Особенности такси в Чехии

Такси в Праге

содержание:
Способы заказать такси
Меры предосторожности при заказе такси
видео #1 — обман в такси
видео #2 — турбо-таксометр в действии
Стоимость такси в Праге в 2018 году
Сравнение тарифов (на август 2018)
Практические советы

Проезд в пражском такси относится к тем исключительным случаям (также как и обмен валюты), когда туристам необходимо быть особенно осторожными. Автомобиль службы такси обязательно должен быть жёлтого цвета с «шашечкой» на крыше, а на обеих передних дверцах должно быть написано название компании, номер лицензии и тарифы. Деятельность таксистов-частников в Праге запрещена.

Заказать такси в Праге можно следующими способами:

  • звонок оператору;
  • через мобильное приложение;
  • с помощью смс (только с чешской сим-карты);
  • с помощью формы онлайн заказа на веб-сайте;
  • на улице, но только в зоне fair place taxi (специально оборудованное место для стоянки машин такси). Их можно легко узнать по специальному указателю. Для удобства туристов каждая зона оборудована информационным стендом жёлтого цвета, где указана информация о стоимости проезда на такси от данного пункта до главных районов Праги.

Дороже всего обойдётся заказ такси, которые «дежурят» на вокзалах и в туристических местах. Ловить машину взмахом руки в Праге не принято, хотя приезжие туристы уже научили местных водителей, что означает такой жест и иногда он может сработать.

Меры предосторожности при заказе такси

Внутри салона такси должна присутствовать распечатка тарифов, идентична тарифам на дверцах автомобиля. Обратите внимание, чтобы счётчик (таксометр) был настроен именно на один из них. Всего в Праге действует четыре разных тарифа на проезд: по городу, за городом, за границей, ночной. Убедитесь, что днём по городу вас везут по тарифу № 1. Хитрой уловкой нечестного водителя является выбор как можно более длинного маршрута.

Самый опасный вид обмана для пассажира — турбо-таксометр. Речь идёт об устройстве, которое ускоряет его работу. Турбо-таксометр функционирует по принципу нажатия и удерживания кнопки активации, поэтому она всегда находится «под рукой» у водителя, например, под чехлом ручки КПП (смотрите видео #2). Избежать мошенничества можно, заранее узнав у оператора службы такси ориентировочную стоимость проезда или используя мобильное приложение-таксометр у себя в смартфоне. Обычного GPS-навигатора также будет достаточно. В конце поездки вам обязаны выдать чек об оплате. Проверьте указанный тариф и расстояние. Если на требование получить квитанцию, таксист отвечает отказом, пассажир вправе не оплачивать проезд. В случае любых недоразумений не стоит стесняться вызвать полицию. Как правило, одно только упоминание этого слова расставляет всё на свои места (штрафы в Чехии очень серьёзные).

видео #1 — обман в такси в Праге

видео #2 — турбо-таксометр в действии

Стоимость такси в Праге в 2018 году

Любой чек на оплату услуг такси включает:

  • посадка — одноразовая плата за приезд машины. Стандартная стоимость услуги — 40 крон.
  • проезд (тарифицируется по километражу). 25–28 крон за 1 км — средний дневной тариф по городу в 2018 году, при условии, что заказ оформлен заранее по телефону, смс или через приложение. Если воспользоваться услугами такси на стоянке (в зоне fair place taxi) или «поймать» машину на улице, стоимость практически всегда будет выше: 28–30 крон за 1 км. Загородный тариф (за пределами Праги) начинается с 14 крон.
  • ожидание — 6–7 крон за 1 минуту. Посадка включает 5 минут бесплатного ожидания.

Сравнение тарифов (на август 2018 года)

служба такси посадка 1 км по городу ожидание 1 мин
citytaxi.cz 33-40 крон 24-28 крон 5-6 крон
modryandel.cz 40 крон 28 крон 6 крон
AAA radiotaxi 40 крон 25-28 крон 6 крон
profitaxi.cz 30-40 крон 26-28 крон 4-6 крон
sedop.cz 30-40 крон 23-28 крон 4-6 крон
ticktack.cz 30-40 крон 25-28 крон 6 крон
taxi14007.cz 40 крон 28 крон 6 крон
veselytaxi.com 40 крон от 20 крон 7 крон
nejlevnejsi-taxi.cz 30 крон от 20 крон 5 крон

Самой дешёвой службой считается Nejlevnější taxi, а самой популярной является AAA radiotaxi.

Предварительно оценить стоимость поездки можно с помощью:

Фиксированный тариф по Праге. Если вам предстоит поездка из одного конца Праги в другой, будет дешевле воспользоваться службой taxipremier.com, у которой стоимость любой поездки в пределах города составляет 15 евро (в аэропорт — 20 евро). При этом, что именно означает «в пределах города» на их официальном сайте не указано, поэтому необходимо индивидуально уточнять при заказе.

Практические советы. Чем ниже стоимость услуг службы такси, тем выше риск возникновения проблемных ситуаций (из-за загруженности работы). Оплачивать проезд лучше картой или чешскими кронами (евро могут посчитать по невыгодному курсу), поэтому при себе нужно иметь сумму без сдачи. К сожалению, опыт показывает, что русскоязычные службы такси в Праге стараются пользоваться неосведомлённостью туристов и в зависимости от ситуации иногда завышают реальные тарифы.

Такси в аэропорт. Подробно читайте в статье как добраться из аэропорта Праги в центр города.

Перечень такси сервисов в Праге

У водителей такси в Праге не самая положительная репутация. Для некоторых профессия почти синоним обмана. Тем не менее, это не совсем справедливо грести всех под одну гребенку. Есть несколько отличных, уважаемых компаний и других вариантов, о которых мы расскажем ниже.

Связавшись с компанией напрямую или забронировав поездку через их приложение или веб-сайт, Вы не только получаете скидку, но и понимаете цену перед поездкой, то есть это прозрачность. Приложения для такси, такие как Liftago, Uber и Bolt, становятся все более популярными. Они просты в использовании и помогают гостям города избежать обмана со стороны недобросовестных водителей. Хотя такие сервисы, как Uber, предлагают хорошую альтернативу мошенникам в такси, их сервис не гарантирует, что у Вас будет лицензированный водитель. Часто местная полиция задерживает нелегальных иностранных водителей, водящих Uber без разрешения и иногда и без прав. Новое транспортное законодательство находится в стадии разработки, и, надеемся, оно поможет решить эти проблемы в ближайшее время.

Если Вы добираетесь из Пражского аэропорта или направляетесь туда, используйте Prague Airport Transfers по цене обычного такси.

И помните, ловить такси просто спонтанно на улице не самая лучшая идея! В частности, не делайте этого в популярных туристических зонах, таких как Староместская площадь, улица Карлова или железнодорожный вокзал.

Список крупных такси сервисов в Праге

AAA Radiotaxi

Одна из старейших компаний такси в Праге. Раньше они были лучшим выбором за последние два десятилетия, однако сейчас они серьёзно теряют в репутации, которой некогда были известны. Не очень толковые водители и машины часто не новые, но все же надежные.

тел: +420 140 14 или +420 222 333 222; www.aaa-taxi.cz

Трансферы Prague Airport

Лучший выбор, если Вы хотите сэкономить и быстро добраться в/из аэропорта к Вашему пункту назначения.

City Taxi

Предлагают конкурентные цены и автомобили класса Mercedes-Benz E-Class с хорошим водителем. К сожалению, водителей у них не так много, и время ожидания бронирования часто затягивается.

Profi Taxi

Достойные водители и автомобили по разумной цене. Однако, не самый лучший вариант на рынке данной услуги.

тел: +420 844 700 800 или + 420 261 314 151; www.profitaxi.cz

LEVNĚJŠÍ-TAXI.cz

Они часто используют автомобили Skoda Octavia. Также есть удобное приложение, которое довольно просто в использовании, адаптировано под английский язык, и Вы можете задавать пункты назначения с помощью GPS. Ребята утверждают, что у них самые низкие цены в Праге.

Taxi Praha

В основном работает из автопарка аэропорта под названием Tick Tack.

Modrý Anděl

В основном они используют совершенно новые автомобили Skoda Superb или Skoda Octavia. Вы можете скачать их приложение. В разгар сезона или час пик время ожидания машины может быть долгим. Не очень профессиональные водители.

Tick Tack

Компания была куплена Taxi Praha. Они предоставляют роскошные автомобили Audi A6, белого цвета. В аэропорт они прибывают на Skoda Superb. Сервис замечательный, но цены кусаются.

Альтернативные варианты

Uber – известное приложение. Для более дешевой услуги Uber POP вы обычно получаете машину всего за несколько минут. Водители в основном не знают города и полностью полагаются на навигацию. Хорошо для поездок по городу.

Bolt – в некоторых случаях дешевле, чем Uber. Большинство водителей, работающих на Uber, работают и на Bolt. Разница в основном с ценами.

Liftago – что-то вроде чешского Uber, но цена устанавливается каждым водителем и определяется аукционами. Они нанимают лицензированных таксистов с автомобилями, помеченными как ТАКСИ. В основном значительно дороже, чем Uber или Bolt.

Lyft – К сожалению, пока недоступен в Европе.

Исторический парк Пху Прабат: наскальные рисунки первых людей

Пху Пхра Бат – парящие мегалиты

Пху Пхра Бат — Уникальный Национальный исторический парк Таиланда — Пху Пхра Бат находится на высоте 350 метров над уровнем моря, в западной зоне гор Phu Phan между Удонтхани и Нонг Кхай , на расстоянии около 65 км от каждого города. Холм вытянут на 9 км с севера на юг при ширине 2 км. Площадь парка составляет 4,9 км2. Название Phu Phra Bat переводится как «холм с отпечатком стопы Будды».

Исторический парк Пху Пхра Бат был создан в 1981 году, для посетителей открыт в 1989 году. На территории парка находится 68 культурно-исторических сооружений, большинство из которых древние буддийские храмы.

Парк Пху Пхра Бат включен в предварительный список ЮНЕСКО для рассмотрения в качестве Всемирного наследия.

Парк Пху Пхра Бат знаменит каменными мегалитами, статуями Будды и наскальными рисунками древних людей. Здесь найдено множество культурных артефактов времен буддийского государства Дваравати и кхмеров.

На холме расположены древнейшие религиозные святыни предков современных тайцев. Необычные скальные образования – массивные валуны, сбалансированные каменные плиты и небольшие каменные пещеры буквально напичканы наскальными рисунками, выполненными охрой и древней резьбой по камню.

Этот необычный пейзаж всегда привлекал внимание людей. Однако нет никаких следов, позволяющих предположить, что люди здесь когда-либо жили. С древнейших времен они приходили сюда для проведения религиозных церемоний.

В конце первого тысячелетия в этих местах происходила миграция людей из северных районов Индии. Через Таиланд, Бирму, Лаос они двигались во Вьетнам и Японию. Некоторые из природных скальных образований, например знаменитый Хор Нанг Уса, использовались в качестве мест для медитаций.

Тропы и ступени, которые ведут к башням, гротам и главному чеди (разновидность ступы), выложены каменными блоками. На скале Хор Нанг Уса построена самая значимая святыня парка — храм Ват Пхра Путтхабах Буа Бок, где находится «след Будды» из песчаника. Храм является местом паломничества, где ежегодно, в марте, тайцы проводят фестивали.

С первых дней буддизма необычные скальные образования предоставляли кров странствующим монахам. Старые изображения Будды, расположенные в гротах, говорят о том, что гроты использовались как древние храмы. Резные изображения Будды в скалах – наследие Кхмерскойимперии, существовавшей 7-10 веков назад.

Удивительно, что за многотысячелетнюю историю храмового комплекса наскальные рисунки не были повреждены, в то время как у многих изображений и изваяний Будды отбиты головы еще со времен, когда в 1880-х годах Таиланд сопротивлялся французской колонизации.

Пху Пхра Бат до сих пор остается загадкой, как для историков, так и для археологов. Сложно представить, как могли сформироваться такие природные формы. «Каменные грибы», аналогичные образованиям Пху Пхра Бат, есть и в других национальных парках Таиланда. Как правило, эти каменные образования связывают с геологическим строением Северо-Восточного Таиланда.

Одна из гипотез возникновения «парящих монолитов» — процессы выветривания. Крупные монолитные блоки, не поддающиеся выветриванию, как зонтиком прикрывают расположенные под ними менее устойчивые слои песчаника, спасая их от размыва дождевыми потоками.

Так появляются знаменитые и загадочные «каменные грибы», состоящие из прочной массивной «шляпки» и более тонкой, менее прочной «ножки». Но в отличии от прочих национальных парков, в историческом парке Пху Пхра Бат ко всем «грибам» приложилась рука древнего человека, превратившего эти необычные природные образования в древний храмовый комплекс.

В последнее время становится модным ледниковая теория образования «каменных грибов». Считается, что огромные блоки прочного песчаника притащил с собой древний ледник. Но какой ледник мог быть на территории современного Таиланда? Граница последнего, Четвертичного оледенения проходила на несколько тысяч километров севернее.

Из всего возможного, на территории Таиланда имело место лишь Гондванское оледенение. Это было время, когда Африка, Австралия, Индия, Южная Америка входили в состав огромного древнего материка Гондваны, и было это в каменноугольном периоде, то есть более 300 млн. лет назад. Слабо верится, что лежащие на поверхности земли, пусть даже и очень прочные глыбы песчаника, сохранились за такой огромный период времени.

В Таиланде существует традиция подпирать палками валуны, как своеобразный вклад в поддержку «парящих» камней.

Как говорят тайцы: «Я помогаю Вселенной держать глыбу, а Вселенная поможет мне!»

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Исторический парк Пху Пхрабат

Phu Phrabat ( тайский : อุทยาน ประวัติศาสตร์ ภู พระบาท , английский: Phu Phrabat Historical Park ) – исторический парк в Таиланде , он расположен недалеко от муниципалитета Бан Фуэ ( บัน ผื อ ), примерно в 50 км к северо-западу от Удонтхани и примерно в 50 км к юго-западу. от Нонгкхая в довольно нетипичном для региона ландшафте. Здесь возвышается рельефное и неизменно плоское плато Исаана от сельского хозяйства (рисоводство, овощеводство и животноводство) табличный холм, который виден издалека, хотя он возвышается всего на 120-160 метров над уровнем моря ( высота над уровнем моря составляет около 320-350 метров). Хотя он значительно поднимается с юга, он заканчивается на севере, в основном, крутыми или вертикально наклонными каменными стенами и скалами. Отсюда открывается прекрасный вид на равнину Меконга и – в хорошую погоду – даже до Лаоса .

На густо заросшем лесом холме в форме стола есть огромные блоки песчаника, разбитые и изрезанные эрозией ледникового периода , причудливые скальные образования, похожие на те, что находятся в природном парке Сан-Чалианг в Пха-Таэм в Убонратчатхани . Но флора здесь исключительно богата, и здесь можно найти такие растения, как ормосия, птерокарпус, шорея и розовые леса . Холм также является истоком многочисленных ручьев , текущих к северу и востоку от Меконга.

Содержание

  • 1 исторический парк
  • 2 храма
  • 3 литературы
  • 4 веб-ссылки

Исторический парк

В нескольких гротах или нишах под рифлеными или нависающими скалами есть наскальные рисунки , выполненные красным цветом и включающие людей (охотников) и животных – в так называемой пещере людей ( ถ้ำ คน – Тхам Кхон ) и пещере (красная) Крупный рогатый скот ( ถ้ำ วัว แดง – Tham Wua (Даенг) ) – представляют. Вероятно, они датируются примерно 5 000–6 000 годами до нашей эры. До н.э. (по другим данным около 1000–3000 лет до н.э.) и доказывают не только очень раннее заселение региона, но и использование холма и его скальных образований в культовых и ритуальных целях. Скалы и их ложбины предлагали неоседлому населению убежище и пространственную и трансцендентную ориентацию. Между прочим, доказано, что поселение раннего бронзового века в соседнем Бан Чанге относится к той же эпохе .

Некоторые из скал украшали барельефы сидящих и стоящих Будд в более поздние времена – в эпохи Дваравати и Лопбури . Предположительно они служили монастырскими скитами . Говорят, что кхмеры поселились здесь с 9 века . Для буддийских и индуистских ритуалов некоторые скалы были окружены стелами из песчаника, на которых были вырезаны изображения Будды . Статуи Будды и другие талисманы на удачу недавно были помещены под несколько скал.

Современное местное население связывало скальные образования с региональной фольклорной традицией и называло отдельные объекты соответствующими названиями. Легендарная легенда о Нанг Уса и Тхао Барот ( นาง อุสา – ท้าว บา รส ) был связан с этой области, и поэтому породы имеют такие имена, как Хо Нанг Уса ( หอ นาง อุสา ), Wat Phota ( วัด พ่อตา ), Wat Luk Koei ( วัด ลูกเขย – Ват означает храм ), Кхок-Ма Тао Барот ( คอก ม้า ท้าว บา รส ) или Тхам Руэси ( тхам означает пещера и отшельник руэси ; таким образом , пещера отшельника ). Конечно, это задание не имеет ничего общего с каменными образованиями, но сейчас оно прочно вошло в умы населения. Характерная скала с названием Хох Нанг Усса используется как символ провинции Удонтхани и предлагается в качестве мотива открытки, а также в качестве миниатюрной копии для сувениров .

Пху Пхра Бат – парящие мегалиты

Пху Пхра Бат — Уникальный Национальный исторический парк Таиланда — Пху Пхра Бат находится на высоте 350 метров над уровнем моря, в западной зоне гор Phu Phan между Удонтхани и Нонг Кхай , на расстоянии около 65 км от каждого города. Холм вытянут на 9 км с севера на юг при ширине 2 км. Площадь парка составляет 4,9 км2. Название Phu Phra Bat переводится как «холм с отпечатком стопы Будды».

Исторический парк Пху Пхра Бат был создан в 1981 году, для посетителей открыт в 1989 году. На территории парка находится 68 культурно-исторических сооружений, большинство из которых древние буддийские храмы.

Парк Пху Пхра Бат включен в предварительный список ЮНЕСКО для рассмотрения в качестве Всемирного наследия.

Парк Пху Пхра Бат знаменит каменными мегалитами, статуями Будды и наскальными рисунками древних людей. Здесь найдено множество культурных артефактов времен буддийского государства Дваравати и кхмеров.

На холме расположены древнейшие религиозные святыни предков современных тайцев. Необычные скальные образования – массивные валуны, сбалансированные каменные плиты и небольшие каменные пещеры буквально напичканы наскальными рисунками, выполненными охрой и древней резьбой по камню. Археологи датируют создание рисунков – от 4 до 6 тысяч лет назад.

Этот необычный пейзаж всегда привлекал внимание людей. Однако нет никаких следов, позволяющих предположить, что люди здесь когда-либо жили. С древнейших времен они приходили сюда для проведения религиозных церемоний.

В конце первого тысячелетия в этих местах происходила миграция людей из северных районов Индии. Через Таиланд, Бирму, Лаос они двигались во Вьетнам и Японию. Некоторые из природных скальных образований, например знаменитый Хор Нанг Уса, использовались в качестве мест для медитаций.

Тропы и ступени, которые ведут к башням, гротам и главному чеди (разновидность ступы), выложены каменными блоками. На скале Хор Нанг Уса построена самая значимая святыня парка — храм Ват Пхра Путтхабах Буа Бок, где находится «след Будды» из песчаника. Храм является местом паломничества, где ежегодно, в марте, тайцы проводят фестивали.

С первых дней буддизма необычные скальные образования предоставляли кров странствующим монахам. Старые изображения Будды, расположенные в гротах, говорят о том, что гроты использовались как древние храмы. Резные изображения Будды в скалах – наследие Кхмерскойимперии, существовавшей 7-10 веков назад.

Удивительно, что за многотысячелетнюю историю храмового комплекса наскальные рисунки не были повреждены, в то время как у многих изображений и изваяний Будды отбиты головы еще со времен, когда в 1880-х годах Таиланд сопротивлялся французской колонизации.

Пху Пхра Бат до сих пор остается загадкой, как для историков, так и для археологов. Сложно представить, как могли сформироваться такие природные формы. «Каменные грибы», аналогичные образованиям Пху Пхра Бат, есть и в других национальных парках Таиланда. Как правило, эти каменные образования связывают с геологическим строением Северо-Восточного Таиланда.

Одна из гипотез возникновения «парящих монолитов» — процессы выветривания. Крупные монолитные блоки, не поддающиеся выветриванию, как зонтиком прикрывают расположенные под ними менее устойчивые слои песчаника, спасая их от размыва дождевыми потоками.

Так появляются знаменитые и загадочные «каменные грибы», состоящие из прочной массивной «шляпки» и более тонкой, менее прочной «ножки». Но в отличии от прочих национальных парков, в историческом парке Пху Пхра Бат ко всем «грибам» приложилась рука древнего человека, превратившего эти необычные природные образования в древний храмовый комплекс.

В последнее время становится модным ледниковая теория образования «каменных грибов». Считается, что огромные блоки прочного песчаника притащил с собой древний ледник. Но какой ледник мог быть на территории современного Таиланда? Граница последнего, Четвертичного оледенения проходила на несколько тысяч километров севернее.

Из всего возможного, на территории Таиланда имело место лишь Гондванское оледенение. Это было время, когда Африка, Австралия, Индия, Южная Америка входили в состав огромного древнего материка Гондваны, и было это в каменноугольном периоде, то есть более 300 млн. лет назад. Слабо верится, что лежащие на поверхности земли, пусть даже и очень прочные глыбы песчаника, сохранились за такой огромный период времени.

В Таиланде существует традиция подпирать палками валуны, как своеобразный вклад в поддержку «парящих» камней.

Как говорят тайцы: «Я помогаю Вселенной держать глыбу, а Вселенная поможет мне!»

Поделитесь на своей странице в соцсетях

Чикагский пожар 8-10 октября 1871г. или как уничтожали предыдущую цивилизацию!

Северные лабиринты – алтари прямо под ногами!

Анатолий Клесов — славяне древнее европейских наций

Неизвестные города 16 века северного полушария

Светлана Жарникова — О Будде Шакьямуни

Джованни Баттиста Пиранези

Заброшенные усадьбы. Соломенные хаты Руси, говорите?

Кхаджурахо — храмы Камасутры

Правила орфографии, до революции

Допожарная Москва 1800-х на картинах питерца Федора Алексеева

Следы Гипербореи на Кольском полуострове

О лесном молоке и болотном хлебе

Бхубанешвар. Каменная резьба Лингараджа

Экспонаты из Британского музея

Храм Веттувана Койла (Vettuvan Koil)

Пирамиды Кольского полуострова

Древняя история. Раскопки. 9 часть

Дольмены. Дольмены в Корее

Колодец Тора – таинственные врата в подземный мир

Пещерная живопись

Содержание

Тесная связь человека и искусства зародилась многие столетия назад. Еще до появления городов и письменности люди изображали на стенах пещер эпизоды из жизни племени.

Альтамира

На протяжении долгих лет многие археологи и ученые даже не могли представить себе, что у первобытных людей было искусство. Как же был поражен испанский археолог Марселино-Санс де Саутуола, который впервые обнаружил пещеру с наскальными рисунками в 1879 году. В этом ему помогла его девятилетняя дочка, которая случайно наткнулась на стены с нарисованными бизонами. Там были и другие первобытные животные, например, кабаны.

Звери, изображенные в разных позах, изумляли своей реалистичностью. Никто на тот момент и подумать не мог, что наши далекие предки обладали столь развитыми художественными способностями и превосходными изобразительными навыками.

Пещерная живопись (наскальная живопись) — вид первобытного искусства. Представляет собой изображения в пещерах, которые создали древние люди эпохи палеолита.

Находка Марселино произвела настоящий фурор на историков 19 века. Марселино-Санс де Саутуола начал изучать шедевры первобытных художников и установил их приблизительный возраст — рисунки в пещере Альтамиры появились около 13-16 тыс. лет назад.

После публикации результатов исследования Марселино столкнулся с критикой со стороны многих ученых, которые обвиняли его в обмане. Люди просто не могли поверить в то, что все эти художества когда-то нарисовал пещерный человек.

Только спустя десятки лет исследователи поняли, что первобытные рисунки более чем реальны. Одну за другой, по всему миру начали находить пещеры с наскальной живописью.

Практически все археологические находки пещер с рисунками найдены в Европе, ведь там первобытные люди прятались от суровых холодов.

Факт существования художественных шедевров в первобытную эпоху поистине удивляет. Каким же было искусство наших далеких предков? И какое значение несли в себе загадочные пещерные рисунки?

Магия наскальных рисунков

В исследованиях пещерной живописи возраст рисунков вызывает некоторые трудности. Ветхость изображений усложняет процесс раскрытия всех тайн наскального искусства. К сожалению, никто не может достоверно сказать, для чего первобытный человек создавал изображения в пещерах.

Существует множество теорий об истинном значении древней живописи, однако однозначных суждений все еще нет. Наука не может дать ответ на вопрос “Что означают эти рисунки?”. Поэтому археологи и исследователи истории находятся в постоянном поиске истинного смысла первобытного искусства.

Исследователь из Африки Джеймс Дэвид Льюис-Уильямс проанализировал жизнь племен охотников и собирателей нашего времени и составил свое мнение на счет искусства первобытных людей. Он считает, что пещерная живопись является звеном в цепочке ритуалов, которые относились к определенному верованию.

Шаманы рисовали эпизоды из жизни сородичей и, возможно, пытались таким образом связаться с некими высшими силами. На таких обрядах строилась вера первобытных людей в собственное благополучие и безопасность каждого члена родовой общины.

Антрополог из Канады Женевьева фон Петцингер выдвинул предположение, что наскальные рисунки отражают некую систему хранения информации, которую использовал род Homo Sapiens.

Возможно, так первобытные люди хотели запечатлеть главные знания о мире для будущих поколений. Обряды племени, правила ведения охоты, обращения с орудиями — все это древние люди хотели сохранить на века.

Антропология — это наука, которая изучает все о человеке. К ней относится исследование поведения человека, анатомии, происхождения человечества как вида. Антропологи изучают и материальные объекты культуры, особенности определенного общества людей.

Есть еще одно интересное предположение о наскальной живописи эпохи палеолита. Ученые из Британии считают, что реалистичные картины могли представлять собой особые карты расположения звезд на ночном небе. Таким образом, очевидные на первый взгляд сцены охоты являются схемой созвездий.

Палеолит — исторический период каменного века с начала использования первых каменных орудий родом homo sapiens.

Пять самых известных пещер с наскальной живописью

1. Пещера Альтамира

Про эту пещеру вы уже хорошо знаете. Альтамира — та самая пещера, благодаря которой мир узнал о наскальной живописи древности. Случайная находка дочери археолога открыла историкам глаза на новый, удивляющий мир первобытного искусства.

Некоторые художественные приемы, которые использовались людьми палеолита, современные художники начали применять в своих картинах лишь в 19 веке.

Пещера Альтамира

Изображения бизонов в этой пещере довольно реалистичные: есть эффект объема, тени и штрихи. Художники использовали и сам рельеф стен, чтобы животные “оживали” и приобретали форму.

Раньше пещеру Альтамиру мог посетить любой желающий, однако из-за наплыва туристов температура в пещере начала меняться, и на ее стенах образовалась плесень. Поэтому сейчас сама пещера закрыта для посетителей. Но недалеко от нее находится музей древней истории и археологии, где можно познакомиться с разнообразными находками археологов и посмотреть на копии наскальных рисунков.

2. Пещера Ласко

Пещера Ласко была найдена в 1940 году, когда компания подростков случайно набрела на нее после разрушительной грозы. Размер пещеры невелик, однако на стенах изображено тысячи элементов.

Уникальная пещера Ласко находится во Франции, но о ней знают во всем мире. Шедевры были созданы еще в 18 веке до нашей эры.

Археолог в пещере Ласко

В этой пещере множество действующих лиц: все они в движении, даже разделены по разным “тематикам”. Именно в этой пещере находится самый крупный наскальный рисунок в мире – это бык, размер которого составляет 5 метров.

3. Пещера Шове

Пещера Шове тоже расположена во Франции. В отличие от пещеры Ласко с самыми крупными наскальными рисунками, пещера Шове может похвастаться самыми древними из найденных.

Стены украшают более 300 картин, на которых изображены даже животные ледникового периода. Ученые считают, что этой первобытной картинной галерее около 30 тысяч лет.

4. Пещера Нио

Пещера Нио располагается на юго-востоке Франции. Наскальные рисунки в ней обнаружили еще в 17 веке, но никто не придал этому значения. Рядом некоторые писали записи своей рукой, не подозревая, что оставляют след на уникальном памятнике искусства, которому десятки тысяч лет.

5. Пещера Коске

В эту пещеру могут попасть лишь отличные пловцы. Чтобы добраться до древних шедевров, надо проплыть по 137-метровому тоннелю, который находится глубоко под водой.

Открыл необычное место в 1985 году дайвер Анри Коске. Ученые считают, что некоторые изображения животных, обнаруженные внутри, были сделаны около 30 тысяч лет назад.

Петроглифы в Азии

  1. Наследие предков
  2. Список самых интересных мест с петроглифами в Азии
  3. Чем жили предки?
  4. Фотографии

Азия манит путешественников множеством загадок и своей необычной культурой, которая порой просто не понятна рядовому европейцу. Загадочности этой части света добавляют петроглифы, которые можно обнаружить в любой части Азии.

Монголия, Казахстан, Таджикистан, Азербайджан, Китай, Филиппины, Корея – география наскальной живописи древних обитателей Азии очень обширна. Некоторые объекты искусства древних художников занесены в список ЮНЕСКО, как и подобает истинным памятникам культуры. На базе некоторых доисторических галерей живописи (например, в Южной Корее, Индии, Китае) созданы музейные комплексы, которые бережно хранят достижения первобытного искусства.

Наследие предков

Древние жители Азии оставили после себя бесчисленное количество наскальных рисунков, большинство из которых еще ждут своего открытия. Огромные территории Азии – это непролазные джунгли, которые могут таить в себе много интересного. Ученые находили петроглифы в разных местах – в карстовых пещерах, на известняковых и базальтовых скалах, на расписных булыжниках и т.д.

Среди всего разнообразия наскальной живописи Азии, можно найти изображения, которые существенно отличаются техникой исполнения. Есть довольно примитивные, нарисованные совсем просто при помощи нескольких видов охры и животного клея. В основном это касается более ранней наскальной живописи, которая не могла похвастаться художественными излишествами.

Среди более поздних петроглифов, можно заметить существенное усложнение техники исполнения. Древние жители Азии начинают использовать разные скребки, примитивные зубила и прочие инструменты. Множество рисунков уже не просто нарисованы при помощи красок, они выдолблены в горной породе или высечены.

Очень интересно то, что действительно видно почерк мастера, хоть и первобытного. Древний художник обращал особое внимание на цвет породы и соответственно выбирал глубину борозды, чтобы на солнечном свете рисунок выглядел особенно эффектно. Помимо общей схожести петроглифов Азии с наскальными изображениями с других концов света, есть и что-то уникальное (техника, некоторые мотивы), что не встретишь больше нигде в мире.

Список самых интересных мест с петроглифами в Азии

  • Азербайджан, наскальные рисунки в Гобустане
  • Азербайджан, петроглифы Гямигая
  • Индия, скальные жилища Бхимбетка
  • Индия, пещеры Эдаккал
  • Индия, наскальные рисунки в Усгалимале
  • Индия, петроглифы деревни Сеттаварай
  • Казахстан, археологический ландшафт Тамгалы
  • Казахстан, урочище Тамгалы-Тас
  • Южная Корея, петроглифы в Тэгок-ри
  • Киргизия, петроглифы в окрестностях Чолпон-Аты
  • Пакистан, Чилас
  • Монголия, петроглифы Цаган-Сала
  • Монголия, петроглифы монгольского Алтая
  • Монголия, пещера Хойд-Цэнхэр
  • Филиппины, петроглифы Ангоно
  • Вьетнам, петроглифы в Сапа
  • Китай, наскальная живопись в горах Хуа
  • Иордания, рисунки в пустыне Вади Рам
  • Израиль, долина Тимна
  • Малайзия, пещеры Ниах

Чем жили предки?

Древние народы Азии переживали периоды кочевничества и оседлого способа жизни, поэтому все это можно легко проследить на полотнах первобытных художников. Петроглифы сквозь века донесли до нас информацию о том, как наши предки пасли скот, проводили религиозные обряды, устраивали свой быт, ходили на охоту. Также на рисунках можно встретить огромное число животных, разные символы и немного изображений, которые не вписываются в общую концепцию.

Первобытные люди Азии также обладали солидным багажом знаний об устройстве нашей Солнечной системы, о чем красноречиво говорят рисунки на скалах и камнях. Еще есть изображения разных существ, которых невозможно классифицировать. Петроглифы Азии также подбрасывают ученым немного сложных вопросов, на которые эксперты в наскальной живописи пока не готовы ответить.

Азиатский регион очень богат на петроглифы: Усгалимала (Индия), пещеры Ниах (Малайзия), горы Хуа (Китай) и т.д. Ученым еще придется изрядно поработать, чтобы древние рисунки рассказали свою историю.

Фотографии

Неолитические петроглифы в Азербайджане на территории национального заповедника Гобустан в 2007 году объявлены объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО:

Судя по всему, у этого охотника что-то пошло не так (Бхимбетка, Индия):

Индия, фантастические узоры на стенах пещер Эдаккал до сих пор мало изучены:

Археологический ландшафт Тамгалы расположенный в Казахстане в 170 километрах от города Алма-Аты:

Казахстан, изображение Будды в урочище Тамгалы-Тас:

Петроглифы в Тэгок-ри в Южной Корее делятся на две группы — Пангудэ и Чхонджонни. На фото фрагмент рисунков Чхонджонни:

Наскальные рисунки в окрестностях курортного городка Чолпон-Ата на северном берегу озера Иссык-Куль в Киргизии:

Проповедь Будды – наскальная гравюра на камне недалеко от города Чилас в Пакистане:

Петроглифы Ангоно на Филиппинских островах:

Склоны гор Хуашань на юге Китая исписанные большим количеством рисунков:

Петроглифы на территории Охраняемого района (национального парка) Вади Рам в Иордании:

Наскальные рисунки времен присутствия египтян в Долине Тимна в Израиле:

Петроглифы и первобытная история

Ремарка от меня: изучение мифов и легенд якутов, манси, коряков и других народностей России мне доставляет гораздо большее удовольствие, нежели вникать в уже набившую всем оскомину и затасканную до блевоты модную скандинавскую мифологию.

Источник: сборник “Атеистические чтения”, 1981 год.

По мере познания древнейшего прошлого человечества перед наукой встают интересные и сложные вопросы, связанные с такими впечатляющими, яркими и загадочными историческими источниками, как монументальные наскальные изображения (петроглифы,или “писаницы”, как их иногда называют). Петроглифы разных исторических эпох открыты на территории Европы, Азии, Африки, Австралии, Северной и Южной Америки. Возраст наскальных рисунков, их происхождение, смысл и значение широко обсуждаются. Нередко в комплексах петроглифов прежде всего видят памятники древнейших религиозных культов, места священных церемоний и секретных обрядов, а сами рисунки связывают с колдовством, с шаманством, с еще более развитыми формами поклонения духам, богам, “нечистой силе”.

Мы попросили ответить на несколько вопросов о петроглифах одного из крупнейших специалистов в этой облает директора Института истории Сибирского отделения АН СССР, академика, лауреата Государственных премии, почетного члена Британской Академии и ряда других иностранных научных учреждений и обществ Алексея Павловича Окладникова.

– Исследование наскальных изображений (петроглифов) является особым разделом археологической науки, привлекающим к себе всё более живой и растущий интерес учёных, – начал свой рассказ академик А. П. Окладников. – Этот интерес определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, от других археологических источников петроглифы отличаются тем, что они наименее изучены и наиболее трудны для понимания. Особенно это касается датировки наскальных изображений, приёмов установления их возраста. Во-вторых, рост интереса к петроглифам объясняется общим расширением кругозора исследователей древностей. Ведь за последние десятилетия археология из науки о вещах, найденных учеными в древних слоях (типы орудий, утвари, украшений, их хронология и т.д.), превратилась в науку о людях, эти вещи создавших. Археологи имеют массу документов, чтобы судить о разнообразных сторонах общественной и культурной жизни далёких наших предков, об их представлениях о мире, обрядах (в том числе, конечно, и религиозных), с их эстетикой, определенным кругом позитивных знаний, с активным творческим трудом, то есть о живой, полнокровной истории древнего человечества.

У нас, начиная с 20-х годов, наиболее энергично изучались петроглифы Карелии. Самым важным и монументальным вкладом в их исследование явились два огромных тома публикаций, изданные В.И. Равдоникасом. За последнее время мы были свидетелями новых интересных открытий петроглифов под культурным слоем неолитической эпохи в Карелии, сделанных Ю.А. Савватеевым.

Открытие палеолитических пещерных росписей в Каповой пещере на Южном Урале (А.В. Рюмин, О.Н. Бадер) стало событием исключительного значения для мировой науки: ведь до середины нашего века многим археологам представлялось несомненным фактом, что монументальная пещерная живопись создавалась людьми ледниковой эпохи – более 10-20 тысяч лет назад – только в юго-западном уголке Европы, во Франко-Кантабрийских пещерах. Отсюда делался далеко идущий вывод о том, что лишь “вечная Европа – колыбель искусства” (так озаглавлена книга известного археолога профессора Лотхара Цотца из ФРГ), о том, что искусство монументальных росписей на скалах создано одной “гениальной расой”, в условиях древнекаменного века далеко опередившей прочих своих современников в духовных потребностях (отдельные исследователи на Западе поспешили их отождествить с религиозными потребностями, с верой в единого бога). Сразу же скажу, что несостоятельность подобных утверждений очевидна: далеко на восток от Урала, на скалах, высящихся над великой рекой Леной, у села Шишкина, мне посчастливилось ещё накануне Великой Отечественной войны найти огромные фигуры быка и лошадей, написанные красной краской в древнекаменном веке. В 1966 году советско-монгольская экспедиция обнаружила в пустыне Гоби, в глубине пещеры Хойт-Цэнкер, красочные фрески эпохи палеолита – древнейшие на территории Азии. Несомненно, в древнекаменном веке существовал Центрально-Азиатский очаг первобытного искусства, и не исключено, что о каких-то возможных связях Европейского и Центрально-Азиатского очагов первоначального художественного творчества расскажет нам и палеолитическая пещерная живопись Урала.

– Расскажите, пожалуйста, о работах, посвященных петроглифам последующего, мезолитического периода и более близких к нам эпох.

– Памятники наскального искусства послепалеолитического времени, созданные уже в современную (голоценовую) геологическую эпоху, интенсивно исследуются в нашей стране и за рубежом. На Западе возникли научно-исследовательские центры, где ведётся энергичная работа по систематизации и изучению исходных данных по наскальным изображениям. Собираются специальные международные конференции и симпозиумы по проблемам их изучения, публикуются итоги исследований (в том числе и проведённых в СССР, вызывающих обычно большой интерес у зарубежных коллег). Таков, например, центр по изучению первобытного искусства в Валь-Камонике на севере Италии в предгорьях Альп, который возглавляет энергичный исследователь петроглифов Италии, Испании, Северной Африки и Ирландии Эммануэль Анати.

Широко известны крупные работы по петроглифам Скандинавии, выполненные О. Бинтом, Оскаром Альмгреном и другими археологами; труды Герберта Кюна, ученого из ФРГ, глубоко анализирующего петроглифы как важнейший источник для изучения мировоззрения, языческой религии и искусства древних германцев.

В нашей стране открыты и исследуются такие местонахождения петроглифов мезолитического времени, как Зараут-Сай в Узбекистане, грот Шахты в Таджикистане, Кобыстан в Азербайджане, грот Каменная могила у Мелитополя на Украине. Очень интересны наскальные изображения Крыма (Таш-Аир), Киргизии (Саймалы-Таш). В последнем из названных пунктов, по самым предварительным подсчетам, не менее 100 тысяч наскальных рисунков. Исследование их требует огромной и сложной работы.

– Вы много лет отдали изучению первобытного наскального искусства Сибири и Дальнего Востока. Ваши монографии по этой тематике занимают почти целую книжную полку: “Ленские писаницы”, “Шишкинские писаницы”, “Петроглифы Ангары”, “Петроглифы Нижнего Амура”, “Петроглифы Забайкалья” в двух частях.

– Изучение петроглифов Сибири (“писаниц”) насчитывает уже более трех веков. С самого начала освоения Сибири русскими наскальные изображения привлекали внимание любознательных землепроходцев и учёных. На берегах сибирских рек их заметили ещё в XVII-XVIII веках первые исследователи Сибири – Спафарий, Стралленберг, Г.Ф. Миллер. На рубеже XIX и XX веков “писаницам” Енисея посвятил свой огромный труд археолог И.Т. Савенков. Петроглифы Сибири и Дальнего Востока продолжали привлекать внимание исследователей и в последующее время, но особый интерес к ним проявился в послевоенные годы, вместе с общим подъёмом археологических исследований, одним из результатов которого явилось создание “Истории Сибири” в пяти томах.

Петроглифы Сибири и Дальнего Востока представляют обширный ценный материал для освещения различных сторон жизни древнего населения Северной Азии. В них нашли своё отражение хозяйство, социальные отношения, в особенности же – духовная культура, искусство и мировоззрение, религия и культы древних племен и народностей, населявших этот огромный край от Тихого океана до Урала, от Ледовитого океана до Монголии.

Самой же волнующей является возможность использования петроглифов как материалов по этнической истории. Работа в этом направлении позволяет исследователю за вещами увидеть людей, перешагнуть из мира мёртвых вещей – археологических документов – в мир живых народов. И при этом даже протянуть нити, связывающие древние племена и народности с современными нам народами.

– Расскажите, пожалуйста, как устанавливается возраст наскальных рисунков.

– Датировка петроглифов – первая и исходная задача их исследования как археологических документов. Но при этом следует иметь в виду своеобразие петроглифов как исторического источника. В отличие от археологических памятников обычного рода, поселений или захоронений, петроглифы не могут быть (за редкими исключениями) датированы прямо и непосредственно. Поскольку они не залегают в земле, в культурном слое, вместе с другими какими-либо предметами, они не могут быть, в большинстве своем, безоговорочно отнесены к узко определенному точному времени. Однако это – задача вовсе не безнадёжная и решается в зависимости от конкретной ситуации. Так, для петроглифов Нижнего Амура характерны, более того – составляют самую выразительную их особенность, загадочные рисунки “ликов” – “личины”, которые обнаружены нами и на глиняных сосудах вместе с каменными изделиями неолитического облика в культурном слое древнего поселения у села Вознесеновки, ниже устья реки Хунгари. Благодаря радиоуглеродному анализу установлен с точностью до десятков лет возраст сосудов из Вознесеновки и возраст самого позднего из неолитических посёлков, с которым были связаны рисунки на базальтовых глыбах в Саккачи-Аляне: 3590+/-60 лет. Более древние наскальные рисунки в низовьях Амура несут целую систему кривых линий, образующих совершенно специфический криволинейный орнамент – и этот же самый орнамент мы находим на сосудах неолитической эпохи в третьем-втором тысячелетиях до нашей эры на берегах Нижнего Амура.

Другой пример: петроглифы Забайкалья, выполненные красной краской, с характерными сюжетами: птицами в полёте, группами пятен и т. д. – датируются концом второго тысячелетия до нашей эры путём сопоставления изображенных на них фигур животных и птиц с аналогичными изображениями на бронзовых ножах и кинжалах. Другие “писаницы” Забайкалья, Тувы и Монголии, где выбиты фигуры животных в духе скифо-сибирского “звериного стиля”, помещаются в рамках этого грандиозного художественного мира Евразии, то есть в первом тысячелетии до нашей эры.

– Что нового вносят исследованные археологами наскальные изображения в понимание духовной жизни древнего человечества, в частности в понимание первобытных религиозных верований, о которых Вы упоминали?

Несмотря на огромные промежутки времени, которые разделяют нас и древние племена этих областей Северной Азии, несмотря на все сложные исторические события, протекавшие в ходе трех, четырех, пяти тысячелетий, здесь устойчиво сохранилась традиционная культура. Преемственно передавались из поколения в поколение художественные нормы, образы и связанные с ними идеи. Поэтому столь тесные связи обнаруживаются между наскальными изображениями и современным этнографическим искусством Дальнего Востока, Сибири, а также Приуралья. Истоки этнической специфики, свойственной этим народам Северной Азии, могут быть прослежены в глубь истории вплоть до неолитической эпохи и бронзового века, то есть в первое, второе, третье тысячелетия до нашей эры, а может быть, и еще глубже.

Так, для мировоззрения тунгусских племен характерен резко выраженный охотничий дух. Вспомним хотя бы их космогонические представления: Вселенная представляется в мифологии тунгусов в образе живого существа, от которого зависит земное благополучие таежных охотников, – в облике лося. Судьба Вселенной есть не что иное, как рассказ о судьбах того же лося. За космическим Лосем-Вселенной гонится такой же космический охотник, и причем в наиболее древних мифах он не человекоподобный, а зооморфный – медведь!

Что же касается мировоззрения оседлых приморских зверобоев, то и здесь тоже сказывается их хозяйственный уклад и образ жизни. Место сюжета о мировой космической охоте и Вселенной-Лосе здесь занимают иные: например, чукотско-корякский миф о вороне или космической птице, враждующей с жителями моря, с китом, тоже космическим, олицетворяющим стихии моря; миф о владычицах стихий – Седне как хозяйке моря и его обитателей, Пинге и Силле – владычицах воздуха и наземных обитателей – оленей.

Таким образом, на мировоззрение, мифологию и религию этих племен явственно накладывают свой отпечаток условия практической хозяйственной жизни (охота в тайге и тундре или зверобойный промысел в прибрежной зоне арктического моря). Не может быть и речи об изначальности религиозных культов и представлений, о противоположности или независимости культа от условий практической производственно-промысловой жизни первобытных охотников, скотоводов, земледельцев, тем более об изначальной будто бы вере в единого демиурга, бога-творца. Напротив, первобытное наскальное искусство Сибири и Дальнего Востока, безусловно связанное с различными у разных племен культами, показывает явно земные корни религиозных воззрений.

Так, искусство тунгусов и других охотничьих племен тайги, как и охотников Африки – бушменов, одинаково характеризуется анималистической направленностью и свежим реализмом, динамичностью и экспрессией. Однако орнаментика тунгусов совсем не та, что у амурских племен, родственных им по языку, – негидальцев, нанайцев, ульчей, а также и неродственных (нивхи). Соответственно одна группа петроглифов Северной Азии характеризуется преимущественно охотничьими реалистическими сюжетами. Это петроглифы в долинах рек Ангары, Средней Лены, Алдана, Олекмы. Они относятся к неолитической эпохе, их центральный сюжет – лось, основное содержание – охотничий, магический по его направленности культ лося, связанный с оригинальной космогонией и мифологией тунгусов (праздник иконипка, миф о космическом Лосе-Вселенной).

Вторая группа петроглифов, тоже древняя, – наскальные изображения Дальнего Востока, долины рек Амура, Уссури. Главная их черта – господство орнаментализма, статика вместо динамического реализма прибайкальских петроглифов. Особо важное место здесь принадлежит криволинейным элементам орнамента и рисунков, на первый план выступают странные и загадочные маски-личины. Главные черты амурских неолитических племен: оседлая жизнь на Амуре, добыча проходной морской рыбы во время нереста. Здесь достигли большого развития такие общественные институты, как обряды инициации (посвящения в полноправные члены племени) и тайные мужские союзы. Наскальные изображения масок-личин (непременного реквизита религиозных мистерий во время инициации) служили, видимо, орудием психологического воздействия тайных мужских союзов на женщин и детей. Маски воодушевляли и самих участников этих церемоний, создавая атмосферу таинственного и сверхъестественного. Спирали же и вообще кривые линии в неолитическом искусстве Нижнего Амура и в орнаменте современных народов этого района изображают змею – символ водной стихии, с которым связаны и космические представления, и чувства страха, тревоги и неуверенности перед лицом грозной стихии.

Третья большая группа петроглифов Сибири характерна для степей и гористых лесостепей Забайкалья, Тувы, Алтая и соседних областей Центральной Азии. Помимо уникальных изображений в пещере Хойт-Цэнкер в Гоби, которые предшествуют всем остальным и датируются эпохой палеолита, здесь выделяется и группа, относящаяся к неолиту. Содержание её, как и в неолите Прибайкалья, анималистическое. Но здесь господствует уже не образ лося, а образ дикой лошади. Петроглифы оставили охотники на лошадей и куланов, вероятные предки алтайских народностей, в первую очередь тюрко-язычных: сначала гунны, а после них тюрки и собственно монголы. Встречаются и чисто скотоводческие “писаницы”, в основе которых лежит культ коней и магия плодородия. “Писаницы” эти, как свидетельствуют этнографические аналогии, связаны с сезонными праздниками древних скотоводов бронзового и раннего железного века. Таким праздником являлся, в частности, весенний праздник якутов ысыах.

В тайге Восточной Сибири петроглифы показывают особенно устойчивое сохранение традиций аборигенного населения. Так, в бассейне Шилки и Витима, а также на Олекме в раннем железном веке широко распространяются петроглифы, выполненные красной краской, которые наряду со старыми охотничьими культами, культом лося, охотничьей магией, а также почитанием духов умерших шаманов – покровителей и предков, выдвигают на первый план культ солнца, солнечных символов, кругов. Эти петроглифы должны были принадлежать потомкам людей неолита и бронзового века, также таежным охотникам – предкам тунгусов . Столь же любопытно, что в мифологии и орнаментике ольхонских бурят сохранились следы культа орла, восходящие, судя по “писаницам”, к бронзовому веку: видимо, авторы этих писаниц на Селенге также были в числе предков бурят.

Петроглифы Сибири и Дальнего Востока являются ценным и незаменимым источником по первобытной истории Северной Азии, без которой не может быть полной всемирная история.

Читайте также:
Как живут богатые люди в Африке: фото быта, увлечений, домов
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: