Фотографии села Спас-Угол

г. Талдом, МО, село Спас-Угол и Дубровки

Я с даром ясной речи,
И чту я наш язык,
А не блеюн овечий
И не коровий мык!

«Должно быть, я калека…», 1929

Итак. выехали около полудня, на ходу решили ехать в Талдом, в “дом журавлей”, а именно в музей Клычкова, поэта и друга Есенина. В дороге начался дождь. не удивительно, осень все-таки началась. Около часа въехали в Дмитровский район, проехали поворот на “Свежий ветер”, затем свернули направо, и до Талдома осталось всего 70 км.

Уже через час мы доехали до города, вдоль дороги куча грибников, в этом году грибов очень много, весь август. из-за дождей. +9. холодно.

Доехали до с. Дубовки, где находится музей. К сожалению, он оказался закрыт. по техническим причинам. Кроме дома и озера вокруг ничего интересного не оказалось.

Решили ехать в музей Салтыкова-Щедрина, что в с. Спас-Угол. Это 25 км от Талдома. Проезжали мимо фарфоровый завод Гарднер, узнала по чайнику, который есть у нас дома :)

Проезжали села со смешными названиями: Парашино, Колбасино. ближе к Спас-Углу находится село Станки, бывшее имение матери С-Щ, где сохранилась церковь, но в очень плохом состоянии.

В самом Спас-Угле музей Салтыкова-Щедрина открыт, смотритель сидит у входа в машине, видимо, внутри очень холодно. Музей-это одно помещение при местной церкви.

Напротив через дорогу парк, где находился раньше дом, но он не сохранился. Школа, которую построили в советские времена также сгорела, говорят, совсем недавно. Поэтому бюст, который стоял в лесу у школы перенесли к магазину у дороги.

Впервые упоминается в писцовой книге в 1627 году. Название происходит от имени церкви Спаса-Преображения и расположения села на сходе (углу) трёх губерний: Московской, Тверской и Ярославской.

Спас-Угол — бывшее родовое имение писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, который родился здесь 15 января 1826 года. Через год после Октябрьской революции усадьба Салтыковых в Спас-Угле была конфискована, а потом сгорела. В сельской церкви до 70-х годов хранили семенной картофель. Сейчас в селе Спас-Угол действует музей Салтыкова-Щедрина (он занимает часть помещения действующего храма), а также установлен памятник писателю.

Свои воспоминания о жизни в Спас-Углу Салтыков-Щедрин перенес на страницы своего последнего романа «Пошехонская старина», в котором усадьба называется Малиновцем (хотя село с таким названием существует в 3-х километрах от Спас-Угла).

Очень хотели увезти из Спас-Угла магнитов. но их не оказалось. Недавно, как рассказал смотритель, был праздник, посвященный С-Щ, поэтому все раскупили.

После осмотра территории мы поехали обратно в г. Талдом в местный музей. Нас встретили 3 странные тетушки, долго не могли выдать нам билет, а еще дольше считали, сколько мы должны отдать за буклеты. Музей маленький, но интересный. Оказывается, “Талдом” – это финское слово и означает “Хозяйственный дом”, а еще мы видели фото Академика Капицы (отца), его жены (нашей родственницы, а именно троюродной сестры Ольги Михайловны Дранициной, моей прабабушки), вместе с Пришвиным. Оказывается, они очень дружили.

Обратно мы выехали в 5 вечера, а до Москвы доехали только к 9.

Спас-Угол: музей Салтыкова-Щедрина

Село с названием Спас-Угол – это родина Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Нельзя же, в самом деле, обойти вниманием человека, который учил нас не путать «отечество» с «его превосходительством». :)

Место это расположено на самом севере Московской области, близ Талдома. Есть версия, что название Спас-Угол происходит от местоположения села на стыке – на «углу» – трех губерний, Московской, Тверской и Ярославской. А известно оно – по первым упоминаниям – с начала XVI века. Здесь стояла родовая усадьба Салтыковых, здесь родился будущий писатель и вице-губернатор. Однако сейчас усадьбы не существует – как многие другие, в первые послереволюционные годы она сгорела.

Читайте также:
Билеты в Исландию на самолет. Расписание рейсов. Как добраться до Исландии

И тем не менее музей в селе Спас-Угол есть. Возник он, правда, далеко не сразу. Сама идея была высказана в 1976 году, когда отмечали 150-летие со дня рождения Салтыкова-Щедрина. Ну, а открыли музей еще через десять лет, в 1986 году.

Да, открыли в здании местной церкви. Которая тоже непосредственно связана с фамилией Салтыковых. Собственно говоря, храм известен столько же, сколько и село (которое от него тоже получило часть своего названия). А нынешнее, каменное здание было выстроено «усердием помещицы Надежды Ивановны Салтыковой» – то есть бабушки писателя. Сохранилось ее на этот счет прошение и первые наброски проектов.

Четырехэтажную колокольню отстроили позже, в 1830-х годах. И в таком виде церковь просуществовала до советских времен, когда ее, понятно, закрыли. Здание использовали под склад.

Ничего удивительного, таким образом, что церковное здание в конце 1980-х приспособили под музей. Правда, скоро ситуация опять поменялась: в начале 1990-х в селе возникла православная община и музею пришлось потесниться.

Выгладит это теперь так: здание просто поделили на два учреждения. Соответственно, две таблички и два входа.

Понятно, что для музея такое урезание пространства означало и уплотнение – а местами и сокращение – экспозиции. Но она, тем не менее, весьма насыщена. Главная ее часть носит название «Пошехонская старина». Что абсолютно не случайно – по сути, в этом произведении Салтыков-Щедрин описал собственную семью и собственных родителей.

Отец, Евграф Василевич Салтыков, получил хорошее образование, знал несколько языков. Служил в коллегии иностранных дел, дослужился до довольно высокого чина коллежского советника (этот гражданский чин был приравнен к военному чину полковника). Годам к сорока вышел в отставку, уехал в имение и женился. На юной особе, мало на него – если верить сыну-писателю – похожей. Но дадим слово самому Михаилу Евграфовичу: «Брак этот был неровен во всех отношениях. Отец был порядочно образован; мать – круглая невежда; отец вовсе не имел практического смысла, мать цепко хваталась за деловую сторону жизни». Это из «Пошехонской старины, но вполне автобиографично.

А вот и детский портрет нашего героя.

Вообще о салтыковской фамилии и о жизни усадьбы здесь рассказывают много любопытного. Так что весьма стоит не ограничиваться самостоятельным просмотром экспозиции, а и послушать экскурсовода.

Здесь же – раздел, посвященный крестьянскому быту.

Материалы, посвященные деятельности Михаила Салтыкова как государственного чиновника (он, напомню, дослужился до вице-губернатора).

Ранние и поздние издания, прижизненные карикатуры, книжные иллюстрации (кто только Салтыкова-Щедрина не иллюстрировал!).

История многочисленных театральных и кинопостановок по произведениям Салтыкова-Щедрина.

Наконец, даже многочисленные сувениры, которые у нас неизменно выпускают к разнообразным юбилеям – Салтыкова-Щедрина при этом тоже не обошли.

В общем, понятно, что фонды музея обширны, а вот места для экспонирования мало. И – понятно также – встал вопрос о возможном восстановлении усадьбы.

Сама по себе это вещь вполне осуществимая – вспомним хотя бы блоковское Шахматово.

Есть ли документальная основа для восстановления усадьбы в селе Спас-Угол? Да, сохранились описания и планы, на основе которых стало возможным исполнить макет.

Читайте также:
Какой язык в Пуэрто-Рико

Обнаружились акварели с изображением некоторых усадебных интерьеров.

Известен план усадьбы второй половины XIX века.

Из того, что на нем обозначено, сохранилось, помимо церкви, родовое кладбище Салтыковых (оно известно как минимум с 1611 года).

Эта аллея вела к усадебному дому. Место его тоже выяснено.

И что же? Представьте, когда все музеи жалуются на стесненное положение в связи с кризисом, здесь, в Талдомском районе, всерьез надеются на восстановление усадебного дома.

Во всяком случае, недавно состоялась торжественная закладка камня на месте главного дома усадьбы – в присутствии потомков писателя, местной власти, спонсоров, священнослужителей и даже духового оркестра. Ну, и понятно, жителей села и прочих праздных зевак.

Что ж, планы амбициозные и будем ждать их реализации. Но и сейчас посетить музей Салтыкова-Щедрина интересно. В любой день, кроме понедельника и последней пятницы месяца.

Как добраться: Ориентируемся в любом случае на город Талдом.

Общественным транспортом: до Талдома из Москвы на электричке с Савеловского вокзала или автобусом № 310 от метро Савеловская. Далее из Талдома – местный автобус № 27 до Спас-Угла. Во всех случаях обязательно проверяйте расписание.

На автомобиле: по Дмитровскому шоссе, далее после Дмитрова через А-108 – на шоссе Р-112, мимо поворота на Вербилки до села Квашёнки, где свернуть по указателю направо на Спас-Угол (дополнительный ориентир – полуразрушенная церковь в стиле классицизма).

Ну, и еще: как выяснилось, именно в Талдомском районе расположен известный природный заказник «Журавлиная родина», где останавливаются во время своих перелетов серые журавли. Журавлей удалось повидать, о чем обещаю тоже рассказать в ближайшее время. :)

Фотографии села Спас-Угол

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Музей Салтыкова-Щедрина в селе Спас-Угол

Село Спасское на Углу, расположенное в северо-восточной части Подмосковья, навсегда вошло в историю русской литературы. Здесь 27 (15 по старому стилю) января 1826 года в родовом имении своего отца появился на свет будущий великий русский писатель-сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

На второй день после рождения Михаил был крещен в родовой церкви Салтыковых – храме Преображения Господня, построенном бабушкой писателя в 1797 году, которая сегодня превращена в музей писателя.

Именно по детским воспоминаниям был написан последний роман Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина», в котором помещичья усадьба описана подробно, близко к исторической действительности. Биограф писателя Сергей Александрович Макашин считал роман топонимическим памятником Спас-Углу.

Многие страницы творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина отобразили впечатление детских лет, проведенных в родовом имении. «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем. Все ужасы этой вековой кабалы я видел в их наготе», – писал сатирик.

Усадьба была конфискована в марте 1918 году Калязинским уездным комиссариатом земледелия. Семье племянника писателя Василия Дмитриевича Салтыкова, из 10 человек, была разрешено остаться в имении, так как один из сыновей бывшего владельца Сергей Васильевич, согласно решению Особой комиссии по выселению, был инвалидом Гражданской войны, а другой, студент-агроном Евграф, сочувствовал советской власти. В имении решено было устроить народный дом, при котором открылась школа и чайная, но существовал он недолго. Через год, в марте 1919 года усадьба сгорела. После пожара никакого имущества не осталось, кроме обгорелого сада и остатков фундамента. Сохранились только надворные постройки и маленький флигель.

Читайте также:
Литва, города и достопримечательности, виза, карты, погода и фото

За столетие облик бывшей усадьбы Салтыковых сильно изменился. Погибло большое количество деревьев, но сохранились хвойные и липовые аллеи, каскад прудов, святой источник Иорданка, родовое кладбище Салтыковых у стен храма, где покоятся дед и бабушка, отец и братья, сестры и другие родственники сатирика. Закрытую и разоренную церковь использовали под склад, где хранили зерновые культуры, минеральные удобрения.

Еще в 60-е годы 20 века родилась идея открыть музей Салтыкова-Щедрина в селе Спас-Угол. В 1957 году в усадьбе был установлен бюст писателя – копия работы скульптора Леопольда Бернштама. А 1976 год был объявлен ЮНЕСКО годом М. Е. Салтыков-Щедрина в честь 150-летия со дня рождения великого сатирика. По этому случаю распоряжением Совета Министров РСФСР и решением исполкома Мособлсовета было предписано «восстановить историко-мемориальную усадьбу Салтыкова-Щедрина в с. Спас-Угол Талдомского района».

Первый Всесоюзный Щедринский праздник в Спас-Угле прошел 3 июля 1976 года. На родине писателя выступили председатель правления Союза писателей РСФСР Сергей Михалков, щедриноведы Сергей Макашин, Алексей Бушмин, Андрей Турков, писатель-сатирик Леонид Ленч. Здесь же, на подмосковной земле состоялась премьера фильма Натальи Бондарчук, Николая Бурляева и Игоря Хуциева «Пошехонская старина».

В усадьбе был запланирован целый ряд работ: восстановление усадебного дома, реставрация церкви и фамильного кладбища, благоустройство парка, прудов, создание охранной зоны, установка нового памятника писателю. Однако в течение десяти лет восстановительные работы не проводились.
Наконец, в 1986 году на совещании исполкома Мособлсовета был утвержден перечень мероприятий по увековечиванию памяти Салтыкова-Щедрина и сроки их реализации. На сей раз дело сдвинулось с мертвой точки.

В сжатые сроки была отреставрирована родовая церковь господ Салтыковых – храм Преображения Господня 18 века. Авторская группа под руководством Людмилы Невзоровой и художника Николая Тайдакова создала литературную экспозицию в храме. А 27 июля 1986 года, в честь 160-летия Салтыкова-Щедрина, в церкви был открыт музей писателя и прошел второй Всероссийский Щедринский праздник.

В 1989 году, в рамках третьего Всероссийского Щедринского праздника, состоялся премьерный показ фильма культового режиссера Сергея Овчарова «Оно», снятого по мотивам «Истории одного города».

Планировалось, что здесь будет не просто музей писателя, а целый музей «пошехонской старины», отражающий картину крепостничества, гениально запечатленной Салтыковым-Щедриным в романе на примере родных мест.

В 1994 году администрация Талдомского района решила выделить часть экспозиционной площади музея Спасскому приходу. Церковно-приходская община получила два небольших помещения (алтарную и храмовую части церкви), музею осталась трапезная церкви.

В экспозиции воссозданы интерьеры салтыковских времен: деревенской избы, помещичьего дома, стилизованное рабочее место писателя, а также несколько макетов усадебных домов из имений в Спас-Углу и Заозерье. Можно увидеть, в чем ходили крестьяне и баре. Здесь же представлено генеалогическое древо семьи Салтыковых. Проиллюстрирован фотоматериалами рассказ о потомках писателя. Также представлены работы известных художников-мультипликаторов – иллюстрации к произведениям Салтыкова-Щедрина. Можно увидеть и прижизненные издания книг Салтыкова, услышать рассказ об истории создания фильмов “Пошехонская старина” и “Оно”. В продаже имеется разнообразная сувенирная продукция, посвященная Салтыкову-Щедрину.

В 2011 году на Щедринском празднике «Я люблю Россию до боли сердечной. », организованном в честь тройного юбилея – 185-летия со дня рождения Салтыкова-Щедрина, 25-летия музея писателя и 500-летия села Спас-Угол, был установлен верстовой столб «135 верст до Москвы» и заложен первый ярус часовни во имя Корсунской Божией Матери. 19 августа 2012 года восстановленная часовня была вновь торжественно освящена.
Анна Комлева, Алексей Куманичкин
Фото: Талдомское ИА

Читайте также:
Отдых и погода в Протарасе в августе: температура воды и отзывы туристов

График работы музея: ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 16.30, обед с 13.00 до14.00, последняя пятница месяца – санитарный день.

Стоимость билетов: 40 рублей – взрослый, 30 рублей – детский.

Как доехать: с Савеловского вокзала Москвы электропоездом или автобусом № 310 до станции Талдом, далее автобусом № 27.

Спас-Угол

Село Спасское на Углу или Спас-Угол принадлежит к числу древних поселений Тверской губернии. Впервые Спас-Угол упоминается в писцовой книге в 1627 году. Название происходит от имени церкви Спаса-Преображения и расположения села на сходе (углу) трёх губерний: Московской, Тверской и Ярославской.

Это старинная родовая вотчина Салтыковых. В писцовых книгах Дмитровского уезда за 1627 год показано:

«за Дмитровцем за Тимофеем Тимовеевым сыном Салтыковым старое его поместье село Спасское и в селе церковь Преображения Спасова древяна клецки бес пения».

В селе было всего три дома. Дмитрий Стефанович Салтыков в 1709 году подал прошение о строении новой деревянной церкви, которая просуществовала до 1787 года, в котором она сгорела. Вместо сгоревшей церкви усердием помещицы Надежды Ивановны Салтыковой строится каменная церковь, освященная 14 июля 1797 года — церковь Спасо-Преображения, являющаяся памятником провинциальной архитектуры раннего классицизма с элементами барокко.

27 января 1826 года в селе родился М.Е. Салтыков (Щедрин). В усадьбе прошли его детские годы, сюда он приезжал ежегодно на каникулы в 1836—1844 гг., когда учился в Московском дворянском институте и Царскосельском лицее.

Усадебный дом в Спас-Угле сгорел в 1919 г., но сохранилось здание церкви Спас-Преображенье. В нем в июле 1986 г. в год 160-летия со дня рождения писателя, был открыт Музей М. Е. Салтыкова-Щедрина, в котором предметы быта крепостных.

Сохранились остатки парка и следы фундамента господского дома, фотография которого сохранились в исследованиях начала века.

В музее Салтыкова-Щедрина собраны уникальные материалы из родового архива Салтыковых, представлены интереснейшие экспозиции предметы быта помещиков и крепостных, макеты усадьбы, портреты семьи писателя, личные вещи и рукописи Салтыкова-Щедрина. Напротив церкви установлен памятник знаменитому уроженцу села Спас-Угол.

Рядом с церковью — родовое кладбище Салтыковых, где похоронены дед, бабушка, отец, сестра и братья писателя.

В настоящее время церковь совместно используется музеем М.Е. Салтыкова-Щедрина и верующими.

Во многих произведениях писателя встречаются упоминания о знакомых ему с детства местах. Так, в семейной хронике «Пошехонская старина» писатель изобразил Спас-Угол под названием Малиновца, а Ермолино — как Бубново. Ужасы крепостного права, свидетелем которых писатель был с детства, нашли яркое отражение в его произведениях.

И интересный факт — 7 августа 1887 г. вблизи Спас-Угла приземлился воздушный шар, на котором совершил полет Д. И. Менделеев. Ученый стартовал в тот день в Клину для наблюдения солнечного затмения. Вспоминая позже о приземлении шара, Д. И. Менделеев писал:

«Народ бежал по направлению к шару… картины, люди и сцены преинтересные… Став на землю… поздоровался с народом и услышал поздравления с благополучным окончанием воздушного путешествия… не менее 500 человек было уже в какие-нибудь три-четыре минуты».

Проезд: Проезд на автомобиле: из Москвы по Дмитровскому шоссе. В Дмитрове по указателям на Талдом и Сергиев Посад (через город или по объездной дороге). По Ковригинскому шоссе (А-108) прямо до Жестылево. В Жестылево по указателю на «Гелиопарк» поворот налево — до Талдома. В Талдоме на светофоре направо, далее по указателю на Кимры и Спас Угол — прямо. В Квашонках поворот направо на Спас Угол. После чего всё время прямо до указателя населённого пункта Спас Угол. Церковь — в конце населённого пункта возле дороги.

Читайте также:
Автобус 707 Как С Добром Добраться!

Музей в селе Спас-Угол: работает каждый день, кроме понедельника, с 10.00 до 17.30. Каждая последняя пятница — санитарный день. За вход берут недорого — со взрослых по 30 рублей, а с детей — по 10.

Недалеко от Спас-Угла есть великолепное реликтовое озеро Золотая Вешка. Места эти труднодоступные. Озеро находится в глухих лесах в 4—5 км на юго-запад от усадьбы. Оно невелико: примерно 500 м в диаметре.

Спас-Угол

Описание

Московская обл., Талдомский р-н, Ермолинский с/о.

Старинное русское село Спас-Угол находится в 135 километрах от Москвы. Знаменито тем, что здесь в 1826 году в поместье своего отца родился Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Здесь же писатель провел первые 10 лет своего детства, сюда приезжал навестить родных будучи взрослым, об этом селе он пишет в своем последнем романе “Пошехонская старина”.

Возникновение салтыковской вотчины относится к XVI веку. Уже в 1787 году здесь существовала “церковь деревянная Преображения Господня и при оной колокольня, дом господский деревянный дворов – 35…”1.

Современная каменная церковь с колокольней, оградой, двумя воротами и башнями по углам конца XVIII века является провинциальным памятником истории и архитектуры раннего классицизма, сохранившего элементы барокко. Она появилась благодаря стараниям бабушки писателя Надежды Ивановны Нечаевой еще до его рождения – в 1796 году. В 20-х годах XIX века достроена одноэтажная трапезная и трехъярусная колокольня с высоким шпилем. Храм выстроен по традиционной схеме “восьмерик на четверике”.

В 1816 году Евграф Васильевич Салтыков, отец писателя, строит большой каменный трехэтажный дом (третьим этажом был мезонин). Середина XIX века была периодом наибольшего процветания усадьбы, в 1859 году имение было разделено, и село Спасское отошло к старшему брату, Дмитрию Евграфовичу. Наследники Салтыковых жили в усадьбе до 1919 года, когда пожар уничтожил жилой дом.

В XX веке опустевшая усадьба приходит в упадок, зарастают пруды, умирает большинство старых деревьев. Сохраняются лишь хвойная и липовая аллея, кладбище с родовым некрополем Салтыковых, родник Иорданка и храм Спаса Преображения, где в 1986 году открылся музей М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Спас-Угол, бывшее имение помещиков Салтыковых, известно как родина русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Писатель-сатирик ярко обрисовал помещичий быт, жизнь крепостных крестьян из села Спас-Угол и окружающих его деревень в своих бессмертных книгах «Господа Головлевы» и «Пошехонская старина».

К 1917 году крестьяне села Спас-Угол вели полунатуральное хозяйство. Землю обрабатывали по трехпольной системе, а урожаи были низкие. Для нужд своих семей выращивали лен, обрабатывали его, пряли суровые нитки, ткали холст, шили из него одежду.

В селе было много неграмотных.

События внешнего мира доходили до села не скоро. Их сообщали заезжавшие «бывалые» люди. Ни электричества, ни радио в то время в селе и не могло быть – это был «угол», отгороженный от всего мира. В осеннюю грязь и весеннюю распутицу не всякая, даже сильная, лошадь могла довезти седока за день от Талдома до села Спас-Угол.

Читайте также:
Гостевая виза в Великобританию – Как получить гостевую визу в Англию

В апреле 1931 года всеобщий подъем коллективизации сельского хозяйства докатился и до этих мест. Ермолинские колхозники обратились к единоличникам села Спас-Угол:

«Бедняки и середняки деревни Ермолино организовали колхоз, взяли обязательство в недельный срок собрать семенной фонд и произвести ремонт сельхозинвентаря. Ермолинские колхозники вызывают на соцсоревнование граждан села Спас-Угол по организации колхоза».

С момента организации в селе коллективного хозяйства дела пошли в гору. Большое внимание колхозники уделяли посевам льна. Продажа его государству значительно укрепила материальную базу колхоза, и сами колхозники год от года становились зажиточнее.

К пятидесятым годам колхоз имени Салтыкова-Щедрина разросся в крупное сельскохозяйственное предприятие. Таким он и вошел в состав вновь созданного совхоза «Правда».

Основной отраслью сельскохозяйственного производства стало птицеводство. В отделении имени Салтыкова-Щедрина оно заняло ведущее положение, здесь сосредоточились крупнейшие в совхозе птицефермы. Одновременно значительно расширился пахотный клин и стадо молочного скота. На совхозных полях появилась новейшая техника, в домах тружеников — электричество, а с ним радио и телевидение. Хорошая шоссейная дорога, по которой стали курсировать автобусы, связала село Спас-Угол с райцентром.

А еще через несколько лет отделение имени Салтыкова-Щедрина стало одним из ведущих отделений совхоза «Спутник». Оно прославилось своими птицеводами, которые, используя передовые методы организации работ на птичниках, систематически перевыполняли планы получения товарной продукции.

Начиная с 1965 года, имена передовых птичниц отделения широко известны в районе.

В 1965 году за два месяца птичница А.А.Караваева собрала 96 тысяч яиц при квартальном плане — 62 тысячи штук. Рядом с ней успешно трудились птичницы П.Г.Сорокина, М.Д.Шепенина, В.Е.Соколова и другие. Каждая из них показывала образцы добросовестной работы. Это стало традицией. В юбилейном году спасские птицеводы уже к 15 июля завершили выполнение годового плана продажи яиц государству в количестве одного миллиона трех тысяч штук и обязались к юбилейной дате получить еще полмиллиона.

Дружно работают животноводы, занятые на фермах крупного рогатого скота. Было время, когда Колбасинскую ферму отделения имени Салтыкова-Щедрина не хвалили. Но животноводы фермы наладили дело. От коров холмогорской породы доярка Е.А.Нешумова за 6 месяцев юбилейного года надоила по 2228 килограммов молока, доярка В.И.Щербакова — 2025 килограммов, в целом Колбасинская ферма за первое юбилейное полугодие получила по 1920 килограммов молока от каждой фуражной коровы. Это — большой успех. Он способствовал тому, что совхоз «Спутник», из месяца в месяц юбилейного года значительно перевыполняет задания по продаже молока государству.

Хорошо трудятся и полеводы села Спас-Угол. Они получили неплохой урожай зерновых. На полях от деления работают 16 тракторов, 2 зерновых, 3 картофелеуборочных комбайна и много других сельхозмашин.

И здесь уместно вспомнить начало тридцатых годов. В те годы в нашем районе почти не было сельскохозяйственных машин, тракторов. 13 сентября 1931 года в передовой статье газета «Коллективный труд» писала: «Будем драться за МТС, за крепкую машинную базу социалистического сектора нашего района! Теперь на примере отделения имени Салтыкова-Щедрина видно, что задача механизации полеводства в нашем районе полностью выполнена».

За годы Советской власти вырос культурный уровень жителей села Спас-Угол. До революции сюда в барскую усадьбу приходило лишь несколько газет и журналов, да местный священник получал журнал «Русский паломник».

Сегодня сельская почта ежедневно доставляет в дома тружеников отделения 270 газет и ежемесячно более 100 журналов.

Любят труженики села свой сельский клуб, где проводятся тематические вечера, вечера отдыха, просматриваются кинофильмы.

Читайте также:
Новогодние представления для детей 2022 - Ростов-на-Дону: цены, список

Сельская библиотека располагает более чем семью тысячами книг. Только за восемь месяцев этого года жители села Спас-Угол прочитали 4127 изданий.

Спас-Угол в Московской области (Россия), описание и карта связанные воедино. Ведь Мы – места на карте мира. Узнайте шире, найдите больше. Находится 49 км на север от Сергиева Посада. Найдите интересные места вокруг, с фотографиями и отзывами. Ознакомьтесь на нашей интерактивной карте с местами вокруг, получите более подробную информацию, узнайте мир лучше.

Зарубежный опыт: как устроены раздельный сбор и переработка отходов в Германии

Германия считается одним из примеров обращения с отходами. Повсеместный раздельный сбор здесь появился еще 30 лет назад. Про историю создания системы и организацию инфраструктуры для раздельного накопления отходов рассказывает Марина Шалгинских, экологический журналист и стипендиат программы федерального канцлера Германии.

В настоящее время Германия считается чемпионом по утилизации бытовых отходов в Европе – около двух третей перерабатывается внутри страны, шестая часть экспортируется в другие страны ЕС, остальное идет на сжигание для выработки энергии.

При этом Германия одновременно является и лидером по генерации отходов – в среднем на каждого жителя ФРГ приходится около 620 кг мусора в год – это один из самых высоких показателей в мире.

Проблема мусора в Германии обострилась в начале 1990-х годов: свалки были переполнены, а мусоросжигательные установки оказались небезопасными для населения и уже не справлялись с объемами. Увеличение отходов упаковки – крупнейшего вида бытовых отходов – усугубляло проблему. В то время годовой объем потребления упаковки составлял около 15,3 млн. тонн, из них около 13,1 млн. тонн – одноразовая упаковка.

Стало очевидным, что необходимы новые, безопасные и экономически эффективные способы обращения с отходами и возвращение ресурсов в хозяйственный оборот путем переработки. Кроме того, предотвращение образования отходов должно стать приоритетом в сфере обращения с отходами.

В сентябре 1990 года в Бонне была основана компания Der Grüne Punkt – Duales System Deutschland GmbH (Дуальная система Германии «Зеленая точка») в качестве второй системы утилизации отходов в стране, которая функционирует и в настоящее время.

Что такое дуальная система? Все довольно просто – «дуальный» означает, что все отходы делятся на два «потока» – перерабатываемые и неперерабатываемые.

Кто платит за работу системы? Производители. Работа дуальной системы финансируется за счет лицензионных сборов производителей, которые рассчитываются по установленным правительством тарифам и зависят от использованного материала упаковки и его массы.

В 1991 году впервые законодательно была введена расширенная ответственность производителей (РОП) как инструмент экономики замкнутого цикла. В обязанности производителей входит предотвращение образования отходов и утилизация производимых им товаров после утраты потребительских свойств. Оператор дуальной системы за счет полученных средств осуществляет сбор, сортировку и утилизацию товарной упаковки после ее использования потребителем.

Что касается потребителей, то на них возложена обязанность сортировать свои отходы и сдавать их в разные контейнеры. Отдельно собираются следующие виды вторсырья: пластиковая, металлическая и бумажная упаковка, стекло, органические отходы, а также опасные отходы, электроприборы, одежда и обувь. Все остальное попадает в бак для смешанных отходов.

Кроме того, что сортировка и раздельный сбор отходов обязательны по закону, они еще и выгодны – за вывоз вторсырья не нужно платить, оплачивается только вывоз смешанных отходов.

Вторсырье попадает к местному оператору дуальной системы на дополнительную сортировку. С помощью современного оборудования на сортировочных станциях отходы делятся по фракциям, прессуется и отправляются на перерабатывающие предприятия.

Читайте также:
В Санкт-Петербурге насчитывается четверть миллиона трудовых мигрантов

Наряду с дуальной системой в Германии с 2003 года функционирует система залоговой тары: покупатели вместе с напитками оплачивают на кассе залоговую стоимость (Pfand), которая подлежит возврату в магазинах через автоматы. К залоговой таре относятся алюминиевые банки, стеклянные и некоторые пластиковые бутылки. Они делятся на одноразовые и многоразовые, что указано на упаковке.

Чего же достигла Германия с помощью этой системы и какие планируются изменения?

В целом, несмотря на критику, эксперты признают успешность применяемых методов. По данным Федерального ведомства по охране окружающей среды Германии, в 2018 году в стране образовалось 18,9 млн тонн отходов упаковки, из них было переработано 69%.

Высокие показатели утилизации у следующих материалов: сталь – 91,9%, алюминий – 90,1%, бумага и картон – 87,7%, стекло – 83%. Что касается пластиковой упаковки, всего было переработано 47,1%.

Власти призывают переработчиков поторопиться с увеличением этого показателя: 1 января 2019 года вступил в силу федеральный закон об упаковке (Verpackungsgesetz), в котором к 2022 году нормативы утилизации для пластиковой упаковки должны достигнуть 63%.

Пандемия коронавируса и локдаун в стране привели к увеличению отходов упаковки от домохозяйств в ФРГ на 10%. Из-за закрытия магазинов и ресторанов возросли объемы онлайн-покупок, доставки готовой еды в одноразовой упаковке, покупок продуктов и напитков «to go».

Но уже с июля 2021 года Германия запретит ряд одноразовых изделий из пластика. Под запрет попадают трубочки для напитков, одноразовая посуда из обычного пластика и биопластика, ватные палочки, а также одноразовые стаканы для напитков и контейнеры из вспененного полистирола. Эти ограничения не связаны с локдауном, они вводятся в соответствии с принятой в 2019 году директивой по борьбе с пластиком в Евросоюзе, но пришлись как никогда к месту.

Также недавно были приняты поправки к Закону об упаковке, которые предполагают создание финансовых стимулов для производителей перерабатываемой упаковки, поощрение использования вторичных материалов и многоразовой упаковки. Нововведения касаются производителей, дистрибьюторов и продавцов и накладывают на них дополнительные обязательства в рамках расширенной ответственности.

Германия твердо стоит на пути развития сферы переработки отходов и несмотря на трудности не собирается от него отказываться. Мы же продолжаем изучать этот успешный пример и наблюдать за развитием событий.

Фотографии: Der Grüne Punkt – Duales System Deutschland GmbH, Шалгинских Марина.

Сортировка и переработка бытовых отходов в Германии

Увеличение мусора влечет за собой проблему его утилизации и безопасного хранения. В развитых странах данная проблема выделяется особенно остро. На примере Германии видно, что высокая степень потребления на душу населения становится еще выше на счет различного упаковочного материала. Одну часть таких отходов можно переработать и использовать повторно. Чтобы выделить пригодные материалы для переработки, необходимо сортировать мусор по разным категориям. Именно эту цель преследует система сортировки мусора в Германии.

Особенности сортирования мусора в Германии в 2022 году

Огромное влияние в данном вопросе в Германии имеют разные экологические организации. Они массово освещают проблемы и продвигают законы, направленные на защиту природы и животных. Также немаловажный фактор — немцы имеют высокую степень ответственности и самосознания.

В каждом немецком доме есть несколько контейнеров или пакетов с маркировками, обозначающими какой тип мусора должен там лежать. Для немцев это настолько привычный процесс, что не доставляет им какой – либо дискомфорт. На улицах также есть специальные баки для раздельного сбора мусора. Коммунальные службы со своей стороны контролируют забор мусора, далее он попадает на предприятия по переработке и утилизации, каждый тип мусора перерабатывается и утилизируются по – разному. Данная система отлично работает, отточена и не имеет критичных сбоев.

Читайте также:
Население и этнический состав каталонии на 2022 год

  • Биомусор или пищевые отходы. В эту категории входит все, что может разлагаться в природных условиях, не нанося вредя экологии. Такой мусор нужно класть в баки коричневого цвета. Туда нужно выбрасывать белые бумажные полотенца и салфетки, био отходы человека, например волосы и ногти. Потом данный мусор кладут в компост, образуется биогаз, который можно использовать в быту и промышленности. Данные контейнеры стоят в каждом дворе.
  • Бумажные упаковки и картон. Для данных отходов существует синий бак, который тоже обязательно должен быть во дворе каждого дома. В него складывают газеты, упаковки из картона, книги и бумажную посуду. А вот старые обои, фотографии, вощенную бумагу или бумагу для запекания, многослойную упаковку кидать запрещено. От любой бумажной упаковки в Германии принято избавляться прямо в магазинах, для этого там установлены специальные баки. Например, вы купили зубную пасту, она в картонной упаковке, которая вам по сути не нужна. В этом случае вы можете выбросить ее в этот бак и не тащить лишний мусор к себе домой. Макулатуру как в России в ФРГ не сдают как у нас, но сбор ее отлажен до идеала.
  • Стекло. Баки для стекла стоят не в каждом доме, но один на квартал точно будет. Стекло нужно собирать отдельно и копить, чтобы выносить раз в несколько дней. Баки для стекла различаются между собой по маркировке: белый, зеленый и коричневый. Соответственно, складывать туда нужно стекло разного цвета. С бутылок нужно содрать все бумажные этикетки, вынуть пробки и другие упаковочные материалы.

Для чего нужны желтые мешки

Любой ребенок в Германии вам расскажет, для чего нужен желтый мешок или контейнер. В него кладут все товары или продукты с обозначением Der Grüne Punkt (“Зеленая точка”). Такой маркировкой в Германии отмечают экологически чистую продукцию. Эта отметка означает, что данную упаковку можно утилизировать без вреда для природы. В этот список входят металлические банки из-под соусов, коробки из-под соков, молока и много чего еще. Банки следует помыть, упаковки расправить и сложить стопкой, коробки поместить одну в другую, что мусор занимал как можно меньше места. Желтые мешки нужно покупать, поэтому покупателям выгодно приобретать как можно меньше мешков и плотно утрамбовывать мусор самостоятельно. В городской администрации данные мешки можно получать бесплатно.

К чему относятся бытовые остатки жизнедеятельности и отходы

То что осталось от бытовых отходов ( исключая пищевые ) относятся к категории прочего мусора, их следует выбрасывать в черные баки. Туда надо класть цветные салфетки, дискеты, предметы личной гигиены, окурки и тому подобное. Техника туда не относится, а также не нужная уже одежда и обувь.

ВАЖНО! Батарейки и аккумуляторы содержат в себе ряд ядовитых веществ, поэтому они требуют к себе специальных методов переработки или утилизации. Вышедшие из строя батарейки и аккумуляторы надо класть в небольшие контейнеры, которые стоят возле баков для бумаги или сдавать в специальные организации или магазины.

Система вывоза мусора

Весь мусор вывозится по графику. Коммунальные компании устанавливают его на год, узнать его можно на официальном сайте или из объявлений и брошюр, которые ежегодно отправляют по почте всем жильцам.

СПРАВКА! Бытовая техника и мебель забирается по другому графику. Можно выставить коробку с барахлом возле дома, специальная машина ее заберет. Обычно такие службы навещают жильцов три раза в месяц. У не исправного оборудования нужно срезать все шнуры. Исправную технику доставят нуждающимся, поэтому такие вещи нельзя выбрасывать в общие контейнеры во дворе дома.

Определенный график существуют и для вывоза рождественских елок. Если вы пропустите этот день, то елку придется сохранить до следующего года, потому что в общий мусор их выбрасывать тоже нельзя.

Читайте также:
Автобус 707 Как С Добром Добраться!

Куда сдавать одежду и обувь

Если вещи в порядке, их можно носить, то складывать такие вещи нужно в специальные коробки. Обычно они стоят возле церквей, магазинов и на парковках. Потом волонтеры их сортируют, те вещи, которые действительно пригодны для носки, отправятся к нуждающимся. Почти новые вещи, скорее всего распределят среди жителей страны, все остальное отправится как гуманитарная помощь в страны третьего мира.

Что грозит за неправильное обращение с отходами

В Германии царит закон и порядок, поэтому не останется замеченным, что кто-то неправильно сортирует или вовсе забивает на правила обращения с мусором. За такое поведение предусмотрены достаточно высокие штрафы. За брошенную обертку мимо урны вы заплатите 35 евро, за более серьезные нарушения штраф будет гораздо выше. А если вы выбросите мусор в неположенном месте, например в парке или в лесу, можно и вовсе сесть в тюрьму.

Штрафы — не единственный инструмент контроля за выполнением обязанностей по сбору и утилизации мусора. Если вы неправильно сортируете мусор по категориям, то компания по его вывозу может повысить расценки на свою работу или вообще откажется забирать такой мусор. Теперь представьте, как к таким жильцам будут относиться соседи.

Именно поэтому все жители Германии ответственно относятся к сбору и сортировке мусора. Данная система прочно укоренилась в образе жизни немцев.

Как осуществляется переработка бытового мусора

В Германии перерабатывается примерно 64 % всех отходов. Примерно 14% сырья после переработки используется в промышленности, данное количество постепенно растет.

Такой подход не только спасает окружающую среду, но и поспособствовал возникновению прибыльного бизнеса. Годовой оборот компаний, занимающихся переработкой мусора, составляет примерно 50 миллиардов евро. Аналитики предполагают, что “мусорный” бизнес по прибыльности скоро перегонит другую прибыльную сферу — автомобилестроение.

Немецкий мусороперерабатывающий завод — это современное, высокотехнологичное производство, оснащенное специальным оборудованием, которые максимально снижают количество вредных выбросов. Такие предприятия можно размещать в жилых районах, то свидетельствует об их безопасности.

К проблеме переработки мусора в Германии подходят со всей ответственностью, как того требует нынешнее время. До населения сумели донести важность сортировки мусора по разным категории. Родители приучают детей сразу раскладывать мусор по разным пакетам и бакам. Как показывает практика, даже эмигранты быстро вовлекаются в этот процесс под воздействием общественного мнения и законодательства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: