ФЗ об обращении граждан: порядок рассмотрения в РФ, пояснения закона и статей

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ
“О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 27 июля 2010 г., 7 мая, 2 июля 2013 г., 24 ноября 2014 г., 3 ноября 2015 г., 27 ноября 2017 г., 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1 и статьи 3 настоящего Федерального закона:

– признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования – сами по себе они не препятствуют введению законами субъекта РФ в целях защиты конституционного права граждан на обращение положений, которые дополняют федеральные гарантии данного права и не предполагают возложение новых обязанностей (ограничений прав) на физических и юридических лиц;

– признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 ( часть 1 ), 30 , 33 , 45 , 55 ( часть 3 ) и 76 , в той мере, в какой они – в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, – препятствуют распространению положений настоящего Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями.

Впредь до введения в действие нового правового регулирования положения части 1 статьи 1 и статьи 3 настоящего Федерального закона должны применяться – исходя из требований статей 19 ( часть 1 ), 33 , 45 , 72 ( пункт “б” части 1 ) и 76 Конституции РФ и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в вышеназванном Постановлении

1. Настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также – гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ статья 1 настоящего Федерального закона дополнена частью 4

4. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением указанными органами, должностными лицами обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц, а также на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами.

См. комментарии к статье 1 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ часть 1 статьи 2 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции

1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1 и статьи 3 настоящего Федерального закона:

– признаны не противоречащими Конституции РФ, поскольку – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования – сами по себе они не препятствуют введению законами субъекта РФ в целях защиты конституционного права граждан на обращение положений, которые дополняют федеральные гарантии данного права и не предполагают возложение новых обязанностей (ограничений прав) на физических и юридических лиц;

– признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 ( часть 1 ), 30 , 33 , 45 , 55 ( часть 3 ) и 76 , в той мере, в какой они – в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, – препятствуют распространению положений настоящего Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями.

Впредь до введения в действие нового правового регулирования положения части 1 статьи 1 и статьи 3 настоящего Федерального закона должны применяться – исходя из требований статей 19 ( часть 1 ), 33 , 45 , 72 ( пункт “б” части 1 ) и 76 Конституции РФ и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда РФ, выраженных в вышеназванном Постановлении

Читайте также:
Каспийское море на карте где находится Маршрут проложить

Статья 3. Правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан

1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

См. комментарии к статье 3 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ в пункт 1 статьи 4 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

1) обр ащение гражданина (далее – обращение) – направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

См. комментарии к статье 4 настоящего Федерального закона

Фе деральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ в пункт 1 статьи 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступаю щие в силу с 1 января 2011 г.

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

Пункт 3 изменен с 8 декабря 2017 г. – Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном ч астью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

См. ком ментарии к статье 5 настоящего Федерального закона

См. комментарии к статье 6 настоящего Федерального закона

Часть 3 изменена с 8 декабря 2017 г. – Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ

3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона

Часть 3.1 изменена с 8 января 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

3.1. Письменное обращение, содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, направляется в течение пяти дней со дня регистрации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации его обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

См. справку о порядке рассмотрения обращений граждан в органах государственной власти

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 г.

2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;

Часть 4 изменена с 8 декабря 2017 г. – Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ

4. Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

Читайте также:
Фото достопримечательностей Кувейта (30 фото) в хорошем качестве

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Федеральным з аконом от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ в часть первую статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

Федеральным законом от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ в часть вторую статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

Федеральным законом от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ в часть четвертую статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Статья 11 дополнена частью 4.1 с 8 декабря 2017 г. – Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ

4.1. В случае, если текст письменного обращения не позволяет определить суть предложения, заявления или жалобы, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ в часть пятую статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган, орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется гражданин, направивший обращение.

Статья 11 дополнена частью 5.1 с 8 декабря 2017 г. – Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ

5.1. В случае поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу письменного обращения, содержащего вопрос, ответ на который размещен в соответствии с частью 4 статьи 10 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, гражданину, направившему обращение, в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается электронный адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на котором размещен ответ на вопрос, поставленный в обращении, при этом обращение, содержащее обжалование судебного решения, не возвращается.

6. В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

См. комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ в часть 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

Читайте также:
Автобус 732: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Федеральным законом от 3 ноября 2015 г. N 305-ФЗ статья 13 настоящего Федерального закона дополнена частью 7

7. Отдельные категории граждан в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, пользуются правом на личный прием в первоочередном порядке.

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

Государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица осуществляют в пределах своей компетенции контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений, анализируют содержание поступающих обращений, принимают меры по своевременному выявлению и устранению причин нарушения прав, свобод и законных интересов граждан.

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

См. комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

См. комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

Признать не действующими на территории Российской Федерации:

1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 года N 2534-VII “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1968, N 17, ст. 144);

3) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1980 года N 1662-Х “О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 11, ст. 192);

4) Закон СССР от 25 июня 1980 года N 2365-Х “Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N 27, ст. 540) в части, касающейся утверждения Указа Президиума Верховного Совета СССР “О внесении изменений и дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан”;

5) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 февраля 1988 года N 8422-XI “О внесении дополнений в Указ Президиума Верховного Совета СССР “О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан” (Ведомости Верховного Совета СССР, 1988, N 6, ст. 94);

См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования .

См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

В какие сроки организация обязана отвечать на обращения граждан

Срок предоставления ответа на обращение граждан — 30 дней. Федеральным законом № 59-ФЗ от 02.05.2006 или иным законодательным актом может быть установлено иное.

Общие сроки ответа на письменное обращение граждан установлены в ФЗ 59 от 02.05.2006. В ч. 4 ст. 1 указано, что этот закон обязателен для всех организаций, исполняющих публично значимые функции, и их должностных лиц. В ч. 2 сказано, что если другими законами установлены другие периоды рассмотрения, они имеют преимущество, по сравнению с нормами ФЗ 59. Правила предоставления ответа могут быть конкретизированы в Административных регламентах.

Чтобы правильно составить обращение и быстрее получить ответ, используйте бесплатно материалы и образцы КонсультантПлюс.

Что говорит закон

Предельный срок рассмотрения обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления, иные организации — 30 дней с момента регистрации документа. Направление ответа за его пределами является нарушением. Есть особенности по рассмотрению устных и письменных заявлений, нюансы в расчетах.

Специальные нормы о периоде рассмотрения отдельных запросов есть в самом ФЗ 59. В ст. 12 указано, что высшему должностному лицу субъекта РФ дается всего 20 дней на принятие решения по письменному сообщению о фактах нарушения миграционных законов.

Многими нормативными документами периоды предоставления информации и сведений значительно сокращены. Так, согласно правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением правительства РФ № 491 от 13.08.2006, исполнитель жилищно-коммунальных услуг обязан предоставить собственнику жилого помещения перечень оказываемых услуг не позднее 5 рабочих дней с момента запроса.

На устные заявления

Ст. 13 ФЗ 59 регламентирует порядок личного приема заявителей, но в ней конкретно срок ответа на заявления граждан, сделанное в устной форме, не установлен. В ч. 3 указано, что непосредственно во время приема даются ответы на вопросы, которые не требуют дополнительной подготовки специалиста. В остальных случаях составляется письменный ответ в стандартном порядке.

На основании этого можно сделать вывод, что сроки ответов на запросы граждан в устной форме следующие:

  • на очевидные вопросы — в течение приема в устной форме;
  • на более сложные вопросы — 30 дней в письменном виде.
Читайте также:
9 удивительных фактов об Исландии, которые известны только местным жителям

Если в ходе личного визита сформулировано письменное заявление, оно рассматривается в стандартном порядке.

На письменные запросы

Порядок предоставления ответа на письменное заявление в законе четко регламентирован и включает следующие этапы:

  1. Сначала производится регистрация заявления, на что дается не более 3 дней.
  2. Затем производится рассмотрение в течение месяца, 30 дней, в исключительных случаях этот период продлевается руководителем еще на месяц. Исполнитель в обязательном порядке направляет промежуточный ответ на обращение гражданина с указанием на продление процесса рассмотрения.
  3. Если в ходе подготовки ответа установлено, что вопросы в запросе не входят в компетенцию организации, она перенаправляет его в уполномоченный госорган с обязательным уведомлением заявителя.

Получается, что указанные в законе 30 дней на практике составляют 33 дня или 46 дней (30 дней рассмотрения плюс 6 дней на регистрацию в обеих организациях). С учетом возможных пересылки и продления, а также регистрации ответ на вопрос, каков максимальный срок исполнения обращений граждан, — 73 дня (30 дней на рассмотрение плюс 30 с учетом продления, 7 дней на пересылку, плюс 6 дней на регистрацию). И все эти периоды не включают почтовую пересылку.

Когда можно не отвечать

В соответствии со ст. 11, срок ответа на обращения граждан в организацию не имеет значения в следующих случаях:

  • в тексте содержатся нецензурные слова, оскорбления и т. п.;
  • текст не поддается прочтению;
  • суть предложения или жалобы не поддается установлению;
  • пояснения по сути заявления есть в свободном доступе;
  • подробные пояснения невозможны без разглашения государственной тайны;
  • запрос не подписан, то есть он анонимный (по ст. 7 ФЗ 59, письменное заявление подписывается в обязательном порядке с указанием фамилии, имени и отчества).

Рассмотрение таких запросов не производится, о чем отдельно сообщается заявителю, если есть информация о заявителе и адресе и она читаема (кроме первого случая, такое заявление допускается игнорировать).

Ответственность за нарушения

По КоАП РФ нарушение сроков ответа на обращение граждан является наказуемым деянием. В соответствии со ст. 5.59, в таком случае государственный орган, орган местного самоуправления, другие организации, выполняющие общественно значимые публичные функции, их должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа. Сумма материального взыскания составляет от 5000 до 10 000 рублей.

В законе дан конкретный ответ на вопрос, сколько рассматриваются обращения граждан, — 30 дней, но в процедуре есть нюансы, которые влияют на итоговый период рассмотрения.

21 портрет эфиопского племени, которое топило своих детей из-за проклятия

Фотографы Джим Цукерман и Джанлука Чиодини побывали в гостях у народности каро.

Фото © Jim Zuckerman

Племя каро обитает в Эфиопии. Оно насчитывает всего от одной до двух тысяч человек. В гостях у самой малочисленной народности африканского государства побывали фотографы Джим Цукерман и Джанлука Чиодини, сообщает The Sun

Фото © Jim Zuckerman

Снимки были сделаны в долине реки Омо. Местные жители выращивают в её пойме кукурузу и сорго, из которых делают хлеб

Фото © Jim Zuckerman

Кроме того, представители каро занимаются скотоводством

Фото © Jim Zuckerman

Представители племени выглядят очень колоритно. Яркая бижутерия является символом достатка

Фото © Jim Zuckerman

Наличие оружия также говорит о высоком статусе его обладателя. Винтовки и автоматы сюда завезли европейцы

Фото © Gianluca Chiodini

Представители каро с удовольствием позируют для фотографов. Взамен они просят деньги или новые украшения

Фото © Jim Zuckerman

В эстетических целях местные жители обмазывают свои тела белой глиной

Фото © Jim Zuckerman

Вплоть до 2012 года племя топило детей, рождавшихся инвалидами

Фото © Jim Zuckerman

Эта жестокая практика на местном наречии называлась минги

Фото © Jim Zuckerman

Каро верили, что дети с ограниченными возможностями могут навлечь проклятие на всё племя

Фото © Gianluca Chiodini

Сейчас о минги здесь стараются не вспоминать

Фото © Gianluca Chiodini

Теперь у каро новая проблема: власти Эфиопии построили на реке Омо дамбу, которая изменила её гидрологию

Фото © Jim Zuckerman

Пойма меняет свои очертания, а вместе с ней меняются границы сельхозугодий каро

Фото © Jim Zuckerman

Фотографы уверяют, что все представители племени чрезвычайно дружелюбны

Фото © Jim Zuckerman

Даже дети прихорашиваются к встрече с гостями

Фото © Jim Zuckerman / Gianluca Chiodini

Помимо глины в качестве макияжа используются охра, тальк, зола и животный жир

Фото © Gianluca Chiodini

Численность каро постоянно сокращается: племя относится к разряду исчезающих

Читайте также:
Рейс R3 474, Сочи — Москва — Якутск Как С Добром Добраться!

Племя каро, живущее в раю. “Вокруг света вместе с “АиФ”

Эфиопское племя каро живет на высоком обрыве у берега реки Омо. Именно здесь, если верить Ветхому завету, проходили границы райского сада.

Мы ехали по дороге, которая петляла между редкими деревьями и высокими термитниками. В Эфиопии только началась весна, и на некоторых растениях уже появились соцветия. Какими бы дикими ни были места на Земле, весной они преображаются: то тут, то там вспыхивают на серой земле яркие цветы. Даже кажущиеся вечно зелеными кактусы – и те начинают цвести, словно примеряют банты и яркие броши на какой-то праздник.

Мы вышли из машины и увидели, что к нам плотной стеной подходят жители деревни. Женщины с грудными малышами, мужчины с автоматами Калашникова, голые дети – они стояли метрах в пяти от машины и с интересом разглядывали нас. Позади – обрыв, впереди полукольцом – племя.

Мужчины каро смотрели исподлобья, женщины – с интересом, дети – испытующе. Их можно было совершенно спокойно фотографировать, если не забывать при этом расплачиваться. Дети умышленно залезали в кадр в надежде получить повышенный «гонорар». Иногда приходилось их даже отгонять.

Я мог уже свободно (правда, все равно с некоторой опаской) гулять по деревне, пытаясь найти хоть что-нибудь ненастоящее, что дало бы мне возможность предположить, что племя каро – не более чем театр, дающий представление приезжим фаранжи (так они называют белых людей). Но чем дольше я наблюдал за ними, тем меньше оставалось сомнений в правдивости увиденного.

Племена каро живут в долинах Омо. Как правило, на ее берегах. Они строят легкие шалаши из жердей, накрывают их соломой, а спят на плоских камнях, покрытых козьими шкурами.

Каждое утро все каро природными красками и белой глиной со священной горы наносят на себя ритуальный узор, который не смывают до вечера. Эти узоры, бывает, покрывают все тело, иногда заменяя одежду: в определенное время года такой «боди-арт» спасает и от насекомых. Около каждой хижины горит небольшой костер – на нем варят еду. Я увидел женщин, которые бросали в подогреваемую воду листья акации, растущей неподалеку. «Что это?» — задал я им вопрос. Одна из женщин залезла в свою хижину и вынесла оттуда небольшой сверток из листьев, развернула. Там было нечто, напоминающее мякоть авокадо. Женщина объяснила, что это лекарство: сваренные листья высушивают и потом жуют. Это укрепляет и, по-видимому, дезинфицирует десны и зубы. Она, добрый человек, предложила пожевать лекарство и мне. И опять я вежливо отказался.

Осматривая деревню, я вдруг почувствовал на себе чей-то взгляд. Резко обернувшись, увидел стоявшего невдалеке воина каро с автоматом. Тот, не мигая, смотрел на меня бесцветными глазами.

Честно говоря, я сам испугался своего поступка и быстро вернул оружие – снова повесил его на шею мужчины, предварительно перевернув. Тот продолжал смотреть на меня немигающими глазами, и в этот момент я почувствовал себя здесь лишним. Мне показалось, что он смотрит на меня глазами Создателя, упрекая в невежестве.

Да, эти люди живут на берегу дикой реки и даже не знают, что такое электричество, телевидение, мобильная связь, санитарные нормы, бытовая химия, антибиотики, мыло, современные орудия труда и прочие мелочи, из-за отсутствия которых мы сразу же начинаем страдать. Но им необходимы автоматы Калашникова или хотя бы их китайские аналоги для защиты своих территорий, которые не отмечены ни на одной карте мира, от других племен. Когда в племенах все хорошо (здоров скот и выращен урожай), все спокойно. А если нет, непременно начнется война. И множество воинов в этой войне погибнут, а у других на плечах появятся подковообразные насечки — символ убийства врага.

А белые фаранжи, иногда наведывающиеся к ним в деревню, – не более чем способ заработать немного денег, чтобы при случае обменять их на что-нибудь полезное, например, на кусок материи, которым можно обернуть тело, или на патроны.

Я подошел к обрыву и присел на лежавшую там корягу. Смотрел на изгиб реки и думал о будущем людей из этих мест. Мои мысли прервал подошедший ко мне молодой человек из племени каро. Он был высок и, пожалуй, красив. Его лицо и тело были вымазаны белой глиной, полосы которой ярко выделялись на темной коже. На голове — аккуратные косички заплетены и уложены на голове, на шее широкие бусы из бисера, в руках – автоматическая винтовка.

Он что-то мне говорил. Но это был даже не амхарский язык. Пытаясь его понять, я внимательно прислушивался к его словам, держась за ствол винтовки, которая, упираясь прикладом в землю, стояла между нами. Я хотел ему рассказать, чем заканчиваются все войны.

Читайте также:
Какая валюта в Макао в 2022 году: денежная единица, курс обмена

На поляне разбили лагерь: поставили привезенные с собой палатки, определили место для костра. Вокруг росли огромные деревья, кроны которых поднимались на 30-35 метров. С них свисали лианы — можно было качаться, изображая из себя тарзанов. Мы собирались купить у каро козла, чтобы кто-то из местных приготовил из него настоящий эфиопский ужин специально для нас.

Можно, конечно, осудить этот поступок как негуманный, но мы от него не отказались. Надо было съездить еще раз в деревню, чтобы заплатить за бедное животное, взять чистой воды, привезти повара и охрану на всякий случай. Я поехал с водителем. Я все еще тешил себя надеждой, что все происходящее – искусная игра.

А через десять минут навсегда распрощался с подобными мыслями. Я опять стоял на том самом обрыве и смотрел, как сбегает вниз, к реке, мальчишка из племени каро. Мы подъехали к деревне, я вышел из джипа, и тут мимо меня, обдав легким ветерком, промелькнула тень малыша. Он бежал прямо к обрыув. На краю, не снижая скорости, он распахнул кусок материи, которым было обмотано его тело, и, подняв ее над головой, устремился вниз. Он словно летел по крутому обрыву к реке, едва касаясь ногами земли. Раздуваемый встречным потоком ветра, обыкновенный кусок материи превратился в своеобразный параплан. Я тоже спустился вниз, только не на «параплане», а по козьей тропе (у каждого свой путь), иногда уступая дорогу рогатым блеющим животным, поднимающимся навстречу. Внизу, в реке, не заходя глубоко в воду, купались мальчишки. Рядом стояли две лодки, выдолбленные из стволов каких-то деревьев

Мальчишки, накупавшись, сели напротив, достали откуда-то коробочки с белой глиной и стали разрисовывать друг другу лица, не переставая смеяться. Я тоже улыбался, но пацаны не обратили на меня почти никакого внимания.

Я поднялся и еще раз прошел по деревне. И опять почувствовал себя лишним. Со своей одеждой, со своей обувью, со своими мыслями, наконец. Пошел опять к обрыву: как все красиво! Люди, живущие здесь, очень дорожат тем, что у них есть, и ни за что не променяют свою свободу на индустриальную духоту городов. Говорят, в планах правительства Эфиопии – несколько инвестиционных проектов строительства на реке Омо каскада плотин мощной электростанции, в результате чего земли малых эфиопских народов непременно окажутся под водой. Зато в городах появится постоянное энергоснабжение. Странно, но в тот момент я подумал: если здесь, в оазисе чернокожего христианства, Создатель и его ангелы изображаются чернокожими, а дьявол, как и фаранжи, – всегда с белым лицом и в белых одеждах, то, может быть, свет, который даст эта электростанция после затопления пойменных пастбищ и уничтожения целых народностей, вовсе не нужен? Может быть, это не Божий свет, а свет дьявола?

Наверное, те, кто считает, что племена долины Омо можно переселить в города и поселки, неправы. На них нельзя надеть «вавилонские» одежды, нельзя лишить дикого меда, нельзя, наконец, заставить мыслить по-другому. Никто из них не выживет, если лишится возможности сидеть на обрыве и смотреть на изгиб реки, у берегов которой когда-то родился. Здесь ему надлежит и умереть.

Дэвид, наш проводник, окликнул меня. Мы вернулись в лагерь. Начинало смеркаться. Я внимательно осмотрел палатку на предмет насекомых и предусмотрительно приготовил несколько баллончиков с репеллентами, ожидая вечерней атаки комаров. Но ни вечером, ни ночью, ни днем кровососущих тварей не было в помине.

Ужин прошел спокойно: пили джин, ели приготовленное на костре мясо и всеми силами пытались полюбить Эфиопию.

Ночью было тихо. Я сидел у догорающего костра. Все спали. И крепче всех, наверное, спала охрана. Я посмотрел на воина каро, который, свернувшись калачиком, спал на земле недалеко от тлеющих углей. Винтовка лежала рядом. Я взял плед и укрыл его.

В это время где-то рядом, в ближайших зарослях, послышался шорох: там явно кто-то был. Из темноты показались два горящих огонька: чьи-то глаза смотрели на меня. И в следующее мгновение, как в мистическом фильме, послышались звуки, напоминающие плачущий смех, которые как будто кружили вокруг поляны в ближайших зарослях. Я тронул охранника за плечо. Тот приоткрыл один глаз и, посмотрев в сторону горящих огней, сказал: “Не бойся, это гиены”. Сказал и, повернувшись на другой бок, тут же блаженно засопел. Я стоял в середине поляны тропического субэкваториального леса: горел костер – это плюс, зверь не должен сунуться на огонь; охранник спал – это минус, он не боится гиен; у меня в руках эфиопская дубинка с тяжелым набалдашником — это плюс; гиены в одиночку не охотятся и признаны лучшими стайными убийцами, так что дубинка не спасет – это минус; в палатках спят товарищи, они помогут – это плюс; но товарищи легли спать, только когда закончился джин, а его было много — это минус. Гиены в это время тоже, наверное, просчитывали плюсы и минусы и, оценив степень опасности встречи со мной, решили не рисковать. Они на прощанье еще немного «похохотали» и ушли искать более легкую добычу. Костер догорал. Я с чувством исполненного долга забрался в палатку и, завернувшись в спальный мешок, прихваченный из дома, уснул.

Читайте также:
Где отдохнуть в Крыму с палаткой: бухта Батилиман

Утром я проснулся от пения птиц в кронах высоких деревьев. Дэвид уже приготовил кофе, у кого-то из нас нашлось печенье, мы позавтракали и решили сходить к реке. По лесной дороге, аккуратно переступая через спутанные лианы, похожие на клубки змей, мы, осматриваясь, пробирались по настоящим джунглям. Дэвид успокоил, сообщив, что он, мол, договорился с лесным духом Дженге – все будет в порядке, опасности нет. И в подтверждение его слов мы тут же увидели метрах в 20 от нас, но на приличном расстоянии от реки, огромного крокодила. Дэвид начал оправдываться, что Дженге – лесной дух, он за крокодилов не в ответе, но предложил прервать прогулку, сославшись на то, что нам уже пора ехать. Мы спорить не стали.

Удивительные племена Африки

Африка, пожалуй, является самым контрастным и загадочным из 5 континентов нашей планеты. Исследователей и туристов со всего мира манит не только ее природное и животное разнообразие, но и многочисленные племена и народности, которых здесь насчитывается около 3 000. Удивительные племена Африки с их нетрадиционным для славян образом жизни вызывают восторженный интерес, а непонятные традиции зачастую пугают, а не удивляют.

Мурси

Это одно из самых жестоких и недружелюбных племен Африки, представители которого встречают посторонних с боевыми дубинами или огнестрельным оружием, которое поставляется из Сомали. Еще одна характерная черта мурси – невыносимый зловонный аромат, исходящий от всех его представителей. Он связан с самодельной мазью, которой они натирают тело, чтобы защитить себя от ядовитых паразитов и насекомых.

Мужчины часто устраивают между собой жестокие драки за лидерство. Если такое выяснение отношений заканчивается смертью одного из участников, выжившему приходится отдать семье погибшего свою жену в виде компенсации. Мужчинам принято украшать себя серьгами из клыков и шрамами в виде подковы, которые наносятся в случае убийства врага: сначала символы вырезаются на руках, а когда на них не остается места – используют другие части тела.

Женщины племени мурси выглядят очень необычно. Сутулая спина, обвисший живот и грудь, а вместо волос на голове головной убор, сооруженный из сухих веток, кожи животных и мертвых насекомых – удивительное описание типичной представительницы прекрасной половины мурси. Дополняет их образ – глиняный диск (дэби), вставленный в разрез на нижней губе. Девушки сами вправе решать, разрезать губу или нет, но за невест без такого украшения дают намного меньший выкуп.

Динка

Целый народ динка, проживающий на территории Судана, насчитывает около 4 000 000 представителей. Основное их занятие – скотоводство, поэтому еще с детства мальчиков обучают бережному отношению с животными, а количеством голов скота измеряется благосостояние каждой семьи. По этой же причине девочки ценятся у динка больше мальчиков: в случае женитьбы семья невесты получает в подарок от жениха целое стадо.

Внешний вид динка не менее удивительный: мужчины обычно не носят одежду и украшают себя браслетами и бусами, а женщины носят одеяния только после замужества и зачастую ограничиваются юбкой из козьей кожи или бисерным корсетом. К тому же этот народ считается одним из самых высоких в Африке: средний рост мужчин 185 см, а у многих он переходит за отметку 2 м. Еще одна особенность представителей динка – намеренное шрамирование, которое практикуется даже у детей после достижения определенного возраста и по местным меркам добавляет привлекательности.

Банту

В Центральной, Восточной и Южной Африке обитают многочисленные представители народа банту, численность которых достигает 200 млн. человек. Они обладают своеобразной внешностью: высоким ростом (от 180 см и выше), темной кожей, жесткими спирально завитыми локонами.

Банту – это один из самых удивительных и наиболее развитых народов Африки, среди которого есть представители политики и культурные деятели. Но, несмотря на это, банту сумели сохранить традиционный колорит, многовековые традиции и ритуалы. В отличие от большинства населяющих жаркий континент народностей, они не боятся цивилизации и часто приглашают туристов к себе на экскурсии, которые обеспечивают им неплохой заработок.

Читайте также:
Как правильно составить договор аренды квартиры? образец договора аренды

Масаи

Представители Масаи часто встречаются на склонах горы Килиманждаро, которая занимает особое место в верованиях этого удивительного племени. Его представители возомнили себя высшим народом Африки, истинными красавцами и любимцами богов. В связи с таким самомнением они зачастую относятся презрительно к другим народностям и не стесняются воровать у них животных, что иногда приводит к вооруженным конфликтам.

Масаи живут в жилище из веток, обмазанных навозом, строительством которого зачастую занимаются женщины. Они питаются преимущественно молоком и кровью животных, а мясо в их рационе редкий гость. При отсутствии пищи они прокалывают корове сонную артерию и пьют кровь, а затем залепляют это место свежим навозом, чтобы через время повторить «трапезу».

Отличительный признак красоты этого удивительного племени – оттянутые ушные мочки. В 7-8-летнем возрасте детям прокалывают мочки осколком рога и постепенно расширяют с помощью кусочков дерева. За счет использования тяжелых украшений, ушные мочки иногда отвисают до уровня плеч, что считается признаком высшей красоты и уважения к их обладателю.

Химба

На севере Намибии живет самобытное племя Химба, представители которого тщательно охраняют сложившийся образ жизни от чужаков, практически не носят современную одежду и не пользуются благами цивилизации. Несмотря на это многие жители поселений умеют считать, написать собственное имя и говорят некоторые фразы на английском языке. Эти умения появляются благодаря организованным государством передвижным начальным школам, в которых учится большая часть детей химба.

Важное значение в культуре химба отводится внешнему виду. Женщины ходят в юбках из мягкой кожи и украшают шею, талию, запястья и лодыжки бесчисленными браслетами. Ежедневно они покрывают тело мазью из масла, растительных экстрактов и измельченной вулканической пемзы, которая придает коже красноватый оттенок и защищает тело от укусов насекомых и солнечных ожогов. Когда в конце дня они соскабливают с себя мазь, вместе с ней сходит и грязь, что также способствует поддержанию личной гигиены и чистоты. Возможно, благодаря этой удивительной мази, женщины химба имеют идеальную кожу и считаются одними из самых красивых среди племен Африки. С помощью этого же состава и чужих волос (зачастую отца семейства) женщины сооружают себе прическу и виде многочисленных «дредов».

Хамар

Хамар по праву относятся к удивительным племенам Африки и одним из наиболее дружелюбных в Южной Эфиопии. Один из наиболее известных обычаев хамар – посвящение в мужчины после достижения совершеннолетия, для которого молодому человеку необходимо 4 раза пробежать из стороны в сторону по спинам быков. Если после трех попыток ему не удается это сделать, следующий обряд можно провести только спустя год, а в случае удачи он получает от отца первую собственность (корову) и может искать себе жену. Примечательно, что обряд юноши проходят в обнаженном виде, что символизирует детство, с которым они прощаются.

У хамар проводится еще один, довольно жестокий ритуал, в котором могут принимать участие все желающие девушки и женщины: они исполняют перед мужчинами традиционный танец и получают от них в ответ удары тонкими прутьями по спине. Количество оставшихся шрамов – основной предмет гордости, показатель силы и выносливости женщины, который повышает ее ценность, как жены, в глазах мужчин. При этом хамарам разрешается иметь столько жен, сколько они способны заплатить за них выкупов (даури) в виде 20-30 голов скота. Но самый высокий статус остается за первой женой, который подтверждается ношением ошейника с ручкой, изготовленного из металла и кожи.

На границе Судана и Южного Судана обитает удивительное племя нуба, которое имеет необычные даже для Африки семейные обычаи. На ежегодных танцах девушки выбирают для себя будущих мужей, но прежде, чем получить такой статус, мужчина обязан построить для своей будущей семьи дом. До того времени молодые люди могут только тайно встречаться по ночам, и даже рождение ребенка не дает права на статус законного супруга. Когда жилье готово, девушке и парню разрешается уже спать под одной крышей, но ни в коем случае не есть. Такое право дается им только спустя год, когда брак пройдет испытание временем и будет считаться официальным.

Отличительной особенностью нуба долгое время было отсутствие какого-либо деления на классы и денежных отношений. Но в 70-х г. г. XX в. правительство Судана стало отправлять местных мужчин на работу в город. Они возвращались оттуда в одежде и с небольшими деньгами, поэтому чувствовали себя настоящими богачами среди соплеменников, что порождало у других зависть и способствовало процветанию воровства. Таким образом, добравшаяся до нуба цивилизация принесла им намного больше вреда, чем пользы. Но все же среди них есть представители, которые продолжают игнорировать блага цивилизации и украшают свои тела только многочисленными шрамами, а не одеждой.

Читайте также:
Волгоград — Астрахань Как С Добром Добраться!

Каро – одно из малочисленных африканских племен, в котором насчитывается не более 1000 человек. Они занимаются преимущественно скотоводством, но мужчины могут проводить долгие месяцы на охоте и даже работать в близлежащих городах. Женщинам в это время предстоит заниматься домашними делами и еще одним важным ремеслом – выделкой шкур.

Представители этого племени могут возглавить список самых удивительных мастеров в Африке в части украшения своего тела. С этой целью они покрывают себя орнаментами, нанесенными растительными красками, точеным мелом или охрой, используют в качестве украшений перья, бусы, ракушки и даже надкрылья жуков и кукурузные початки. При этом мужская половина населения красится гораздо ярче, поскольку им важно иметь максимально устрашающий внешний вид. Еще одна примечательная деталь у мужчин и женщин каро – проколотая нижняя губа, в которую вдевают гвозди, цветы и просто высохшие прутики.

Это лишь малая часть необычных народов, проживающих на территории африканского континента. Вопреки глобальному распространению благ цивилизации образ жизни большинства из них коренным образом отличается от жизни современного человека, не говоря уже о нарядах, традициях и уникальной системе ценностей, поэтому каждый из народов Африки можно считать по-своему удивительным.

Племя Каро (Karo).

ОГЛАВЛЕНИЕ
27 января Turmi – Murle – Turmi (136 km).
6 часов езды, грунтовка.
Сегодня с утра едем в племя Каро (Karo people).

Дорога хоть и грунтовая, но очень красивая.

Остановились возле замечательного деревца. Адениум (Adenium) запасает необходимую влагу в толстом стволе. Семейство кутровых. Представители этого рода относятся к группе древовидных стеблевых суккулентов. В достигают до 10 метров в высоту.

Адениум также называют Роза пустынь, за цветки похожие на цветки роз. Листья светло-зеленые, мясистые, сидят в воронках на концах ветвей. Цветки крупные, белые с розовой или красной бахромой, появляются зимой, часто на безлистных ветвях. Сок адениума ядовит во всех частях растения. Сок плодов используется как яд для стрел.

Каро – самое малочисленное племя на юге Эфиопии, а возможно и в мире.

Их насчитывается всего 1 500 человек.

За посещение деревни наш водитель заплатил 450 быр за 4 человек + машина.

С места, где стоит деревня, открываются захватывающий вид на реку Омо.

В начале мы ходили по деревне с местным гидом,

Он нам рассказывал про племя.

Люди Каро славятся экстравагантными мужскими прическами,

а также «боди артом», эти люди издавна украшают свое тело уникальными орнаментами, которые иногда заменяют им одежду.

Каро нравится строгий геометрический стиль – полоски, круги, спирали.

Для рисунков на теле используются природные материалы: мел, железная руда, отложения охры, уголь.

Обычно рисунки, которые наносятся на тело, руки, ноги и лицо, повторяют природные мотивы – пятнистую шкуру леопарда

или светло-серые крапинки на темном оперении цесарок, или ладони человека.

А это я пыталась сфотографировать мальчика с луком и стрелой.

Стоило мне только его поставить и отойти на шаг, как он тут же стрелял,

а фото без стрелы это не то что я хотела.

В итоге, его сестричка подошла и объяснила ему, что я хочу.

Женщины этого племени считаются одними из самых красивых в Эфиопии,

представители этого племени очень жизнерадостные и красивые люди

Жители племени традиционно занимаются животноводством и собирательством.

По своим традициям, культуре и языку каро близки хамерам.

За фото мы платили 5 быр взрослому — неограниченное число снимков

и по 1-2 быру детям.

По дороге обратно остановились возле термитников. Известно около 2500 видов термитов, которые существуют на протяжении не менее 150 миллионов лет. Термитник создан из песка, глины, древесных щепок и прочих естественных материалов, скреплённых выделениями специальных желез рабочих-термитов и крепок как древесина.

Термитник выполняет функции склада, родовой камеры, защиты колонии от хищников, теплицы для выращивания съедобных для термитов грибов, и, дополнительно, защиты термитов от солнечного света и дождя (в отличие от муравьёв термиты не приспособлены к жизни на поверхности). Так как для постройки термитника нужна вода, термиты выкапывают колодцы глубиной до 36 метров.

Термитник строят в основном тропические виды термитов, остальные же предпочитают выкапывать себе систему нор в грунте и поверхностных сооружений не возводят. Покинутый и достаточно разрушенный термитник служит домом для сов, дятлов, лисиц и прочих животных.

Читайте также:
Где отдохнуть в Крыму с палаткой: бухта Батилиман

К обеду вернулись в отель и несколько часов отдыхали в тенечке, в ресторане. Сегодня самый жаркий день за всю поездку + 39 градусов.

Племя Каро (Эфиопия)

Каро, являются нилотской этнической группой в Эфиопии, свою известность они получили благодаря искусству росписи тела. Это небольшое племя с населением от 1 000 до 2 000 человек и являются одним из самых маленьких племен в регионе, к сожалению относится к разряду исчезающих. Они живут на восточных берегах реки Омо в южной части Эфиопии. Основными занятиями являются выращивание растительных культур, таких как сорго, кукуруза, бобы и разводят домашний скот. Из-за мухи цеце содержится только небольшой скот — овцы и козы.

Люди Каро отличаются от соседних народов — они ежедневно разрисовывают себя цветной охрой, белым мелом, желтой минеральной породой, древесным углем и измельченной в порошок железной рудой.

Рисунки на их телах могут ежедневно меняться и различаться по содержанию — от простых звезд или линий до мотивов из окраски животных, таких к примеру как оперение цесарки, или до самых популярных, например, множество отпечатков ладоней, покрывающих туловище и ноги. Каро, как и хамеры используют глину для создания сложных причесок и головных уборов для себя, что означает статус, красоту и храбрость.

Мужская прическа Каро очень сложна. Передняя часть выполнена в виде косичек, обрамляющих лоб, остальная часть волос вытягивается обратно в толстый шиньон и крепко держится за красочную шапку из глазурованной земли. Иногда кусочки коры наклеиваются на макушку, и в коре делаются отверстия для прикрепления страусиных перьев, что свидетельствует о том, что данный мужчина убил врага из другого племени или опасного дикого животного, такого как лев или леопард. Создание такой композиции на голове часто занимает до трех дней, её можно носить на срок до одного года после совершения храброго убийства.

Большие бусы, надетые на шею мужчины, также означают убийство крупной дичи. Мужчины Каро покрывают свое тело и лицо пеплом, смешанным с жиром — символом мужества для важных праздников и ритуальных боев между кланами, которые происходят после сбора урожая. Эти церемониальные бои имеют большое значение, потому что позволяют мужчинам проявить мужество и одновременно продемонстрировать свою красоту и, таким образом, возможно, привлечь женщину. Шрамы и рваные раны, особенно те, что на груди, являются уважаемыми признаками доблести.

Особые ритуалы совершаются регулярно в племенных общинах, и иногда жители соседних поселений идут пешком всю ночь, чтобы засвидетельствовать эти обряды и поучаствовать в празднованиях. Скарификация (шрамирование) тела передает либо значимую символику, либо эстетическую красоту, в зависимости от пола человека. Шрам на груди мужчины указывает на то, что он убил врагов из других племен, и за это его очень уважают в общине. Каждая линия на груди обозначает одно убийство, и тем не менее полноя скарификация груди не является редкостью. Для женщин племени считается, что если порезы сделаны глубоко в груди и теле, то это делает их особенно чувственными и привлекательными, для усиления эфекта от скарификации в свежие раны дополнительно втирается пепел, создавая более объемные шрамы, тем самым усиливая сексуальную красоту.

Каро, как и Хамер, совершают обряд инициации Була, что олицетворяет совершеннолетие юношей племени. Посвященный должен продемонстрировать, что он готов «стать мужчиной», пробежав по спинам, быков, выстроенных в ряд, ни разу не упав четыре раза подряд. В случае успеха мальчик получит право на брак (если его старшие братья уже женаты), кроме этого ему будет разрешено публично появляться со старейшинами в священных местах.

Художественные практики Каро в их повседневной жизни направлены на уважение и символическое признание в их обществе, а также как средство привлечения противоположного пола во время ритуалов.

К сожалению в последнее время современный мир начал оказывать существенное влияние на уклад жизни племени. Старые футболки, пластиковые контейнеры для воды и пивные бутылки сильно проникают в культуру Каро. Кроме того продолжающийся конфликт в Судане и Сомали привел к наводнению племен автоматами Калашникова, и теперь именно это оружие используется для защиты скота, для охоты и разрешения споров.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: