 737: оригинальный, классический, NG и MAX — в чём разница?

Боинг 737 находится в производстве более 50 лет. Первый полёт лайнер выполнил 9 апреля 1967 года, а его коммерческая эксплуатация началась в авиакомпании Lufthansa 10 февраля 1968 года. Это самый продаваемый пассажирский самолёт в мире, он прошёл большое количество модификаций, и в этой статье мы рассмотрим основные отличия поколений семейства B737 – оригинального, классического, нового поколения и MAX.

По данным корпорации Boeing, на февраль 2020 года поставлено 10 575 самолётов и 15 115 заказано, но по заказам его уже догнал Airbus A320. Конструкция B737 постоянно эволюционирует, чтобы отвечать требованиям авиакомпаний. В 1960-х годах первый В737 был разработан для вытеснения с рынка конкурентов того времени, в основном это Douglas DC-9, а также BAC One Eleven и Caravelle от Sud Aviation. В течение многих лет продолжающаяся модернизация сделали этот самолёт одним из самых распространённых узкофюзеляжных лайнеров.

B737 Original – 737-100 и -200

Одной из главных особенностей первых 737-х стало наличие двух двигателей, это было движущей силой при разработке самолёта. Силовая установка предыдущих моделей Boeing – В707 и В727 состояла из четырёх и трёх реактивных двигателей соответственно. Но рынок стремился к более экономичному варианту с двумя двигателями. Boeing опередил конкурентов, разместив два двигателя под крылом В737, что позволило увеличить фюзеляж и получить дополнительные пассажирские места за счёт установки шести кресел в ряд вместо пяти, также появилась возможность загружать стандартные грузовые контейнеры в транспортные варианты самолёта. Простой переход на грузовые перевозки был популярен у многих авиакомпаний.

Всего было продано 60 самолётов В737-100. Вскоре его модернизировали, выпустив версию В737-200. Новая машина имела удлинённый фюзеляж, который был сделан по запросу United Airlines. Он оказался очень популярным, было продано 1095 самолётов. Эта версия обладала улучшенной аэродинамикой, более мощными двигателями, большим запасом топлива и увеличенной дальностью полёта.

В соответствии с требованиями авиакомпаний, было выпущено и несколько других модификаций. В их число входила версия Combi, которая отличалась лёгкостью переоборудования для перевозки грузов, а также комплект, позволяющий приземляться на грунтовые взлётно-посадочные полосы.

B737 Classic – модели 737-300, -400 и -500

Производство «классической» серии началось с модели B737-300 в 1984 году. Целью было преобразование, направленное на увеличение мощности и повышение топливной эффективности. Эта модификация сохраняла общность как в конструкции, так и в лётной эксплуатации с более ранними моделями. Основным отличием были новые двигатели. В B737-300 используются турбовентиляторные двигатели CFM56. Их установка увеличила тягу с 7 500 кгс до 10 600 кгс по сравнению с двигателями Pratt & Whitney, которыми оснащались В737-200, однако это привело к ряду конструктивных проблем. Увеличенный диаметр двигателя и низкий клиренс В737 вынудили расположить их впереди крыла.

В737-300 мог перевозить до 149 пассажиров по сравнению с 136 на В737-200. Другие структурные улучшения включали:

  • Увеличение размаха крыла и большее удлинение за счёт законцовок крыла, что обеспечило улучшенную аэродинамику
  • Усовершенствование киля
  • Улучшение кабины экипажа на основе функций, разработанных для Boeing 757

В737-400 продолжил тенденцию изменения габаритов. Увеличенная примерно на три метра длина фюзеляжа дала возможность разместить в салоне 188 пассажиров. В737-500 был несколько меньше, эта модель сопоставима с размерами В737-200, но обладает лучшей топливной эффективностью среди лайнеров всей серии Classic.

В737 Next Generation – модели 737-600, -700, -800 и -900

Серия Next Generation (NG) была запущена в 1993 году, первый полёт выполнен в 1997 году. Данная модификация потребовалась из-за растущей конкуренции со стороны семейства Airbus A320 и высоких цен на топливо в то время. Серия предлагала несколько изменений по сравнению с классическими самолётами, включая дальнейшее улучшение топливной эффективности, увеличенная дальность полёта и варианты с большей вместимостью – до 215 пассажиров.

Изменения в самолёте:

  • Модернизированные более экономичные двигатели серии CFM56-7
  • Крыло измененной конструкции с увеличенным размахом и площадью (с увеличенным запасом топлива)
  • Улучшенная цифровая кабина
  • Улучшенный интерьер салона с несколькими обновлениями на основе проекта В777

Боинг 737-600 – наименьший по габаритам из семейства NG, вмещающий 149 пассажиров. B737-700 имеет примерно на 2,4 метра более длинный фюзеляж, также предлагается вариант с откидным вверх большим люком в передней части фюзеляжа – В737-700C.

Компьютерное изображение Boeing 737-700C в цветах Air Algerie. Изображение Boeing.

B737-800 больше В737-700, что делает его хорошей заменой В737-400. Он вмещает до 189 пассажиров, в самой длинной модели – В737-900ER – 220 кресел. В737-900 имеет ограничение до 189 человек из-за меньшего количества дверей.

В737-800 стал самой продаваемой моделью Boeing 737. Эта версия предлагает оптимальное сочетание дальности полёта и вместимости, это наиболее универсальный вариант для многих авиакомпаний.

Основные характеристики различных моделей B737 третьего поколения:

Модель Кресла
(двухклассная компоновка)
Дальность полёта
B737-600 108 5991 км
B737-700 126 5570 км
B737-800 162 5436 км
B737-900ER 178 5460 км
Читайте также:
Отдых в Чжухай, Китай – развлечения, достопримечательности, цены 2022

Серия B737 MAX

Четвёртое поколение семейства В737 вышло в 2011 году. Серия В737 MAX конкурирует с семейством A320neo (с 2010 года) и снова нацелена на повышение топливной эффективности. В серии MAX используются новые более экономичные двигатели CFM International LEAP, а также несколько аэродинамических модификаций, включая характерные винглеты.

Как и в серии NG, существует четыре варианта MAX разных размеров. Они предлагают увеличенную пассажировместимость и дальность полёта по сравнению с вариантами NG.

Основные характеристики различных моделей серии B737 MAX четвёртого поколения:

Модель Кресла
(двухклассная компоновка)
Дальность полёта
B737 MAX 7 138-153 7130 км
B737 MAX 8 162-178 6570 км
B737 MAX 9 178–193 6570 км
B737 MAX 10 188-204 6110 км

B737 MAX в аэропорту Толмачёво / Фото: © Александр Листопад / https://www.jetphotos.com/photo/9426170
Сколько они стоят?

По данным компании Boeing, прейскурантные цены на различные модели B737 следующие:

  • B737-700: $89,1 млн
  • B737-800: $106,1 млн
  • B737-900ER: $112,6 млн
  • MAX 7: $99,7 млн
  • MAX 8: $121,6 млн
  • MAX 9: $128,9 млн
  • MAX 10: $134,9 млн

Эти цифры показывают, что MAX 8 стоит на 20 миллионов долларов больше, чем B737-800 третьего поколения. Фактически, только меньший MAX 7 приближается к доступности более старой модели. Однако за значительные технологические инновации, вложенные в серию MAX, приходится платить.

Самолёт B737 MAX нанёс корпорации Боинг серьёзный репутационный и финансовый ущерб после двух катастроф с большим количеством жертв. Но аэрокосмический гигант уже рассматривает планы на разработку нового самолёта, который первоначально планировалось поднять в небо в 2030 году.

Предполагается, что это будет составной планер более лёгкой и экономичной конструкции. Прорабатываются модификации с эллиптическим поперечным сечением фюзеляжа, что обеспечит более широкую кабину с возможностью создания двух проходов. Благодаря расширению салона В737 Original добился успеха, и корпорация рассчитывает на повторение этого снова.

Однако проблемы с серией MAX и глобальный кризис пассажирских авиаперевозок в 2020 году вполне могут изменить эти планы.

Boeing 737 max: характеристики, история создания, преимущества самолета

В начале выступления по теме Озимек поделился личной информацией. “Я пришел на фирму много лет тому назад. Некоторые люди говорят про те годы как о “временах, когда Boeing создавал правильные самолеты, ставшие классикой”. По образованию я – аэродинамик, и, если бы не был хорошим специалистом в своей области, начальство не позволило бы мне сегодня выступать перед Вами”.

Силовая установка

Ох и не простая это задача приладить двигатели следующего поколения на самолет, поступивший в эксплуатацию в далеком 1967-м. Boeing считает, что блестяще с ней справился в 1984 году на 737 Classic, в 1998 году на 737NG и очередной раз в настоящее время.

Конкуренты частенько напоминают коллегам из Сиэтла о необходимости обеспечить хоть какой-то зазор между нижней кромкой воздухозаборника и поверхностью взлетно-посадочной полосы. Подтекст следующий: штатный мотор CFM56-7 самолета Boeing 737NG имеет диаметр 61 дюйма (1,55 метра), а идущий ему на замену LEAP-1B – 68,4 дюйма (1,74 метра). Озимек считает, что в этом нет необходимости: клиренс обеспечен! “Если Вы внимательно посмотрите на стоящий у аэровокзала Boeing 737NG, то увидите, самолет находится в положении “носом вниз”. Хвостовая часть располагается на 16 дюймов выше носовой. Мы собираемся удлинить носовую опору на 8 дюймов чтобы задрать нос кверху. С заменой силовой установки на LEAP-1B диаметр вентилятора увеличивается. Мы располагаем его чуть выше по отношению к крылу и немного ближе к носу. И зазор обеспечивается”.

Нападение конкурентов отбито, пора подниматься в контратаку: “Даже если бы у нас вовсе не было конструктивных ограничений, мы бы не поставили на свой новый самолет такой большой вентилятор, как у конкурента (78,7 дюйма). Дело в том, что простое увеличение входного диаметра не обязательно дает улучшение приведенного расхода топлива (specific fuel consumption, SFC). Кроме степени двухконтурности, свою роль играют силы аэродинамического сопротивления и веса. В этом плане у нас на 737 MAX все сбалансировано”.

Далее следует экскурс по двигателям семейства LEAP от CFM International, совместного предприятия General Electric (США) и Snecma (Франция). На сегодня рассматриваются три исполнения мотора: LEAP-1B для Boeing 737MAX, LEAP-1A для Airbus A320neo и LEAP-1C для COMAC C919. “Я хочу, чтобы по завершении встречи со мной Вы пошли на стенд CFMI и спросили там о разнице SFC между вариантами 1A и 1B. И Вам скажут, что разница нулевая. Вот где важный момент! Так что давайте говорить о конкретных расходных характеристиках мотора, а не о диаметрах. У их варианта диаметр вентилятора больше, что, кроме прочего, также означает и большее аэродинамическое сопротивление”.

Еще одна важная, по мнению Озимека, позиция по силовой установке касается конструкции мотогондолы. Речь идет о снижении аэродинамического сопротивления путем улучшения местной аэродинамики. В частности, за счет сохранения дозвукового потока воздуха в районе гондолы (область верхней части капота, пилон, носовая часть крыла) в крейсерском полете. “Интеграция двигателя и гондолы есть особое искусство, здесь есть, к чему приложить голову”, – утверждает выступающий.

“Наши специалисты провели долгие часы, “вылизывая” геометрию мотогондолы. Раньше инженеры меняли конфигурацию продувочной модели для последующих испытаний в аэродинамической трубе. Затем стало активно использоваться моделирование, тестировались сотни различных моделей. Это было дорого и не быстро. Сегодня, с развитием вычислительной гидродинамики (computational fluid dynamics, CFD), инженеры работают на компьютерах, для сложных расчетов используя многопроцессорные “сборки”. Они проводят дни напролет, занимаясь расчетами различных конфигураций с целью найти оптимальную”.

Читайте также:
Отдых в Таиланде - цены, развлечения и достопримечательности

Законцовки крыла

Пожалуй, самый интригующий элемент внешнего облика 737MAX – законцовка крыла необычной формы. На слайдах она обозначалась Advanced Technology Winglet (“высокотехнологичная законцовка крыла”), сокращенно AT Winglet. Озимек также называл ее “Up-and-down winglet” (“законцовка вверх и вниз”).

Конструктивно, данный элемент состоит из трех частей – центральной, нижней и верхней. Дело тут главным образом в обеспечении известной степени толерантности к повреждениям. А таковые не редко случаются на земле, когда очередной раз аэродромный автомобиль задевает за стоящий самолет. Поскольку крыло самолета алюминиевое (не считая некоторых элементов механизации), центральная часть законцовки тоже сделана из металла; сами кончики – композитные. Озимек отмечает, что нижняя точка законцовки расположена достаточно высоко от земной поверхности, – несколько выше, чем кончик крыла у широко распространенного авиалайнера прошлого поколения типа MD80.

По информации Озимека, законцовки подобные “шарклетам” дают улучшение в 3-3,5%. Airbus говорит о 3-4% в зависимости от режима и продолжительности крейсерского полета. “Это так, только мы обнаружили это раньше них, в ходе доработок 737NG: он уже достаточно давно оснащается подобными законцовками. Сегодня, применительно к MAX, мы обещаем нашим заказчикам дополнительное улучшение 1,5%. Оно дает нашему самолету большее общее улучшение в сравнении с Airbus и его шарклетами”.

Как следовало из слайдов докладчика, улучшение за счет применения AT winglets на самом деле составляет 1% на плече 500 морских миль (927км) и 1,5% на “больших дальностях”.

Но это еще не все. Обещанный рост 1,5% – консервативная оценка. Есть надежда, что может получиться больше, процента три-четыре. “Мы обещали заказчикам 1,5%, а окончательная цифра будет, когда мы построим самолет и проведем точные измерения”, – говорит Озимек. Тут многое зависит от того, подтвердятся ли в практике серийного строительства теоретические и экспериментальные исследования, проведенные американскими учеными в области натурального ламинарного потока (Natural laminar flow, NLF). Для обеспечения такого рода обтекания, законцовки требуют очень высокого качества изготовления (в частности, аккуратной отделки бесшовной поверхности).

Выступающий всячески проявлял осторожность в утверждениях относительно NLF. По его словам, такого рода поток нелегко получить и легко разрушить. В частности, нанесением на законцовку большой эмблемы, что очень хотят отдельные авиакомпании. “Мы объясняем им, что нанесение большой эмблемы на законцовку может дать нежелательный эффект”, – говорит Озимек.

На уточняющие вопросы журналистов, какого рода знаки разрешается наносить на столь требовательную, но очень притягательную для “рекламщиков” поверхность, докладчик ответил жестко. “Я знаю точно, что на это место наносить логотипы не следует. И знаю причину почему”. По подсчетам источника, в масштабе глобальной системы воздушного транспорта использование AT Winglets обещает экономию топлива на сумму 3-4 миллиарда долларов.

Образование аэродинамика позволяет Озимеку говорить образно. В упрощенном виде AT Winglet он представляет как “обычную законцовку” (поверхность, обращенная вверх) с присовокупленной к ней нижней поверхностью. “Обычная законцовка” работает как ей положено, используя “концевой вихрь”, образованный при перетекании потока с нижней на верхнюю поверхность [базового] крыла.

Что касается нижней поверхности законцовки, то она, по словам Озимека, работает на увеличение размаха крыла при его нагружении. “Когда в крыльевые баки закачивают керосин, крыло под его весом прогибается вниз. Когда самолет разбегается по полосе, идя на взлет, на крыле возникают аэродинамические силы. Под их действием оно “разгибается”. Геометрически, крыло как бы прогибается вверх. При этом нижняя поверхность законцовки “поворачивается” кверху и геометрически как бы увеличивает размах крыла. “Отсюда получается преимущество в размахе. А размах [через удлинение] крыла – путь к увеличению его аэродинамической эффективности.

С одной стороны AT Winglet – инновация, впервые использованная американскими специалистами в конструкции Boeing 737MAX. С другой – тема законцовок не нова и, начиная с восьмидесятых годов прошлого века, довольно хорошо исследована. Boeing впервые применил законцовки внушительных размеров на модели 747-400. Его примеру последовал Airbus с небольшими устройствами типа “шайбочек” на семействе A320. Они, по информации Озимека, добавили к топливной эффективности крыла совсем немного, “от трех четвертей до одного процента” (специалисты Airbus дают большую цифру, 1-1,5%).

Почему же Boeing далеко не сразу установил законцовки на свои узко фюзеляжные самолеты? Озимек отвечает: “А потому, что они немало весят. И, кроме того, оснащенное ими крыло сильнее нагружается в концевой части; дополнительная нагрузка на кончик может достигать 15%. Поэтому приходится усиливать силовой набор, чтобы крыло выдержало эту дополнительную нагрузку. В прошлом, когда не было надежных и точных измерительных методов, мы считали, что улучшение аэродинамики, приносимое законцовками, нивелируется дополнительным весом от усилений силового набора. К настоящему моменту создан математический аппарат, который позволяет вести точные расчеты аэродинамики на компьютерах. Это в корне изменило ситуацию с законцовками. Они доказали свою полезность”.

“Информация сделает Вас свободными”

Проводя сравнение между существующими и будущими продуктами Airbus и Boeing, Озимек то и дело повторял: “It’s the [accurate] data that will set you free” (Правдивая информация сделает Вас свободными). В контекстном переводе на понятный язык имелось в виду, что точная статистика от уважаемых официальных источников позволяет провести корректный сравнительный анализ между самолетами конкурирующих производителей.

Читайте также:
Каким потенциалом роста обладает недвижимость на островах Карибского бассейна?

По мнению Озимека, таким источником может служить US Department of Transportation (Департамент транспорта США). Его сотрудники собирают и систематизируют данные американских авиакомпаний. Последние заполняют опросный лист Form 41. В него, в частности, заносятся данные по расходу топлива. Это – часть сведений, что хозяйствующие субъекты подают федеральным властям США по их требованию. Затем массив цифр обрабатывается, с целью корректного использования при сравнении.

“Так вот, когда Вы посмотрите данные Департамента, то увидите, что разница в расходе топлива в расчете на одно пассажирское кресло составляет 8%”, – заявляет Озимек. И продолжает: “По роду своей деятельности мне часто приходится сидеть на различных конференциях и скрипеть зубами, когда очередной выступающий с той стороны говорит о будто бы одинаковых расходах топлива для наших и его узкофюзеляжных самолетов. На самом деле, такого не может быть ни при каких обстоятельствах. Те же самые люди и сегодня продолжают утверждать, что четыре мотора на один самолет – хорошая идея применительно к дальним перелетам. Они договариваются до того, что, если самолет двухмоторный и у него откажет двигатель, то он непременно упадет в воду на полпути через Атлантику и акулы съедят несчастных пассажиров”.

Проводя собственное сравнение Airbus A320 и Boeing 737-800 – “центровых” моделей в сегодняшнем семействе узкофюзеляжных машин от грандов мирового авиастроения – Озимек обращает внимание, что американская машина имеет большую на 12 мест пассажировместимость. “Нас часто спрашивают, а почему, собственно? Отвечаю: да потому, что наш самолет длиннее на 88 дюймов. Обычно, шаг кресел между рядами 32 дюйма. Делим 88 на 32, получается как минимум два дополнительных ряда кресел по три места в каждом, – всего 12. Кроме того, наш самолет легче, и поэтому тратит меньше топлива. Все это вместе и дает нам преимущество в 8% по топливной эффективности при расчете на одного перевезенного пассажира”.

Не только лучшие расходные характеристики, а еще и большая дальность полета выделяет продукцию Boeing. “Мы давно приняли решение, что дальность полета наших самолетов будет больше, чем у конкурента. Авиакомпании пользуются этим преимуществом, открывая дальние маршруты”.

Кроме того, семейство 737 выделяется в лучшую сторону простотой конструкции и надежностью. На протяжении года эксплуатации это позволяет американским самолетам в среднем проводить в ангаре на три дня меньше. По словам Озимека, рынок давно “понял” различие между американскими и европейскими самолетами, и “ответил” лучшими оценками остаточной стоимости подержанных 737NG и лучшими лизинговыми ставками.

По мнению выступавшего, преимущества семейства самолетов 737NG по отношению к А320 передадутся паре 737MAX и A320neo. Поскольку, как утверждается, используемые на них моторы не отличаются расходными характеристиками, а американские лайнеры легче европейских (в частности, 737-7 на две тонны легче А319neo), – все это трансформируется в преимущество по операционным затратам (cash cost advantage). “Даже при сравнении рейсовых расходов мы выглядим лучше по причине меньшего веса конструкции. А большее число кресел, о котором я говорил выше, позволяет нам получить 8% преимущество перед конкурентом”. На приведенном слайде была следующая информация: A320neo имеет 150 (148) кресел против 162 у 737MAX 8. Последний выигрывает 1% по операционным затратам на рейс, и более 8% в расчете на перевезенного пассажира.

Таблица 1. Дальность полета и вместимость самолетов (по слайдам Boeing)

Таблица 2. Сравнение по весу конструкции в расчете на кресло, % (по слайдам Boeing)

Таблица 3. Двигатели семейства CFMI LEAP (wikipedia)

Boeing 737 max: характеристики, история создания, преимущества самолета

Новейшее семейство самолетов Boeing – 737 MAX 7, 737 MAX 8 и 737 MAX 9 по своим преимуществам и популярности обойдет Next-Generation 737, обеспечивая заказчикам непревзойденную топливную эффективность в сегменте узкофюзеляжных самолетов. Выкатка первого самолета семейства 737 MAX состоялась в декабре 2015 года. Согласно графику разработки 737 MAX, первый полет запланирован на 2016, а поставки заказчикам начнутся в четвертом квартале 2017 года. Усовершенствованная модель самолета, оборудованная новыми двигателями LEAP-1B производства CFM International, сократит расход топлива на 13 процентов по сравнению с самыми топливно-эффективными современными узкофюзеляжными самолетами. Последние усовершенствования конструкции, в том числе установка нового винглета Advanced Technology, сократит сопротивление, что будет способствовать дальнейшему улучшению эксплуатационных характеристик 737 MAX особенно при полетах на большие расстояния.

Сравнив показатели 737 MAX с показателями парка 100 самых топливно-эффективных современных самолетов, было выявлено, что эта модель сократит выбросы CO2 на 286 000 тонн, а сокращение расхода топлива составит почти 200 миллионов фунтов, что на практике означает более $100 миллионов экономии* на эксплуатационных расходах. Ожидается, что расход топлива 737 MAX снизятся на 8 процентов из расчета на кресло в сравнении с потенциальными конкурентами.

Более эффективные конструкционные решения, меньшая тяга двигателя, а также сокращение потребности в техническом обслуживании 737 MAX обеспечат заказчикам существенную экономию. 737 MAX 8 будет отличаться самыми низкими эксплуатационными расходами* в сегменте узкофюзеляжных самолетов, при этом расходы на кресло будут на 8% ниже, чем у A320neo. Благодаря внедрению новейшей технологии малошумных двигателей на 737 MAX, показатели шумового следа самолета снизятся на 40 процентов, а уровень эмиссии оксидов азота NOx на 50 процентов превзойдет требования стандарта CAEP/6 комитета ИКАО по защите окружающей среды от воздействия авиации.

Читайте также:
Два январских дня в Лаппеенранте (Финляндия): аквапарк, прогулки, шоппинг

99,7 процентов рейсов Next-Generation 737 вылетают в пределах 15 минут от времени установленного расписанием, учитывая лучшие в мире показатели регулярности этого самолета, 737 MAX превзойдет по надежности любой другой самолет. Точное соблюдение графика является основным критерием, обеспечивающим положительное впечатление пассажиров на рейсах малой дальности, а также сокращает расходы операторов на техническое обслуживание и персонал.

Благодаря совершенству конструкции модели, ежегодное количество пассажиров 737, чей рейс был задержан, ниже, чем у конкурентов. Парк из 100 самолетов Next-Generation 737, выполняющих 5 рейсов в день, по сравнению с аналогичным парком A320, имеет на 590 меньше задержек, таким образом сокращая количество задержанных в аэропортах пассажиров на 66 600 человек. Компания Boeing производит те усовершенствования, которые в будущем обеспечат заказчикам 737 MAX необходимую им топливную эффективность, при этом сохраняя непревзойденную надежность конструкции Next-Generation 737.

Салон Boeing Sky Interior, популярный среди пассажиров будет предоставляться в стандартной комплектации 737 MAX. Годы исследований впечатлений, полученных от полетов, позволили создать салон Boeing Sky Interior модели 737, особенности которого включают современные плавные контуры стен, привлекающие внимание пассажиров к виду из окна и обеспечивая больше положительных впечатлений от полета. Среди других преимуществ салона представлены более вместительные шарнирные багажные полки, благодаря которым увеличивается пространство салона. Такие багажные полки позволяют пассажирам размещать ручную кладь и компактные чемоданы рядом со своим креслом, обеспечивая дополнительный комфорт и больше пространства для ног.

Модернизированная конструкция кнопки контроля индивидуального освещения расположена так, что ее уже нельзя будет перепутать с кнопкой вызова бортпроводника. Установка динамиков в каждом ряду позволит улучшить качество звука и слышимости объявлений, передаваемых по громкой связи, а новые решетки забора воздуха защищены от несанкционированных манипуляций, повышая уровень безопасности полета.

30 ноября 2015 года был выпущен первый опытный образец с бортовым номером N8701Q. Первый полёт модели Boeing 737 MAX 8 семейства состоялся 29 января 2016 года.

ЛТХ:

Модификация Boeing 737 Max 8
Размах крыла, м 35.90
Длина самолета, м 39.50
Высота самолета, м 12. 30
Площадь крыла,м2
Масса, кг
пустого снаряженного самолета 71000
максимальная взлетная 82191
Тип двигателя 2 ТРДД CFM International LEAP-1B
Тяга, кгс 2 х 12700
Максимальная скорость, км/ч 925
Крейсерская скорость, км/ч 842
Практическая дальность, км 6 704
Практический потолок, м 12500
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка 200 или 175 пассажиров в 1 классе или 162 в 2-х классах

Фотографии:

Boeing 737 Max 8 (c) boeing.com
Boeing 737 Max 8 (c) jbp274
Boeing 737 Max 8 (c) Vicente Quezada
Пассажирский салон Boeing 737 Max (c) boeing.com
Кабина пилотов Boeing 737 Max (c) boeing.com

Схемы:

Как не стать жертвой авиабилетных мошенников

Зачастую желание недорого купить билеты на самолет приводит пользователей интернета к мошенникам. Насколько дешевле может быть авиабилет у надежного сайта-агрегатора, чем у перевозчика? Как определить, что вы имеете дело в авиамошенниками? Какая самая популярная схема билетных аферистов? Почему обмануть могут даже после получения маршрутной квитанции? И – главное – что делать и куда обращаться, если столкнулись с авиаобманом?

Как обманывают с авиабилетами

У авиамошенников нет единой схемы, но есть признаки, которые должны насторожить потенциальных клиентов.
Проявите особую бдительность, если:

  • цены на билет на самолет слишком низкие (она может быть на 5-10% ниже стоимости на сайте авиакомпании, на 50% – нет);
  • онлайн-консультант чересчур навязчив;
  • контактный номер не работает, обратной связи нет;
  • в сети Интернет нет отзывов от пользователей сайта-агрегатора.

Чаще всего мошенники ищут клиентов на тематических форумах и в социальных сетях. К предложениям на этих ресурсах нужно быть предельно внимательными.
Еще один характерный признак – сайт предлагает разные варианты способы оплаты, но везде получатель – физическое лицо.

При отказе от оплаты мошенники запугивают клиента. Чаще всего они угрожают подать в суд или внести потенциального пассажира в блэк-лист авиакомпаний. Внимание! Такого черного списка не существует.

Одна из самых популярных схем – представиться сотрудником авиакомпании (или родственником сотрудника) и объяснить низкую стоимость билетов корпоративными тарифами и скидками «для своих». Такой «продавец» быстро переводит разговор в режим личных сообщений и торопит со сделкой.

Если появились малейшие сомнения в надежности ресурса, пользоваться его услугами не стоит.

Как избежать авиамошенничества

  • Дешевые авиабилеты ищите на агрегаторах: UniTicket, Aviasales и Kiwi.com
  • Отели ищите на RoomGuru – этот сервис сравнивает цены по всем системам бронирования, включая Booking.com и Agoda.com.
  • Сравнивать цены на прокатные авто лучше на EcomonyBookings или Myrentacar
  • Съездить в незабываемое авторское путешествие YouTravel

Как не быть обманутыми с авиабилетами:

  1. Внимательно прочтите название авиаперевозчика, изучите документы продавца, проверьте, действительно ли такая организация существует.
  2. Обратите внимание на домен. Если он не зарегистрирован на территории России, вернуть деньги будет практически нереально.
  3. Не реагируйте на сообщения в личной переписке в социальных сетях.
  4. Не оплачивайте авиабилеты через онлайн-кошельки.
  5. Не покупайте авиабилеты у физических лиц.

Если вы уже получили маршрутную квитанцию, посмотрите на данные. В случае обмана цены, указанные в ней, будут выше вашей стоимости.

Еще один характерный признак – сайт предлагает разные варианты способы оплаты, но везде получатель – физическое лицо.
При отказе от оплаты мошенники запугивают клиента. Чаще всего они угрожают подать в суд или внести потенциального пассажира в блэк-лист авиакомпаний. Внимание! Такого черного списка не существует.
Особое внимание обратите на адрес сайта. Иногда мошенники копируют сайт популярного агрегатора и даже авиакомпании и создают так называемый фишинговый сайт. Название может отличаться от настоящего буквально на один символ или букву.

Аферисты предпочитают сайты в зоне .com, т.к. для их блокировке нужно больше времени, чем .ru.

Если сайт молодой, покупать на нем авиабилеты рисковано. В интернете есть списки сайтов-аферистов, однако иногда они пополняются не очень оперативно. Проверить возраст сайта можно на ресурсе who.is.
Например, с помощью этого сервиса можно посмотреть, что сайт UniTicket.ru был создан в 2016 году, значит, вполне заслуживает доверие.

Где безопасно покупать авиабилеты

Чтобы не оказаться жертвой мошенников, приобретать билеты на самолет следует только на официальных сайтах авиакомпаний или у проверенных агрегаторов, таких как Юнитикет.ру. На подобных сайтах тоже есть рекламные акции и недорогие предложения. Посмотрите, как найти дешевые авиабилеты на надежных сайтах, это надежнее, чем пользоваться услугами сомнительных ресурсов.
После сделки билет должен оказаться у вас в течение 15 минут. Если этого не произошло – сразу обращайтесь к продавцу или непосредственно в авиакомпанию.

Как проверить билет на самолет

Даже если вы получили авиабилет на электронную почту, терять бдительность не стоит. Он может быть ненастоящим. Точнее, аферисты на самом деле забронируют билет и вышлют маршрутную квитанцию. Но карта, по которой мошенники проводили оплату, поддельная или ворованная. Соответственно, банк заблокируют карту и произведённые с ее помощью операции.
Самый надежный способ удостовериться, что билет подлинный, проверить его на сайте авиакомпании. Для этого нужно ввести номер билета (либо код сканирования). Также можно позвонить в колл-центр перевозчика. Ненастоящий билет просто не пройдет проверку.
Проверить билет можно и с помощью одной из глобальных систем бронирования. Крупных – всего четыре:

  • Amadeus (Амадеус);
  • Sabre (Сейбр);
  • Сирена (Сирена Тревел);
  • Galileo (Галилео).

Пассажир вводит номер брони и свою фамилию на латинице, после чего сайт сообщит данные о перелете и статус оплаты билета. Для большей надежности проверьте билеты еще раз через неделю после покупки.
Особо бдительные клиенты договариваются, что оплатят авиабилет только после получения посадочного талона. Аферисты соглашаются на такой шаг. Схема действует такая же, как и с маршрутной квитанцией, просто билет бронируется за несколько часов до вылета.

Обман с авиабилетами: как вернуть деньги

Если вас обманули с билетами на самолет, можно попытаться вернуть деньги. Шанс на успех есть, если оплата была произведена с помощью платежных систем. Нужно обратиться в банк с просьбой отменить транзакцию, т.е. осуществить чарджбэк.

Чтобы провести чарджбэк, заявление в банк нужно подать как можно скорее.

Мошенничество необходимо доказать. Сделать это помогут:

  • скриншоты переписки;
  • данные о сайте;
  • выписку о снятии средств.

После того, как доказательства признают убедительными, заявление отправят в представительство платежной системы (Мир, Visa, Mastercad). Там принимают решение по каждому обращению индивидуально.

Если же оплата происходила через онлайн кошелек, деньги вернуть не получится.
После того, как вы связались с банком, обратитесь в полицию и напишите заявление.

Как не пролететь с авиабилетом: 6 способов распознать интернет-мошенников

20 октября 2016 18:00

Новогодние каникулы не за горами. Те, кто не готов потратить свободную неделю на оливье и голубые огоньки, вовсю ищут, куда бы слетать на праздники. Набирают в поисковике: «Дешевые билеты на Новый год в Таиланд» (Сочи, Иркутск, Стамбул – нужное подчеркнуть). Ууууу, как все дорого. О, а вот прекрасный сайт, на тот же самый рейс билеты на 5 тысяч дешевле. Надо брать!

А дальше вполне может произойти следующее. Проверяете даты и цены, вводите паспортные данные, номер кредитки. Деньги списаны. Может быть даже на мобильный телефон или электронную почту приходит подтверждение: поздравляем, вы успешно оплатили ваши авиабилеты! Вот только сам билет почему-то не присылают ни сегодня, ни завтра. Телефон, указанный на сайте, не отвечает. Турист начинает подозревать неладное и звонит в авиакомпанию. А там, как вы уже догадались, про билеты ни сном ни духом. Более изощренный способ — вам и билеты пришлют. А то, что они поддельные, выянится лишь в аэропорту.

Мошеннических сайтов, которые под видом продажи авиабилетов банально воруют деньги, сотни, уверяют эксперты! Активизируются они в то же самое время, когда народ начинает массово планировать поездки. И сейчас, в кризис, когда людям особенно важно сэкономить.

– Сделать подобный сайт можно буквально на коленке. Сегодня это fly-far-away.ru, а завтра cheapseats.com. Как правило, мошенники продают 20-30 поддельных билетов и открывают новую страницу. Так что даже черного списка не создать! – не радует PR-директор туристического поисковика Avisales Янис Дзенис.

– Сделать на сайте фальшивую форму бронирования – не такая ж сложная задача для киберпреступников. Чтобы сайт не вызывал подозрений, фальшивки по дизайну похожи на популярные сайты бронирования билетов. Мошенники выкупают веб-адреса, напоминающие названия настоящих сайтов, только меняют там одну букву, – дополняет PR-менеджер Skyscanner Дмитрий Хаванский.

КАК ОТЛИЧИТЬ НАДЕЖНЫЙ САЙТ ОТ ФАЛЬШИВОБИЛЕТЧИКОВ

Что должно насторожить, а какие признаки – наоборот, говорят о том, что сайт честный?

Критерий 1: Цена

– Если онлайн-сервис предлагает билеты на 30%, а то и 50% дешевле, чем у конкурентов, – это повод насторожиться, – уверена Оксана Луговая, директор по клиентскому опыту онлайн-сервиса бронирования путешествий OneTwoTrip.

– Не делайте имупльсивных покупок. Изучите предложения на других сайтах, поймите, какова средняя цена, где верхние и нижние границы. И ориентируйтесь на среднюю и чуть выше, – советует Григорий Луговой, представитель туроператора и онлайн-трэвел агентства Biletix.

– Но это не значит, что любой дешевый билет — подделка! Дешевые авиабилеты и правда существуют, например, когда авиакомпания проводит распродажу. Улететь бизнес-классом в Бангкок за 18 000 рублей реально! Просто обязательно проверьте ценs и на других сайтах – если везде порядок тот же, можете быть спокойны, – добавляет оптимизма Янис Дзенис.

Кстати, а почему на сайте самой авиакомпании билеты часто дороже, чем у агентов? Вроде бы должно быть наоборот, иначе на чем бы продавцы зарабатывали? На самом деле тут все просто. Онлайн-агентства за каждый проданный билет получают от авиакомпании комиссию. Чтобы привлечь клиентов, частью этой комиссии они вполне могут пожертвовать — и снизить цену. Но не вдвое!

Критерий 2: А кто все эти люди?

– У серьезной компании на сайте есть раздел, где указан юридический адрес и контактная информация. Также крупные онлайн-сервисы по продаже авиабилетов имеют аккредитацию IATA (Международной ассоциации авиатранспорта), – разъясняет Оксана Луговая из OneTwoTrip.

– С помощью сервиса whois.net вы сможете узнать, как давно был создан сайт (если пару месяцев назад, с ним все ясно). Также вам поможет сайт настоящйбилет.рф, – дает наводки Янис Дзенис.

– Проверьте, упоминается ли этот сайт в СМИ. Загляните в новостной агрегатор – например, в Яндекс.Новости или Google.Новости. Если поиск выдаст новости четырех- или пятилетлетней давности с упоминанием данной компании, то это повод включить ее в шорт-лист надежных продавцов, – продолжает Григорий Луговой. – Будьте внимательны к написанию имени сайта. Часто мошенники подстраиваются под известные бренды, например, выбирая похожее название (Billetix вместо Biletix) или изменяя домен первого уровня (Biletix.md вместо Biletix.ru).

Критерий 3: Отзывы в интернете

– Поищите отзывы об сайте. Да, нужно понимать: чаще всего люди оставляют отзывы в Интернете, если остались чем-то недовольными. В любом случае, если посты оставлены несколько лет назад – значит, компания долго существует на рынке и это положительный сигнал, – еще один совет Григория Лугового (Biletix).

Критерий 4: Способ оплаты

– Мошенники часто предлагают клиенту оплатить покупку переводом с карту на карту или с помощью электронного кошелька. Надёжные компании работают только с авторизованными платежными системами (Visa, MasterCard и т. д.) и крупными банками, – обращает внимание на важну деталь Оксана Луговая.

Критерий 5: Метапоисковики.

Самый простой способ: не набирайте в Яндексе или Google «дешевые билеты в Сочи». Идите на сайты-агрегаторы, они же метапоисковики: Яндекс.Авиабилеты, Aviasales, Skyscanner, Momondo. Сами они ничего не продают, а собирают информацию о ценах на билеты по всему Интернету – у самих авиакомпаний, онлайн-агентств, турфирм. С каждым из продавцов у метапоисковиков есть контракт. И уж они-то проверяют партнеров посерьезнее, чем мы с вами. Так что если вы перешли на сайт по ссылке с метапоисковика — можете быть спокойны.

Критерий 6: Социальные сети и мобильные приложения

– Посмотрите, как долго ведутся страницы компании в социальных сетях, и ведутся ли вообще. Нет – очень плохо. Если видите историю страницы за несколько лет назад – хорошо, – считает Григорий Луговой.

Лучше, если помимо сайта у компании есть мобильное приложение с историей, отзывами, хорошим рейтингом. Разработка и поддержание мобильного приложения – это дополнительные затраты, на которые компании-однодневки вряд ли пойдут, – добавляет Оксана Луговая.

КСТАТИ

Билет уже куплен, а теперь стало страшно – есть ли он на самом деле? Как проверить подлинность электронного билета?

– У вас на билете должен быть указан номер бронирования, – рассказывает Дмитрий Хаванский, эксперт сайта по поиску авиабилетов, отелей и аренды автомобилей Skyscanner. – Его, в свою очередь, можно проверить на сайте авиакомпании (найдите там раздел «Проверить бронирование», «Управление бронированием» и т. п. и введите фамилию и номер брони). Другой способ проверки — сайты глобальных систем дистрибуции, которыми пользуются авиакомпании:

Иногда на появление брони в этих системах может потребоваться до 24 часов после оплаты.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО “ИД “Комсомольская правда”. ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: