Необычный обычай: зачем адыги передавали сыновей на воспитание в другую семью?

Традиции адыгейцев – мужчины-орлы и женщины-лебеди

Адыгейцев называли «горцами-аристократами», ведь во все времена этот народ вызывал искреннее восхищение чужестранцев. Если адыгейские мужчины считались эталоном силы и мужественности, то женщины прославились как необыкновенные красавицы, статные и гордые.

Сегодня многие адыгейцы сохраняют древние традиции, а жизнь их не слишком отличается от быта далёких предков. После какого события на крыше дома адыгейцы устанавливают флаг? Что такое «Институт девичьей комнаты»? И почему у каждого человек должно быть своё дерево?

Семейные традиции адыгейцев

Основой традиций адыгейцев стал образ жизни и события, через которые проходил род. В прошлом народ этот жил большими семьями, численность которых насчитывала до сотни человек. Неудивительно, что именно семейные обряды занимают центральное место в ритуалах адыгейцев.

Главой семейства является мужчина, однако не меньшим авторитетом пользуются все люди старшего возраста. Даже в вопросах брака первенство оставалось за старшими братьями. Младшие сыновья не могли жениться до той поры, пока их старший брат не выберет себе жену. Традиционный выкуп за невесту, калым, адыгейцы предпочитали выплачивать в виде скота.

Фрагмент народного адыгейского танца

Прежде немало зависело от социального статуса молодых людей. К примеру, сын князя не мог взять в жёны простую девушку. Вероятно, именно поэтому влюблённые много столетий тому назад придумали забавный обычай похищения невесты. Если парень похищал свою возлюбленную и венчался с нею, то после того никто не мог разлучить пару.

У адыгейцев брак заключается однажды и на всю жизнь. Конечно, сегодня многое изменилось, однако традиция похищения по-прежнему существует в селениях. В наше время это больше напоминает забаву, нежели настоящую кражу, поскольку и невеста, и все её родственники о похищении знают заранее.

Флаг в честь новорожденного

Рождение ребёнка – радостное и волнительное событие, а потому у адыгейцев связано с ним немало интересных обрядов. Когда в доме появлялся новый член семьи, его родные вывешивали на крыше или у ворот флаг, который сообщал людям о произошедшем пополнении. Если ткань на флаге была одного тона (часто красная) – значит, родился мальчик. Если же этот символ был сделан из пёстрого полотна – в семье родилась девочка.

Обычай такого интересного объявления о рождении ребёнка появился очень давно. Он показывал жителям селения и незнакомым людям, что мать и дитя живы, а роды прошли благополучно. Появление флага на доме считалось символом праздника. Семью поздравляли, принося подарки.

Мне очень понравился и ещё один адыгейский ритуал, который сохранился до наших дней. Считается, что у каждого человека должно быть своё дерево. Когда малыш появляется на свет, его дедушка по линии отца отправляется во двор, где сажает деревце в честь появления нового члена семьи.

Повзрослев, ребёнок должен забиться о саженце, поливать и ухаживать за ним. Дерево человека символизирует его единство с природой. С появлением ребёнка в этом мире не появляется кто-то отстранённый и чужой, а рождается ещё одна частица природы и её творений.

Не менее поразительным обычаем является и аталычество. Если две семьи дружат и желают скрепить свои добрые взаимоотношения, они обмениваются детьми, отдавая своего ребёнка на воспитание в другую семью. Такой обряд символизирует проявление абсолютного доверия, скрепляет дружеский союз и превращает два разных рода в одно семейство.

Интересный обычай адыгейцев – Институт девичьей комнаты

Занимательные смотрины адыгейцев

Один из самых древних обычаев адыгейцев – «Институт девичьей комнаты». Это очень необычная традиция, которая позволяет молодым людям и девушкам самостоятельно выбирать себе пару. Достигнув совершеннолетия, девушки отправляются на свадьбы и праздники, после которых проходят в специально отведенную для каждой из них комнату. Там она общается с молодыми людьми, которые намерены найти невесту.

Суть таких встреч заключается в знакомстве и беседах, в ходе которых появляются пары. Если же парень решил сделать предложение, он отправляется к своей избраннице и говорит ей об этом.

В том случае, если он не нравится девушке, она не обидит его, а лишь намекнёт, что уже дала слово другому. Общение в таких комнатах проходит вежливо и спокойно, никто не таит зла и не ревнует к другим собеседникам.

Читайте также:
Об аэропорте Южный г. Иваново IWA UUBI - официальный сайт, контакты

О музыке и кухне

Адыгейская культура – одна из самых ярких в мире. Её «изюминкой» я считаю народные музыку и танцы, в которых передаётся характер того народа. Интересно, что во время исполнения танца, мужчина предстаёт в роли орла, что своими руками-«крыльями» оберегает двух лебёдушек, роли которых отводятся девушкам.

Свой колорит имеет и традиционная адыгейская кухня. Многие блюда готовятся из баранины, а бульон используется для приготовления пряных супов. После Олимпиады в 1980 году многие народы мира узнали о чудесном адыгейском сыре, который изготавливается по древним рецептам адыгов.

Адыгейский сыр – знаменитое блюдо этого народа

С тех пор этот продукт стал использоваться в разных уголках нашей планеты. Адыгейская легенда рассказывает, что технику приготовления сыра открыл юной девушке бог скотоводства Амыш в награду за спасение стада овец.

Как вы заметили, адыгейцы – необыкновенный и интересный народ. Я рассказала только о части традиций жителей Адыгеи, но их культуру сложно описать словами. Душа адыгейца открывается на просторах родины, в национальном фольклоре, старинных преданиях и обычаях. Если вы решите посетить адыгейские земли, непременно сделайте это – местный колорит и потрясающая природа превратят путешествие в настоящую сказку.

Больше чем гости, ближе чем родня. Как и зачем люди становятся кунаками

Ежегодный, уже десятый по счёту фестиваль «Куначество» прошёл в КБР. Что собой представляет куначество сегодня и какие традиции лежат в его основе, узнавал «АиФ-СК».

Новые кунаки

18 семей разных национальностей собрались в Нальчике седьмого октября. За чаепитием они познакомились и пообщались, после чего юноши 16-17 лет из девяти «отдающих» семей отправились на неделю в «принимающие» семьи. В течение семи дней подростки будут изучать национальные обычаи, традиции и быт семей, в которых оказались.

Семьи подбирали так, чтобы в них были сверстники принятых на воспитание. Они вместе будут посещать школу, экскурсии, выставки и праздники. Семьи теперь считаются связанными узами куначества.

В древние времена эти связи могли быть намного крепче, чем кровное родство. Как они создавались, рассказал доктор философских наук, профессор КБГУ, кандидат исторических наук Кашиф Унежев.

«Это был общественный институт горцев, который очень сильно их сплачивал. Он действовал не только внутри одного этноса, но и между разными народами. Существовало даже куначество между горскими народами и казаками», – говорит учёный.

Куначество было плотно связано с традицией гостеприимства.

«Через гостеприимство народ всегда показывает своё отношение к чужому человеку, проявляя заботу о его благополучии и безопасности. Гостеприимство – это особая форма международной дипломатии, образец характера и нравственности народа», – говорит учёный.

Посланник Бога

Для горцев гость – это святое. Адыгская народная пословица гласит: «Гость – посланник Бога». Потомок Чингисхана, представитель адыгской аристократии, этнограф, создатель азбуки родного языка Хан-Гирей писал: «. черкесы вообще, принимая гостей, уверены в том, что делают угодное Творцу, и с благоговением говорят: «Продовольствие гостя Бог дарует гостеприимному». Не предпочтительна ли эта сердечная простота полудикого черкеса расчётливости просвещённого европейца?»

Гостеприимство у горцев распространялось на любого человека, независимо от национальности, пола, возраста, политических убеждений, религиозных верований, даже на преступника. Хозяин дома обязан защищать гостя от любых преследователей. Ради его безопасности он должен жертвовать всем, вплоть до своей жизни.

«Лучшая часть всего, что земледелец приобретает от трудов своих, оберегаема бывает на случай приезда гостей же. Знакомец и незнакомец равно принимаемы и угощаемы. Все стремятся оказать услужливость гостю. Наконец, не слыхано в Черкесии, чтобы гость покупал когда-нибудь что-нибудь для своего продовольствия», – писал Хан-Гирей.

Хозяйка, готовя обед, должна была позаботиться, чтобы еды было больше, чем необходимо семье. Запас назывался «порции для неожиданных гостей».

В доме были специальные помещения – кунацкие. Или отдельные дома, куда каждый путник, конак (с тюркского – «гость») мог заехать и отдохнуть. Все иностранцы, побывавшие у черкесов, единодушны в том, что кунацкие адыгских князей и дворян представляли собой лучшую постройку в усадьбе.

Но кунак – это больше чем гость. Все знаки внимания, которые полагались гостю, заканчивались, как только он покидал порог дома, где его принимали. Кунак же – это друг, названный брат, который оставался им навсегда. Встретившись и поняв, что нужны друг другу, люди становились кунаками на всю жизнь и даже передавали это родство и дружбу последующим поколениям.

Читайте также:
Уровень бедности в Беларуси в 2022 годах: познаем все нюансы

«У моего отца был кунак – казак из Железноводска, – рассказывает Кашиф Унежев. – Познакомились они на базаре, когда мой отец, скотовод, пригнал туда скот на продажу. За один день он не сумел всё продать, и казак, который тоже там торговал, пригласил его к себе на ночлег. Так они подружились. И стали кунаками. Позже, перед началом коллективизации, этот казак предупредил отца, что красные могут всё отобрать, и дед успел часть скота реализовать. Младшие братья моего отца, бывая в Железноводске, всегда навещали его».

Вынуждены дружить

Кунаками становились люди разных национальностей, которых связывала дружба либо ещё одна традиция – аталычество, когда детей отдавали на воспитание в другую семью, часто ниже по статусу.

«Например, когда в семье у князя ждали ребёнка, ещё до рождения подбирали «приёмную» семью дворянина. После передачи сына (реже дочери) люди становились кунаками, искусственное родство устанавливалось через этого ребёнка. Это играло важную политическую роль. Князь приобретал себе союзников в условиях феодальной междоусобицы в лице аталыка (воспитателя, приёмного родителя) и всего его рода. В свою очередь эта семья и род приобретали защитника в лице князя. Не говоря уже о культурном диалоге. Отдавать на воспитание в семью черкесов было престижно. У грузинских князей, крымских татар юноша не мог претендовать на ханский титул, если не воспитывался у черкесов. Их спартанская система воспитания, сопряжённая с хорошей интеллектуальной составляющей, очень ценилась. Об этом писали все иностранцы. Все гиреи (крымские ханы, чингизиды) воспитывались у черкесов. Во многом, чтобы приобрести их поддержку», – говорит Кашиф Унежев.

Аталычество могло остановить даже кровную месть. Например, человек, убив кого-то из близких и получая угрозу кровной мести, крал у этой семьи ребёнка и объявлял, что он взял его на воспитание. С этого момента убийца становился их кунаком, и люди, потеряв близкого человека и ребёнка, вынуждены были с ним дружить.

Уважали достойного врага

«Если достойный противник вдруг оказался без оружия, его нельзя было убивать. Во времена Кавказской войны был такой случай. Черкес по причине болезни жены не смог участвовать в нападении на казачью станицу и отправил вместо себя сына. Его привезли убитым. А вместе с ним и молодого казака, от руки которого погиб сын. Старый черкес спросил у казака, как погиб его сын. Казак рассказал, что выстрелил в него, когда тот летел на него на своём скакуне. «Он упал с лошади и, умирая, из последних сил пытался дотянуться до кинжала, который выронил при падении (для черкесов было позором умереть без оружия). Я подошёл и отдал ему кинжал. Так он и умер», – сказал казак. «Ты поступил достойно, – ответил ему отец убитого. – Есть ли у тебя брат?». «Моего брата убили в горах», – ответил юноша. «А есть ли у тебя мать?» – «Есть, отца нет». «Адыги не убивают женщин, – сказал черкес, – я не хочу, убив тебя, одновременно убить твою мать». С этим словами он отпустил казака. И был ещё такой обычай: когда погибал достойный, смелый, благородный русский офицер, то на три дня вражда приостанавливалась, и делегация черкесов приходила к русским на похороны этого офицера. Вместе они отдавали дань уважения погибшему», – говорит историк.

Обычай избегания у адыгов черкесов

Обычай избегания у адыгов (черкесов).

В этой статье скучно перечисляются дошедшие до наших дней виды Табу и их наполнение, которые были гармонично встроены в быт народа, для обеспечения безопасности рода, а именно такие ТАБУ как :
– на демонстрацию родства,
– на настоящие имена,
– различные досвадебные, свадебные, послесвадебные, посмертные табу
– Табу на разговоры о жене и детях

В нартских семьях , было введено два основных табу :
– 1-ое табу на демонстрацию родства;
– 2-ое табу на настоящие имена.

Читайте также:
Сиенский собор в Италии

Эти ТАБУ были привычным для древних нартов (адыгов).
Первоначально, за нарушения этих табу могло последовать наказание от главы рода.
Причины и история установления 1-го ТАБУ на демонстрацию родства были почти забыты, а содержание этого ТАБУ осталось в народе как «древний обычай избегания», который считается теперь древним способом демонстрации взаимного уважения, а нарушение обычая воспринималось как проявление неуважение и показатель невоспитанности.

Содержание ТАБУ на настоящие имена
В максимальном числе случае и особенно в быту нельзя было называть настоящее имя своих родных, родственников. Исключение – особые случаи, когда называть настоящее имя было необходимо, будь то при контактах с судебными органами, при контактах с другими родами, обществами, племенами и т.д.
Табу особо должно было соблюдаться при родных, в присутствии взрослых детей, и особо строго при посторонних (чужих).
ТАБУ вынуждало использовать ненастоящие имена (эвфемизмы), допускался подбор ненастоящих имён путем косвенных описаний и характеристик родственника.
К примеру – невестка всем избегаемым её лицам (мужу и родственникам мужа) давала отдельные имена (эвфемизмы), выражавшие в большинстве своем либо лучшие черты характера этого человека, либо благопожелания к нему, либо обозначавшие род его деятельности, профессию и т.д.: «Солнечный всадник», «Золотошвейка», «Черноглазая», «Кареглазая», «Летающий по небу», «Светлоликий», «Мальчик», «Кузнец» и др.

Содержание ТАБУ на демонстрацию родства. Предсвадебная часть.
Обязанности невесты :
– соблюдать ТАБУ на демонстрацию родства (которое позже назвали обычай избегания) особенно избегать встреч с женихом. Хотя жених, напротив, обычно искал случая увидеть свою невесту, но тайно, скромно, чтобы не увидели старшие.
– избегать всех мужчин и взрослых женщин из рода жениха, исключение составляли несовершеннолетние дети.
– если невеста случайно оказывалась на торжествах или похоронах у общих с женихом родственников, ее уводили в какое-нибудь укромное место, чтобы не стеснять ее присутствием родственников нареченного.
– свидание жениха и невесты устраивали его доверенные друзья, подруги невесты, их молодые родственники.
– на людях должна была прикрывать лицо платком.
– между сговором (обручением) и до свадьбы (иногда до 2—3 лет) молодые не должны видеться открыто.
ЖЕНИХ выполнял избегание в отношении родителей невесты.

Содержание ТАБУ на демонстрацию родства. СВАДЬБА.
ЖЕНИХ обыкновенно за пару месяцев до свадьбы и в дни свадьбы поселяется и живёт у друга или соседей, где веселится в обществе исключительно своих друзей.
Молодым запрещается : находиться вместе, совместно принимать пищу, разговаривать друг с другом, произносить личные имена или обозначения родства.
ЖЕНИХ не вправе открыто участвовать в свадебном поезде. Но может с друзьями сопровождать поезд, стараясь не попадаться на глаза и держаться поодаль, в стороне (обеспечивая безопасность всего свадебного поезда).
Вечерами при удобном случае, когда приглашенные расходились, молодые родственницы жениха устраивали ему короткую встречу с невестой, а все остальное время молодые обязаны избегать друг друга.
НЕВЕСТУ помещали в комнату, где находились женщины, где она своим молчанием и учтивостью должна проявлять почтение к пожилым и старшим, родственникам, и друзьям жениха.
Участники свадьбы направлялись в эту комнату, чтобы увидеть невесту и оценить ее внешний облик.
Через некоторое время после оценки женщин к ней направлялись молодые люди: братья жениха, друзья, чтобы познакомиться, поговорить с невестой. Но невеста упорно молчала, на все шутки отвечала лишь улыбкой, что означает знак уважения к братьям, друзьям мужа. Молодежь всячески пыталась добиться от нее хотя бы одного слова, что означало «развязывание языка». Молодежь обычно шутками добивается разговорить невесту. В конце концов невеста вынужденно произнести какие-то вежливые слова и удовлетворенные друзья, братья благодарные, одаривают невесту подарками или деньгами. Невеста отказывается, а молодые люди кладут их ей в сумку. С этих пор они становятся «друзьями», их взаимоотношения упрощаются.

РОДИТЕЛИ НЕВЕСТЫ обязаны избегать свадьбу и дом жениха.

Содержание ТАБУ на демонстрацию родства. После свадьбы.
Обязанности жены (невестки) и свекровь. Роль жены сводилась к хозяйственной деятельности, и только в ней она чувствовала себя совершенно свободной. С первого дня своего замужества для невестки свекровь занимала место матери: невестка практически по всем бытовым, житейским вопросам должна была согласовывать свои действия с указаниями свекрови.
Она не могла без ведома последней отлучаться из дому, ходить в гости, покупать что-либо, самостоятельно заправлять какими-либо домашними делами. Будучи полновластной властительницей над всей женской половиной дома, свекровь единолично распоряжалась вопросами приобретения и распределения одежды и нарядов женщин-домочадцев, хранения, приготовления и раздачи (в соответствии с занимаемым положением в семейной иерархии) пищи.
Свекровь до самых преклонных лет сама готовила пищу, не допуская к этой процедуре невестку. Даже в тех редких случаях, когда невестка готовила в силу крайней необходимости в отсутствие свекрови, последняя, по ее возвращении, могла проявлять недовольство. Власть старшей женщины в вопросах домашнего хозяйства была такой силы, что даже взрослый сын, возвратившийся из наезда (похода) и привезший какие-либо предметы (товары), был обязан, прежде всего, зайти к своей матери, справиться о ее здоровье и поставить перед ней свою походную сумку со всем приобретенным, чтобы та распорядилась ими по своему усмотрению.
В то же время и свекровь имела определенные обязательства перед невесткой. Так, она не могла заходить без особой нужды в комнату невестки, не переступала порога спальни невестки, если подозревала, что у последней постель еще не заправлена. Свекровь старалась приучать сноху к премудростям ежедневных домашних забот в семье не с помощью окриков и ругани, а посредством личного примера и примера других женщин-домочадцев. Умная невестка постепенно перенимала у свекрови многие черты ее характера, становясь со временем похожей на нее по образу мышления, повадкам и сноровке.
С течением времени и появлением у невестки нескольких (трех-четырех) детей, у нее в доме мужа появлялись определенные права и частично снимались запреты на разговоры, но ТАБУ на настоящие имена оставались.
Со временем свекровь полностью передавала снохе «очажную цепь». Но и при этом сноха могла предпринять какие бы ни было действия по дому только исключительно с позволения свекрови.
Невестке также не позволительно было даже прилечь до возвращения домой супруга, как бы поздно он не возвратился.
Если же в доме находилось несколько невесток, то свекровь устанавливала очередность их допуска к приготовлению пищи.

Читайте также:
Обучение в магистратуре в Англии

За повседневным уходом за ребенком, для матери исключалась возможность сколько-нибудь выраженного и длительного избегания своего ребёнка. Но ей полагалось воздерживаться от явных проявлений своих чувств.
В первое время после рождения ребенка невестке не дозволялось ухаживать за ним:
– за ребенком и присматривала, и укладывала в люльку, и поднимала только свекровь.
– без разрешения рядом сидящей свекрови невестка не смела ни успокоить, ни покормить грудью плачущего ребенка.
– при свекрови или других невестках невестке не дозволялось приласкать или ругать ребенка.

Невестка была обязана :
– уважать своего мужа, как своего Бога.
– в присутствии мужа должна была проявлять большую сдержанность, ни с кем не разговаривать (даже с мужем), не садится, а также не садиться за один стол с мужем или мужчинами рода. В особых случаях она получала право сидеть в присутствии свёкра после неоднократных его просьб, переданных через других лиц.
– при появлении мужа она должна встать и уступить ему место, а в пути — идти позади него.
– соблюдать ТАБУ на демонстрацию родства (позже названный обычай избегания), то есть избегать мужа, а также родителей мужа и других старших рода, стараться НЕ смотреть на них, НЕ находиться в местах их присутствия, НЕ разговаривать с ними или при них, НЕ показываться им с непокрытой головой.
– при случайном столкновении с избегаемыми лицами невестке надлежало опустить голову или повернуться спиной.
– обращение к избегаемым лицам допускается только через третье лицо (младших членов семьи), либо ограничивалось мимикой, жестами.
– соблюдать ТАБУ на настоящие имена мужа и его родственников.
– соблюдать табу на обращения выдающее степень родства (запрет на употребление слов «мой муж» и т.п.).
– обычай почтительного молчания невестки со свекром соблюдался в отдельных семьях годами или даже всю жизнь.
– обычай почтительного молчания невестки со свекровью соблюдать было труднее, т.к. женщины совместно участвовали в домашнем хозяйстве, сноха выполняла все распоряжения свекрови, выслушивала ее советы.
– не садится на коня вместе с мужем.
– не показываться вместе с мужем вне дома.
– не сидеть с избегаемыми людьми на одной кровати, скамейке, телеге и т.п.;
– не появляться вместе с мужем перед старшими родственниками или в общественных местах, где их могли увидеть старики, и даже в отсутствии мужа не показывать какое-нибудь отношение к нему, например, говорить о нем и т.п.
– в присутствии мужчин, особенно свекра и других старших родственников мужа, она всегда должна была находиться в полном строго регламентированном костюме замужней женщины.

Читайте также:
Мальта в марте: погода, температура воды в море

Золовки, другие невестки и несовершеннолетние родственники мужа не входили в круг избегаемых лиц и невестке разрешалось свободное общение и разговоры с ними, но и здесь действовало ТАБУ на настоящие имена.
В отношении самой невестки муж и все родственники мужа также соблюдали ТАБУ на настоящее имя, а также соблюдался обычай избегания.
Невестке присваивались ненастоящее имя, которое чаще выбирала свекровь или старшая золовка.

ХОЗЯЙКА. В неразделённых семьях невестки в домашнем хозяйстве были зависимы от свекрови и должны были придерживаться её указаний, то отселившись малой семьёй, обособившись от хозяйства родителей мужа, женщина получала известную самостоятельность. Она становилась полноправной хозяйкой в домашних делах, в пределах собственного дома освобождалась от большой части тягот обычая избегания. Когда невестка выходила на улицу, либо приходила (приезжала) в дом родителей мужа или его старших родственников, она должна была соблюдать все нормы обычая избегания. С другой стороны, если в неразделенных семьях существовало разделение труда женщин, а в малой семье все заботы и обязанности по домашнему хозяйству ложились на плечи женщины-хозяйки. Ее помощниками становились подрастающие дети, которые включались в домашние дела раньше, освобождая мать от посильных для них дел, тем самым облегчая ее положение в семье. Положение многодетной матери в домашнем хозяйстве было более или менее облегченным, если учесть, что на воспитание детей требовался минимум материальных и физических затрат.
Мать в семье пользовалась большим уважением и почетом со стороны детей. Непослушание, неуважительное или грубое отношение к матери считалось совершенно недопустимым. Дети-подростки были первыми ее помощниками. Взрослые дети окружали мать теплом и вниманием, предоставляя ей полное право по своему усмотрению распоряжаться дома.

Невестка становится СВЕКРОВЬЮ. Было установлено, что мать, женив сына, получала себе замену в выполнении домашних работ, а следовательно, и право на некоторый отдых. Главной ее обязанностью становилось руководить домашними делами, присматривать за внуками, готовить пищу, ведать семейными продовольственными запасами. Иметь невестку и при этом самой хлопотать по хозяйству считалось недостойным для пожилой женщины. В глазах окружающих это к тому же снижало и достоинства невестки. Возглавляла все работы по домашнему хозяйству в неразделенных семьях старшая из женщин – мать, которая пользовалась большим авторитетом и уважением. Под ее началом находилось все содержимое амбаров и кладовых семьи: все запасы продуктов, материалы для изготовления одежды, обуви и других необходимых вещей домашнего быта, сырье от скотоводческого хозяйства, подлежащее обработке и т.д. В ее ведении было распределение продуктов, их рациональное расходование, своевременная заготовка запасов, организация и руководство работ по обработке сырья и т.д. Она же распределяла обязанности между женщинами. Приготовлением пищи занималась обычно сама мать или старшая из невесток, а все ежедневные работы по двору выполнялись молодыми женщинами. Доение коров, приготовление молочных продуктов, приготовление сыра считалось обязанностью младшей невестки. Наиболее сложные работы могли выполняться невестками поочередно, но в основном каждый участок был закреплен за конкретной невесткой.

Обязанности мужчины :
ГЛАВА РОДА. От воли отца семейства (главы рода) зависело выделение женатого сына, причем сын не имел права требовать раздела. Женитьба сына и замужество дочери также совершались по воле отца (без согласия молодежи – если они засиделись, то есть они превысили возраст установленный для самостоятельного решения).
Основным имуществом распоряжался глава семьи. Он же решал все вопросы о том, что продать, что купить.
Мужчина занимался, в основном хозяйством: скотоводством, работой в поле, охотой, в свободное от полевых работ время, особенно зимой, он был меньше занят. В малосостоятельных семействах мужчине, чтобы обеспечить семью, помимо собственного хозяйства, приходилось трудиться еще и по найму.

Читайте также:
Налоги в Турции на недвижимость и доход в 2022 году — разбираемся в вопросе

ОТЕЦ.
Каждый отец был обязан – соблюдать ТАБУ на демонстрацию родства (позже названный обычай избегания) в отношении родных, родственников, и особенно в отношении детей.
Каждый отец был обязан, в присутствии посторонних и своих старших родственников – не должен показываться со своим маленьким ребенком, не брать его на руки, не играть с ним, в не проявлять отцовские чувства, даже не утешать плачущего ребёнка, не помогать нуждающимся в помощи – если рядом есть люди которые могут эту помощь оказать, не называть детей по настоящим именам, не называть их «сыном» или «дочерью», не трапезничать вместе с детьми – в общем ни коим образом не обнажать своё родство со своими детьми.
Каждый отец был обязан – по отношению к детям быть подчёркнуто требовательным. (Присутствующие понимали истинные чувства отца и его самообладание и поэтому негласно одобряли его).

МУЖ. Каждый муж был обязан соблюдать «обычай избегания» в отношении собственной жены, как при посторонних, так и при старших родственниках, при взрослых детях и т.д.
Внешне отношения между супругами характеризовались сдержанностью, даже некоторой суровостью.
Ласковое обращение с женой, особенно при посторонних, считалось недостойным мужчины.
Однако, ещё более недостойными были ругань, избиения, издевательства и грубый деспотизм. Обязанности мужа по соблюдению избегания своей жены достаточно точно описал К.Ф. Сталь. Он писал об адыгах следующее: «Молодой муж не позволяет себе видеть жену днем, а непременно ночью и то украдкой. Видеть жену днем, входить к ней в саклю и разговаривать с ней в присутствии других может себе позволить пожилой простолюдин, а князь и дворянин – никогда».
Отца, мужа непосредственно касаются ТАБУ на разговоры о жене и детях.
Для них запретны разговоры о своих жене и детях, и о домочадцах. (Хотя в женской среде такие расспросы считались актом вежливости). Стало позорно хвалить жену (А если в особых случаях приходилось упоминать о ней или о детях, мужчина всегда, просил прощения у окружающих). Фактически женами и детьми своими гордились, но ничего о них не рассказывали и публично не хвалили. Для адыга было недостойно даже намекнуть на достоинства супруги.

ЗЯТЬ. Обязанности зятя по отношению родственников жены :
– соблюдать обычай избегания в отношении родителей своей жены (тестя и тещи) и их старших родственников.
– если же им все-таки приходилось встретиться с этими избегаемыми лицами, то непременно соблюдать ТАБУ на разговоры и он не вступал ни в какие разговоры ни с тестем, ни с тещей, а также ТАБУ на настоящие имена тестя и тёщи.
Несмотря на обычай избегания и всякие ТАБУ – готовность зятя быть полезным для родственников жены, готовность прийти на помощь в случае малейшей нужды считалась важнейшим качеством хорошего зятя.
Дедушки и бабушки также были обязаны соблюдать обычай избегания в отношении своих детей, но в отношении внуков им позже стали делаться различные послабления.
Мужчина став свёкром был обязан соблюдать обычай избегания невестки, соблюдать ТАБУ на её настоящее имя и ТАБУ на разговоры.

Содержание ТАБУ на демонстрацию родства. Посмертная часть
Когда один из супругов болел или даже умирал, другой должен был сохранять сдержанность и скрывать эмоций от всех окружающих.
Жена, в частности, не должна была плакать или как-то по-иному открыто проявлять свое горе даже на похоронах.
Она уходила туда, где нет людей, и только там, наедине с собой, оплакивала свое горе.
Муж на похоронах супруги держался в стороне от всех присутствующих.
Исходя из обычая избегания и из уважения к его горю его освобождали от всех забот по организации похорон.
Церемонией похорон руководил свекор умершей, либо один из братьев мужа, либо старший из сыновей и т.д.
Посмертная часть соблюдения обоих вышеуказанных табу в отношении умерших родственников тоже имела свой особый смысл в черкесской религии.

В настоящее время все вышеуказанные ТАБУ в адыгском (черкесском) мире ускоренно исчезают, впрочем такой же процесс идёт и у соседних народов.
Зачем адыгам был нужен такой тяжёлый обычай ? Почему такой обычай был у многих народов планеты ? Ответы на эти вопросы в другой моей статье – “Религиозный смысл трёх адыгских обычаев”, который имеется в этой же папке на этом сайте.

Читайте также:
Автобус Москва — Узловая Как С Добром Добраться!

Національна стежка відпочинку Пінхоті – Pinhoti National Recreation Trail

Стежка Пінхоті є південним Аппалачі довга дистанція, довжиною 540 км, розташована в Сполучені Штати в межах штатів Росія Алабама і Грузія. Південна кінцева стежка знаходиться на горі Флагг, поруч Веогуфка, штат Алабама, найпівденніша вершина штату, що піднімається на 300 метрів. (Гору часто називають найпівденнішою Аппалачі пік, хоча за більшістю геологічних розрахунків фактичний хребет Аппалачів закінчується дещо далі на північ в Алабамі.) Північна кінцева стежка місця, де вона приєднується до Стежка Бентона МакКей. Найвища точка трас – це Бадді-Ков-Гейп, висота якої становить 3164 фути біля Пустеля Кохутта. Найнижча його точка над рівнем моря знаходиться недалеко від струмка Веогуфка поблизу Державний ліс Веогуфка на 545 футів.

Стежка Пінхоті – частина Східно-континентальна стежка та Велика Східна стежка, обидві дуже далекі американські туристичні стежки, що з’єднують кілька штатів.

Зміст

  • 1 Географічні характеристики
  • 2 Історія
    • 2.1 Позначення Аппалачі
  • 3 Траси, що використовуються в системі
  • 4 Сполучні стежки
  • 5 Громадські землі обхідні
  • 6 Дивитися також
  • 7 Список літератури
  • 8 зовнішні посилання

Географічні характеристики

Північний кінець знаходиться приблизно в 110 милях (110 км) на захід від Гора Спрінгер, південний кінець Аппалачська стежка. [2]

Грузія має близько 164 милі (260 км) траси, і Алабама містить інші 280 миль з 335 миль (540 км) стежки. [3]

Історія

Від Піноті Трейл Альянс. Обліковий запис PTA Facebook має найбільшу історію та поточні умови відстеження в Інтернеті.

“Стежка Пінхоті вважається реалізацією лісничого Бентона Маккея оригінальне бачення стежки 1921 року, що тягнеться довжиною ланцюга гір Аппалачів, що з’єднує кілька існуючих стежок, посипана постійними таборами і побудована для “стимулювання кожної лінії непромислових зусиль на відкритому повітрі”, включаючи відпочинок, відновлення сил, сільське господарство та навчання. Він сподівався викликати рух “назад до землі”, щоб полегшити проблеми міського промислового життя “. https://www.bhamwiki.com/w/Pinhoti_Trail

З веб-сайту Асоціації штатів Джорджія Пінхоті:

Початковий план Аппалачської стежки був викладений у 1925 році на першій Аппалачій Конференції. Цей план показав основний слід, що йде від Гора Кохутта на півночі Грузія до Гора Вашингтон в Нью-Гемпшир. Цей план також пропонував шпору з гори. Вашингтон до Гора Катахдін в Мен і один з гір Джорджії в Північну Алабаму. Шпора в штаті Мен була завершена в 1940 році, тоді як шпора в Алабамі ще не спалена. Однак зусилля, щоб зробити цей штурм Алабами реальним, тривають і є результатом наполегливої ​​роботи багатьох груп, осіб, агентств та організацій.

Будівництво Алабамської стежки Пінхоті розпочалося в 1970 році в межах Національний ліс Талладега у східній центральній та північно-східній Алабамі. У 1977 р. Частини національної лісової дороги Талледега були визначені як Національна стежка відпочинку. [1] До 1983 року було прокладено 100 кілометрів траси, і Майк Леонард з Алабамської коаліції за пустелю запропонував з’єднати Пінхоті з Аппалачською стежкою в Грузії. Лісова служба США та трест “Forever Wild land” у Алабамі допомогли у придбанні основних природних масивів. В даний час Стежка Пінхоті подорожує частиною тих придбаних земель та іншими територіями, через які планується пройти. [4]

Спочатку Доріжка Пінхоті була завершена в лютому 2008 року та офіційно відкрита для громадськості 16 березня 2008 року. Продовжуються зусилля, спрямовані на вдосконалення траси, в основному, пов’язані з переміщенням ділянок пішохідної прогулянки на стежки подалі від дороги. [5] [6] Нова південна кінцева стежка біля основи гори Флаг, відкрита в березні 2015 року. [7]

Позначення Аппалачі

Протягом багатьох років туристичні групи в Алабамі та Джорджії виступають за те, щоб Конгрес США офіційно визначив Стежку Пінхоті як частину Аппалачська стежка – крок, який зробив би гору Флаг південним кінцем АТ. [8]

Найскладніші туристичні стежки: 10 неймовірних маршрутів

Піший туризм або хайкинг – захоплююче заняття, яке не тільки приносить нові враження, а й розвиває силу, витривалість, упорядковує думки.

Читайте также:
Перепланировка квартиры в Москве. Состав и цена проекта. Идеи перепланировки

Всі стежки з нашого ТОПу простягаються на мальовничій місцевості і оточені захоплюючими дух пейзажами. Похід по кожній із них стане справжнім випробуванням і пригодою!

1. Транспанамская стежка, 800 км (Панама)

Любителям тропічних лісів сподобається стежка в Панамі, що йде через густі, повні москітів джунглі від кордону з Колумбією – з національного парку Дарієн – до самої Коста-Ріки. Турист відвідає заповідник Чагрес, пройде по територіях племен Ембер і Куна, побачить вулкан Бару, поплавати на каное по річках – і все це займе трохи більше 3 місяців.

2. Стежка Бейкерів, 805 км (Судан – Уганда)

Маршрут названий на честь сера Самюеля і леді Флоренс Бейкер – перших європейських дослідників, що подолали його в 1864 р Авантюристам і любителям пригод буде цікаво пройти по їхніх слідах: почати шлях поруч з Джуба, столицею Південного Судану, і рухатися до поселення Бейкер-Сью в Уганді уздовж озера Альберт, річки Вікторія Найл і водоспаду Кабарега.

3. Стежка південно-західного узбережжя, 1016 км (Великобританія)

Чи не найдовша стежка в списку, але від того не менш цікава. Маршрут починається в Майнхеде (графство Сомерсет), а закінчується в Гавані Пул (Дорсет). Уздовж Атлантичного океану він простягається через кілька об’єктів Всесвітньої спадщини ЮНЕСКО, в тому числі скелі Юрського періоду, що утворилися 240 млн назад. На шляху доведеться багато підніматися: в цілому на висоту в 35 км. А це цілих 4 Евересту!

4. Маршрут по пустелях Орегона, 1287 км (США)

На суворої і красивій місцевості штату Орегон розташовується туристичний маршрут, що з’єднує в собі різні короткі стежки, історичні дороги і шляхи крізь дикі місця. Так як рухатися доведеться по пустелях, мандрівникові потрібно запастися питною водою. А непідготовленим туристам зовсім не варто вирушати по цьому маршруту.

5. Велика Гималайская стежка, 1700 км (Непал)

Ця досить нова стежка для хайкінга розташувалася вище інших – на висоті 6146 метрів над рівнем моря серед величних Гімалаїв. Вона об’єднує в собі кілька коротких відрізків на різних ділянках гірського масиву. Велика Гималайская стежка – маршрут для найбільш підготовлених і досвідчених туристів. Складність високогірній дороги компенсують чудові види на скелі, долини і непальські села далеко внизу.

6. Ті-Арароа, 3000 км (Нова Зеландія)

Назва цієї стежки з мови народу маорі перекладається як «довга». Дійсно, швидко її подолати не вдасться. У звичайної людини похід по Ті-Арароа займає 3 місяці. А рекорд проходження становить 53 дня і належить ультрамарафоновцу Джезу Брагг. Стежка розташована серед дивовижних красот природи: високих гірських хребтів, зелених мисів і виблискують на сонці льодовиків.

7. Аппалачська стежка, 3510 км (США)

Цей маршрут простягається через 13 штатів Америки, уздовж гірської системи Аппалачі. Приблизно 5 млн кроків і 6-8 місяців буде потрібно тому, хто захоче пройти по стежці від гори Катадін, що знаходиться в штаті Мен, до штату Джорджія і гори Спрингер. По дорозі мандрівник зможе оцінити прекрасний національний парк Грейт-Смокі-Маунтінс, піднятися на двокілометрову гору Клінгменс-Дом, переправитися через річку Гудзон. Однак варто бути обережним, щоб не зіткнутися з ведмедем барібалу або отруйною змією.

8. Природна стежка Хоккайдо, 4585 км (Японія)

У Країні висхідного сонця безліч захоплюючих довгих маршрутів для пішого туризму. Один з них розташований на острові Хоккайдо. Природна стежка Хоккайдо захоплює різні кліматичні пояси і йде уздовж степів, лісів, гір, льодовиків і вулканів. Щоб насолодитися прекрасним видовищем, часу буде достатньо, адже на подолання стежки йде від півроку.

9. Континентальний кордон, 4990 км (США)

Уздовж величних Скелястих гір йде стежка Континентальний кордон – один з найдовших і важких маршрутів для хайкінга. Починається він на кордоні з Мексикою і простягається до Канади повз безліч природних пам’яток США. Це Грейс-пік (Колорадо), Червона пустеля (Вайомінг) та інші. Мало хто наважуються на похід по Континентальному рубежу. У рік – не більше 150 чоловік. Однак серед них зустрічаються навіть підлітки. Так один юний турист подолав стежку в 13 років.

10. Гранд Італія, 6166 км (Італія)

Воістину грандіозний маршрут для хайкінга! Він йде по альпійської дузі через Сицилію, по західному узбережжю Тірренського моря до Сардинії і призводить до древнього міста Тибула. Щоб подолати таку велику відстань, туристу потрібно в середньому 8 місяців.

Читайте также:
Паром Рига-Стокгольм: цена, расписание, время в пути, услуги и их стоимость

У світі існує безліч небезпечних і захоплюючих маршрутів, пройти по яким під силу лише самим відважним туристам. На підготовку до походу і подолання такої стежки може піти цілий рік, але воно того варте! А який найдовший похід здійснював ти?

Аппалачська стежка

Протяжність майже 3500км, а найвищий ділянку стежки доводиться на висоти понад 2000м. Маршрут проходить по гребенях Аппалачской гряди, вічнозеленим лісам, скелях і ущелинах.

Щорічно на стежці виявляється до чотирьох мільйонів мандрівників, і за статистикою вже більше десяти тисяч осіб пройшли весь маршрут за один захід (підкреслюю – 3500км), це займає від п`яти місяців до року. Причому найстаршому «протягу» (подорожньому, що йде весь шлях від початку до кінця) було на момент проходження 81 рік, а наймолодшому 6 років (він йшов з батьками).

Навіщо люди виходять в такий важкий і довгий шлях? Напевно, тут ті ж причини, які спонукають пілігримів проходити Каміно де Сантьяго. У разі Аппалачской стежки, втім, немає релігійної складової, тут причини більш особисті.

Відео: Людина-Сєров ПРО 17 (Сергій Комісаров, пішки по Америці)

Напевно, для молоді це перевірка на міцність і пригода. Для людей старшого віку – спроба втекти від кризи середнього віку. Для літніх, можливо, це можливість знову відчувати смак життя. Будь-яка причина заслуговує глибокої поваги, людина, що відправився в таку дорогу – особливий. Один з мандрівників, які пройшли стежку наскрізь, на питання про безцільно витрачені місцях в дорозі, відповів: «У мене буде багато часу для відпочинку, коли я помру». На мою думку, ці слова можна застосувати до будь-якого тривалої подорожі, я повністю їх розділяю.

Відео: Ультрамарафонец встановив неймовірний рекорд бігу в Аппалачах

Ідея Аппалачской стежки належить лісника Бентон МакКею, він розробив маршрут незабаром після смерті дружини, в 1921 році. Стежка швидко набула популярності, а ній стали писати в пресі, з`явились перші мандрівники. Поступово маршрут облаштовувався, з`являлися мітки, притулку від дощу і т.д. Місцевість є державним заповідником, понад чотири тисячі добровольців щорічно підтримують чистоту і порядок на стежці. Зараз стежка стала знаменитою пам`яткою Північної Америки, і багато людей приїжджає саме для того, щоб пройти цей маршрут.

Потрібно розуміти, що подорожній повністю виключає себе з цивілізованого життя, через це незабаром входить в особливий стан життя «одним днем». Минуле залишається за бортом, майбутнього не видно, важливо тільки сьогодення. Тому найбільшою повагою на маршруті користуються «протяги», що знаходяться в дорозі вже не перший місяць.

Найкрутішими вважаються ті, хто, пройшовши повністю стежку, тут же розгортається і йде назад. Такі люди знаходяться в дорозі більше року, їхня психіка необоротно змінюється. Для початківців вони як повні мудрості гуру, кожне слово яких має глибокий прихований сенс.

Аппалачська стежка – це цілий світ, зі своєю ієрархією, сленгом і стилем спілкування. Подорожні ніколи не просять, чи не жебракують, це вважається негідним. Також негласно заборонено залишати за собою сміття. Тут є свої герої і легенди. Є люди, які постійно мешкають на стежці, зустріти таких вважається великою удачею.

Відео: Похід – Appalachian Trail

Зрозуміло, як тільки я дізнався про це найцікавішому маршруті, я відразу запитав – їздять чи по ньому на велосипедах. На жаль немає. По-перше, на стежці багато складних ділянок, на яких непросто з навантаженим велосипедом. По-друге, велосипед офіційно заборонений на стежці, в багатьох місцях лісники спеціально перекривають дорогу деревами, що повалили.

Так що в певному сенсі це було розчаруванням для мене, так як спочатку я вирішив, що це місце потрібно включити в свої велосипедні плани. Але поміркувавши, збагнув, що заборона багато в чому має духовний сенс: великий сильно знецінить складність і тяготи проходження. Йти пішки – це єдино автентичний шлях.

Друзі, хто ще не підписаний на оновлення мого сайту, прошу це зробити. Ви будете одержувати на е-мейл тільки мої нові замітки, ніякого спаму, ніякої розсилки. Якщо не сподобається, відписатися можна буде в кілька кліків.

Читайте также:
О видах виз в США: иммиграционная, бизнес, туристическая, по приглашению

Аппалачі випробування — туристичний пішохідний маршрут

Аппалачi Стежка для пішого туризму, США — The Appalachian National Scenic Trai

Національна стежка Аппалачі — якщо пройти її наскрізь, то це буде охоплення 14 штатів: Джорджія, Массачусетс, Меріленд, Мен, Північна Кароліна, Нью-Гемпшир, Нью-Джерсі, Нью-Йорк, Пенсільванія, Теннессі, Вірджинія, Вермонт, Західна Вірджинія. Туристів, які беруть на себе подвиг за один прохід здолати всю стежку, називають «протягами».

Тунель осінніх дерев в «Ущелинi контрабандистів». Вермонтський парк, США

«Протяг» зазвичай проходить стежку за 8-12 місяців; рекордсмен пройшов її за 5 місяців. Зрозуміло, що не кожен турист може дозволити собі багатомісячне випробування. Велика частина туристів насолоджуються свободою лише кілька днів (або кілька тижнів), відхопивши від маршруту якийсь один з його відрізків.

Дійти до Канади і берега Атлантичного океану від Медвежій гори (першої частини шляху) через вищу точку Клінгманс-Доум і потужну водну перешкоду Гудзон — для цього потрібна відвага. Про першопрохідника були написані романи. Зараз статистика говорить, що найменшій наскрізного туристу (у супроводі його батьків) було всього 6 років, а найстаршому — 81 рік. Рахунок туристів, які пройшли стежку вже йде на мільйони.

Маршрут піший. Велосипеди на стежці заборонені по 2-м причин:
1. Складність стежки не залишає шансу використовувати будь-якої транспорт — екстрим місця.
2. Філософія, сама ідея, заради якої була організована стежка, диктує пішоходу побути наодинці з дикою природою і відв’язатися від будь-яких засобів цивілізації.

Національна стежка — це свого роду заповідник: тут не можна полювати, рибалити і розводити вогнища. Можна тільки милуватися краєвидами.

Задумав вибудувати Аппалачі Трейл приватний громадянин — в 1921 році. Ідею підхопили національні служби. У завершеному вигляді Аппалачського Стежка існує з 1937 року, і зараз її популярність невблаганно зростає.

Довжина Аппалачской стежки складає приблизно 2185 миль — це десь 3500 км громадської стежки резонансних земель Аппалачі. Адреналіну і ендорфіну у вас буде в надлишку!

З небезпек — кліщі, змії, дикі тварини та отруйні рослини. З незручностей — щоб поповнити запаси їжі, прийняти душ і попрати — від одного пункту цивілізації до іншого, 3-4 діб ходьби.

Медицина відсутня. АД-НА-КА Ви можете скористатися допомогою інших туристів, а також послугами мобільного зв’язку. Деякі туристи несуть рації, які дозволяють викликати допомогу по радіо, де стільникові телефони не працюють.

Мозок — ваша найкраща захист від небезпек і ваше краще зброю від непередбачених обставин. Будьте морально готові до ризиків. АТ — віддалена траса, рейджерів може не опинитися поруч.

Починаючи тривалий похід, переконайтеся, що є хтось, хто знає про ваші плани і знає час вашого повернення з маршруту. Завжди носіть з собою поточні карти Trail, щоб у разі надзвичайної ситуації, ви могли описати своє місце розташування.

Гігантський маршрут і абсолютний рекордсмен треку — Стежка в США

Найзнаменитіший парк Америки (Грейт-Смокі-Маунтинс) на одній з ділянок Аппалачской національної стежки.

Щоб вам не заблукати, уникайте віддалятися від стежки, позначеної маркерами.

Коли ви ходите в похід поодинці, ви більш уразливі. Туризм з партнером безпечніше.
Довіряйте своїм інстинктам. Собака зможе забезпечити додаткові заходи безпеки? Навряд чи. Зате може дати помилкове відчуття безпеки.

Сьогодні траса знаходиться у веденні Служби національних парків США, Лісовий служби, і ще 30-ти численних державних установ, а також 4000 добровольців стежать за порядком на стежці.

Аппалачі Стежка в США

Аппалачі стежка (АТ) має масового відвідувача з ранньої весни до глибокої осені. Але є любителі зимових маршрутів. На питання:
Чи не шкода вам витрачати кілька місяців на один похід? Найкраща відповідь туриста був: Коли помремо, у нас буде багато часу для відпочинку.

Це землі індіанців Черокі

Все було б безглуздо, якби не було так красиво

Дивлячись на ці дивовижні фотографії Аппалачі Trail можна ревнувати до тих щасливцям, які побували на маршруті.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: