Каково быть второй женой араба для русской девушки: правила, традиции

«Если ты первая супруга – значит, что-то в тебе не так». Минчанка о том, каково быть второй женой в браке с египтянином

Лена (имя героини изменено) живет в Арабских Эмиратах больше 10 лет, но не любит рассказывать о своей жизни соотечественникам. Говорит, что наслушалась нелестных комментариев и о бывшей работе, и о своем нынешнем положении.

Хотя ничего криминального в ее биографии нет – она всего лишь домохозяйка, мама и счастливая жена. «Счастливая вторая жена», – уточняет Елена с вызовом…

«В ЭМИРАТАХ НЕВОЗМОЖНО СЛУЧАЙНО СТАТЬ ПРОСТИТУТКОЙ»

В Беларусь Лена и ее дети приезжают нечасто. Примерно раз в год на пару недель летом: проведать родственников и спастись от невыносимого пекла пустыни. Раньше Лена задерживалась на родине дольше, но говорит, что уже устала от шушуканья за спиной, а жизнь в Беларуси стала настолько дорогой, что проще отправиться на лето в Европу.

– У нас почему-то думают, что женщина может работать за границей только проституткой или посудомойкой, – возмущается Лена. – Десять лет назад, когда мне предложили контракт на работу в Арабских Эмиратах, мать схватилась за голову и начала причитать, что меня заставят торговать телом. Я и тогда в это не верила, а сейчас точно могу сказать, что невозможно случайно стать проституткой в Эмиратах.

Работодатель имел представительство в России, крупная сеть отелей набирала самый разный персонал – от аниматоров до поваров. Все документы были оформлены официально, хотя я все равно позвонила на горячую линию «Ла Страда» (программа по противодействию торговле людьми).

Конечно, волновалась, боялась, но ехала не одна, а с подружкой, которая и нашла объявление. Думала, что заработаю денег, смогу купить себе красивую одежду, маме помочь. В институте я училась на платном, и маме пришлось взять кредит, чтобы как-то оплачивать счета.

Так я впервые выехала за границу и сразу же вышла на работу барменом в Дубае. Это огромный город, в обслуге – только иностранцы. На низкооплачиваемой работе вроде стройки, уборки мусора, в такси заняты индусы, пакистанцы, иорданцы, китайцы. Женщины-славянки –из-за приятной внешности и относительного знания английского языка – чаще работают там, где нужно показать лицо: в бутиках, приличных ресторанах, отелях.

Работать приходилось много, смена начиналась вечером и длилась почти всю ночь. Это неправда, что в Эмиратах нельзя пить. В Дубае есть множество отелей и баров, куда ходят и туристы, и местные. Девочек-официанток иногда донимали гости, но и за улыбку можно было получить шикарный подарочек. Однажды мне подарили набор украшений от Tiffany. Отдала его маме, потому что муж не разрешает носить подарок чужого мужчины.

Работа бармена сложная: восемь часов на ногах в сигаретном дыму, шуме и гаме. Нужно знать вкусы и предпочтения постоянных клиентов, улыбаться, не лажать. В нашем баре работали проститутки, которые «раскручивали» посетителей на коктейли и какие-то подачки. Но настоящий бизнес мы делали с девчонками из бэнда, который выступал по вечерам. Вот это были звезды! Никакого секса, никакого интима. Если начнешь спать с кем-то, сразу потеряешь всю привлекательность, перейдешь в разряд дешевок. Но просто за то, чтобы угостить даму, местные готовы были из штанов выпрыгнуть.

Кто знает, как сложилась бы моя жизнь, но на втором году работы я познакомилась со своим будущим мужем Билялем. Наши отношения быстро стали серьезными, меньше чем через год он попросил меня уйти из бара и сделал предложение. Только тогда я узнала, что у него уже есть жена и он предлагает мне занять место второй. Сначала была в шоке, а потом согласилась. У нас сложились теплые отношения, я уже тогда не представляла никого на месте Биляля.

«ВТОРОЙ ЖЕНОЙ БЫТЬ НЕ ОБИДНО, ОБИДНО БЫТЬ ПЕРВОЙ»

Лена признается, что жить в Арабских Эмиратах гражданским браком невозможно. Периодически полиция устраивает рейды по бедным кварталам, чтобы покарать тех, кто не соблюдает строгие моральные принципы ислама. Виновных ждет самое страшное наказание для мигрантов – депортация на родину и внесение в «блэк-лист».

– Если вы решили жить вместе, надо обязательно устраивать свадьбу, – рассказывает женщина. – Детали жених и невеста согласуют между собой.

У нас была скромная церемония на двоих, я купила себе красивое коктейльное платье, потом мы пошли в ресторан, муж подарил мне золотые украшения.

В Беларуси «вяселля» не было. Мне вообще не хочется везти мужа на родину. Я понимаю, что он сам из Египта, к простоте ему не привыкать, но я так не хочу косых взглядов в наш адрес. Я росла в хрущевке с бабушками у подъезда, алкашами. Сегодня помогаю матери деньгами, вывожу ее на отдых, но все равно соседи и родственники за глаза перемывают кости.

Думаете, я не замечаю, как смотрят на моих детей в Беларуси? Не слушали никогда блатняк «зачем под черного легла»? Одноклассница однажды при встрече так и сказала: «Может, мой муж и пьет, но я у него одна жена».

Вообще, белоруски неохотно идут второй женой. Нам это кажется чем-то невероятным и постыдным. Все-таки другая культура. Наши точно никогда не согласятся на то, чтобы жить под одной крышей с другой семьей.

Я бы тоже не согласилась, но муж никогда бы и не предложил такого. Обычно вместе живут не очень обеспеченные люди, когда муж не может снять хорошую квартиру или дом для каждой из жен. Правда, такие браки не одобряют и сами арабы. Считается, что если ты взял на себя такую ответственность, как вторая жена, то будь добр дай ей все то же, что она могла бы получить, если была бы единственной женой.

Особенно это касается детей. Муж оплачивает школу и колледж всем своим детям, а ведь их у него пятеро. Невозможно сказать, что ты, Алия, будешь учиться в английской школе, а ты, Аиша, пойдешь в ту, что попроще. У всех все должно быть одинаково.

Читайте также:
В Испании стартует новая распродажа жилья

Я, как и другие мои знакомые здесь, соглашалась на роль второй жены осознанно. Второй женой быть не обидно, обидно быть первой: значит, что-то в тебе не так, раз нужна другая. В Беларуси никого не смущает большое количество разводов. В арабском мире разводиться не принято, так что второй брак – местный способ разъехаться.

«МУЖ МНОГО РАБОТАЕТ, Я ЗАНИМАЮСЬ ДОМОМ И ДЕТЬМИ»

– В Беларуси меня никто ни разу не спросил о том, как живется второй жене. Хорошо живется. Первая жена Биляля живет в другой части страны. Она, как и он сам, египтянка, у них есть дети.

По закону муж должен проводить одинаковое количество времени с каждой семьей. Но с первой женой отношения у него не складываются, поэтому он приезжает туда примерно раз в месяц на несколько дней, в основном днем. Так получается больше времени уделять детям: вывозить их на море, в пустыню, в парки развлечений. Получается, что туда он ездит в гости, а живет все-таки с нами.

Муж много работает, ему нужно обеспечивать семь человек. Я занимаюсь домом и детьми: отвожу и забираю их из школы, убираю, готовлю. Раньше у нас была няня, но оказалось, что у нее проблемы с документами, и ее депортировали. Так что я лучше сама.

Живем как обычная семья. В выходные и просто в свободное время ходим гулять, смотрим кино, ужинаем. Никакой паранджи – здесь национальный женский костюм называется «абая» – я не ношу. Наоборот, муж постоянно дарит мне дорогую косметику и украшения, чтобы я выглядела на уровне.

Мы отмечаем все религиозные праздники: католические, православные, исламские. Есть знакомая девочка из Израиля, так они и Хануку справляют. Никто не запрещает нам отмечать 8 марта, День Победы или Новый год. Правда, оливье Биляль есть пока так и не научился.

Каких-то страшных культурных разногласий у нас не возникало. Люди везде хотят, чтобы к ним относились с любовью, чтобы дети были здоровыми, чтобы деньги были. Разве что муж не понимает, почему я скучаю по работе. В арабском мире именно мужчина должен отвечать за достаток.

Как устроен быт у первой жены Биляля, я не знаю. По закону каждая жена имеет право на все то, что есть у другой. Женщина даже может обратиться в суд для защиты своих интересов. Например, потребовать себе помощницу по хозяйству, если такая есть у другой жены. И суд станет на ее сторону.

Арабские Эмираты – достаточно прогрессивная страна. Если случается развод, то по закону дети до 14 лет гарантированно остаются с женщиной. Здесь невозможно просто так отобрать у мамы ребенка, в отличие от того же Египта, где все решают связи и деньги. В Арабских Эмиратах закон выполняется строго, обойти его тяжело.

«ЧТО ПОДЕЛАЕШЬ, ЕСЛИ ПОВЕРИЛА ПОДОНКУ»

– Самое смешное, что в Беларуси все охотно верят страшилкам из интернета и желтых газет, но никто не верит моим словам. Можно быть счастливой и во втором браке, будучи замужем за иностранцем-египтянином.

Скольких белорусских женщин бьют мужья, скольким не хватает на приличную жизнь? Но обсуждают, конечно, нас несчастных, у которых мужики-арабы да еще и с другой женой. Смешно.

На моей памяти ислам приняли только две девчонки, но никто их не побуждал к этому. Первая девушка надела хиджаб еще до того, как приехала в Эмираты. Номинально для замужества нужно менять веру, но большинство смешанных браков по факту пользуется липовыми документами. У меня тоже есть такая «справка», потому что без нее брак был бы недействительным.

Можно сказать, что здесь две стороны медали: или очень традиционные семьи, где женщины покрывают лицо и обязательно принимают ислам, или вполне себе европейские пары, которые не сильно придерживаются традиций. Муж мой, например, хоть и мусульманин, но может иногда выпить пива и совсем не против того, чтобы я ходила в юбках до колена и с декольте.

Плохие истории со вторыми женами тоже случаются. Что поделаешь, если поверила подонку. Иногда бывает, что муж скрывает, что у него есть еще одна жена. Одна моя знакомая узнала, что у ее мужа вторая семья, почти случайно. У них и до этого было не лучшее положение: муж плохо зарабатывал, у нее на руках маленький ребенок. Потом оказалось, что она еще и первую жену с ее ребенком должна кормить. Нехороший случай. Но вообще незаконно обманывать, незаконно не говорить о том, что есть другие жены. Можно обращаться в суд.

У другой моей знакомой муж сразу признался, что у него уже есть жена и трое детей. Честно рассказал, что отношения не складываются, что третий ребенок был попыткой спасти разваливающийся брак. Она оценила эту честность, живут вместе уже давно, у них все хорошо, есть совместный сын. А вот первая жена не смирилась и продолжает доставать всех какими-то бесконечными расследованиями. Она даже нашла семью этой девушки в Беларуси, звонила в Минск, писала им в социальных сетях. Меня первая жена Биляля игнорирует.

Третьей девчонке вообще повезло – первая жена живет на родине мужа, и тот только отправляет ей деньги. Уж не знаю, насколько она там довольна, но моя подруга чувствует себя отлично.

Наверное, первым женам тяжелее, ведь они не могут найти себе ни нового мужа, ни любовника. Но в материальном смысле они полностью обеспечены. Если вдруг Биляль захочет найти себе третью жену, то и меня с детьми он обязан будет содержать до самой смерти. Правда, я не могу представить, как у него хватит здоровья на третью женщину.

Меня приняла семья мужа, мы иногда ездим в Египет, общаемся. Но муж уже взрослый и не поддерживает такие тесные отношения с семьей, как принято у нас. Да и финансово он полностью самостоятельный. Здесь не принято, чтобы пожилые родители копили на квартиры своим взрослым детям. Наоборот, стариков должны полностью обеспечивать дети. Но семья моего мужа не нуждается в деньгах, так как имеет семейный бизнес.

Читайте также:
Аренда авто в Армении. Выбор, заказ и оплата проката машины онлайн

Конечно, иногда грустишь, но уж точно не от того, что где-то там у мужа есть еще одна жена. Жить здесь реально лучше, чем в Беларуси. Конечно, много за что нам приходится платить, очень много работать, чтобы жить на уровне. Но у нас есть возможность эти заработанные деньги с достоинством потратить.

Жаль только, что не хватает времени на нормальное общение. Иногда даже хочется обратно на работу. Но когда смотрю на своих детей и понимаю, что перед ними открыты все двери, то сразу прогоняю хандру и занимаюсь чем-то полезным.

Боюсь оказаться второй женой арабского мужчины!

Девочки, читательницы сайта intdate.ru! Хочу поделиться своей историей, и мне очень нужна помощь или совет тех, кто замужем за иракцем или встречался с ними. Очень прошу не писать ничего тех, кто понятия не имеет о том, что это такое.

Я живу в России, в сентябре 2013 мне написал парень из Ирака. Оказалось, он три дня как приехал в мой город учиться в аспирантуре. Ему 34. Он из Ирака, Вавилон. Мне стало очень интересно, т.к. меня всегда тянуло на восточных мужчин)

Мне 27 лет, замужем не была, детей нет, люблю работать и путешествовать, по профессии — переводчик, поэтому очень люблю знакомиться с людьми из разных стран. Буквально через три дня решили встретиться в реальной жизни. Али мне сначала показался каким-то смешным, но любопытство взяло верх, и на второе свидание я тоже согласилась.

Так мы встречались почти каждый день, ходили в кафе, гуляли. Он неплохо говорит по-русски, три года жил и учился в Белоруссии. По-началу, он даже не брал меня за руку, я уже молчу о поцелуях и прочем, и я даже думала, что не нравлюсь ему. [Аналогичное поведение описывает Ольга в своей истории знакомства с иракцем. Прим.редакции сайта intdate.ru]

Но свидании на десятом или больше он попросил меня произнести с ним клятву на арабском. Он очень сбивчиво объяснил, что это. Тогда я не совсем поняла, что это… Как оказалось позже, это «никях уль мута», так называемый временный брак, запрещенный у суннитов, но дозволенный шиитам. Смысл в том, что только после этого, он имеет права прикасаться ко мне и т.д. Права у такой женщины почти такие же как у жены, но таких браков можно заключать сколько хочешь, если родится ребенок — муж обязан его содержать и признать, но т.к. это не настоящий брак, то его можно расторгнуть в любой момент (все это я прочла в Википедии и поняла со слов Али).

Первая близость случилась у нас через месяц после знакомства. Мы уже 4 месяца вместе, но проблема в том, что я очень боюсь, что он уже женат, хотя он говорит, что нет.

С одной стороны, для женатика он слишком самостоятелен, здесь он всегда со мной, умеет готовить, моет посуду, говорит, что не женат, т.к. много путешествовал и хотел жить для себя, не был готов тратить время и деньги на свадьбу. Сейчас он тоже ничего не говорит о свадьбе. С другой стороны, я и сама пока не хочу, да и знакомы мы всего-ничего.

Сейчас он улетел в Ирак на месяц, и как-то не очень интенсивно общается со мной, в Скайп выйти не предлагает, вайбер у него всегда отключен, пишет он мне каждый день, а вот звонит через день-два. Говорит, что много времени проводит с друзьями, что давно их не видел.

Сегодня был странный случай, он звонил мне, а потом на середине разговора выпалил — меня зовет мама, нужно идти, пока — и положил трубку. Моя фантазия сразу представила, что он увидел как идет жена и повесил трубку, т.к. голоса зовущей мамы я не слышала.

С родителями он меня не знакомил, хотя я им передала подарки и письмо, и он мне выслал фото, где они улыбаются и все это держат в руках. Еще меня смущает вопрос о многоженстве, он очень активно выступает в этом вопросе, но когда я его в открытую спрашиваю, хочет ли он иметь две жены, он говорит, что не знает, что будет в жизни, и как он может сказать наперед.

На мой взгляд, очень хитрый ответ. Ко мне относиться с заботой, у меня были проблемы со здоровьем, он был рядом, поддерживал, терпит мои капризы, не командует, очень любит рассуждать со мной о вопросах религии, рассказывать про ислам, недавно попросил не есть свинину. На новый год остался здесь до 10 числа, хотя все его друзья улетели уже, был со мной (хотя для них то это не праздник). На новый год подарил мне кольцо на безымянный палец, но без каких-либо предложений.

Подруги одолели меня тем, что он точно женат. Возраст такой. Еще ему очень часто звонит женщина какая-то, говорит он с ней, конечно, по-арабски. Я однажды прямо почувствовала, что он говорит с женщиной, как то по голосу, по интонации, хотя не слышала. Спросила, кто звонит (но ничего не сказала о своих мыслях), говорит звонила сестра. У него их две.

В общем, мне как и всем нам не хочется быть обманутой, понятно, что никто из вас не знает, что у него на уме, но все равно, у кого есть опыт общения с иракцами, может дать мне совет, как он настроен ко мне. Мне кажется иногда, что он готовит меня к тому, чтоб я стала его второй женой (или может даже третьей!). Он вроде бы серьезен, нельзя сказать, что у нас только секс, да и девушек здесь пруд пруди, если нужен только секс — мог бы кого попроще найти, т.к. я всегда ему «мозг выношу» своими домыслами, а он вроде как терпит.

Читайте также:
Все об отдыхе в Ла-Гулетт, Тунис

С другой стороны это его странное поведение сейчас, нежелание знакомить с родителями, никаких обещаний.

P.S. В Беларуси он встречался и жил с девушкой (я видела фото- видно, что скромная и хорошая) около трех лет, у нее был ребенок свой, он хотел на ней жениться, но ее мама не позволила. Ну это конечно с его слов, кто знает, что там правда было. Очень бы хотелось с ней поговорить, но не знаю, как найти.

Девочки, которые замужем за иракцем, что ваши мужья думает о второй жене и вы сами? Написано ли у них в паспорте о статусе гражданском, где это можно посмотреть, как узнать. Буду рада любому совету, от тех из вас, кто имеет или имел опыт отношений с такими мужчинами. Спасибо. Ваша Ксения.

“То, что разрешено Аллахом, не может быть запрещено женщиной”

Согласно исламским законам, мужчина должен в равной степени обеспечивать имуществом и вниманием каждую из своих жен. Российские законы запрещают многоженство, однако в Татарстане заключение второго или третьего брака в религиозной среде не является чем-то диковинным. “Idel.Реалии” побеседовали с имамом мечети “Туган авылым” в Казани Ильнаром Зиннатуллиным ​о том, как заключается второй и последующий никахи, что он думает о правах жен в полигамном браке и в каких случаях женщины решаются “быть второй”.

— Вы читаете никах при заключении брака со вторыми женами?

— Да, такие случаи были. Разные пары разного возраста, были и 35-40-летние, и старше 50 лет, но моложе 30 не было. Люди по разным причинам это делают. Например, в одном случае первая жена или не может, или не хочет рожать ребенка. Вторая причина банальна — мужчина влюбился в другую женщину, или не хотел прелюбодействовать и просил прочитать никах. Еще одна причина касается мусульман, которые пришли к вере недавно, и раньше имели связи с женщинами. Будучи правоверными, они чувствуют себя обязанными тем женщинам и просят прочитать с ними никах.

“Он с нами 8 дней в месяц”. Мусульманка рассказала, каково это — быть второй женой

— Когда к вам приходят такие мужчины, они сразу говорят, что берут вторую или третью жену?

— Нет. При первом контакте со мной они просто говорят, что хотят прочитать никах. При второй встрече я спрашиваю, вступали ли они в религиозный брак до этого. Имам всегда спрашивает у женщины, согласна ли она быть второй женой. Мы объясняем им их права и обязанности в отношениях, имуществе и других вопросах. Еще всегда спрашиваем, знает ли первая жена о новом браке. Как правило, мужчины скрывают это. Некоторые предпочитают рассказать первой жене об этом уже после никаха. А кто-то вообще не говорит.

Первая жена, как правило, против: муж где-то пропадает, появляются слухи, и в доме — скандал. Хотя есть мусульманские семьи, где первая супруга знает о втором браке мужа. Обычно так случается, если родители хотят сохранить семью ради детей, даже если супружеских отношений уже нет.

“ЕСЛИ ЖЕНА ПРОТИВ ВТОРОГО БРАКА, ОНА ПРОТИВ АЛЛАХА”

— Первая жена должна дать согласие? Письменно, лично или по телефону?

— На самом деле, ее согласия не требуется. Ни одна нормальная женщина не даст согласие своему мужу на заключение второго брака. По Шариату мужчина должен сообщить первой супруге о никахе с другой женщиной, хотя если он этого не сделает, религиозный брак все равно будет считаться действительным.

Но есть нравственные принципы, уважение. Согласно им, нужно обговорить все с женщиной. А вообще — то, что разрешено Аллахом, не может быть запрещено женщиной. В Коране сказано, что мусульманин может иметь до четырех жен. Если женщина не согласна со вторым браком своего мужа, получается, она идет против того, что написано в Коране — идет против воли Аллаха. Это ставит под сомнение ее веру. Появление новой жены — как раз испытание для женщины перед Аллахом.

На самом деле, многоженство появилось не в исламе. Даже у христиан оно было. У арабов до ислама было неограниченное количество жен, но Коран сделал ограничение — до четырех. В те времена это было настоящей революцией.

Сейчас, конечно, это немного странно выглядит. С другой стороны, по моим данным, больше 90% мужчин изменяют своим законным женам! Огромная цифра, и она не исключает и религиозных мужчин. Это часть их природы — любить нескольких женщин. Ко мне часто приходят мусульманки и рассказывают, как супруги им изменяют. Даже среди тех, кто постоянно ходит в мечеть, есть те, кто спрашивают: нужно ли рассказывать женам о прошлых изменах. Мне кажется, никах со второй или третьей женой — это хороший выход из ситуации. Так мужчина берет ответственность на себя.

“ВТОРЫЕ ЖЕНЫ ЗНАЮТ, ЧТО ОНИ ВТОРЫЕ”

— Вы верите на слово тем, кто приходит в мечеть? Не просите их предоставить какие-то документы о том, что брак первый?

— Имаму это неважно. Если человек не пятую жену берет, то никах в любом случае будет действительным. К тому же мы верим, что мусульманин, который пришел в мечеть, не лжет. Раз человек честно пришел и просит прочитать никах со второй женой, он не хочет совершать прелюбодеяние — он честен с ней. Вторые жены всегда знают, что они вторые.

— А бывало в вашей практике, чтобы женщина не знала о первой жене?

— Лично у меня такого не было. Конечно, бывают и аферисты Возможно, женщина ставит условие, что выйдет замуж только за неженатого человека, а мужчина ее обманывает.

Читайте также:
Шейх Заид — основатель и легендарный правитель ОАЭ: интересные факты

— Почему женщины все-таки соглашаются быть второй или третьей женой?

— Они видят любовь и заботу мужчины — вот почему. У меня был такой случай: знакомый рассказал, что изменяет своей жене и очень переживает по этому поводу. Я ему посоветовал прочитать никах, раз эта женщина имеет какое-то значение в его жизни. Обычно вторая жена и без никаха согласна быть с мужчиной, но лучше все-таки заключить брак. Мы стараемся приводить к людей к тому, чтобы они жили жизнью правоверного, а ислам запрещает отношения без никаха.

— Мужчину перестает привлекать первая жена, он устает от быта и детей, влюбляется в другую женщину и заключает религиозный брак. Со временем то же самое происходит и во второй семье. Будете ли вы его уговаривать прочитать никах с третьей женщиной?

— Имам не может быть против. В исламе можно иметь четыре жены. Но у нас очень мало таких семей. Конечно, они есть, но их мало.

“БЕЗ НИКАХА ОН ПРОСТО ХОДИЛ БЫ КАК К ПРОСТИТУТКЕ, А ТАК — ЗАКОННАЯ ЖЕНА”

— В Татарстане много мужчин, живущих с двумя женами? Их становится больше?

​— Таких семей действительно становится больше. Тяжело сказать, сколько именно. Конечно, не 50%. Есть и такие жены, которые сами просят своих мужей взять вторую супругу — для них важно, чтобы мужчина чувствовал себя сильным в сексуальном плане. Когда мужчины скрывают второй никах от первой жены, почти всегда возникают проблемы. Приходят женщины и говорят, что не хотят жить со своим мужем, потому что он так поступил, не сказал ей о второй жене. Бывает, что такие пары разводятся. Надо все хорошо обдумывать заранее, и даже если супруга против второго никаха, надо все равно ей сказать. Она может передумать, и такое бывает. У женщин ведь настроение сегодня так, а завтра — по-другому. Бывает, что и вторые жены ревнуют к первым.

— Когда первая жена приходит и просит развести ее с мужем, что вы говорите?

​— Я пытаюсь уговорить, чтобы не разводились. Спрашиваю: если бы муж просто изменял, было бы легче? Некоторые говорят, что да — если бы не знали, им было бы легче. Потом я говорю, что без никаха он ходил бы к женщине как к проститутке, а так она — законная жена. Следующий аргумент против развода — имущественные споры: в случае развода все останется второй жене. В большинстве случаев развода удается избежать. Отношения меняются, но жить вместе они продолжают. Был у меня такой случай, что первая жена не могла родить ребенка, мужчина прочитал никах со второй, а спустя несколько лет первая супруга родила сына. И другая жена подала на развод. Я всегда агитирую не разводиться.

— Вы говорите, что вторые жены влюбляются в своих мужей и согласны даже на то, чтобы проводить с ним только один день в неделю. Есть ли среди них такие, которые согласны быть второй женой от безысходности? От нехватки денег, страха остаться бездетной или незамужней?

— Конечно, и такие есть. Особенно в возрасте после 40 лет — там уже сложно представить, что кто-то может безумно влюбиться. Обычно зрелые женщины думают более практично. Некоторые из них соглашаются быть второй женой из-за одиночества, кто-то нуждается в защите. Был еще случай, когда разведенная женщина с пятью детьми стала второй женой.

“МУЖЧИНА СО СРЕДНИМ ДОХОДОМ НЕ МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ВТОРУЮ ЖЕНУ”

— Понимают ли вторые жены, что у них по светским законам нет никаких прав?

​— Это вопрос чести мужчины. По Шариату мусульманин должен делить поровну и время, и имущество между всеми женами. Если вторая жена сама согласна видеть его меньше, чем первая, они могут договориться. Конечно, по светским законам первая супруга имеет куда больше прав — например, после смерти супруга. Вторая, как правило, просто верит, что муж поступит честно.

— Чем больше жен, тем больше мужчина должен зарабатывать. Мужчины, у которых несколько жен — кто они? Чем занимаются? Какие у них доходы?

— В основном это бизнесмены, успешные мужчины. Есть среди них и имамы. Мужчина даже со средним доходом, не говоря о низком, не может себе позволить взять вторую жену. Не имеющие средств на содержание второй супруги мужчины просто банально изменяют своим женам.

— Есть ли в вашей практике мужчины, которые действительно покупают обеим женам квартиры, машины, все в равном количестве?

​ — Конечно. Но есть и такие семьи, в которых мужчины живут со второй женой у ее родителей. И родители знают, что их дочь является второй женой. Еще ни разу ко мне не приходили женщины с жалобами на нехватку денег. Обычно они жалуются на мужей из-за нехватки внимания или из ревности.

— Как проходят вторые никахи? Присутствуют ли при этом родственники, друзья? Ведь обычно первый религиозный брак заключают в торжественной обстановке.

— Обычно второй и последующие никахи проходят очень скромно. Присутствует либо только пара, либо еще кто-то из близких друзей. Вторые жены редко бывают молодыми женщинами, выходящими замуж впервые. Обычно для них это второй или третий брак. Им не нужен большой праздник. Кто-то надевает красивое, праздничное платье, кто-то самое обычное.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram. Говорим о том, о чем другие вынуждены молчать.

Какие органы осуществляют решение по вопросам о приобретении гражданства РФ? Порядок приема и обжалования

Ряд категорий лиц, соответствующих определённым условиям, могут претендовать на получение российского гражданства.

Чтобы правильно реализовать свои права, необходимо разобраться, в какие государственные органы по какой процедуре следует обратиться для осуществления данной возможности.

К вопросам гражданства РФ относится его предоставление и прекращение, в том числе рассмотрение повторных обращений (о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ читайте тут). Кроме того, важным элементом действующей практики является процедура признания носителем русского языка.

Читайте также:
Значение Среднего Востока как нефтеносного района, цифры и факты

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Кто осуществляет данный процесс в России?

Законодательство устанавливает, что государственными органами, ответственными за решение вопросов гражданства РФ, принимает Президент, а также структуры, контролирующие миграционные аспекты (с апреля 2016 года это Главное управление по вопросам миграции МВД), ведающие внешними делами (Министерство иностранных дел), дипломатические и консульские учреждения.

Президент РФ обладает соответствующими полномочиями согласно п. «а» ст.89 Конституции. В законе уточняется, что он правомочен принимать решение о приеме в гражданство Российской Федерации, в том числе почетное:

  1. отменять эти решения;
  2. восстанавливать;
  3. позволять иметь двойное гражданство;
  4. давать разрешение на отказ.

Данные решения издаются в виде указов. Другие органы власти занимаются лишь подготовительной работой.

Государственные органы, ведающие делами

ГУВМ МВД

ГУВМ МВД контролирует, наблюдает и принимает решение по вопросам гражданства лиц, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации. Территориальные подразделения данного органа власти правомочны:

    Оформлять гражданство упрощенным способом, если заявитель имеет на это право. Упрощённая схема действует, если:

  • по праву рождения;
  • апатридами, ранее гражданами СССР, проживающими на территории одной из республик бывшего Советского Союза;
  • детьми граждан России;
  • детьми или недееспособным лицами, над которыми установлена опека российского гражданина;
  • бывшими гражданами СССР, которые родились в пределах РФ или имеют статус ветерана ВОВ;
  • лицами, состоящими в браке с российскими гражданами не менее трёх лет;
  • нетрудоспособными лицами, имеющими взрослого ребёнка – гражданина РФ.
  • Принимать ходатайства к президенту, если гражданство получается не по упрощенной схеме.
  • Проверять правильность поданных документов и сведений в них.
  • Проводить собеседования для приобретения статуса носителя русского языка.
  • МИД, консульские и дипломатические учреждения выполняют вышеуказанные функции относительно лиц, проживающих за пределами России.

    Комиссия при Президенте

    Комиссия при Президенте РФ является специальным консультационным органом, помогающим Президенту выполнять свои конституционные полномочия по вопросам гражданства. Президент назначает главу комиссии, а затем по его рекомендации – членов данного органа, работающих на общественных началах.

    Главными задачами комиссии являются:

      Содействие Президенту в рассмотрении вопросов по гражданству. Комиссия рассматривает ходатайства о получении или отказе от него, о возможности иметь двойное гражданство, предоставляя свои рекомендации главе государства.

    Важным аспектом является рассмотрение спорных ситуаций, например в случае выдачи российского паспорта без должного соблюдения всех необходимых процедур оформления гражданства, как это нередко происходило в начале девяностых годов.

  • Разработка единой политики по делам гражданства. Данный орган вносит на рассмотрение Президенту проекты решений по реформированию правовой базы, касающейся гражданства.
  • Контроль за выполнением данной политики.
  • Основные стадии приема документов

    1. Если человек имеет право на регистрацию гражданства по упрощенной схеме, он должен лично подать заявление в полномочные органы ведающие делами о гражданстве Российской Федерации по месту жительства.

    Форма данного документа официально утверждена в положении по вопросам российского гражданства 2002 года. Максимальный срок рассмотрения предоставленного пакета документов – шесть месяцев. В течение месяца со дня принятия решения о нем сообщается заявителю.
    Если лицо не может претендовать на упрощенное предоставление гражданства, оно пишет ходатайство Президенту и подает его через вышеупомянутые инстанции. Решение по данному ходатайству выносится не позднее, чем через девять месяцев после его подачи.

    Обжалование решений

    Предусматривается возможность обжалования неправомерных решений государственных органов или действий их представителей. Это касается также вопросов гражданства, о чем прямо говорится в профильном законе. Обжалование осуществляется путём подачи заявления в следующие органы.

    Вышестоящие или контролирующие инстанции в порядке субординации

    Имеют право в месячный срок выносить решения по действиям чиновников, в частности если было отказано в приёме документов на получение гражданства (ст. 40 закона № 62-ФЗ).

    Статья 40 Закона «О гражданстве РФ» №62-ФЗ. Обжалование действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации

    Отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

    Рассматривает иски как по неправомерным действиям, так и по противоречащим закону решениям (ст.39 закона №62-ФЗ). Обращаться можно в судебные инстанции по месту жительства истца или по месту нахождения ведомства, являющегося ответчиком.

    Как свидетельствует практика в Российской Федерации, большинство решений обжалования по вопросам гражданства осуществляется органами миграционного контроля. Они касаются таких вопросов, как отказ в регистрации гражданства, установление сроков проживания в России, отказ от рассмотрения документов из-за изменения законодательства.

    Имеются случаи обращения в Конституционный суд в случае, если подзаконные нормативные акты противоречат закону о гражданстве.

    Существующие законодательные нормы детально расписывают механизм обретения гражданства РФ путём подачи заявления / ходатайства в органы власти, уполномоченные по данному вопросу (Президент, ГУВМ МВД, МИД и зарубежные учреждения внешних сношений).

    В случае возникновения спорной ситуации наилучшим способом ее разрешения будет обращение в контролирующие инстанции, суд или Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

    8 (800) 350-29-87 (Москва)
    8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

    Получение российского гражданства: общий порядок

    Как долго рассматриваются документы?

    В общем порядке решение о предоставлении гражданства принимает Президент РФ, поэтому срок рассмотрения документов может достигать одного года.

    Кто может обратиться за получением гражданства РФ в общем порядке?

    Совершеннолетние дееспособные иностранцы либо лица без гражданства, непрерывно проживающие в России по виду на жительство не менее пяти лет. Они могут обратиться за гражданством не только для себя, но и для своих детей либо опекаемых недееспособных.

    Читайте также:
    Цены в Сингапуре на еду: где вкусно и недорого поесть

    Кроме того, в общем порядке могут обратиться за предоставлением гражданства лица, имеющие особые заслуги перед РФ, а также граждане стран бывшего СССР, не менее трех лет проходящие военную службу по контракту в России.

    Что нужно, чтобы претендовать на гражданство?

    • иметь законный источник средств к существованию;
    • отказаться от имеющегося гражданства (за исключением случаев, когда отказ от гражданства не требуется; в частности, это касается граждан Беларуси, Казахстана и Кыргызстана);
    • владеть русским языком;
    • соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации.

    Какие документы нужны?

    Совершеннолетним иностранцам, прожившим в России пять лет по виду на жительство (ВНЖ), для оформления гражданства в общем порядке понадобятся следующие документы:

    • заявление;
    • ВНЖ;
    • документы, подтверждающие наличие законного источника средств к существованию и величину дохода за период проживания в России с 1 января по 31 декабря года, предшествовавшего дате обращения с заявлением;
    • документ, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства или невозможность отказа от иного гражданства (ВАЖНО: с 24 июлявступаетв силу закон, по которому для всех соискателей российского гражданства отменяется требование об обязательном отказе от иностранного);
    • документ, подтверждающий владение русским языком.

    А если после получения ВНЖ прошло меньше пяти лет?

    Необходимый срок проживания по ВНЖ может быть снижен до одного года, если претендующий на получение гражданства:

    • обладает высокими достижениями в области науки, техники и культуры;
    • обладает профессией либо квалификацией, представляющей интерес для РФ;
    • получил политическое убежище на территории России;
    • признан беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

    И тогда понадобятся дополнительные документы:

    • для обладающих высокими достижениями в области науки, техники и культуры либо обладающих профессией или квалификацией, представляющей интерес для РФ, — мотивированное ходатайство заинтересованного федерального органа исполнительной власти или высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ о приеме заявителя в гражданство РФ;
    • для получивших политическое убежище — свидетельство о предоставлении политического убежища.
    • для беженцев — документ, подтверждающий признание его беженцем.

    А что для военнослужащих?

    При приеме в российское гражданство военнослужащих, проходящих не менее трех лет военную службу по контракту в ВС РФ, других войсках или воинских формированиях, понадобятся:

    • ходатайство центрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектования ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов;
    • обязательство о выходе из имеющегося иного гражданства, составленное в произвольной форме, с подписью заявителя, удостоверенной командиром воинской части;
    • документ, подтверждающий владение русским языком.

    Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве. Порядок рассмотрения и разрешения вопросов гражданства

    Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» определяет, государственные органы ведают делами о гражданстве и их полномочия, закрепляет порядок производства и обжалования решений по этим делам. В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент. Именно он как глава государства, олицетворяющий его, уполномочен официально оформлять гражданство Российской Федерации. Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации. (Конституция ст. 89.) Закон о гражданстве Российской Федерации конкретно раскрывает полномочия Президента в этой сфере. К ним относятся решения по вопросам: приема в гражданство Российской Федерации, восстановления в гражданстве Российской Федерации, разрешения на выход из гражданства; разрешение гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства; отмена решения о приеме в гражданство; предоставление почетного гражданства.

    По всем этим вопросам Президент издает указы. Все другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.

    К органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, Закон относитКомиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. На основе Закона «О гражданстве Российской Федерации» распоряжением Президента Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. утверждено Положение «о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ». Она образуется Президентом и является государственным органом Российской Федерации, ведающим делами российского гражданства. В задачи Комиссии входят подготовка предложений для Президента Российской Федерации по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства.

    В соответствии с положением, «комиссия рассматривает ходатайства о приобретении и прекращении гражданства Российской Федерации, о приобретении двойного гражданства, о предоставлении почетного гражданства».

    К ее компетенции относится также рассмотрение и общих вопросов, связанных с разработкой, изменением и дополнением законодательства Российской Федерации о гражданстве. Президент назначает председателя Комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии. Члены Комиссии участвуют в ее работе на общественных началах. Поэтому в Администрации Президента в качестве ее структурного подразделения создано управление по вопросам гражданства, которое ведет подготовительную работу для обеспечения деятельности Комиссии.

    Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему исполнительной власти. К ним относятсяМинистерство внутренних дел и его органы, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения, а также Федеральная миграционная служба и её территориальные органы.

    В функции этих органов входят прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации; проверка фактов и представленных документов; направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации; осуществление регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.

    Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации. Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы: принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации; направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при президенте Российской Федерации;

    определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации; по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.

    Читайте также:
    Где находится ГУМ. Местоположение ГУМа на карте Москвы и описание

    Полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации: принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской федерации; проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской федерации;

    направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации; определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской федерации, к гражданству Российской федерации; ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации; по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях.

    В ФМС России и ее территориальных органах исполнение законодательства о гражданстве Российской Федерации осуществляется уполномоченными структурными подразделениями.

    Согласно положению о ФМС, «в процессе исполнения государственной функции в пределах своей компетенции также участвуют: Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы, Министерство внутренних дел Российской Федерации и органы внутренних дел Российской Федерации».

    ФМС России, территориальные органы и их структурные подразделения при осуществлении полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации взаимодействуют с Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, Управлением Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан, Федеральной службой безопасности Российской Федерации; Федеральной налоговой службой, Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, органами судебной власти, Министерством юстиции Российской Федерации, иными органами государственной власти, учреждениями и организациями.

    Полномочия ФМС: определяет наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации; проверяет факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах; исполняет принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации; рассматривает заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии со статьей 14, с частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона; ведет учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства.

    В соответствии с Законом, заявления о регистрации изменения гражданства подаются в органы внутренних дел Российской Федерации по месту жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, в соответствующие дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

    Ходатайства по вопросам гражданства подаются на имя Президента Российской Федерации через органы внутренних дел по месту жительства заявителя, а лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации.

    Указом Президента РФ от 14.11.2002 №46 утверждено Положение «о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».

    Заявления и ходатайства по вопросам гражданства подаются в письменном виде. Подпись под этим документом удостоверяется нотариально. Подписи граждан Российской Федерации, проживающих за ее пределами, могут удостоверяться дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации.

    Если заявитель не может подписать заявление или ходатайство по неграмотности или в силу своих физических недостатков, оно по его просьбе подписывается другим лицом, о чем делается соответствующая нотариальная запись. За пределами Российской Федерации такая запись в заявлении или ходатайстве делается дипломатическим представительством и консульским учреждением Российской Федерации.

    Оформление заявления или ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации производится органом внутренних дел Российской Федерации по месту жительства при личном обращении заявителя, а если заявитель проживает за пределами Российской Федерации – соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации.

    При наличии надлежащим образом оформленных документов, удостоверяющих невозможность личного обращения заявителя, орган внутренних дел, дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации обязаны оформить материалы о гражданстве по заявлению или ходатайству, переданному через другое лицо либо направленному по почте. В этом случае подпись под заявлением или ходатайством должна быть удостоверена нотариально.

    Согласно Закону, при подаче заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации уплачивается государственная пошлина, размер которой устанавливается законом Российской Федерации. Малообеспеченные лица освобождаются полностью или частично от уплаты государственной пошлины в порядке, установленном законом Российской Федерации.

    Орган внутренних дел Российской Федерации либо дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации выносит по ходатайству о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации свое мотивированное заключение, а в необходимых случаях составляет представление.

    Заключения и представления по вопросам гражданства Российской Федерации и другие необходимые документы направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

    Срок рассмотрения заявлений по вопросам гражданства не должен превышать шести месяцев, а ходатайств – девяти месяцев.

    Срок подачи заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, пропущенный по уважительным причинам, может быть по просьбе заявителя восстановлен Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

    Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания указа Президента Российской Федерации.

    Лицам, которые приобрели в установленном порядке гражданство Российской Федерации, органами внутренних дел Российской Федерации выдаются удостоверения личности гражданина Российской Федерации, а дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации – паспорта гражданина Российской Федерации. В документах детей, не достигших 16 лет, делается запись об их принадлежности к гражданству Российской Федерации.

    Проживающим на территории Российской Федерации лицам, у которых гражданство Российской Федерации прекращено и которые при этом не состоят в гражданстве другого государства, органами, внутренних дел Российской Федерации выдаются виды на жительство для лиц без гражданства.

    Читайте также:
    Нормы багажа и ручной клади авиакомпании Qatar Airways в 2022 году

    Решения полномочного органа об отказе в регистрации приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации либо о принадлежности к гражданству Российской Федерации могут быть обжалованы в месячный срок в суд.

    Отказ в приеме заявлений и ходатайств по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений и ходатайств, а также другие действия должностных лиц полномочных органов, нарушающие порядок рассмотрения дел о гражданстве и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации, могут быть обжалованы в установленном порядке вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд. Лица, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, обжалуют неправомерные действия должностных лиц дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в Московский городской суд.

    В этом отношении подчеркнем и особо важное значение, которое имеет установленный законом судебный порядок обжалования всех решений, связанных с приобретением, прекращением, принадлежностью к гражданству Российской Федерации, а также процессуальные действия должностных лиц при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства. Таким образом, при малейших нарушениях данного закона заинтересованное лицо вправе обратиться с жалобой в суд. Предусмотренный механизм обеспечивает эффективность закона и защиту прав человека.

    гражданство приобретение прекращение государственный

    Заключение

    Итак, мы рассмотрели основные положения, касающиеся гражданства Российской Федерации. Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что гражданство это устойчивая правовая связь человека с государством выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

    Таким образом, можно сказать, что с принятием нового Закона «О гражданстве» в 2002 г., ужесточились условия приобретения и прекращения гражданства. Так, возможность приобретения российского гражданства в упрощенном порядке существенно облегчало прием в гражданство бывших граждан СССР и их родственников, а наличие института признания гражданства вообще освобождало значительную часть таких лиц от процедур, связанных с его приобретением. Необходимо отметить и такое достоинство российского Закона, как широкие основания для приобретения гражданства.

    Так же хочется подчеркнуть и то, что прекращение гражданства возможно только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных.) Лишение гражданства государственными органами РФ теперь невозможно.

    Следует отметить, что положения Федерального закона, касающиеся производства по делам о гражданстве, не являются принципиально новыми. В то же время они более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством регламентируют процедуру подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства, а также порядок принятия по ним решений. При этом впервые законом закрепляется норма, согласно которой формы заявлений, перечень указываемых в них сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения российского гражданства определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

    Список литературы

    1. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М., 2003.

    2. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. Спб., 2006.

    3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации М., 2005 г.

    4. Боярс Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве. М., 1986.

    5. Габричидзе Б.Н. Конституционное право современной России М. «Норма». 2001 г.

    6. Дмитриева Г.К. Международное частное право – М, 2003 г.

    7. Енгибарян Р.В. Тадевосян Э.В. Конституционное право М. «Юриспруденция» 2000 г.

    8. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России – М.: Юриспруденция, 1999.

    9. Козлова Е.И. Конституционное право России М. «Юристъ» 2007 г.

    10. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное Право России. М. «Юристъ» 2007 г.

    11. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М, 2003 г.

    12. Миронов В.Ф. Гражданство в Российской Федерации М., «Белые альвы», 2003.

    13. Овчинников И.И. Российское гражданство: новый правовой статус // Гражданин и право. 2002. №9/10

    14. Хабриева Т.Я. Миграция в России: о модели правового регулирования // Журнал российского права. 2006. №7.

    15. Чиркин В.Е. Конституционное право М., «Юрист» 2003 г.

    Об изменениях для служащих с иностранным гражданством

    Совсем недавно вступили в силу несколько нормативных документов в отношении лиц, не имеющих гражданства РФ либо имеющих гражданство и Российской Федерации, и другого государства, занимающих должности государственной и муниципальной службы или должности в государственных органах. О том, что изменилось для таких служащих и какие новшества введены для работников государственных органов, расскажем в статье.

    Изменения, касающиеся запрета
    на замещение должностей госслужбы
    лицами без гражданства РФ.

    Федеральным законом от 30.04.2022 № 116‑ФЗ (далее – Закон № 116‑ФЗ) были внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, в частности в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79‑ФЗ), они вступили в силу 01.07.2021.

    В первую очередь термин «гражданство иностранного государства» был дополнен словом «подданство».

    К сведению

    Статус подданного отличается от гражданина в странах с монархической формой правления и означает политико-правовую связь физического лица и монарха. Тогда как гражданство представляет собой вид правовой связи, но уже между физическим лицом и государством. В государствах с другими формами правления данные понятия, как правило, равнозначны.

    До 01.07.2022 к основным обязанностям госслужащего относилось сообщение о выходе из гражданства РФ или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства РФ или в день приобретения гражданства другого государства (п. 10 ч. 1 ст. 15 Закона № 79‑ФЗ).

    Сейчас занимать должности госслужбы не могут и лица, имеющие вид на жительство или иной документ, подтверждающий право
    на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства. О прекращении гражданства РФ, приобретении гражданства другого государства, получении вида на жительство или иного документа, дающего право на постоянное проживание в другом государстве, служащий должен сообщить представителю нанимателя в день, когда он узнал об этом. Причем новой редакцией названной статьи установлен максимальный срок для такого сообщения – пять рабочих дней со дня наступления одного из перечисленных событий.

    Соответствующие изменения были внесены в п. 6 и 7 ст. 16 Закона № 79‑ФЗ. Ранее действовавшей редакцией данной статьи было установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, если он:

    Читайте также:
    Погода в Витязево в сентябре 2022 температура воды и воздуха. Море, отзывы

    – вышел из гражданства РФ или приобрел гражданство другого государства;

    – имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

    Сейчас к ограничениям для нахождения на гражданской службе относятся:

    – прекращение гражданства РФ;

    – наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

    В связи с этим уточнено такое ранее установленное основание для увольнения, как выход гражданского служащего из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 12 ч. 1 ст. 33, ст. 41 Закона № 79‑ФЗ). Такое увольнение осуществлялось по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства.

    С 01.07.2022 служебный контракт расторгается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня, когда представителю нанимателя стало известно о прекращении гражданства РФ или о наличии у гражданского служащего гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

    Обратите внимание

    Аналогичные изменения внесены в другие федеральные законы, в частности в Федеральный закон от 02.03.2007 № 25‑ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

    Право лиц с двойным гражданством
    работать на госслужбе.

    По ранее установленному общему правилу лица, имеющие гражданство иностранного государства, не могли занимать должности государственных и муниципальных служащих. Но, в связи с тем что некоторые служащие не могут прекратить гражданство другого государства по независящим от них причинам, им разрешили работать на государственной и муниципальной службе при определенных условиях и в предусмотренном порядке.

    Право граждан РФ, имеющих гражданство (подданство) другого государства (далее – лица с двойным гражданством), занимать должности гражданской или муниципальной службы установлено ст. 26 Закона № 116‑ФЗ с 01.07.2021. Оно возникает в исключительных случаях и при наличии следующих условий:

    – гражданство (подданство) иностранного государства не прекращено по независящим от лица причинам;

    – должность государственной или муниципальной службы, на которую назначен гражданин РФ с гражданством другого государства, не предусматривает допуска к государственной тайне.

    То есть при наличии названных условий такое лицо может быть принято на должность государственного или муниципального служащего. Если такой гражданин уже занимает должность государственной или муниципальной службы, в исключительных случаях он может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен с его согласия на иную должность, по которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.

    Обратите внимание

    Лица с двойным гражданством не могут замещать должность прокурора или руководителя федерального государственного органа.

    Положения ст. 26 Закона № 116‑ФЗ не распространяются на лиц, признанных гражданами РФ в соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6‑ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

    Правила замещения должностей
    государственной или муниципальной службы лицами с двойным гражданством

    Указом Президента РФ от 25.08.2022 № 493 (вступил в силу с даты подписания) утверждены Порядок замещения должностей государственной и муниципальной службы гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам (далее – Порядок), и Положение о порядке признания Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от гражданина Российской Федерации причинам (далее – Положение).

    Порядком установлены следующие правила:

    1) гражданин РФ, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по независящим от него причинам, может быть принят на государственную или муниципальную службу, может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен на иную должность в исключительных случаях в связи со служебной необходимостью и при условии, что это не противоречит интересам государственной или муниципальной службы;

    2) невозможность прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам устанавливается решением Президента РФ либо решением Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ (далее – Комиссия);

    3) оценка необходимости назначения гражданина на должность, продолжения прохождения им службы или перевода на иную должность осуществляется руководителем соответствующего государственного или муниципального органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность;

    4) назначение гражданина на должность, продолжение прохождения им службы или перевод на иную должность осуществляются на условиях срочного служебного контракта, срок действия которого не может превышать срок действия решения Комиссии.

    К сведению

    Госслужащие, имеющие двойное гражданство, должны принимать все возможные меры, направленные на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, должны воздерживаться от получения документов, удостоверяющих личность гражданина (подданного) иностранного государства, а также не должны совершать иные действия в качестве гражданина (подданного) иностранного государства (за исключением случаев, когда такие действия необходимы для прекращения гражданства).

    Порядок признания невозможности
    прекращения гражданства.

    Чтобы лицо с двойным гражданством могло замещать должность государственной или муниципальной службы, должен быть признан факт невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от данного лица причинам.

    Положением установлено, что признание этого факта осуществляется Комиссией на основании обращения руководителя государственного или муниципального органа, в который гражданин назначается на должность, в котором проходит службу или переводится на иную должность.

    В обращении указываются должность, которую будет замещать (замещает) гражданин, и обстоятельства, при которых стало известно о наличии у него гражданства (подданства) иностранного государства (в случае решения вопроса о продолжении прохождения гражданином службы на замещаемой им должности или о переводе его на иную должность).

    Читайте также:
    Москва — Воронеж Расписание поездов Как С Добром Добраться!

    К обращению прилагаются:

    – письменное пояснение гражданина об обстоятельствах приобретения гражданства (подданства) иностранного государства, о принятых им мерах по прекращению такого гражданства и о причинах, по которым оно не прекращено;

    – документы (при их наличии), подтверждающие факты, приводимые в пояснениях, либо копии таких документов, заверенные нотариально или уполномоченным лицом органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность.

    В отношении граждан, которые замещали должности по состоянию на 01.07.2021, руководители могут обратиться в Комиссию до 15.11.2021.

    При рассмотрении представленных документов Комиссия:

    – оценивает причины, по которым не прекращено гражданство (подданство) иностранного государства;

    – проверяет соблюдение гражданином порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства, установленного законодательством соответствующего иностранного государства;

    – изучает обстоятельства, препятствующие совершению гражданином действий, направленных на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, включая обстоятельства, представляющие опасность для жизни и здоровья гражданина или препятствующие соблюдению установленного порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства.

    По итогам рассмотрения документов Комиссия принимает решение о признании (непризнании) невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам, которое утверждается Президентом РФ.

    Обратите внимание

    Срок действия такого решения составляет три года со дня его утверждения.

    Если Комиссия не признает, что прекращение гражданства (подданства) иностранного государства невозможно по независящим от гражданина причинам, руководитель может направить обращение повторно, если обстоятельства существенно изменятся.

    В течение пяти рабочих дней со дня утверждения решения Комиссия направляет его руководителю государственного или муниципального органа, представившему обращение.

    Запрет на работу в госорганах лиц без гражданства
    или с двойным гражданством.

    С 01.07.2022 вступил в силу также Федеральный закон от 30.04.2022 № 109‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 109‑ФЗ), которым установлен запрет на замещение отдельных должностей в государственных органах и органах местного самоуправления при наличии гражданства иностранного государства либо документа, подтверждающего право на постоянное проживание на его территории.

    В соответствии с этим законом Трудовой кодекс дополнен
    ст. 349.6 «Особенности регулирования труда работников государственных органов, органов местного самоуправления».

    К сведению

    Под работниками государственных органов, органов местного самоуправления понимаются лица, замещающие на основании трудового договора в государственных органах или органах местного самоуправления должности, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы.

    Согласно названной статье лица, не имеющие гражданства РФ, или граждане РФ, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

    Для работника установлена обязанность сообщить в письменной форме работодателю о прекращении гражданства РФ или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день, когда ему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения российского гражданства или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

    Трудовой договор с таким работником подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, если его невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

    К сведению

    Если работник не сообщил в установленном порядке данную информацию, работодатель уволит его по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ без предложения другой работы.

    В соответствии со ст. 2 Закона № 109‑ФЗ работники, которые на день вступления в силу этого закона не имеют российского гражданства или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и в отношении которых Трудовым кодексом устанавливаются ограничения, обязаны были сообщить работодателю о том, что не имеют гражданства РФ или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, до 10.07.2021.

    Работники, которые сообщили указанную информацию работодателю, в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109‑ФЗ могут продолжить работу на замещаемых ими должностях, если до 20.07.2022 они представили работодателю документы, подтверждающие их намерение приобрести гражданство РФ, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

    Трудовые договоры с работниками, не представившими в обозначенный срок такие документы, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если их невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

    Работники, представившие работодателю указанные документы, также обязаны представить ему документы, подтверждающие приобретение российского гражданства, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день получения таких документов, но не позднее пяти рабочих дней со дня приобретения гражданства РФ, прекращения гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

    По истечении шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109‑ФЗ трудовые договоры с работниками, не представившими работодателю документы, подтверждающие приобретение гражданства РФ, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: