Карта Гнёздовских курганов, где находится Гнёздовские курганы на карте мира

Гнездовские курганы

Если я приезжаю в Смоленск, я обязательно стараюсь найти время и посетить Гнездовские курганы — одно из крупнейших курганных комплексов эпохи раннего Cредневековья в России и в Европе. Курганы находятся не так далеко от города, всего в 12 километрах, вблизи населенного пункта Гнездово, поэтому добраться до них не составляет особого труда: на посещение этого места у меня обычно уходит часа три-четыре вместе с дорогой. Отмечу сразу, что этот комплекс будет интересен и тем, кто увлекается историей и видит в древних земляных насыпях след далеких предков, а не просто кучу земли, и тем, кто любит проводить время на природе — курганы расположены в очень живописных местах, вдоль берегов Днепра, часть в лесу, часть в открытом поле, неподалеку от красивейшего озера.

Конечно, полностью окунуться в жизнь и быт поселения, которое существовало здесь тысячу лет назад, у вас не получится, но почувствовать дух прошлого и ощутить некую загадочность этого места, навеянную бесчисленными могильниками, вы, определенно, сможете.

Небольшой совет: в дождь посещать Гнездовские курганы не стоит, тропинки будут размыты, и ваша поездка превратится в преодоление препятствий в виде луж и грязи, от такого путешествия впечатление будет смазано.

История

Точно сказать, когда именно здесь появилось поселение, сложно. Некоторые историки считают, что в VIII веке либо намного раньше, другие полагают, что в первой половине IX века. То, что оно старше Смоленска, специалисты уверены на сто процентов. Древнее поселение располагалось на берегу Днепра и было одним из крупнейших торгово-ремесленных центров на пути «из варяг в греки», в котором бок о бок жили как славяне, так и скандинавы. Однако постепенно оно пришло в упадок, уступило свои позиции развивающемуся Смоленску, и в скором времени о поселении забыли. Все, что осталось от него сегодня — это селище, городище и могильные курганы.

Лишь в середине XIX века, когда прокладывали железную дорогу Витебск-Орел, рабочие случайным образом нашли здесь небольшие насыпи искусственного происхождения и клад времен раннего Средневековья с украшениями, это и привлекло внимание историков. С тех пор на территории ведутся археологические раскопки. Богатый материал, найденный в ходе таких работ, помог полностью восстановить картину жизни древнего поселения. Ученые узнали не только, как оно выглядело, но и какие люди здесь жили, на каком языке говорили, чем занимались и какие обряды совершали.

Сегодня сохранилось порядка 1500 курганов, а общая площадь самого комплекса более 2 квадратных километров.

Сокровища Гнездовских курганов

Археологические находки в Гнездовских курганах — это кладезь ценной исторической информации. За 140 лет раскопок здесь чего только не находили: набор гирек для взвешивания монет, складные весы, арабские монеты, языческие амулеты, мечи, копья, роскошные женские украшения (часть из них хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге), домашнюю утварь.

Хочу сказать, что могильники около поселка Гнездово — это не могилы с костями, как некоторые могут подумать. Раньше людей хоронили совсем иначе, чем хоронят сейчас. Когда человек умирал, его труп сжигали, прах помещали в специальный сосуд и закапывали в землю вместе с предметами, которые характеризовали статус, профессию человека (например, если это был воин, то клали меч), затем на месте погребения насыпали курган. Это языческий обряд, и он существовал на Руси еще некоторое время после принятия христианства.

В 2011 году комплексу был присвоен статус музейно-природного заповедника, он охраняется законом. На территории музея не разрешается разводить огонь, копать и мусорить, необходимо об этом помнить. За нарушение этих правил можно получить штраф до 100 тысяч рублей.

Как добраться

Если вы передвигаетесь на автомобиле, то из Смоленска вам необходимо ехать в сторону Беларуси по Витебскому шоссе 12 километров до деревни Глущенки (остановка “2-я Дачная”). На обочине с обеих сторон увидите указатель на Гнездовские Курганы. Добраться до археологического комплекса можно на автобусе и маршрутке.

Из Смоленска вам необходимо на остановке “площадь Желябина” сесть на автобус №12 либо маршрутку №30 дн (н) и доехать до остановки “поселок Глущенки”. Пройдите чуть-чуть назад, и справа вы увидите скульптурную композицию “Гнездовские курганы”.

Что посмотреть

Как я писал выше, от древнего поселения остались лишь курганы, остатки селища и городища. Курганы находятся как на левом берегу Днепра, так и на правом. Но на правом их гораздо больше, тем более, там они вплотную подступают к Центральному поселению. Здесь вы можете посмотреть интерактивную карту Гнездовских курганов, мысленно прогуляться по этому месту и сориентироваться в том, что вы хотите увидеть.

Фестивали

В середине августа на территории археологического заповедника “Гнездово” среди курганов и остатков древнего городища проходит фестиваль исторической реконструкции. В это время года поселение оживает, и вы можете полностью окунуться в жизнь и быт некогда крупного торгово-ремесленного центра. В поселении возводят деревянные укрепления, палаточный лагерь, его заполняют воины, купцы, ремесленники, проходят ярмарки на средневековый манер, битвы, турниры, причем, в них принимают участие не только витязи Руси, но и викинги. Все желающие могут облачиться в любой наряд той эпохи, почувствовать себя в роли торговца или воина, пострелять из лука или побиться на мечах.

Читайте также:
Автобус 634 Как С Добром Добраться!

Немного раньше, в мае, здесь же проводится фестиваль “Славянское братство”, на мой взгляд, он не так интересен, как фестиваль исторической реконструкции. Основной акцент организаторы делают на фольклор и ремесло. То есть вместо постановочных битв, вы увидите, максимум, средневековый военно-полевой лагерь, а также выступления фолк-коллективов, работу ремесленников и их продукцию.

Заключение

Гнездовские курганы — это место покоя и тишины на лоне природы. Вы не увидите здесь толпы туристов и не услышите постоянное щелканье затворов фотоаппаратов. Курганы будут интересны в первую очередь тем, кто по-настоящему любит историю Древней Руси и хочет “прикоснуться” к прошлому.

Музей-заповедник «Гнёздово»

Историко-археологический и природный музей-заповедник «Гнездово» расположен на правом берегу реки Днепр в 14 км от центра Смоленска в западном направлении.

Музей-заповедник находится на территории Гнездовского археологического комплекса — уникального историко-ландшафтного археологического памятника, который славится обилием древнерусских курганов.

Заповедник ведет активную деятельность по различным направлениям: осуществляет археологические исследования, организует массовые тематические мероприятия, в том числе фестивали. Среди них Фестиваль исторической реконструкции «Гнёздово», Фестиваль фольклора и ремесел «Славянское братство» и другие.

Кроме того, на территории музея проводятся многочисленные мастер-классы по ремеслам. Желающие могут изучить плетение кольчуги, познакомиться с кузнечным делом, так же есть и «вкусные» занятия — изготовление и выпечка печатного пряника в дровяной печи. Ознакомиться с полным перечнем мероприятий можно на сайте музея.

Достопримечательности музея-заповедника «Гнездово»

Датой создания Музея-заповедника считается 1 января 2011 г. Одной из его задач является охрана Гнездовского археологического комплекса, который признан объектом культурного наследия федерального значения.

Музей занимает часть площади археологического комплекса: с западной и северной сторон территория ограничена — деревней Глущенки, с восточной — окраиной города Смоленск, а с южной — железной дорогой.

Большая часть его территории покрыта деревьями и внешне напоминает обычный лес, однако, самое ценное скрыто от глаз: под земляными насыпями, которые встречаются на его территории, может скрываться древнее захоронение.

Из-за незнания о ценностях этих территорий, многие курганы, а также другие исторические объекты были уничтожены. Поэтому музей активно осуществляет просветительскую деятельность.

Курганы

Заповедник «Гнездово» можно считать музеем под открытым небом. Одними из главных его экспонатов являются курганы. Расположены они на разных участках заповедника, для обозначения, у каждого был установлен памятный столб, украшенный в зависимости от найденных артефактов.

Среди «экспонатов» можно выделить Курган Л-13, где были найдены меч и амфора, которая в дальнейшем стала прототипом для логотипа музея. Не менее значимым является Курган Л-206, где были найдены деревянный щит, кошелек с одной настоящей и несколькими фальшивыми дирхамами, а также маленькая 14-гранная гирька для весов.

Курган Л-207 славится находкой в нем меча в деревянных ножнах, а Курган Л-209 известен находкой в его недрах 6 сосудов, изготовленных в период между 930 и 950 гг.

Реконструкция городища Х века

Одним из главных проектов Музея является реконструкция поселения X в. На территории рядом со входом в заповедник, сотрудниками музея в натуральную величину были воссозданы жилые и бытовые постройки народов, живших 1000 лет назад. Здесь можно получить «живые уроки истории», увидеть воочию как жили люди данной местности.

Отличительной особенностью является то, что все сооружения были воздвигнуты строго по археологическим данным, полученным в результате раскопок Гнездовского археологического комплекса, а также по данным от соседних регионов.

Кроме домов реконструированы открытые очаги, а также в исторической корчме, месте, где можно подкрепиться, воссоздана купольная глиняная печь по образцу тех, которыми тысячу лет назад пользовались племена северян, радимичей и кривичей. Печь находится в рабочем состоянии и на ней уже несколько лет готовят еду.

Экскурсии

Посетить территорию музея-заповедника можно в рамках экскурсии в сопровождении гида. Возможно два вида — обычная и авторская экскурсии. Обе они проходят по специальному маршруту, карта которого размещена на сайте музея, время проведения составляет час-полтора.

Стоимость индивидуального посещения 1000 руб. Для групп от 2 до 10 человек также 1000 руб., каждый дополнительный участник группы свыше 10 человек увеличивает сумму на 100 руб.

Как добраться

Ближайший крупный город к «Гнездово» находится на расстоянии всего 14 км — это город Смоленск. Город расположен на западе России, в 400 км от Москвы в юго-западном направлении. До него можно добраться несколькими способами. На машине от Москвы путь займет около 5 часов.

Также в Смоленске действует автовокзал и железнодорожный вокзал. Далее путь можно продолжить на автомобиле. Для этого необходимо двигаться по Витебскому шоссе в западном направлении, в сторону деревни Глущенки. Примерно на 382-м км с левой стороны будет находиться вход в Заповедник. Ориентиром может служить скульптурная композиция «Гнездовские курганы», расположенная прямо у входа. Стоит учесть, что рядом нет организованной стоянки для авто.

Читайте также:
Снимаются отпечатки пальцев

Альтернативным вариантом является общественный транспорт. Ближайшая остановка называется «Глущенки». От остановки «Железнодорожный вокзал» до нее можно добраться на автобусах № 12,30, 116, а также маршрутках № 101, 102, 30Дн. Время пути составит чуть больше получаса.

Кроме того, можно воспользоваться услугами такси. В Смоленске действуют следующие службы: Везет, Любимое, Такси 300300, Поехали, Максим, Таксишка, Экспресс и другие.

Музей-заповедник «Гнёздово» на карте Google Maps

Видео о находках в ходе раскопок на территории археологического комплекса «Гнездово»

Гнёздовские курганы

Гнёздовский археологический комплекс — археологический заповедник, комплекс древнерусских памятников, курганных могильников и городища, расположенный около посёлка Гнёздово, на берегу Днепра, в 12 км к западу от Смоленска (Смоленская область). Один из самых значительных археологических памятников страны. Древнескандинавское название Гнёздова, сохранённое в сагах, — Sýrnes. [1]

Содержание

История открытия и изучения комплекса

Комплекс открыт случайно в 1867 году, когда при земляных работах на строительстве железнодорожной ветки Москва — Варшава были найдены серебряные и медные украшения, остатки железного меча, а также арабские монеты X века.
Раскопки на этом месте ведутся с 1874 года (основные исследователи — М. Ф. Кусцинский, В. И. Сизов, С. И. Сергеев, Д. А. Авдусин, Шмидт Е.А., сегодня – Т. А. Пушкина).

Удачное расположение Гнёздова на торговых путях

Поселение скорее всего было основано в начале X века. На данный момент у ученых нет доказательств, чтобы относить основание поселения к 9 веку. В 10 столетии Гнёздово уже стало большим многолюдным не только торговым, но и ремесленным городом на пути «из варяг в греки». Он находился на волоке из Каспли в Днепр, в землях кривичей. Процветание было связано с торговлей в южном направлении, по Днепру, с Константинополем, и в северном по Западной Двине и Ловати с Балтийским морем.

С. Э. Цветков подверг сомнению наличие пути «из варяг в греки» по маршруту Западная Двина — Днепр (Балтийское море — Ловать — Западная Двина — Каспля — Днепр — Константинополь) [2] . По его мнению, такого пути не было, а был маршрут из Западной Европы через Прибалтику, и далее через Гнёздово — Смоленск — Рязань — Волжская Булгария, выходя по Волге в Каспийское море — эту гипотезу учёный аргументирует находками кладов арабских монет по последнему маршруту.

Один из самых больших городов раннего Средневековья

Гнёздово является крупнейшим курганным могильником Восточной и Северной Европы [3] . Территория, занятая курганами, начинается сразу же по левую сторону Витебского шоссе. Курганы расположены и в лесу и в поле. Город занимает территорию примерно 16 гектар, [4] [5] вокруг которого находится 1500 сохранившихся курганов и несколько древнерусских поселений. По мнению археологов, количество курганов доходило до 4000. Из городов северной Европы, только Хедебю (24 га) был крупнее (Бирка.- 13га, Дублин — 12 га, Рибе 10 га, Гданьск — 1 га)

Находки в Гнёздове

Археологические раскопки показали, что в центре поселения находилось городище — укрепленная часть города, рядом был расположен посад и кладбище (курганные могильники). В Гнёздовских курганах погребены богатые воины с предметами вооружения или простые горожане с многочисленными бытовыми вещами и орудиями, которыми они пользовались при жизни. Из гнёздовского археологического комплекса происходит около трети всех известных в настоящее время скандинавских языческих амулетов, найденных на территории Восточной Европы — «молоточки Тора», кресаловидные привески и т. д. Наиболее ранние скандинавские находки в Гнёздове сравнительно немногочисленны и относятся к первой половине X в., тогда как основная их масса датируется серединой — второй половиной X в.

Скандинавы составляли определенную часть населения «гнёздовского Смоленска» конца IX—XI вв. По подсчетам Д. А. Авдусина, среди гнёздовских курганов всего 40 (из нескольких тысяч) возможно содержали скандинавские погребения, ещё в 17 найдено небольшое число скандинавских вещей. При анализе Гнёздовского курганного некрополя выявляются интересные тенденции в развитии погребального обряда. В X в. в центральной части могильника образуется своего рода «аристократическое кладбище», состоящее из цепочки особенно высоких, так называемых «больших курганов» (до 5-9 м высотой). В погребальном обряде этих насыпей обычаи, привнесенные варягами (сожжение в ладье), соединились со своеобразными новыми ритуалами, выработанными в местной среде и неизвестными в Скандинавии. [5]

Основными занятиями населения Гнёздова были торговля и ремесло. В городе имелись разные ремесленные мастерские: кузнечные, слесарные, ювелирные. Самой многочисленной находкой была домашняя утварь. При раскопках найдена корчага из Керчи, с древнейшей у нас надписью на кириллице. Также среди вещей, найденных в Гнёздово были бритвы и ножницы, серпы, скандинавские застёжки-фибулы, подвески к ожерельям, славянские и балтийские височные кольца, языческие амулеты, восточные ременные наборы. Некоторые изделия привозные, преимущественно женские украшения из Скандинавии. Отдельные предметы вооружения имеют североевропейское, западнославянское и восточное происхождение, относящиеся к IX—XI векам (шлемы, стрелы, боевые топоры, мечи). При раскопках найдено большое количество восточных арабских монет — дирхемов, попавших сюда с арабского Востока по Пути из Варяг в Греки. Раскопки в Гнёздово продолжаются до настоящего времени.

Читайте также:
Отели Бадалона Как С Добром Добраться!

Споры норманистов и антинорманистов

Ученые предполагают, что население города было полиэтничным, но имеются разногласия о преобладающем этносе и его количестве.

По мнению С. Э. Цветкова [2] , постановка такого вопроса является надуманной со стороны последователей норманнской теории. По его мнению, можно говорить лишь только о славянах, так как 96 % находок относится к этому этносу, по остальным 4 % принадлежность установить сложно.

Однако очень многие черты погребального обряда и материальной культуры схожи со скандинавскими. Найденные в Гнёздове предметы имеют аналогии с предметами найденными на территории Скандинавии. На данный момент у ученых занимающихся раскопками в Гнёздове не вызывает никакого сомнения факт присутствия там большого числа скандинавского населения.

Гнёздово и Смоленск

К началу XI века важность Гнёздова падает и, как торговый центр, он вытесняется соседним Смоленском.

Открытым остаётся вопрос взаимосвязи между Смоленском и Гнёздовым. По археологическим данным Гнёздово возникло раньше Смоленска, но постепенно жизнь в нём приходит в упадок, в то время как в Смоленске расцветает. Некоторое время города существуют одновременно.
Имеется точка зрения, что Гнёздово является предшественником Смоленска и к нему был приложим топоним Милиниски (Смоленск), упомянутый Константином Багрянородным. Позже город был перенесен на новое место, где он, Смоленск, расположен и до сих пор. Возможно, что перенос был связан с крещением Руси при Владимире [6] .
Имеется и другая точка зрения (Петрухин, Пушкина [7] ), что Гнёздово было погостом для Киевских князей, а Смоленск в это же время был центром кривичей.
Подобные, параллельно существующие во времени центры были и в других местностях: Ярославль и Тимирёво, Ростов и Сарское городище, Боголюбово и Владимир, Киев и Вышгород, Суздаль и Кидекша.

Мнение профессора Смоленского государственного университета, д.и.н. Е.А. Шмидта [8] :

Материалы, полученные в результате изучения Гнездовского археологического комплекса (курганных могильников и поселений), являются ценнейшими историческими источниками. Они дают разносторонние сведения о жизни населения Гнездова и позволяют решать многие проблемы не только локального, но и общерусского характера, при этом полученные исторические выводы весьма обоснованы и убедительны, так как опираются на обширный археологический материал. В результате исследований было установлено, что Гнездовский археологический комплекс представлял собой сохранившиеся до наших дней руины формировавшегося города (протогорода IX — X вв.), имевшего типичную для того времени структуру: часть поселения — детинец, неукрепленные поселения — посад, расположенные вокруг обширные языческие кладбища — курганные могильники.

Письменные источники о верховьях Днепра в IX —X вв. не упоминают какого-либо другого крупного поселения — древнего города, кроме Смоленска. Поэтому встает правомерно вопрос о местоположении и взаимоотношении Смоленска и Гнездова. Древнерусские летописи точно не локализуют местоположение Смоленска, указывая только, что он был на Днепре. Чисто формально это дает основание считать, что начиная с IX-X вв. и до нашего времени город располагался на его современном месте. Однако, исходя из имеющихся археологических данных, такой вывод пока не подтверждается, поскольку ни остатков городских оборонительных сооружений, ни языческих курганных погребений, ни, вообще, культурного слоя с артефактами этого же времени в пределах современного Смоленска не обнаружено, несмотря на более чем столетние поиски. Поэтому возникла проблема, связанная с первоначальным местоположением города. Так как в Гнездове в IX —X вв. было поселение раннегородского типа, эта проблема включила в себя вопрос о взаимоотношении Гнездова и Смоленска в то время. Г. Богуславский после раскопок, проведенных им в 1905 г., считал Гнездово «местом упокоения умерших, местом похоронных тризн», т. е. кладбищем жителей древнего Смоленска.

Гнёздовские курганы

Археологический заповедник Гнёздово как объект национального достояния и самый крупный курганный могильник Восточной и Северной Европы. Доказательства распространения христианства в высших кругах до крещения Руси (погребения с крестами и свечками).

Рубрика Краеведение и этнография
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.01.2014
Размер файла 23,3 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство Образования Российской Федерации

Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского

Факультет истории и международных отношений

Реферат по Археологии

на тему: Гнёздовские курганы

Студентки 1 курса 1 группы

1. Историческая справка

2. О древнем поселении

3. Международные связи

5. Смоленск и Гнёздово

Список используемой литературы

На расстоянии двенадцати километров к западу от славного города Смоленска находится один из самых значительных археологических памятников нашей страны – Гнёздовские курганы. Такое название данный археологический комплекс получил из скандинавских саг. Стоит также отметить, что Гнёздовские курганы находятся на расстоянии 250 км от нашего города Брянска. Данная тема для реферата мне интересна в особенности.

Читайте также:
Калелья – почему выбирают этот курорт для недорогого отдыха в Испании

В своей работе я буду ссылаться на труды :Д. А. Авдусина ( в частности на материалы экспедиции 1949 г.); Е.А. Шмидта; и некоторых других(подробнее см. список используемой литературы).

Наряду с национальный парком Смоленское Поозерье, городищем древнего Вержавска, Вяземским кремлём и Смоленской крепостной стеной, Гнёздовские курганы, являются популярными местами для туристов.

А в интернете есть специальный сайт, посвященный этому археологическому комплексу.

Как цель своего реферата,я хочу назвать получение как можно более обширных знаний по данной теме, по археологии в целом, а так же определение роли выбранного мной объекта, и его важности для археологии России.

Актуальность и привлекательность выбранной темы, для меня, обуславливается следующими интересными фактами:

1. Гнёздово – самый крупный курганный могильник Восточной и Северной Европы;

2. Здесь нашли корчагу-амфору в слое X века с древнейшей кириллической русской надписью;

3. По мнению СМИ, в Гнёздово произошло “ограбление века”: “чёрные археологи” за несколько лет награбили такое число украшений, на добычу которых законными методами ушло бы более ста лет.

4. Один из немногих археологических заповедников России – особо охранных территорий России. Это значит, что Гнёздовский археологический комплекс является объектом национального достояния, должен строго охраняться, а также служить для познавательной деятельности посетителей.

5. На мой взгляд важно так же, что здесь можно найти неопровержимые доказательства распространения христианства в высших кругах, до крещения Руси(об этом свидетельствуют погребения с крестами и свечками).

археологический гнездово могильник христианство

1. Историческая справка

В 1867 году, во время строительства железнодорожной ветки между Варшавой и Москвой. Строителями были обнаружены украшения (в основном медные и серебряные), остатки железного меча и арабские монеты 10 века.

“Газеты запестрели сообщениями о находке, получившей название “Гнездовский клад”. Было найдено 105 серебряных предметов: бусы, подвески, нашейные гривны (они использовались и как украшение, и как денежный эквивалент). Обнаружили и древние серебряные монеты – дигремы, которыми наши предки рассчитывались друг с другом в 6 – 10-м веках. Археологи, изучив находку, пришли к выводу, что добро было зарыто в землю в 10-м веке”.

И по сей день Гнёздово является вторым центром сосредоточения находок монетного серебра на Руси этого времени (после Киева).

В 11 веке Гнёздово становится небольшой феодальной усадьбой в пригороде Смоленска (видимо это было связано с быстрым развитием последнего).

В 12 веке здесь находилась резиденция польского епископа Петра Парчевского. Территорию памятника не обошли стороной события русско-литовских и русско-польских войн, Отечественной войны 1812 г. и Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Первая экспедиция состоялась в 1874.

Изучением занимались– М. Ф. Кусцинский, В. И. Сизов, С. И. Сергеев, В. Д Соколов, А.С. Уваров, А. Авдусин, Е.А.Шмидт, сейчас – С.А.Авдусина, С.С.Зозуля, Е.В. Каменецкая, В.В. Мурашева, Т.А.Пушкина.

2. О древнем поселении

Археологический комплекс, датируется IX-XI веком. У ученых нет однозначного мнения по дате основания Гнёздово. Пока нет доказательств ,которые позволили бы относить дату основания Гнёздово к 9 веку, однако известно что к 10 веку, данное поселение уже являлось значительным торговым и ремесленным центром, лежащим на пути “из варяг в греки”.Древний город занимал территорию примерно 16 гектар.

Он имел следующую структуру — укрепленную часть – детинец, неукрепленные поселения (торгово-ремесленное вне городских стен) — посад, расположенные вокруг обширные языческие кладбища — курганные могильники или некрополь площадью 200 гектаров. Совсем скоро стало известно, что это самое большое языческое кладбище во всей Европе – здесь расположилось около 3000-4000 курганов, на которых хоронили славян, скандинавов и балтов. В центральной части Гнездова расположено “аристократическое кладбище” (состоит из цепочки особенно высоких больших курганов до 9 метров в высоту)”. Местное население в совершенстве владело некоторыми видами ремёсел (здесь были кузнечные, слесарные, ювелирные мастерские), имело международные связи. В XI веке город прекратил своё существование.

3. Международные связи

Доказательств того что между древним городом и Швецией поддерживалась связь предостаточно, уж слишком много общего у их населения – начиная от украшений и заканчивая погребальным обрядом . В одном из курганов был найден меч, который был изготовлен на о. Готланде( об этом свидетельствуют характерные ювелирные особенности).Еще одним доказательством, и уже неопровержимым являются торговые грамоты, правда уже 13 века.

В связях Гнездова со Скандинавией, так же сомневаться не приходится. Металлические изделия которые были найдены и скорее всего изготовлены в Гнёздово поддавались сложной обработке, а также технологии многослойной кузнечной сварки, которая как раз таки использовалась скандинавскими кузнецами, у них то местные мастера переняли её.

Как доказательство отношений с Балтией, перенятие у них метода изготовления ювелирных украшений из латуни. Медь для получения латуни, импортировалась на Русь, именно из названной области.

Прослеживается и связь с Европой:

“Примерно во второй четверти X в. в Гнёздове появляется еще одна небольшая группа славян, выходцев из Центральной Европы (вероятно, с территории бывшего Великоморавского государства), которая приносит с собой навык изготовления глиняной посуды на ручном гончарном круге. Это новшество достаточно быстро распространилось в Гнездове – к концу X века здесь уже можно найти продукцию нескольких одновременно работавших на заказ мастеров. Высокие стройные горшки, украшенные типичным славянским линейно-волнистым орнаментом, постепенно вытесняют грубоватые сосуды, вылепленные вручную. Они используются и как кухонная посуда, и как ритуальная – в качестве погребальных урн и сосудов с напутственной пищей для умершего.”

Читайте также:
Остров Лидо – древний форпост Венеции

Все курганы принято делить на 3 группы

· Лесная( названа так В. И. Сизовым ) занимает территорию левого берега ручья Свинец в западной части Красноборского леса. Наиболее крупная.

“В 1950 г. в лесу было исследовано 33 кургана высотой 0, 27–2, 25 м при диаметре 5–15, 5 м. Насыпи состояли из желтого сыпучего песка, который лишь в редких случаях имел сильную примесь гальки. В 13 курганах были трупосожжения, произведенные на месте сооружения насыпи; 10 содержали трупосожжения, произведенные на стороне; в трех курганах место, где совершалось трупосожжение, определить не было возможности из-за сильный разрушенности насыпи; семь курганов погребений не содержали, видимо были мемориальными .Преобладающей разновидностью погребения было трупосожжение на горизонте, лишь в двух курганах остатки костра находились на подсыпке. В большинстве курганов Лесной группы жженые кости встречались непосредственно в кострище и лишь в 11 насыпях они были заключены в урны, как правило, стоявшие на кострище. В нескольких курганах под кострищем отмечены ямы, глубиной от 0, 2 до 0, 8 м, причем в двух найдены вещи”.

· Центральная группа курганов – находится на правом берегу ручья Свинца. Эта группа расположена на всхолмлении, идущем от Днепра на север через деревню Гнездово. В древности она подходила к самому ручью Свинцу, так же как и Лесная. Соответственно, некогда, они были одним целым. Самую высокую точку этой группы занимает большой Центральный курган. Интересно, что на нем когда то находилось кладбище с часовней, которые и помешали раскопкам В. И. Сизова.

“ЦЕНТРАЛЬНОЕ ГНЕЗДОВСКОЕ ГОРОДИЩЕ, представлявшее собой детинец формировавшегося протогорода. Оно располагается к юго-востоку от дер. Гнездово, на левом берегу р. Свинец, примерно в 150 м от места его впадения в Днепр. Устроено на мысу высокого коренного берега. В плане имеет неправильную четырехугольную форму при размерах площадки 115 х 95 м. С северной и восточной сторон площадка защищена мощным земляным валом, имеющим высоту до 2,5 м и ширину у основания до 20 м. С восточной стороны непосредственно за валом располагается глубокий ров (до 2,5 м), а с остальных сторон – крутые склоны к р. Свинец и долине Днепра. Через городище с востока на запад проходит железная дорога, при сооружении которой разрушен участок вала и повреждена значительная часть площадки”.

· Ольшанская группа – расположена на расстоянии около 2 км вниз по Днепру от места впадения в него ручья Свинца, у устья р. Ольши. Насыпи здесь глиняные.

“ОЛЬШАНСКОЕ ГОРОДИЩЕ находится более чем в 3 км к юго-западу от дер. Г., на правом берегу Днепра при впадении в него р. Ольши, на ее левом берегу. Устроено оно на мысу возвышенного берега и имеет в плане правильную трехугольную форму. Его площадка 167 х 110 м с двух сторон защищена крутыми склонами к р. Ольше и Днепру. С третьей стороны на северо-восток имеется земляной вал высотой до 2 м. при максимальной ширине у основания до 15 м. Лежащий за ним ров в значительной степени заплыл, но в отдельных местах его глубина достигает 1,5 м. Городище сравнительно хорошо сохранилось, на его площадке есть только следы небольших ям. Оно раскапывалось А.Н. Лявданским в 1920-х гг. и Д.А. Авдусиным в 1950-х гг. Культурный слой тонкий, в основном содержит материалы ХVI-ХVII вв., но найдено некоторое количество фрагментов глиняных сосудов Х в., что в какой-то степени говорит о наличии здесь поселения в это время. Однако не установлено, когда были сооружены земляные укрепления: одни считают это городище древним, возникшим в Х в., другие относят его сооружение в ХVI-ХVII вв.”

5. Смоленск и Гнёздово

Три точки зрения:

1. Гнёздово это предшественник Смоленска. К нему был приложим топоним Милиниски (Смоленск), который упоминается Константином Багрянородным. Потом Смоленск был перенесен на другое место, туда, где он расположен сейчас. Этот перенос как-то мог быть связан с крещением Руси.

Эта версия кажется наиболее приемлемой A.Е.Шмидту:

“Гипотеза о нахождении первоначально в IX — X вв. упомянутого в древнерусских летописях города Смоленска на территории Гнездова более обоснована археологическими данными, которые четко свидетельствуют о формировании здесь начиная с IX в. поселения городского типа (протогорода), чему способствовали как природные факторы, так и наличие окультуренной территории и предшествующего поселения сельского типа. Эта гипотеза не исключает существования в IX — X вв. в ближайшей округе и по берегам Днепра, в том числе на территории современного Смоленска, отдельных поселений земледельцев”.

Читайте также:
Мемориал 9/11 в Нью-Йорке - история, фото, описание, адрес, карта

2. Гнездово – кладбище Киевских князей. Древний Смоленск в это время является центром кривичей. Поддерживают: Петрухин, Пушкина.

Немного разнится с этой теорией версия Богуславского, однако смысл остается прежним.

“Г. Богуславский после раскопок, проведенных им в 1905 г., считал Гнездово “местом упокоения умерших, местом похоронных тризн”, т. е. кладбищем жителей древнего Смоленска.”

3. Гнёздово и Смоленск существовали одновременно и независимо друг от друга.

“Гипотеза о существовании двух поселений городского типа в IX — X вв. одновременно, т. е. Гнездова и Смоленска, пока не подтверждается археологическими источниками. На территории современного Смоленска не обнаружено ни городского культурного слоя, ни городских оборонительных сооружений, ни курганного могильника IX — X вв.”.

На мой взгляд, первая точка зрения является наиболее правдоподобной, поскольку имеет прямые, ни чем не опровержимые доказательства.

Как вывод хотела бы сказать, что данная тема является плодотворной для изучения. Раскопки здесь ведутся и по сей день, жаль только, что совсем скоро здесь может и копать будет нечего. Интерес “черных археологов”, желающих легко заработать на продаже древних украшений, наносит значительный вред археологии.

Речь директора Института археологии РАН Николая Макарова. 2004год.

“Когда-то это был самый крупный курганный могильник Восточной Европы. Находки из Гнездова, украшающие экспозицию Государственного исторического музея, в известном смысле стали основой для воссоздания культуры древнерусской военной и торговой элиты эпохи Игоря, Святослава и Владимира. Но сегодня большая часть вещей из памятника уходит не в музеи, а в частные коллекции и на прилавки антикваров!”

Считаю, что я полностью справилась с поставленными передо мной задачами. Я ознакомилась с ролью этого поселения для Древней Руси (это был важный опорный торговый пункт, центр международной торговли и отношений), для науки в целом. Кроме того я познакомилась с рядом особенностей этого археологического центра.

Список используемой литературы

1. Е.А. Шмидт. “Гнёздовский комплекс археологических памятников”.

2. Е.А. Шмидт. “СМОЛЕНСК И ГНЕЗДОВО”.

3. Д. А. АВДУСИН. “Краткие сообщения института истории материальной культуры Вып. XLIV, 1952 год”

4. Материалы Историко-археологического центра “ГАРДАРИКА”(http://www.gnezdovo.com)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характерні особливості зрубної культури, конструкція курганів. Типи поховальних споруд, інвентар. Сабатинівська та Білозерська культура. Могильник біля с. Донське, у с. Донське, біля с. Зеленогірське (Новокленове). Ґрунтовий могильник Ташли-Баїр.

реферат [19,5 K], добавлен 16.05.2012

Берельский курган – памятник культуры древнего Восточного Казахстана. Курган № 11 – специальное сооружение, возведенное для погребения персоны, занимавшей самое высокое положение в социальной лестнице кочевых скифо-сакских племен Алтайского субрегиона.

реферат [21,9 K], добавлен 11.03.2015

Археологические свидетельства огня на Троицком могильнике и Монастырка-3. Огонь в погребальном обряде у народов Дальнего Востока. Процесс трупосожжения у нивхов и уличей. Карта расселения мохэ по Э.В. Шакунову. Стратиграфия погребения, раскопки 2006 года.

курсовая работа [3,3 M], добавлен 22.04.2013

Язык, образ жизни и ареал расселения племен саки. Толкование этого названия. Общественное устройство, поселения, погребения. Представление об убранстве воинов на базе археологических раскопок. Элементы материальной культуры, унаследованные современниками.

презентация [3,1 M], добавлен 28.01.2015

Конструктивные особенности курганов сабатиновской культуры. Типы погребальных сооружений. Памятники сабатиновской культуры в Крыму. Могильник у с. Донское, с. Зеленогорское (Новокленово). Карта памятников поздней бронзы. Планы курганов и погребения.

курсовая работа [2,9 M], добавлен 05.11.2011

Регламентирование правового режима особо охраняемых природных территорий и объектов областного и местного значения. География Пермской области. Особо охраняемые природные территории. Вишерский заповедник, государственный природный заповедник “Басеги”.

реферат [24,3 K], добавлен 29.01.2010

Современные города Кузбасса и их значение. Архитектурные памятники Кемерово. Новокузнецк как самый крупный город Кемеровской области. Работа шахт в Прокопьевске. Основное богатство города Ленинска-Кузнецкого. Развитие легкой промышленности в Киселевске.

реферат [38,9 K], добавлен 02.12.2012

Курганы Гнёздовские (Гнёздовское городище)

0 0
Для голосования необходимо зарегистрироваться

Тверь Парк Отель

Центральный ФО, Тверская область, г. Тверь

Загородный комплекс «КОМПЬЮТЕРиЯ»

Центральный ФО, Тверская область, Калининский р-н, д. Ямок

  • Описание
  • Дополнительно

КУРГАНЫ ГНЁЗДОВСКИЕ (ГНЁЗДОВСКОЕ ГОРОДИЩЕ)

Гнёздовский археологический комплекс — археологический заповедник, комплекс древнерусских памятников, курганных могильников и городища, расположенный на берегу Днепра, в 12 км к западу от Смоленска.

Комплекс открыт случайно в 1867 году, когда при земляных работах на строительстве железнодорожной ветки Москва — Варшава были найдены серебряные и медные украшения, остатки железного меча, а также арабские монеты X века.

Раскопки на этом месте ведутся с 1874 года.

Гнёздово является *крупнейшим курганным могильником Восточной и Северной Европы.* Территория, занятая курганами, начинается сразу же по левую сторону Витебского шоссе. 1500 курганов расположены и в лесу и в поле на территории примерно 16 гектар.

Подавляющее большинство некрополей сооружено над языческими погребениями местного постоянного населения Гнёздова, славянами и скандинавами. Значительная часть погребений – это остатки кремации, т.е. трупосожжений, которые производились на месте сооружения кургана.

Читайте также:
Стела "Лора". Абакан достопримечательности Маршрут проложить

Поселение скорее всего было основано в начале X века. На данный момент у ученых нет доказательств, чтобы относить основание поселения к 9 веку. В 10 столетии Гнёздово уже стало большим многолюдным не только торговым, но и ремесленным городом на пути «из варяг в греки».

Основными занятиями населения Гнёздова были торговля и ремесло. В городе имелись разные ремесленные мастерские: кузнечные, слесарные, ювелирные. Самой многочисленной находкой была домашняя утварь. При раскопках найдена корчага из Керчи, с древнейшей у нас надписью на кириллице. Также среди вещей, найденных в Гнёздово были бритвы и ножницы, серпы, скандинавские застёжки-фибулы, подвески к ожерельям, славянские и балтийские височные кольца, языческие амулеты, восточные ременные наборы. Некоторые изделия привозные, преимущественно женские украшения из Скандинавии. Отдельные предметы вооружения имеют североевропейское, западнославянское и восточное происхождение, относящиеся к IX—XI векам (шлемы, стрелы, боевые топоры, мечи). *На территории памятника при раскопках кургана Л-47 в 1949 г. была обнаружена первая кириллическая славянская надпись “Гороушна” (середина 10 века; на корчаге).*

_Наибольшего внимания историков всего мира удостоилось не драгоценное украшение или затейливое оружие, а простой горшок с надписью «гороунща». Это самый древний образец славянской письменности, который дошел до наших дней._

_Среди специалистов по старославянскому языку разгорелись баталии из-за короткого слова на домашней утвари. Первые исследователи надписи прочитали ее как «гороухща», филологи, утверждали, что в 10-м веке, коим и датирована надпись, букву «х» славяне не употребляли. До сих пор почти каждый год появляются научные статьи, в которых специалисты снова и снова расшифровывают древнее слово._

_Что же означает древняя надпись. Самое распространенное мнение, что на горшочке написано «горчица», и предназначался он как раз для ее хранения. Однако один из крупнейших специалистов в области изучения средневекового прикладного искусства Галина Козухина считает, что читать следует «горючее». Тем более что на Юге (в Приазовье и северном Причерноморье) были обнаружены подобные амфоры со следами нефти – в них тысячу лет назад перевозили горючее._

_Обе версии на сегодняшний день актуальны_

_Амфора хранится в Смоленском историческом музее._

О постепенном проникновении христианства в первую очередь в высшие слои населения как минимум за 10-15 лет до официального акта крещения Руси говорят находки из нескольких гнёздовских погребений

По оценкам специалистов, к концу своего существования гнёздовское курганное поле насчитывало не менее 4000 – 4500 курганных насыпей, а площадь поселения составляя около 30 га. Определенный интерес представляют сведения о количестве кладов, сокрытых жителями, обитавшими в этих центрах. Как говорилось, в Гнёздове найдено более 10 кладов. Находки свидетельствуют о том, что в IX – X вв. здесь располагался большой по тем временам город, имевший важное торгово-культурное значение в истории Руси. В XI в. Гнёздово уступает свою роль быстро развивающемуся Смоленску и превращается в небольшую феодальную усадьбу в пригороде столицы княжества. В XVII в. на центральном городище находилась резиденция польского епископа Петра Парчевского. Территорию памятника не обошли стороной события русско-литовских и русско-польских войн, событий Отечественной войны 1812 г. и трагедии Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.

Нашли курганы случайно. В 1867 году началось строительство железнодорожной ветки Москва – Варшава. Велись обычные земляные работы, и вдруг – сенсация! Газеты запестрели сообщениями о находке, получившей название «Гнездовский клад». Было найдено 105 серебряных предметов: бусы, подвески, нашейные гривны (они использовались и как украшение, и как денежный эквивалент). Обнаружили и древние серебряные монеты – дигремы, которыми наши предки рассчитывались друг с другом в 6 – 10-м веках. Археологи, изучив находку, пришли к выводу, что добро было зарыто в землю в 10-м веке. А в 1874 году в Гнездово выехала группа специалистов из Москвы, чтобы начать подробное исследование смоленского чуда. Открытие следовало за открытием! Выяснилось, что тысячу лет назад всего в двенадцати километрах от современного Смоленска на пути «из варяг в греки» располагался еще один древний город.

Археологи откопали городище (укрепленная часть древнего города), посад (торгово-ремесленное поселение вне городских стен) и огромный некрополь площадью 200 гектаров. Позже выяснилось, что это самое большое языческое кладбище в Европе – на его территории расположилось около 3000 курганов. Здесь хоронили славян, скандинавов, балтов. А в центральной части Гнездова образовалось своего рода «аристократическое кладбище», состоящее из цепочки особенно высоких (до 9 метров высотой) так называемых «больших курганов».

За 135 лет в гнездовских курганах откопали невероятное количество вещей, способных рассказать о быте наших далеких предков: оружие, детали одежды, пояса, украшения, керамику, инструменты. Выяснилось, что в 10-м веке славяне не только застегивали одежду на пуговицы, как делаем это мы и сейчас, но и пользовались бритвами и ножницами! Уникальные находки под Смоленском тут же привлекли внимание историков со всей страны. Гнездовские экспонаты хранятся в Эрмитаже и Государственном историческом музее.

Читайте также:
Автобус 819: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.

В разное время здесь работали известные археологи В. И. Сизов, А. А. Спицын, Е. Н. Клетнова. После Великой Отечественной войны раскопки в Гнездове вели ДА. Авдусин, И. И. Ляпушкин и другие исследователи.

Судя по находкам грубой лепной керамики, люди жили здесь еще в раннем железном веке — то есть в середине I тысячелетия до н. э. Около 900 года н. э. на невысоком мысу при впадении в Днепр ручья Свинец возникает поселение, окруженное валом и рвом. Площадь городища невелика — всего около 1 га. По обоим берегам ручья Свинец расположены остатки неукрепленного селища большой площади — около 20 га. Рядом с поселением расположено огромное курганное кладбище IX–X вв., состоящее из 10 групп. Некогда здесь насчитывалось до 4000 курганов, сейчас — около 3000, и тем не менее Гнездовский комплекс по-прежнему является крупнейшим курганным могильником в мире. Его площадь составляет 37,5 га.

*Что за люди оставили эти курганы?* «Повесть временных лет» называет обитателями этих мест кривичей, «сидящих на верх Днепра, верх Волги и чей град был Смоленск». Долгое время никто не сомневался в том, что кривичи — восточнославянское племя (вернее союз племен). Но когда с развитием археологии встал вопрос об археологических следах кривичей, сразу появилось множество вопросов, на которые даются нередко взаимоисключающие ответы. Археологическими памятниками кривичей все ученые единодушно считают так называемые длинные курганы. Область их распространения в основном совпадает с очерченным летописцем ареалом обитания кривичей. Свое название «длинные курганы» получили по характерной форме насыпи, длина которой более чем в два раза превышает ее ширину. Наиболее древние курганы подобного рода появились в VI веке у Чудского озера и по реке Великой. Позднее выяснилось, что «длинные курганы» имеются также в верховьях Двины и Днепра. Людей, погребенных в таких курганах, первые исследователи считали славянами. Но известный ученый, классик русской археологии А. А. Спицын (1858–1931) на основе анализа найденных в «длинных курганах» вещей отнес их к балтам, а точнее — к литовцам. В наши дни гипотеза о том, что кривичи являлись балтским племенем, родственным современным латышам и литовцам, получила ряд новых подтверждений. Некоторые историки считают само название «кривичи» происходящим от имени балтского бога Креве (Криве).

Таким образом, коренным населением Смоленского Поднепровья были балты. Однако на последнем этапе своего развития смоленские кривичи испытали сильнейшее влияние славян. В IX–X вв. в Верхнее Поднепровье устремился поток славянского населения, принесшего сюда обряд погребения в круглых курганах, сменивших «длинные курганы» восточных балтов. Византийский историк Константин Багрянородный (сер. X в.) называет кривичей уже данниками киевских правителей.

В X столетии в Гнездове появились скандинавы-варяги. Судя по археологическому материалу, они пришли сюда не прямо из Скандинавии, а из Приладожья. «Варяжские погребения в Гнездове определяются норманнскими особенностями погребального обряда (захоронения в лодках, возложение железной гривны на урну), следами специфически скандинавского костюма, вещами скандинавских типов в сочетании с другими признаками».

_Множество споров вызвал вопрос о том, в каких отношениях тысячелетие назад состояли Гнездово и Смоленск. Удивлял и тот факт, что такое «продвинутое» поселение, как Гнездово, вдруг в 11-м веке полностью прекратило свое существование. Версий существует несколько._

_Один из исследователей Гнездовских курганов археолог-славист Леонид Алексеев утверждает, что Смоленска параллельно с Гнездовом не существовало вообще._

_«Летопись не знает Гнездова, потому что именует его Смоленском» – заявил Леонид Васильевич. Профессор утверждал, что известная запись в летописи «град велик и мног людьми» была сделана именно про Гнездово. Естественно, возникает вопрос, почему же поселения поменялись местами?_

_Историк объяснял это тем, что Гнездовский Смоленск – родоплеменной центр днепровских кривичей с громадным некрополем – был в представлении современных ему жителей «гнездом» с названием Смоленск._ _После переноса Смоленска на современное место весь старый комплекс города стал именоваться «Гнездом», отсюда и наименование деревни, которая нынче стоит на месте заброшенного древнего центра._

_Не все историки были согласны с такой версией происхождения нашего города. Оппоненты Алексеева уверяют, что два древних города существовали одновременно. В 11-м веке Гнездово по политическим и экономическим причинам стало приходить в упадок, и тогда ведущую роль в жизни жителей окрестных мест стал играть Смоленск._

_Ученые предполагают, что население города было полиэтничным, но имеются разногласия о преобладающем этносе и его количестве._

_Очень многие черты погребального обряда и материальной культуры схожи со скандинавскими. Найденные в Гнездове предметы имеют аналогии с предметами найденными на территории Скандинавии.На данный момент у ученых занимающихся раскопками в Гнездове не вызывает никакого сомнения факт присутствия там большого числа скандинавского населения._

В 2004 году директор Института археологии РАН Николай Макаров призвал общественность обратить внимание на акты вандализма в Гнездове.

«Когда-то это был самый крупный курганный могильник Восточной Европы. Находки из Гнездова, украшающие экспозицию Государственного исторического музея, в известном смысле стали основой для воссоздания культуры древнерусской военной и торговой элиты эпохи Игоря, Святослава и Владимира. Но сегодня большая часть вещей из памятника уходит не в музеи, а в частные коллекции и на прилавки антикваров»

Читайте также:
Замок Баграта Абхазия. Фото замка, описание

Интерес *«черных копателей»* к Гнездову объясняется тем, что скандинавские украшения и оружие, которые часто встречаются в курганах, пользуются большим спросом на рынке древностей. По оценкам исследователей, количество средневековых вещей из Гнездова, выброшенных на рынок за последние годы, сопоставимо с музейной коллекцией, собранной за 130 лет научных раскопок.

*Основные объекты ГАК и его округи*

Рисунок «Гнёздовские курганы» Источник:http://www.gnezdovo.com/index.php?page=menu-manager

1. Городище, возникшее в X в.;

2. Городище XVI – XVII вв;

3. Селище III – VII вв;

4. Селище, возникшее в X в.;

5. Селище XI – XIII вв.;

6. Курганы X – начала XI вв.;

7. Курганы XI – XII вв. не датированы;

*Список объектов на территории ГАК:*

• Центральное городище (X – XVII вв.)

• Центральное селище (X – XIII вв.)

• Ольшанское городище (XVII в. -?)

• Курганные группы (X – начало XI вв.):

6. Заольшанская (Правобережная Ольшанская);

Гнездовскиые курган

На берегу величественного и неспешного Днепра, в 12 км от Смоленска есть уникальный археологический заповедник – Гнездовские курганы, который считается одним из самых значимых на просторах великой матушки-России. Он представляет собой древнерусское городище, ряд памятников и могильных курганов, относящихся к языческой эпохе.

Заповедный комплекс был обнаружен совершенно случайно – при строительстве железнодорожного сообщения между двумя столицами – Москвой и Варшавой, земляные работы по которому проводились ещё в XIX столетии. С тех времён и начались в этом месте раскопки археологов, в результате которых обнаружены остатки укреплённой части города, именуемой городищем, улочки посада и курганные могильники, служившие в свое время кладбищем.

Согласно заключениям историков и научных работников, поселение, остатки которого теперь стали заповедной зоной, относится к X веку нашей эры. В то время город Гнездов был крупным торговым городом с многочисленными ремесленными мастерскими. Торговля шла как по Днепру – с Константинополем, так и по Двине – со странами Балтийского моря. Кроме торговли, жители этого населенного пункта занимались кузнечным и слесарным делом, а также тонкой ювелирной работой. Археологами найдено много посуды и прочей домашней утвари, которая имеет невероятно-большую историческую ценность. Серпы, ножи, бритвы, ременные наборы, красивые подвески к ожерельям и много-много всякой всячины обнаружено и передано в музей при раскопках древнего города.

В Гнездовских курганах, служивших городским кладбищем, хоронили и простых горожан, и прославленных воинов, причём в могилы укладывали не только покойника, но и те вещи, которыми он пользовался при жизни: воина отправляли в последний путь с оружием, ремесленника – с инструментом. После того как стремительно начал развиваться соседствующий Смоленск, Гнездов начал приходить в упадок, теряя своё торгово-ремесленное значение, передавая свои полномочия административного центра этого края и превращаясь в феодальное княжество. После этого Гнездов вместе со Смоленском пережили несколько военных компаний, отражая атаки войск Польши и Литвы.

Не минула этот древний город и Великая Отечественная война с немецко-фашистскими захватчиками, оставившая свои следы на территории археологического заповедника. Во время фашистской оккупации немецкие археологи пытались проводить собственные раскопки, но уже в 1943 году фашисты были выбиты советской армией из Гнездова и Смоленска, на территории же Гнездовских курганов было установлено несколько памятников и обелисков воинам-освободителям, партизанам и деятелям подпольных групп. Все эти памятные знаки в наше время стали ещё одной достопримечательностью славных когда-то мест!

В настоящее время археологический заповедник совершенно не приспособлен для посещения туристами. Однако любители родного края всё равно приезжают в эти места. Вход к раскопкам древнего города свободный. Посещать это место лучше всего в сухое время года, так как в межсезонье проселочные дороги становятся непроездными. Останавливаться лучше всего в Смоленске, а осмотру Гнездовских курганов выделить один день.

Добраться до достопримечательности можно так: отправляйтесь на автомобиле или городским транспортом из Смоленска в западном направлении, через 15-20 минут езды вы окажитесь у цели – прямо перед селом Гнездово и расположились Гнездовские курганы.

Данный комплекс просто необходимо посетить тем, кто интересуется древней историей родного края. Пусть раскопки сейчас выглядят неухоженными, но этот объект уже заинтересовал всемирную организацию ЮНЕСКО: вполне вероятно, что в ближайшее время он сможет попасть в её списки охраняемых объектов. На Гнездовских курганах невероятная атмосфера, ведь остатки древнего города, или как его тогда называли – посада, таят в себе многовековую историю и неповторимую культуру наших предков!

Оформление визы и путешествие в Вануату

Британский рейтинг называет Вануату самой счастливой страной во всем мире. Небольшое островное государство находится в Океании, у него богатое прошлое и весьма странное настоящее.

Столица Вануату – город Порт-Вила

Бывшая колония французов, Вечная земля в переводе с местного языка, Вануату одна из наиболее необычных стран Океании. С точки зрения туризма это место весьма молодо, но в то же время ведущие туристические издания называют Вануату туристическим раем в Меланезии.

Читайте также:
Дагомыс на карте черноморского побережья. Поселок курорт Дагомыс

Правила въезда на территорию Вануату

Россиянам не требуется виза для посещения этого государства, таможенные службы проставляют штампы прямо на границе. Для того, чтоб пройти паспортный контроль, потребуются следующие документы:

  • заграничный паспорт, который остается действительным от полугода и более на момент завершения путешествия;
  • авиабилеты – либо на родину, либо в очередную точку назначения (при путешествии по сложному составному маршруту);
  • финансовое обеспечение – подойдут ваучеры и распечатки с банковских счетов.

Путешествие в государство Вануату с детьми подразумевает разрешение от родителей, если семья путешествует не в полном составе (документ должен быть составлен на английском языке).

Пример разрешения на английском языке одного из родителей на путешествие ребенка

Однако, российские туристы мало посещают Вануату вовсе не из-за проблем с документами, все дело в том, что существуют реальные проблемы с транспортом. Нет прямого авиасообщения с Россией, поэтому дорога на острова требует двух и более пересадок. Теоретически можно уложиться в сутки, на практике путешествие занимает в полтора раза больше времени. Мало кто отважится на такую долгую поездку. Основной маршрут следования в Вануату подразумевает пересадку в Австралии или Новой Зеландии, а это значит, потребуется транзит-виза одного из этих государств.

Так выглядит транзитная виза в Новую Зеландию

Как получить гражданство Вануату

Многие из россиян заинтересованы в том, чтоб прожить на островах пару лет – климатические условия и неспешный уклад местной деревенской жизни привлекают тех, кто устал от мегаполисов. Однако, стать своим в Вануату довольно сложно.

Иностранцы или люди без подданства могут получить гражданство Вануату естественным путем при помощи натурализации – для этого потребуется проживать в стране десять лет перед тем, как можно будет подать заявление.

Несмотря на заманчивые предложения в интернете, это единственный способ получить гражданство законно, не имея родственников среди коренного населения. Двойное гражданство в республике не признается, и правилу этому следуют очень и очень строго.

Уровень жизни в Вануату

Государственным языком здесь называют французский, английский и пиджин. Пиджин также порой именуют наречием «бислама» – это оригинальный диалект, основанный на искаженных английских и французских словах с примесью китайского. Удивительное сочетание, не правда ли? Если посмотреть на карте мира, государство Вануату далеко от всех стран, с которыми у него лингвистическое родство. На самом деле, все дело в историческом наследии. В XVII столетии острова были открыты испанским мореплавателем, а в XVIII веке острова посетил знаменитый капитан Кук.

Месторасположение Вануату на карте мира

Чуть позже сюда пришли плантаторы и начали вести вырубку сандаловых лесов, основная часть плантаторов прибывала из Каледонии и Фиджи (на карте мира эти страны расположены неподалеку от Вануату, которые в то время звались Гебридами). Вслед за плантаторами на острова пришли миссионеры от протестантов и католиков, среди которых было множество европейцев, даривших островам свои языки. Великобритания и Франция были заинтересованы в Гебридах, и здесь была основана Англо-французская комиссия по военно-морскому делу.

Последние два столетия островитянам жилось непросто, но теперь республику Вануату называют самой счастливой страной в мире. Также про нее частенько говорят, что это страна улыбчивых людей. Казалось бы, низкий уровень жизни противоречит счастью, но островной менталитет сильно отличается от того, что присутствует на материках.

Коренные жители Вануату

Путешествие в Вануату не грозит практически никакими опасностями – местные полицейские очень внимательны к иностранцам и не дают их в обиду, но все же следует соблюдать осторожность в местах сбора людей.

Работа местных властей и полиции чувствуется повсеместно. Так, например, если путешествовать самостоятельно, без гида и тура, можно столкнуться со следующей проблемой. В Вануату очень строго относятся к имущественным правам, в том числе и земельным. Некоторые туристические маршруты проходят по частной территории, и по закону необходимо иметь разрешение или устную договоренность с хозяином. Впрочем, островитяне весьма лояльны к туристам, и практически всегда можно просто принести извинения.

Цены в Вануату разнообразные. Республика является оффшором Океании, тут достаточно большие льготы на налоги, подоходный налог отсутствует совсем, как и большая часть привычных налоговых вычетов. Национальный закон охраняет цены на определенные товары, что помогает избежать кризиса. Это коррелируется ценами на прочие товары. Таким образом, можно весьма недорого купить еду и какие-то бытовые предметы, а вот цены на сувениры или предметы, редко используемые на острове, скорее всего влетят в копеечку.

Два рынка: продуктовый и сувенирно-туристический в столице Ваунтау- Порт-Вила

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: