Чуйский тракт. Автомобильная дорога Р-256 (М-52) Как С Добром Добраться!

Трасса М52 «Чуйский тракт», от Новосибирска до границы с Монголией, через Бийск и Ташанту

Трасса М52 «Чуйский тракт» — лучшая и основная дорога Алтая. Она проходит по территории Республики Алтай, Алтайского края и Новосибирской области. С одной стороны эта красивая дорога Р256 пользуется большой популярностью у автостопщиков, автотуристов и просто путешественников, а с другой трасса Р256 аварийна и опасна.


Этот маршрут Новосибирск — Барнаул — Горно-Алтайск — граница с Монголией впервые упоминается в китайских записях, которым уже больше тысячи лет. Раньше трассу М52 называли Мунгальским трактом, по этому пути передвигались большие караваны перевозящие товары из Китая в Россию и обратно.

В те далекие времена, трасса М-52 выглядела просто как горная тропа. Настоящей дорогой ее сделали предприимчивые русские купцы. Получая хороший навар от сделок с монголами и китайцами, они затеяли строительство большой дороги в 1901 году. Эта дорога получила название Чуйский тракт.
Настоящей, полноценной дорогой пригодной для движения автотранспорта трасса М52 стала только в 1935 году.


Современная трасса М-52 протянулась на 953 км. Теперь эта дорога входит в состав интересного азиатского маршрута АН4, который идет через Урумчи, Исламабад в Карачи. Кстати, начиная с 2017 года, трасса М52 будет обозначаться по-другому — Р256, а пока действуют два наименования.
Трасса М52 проложена по равнинной и горной местности.

Климат вдоль дороги Р256 резко-континентальный. Колебания температуры сильно возрастают в высокогорной части маршрута.

Ширина трассы М-52 равняется 7 метрам на протяжении первых 420 км, затем дорога становится более узкой, примерно 6 метровой.

На трассе М52 выполнены подъезды к городам: Горно-Алтайск (5км) и Барнаул (12км.
По пути следования автотрасса М52 пересекает некоторые водные преграды: речку Бию (возле г. Бийск), возле поселков Усть-Сема и Иня реку Катунь и около поселка Тальменка реку Чумыш.


Кроме того, дорога М-52 «Чуйский тракт» пересекается с трассой М51 и трассой М53 «Байкал» в Новосибирске, далее в Бийске трасса Р366 Бийск — Новокузнецк и трасса Р368 Бийск — Белокуриха примыкают к этому маршруту. Далее, на 498 км в поселке Усть-Сема, от дороги м52 ответвляется Чемальский тракт и идет по правому берегу Катуни. Потом в поселке Черга к трассе М-52 примыкает Старый Чуйский тракт, трасса Р369 Катунское — Красный Яр — Черга. Возле поселка Туэкта к трассе М-52 примыкает трасса Р373 Иня — Усть-Кокса — Усть-Кан — Туэкта, эта же дорога примыкает еще и после поселка Иня. А в поселке Акташ на северо-восток уходит Улаганский тракт.

Поскольку маршрут Новосибирск — Барнаул — Горно-Алтайск — граница с Монголией проходит по горным путям, то на нем есть опасные участки. Особое внимание нужно обратить на следующие километры трассы: 40 -41, 48, 121, 214, 265, 275, 278, 448 — 449, 567, 573 — 585, 657, 659, 807, 864 км.


В общем, трасса М-52 оставляет замечательное впечатление. Действующих стационарных постов ДПС на трассе немного, их с успехом заменяют множество мобильных бригад. Поэтому не нужно нарушать скоростной режим. Кафе и закусочные расположены в среднем с интервалом в 50. Кстати возле Тальменки есть вкусные шашлыки, ориентироваться нужно на стоянку дальнобойщиков. После поселка Майма большое количество различных турбаз, кафешек, кемпингов. В перспективе трассу М52 хотят значительно расширить.

Горный Алтай: путешествие по Чуйскому тракту от Бийска до Кош-Агача. Особенности путешествия по Чуйскому тракту

Чуйский тракт, Алтай — это, естественно, не курорт, а трасса федерального значения, берущая начало в Новосибирске и следующая через Бийск на Ташанту. Протяжённость её – более 900 км. В России эта дорога известна как М-52. Но следует привыкать уже к её новому названию – Р-256. Но обычно, говоря про Горный Алтай и Чуйский тракт, имеют в виду не всю трассу Р-256, а самый живописный и интересный участок – от Бийска до Ташанты.

Участок между Новосибирском и Бийском, честно говоря, ничего особо примечательного собой не представляет, так как пролегает по равнинной местности, среди бескрайних полей и лесных массивов. А вот в Бийске начинается самое интересное…

Выезжаем на Чуйский тракт, Алтай

Во-первых, интересен и сам Бийск – милый провинциальный городок, частично сохранивший купеческий «Старый центр».

Начинался город, ныне носящий звание наукограда, с возведения по приказу Петра I Бикатунского острога на слиянии двух крупных рек – Бии и Катуни. Эти реки, сливаясь воедино, дают начало великой Оби.

И именно в Бийске, рядом с мостом через Бию, стоит нарядное старинное, немного вросшее в землю здание из красного кирпича – Музей Чуйского тракта. Раньше это был краеведческий музей имени В. В. Бианки. Считается, что именно отсюда Горный Алтай, Чуйский тракт и начинается.

Двигаясь со стороны Барнаула или Новосибирска, проезжаем Бийск практически насквозь, переезжаем Бию по Коммунальному мосту и сворачиваем налево. Всё! Мы – на Чуйском тракте

Безусловно, Чуйский тракт (Алтай) заслуживает того, чтобы проехать на автомобиле его весь – от Бийска до самой монгольской границы – до посёлка Ташанта.

Алтай, путешествие по Чуйскому тракту: как добраться

Чтобы совершить в Алтае путешествие по Чуйскому тракту, прежде всего, следует добраться до городов Новосибирск, Барнаул или Бийск. До всех названных городов ходят поезда. До Барнаула и Новосибирска можно долететь самолётом. Из Барнаула и Новосибирска также ходят рейсовые автобусы по несколько раз в день до Бийска и Горно-Алтайска. А вот в Бийске удобнее всего будет взять в прокат автомобиль. Впрочем, автомобиль можно взять в прокат ещё в Барнауле. Не спешите уезжать из Барнаула, здесь можно взять экскурсию с гидом и узнать много полезной информации от местных жителей. Далее по Чуйскому тракту экскурсоводов уже не встретите, так что придется довольствоваться информацией из интернета.

Читайте также:
Дешевые авиабилеты в Катар

Но давайте исходить из того, что вы всё-таки уже добрались до Бийска. Здесь можно обратиться в фирму «Карета», которая предоставляет автомобили в аренду и с водителем, и без водителя. Офис находится в районе торгового центра «Приобье» на улице Васильева. Демократичный Ниссан-Альмера без водителя обойдётся примерно в 1300 рублей в сутки. Поскольку современный Чуйский тракт – дорога неширокая, но отличного качества, то легковой автомобиль эконом-класса вполне подойдёт.

Впрочем, начать в Алтае путешествие по Чуйскому тракту можно и из Горно-Алтайска. В некоторых случаях так даже удобнее, потому что аэропорт Горно-Алтайска постоянно принимает самолёты из Красноярска и Москвы. А достопримечательностей вы пропустите не так уж и много. Ну, во-первых, это сам Музей Чуйского тракта в Бийске. А, во-вторых, — это Сростки, родное село В. М. Шукшина.

Чем интересен Чуйский тракт

Не буду подробно расписывать историю строительства этой дороги, скажу только, что строить начали её в начале XX века, строили очень долго и тяжело, вручную тесали, рубили скалы. А до начала строительства дороги здесь проходил древний Мунгальский тракт, упоминания о котором встречаются в документах многовековой давности.

Чуйский тракт (Алтай) тянется с севера на юг, причём, чем южнее, тем живописнее становится дорога. Её равнинный характер постепенно превращается в ярко выраженный горный.

В Алтае в путешествии по Чуйскому Тракту самая главная достопримечательность – прекрасные пейзажи, расстилающиеся вокруг. Это и горные быстрые реки, и иногда вплотную подступающие к дороге скалы, и снежные горные вершины вдалеке, и благоухающие смолой хвойные и смешанные леса. А временами – бескрайние холмистые степи, напоминающие лунные пейзажи.

Лично не считала, но говорят, что Чуйский тракт (Алтай) проходит между 10 горными хребтами, по долинам 7 рек. Ну, а то что он пересекает 3 высокогорные степи (Урсульскую, Курайскую и Чуйскую) – это не трудно сосчитать.

Достопримечательности и инфраструктура на Чуйском тракте

Предлагаю рассматривать Горный Алтай, Чуйский тракт именно, начиная от Бийска.
На участке Бийск – Майма обязательно нужно остановиться хотя бы на несколько часов в селе Сростки – родном селе Василия Шукшина. Здесь расположен его дом-музей и гора Пикет, на которой любил бывать знаменитый писатель, режиссёр и актёр. А ещё непременно нужно заглянуть в парк деревянной скульптуры, парк называется «Чудики». Экспонаты этого парка созданы по произведениям В. М. Шукшина.

Двигаясь по Алтаю в путешествии по Чуйскому тракту дальше на юг, мы въезжаем в Республику Алтай. Перед границей (проезд через которую свободный), вас встретит памятник «Пилигрим».

Первый крупный населённый пункт в Республике Алтай – село Майма. Село и правда очень большое, больше похожее на посёлок городского типа. Чуйский тракт проходит сквозь него. В Майме множество крупных и мелких магазинов, где можно купить еды на долгую дорогу, есть кафе и закусочные.

Столица Республики – Горно-Алтайск, находится несколько в стороне от Чуйского тракта, нужно свернуть влево. Но я туда советовала бы заехать, чтобы побывать в Горно-Алтайском музее. Очень интересная и богатая экспозиция, есть специальный зал, посвящённый Алтайской Принцессе. А в определённое время (точно знаю, что в воскресенье в первой половине дня, но, возможно, и в другие дни) можно увидеть лежащую в саркофаге мумию Принцессы.

Участок Чуйского тракта между Маймой и Усть-Семой самый, пожалуй, обжитой. Здесь тракт идёт вдоль Катуни, и на обеих сторонах тракта туристические базы и гостевые дома идут буквально сплошняком. Есть достаточно фешенебельные и дорогие, а есть и со вполне демократичными ценами. Летом иногда даже бывают автомобильные пробки.

В Алтае в путешествии по Чуйскому тракту, на этом участке я бы посоветовала остановиться возле села Манжерок, чтобы подняться на канатно-кресельном подъёмнике на горку Малая Синюха.

Представляют интерес расположенные на левом берегу Катуни Талдинские пещеры (при движении в сторону Монголии нужно будет перейти или переехать реку).

Ради любопытства побывайте на искусственном озере Бирюзовая Катунь. Летом здесь действует аквапарк, множество кафе, сдаются домики, проводятся дискотеки и прочие подобные мероприятия. Но лично мне это место, если честно, не очень нравится: слишком многолюдно, дорого, пафосно. И при этом весьма хамоватый персонал, и вообще, обслуживание оставляет желать лучшего.

Бирюзовая Катунь – это целый комплекс, помимо аквапарка, построен горнолыжный комплекс, достаточно шикарная четырёхэтажная гостиница.

В Усть-Семе Чуйский тракт пересекает Катунь и уходит в сторону. Сосновые и еловые леса постепенно сменяются лиственными. Кафе и турбазы попадаются всё реже. И присутствие человека ощущается всё меньше – и это лично мне особенно нравится.

Далее по курсу в Алтае в путешествии по Чуйскому Тракту – райцентр Шебалино. Здесь можно остановится на ночёвку, купить продукты, зайти в кафе. После Шебалино Чуйский тракт начинает ощутимо забирать вверх, приближаясь к Семинскому перевалу. Подъём плавный, любая машина с исправным двигателем забирается легко.

Семинский перевал меня лично не особенно впечатлил. Здесь установлена стела в ознаменования присоединения Горного Алтая к России, есть сувенирные киоски, продаются шашлыки.

Съесть вкусный полноценный обед и переночевать можно в гостинице Золотой Кедр. Минимальная цена – 600-700 рублей с человека за ночь. Рядом с Семинским перевалом есть горнолыжные спуски, отличные биатлонные трассы, гостиница и турбаза.

Горный Алтай, Чуйский тракт: за Семинским перевалом

Настоящие знатоки Горного Алтая утверждают, что настоящие горы за Семинским перевалом только начинаются. В районе Чуйского тракта на перегоне Семинский перевал – Онгудай учёные нашли много исторических памятников: фрагменты оросительной системы многовековой давности, курганы, столбы.

Примерно в 26-28 километрах за Онгудаем – перевал Чике-Таман. Его высота – примерно 1300 метров, он ниже Семинского (1700 метров). Но при подъёме на перевал захватывает дух! Это потому, что подъём на Семинский перевал – затяжной, а на Чике-Таман – крутой.

Читайте также:
Рейтинг стран по доступности жилья Как С Добром Добраться!

Нужно сказать, что качество дороги – отменное, она содержится в отличном состоянии в любое время года. И если вы решите проехать зимой по Алтаю в путешествии по Чуйскому тракту, то это вполне возможно.

Далее Чуйский тракт (Алтай) проходит через относительно крупные сёла Иня, Чибит, Акташ. В районе Ини Чуйский тракт вновь встречается с Катунью, но идут они рядышком всего несколько километров.

В районе Чибита и Акташа мы попадаем в фантастическую Курайскую степь! Здесь совершенно особенный воздух, особенные звуки, особенное небо!

Мы здесь стояли довольно долго – в бескрайней степи. Не спеша перекусили, выпили кофе. А потом долго сидели на туристических карематах и просто молчали – переваривали впечатления.

Через несколько десятков километров дорога стала ощутимо подниматься вверх – мы въезжаем в Чуйскую степь. Ещё 2-3 часа пути, и мы оказались в Кош-Агаче. Это большой посёлок, расположенный буквально на краю российской географии. Дальше, до Ташанты мы не поехали, так как там уже начинался приграничный район. Говорят, чтобы туда попасть, нужно было оформлять специальное разрешение в Горно-Алтайске или Барнауле. У нас такого разрешения не было. Уточнять, действительно ли оно необходимо, мы не захотели.

Переночевав у институтских друзей в Кош-Агаче, мы не спеша пустились в обратный путь.

Что можно посоветовать путешественникам по Чуйскому тракту

На участке до Усть-Семы Чуйский тракт очень оживлён. Здесь, как я уже говорила, множество мест, где можно переночевать, поесть, заправить автомобиль. Но чем дальше, тем трасса становится безлюднее. Поэтому где-то в районе Шебалино наполните и положите в багажник на всякий случай металлическую канистру с бензином – перегоны между заправками становятся всё длиннее.

Останавливаться на ночлег в палатках в «чистом поле» в Алтае в путешествии по Чуйскому тракту, особенно вблизи сёл, я бы не советовала, так как местное население не всегда бывает дружелюбным, особенно в состоянии «подшофе». А такое состояние у местных, увы, не редкость. Лучше посмотреть заранее карту и останавливаться в гостевых домах и на турбазах.

Связь есть далеко не везде.

Лучшее, что можно привезти из Алтая из путешествия по Чуйскому тракту – это собственные впечатления и фото- видеоматериалы. Поэтому, если у вас есть хорошая аппаратура – берите с собой обязательно.

Автодорога Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск — Новоалтайск — Бийск — Майма

Федеральная автомобильная дорога Р-256 «Чуйский тракт» (до 1 января 2018 года также применялся номер М-52) — автомобильная дорога федерального значения Новосибирск — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу) — Бийск — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску) — государственная граница с Монголией.

Автодорога Р-256 «Чуйский тракт» (до 1 января 2018 года допускается применение старогого номера M-52 ) — дорога федерального значения на территории России. Начинается в Новосибирске, проходит через Новоалтайск, Бийск, Майму и заканчивается на государственной границе с Монголией. Имеет подъезды к Барнаулу и Горно-Алтайску. Входит в азиатский маршрут АН4.

Протяженность трассы — 962 км.

Стационарные посты ГАИ находятся в городе Бердск на 39 км, в Искитиме на 57 км, в поселке Пригородный на 101 км и в населенном пункте Сибирский на 192 км трассы.

К 2016 году планируется завершение работ по первому этапу строительства объездной Новосибирска. Эта часть работ предполагает создание 20 км дороги в обход села Барышево. Второй и третий этапы работ позволят сделать еще 81 км трассы, 2 транспортные развязки и 3 моста. При положительном решении о выделении средств из федерального бюджета на реализацию проекта, будут выполнены все этапы строительства.

КОЛИЧЕСТВО ПОЛОС

На протяжении 20 км от Новосибирска трасса имеет 4 полосы для движения, далее 3 и 2 полосы, по одной в каждом направлении. Также есть четырехполосный участок длиной 30 км в районе Барнаула, начинается в с. Сибирское и заканчивается в Новоалтайске.

СОСТОЯНИЕ

По всей протяженности дорога в очень хорошем состоянии, присутствуют лишь непродолжительные участки с колеей и неровностями.

ЗАПРАВКИ

31 км — Газпромнефть (из Новосибирска)

39 км — Лукойл (в Новосибирск)

40 км — Газпромнефть (из Новосибирска)

50 км — Татнефть (в Новосибирск)

55 км — Газпромнефть (в Новосибирск)

74 км — Газпромнефть (из Новосибирска)

104 км — Газпромнефть (в Новосибирск)

224 км — Газпромнефть (в Новосибирск)

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

г. Новосибирск — Новосибирский государственный академический театр оперы и балета (1945 г.), Собор Александра Невского (1899 г.), Новосибирский зоопарк, музей солнца.

Проходит по территории Новосибирской области, Алтайского края и Республики Алтай. Трасса является частью азиатского маршрута AH4 (Новосибирск — Бийск — Ярантай (Монголия) — Урумчи — Исламабад — Карачи).

Протяжённость автомагистрали — около 968 километров.

Исторический Чуйский тракт является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км.

Технические характеристики

С 2007 года дорога асфальтирована до границы с Монголией. Тоннелей нет. Имеется несколько перевалов — Семинский, Чике-Таман и Дурбэт-даба, на котором дорога заканчивается.

Развязки и путепроводы

Км населенный пункт(район) Ответвление/пересечение Примечания
217 Новоалтайск Новосибирский тракт подъездная дорога к Барнаулу
Бийский район Барнаульский тракт раньше, до 2013 года, транспорт шел тут
Бийский район Тогульский тракт
Бийский район Солтонский тракт примыкание к дороге
Бийский район Солтонский тракт ответвление
Бийский район улица Малоугреневская

Крупные населённые пункты

Новосибирская область

Р256 (М52) в районе Новоалтайска
0 км — Новосибирск
37 км — Бердск
52 км — Искитим
99 км — Черепаново

Алтайский край

151 км — Тальменка
217 км — Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу — 17 км (234 км))
364 км — Бийск
381 км — Верх-Катунское
400 км — Сростки
412 км — Берёзовка
419 км — Быстрянка (подъездная дорога к райцентру Красногорское — 30 км)

Читайте также:
Что делать если заболел ребенок на отдыхе в Турции: рекомендации

Республика Алтай

453 км — Майма (подъездная дорога к Горно-Алтайску — 5 км (458 км))
511 км — Усть-Сема (дорога до райцентра Чемал — 37 км)
530 км — Черга
564 км — Шебалино
572 км — Топучая
629 км — Туекта
636 км — Онгудай
722 км — Иня
783 км — Чибит
788 км — Акташ (дорога до райцентра Улаган — 53 км)
893 км — Кош-Агач
942 км — Ташанта

Туризм

Трасса популярна среди авто- и мототуристов, велосипедистов и автостопщиков.

На Чуйском тракте, в основном на правом берегу нижнего течения Катуни, от деревни Соузга до села Чемал — в так называемом «Чемальском тупике», расположена курортная зона Республики Алтай с большим числом турбаз, кемпингов и гостиниц. Туристы посещают озеро Ая, Чемал, Каракольские озера, реку Чибитку, долину Чулышмана и перевал Кату-Ярык.

Ведётся масштабное строительство туристско-рекреационных зон для комфортабельного отдыха «Бирюзовая Катунь» (в Алтайском крае у села Нижне-Каянча) и «Алтайская долина» (в Республике Алтай у села Соузга).

Но наибольший интерес для видового, экологического и активного туризма представляют удаленные районы республики Алтай: Онгудайский, Улаганский и Кош-Агачский. Они крайне малонаселенны, количество турбаз и кемпингов также не велико, заправочные станции для автомобилей расположены в среднем на расстоянии 100—120 км. В селе Кош-Агач открыта АГНКС.

От Чуйского тракта начинаются самодеятельные маршруты по горным популярным у туристов хребтам — по Северо-Чуйскому хребту и Южно-Чуйскому хребту. В селе Курай у тракта расположена гостиница «Ак-Тру», откуда осуществляется автодоставка туристов в долину реки Актру, к ледникам Правый Большой, Левый Большой и Малый Актру. Для путешествия по Чуйской степи и отрогам Южно-Чуйского хребта имеет смысл воспользоваться услугами перевозчиков из села Кош-Агач, либо трасфертом кемпинга «Тыдтуярык».

Развитием туризма на территории Республики Алтай занимается Министерство экономического развития и туризма республики Алтай.

Путеводитель по Чуйскому тракту для автотуристов

Чуйский тракт на Алтае (около 968 км) — это не только федеральная автодорога P-256 от Новосибирска до границы с Монголией, но и живописный памятник природы и истории. Мы составили для наших читателей путеводитель по Чуйскому тракту на автомобиле с указанием достопримечательностей, на которые стоит обратить внимание во время путешествия.

Чуйский тракт: история, описание

Участок Чуйского тракта от Бийска до монгольской границы принято называть историческим: эту караванную тропу с конца XVIII в. проторили бийские купцы, чтобы торговать с монголами, тибетцами и китайцами на ярмарке в селе Кош-Агач.

Дорогу совершенствовали и обустраивали в несколько этапов:

  • в начале XX в. для колесных повозок — исправного состояния хватило на несколько лет;
  • в 1916 г. под руководством инженера В. Шишкова для автомобилей — из-за разрушений в гражданскую войну и 10 лет без ремонта трасса пришла в запустение;
  • с 1930-х годов восстановили мосты через горные реки, сделали новые перевалы и оптимизировали опасные участки;
  • к 1961 г. сформировалась трасса протяженностью от Новосибирска до Ташанты.

С появлением курортной зоны в Республике Алтай (от д. Соузга до с. Чемал) путешествие по Чуйскому тракту на автомобиле с посещением достопримечательностей стало популярным у многих туристов.

Автопутешествие по Чуйскому тракту: плюсы, когда лучше ехать, что взять с собой, меры предосторожности

Путешествие лучше планировать с мая по октябрь. Лето на Алтае короткое, температура воздуха на открытых степных участках доходит до +18 °С, а в низинах — до +35 °С. Опытные путешественники советуют приезжать в июле — начале августа.

Пригодится теплая одежда, дождевики, резиновые сапоги, горные ботинки, шапки и перчатки. Ассортимент местных аптек невелик, поэтому возьмите с собой средства первой помощи, обезболивающие, жаропонижающие и лекарства на случай пищевого отравления.

Обязательно используйте противоклещевые аэрозоли: клещей на Алтае много, а некоторые являются переносчиками инфекций.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Самый лучший способ, как добраться до Чуйского тракта из Москвы, — долететь на самолете до Новосибирска, Барнаула или Горно-Алтайска.

Дороги Чуйского тракта: состояние, заправки, сервисы

Асфальт на главной трассе без трещин, разметка четкая, есть заездные карманы, ограждения на опасных участках. А вот второстепенные дороги к небольшим областным городам часто грунтовые или щебневые, на них может быть глубокая колея или разбитое покрытие.

Препятствия. Водителям не следует превышать скорость: на проезжую часть часто выходят коровы, лошади или козы, а на участках под отвесными скалами могут лежать крупные камни (дорожники освобождают проезд обычно в течение получаса).

Заправки и автосервис. До Семинского перевала заправки есть каждые 10–30 километров. В селе Шебалино стоит заправиться с запасом: далее АЗС будут встречаться с интервалом до 60, а от села Огундай — до 120 километров. Автомастерские можно встретить приблизительно каждые 50 километров.

Если нужно арендовать автомобиль

Если собираетесь объехать Горный Алтай (Чуйский тракт) на машине, лучше арендовать внедорожник или кроссовер с полным приводом. В Новосибирске можно забронировать автомобиль за 2800 — 4300 ₽/сут.). В Горно-Алтайске арендовать внедорожник можно от 3500 ₽/сут. Советуем бронировать машину заранее: в туристический сезон услуга востребована.

Участок Чуйского тракта: Бийск — Чемальский тракт

Проходящая по Алтайскому краю и Республике Алтай историческая часть трассы длиной около 630 километров — популярный маршрут по достопримечательностям Чуйского тракта на машине, мы разделим его на участки и расскажем о каждом отдельно.

Около села Усть-Сема (через 155 км от Бийска) от основной дороги ответвляется Чемальский тракт (84К-116) и идет по правому берегу реки Катунь до села Куюс.

Протяженность участка

Участок Бийск — Куюс имеет длину около 247 километров, Чемальский тракт (Усть-Сема — Чемал — Куюс) — около 92 км.

Что посмотреть: описание достопримечательностей

Перед тем, как осматривать Чуйский тракт и достопримечательности на машине, задержитесь в Бийске. В краеведческом музее на ул. Советская, 42 стоит посетить экспозицию, посвященную истории строительства дороги. На 384-м км трассы в селе Сростки есть две достопримечательности: мемориал писателя Василия Шукшина (ул. Советская, 68) и его дом (ул. Братьев Ореховых, 76).

Читайте также:
Автобус 805: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

Куда свернуть с Чуйского тракта: интересные места рядом

Посетите природную достопримечательность —Тавдинские пещеры: от Манжерока поверните вправо на мост через Катунь, после него — налево и следуйте около километра прямо.

На 460-м км трассы, не доезжая до села Соузга, поверните вправо на мост через Катунь. Дорога приведет к озеру Айское и далее до скалы-останца Чертов палец, с которой открываются панорамные виды.

Где поесть, остановиться на ночлег

На Чемальском шоссе есть множество точек общепита, а переночевать можно на одной из турбаз. В хорошую погоду можно устроиться в автокемпинге.

Участок Чуйского тракта: Чемальский тракт — Семинский перевал

Рассмотрим участок от села Усть-Сема (496-й км) до вершины Семинского перевала (583-й км).

Протяжунность участка

Длина отрезка Усть-Сема — Семинский перевал составляет около 85,3 километра.

Что посмотреть: описание достопримечательностей

Семинский перевал — это и достопримечательность, и дорога через Семинский хребет на высоте 1717 км, на пике которого есть, что посмотреть: по Чуйскому тракту на машине можно подъехать к обелиску в честь 200-летия присоединения народов Алтая к Российской империи.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. Вершину Семинского перевала украсили площадкой: восемь старейшин в виде каменных глыб окружают символический очаг. Концепция сооружения подчеркивает священное значение перевалов у коренных алтайских народов.

Куда свернуть с Чуйского шоссе: достопримечательности рядом

По левую сторону трассы в 10 километрах от перевала находится гора Сарлык. При наличии снаряжения можно сходить в однодневный поход. Подъем на вершину плавный, с нее открывается вид на Туюкскую долину и озера. Слева от трассы в 2 километрах расположена гора Тяхта, а на ее склоне — база горнолыжников «Семинский перевал».

Где поесть, остановиться на ночлег

На склоне горы Тяхты расположены гостиницы, гостевые дома и база отдыха «Динамо», которая предлагает туристам остановиться в одном из деревянных коттеджей в окружении кедрового леса.

Участок Чуйского тракта: Семинский перевал — перевал Чике-Таман

Пролегает от вершины Семинского перевала на 583-километровой отметке до вершины перевала Чике-Таман на 659-километровой отметке.

Протяженность участка

Расстояние между перевалами Семинский и Чике-Таман — около 80 километров.

Что посмотреть: описание достопримечательностей

Зигзагообразный десятикилометровый перевал Чике-Таман через отрог Теректинского хребта — главная достопримечательность этого участка. С одной стороны над перевалом нависает скала, а с другой — пролегает глубокая пропасть. С обзорной площадки, где есть кафе и точка продажи сувениров, виден участок старой дороги (до 1984 г.).

Куда свернуть с Чуйского тракта: достопримечательности рядом

На 620-м км тракта сверните по указателю направо и по второстепенной дороге преодолейте около 16 километров: парк Уч-Энмек в Каракольской долине известен историческими достопримечательностями: древними курганами, петроглифами и каменными кольцами.

Где поесть, остановиться на ночлег

Остановиться можно в долине Уч-Энмек на одноименной турбазе или проехать 17 километров до села Огундай, где есть больший выбор среди отелей и гостевых домов.

Участок Чуйского тракта: перевал Чике-Таман — Акташ

Началом участка будем считать 659-километровую отметку на вершине Чике-Таман, концом —788-километровую отметку у села Акташ.

Протяженность участка

Расстояние между указанными точками — около 128 километров.

Что посмотреть: описание достопримечательностей

В 6 км от села Купчегень есть, что посмотреть, на Чуйском тракте (самостоятельно, на машине), — на левом берегу Катуни расположена достопримечательность археологии — урочище Кур-Чечу, где на участке длиной 3,5 км встречаются курганы, ритуальные каменные изваяния и наскальные росписи.

Куда свернуть с Чуйского большака: достопримечательности рядом

Яломанское городище на 693-м км хранит следы тюркского средневекового поселения. Близ 710-го км трассы мутные воды реки Чуи вливаются в бирюзовую Катунь. Резко очерченную границу слияния наблюдают со смотровой площадки в 500 м от трассы.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ. У села Иня сохранилась достопримечательность: двухцепный подвесной мост через Катунь, который строился в 1936 г. силами заключенных. А на скалах урочища Калбак-Таш (723-й км) древним человеком около 1000 лет назад высечены петроглифы.

Где поесть, остановиться на ночлег

Можно разместиться в одном из домиков туристического комплекса на кордоне Кур-Чечу. С палаткой можно остановится в кемпинге у места слияния рек Большой Яломан и Катунь.

Участок Чуйского тракта: Акташ — Чаган-Узун (Курайская степь)

Пролегает между с. Акташ на 788-километровой отметке и с. Чаган-Узун (864-й км).

Протяженность участка

Расстояние Акташ — Чаган-Узун составляет около 76 км.

Что посмотреть: описание достопримечательностей

Можно полюбоваться на Гейзерное озеро бирюзового цвета и, если повезет, понаблюдать активность подводных гейзеров. Достопримечательность находится в 6 километрах от с. Акташ, повернуть с трассы на 796-м километре, ориентируясь на базу «Маленький рай».

Красно-коричневые слоистые горные гряды Курайской степи порождают у туристов ассоциации с Марсом и вызывают самые восторженные отзывы о достопримечательностях Чуйского тракта: на машине у с. Курай поверните направо к с. Кызыл-Таш и следуйте вдоль р. Чуи.

Куда свернуть с Чуйского тракта: достопримечательности рядом

Поверните из с. Акташ по указателю налево в сторону Улагана, и через 8 километров пути откроется достопримечательность Красные ворота — скала из камня бурого оттенка, в которой прорубили дорогу.

Где поесть, остановиться на ночлег

Остановиться можно в с. Акташ, Курай или на турбазе у Гейзерного озера.

Участок Чуйского тракта: Чаган-Узун — граница с Монголией (Чуйская степь)

Юго-восточный отрезок дороги — от 864-го км до с. Ташанта (961-й км). В селе находится погранзастава и пункт пропуска через границу с Монголией.

Протяженность участка

Расстояние Чаган-Узун — Ташанта равно около 78,6 километров.

Что посмотреть: описание достопримечательностей

В Чуйской степи интересен одиночный холм с обнаруженными на нем наскальными рисунками бронзового века. Достопримечательность расположена в 10 километрах правее от с. Кош-Агач.

Читайте также:
YouTube: создание и раскрутка блога, заработок на своём канале

Куда свернуть с Чуйского большака: достопримечательности рядом

После поворота направо от с. Кош-Агач через 30 километров находится мегалит Тархатинский — шестидесятиметровый круг, внутри которого особым образом расположены каменные глыбы. Ученые считают достопримечательность древней обсерваторией и подтверждают наличие здесь магнитной аномалии.

Где поесть, остановиться на ночлег

На этом отрезке пути места для ночлега стоит искать в селах Чаган-Узун и Кош-Агач.

Мы охватили лишь небольшую часть достопримечательностей, которые включает наш маршрут на машине по Чуйскому тракту, где каждый поворот откроет смелым путешественникам уникальные природные ландшафты. Недаром журнал National Geographic (Россия) в 2014 г. включил автодорогу в десятку самых красивых в мире.

Республика Алтай – отзыв

Путешествие на авто по Чуйскому тракту из Новосибирска. Семья с детьми, привыкшими к цивилизации. Настоящий Горный Алтай- за Семинским перевалом!

Горный Алтай (Республика Алтай)- популярное место отдыха, тем более из Новосибирска, тк несколько часов на машине- и ты здесь. Поэтому в последнее время здесь настолько много народа, что это уже не отдых на природе, а настоящая туристическая тусовка.

Такими тусовочными местами являются базы возле озера Ая, в районе «Бирюзовой Катуни», озера Манжерок, Чемала. Особенно в сезон, те летом. Ценник на отдых тут тоже стал не очень гуманным даже на эконом-варианты, и цена не всегда соответствует качеству.

Но все большую популярность приобретают поездки дальше по Чуйскому тракту- за Семинский перевал. Ифраструктура (количество турбаз, сервис, магазины и пр) там пока оставляет желать лучшего, поэтому едут туда пока не толпы, а небольшие группы или искатели природы и самобытности на Алтае. Таких туристов уже довольно много, но не сравнить с количеством в ранее названных местах.

Где-то прочитала выражение, что если вы не были за Семинским перевалом, то не видели Горного Алтая. Поддерживаю на все 100%.

Итак, при размышлениях куда рвануть ненадолго за впечатлениями людям неспортивным, не привыкшим к походам, изнеженным цивилизацией, да еще и с детьми, возникла идея сделать автопробег по Чуйскому тракту. Идея возникла не спонтанно, а в результате вдохновения от отзывов ранее побывавших там людей) Заодно решили проверить, как перенесет поездку младший ребенок-дошкольник, а он у нас довольно неприспособленный и склонный к заболеваниям.

Чуйский тракт (ранее автомобильная дорога М-52)- федеральная автомобильная дорога Р256- проходит по маршруту Новосибирск- Бийск- Ташанта и до границы с Монголией, является главной транспортной артерией Алтая. Протяженность автомагистрали- 968км, отсчет начинается от Новосибирска. Участок от Бийска до Ташанты как раз и носит исторически название «Чуйский тракт» и начинается у моста через реку Бию. В 2014 году один из самых авторитетных географических журналов в мире National Geographic включил Чуйский тракт в список 10 красивейших автодорог мира.

Базу для проживания забронировали в Онгудае- турбаза «АиЛ» (628 км Чуйского тракта), но так как выехали не с самого утра, ехать далеко, то решили не проезжать сразу весь путь, а переночевать в Бийске. Заодно планировали прогуляться по Бийску, ему много лет (основан в 1709 году) и это второй город по величине в Алтайском крае. Также хотели посетить Музей Чуйского тракта.

Приехали в Бийск, обзвонила тут же квартирые агентства, контакты которых посмотрела заранее на Суточно ру и Авито, нашли и сняли квартиру на сутки (1500 руб). Пошли прогуляться. С Музеем нам не повезло- он был закрыт на ремонт, поэтому прогулялись по историческому центру на улице Советской. Там можно увидеть несколько старых зданий- архитектурные памятники. К ним относятся Особняк купца Васенева, Бийский драматический театр, здание Музея Чуйского тракта, Успенский кафедральный собор, филиал Педагогического Университета. Бийск был основан по указу Петра I как острог и если прогуляться бы с экскурсоводом, то было бы интересно и познавательно, но мы прогулялись с Яндексом и пошли в магазин за продуктами. Местный король розницы- сеть «Мария-ра», как наверное и на всем Алтае. Магазины этой сети на каждом шагу.

Утром поехали на турбазу «АиЛ». По пути решили заехать на озеро Манжерок, прокатиться на подьемнике, с которого, по отзывам, открываются прекрасные виды. И вот тут я была в шоке. Там была ТАКАЯ очередь, СТОЛЬКО людей, что и в городе такой толпы не встретишь. Те приехали на природу, на Алтай, а увидели такую тусовку, что дико стало. Стоять мы конечно не стали, поехали по своему пути дальше. Пока проезжали, также была удивлена количеством машин на обочине вдоль дороги, количеством людей. Ни о каком любовании природой, тишине и релаксе речи тут не идет.

Приехали на турбазу «АиЛ». Провели мы там три ночи и катались по Чуйскому тракту. Те путешествие-автопробег, все основные достопримечательности и виды вдоль дороги.

В общей сложности доехали до Акташа и Чуйской степи (820км Чуйского тракта). Основные достопримечательности, которые посетили:

1. Семинский перевал ( высота 1717м)- выше, чем перевал Чике-Таман, но эмоций намного меньше, тк видов наверху особо нет, подъем и спуск достаточно пологий, те только по машине ощущаешь, что забираешься ввысь. Наверху можно купить всякие сувениры и товары, стоит стелла о 200-летии присоединения Алтая к России (установлена в 1956 году), но местами ободранная. В общем, без особых впечатлений. 583 км Чуйского тракта.

2. Перевал Чике-Таман (высота 1295 км) – тут намного круче: и подъем более извилистый, и виды сверху обалденные. Дорога вырублена в горном массиве, поэтому постоянные повороты и извилины. Наверху есть смотровая площадка, памятник строителям Чуйского тракта, сувенирные лавки. 667 км Чуйского тракта.

3. Слияние Чуи и Катуни. Тут восторг и красивейшие фото, особенно в ясную погоду (мы попали в пасмурную, к сожалению). Можно полазить по смотровой площадке, поискать красивые ракурсы. Чуя-река мутная, а Катунь- бирюзовая, поэтому границу слияния хорошо видно, а вы смотрите на это с высоты птичьего полета в окружении гор и дух захватывает от такой красоты! 712 км Чуйского тракта.

Читайте также:
Самара — Ростов-на-Дону Как С Добром Добраться!

4. Памятник Кольке Снегиреву. Неоднозначный памятник герою из песни, тк воспринимают его по-разному. Но здесь прекрасный вид на долину реки и просто место для остановки, фото, прогулки. А памятник можно воспринимать как памятник отважным водителям Чуйского тракта, который раньше не был в таком прекрасном состоянии и было много опасных мест. 744 км Чуйского тракта.

5. Скальный массив Белый бом (742 км Чуйского тракта), Катунские террасы (690 км), Песчаные скалы (687км)- это природные «памятники», проезжаешь мимо, смотришь и… ничего захватывающего дух). Посмотрели и проехали. Ининский (Цаплинский) мост (703 км)- видели, но специально не подъезжали. История, связанная с эти мостом, интересная и трагичная (строили заключенные), а сам мост уже как-то не особенно..

6. Водопад Ширлак (759 км)- хорошо виден с дороги, мы остановились, но ближе не пошли. Судя по фото в инете, уступает красоте Камышлинского водопада (который находится недалеко от турбазы «Царская Охота»). Но можно прогуляться поближе при желании.

8. Если ехать дальше по Чуйскому тракту, то на 820 км доезжаем до Курайской степи и вот тут восторг! Пустынные степные просторы и белые хребты Северо-Чуйского хребта. Панорама снежных хребтов ОЧЕНЬ впечатляет! Отличные фото можно сделать прям с дороги. Но там почему-то куча саранчи в этой степи. Большие, противные, прыгают через дорогу и на машину. Поэтому мы сделали несколько фото и поехали обратно.

В планах моих была еще поездка на Марс (цветные горные пейзажи), но с ребенком мы решили не рисковать, тк на них попадаешь не сразу, нужно идти пешком, поэтому увы, в другой раз. Находятся они еще дальше, 864 км Чуйского тракта.

Ну и теоретически можно доехать до Кош-Агача конечно, но в этот раз и не было такой цели. Читала, что там верблюды по улицам ходят, тк это уже близко к границе с Монголией. Но знаю, что туристические группы обычно возят только до Марса.

Неспроста отмечаю на каком км находятся достопримечательности, тк мы так и ехали с их списком, проранжированным по удаленности. Это очень удобно, те проехали/остановились на одном, потом едем дальше и смотрим по столбикам сколько еще ехать.

По пути заезжали также в село Акташ в магазин (конечно в «Мария-ра»)). Мне тут понравилось больше, чем в Онгудае. Выбор больше, рядом есть и другие магазины, аптека, в общем цивилизация)

Что поразило при поездке по Чуйскому тракту: машин мало, местами их нет вообще и довольно долго. Связи телефонной тоже при этом местами нет. Состояние дороги- отличное, те едешь и обозреваешь. Но только посещает мысль: а если машина сломается, как быть? Связи нет, машин, нет, людей нет. Ждать, когда кто-то проедет? Нет, ну ее, эту мысль) Лучше ехать и наслаждаться.

В этих местах основные жители- алтайцы, вдоль дороги видны их домики. Сложилось мнение, что живут в основном бедненько, особенно в местах поглуше. Огородов нет, на дорогах много скота ходит: овцы, лошади, коровы. Это умиляет: едешь, а тут стадо дорогу переходит или овцы стоят и им совершенно фиолетово, что тебе надо проехать. Настоящие хозяева дорог в этих местах. Младший ребенок был в восторге конечно, насмотрелся. Меня умиляли еще стоящие и бегающие суслики вдоль дороги, их тут много.

Вот так и прошло наше небольшое путешествие. И в этих местах много туристов с детьми, хотя тут надо оценивать как ребенок переносит длительные поездки в машине и при жаре, тк нашего все же укачало в обратной дороге. Все же хотелось бы увидеть марсианские пейзажи, приблизиться к ледникам Актру (там есть экскурсии и для массового туриста, а не только для альпинистов). Так что есть зачем вернуться в эти места. А дышится здесь точно по другому, у мужа даже кашель здесь прошел.

Горный Алтай- это не только потрясающая природа, горы, но и особая энергетика, здесь есть места силы. Однако цивилизация нещадно наступает на этот самобытный край, например открыли недавно СПА-центр на Алтае. Да уж, какое тут единение с природой, а ведь именно ради него люди и приезжали сюда всегда.Поэтому за уединением едем за Семинский перевал!

🐴 По Чуйскому тракту в Монголию на автомобиле

Любая страна имеет свои особенности. Они могут проявляться буквально во всём. И чем сильнее разница между природой, ландшафтом, климатом, образом жизни местных жителей с теми, которые существуют в России, тем больше впечатлений. Много необычного можно увидеть, почувствовать на себе и в Монголии. Она совсем рядом, если принимать во внимание регионы южной Сибири. Для живущих в европейской части, конечно, — это далеко. Но сегодня расстояние в несколько тысяч километров преодолеть не сложно.

Этап 1. От Новосибирска до Бийска

Не будет ошибкой сказать, что наиболее интересной поездка в Монголию окажется, если выбрать автомобильный маршрут. В этом смысле лучше отправиться в дорогу надо по Чуйскому тракту. Алтай, Чуйский тракт (федеральная автомобильная дорога Р256, до 1 января 2018 года также применялся номер трассы М52)

Официально начинается он в большой сибирском городе Новосибирске, но раньше так называли только путь от города Бийска (Алтайский край) до Ташанты. Это населенный пункт рядом с границей двух стран – России и Монголии. Путешествие может занять от нескольких дней, до недель. Вопрос только в том, сколькими днями вы располагаете. Посетить Монголию достаточно просто, имея предварительную информацию.

Важно! Раз уж речь идет о путешествии из разных российских уголков, то лучше начинать отсчет от Новосибирска. Правда, кто-то из путешественников, готовясь к поездке и выезжая из западной части страны, прокладывая маршрут, воспользуется картой, попробует сократить путь. В таком случае он будет ориентироваться на более короткий маршрут.

Не доезжая до Новосибирска, примерно на середине между Омском и этим большим городом многие сокращают путь, чтобы проехать сразу через Алтайский край до города Барнаула. Не надо так поступать. Уже через несколько десятков километров можно убедиться в том, и в самом деле самые интересные приключения начинаются после слов «я знаю короткую дорогу». Лучше спокойно доехать до Новосибирска, пересечь по мосту или по плотине ГЭС Обь и свернуть вправо. Водосброс Новосибирской ГЭС

Читайте также:
Где находится Адлер на карте России, как добраться до Адлера из Москвы

Примерно через минут двадцать – тридцать (всё зависит от интенсивности движения автомобилей) будет город Бердск. Пройдет менее часа, и позади останется город Искитим, и начнется долгий путь на Юг.

До Барнаула, точнее, до Ново-Алтайска (город Барнаул на левом берегу Оби) доехать можно менее чем за два часа. Если захочется пообедать, то проблем с этим не будет. Нет затруднений и с заправкой машины. Такая же обстановка после поворота в Ново-Алтайске в сторону Бийска. До этого города также можно доехать менее чем за два часа. Правда, если окажешься здесь в пятницу в послеобеденное время в пятницу или в воскресенье, поездка затянется. Трасса М-52 в районе Бийска

Дело в том, что в пятницу полоса дороги по направлению к Бийску превратится в сплошную пробку. Это связано с тем, что желающие отдохнуть как раз в это время направляются в горы или в курортный город Белокуриха. В воскресенье все эти тысячи автомобилей едут обратно.

Этап 2. По Горному Алтаю до границы

Но вот, наконец, и город Бийск. Для грузовых автомобилей здесь существует объездная дорога. Сворачивать на неё не надо. Поездка через город займет всего минут двадцать. Это с учетом въезда и выезда после моста через реку Бию на самой окраине. А дальше начнется тот самый Чуйский тракт, о котором немного рассказывается в кинофильме «Живет такой парень». Коммунальный мост в Бийске

Хотя расстояние от Бийска до монгольской границы нельзя назвать большим (особенно по сибирским меркам), ехать придется долго. Вначале, правда, все будет, как обычно, но потом начнутся подъемы, спуски, повороты. Однако поездка не покажется особо долгой. Почему? Потому что дорога идет через особенные места. Порой она тянется буквально в нескольких метрах от бурлящей, как огромный ручей, реки Катуни. Потом потянутся горы. Особенно интересен Семинский перевал. А еще дорогу вдоль реки Чуя. Река Катунь

Наконец, вот приграничная зона. Большое село Кош-Агач, а далее только Ташанта, пограничная зона шириной двадцать километров, и Монголия. Однако здесь может возникнуть трудность. Пропускной пункт работает только до восемнадцати часов. В выходные, вообще, не работает. Важное условие – пересечь границу можно только на автомобиле. Путешествующие автостопом дожидаются попутных машин.

Важно! Для того, чтобы пересечь границу необходимо иметь приглашение из Монголии. Оно может быть, как от турфирмы, так и от человека. Правда, этот документ требуют только на пропускном монгольском пункте. Еще там требуют показать наличные деньги. Обычно, когда человек показывает пятьсот долларов, монгольские пограничники фотографируют его с купюрами в руке, и пропускают в страну.

Если добраться до границы удалось лишь к вечеру, или в выходной, надо позаботиться о ночлеге. В горах в палатке ночевать холодно. Но ночлег предоставляют местные жители. За комнату на двоих просят всего пятьсот рублей. Вблизи границы с Монголией

При пересечении российской границы затруднений не возникает. Пограничники проверяют паспорта, машины с российскими номерами осматривают бегло. Но если едут иностранцы, особенно немцы, проверят все, что можно.

Монгольские пограничники процедуры повторяют. Российским гражданам виза не нужна. Об условиях для въезда в страну было сказано выше. После того, как все закончено, разрешают ехать.
Монголия.

Этап 3. На месте — первые впечатления

И вот Россия позади, впереди только Монголия и почти полное отсутствие асфальта. Говорят, что в России не дороги, а направления. Примерно то же самое и здесь, только ехать по этим направлениям удобнее. Главное – автомобиль чтоб не подвел. Лучше всего отправиться в путешествие на джипе. Впрочем, довольно много туристов пускается в такое путешествие на мотоциклах.

Открывающиеся картины можно назвать однообразными. Это, в основном, безлесые горы. Но все равно красиво. Обычно первую остановку путешественники делают на берегу озера Толбо-Нуур. Кажется, в Монголии оно одно из самых больших.

Потом будут высокогорное плато с разноцветными хребтами, озеро Хаар-Ус, город Ховд. Дорога тянется по каменистой степи. Кое-где видны какие-то колючие растения, а еще маленькие цветы. Что удивляет, — большие стада овец, коз, верблюдов, яков. Здесь же можно увидеть сайгаков. Иногда они пасутся вместе с домашними животными, иногда просто бегут куда-то. От машин не убегают. Знают, что вреда им никто не принесет.

На пути можно сделать остановку у озера Дерген Нуур. Вода в нем соленая. Такое ощущение, что концентрация соли выше, чем в морской воде. Местность довольно интересная. К берегам озера примыкают дюны. Здесь начинается самый большой песчаный массив Монголии Монгол Элс. Он тянется более чем на двести километров с Юго-востока на Северо-запад.

Отношение монголов к путешественникам из России

Дорога в Монголии часто и в самом деле просто направление. О том, что здесь движется автотранспорт, говорят лишь следы колес. Хотя иной раз транспортный поток бывает интенсивным (по монгольским меркам) «проезжая» часть не разбита, как это бывает на российских проселках. Почва часто каменистая, а дождей много не бывает.
Местное население к путешественникам относится хорошо. Многие монголы знают русский язык. Правда, среди молодежи таких меньше. Проще всего общаться с такими, кому за сорок. Среди них встречают часто те, кто учился в России. Но и те, кто иной раз по-русски толком ничего не знают, также, если надо, стремятся помочь руссо-туристо, попавшим в затруднительное положение.

К примеру, едут какие-нибудь путешественники на автомобиле, и случается у них поломка. Проезжающие мимо монголы останавливаются, интересуются, что случилось. Если надо, запчасть нужную бесплатно дадут. Могут и автомобиль отбуксировать, даже если не по пути, туда, где его отремонтируют.

Развивается и придорожный сервис. Где-нибудь среди степи, рядом с накатанной дорогой стоят юрты. Здесь же и просто навесы устроены. В юртах, под навесами, под открытым небом металлические кровати с матрасами. Устал путник, остановился, лег отдохнуть. Никто ему и слова не скажет. Может хоть несколько суток спать. Если поесть захочет, объяснит. Его поймут. Тут же принесут на большом блюде приготовленную еду. Всегда приносят мясо. Еда здесь только свежая. Потому что проблем с мясом нет, что касается стоимости, то все раза в два – три дешевле, чем у нас дома.

Читайте также:
Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи (Sao tome and Principe)

Конечно, есть в Монголии большие (по их меркам) города, есть населенные пункты поменьше, но многие живут в юртах, среди степи. Говорят, в Монголии, если нет у человека тысячи голов скота, то считается он бедняком. Насчет тысячи, пожалуй, преувеличение. Но стада у местных жителей и в самом деле просто огромные.

Только не надо думать, что монголы, живущие в степи, полностью оторваны от цивилизации. Кроме верблюдов и лошадей для передвижения у них и мотоциклы есть, и автомобили. У юрты обычно антенна-тарелка установлена. Это чтобы телесигнал принимать. Здесь же и солнечные батареи стоят. Чуть поодаль маленькая электростанция с двигателем, работающим на бензине, установлена. Кстати, если в пути затруднения возникают, если остановиться надо на ночь, а удалось добраться только до одинокой юрты, хозяева путника с радостью примут. Накормят, о жизни расскажут, используя десяток русских слов, на ночлег оставят.

Для оформления статьи использованы фотографии из открытых интернет-источников и фото-банков, не требующие указания авторства и разрешенные для коммерческого использования согласно лицензии CC0 Creative Commons.

Если Вам понравилось наше повествование или Вы хотите связаться с автором статьи, оставляйте комментарии к публикации, и он Вам обязательно ответит. Возможно, Вы сами хотите рассказать о своих туристических открытиях, читателям нашего он-лайн путеводителя будет очень интересно узнать о том, что Вы увидели, и что Вам показалось интересным! Оставляйте комментарии, вопросы, рассказывайте о впечатлениях о путешествиях, предлагайте темы для новых обзоров и статей!

Для тех, кто хочет читать наши новости в мобильной версии, оперативно следить за публикациями, подписывайтесь на наш канал в Яндекс-Дзен

Николай Дунец

Журналист. Стаж в СМИ 34 года. Член “Союза Журналистов России”. Выигрывал конкурс “Золотое перо” (проводится союзом). Туризм для меня – возможность узнать новые грани жизни, познакомиться с культурой разных стран. Проверить себя на стойкость, хотя сам живу в Сибири. Любимые направления – страны Юго-Восточной Азии.

Отдых в Камбодже — 2021. Цены, отзывы, плюсы/минусы

15 774 2 17.09.2021

Во время нашего полугодового путешествия по Юго-Восточной Азии настоящей находкой стала Камбоджа, о которой я практически не слышала раньше. Разве что от редких друзей, заскочивших туда на пару дней из Паттайи. Пляжный отдых в Камбодже не пользуется особой популярностью среди россиян, хотя по красоте ничем не уступает соседнему Таиланду.

Мы с моим молодым человеком объездили все главные достопримечательности и пробыли, в общей сложности, в Камбодже 20 дней. О чем сегодня вам и расскажу.

Содержание

Виза в Камбоджу (30 дней)

Виза для россиян в Камбоджу нужна. Можно сделать ее заранее:

  • в посольстве в Москве (пер. Староконюшенный, 16) – за $30 и 1-3 дня
  • по прибытию в аэропорт

Официально виза стоит 30 долларов, но хитрый пограничник попытается содрать с вас лишнюю «пятерку». Не ведитесь на этот развод. Если у вас при себе нет фото 3х4, придется отдать еще $2 сверху. Мы получали визу на границе с Вьетнамом и доказали-таки пограничнику, что виза стоит ровно 30 баксов и ни центом больше.

Виза выдается на 30 дней, но если отдых в Камбодже «зашел» и хочется остаться подольше, можно продлить еще на месяц за $45 в Immigration office в Пномпене. Это не применимо к электронной визе ↓

  • онлайн – за $37, необходимо заполнить анкету на сайте: evisa.gov.kh

Распечатываете два экземпляра анкеты, один — для пограничника, а второй — для выезда из страны.

Сколько стоит съездить в Камбоджу из Таиланда? Половина туристов выберет 2-х дневную экскурсию, которая обойдется в $150 (из Паттайи) или $200 (из Пхукета) с человека.

Сезон для отдыха в Камбодже

Сезон для отдыха в Камбодже примерно совпадает с тем, который установился во всей Юго-Восточной Азии.

  • Сухой период – длится с ноября по апрель, и именно в это время лучше выбрать Королевство для посещения. Когда нет дождей, есть жаркое солнце, но это касается лишь весенних месяцев. Потому зимние считаются оптимальными для путешествия. Температура воды и воздуха держится в районе +28°С в курортной части (Сиамский залив и Сиануквиль) и +34°С в Сием Рипе (моря там, конечно, нет).
  • Сезон дождей – начинается в мае и заканчивается примерно в октябре. Наибольшее количество осадков выпадает с июля по сентябрь. Дожди льют сильные, тропические, но при этом длятся недолго.

Мы были в Камбодже в начале апреля, но уже тогда шли дожди, из-за чего возникли проблемы с палаткой (искали возвышенную поверхность и под крышей). В остальное же время было очень душно и жарко, мы приходили в чувство только под кондиционером.

Читайте также:
Самара — Ростов-на-Дону Как С Добром Добраться!

Цены на отдых в Камбодже — 2021

Официальная валюта Камбоджи – риель (KHR). 1 доллар США = 4000 риелям.

Для удобства все цены – в долларах, поскольку их принимают к расчету везде, причем сдачу дают в риелях. Но советую иметь под рукой небольшую сумму в местной валюте для мелких покупок.

Давайте подробнее остановимся на таком важном аспекте, как цены на отдых в Камбодже.

Транспорт

Движение в Камбодже хаотичное и чаще всего не поддается никаким правилам. Например, максимальная скорость для авто – 40 км/ч, а для мотоциклов – 30 км/ч. На деле люди мчат впятером на одном байке, без шлемов и под 70 км/ч. Дорожная обстановка в Камбодже в целом опасная, поэтому будьте внимательны.

В Королевстве можно забыть об общественном транспорте и о поездах. Туристы передвигаются либо на тук-туке, либо на байке.

  • Аренда мотоцикла на сутки – $5-10, на месяц – $100. Если соответствующих прав нет, и остановит полиция, заплатите от $5 до $20, как договоритесь.
  • Литр бензина в Камбодже – примерно $1. В деревнях его продают в литровых и двухлитровых стеклянных бутылках.

Помимо мотоцикла, можно арендовать и велосипед, это дешевле. Где? На ресепшене вашей гостиницы или хостела или у частных лиц за $1-5, в зависимости от качества велосипеда.

Можно взять машину с водителем на день. Например, договориться с таксистом в аэропорту. Более-менее адекватный ценник за подобное – около $40.

Кухня и еда

  • Стрит-фуд (рис с шашлыком или рисовая лапша) – $1-5 за порцию
  • Средний чек при покупке еды в супермаркете – $5:

✓ бутылка воды, 0.5 л – $0,4

✓ пиво Angkor, 0.33 л – $0,5

Кухня Камбоджи не сильно отличается от тайской, кроме тех блюд, которые привнесли сюда французы во время колонизации. Тут едят рис, морепродукты и багеты.

Цены адекватные, что, однако, нельзя сказать про курорты. Можно вполне себе поужинать на уличном базаре всего за доллар, если купить парочку шашлычков или салат из папайи. Фирменное кхмерское блюдо амок (рыбное карри) стоит немного дороже – от $3.

Мой совет: будьте осторожны во время поиска места, где перекусить. Гонитесь не за ценой, а за качеством. Нередки были случаи, когда прямо на моих глазах продавцы на уличных рынках роняли еду на грязный пол, а потом спокойно клали ее обратно. Вызывает сомнение и мясо, которое пролежало под солнцем весь день, а потом вам его могут радостно поджарить.

В Сием Рипе рекомендую кушать на Pub Street – самой тусовочной улице. По крайней мере, там постоянный поток, и еда не залежится. Главный туристическое заведение – кафе Red Piano, говорят, там обедала Джоли во время съемок «Лары Крофт». Неплохо.

Отели в Камбодже

Проверенные нами (но хостелы):

Камбоджа, так популярная среди иностранных туристов, желающих поглазеть на древний Ангкор-Ват, удивила нас тем, что тут можно снять самый дешевый во всей Юго-Восточной Азии номер в хостеле. Всего $2, и мы спали на уютной кровати в 8-местном номере в центре Сием Рипа. Чудеса, не правда ли?

Мы открыли для себя и дивный мир, когда можно бесплатно ночевать в буддистских храмах. Это и новые знакомства, и возможность сэкономить деньги. Так в Кампонгтяме мы ночевали в Nokor Bachey Pagoda, в Сиемрипе – в Wat Kesararam.

Цены на жилье классом повыше лучше всего смотреть на RoomGuru или на Booking. Тут можно найти место для ночевки на любой вкус и кошелек. Ловите подборку:

  • 4* Model Angkor (Сием Рип) – наверное, только в Камбодже можно снять хорошую четверку всего за $40. Собственный бассейн, бесплатный трансфер в и из аэропорта, и, к тому же, находится он удобно к центру.
  • 4* Iroha Garden Hotel & Resort (Пномпень) – фишкой считается ресторан в особняке 1930-х годов, а также небольшой садик с бассейном.
  • 4* White Boutique Hotel and Residences (Сиануквиль) – больше всего хороших отзывов туристов, здесь и массаж, и тренажерный зал, и живые выступления музыкантов.
  • 3* Phoumrumduol Bungalow (Кеп) – добродушный хозяин, раскрашивающий вечер туристов своими рассказами – бесценно.

Достопримечательности в Камбодже

Что посмотреть в Камбодже – зависит от вас. Тут есть и природные достопримечательности, и исторические памятники.

Природные достопримечательности Камбоджи (цены на 2021 год):

Бокор – национальный парк в 1,5 часах езды от Кампота. Стоит посетить, во-первых, из-за водопада Попоквиль и настоящих джунглей, а во-вторых, из-за заброшенных зданий, прославивших этот парк. Нам больше понравились казино «Бокор Палас» (ныне отреставрированное), нефункционирующая католическая церковь и Черный дворец. В парке век назад отдыхали колонизаторы-французы, а позднее красные кхмеры. От европейских представителей до наших дней и дошли эти здания.

Автобусная экскурсия из Кампота стоит $25. Можно поехать и самому на мопеде, тогда – всего 50 центов за въезд на территорию парка.

Реам – парк в 20 км от Сиануквиля. Дикие звери, птицы, крупная популяция обезьян и пресноводных дельфинов. Попасть в парк можно либо с гидом, на джипе или пешком, но романтичным вариантом будет прогулка на лодке по реке Прек Тук Сап (около $25).

Озеро Тонлесап – самое большое пресноводное озеро Камбоджи. При этом его средняя глубина всего 1 метр (во влажный сезон – все 10). Сюда едут, чтобы посмотреть на плавучие деревни. Но честно говоря, все плавучие деревни похожи одна на другую, поэтому если вы уже видели подобную в Таиланде, то можно пропустить.

Читайте также:
Дешевые авиабилеты в Катар

Исторические достопримечательности:

Ангкор-Ват – рассказываю ниже.

Кох Кер – туристы редко сюда заезжают, потому что почти никто не знает о месте. Хотя оно превосходит по таинственности и аутентичности сам Ангкор-Ват. Комплекс находится в 90 км от Ангкора, в провинции Прэахвихеа, в округе Кулен. Стоимость билета: $10.

✓ Поля смерти Чоенг Эк и музей геноцида Тоул Сленг – говоря о Камбодже, нельзя не упомянуть ее кровавую историю во времена красных кхмеров. В 70-е года в стране было убито и захоронено более трети населения. Более подробно со всей историей того периода можно ознакомиться здесь, но будет жутковато – пыточные орудия, пятна крови, камеры. Рекомендую также посмотреть фильм «Поля смерти» (1984).

Просто развлечения:

✓ Традиционный кхмерский массаж – $10

✓ Поездка до островов и обратно из Кепа или Сиануквиля – $15-25

Древний город Ангкор

Ангкор Ват в Камбодже – это самый большой храм в мире, посвященный богу Вишну (10-12 века), состоящий из более чем 200 монументов. Добираться до комплекса удобнее всего из Сием Рипа, он в 6 км.

Билеты: на 1 день – $37, на 3 дня – $62. И да, оно того стоит!

Здесь, конечно, куча местных «давай помогу» (т.е. похожу, пофоткаю, расскажу, что знаю). В принципе, взять можно, цена – в районе $20-25.

Пляжный отдых в Камбодже — где лучше?

Многие едут в Камбоджу, чтобы насладиться ее пляжами, которые пока что не так перенаселены туристами, но очень даже интересны. Куда лучше ехать?

Курорты Камбоджи — Сиануквиль

Этот город, пожалуй, один из самых популярных курортов Камбоджи. Он появился сравнительно недавно – в 1950 году, благодаря французам, поэтому до сих пор продолжает развиваться. Главные его достопримечательности – это пляжи и острова.

  • В северной части города можно найти Виктори Бич, который ранее назывался «русский». Позднее те, в честь которых именовали пляж, стали отдыхать во всех частях города, и название потеряло свою актуальность. Находится поблизости от порта, поэтому качество воды не восторг. Зато тут множество кафе, а также жилье на любой кошелек.
  • Далее к югу – Гавайи Бич, особенно любимый кхмерами. Также, как и предыдущий, он не особо чист, сюда прибивает черные ошметки мазута. Кстати, на берегу находятся сосновые заросли, что позволяет скрыться в тени во время пекущего солнца.
  • Следом за ним – Индепенденс. Его плюс в том, что он чистый, также как и само море.
  • Затем начинается пляж Соха. Большая его часть принадлежит отелю «пятизвезднику» Sokha Beach Resort, поэтому здесь очень чисто. Небольшой кусочек территории открыт и для всех посетителей.
  • Пятая полоса для отдыха в Сиануквиле – Сириндипити, один из самых туристических, поскольку расположен в центре города. Соответственно, тут шум, гам, непрекращающееся движение. Конечно, это откладывает отпечаток и на само место, оно не самое прибранное.
  • И последний, самый удаленный от города пляж, Отрес. Если раньше это было одно «дикое» побережье, то сегодня оно разделено на три зоны: Отрес 1 – самое оживленное, Отрес 2 – тут меньше туристов и спокойнее, и деревня Отрес.

Но учтите, что сам Сиануквиль производит впечатление необустроенности. Здесь совершенно негде погулять, кроме пляжей.

Острова Камбоджи: Ко Ронг, Ко Та Киев, Каох Дамлаунг, Сонг Саа, Ко Тхмей. Можно доехать, заказав однодневные экскурсии из Сиануквиля – $25-30, а можно и остановиться там на несколько дней. В первом случае можно не только покататься по островам, но и попробовать снорклинг или дайвинг.

Стоит помнить, что во время сезона дождей в стране также начинается сезон волн. Он приходится на летние месяцы.

Советы — плюсы и минусы отдыха

Отдых в Камбодже может стать как прекрасным, так и ужасным. Кто-то предпочитает развитую инфраструктуру и хороший сервис, что уже поставлено на ногу в Таиланде, но все еще не достает в Камбодже. Сюда стоит ехать тем, кому интересно увидеть что-то новое, кто готов к спартанским условиям и хочется немного уединенности. Плюс, Таиланд или Вьетнам уже не интересен:)

+ Небольшая стоимость на экскурсии, еду и проживание
+ Непереполненные пляжи Камбоджи, чистое море и возможность отдохнуть на островах
+ Милые, отзывчивые люди
+ Теплый климат

— Вездесущая грязь и вонь в больших городах
— Неразвитая инфраструктура
— Плохие дороги
— Очень распространена проституция, эксплуатация детского труда

Стоимость отдыха в Камбодже

Отправиться в Камбоджу можно и старым-добрым туром, но такой трип выйдет порядка 150 тысяч за неделю с вылетом из Москвы. Даже учитывая, что все включено: и перелет, и отель, и питание, деньги того явно стоят. Гораздо рациональнее взять путевку в Таиланд (или Вьетнам) – смотрите на Travelata – и уже оттуда действовать.

Также следует помнить, что лучшие места в Камбодже разбросаны по всей стране, придется много перемещаться, если хотите увидеть все. И тогда легче лететь самостоятельно.

Примерный бюджет на 7 дней, основанный на нашем опыте (на одного):

  • Авиаперелет: 36 000 рублей
  • Питание: 10 000 рублей
  • Отели (хостелы): 5000 рублей
  • Экскурсии в Камбодже и входные билеты: 8000 рублей

Итого: ≈ 60 000 рублей.

Про сам отдых в Камбодже отзывы туристов не так многочисленны (большинство ездят на 1-2-дневные экскурсии): цены низкие, по-азиатски грязно, пыльно, хаотично. Кто-то видит в Камбодже ужасающую нищету, приставучих местных, наглых детей. А кто-то – совершенно иной уклад жизни, в котором каждый по-своему счастлив. Каким будет ваше впечатление?:)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: