Долги по коммунальным платежам предыдущего собственника 2022 – закон, квартиры

Кто должен платить долги по ЖКХ: бывший или новый владелец квартиры?

Россияне задолжали за «коммуналку» 625 миллиардов рублей (данные Росстата за октябрь 2020 года, на которые ссылается «Российская газета»).

Хоть при продаже квартиры продавец обязан погасить задолженность за коммунальные услуги и предъявить покупателю соответствующую справку, сплошь и рядом недвижимость продается с долгами по ЖКХ. Одни собственники подделывают документы. Другие честно признаются, что денег на оплату нет, но они обязательно погасят задолженность, как только продадут жилплощадь, а в итоге, получив средства, пропадают.

Граждан, купивших квартиры с долгами за «коммуналку», хотят обязать гасить их, пишут «Известия» со ссылкой на законопроект ассоциации «ЖКХ и городская среда». Проще говоря, новым собственникам жилья, помимо квадратных метров, будут доставаться долги бывших собственников. Пока это всего лишь законопроект. АиФ.ru рассказывает, кто должен оплачивать задолженность по ЖКУ.

Начнем с того, что оплачивать коммунальные услуги и содержание жилья должны вообще все проживающие в жилом помещении (независимо от условий проживания). Это прописано и в Гражданском, и в Жилищном кодексе.

«Согласно статье 153 Жилищного кодекса РФ, граждане, осуществляя право пользования жилым помещением и право получения коммунальных услуг надлежащего качества, несут обязанность по своевременной и полной оплате жилого помещения и предоставленных коммунальных услуг. Таким образом, долги за коммунальные услуги, могут взыскивать в судебном порядке со всех зарегистрированных и проживающих граждан в квартире собственника. Долги могут быть взысканы солидарно в судебном порядке, но только за период с момента регистрации в квартире собственника и до момента снятия с регистрации», — объясняет член Ассоциации юристов России Ольга Митева.

По ее словам, до даты перехода права собственности несет обязательства по оплате продавец квартиры, а после — покупатель, если только стороны не согласовали иной порядок, например оплату существующей на момент сделки задолженности покупателем. В ином случае покупатель, оплатив задолженность, сможет осуществить взыскание с продавца или привлечь его к участию в деле (при уже инициированном судебном разбирательстве).

Исключением являются только долги за капитальный ремонт. В этом вопросе закон не разделяет задолженность между бывшими и нынешними владельцами недвижимости, добавляет доцент кафедры коммерции и торгового дела университета «Синергия» Алиса Храмова. То есть если гражданин купил квартиру с задолженностью за капитальный ремонт, ему придется погасить ее.

Как полагает эксперт, законопроект, обязующий новых собственников жилья оплачивать долги старых владельцев, мог бы стать своеобразной мерой, способствующей погашению задолженности.

«Этот законопроект направили в Минстрой. Если инициативу одобрят, то новые собственники квартир будут обязаны выплачивать долги за ЖКУ предыдущих владельцев.

Это подтолкнет потенциальных новых собственников требовать от продавцов оплаты задолженности до завершения сделки», — считает Храмова.

Как делится долг по коммунальным платежам?

В соответствии с действующим законодательством собственник помещения обязан своевременно и в полном объеме оплачивать все услуги. Но на практике может быть так, что собственниками одного и того же помещения может быть сразу несколько человек. Если кто-то из них не оплачивает услуги, то образуется задолженность. В связи с этим резонным будет вопрос о том, как делится долг по коммунальным платежам?

Возможные варианты решения вопроса

Сразу необходимо сказать о том, что решить ситуацию можно прибегнув к одному из возможных способов:

  • Самостоятельное урегулирование сложившейся спорной ситуации, найдя компромисс между совместно проживающими жильцами.
  • Обращение в Управляющую компанию с ходатайством о разделе лицевого счета на части, пропорционально долям владением имуществом.
  • Последним, и крайне неприятным вариантом является инициирование судебной тяжбы.
Читайте также:
Города на букву Д в мире, полный и проверенный список

Конечно, способ решения проблемы в судебном порядке является наиболее эффективным, но когда возникает вопрос о том, как делится долг по коммунальным платежам, он одновременно является и самым длительным по времени и ощутимым по финансовым затратам. Разумеется, проще всего договориться мирным путем.

Мирный путь урегулирования спорного вопроса

Отрадно, когда люди, живя в одной квартире, добрососедствуют, опираясь лишь на мирные отношения. Но не всегда все так гладко, как хотелось бы. Иногда могут возникать споры, которые лишь накаляют обстановке. Если возникла подобная ситуация, следует всем жильцам собраться и обсудить создавшееся положение. Лучше, если все это найдет письменное подтверждение и будет включать следующую информацию:

  1. Паспортные данные на всех совместно проживающих в помещении.
  2. Общая характеристика самого помещения для проживания.
  3. С какой долей ответственности сопряжен каждый проживающий в помещении человек.
  4. Подробные условия того, как будут распределяться коммунальные платежи.
  5. Какое наказание предусмотрено за то, если какой-то из пунктов будет исполняться ненадлежащим образом.
  6. Документ датируется и подписывается всеми проживающими в помещении лицами.

Подписи должны быть обязательно, поскольку с момента подписания договор обретет юридическую силу. В дальнейшем будет гораздо легче урегулировать ситуацию, если возникнет вопрос о том, как делится долг по коммунальным платежам. Для того, чтобы договор был составлен грамотно, потребуется консультация юриста. После подписания договора по одному экземпляру выдается на руки каждому проживающему.

Способ решить вопрос посредством ЖКХ

Ответом на вопрос, как делится долг по коммунальным платежам, будет обращение в Управляющую компанию. Компетентный сотрудник отдела ЖКХ поможет в решении данной ситуации. Как правило, обращается тот жилец, который добросовестно вносит коммунальные платежи. Но следует заметить, что в устной форме обращение никто не примет. Необходимо будет составить обращение в письменной форме. К обращению следует приложить и все квитанции об оплате. Заявление непременно рассмотрят, долг разделят и в дальнейшем каждому жильцу будет направлена индивидуальная квитанция. Опять же, помощь юриста при составлении обращения не помешает.

Вариант судебного решения спора

Когда все возможные варианты исчерпаны, остается лишь обращение в суд. Если имеется возможность привлечь адвоката, он поможет подать иск в суд. Подается он туда, где проживают ответчики. Составляется иск по общим правилам. Все требования в нем излагаются кратко и лаконично. В обязательном порядке на заявлении ставится дата и подпись заявителя.

Если заявление примут, то в пятидневный срок судья вынесет решение о возбуждении гражданского дела. Дело будет рассмотрено в срок 2 месяца, но иногда он может быть сокращен. Если опираться на правоприменительную практику, то требования, выдвигаемые истцом, практически всегда удовлетворяются. Суд разделит задолженность по коммунальным платежам. Решение будет направлено в адрес поставщика услуг. Начиная со следующего месяца, каждый пользователь будет получать отдельную квитанцию.

Коммунальные платежи должны вноситься в полном объеме и в срок. Недобросовестные плательщики должны четко запомнить, что их долги оплачивать никто не собирается.

Должен ли новый собственник оплачивать пени старого?

– Внуку купили квартиру, когда ему исполнилось 18 лет, в 2015 году. В 2017 году прислали пени на воду, начиная с 2008 года. Законно ли это? Ведь в 2008 году ему было всего 11 лет, и он к этой квартире никакого отношения не имел. С тех пор, как он собственник, за ним никаких долгов нет. Все платит исправно.

Отвечает юрист юридической службы «Единый центр защиты (edin.center) Кирилл Резник:

Новый хозяин квартиры не обязан платить по долгам предыдущих собственников, поскольку задолженность по ЖКХ числится за человеком, а не за квартирой.

Читайте также:
Новогодние каникулы 2022 в Челябинске: все самое интересное

Для решения данной проблемы попробуйте для начала договориться с предыдущем собственником квартиры. Возможно, он пойдет Вам навстречу и сам погасит долг. Если этот вариант не срабатывает, то необходимо взять выписку из ЕГРН, в которой будет указана дата перехода на Вашего внука права собственности, и затем написать заявление на имя руководителя управляющей компании, обслуживающей дом. В заявлении нужно объяснить ситуацию и потребовать произвести необходимые изменения в лицевом счете, чтобы долг перестал числиться за Вашим внуком. Также обязательно сделайте в нем ссылку на статью 153 Жилищного кодекса РФ. Данное заявление обязательно направляется заказным письмом с уведомлением, чтобы остались все «следы» его отправки. В случае отсутствия реакции со стороны УК обращаемся в Роспотребнадзор, Государственную жилищную инспекцию или прокуратуру.

Отвечает юрисконсульт офиса «Проспект мира» департамента вторичного рынка «ИНКОМ-недвижимость» Марина Любочская:

Согласно ст. 153 ч.2 п.5 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника с момента, когда у него возникает право собственности на такое помещение. В Вашем случае – с момента регистрации перехода права собственности в Едином государственном реестре недвижимости в 2015 году. Следовательно, с этого момента он несет бремя содержания квартиры, согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ. До этого момента за все долги отвечает бывший собственник.

Если в квартире установлены счетчики на воду, то, принимая квартиру в продавца, Ваш внук должен был письменно зафиксировать показания водных счетчиков (например, в акте приема-передачи квартиры). Если квартира не оборудована такими счетчиками, то оплата Вашему внуку должна начисляться с даты регистрации его права собственности.

Сейчас необходимо написать заявление в адрес организации, ответственной за оказание коммунальных услуг. В заявлении нужно уведомить организацию о смене собственника квартиры и потребовать прекратить выставлять счета за период, когда Ваш внук не являлся собственником квартиры, со ссылкой на ст. 153 Жилищного кодекса РФ. К заявлению нужно приложить копию договора купли-продажи квартиры и свидетельство о государственной регистрации права (или выписку из ЕГРН).

Если после подачи заявления Вашему внуку будут продолжать выставлять долги бывшего собственника, в том числе начислять пени, он может смело обращаться в суд за защитой своего права.

Отвечает директор офиса продаж вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова:

Долги предыдущих собственников на новых не переходят. По требованиям Жилищного кодекса, у собственника возникает право на оплату коммунальных платежей с момента внесения записи в Реестр о том, что он стал правообладателем. Единственный долг, который все-таки придется оплатить, – это долг на капитальный ремонт.

Отвечает начальник отдела АО «Фонд имущества Санкт-Петербурга» Николай Яблоков:

Вам нужно написать в УК письмо с претензией о неправильных начислениях. Это для управляющих компаний нормально – требовать денег, не имея на это права. Собственник платит за коммунальные услуги только с момента регистрации собственности (передачи имущества по акту приема-передачи).

Отвечает генеральный директор юридической компании «Центр гражданского права» Александра Бродельщикова:

В Вашей ситуации, по всей видимости, долг насчитали по обязательствам предыдущего собственника.

Вам необходимо написать в адрес управляющей компании письменную претензию, в которой нужно последовательно прописать о смене собственника квартиры и об отсутствии какой-либо задолженности у нынешнего собственника. К претензии обязательно приложите документы: договор купли-продажи жилья, акт приема-передачи, документы, подтверждающие оплату, выписку из Росреестра и другие.

Читайте также:
Как доехать от и до на общественном транспорте Москвы. Проложить маршрут Маршрут проложить

Если управляющая компания продолжит присылать квитанции с задолженностью предыдущего владельца, то можно пожаловаться в органы государственного жилищного надзора.

Отвечает руководитель юридического департамента CENTURY 21 Россия Дамир Хакимов:

Плату за коммунальные услуги и снабжение должен производить владелец квартиры. Долги прежних собственников на нового собственника не переходят (кроме долга по взносам на капитальный ремонт). Поэтому требование об оплате долга и неустойки за период до приобретения квартиры удовлетворению не подлежит.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Присылайте свои вопросы о недвижимости, ремонте и дизайне. Мы найдем тех, кто сможет на них ответить!

Редакция оставляет за собой право выбирать темы из числа вопросов, которые прислали пользователи.

Аталычество: инструмент политики или обычай воспитания?

Аталычество как оно есть

На практике аталычество реализовывалось следующим образом. Когда родители решали отдать своего ребёнка аталыку, возраст чада не имел большого значения. Отдавали в чужие семьи детей иногда после трёх-четырёх месяцев от роду. При этом принявший ребенка на воспитание приобретал все права кровного родства с семейством своего питомца. Такое родство именовалось молочным, но имело всю силу родства кровного.

В аталычество отдавали как мальчиков, так и девочек. Естественно, срок пребывания у нового «отца» для девочек и мальчиков был различным. Срок пребывания в доме аталыка определялся для мальчика 6-13 годами (иногда до 18 лет), для девочки от 12 до 13 лет. Юношу аталык обязан был научить в совершенстве всему, что знает сам, в том числе и военному искусству. Мальчики учились верховой езде и правилам горского этикета, стрельбе и сельскому хозяйству. Конечно, много времени уходило на физическую подготовку. Девочка же попадала в руки жены аталыка. Она учила её рукоделию, ведению домашнего хозяйства, умению готовить, ткать и т. д. Также одной из главных функций аталычества была ранняя и более полная социализация детей, особенно из знатных родов.

Порой воспитанники попадали к аталыку не просто из другого рода, но и из другого этноса. Подобное происходило чаще всего среди князей и аристократов. В таких обстоятельствах юноша или девушка, кроме всего прочего изучали и новый для них язык, что в кавказском разноязычии дорогого стоило.

По истечении срока воспитания аталык по традиции всячески одаривал своего «сына» или «дочь». При этом подарки были порой куда более роскошными, нежели семья преподносила собственным детям. Конечно, простой крестьянин не так много мог дать воспитаннику, а вот более зажиточные семьи могли преподнести воспитаннику коня, вооружение и знатное платье. С теми же почестями обучение завершала и девушка. В ответ семья воспитанника устраивала большое застолье, а семье аталыка преподносили подарки, аналогичные тем, что получил воспитанник, а порой и куда большие. Если потомство выросло здоровым и грамотным, то аталыку могли передать во владение целый земельный надел, не считая скота.

Необычайно ярко, соответственно своему гению, аталычество описал Александр Пушкин в незаконченной поэме «Тазит»:

«Высшее» и «низовое» аталычество

Конечно, выше приведена самая обобщённая форма аталычества. В зависимости от того или иного народа и социального слоя возникало множество весомых нюансов.

«Низовое» аталычество, бытовавшее среди крестьян, основой своей ставило обмен знаниями и усиление связи между родами вплоть до слияния в одно семейство. А порой основой аталычества были только безопасность детей. К примеру, притесняемая местным князем, аристократом или узденем семья, чтобы дать детям будущее, а роду подмогу, отправляла мальчиков и девочек на воспитание к дружественному им аталыку. Как правило, на «низовом» уровне в качестве аталыка выступал более зажиточный человек, часто проживающий далеко от места рождения воспитанника.

Читайте также:
Работа шеф-поваром в Германии в 2022 году: зарплата

Конечно, совершенно иначе обстояли дела с аталычеством у князей и знати. Для них в традиции аталычества были заложены вопросы образования и воспитания военных кадров, внешней и внутренней политики, верности приближённых и создания будущих наместников и советников. Также не стоит забывать, что люди, наделённые властью, наделены и грузом проблем и ответственности за тысячи и тысячи жизней. История неоднократно доказывала, что сильный лидер чаще всего слишком занят устройством мощного государства, нежели воспитанием потомства, на котором у «великих» природа обычно отдыхала.

Князья традиционно отдавали своих детей на воспитание в семьи сословьем ниже их. Таким образом правящие круги привязывали к себе верных людей практически кровными связями. Так, кумыкские ханы и шамхалы отдавали своих детей на воспитание первостепенным узденям, т. е. приближённым аристократам. Черкесские же князья в качестве аталыков выбирали своих уорков, т. е. тех же дворян. В свою очередь, дворяне передавали своих детей сословию зажиточных свободных крестьян.

Часто основой аталычества становилась политика. Учитывая разрозненность этносов, субэтносов и обществ Кавказа, правители княжеств или же владетели отдельных долин, дабы заключить более прочный союз с одними соседями (традиционно против других соседей), отдавали своих детей и также принимали на воспитание чужих сыновей и дочерей. К примеру, протурецки настроенные черкесские князья с радостью становились аталыками для детей крымских ханов. Князья обретали мощного союзника, а ханы предполагали таким образом записать князей себе в вассалы. После падения Крымского ханства множество представителей его знати нашло приют среди бывших аталыков.

Стоит также отдельно отметить, что по мере увеличения поборов с простых крестьян по всему Кавказу из-за непрекращающейся войны аталычество начало приобретать чисто классовый характер. Простой люд всё более утрачивал выгоды от отдачи дитяти аталыку. При этом аристократия таким образом отчаянно сшивала вновь и вновь рвущиеся союзы между целыми княжествами, обществами и ханствами.

Национальный фактор в аталычестве

Безусловно, на традицию оказывал сильное влияние национальный фактор. Разбросанные по всему Кавказу с его крайне колоритным и разношёрстным рельефом народы вносили в обычай свои поправки.

Одним из ярких и самобытных исследователей Кавказа, упоминавших аталычество, был Султан Хан-Гирей. Он был знаком с черкесским аталычеством не понаслышке. Ведь Хан-Гирей был одновременно потомком крымских ханов и черкесских аристократов, а также полковником русской армии. Вот что этот историк и этнограф писал об аталычестве:

Писал об указанном обычае и Фёдор Фёдорович Торнау, генерал-лейтенант, писатель и один из первых разведчиков, пробравшихся на территорию Черкессии и Кабарды. Торнау указывал особенности аталычества у абхазов:

Малоизвестный этнограф Вальдемар Борисович Пфаф, кавказовед и преподаватель, оставивший весомые, но до конца не оценённые труды по исследованию Осетии, также указал некоторые особенности аталычества у осетин:

В Аварии аталычество начиналось, так сказать, с пелёнок. К примеру, хунзахские ханы предпочитали отдавать своих детей на кормление жёнам свободных и зажиточных крестьян или дворян. Позже дитя обычно и воспитывалось в той семье, в которой росли его молочные братья.

Эффективность аталычества как политического инструмента

Принято считать, что аталычество выступало эффективным инструментом объединения Кавказа, разрешения военных конфликтов и взаимного обогащения знаниями и языками, коих на Кавказе масса. Но увы, сама история показала, что аталычество не смогло быть противопоставлено разобщённости народов региона, давним взаимным упрёкам и чудовищной силы экспансии как государств, так и религиозно-политических движений.

Читайте также:
Главный экономический вуз Чехии – Высшая школа экономики в Праге

Мюридам, преисполненным религиозного фанатизма, традиция аталычества была чужда, как практически и все остальные обычаи. К примеру, Гамзат-бек, имам и предшественник Шамиля, долгое время воспитывался в хунзахском ханском доме аварских ханов и считался чуть ли не молочным братом молодых ханов Аварии. Но это не помешало ему вырезать всех хунзахских правителей под корень.

В качестве формы воспитания, обучения и социализации аталычество, конечно, сыграло свою весомую роль. Однако противостоять жестоким политическим процессам эта традиция не могла в принципе. Во время борьбы за престол Абхазского княжества в схватке не на жизнь, а на смерть сошлись Сефер-бей и Аслан-бей, а они приходились друг другу даже не молочными, а родными братьями.

Адыгская система воспитания

Знакомтесь: адыгская система воспитания .

Сотни, а то и тысячи лет живут на Кавказе одни народы рядом с другими. Но как же мало мы знаем друг о друге! Например, далеко не всем жителям Кавказа известно, что адыги – это не только коренные жители Адыгеи – это черкесы, абхазы, кабардинцы. Интересно узнать о том, как воспитывали своих детей в семьях этого удивительного народа. Познакомим вас с удивительными обычаями и методами воспитания, насчитывающими не одно тысячелетие. Вся жизнь адыгов строилась на нормах Хабзэ. В основе этого “обычного права” – особая и не­повторимая народная педагоги­ка. В которой сплелись духовное и физическое воспитание. Спле­лись настолько тесно, что отде­лить одно от другого просто не­возможно. Это настолько мудрая и всеохватывающая система, в которой надо родиться, жить и умереть, чтобы понять ее до конца. Поэтому рассказать можно только о некоторых ее элементах.

Забота о здоровье ребенка начиналась с заботы о здоровье мате­ри. Выделим главное. Моло­доженам запрещалось пить вино, ссориться, сквернословить. Нельзя было также в присутствии беременной женщине вынимать кинжал из ножен, сражаться, стрелять из ружья. А ей запрещалось долго лежать, сидеть, она должна была больше двигаться на свежем воздухе. Ее ограждали от всяческих от­рицательных эмоций, например, запрещалось ходить на похоро­ны: горе, слезы молодой женщи­ны могли отразиться на здоровье будущего ребенка.

Раз заговорили о здоровье. Многие не знают о том, что после родов бабка-повитуха мазала новорожденному щечки и губы пуповинной кровью. Сегодня мы знаем – такая кровь прекрас­ное дезинфицирующее средство, к тому же стволовые клетки бе­рутся как раз из пуповины. Кста­ти весь мир считает, что способы лечения оспы открыл Дженер в 1796 году. Но ведь он после того предложил метод прививки, как познакомился с работой Абри де ла Мотре, который в начале XVIII века описал, как адыги уже сот­ни лет прививают от оспы своих детей. Впрочем, адыги умели вы­лечивать многие страшные бо­лезни, даже бешенство, причем, задолго до того, как их победила «официальная» медицина. По­ражаешься знаниям и народной мудрости, когда детально знако­мишься с вековой адыгской ме­дициной.

Но вернемся к нравственному воспитанию. Ребенка никто и никогда не мог оскорбить, кате­горически запрещалось физиче­ское наказание. И, тем не менее, а может быть, именно поэтому вырастали мужественные войны. Адыгские воины составляли лич­ную гвардию многих государей великих стран и империй.

Конечно, условия жизни вынуж­дали адыгов отдавать в воспи­тании предпочтение мальчикам как будущим защитникам. Но это не означало, что девочки, вооб­ще женщины, не пользовались в обществе уважением.

Читайте также:
Где находится Вест-Энд. Местоположение Вест-Энда на карте Лондона и описание

Особое внимании еще задолго до совершеннолетия уделялось красоте будущих женщин.

Чтобы была стройная и пра­вильная фигура, до замужества девушке запрещалось спать на мягкой постели, ей, как и мальчикам, запрещалось есть все, что способствовало бы ожирению. В десятилетнем возрасте наде­вался тесный корсет, который снимался только перед брачной ночью. Поэтому стройней и кра­сивей адыгских девушек найти было трудно.

И мастерицы они были знатные. К двенадцати годам уже умели шить платье, вязать из шерсти и тому подобное. Кстати, адыгский этикет категорически запрещал женщинам выполнять трудную физическую работу. Старшие женщины в семье обучали девочек красноречию , умению вести себя в обществе, правильному логическому мышлению. Их даже учили красиво и правильно ходить: нескромно было делать длинный шаг, бегать по пустякам, поднимать высоко ноги.

Один из краеугольных камней воспитания детей князей и знат­ных дворян был уникальный ин­ститут аталычества. Знатных де­тей чуть ли не с самого рождения отдавали на воспитание в чужой, но, как правило, дворянский дом. Воспитатель – аталык, обучал, одевал, кормил своего воспитан­ника вплоть до возмужания. На воспитание аталыку отдавали и девочек. Их воспитание поруча­лось жене дворянина.

Как известно, по законам гор обя­зательно нужно было отомстить убийце. А чтобы остановить кров­ную месть, убийца должен был выкрасть ребенка у потерпевшей семьи и воспитать его.

Но вернемся к добровольному аталычеству. Аталык должен был обучать воспитанника не толь­ко владению оружием, верховой езде, вырабатывать у него вы­носливость, отвагу, но и прививал ему нравственные ценности.

Пока воспитанник находился в семье аталыка, родители могли посещать своего ребенка всего 1-2 раза. Плохим тоном счита­лось для родителей, если они проявляли ласку или нежность к своему ребенку, особенно к мальчику.

Аталык для своего воспитанника был непререкаемым автори­тетом. Аталыки выступали по­сланцами на различных дипло­матических переговорах. Связь нравственная и духовная воспитателя и воспитанника была священной. Она обязывала обе стороны относиться друг к другу как к самым близким род­ственникам. Дети воспитателя были молочными братьями и сестрами воспитанника. О бра­ке между ними не могло идти и речи. Аталык настолько любил своего воспитанника, что если тот погибал – в знак печали обрезал себе кончик ушей.

Надо сказать, что систему вос­питания адыгов многие сравни­вают со спартанской системой. Если взять ту же систему воспитания маль­чиков, то она и у спартанцев, и у адыгов почти одинакова. В осно­ве – воспитание выносливо­сти, храбрости, решительности. И спартанцы, и адыги приучали своих детей переносить долгое время холод, голод, зной. Особое внимание уделялось выработке у них терпимости, в том числе по отношению к своему противнику. Толерантность у адыгов – осо­бенность их характера. Именно поэтому настоящий адыг редко терял чувство самообладания и делал поспешные выводы. Такая терпимость считалась одним из главных достоинств адыга. А за­кладывалась она как раз испы­танной веками системой воспитания.

Необычный обычай: зачем адыги передавали сыновей на воспитание в другую семью?

Летним утром старый Кадыр сидел на лавочке возле своего дома. Сегодня он провожал сына и четырех внуков в Джамбечи навестить бабушку (нану) детей по матери. Дети в предвкушении путешествия и встречи с наной уже радостно взобрались на подводу. Кадыр знал, что его сын, Юсуф, высадит детей у дома своей тещи, но сам в дом не зайдет. Никто из женатых мужчин в Черкесии с запада на восток никогда не встречался со своими тещами и не разговаривал с ними. Так делали дед Кадыра, его отец и он сам. Так гласил обычай. Когда Кадыр приезжал в Екатеринодар по делам, он встречался с кунаками и любил рассказывать о черкесских обычаях. Обычай избегания между зятем и тещей вызывал неизменный восторг. Один из кунаков Кадыра как-то пошутил: «Знаешь, Кадыр, я хотел бы родиться черкесом только ради этого обычая!»

Читайте также:
Автобус Рубцовск — Славгород Как С Добром Добраться!

Несколько версий

О семейном быте черкесов известно с древности. Античные географы, арабские путешественники, итальянские купцы, французские искатели приключений, английские политические агенты и русские кавказоведы писали об иерархии уровней и ролей в пространстве большой семьи, о разделении мужского, женского, детского, о многочисленных обычаях избегания, в том числе и между зятем и тещей.

В увлекательных описаниях прошлого есть мощные образы мудрых седовласых стариков, главных мужчин в семье, есть старшие женщины, матери семейств, от всевидящего ока которых не уйдет ничего, особенно когда это касается молодых невесток. Есть и дети, окруженные вниманием и заботой, но уже воспитываемые в строгой системе поведенческих табу. В этих описаниях нет (или почти нет) только одной фигуры — тещи. Где черкесская теща? Ее просто нет — ни в качестве бледной тени, ни в качестве едва заметного пунктира.

Впервые более-менее внятно о тещах напишет этнограф Ярослава Смирнова в статье «Семья и семейный быт народов Кавказа» (1968 г.). В 1960-е гг., пишет автор, «совершенно новое явление современной семейной организации северокавказских народов представляют случаи включения в состав семьи тещи». А потом теща так же не­ожиданно исчезает… Во всяком случае, со страниц этого и аналогичных исследований…

Почему возник обычай избегания между зятем и тещей? Версий несколько. Например, антрополог Б.Бгажноков отмечает, что обычаи избегания — это «особая, преувеличенная форма демонстрации скромности и уважения друг к другу…» Есть и бытовая версия: в традиционном обществе иногда теща была значительно моложе зятя, и таким образом традиция устанавливала барьер для возможных фривольных отношений между зятем и тещей.

Она есть, но ее как бы нет

Данная статья написана на основе интервью с мужчинами и женщинами из Майкопа, Нальчика и Черкесска, а также из других городов Северного Кавказа. Оказалось, что в отношениях с тещей всех мужчин Кавказа можно разделить на две группы: «традиционалисты» — это черкесы и ингуши, у которых зять и теща не видятся всю жизнь. На другом полюсе самые большие «демократы» — народы Дагестана, у которых зять почти что «ходит к теще на блины».

Черкес Тимур, адвокат из Майкопа, говорит, что «в Адыгее все по-прежнему, без перемен. Теща есть, но ее как бы нет». Мадина из Черкесска вспомнила случай, когда ее брат пробирался огородами, лишь бы не столкнуться лицом к лицу с тещей.

«Только в исключительных случаях, когда в семье нет сыновей, дочка может со своим мужем жить в доме своих родителей. Теща и зять в таком случае могут жить в одном доме. Я знаю одну семью, где теща вынуждена по состоянию здоровья жить у дочери, но у нее отдельная комната, и с зятем они не пересекаются, — дополняет Аслан из Нальчика. — Иногда по состоянию здоровья пожилые родители жены, особенно если она — единственная дочь, живут в доме зятя. Знаю семью, где они все вместе живут в одном частном дворе, но в разных домах. В одном дворе находятся два дома — один меньше, другой больше. Дом, который поменьше, занимают дочь со своим мужем, а родители супруги живут в большом доме. Но они не избегают друг друга, правда, за один стол не садятся».

Из всех, с кем я беседовала, только один человек сказал, что это ненужный и отживший обычай. Молодой мужчина живет с семьей в Москве и всегда рад теще, которая приезжает в гости, чтобы помочь с детьми. Все остальные решительно выступили за сохранение этого обычая. Даже мамы совсем маленьких девочек, то есть будущие тещи, не хотели бы общаться со своими будущими зятьями

К этому нужно добавить, что роль примака считается у адыгов унизительной. Разные шутливые притчи, реплики, оценки это подтверждают. Антрополог Б.Бгажноков приводит такие примеры: когда волку, с которого сняли шкуру, сказали: «Тебе не позавидуешь», тот, усмехнувшись, ответил: «Все же мое положение лучше, чем положение примака». Если, выражая сочувствие, кого-то назовут беднягой, тот шутил: «Да, но моя участь все же не настолько горька, как участь примака».

Читайте также:
Евровидение 2022 Чехия: участник, песня, результаты и видео выступления

Однако среди черкесской диаспоры такого обычая нет: «В диаспоре видятся с тестем и с тещей. Исходя из религиозных соображений. Ислам предписывает зятю посещать родителей и родственников своей жены», — рассказал репатриант из Косово.

«У восточных черкесов (кабардинцев) есть обычай — малъхьэтешэ («знакомство с зятем»): через полгода после свадьбы зять приходит в гости к родителям невесты первый раз, без жены. И после этого они уже могут видеться. Само знакомство длится минут 15, не более. Я считаю этот обычай замечательным», — ответил на мой вопрос о теще Азамат из Нальчика.

В Кабарде избегание между зятем и тещей традиционно должно соблюдаться в течение многих лет со дня свадьбы, иногда 10–12 лет. Потом по инициативе родителей жены мог состояться обряд официального знакомства зятя с родителями жены, известный у кабардинцев как малъхъэишэ, малъхъэтешэ — «ввод зятя», малъхъэтехьэ «встреча с зятем» и др.

Однако и после официального знакомства зять держался от родителей жены на расстоянии, практически не заходя в их дом, избегая фамильярностей, не позволяя себе садиться за один стол с тестем и тещей и т.д. В обычном разговоре он не произносил даже имена тестя и тещи, а заменял их конструкциями типа: «отец той, что находится в доме», унэм щIэсым янэр — «мать той, что находится в доме».

У западных адыгов такого ритуала знакомства тещи и зятя не было, и зять должен был избегать тещу и тестя всю жизнь.

В семье моих друзей-кабардинцев, а они живут в Петербурге уже лет 30, принято, что когда из Баксана приезжает теща, мама моей подруги, то зять уходит на несколько дней пожить к своим друзьям.

На восточном Кавказе

Лезгинка Альбина рассказала мне, что уже на стадии знакомства и ухаживания за девушкой ее родители могут разговаривать с будущим мужем, что никаких ограничений в общении зятя и тещи у них нет. Официальное знакомство происходит уже после свадьбы — через неделю молодожены с родственниками со стороны жениха идут в гости к родителям невесты. Зятю дарят очень дорогие подарки — кольцо с бриллиантами, машину, квартиру.

Журналист Басира, аварка, подчеркнула, что в культуре народов Дагестана очень сильно влияние ислама, и поэтому, как и предписывает учение пророка Мухаммада, зять и теща видятся между собой. «К теще зять должен проявлять такое же уважение, как и к своим родителям», — говорит Басира.

Читайте также:
Как переслать деньги из Польши в Украину через myRia в 2022 году

У аварцев тоже существует обычай официального знакомства с зятем, значение которого можно перевести как «открыть дорогу». У лезгин он фактически превращается в мини-свадьбу, а у аварцев это просто семейное событие, размах которого зависит от размеров «кошелька».

Мои собеседницы из Дагестана сказали, что не припомнят ни одного из народов Дагестана, где бы между тещей и зятем существовал обычай избегания. В Дагестане часто зять живет в доме тестя и тещи, и в обществе это не вызывает осуждения. Никаких ограничений в общении зятя и тещи нет и у ногайцев.

Чеченские зятья общаются со своими тещами. У чеченцев есть поговорка: «Хороший зять (если необходима его помощь или в случае какой-то проблемы) приедет быстро, не будет задерживаться». Правда, у чеченцев не принято, чтобы теща ходила в дом своего зятя слишком часто. Да и зять не злоупотребляет посещением матери своей жены.

Отношения зятя и тещи вполне демократичны у осетин. На осетинской свадьбе ждут «прихода зятя». В определенный момент зять с другом должен выйти к женщинам, среди которых находится и его теща. Он преподносит женщинам конфеты, которые наутро раздаются соседям. После тостов с благодарностью молодые люди пьют за здоровье женщин и возвращают им бокалы, предварительно опустив в них деньги. Жених же возвращает свой бокал своей теще с предназначенным для нее подарком — каким-нибудь ювелирным украшением.

Надо сказать, что у всех народов Кавказа слишком активное участие тещи в жизни своей дочери осуждается.

Обычаи, сложившиеся веками и пережившие не одно поколение, не подлежат жестким оценкам современников. Ведь черкесы, даже не видя своих тещ, ежедневно видят их отражение в своих женах. Кто прав в своем отношении к теще — те, кто, согласно обычаю, держат дистанцию, или те, кто общаются с тещей и навещают ее?

В современных условиях глобализации избегание между зятем и тещей становится не только этикетной нормой, но и маркером этнической принадлежности. Сохранится этот обычай или вскоре падет? В каких семьях — городских или сельских, молодых или среднего возраста — он быстрее будет изменяться?

Необычные обычаи: адыгские традиции, о которых вы не догадывались

В Краснодаре проживают представители более 120 национальностей, и у каждого –
свои обычаи и традиции. Сегодня говорим об адыгских. Откуда взялся обычай избегания и что за свадьба без жениха – об этом в нашем материале.

Теща есть, но как бы ее нет

Прекрасно помню, как в моем детстве старшая сестра Лариса, которая уже была замужем, приезжала к нам в гости. Ее привозил супруг, высаживал с детьми возле наших ворот и… отъезжал. Ждал ее в машине, сколько потребуется, но ни разу не зашел к нам во двор. Не говоря уже о том, чтобы познакомиться или разговаривать с моими родителями, — ведь так не положено! Время шло, дети росли. Моя сестра уже сама стала тещей, а вот с мужем дочери Нафсет так и не познакомилась – обычай избегания в силе. Во многих адыгских семьях в Адыгее все по-прежнему, без перемен: теща есть, но ее как бы нет.

Моя приятельница вспомнила случай, как ее брат пробирался огородами, лишь бы не столкнуться лицом к лицу с тещей. Только в исключительных случаях, когда в семье нет сыновей, дочка может со своим мужем жить в доме своих родителей.

Читайте также:
Новогодние каникулы 2022 в Челябинске: все самое интересное

Почему возник обычай избегания? Версий несколько. Например, известный антрополог Барасби Бгажноков отмечает, что обычай избегания – это «особая, преувеличенная форма демонстрации скромности и уважения друг к другу…» Есть и бытовая версия: в традиционном обществе иногда теща была значительно моложе зятя, и таким образом традиция устанавливала барьер для возможных фривольных отношений между зятем и тещей.

Кстати, мало кто из моих знакомых считает, что это ненужный и отживший обычай. В современных условиях избегание между зятем и тещей становится не только нормой этикета, но и маркером этнической принадлежности. Сохранится этот обычай или вскоре падет, покажет только время.

Свадьба без жениха

Многим может показаться странным, но жених не должен присутствовать на своей свадьбе. Ему положено прятаться у соседей либо в другом зале и не попадаться на глаза гостям, особенно своим родителям. Хранители традиций говорят, что это символизирует стыдливость от предстоящего вступления мужчины во взрослую жизнь и в интимные отношения с женщиной. Невеста всю свадьбу принимает поздравления одна. Воплощение скромности и целомудрия, она почти все торжество стоит в отведенном ей уголке, опустив ресницы и не проронив ни слова.

Этот обычай больше всего сохранился в аулах. Но и изменилось многое: в 90-е свадебное торжество в крупных аулах и районных центрах переносится в рестораны. Это становится престижным, но значительно увеличивает расходы, поскольку, помимо аренды банкетного зала, семья платит за наем официантов и поваров (в ауле эти виды работ выполняют родственницы), ведущего, певцов…

Сегодня пригласительный билет или личное приглашение стали нормой, если свадьба проводится в ресторане. Но и говорить о том, ушел ли старый обычай, когда люди могли приходить на свадьбу без приглашения, захватив своих соседей и друзей, еще рано. Двери дома во время свадьбы в ауле распахнуты для всех желающих. Как и раньше, так и сейчас невозможно представить, чтобы на адыгейской свадьбе кричали «Горько!» – не положено проявлять чувства. Кстати, каждый, кто хоть раз бывал на адыгейской свадьбе, знает: это лучший способ встретиться со всеми родственниками. Соберутся все от мала до велика – поверьте на слово.

На кладбище – без женщин

Помню, как с коллегами ездила на похороны известного чиновника в аул. Многие не могли понять: почему мама умершего не проводила в последний путь единственного сына и остановилась, рыдая, возле ворот? И если во время похорон коллеги не решились задать мне этот вопрос, то после все же спросили. На мой ответ: так не принято, увидела лишь удивление на лицах.

На похоронах разрешено присутствовать только мужчинам, потому что считается, что в это время душа усопшего уходит, а женщина может потревожить ее своим плачем. Да и вообще, адыги полагают, что женщинам переносить такой стресс тяжело. Во время похорон возле тела обычно сидят старейшины и тихо разговаривают между собой о покойнике, молятся. Женщины оплакивают покойного в отдельном помещении. В похоронной процессии выноса и захоронения на кладбище женщины не участвуют, за пределы двора не выходят. На кладбище к могиле идут только на другой день.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: