Госпрограмма переселения из Туркменистана в Россию в 2022 году

Госпрограмма переселения из Туркменистана в Россию в 2022 году

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 ноября 2022 г. № 52445-ЮГ/11 О предоставлении субсидий из федерального бюджета на 2022 – 2024 гг. на софинансирование мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали и на софинансирование мероприятий государственных программ субъектов РФ по переселению граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях заключения соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета на 2022 – 2024 годы на софинансирование мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали и на софинансирование мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации по переселению граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока в рамках государственной программы Российской Федерации “Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации”, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 (далее – Субсидии, мероприятия по БАМу, мероприятия по Сибири и Дальнему Востоку, Государственная программа), сообщается следующее.

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 ноября 2022 г. принят в третьем чтении проект федерального закона “О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов” (законопроект 1258295-7), устанавливающий распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе на мероприятия по БАМУ (таблица 6 приложения 33) и мероприятия по Сибири и Дальнему Востоку (таблица 55 приложения 33).

Согласно второму абзацу пункта 12 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999, соглашение заключается на срок, который не может быть менее срока, на который в установленном порядке утверждено распределение субсидий между субъектами Российской Федерации.

Проектом федерального закона “О федеральном бюджете на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов” указанная субсидия распределена на три года, в связи с чем заключение соглашений о ее предоставлении будет осуществляться на трехлетний период.

Отмечается, что пунктом 4.1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что срок заключения соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам Российской Федерации – до 1 января очередного финансового года.

Учитывая изложенное, в целях заключения соглашений о предоставлении в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов Субсидии на реализацию вышеуказанных мероприятий сообщается о необходимости приведения региональных программ в соответствие с Государственной программой, а также о необходимости предусмотреть в бюджетах субъекта Российской Федерации средства для софинансирования названных мероприятий.

Также при заключении соглашений в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами “Электронный бюджет” к соглашению необходимо прикрепить (в форме приложения) выписку из закона о бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) с указанием объема бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия, включая размер субсидии из федерального бюджета на 2022, 2023 и 2024 годы.

Необходимо отметить, что в случае отсутствия прикрепленной к соглашению выписки из бюджета территориальным органом Федерального казначейства может быть отказано в регистрации данного соглашения о предоставлении субсидии.

О размещении проектов соглашений и информация о контактных лицах Минстроя России, ответственных за заключение соглашений о предоставлении субсидий на реализацию мероприятия, будет сообщено дополнительно.

Ю.С. Гордеев

Обзор документа

Соглашения о предоставлении субсидий на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали и на переселение граждан из не предназначенных для проживания строений, созданных в период промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, будут заключены на трехлетний период 2022-2024 гг.

Необходимо привести региональные программы в соответствие с госпрограммой, а также предусмотреть в региональных бюджетах средства для софинансирования названных мероприятий.

При заключении соглашений в ГИИС “Электронный бюджет” необходимо прикрепить выписку из закона о бюджете региона (сводной бюджетной росписи) с указанием объема ассигнований на реализацию мероприятия, включая размер субсидии из федерального бюджета на 2022, 2023 и 2024 гг.

Госпрограмма переселения

  • Для физических лиц
  • Для юридических лиц
  • Новое в законодательстве
  • Разрешение на временное проживание (РВП)
  • Вид на жительство (ВНЖ)
  • Гражданство РФ
  • Проблемы демографии
  • Госпрограмма переселения
  • Разрешение на временное проживание
  • Страхование
  • Экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ
  • Миграционная амнистия
  • Демонстрационные варианты тестов для проведения комплексного экзамена
  • Переводы
  • Трудовые ресурсы Приморья

Главные цели нашего Союза – создание комфортных условий для жизни всех жителей Приморского края, а также оказание посильной помощи органам власти в решении ими задач по улучшению демографического климата на Дальнем Востоке.

Читайте также:
Где находится Дефанс. Местоположение района Дефанс на карте Парижа и описание

С 2013 года люди, которые желают переехать на территорию Российской Федерации с целью постоянного проживания и получения гражданства, могут принять участие в государственной программе переселения соотечественников. Такая программа позволяет сделать процедуру переселения более комфортной для определенных категорий граждан, тем более что государство само заинтересовано в переезде соотечественников и привлечении потока трудоспособного населения.

Законодательное регулирование вопроса. Последние изменения и нововведения

Вопросы переселения соотечественников регулируются Законом «О гражданстве Российской Федерации», Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом (далее – Программа) и другими подзаконными нормативно-правовыми актами.

Программа была введена в 2006 году со сроком действия до 2012 года и сразу показала свою эффективность. В сфере законодательных актов, регулирующих вопросы переселения, за эти годы было сделано много изменений. Позже срок Программы был продлен: в 2013 году она получила новую редакцию, а ее действие стало бессрочным.

В 2017 году реализация Программы продолжается, как и в прошлые годы, но с некоторыми изменениями.

Кто может участвовать в данной государственной программе

Принять участие в Программе могут как граждане других стран и лица без гражданства, так и граждане РФ, которые постоянно проживают за рубежом и имеют российское гражданство.

Целью Программы изначально является переселение определенного круга лиц:

1. Лиц, имеющих гражданство Российской Федерации и проживающих на постоянном основании за ее пределами;
2. Лиц, которые ранее были гражданами СССР, но сейчас местом их проживания являются государства, входившие в Союз, и на сегодняшний день они состоят в гражданстве этих стран либо не имеют никакого гражданства;
3. Эмигрировавшие лица и выходцы из Российского государства, РСФСР и Российской Федерации, которые были их гражданами, но получили гражданство зарубежных стран либо право на постоянное проживание в них, или же не имеют никакого гражданства;
4. Потомки вышеперечисленного круга лиц, кроме наследников титульных наций остальных государств;
5. Лица, которые на данный момент временно или постоянно проживают в Российской Федерации, а также лица, которым предоставлено убежище на ее территории.

Критерии отбора и требования к кандидатам

Кроме отношения к определенной категории граждан, потенциальный участник Программы должен также соответствовать таким требованиям:

1. Кандидат должен быть совершеннолетним и дееспособным, чтобы работать в Российской Федерации;
2. Уровень владения устным и письменным русским языком должен быть таким, который обеспечит участнику скорую адаптацию в стране;
3. Иметь опыт трудовой деятельности и квалифицированное образование, которые обеспечат участника рабочим местом в России.

Если в рамках Программы кандидату нужно будет оформлять вид на жительство, он заранее должен соответствовать всем условиям, которые позволят его получить. Переселенец не должен быть судимым или подлежать депортации с территории РФ. К тому же, необходимо соответствие кандидата условиям региональных программ переселения, поэтому нужно заранее с ними ознакомиться.

Требования и условия предъявляются для того, чтобы в наибольшей мере способствовать переселению тех людей, которые воспитывались в традициях русской культуры и готовы в силу этого быстро включиться в социальные связи общества.

Какие документы необходимо собрать

Потенциальному участнику нужно подать заполненную анкету и собрать пакет документов, включающий в себя:

1. Документы, по которым можно удостоверить личность и определить текущее гражданство человека;
2. Документы родственников, которые хотят присоединиться к участнику в рамках переселения на территорию РФ;
3. Бумаги о месте проживания, которые позволят определить нынешнее место жительства, пребывания, временной или постоянной регистрации;
4. Справки, свидетельства и иные документы, которые подтвердят родство кандидата на переселение с родственниками, сведения об их образовании и окончании учебных заведений, трудовой деятельности и другую информацию (для подтверждения данных анкеты).

Если соотечественник проживает в Российской Федерации, то ему необходимо дополнительно предоставить оригиналы документов, в которых закреплено их право на временное или постоянное проживание, документы о семейном состоянии (о заключении или расторжении брака) и документы, удостоверяющие личность.
При смене в прошлых годах фамилии, имени или отчества участника, или родственников, которые переселяются с ним, нужно подать соответствующие справки из органов регистрации актов гражданского состояния. Нужно учитывать, что написание таких анкетных данных человека должно быть одинаковым во всех документах.

Перечень преимуществ

Соотечественники, принимающие участие в программе и их родственники, переезжающие вместе с ним, наделены правами на получение социальной помощи и государственной поддержки в соответствии с регионом переселения.

Участникам предоставляется возмещение расходов за счет бюджетных средств на переезд в выбранный для жительства регион. Компенсируются сборы, взимаемые консульством, визовые сборы и средства, потраченные на перевозку собственного имущества и уплату различных госпошлин. Для последующего возмещения следует сохранить договор с перевозчиком и бумаги с подтверждением уплаты за его услуги. Если услуги предоставляются международной компанией, потребуется транспортная накладная с отметками таможенной службы и декларация на груз.

Если участник стал на учет в органе по вопросам миграции и в его владении на протяжении полугода или более находится автотранспорт, он вправе в течение 18 месяцев после переселения перевезти данное средство без уплаты сборов и платежей на таможне. Эта льгота распространяется на тех лиц, которые получили свидетельство участника в иностранных государствах.

Читайте также:
Отдых в Протарасе на Кипре, недорогие туры и лучшие отели

Участник Программы и прибывшие в ее рамках родственники переселенца вправе получить РВП вне квот, ВНЖ и гражданство в упрощенном порядке. Также, из плюсов следует отметить, что переселенцу не потребуется сдавать комплексные экзамены для их получения – это существенно экономит время и деньги.

В рамках Программы участнику предоставляются в поддержку выплаты в размере до 240 тысяч рублей, которые можно потратить на решения жизненных и бытовых вопросов, вклад в свой бизнес, приобретение или аренду жилья. Их размер зависит напрямую от региона переселения, подробную информацию по этому поводу можно найти на сайтах регионов.

Из минусов программы переселения следует отметить, что участник обязан до получения гражданства проживать и работать только на территории своего региона.

В какие регионы РФ возможно переселение

Соотечественник в рамках Программы может выбрать территорию переселения в РФ – субъект федерации или его часть. При этом существует две их категории: приоритетного заселения и такие, которые не относятся к приоритетным территориям. Многие регионы России на сегодняшний день имеют нехватку квалифицированных работников и нуждаются в новых кадрах. Приоритетными считаются стратегически значимые для государства территории, они определяются и изменяются Правительством РФ.

С 2016 года принять участников Программы могут 47 регионов, но больше всего ждут переселенцев в регионах Забайкалья, Камчатки, Алтая, Хабаровского и Приморского краев, Амурской, Магаданской и Иркутской областей, а также на Сахалине и в Еврейском автономном округе.

Переселенцы в первую очередь стремятся к переезду в крупные города, Санкт-Петербург и Москву. Однако стоит учитывать, что ожидать максимального уровня государственной поддержки можно только при переселении в приоритетные регионы. Со списком всех регионов можно ознакомиться на официальных сайтах по реализации Программы.

Пошаговая инструкция процедуры переселения

Если кандидат, проживающий за рубежом, собрал готовый пакет документов и оформил заявление в соответствии с утвержденной формой, он может его подать лично в уполномоченный орган РФ на территории своей страны. Такими органами могут быть представительства управления по вопросам миграции МВД РФ или группы по реализации Программы при консульствах и отделах диппредставительств России в зарубежных странах.

Проживая на территории Приморского края, для участия в Программе необходимо подать документы в Управление по вопросам миграции МВД РФ по Приморскому краю.

Перед подачей заявления нужно учесть, что документы, оформленные на иностранном языке, должны быть переведены на русский язык. При этом перевод и отметки переводчика нужно заверить в нотариальном порядке. Если подаются копии документов, выданных в зарубежных странах, оригиналы нужно легализовать в установленном порядке, если эти вопросы не регулируются международным договором.

После того как заявление подано, следует ждать пока оно будет согласовано с органами исполнительной власти того региона, в который планируется переселение и государственными органами.

Различные ведомства должны проверить отсутствие у потенциального участника обстоятельств, которые могут препятствовать его въезду в Россию. Если лицо проживает в РФ – проверяется отсутствие причин для прекращения действия временного или постоянного проживания (РВП, ВНЖ).

После рассмотрения заявления территориальный орган по вопросам миграции того субъекта РФ, который участвует в региональной программе, принимает решение и выдает или отказывает в выдаче кандидату свидетельства участника Программы (в Приморском крае: Управление по вопросам миграции МВД РФ по Приморскому краю).

Следует помнить, что выданное решение может быть аннулировано в случаях, если соотечественник нарушает нормы миграционного законодательства или будет установлено, что его пребывание в РФ нежелательно, принято решение о выдворении из страны, въезд в РФ запрещен или участник перестал соответствовать условиям региональной программы.

Свидетельство предоставляется в 60-дневный срок после приема от соотечественника заявления с полным пакетом документов. Для его получения нужно лично явиться в уполномоченный орган. Документ действует на протяжении трех лет после предоставления. Если этот период истек, то участник теряет свой статус, а его родственники – статус членов семьи. То есть, участнику нужно за это время успеть оформить гражданство РФ.

Перед переездом заранее следует сделать достаточное количество копий документов и фотографий для получения РВП и гражданства, чтобы в последующем не терять много времени.

При въезде на территорию РФ следует внимательно отнестись к заполнению миграционной карты. При пересечении границы по загранпаспорту отчество вносить в карту не нужно, если оно отсутствует в паспорте, цель визита необходимо поставить частную.

В ООО «Центре правовой поддержки мигрантов» можно получить памятку со списком необходимых на РВП документов. Нужно отметить для себя необходимые: заявление, фото, заверенный в нотариальном порядке перевод паспорта, копия свидетельства участника Программы, бумаги об уплате пошлины в размере 1600 рублей (за нее можно получить возмещение), миграционная карта и данные о регистрации по месту пребывания. Кроме того, нужно пройти в медучреждениях комиссию для получения сертификатов и справок об отсутствии ВИЧ, наркомании и других инфекционных заболеваний согласно перечню. Эти справки можно предоставить как при подаче документов на РВП, так и в месячный срок после нее.

Читайте также:
Лхаса, Китай — все о городе с фото

После предоставления РВП получать ВНЖ не обязательно: участник может сразу же подавать на гражданство, вопрос о его предоставлении будет рассмотрен в трехмесячный срок. Это существенный плюс, ведь в общем порядке пришлось бы еще получать ВНЖ и обращаться за гражданством только через определенный законом промежуток времени.

Особенности переселения из Украины, Казахстана, Молдовы, Белоруссии и других государств

Следует помнить, что граждане некоторых стран (например – Украины, Казахстана), которые прибыли в РФ в безвизовом режиме, могут находиться на территории до 30 или 90 дней без постановки на учет по месту пребывания в местный орган по вопросам миграции. Но следует знать, что для получения РВП такой учет необходим даже для такой категории граждан.

Нужно учитывать особенности для переселения соотечественников из визовых и безвизовых стран, ведь в сфере миграционной политики между иностранными государствами и РФ могут быть различные отношения. Например, для граждан Беларуси не нужно заполнять миграционную карту, соответственно она не потребуется для предоставления в орган миграции, а гражданам государств, с которыми РФ поддерживается визовый режим, необходима будет виза.

Для уточнения всех вопросов можно обращаться в консульские учреждения РФ в иностранных государствах и иные уполномоченные органы.

Решение вопроса трудоустройства и предоставления жилья

Согласно нормативно-правовым актам, переселенцы после переезда вправе работать и получать образование на территории РФ.

Если переселенец не имеет родственников в месте переселения, ему следует заранее узнать о наличии в регионе центров временного размещения (всю интересующую информацию можно узнать в ООО «Центр правовой поддержки мигрантов»), где можно за умеренную плату остановиться и даже получить регистрацию по месту на время пребывания. Она понадобится для последующей подачи документов на РВП.

Имея на руках свидетельство участника Программы, переселенец и член его семьи согласно трудовому законодательству вправе трудоустроиться на тех же условиях, что и гражданин РФ. Это существенный плюс, ведь получить рабочее место можно без разрешения на работу и регистрации временного проживания, а работодателю при этом не нужно обращаться в органы по вопросам миграции за разрешительным документом на трудоустройство иностранной рабочей силы.

Однако на сегодняшний день некоторые работодатели не слышали о такой Программе, поэтому перед обращением следует донести им всю информацию о своих правах.

Также, на официальных сайтах регионов можно найти список вакансий в рамках Программы, на которые можно устроиться самостоятельно, и требования к работнику. Но нужно помнить, что вопрос переезда может занять продолжительное время, за которое вакансии могут потерять актуальность.

Кроме того, всегда следует помнить, что вопросы жилья, быта, трудоустройства всех членов семьи и обучения детей следует по максимуму выяснять заранее, собирая всю информацию для запасных вариантов их решения.

Специалисты Центра проконсультируют по всем вопросам и помогут заполнить и подготовить документы в соответствии с требованиями Управления по вопросам миграции. Обращение за профессиональной помощью позволит минимизировать риски в отказе приема документов в миграционное ведомство.

Для получения услуг по консультированию и подготовке полного пакета документов возможна предварительная запись по телефонам: +7 (914) 698-93-27; +7 (924) 730-20-14 Будем рады видеть вас!

Участник программы переселения соотечественников, проживающих за рубежом: «Главные трудности позади – мы в России»

В первом полугодии 2022 года в регионы ДФО по Государственной программе оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в Дальневосточный федеральный округ переселились 1670 соотечественников. С 2022 года в реализации Госпрограммы принимают участие все 11 субъектов ДФО. По данным Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике, порядка 75% из въехавших соотечественников – люди трудоспособного возраста, в том числе, обладающие востребованными в регионе вселения профессиями.

Дмитрий Паршин, участник Госпрограммы оказания содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, оказался одним из тех, чей переезд в Россию совпал с закрытием границ из-за пандемии. В ожидании снятия ограничений на въезд в Российскую Федерацию его семья преодолела ряд трудностей – от поиска временного жилья до транспортировки к месту назначения. Тем не менее, соотечественники благополучно добрались из Семипалатинска (Республика Казахстан) к месту своего вселения – город Артём Приморского края – и сегодня планируют свою новую жизнь на Дальнем Востоке России.

«Перед отъездом из Семипалатинска я уволился с работы, мы продали жилье, обстановку и все крупные вещи, купили билеты. Прибыв на границу, узнали, что въехать в Россию не сможем из-за пандемии. Возвращаться было некуда, поэтому попросили помощи у друзей. С 19 марта и до начала мая жили в их доме», – рассказывает Дмитрий. Деньги от продажи имущества были, но они таяли, семья нуждалась в финансовой поддержке. В связи с пандемией для поддержки граждан Республики было принято решение о выплате пособий в размере 42500 тенге в месяц. Но семье Дмитрия такая помощь оказалась недоступной: им официально отказали в выплате, поскольку они числились снятыми с регистрации.

Читайте также:
Необычные ванные комнаты жителей Англии: без смесителей - для экономии воды.

Когда ограничения на въезд в Россию были сняты, семья снова была на границе. «Своего транспорта у нас нет, а транспортное сообщение никак не было организовано. Границу пришлось пересекать пешком с десятью баулами и маленьким ребенком на руках. И снова помощь нашли у добрых людей», – вспоминает Дмитрий. Человеком, который согласился довезти переселенцев до ближайшего Рубцовска, оказался бывший житель Семипалатинска, а ныне – алтайский фермер. Спустя некоторое время семья Паршиных добралась до Приморского края.

«Все к лучшему, – уверен Дмитрий, – Нам помогают. 14-дневный карантин мы провели в доме наших бывших земляков. Они три года назад переехали из Казахстана в Приморье и позвали нас погостить. Сегодня мы чувствуем поддержку со стороны специалистов АРЧК, которые осведомлены о нашей ситуации, оказывают нам консультационную поддержку и всегда на связи».

Перипетии с переездом позади, и новые дальневосточники думают о том, как будут жить в Приморье, куда приехали за лучшим климатом, экологией и работой. Дмитрий по образованию юрист, но в Казахстане был вынужден работать маляром. В Приморском крае надеется в будущем найти работу по профессии, а пока работает временно. Квартиру семья пока снимает, в дальнейшем планирует копить на собственное жилье. Старшую дочь устроили в школу, а младшего в частные ясли, так как жена Дмитрия уже устроилась на работу.

Дмитрий Паршин и его семья с оптимизмом смотрят в будущее. «Нам нравится Приморский край, в России нам встречаются добрые люди, – рассказывает Дмитрий. – Сейчас мы занимаемся оформлением документов на разрешение на временное пребывание, а в дальнейшем планируем подать на российское гражданство. Главное – мы в России, и основные трудности позади».

Напомним, 11 субъектов ДФО являются территориями приоритетного заселения, для соотечественников, выбравших этот регион для переезда, предусмотрены специальные меры поддержки. В частности, Указом Президента России от 12 мая 2022 года для соотечественников, переселившихся на Дальний Восток, с июня т.г. введена жилищная субсидия для приобретения или строительства жилья. Размер субсидии определяется по среднерыночной стоимости квадратного метра жилья в регионе. С начала реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, на Дальний Восток переехало более 50 тыс. соотечественников. АРЧК оказывает информационно-консультативную помощь соотечественникам, заинтересованным в переезде в субъекты ДФО, помогает дальневосточным работодателям в подборе и трудоустройстве специалистов из числа соотечественников, взаимодействует с компетентными органами исполнительной власти по вопросам реализации Госпрограммы, участвует в разработке мер поддержки для участников программы, переезжающих на Дальний Восток.

Информация предоставлена пресс-службой Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и Арктике

Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2022 г. N 166 “О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637”

Документ является поправкой к

1. Внести в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 “О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 26, ст. 2820; 2012, N 38, ст. 5074; 2013, N 28, ст. 3816; 2014, N 14, ст. 1615; N 27, ст. 3754; N 30, ст. 4288; 2016, N 9, ст. 1249; N 40, ст. 5723; N 50, ст. 7077; 2018, N 12, ст. 1670; 2019, N 22, ст. 2798; N 30, ст. 4292; 2022, N 11, ст. 1529; N 20, ст. 3159), следующие изменения:

а) подпункт “б” пункта 6 изложить в следующей редакции:

“б) участник Государственной программы – соотечественник, достигший возраста 18 лет, обладающий дееспособностью, соответствующий требованиям, установленным Государственной программой, и принимающий в ней участие;”;

б) пункт 18 изложить в следующей редакции:

“18. Участнику Государственной программы выдается свидетельство участника Государственной программы, подтверждающее его участие в Государственной программе, сроком на пять лет. По истечении срока действия свидетельства участника Государственной программы соотечественник утрачивает статус участника Государственной программы, а члены его семьи, указанные в свидетельстве, – статус членов семьи участника Государственной программы. Образец бланка свидетельства участника Государственной программы, его описание, а также правила заполнения, замены, учета и хранения указанного свидетельства утверждаются Правительством Российской Федерации.”;

в) дополнить пунктом 18 2 следующего содержания:

“18 2 . В случае смерти, признания в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим участника Государственной программы за лицами, указанными в свидетельстве участника Государственной программы, сохраняется статус членов семьи участника Государственной программы.”;

г) в подпункте “а” пункта 19 слова “таможенным законодательством Таможенного союза” заменить словами “правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании”;

Читайте также:
Как заменить свидетельство о рождении: основания, порядок, особенности

в подпункте “а” слова “включая оплату проезда и провоз личных вещей” заменить словами “в том числе на оплату проезда и провоза личного имущества, включая транспортные средства,”;

подпункт “г” после слов “установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации” дополнить словами “для трудоспособного населения”;

дополнить подпунктом “е” следующего содержания:

“е) на компенсацию расходов на уплату государственной пошлины за совершение нотариальных действий по свидетельствованию верности перевода личных документов переселенцев, необходимых для оформления их правового статуса на территории Российской Федерации, и (или) подлинности подписи переводчика. Компенсация выплачивается в случае, если участник Государственной программы или его супруга (супруг) является многодетным родителем в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации, выбранного для переселения участником Государственной программы.”;

е) пункт 23 изложить в следующей редакции:

“23. Размер государственных гарантий и социальной поддержки, порядок их предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации.”;

ж) дополнить пунктом 23 1 следующего содержания:

“23 1 . В случае утраты переселенцем статуса участника Государственной программы или статуса члена семьи участника Государственной программы, его смерти, признания в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим государственные гарантии и социальная поддержка в отношении такого лица не предоставляются.”;

з) в пункте 29 слова “в соответствии с подпунктами “а” – “в” и “д” пункта 20″ заменить словами “в соответствии с подпунктами “а”- “в”, “д” и “е” пункта 20″;

и) дополнить пунктом 29 1 следующего содержания:

“29 1 . В случае смерти, признания в установленном порядке безвестно отсутствующим или объявления умершим участника Государственной программы или члена его семьи понесенные государством затраты, связанные с предоставлением участнику Государственной программы или члену его семьи государственных гарантий и социальной поддержки, взысканию не подлежат.”;

к) в пункте 40 слова “уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание,” исключить, после слов “провоз личного имущества” дополнить словами “, включая транспортные средства,”;

л) из пункта 42 слова “уплату консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче разрешения на временное проживание,” исключить;

м) пункт 43 признать утратившим силу;

н) в пункте 44 слова “таможенным законодательством Таможенного союза” заменить словами “правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании”;

о) пункты 45 и 64 признать утратившими силу.

2. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

3. Признать утратившим силу пункт 1 Указа Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 1289 “О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 38, ст. 5074) в части, касающейся изложения в новой редакции пунктов 43, 45 и 64 Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637 “О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом”.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В. Путин

О солидарной системе пенсионного обеспечения и распределении страховых взносов

Формирование пенсии по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) происходит за счет страховых взносов, которые работодатели (страхователи) уплачивают в период трудовой деятельности за своих работников, а самозанятые лица – сами за себя. Общий тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составляет 22 %, из них 16 % – индивидуальный тариф, 6% – солидарный тариф.

Индивидуальный тариф – средства, которые учитываются на индивидуальном лицевом счёте (ИЛС) гражданина и формируют фонд его будущей пенсии.

Солидарный тариф предназначен для формирования в масштабах всей страны денежных средств, необходимых для фиксированной выплаты пенсионерам. Когда настанет время молодым выходить на пенсию, она будет выплачиваться страховыми взносами их детей. В этом и заключается принцип солидарности поколений, а система, при которой страховые взносы работающего поколения идут на выплату текущих пенсий, – солидарной.

В этом году, как и в предыдущем, все страховые взносы, уплаченные работодателем в рамках обязательного пенсионного страхования, идут на формирование страховой пенсии. Так называемая «заморозка» пенсионных накоплений (речь идет о прекращении перечисления работодателями страховых взносов на накопительную пенсию), во-первых, не уменьшает пенсионные права граждан, во-вторых, никоим образом не влияет ни на право, ни на возможность граждан получать свои пенсионные накопления.

Те страховые взносы (индивидуальный тариф, составляющий 16% из 22-х, оставшиеся 6% «идут» на фиксированную выплату – аналог базовой части пенсии), которые работодатели уплачивают от общего фонда оплаты труда в счет будущих пенсий своих работников, в соответствии с принимаемым законом направляются на формирование страховой пенсии. Взамен формирования пенсионных накоплений гражданам начисляется большее количество пенсионных коэффициентов, стоимость которых ежегодно индексируется. Таким образом, застрахованные лица не теряют в размере отчислений на будущую пенсию: они просто идут в другую «копилку». Так формируется будущая страховая пенсия нынешних работников. При этом страховые взносы, поступившие от работодателей, идут на выплату пенсий «действующим» пенсионерам

Читайте также:
Автобус 654 Как С Добром Добраться!

Также стоит обратить внимание, что ограничение в перечислении страховых взносов только на страховую пенсию действует в отношении поступления новых взносов на накопительную пенсию от работодателя в рамках обязательного пенсионного страхования. Все сформированные ранее пенсионные накопления сохранены и продолжают «работать»: они могут инвестироваться с целью получения дохода и управляются сегодня ГУК («Внешэкономбанк»), частной УК или НПФ в зависимости от выбора гражданина.

Выплата средств пенсионных накоплений, если они были сформированы, производится, когда гражданин уже является пенсионером или имеет право на назначение страховой пенсии. Она может быть произведена в виде единовременной выплаты, срочной пенсионной выплаты (для участников Программы государственного софинансирования пенсий) и накопительной пенсии, которая выплачивается пожизненно. За выплатой средств пенсионных накоплений с соответствующим заявлением необходимо обращаться к своему страховщику (ПФР или НПФ). Если пенсионные накопления формировались через ПФР, то заявление может быть подано в территориальный орган ПФР или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) одновременно с заявлением о назначении страховой пенсии, в том числе и в электронном виде через «Личный кабинет гражданина» на сайте ПФР www.pfrf.ru.

Напомним, чтобы войти в «Личный кабинет» необходимо иметь подтвержденную учетную запись в ЕСИА (единая система идентификации и аутентификации) на портале госуслуг. Если Вы уже зарегистрированы, используйте Ваши логин и пароль. Обращаем внимание, что во всех клиентских службах территориальных органов ПФР Калининградской области, а также офисах МФЦ, отделениях Почты России или «Ростелекома» можно получить подтвержденную запись в ЕСИА.

СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

Задачей обязательного пенсионного страхования (ОПС), как и любой другой страховой системы, является обеспечение страховой защиты людей и их интересов.

ОПС в системе пенсионного обеспечения

Согласно статье 3 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», под самим обязательным пенсионным страхованием (ОПС) понимается система мер, призванная компенсировать гражданам доход, получаемый до назначения и выплаты им пенсий.

В такой системе страховщиком является Пенсионный фонд России (ПФР). В его управлении находятся денежные средства (пенсионные отчисления), доход и расход которых находит отражение в бюджете ПФР, составляемом ежегодно Правительством.

Тариф, в свою очередь, разделяется на:

  • солидарную часть (страховые взносы, направленные на выплаты, не связанные с расходом на накопительную пенсию, единовременную и срочную пенсионных выплат, то есть, средства, направленные на выплату фиксированной части страховой пенсии гражданам).
  • индивидуальную часть (взносы, отраженные на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) гражданина, то есть из нее складываются пенсионные права, а, следовательно, и размер будущей страховой и накопительной пенсий).

Чаще всего, продуктами данной системы являются страховая и накопительная пенсии.

Страховая пенсия

Страховая пенсия — денежная выплата, которую получает гражданин ежемесячно в целях компенсации своего заработка. Страховая пенсия также назначается нетрудоспособным членам семьи (иждивенцам) умершего застрахованного гражданина, если тот на момент смерти имел страховые пенсионные отчисления.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, выделяют следующие виды страховых пенсий:

  • по старости (назначается не ранее достижения 60 лет мужчинам, женщинам — 55, имеющим необходимый страховой стаж и минимальную сумму пенсионных баллов).
  • по инвалидности (главным условием назначения является установление гражданину инвалидности 1, 2 или 3 группы);
  • по случаю потери кормильца (имеют право нетрудоспособные иждивенцы умершего застрахованного).

Назначение страховой пенсии возможно не только в установленный частью 1 статьи 8 закона N 400-ФЗ возраст, возможно и раньше. Для этого необходимо иметь и специальный стаж, и его необходимую продолжительность. Перечень лиц указан в статье 30 настоящего закона.

В зависимости от вида страховой пенсии, вместе с ней выплачивается фиксированная выплата в твердом размере и ежегодно государство производят ее индексацию.

Накопительная пенсия

Под накопительной пенсией понимается выплата ежемесячно средств пенсионных накоплений, состоящих из суммы страховых взносов страховщика и дохода от их инвестирования. Пенсионные накопления — это часть страховых взносов работодателей в обязательной пенсионной системе (6% от 22% тарифа от фонда оплаты труда работника).

Накопительная пенсия формируется только у граждан, которые родились в 1967 и позднее. Однако, у мужчин с 1953 по 1966 г.р. и у женщин с 1957 по 1966 г.р. тоже имеются пенсионные накопления. Они сформированы только у тех, кто с 01.01.2002 по 31.12.2004 гг. официально был трудоустроен и за них производили отчисления страховых взносов.

Этой суммы, как правило, не достаточно для назначения накопительной пенсии. По желанию, можно подать заявление на единовременную выплату в любое время после назначения пенсии.

Страховщики, страхователи и застрахованные лица

В роли субъектов обязательного пенсионного страхования выступают:

  • Страховщик — государственный Пенсионный фонд РФ, его территориальные органы, а также негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
  • Страхователи — организации, индивидуальные предприниматели (ИП), самозанятое население, граждане, которые по собственному желанию вступили в правоотношения по ОПС.
  • Застрахованные лица (ЗЛ) — лица, на которых распространяется система ОПС.
Читайте также:
Аэропорт Череповец. Как добраться. Расписание рейсов Маршрут проложить

Права и обязанности

Страховщик имеет право:

  • проводить документальные проверки страхователей (в случае выявленных нарушений, требовать их устранения);
  • обмениваться информацией с налоговыми органами;
  • распоряжаться бюджетом Пенсионного фонда и др.

В основные обязанности страховщика входит назначение, пересчет и своевременная выплата страховых, накопительных и других видов пенсий и выплат. В этой связи, страховщик осуществляет ряд других важных обязанностей, с которые описываются в статье 13 Федерального закона N 167-ФЗ.

Гарантом по всем обязательствам Пенсионного фонда РФ перед ЗЛ выступает государство.

Страхователи имеют право:

  • дополнительно уплачивать взносы своим работникам на накопительную пенсию;
  • участвовать в управлении ОПС;
  • на бесплатную информационную поддержку у страховщика по вопросам, связанным с деятельностью пенсионного страхования;
  • защищать свои права в суде.

Обязанность страхователя заключается в том, чтобы быть надлежащим образом быть зарегистрированным и вовремя платить страховые взносы в ПФР.

Застрахованные лица имеют право:

  • на качественную реализацию обязательного страховое обеспечение за счет средств бюджета ПФР;
  • она ознакомление с информацией о начислении и уплате страховых взносов работодателем;
  • на свое усмотрение распоряжаться своими пенсионными накоплениями.

В обязанности ЗЛ входит предоставление страховщику подлинных документов, которые содержат достоверные сведения, на основании которых назначается и выплачивается пенсия. В случае каких-либо изменений, способных повлиять на выплаты, своевременно сообщить об этом страховщику.

Регистрация страхователей в системе обязательного пенсионного страхования

Страхователю в обязательном порядке необходимо быть зарегистрированным в ПФР. В статье 11 закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» содержится исчерпывающий перечень возможных страхователей.

Сроки осуществления регистрации у страховщика устанавливаются не позднее, чем 3 рабочих дня после предоставления комплекта всех необходимых документов. По завершении процедуры страхователю выдается документ, который подтверждает факт регистрации.

Обязательное страховое обеспечение

Обязательное страховое обеспечение по ОПС в соответствии с частью 1 статьи 9 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ выражается в виде:

  • страховой пенсии по старости, инвалидности и потере кормильца;
  • фиксированной выплаты к страховой пенсии;
  • накопительной пенсии (в т.ч. единовременная и срочная пенсионная выплата), а также выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам застрахованного гражданина после его смерти;
  • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному соц. страхованию на случай временной невозможности работать и в связи с материнством на день наступления смерти.

Обязательное страховое обеспечение выплачивается из бюджета Пенсионного фонда РФ. Если ЗЛ формирует средства пенсионных накоплений в НПФ, то в части накопительной пенсии и других видов обязательного страхового обеспечения, — за счет средств негосударственных пенсионных фондов.

Система индивидуального (персонифицированного) учета

Данная система заключается в формировании и ведении учета информации о каждом лице, зарегистрированном в системе ОПС для реализации его пенсионных прав. Она дает возможность реализовать назначение накопительной и страховой пенсий в соответствии с результатами труда каждого ЗЛ и существенно упрощает порядок и ускоряет процесс назначения им пенсий. Индивидуальный (персонифицированный) учет осуществляет ПФР.

На территории РФ на каждое ЗЛ орган Пенсионного фонда открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Он состоит из 3 частей:

  • общая часть содержит такие сведения, как ФИО, адрес, данные паспорта, пол, гражданство, периоды трудовой и иной деятельности, сведения о зарплате и другие данные, указанные в части 2 статьи 6закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;
  • специальная содержит сведения о размере страховых взносов, перечисленных на накопительную пенсию, о выборе инвестиционного портфеля и иные сведения, указанные в части 3 статьи 6 закона N 27-ФЗ;
  • профессиональная содержит сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в пользу ЗЛ, имеющего право на досрочное пенсионное обеспечение, сумме инвестиционного дохода, продолжительности стажа и сумме произведенных выплат.

ИЛС присваивается страховой номер — СНИЛС, материальным выражением которого является «зеленая пластиковая карточка», выдаваемая Пенсионным фондом.

В настоящее время получить сведения, которые содержатся на индивидуальном лицевом счете, можно в «личном кабинете» информационной системы ПФР.

Уплата взносов на обязательное пенсионное страхование

Уплату страховых взносов осуществляет страхователь (организации, индивидуальные предприниматели, самозанятое население) ежемесячно в процентном соотношении с заработка работников. Предельная величина базы для начисления взносов определяется в соответствии с Постановлениями правительства и в 2018 году установлена равной 1021 тыс. рублей (в 2017 году была 876 тыс. рублей).

Определение суммы страховых взносов на финансирование страховой и накопительной пенсий происходит по тарифам в соответствии с выбранным вариантом пенсионного обеспечения.

Тариф страхового взноса для лиц 1967 года рождения и моложе делится на два варианта:

  • на финансирование страховой пенсии (22%, из них 6% — солидарная часть тарифа страховых взносов, 16% — индивидуальная из них 0% идет на накопительную пенсию);
  • на финансирование накопительной пенсии (т.е. 10% на страховую и 6% на накопительную пенсию).

Бюджет Пенсионного фонда России

Составлением бюджета ежегодно занимается Правление ПФР. Он состоит из средств, которые являются федеральной собственностью. Формируется за счет:

  • страховых взносов;
  • федеральных бюджетных средств;
  • доходов от инвестирования свободных средств ОПС;
  • добровольных взносов физических или юридических лиц;
  • средств пенсионных накоплений лиц, которым назначена срочная выплата;
  • иных источников.
Читайте также:
Погода в Судаке в июле 2022 температура воды и воздуха. Видео, отзывы

Бюджет, а также отчет об его исполнении принимается Государственной Думой, одобряется Советом Федерации по представлению Правительства РФ. Выражается Бюджет ПФР в виде федерального закона сначала о бюджете, затем — об исполнении бюджета, также он является консолидированным.

Заключение

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) создана государством для обеспечения выплаты гражданам пенсий и других выплат, необходимых для поддержки граждан.

Для ее реализации создана система индивидуального (персонифицированного) учета взносов за застрахованное лицо. Эта система дает возможность вести учет пенсионных прав каждого застрахованного, что сводит к минимуму ошибки и неточности при назначении пенсий.

Ликбез в области пенсионного обеспечения

Пока все обсуждают пенсионную реформу, «Рабкор» задался вопросом, а знаем ли мы, что такое «пенсия»? И приготовил интересный и обстоятельный обзор: историю вопроса и существующие виды пенсионных систем.
——————————————————————————

Что такое пенсия и как она возникла?

Пенсионная реформа стала темой №1 в современной России. Эмоций вокруг нее много, а понимания происходящего мало, тем более, что специалисты по пенсионному обеспечению либо в общественной дискуссии не участвуют, либо только запутывают спорящих, потому что занимают сервильную проправительственную позицию. Придется самим заняться ликбезом в области пенсионного обеспечения.

Логично начать с самого главного: что же такое пенсия? «Современный экономический словарь» Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского и Е.Б. Стародубцева сообщает: «пенсия (от латинского pensio – платеж) денежное обеспечение, регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, в связи с инвалидностью, при потере кормильца и в других предусмотренных законом случаях»[1].

История пенсионного обеспечения начинается в Новое время с переходом стран Западной Европы к обществам урбанистического и индустриального типа[2]. До этого, в обществах традиционных (и сейчас, там, где таковые сохранились) обеспечением стариков и инвалидов, не способных работать и себя содержать, занимались либо семья, либо общины – родовая, соседская, поземельная, церковная. Индустриализация привела к массовому переселению людей в города, разрушению патриархальных семей, а развитие капитализма, как прекрасно показал Маркс, разрушило сельскохозяйственные крестьянские и городские цеховые общины. Появилась проблема необеспеченной старости значительных слоев населения. Попытки решить ее, создавая союзы взаимопомощи, нечто вроде частных, локальных пенсионных фондов, несколько сняли остроту проблемы, но она все равно осталась. Требовались системы пенсионного обеспечения в общенациональных масштабах. Первая такая система возникла в Германской империи при канцлере Отто фон Бисмарке, затем немецкая модель стала перениматься другими странами (естественно, везде приобретая национальные особенности), пока пенсионные системы не появились во всех экономически развитых странах.

Накопительная пенсионная система

Существуют различные виды пенсионных систем. Всех их можно разделить на два типа. Разумеется, это абстракции, потому что все реальные пенсионные системы носят смешанный характер, но такие абстракции всегда полезны для понимания сути дела.

Любая классификация производится по определенному основанию. В нашем случае основанием выступает адресат пенсионного обеспечения – отдельное лицо или все сограждане старшего возраста, имеющие по закону право на определенный вид пенсии. Иначе говоря, либо речь идет об обеспечении лицом в старости лишь самого себя, либо – об обеспечении других сограждан.

Первая тип получил название накопительной пенсионной системы, второй – солидарной.

Сущность накопительной состоит в том, что работник или его работодатель регулярно отчисляют в фонд часть зарплаты или дохода. Там деньги собираются на индивидуальном счету и этой суммой распоряжаются профессиональные инвесторы, цель которых – приумножить капитал клиента фонда. При возникновении оговоренных обстоятельств (старость, инвалидность, потеря кормильца и т.д.) клиент начинает регулярно получать выплаты со своего счета. Все, как если бы человек положил деньги на счет в банке (вплоть до наследования накоплений в случае, если человек не доживет до оговоренного случая) за исключением трех нюансов:

1) государственный пенсионный фонд дает гарантию выплаты пенсий, а банк может разориться (частный фонд тоже может разориться, но он и предлагает пенсии побольше)

2) при возникновении оговоренных обстоятельств человек не может взять и снять всю сумму: смысл в том, что человек будет получать денежные выплаты до конца жизни[3].

3) деньги в фонд может отчислять не сам работник, а его работодатель.

Элементы накопительной системы есть практически во всех странах, но предпочтение ей отдают в таких странах как США, где сильны традиции либертианских экономических взглядов.

Солидарные пенсионные системы. Пенсионное страхование

Сущность солидарной пенсионной системы – принцип солидарности, то есть взаимопомощи поколений. Его можно сформулировать так: «пока мы работаем, мы платим за сограждан старшего возраста, когда мы работать не сможем, другое поколение работающих будет платить за нас». С точки зрения эволюции общественной нравственности, естественно, солидарная система представляет собой гораздо более высокую ступень. Она распространена в странах государственного, «социального» капитализма или в странах реального социализма.

Но солидарная система также имеет две разновидности или подтипа – это государственное и страховое пенсионное обеспечение (соответственно пенсии в этих системах именуются пенсиями по гособеспечению или страховыми пенсиями). Первоначально возник второй подтип. Собственно, пенсионная система бисмарковской Германии была страховой. Потом – первый подтип, например, пенсии в СССР были пенсиями по гособеспечению.

Читайте также:
Можно ли летать по России, если есть долги у судебных приставов?

Разница между ними – в источнике финансирования.

Страховые пенсии выплачиваются из страховых взносов работников и/или их работодателей по принципу страховой премии. Поясним на примере, как работает этот механизм. Как известно, если вы застраховались на случай угона вашего автомобиля и автомобиль у вас, действительно, угнали (то есть произошел «страховой случай»), то вы получите возмещение (страховую премию) – из средств тех застрахованных у того же страховщика лиц, которые тоже выплачивали страховые взносы, но им посчастливилось и воры обошли их транспортные средства стороной. Выгода – в том, что всем гарантировано возмещение убытка, причем, каждый пострадавший выплатит в страховой фонд гораздо меньшую сумму, чем получит при страховом случае. Разумеется, все остальные, у кого автомобили не угонят, потеряют свои деньги, которые они уже выплатили в страховой фонд. Но и они не останутся «в накладе». Во-первых, они получили «психологическую выгоду» – чувство уверенности, что угон их автомобиля не повлечет за собой непоправимый удар по семейному бюджету. И во-вторых, все застрахованные жертвы угонщиков, получив «страховку», приобретают новые автомобили, в результате рынок автомобилей развивается, цены на машины, запчасти и т.д. падают. Это ощущается всеми, в том числе и теми участниками страхования, у кого не произошел «страховой случай».

При пенсионном страховании (возьмем для удобства одни лишь пенсии по старости) страховой случай наступает у всех, кто достиг пенсионного возраста (то есть ущерб здесь – утеря прежнего уровня работоспособности в связи со старостью). Эти люди получат пожизненные пенсии из пенсионного страхового фонда, где собраны финансы, поступавшие и от них самих, и от до сих пор работающих сограждан и, наконец, от тех, кто платил страховые взносы до смерти, но не дожил до пенсионного возраста. Последние подобны тем застрахованным автомобилистам, у которых не угнали их автомобили (иначе говоря, это люди, у которых страховой случай не наступил). Итак, все разговоры «пенсионера Навального» из youtube о том, что если человек не доживет до пенсии, то его взносы «украл» пенсионный фонд, бессмысленны (о чем в своем ролике красноречиво сказал Б.Ю. Кагарлицкий). С таким же успехом застраховавшийся автомобилист может голосить, что он платил в страховую компанию взносы 10 лет, а машину у него так и не украли, так пусть возвращают денежки! Любое лицо, страхуясь от какого-либо случая, берет на себя риск – в обмен на гарантию возмещения ущерба. Работающий человек, становясь клиентом пенсионного фонда, и выплачивая ему взносы (лично и через работодателя) надеется, что он доживет до пенсии. Но даже если и не доживет, все равно он не потратит деньги зря и все равно ему было выгодно платить пенсионные взносы. Во-первых, благодаря этому общество становилось гуманнее по отношению к старикам, и вообще стабильнее и солидарнее, что улучшает качество жизни любого гражданина этого общества. И во-вторых, забота о его собственных родителях или родственниках старшего возраста распределялась на всех граждан, а не ложилась только его плечи. Допустим, такой не доживший до пенсии гражданин жил с матерью-пенсионеркой. Он ежемесячно отчислял в пенсионный фонд со своей зарплаты в 15 000 рублей 22%, то есть 3 300 рублей и его мать ежемесячно получала из пенсионного фонда среднюю пенсию 14 100 рублей. Очевидно, он не смог бы тратить на нее столько, не будь он участником пенсионного страхования. Жульничество российского государства с повышением пенсионного возраста состоит в другом: оно через законы о пенсионном обеспечении и пенсионном фонде уже заключило договор с гражданами, гарантируя им, что они выйдут на пенсию и станут получать выплаты с определённого возраста (женщины с 55, мужчины – с 60 лет). И вдруг оказывается, что страховой случай переносится на 8 и 5 лет соответственно. Это все равно как если бы вы застраховали автомобиль, попали бы в аварию, пришли за «страховкой», а вам бы сказали: а мы теперь только после двух аварий выплачиваем, но ту же сумму, что и раньше, потому что денег в фонде не хватает.

Однако вернемся к типологии солидарных пенсий. Перед нами распределение заботы о согражданах старшего общества на все общество и это в конечном итоге это выгодно всем: и самим пожилым людям, и их работающим младшим родственникам, и детям работающих (на которых тратятся деньги, сэкономленные благодаря пенсионной системе) и даже тем работающим, у которых нет старших родственников – они наслаждаются благами жизни в обществе, где снижена напряженность между поколениями. Такая страховая пенсионная система, как мы уже говорили – огромное социальное достижение. Но она имеет и свои недостатки. «Чистая» страховая пенсионная система финансируется из взносов граждан и их работодателей. Государство здесь выступает лишь как гарант получения работающими пенсий в будущем и выплат пенсионных взносов работодателями в настоящем. Но само государство туда свои средства не вкладывает. А значит, если наступает неблагоприятная демографическая ситуация – количество работающих падает, а количество пенсионеров растет, такая пенсионная система начинает переживать кризис. Можно спорить, действительно ли наша пенсионная система сейчас в таком кризисе или государство подсовывает населению фальсифицированные данные о продолжительности жизни и количестве работающих и пенсионеров, но сама уязвимость такой системы очевидна.

Читайте также:
Можно ли летать по России, если есть долги у судебных приставов?

Кроме того, в случае идеальной, беспримесной страховой системы, пенсии получают только те, кто выплачивал взносы, то есть те, кто работал. А как же быть с инвалидами, безработными или просто теми, кто по каким-либо причинам не работал на предприятии или в фирме (пример – домохозяйки)?

Поэтому передовые социальные государства Запада сейчас переходят к другой системе (конечно, сохраняя как элемент и пенсионное страхование и даже накопительные пенсии).

Пенсии по гособеспечению

Другая система – это первый подтип солидарной пенсионной системы. Мы уже говорили, что различие их состоит в источнике финансирования. В случае пенсионного страхования источник – взносы застрахованных работающих граждан и их работодателей. В случае государственного пенсионного обеспечения источник – госбюджет. Это значит, что для получения такой пенсии (ее называют пенсия по гособеспечению) граждане не платят специального пенсионного взноса, они платят обычные налоги, а по достижении пенсионного возраста они начинают получать от государства регулярные фиксированные (иногда одинаковые у всех) пожизненные денежные выплаты – только на том основании, что они – граждане этого государства. Казалось бы, какая разница? Ведь госбюджет формируется из налогов, а значит схема та же, что и с пенсионным фондом. Но разница все же есть. Во-первых, размер индивидуального налога может быть меньше пенсионного взноса и, во-вторых, бюджет государства формируется и из других источников, скажем, в случае России – это доходов от продажи нефти и газа за рубеж.

Такие пенсии появились уже давно, но как правило, они распространялись лишь на государственных служащих и членов их семей (так было, например, в царской России). В настоящее время в социальных государствах Европы мы наблюдаем переход к социальной или государственной пенсии не только для служащих государства, но и для членов гражданского общества. Ярким примером является здесь Дания, пенсионная система которой по надежности лидирует во всем мире. Естественно, в Датском королевстве существуют и накопительные, и страховые пенсии, но основа национальной пенсионной системы – так называемая социальная пенсия нулевого уровня. Она состоит из двух частей. Первая – базовая социальная пенсия, которая является ежемесячной государственной выплатой, не зависящей ни от стажа, ни от уровня заработка. На нее могут рассчитывать все граждане, достигшие пенсионного возраста (65 и 67 лет в зависимости от года рождения) и прожившие в стране не менее 3 лет. Она одинакова для всех получателей и равна 61 152 датские кроны (около 10 800 долл. США) в год. Вторая часть – целевая, она предназначена тем пенсионерам, которые материально нуждаются. Ее цель – довести их уровень благосостояния до прожиточного минимума[4]. В Норвегии есть подобная гарантийная часть пенсии, аналоги существуют и в других страх севера Европы.

Кстати, у нас в СССР также была повсеместно распространена пенсия по гособепечению. Можно спорить о том, хватало ли советской пенсии на жизнь и справедливую ли сумму получали разные категории населения, но нельзя отрицать одно: это были государственные выплаты, а не страховые взносы лишь перераспределенные государством. Советские пенсии финансировались из так называемых общественных фондов потребления, формируемых за счет доходов от предприятий.

По нашему глубокому убеждению, переход от госпенсий к пенсионному страхованию, который произошел в РФ при президенте Путине – это явный шаг назад, социальный регресс. Государство сняло с себя бремя заботы об огромных массах населения. Пенсии по гособеспечению в РФ сохранились, но соответствующий закон[5] гарантирует их лишь нетрудоспособным гражданам, участникам ВОВ, пострадавшим при Чернобыльской аварии, космонавтам, военнослужащим и (. ) чиновникам федерального уровня и членам их семей в случае утери кормильца. Госпенсии получают и силовики, но по отдельному закону.

Те, у кого вообще нет трудового стажа, могут рассчитывать на минимальную социальную пенсию от государства, но она мизерная.

Нам представляется, что левые силы в настоящих условиях должны бороться не только за отмену законопроекта о повышении пенсионного возраста, но и о введении в России достойных пенсий по гособеспечению, по аналогу с североевропейскими социальными пенсиями нулевого уровня. Деньги на это может дать введение прогрессивного налога.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: