Фотографии Крыпецкого монастыря

Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь

Фото и описание

Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь является мужским монастырем и находится в Псковской области, а именно в 22 км от города Пскова и в 7 км от поселка под названием Крипецкое. Основание монастыря произошло в 1485 году, а основал его святой преподобный Савва Крыпецкий прямо посреди заболоченной территории. Местоположение Крыпецкого монастыря, согласно записям в древних грамотах, определяют на Псковской земле, в Псковском уезде, в так называемой Бельской засаде и в Торошинской губе.

Именно Иоанно-Богословский монастырь стал одним из последних монастырей на независимой Псковской земле, ведь в 1510 году город Псков стал напрямую относиться к Москве. Все существующие права мужского монастыря были официально подтверждены в 1478 году в процессе проведения псковского вече. В то время псковским наместником был знаменитый князь Оболенский Ярослав Васильевич – человек, который принял особенно активное участие в деле и процессе строительства Крыпецкого монастыря. До наших дней дошла информация в летописном виде, что при активной деятельности Ярослава Васильевича состоялось воздвижение моста на дороге, ведущего прямо к Святым монастырским воротам. Точно неизвестно, но примерно в 1547 или в 1557 году в Иоанно-Богословском монастыре была выстроена каменная соборная церковь.

На протяжении 1581 года монастырь подвергался нападению одного из многих польских отрядов знаменитого Стефана Батория. В то время один русский крестьянин сообщил Стефану Баторию ложную информацию, при этом, он обманул поляков, отчаянно доказывая, что монастырь пустой и в нем никого нет, поэтому планируемая осада так и не удалась. Отряд русских воинов скрылся в стенах обители, и поляки были разгромлены.

Описание Иоанно-Богословского монастыря, относящееся к периоду 1586-1587 годов, сохранилось до нашего времени. В нем упоминается, что сам монастырь был каменный, а также церковь Ивана Богослова при монастыре также была выстроена из камня, при этом, крест на церкви был деревянный, на котором виднелся позолоченный голубь. Здесь же располагалась каменная церковь и трапезная в честь Успения Богородицы, а в верхней части над Успенской церковью находился придел, освященный во имя Иоанна Спасителя Листвицы. Между трапезной комнатой и самим зданием церкви существовал переход, поддерживаемый на столбах. Монастырские ворота назывались Святыми и были выложены из камня. Также при монастыре имелась гробница Саввы Серпского Чудотворца, а на ней располагалась плащаница. На воротах имелось три таблички, на которых были написаны святые покровители монастыря. Колокольня, находящаяся при церкви Иоанна Богослова, была выстроена из дерева. В 17 веке в Крыпецком монастыре был пострижен знаменитый государственный деятель Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич.

Под конец 17 столетия монастырь очень обеднел, но в начале 18 века, спустя несколько десятилетий полного запустения, он снова был восстановлен. К 1764 году за обителью числилось примерно 366 крестьянских душ. В 1764 году монастырь сделали заштатным, а в 1805 году ему был присвоен третий класс. В начале 19 столетия в Крыпецкий монастырь заезжал митрополит Болховитинов Евгений, который оставил подробное описание обители. Для приезжего гостя ранее существующая трапезная комната была переделана в покои.

В начале 20 века Иоанно-Богословский монастырь был одним из самых богатых на всей территории России, ведь при нем находилось 40 монахов и 21 послушник, а земельные наделы обители составляли 3602 десятин земли. Известно, что в 1918 году монастырь закрыли, а уже в 1922 году из него вывезли все ценные вещи, которые в немалом количестве просто исчезли; в 1923 году богослужения полностью прекратились.

В 1990 году обитель была передана Русской церкви, после чего в нем были проведены реставрационные работы. В декабре 2010 года в монастыре проживало 30 человек, а также более 50 паломников. Также при монастыре проживают 20 сестер, пять из которых приняли монашество.

Фотографии Крыпецкого монастыря

Монастырь основан в 1485 году преподобным Саввой Крыпецким среди болот и леса.

По преданию, Савва пришел с Афона или из Сербии. При нём был образ Иоанна Богослова, написанный на кипарисовой доске и, возможно, Сербское Евангелие 15 века, хранящееся в Псковском музее. Там же сейчас хранится икона к.16-17 вв. с изображением Саввы Крыпецкого, с клеймами вокруг, на которых изображены сцены его жизни.

Читайте также:
Аренда авто на Украине. Выбор, заказ и оплата проката машины онлайн

Местоположение монастыря в древних грамотах определяют как «в Псковской земле, в Псковском уезде, в Бельской засаде, в Торошинской губе».

Это был один из последних монастырей независимой Псковской земли (в 1510 году Псков был присоединён к Москве). В 1487 году права нового монастыря были официально подтверждены «по совету с посадниками, боярами и всем псковским народом на вече». Ему дана была крепостная грамота на землю с уставом монастырского строения.

Псковский наместник князь Ярослав Васильевич Стрига-Оболенский принял участие в жизни монастыря (известно, что при его участии была сооружёна гать на дороге к Святым воротам монастыря в благодарность за исцеление своей княгини, у которой болели глаза.). Гать эта сохранилась и по сей день, обновляемая время от времени. На иконе с житием Саввы есть два клейма, где запечатлена эта история: на одном клейме – князь в алом плаще, княгиня и сопровождающие их люди, ожидающие у ворот монастыря. Монах бежит к Савве с вестью о приезде высоких гостей. На другом клейме Савва выходит к гостям вместе с братией за ворота, где они отслужили молебен. Перед ними стоит коленопреклоненный князь и ставшая на колени княгиня. Лицо у князя недоброе, видимо, потому, что псковичи не любили этого князя за обиды, которые он им чинил. Но, может быть, он действительно был не красен лицом…

Сама икона из старообрядческого молельного дома поморского беспоповского согласия П.Д.Батова в Пскове, относится к 17 веку и принадлежит к Псковской школе. Размеры: высота 175 см., ширина 127 см. На иконе представлены четверо святых: Иоанн Богослов, св. Ефросин Псковский, Савва Сербский и Савва Крыпецкий, предстоящие образу Богоматери Одигитрии. Все четыре стороны обрамляют 22 клейма с житием св. Саввы Крыпецкого. Преподобный Савва прожил много лет и в 1495 году, 28 августа, отошел ко Господу.

Первый храм Крыпецкого монастыря был деревянным. Ныне существующий каменный собор построен в 1557 году. Об этом событии писал летописец: «в лето 7065…того же лета совершена бысть церковь в Крыпецком монастыре святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова игуменом Феоктистом каменна».

В 1581 году в ходе Ливонской войны монастырь подвергся нападению одного из польских отрядов Стефана Батория. Благодаря ложным сведениям, полученным от одного русского крестьянина (он обманул поляков, уверив их, что в монастыре никого нет), осада не удалась: поляки были разгромлены скрывшимся в стенах обители русским отрядом.

Дошло до нашего времени описание монастыря, которое относится к 1586-1587 годам: «…монастырь Иоанна Богослова камена Крыпецкой, а в монастыре церковь Ивана Богослова камена, паперть каменна же, а на церкве крест древян… а на кресте голубчик позолочен… Да у Иоанна Богослова предел Саввы Сербъскаго… Церковь Успения Пречистыя Богородицы каменная трапеза… Да вверху над церковью Успения Пречистые Богородицы придел Иоанна Списателя Лествицы… Да промеж церкви и трапезы переход на столбах, а подле перехода клепальница деревянная, а в ней клепало железное… Да под Савою Серпским гробница Савы Чюдотворца, а на ней плащаница… ворота Святые каменные, а на них три верхи… а напереди писаные святые. Да подле церкви Ианна Богослова колокольница деревянная».

Интересно, что в Смутное время Псков стоял за самозванцев.

Существует легенда , что Григорий Отрепьев бежал в Литву через Крыпецкий монастырь, что в монастыре он переночевал. Карамзин в «Истории государства Российского» указывает, что Отрепьев перешел границу южнее, но, что сопровождал его монах Леонид из Крыпецкого монастыря.

В XVII веке в монастыре был пострижен Великих государственных посольских дел и государственной печати оберегатель, судья (Управляющий) Посольского приказа Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (монашеское имя — Антоний). Человек блестящего ума, таланта, он много сделал для страны, добившись своего высокого поста всеми своими добродетелями.

В Крыпецкой обители новопостриженный монах Антоний прожил недолго – не более лета. Владыка Арсений, архиепископ Псковский и Изборский тех лет, был хорошо знаком и духовно близок с боярином Ордином-Нащокиным еще со времен воеводства последнего в Пскове в 1665 – 1666 годах. Потому, вскоре по принятию им монашеского пострига в Крыпецком монастыре, владыка Арсений пригласил монаха Антония в Псков и поставил его монахом-строителем (управляющим) небольшого псковского Никольского монастыря в Любятово, где часто бывал и сам, ценя духовное общение с таким замечательным государственным деятелем в простом монашеском облачении.

Читайте также:
Сортировка мусора в Германии в 2022 году: раздельный сбор, переработка

От руки Высокопреосвященного архипастыря монах Антоний в свое время – около 1675 года – принял и постриг в великую схиму. И после многих дел благотворения и храмоздательства в Пскове схимонах Антоний опочил в 1680 году и был погребен владыкой Арсением в Любятовском Никольском храме. Храм сей действует и сейчас, находится на окраине Пскова и пользуется почитанием у верующих.

В Крыпецком монастыре принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Нила Синайского (V; память 12 ноября) Нил Столобенский, основатель Ниловой Пустыни на острове Столобный , что на Селигере. В 1515 году он испросил благословение настоятеля и покинул Крыпецкий монастырь для пустынножительства, а в 1528 году переселился на этот пустынный тогда остров. Сейчас это известное место паломничества. Святые мощи преподобного Нила почивают в Знаменском храме в городе Осташкове Тверской епархии.

В XVIII веке Крыпецкий монастырь восстанавливали после длительного запустения, а в 1782 году он сильно горел «от варения монашествующей братией к празднику Иоанна Богослова квасу».

В начале XIX века в монастыре живал митрополит Евгений Болховитинов, митрополит Киевский и Галицкий, ученый, церковный историк, археолог, один из просвещённейших людей того времени, которому Державин посвятил свою поэму «Евгению. Жизнь званская» и кому он завещал похоронить себя в Хутынском монастыре — высоко на стрелке Волхова и Малого Волховца по пути из Новгорода к державинской Званке. Евгений Болховитинов написал «Историю княжества Псковского». Для него трапезную палату превратили в настоятельские покои, сняв с нее своды и расширив окна. Колокольню еще раз перестроили на столичный манер, но теперь уже на санкт-петербургский, надстроив верхний ярус и, по словам местного населения, водрузив на него «кумпол со шпилем, а на ем хрёст» (получилось крыпецкое подобие Петропавловской колокольни). Собор замаскировали под классицизм. В главном помещении собора находилась церковь Иоанна Богослова, давшая монастырю свое название: Иоанно-Богословский Крыпецкий. Под ней в подклете собора в середине XIX века была устроена церковь во имя пяти мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мордария и Ореста. Подклет придела служил усыпальницей основателя монастыря — Саввы Крыпецкого; вверху в приделе находилась церковь, посвященная его покровителю — Савве Сербскому.

К началу XX века Крыпецкий монастырь был одним из богатейших в России – в нём состояло 40 монахов, 21 послушник, а монастырские земельные угодия включали 3602 десятины земли.

В 1918 году монастырь закрыт, в 1922 из обители вывезены все ценности (многие из них бесследно исчезли), в 1923 г. прекращены богослужения в соборе.

В конце 1950-х монастырю угрожало полное уничтожение (его решено было взорвать), однако усилиями учёных-энтузиастов решение было отменено.

30 августа 1960 года постановлением Совета Министров РСФСР ансамбль Крыпецкого монастыря объявлен памятником республиканского значения и с тех пор находился под охраной государства.

В 1990 году монастырь передан Русской православной церкви.

Восстановительные работы были начаты архимандритом Дамаскиным. Святые врата (включая кованые ворота) построены по проекту Александра Сергеевича Кузнецова в 2007 году.

Крыпецкий монастырь имеет два своих подворья. Одно в Пскове – Собор Рождества Иоанна Предтечи – бывший женский Иоанно-Предтеченский монастырь. Другое в деревне Торошино Псковского района Псковской области – храм Святителя Николая.

Вот такова история этого прекрасного монастыря…

Некоторые данные с сайта Крыпецкого монастыря для путешествующих:

До монастыря можно добраться несколькими путями:

1. Приехать в Псков на подворье, расположенное по улице М. Горького 5-а. Далее на ближайшей монастырской машине до обители.

2. На собственном автотранспорте по стрелкам, указанным на схеме.

3. От Псковского Кремля на автобусе №114 до дер. Тупицы, далее попутками или пешком 14 км.

4. От Псковского Кремля на автобусе №7 до дер. Ваулино, далее попутками или пешком 21 км.

5. От Псковского автовокзала на автобусе №101 до дер. Крипецкое, далее 7 км. по бездорожью.

Схема расположения монастыря:

Читайте также:
Автовокзал Поспелиха, Алтайский край. Расписание автобусов Маршрут проложить

1. Иоанно-Богословский собор.

2. Трапезный храм Успения Божией Матери с колокольней.

3. Часовня преподобного Саввы Крыпецкого.

4. Святые врата с надвратной часовней апостола Иоанна Богослова.

5. Часовня святого апостола Андрея Первозванного.

6. Крест на каменном купольном подножии Святого озера.

8. Могила архимандрита Дамаскина (Сахнюка).

9. Гостинница для приема паломников.

10. Братский корпус. Трапезная для паломников.

11. Монастырское кладбище. Могила блаженного монаха Корнилия Крыпецкого.

Спасо-Елеазаровский и Иоанно-Богословский Крыпецкий монастыри

Спасо-Елеазаровский и Иоанно-Богословский Крыпецкий монастыри . Мне очень хотелось побывать в двух малоизвестных псковских монастырях: Спасо-Елизаровском и Иоанно-Богословском Крыпецком. В советское время оба они были закрыты и сильно разрушены. Крыпецкий монастырь особенно пострадал и от коммунистов, и от фашистских оккупантов.
Но если Спасо-Елизаровский монастырь стоит прямо на Гдовском шоссе, то посещение Крыпецкого монастыря осложнялось противоречивыми сведениями о дороге, точнее, об её отсутствии. В стародавние времена в Крыпецкий монастырь вёл так называемый Ярославов мост, т.е. гать, уложенная через болота по приказу псковского князя Ярослава Оболенского.

После разорения монастыря в 1923 году Ярославов мост пришёл в запустение. Однако 5 лет назад известный автопутешественник Strusto доехал до Крыпецкого монастыря на обычной легковой машине и это сильно обнадёживало.
На второй день нашего пребывания во Пскове (первый мы посвятили Крому, Снетогорскому монастырю и Запсковью) мы двинулись по Гдовскому шоссе в направлении Елизарово. Указателей на Спасо-Елизаровский монастырь не попадалось. Поэтому, завидев у дороги инспектора ДПС, занятого своими прямыми обязанностями, я «с особым цинизмом» остановился, включил «аварийку» и пошёл спрашивать дорогу. В отличие от многих ГиБДДунов, человек в полицейской форме оказался именно человеком. Он доброжелательно и внятно ответил на мои вопросы и пожелал счастливого пути!
Как и сказал офицер, дорога привела нас прямо к стенам обители в селе Елизарово. На подъезде к монастырю на глаза попалась новодельная Преображенская часовня.

и… верстовой столб у одноэтажного домика почты. Подобные столбы весьма популярны в Псковской области.

Оставив машину рядом с почтой в тени старой березы, мы прошлись примерно 100 метров до Святых ворот монастыря.

Святые ворота. Вид со двора

Спасо-Елеазаровский и Иоанно-Богословский Крыпецкий монастыри . Попав в монастырь, сразу понимаешь, что это женская обитель. Территория очень ухожена, вымощена плиткой (привет Собянину!) и украшена множеством цветов.

Вид с юга на Трёхсвятительский собор и поздний придел Рождества Богородицы.

В монастырском пруду к югу от собора устроен декоративный фонтанчик.

Сестринский корпус подвергся глубокому «евроремонту», начисто лишившему его обаяния старины. Настоятельские покои отстроены заново.
Тем не менее Спасо-Елизаровский (правильнее Елеазаровский) монастырь относится к числу древних православных обителей. В 1425 году преподобный Ефросин — в миру его звали Елеазар — ушёл из Снетогорского монастыря в «пустыню», т.е. дикое необжитое место на берегу реки Толбы. Однако прежде ему довелось побывать в Константинополе, где его принял сам Патриарх Геннадий II. Константинопольский владыка преподнёс Ефросину чудотворную Цареградскую икону Девы Марии.
Уйдя из Снетогорского монастыря, Ефросин желал лишь пустынного жития. Однако, вскоре к нему начали приходить монахи, просившие основать новую обитель. Вскоре Ефросин узрел чудесный сон, во время которого ему явились Три Святителя: Василий Великий, Иоанн Златоуст и Григорий Богослов. Они велели поставить собор между двумя рукавами реки Толбы. Для этого пришлось срыть горку и засыпать часть речного русла. Первый каменный Трёхсвятительский собор возвели ещё в 1447 году. Преподобный Ефросин скончался в возрасте 95 лет, приняв перед смертью великую схиму под именем Елеазар, почему монастырь и зовётся Спасо-Елеазаровским.
В 1574 году построили новый каменный собор, сохранившийся до наших дней. Собор возвели в формах, характерных для московского зодчества. Существует версия, что Трехсвятительский храм относится к второй четверти XVI века и строили его, возможно, по повелению Василия III, отца Иоанна Грозного.

Собор Трёх святителей. Вид с северо-востока.

Спасо-Елеазаровский монастырь особо примечателен тем, что здесь в середине XVI столетия старец Филофей провозгласил знаменитую религиозную и политическую доктрину «Москва — Третий Рим.» «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвёртому не быти.» Об учении старца Филофея напоминает современное монастырское било, на скрижали которого начертаны его пророческие слова.

Читайте также:
Рубрика: Въезд и выезд в РФ — Страница 2

Монастырь, закрытый большевиками ещё в 1918 году, за годы советской власти оказался почти полностью разрушен. Последней утратой стала рухнувшая в 1989 году колокольня — первая на псковской земле, где прежде возводили только звонницы. Монастырь возобновили в 2000 году и с тех пор полностью восстановили.

Спасо-Елеазаровский и Иоанно-Богословский Крыпецкий монастыри . Учеником Ефросина был Савва Крыпецкий. Согласно преданию, он был родом из Сербии. Вначале он обосновался в Снетогорском монастыре, затем ушёл к Ефросину в Спасо-Елеазаровский монастырь и, наконец, решил удалиться в пустыню. Вести о благочестивом пустыннике привлекли к нему монахов из других обителей. Так посреди дремучих лесов и непроходимых болот возник монастырь. Савва никого не гнал, но и игуменом монастыря стать не захотел.
Точная дата основания монастыря неизвестна. Согласно знатоку псковских церковных древностей архиепископу Евгению Болохвитинову, Крыпецкий морнастырь был основан не позднее 1475 года. Но грамота на монастырскую землю датируется лишь 1487 годом. Тогда же по повелению князя Ярослава соорудили «Ярославов мост» — гать через болота от торной дороги Псков-Новгород.
Ливонская война не затронула обитель. Согласно легенде, Стефан Баторий подошёл к монастырю, но убоялся видения множества воинов. На самом деле в монастыре не было русских ратников.
По другой версии, в обители был русский отряд, но некий крестьянин обманул поляков, сказав, что ратных людей в монастыре нет. Не ожидавшие сопротивления отряды Стефана Батория были наголову разбиты.
Легенда начала XVII столетия гласит, что в Крыпецком монастыре некоторое время жил Гришка Отрепьев. Один из монахов, хитрый чернокнижник, вселил в него желание назваться русским царевичем, познакомил с летописями и объяснил тогдашнее состояние государственных дел. Самозванец вместе с ним бежал в Речь Посполитую к Адаму Вишневецкому.
Более вероятна другая версия пребывания Гришки в Крыпецком монастыре. Он не жил в обители, а лишь переночевал в ней на пути в Литву.

В конце XIХ — начале ХХ веков в монастыре подвизался блаженный Корнилий, принявший на себя подвиг юродства. Он был наделён даром прозорливости и предсказал нападение на монастырь в 1907 году латышских «экспроприаторов», убивших слепого звонаря Алексия. Корнилий говорил о своём погребении, что похоронят его неправильно, не по чину и «будет то погребение на бедствие России». Так и случилось. Мощи Корнилия обрели лишь в 1997 году. Тогда сбылось ещё одно предсказание юродивого: «выроют меня, в раку положат».
Во время Великой Отечественной войны монастырь был сильно разрушен фашистской авиацией. Расположенный недалеко от Пскова и железнодорожных путей, он представлял собой идеальную партизанскую базу. Оккупанты боялись сунуться в окрестные болота, поэтому использовали авиацию. Фашисты также пытались поправить Ярославов мост, чтобы легче было добраться до партизан.
Лишь в 1990 году руины монастыря вернули верующим. В первую очередь встал вопрос о дороге. Сейчас в монастырь можно сравнительно легко добраться по неплохому «грейдеру», проложенному сквозь леса и болота. Дорога вполне проходима для легковых машин и, даже, для автобусов на пневмоподвеске.
Грейдер заканчивается у ворот монастыря. Дальше дороги нет.

Монастырская территория просто огромна. Со стороны дороги возведена новая ограда с башенками.

Спасо-Елеазаровский и Иоанно-Богословский Крыпецкий монастыри . Обитель похожа на посёлок, затерянный в лесной глуши. Прежде, чем подойти к храмовому комплексу, придётся миновать ряд одноэтажных домов из силикатного кирпича. В них устроены монашеские кельи. Слева от дороги, ведущей к собору и трапезной, стоят хозяйственные постройки — ферма, котельная, сараи. Храмовый комплекс состоит из Иоанно-Богословского собора середины XVI столетия и церкви Успения Богородицы с колокольней и трапезной палатой. Псковские реставраторы до сих пор не смогли определиться, какой храм был построен раньше — Успенский или Иоанно-Богословский.

Иоанно-Богословский собор слева. Успенская церковь с трапезной и колокольней справа.

Иоанно-Богословский собор относится ко временам Иоанна Грозного. Его начали строить в 1554 году, а освятили 3 года спустя в 1557. Об этом гласит единственное в XVI столетии упоминание Крыпецкого монастыря в летописи. Собор неоднократно поновлялся, но последний ремонт 1912 года оказался весьма неудачным. В 60-е годы прошлого века собор попытались реставрировать, но в 1983 году случился пожар. Дело разрушения довершили доморощенные кладоискатели, долбившие стены в поисках несуществующих сокровищ. Сейчас собор полностью реставрирован и соединён современной галереей с соседней Успенской церковью.

Читайте также:
Аэропорт Чкаловский

Галерея, соединяющая собор и Успенскую церковь. По моему, современная.

Успенская церковь с колокольней и трапезной вызвала у меня очень противоречивые чувства. С одной стороны, нижние ярусы колокольни и какая-то часть стен древние. Возможно они даже старше собора. С другой стороны, ансамбль зареконструирован до неузнаваемости и производит впечатление стопроцентного новодела. Мощный восьмигранный столп колокольни явно старинный, зато ажурное завершение буквально кричит о новизне. Колокольня обстроена современным двухэтажным корпусом настоятельских покоев. Если в соборе отчётливо видна благородная простота XVI века, то Успенская церковь является образцом модного поствизантийского стиля, типичного для рубежа XX-XXI столетий. И пусть не обижаются на меня псковские архитекторы.

К югу от храмов находится Святое озеро или Копанец. Первое название указывает на святость места и чудесные свойства здешней воды. Известно, что Корнилий Крыпецкий исцелил слепую девочку, умыв её водой из святого озера. Второе название напоминает о том, что его с начала и до конца выкопали здешние монахи.

На озере стоит деревянная часовня над источником Саввы Крыпецкого. За нею видна купальня.

Светло-розовый домик вдали это, извините, очень важное место, как для паломников, так и для просто любопытствующих. Его отличает удивительная чистота. К окошку розового домика ласточки прилепили гнездо. Они кружили вокруг, пока я пытался снять их отпрысков, высовывающих клювики в надежде получить вкусных мух и иных летучих существ.

Несмотря на обширность территории и некую неустроенность, Крыпецкий монастырь показался куда более благостным, чем отделанный до блеска Спасо-Елизаровский. Даже множество слепней не смогли испортить нам удовольствие, тем более, что они особо и не кусались.

foto_trip

Какое путешествие обходится без фотографий?

Крыпецкий Иоанно – Богословский мужской монастырь, находится во Псковской епархии, в 25 километрах от Пскова. Основатель обители – Савва пришёл в Псков со Св. Афонской горы или из Сербии, принес с собой образ Иоанна Богослова, написанный на кипарисовой доске, и Сербское евангелие 15 века, которое ныне сберегается в Древнехранилище Псковского музея. В 1487 году был официально основан мужской монастырь “на вече”. Ему дана была крепостная грамота на землю с уставом монастырского строения. На фото ниже – храм Св. Иоанна.
Раньше на его месте стоял двухпрестольный деревянный храм, построенный Саввой.
Через 60 лет после смерти Саввы была построена эта каменная церковь Св. Иоанна Евангелиста с приделом Св. Саввы Сербского.

В 1990 г. Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь передан Церкви. С 1992 г. возрождал монастырь игумен Дамаскин. 29 ноября 2007 г. Дамаскин скончался в результате автокатастрофы в нескольких километрах от Свято-Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря. Ему было 60 лет. Погребен архимандрит Дамаскин в возрожденном им Крыпецком монастыре. Место упокоения архимандрита Дамаскина у алтаря возрожденного им храма. На фото выше – это захоронение Дамаскина. Сейчас наместником монастыря является иеромонах Савва (Комаров).

На фото выше – это монастырские ворота.

Монах Корнилий Крыпецкий.

В Крыпецах в разные времена жило много замечательных людей. В к. 19 – н. 20 века в Крыпецком монастыре жил монах Корнилий (ум. в 1903 г.), имя которого стало известным многим и вне пределов Псковского края в связи с его примечательным завещанием – пророчеством о своём погребении “головой на север”. Слова Корнилия – “и будет это на бедствие России” – вызвали интерес к его личности. Корнилий утверждал, что бедствия России окончатся, как только тело будет предано земле по чину православной Церкви, т. е. головой на восток.
Любимым изречением старца было: “Другому пожелаешь – себе получишь!”. Чем больше человек будет прилагать усилий, чтобы разрушить другого человека, тем больше он будет разрушать себя сам. Старайтесь как можно больше сделать добра для другого человека, ибо делая добро другому, предвосхищаешь делание добра себе.
В 1900 году, за 17 лет до свержения дома Романовых Корнилий ни с того ни с сего вдруг сказал: «Не будет у нас царя! Сменят его, как плохого хозяина». Об этом, конечно, вспомнили в 1917 году. Как и о Коринилиевом пророчестве, касавшемся его собственного неправильного погребения, а также – последствий, связанных с этим. Корнилий предсказал день и час своей смерти и что тело его не опустят в землю в день отпевания, когда же опустят, положат головой на север, а не на восток, как следует по православному чину. Так и случилось. Гроб после отпевания был поставлен в склеп под кладбищенской часовней. Потому что настоятель монастыря был в отъезде. А потом, почему-то так и не дождавшись настоятеля, Корнилия похоронили. Причем не монахи, а монастырские работники. Так исполнилось пророчество Корнилия о своём необычном погребении.
“Похоронят меня, – говорил, – вся Россия заплачет.” И действительно, через год началась русско – японская война. Стала “плакать Россия”. Но Корнилий предсказывал и конец этих бедствий. “Когда тело моё переложат как следует, тогда и окончатся бедствия России. Корнилий умер в декабре 1903 года. Вскоре началась Русско-японская война, и его почитатели решили, что это и есть предсказанные бедствия. Это, однако, было только начало. Далее гражданская, великая отечественная . Попытки переложить тело Корнилия делались не раз.
Но осуществить это намерение не позволяли разные обстоятельства.
И только, в 1997 году могила была вскрыта, останки Корнилия были перезахоронены.
Исполнилось еще одно пророчество: «Выроют меня, в раку положат». Корнилий пророчествовал также и о закрытии монастыря и о том, что его вновь восстановят и будет он красивым и значительным. Нетленные мощи святого были обретены 22 июля 1997 года игуменом Дамаскиным с братиею. В момент обретения, как пишет отец Дамаскин, пролился дождь, которого не было два месяца, появились двойные радуги на востоке, началось удивительное благоухание. Ныне мощи Корнилия Крыпецкого покоятся в нижней церкви храма апостола Иоанна Богослова.

Читайте также:
Где поселиться в Афинах туристам? Лучшие отели Греции, Афины - 2022

КРЫПЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Крыпецкий Иоанно-Богословский монастырь. Фото не позднее 5 октября 2011 г., с официального сайта Псковской епархии pskov-eparhia.ellink.ru

Савво-Крыпецкий монастырь во имя Иоанна Богослова Псковской епархии. Расположен в 25 км к северо-востоку от Пскова

Обитель в урочище Крыпцы была основана по благословлению преподобного Евфросина Спасо-Елеазаровского преподобным Саввой, искавшим здесь уединения. К пустыннику стали собираться другие иноки, упросившие его в 1455 году основать обитель. “Боляре, и посадники, и все христолюбивые людие града Пскова” стали одаривать зарождавшийся монастырь сёлами и милостыней.

В XVI веке в монастыре подвизались преподобные Нил Столобенский и Никандр Пустынножитель. В середине того века в обители был возведен собор во имя апостола Иоанна Богослова. По этому посвящению монастырь получил наименование Крыпецкого Иоанно-Богословского. Однако в государевых грамотах, данных игуменам Феоктисту и Макарию, он наименован Крыпецким монастырем Успения Пречистыя Богородицы и Иоанна Богослова – вероятно по трапезной церкви под колокольней [1].

В конце XVII века последние годы жизни в монастыре провёл русский государственные деятель Афанасий, в монашестве Антоний, Ордин-Нащокин.

На 1821 год монастырь являлся третьеклассным [2]

В конце XIX-начале XX века в обители подвизался преподобный Корнилий Крыпецкий, юродствовавший Христа ради.

Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий монастырь, 2014 г. Фото: Ю.Булкин

В годы богоборческого лихолетья монастырь был закрыт, его постройки – почти полностью разрушились. Территория обители заросла и заболотилась, сохранился лишь полуразрушенный Иоанно-Богословский собор и развалины колокольни. Отец Дамаскин (Сахнюк), начавший возрождение обители в одиночку, поначалу поселился в остове колокольни. В 1992 году [3] светские власти возвратили монастырь Русской Православной Церкви. Постепенно к отцу Дамаскину стали приходить желающие подвизаться на этом месте, начались труды по восстановлению святой обители [4]. Была образована община-“двадцатка,” с начала 1990-х годов начался сбор пожертвований. Священный Синод благословил возрождение монашеской жизни в монастыре 22 февраля 1995 года [5]. 22 июля 1997 года были обретены мощи преподобного Корнилия Крыпецкого. Под началом архимандрита Дамаскина обитель скоро восставала из руин.

После его кончины в 2007 году монастырь продолжал постепенно благоустраиваться. В 2008 году была устроена надкладезная часовня при святом источнике и возведена гостиница для паломников [6], в мае 2009 года вновь освящено монастырское кладбище [7], в октябре того же года обновлён Успенский храм, шло сооружение монастырской стены. Монастырь стал привлекать паломников и рассылать духовную литературу в тюрьмы. Богослужение совершалось ежедневно утром и вечером.

Постройки Крыпецкого монастыря. Фото ок. нач. 1990-х гг.

Статистика

  • кон. 2007 – братии 25 человек (из них 4 в священном сане) [8]
  • ок. кон. 2010-х – ок. 70 насельников (из них ок. 25 человек братии) [9]

Храмы, архитектура

Иоанно-Богословский собор

Cоборный храм во имя апостола Иоанна Богослова был освящён в 1557 году [8].

В XIX веке престол в нижнем храме был освящен во имя Севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста [10].

Ныне главный престол храма освящен во имя апостола Иоанна Богослова, придел верхнего храма – во имя святителя Саввы Сербского. В нижнем храме – приделы во имя преподобного Саввы Крыпецкого и во имя Севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. В нижнем храме под спудом покоятся мощи преподобных Крыпецких – Саввы под спудом, а Корнилия в раке.

Храм каменный, четырехстолпный, одноглавый, на высоком подклете.

Успенский храм

Трапезный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы известен в монастыре не позднее начала XIX века.

Во возрождения обители в конце XX-начале XXI века храм был временно устроен в древней колокольне. В конце 2009 года Успенский храм был обновлён на месте бывших покоев архиепископа и игумена. Туда был перенесен Успенский престол из колокольни и чтимый список Иверской иконы Божией Матери. Первое богослужение в обновленной церкви произошло 26 октября того года.

Храм вмещает свыше пятисот человек. На начало XXI века храм был самом большом и светлым в обители.

Иоанно-Лествичницкий храм и трапезная палата

Храм во имя преподобного Иоанна Лествичника в колокольне и трапезная палата были восстановлены на прежнем месте в конце 2009 года.

Подворья

  • Псковское (с февраля 2007) при Псковском Иоанно-Предтеченском соборе
  • Строится (на 2008) каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца в п. Торошине

Настоятели, наместники

  • Поликарп (Гонорский) (8 мая 1848 – 13 марта 1858)
  • .
  • Дамаскин (Сахнюк) ((1992) 22 февраля 1995 – 29 ноября 2007)
    • Савва (Комаров) (ноябрь 2007 – ?) и.о. наместника
  • Савва (Комаров) (упом. 21 мая 2008 [11] – упом. 22 июня 2010 [12]) игум.

Святыни

  • мощи прпп. Саввы и Корнилия Крыпецких – в подклете Иоанно-Богословского храма
  • список Иверской иконы Божией Матери – в Успенском храме, привезён в монастырь 15 марта 2006 года [13]
  • святой источник прп. Саввы Крыпецкого

Иоанно-Богословский Савво-Крыпецкий мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

История

Одна из национальных святынь Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь был основан на древней Псковской земле во второй половине ХУ века. Основал его преподобный Савва, который пришел со Святой горы Афон с образом святого апостола Иоанна Богослова и Сербским Евангелие. Эти святыни сберегаются сейчас в Псковском музее.

Среди непроходимых болот примерно в 25 км от Пскова уединился преподобный Савва, получив на то благословение от св. Ефросина игумена обители Рождества Пресвятой Богородицы, что на Снятой горе в трех верстах от Пскова. На холме рядом с лесным озером была построена хижина. Здесь преподобный проводил время в молитве и воздержании. Спустя несколько лет к преподобному Савве стали стекаться люди и просили его учредить обитель.

В те времена в Пскове у стен Троицкого собора (на Крому) бурлило псковское вече. Над головами собравшихся возвышалась многоступенчатая «степень» – трибуна со «степенными» посадниками и князем. Однако «нейгодного» князя могли со степени и «сопхнуть»!… (Князь во Пскове не пользовался большой властью: он был военоначальником, а в мирное время вместе с представителями города вершил судебные дела. Княжеская дружина дополняла народное ополчение). Первый каменный Троицкий собор был возведен в 1138г. и связан с именем кн. Всеволода Гавриловича, изгнанного новгородцами и, в пику им, принятого псковичами.

Хоть времена тогда были суровые, но кража на Крому считалась тяжким преступлением и наряду с государственной изменой каралась смертной казнью. В 1476г. здесь произошла битва псковичей с князем Ярославом Васильевичем Стригой-Оболенским и его людьми, о которой ярко рассказал летописец. Ссора произошла из-за того, что княжной человек взял у ехавшего на Торг псковитянина «наручье» капусты для княжного барана. Ярослава псковичи не любили, говорили о нем, что князь «злосерд», «на пскович не люб». Он стеснял псковские свободы в пользу Москвы, не забывая о собственной выгоде.

Явившись на княжение во Псков, Ярослав потребовал увеличения своих доходов. Псковичи не соглашались и отрядили в Москву двух посадников, снабдив их грамотами, в которых были записаны древние права вечевого города. Иван 111 (1462-1505) не признал эти грамоты, сказав, что «то грамоты не самих князей великих». Псковичам пришлось уступить. Назрело недовольство.

Княжьи люди пустили в ход оружие, «чего и искони во Пскове… не бывало, и расперечишася с людьми на князи дворе, с пьяными князодворцы, и се почаше битися…». Князь известен так же подменой «смердьей грамоты» (грамоты определяющей статус смердов) в ларе Троицкого собора .

Образ недоброго князя Ярослава и его княгини отражен в одном из 22 –х житийных клейм на иконе из КРЫПЕЦКОГО монастыря, написанной в начале ХУ1 веке. На иконе изображен Иоанн Богослов, святитель Савва 1 архиепископ Сербский, преподобный Ефросин Псковский и преподобный Савва Крыпецкий. На этой иконе святой Савва Крыпецкий изображен высокого роста, с седой круглой, но не длинной бородой. Сейчас икона возвращена монастырю и находится в храме Иоанна Богослова.

А история монастыря гласит о чуде исцеления жены псковского князя Ярослава Оболенского по молитве братии монастыря во главе с преподобным Саввой. В свой монастырь преподобный Савва не впускал женщин, охраняя строгий монастырский устав и молитвенную жизнь насельников. Для встречи преподобного Саввы с княгиней была построена трехкилометровая гать через болота – «Ярославов мост». Тогда же в 1487 году, князь даровал преподобному крестную грамоту на землю с уставом монастырского строения. Скончался Савва 28 августа (по ст.ст.) в 1495 году.

Через 60 лет, когда на месте деревянной церкви стали возводить каменную, монастырскому священнику Исайе случилось видение, в котором преподобный указал место, где покоятся его останки. В Москве на Макарьевских соборах 1547-1549 годов, преподобного Савву причислили к лику святых.

Позднее Ярослав снова княжил во Пскове, но во времена мора преставился с княгинею и положены они у св. Иоанна в Завеличье.

В 1581 году, в царствование Иоанна Грозного, монастырь подвергся нашествию польской рати короля Стефана Батория. Братия перебралась под защиту стен Псковского Кремля, оставив одного монаха Иоанна. Он и рассказал позднее о чудесном появлении вооруженных с головы до ног воинов в момент, когда поляки зашли на территорию монастыря, чтобы его поджечь. Пораженный чудом Стефан Баторий отпустил всех пленников и отвел свое войско.

з стен Крыпецкого монастыря вышел ряд подвижников благочестия Русской земли. Среди них: основатель Богоявленской Столобенской пустыни преподобный Нил; старец Никандр Псковский Пустынножитель; иеромонах Варлаам, составитель жития и службы святому Савве.

В ХУ11в. В Крыпецком монастыре принял монашеский постриг под именем Антоний государственный деятель, боярин Афанасий Ордин-Нащокин.

В монастыре в Х1Х веке трудился ученый, археолог, историк, писатель – просвещенный архипастырь митрополит Евгений (Болховитинов). При нем обитель была перестроена и благоукрашена.

Жил в монастыре во второй половине Х1Х века подвижник, Христа ради юродивый монах Корнилий Крыпецкий чудотворец. Старец еще за 17 лет до казни царской семьи предвидел: «Не будет у нас царя! Сменят его как плохого хозяина». Отец Корнилий предсказал и день своей кончины (23 декабря 1903г.) и то, что положат его не по чину Православной церкви, а головой на север. «Похоронят меня, вся Россия заплачет», – говорил блаженный Корнилий, – «когда обретут останки и переложат – окончатся бедствия России». Обретение мощей отца Корнилия Крыпецкого произошло 22 июля 1997г. Останки о. Корнилия поместили в раку и перенесли в храм, а в 1999г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием 11 было благословлено прославление монаха Корнилия как местночтимого преподобного Псковской епархии.

Собор св. Иоанна Богослова построен игуменом Феоктистом в 1555-1557гг., вскоре после прославления в лике святых основателя обители. Одноглавый на высоком подклете, с крестовым сводом собор построен из местного камня в характерном для Пскова стиле. Южный придел был освящен во имя св. Саввы, архиепископа Сербского (память 12 января, 30 августа). В подклете под этим приделом, в описи 1764г. упоминается часовня над мощами преп. Саввы Крыпецкого. «Мощи Преподобного почивают под спудом в его же храме, в стене под жертвенником». В 1820-1822гг. нижний этаж был перестроен, с северной стороны освящен придел свв. пяти мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. В ХХ веке в верхнем храме с севера и слева при входе в нижний храм находилась ризница и библиотека.

ревняя галерея соединяла собор с колокольней, где существовала домовая настоятельская (ранее трапезная) теплая церковь Успения Пресвятой Богородицы (построена в 1586-1587гг.). Над ней в третьем ярусе колокольни находилась церковь св. Иоанна Лествичника. Верхний ярус со шпилем и колоколами был надстроен в 1820г. На колокольне, кроме восьми колоколов больших (самый большой 69 пудов, отлит в 1695г.) и двух поменьше (отлитых в 1559 и 1577гг.) были «железные русские часы».

В 1855г. над главной святыней обители – мощами преп. Саввы была устроена серебряная рака. В 1864-1865гг. монастырь был обнесен кирпичной оградой с тремя башнями. Вне стены находилось кладбище, дом для богомольцев, хозяйственные постройки, сады и огороды.

Чудесным был всегда источник преп. Саввы, «на ручье, текущем из Большого озера, с южной стороны монастыря есть «Копанец» – пруд, специально вырытый, именуется Святым озером.

В 1913 году при игумене Иоанникии на станции Торошино была построена деревянная часовня, затем обращенная в 1921 году в церковь. В 1960-х годах церковь сгорела.

В 1918 году монастырь перестал существовать. До 1923 года еще действовал собор Иоанна Богослова как приходская церковь. 19 декабря 1923 года Псковский губисполком принимает решение о закрытии Крыпецкого монастыря. На месте монастыря некоторое время располагался приют для голодающих детей, а затем совхоз. Монастырь стал быстро разрушаться.

Особенно сильно он пострадал в период Великой Отечественной войны. В войну в монастыре скрывались партизаны.

В 1990г. Крыпецкий монастырь, его поросшие травой развалины храмов и колокольни передали Псковской епархии. Возглавил долгий путь восстановления монастыря игумен Дамаскин (Сахнюк, день памяти 29 ноября). Будучи рукоположен в дьяконы, а впоследствии пострижен в монашеский чин настоятелем Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандритом Алипием, через некоторое время по воле Божией был направлен на службу в приходские храмы.

В 1995 году в нижнем подклете храма Иоанна Богослова прошло торжество – 500 лет со дня преставления преподобного Саввы. На Божественной Литургии присутствовал Высокопреосвященнейший Евсевий, архиепископ Псковский и Великолукский. Эта архиерейская служба стала началом монашеской жизни монастыря.

В 1999 году братия монастыря поселилась в новом благоустроенном братском корпусе, в котором разместились келий для насельников, братская и праздничная трапезная, монастырская библиотека. В этом же году было восстановлено чтение Неусыпаемой Псалтири, за которым ежедневно совершается чтение всей Псалтири и поминовение всех благодетелей, жертвователей обители. Богослужения совершаются ежедневно.

Карта Коктебеля подробно с улицами и домами

Коктебель на карте – спутник и схема

На странице изображена интерактивная карта города Коктебель с улицами и домами. Среди крымских городов и курортов Коктебель на протяжении многих десятков пользуется популярностью у туристов. Он расположен у подножия горы Карадаг, которая много столетий назад была действующим вулканом. Для масштабирования географической карты используйте кнопки (+) и (-) в левой части. На карте города Коктебель можно смотреть станции метро, магазины, аптеки, заправки, маршруты.

Территориальное устройство на карте

Посёлок городского типа на востоке Крыма. Входит в городской округ Феодосия/Коктебельский поссовет Феодосийского горсовета.

Справочная информация

Дата образования: 1938
Площадь кв. км.: 8,71168
Население: 2 807
Индекс: 298186
Телефонный код: +7 36562
Автомобильный код: Республика Крым: RUS 82 АР Крым: AK, КК / 01
Код ОКАТО:

Коктебель – вокзалы

Чтобы рассмотреть структуру поселка, его улицы, пляжи и другие объекты можно воспользоваться картой Коктебеля со спутника.

Интерактивный онлайн сервис может понадобиться, как местному жителю, так и туристу, который приехал на курорт впервые. Он позволяет быстро сориентироваться в незнакомом поселке, найти нужную улицу, выбрать ближайший отель или узнать, какие развлекательные заведения есть в Коктебеле.

На месте современного курорта, который можно рассмотреть на карте Коктебеля со схемами, когда-то давно была болгарская деревня. Кочевавшие болгары выбрали место на дороге из Судака в Феодосию и основали здесь поселение, в которой было около 20 дворов. А в конце 19 в. местные земли стали собственностью помещика Э.А.Юнге, который и считается основателем курорта. Он приглашал в свое имение знаменитых людей, писателей, художников, благодаря которым поселок стал очень популярным. На карте Коктебеля с районами вы сможете найти улицы, названные в честь поэтов, писателей и художников.

Коктебель окружает несколько гор:

  • Карадаг;
  • Татар-Хабурга;
  • Эгер-Оба;
  • Узун-Сырт;
  • Малка.

Горные склоны покрыты лесами. Здесь также растет большое количество редких трав и цветов. Степной климат делает лето на курорте очень засушливым, а зиму – мягкой. Если вы собираетесь в этот красивый крымский поселок, скачайте яндекс карты Коктебеля и оцените удобство сервиса.

Карта Коктебеля с улицами

Главная улица Коктебеля – Ленина. Это часть трассы федерального значения А-29, которая соединяет Феодосию с Судаком и проходит через центр курортного поселка. На ней, как показывает карта Коктебеля с улицами, находятся главные достопримечательности, магазины, рестораны, развлечения.

Любимое место отдыхающих – улица Морская. Она проходит вдоль пляжей. По этой улице любят прогуливаться отдыхающие, здесь постоянно доносится музыка из многочисленных баров и кафе.

На юго-западной окраине курорта находятся улицы, названные в честь известных людей, которые в разное время отдыхали в Коктебеле:

  • А. Грина;
  • А. Ахматовой;
  • Л. Гумилева;
  • А. Блока;
  • М. Волошина.

Приехать на курорт можно только по автодороге. Автовокзал расположен на улице Ленина. По приезде на курорт воспользуйтесь картой Коктебеля с улицами и домами, чтобы быстро найти, как пройти к забронированной гостинице, ближайшему кафе или на пляж. От автостанции ежедневно с небольшим интервалом времени курсируют маршрутки в Феодосию, Судак, Курортное, Симферополь.

Карта Коктебеля с домами

Большая часть жилого фонда города, как показывает карта Коктебеля с домами, представляет собой частный сектор. И только в западной части курорта находятся небольшие кварталы с многоквартирными домами.

В центре поселка между улицами Морской и Ленина расположен красивый Парк Коктебель, а также дом музей М.Волошина, который поможет найти карта Коктебеля с номерами домов. Одним из интересных экскурсионных маршрутов является тропа на гору Кучук-Енишар, где находится могила известного поэта. С высоты склона открывается живописнейший вид курорта.

Приехав в Коктебель, отдыхающие могут посетить такие достопримечательности, как:

  • Карадагский заповедник;
  • Музей планеризма;
  • Знаменитый завод марочных вин и коньяков;
  • Дельфинарий.

Многие туристы, как это ни странно, отправляются на экскурсии на коктебельское кладбище, чтобы побывать на могилах известных людей. Здесь захоронены знаменитый доктор П. фон Теш, а также большая часть семьи-основательницы курорта Юнге.

Для разнообразия можно отправиться в соседние крупные города-курорты, в которых каждый отдыхающий найдет для себя интересные достопримечательности.

Экономика и промышленность Коктебеля

Как и большинство крымских небольших поселков, Коктебель оживает в туристический сезон. Большая часть бюджета поселка пополняется за счет отдыхающих. Многочисленные пансионаты, отели, гостиницы, кемпинги, которые поможет найти подробная карта Коктебеля, в высокий сезон переполнены туристами.

В городе есть несколько крупных ресторанов, развлекательный центр, а также дельфинарий. Местные предприниматели предоставляют разнообразный перечень услуг. Можно потанцевать на дискотеке в баре или отправиться на прогулку в открытое море, арендовав яхту.

Кроме туризма, пополнение бюджета происходит за счет знаменитого винно-коньячного завода «Коктебель». Продукция этого предприятия известна не только в России, но и экспортируется в разные страны мира. Он был построен в конце 50-х гг. прошлого века и по сегодняшний день производит алкогольные напитки из экологически чистого сырья, выращенного на горных склонах и равнинах Крыма.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: