Что нужно знать о коронавирусе, стоит ли ехать в Юго-Восточную Азию на отдых?

Правила въезда во Вьетнам для российских туристов с 1 января 2022 года

Вьетнам — туристическое направление, пользующееся с каждым годом всё большим спросом у российских туристов. В этой статье рассмотрим нюансы въезда россиян в 2022 году, связанные с пандемией коронавируса во Вьетнаме.

Какие сейчас действуют правила въезда для российских туристов при посещении Фукуока, Муйне, Нячанга, Дананга и других курортных городов. Нужно ли в 2022 году находиться на карантине по прилёту во Вьетнам, и достаточно ли будет однокомпонентной вакцины «Спутник Лайт».

  1. Правила въезда во Вьетнам для россиян в 2022 году
  2. Нужен ли ПЦР-тест и на каких условиях
  3. Часто задаваемые вопросы
  4. Подытожим

Правила въезда во Вьетнам для россиян в 2022 году

Нужно ли вакцинироваться и какие вакцины сейчас одобрены вьетнамской стороной для въезда. Допускаются только вакцинированные российские туристы при наличии действующего сертификата вакцинации двухкомпонентным «Спутником V», другие вакцины недействительны.

Въезд разрешается по двум вариантам сертификата: русский или русско-английский. Поля сертификата заполняются данными загранпаспорта, всё это можно сделать на «Госуслугах».

С вакцинацией однокомпонентным «Спутником Лайт» отдохнуть во Вьетнаме не получится.

Нужно ли соблюдать карантин, находясь на территории Вьетнама? Сегодня в стране действует карантин, и туристы могут находиться исключительно на территории отеля. Однако, если с туроператором заключены соответствующие соглашения (узнавайте при покупке тура), можно выезжать на экскурсии, оговоренные в соглашениях с принимающей стороной.

Нужен ли ПЦР-тест и на каких условиях

Для въезда всем туристам из России, включая детей всех возрастов, нужно сделать ПЦР-тест не позднее, чем за 72 часа до прибытия во Вьетнам и предоставить отрицательный результат, можно в распечатанном виде на английском языке (пользуйтесь «Госуслугами»).

По прибытии сдается бесплатный экспресс-тест сразу же в аэропорту. На третий день пребывания все туристы обязаны сдать бесплатный ПЦР-тест в отеле.

Часто задаваемые вопросы

Нужна ли виза во Вьетнам россиянам?

  • Виза не нужна, если вы приехали на срок до 15 дней. Если в ваших планах остановиться на подольше можно оформить электронную и получить её по прилёту в аэропорт.

Нужен ли загранпаспорт?

  • Для въезда во Вьетнам загранпаспорт россиянам необходим.

Если результат ПЦР-теста в отеле окажется положительным, что делать?

  • При положительном ПЦР-тесте заболевшего изолируют в номере вместе с его спутниками. ПЦР-тесты проводят повторно каждые 2-3 дня (всем изолированным людям) и оплачиваются они отдельно. Чтобы компенсировать расходы на эти мероприятия, нужно связаться со своей страховой компанией.

Какова минимальная длительность поездки?

  • Минимальное время проживания должно быть не менее 7 ночей.

Нужно ли ещё что-нибудь, помимо бесконечных тестов на коронавирус?

  • Необходимо установить приложение IGOVN, в котором надо заполнить заранее требуемые поля, а также загрузить указанные документы. Ещё понадобятся две фотографии 4 на 6 для каждого туриста, не важно, черно-белые или цветные.

Принимает ли Вьетнам индивидуальных туристов?

  • Нет, только туристические группы.

Подытожим

Вьетнам — был и остаётся привлекательным туристическим направлением ЮВА, но в 2022 году с ним по прежнему хватает мороки. Нормально не погулять, из отеля не выйти, если только на разрешенную экскурсию. Но хотя бы не поселят в подвал, если заболеете коронавирусом, будете изолированы в приличном номере.

Если предпочитаете большую часть времени находиться в отеле, то вам это подойдет, а вот любителям более активного отдыха лучше подождать более благоприятных условий для въезда, а сейчас выбрать Шри-Ланку — самую лояльную к россиянам страну Юго-Восточной Азии.

Что важно знать при заражении COVID-19 на отдыхе за границей. Инструкция

Число туристов, которые с августа прошлого года, когда Россия возобновила авиасообщение с другими странами, обратились в страховые компании в связи с заражением на отдыхе коронавирусной инфекцией, исчисляется несколькими сотнями, выяснил РБК.

С августа по декабрь 2020 года в «Ингосстрах» поступило около 120 связанных с коронавирусом обращений от находящихся на отдыхе за границей клиентов, сообщил РБК начальник управления урегулирования убытков розничного бизнеса страховщика Максим Максимкин. За прошедшие новогодние праздники «Ингосстрах» зафиксировал 21 подобное обращение. В «АльфаСтраховании» с августа 2020 года по 10 января 2021-го зафиксировали свыше 150 связанных с COVID-19 обращений по полисам страхования путешествующих, из них около 20 пришлось на новогодние праздники, рассказал начальник отдела андеррайтинга и методологии компании Антон Колегов.

Доля в общем количестве заболеваний, а соответственно, и вероятность заболевания COVID-19 при поездках небольшая — в пределах 1%, успокаивает руководитель управления страхования путешествующих Страхового дома ВСК Марина Меликьян. Компания в 2020 году урегулировала 69 обращений по случаям, связанным с коронавирусом, при путешествиях за рубеж. Всего страховщик за этот период зафиксировал около 12,5 тыс. обращений за медицинской помощью по страховке. На 10 тыс. застрахованных приходится всего четыре обращения в связи с коронавирусом, из них 99% — легкие и не требующие госпитализации случаи, констатирует представитель страховой компании ERV, не уточняя абсолютные цифры.

Всего во время пандемии за рубежом отдохнули несколько миллионов соотечественников: одну только Турцию в августе—ноябре посетили, по данным местной статистики, 1,7 млн россиян.

РБК собрал информацию о том, к чему должен быть готов турист, отправляющийся на отдых по пяти наиболее популярным сейчас направлениям: в Турцию, Танзанию, ОАЭ, на Кубу и на Мальдивы.

Сделать тест накануне поездки

Турция и Куба. Путешественники, прибывающие в страну, должны предоставлять результаты отрицательного ПЦР-теста, сделанного за 72 часа до въезда. При поездках в Турцию эту справку нужно предоставлять при регистрации на рейс еще в России.

Мальдивы и ОАЭ. ПЦР-тест с отрицательным результатом должен быть сделан не ранее чем за 96 часов до прибытия в страну. Справка для въезда на Мальдивы должна быть на английском языке. При въезде в ОАЭ принимают результаты тестов, сделанных только в одобренной лаборатории, а справка должна быть на английском или арабском языке и обязательно в распечатанном виде (в электронном виде на мобильном телефоне справки не принимаются). Распечатанную копию справки могут попросить во время регистрации на рейс в России. Дети до 12 лет тест до въезда в ОАЭ могут не сдавать.

Читайте также:
Визовый центр Италии в Самаре официальный сайт, адрес итальянского визового центра

Танзания. Справка об отрицательном результате теста на COVID-19 для въезда не требуется.

Если турист перед поездкой приобрел полис со страхованием от невыезда, то положительный результат сделанного до вылета теста на коронавирус признается страховым случаем, напоминают в ERV. За возмещением необходимо обратиться в страховую компанию. У туроператоров при выборе соответствующего тарифа также была предусмотрена возможность при подтвержденном диагнозе COVID-19 вернуть полную стоимость тура или перенести его даты, уточняет представитель «Интуриста» Дарья Домостроева.

Если коронавирус обнаружили уже на отдыхе

Турция

  • Обязательный тест на коронавирус в аэропорту: нет.
  • Контроль температуры: да. В аэропорту пассажиру с повышенной температурой после осмотра врача могут провести бесплатный ПЦР-тест. Если результат отрицательный, пассажир может покинуть аэропорт и отправиться в отель. На входе и выходе из отеля, а также на его территории отдыхающим также могут измерять температуру.
  • Если по результатам теста выявили COVID-19: пассажира с положительным результатом теста, а также его семью (если он летел не один) доставляют на специальном транспорте в больницу. Решение о дальнейшей госпитализации будут принимать врачи сервисной компании. Пациентов с тяжелыми симптомами заболевания могут госпитализировать, с легкими — отправить на изоляцию в специальный номер забронированного отеля. Находящиеся на карантине могут при этом выходить на балкон своего номера, напоминает Домостроева из «Интуриста». После получения отрицательного результата теста туриста переведут в обычный номер.
  • Что ждет тех, кто контактировал с заболевшим. Поголовной проверки на наличие заражения и принудительной госпитализации всех постояльцев отеля нет, отмечают в ERV. Но во время полета в Турцию путешественники заполняют анкеты, в которых указывают, где они остановятся в стране, а также контакты туроператора, у которого покупали путевку. В случае если на рейсе был инфицированный пассажир, данные анкет позволяют установить, кто контактировал с ним во время полета (два кресла впереди, сзади и по бокам, а если больной сидел у прохода — лица, сидевшие по диагонали впереди и сзади). Если во время отдыха выяснится, что кто-то из постояльцев контактировал с заболевшим пассажиром (сидел в определенном радиусе от него), то туриста помещают на изоляцию в специально выделенные номера или корпуса на территории отеля и делают тест на COVID-19. При отрицательном результате турист может продолжить свой отдых без ограничений, но расходы на проведение теста он оплачивает сам, добавляют в ERV.

Не забудьте про страховку

Алгоритм действий для туриста, у которого выявили COVID-19, всегда один — он должен сразу связаться с сервисной компанией. Ее номер указан в его страховом полисе, который приобретался при выезде за рубеж.

Сотрудники сервисного центра, исходя из сложившейся ситуации и действующего регламента в стране, помогут организовать лечение, указывают в ERV. Застрахованному проведут диагностику и организуют медицинскую помощь, а также предоставят всю информацию по соблюдению режима самоизоляции, отмечает Колегов из «АльфаСтрахования».

Куба

  • Обязательный тест на коронавирус в аэропорту: да. Его проводят бесплатно по прилете. Результаты будут готовы в течение 24 часов — в это время туристы могут свободно передвигаться по отелю. При отрицательном результате теста можно выходить за пределы отеля.
  • Контроль температуры: да. В аэропорту при въезде, на территории отеля, а также в аэропорту при вылете. Если при вылете температура будет высокой, пассажиру не разрешат сесть в самолет.
  • Если по результатам теста выявили COVID-19: заболевший будет помещен в отдельный изолятор до следующего теста. В ERV указывают, что он проводится через девять дней. Для больных COVID-19 на Кубе, по словам Домостроевой, выделен специальный отель. Если результат теста будет отрицательным, турист может продолжить отдых в своем отеле, при положительном он пробудет в изоляторе еще девять дней до следующего теста, добавляют в ERV.
  • Что ждет тех, кто контактировал с заболевшим: спутников туриста, у которого результат сданного по прилете ПЦР-теста окажется положительным, изолируют в карантинной зоне отеля с индивидуальным питанием. Там они будут находиться, пока не получат подтверждение, что не инфицированы. Тесты у контактных лиц проводятся через пять дней, добавляют в ERV.

Мальдивы

  • Обязательный тест на коронавирус в аэропорту: нет. Но по прилете на Мальдивы в аэропорту проводят медицинский осмотр пассажиров, он также проводится при вылете. Путешественники с симптомами болезни (кашель, чихание, температура выше 38 градусов) обязаны пройти дополнительный ПЦР-тест — он делается за счет пассажира и стоит около $100.
  • Контроль температуры: да. В аэропорту по прилете и на вылете.
  • Если по результатам теста выявили COVID-19: при положительном ПЦР-тесте туриста направляют в государственный карантинный центр или в больницу, указано на сайте туроператора «Пегас Туристик». В ERV уточняют, что туристов могут поместить на карантин в специализированный отель: при бессимптомном заболевании срок изоляции составляет 14 дней. После окончания карантина туристу выдаются на руки документы от местного Минздрава.
  • Что ждет тех, кто контактировал с заболевшим: если заболевший отдыхал не один, его компаньонам также проводят ПЦР-тест. Но даже если его результат отрицательный, они все равно должны будут находиться на карантине 14 дней. Туристам, которые проходят карантин в отеле, государственном карантинном центре или больнице, запрещено покидать остров до полного официального снятия карантинного режима и других ограничений.

ОАЭ

  • Обязательный тест на коронавирус в аэропорту: да.
  • Контроль температуры: да. В аэропорту по прилете и при вылете домой.
  • Если по результатам теста выявили COVID-19: заболевший должен будет соблюдать режим изоляции и следовать рекомендациям органов здравоохранения Дубая, также ему потребуется скачать мобильное приложение COVID-19. В ERV отмечают, что по решению местного Минздрава заболевший турист может быть на изоляции либо в отеле, забронированном в рамках тура, либо в специализированном отеле-обсерваторе. Карантин при положительном ПЦР-тесте в случае бессимптомного заболевания длится 14 дней.
  • Что ждет тех, кто контактировал с заболевшим: спутники туриста, у которого выявили COVID-19, сдают ПЦР-тест. Если результат отрицательный, они могут продолжить отдых и вылететь своим рейсом — карантин не требуется.
Читайте также:
Лучшие отели Бали 5* для отдыха на берегу моря

Танзания

  • Обязательный тест на коронавирус в аэропорту: нет.
  • Контроль температуры: да. В аэропорту по прилете. Если у сотрудников аэропорта возникнут сомнения, они могут предложить пройти тест на коронавирус. Стоимость — $100.
  • Если по результатам теста выявили COVID-19: заболевшего поместят за его счет на 14-дневный карантин в отель или больницу — рекомендации должен дать медицинский персонал. При осложнениях, как рассказывают страховщики, больного могут перевезти с острова Занзибар на материк.
  • Что ждет тех, кто контактировал с заболевшим: в размещенных на сайтах правилах посещения Танзании нет информации о том, с какими ограничениями могут столкнуться спутники туриста с положительным ПЦР-тестом.

Турист сам почувствовал симптомы COVID-19 на отдыхе

Страховые компании в этом случае рекомендуют сразу обратиться в сервисный центр, номер которого указан в страховом полисе.

Турист, который почувствовал недомогание на отдыхе, должен незамедлительно сообщить об этом сотрудникам отеля, указано в размещенных на сайте туроператора «Пегас Туристик» правилах посещения Мальдив. До выяснения причины недомогания отдыхающему будет запрещено покидать свой номер. При схожих с COVID-19 симптомах ему назначат тест. Если результат будет отрицательным, турист сможет перемещаться по отелю, но будет обязан носить маску.

Если турист, отдыхающий на Занзибаре, обнаружит симптомы COVID-19 во время сафари, он будет доставлен в ближайшую больницу или клинику, указано на сайте туроператора Coral Travel. При необходимости его могут эвакуировать санитарной авиацией, но за дополнительную плату — уточняется, что каждый турист должен иметь страховой полис, покрывающий случаи COVID-19.

В случае если турист решил пройти тестирование на COVID-19 по собственной инициативе, информировать об этом местные власти не требуется, но при положительном результате медучреждение, где он сдавал тест, передаст эти данные административным органам, говорит Максимкин. При отрицательном результате турист, как правило, может продолжить свой отдых или улететь домой.

Поможет ли страховка при заболевании

Если результат теста отрицательный: страховые компании не признают это страховым случаем. Расходы на тестирование с целью диагностики при отрицательном результате страховой компанией не оплачиваются, предупреждает Максимкин. Это же касается расходов в том случае, если застрахованное лицо, в том числе контактировавшее с заболевшим, попало на карантин, но диагноз COVID-19 у него не подтвердился, указывает Колегов. Но если во время карантина или изоляции у туриста возникнет другое заболевание (пищевое отравление или зубная боль), ему возместят расходы на лечение, обнадеживают в ERV.

Если результат теста положительный: туристу оплатят лечение и транспортные расходы для возвращения домой, например обратный перелет, если он пропустил рейс, но только в пределах застрахованной суммы. Размер страхового покрытия выбирает сам турист, когда приобретает полис (от этого зависит и его стоимость). У ERV, например, при покупке полиса на сайте страховая сумма, предусматривающая затраты на лечение COVID-19, определена как €50–100 тыс. (но следует учитывать, что в случае тяжелого заболевания или, например, при перевозке санитарной авиацией с Занзибара на материк в Танзании сумма €50 тыс. может не покрыть все расходы). У «Согласия» полисы для выезжающих за рубеж покрывают расходы в пределах страховой суммы 30–100 тыс. у.е. (в долларах или евро — по выбору застрахованного), при этом на медицинские расходы непосредственно по COVID-19 установлен лимит (как минимум 5 тыс. у.е.).

Важно помнить, что стоимость проживания на карантине могут и не компенсировать. Или, как отмечают, например, в ERV, для такого карантина установлен лимит — €300 или $300 на весь его срок.

Есть случаи, когда отели идут навстречу попавшему на карантин туристу: например, в Турции отели с так называемым сертификатом здоровья берут на себя обязательство оплачивать все расходы, связанные с проживанием и питанием изолируемого.

Формы оплаты счетов различаются: в некоторых случаях турист может столкнуться с необходимостью оплатить счета на месте самостоятельно, а потом по подтверждающим документам получит возмещение от страховой компании. Но в случае если требуется госпитализация или дорогостоящая операция на несколько тысяч долларов, у туриста может не быть такой суммы, поэтому об оплате с больницей договаривается сервисный центр, объясняют в ERV.

Конкретный пример страхового случая

Осенью муж, жена и ребенок, застрахованные в ERV, отправились на отдых в Турцию. 19 октября жена обратилась в сервисный центр с симптомами простуды, ей был проведен тест на COVID-19, который оказался положительным, и было принято решение отправить ее на лечение в больницу.

У мужа и ребенка симптомов не было, но при этом тесты оказались положительными, и они были помещены на изоляцию в номере отеля, где также проходили лечение.

29 октября жена после выздоровления была выписана из больницы и улетела в Россию, при этом муж и ребенок оставались на лечении в номере до 31 октября, пока тесты не показали отрицательные значения. 31 октября они вылетели домой. В данной ситуации ERV оплатила лечение жене, а также обратные авиабилеты для всей семьи, так как свой рейс они пропустили.

Сколько стоит лечение

Подхватившим коронавирус на отдыхе чаще всего не требуется ни активное лечение, ни госпитализация: в 90% случаев при положительном тесте заболевание проходит бессимптомно или со слабо выраженными симптомами, констатирует Меликьян. Но даже в тех случаях, когда лечение не требуется, расходы оказываются, по ее словам, внушительными: сюда входят как минимум три теста, обсервация и обратные билеты, поскольку чаще всего находящийся на карантине турист не успевает улететь в запланированный срок.

Основную долю составляют расходы на обсервацию (проживание в гостинице в течение 10–14 дней в специально отведенных номерах или корпусах) и обратные билеты, стоимость которых в высокий сезон и с учетом сроков покупки в несколько раз выше, чем у тех, которые изначально приобретал турист. В среднем расходы на случай бессимптомного заболевания COVID-19 в Турции, по оценкам ВСК, составляют от 100 тыс. руб., при поездках в ОАЭ — до 200 тыс. руб.

Читайте также:
Погода в Анталии в ноябре 2022 температура воды и воздуха. Отзывы, фото

При госпитализации стоимость лечения очень сильно зависит от тяжести заболевания, но, например, в Турции расходы на лечение ковидного больного в госпитале в среднем составляют около $6–8 тыс. Самый дорогой случай лечения ВСК зафиксировала также в Турции: госпитализация обошлась в $12 тыс., а последующая медицинская транспортировка санавиацией — в $35 тыс. Страховой суммы по полису для покрытия всех расходов не хватило, и родственникам застрахованного пришлось доплачивать за транспортировку в Россию.

Если отдых стал последним

В Турции во время курортного сезона 2020 года в августе—октябре умерли 11 россиян, у которых на отдыхе был выявлен COVID-19 (всего коронавирус был обнаружен за это время у 326 российских туристов), сообщал в ноябре российский посол в Турции Алексей Ерохов. В октябре страховая компания «Согласие» урегулировала страховой случай в Турции, компенсировав медицинские расходы и организовав посмертную репатриацию россиянина в Уфу. Мужчина 1960 года рождения прилетел на отдых в Анталью из Башкирии и в конце октября скончался из-за COVID-19.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ
“О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 27 июля 2010 г., 7 мая, 2 июля 2013 г., 24 ноября 2014 г., 3 ноября 2015 г., 27 ноября 2017 г., 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Законом урегулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, для рассмотрения которых установлен иной порядок. Порядок рассмотрения также распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Определяются требования, которые предъявляются к оформлению письменных обращений граждан, а также к обращениям, направляемым по информационным системам. Установлен исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению. К ним относятся: анонимные обращения, за исключением сообщений о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, обращения, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан, повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматриваются в течение 30 дней. Регламентируется порядок действий органов власти и должностных лиц при поступлении обращений по вопросам, не относящимся к их компетенции. Устанавливаются общие правила ведения личного приема граждан.

Установлена ответственность должностных лиц за нарушение порядка работы с обращениями граждан, а также предусмотрена возможность взыскания в судебном порядке с самих граждан расходов, понесенных в связи с проверкой их обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в “Парламентской газете” от 11 мая 2006 г. N 70-71, в “Российской газете” от 5 мая 2006 г. N 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 30, 33, 45, 55 (часть 3) и 76, в той мере, в какой они – в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, – препятствуют распространению положений настоящего Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу c 8 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте также:
Карта атолла Нукунону, где находится Атолл Нукунону на карте мира

ФЗ об обращении граждан: порядок рассмотрения в РФ, пояснения закона и статей

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации

(с изменениями на 27 декабря 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2013);

Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 182-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.07.2013);

Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 357-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.11.2014, N 0001201411250019) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 24 ноября 2014 года N 357-ФЗ);

Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 305-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.11.2015, N 0001201511040009);

Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.11.2017, N 0001201711270077);

Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 528-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.12.2018, N 0001201812280022).

Принят
Государственной Думой
21 апреля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
26 апреля 2006 года

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также – гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

3. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

(Часть дополнительно включена с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ)

Статья 2. Право граждан на обращение

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

(Часть в редакции, введенной в действие с 19 мая 2013 года Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.

Статья 4. Основные термины, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

1) обращение гражданина (далее – обращение) – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ, – см. предыдущую редакцию);

2) предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление – просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба – просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме (пункт дополнен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ – см. предыдущую редакцию);

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5_1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

Читайте также:
Отзывы о проекте Связной Тревел покупка билетов бронирование гостиниц

(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Статья 6. Гарантии безопасности гражданина в связи с его обращением

1. Запрещается преследование гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц.

2. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Статья 7. Требования к письменному обращению

1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

2. В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

(Часть в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

3_1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

(Часть дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 357-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 8 января 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 528-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

4. В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

5. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо при направлении письменного обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения письменного обращения.

6. Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

7. В случае, если в соответствии с запретом, предусмотренным частью 6 настоящей статьи, невозможно направление жалобы на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном порядке в суд.

Статья 9. Обязательность принятия обращения к рассмотрению

1. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

2. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

Статья 10. Рассмотрение обращения

1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:

1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение;

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия (пункт дополнен с 1 января 2011 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ – см. предыдущую редакцию);

Читайте также:
Карта Охотского моря, где находится Охотское море на карте мира

3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;

5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

4. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

(Часть в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2017 года Федеральным законом от 27 ноября 2017 года N 355-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Как рассматривать обращения граждан. Рекомендации по вопросам, на которые нет ответов в законодательстве

При работе с обращениями граждан органы местной власти обязаны руководствоваться Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ. Но он не дает исчерпывающих ответов на все вопросы, которые возникают у муниципалитетов. В статье мы предложим рекомендации, которые частично восполнят эти пробелы. Прочтите ее, чтобы сократить количество судебных споров с заявителями. Чаще всего такие споры возникают в случаях, когда орган МСУ отказывается выполнить требования гражданина, не дает полного ответа на обращение или отвечает слишком поздно. Учтите, что в последнее время суды уже не ограничиваются проверкой сроков рассмотрения обращений. Они стали чаще вникать в содержание ответов органов власти.

Какими нормативными актами руководствоваться

Какими нормативными актами кроме Закона № 59-ФЗ органы МСУ должны руководствоваться при рассмотрении обращений граждан?

ОТВЕТ. НПА и их положения, которые надо применять при рассмотрении обращений, посмотрите в таблице ниже.

НПА и их положения, которые надо применять при рассмотрении обращений граждан
НПА и их нормы
Пояснение
Статьи 18–22 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности
государственных органов и органов местного самоуправления»
Статьи содержат положения о запросах информации
Глава 2.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации
предоставления государственных и муниципальных услуг»
Применяйте в части, касающейся подачи жалоб на качество предоставления государственных и муниципальных услуг
Региональные законы о дополнительных гарантиях права граждан на обращение
Проверьте, принят ли такой закон в вашем регионе. Региональные законы о порядке рассмотрения обращений граждан приняты в 2/3 субъектов РФ
Муниципальные акты, регламентирующие порядок рассмотрения обращений граждан
Могут быть поясняющими. Муниципальный порядок рассмотрения обращений граждан не должен противоречить федеральному и региональному

Что можно включить в муниципальный порядок рассмотрения обращений граждан?

Ответ. В муниципальный порядок рассмотрения обращений граждан можно включать:

  • положения методических рекомендаций, разработанных в этой области;
  • положения о распределении полномочий по рассмотрению обращений между подразделениями и сотрудниками органа МСУ с учетом его структуры;
  • внутренние сроки рассмотрения обращений;
  • порядок проведения личного приема, в том числе правила предварительной записи на него.

Не стоит включать в муниципальные акты то, что не предусмотрено Законом № 59-ФЗ. Например, не устанавливайте порядок ответа на телефонные обращения граждан или обращения в социальных сетях. Закон № 59-ФЗ ответы на такие обращения не предусматривает.

Как отвечать на коллективные обращения

Нередко в администрацию муниципального образования поступают коллективные обращения с многочисленными подписями и адресами. Как поступить: отправить ответ всем заявителям или только одному? Если одному, то кому именно?

На заметку: У каждого заявителя есть право на получение ответа (п. 3 ст. 5 Закона № 59-ФЗ)

ОТВЕТ. Направить ответ только одному заявителю вы вправе в двух ситуациях.

1. Авторы коллективного обращения указали в нем лицо, с которым нужно вести переписку.

2. В региональном законе о рассмотрении обращений сказано, что переписка ведется с первым заявителем по списку.

Если ни одно из этих условий не выполняется, отправьте ответ каждому заявителю по списку.

Какими способами направлять ответы заявителям

Заявитель прислал обращение на электронную почту. Можно ли ответить ему по обычной почте?

ОТВЕТ. Вы обязаны дать ответ по тому каналу связи, по которому гражданин обратился в орган МСУ. Исключение — если гражданин просит информировать его каким-то конкретным способом.

По общему правилу не нужно отвечать на одно обращение разными способами: например, и по электронной, и по обычной почте. Но вот ответ на досудебные жалобы в сфере муниципальных услуг при наличии просьбы от гражданина необходимо направлять и по почтовому, и по электронному адресу (ч. 8 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ).

Обращение поступило по почте, но за ответом гражданин явился лично. Как поступить?

ОТВЕТ. В Законе № 59-ФЗ не предусмотрено вручение ответа автору обращения лично. Но если гражданин пришел за этим в муниципалитет, то попросите его сделать запись на втором экземпляре ответа. Ее можно сформулировать так: «Я, Иванов Петр Евгеньевич, 22.03.2021 получил ответ на обращение от 05.03.2021 № 45/3456». Попросите гражданина поставить дату и подпись. Оставьте второй экземпляр ответа в муниципалитете. В случае спора прокуратура или суд признает, что заявитель получил ответ на свое обращение.

Читайте также:
Северо-Восточная хорда в Москве станет платной Как С Добром Добраться!
Как исчислять сроки работы с обращениями

Закон № 59-ФЗ предусматривает три календарных дня на регистрацию обращения, если оно поступило по обычной или электронной почте. С какого момента исчислять этот срок?

На заметку: Это правило соблюдайте и в случаях, когда обращение поступило через форму обратной связи на сайте органа МСУ

Ответ. День поступления документа в орган власти считайте первым из трех дней. Если обращение поступило в пятницу, лучше его в пятницу и зарегистрировать. Это правило соблюдайте и в случаях, когда обращения приходят через форму обратной связи на сайте органа МСУ. Если гражданин сам пришел в орган местного самоуправления и принес обращение, лучше зарегистрировать его сразу же.

Не отказывайте заявителю, если он просит поставить отметку о получении на втором экземпляре обращения. Но закон не обязывает вас копировать обращение, чтобы вернуть заявителю копию с отметкой. Оформлять специальный документ о получении обращения вы также не должны.

15 рабочих дней — срок ответа на жалобы по вопросам предоставления муниципальных услуг. В остальных случаях рассматривайте обращения в течение 30 календарных дней

В какие сроки рассматривать обращения?

ОТВЕТ. Закон № 59-ФЗ дает на рассмотрение обращения 30 дней. Первый их них — дата регистрации обращения. В течение 30 дней орган МСУ должен не только рассмотреть обращение и подготовить ответ на него, но и зарегистрировать этот ответ и отправить по почте заявителю.

Все остальные сроки в пределах 30 дней орган МСУ прописывает в муниципальных правовых актах самостоятельно. Например, вы можете установить сроки передачи обращения должностным лицам внутри органа МСУ или сроки рассмотрения его структурным подразделением, в которое направили обращение.

Ответы на жалобы по вопросам предоставления муниципальных услуг давайте в течение 15 рабочих дней. Направьте заявителю ответ не позднее следующего рабочего дня после его подписания (ч. 8 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ).

Как продлить срок рассмотрения обращения?

ОТВЕТ. Прежде чем вы продлите срок рассмотрения обращения, уведомьте об этом гражданина. Основания для продления укажите в уведомлении.

Продлить срок рассмотрения обращений можно только один раз и не более чем на 30 дней. Если поступил запрос информации, продлить срок ответа можно только на 15 дней. Направьте уведомление заявителю в течение первых 7 дней с момента регистрации запроса (ч. 6 ст. 18 Закона № 8-ФЗ).

Обращения часто содержат вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа МСУ или его должностного лица. В таких случаях обращение можно перенаправить в другой орган власти. Сколько раз можно переадресовать одно и то же обращение? В какой срок орган, получивший перенаправленное обращение, обязан на него ответить?

ОТВЕТ. Перенаправлять обращение гражданина другому органу для ответа по существу можно неограниченное количество раз. Но вернуть обращение органу, который направил его вам, нельзя. Уведомляйте гражданина о каждом перенаправлении.

Срок для ответа на перенаправленное обращение обычный — 30 дней. Он начинается с даты регистрации в последнем органе, куда поступило обращение.

На какие обращения отвечать обязательно, а на какие нет

Считать ли обращениями вопросы, поступающие через социальные сети?

ОТВЕТ. Законом № 59-ФЗ не установлено, что вопрос, поступивший через соцсети, — это обращение. Но орган МСУ вправе предусмотреть в муниципальном правовом акте возможность получения обращений через свой официальный аккаунт в социальной сети. В этом случае вы будете обязаны давать ответы на такие обращения.

Рекомендация: Чтобы подобные обращения не поступали, не размещайте в открытом доступе адреса служебной электронной почты сотрудников администрации

Обращение поступило не на официальную почту администрации, а на служебную почту ее сотрудника. Отвечать на него или нет?

ОТВЕТ. Если обращение поступило на служебную почту должностного лица органа МСУ, то его нужно зарегистрировать и рассмотреть. Либо перенаправьте обращение другому должностному лицу в соответствии с его компетенцией. Гражданин имеет право обратиться не только в орган местной власти, но и к его должностным лицам (ч. 1 ст. 2 Закона № 59-ФЗ).

Что делать, если поступило обращение на иностранном языке?

ОТВЕТ. Вы вправе не отвечать на обращения на иностранных языках. Вся деловая переписка ведется только на русском языке (п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»).

Если из обращения на иностранном языке понятны фамилия и почтовый адрес заявителя, сообщите ему о невозможности прочтения либо неясности сути предложения, заявления или жалобы (ч. 4, 4.1 ст. 11 Закона № 59-ФЗ). Сообщение направьте гражданину в течение семи дней со дня регистрации обращения.

Давать ли письменный ответ, если обращение поступило на автоответчик?

ОТВЕТ. Давать письменный ответ в подобных случаях не нужно. Телефонные обращения на сегодня не легализованы. Поэтому рассматривайте их как сообщения, а не как обращения. Установите в муниципальном правовом акте порядок ответа на телефонные звонки именно как действия с сообщениями, а не с обращениями.

Юридические лица присылают в администрацию свои коммерческие предложения. Обязан ли орган МСУ на них отвечать?

ОТВЕТ. Коммерческие предложения юридических лиц подпадают под действие Закона № 59-ФЗ, и некоторые муниципалитеты на них отвечают. Но если вы пропишете в муниципальном правовом акте, что такие предложения обращениями не являются, то можно на них не реагировать. Тогда прокуратура не сочтет это нарушением.

На заметку

Обращение содержит ссылку на материал или видео. Учитывать ли ее при подготовке ответа

В обращении вам могут предложить перейти по ссылке, скачать файлы или посмотреть видео. Важно помнить, что вы рассматриваете обращение только в том виде, в котором оно попало в орган власти. Вы не обязаны проходить по ссылкам, скачивать файлы или смотреть видео. Вы даете ответ только по существу той информации, которая указана в обращении.

Читайте также:
Как сориентироваться в Стамбуле в Стамбуле — подробная информация с фото
Гражданин завалил муниципалитет обращениями. Что делать

Можно ли отправить заявителю один ответ на несколько обращений?

ОТВЕТ. Можно, если суть вопроса в обращениях не менялась и по первому обращению не истек срок рассмотрения (определение Конституционного суда от 29.10.2020 № 2412-О).

Ситуация, когда гражданин направляет несколько одинаковых обращений, не редкость. Например, он посылает обращение по электронной почте, но подтверждения доставки не получает. Тогда он пишет и отправляет еще одно обращение, меняя или не меняя первоначальный текст.

При каких условиях орган МСУ вправе прекратить переписку?

Рекомендация: Если заявитель задал вопрос вроде «Когда же в городе будет порядок?», можно сослаться на неопределенность сути обращения и не давать на него ответ. Сообщите это автору обращения в течение семи дней

ОТВЕТ. Вы можете прекратить переписку, если:

  • обращение содержит вопрос, на который гражданину уже неоднократно отвечали по существу;
  • гражданин не приводит новые доводы, не ссылается на новые обстоятельства;
  • гражданин ранее обращался по данному вопросу в этот же орган или к этому же должностному лицу.

В такой ситуации руководитель органа МСУ или другое должностное лицо вправе сделать вывод о безосновательности очередного обращения (ч. 5 ст. 11 Закона № 59-ФЗ). Обязательно уведомьте гражданина о решении прекратить переписку.

АЛЕКСАНДР САВОСЬКИН, заведующий кафедрой конституционного и международного права Уральского государственного экономического университета, д. ю. н., доцент

Прокурор разъясняет – Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу

Прокурор разъясняет

  • 21 декабря 2020, 11:44

Отношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним в статье 33 Конституции Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Этим Законом устанавливается общий порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами публичной власти и должностными лицами.

Исключением являются обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами Федеральным законом «Об исполнительном производстве», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и др. Если какие-то отношения не урегулированы специальными нормами, то следует применять общие нормы, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Во исполнение указанных законов различными ведомствами принимаются подзаконные нормативные акты, конкретизирующие и детализирующие положения федерального законодательства.

Субъекты Российской Федерации принимают свои законы, относящиеся к данной сфере, которые могут только дополнять гарантии, предоставленные федеральными законами, но не вправе снижать установленный федеральным законодателем уровень защищенности конституционного права на обращение.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» подчиненным прокурорам поручено обеспечить рассмотрение обращений и организацию приема заявителей в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции.

В Инструкции установлены общие принципы и способы организации работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Особенности порядка и сроков рассмотрения обращений, связанных с реализацией заявителями процессуальных прав и законных интересов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, обращений, вытекающих из международных отношений и обязательств, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, военнослужащих и иных обращений, а также приема граждан регулируются Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах военной прокуратуры – приказами и иными организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора.

Особенности порядка и сроков рассмотрения личных сообщений Генеральному прокурору Российской Федераций, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством электронной почты businesspravo@genproc.gov.ru, регулируются Регламентом рассмотрения личных сообщений Генеральному прокурору Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством электронной почты businesspravo@genproc.gov.ru.

В соответствии с приказом каждое обращение должно получить объективное и окончательное разрешение в том органе прокуратуры, к компетенции которого относится решение вопроса.

С учетом требований федерального законодательства, организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокурор обязан рассмотреть и проверить заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснить пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Кроме того, если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, то прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом; в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях; в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Читайте также:
Вождение за 3 моря или Автомобильный маршрут вокруг Балкан

При осуществлении возложенных на него функций прокурор использует полномочия, предусмотренные ст. 22 и другими статьями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, согласно этим полномочиям прокурор вправе: требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов, и др.

При удовлетворении обращения гражданина в ответе должно быть указано, какие меры прокурорского реагирования приняты по его просьбам, а впоследствии должно быть сообщено о результатах их рассмотрения. Если решение вопросов, по которым обратился гражданин, не входит в компетенцию прокурора, обратившемуся должен быть разъяснен порядок защиты его прав и свобод. Во всех случаях, в особенности в случае неудовлетворения просьб заявителя, ему должен быть разъяснен порядок обжалования принятого по его обращению решения, в том числе возможность обращения в суд, если это предусмотрено законом.

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации
по Сибирскому федеральному округу

Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу

21 декабря 2020, 11:44

Регулирование правоотношений по рассмотрению обращений граждан

Отношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним в статье 33 Конституции Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Этим Законом устанавливается общий порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами публичной власти и должностными лицами.

Исключением являются обращения граждан, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами Федеральным законом «Об исполнительном производстве», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и др. Если какие-то отношения не урегулированы специальными нормами, то следует применять общие нормы, предусмотренные Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Во исполнение указанных законов различными ведомствами принимаются подзаконные нормативные акты, конкретизирующие и детализирующие положения федерального законодательства.

Субъекты Российской Федерации принимают свои законы, относящиеся к данной сфере, которые могут только дополнять гарантии, предоставленные федеральными законами, но не вправе снижать установленный федеральным законодателем уровень защищенности конституционного права на обращение.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.

Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» подчиненным прокурорам поручено обеспечить рассмотрение обращений и организацию приема заявителей в строгом соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкции.

В Инструкции установлены общие принципы и способы организации работы по рассмотрению обращений и приему граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.

Особенности порядка и сроков рассмотрения обращений, связанных с реализацией заявителями процессуальных прав и законных интересов в уголовном, гражданском и арбитражном судопроизводстве, обращений, вытекающих из международных отношений и обязательств, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, военнослужащих и иных обращений, а также приема граждан регулируются Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в органах военной прокуратуры – приказами и иными организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора.

Особенности порядка и сроков рассмотрения личных сообщений Генеральному прокурору Российской Федераций, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством электронной почты businesspravo@genproc.gov.ru, регулируются Регламентом рассмотрения личных сообщений Генеральному прокурору Российской Федерации, поступивших от субъектов предпринимательской деятельности посредством электронной почты businesspravo@genproc.gov.ru.

В соответствии с приказом каждое обращение должно получить объективное и окончательное разрешение в том органе прокуратуры, к компетенции которого относится решение вопроса.

С учетом требований федерального законодательства, организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры Российской Федерации прокурор обязан рассмотреть и проверить заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъяснить пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принять меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба. Кроме того, если нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, то прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом; в случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях; в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Читайте также:
Марокко в январе: особенности отдыха, погода, можно ли купаться

При осуществлении возложенных на него функций прокурор использует полномочия, предусмотренные ст. 22 и другими статьями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В частности, согласно этим полномочиям прокурор вправе: требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов, освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов, и др.

При удовлетворении обращения гражданина в ответе должно быть указано, какие меры прокурорского реагирования приняты по его просьбам, а впоследствии должно быть сообщено о результатах их рассмотрения. Если решение вопросов, по которым обратился гражданин, не входит в компетенцию прокурора, обратившемуся должен быть разъяснен порядок защиты его прав и свобод. Во всех случаях, в особенности в случае неудовлетворения просьб заявителя, ему должен быть разъяснен порядок обжалования принятого по его обращению решения, в том числе возможность обращения в суд, если это предусмотрено законом.

Прокуратура разъясняет – Федеральный закон от 02.06.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Статья 33 Конституции Российской Федерации закрепляет за гражданами право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления и гарантирует эффективную защиту их других прав и законных интересов.

Федеральный закон от 02.06.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон) возлагает на государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, на должностных лиц этих органов, учреждений и организаций обязанность по принятию и рассмотрению обращений граждан.

Порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

В соответствии с №59-ФЗ, обращение гражданина – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления, в указанное выше учреждение или организацию, должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в указанные органы, учреждения или организации.

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование органа, учреждения или организации, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свою фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату. В случае необходимости гражданин прилагает к письменному обращению документы или материалы/копии в подтверждение своих доводов.

В обращении, поступившем в электронной форме, гражданин обязан указать свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы/копии в письменной форме.

Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в компетентный на решение изложенных вопросов орган или должностному лицу.

В течение 3-х дней письменное обращение подлежит обязательной регистрации и в течение 30 дней со дня регистрации рассматривается (в исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней с обязательным уведомлением лица, направившего обращение).

Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, учреждения, организации, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность.

В случае, если гражданин указал в обращении заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с рассмотрением этого обращения, могут быть взысканы с данного гражданина по решению суда.

Лица, виновные в нарушении Закона о порядке рассмотрения обращений граждан, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Статья 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, в виде штрафа за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, возбуждаются прокурором и рассматриваются судьей.

Работники прокуратуры, осуществляя надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, систематически проводят проверки исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан. Поводом для проведения такой проверки может послужить обращение гражданина, содержащее информацию о нарушении Закона.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: