Северный Морской Путь — грузооборот, перспективы развития и порты на карте
Здравствуйте, друзья, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Сегодня в своей статье я предлагаю обсудить Северный Морской Путь — перспективную транспортную артерию, как для России, так и для мировых морских перевозок. СМП способен полностью изменить морские и прочие логистические цепочки уже в ближайшие пару десятилетий, и придать значительный импульс развитию северных регионов России. О том, что такое Северный Морской Путь, как этот путь проходит на карте, и какие его ключевые порты, — я расскажу в сегодняшней статье. Кроме этого, Вы узнаете в чем основное значение и выгоды СМП для России и для других стран мира, а также почему его часто называют Морским Шелковым Путем.
Содержание статьи:
Что такое Северный Морской Путь
Северный Морской Путь (СМП), также известный как Севморпуть и Северный морской коридор — это перспективный морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, а также между Европой и Азией. Примечателен тем что он является кратчайшим морским путем и значительно сокращает привычные маршруты морских грузоперевозок. Так длина маршрута от Санкт-Петербурга до Владивостока через СМП составляет всего 14 000 км, тогда как по более популярному маршруту через Суэцкий канал он составляет более 23 000 км. Также данный путь выгоден по срокам доставки и длине маршрута для многих стран восточно-азиатского региона в страны западной и северной Европы. Например расстояние от порта Роттердам в Европе до порта Йокогамы в Японии через Суэцкий канал превышает 11 100 морских миль, тогда как длина маршрута по Северному Морскому Пути всего 7000 морских миль, то есть более чем на 37% короче. Северный Морской Путь выгоден и другим портам, например, путь из Гонконга, из Шанхая и из Пусана (Южная Корея) в Роттердам короче на 11%, на 24 % и на 29% соответственно.
Единственным серьезным препятствием сдерживающим развитие Северного Морского Пути для морских перевозок является сложные климатические и ледовые условия. Большая часть СМП проходит через зоны толстого многолетнего льда. Из-за этого навигация судоходства по большей части Северного Морского Пути доступно только несколько месяцев (от 2 до 5), как правило с июля по октябрь. На некоторых маршрутах с использованием атомного ледокольного флота возможен более длительный период навигации. В перспективе ближайших 10 лет руководство России намерен увеличить ледокольный флот и довести навигацию по Северному Морскому Пути круглогодичной.
Северный Морской Путь на карте с ключевыми портами
Полный маршрут Северного Морского Пути вы можете увидеть на карте выше с основными портами и городами маршрута. Северный Морской Путь проходит вдоль северной границы России по морям Северного Ледовитого океана — Баренцевому морю, Карскому, Морю Лаптевых, Восточно-Сибирскому и Чукотскому морю, а также охватывает часть Тихого океана — Берингово море. Общая длина СМП согласно его официальным границам от пролива Карские Ворота до бухты Провидения составляет 5600 км. Весь маршрут СМП делится на 2 сектора — западный (от Мурманска до Дудинки) и восточный (от Дудинки до Чукотки).
На протяжении маршрута СМП на сегодня находится более 50 портов, важнейшие из которых:
- порт Мурманск
- порт Архангельск
- порт Нарьян-Мар
- порт Варандей
- порт Саббетта
- порт Игарка
- порт Дудинка
- порт Диксон
- порт Хатанга
- порт Тикси
- порт Певек
- порт Беринговский
- порт Петропавловск-Камчатский
- порт Владивосток
Значение СМП для России и других стран мира
Северный Морской Путь является наиболее перспективной транспортной артерией в мире в ближайшие несколько десятилетий. Для России и зарубежных стран этот маршрут несет ряд существенных выгод:
- значительная экономия на топливе
- сокращение времени перевозки
- сокращение издержек на оплату труда персонала и снижение фрахта судов
- отсутствие платежа за проход судна в отличие от Суэцкого канала (на текущий момент)
- низкая загруженность маршрута и отсутствие очередей
- отсутствие пиратов
Для большей наглядности можно привести пример с топливом. Так для перехода из Европы в Китай по маршруту СМП необходимо всего около 35 дней и 600 тонн топлива, тогда как при использовании маршрута через Суэцкий канал требуется целых 48 дней и около 900-1000 тонн топлива.
История освоения Северного Морского Пути
Первые попытки пройти по Северному Морскому Пути предпринимались еще в середине 16 века англичанами, однако на тот момент они не смогли пройти дальше Новой Земли. После чего новые попытки возобновились только в конце 19 века. Так в 1878 году шведский географ и геолог неожиданно для всех сумел добраться в одну навигацию почти полный маршрут СМП — обогнув мыс Челюскин и остановившись на зиму у берегов Чукотки. После чего были подобные проходы СМП исследователем из Норвегии Ф. Нансеном в 1893 году и русским исследователем Эдуардом Толлем в 1901 году.
После успешных проходов власти сразу же оценили и увидели потенциал Северного Морского Пути и как следствие перспективы развития прилегающих северных регионов страны. В 1933 годы была проведена экспедиция ледокола Челюскин, который был зажат льдами. Первая транспортная поставка из Ленинграда во Владивосток по СМП была осуществлена лишь в 1935 году.
Северный Морской Путь активно использовался в годы Великой Отечественной войны для переброски боевых кораблей, военной и хозяйственной провизии из Тихого океана в Баренцево Море. За время ВОВ по СМП прошли сотни кораблей и перевезли свыше 4 млн тонн грузов.
Активизация освоения СМП произошла в 1970-1980 годы, когда был построен атомный ледокольный флот и семейство ледоколов «Арктика».
С развалом СССР и с 1991 года Северный морской путь стал доступен для международного судоходства, однако зарубежные компании стали осваивать альтернативный путь только спустя 15 лет. Пик освоения СМП Россией пришелся на последние годы, начиная с 2011 года ежегодный грузооборот маршрута стремительно растет.
Текущий грузооборот по Северному Морскому Пути
Как видно из графика выше, после достижения пика объема грузоперевозок по СМП в 1986 году на уровне 6.4 млн тонн, долгое время не удавалось побить данный рекорд. Однако за последние пять лет объемы перевозок через Северный Морской Путь многократно возросли и уже к 2019 году достигли 30,28 млн тонн вместо запланированных 26 млн тонн. Всего за 2019 год по СМП было проведено 510 судов. Основная часть грузоперевозок на текущий момент это нефть и газ. В дальнейшим планируется расширить перевозки сельскохозяйственной продукцией и рыбой. В 2022 году, несмотря на пандемию коронавируса, последующие локдауны и экономический кризис, объемы грузоперевозок продолжили расти и составили 32,97 млн тонн, из них около 1,2 млн тонн было перевезено транзитными рейсами.
Усилению роста и развитие грузоперевозок по Северному морскому пути обеспечили по большей части инвестиционные проекты «Ямал СПГ» и разработка Новопортовского месторождения нефти, а также другие проекты таких компаний как Лукойл, Газпром, Роснефть и другие.
Планы и перспективы развития инфраструктуры СМП
Уже в 2022 году власти России планирует повысить объем грузоперевозок по СМП до 40-43 млн тонн грузов. По указу Президента В. Путина уже в 2024 году уровень перевозок должен достигнуть объема 80 млн тонн. При благоприятных обстоятельствам размер к 2030 году должен превысить сто млн и составить около 120 млн тонн. Рост планируется обеспечить за счет начало поставок Таймырского угля в Индию. После 2030 года существует ряд планов по значительному наращиванию объема международных транзитных перевозок через Северный Морской Путь.
Для достижения поставленных целей необходимо активно развивать портовую инфраструктуру СМП и развивать ледокольный флот. Так буквально в последний день своего председательства в правительстве Дмитрий Медведев одобрил выделение 127 млрд рублей на строительство атомного ледокола «Лидер». Это будет крупнейший и самый мощный ледокол. Всего к 2035 году планируется построить 3 таких ледокола. Они вместе с другими ледоколами и флотом должны в перспективе обеспечить круглогодичную навигацию по Северному Морскому Пути и значительно увеличить объем грузоперевозок.
Дополнительные перспективы развития СМП открывает и изменение климата. Если глобальное потепление происходит на самом деле и продолжится в следующие годы, то количество и толщина ледяного покрова в морях Северного Ледовитого океана должно уменьшится. По прогнозам норвежских ученых к 2080 году в морях Арктике может не остаться льда вовсе.
А на этом сегодня все про Северный Морской Путь. До новых встреч на страницах проекта Тюлягин! Не забывайте подписывать на новые статьи по подписке e-mail.
Расчет расстояний между городами — проложить маршрут на автомобиле
Как рассчитываются расстояния между городами
Рассчитать расстояние между городами можно бесплатно с помощью нашего сайта. Расчет расстояния между городами выполняется по кратчайшим путям. При этом параллельно показывается расход топлива в зависимости от типа и марки автомобиля.
Расчет сможет пригодиться в таких ситуациях:
- планирование частной поездки в отпуск всем семейством на автомобиле или же определение оптимального варианта маршрута деловой поездки в командировку. Калькулятор поможет посчитать расходы на топливо в пути (нам известен средний расход горючего и его цена);
- профессиональным водителям дальнего следования поможет проложить маршрут между городами;
- опции калькулятора полезны отправителям грузов при определении стоимости услуг перевозки (километраж определяет калькулятор, тарифы дает перевозчик);
Как воспользоваться калькулятором по расчету расстояний?
Маршрут между городами задать и проложить не составит большого труда. Для этого потребуется ввести начальный пункт по маршруту в поле «Откуда». Создан удобный способ выбора городов. Аналогичным образом заполняется поле прибытия по заданному маршруту. После выбора городов нажимается кнопка по расчету.
Откроется карта с нанесенным маршрутом и указанием начального и конечного пунктов движения, городов. Они обозначены красными маркерами. Маршрут на автомобиле между городами прорисовывается линией красного цвета. В качестве справочной информации поверх карты приводятся такие данные:
- расчетная длина маршрута;
- время нахождения в пути;
- сколько потребуется топлива на поездку.
Далее приводятся уточняющие данные в виде таблицы с такими параметрами:
- какой тип дорог по маршруту движения;
- маршрут разбит на отдельные участки с указанием длины и времени в пути.
Эти данные о маршруте можно вывести на печать и получить в удобном формате А4. При необходимости можно внести корректировки в расчет. Задайте нужные для поездки параметры и повторно запросите сделать расчет.
Дополнительные настройки дают возможность внести корректировки по расчету скорости для каждого типа дорожного покрытия. Существует опция по выбору транзитных населенных пунктов.
Очень полезным окажется топливный калькулятор. Подставляете в него параметры автомобиля (средний расход топлива) и действующие усредненные цены на 1 литр горючего. Это позволит узнать требуемое количество горючего и его стоимость.
Альтернативные методы прокладывания маршрутов
Если у вас есть под рукой атлас автодорог, то тогда можно с его помощью приблизительно определиться с маршрутом на карте. Курвиметр, если таковой имеется, поможет определить довольно приблизительно расстояние между городами.
Узнать время, потраченное на поездку, будет сложнее. Потребуется весь маршрут распределить на фрагменты с однотипными дорогами. Зная, с какой скоростью можно ехать по каждому классу дорог и зная протяженность таких участков можно вычислить время в пути.
На помощь могут прийти и данные из справочников, атласов о расстояниях между городами. Учтите, что в таких таблицах указаны, как правило, большие города.
Алгоритмы по расчету расстояний между городами
В основу расчетов маршрутов положен алгоритм на поиск пути по кратчайшему принципу. Расстояния между городами на автомобиле определяются на основании привязки спутником координат населенных пунктов и дорог. В результате про считывания на компьютере всех данных выдается результат как вариант моделирования. Не поленитесь при планировании дальней поездки позаботиться о резервных вариантах своих возможностей.
На практике существуют две основные методики подсчета расстояний между населенными пунктами:
- исключительно по имеющимся автодорогам с учетом подъездов;
- по прямой линии (как птица летит – прямо и свободно). Расстояние получается меньше, но на практике не имеет практического значения – дороги по такому маршруту отсутствуют.
Наша программа использует для расчетов расстояния между городами по автомобильным артериям, дорогам.
Норвежское море
Норвежское море является морем , граничащих с Северным Ледовитым океаном , который по существу граничит с скандинавский полуостров на востоке и северо – востоке Исландии на запад. В 2008 году Илулиссатская декларация [подписана только пятью приполярными государствами: Данией ( Гренландия ), Норвегией , Россией , США и Канадой ] определяла южную границу Северного Ледовитого океана за Полярным кругом. Норвежское море в Атлантическом океане.. Во Франции Национальный совет по географической информации принял классификацию морских районов, выбранную Международной гидрографической организацией .
Резюме
- 1 География, биогеография
- 2 Углеводородные ресурсы
- 3 Природные ресурсы
- 4 Течения и циркуляция воды
- 5 «Геориск»
- 6 Ссылки
- 7 Приложения
- 7.1 Статьи по теме
- 7.2 Внешняя ссылка
География, биогеография
Международная гидрографическая организация определяет пределы Норвежского моря следующим образом :
- Северо-восток : линия, соединяющая юго-западную оконечность острова Шпицберген с мысом Нордкап на Медвежьем острове , затем через этот остров к его южной оконечности, мысу Булл ( по-норвежски Капп Булл), и оттуда к Нордкапу , Норвегия ( 71 ° 10 ′ 13 ″ с.ш., 25 ° 47 ′ 03 ″ в.д. ).
- Юго-восток : западное побережье Норвегии между мысом Нордкап и полуостровом Штадландет (мыс Штадт) ( 62 ° 11 ′ 15 ″ с.ш., 5 ° 06 ′ 12 ″ в.д. ).
- Юг : от точки на западном побережье Норвегии на 61 ° 00 ‘северной широты, затем вдоль этой параллели до 0 ° 53’ западной долготы, а оттуда – линия, ведущая к северной оконечности острова Фуглой ( Фарерские острова ) ( 62 ° 20 ′ 50 ″ с.ш., 6 ° 18 ′ 36 ″ з.д. ) и оттуда к восточной оконечности мыса Герпир , Исландия ;
- Запад : линия, соединяющая юго-западный конец острова Шпицберген с самой северной точкой острова Ян-Майен , затем вдоль западного побережья этого острова до его южной оконечности и оттуда линия до восточного конца мыса Герпир ( 65 ° 04 ′ 36 ″. С.ш., 13 ° 30 ′ 44 ″ з.д. ) в Исландии .
Стоит отметить, что Норвежское море не опускается ниже 61- й параллели, которая проходит с севера Шетландских островов до острова Итре-Сула в Норвегии. Он сообщается на юго-запад с Атлантическим океаном, на юг с Северным морем , на северо-восток с Баренцевым морем и на северо-запад с Гренландским морем .
Норвежское побережье разделено на множество фьордов и островов, таких как Лофотенские острова .
Здесь обрушился континентальный шельф, образовав крупнейшие мегацунами в Северо-Западной Европе, следы которых сохранились до сих пор.
Он занимает площадь около 1,1 миллиона квадратных километров. В отличие от Северного моря или прилегающего к нему Баренцева моря, Норвежское море покрывает лишь небольшую часть континентального шельфа и достигает глубин до 4000 метров.
Углеводородные ресурсы
Дно очень неровной формы богато природным газом и нефтью .
Восточная часть этого района, несмотря на значительную или высокую сейсмичность , в настоящее время эксплуатируется несколькими морскими нефтяными платформами ; в частности, газовое месторождение Ормен Ланге (открыто в 1997 г. и эксплуатируется с сентябрь 2007 г. ), которое является вторым по величине норвежским газовым месторождением, сразу за также эксплуатируемым газовым месторождением Тролль расположено на бывшей зоне обрушения морского дна. Norsk Hydro , оператор этого газового месторождения, изучила риск нового оползня в этом районе и пытается понять причины этого обрушения. Ему пришлось адаптировать свой проект подводных сооружений (в частности, трубопроводов) к морскому дну, разрушенному многочисленными последовательными террасами обрушения и зонами флюксий или конусами обрушения. Несколько шрамов от обрушения того же типа, что и после обрушения Сторегга , известны вокруг Северного и Норвежского морей (в том числе два более крупных, дальше на север и в открытом море) и несколько меньших по размеру на окраине Гренландии и Шотландии .
Природные ресурсы
Прибрежные районы используются многими видами рыб из Северной Атлантики, такими как лосось , в качестве нерестилища. Край континентального шельфа отличается богатым биоразнообразием . Раньше было много крупных китообразных и северного синего тунца .
Течения и циркуляция воды
Дрейф в Северной Атлантике обеспечивает регулярные температуры круглый год, которые примерно на 10 градусов выше средней , соответствующей широте . Наряду с соседним Гренландским морем, Норвежское море является отправной точкой для глубоких вод Северной Атлантики: теплая соленая вода там остывает и опускается на глубину. Следовательно, это важнейшее место для формирования и поддержания термохалинной циркуляции . К западу от Норвежского моря мы встречаем еще одно сильное течение, на этот раз холодное. Это трансполярное течение, ориентированное с севера на юг, одна ветвь которого входит в Норвежское море к северу от Ян-Майена и берет начало в направлении полюса. Его питают три подчиненных течения, которые образуются в морях Карское , Лаптевых и Восточной Сибири . Однако главная ветвь этого течения – Гренландское течение в одноименном море.
«Геориск»
Это территория, где землетрясения низкой или средней интенсивности (магнитуды), тем не менее, многочисленны. Что касается частоты землетрясений, сейсмический риск , по-видимому, наиболее высок вдоль норвежского побережья, в районе, где уже произошли обрушения подводных лодок, в том числе обрушений Сторегга , которые считаются крупнейшими оползнями, известными в настоящее время в Европе. Они вызвали как минимум один мегацунами , распространившийся на сотни километров. По оценкам геологов , если такое событие повторится, даже в меньшей степени, его последствия для морских сооружений (платформы, скважины, системные трубопроводы и газопроводы, проложенные на дне) будут катастрофическими (в настоящее время насчитывается около 700 морских объектов в Северном море. ). Дальше к северу / центру и на большой глубине есть также важные грязевые вулканы, образующие подводные горы .
Развитие, история, значение и крупные порты Северного морского пути. Где проходит Северный морской путь?
Дата обновления статьи: 03.01.2022
У каждого государства в период его активности и/или возрождения обязательно должен быть на повестке дня глобальный инфраструктурный проект — настолько сложный, критически важный и дерзкий, что он бы олицетворял собой определенную Идею, а не просто комплекс новых зданий или транспортных развязок. Такой — на реализацию которого в полном смысле слова «работает вся страна» и о котором мы бы потом с гордостью могли сказать «мы это сделали». Такой — который стал бы настоящей геополитической победой и дал мощный толчок развития целому ряду сфер и индустрий, позволил бы сделать рывок на новый уровень.
Несомненно, до недавнего времени таким проектом для нас была Олимпиада в Сочи. И как бы ехидно не ухмылялись ее критики, радостно показывая пальцами на любой промах или перерасход — спортивные и транспортные объекты все же построены, Олимпиада 2014 уже вошла в историю как одна из (самая лучшая) за все время проведения Зимних Игр, а Сочи становится популярным курортом не только у россиян, но и у иностранных туристов. Просто признайте эти факты.
Что же теперь? Очень символично, что одним из самых ярких моментов Олимпиады стало появление огромного ледокола «Мир» во время открытия Паралимпийских Зимних Игр. Вот и ответ и указание на новый вектор развития: ломая лед, мы идем в Арктику.
Поразительно — Россия, омываемая морями и океанами, на сегодняшний день не имеет по сути негласного статуса «морской державы». Это, конечно, объяснимо, ведь 6 из морей относятся к акватории Северного Ледовитого Океана, климатические условия которого до недавнего времени делали крайне затруднительным освоение этих вод. Так, хотя о мореплавании через льды Арктики говорил еще Ломоносов 1 , первая транспортная поставка через Северный морской путь была произведена лишь в 1935 году из Ленинграда во Владивосток. А в недалеком 2010 году общее количество коммерческих судов прошедших Северным путем равнялось «целым» .
Изменилось ли сегодня?
Статистика говорит — что да. Так, Институт океанологии им. Российской академии наук сообщил, что в сезоне 2011–2013 шапка полярных льдов в летние месяцы имела площадь на треть меньше, чем десять лет назад 2 . Эти изменения отчетливо заметны и на сравнительных картах ледяного покрова и его толщины за последние несколько лет 3 .
Кил Холмен — директор Норвежского Полярного Института (НПИ) после проведения буровых исследований в Арктике в 2012 сообщил: «Это — большее изменение, чем мы могли даже вообразить 20 или даже 10 лет назад. Происходящее застало нас врасплох, и мы должны адаптировать наше понимание системы, привести в порядок научный подход и приспособить наши ощущения к меняющейся окружающей среде» 4 .
Предсказать точные сроки и масштабы освобождения северных морей ото льда достаточно проблематично — это не прогноз погоды на одну неделю — тем не менее, сама тенденция очевидна. К 2022 году, по прогнозам министерства обороны США, пролив Беринга будет свободен ото льда 160 дней в году (плюс по 35–45 дней промежуточных периодов весной и осенью). К 2080 году по данным норвежских ученых в Арктике не останется льда вообще.
Перспективы использования Северного морского пути
По предварительным оценкам учёных арктические воды Северных морей содержат порядка 25% мировых запасов углеводородов 5 . Но сделать цены на северные ресурсы конкурентоспособными может только более короткий путь доставки — каким и является Северный морской путь. Так, путь от Мурманска до Иокогамы составляет по Северному морскому пути 5 770 морских миль, в то время как через Суэцкий канал он бы составил 12 840 морских миль. Сокращение более чем в два раза! — Можно легко представить экономию топлива, заработной платы команды, не говоря уж об экономии времени.
Пиратов, кстати, в Северных морях тоже нет, а полный контроль Российской Федерации над основной частью маршрута гарантирует надежность транспортных потоков независимо от геополитических коллизий. Скажем, при гипотетическом военном конфликте, усилении санкций возможность прохода наших судов через Суэцкий канал теоретически может быть перекрыта или осложнена. При этом трудно представить чтобы сила реально могла помешать передвижению наших судов в наших же прибрежных зонах.
Но Северный морской путь актуален не только для транспортировки арктических ресурсов до конечных потребителей, хотя именно это и является движущей силой его развития на данном этапе. (Так, в ноябре 2013 Газпром произвел первую поставку СПГ по северному морскому пути, а совместно с «Новатэк» запланировано строительство ряда СПГ на Ямале, первый из которых начнет свою работу уже в 2016.) Арктические перевозки — при соответствующем развитии инфраструктуры — могут стать удобной транспортной артерией между Европой и Азии, что в свою поднимает значение России как межконтинентального транспортного узла на новый уровень — не только по суше (ТрансСибирская магистраль), но и по воде.
Если взять ту же Иокогаму как восточную точку отсчета — то путь до Лондона через Панамский канал составит 23 300 км, через Суэцкий — 21 200 км, а через Северный морской путь — всего 15 700 км. Очень выгодны было бы сократить транспортное плечо и китайской стороне: маршрут через Северные моря на 5 200 км короче, чем через Суэцкий канал. Все это позволяет России получать определенные дивиденды — как за счет использования портов на пути следования судов — так, возможно, и в качестве некоторых сборов за проход в прибрежных зонах в принципе.
Северный морской путь в цифрах и фактах
Порты и моря Северного морского пути: Северный морской путь начинается от незамерзающего порта Мурманск и далее проходит через Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Чукотское море вплоть до бухты Провидения с одноименным портом. В более широком смысле можно рассматривать в качестве начальной и конечной точки маршрута Санкт-Петербург и Владивосток, хоть они и расположены значительно южнее. Тем не менее именно они а не Мурманск и Провидение входят в число ключевых транспортных узлов современной России в сфере морских перевозок. В таком случае к морям Северного морского пути необходимо также добавить Берингово море.
Самые крупные порты Северного морского пути в порядке следования: (Санкт-Петербург) – Мурманск – Архангельск – Мезень -Нарьян-Мар – Варандей – Амдерма – Сабетта – (Игарка) – Дудинка – Диксон – Хатанга – Тикси – Зеленый мыс – Певек – Мыс Шмидта – Провидения – (Эгвекинот – Анадырь -Петропавловск-Камчатский – Магадан – Корсаков – Ванино – Находка – Владивосток). Всего на пути следования судов идущих Северным морским путем встречается порядка 70 перевалочных пунктов и портов, некоторые из них расположены не прямо у берега, а в глубине континента вверх по реке (например, Дудинка и Игарка расположены на Енисее в нескольких сотнях километров от берега Карского моря, порт Хатанга – аналогично на реке Хатанга).
Период навигации: июль-октябрь, то есть 2-4 месяца в году – беспрепятственно, остальное время – в сопровождении атомных ледоколов.
Северный морской путь на карте России. Порты Северного морского пути на карте России
Протяженность Северного морского пути в сравнении с другими маршрутами: за точку отсчета берется перевозка из Йокогамы до Гамбурга
- по Северному морскому пути = 14 280 км
- через Суэцкий канал = 23 200 км
- через мыс Доброй Надежды = 29 400 км
Проблемы эксплуатации Северного морского пути
Несмотря на то, что таяние ледников видится главной причиной оживления Северного морского пути, большую часть года (с ноября по июль 6 ) льды покрывают арктические моря, не позволяя на сегодняшний день организовать круглогодичные перевозки без ледоколов.
«Самая большая проблема сегодня — это отсутствие судов», — Miko Niini, Управляющий директор Aker Arctic, которая занимается строительством ледоколов. Со времен Советского Союза ледокольный флот России практически не обновлялся и сегодня состоит из пяти атомных ледоколов: «50 лет Победы», «Вайгач», «Таймыр», «Ямал» (и ледокол «Советский союз» — в эксплуатационном резерве), причем к 2022 году три из них будут списаны. Стоимость 1 единицы составляет порядка 38 млрд рублей, а само строительство — это длительный и трудоемкий процесс. Так, заложенный в 2012 году на Балтийском заводе ледокол нового класса планируется к выпуску лишь в 2017 году. (Из положительных новостей следует отметить, что в планах есть строительство еще двух атомных ледоколов, а кроме России производить суда такого класса никто по сути не умеет).
Процесс таяния льдов таит в себе и другую проблему: повышается риск встречи судна с дрейфующими льдинами, что делает маршрут в целом менее безопасным.
Также проходимость маршрута сильно зависит и от погодных условий каждого конкретного года — сроки весеннего открытия льдов могут сдвигаться в пределах , что довольно неудобно для товарных поставок, для которых важна четкость планирования.
Другим обстоятельством затрудняющим реализацию проекта Северного морского пути является запустение портов на пути следования судов. Очевидно, что для полноценного и бесперебойного функционирования северной морской линии нужна соответствующая поддержка на берегу. Арктические порты , Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси должны быть модернизированы для полноценного обслуживания предполагаемого транспортного потока и связаны надежными наземными коммуникациями с прилегающими территориями, необходимо также наладить также четкую систему.
Так, по словам заместителя Директора Института Дальнего Востока РАН, руководителя Центра экономических и социальных исследований Китая ИДВ РАН Андрея Островского «с 1991 года у России не доходят руки заниматься этим транспортным путем. На его эксплуатацию совершенно не выделяют деньги. Поэтому по сравнению с советскими временами маршрут, можно сказать, не работает. А нам самим надо снабжать север топливом. Сегодня мы это делаем за два летних сезона: завозим по БАМу до крупных рек грузы по северному завозу и по рекам сплавляем к океану. В тот же Тикси грузы от БАМа плывут по Лене. Ведь альтернативы в виде железных дорог и автобанов нет».
Что в итоге?
Очевидно, что развитие Сев.мор.пути на сегодняшний день не ограничивается одним лишь морским путем, но в обязательном порядке предполагает и соответствующее развитие транспортной инфраструктуры других видов в северных регионах России — без чего невозможно будет добиться значительного роста перевозок и по морю. Так что здесь вопрос стоит в формулировке «или все — или ничего», в чем и главная его сложность и одновременно возможность «вытянуть» таким проектом большое количество обслуживающих индустрий и регионов.
Скептики не верили и в Олимпиаду, но идеалисты сделали ее реальностью. Ведь когда идея овладеваем умами значительного количества людей, она сама невероятным образом начинает стремиться к претворению в жизнь. И думается, что так называемый «эффект сотой обезьяны» в этом концепте уже достигнут.
1 «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию», «Прибавление о северном мореплавании на Восток по Сибирскому океану.» (1762-1764)
2 Свободная Пресса, 14 августа 2013, Николай Чеховский, «Китай оседлал Севморпуть».
3 Арктический и Антарктический НИИ, Национальный центр данных о снеге и льде США.
4 Блог Your Arctic
5 Твоя Арктика. Выпуск №7. «Для возрождения Северного морского пути России потребуется около 10 лет».
6 В 2014 году период навигации длился с августа по октябрь, а это на месяц дольше, чем в предыдущие периоды. – Сообщает Арктик TV.
Кносский дворец
Фотографии
Описание
Кносский дворец, также известный, как Лабиринт или Дворец царя Миноса расположен на острове Крит в 4 км от его столицы Ираклион. Дворец является самой значимой археологической находкой острова, относящейся к периоду минойской цивилизации.
Стоимость посещения дворца €6; часы работы 8-19:00 июнь-октябрь, 8-15:00 ноябрь-май.
Из Ираклиона до дворца курсируют регулярные автобусы с автостанции и от фонтана на площади Львов. Есть бесплатная парковка и указатели по дороге, так что можно спокойно доехать и на арендованном авто.
Некоторые проблемы могут возникнуть возле самого дворца: множество туристов, прибывших в разное время, перемещается здесь хаотично, пытаясь найти самые выразительные сувениры, или свою группу, или просто-напросто кафе, в котором можно перекусить после осмотра достопримечательности. В этом столпотворении не слишком большая вывеска с многоязычной надписью «KNOSSOS ENTRANS. EINGANG. PALAST. PALACE. PFLFIS.» может быть замечена не сразу, но именно она означает начало осмотра этой великолепной достопримечательности.
Лабиринтом дворец назывался в греческих мифах – от термина лабрис – «двойной топор», который является символом критского искусства.
Площадь Кносского дворца около 16 квадратных метров. В целом он представляет собой сложное нагромождение сотен помещений, те кто попадал туда однажды, уже никогда не находили выход обратно. Если верить легендам во дворце обитало мифическое существо полубык-получеловек – Минотавр, которому бросались на пожирание преступники, а также присылаемые из Афин, каждые девять лет 7 девушек и 7 юношей, либо каждый год 7 детей. Древнегреческие сказания повествуют о том, что Минотавр был убит античным героем Тесеем, сыном афинского царя Эгея.
Впервые Кносский дворец был построен около 1700-1400 гг. до н. э. на руинах находившегося здесь ранее с 2000 г. до н. э. неолитического поселения. Этот дворец был разрушен около 1700 г. до н. э., и на его месте возвели новый. Период 1700-1450 гг. до н. э. – время высочайшего расцвета минойской цивилизации и особенно Кносса. Около 1600 г. до н. э. в результате сильного землетрясения, дворец вновь был разрушен. Однако вскоре его восстановили вместе с другими постройками. Новая катастрофа, – вероятней всего, явившаяся результатом извержения вулкана на острове Санторин, – произошла около 1450 г. до н. э. Затем последовало вторжение ахейцев, а некоторое время спустя дворец был разрушен полностью во время военного конфликта, когда Критом овладели дорийцы. Территория дворца больше не заселялась, но Кносс продолжал оставаться значительным городом-государством вплоть до первого византийского периода.
Первые археологические работы на месте Кносского дворца проводились в начале 20 века, ими руководил Артур Эванс, британский археолог. Под его же руководством была выполнена частичная реконструкция дворца.
Кносский дворец на протяжении нескольких столетий конструировался и достраивался. В центре дворца расположен большой двор, который, вероятно служил для проведения культовых обрядов. С этого двора ведут многочисленные входы в помещения, выполнявшие различные назначения, как хозяйственные, так и жилищные, с массивными лестницами, колоннами, галереями, верандами, бассейнами и колодцами.
Во дворце имеются два тронных зала – парадных помещений, рядом с которыми находятся комнаты культового назначения. В другой, предполагаемой женской части дворца были приемная комната, ванные, сокровищница и различные другие помещения. Дворец оборудован разветвленной сетью коммуникаций – бассейны, ванные, уборные обслуживались канализационными каналами, в виде глиняных труб различного диаметра.
Богатое убранство дворца свидетельствует о том, что он был построен специально для знатных и почитаемых людей – царей Кносса и всего Крита. Во время раскопок были найдены глиняные таблички с различными записями, огромное количество изделий из драгоценных металлов, вместительные склады, комнаты украшенные высокохудожественными фресками.
Ученых, историков, искусствоведов заинтересовали, также, отдельные детали дворца. Своеобразными были колонны, получившие в искусствоведении название “иррациональных”. От построек других древних народов их отличает особая конструкция – к низу они не расширялись, а сужались, верхняя часть, более широкая завершалась капителью в форме круглого валика и лежащей на нем квадратной плиты. Кроме того, в кносской колоне нет сходства с образами природы, в отличие, например от египетских колонн, которые повторяют форму тянувшихся вверх стеблей лотоса. Архитектор дворца отказался от элементов подражания природе, а выбрал язык архитектурных форм, основанный на пропорциональных и числовых соотношениях.
Своей оригинальностью отличается и манера освещения комнат. Проемов в стенах, подобных окнам позднейших построек, в Кносском дворце не существовало, свет проходил через отверстия в потолке, освещая помещения до первого этажа, создавая различную степень освещенности, в зависимости от приближения или удаления от световых проемов.
В целом архитектурный стиль Кносского дворца поистине уникален. На его примере легко убедиться в том, что архитектура Древнего Крита обладала легкостью, своеобразной свободой и изяществом. Ее чарующая сила не в мрачной дисциплине, а в раскованности и приветливости.
Wiki: ru:Кносс
Это описание достопримечательности Кносский дворец в Ираклионе, Номе Ираклионе Крите (Греция). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.
Кносский дворец
(Лабиринт Минотавра)
Кносский дворец (Лабиринт Минотавра) на острове Крит — крупнейший памятник минойской культуры. Комплекс расположен на холме Кефал в древнейшем городе Кносс (Кноссос) в 5,5 километрах от центра Ираклиона.
Роскошный дворец поражает не только размерами (более 22 000 квадратных метров), но и архитектурными и инженерными решениями. Тысячи комнат, террас, складов и купален, соединенных лестницами и коридорами; вентиляция, водопровод и канализация; огромные отапливаемые залы без окон, освещаемые через сложную систему световых колодцев, и всё это — во II тысячелетии до нашей эры.
Как был найден Кносский дворец: краткая история раскопок
Историки утверждают, что существовало два дворцовых комплекса. Первый, вероятно, является детищем архитектора Дедала и был возведен при царе Миносе 4 000 лет назад. Его разрушило цунами в период между 1645 и 1500 гг. до н. э. Второй дворец появился при ахейцах, и его строили по плану первого. Прожив здесь около века, ахейцы ушли — так доподлинно и неизвестно почему.
Впервые раскопки начались в 1878 году, по инициативе купца и коллекционера Миноса Калокериноса. Тогда смогли найти склад с пифасами (большими керамическими сосудами), массивное сооружение, табличку с древними критскими письменами. Но и из-за конфликта с турецкими властями раскопки были прерваны, а материалы Миноса уничтожены.
Позднее, в 1900 году, раскопками Кносского дворца стал заниматься сэр Артур Эванс — английский ученый, получивший высокий титул за достижения в исследовании минойской культуры. Впрочем, отношение к нему неоднозначное: обнаружив дворец, он решил не оставлять его в руинированном виде и построил заново, используя при этом бетон и железо.
При раскопках были найдены остатки мебели и различная утварь: вазы, светильники, статуэтки. В кладовых обнаружены доспехи и женские украшения с драгоценными камнями.
Фрески Кносского дворца
Среди руин Кносского дворца найдено много фресок и элементов художественной росписи, что позволило археологам больше узнать о культуре и быте минойцев.
На хорошо сохранившихся изображениях можно различить одежду, предметы быта, ритуалы и верования людей того времени. Среди настенных образов часто встречаются лица и фигуры людей в традиционных одеждах, мифические существа, растения и животные, в особенности быки, занимавшие особое место в культуре Минойской цивилизации.
На фресках не найти сцен насилия или сражений, что говорит о миролюбивости местного населения. Самые распространенные мотивы в росписи: ритуальные игры с быками, природа, женские образы, подношение даров и жертв богам Крита.
Цветовая палитра ранних фресок преимущественно бледно-красная, в более поздних работах добавились белый, черный, а затем и синий, зеленый и желтый цвета.
Кносский дворец: архитектура и внутреннее убранство
Внешний вид дворца не отличался гармонией. Древние архитекторы не уделяли внимания симметрии и строили дома там, где считали нужным, поэтому все его постройки: галереи, переходы, залы — располагаются произвольно вокруг логического центра — каменного квадратного дворца.
Габариты Кносского дворца на острове Крит — 130 на 180 метров — это больше чем Ватикан и Версаль. При этом здание было многоэтажным, количество этажей в некоторых местах доходило до пяти. Все помещения, а их во дворце более 1 000, окружали большой (50 на 50 метров) внутренний двор, включая тронный зал. Среди бесчисленного числа комнат имелись: ванны, кладовые, царские покои, смотровые террасы, внутренние сады, церемониальные и ритуальные залы.
С архитектурной точки зрения, прежде всего, интересны красные и черные колонны, которые сужаются книзу, и лестницы с желобами: по ним во дворце поступала вода для питья и бассейнов. Нечистоты из уборных отводились наружу по глиняным трубам.
Отдельного внимания заслуживает система освещения. Так каковых окон в здании практически не было, зато имелась проемы в перекрытиях, через которые свет попадал внутрь, доходя до самых нижних этажей. Эти же отверстия выполняли функцию вентиляции в помещениях, что особенно важно в жарком средиземноморском климате.
Как выглядел дворец на самом деле доподлинно неизвестно, современные представления об архитектуре и интерьерах построены исключительно по найденным развалинам.
Цены в Кносском дворце в 2022 году
Билет стоит 15 евро. Посетители до 18 лет проходят бесплатно. Также можно приобрести единый билет в Археологический музей Ираклиона и Кносский дворец: он стоит 20 евро, льготный — 10 евро; действителен в течение 3 дней.
Если вы оказались вблизи Ираклиона 18 мая, 15 августа, 27 сентября или на последних выходных сентября, вы можете посетить дворец совершенно бесплатно.
Как добраться до Кносского дворца на острове Крит
Дворцовый комплекс находится сравнительно недалеко от Ираклиона — в 5,5 километрах, поэтому добраться до него можно хоть пешком. Но это на крайний случай.
Оптимальный вариант — заказать экскурсию в Кносский дворец с частным гидом. Очень удобно: забирают от отеля, довозят на машине, все рассказывают и показывают, затем отвозят обратно до нужного места.
Второй вариант — для самостоятельных во всех смыслах путешественников. Из центра Ираклиона (центральный автовокзал остановка «Bus to Knossos» или остановка у гостиницы Astoria), с завидной периодичностью отправляется синий автобус № 2 (синие автобусы городские, тогда как междугородние — зеленые). Билет в один конец — 1,7 евро, покупать в кассе или в автомате. Нужная остановка — конечная. Время в пути — 20 минут.
Если начинать маршрут от аэропорта «Никос Казандзакис», то для начала придется сесть на автобус № 78 и доехать до автовокзала, поездка займет около 20 минут. Если общественный транспорт не интересен, то можно воспользоваться трансфером, услугами такси (например Crete Taxi Service) или арендовать машину у специальных стоек в зале отправления.
Подробную информацию читайте в нашей статье.
Маршрут из аэропорта Ираклиона до Кносского дворца — Google Maps
Кносский дворец на Крите: главная достопримечательность острова
Кносский дворец на Крите – древнейший археологический памятник, оставшийся от минойской цивилизации, который многие считают восьмым чудом света – является, пожалуй, самым известным сооружением на Крите. И хотя в статьях Grekoblog Кносский дворец на Крите упоминался уже неоднократно (например, именно он возглавляет наш импровизированный ТОП-лист мест, которые непременно стоит посетить на Крите), на этот раз мы решили вернуться к нему снова, чтобы рассказать обо всем основательно.
Мифологический аспект
Легенды и мифы Древней Греции настолько тесно переплетены с историей, что иногда весьма непросто отличить, где заканчивается правда и начинается вымысел.
Если верить сказаниям, Кносский дворец на Крите неразрывно связан с именами мифического царя Миноса и его не менее легендарного Минотавра – чудища с человеческим телом и головой быка.
Согласно мифам, Кносский лабиринт служил жилищем для Минотавра
Согласно мифам, Кносский лабиринт был выстроен по приказу Миноса греческим инженером Дедалом и служил жилищем для Минотавра.
На протяжении многих лет чудище подкармливали местными преступниками и иноземцами, присылаемыми из подвластных Миносу владений в виде дани.
Такое безобразие продолжалось до тех пор, пока Афинский герой Тесей – сын царя Эгея — не убил Минотавра, положив конец этой кровожадной традиции.
История и архитектура
Кносский дворец на Крите – самое большое архитектурное сооружение минойского периода, располагался в городе Кносс – экономическом и административном центре острова.
Согласно исследованиям, дворец пережил два периода расцвета. Первый относят к 2000-1700 годам до н.э. – тогда дворец был разрушен в результате сильнейшего землетрясения.
Впоследствии, Кносский дворец на Крите был отстроен заново и стал ярчайшим свидетельством архитектурного мастерства и развитых инженерных технологий минойцев.
На территории дворца обнаружены залы для приемов, покои царской семьи и др.
Второй период расцвета Кносского дворца закончился вместе с извержением вулкана на острове Санторини около 1628-1500 гг до н.э. Тогда огромные волны цунами буквально стерли Минойскую цивилизацию с лица земли. И хотя сам город Кносс впоследствии восстановился, былого величия вернуть уже не удалось.
Сегодняшним своим видом Кносский дворец на Крите во многом обязан археологу Артуру Эвансу, начавшему в 1900 году раскопки курганов на этом месте.
Будучи увлеченным, Эванс не только руководил работами, но и взял на себя смелость «воссоздать» некоторые части комплекса, за что его впоследствии немало критиковали.
Сегодняшним своим видом Кносский дворец во многом обязан археологу Артуру Эвансу
В своем нынешнем состоянии Кносский дворец на Крите представляет собой комплекс различных построек, сгруппированных вокруг большого внутреннего двора.
Планировка сооружения порой кажется абсолютно нелогичной и невероятно запутанной – помещения, находящиеся на разных уровнях, соединены петляющими коридорами, лестницами, расположенными в самых неожиданных местах, имеется множество потайных комнат, залов, тупиковых проходов.
Предполагается, что жизнь в Кносском дворце была довольно бурной и разнообразной – археологами обнаружены залы для торжественных приемов, личные покои царской семьи и придворных, ремесленные мастерские, помещение театра, способное вместить около 500 зрителей, а также арена для боя быков.
Отдельного внимания заслуживает уникальная система водоснабжения и канализации, являющаяся серьезным достижением минойской цивилизации.
Планировка помещений невероятно запутанная
Стены Кносского дворца украшены фресками, сохранившимися весьма неплохо, – на них можно увидеть как обычных людей, так и мифических животных, причудливые растения, нередко встречается изображение быка – то мирно пасущегося, то разъяренного.
Кстати, ученые до сих пор не пришли к единому мнению – был ли дворец резиденцией правителей Крита или религиозным сооружением.
Как добраться до Кносского дворца
Останки античного города Кносс находятся недалеко от современной столицы Крита – Ираклиона.
Поехать в Кносский дворец можно самостоятельно – от автостанции Ираклиона прямо до главной достопримечательности Крита в течение всего дня курсируют автобусы, интервал движения которых – не более получаса.
Не составит сложности и поездка в город Кносс на арендованном автомобиле – на пути такое количество указателей, что заблудиться не получится, даже если очень захотеть. Проблемы со стоянкой тоже нет – в непосредственной близости от Кносского дворца обустроена бесплатная парковка.
Эксперты установили, что кольцу, найденному при раскопках, около 3,5 тысяч лет
Желающие могут отправиться на осмотр Кносского дворца и с организованной экскурсией, которая, обычно состоит из двух частей: в первой – посещение дворца, во второй – обзорная экскурсия по Ираклиону с посещением археологического музея, обладающего самой богатой в мире коллекцией экспонатов минойского периода.
Чтобы попасть на экскурсию, Вы можете написать Виктории — русскоязычному гиду на Крите, о которой Grekoblog рассказал в отдельной статье. Виктория уже много лет работает гидом по острову и с ее помощью можно посетить Кносский дворец (и множество других экскурсий, включая Санторини) как с групповой, так и с индивидуальной экскурсией. E-mail Виктории — [email protected].
Кносский дворец на карте
Билеты и время работы Кносского дворца
Кносский дворец на Крите открыт для посетителей ежедневно в течение всего года: часы работы с ноября по март с 8.30:00 до 17:00, с апреля по октябрь – с 8.00 до 19.00, в выходные дни время работы несколько сокращается – дворец работает до 15 часов.
Стоимость входного билета в Кносский дворец составляет 15 евро на человека, для детей проход бесплатный, студентам предоставляются скидки. В дни национальных праздников, а также по воскресеньям в период с ноября по март вход во дворец свободный для всех (полезная статья – Музеи в Греции можно посещать бесплатно, если знать когда).
В кассе или сувенирной лавке, коих поблизости Кносского дворца великое множество, можно приобрести план дворца, который поможет не заблудиться в сложном переплетении залов, коридоров и лестниц.
Стоимость входного билета составляет 15 евро
В разгар туристического сезона посещать Кносский дворец на Крите лучше в первой половине дня, пока не слишком жарко, непременно захватите с собой головной убор и солнцезащитный крем.
Ну и напоследок небольшое видео о Кносском дворце на Крите:
Photos by: Ipoh Kia, Mr G’s Travels, agelakis, Martin Beek, Stephen321, Selbe B, mharrsch.
Последнее изменение статьи: 19 Апрель 2022