Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15:12, 30 октября 2018

Власти не обязаны предоставлять альтернативные площадки для митингов

Власти не обязаны предоставлять альтернативные площадки для митинговФото: sibreal.org
  • Обзор

Перед 4 ноября «Родина 31» попыталась собрать информацию, связанную с организацией и проведением публичных мероприятий из разных источников, и найти ответы на многочисленные «если»…

Мероприятие не согласовали

Начать, вероятно, необходимо с самого неприятного для организаторов сценария, когда «массовку» согласовать не удалось. Важно понять, что если мероприятие НЕ согласовано органами госвласти, то это НЕ значит, что его можно проводить.

Организаторы часто продолжают созывать людей на акцию, рассчитывая позже разобраться с властями в суде, но гарантий благоприятного исхода никто не даст. В России были случаи, когда суды становились на сторону организаторов, но они так случаями и остались.

Дело в том, что вердикт судьи, который изучал конкретную ситуацию, не является решением Пленума Верховного суда или каким‑нибудь разъяснением для вынесения аналогичных решений. Это мнение одного конкретного судьи, ведь в России — не прецедентное право.

И еще, в законе №54- ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» напрямую не указано, что органы исполнительной власти должны предоставлять альтернативную площадку для проведения мероприятия, если заявленное организаторами место занято. И это тоже важно понимать. Логично, что никто не будет делать лишнюю работу ради того, чтобы протестная акция состоялась.

Что касается площадок. Если организаторы захотят провести массовое мероприятие не в специально отведенном для этого месте, уполномоченные от органа госвласти должны будут запросить полицию о возможности обеспечения там правопорядка и безопасности, учесть транспортную доступность, соблюдение санитарных норм и правил и т. д. Смогут ли власти гарантировать безопасность участников протестного митинга в таком случае – большой вопрос.

Мероприятие согласовали

Если мероприятие согласовали, есть необходимость поговорить о времени проведения, приглашении и о том, за что полиция может удалить гражданина с митинга.

Приступать к оповещению о митинге можно только после того, как уведомление согласовано с органами госвласти, но не раньше. По факту организатор имеет на это 10 дней.

Уведомлять можно по‑разному, в том числе с помощью листовок. Если, конечно, листовки не содержат информации, распространение которой запрещено законом (экстремизм, терроризм и т. д.). Если листовка изготовлена в типографии, она должна иметь стандартные типографские выходные данные. В случае отсутствия таких данных, Роскомнадзор может привлечь организатора к ответственности.

Надо помнить, что раздачу листовок нельзя превращать в «массовку». Раздающий вручил листовку, ответил на вопрос — гражданин должен идти дальше. Полиция не будет препятствовать процессу, если около раздающего листовки активиста собралось несколько человек и они не выкрикивают лозунги с призывами, привлекая к себе внимание прохожих или просто оскорбляя окружающих.

Что касается числа участников. Если организатор заявляет об участии в публичном мероприятии большого количества людей, полиция, вероятнее всего, будет организовывать пропускной режим, чтобы не допустить нарушение части 4 статьи 6 №54-ФЗ. Ведь участник не вправе:

1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Если организатор получил разрешение на митинг и успел провести агитацию, но передумал его проводить, то он должен распространить и информацию о том, что митинга не будет. Если он этого не сделал – нарушил статью 10 п.5 ФЗ №54. Штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Все собрались, все началось

Если все собрались и мероприятие началось, необходимо помнить о правилах поведения. И здесь организатор очень сильно зависит от тех, кого он пригласил. Но он вправе потребовать от полицейского удалить с митинга человека, который не выполняет законные требования организатора, именно законные, а не всякие.

Дело в том, что на массовое мероприятие могут прийти и люди с альтернативной митингующим-протестующим точкой зрения и выгнать такого «оппозиционера» оппозиционеров не так и просто. Если, конечно, придерживаться рамок закона.

Организатор не может просто «ткнуть пальцем» в непонравившегося ему участника и заставить сотрудника полиции вывести такого человека из толпы. Если полицейскому не за что привлекать нежелательного участника к административной ответственности — требования организатора незаконны и никто никого никуда «удалять» не будет. Как бы ни хотелось организатору.

И еще одна тонкость. Если участник совершает административное правонарушение, важно кто первый выявил нарушителя. Если пьяного нашла полиция, а не организатор, то к ответственности привлекут и пьяного гражданина, и организатора. А санкции в отношении организатора серьезнее, чем в отношении простого участника мероприятия.

Все пошло не так…

Например, участников оказалось больше заявленного. Ответственность в этом случае будет нести организатор за «Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». Что выльется для организатора (если он физлицо) в штраф от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Полиция конечно привлекает к ответственности организаторов, если нарушено время проведения мероприятия. Но если в уведомлении указано, что митинг будет проводиться с 11:00 до 13:00, то в 13:01 сотрудник не будет бегать за организатором, чтобы составить протокол, но если митинг продлится до 13:20 — организатора накажут.

Предположим, нарушитель создает помехи не участвующим в митинге людям. Тогда его признают виновным по части 3 статьи 20.2 КоАП РФ. Полиция может и не насобирать материалов на уголовную статью, но и по «административке» нарушителю придется заплатить штраф до 300 тысяч рублей, пойти на работы на 200 часов или сесть на 15 суток. Если будет возбуждено не административное, а уголовное дело, сесть можно надолго, особенно если пострадали граждане или их имущество, нанесен вред здоровью то и наказание будет суровым.

Если участник распивает алкоголь или пришел на публичное мероприятие пьяным, его привлекут по части 5 статьи 20.2. КоАП РФ: «Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования». В итоге – штраф от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Важно помнить, что более «легкие» статьи административного кодекса ( 20.20 «Распитие алкогольной продукции в общественных местах…» и 20.21 «Появление в общественных местах.»). со штрафом до 1,5 тысяч по отношению к участникам массового мероприятия вменяться не будут

Петарда во время проведения публичного мероприятия, вероятнее всего, «выльется» в возбуждение уголовного дела по хулиганству в отношении лица, бросившего петарду, даже если не докажут, что это было сделано по мотивам идеологической или иной ненависти. И это не «мелкое хулиганство» из КоАП. Статья 213 УК РФ «Хулиганство» — серьезное дело, по ней могут дать до 5 лет лишения свободы. 

Если при проведении мероприятия по вине его участников произошло правонарушение, представитель органа госвласти вправе потребовать от организатора самостоятельно или вместе с сотрудником полиции, устранить нарушение. Но это только в том случае, если не было угрозы жизни и здоровья участников. На время устранения нарушения митинг приостанавливается. Если нарушение не устранили в отведенный представителем органа власти срок, публичное мероприятие прекращается.

Одиночное пикетирование

Часто рассматривается организаторами, как хитрая альтернатива массовкам с согласованиями и прочими контактам с властями.

По закону Белгородской области расстояние между пикетчиками должно быть не меньше 50 метров. Но не все так просто и однозначно. Если пикетчики объединены «единым замыслом и общей организацией», суд может принять решение о том, что имели место не одиночные независимые пикеты, а публичное мероприятие, в данном случае однозначно несанкционированное. И расстояние уже не играет роли – все на усмотрение судьи.

А за несанкционированное публичное мероприятие полагается штраф для участника от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

А когда будет установлен организатор «спрятанного» за одиночками публичного мероприятия, он заплатит от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или получит обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или сядет под арест на срок до десяти суток.

1
Комментарии (0)
Древовидный вид
Новые
Популярные
Компактный
Цитаты (0)
Контекст
Создать свой виджет
О сервисе
Войти
Обсуждение закрыто
Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×