Какие органы занимаются вопросами гражданства РФ, чья это компетенция
Какой срок оформления гражданства?
Срок оформления гражданства зависит от выбранной схемы оформления гражданства . А схема оформления гражданства зависит от конкретной ситуации человека и наличия оснований.
Минимальный срок оформления гражданства составляет 9 месяцев – это упрощенный порядок получения гражданства. Общий порядок оформления гражданства может занимать 8 лет и более.
Я родился в СССР, имею ли я право на оформление гражданства в упрощенном порядке?
Нет. Факт рождения в СССР не дает никаких оснований для упрощенного получения гражданства. СССР был большой страной и в него входило много республик, соответственно если человек родился во времена СССР на территории Украины, то это не дает никаких оснований.
Только факт рождения на территории РСФСР дает основание для упрощенного получения гражданства.
Кто считается близкими родственниками по закону?
Близкими родственниками, которые дают право на оформление гражданства в упрощенном порядке считаются: дети, родители, супруги – граждане РФ и родственники по прямой восходящей линии (родители, бабушки/дедушки, прабабушки/прадедушки. ) если они родились и жили на территории России.
У меня брат/сестра, тетя/дядя граждане РФ. Какие основание мне это дает?
Такие родственники как брат/сестра, тетя/дядя не дают никаких оснований для оформления гражданства.
Близкими родственникам по закону считаются дети, родители, супруги, бабушки/дедушки, наличие таких родственников граждан РФ является основанием для оформления гражданства в упрощенном порядке.
Какие документы необходимо собрать для оформления гражданства?
Здесь приводится расширенный перечень документов, которые необходимо собрать, если вы планируете начать оформление гражданства РФ:
1. Паспорта (внутренний и загранпаспорт, при наличии);
2. Свидетельство о рождении;
3. Документы о семейном положении: св-во о браке/разводе, решения суда, выписки из ЗАГСа;
4. В случае смены ФИО необходимо предоставить документы подтверждающий данный факт;
Пункты 1-4 являются обязательными независимо от схемы оформления гражданства.
5. Документы об образовании: аттестаты, дипломы, сертификаты;
6. Документы о трудовой деятельности: трудовая книжка;
7. В случае наличия родственников, которые родились и проживали на территории России, необходимы документы подтверждающие данный факт и факт родства с ними.
Пункт 5-7 предоставляются в зависимости от наличия оснований и выбранной схемы оформления гражданства .
Я знаю русский язык, имею ли я право на оформление гражданства в упрощенном порядке?
Нет. Одного знания русского языка, к сожалению, не достаточно для получения гражданства и это не дает никаких оснований.
В российском законодательстве есть понятие ” носитель русского языка ” который имеет право на получения гражданства в упрощенном порядке, но для этого необходимо чтобы кто-то из родственников по прямой восходящей линии родился либо жил на территории России.
Можно ли каждые 90 дней выезжать и заезжать обратно в Россию?
Ранее так было можно делать, но с 1 января 2015 года в миграционное законодательство были внесены изменения.
По новым правилам иностранный гражданин имеет право находится в России 90 дней, после истечения которых он обязан выехать и имеет право въехать обратно только через 90 дней.
За нарушение этого правила предусмотрено наказание в виде штрафа и запрета на въезд в Россию сроком от 3 лет.
Нужно ли отказываться от гражданства Украины при получении гражданства РФ?
Летом 2022 года в российское законодательство были внесены изменения и с того времени отказываться от своего предыдущего гражданства не нужно при получении российского.
По факту это означает, что у вас будет два гражданства.
Задать больше вопросов
в нашей группе Вконтакте
Получите бесплатную консультацию
Консультации проводят ведущие миграционные юристы
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
Или позвоните нам
Миграционное агентство «Мигрон» информирует о следующем: все решения о выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительство, статуса носитель русского языка, свидетельства участника программы переселения соотечественников, гражданства Российской Федерации и паспорта гражданина РФ принимаются исключительно органами ГУВМ МВД России. Ни одна другая организация не обладает такими полномочиями. Все материалы, размещенные на сайте не являются публичной офертой и носят исключительно информационный характер.
Наша компания занимается юридической помощью и консультированием иностранных граждан в сфере миграционного законодательства с целью защиты их прав и получения законного статуса нахождения на территории РФ и приобретения гражданства РФ на основаниях, предусмотренных Федеральным законом “О Гражданстве Российской Федерации”.
Соблюдайте закон! Использование поддельных документов и незаконных методов приобретения гражданства РФ и паспорта гражданина РФ влечет уголовную ответственность!
ГЛАВА 4. ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- Президент Российской Федерации является главой государства.
- Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, поддерживает гражданский мир и согласие в стране, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти .
- Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
- Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
- Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
- Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
О возможности участия в качестве кандидата на выборах Президента РФ лица, занимавшего и (или) занимающего должность Президента РФ на момент вступления в силу ч. 3 и 3.1 ст. 81 (в ред. Закона РФ от 14.03.2022 N 1-ФКЗ), см. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2022 N 1-ФКЗ.
- Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.
3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.
- Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
- При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:
“Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу”.
- Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии сенаторов Российской Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации .
Президент Российской Федерации:
а) назначает Председателя Правительства Российской Федерации, кандидатура которого утверждена Государственной Думой по представлению Президента Российской Федерации, и освобождает Председателя Правительства Российской Федерации от должности ;
б) осуществляет общее руководство Правительством Российской Федерации; вправе председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации ;
б.1) утверждает по предложению Председателя Правительства Российской Федерации структуру федеральных органов исполнительной власти, вносит в нее изменения; в структуре федеральных органов исполнительной власти определяет органы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. В случае если Председатель Правительства Российской Федерации освобожден Президентом Российской Федерации от должности, вновь назначенный Председатель Правительства Российской Федерации не представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти ;
в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
в.1) принимает отставку Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации ;
г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначает на должность заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой (за исключением федеральных министров, указанных в пункте “д.1” настоящей статьи), и освобождает их от должности ;
д.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности ;
е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов ;
е.1) назначает на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождает от должности Генерального прокурора Российской Федерации, заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, прокуроров военных и других специализированных прокуратур, приравненных к прокурорам субъектов Российской Федерации; назначает на должность и освобождает от должности иных прокуроров, для которых такой порядок назначения и освобождения от должности установлен федеральным законом ;
е.2) назначает и освобождает представителей Российской Федерации в Совете Федерации ;
е.3) вносит в Совет Федерации представление о прекращении в соответствии с федеральным конституционным законом полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных предусмотренных федеральным конституционным законом случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий ;
е.4) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты; представляет Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты и половины от общего числа аудиторов Счетной палаты ;
е.5) формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом ;
ж) формирует Совет Безопасности Российской Федерации в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности, общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Статус Совета Безопасности Российской Федерации определяется федеральным законом ;
з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;
и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации в целях обеспечения реализации своих полномочий ;
к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Статья 83 дополнена пунктом “е.2” в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ “О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации”, вступившим в силу со дня его официального опубликования 22 июля 2014 г. (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, N 0001201407220002).
Президент Российской Федерации:
а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;
в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
г) вносит законопроекты в Государственную Думу;
д) подписывает и обнародует федеральные законы;
е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
- Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
- Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент Российской Федерации:
а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;
б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;
в) подписывает ратификационные грамоты;
г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
- Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
- В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
- Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.
Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Президент Российской Федерации:
а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
в) осуществляет помилование.
- Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.
- Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
- Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.
- Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
- Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
- Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
- Президент Российской Федерации, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, обладает неприкосновенностью.
- Иные гарантии Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, устанавливаются федеральным законом.
- Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в порядке, предусмотренном статьей 93 Конституции Российской Федерации.
- Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности, а Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, лишен неприкосновенности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации, как действующего, так и прекратившего исполнение своих полномочий, признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
- Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов Российской Федерации и депутатов Государственной Думы по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.
- Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности, о лишении неприкосновенности Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента Российской Федерации, Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, считается отклоненным.
Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве, и порядок обжалования их действий
Согласно ст. 28 Закона о гражданстве полномочными органами, ведающими делами о гражданстве РФ, являются: Президент РФ; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 29 Закона о гражданстве Президент РФ решает вопросы:
- а) приема в гражданство РФ в общем порядке;
- б) восстановления в гражданстве РФ в общем порядке;
- в) выхода из гражданства РФ в общем порядке;
- г) отмены решений по вопросам гражданства РФ.
Президент РФ рассматривает вопрос о приеме в гражданство РФ или восстановлении в гражданстве РФ иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с порядком, установленным Законом о гражданстве, при наличии следующих обстоятельств:
- – если лица, подавшие заявление, в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство РФ или о восстановлении в гражданстве РФ, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;
- – если лица, подавшие заявления, были осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).
Президент РФ издает указы по вопросам гражданства РФ.
Согласно ст. 30 Закона о гражданстве федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия:
- а) определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих на территории РФ;
- б) принимают от лиц, проживающих на территории РФ, заявления по вопросам гражданства РФ;
- в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
- г) направляют Президенту РФ заявления по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
- д) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих на территории РФ;
- е) рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими на территории РФ, и принимают решения по вопросам приема в гражданство РФ в упрощенном порядке;
- ж) ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;
- з) оформляют гражданство РФ в отношении приобретения гражданства РФ ребенком, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, и ребенком, усыновленным (удочеренным) гражданином Российской Федерации, или супругами, являющимися гражданами Российской Федерации, или супругами, один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой – лицом без гражданства;
- и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства в пределах их компетенции.
Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами Российской Федерации:
- а) определяют наличие гражданства РФ у лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;
- б) принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства РФ;
- в) проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства РФ документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
- г) направляют Президенту РФ заявления по вопросам гражданства РФ, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
- д) исполняют принятые Президентом РФ решения по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;
- е) рассматривают заявления по вопросам гражданства РФ, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам приема в гражданство РФ в упрощенном порядке;
- ж) ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, находящимися за пределами Российской Федерации, приняты решения об изменении гражданства;
- з) оформляют гражданство РФ;
- и) осуществляют отмену решений по вопросам гражданства в соответствии с их компетенцией.
Важная сфера полномочий государственных органов и их должностных лиц – обеспечение исполнения решений по вопросам гражданства РФ.
Полномочные органы, ведающие делами о гражданстве РФ и принявшие к рассмотрению заявления по вопросам гражданства РФ, сообщают заинтересованным лицам о принятых решениях и выдают этим лицам соответствующие документы.
Решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве РФ, об отклонении заявления по вопросам гражданства РФ может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства РФ и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве РФ и порядок исполнения решений но вопросам гражданства РФ действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.
Налог на сдачу квартиры в 2022 году
Налог на сдачу квартиры
Налог на сдачу квартиры физическим или юридическим лицам рассчитывается и уплачивается согласно нормам действующего законодательства. В случае выявления факта нелегального платного проживания граждан в квартире составляется протокол и взымается штраф.
Что нужно предусмотреть заранее
Собственник жилья до момента поселения жильцрв должен определиться со схемой налоговых отношений с государством. Предусмотрено 3 варианта:
- подача декларации для начисления НДФЛ с указанием размера полученного дохода. В случае выбора такого варианта ставка НДФЛ стандартная – 13%;
- оформление патента. Для этого собственник квартиры регистрируется как ИП и выбирает патентную форму налогообложения. Стоимость патента на 1 месяц составляет 6% от ориентировочного дохода;
- регистрация в качестве самозанятого с уплатой 4% налога на профессиональный доход.
Оформление договора аренды
Арендное соглашение заключается у нотариуса. В тексте договора обязательно прописывается:
- информация о сторонах;
- предмет договора;
- срок действия соглашения;
- размер и условия внесения оплаты;
- перечень форс мажорных обстоятельств;
- права и обязанности сторон.
Документ подписывается сторонами, после чего вступает в юридическую силу. Согласно нормам ст.609 ГК РФ государственная регистрация соглашения между физическими лицами регистрируется в органах Росреестра в случае заключения соглашения на срок более 1 года.
Договор проходит государственную регистрацию в органах Росреестра по инициативе одного из участников соглашения после уплаты государственной пошлины.
Регистрация арендатора
Факт юридической регистрации в квартире никоим образом не связан с арендным соглашением. Прописка осуществляется по заявлению собственника при согласии других лиц, которые зарегистрированы в квартире. Оптимальный вариант – оформление временной регистрации по месту пребывания сроком до 5 лет. В заявлении собственника указывается срок прописки. По достижению указанной даты человек автоматически выписывается из данного жилья.
Процедура уплаты налога
На первом этапе решения вопросы владелец собирает необходимые документы:
- паспорт;
- договор аренды;
- подтверждение факта собственности на жилье.
После этого необходимо зайти в интернет и скачать бланк декларации по форме 3-НДФЛ. Заполнение допускается вручную или на компьютере. Гражданин подает декларацию до 30 апреля следующего года за отчетным. Документ можно предоставить лично или подать в отсканированном варианте через личный кабинет налогоплательщика. Средства вносятся на счет по реквизитам до 30 августа.
Как выгоднее сдавать квартиру
Анализ практики показывает, что наиболее оптимальным является вариант самозанятости, потому что наличие этого факта само по себе не мешает работать в качестве наемного работника на предприятиях.
Ставка НДФЛ составляет 13%. Размер налога на профессиональный доход – 4% от прибыли. По сути, экономится 9% от общего прихода средств за сдачу жилья.
Штраф за нелегальное проживание
Согласно нормам ст.ст.119 и 122 НК РФ применяются следующие виды штрафов:
- от 20 до 40% от реально полученного дохода за умышленное нежелание оплачивать средства в казну;
- просрочка предоставление декларации в налоговую – 5% от суммы полученного дохода за каждый период. Максимум начисляется 30% от прибыли, но не менее 1000 рублей.
В случае сокрытия факта сдачи квартиры в аренду на протяжении 3 и более лет при доходе от этой деятельности свыше 600000 рублей применяются нормы ст.ст. 198 и 199 УК РФ. Санкции данных статей предусматривают ограничение воли на определенный срок по решению суда или штраф.
Налог на имущество физических лиц
Кто и когда платит налог на недвижимость
Что такое налог на имущество
Налог на имущество — это плата государству за владение недвижимыми объектами. Купили квартиру, оформили ее на себя — теперь вы собственник и у вас есть недвижимость. За право владеть ею нужно платить. Больше объектов собственности — больше налоговых обязательств.
Налог на недвижимость раз в год начисляет Федеральная налоговая служба: во второй половине года она начисляет плату за объекты, которыми вы владели в прошлом отчетном периоде. ФНС формирует налоговое уведомление — квитанцию — с указанием, за что и сколько нужно заплатить, и направляет собственнику. Мы уже писали, где получить это уведомление и как проверить свои долги.
Если у вас есть личный кабинет на сайте налоговой, по умолчанию никакие их уведомления почтой вам не приходят. Чтобы они приходили почтой, от вас нужно заявление на бумажную отправку. После регистрации в личном кабинете можно выбрать, продолжить получать бумажные квитанции о задолженности почтой или отказаться от этого.
Кто платит налог на имущество физических лиц
Налог на имущество платят собственники недвижимости. Неважно, кто живет и зарегистрирован в квартире: налогоплательщиком будет тот, кому она принадлежит.
Объекты налогообложения
Налогом облагается только недвижимое имущество. Какие объекты являются движимыми, а какие недвижимыми, определяет ст. 130 ГК РФ. Например, автомобиль считается движимым объектом, а дом, гараж, комната в коммуналке — недвижимыми.
Движимое имущество
Движимое имущество закон определяет от обратного: это любые вещи, которые не являются недвижимостью. Например, автомобиль, деньги, телевизор или персидский кот. Перечень недвижимых объектов дан в гражданском кодексе — за собственность, не указанную в этом списке, налог на имущество не платят.
Закон требует регистрации прав на любую недвижимость, а для движимых объектов такого требования нет. Не путайте с регистрацией транспортных средств в ГИБДД: при выдаче паспорта транспортного средства автомобиль ставится на учет, а не регистрируется право собственности на него. За счет ПТС хозяин «привязан» к машине, но это не аналог права собственности.
Владельцы транспортных средств не платят налог на имущество, но должны отдавать государству транспортный налог.
Недвижимое имущество
Определения недвижимости в законе нет — там просто дан полный перечень объектов, которые признаются таковой. Налогом на имущество облагается не любая недвижимость. Список того, за что его платить, тоже дан в законе: жилой дом, квартира, комната, гараж или машино-место. Есть и другие, более редкие объекты налогообложения.
ст. 401 НК РФ: за какое имущество надо платить налог
Налоги на общедомовое имущество в многоквартирных домах не платят.
Ставки налога на имущество физических лиц
С помощью ставки вычисляют сумму налога на имущество. Налоговая ставка — это процент от налоговой базы. А налоговая база — это стоимость объекта налогообложения. Для расчета берут не всю стоимость — и не ту, что указана в договоре купли-продажи. Стоимость объекта определяют государственные органы, и она бывает двух видов: инвентаризационная или кадастровая. Но разбираться в видах стоимости и вычетах необязательно: все данные указаны в налоговом уведомлении. Главное — проверить их перед оплатой.
Закон задает базовые ставки налогообложения для физических лиц. Они зависят от вида объекта и его стоимости. Если это жилой дом, квартира, комната или гараж — 0,1% от стоимости, все остальное — 0,5%, но за объекты дороже 300 млн рублей — 2%.
На основе базовых ставок каждый регион имеет право установить свои территориальные. Указанную базовую ставку налога на имущество можно уменьшить до нуля или увеличить, но не более чем в три раза. Например, ставка налогообложения 0,1% для жилых объектов в разных регионах меняется от 0 до 0,3%.
Узнать ставки налога на имущество в своем регионе можно на сайте ФНС. Например, в 2022 году в Москве региональные ставки налогообложения совпали с базовыми: за квартиру стоимостью до 10 млн рублей платят 0,1% от стоимости, а за дорогое имущество — от 300 млн рублей — 2%.
Как рассчитать налог на имущество физических лиц
Сумма за год зависит от ставки и налоговой базы. Ставку определяет закон и региональные власти. Налоговая база — это стоимость объекта. Ее умножают на ставку налогообложения и получают сумму налога на имущество.
До 2014 года за налоговую базу брали инвентаризационную стоимость. Инвентаризационная стоимость — это устаревшая схема расчета, которая учитывает изначальную стоимость и износ. Инвентаризационная стоимость объекта налогообложения не связана с рыночной. Ее определяло бюро технической инвентаризации — БТИ. Собственник недвижимости может получить справку о размере инвентаризационной стоимости. Обращаться нужно в БТИ по месту расположения объекта.
Начиная с 2015 года для расчета налога на имущество стали использовать кадастровую стоимость — цену объекта налогообложения, рассчитанную по схеме Росреестра. Эта цена ближе к рыночной. Оценивают объекты уполномоченные Росреестром сотрудники.
Узнать кадастровую стоимость объекта можно четырьмя способами: в личном кабинете Росреестра, в личном кабинете ФНС, через налоговый калькулятор на сайте налоговой или на публичной кадастровой карте. Еще инвентаризационную и кадастровую стоимость указывают в налоговых уведомлениях за соответствующие годы.
В большинстве случаев кадастровая стоимость выше инвентаризационной, поэтому сумма налоговых обязательств выросла. Разница может быть как в три раза, так и в десять.
Возьмем реальную квартиру в Омске площадью 60 м². Рыночная стоимость этой квартиры — 2—3 млн. По инвентаризации она стоила 230 000 Р , а по кадастру стоит 810 000 Р — в три с половиной раза дороже.
В 2015 году на расчет по кадастровой стоимости перешли только 28 регионов, остальные позднее. Год, в котором регион перешел на расчет по кадастру, влияет на этот расчет.
Сроки перехода регионов на расчет по кадастровой стоимостиXLSX, 22 КБ
Вычеты по налогу на имущество физических лиц
При начислении налога на имущество по кадастровой стоимости действуют налоговые вычеты. Налоговый вычет — это площадь, за которую не нужно платить. Чем больше площадь объекта налогообложения, тем больше его стоимость. Вычет уменьшает площадь недвижимости, налоговая база уменьшается, поэтому общая сумма налога на имущество становится меньше.
Право на налоговый вычет имеет любой собственник жилья по каждому принадлежащему ему объекту. Его учет происходит автоматически — почитайте об этом.
Налоговый вычет различается для разных объектов недвижимости: для дома — 50 м², для квартиры — 20 м², для комнаты — 10 м².
За загородный дом площадью 100 м² с налогоплательщика возьмут вдвое меньше: только за 50 м² вместо 100. За дом площадью 50 м² и меньше налог на имущество вообще не начислят.
Площадь омской квартиры, которую мы взяли для примера, — 60 м². Значит, платить придется только за 40 м².
Расчет по кадастровой стоимости
Чтобы заплатить налог на недвижимое имущество, не нужно предварительно ничего считать. Налоговая посчитает все сама, и в уведомлении уже будет указана итоговая сумма за отчетный период. Расскажем, откуда она берется, чтобы вы могли проверить. Если не сойдется — отправьте сообщение в ФНС.
Сейчас для налогоплательщиков действует переходный период: налог на имущество берут не полностью, а умножают на понижающие коэффициенты. Но сначала покажем, как считают полную сумму.
При расчете налога на имущество по кадастровой стоимости ее уменьшают на вычет и умножают на ставку налогообложения. Еще важен срок владения: если он меньше года, сумма налога на имущество пропорционально уменьшается. Если владеете только частью объекта, налоговые обязательства пропорционально делят между всеми собственниками.
Н = Б × С × КПВ × Д
Здесь Н — сумма налога на имущество, Б — налоговая база, или кадастровая стоимость объекта после вычета, С — ставка налога на имущество в регионе для этого объекта, КПВ — коэффициент периода владения, Д — размер доли собственности в объекте.
Чтобы определить КПВ, нужно разделить период владения объектом в месяцах на 12. Если купили квартиру до 15 числа включительно, то этот месяц считается за полный. Если позже этого срока — месяц не считается.
ст. 408 НК РФ: расчет налога на имущество
Налогоплательщик купил квартиру 20 июня, а 20 декабря ее продал. Тогда июнь в периоде не учитывается, а декабрь считается. Срок владения — 6 месяцев. КПВ равен 6/12, то есть 0,5.
В личном кабинете на сайте ФНС тоже можно посмотреть формулу расчета. Она не обязательно совпадет с нашей, потому что мы привели пример без учета понижающих коэффициентов. Чтобы их применить, организация сначала считает налог на имущество по инвентаризационной стоимости. Как это сделать, расскажем дальше, но сначала посчитаем полный налог на имущество по кадастру на реальном примере.
Пример расчета
Рассчитаем полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости для нашей квартиры в Омске за 2022 год. Ее кадастровая стоимость — 810 000 Р . Площадь — 60 м².
Сначала применим налоговый вычет. Для этого посчитаем кадастровую стоимость одного квадратного метра: 810 000 / 60 = 13 500 Р .
Площадь после вычета — 40 м², поэтому стоимость после вычета составит 13 500 × 40 = 540 000 Р .
Ставка налогообложения для квартир в Омске равна 0,1%
Если налогоплательщик владел такой квартирой полный год, КПВ равен единице. Если он единственный собственник, Д — тоже единица.
Полная сумма налога на имущество: 540 000 × 0,1% = 540 Р .
Если налогоплательщик владел квартирой только полгода, КПВ будет 0,5.
Полная сумма налога на имущество: 540 × 0,5 = 270 Р .
А если налогоплательщику принадлежит только четверть квартиры, Д — 0,25.
Полная сумма налога на имущество: 540 х 0,25 = 135 Р .
Расчет по инвентаризационной стоимости
Налог на имущество по инвентаризационной стоимости вычисляют, чтобы затем подставить в формулу для снижения налога на имущество по кадастровой стоимости.
Сумму по инвентаризационной стоимости тоже считает налоговая, но для наглядности опишем, как получается итоговая сумма. Формула расчета похожа. Только за налоговую базу берут не кадастровую, а инвентаризационную стоимость, умноженную на коэффициент-дефлятор. Коэффициент-дефлятор устанавливает правительство.
Налоговые вычеты не применяются.
Н = И × КД × С × КПВ × Д
Здесь Н — сумма налога на имущество, И — инвентаризационная стоимость объекта, КД — коэффициент-дефлятор, С — ставка налога на имущество в регионе для этого объекта, КПВ — коэффициент периода владения, Д — размер доли собственности в объекте.
Пример расчета
Посчитаем налог на имущество по инвентаризационной стоимости для нашей омской квартиры. Омская область перешла на учет по кадастру в 2016 году, поэтому последний период для расчета по инвентаризационной стоимости — 2015 год. Инвентаризационная стоимость — 230 000 Р . Коэффициент-дефлятор в 2015 году — 1,147.
На сайте ФНС выясняем налоговую ставку в Омске за 2015 год. Для квартир стоимостью до 300 000 Р это 0,1%.
Налог на имущество по инвентаризационной стоимости: 230 000 × 1,147 × 0,1% = 264 Р .
Если срок владения квартирой — полгода, указанная сумма уменьшится вдвое и составит 132 Р .
Если налогоплательщику принадлежит только четверть этой квартиры, он заплатит 66 Р .
Налог на имущество по инвентаризационной стоимости получился в два раза меньше, чем по кадастровой. Поэтому при переходе на новый способ расчета действуют понижающие коэффициенты.
Расчет по кадастровой стоимости до 2022 года
Полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости большинство собственников пока не платят. Для плавного перехода к новой налоговой нагрузке ввели понижающие коэффициенты. 2022 год — срок, в который должен был завершиться переходный период для регионов, начавших считать по-новому в 2015 году. С этого времени собирались брать налоги в полном размере, но условия поменяли. Теперь в большинстве случаев сумму будут рассчитывать с учетом понижающих коэффициентов за 2022 год и после него.
Размер налога на имущество растет постепенно. В первые три года после перехода на кадастр используют такую формулу:
Н = (Н1 − Н2) × К + Н2
Здесь Н — окончательная сумма налога на имущество за текущий год.
Н1 — полный размер налога на имущество по кадастру. Как его считают, мы рассказали выше.
Н2 — налоговые обязательства по инвентаризационной стоимости за последний период, когда их считали. Например, в Москве это 2014 год, в Омской области — 2015 год.
К — понижающий коэффициент. В первый год после перехода на кадастр он равен 0,2, во второй год — 0,4, в третий год — 0,6.
С четвертого года налоговая сравнивает полную сумму налога на имущество по кадастровой стоимости с суммой за прошлый год. Если полная сумма выросла больше чем на 10%, организация увеличивает сумму налоговых обязательств в текущем периоде на 10%. Если не больше — с этого момента берут в полном размере.
Полная формула с учетом всех параметров:
Н = ((Б × С − Н2) × К + Н2) × КПВ × Д − Л
где Л — налоговая льгота.
Когда сумма по кадастровой стоимости меньше налога на имущество по инвентаризационной, понижающие коэффициенты не действуют.
Пример расчета
Посчитаем, как растет размер налога на имущество за нашу квартиру в Омске. В 2015 году его брали по инвентаризации, и мы заплатили 264 Р . Полная сумма по кадастру — 540 Р . Допустим, что кадастровая стоимость меняться не будет.
Рост по кадастровой стоимости за первые три года после перехода
Год | Расчет | Итоговая сумма |
---|---|---|
2016 | (540 − 264) × 0,2 + 264 | 319 Р |
2017 | (540 − 264) × 0,4 + 264 | 374 Р |
2018 | (540 − 264) × 0,6 + 264 | 430 Р |
- 2016 год — (540 − 264) × 0,2 + 264 = 319 Р
- 2017 год — (540 − 264) × 0,4 + 264 = 374 Р
- 2018 год — (540 − 264) × 0,6 + 264 = 430 Р
С 2019 года сравниваем полный налог на недвижимость с суммой за 2018 год. 540 Р превышает 430 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимое имущество за 2019 год составит 430 + (430 × 10%) = 473 Р .
В 2022 году тоже сравниваем. 540 Р превышает 473 Р более чем на 10%, поэтому налог на недвижимость за 2022 год составит 473 + (473 × 10%) = 520 Р .
В 2022 году опять сравниваем. 540 Р превышает 520 Р менее чем на 10%, поэтому платим полную сумму — 540 Р . В 2022 году и далее тоже платим эту сумму.
Льготы для физических лиц
Налог на имущество платят не все. Некоторым категориям предоставляют льготы в размере 100 или 50%.
Льготы по налогу предоставляются только на имущество, которое не используется для предпринимательской деятельности, например квартиру, комнату, дом, гараж. Льготу можно получить только на один объект каждого вида.
Основания предоставления налоговых льгот
Льготы предоставляют определенным категориям лиц, например героям СССР и РФ, инвалидам первой и второй группы, участникам ВОВ, военнослужащим и их родственникам, пенсионерам. Список льготных категорий указан в ст. 407 налогового кодекса. Для них льготы по налогу на имущество равны 100%.
Это федеральные льготы, а органы местного самоуправления в регионах добавляют к ним свои. Их найдете на сайте ФНС. Местные льготы бывают равны полной сумме налога на имущество или его части.
Порядок предоставления налоговых льгот
Льготы предоставляются по заявлению в налоговую организацию. Заявление на льготу подают один раз в любое время. Можно даже после расчета налога на имущество, тогда пересчитают задним числом. Но лучше до 1 апреля следующего года, тогда ее учтут при расчете. Например, срок подачи заявления для снижения суммы выплат за 2022 год — до 1 апреля 2022 года.
Если у вас несколько объектов одного вида, в заявлении укажите, за какой хотите льготу. Менять свой выбор можно хоть каждый год, но делать это нужно до 31 декабря того года, за который будете платить. Можно вообще не выбирать льготный объект, тогда налоговая по умолчанию выберет объект с наибольшей стоимостью.
Если у вас в собственности разные виды недвижимости, налоговые льготы предоставят по каждому виду. С 2018 года при подаче заявления можно не приносить документы, а только предоставить реквизиты: налоговая сама запросит данные и сообщит решение.
У пенсионера две квартиры: одна в Москве, кадастровой стоимостью 3 млн, другая в Омске, кадастровой стоимостью 810 000 Р . Поскольку московская квартира дороже, по умолчанию он получит льготу за нее. Но по заявлению он может выбрать омскую квартиру, тогда за московскую придется платить. Если речь идет о налоге на имущество за 2022 год, то выбор надо сделать до 31 декабря 2022 года.
Еще у этого пенсионера частный дом. Поскольку это другой вид недвижимости, за него тоже платить не придется.
Заявление на саму льготу, а не на выбор объекта для льготы, он может подать когда угодно. Если речь идет о налоге на имущество за 2022 год, лучше уложиться в срок до 1 апреля 2022 года.
Платят ли дети налог на имущество
Если ребенок — собственник объекта или его доли, за него нужно платить налог на недвижимость. Дети-инвалиды имеют право на налоговые льготы. В некоторых регионах от налога на имущество освобождены еще дети, оставшиеся без попечения родителей, и несовершеннолетние в многодетных семьях.
Самостоятельный расчет налога на квартиру по кадастровой стоимости
В 2016 году изменился порядок уплаты налога на недвижимое имущество, в том числе на квартиры, что затронуло интересы большинства российских граждан. С этого времени сумма налога рассчитывается при учете кадастровой стоимости объекта. В подавляющем числе случаев налог заметно увеличивается. Полностью в новом размере налог на недвижимость придется платить с 2022 года, до этого он ежегодно увеличивается на 20 %.
Из нашей статьи вы узнаете об особенностях кадастровой стоимости квартиры, об актуальной формуле расчета налога, а также о возможных вычетах и льготах.
Чем кадастровая стоимость отличается от инвентаризационной?
До введения нового порядка при расчете налога на квартиру специалисты отталкивались от инвентаризационной стоимости, которая указана в техническом паспорте БТИ. Она учитывает износ квартиры, а также цены на строительные работы и услуги, поэтому считается восстановительной. Несмотря на то, что инвентаризационная стоимость индексировалась, для старого жилого фонда цифры никак не соответствовали текущим ценам на жилье.
Кадастровая оценка была введена с целью максимально отразить именно рыночную стоимость недвижимых объектов: квартир, домов, земельных участков. Она проводится региональными властями по утвержденной Правительством методике, и ее результаты вносятся в ЕГРН — единый реестр недвижимости, который ведет Росреестр. Эти сведения передаются в налоговую инспекцию и служат основанием для расчета налога.
Почему увеличился налог на квартиры и другую недвижимость?
Проблема заключается в том, что методы расчета кадастровой оценки очень приблизительны. Они основаны на таких общих показателях, как:
- город (поселок),
- год постройки,
- площадь квартиры.
При этом не учитываются многие индивидуальные факторы:
- расположение вблизи дорог,
- инфраструктура района,
- близость промышленных объектов и т.д.
Поэтому кадастровая стоимость может оказаться как выше, так и ниже инвентаризационной.
Что касается, рыночной цены, кадастровая на практике часто получается гораздо больше. По этой причине владелец квартиры вынужден платить повышенный налог. Кадастровую стоимость можно оспорить, подав заявление в комиссию Росреестра или через суд. В последнем случае придется заказывать экспертный отчет у независимого оценщика.
Пример расчета налога по двум вариантам оценки
Рассчитаем сумму по старой и новой формуле для отдельно взятой квартиры, чтобы понять насколько существенно вырастет налог.
Квартира расположена в Москве. При расчете нам важны следующие параметры:
- Площадь — 100 кв. м.
- Инвентаризационная стоимость — 8 млн руб.
- Кадастровая стоимость — 12 млн руб.
В 2015 году (за 2014 год) собственник заплатил за квартиру 9 176 руб., исходя из инвентаризационной стоимости: 8 млн * 0,1 % (налоговая ставка на жилое помещение).
Новая формула расчета налога на квартиру:
налог = (КС – налоговый вычет) * налоговая ставка * размер доли,
где КС — кадастровая стоимость, а налоговый вычет рассчитывается путем умножения стоимости 1 м2 на 20 м2.
Таким образом, получаем следующий расчет:
(12 000 000 – 2 400 000 * ) * 0, 0015 ** * 1 = 14 400 руб.
* вычет — (12 000 000/100 (м)) * 20
**ставка налога — 0,15 %
В приведенном примере размер налога вырос в 1,5 раза, потому что дом относительно новый (оценка БТИ 2010 года). Для старых строений 60-х годов, особенно в историческом центре, сумма может увеличиться в 5–6 раз.
Как было упомянуто выше, оплата налога по новому расчету вводится постепенно, в течение 4-х лет, о порядке — читайте ниже.
Поэтапный переход к новому размеру налога
Статьей 408 НК РФ установлены правила расчета на переходный период до 2022 года. Так, если в регионе была полностью завершена кадастровая оценка всех объектов недвижимости на начало 2015 года, то именно из нее теперь будет рассчитываться налог. Каждый год сумма увеличивается на 20 % от разницы между новой и старой суммой. В приведенном выше примере она составляет: 14 400 – 9176 = 5 224 (руб.).
При расчете понижающего коэффициента нужно иметь в виду, что он применяется, начиная с года перехода на новую систему. В таблице представлены суммы, которые владелец квартиры из нашего примера будет выплачивать до 2022 года.
Год уплаты | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Увеличение | + 20 % | + 40 % | + 60 % | + 80 % | 100 % |
Сумма | 10 220 | 11 265 | 12 310 | 13 355 | 14 400 |
Данные в таблице актуальны для тех регионов, которые уже в 2016 году перешли на расчет налога из кадастровой стоимости. Их всего 28, включая Москву.
В 2017 году к этим регионам прибавился еще 21 субъект РФ (Санкт-Петербург, Воронежская, Кемеровская и другие области). Информацию об этом можно найти на сайтах местных администраций. Для жителей этих регионов в 2018 году понижающий коэффициент равен 0,4 (40 %). Для 15 областей, где только в этом году впервые начинают считать налог из кадастровой стоимости, соответственно применяется коэффициент для первого года (0,2).
Дата введения нового порядка расчета на территории региона определяется законом субъекта федерации, однако везде она должна быть установлена не позднее января 2022 года. До этого момента налог считается из инвентаризационной стоимости. Таким образом, чем раньше совершен переход, тем легче будет привыкнуть жителям России к этим новшествам.
Вычеты для владельцев жилья
При расчете налога применяются вычеты, размер которых определяется видом объекта:
Вид недвижимости | Площадь, на которую уменьшается налоговая база, м2 |
Индивидуальный жилой дом | 50 |
Квартира в МКД (многоквартирном доме) | 20 |
Отдельная комната | 10 |
Единый недвижимый комплекс | 1 млн руб. |
Сумма, рассчитанная с учетом общей площади, уменьшается на произведение указанного метража и стоимости одного квадратного метра. Пример:
(1 500 000/50) * 20 = 600 000 (руб.), где:
- 1 500 000 — кадастровая стоимость,
- 50 м2 — площадь квартиры.
Следовательно, налог будет начислен на 900 000 рублей. Вычет предоставляется на всю квартиру целиком, независимо от числа собственников. Если их двое, и они вносят плату отдельно, сумма вычета каждого уменьшится на 10 м2. Однако количество объектов не ограничивается, получить вычет можно за городскую квартиру, садовый дом и т.д.
Порядок предоставления льгот
Льгота на квартиру и другие жилые помещения предоставляется только при условии, что они не используются для предпринимательской деятельности. Список граждан, которые раньше получали льготу в размере 100 %, не изменился (ст. 407 НК РФ). К ним относятся:
- пенсионеры;
- инвалиды I, II группы;
- участники ликвидации последствий катастрофы в Чернобыле;
- заслуженные лица (Герои РФ, ветераны войн, участники боевых действий);
- граждане, во владении которых дачные строения площадью менее 50 м2.
Важно! Если раньше льгота предоставлялась по всем объектам налогообложения, то с 2015 года — только для одного по выбору владельца. Так, например, пенсионер-инвалид, имеющий квартиру, отдельную комнату, загородный дом должен посчитать, что ему выгоднее и подать заявление в ФНС с указанием конкретного объекта.
Как узнать налоговую ставку для своего региона?
Имущественный налог рассчитывается отдельно на дома (индивидуальное жилищное строительство), дачные строения, квартиры, комнаты. Такой же порядок применяется в отношении единых недвижимых комплексов, если в их составе есть хотя бы одно жилое помещение. Для проживающих в многоквартирных домах предусмотрено освобождение от оплаты за площадь, относимую к общему имуществу жильцов.
Нормативная ставка установлена законом, она составляет 0,1%. Однако властями региона она может быть уменьшена или увеличена (не больше чем в 3 раза). Например, для Москвы действуют следующие размеры:
Кадастровая стоимость объекта | Ставка |
До 10 млн. рублей | 0,1% |
От 10 млн. рублей до 20 млн. рублей | 0,15% |
От 20 млн. рублей до 50 млн. рублей | 0,2% |
От 50 млн. рублей до 300 млн. рублей | 0,3% |
Посмотреть нормативные документы и размеры ставок можно на официальном сайте ФНС, выбрав из выпадающего списка свой регион.
Как узнать кадастровую стоимость квартиры онлайн?
Государственная оценка объектов недвижимости проводится поэтапно, с разной скоростью в городах и сельских районах. Новая стоимость вносится в единый реестр недвижимости. Оперативно узнать актуальную для вашей квартиры кадастровую стоимость без риска запутаться в дальнейших расчетах вы можете на онлайн-сервисе «КТОТАМ.ПРО» Мы предоставляем информацию по любому объекту на территории Российской Федерации.
Для этого достаточно ввести адрес в форму и нажать кнопку «найти». На экране появятся официальные данные из Росреестра:
Их можно смело использовать для расчета налога по своей квартире или, например, при выборе объекта для оформления льготы.
Если вам нужен официальный документ, на «КТОТАМ.ПРО» вы можете заказать выписку из ЕГРН. Она будет предоставлена вам в электронном виде с цифровой подписью сотрудника Росреестра. Распечатанный бланк вы можете использовать:
- при заказе независимой экспертизы рыночной стоимости для оспаривания кадастровой оценки через суд;
- для предоставления покупателю при оформлении купли-продажи квартиры;
- для проверки данных кадастрового паспорта: он может оказаться устаревшим, поскольку периодически производится переоценка объектов.
Также выписку можно запросить путем личного посещения территориального органа Росреестра или же через МФЦ. Срок ожидания в этом случае составит минимум 5 дней. Уникальность «КТОТАМ.ПРО» в том, что нужный документ вы получите всего за 250 рублей уже в день подачи заявки. Сервис гарантирует вам конфиденциальность, оперативность и достоверность сведений.
Имущественные налоги — 2022: отмена деклараций и другие послабления
Изменения затронули все три имущественных налога: транспортный, земельный и на имущество организаций. Поправки оформлены Федеральным законом от 02.07.2022 № 305-ФЗ, большинство из них вступит в силу с января 2022 года.
Что и когда меняется — кратко в таблице
Изменения в имущественные налоги утверждены Федеральным законом от 02.07.2022 № 305-ФЗ. Часть из них уже вступила в силу, а часть начнет действовать только в 2023 году. Для удобства мы свели все поправки в таблицу.
Подробнее об изменениях в каждом налоге можно прочитать в соответствующих разделах ниже.
Налог на имущество организаций
1. Единый срок платежа. Для всей страны установят единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему:
- налог — не позднее 1 марта следующего года;
- авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Поскольку эти изменения вступят в силу уже в январе, им будет подчиняться, в том числе и уплата налога за 2022 год. А значит, заплатить его организации должны будут не позднее 1 марта 2022 года.
2. Декларации. Полностью отменять декларации пока не стали, но уже с отчета за 2022 год организации смогут не включать в них сведения о недвижимости, облагаемой по кадастровой стоимости.
Отдельно отметили, что если у компании есть только объекты, облагаемые по кадастровой стоимости, декларацию она не сдает. Исключений для движимых основных средств, сведения о которых включаются в раздел 4, не установлено. Это означает, в частности, что организации на УСН будут полностью освобождены от деклараций (п. 2 ст. 346.11 НК РФ).
3. Порядок расчета налога. В связи с отменой деклараций налогоплательщик сам рассчитывает сумму налога по кадастровой недвижимости и перечисляет ее в бюджет. Инспекторы направляют организациям сообщения об исчисленной сумме налога и, если данные расходятся, предлагают представить пояснения и документы либо погасить недоимку.
4. Льготы. Еще одно следствие отмены декларирования «кадастровых» объектов — новый порядок заявления о льготах. Правила аналогичны тем, что уже действуют по земельному и транспортному налогам: в ИФНС нужно подать заявление о предоставлении льготы. Если этого не сделать, льгота все равно будет, но только если сведения о ней поступили в ИФНС из других источников. При этом прямо предусмотрена обязанность ее предоставления «задним числом» — начиная с периода, когда у налогоплательщика возникло право на льготу.
Есть еще два решения для нестандартных ситуаций:
- Если право на льготу возникает или пропадает не с 1 января, а в течение года, рассчитывать налог нужно с применением коэффициента, определяемого исходя из количества полных месяцев действия льготы. При этом месяцы возникновения и прекращения права на льготу при расчете всегда принимаются за полные.
- Если «кадастровая» недвижимость принадлежит нескольким лицам, налог надо считать пропорционально доле каждого собственника.
Напомним, что эти правила — также как и заявительный порядок льготирования — начнут применяться с 1 января 2022 года.
5. Уничтожение имущества. В НК РФ закрепят, что налог можно не платить с первого числа месяца, в котором произошла гибель объекта. Только надо уведомить об этом ИФНС — заявление можно будет подать в любую инспекцию по выбору налогоплательщика, а форма, формат и порядок его заполнения утверждены Приказом ФНС от 16.07.2022 № ЕД-7-21/668@. Послабление вводится с 2022 года.
Транспортный налог
1. Льготы. Организации смогут получить льготу, даже если не подали соответствующее заявление в ИФНС. Как и в случае с налогом на имущество, инспекторы должны будут дать льготу на основании имеющихся у них сведений. В том числе и «задним числом». Эта поправка будет применяться к налогу и авансовым платежам за 2022 год.
2. Налог с весельных лодок и маломощных моторок. Устранили неясность по налогу с весельных лодок и моторных лодок с двигателем мощностью не свыше пяти лошадиных сил, которые были зарегистрированы в ГИМС по старым правилам. Отныне в НК РФ прямо говорится: зарегистрированные весельные и моторные лодки объектом обложения не признаются. Причем поправка действует с налогового периода 2022 года, так что уплаченный налог по таким объектам можно будет вернуть или зачесть.
3. Налог с водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности. Если собственность долевая, налог предписывается платить пропорционально долям. А если совместная (к примеру, супружеская), то сумма налога делится между собственниками в равных долях. Эти поправки начнут применяться с января 2022 года.
В отношении автомобилей подобного правила в НК РФ по-прежнему нет. При этом с отменой налоговой декларации отпали основания для расчета налога исходя из доли владения, как это было предусмотрено п. 5.17 Порядка заполнения декларации по транспортному налогу. Получается, что введением этой поправки, законодатель подтвердил: по автомобилям каждый из сособственников должен платить налог в полном размере.
4. Расчет налога при появлении или прекращении права на льготу в течение года. Правила аналогичны тем, которые действуют для налога на имущество: сумма определяется с учетом коэффициента исходя из количества месяцев действия льготы. Месяц появления или прекращения льготы всегда берется за полный. Изменения начнут действовать с января 2022 года.
5. Налог с изъятого транспорта. В НК РФ официально закрепили возможность не платить налог по изъятому транспорту. Обязанность по уплате прекращается с первого числа месяца, в котором изъяли ТС, при условии уведомления налоговой. Это новшество начнет применяться в 2022 году.
Земельный налог
1. Льготы. Как и по другим налогам, льготы могут применять на основании данных ИФНС без заявления от организации. Эти изменения уже вступили в силу и дают возможность получить льготы «задним числом», а значит, применимы и к текущим налоговым платежам.
2. Земельные участки, приобретенные организациями для жилищного строительства. Напомним, что по таким участкам налог уплачивается с повышающим коэффициентом — 2 или 4 в зависимости от срока строительства. Из формулировки в НК РФ не было понятно, с какого момента вести отсчет «срока строительства», из-за этого постоянно возникали судебные разбирательства. Теперь в НК РФ прямо указали: при применении повышающих коэффициентов все сроки считаются с даты государственной регистрации прав на земельные участки. Новый порядок расчета применяется, начиная с налога за 2022 год.
А.Е. Крайнев, налоговый юрист
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.