“Здесь нет прошлого и будущего” – казахстанец о походе к запретной горе Кайлас
Андрей Алмазов – горный гид с большим стажем. Он совершил восхождения на шесть вулканов, покорил большую часть высших точек стран Европы, несколько семитысячных вершин и побывал около 10 раз в Тибете. В материале Tengritravel.kz Андрей рассказывает о священной горе Кайлас и о том, с какими сложностями можно столкнуться во время похода в этот невероятно интересный регион.
“Альпинизмом занимаюсь с 1997 года. К 2010 году, когда я первый раз попал на Тибет, у меня уже был опыт восхождения на высоты более семи тысяч метров, я поднимался на такие вершины, как Хан-Тенгри, пик Ленина, пик Е. Корженевской. Я уже почти был кандидатом в мастера спорта по альпинизму и членом казахстанской сборной.
Гора Кайлас – это место силы. Ей поклоняются представители как минимум четырех религий, которые распространены в гималайском регионе. К тому же это очень красивая гора. Находится в хребте Трансгималаи (Гандисышань) – том, что севернее основного Гималайского хребта на территории Тибета. Это загадочная гора, окутанная легендами. Она привлекает к себе тех, кто в поиске знаний или учений, тех, кто любит походы в горы. Обычных туристов, любящих отельный отдых, там, конечно, не встретишь.
Интересный факт
Гора Кайлас (Кайлаш) имеет форму пирамиды, грани которой точно указывают на стороны света (север, юг, восток, запад). Это мистическое место окружено несколькими небольшими горами. Среди ученых есть мнение, что эта система “пирамид” рядом с Кайласом в центре была создана рукотворно. Тибетцы считают, что на вершине Кайласа обитает Будда Шакьямуни, индусы уверены, что там живет всесильный бог Шива.
Для меня это восхождение было важным, потому что на тот момент я считал себя буддистом, а для представителей этой религии это важная гора (место паломничества). Я ожидал от этого восхождения чего-то нового, озарения, инсайтов.
Если ты в хорошей физической форме, к такой поездке готовиться не нужно. Главное – физическая подготовка и опыт восхождений. Так как Тибет давно считается территорией Китая, нам нужно было получить визу. Получить ее было в то время, до пандемии, просто: оплатить сбор в размере около 100 тысяч тенге и в течение 10 дней виза уже была готова. Просто так в Тибет попасть нельзя. По правилам, нужно купить тур внутри Тибета и подать все упомянутые документы в Тибетское бюро туризма, чтобы получить пермит – разрешение на въезд и передвижение по этому региону.
В первую поездку я ехал в качестве гида и в качестве туриста одновременно. Я сам организовал поход для себя и клиента, списывался с принимающей стороной, покупал билеты, оформлял визы и так далее.
Паломники на самой высокой точке – перевале Долма-Ла. Фото с сайта tibet-travel.kz
Тибет – огромный регион, и там есть свои правила, нюансы, законы. К примеру, путешествовать по центральной части Тибета без местного сертифицированного гида и без пермита невозможно. Северный и восточный – открыты для самостоятельного передвижения, не нужно разрешение, и даже просто зная немного китайский язык, умея пользоваться картами, вы сможете сами проложить маршрут и путешествовать.
Картами пользоваться нужно всегда и везде. Даже зная маршрут, необходимо видеть, какие места еще есть поблизости. Даже двигаясь с гидом. Отслеживая маршрут самостоятельно, я вижу, какие интересные локации есть рядом. Если мне место нравится, то говорю гиду и мы сворачиваем с маршрута и заезжаем в это место. Так что карты всегда должны быть в смартфоне хотя бы у лидера группы и, конечно, гида. Кстати, бумажными картами я пользовался, наверное, в последний раз лет 10 назад.
До недавнего времени было всего две возможности централизованно и легально попасть в Тибет: со стороны Непала, прилететь из столицы Катманду в столицу Тибета Лхасу, или через наземную границу. Но несколько лет назад граждан Казахстана этой возможности лишили. Не знаю, по каким причинам. Сейчас попасть в Тибет, в Лхасу, можно только через Китай. Можно въехать со стороны провинций Цинхай, Сычуань и Юньнань и по земле, и самолетом. Для этого у всей группы должны быть разрешения, где будут указаны личная информация, цель поездки, примерный маршрут и одобрение специального органа. Без этого документа ни в самолет, ни в поезд, ни в автобус, идущий в центральный регион Тибета, не впустят.
В общем в Тибете я был уже порядка 10 раз. Я выбирал разные варианты маршрута в Лхасу – из Пекина, из города Чэнду, из Непала, из Юньнаня. Но в самый первый визит в Тибет мы выбрали путь по самой высокогорной железной дороге через провинцию Цинхай. В общем путь в поезде занял два дня. Какой-то промежуток времени мы ехали на высоте пять тысяч метров, и нам в вагон подавали кислород, потому что не всегда люди подготовлены к таким условиям.
Cамое большое озеро Тибета – Нам-Цо, из окна поезда. Фото с сайта tibet-travel.kz
Дороги, инфраструктура для туристов и местных везде на высоком уровне. Полиция, медицина все работает на должном уровне. Нельзя сказать, что у нас возникали какие-то проблемы. Мы были подготовлены.
Самая большая проблема, с которой турист может столкнуться, – это высота. Она начинается от трех с половиной тысяч метров и выше. Самое главное – давать организму акклиматизироваться постепенно, набирать высоту медленно, давая себе время привыкнуть. Я видел, как людям в аэропорту Лхаса становилось плохо, потому что организм не мог так быстро адаптироваться к высоте и новым условиям. Но, даже прилетев самолетом сразу, начав двигаться, здоровому человеку привыкнуть должно быть несложно.
А вообще маршруты на гору Кайлас построены так, что высота набирается постепенно. Подъемы, потом посещение монастырей, озер, ледников, потом снова подъемы – каждый день набирается высота, и к моменту, когда вы доходите до горы, у вас достаточно сил и вы адаптированы.
У меня за все эти поездки тоже однажды была горная болезнь. Я пил много воды, больше двигался, использовал кислород и, когда стало легче, продолжил путь. В самых крайних случаях, когда через 2-3 дня человеку не становится лучше, требуется эвакуация. Для этих случаев предусмотрен самолет. За ними прилетает и забирает их в зеленые теплые долины, где им оказывают помощь и становится лучше.
Интересный факт
Паломничество к Кайласу реализуется путем его обхода – внешней коры (ритуальный обход для тибетцев) или парикрамы (ритуальный обход для индусов). После тринадцати внешних кор паломник получает право сделать внутреннюю кору – проход во внутренний горный цирк перед Южным Лицом Кайласа и обход соседней с ним горы Нанди, отделенной от него узким ущельем. Такое поклонение приносит гораздо больше благости и нацелено на серьезную трансформацию личности.
Здесь путь не заканчивается. Далее необходимо совершить поход вокруг горы длиной 56 километров с преодолением перевала Зеленой Тары Дрома Ла. Многие испытывают трудности. Это непросто: пройти 56 километров за три дня. Но мы проходили и за два дня. На своем пути я встречал женщину около 70 лет, которая прошла этот путь дважды, и мальчика 11 лет, который за два дня прошел этот маршрут с родителями.
Вид на Кайлас с озера Манасаровар. Фото tibet-travel.kz
На саму гору Кайлас подниматься нельзя. Она священна. За всю историю только две экспедиции получили разрешение на восхождение на эту гору. Однажды разрешили австрийскому альпинисту Рейнхольду Месснеру, но перед самым восхождением он сам отказался от затеи, решив не “гневить Богов”. Второй раз – испанская команда в 90-х годах получила разрешение, но их не допустили местные жители, пригрозив расправой. Единственный человек, кто был на вершине горы – великий йогин, в 11 веке – Миларепа. Это не было восхождением в чистом виде, он это сделал с помощью медитации, мысленно.
Остальные люди, приезжающие к горе, они делают кору – ритуальный обход. Каких-то особенных чувств я не испытывал. Мне важно само пребывание возле горы, святые места. А трудности, которые испытывает мой организм, это на втором плане, с этим я справляюсь.
Виды открываются потрясающие. Поход вокруг горы высотой больше 6,5 тысячи метров, каждая грань которой правильной пирамидальной формы. С течением суток она меняет свое освещение: то, что выглядит на рассвете так, на закате выглядит совершенно по-другому. Закат над северной стеной Кайласа – это мой любимый вид. Закаты там потрясающие.
Что нужно знать при подготовке к путешествию в Тибет
Привет, друзья! На связи Ярослав Андриянов.
За то время, что я путешествую, неоднократно встречал восторженные отзывы от неофитов касаемо Тибета. Большая часть всего этого восторга, как и полагается, чаще всего подчерпывается из СМИ и популярных фильмов, тщательно старающихся придать всему тибетскому ореол подлинной мистики и духовности.
Отвечая на одни и те же вопросы про путешествие в Тибет (в основном в духе опровержения), возьму на себя смелость постараться описать в статье общие нюансы такого путешествия с обязательным разрушением активно тиражируемых мифов.
Небольшое отступление: во время своего тибетского трипа я отснял некоторое количество фотографий, которые выложил в виде обоев на рабочий стол. Заходите, забирайте.
Что такое Тибет?
Прежде всего, отмечу, что сегодня такой страны как Тибет не существует, ибо с 1950 года он входит в состав Китая в качестве Тибетского Автономного округа, именуемого ТАР с прилагающихся к нему историческими области Кхам и Амдо; расположенными в соседних с ТАР провинциях Юннань, Сычуань, Гянсу и Цинхай.
Кроме того, есть области в Непале и Индии, на которые с древних времен оказывала влияние тибетская культура и где она, в отличии от Китая, даже сегодня цветет буйным цветом и продолжает развиваться как самодостаточное явление.
Обратите внимание на карту! Неплохой ореол, да?
Однако ж, говоря о Тибете, как регионе для путешествий, чаще всего имеют в виду историческую его часть с обязательными корами вокруг Кайласа и посещениями Поталы в Лхасе. Именно они активней всего продвигаются маркетологами от туризма и именно вокруг них чаще всего возникает большое количество мифов и дальнейших несуразностей.
Касаемо самой тибетской культуры отмечу: она проникла далеко за пределы ТАР еще во времена правления монголов, которые, собственно говоря, и стали главным ее разносчиком. Фактически, монастыри Монголии и Бурятии — это островки тибетской культуры в виде главной ее составляющей — буддизма.
Только, пожалуйста, не питайте иллюзий насчет того, чтобы уехать в Тибет к монахам жить и за пару недель стать просветленным. Маловероятно. Хотя бы потому что в тибетском автономном округе Вы будете вне закона, а с законом в Китае шутки плохо. +без знания языка, причем тибетского, это — не более чем фантазия.
Тибет — это огромное горное пространство. Высшей точкой называют гору Гунгашань, высотой 7590 м.
Подготовка к путешествию
Скажу сразу: самостоятельно (читать «законно») в Исторический Тибет (совпадаемый с границами ТАР) проехать нельзя. Для путешествия Вам необходимо оформление пермита с гидом в рамках организованного тура. Обязательно иметь действующую визу Китая.
Однако, в сети Вы можете найти записки отчаянных путешественников, которым удавалось пробиться в Лхасу без всей этой тягомотины. Но на их отчеты полагаться не стоит, ибо
- Факт их попадания в Тибет — скорее исключение, чем правило
- Китай постоянно меняет и ужесточает правила нахождения иностранцев в ТАР
- На крупных трассах — огромное количество военных и полицейских постов, где всех иностранцев обязательно регистрируют
- Просить посодействовать местных равносильно просьбе нарушить закон
- Исходя из п.4. широко распространено доносительство (молва о Вас разлетиться быстро)
- Пункты въезда-выезда, такие как вокзал-аэропорт в Лхасе кишат ментами и проверяющими бюрократами. Поэтому, если Вы пройдете первый заслон, маловероятно, что сможете пройти следующий.
В случае Вашего обнаружения, вероятность которой в строго регламентированном Китае стремится к 100%, Вас в лучшем случае депортируют с дальнейшим занесением в черный список. Приключение, конечно, интересное. Можете попробовать и отписать в комментариях, вдруг я неправ?
Кайлас с западной стороны
Поэтому, для поездки в Тибет народ несколько цивилизуется и покупает пакетный all-inclusive тур:)
Для оформления такого тура, наиболее распространены два пути.
Оформление через Непал
Раньше это был самый бюджетный и самый простой способ организации въезда в Тибет. Ибо от Катманду в Китай идет невероятная по красоте «дорога Дружбы», где Вас на границе поприветствуют суровые китайские пограничники и улыбчивый гид-чекист проводит к транспорту и водителям.
Однако сейчас этот вариант вдруг возымел ряд трудностей, ибо в выдаче групповых китайских виз отказывают следующим категориям путешественников:
- гражданам Казахстана (уж не знаю, чем мы в такую немилость попали?)
- всем, кто имеет в своих паспортах штампы и визы Турции, Афганистана, Пакистана, Израиля, Ирана и т.д.
Для них вариант 1 — въезжать в ТАР (Тибетский Автономный округ) через сам Китай.
Стоимость путешествия в Тибет через Непал
Трип в пару недель в среднем стартует от 2400 долларов США на человека (мы ездили в 2011 году за 2200, но это был порог, ниже которого уже спускаться некуда). Оформляется все через тур-агенства в старом-добром Катманду.
Чем больше людей, тем дешевле.
Что входит в тур?
- отель в Катманду
- дорога до границы с ТАР
- джипы-водители-бензин
- оплата отелей и ночлега в дороге
- вход в достопримечательности (один только билет во дворец Поталы стоит более 30 баксов)
- перелет Лхаса-Катманду
Более дорогие опции предлагают еще сопровождение полевой кухни и поваров. А это в совершенно не говорящем ни на каком языке, кроме тибетского и китайского, Тибетском Автономном округе, достаточно актуально.
Оформление через Китай
В этом случае Вам для начала необходимо въехать в сам Китай, и далее добираться самостоятельно до места условной встречи с гидом и группой (помним, да, что иначе — нельзя?). Конечно, это в случае, если Ваша группа сборная, и Вы въезжаете по отдельности.
Каньоны близ королевства Гугэ
Здесь есть нюансы (см.раздел про пермиты)
Стоимость путешествия через Китай
Есть иллюзия, что через Китай ехать может быть даже дешевле, ибо найденные мной в сети туры начинаются от заманчивых 1700—1800 долларов за тур на человека.
Однако самой дорогой частью в этом случае будет авиаперелет, ибо подавляющее большинство турагенств встречать Вас будет в Лхасе.
Содержание программы примерно такое же, как и в случае с Катманду.
Северное лицо Кайласа (вид с коры)
Куда едут группы по Тибету?
Маршруты путешествий в Тибете достаточно стандартны с минимальным количеством вариаций, ибо мало ли что у Вас на уме? Вдруг сбежите и начнете организовывать бедных тибетцев для повстанческой борьбы?
- Лхаса и ее окрестности
- Шигатсе, вторая столица Тибета
- Кора вокруг Кайласа
- Озера Манасаровар и Ракшас
- Королевство Гуге
- Королевство Шамшунг
- Китайский базовый лагерь Эвереста
- все имеющиеся озера-монастыри по пути
Помню, как нас под страхом ареста не пустили непосредственно к БЛ Эвереста, мотивируя это тем, что двумя днями ранее какие-то иностранцы решили здесь провести акцию протеста. Залезли на камни, растянули флаги Свободного Тибета, стали активно скандировать что-то типа «Free Tibet». Китайские чекисты, увидев это, особо не церемонились. Борцов повязали, засунули в воронки и вывезли прочь с последующей принудительной депортацией и черными списками.
Эверест со стороны Китая
Поэтому флаги, фотографии Далай-Ламы и его книги здесь в полном бане. Зато, если контрабандой провезете какому-нибудь местному в подарочек фотку Его Святейшества, он будет очень рад!
Если конечно, не окажется переодетым «засланным казачком» (наушничество среди «монахов» в ТАР практикуется очень широко).
Немного о пермитах
Есть резонный вопрос: а можно ли получить пермиты с минимальным туром, а дальше путешествовать без группы и гида?
Гурла Мандхата над озером Ракшас
Теоретически — можно, но до первого КПП на дороге или попытках войти в достопримечательность. Так, я лишь недавно узнал, что сама Лхаса является зоной беспермитной, однако при посещении местных достопримечательностей (Потала, Джокханг, Норбулинка) с Вас его спросят. А заодно поинтересуются, где Ваш гид и группа?
Поэтому, если Вы хотите спокойно созерцать непостоянство всех явлений под высокими горными небесами и не парится о переодетых чекистах, езжайте в те регионы, где пермит не требуется. Напомню: это Амдо, Кхам и большая часть Цинхая. Ну или отправляйтесь в индийские Ладакх или Спити. Там все то же самое, только без ощущения искусственности.
Кстати, по последним данным, пермит возможно получить даже для группы из одного человека. Однако ж правила получения могут сильно ужесточаться во время года лошади (когда паломники массово ломятся к Кайласу) и прочих социально-политических катаклизмов.
кора вокруг Кайласа
В это время со стороны Китая могут начать появляться дополнительные требования, типа минимального состава группы, точек въезда, гражданства одной страны и т.д. Поэтому, перед планированием путешествия в Тибет, консультируйтесь с проверенными людьми.
Кстати, вот сайт моего хорошего знакомого . Рекомендую в качестве отличной поддержки в путешествиях по Тибету!
Немного о групповых визах
С групповой визой КНР, которую Вы получаете для своего тибетского путешествия, Вы можете свободно путешествовать по Китаю.
Однако есть несколько НО:
- ограниченный срок действия (20-30 дней)
- все, кто вписан в групповую визу, обязаны въезжать в КНР вместе, пересекать чек-посты внутри ТАР вместе и выезжать за пределы КНР так же вместе
- по последней информации, в групповой визе четко указан пункт вашего вылета из КНР. Т.е. есть Вы планировали вылетать из Лхасы, а вылетаете вдруг из Ченду, это чревато проблемами.
О процессе самого путешествия и энергиях Тибета
Если Все-таки я Вас не напугал китайской бюрократией и Вы готовы отправляться в путь, имейте в виду следующее:
- Путешествие в Тибете проходит на больших высотах (в районе 4000 м), что чревато появлением симптомов горной болезни
- Несмотря на «пакетность», комфорта здесь минимум: простая еда, примитивный быт.
- Очень сильные перепады температуры (от жаркого дневного солнца, до морозных ночей)
- Внутри ТАР ваша свобода круто ограничивается. Мы, конечно, несколько меняли наш маршрут «на ходу», однако в строго регламентированных рамках.
- При въезде в Китай, Вас будут тщательно досматривать на предмет ввоза запрещенной литературы и изображений Далай-Ламы. Если Вы очень интересуетесь его биографией и хотите скоротать времечко в дороге чтением, оставьте, пожалуйста, книги с его изображением дома.
- Колоссальный языковой барьер
Яки, горы и пустыня
Ну и, конечно, лучше не читайте сказки Мулдашева о подземных ламах и пещерах с лемурийцами. Просто, чтобы не разочароваться. В нашей группе были пытливые умы, достававшие гида подобными вопросами. Тот улыбался и вежливо пожимал плечами. Ибо подобные вопросы ему задают только русско-язычные.
И вообще, лучше не строить никаких иллюзий, ибо мифов вокруг Тибета и его каких-то сверхэнергиях было сфабрикованно масса. Особенно теми, кто активно набирает и окучивает разные эзотерические кружки.
Конечно, там есть все: и глубокая история и интересная культура. Однако не стоит забывать, что до сих пор в дальних уголках тибетского мира огромное количество людей живет при средневековом укладе с примитивными верованиями в истуканов (порой даже в виде статуй будд) и духов. Подобное, бесспорно, вызывает глубокий интерес у этнографов, но вряд ли может насытить жажду духовного искателя.
Все, как известно, содержиться в нас самих. И Тибет не сможет никак пробудить или подарить то, чего изначально в нашей природе не содержится. Однако ж, если абстрагироваться от любых китайских препонов, которые медленно превращают Лхасу и окружающие ее монастыри в музеи; если направить взор глубоко в себя и во время коры вокруг Кайласа отдаться всецело глубоким внутренним процессам, открытий будет масса.
Равно, как и во время простой прогулки по улице родного города или поездки в метро. Не зря ж говорил Ошо, что «все содержится во всем».
Кстати, именно после посещения Тибета в 2011 году у меня начался особенно активный процесс т.н. поиска себя. Прилетев весной 2011 года из Катманду, я всерьез задался целым рядом «экзистенциальных вопросов», которые в результате вывели меня к тому, чем я живу сейчас. К жизни в путешествиях и гармонии профессиональной деятельности с моими глубинными личностными установками.
А уж что сможете получить Вы от Тибета — вопрос крайне индивидуальный. И совершенно не факт, что трепет молитвенных флажков отразится таким же трепетом вашей глубинной сущности. Тибет — не рай, не чистая страна и даже не особая духовная зона, которая якобы заряжает Вас на какие-то сверхспособности. Это край космоса, ветров и снега; где солнце иссушает кости яков и высоченные горы упираются в фактурные небеса. И лучшей наградой после путешествия, станет возможность найти свой собственный внутренний Тибет.
Наверное, ради этого сюда и стоит ехать!
На этом все, друзья! Если остались вопросы — пишите их в комментариях. И если статья показалась Вам интересной, поделитесь ею, пожалуйста, в соцсетях.
Как мы в Тибете ходили вокруг центра мира
Для нас Тибет всегда был какой-то историей, отстранённой от жизни. Всегда казалось, что там что-то такое высокодуховное и нет всей этой суеты повседневности большого города. Ничего толком о Тибете мы, конечно, не знали, да и не интересовались, так как поездка в эту дивную страну выглядела как нечто сказочное. В один прекрасный момент мы решили сделать эту сказку действительностью и отправиться в Тибет. Первым вопросом для нас стал маршрут, так как посетить всё невозможно, а ничего про реальную жизнь тибетцев мы не знали. На помощь пришёл интернет, в котором мы искали все самые важные места Тибета и обнаружили, что большинство русскоязычных сайтов пишет, что главной святыней Тибета является священная гора Кайлас.
Именно тот факт, что Кайлас – центральное место притяжения множества паломников и красивый географический объект, вокруг которого проводятся треккинги, решил наш маршрут. Всё наше путешествие заключалось в том, чтобы приехать в Лхасу, акклиматизироваться там, добраться до Кайласа, а затем вернуться обратно через Лхасу домой.
Про наш долгий путь к Кайласу я написал в трёх постах ранее, а теперь расскажу о коре вокруг сердца мира.
Мы прибыли в Дарчен – городок у подножия Кайласа, под вечер, что могло существенно осложнить нам жизнь. Дело в том, что в Дарчене, как и во многих других городах Тибета, туристы обязаны встать на учёт в местной полиции и предъявить пермиты, разрешающие пребывание на данной территории, а официальные органы города вечером закрываются. Мы прибыли ровно к закрытию, и наш гид Донджуб бегом побежал регистрироваться и как раз успел поймать уходящего чиновника и соблюсти все формальности. Тем временем мы осматривались в Дарчене.
Около отделения полиции к нам подбежал весёлый тибетский щенок.
Парковка возле гестхауза была переполнена. Справа в кадре стоят водители туристов, для которых Дарчен – отличное место отдыха, ведь туристы уходят на кору на три дня, а значит есть время оттянуться за игрой в маджонг и разговорами.
Внутри наш домик выглядел плачевно. Стеклянная дырявая крыша, сквозняки и, конечно, никаких водопровода и канализации. А первое, что нас встретило в этом гестхаузе – это реклама исключительно на русском языке.
Всё это нас нисколько не смутило, ведь здесь нам предстояло провести всего лишь ночь, а наутро мы отправлялись в наш небольшой поход.
Перед выходом нам нужно было запастись простыми продуктами: варёными яйцами, пресным хлебом, чаем и ещё парочкой съедобных штуковин. Кроме того, перед сном нам тоже не мешало бы подкрепиться, поэтому мы вышли на прогулку по Дарчену.
Мы прошли около ста метров и натолкнулись на “русский” ресторан.
В нём даже меню было на русском языке. Хотя, конечно, персонал говорил только по-тибетски.
Донджуб и Аня отдыхают после долгой дороги в “ресторане”.
Поужинав, мы уставшие легли спать. На следующий день мы поднялись рано и поехали на машине к началу коры. На самом деле, туда можно было дойти пешком минут за десять – пятнадцать, но Тензин нас подвёз, а после сам поехал отдыхать к своим приятелям водителям. Кора вокруг Кайласа начинается с южной стороны горы и проходится всеми, кроме почитателей тибетской религии Бон, по часовой стрелке. Исторически бонцы обходят коры против часовой, но буддисты, индуисты, а также почти все туристы ходят по часовой стрелке. Обычно для туриста кора проходится за три дня. Это маршрут длиной примерно в 53 километра с перепадом высот в 800 метров и наивысшей точкой 5630 метров над уровнем моря. Тибетцы без особого труда способны преодолеть этот маршрут и за один день, так как высотность и перепад высот для них не так критичны.
Буддисты считают, что, совершая кору, человек очищает свою карму, то есть, грубо говоря, очищается от всех грехов во всех предыдущих и настоящей жизнях, начинает всё с чистого листа. А прошедший кору 108 раз в следующей жизни переродится в мире богов, что невероятно удачно. Кроме того, можно обходить гору в полнолуние, тогда один раз засчитывается за три, или проходить более сложным маршрутом (внутреннюю кору), что тоже положительно скажется на карме.
Но это всё с практической точки зрения, а с теоретической точки зрения, Кайлас может рассматриваться как обитель реинкарнации Будды, храм Шивы, первое создание в сознании Шивы или ось мироздания. Кайлас очень почитаем народами Тибета и Индии и имеет древнюю мифологию.
Началась кора довольно просто, мы шли под небольшим уклоном и фотографировали местные пейзажи.
Донджуб крутит манибарабаны в самом начале пути.
Белая вершина Кайласа виднеется из-за гор.
Через равнину от Кайласа находятся Гималаи, на фоне которых я и сфотографировался.
Вкоре мы прошли вдоль южного склона и повернули в ущелье направо и наша дорога стала пролегать вдоль западного лица Кайласа.
Около нашего первого привала было несколько занимательных вещей. Во-первых, была ступа, в которой висели черепа яков и колокольчик. Честно говоря, я забыл, что за ритуал должен проходить с этой ступой, но суть была в том, чтобы пройти сквозь неё и ударить в колокольчик.
А чуть поодаль на возвышении находится некое подобие тибетского кладбище. Вообще, тибетцы живут в горах, могилы копать тут трудно, поэтому они практикуют небесное погребение. Небесное погребение заключается в том, что тело умершего человека разрубают на несколько частей и выкладывают на возвышенность. С этой возвышенности плоть уносят большие горные птицы падальщики. Для нас это крайне непривычно, но для тибетцев это вполне естественный выход, учитывая их географические особенности. Как я понял из рассказа Донджуба, именно на эту возвышенность за ступой и относят тела умерших людей в этом крае. Единственно, птиц падальщиков здесь не очень много, поэтому им помогают собаки, которых, напротив, много. Всю дорогу нас сопровождали собаки, которые, вероятно, в следующей жизни вырвутся из мира животных и попадут в мир богов, а настоящей питаются трупами людей.
По дороге мы видели много паломников. Часть из них делали кору простираниями, то есть фактически ползли 53 километра через снежный перевал на животе.
Вообще, идти по этому маршруту лучше всего в своём темпе, но наша команда, состоящая из нас с Машей, Ани и Донджуба, удачно держалась вместе. Мы с Машей всегда шли рядом и иногда отставали или отрывались от Ани на пару сотен метров, а Донджуб сопровождал Аню. Коротенькие пятиминутные привалы мы делали по самочувствию или для того, чтобы полюбоваться пейзажем.
Вид на западный склон Кайласа.
По пути мы пообедали, взятыми с собой припасами, и подкрепились горячим чаем, который раздобыли в специальной палатке, расположенной на маршруте.
Первый день коры оказался несложным. Мы шли скоро и задолго до вечера пришли к месту ночёвки у северного склона Кайласа.
На фотографии справа виден гестхауз, а слева находится монастырь Зутрул Пук, в котором на постоянной основе проживает около десяти монахов.
Большинство туристов шли размещаться в гестхауз, но Донджуб повёл нас в монастырь. Оказалось, что в у монахов тоже есть комнатки для посетителей, и мы остались на ночь прямо в монастыре. Монахи были дружелюбными и весёлыми, но мы совсем не понимали тибетского и сильно устали, поэтому нормально пообщаться не удалось.
Внутри монастыря мы тоже обнаружили русскую рекламу. Интересно, что на других языках рекламы не было. Я думаю, вы уже обратили внимание на то, что около Кайласа так много проявлений “русского”. Как рассказала нам Аня, занимающаяся организацией туристических маршрутов в Тибете, Кайлас очень популярен только у русских и индусов. Большинство европейских, американских и китайских туристов к Кайласу не едут, так как находят, что посмотреть и в других местах. Необъяснимым образом именно у русских туристов Кайлас – чуть ли не единственное, что обязательно посмотреть в Тибете. Индусы же ездят к Кайласу, так как считается, что северный склон Кайласа является храмом, где проживает Шива. Да и мир, согласно индуистам, был сотворён, начиная именно с этой горы. Так что мотивы жителей Индии ещё более или менее понятны, а мотивы и цели людей из России явно выделяются из общего тренда. Надо сказать, что, чем ближе мы подъезжали к Кайласу, тем больше вокруг встречалось групп из России, тем чаще можно было услышать русскую речь. Но, конечно, не только русские и индусы едут сюда. Мы видели и людей из Голландии, Великобритании и других стран, но их, конечно, было меньше, чем русских. Мы сами выбрали Кайлас только потому, что все русскоязычные сайты о Тибете упоминают эту гору, как нечто очень особенное.
Мы немного отдохнули и перекусили в монастыре, а после вышли подышать воздухом и посмотреть на горы вокруг. Около монастыря стоял грузовик.
Оказывается, монахам привезли необходимые товары. В основном, это были навоз для топки печей, соль и последние новости. Как мы поняли, привоз бывает где-то раз в три месяца. Из этого события легко сделать вывод, что теоретически к северному склону Кайласа можно без проблем доехать на машине, надо только как-то это согласовать с властями.
Единственной проблемой первого дня коры оказалось яркое солнце, которое всё время светило в правый глаз. Мы все загорели с правой стороны лица, а Маша даже обгорела немного.
Вечером мы крепко уснули, а на следующий день встали рано утром, чтобы начать восхождение. На улице было уже светло, хотя горы закрывали от нас солнце, стоял лёгкий мороз, и выпал снег. Кайлас изрядно преобразился.
Маршрут начался спуском примерно на уровень гестхауза, а затем пошёл резкий подъём в гору. Идти было тяжело, дыхание постоянно сбивалось, пальцы на руках и ногах немного мёрзли. Но организм потихоньку врабатывался, согревался, и идти становилось всё приятнее и приятнее, хотя ничуть не легче. Каждый вдох был тяжёлым, а дышать приходилось часто – по-моему, я на каждый шаг или два делал вдох.
Мы прошли мимо какого-то туриста, совершающего кору с палаткой. Палатка, кстати, не позволяет сильно сэкономить. Дело в том, что путешествовать обязательно с гидом. Когда ты оплачиваешь гестхауз, то гид проживает там бесплатно, но, если ты сам живёшь в палатке, то всё равно обязан оплатить гестхауз, чтобы там мог поселиться гид. Брать гида с собой в палатку нельзя.
В этот день нам предстояло преодолеть перевал Дромла ла, высотой в 5630 метров над уровнем моря (для сравнения, высочайшая гора Европы – Эльбрус, всего на 12 метров выше). Согласно поверьям, человек, совершая переход через Дромла ла, в некотором смысле перерождается. На следующей фотографии мы остановились на привал в месте, где люди символически оставляют частички своей старой жизни, чтобы переродиться в новой и лучшей. Мне почему-то запомнилось оно как долина смерти, но не уверен, что это правильное его название. Маша по совету Донджуба оставила там сигареты, символически бросая курение. Забегая вперёд, скажу, что курить после этого Маша стала меньше, но совсем отказалась от этой привычки только спустя полтора года.
Многие туристы пользуются помощью вот таких приятных яков для перевозки своих вещей. Яки значительно быстрее и легче людей забираются по крутому склону, а нам оставалось только прятаться в глубокий снег, чтобы они нас ненароком не столкнули вниз, случайно задев своим грузным боком при обгоне. Мы же большую часть вещей оставили в машине Тензина, а то немногое, что взяли с собой, несли в своих небольших рюкзаках. Нельзя сказать, что это было очень легко, но мы справились без потерь. У Ани был рюкзак чуть побольше, так как у неё был большой спальник и большой фотоаппарат, но, когда она стала сильно уставать, Донджуб помог донести рюкзак до перевала. Сам Донджуб взбирался на гору почти так же легко, как и яки, для него высоты тибетского нагорья привычны и не давят на организм.
На самом перевале мы встретили группы туристов из России и Украины, простирающихся паломниц, собак людоедов и тибетцев, развешивающих флажки с мантрами.
Немного отдохнув, выпив горячего чая, развесив флажки и сделав несколько снимков на память, мы отправились вниз с перевала. Я думал, что и каждый шаг спуска будет даваться тяжело моим лёгким, но оказалось, что это не так. Спускаться было на порядок легче. Единственное, что было неприятно – это гололёд, который местами покрывал тропинку. Если потерять бдительность, то ничего не стоило укатиться головой в какой-нибудь острый камень.
К обеду мы спустились из зоны снега в очередную палатку, в которой мы смогли перекусить, отдохнуть в тепле и подкрепиться горячим чаем. Вот так она выглядела:
Таким образом мы обошли уже и северную сторону Кайласа, и нам оставалось пройти вдоль восточной стены и вновь выйти к Дарчену. По плану мы должны были переночевать где-то посередине этого пути в одной деревушке, но мы чувствовали себя очень бодро, да и темп у нас был хороший, поэтому мы решили завершить кору уже во второй день без дополнительной ночёвки. Основным нашим стимулом были мысли о тепле и возможности помыться. Поэтому мы бодрой походкой отправились по каменистой дороге вниз. По пути мы зашли в небольшой монастырь, но надолго там не задержались. Кроме красивых пейзажей мы ещё видели горного орла, который пролетел совсем рядом с нами. Но вылетел он из-за спины и неожиданно, поэтому сфотографировать его не удалось.
Наш план удался и мы завершив полный круг коры вокруг Кайласа засветло вернулись в Дарчен, где нас встречали мохнатые коровы.
Впереди нас ждало озеро Манасаровар, горячие источники, неудачная попытка посетить долину Гаруды и долгая дорога домой. Я нисколько не жалею, что посетил Кайлас, хотя не почувствовал там ожидаемое “место силы”. Таким местом для меня в этой поездке оказался скорее куда более близкий, дешёвый и доступный базовый лагерь Эвереста с полностью захватившим меня видом на самую высокую гору в мире.
Кайлас: обзор и сравнение маршрутов
Паломничество в Тибет в Лхасу и к горе Кайлас связано с преодолением не только географических, но и политических барьеров. Это, так сказать, первый этап отсева тех, кому действительно нужно и суждено туда попасть.
С середины ХХ века Тибет входит в состав КНР и называется Тибетским Автономным Районом. Его прежнее правительство во главе с Далай Ламой ХIV было вынуждено бежать и находится в изгнании. Для посещения Тибета иностранцам, помимо китайской визы, необходимо получить специальный пермит, который выдается только при покупке организованного группового тура у фирмы, входящей в официальный реестр китайских тур-операторов. Китайские власти нередко закрывают Тибет для посещения по политическим соображениям. Почти каждый год Тибет закрыт в феврале и марте (в 1959 г в марте имело место Тибетское восстание), причем дата подъема шлагбаума в апреле никогда заранее точно не известна. Это осложняет организацию поездок в Тибет, в том числе к Кайласу на майские праздники, поскольку для оформления пермитов на посещение Тибета почти не остается времени, а авиабилеты и гостиницы приходится бронировать и оплачивать задолго до этого. Кроме указанных месяцев, иногда Тибет закрывают и в другое время, без особых предупреждений. При этом, если у вас уже есть готовый пермит в Тибет, как правило, он позволяет отправиться по маршруту даже при закрытии автономного района, но на это нет 100% гарантии.
Попасть в Тибет можно либо через Китай, либо через Непал, при этом процедура оформления въездных документов различается. В прежние времена к Кайласу также двигались паломники непосредственно из Индии, вверх по Инду – например, экспедиция Рериха, но из-за политической ситуации сейчас и в ближайшем будущем такой возможности не просматривается.
В общем случае, когда вы двигаетесь через Китай, сначала вам нужно получить визу КНР, послать ее копию принимающей фирме в Тибет, там после проверки органами безопасности (PSB – Public Security Bureau) сделают соответствующий групповой пермит и пошлют его оригинал с сургучной печатью курьерской почтой в порт вашего въезда. Там вы его получите от представителя принимающей стороны. Без пермита вас не допустят к посадке на рейс или поезд в Лхасу. У этой бюрократии бывают свои казусы, иногда порядок выдачи визы и пермита меняется задом наперед, особенно это характерно для консульства КНР в Петербурге. Но нам всегда удавалось решить возникавшие затруднения в плотном взаимодействии с нашими партнерами в Тибете. Плюс в том, что можно направляться в Лхасу буквально сразу по прилету в Китай, если позволяет стыковка.
При заезде через Непал бумажная процедура несколько проще, но требует прибытия в Катманду за 2-3 целых дня до продолжения маршрута в Тибет. Минимум за две недели до поездки нужно послать принимающей стороне копии ваших паспортов. По ним в Лхасе готовится тибетский пермит, который передается в посольство КНР в Катманду. По прилету туда вы получаете визу Непала в аэропорту (цена от 25 долларов, в зависимости от срока пребывания, что определяется маршрутом), отдаете через фирму свои паспорта в посольство, и в его следующий рабочий день получаете обратно с визами. Посольство принимает и выдает документы по понедельникам, средам и пятницам с 9 до 12 ч. День и время своего прибытия нужно планировать соответственно.
На сегодняшний день к Кайласу можно добраться несколькими маршрутами. Вот их список и, ниже, краткая характеристика.
1. Через Китай
1.1. Из одного из крупных городов Китая (Пекин, Шанхай, Ченду, Гуаньчжоу) перелет в Лхасу, далее на автотранспорте через Шигадзе и Сагу до Дарчена. Обратно аналогично.
1.2. Из Пекина до Лхасы по железной дороге, далее на авто. Обратно можно самолетом, в том числе через другой город. Или наоборот.
1.3. Вариант – из Лхасы до Шигадзе по железной дороге, далее на авто. Также можно использовать ж/д для возвращения из Шигадзе в Лхасу.
1.4. Вариант – из Лхасы на авто по альтернативной дороге в глубине Тибета, возвращение по классическому пути.
1.5. С противоположной стороны, с северо-запада, джип-экспедиция через Среднюю Азию: Урумчи, Кашгар, с заездом по дороге в пещерные города Гуге и Гаруду. Возвращение – через Лхасу.
2. Через Непал (Катманду)
2.1. С перелетом через Лхасу.
2.2. На авто по шоссе через Главный Гималайский хребет. До землетрясения в Непале в 2015 г это было шоссе Дружбы (“Friendship highway”) через Жангму-Ньялам, далее через Сагу. Но в результате природного катаклизма селевые потоки смыли и завалили большую часть этой стратегической трассы. С августа 2017 г для туристов открылся новый двухсторонний пропускной пункт на границе Непала и Китая в Кийронге (Kyirong). Новая дорога идет прямо на север от Катманду, западнее Лангтанга. По ней можно добраться до границы за 7-8 часов.
2.3. С предварительным треккингом для акклиматизации вокруг Долины Катманду, в Хеламбу или к Муктинатху.
2.4. С треккингом через Западный Непал, куда попадают внутренними перелетами в Непалганж и, далее, в Симикот. Обратно несколько вариантов:
2.4.1. На авто через Сагу в Кийронг и, далее, в Катманду. Ранее возвращение происходило через Жангму (см. выше)
2.4.2. На авто через Сагу в Лхасу. Далее отлет через Катманду или через Пекин, либо другой китайский город.
2.4.3. Обратно через Западный Непал с использованием вертолетного чартера от границы до Непалганжа, далее регулярным рейсом в Катманду.
2.4.4. В последние годы начало налаживаться внутреннее авиасообщение между Западным Тибетом и Лхасой. Китайцы построили новый аэродром для больших пассажирских самолетов в 3-4 часах езды западнее Кайласа. Так как он находится на плоскогорье на большой высоте, около 4500 м, то взлётно-посадочная полоса необычно длинная, чтобы Боинги могли разогнаться до большей скорости, необходимой для отрыва от земли. Остаётся проблема частых сильных ветров, из-за которых рейсы задерживаются и нередко отменяются. Называется аэропорт Арли (Arli), код NGQ. Оттуда до Лхасы (аэропорт Гонгкар) всего полтора часа лёту, при цене билета порядка 500 долларов. Не правда ли, существенная разница по сравнению с тремя днями езды от Кайласа до Лхасы (более 1000 км), даже с учетом возможного долгого ожидания задержанного рейса. Понятно, что все это актуально для обратного пути от Кайласа, но не как способ побыстрее добраться до него, из-за высоты плоскогорья – если только у вас нет предварительной высотной акклиматизации.
КОММЕНТАРИИ И ОСОБЕННОСТИ ЭТИХ МАРШРУТОВ
Тибетское плато имеет среднюю высоту 4500 м, высота Лхасы в центре города 3600 м, на коре вокруг Кайласа вы проходите перевал Дролма-ла высотой около 5600 м (это высота Эльбруса). Поэтому ключевой вопрос путешествия в Тибет – правильная, постепенная акклиматизация к высоте. Без нее жителю низин на высоте будет не просто плохо, а потребуется срочная эвакуация для спасения жизни. Активная акклиматизация – самая эффективная, потому что при движении воздух с кислородом закачивается мышцами в ткани. Если же вы просто сидите в транспорте, который поднимает вас на высоту, то это примерно то же самое, что нырять без акваланга. Сколько вытерпит ваш организм? Поэтому двигайтесь, двигайтесь при малейшей возможности, но без фанатизма, чтобы не сбить ритм сердцебиения и дыхания.
Заезд через Лхасу (как из Китая, так и из Непала), дает возможность и подразумевает знакомство со знаменитой столицей Тибета, во время которого за 2-3 суток происходит более-менее активная акклиматизация, т.к. приходиться ходить по храмам с лестницами и взбираться на крутые откосы Поталы. Да, именно здесь находится одно из чудес света – Потала, бывший зимний дворец Далай Ламы, а также наиболее древний и священный буддийский храм Тибета – Джокханг (VII в.).
Попадание в Лхасу по воздуху (маршруты, указанные в пункте 1.1.) экономит время, позволяет в рамках заданных временных рамок всего тура провести в столице Тибета больше времени. Путешествие в Лхасу на поезде по недавно законченной китайцами железной дороге из Пекина занимает почти двое суток (около 45 часов). В плане впечатлений оно дает возможность присмотреться к Китаю, оценить инженерный подвиг этого строительства, хотя самые сложные тоннели высоко в горах, как нам показалось во время нашей поездки, проезжаются ночью. Кроме того, любопытно наблюдать за самими китайцами в этом поезде, который похож на наш купейный, но в нем присутствуют трубки, по которым сочится обогащенный кислородом воздух. Герметизации нет. В смысле акклиматизации, это не много дает, но примерно равноценно одному дню нахождения в Лхасе, которым, соответственно, приходится пожертвовать, если не добавить время переезда на поезде к туру. Билеты из Пекина в Лхасу расходятся быстрее, чем обратные. Ехать на поезде из Лхасы в Пекин могут только особые ценители Китая.
На поезде с 2014 г можно доехать даже до Шигадзе (см. пункт 1.3.). Но при этом вы не увидите Гьянцзе и Шалу, которые очень стоят этого, и акклиматизируетесь хуже, потому что ускорите продвижение к Кайласу на один день. Теоретически, для разнообразия можно на обратном пути пересесть в Шигадзе из авто на поезд, чтобы оценить торжество инженерной мысли и китайского строительства. Но за это придется заплатить дополнительно, потому что автотранспорт с вещами должен будет все равно вернуться в Лхасу по параллельной дороге.
Билет на поезд в среднем в два раза дешевле, чем на самолет. Внутренний перелет Пекин-Лхаса, как это ни парадоксально, может стоить даже дороже, чем перелет Москва-Пекин. Поэтому, если нужно сэкономить, присмотритесь к перелетам через Ченду, Гуаньчжоу и др. Туда летают не только регулярные рейсы, но и более дешевые чартеры. С другой стороны, те, кто еще не был в Пекине, могут добавить к путешествию осмотр его достопримечательностей, прежде всего, Великой Китайской Стены.
По этой ссылке можно посмотреть наш фильм о Тибете, начиная с Великой Китайской Стены и Пекина, далее по железной дороге в Лхасу, с посещением Гьянцзе и Шигадзе, корой вокруг Кайласа, исследованием пещерного города в долине Гаруда и окончанием у озера Манасаровар.
У нас этот маршрут самый накатанный, но в целом стандартный. Его достоинство – знакомство по пути со всеми основными достопримечательностями Тибета – монастырями и храмами в Лхасе, Гьянце, Шигадзе. Из Лхасы до Кайласа и обратно группа едет на автотранспорте, поэтому акклиматизация оставляет желать лучшего, но мы делаем максимум пеших экскурсий во всех возможных местах и проводим перед корой целый день в Дарчене, по возможности поднимаясь на гребень холмов, окружающих Кайлас. При этом нам даже удавалось спуститься с них в пространство внутренней коры, ближе к Южной Стене, и побыть наедине с Кайласом.
С 2014 г шоссе от Лхасы до Дарчена и далее на запад полностью асфальтировано, необходимость во внедорожниках Лендкрузер отпала, для передвижения используется небольшой автобус, отдельный для группы, который при этом добирается до цели на день быстрее. Благодаря этому – уникальный случай – прежние цены снизились на сотни долларов. Автобус же удобнее джипов, так как в нем просторнее, можно поменять позу, протянуть ноги, вся группа едет вместе и общается.
Автомобильные путешествия через Тибет с запада на восток (п. 1.5) и по внутренней магистрали (п. 1.4) несомненно, дают много впечатлений и проходят в стороне от мейнстрима туристов и паломников. Самое «вкусное» при движении с запада – посещение по ходу маршрута пещерных городов в Гуге – Цапаранге и долине Гаруда, настоящих жемчужин древней культуры. Сюда добирается лишь малая часть из тех, кто отправляется к Кайласу и озеру Манасаровар с востока, потому что на это требуется дополнительно 2-3 дня. Также сюда требуется дополнительный специальный пермит, и китайские власти не всегда его дают. С другой стороны, благодаря этому там еще не все рассыпалось в прах под ботинками тысяч посетителей. Общий минус автомобильных путешествий – относительно плохая акклиматизация, о чем говорилось выше, и долгие монотонные дни в тряской железной коробке.
На выбор того, с какой стороны отправляться к Кайласу, влияет опыт предыдущих путешествий. Если будущий паломник уже был в Китае, но не был в Непале, ему, вероятно, интереснее будет лететь через Катманду, и наоборот.
При путешествии через Лхасу и Катманду (Непал, маршрут 2.1.) правильный способ попадания в «небесную столицу» – именно перелет, а не переезд на автотранспорте через Главный Гималайский хребет. В первом случае Вы оказываетесь сразу на высоте 3600 м – это много и почти неизбежно вызывает у неакклиматизированного человека симптомы горной болезни (головную боль, тошноту, бессонницу и т.д.). Но с этим можно работать, и через пару дней у большинства людей состояние приходит в норму. Если же ехать в Лхасу по земле через горы, то в Гималаях придется преодолеть перевалы высотой более 5000 м. Сделать это мгновенно невозможно, жесткая горная болезнь неминуема, прийти после этого в себя и вписаться в график очень сложно, почти невозможно. Существуют классические программы экскурсионных туров без Кайласа с перелетом из Катманду в Лхасу и переездом обратно на авто – это нормально, в таком варианте график подъема на 5000-ные перевалы через Гималаи более постепенный.
Путешествия к Кайласу из Непала на автомобиле по дороге через Главный Гималайский хребет и, далее, через Сагу, без заезда в Лхасу (маршрут 2.2.) – наиболее бюджетные, но самые жёсткие по акклиматизации. Так возят индийских паломников и хиппи на больших автобусах. Для выживания совершенно необходима остановка на полпути в горах, на высоте (3500 – 4000 м) на сутки для привыкания к высоте. Но это, как вы понимаете, не то же самое, что 2-3 суток в Лхасе на той же высоте. Поэтому лучше добавить до переезда небольшой акклиматизационный треккинг в Непале дня на три, например, в горах Хеламбу, или к Муктинатху (маршрут 2.3.). За это время будут готовы ваши документы на въезд в Тибет.
Логичным продолжением этой темы является треккинг к Кайласу через Западный Непал (см. пункт 2.4). При наличии достаточных средств, это самый лучший маршрут к Кайласу. Он не только дает качественную, активную и плавную акклиматизацию, но и проходит по древнему пути паломников, шедших из самой Индии, позволяя проникнуться этим духом. Здесь мало других туристов, поэтому участники ощущают себя первооткрывателями. После достижения пешком границы с Китаем в Таклакоте / Пуранге путешественники садятся в автотранспорт, пришедший за ними сюда из Лхасы (или другого тибетского города). Он довозит их до Дарчена, и после коры вокруг Кайласа возвращает через Сагу к непальской границе в Ньяламе, откуда до Катманду день езды – это классический вариант (см. пункт 2.4.1). Дополнительный плюс только у этого подхода – возможность, при необходимости, уложиться в две недели, при возвращении после коры на авиа-чартере обратно через Западный Непал (см. пункт 2.4.3). Все остальные варианты маршрутов требуют от 17 дней до трех недель (без международных перелетов).
Если есть желание и возможность осмотреть также и Лхасу, и другие китайские города, туда тоже можно отправиться после коры вокруг Кайласа (см. пункты 2.4.2 и 2.4.4). После чего есть возможность вернуться как через Катманду, так и через Пекин или, например, Шанхай – если взять международные авиабилеты, скажем, Аэрофлот туда до Дели, а обратно, соответственно, из Пекина / Шанхая.
Учитывая все вышесказанное, особое внимание хотелось бы обратить на популярность и эффективность йога-туров к Кайласу. Нам не раз посчастливилось организовывать такие туры совместно со школами йоги. Участники йога-туров, даже начинающие в практике, легче и быстрее акклиматизировались, имели правильный духовный настрой и, в итоге, получали больше отдачи от этого особого путешествия.
Наши видеоролики из путешествий к Кайласу представлены здесь.
Предыдущую статью-ликбез в нашем блоге о путешествии в Тибет к Кайласу, с разъяснением терминов и понятий, читайте здесь.
Поездка на Кайлас, Тибет отзывы по путешествию
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
- Recent Entries
- Archive
- Friends
- Profile
- Memories
Памятка туристу, идущему к горе Кайлаш (Кайлас)
Если вы – обыкновенный смертный офисный работник, который ни разу в жизни не совершал восхождения, но слышал, что даже престарелые индусы ходят кору вокруг горы Кайлаш, эта заметка будет вам полезна.
Начнём с того, что далеко не все проходят эту самую кору, длинной 53 км по пересечённой местности. По отзыву нашего тибетского гида (из его личного опыта ведения групп) при заезде через Лхасу с маршрута сходит четверть туристов, а при заезде через Непал – и вовсе половина. А поскольку в Тибет и Кайлаш для большинства приехавших туда являются достаточно значимыми и финансово ощутимыми задачами, фраза “турист сошел с маршрута” означает, что он даже после активных реанимационных процедур перевал Дролма-ла не смог ни пройти, ни проползти.
Перевал Дролма-ла, который необходимо преодолеть, находится на высоте 5630м, высота Эльбруса, напомню, 5642м. И хотя сам перевал технически простейший, и вы на обычной высоте преодолели бы его легко и непринуждённо, как и всё вышеуказанные 53 км за 2-3 дня, с учётом высоты и обычно небольшого времени, отведённого тибетской турфирмой на акклиматизацию, задача прохождения перевала усложняется многократно.
Однако, если вы ещё ни разу не совершали восхождения, вы продолжаете читать восторженные отзывы тех, кто кору прошёл, ну и слушать сказки про престарелых индусов, которые в 60 лет совершают подобное поломничество чуть ли не из Непала пешком.
И на самом деле, правильно делаете. Не нужно себя заранее пугать. Из моей группы в 5 человек после прохождения маршрута, четверо сказали, что если бы внимательно читали, как именно будет проходить маршрут, не поехали бы вообще. А группа вам всё-таки нужна.
Итак, теперь по существу. У нас было 3 дня акклиматизации в Лхасе (3500м), один день в Шигадзе (4000м), один день в Саге (4500м) и один день в Дарчене (4500м). И того 6 дней акклиматизации перед тем, как начать 3-х дневный маршрут, предполагающий подъем на 5630м на второй свой день. Это рекомендуемый минимум. На себе мы испытали следующие симптомы горной болезни:
– повышение внутричерепного давления
– головные боли
– носовое кровотечение
– проблемы со зрением
– тахикардия
– спазмы легких
– тошнота и рвота
Во время подъема на перевал двум участникам группы потребовался эуфиллин.
Чтобы не оставить своё здоровье где-то на этих волшебных 53 км, в аптечке рекомендуется иметь следующие лекарства:
– диакарб (принимается раз в 3 дня, на ночь после набора новой высоты)
– мексидол (улучшает устойчивость мозга к гипоксии)
– аспирин (помогает против головной боли, разжижает кровь)
– антирвотные и антидиарейные препараты
– антибиотики на случай кишечных инфекций (по ходу коры будет возможность купить якобы кипяченую воду из ближайшего ручья, будьте с ней осторожны).
– поливитамины
– корвалол (при сильной тахикардии).
По поводу применения всего указанного выше проконсультируйтесь с терапевтом перед поездкой. Может он вам ещё что посоветует, типа адреналина со шприцом.
Кстати, о витаминах. Если с вашей группой не едет личный повар, и если вы не везёте всю еду с собой, то, скорее всего, получить необходимые витамины и микроэлементы с едой у вас не получится. Не то чтобы мы особо привиреды, но из всего состава заботливо предлагаемой нам тибетцами еды, в прочих местах, не считая Лхасы и Шигадзе, мы могли есть только хлеб и варёные яйца. Так что к моменту преодоления перевала мы были особенно бодры и веселы.
На саму кору я настоятельно рекомендую брать с собой разводимые спортивные смеси. Особенно на второй день. Ибо прочая еда, съеденная на завтрак перед главным восхождением, заботливо возвращается Кайлашу большинством туристов до или сразу после перевала.
Из необходимых вещей:
– спальник с температурой комфорта -5С
– трекинговые палки (достаточно самых дешёвых)
– трекинговые ботинки (обязательно, никаких кроссовок, иначе на спуске с перевала вы оставете свои ноги)
– лыжная солнцезащитная маска (чем бОльшая поверхность лица у вас защищена, тем меньше обгорит на перевале)
– термобельё (просто обязательно)
– солнцезащитный крем (мы брали степерь защиты 40, но, то ли крем был фиговый, то ли степерни защиты не достаточно, все обгорели)
– лыжный костюм (на перевале может быть очень холодно)
Обычно за первый день коры поднимаются до высоты 5050м и ночуют при монастыре Джирапук. Если вы не уверены в своих силах, сделайте там днёвку, тогда с большей вероятностью вы не только преодолеете перевал, но и пройдёте весь оставшийся маршрут за следующий день.
Путешествие в Тибет, Кора вокруг Кайлаша
Этой весной была в Тибете 3 недели. Получилось супер дорого.
С одной стороны путешествие было организовано хорошо. Двухлетние джипы (пыленепрницаемые, с кондиционерами), русскоговорящий гид, дружная команда тибетцев-водителей и мудрейший человек “офицер связи”, знающий три языка – английский, китайский и тибетский.
Но адаптация к высокогорным условиям была жестокая. Из Катманду на китайскую границу в Зангму (2800), в этот же день ночёвка в Ниалам (3800) и далее всё на уровне 4500-4700. Вся группа мучалась головными болями от 1,5 до 2 недель. “Горняжка” зверствовала в полную силу. Но руководителю нашей группы было всё равно – “спасение утопающих, дело рук самих утопающих”
Внутренняя кора (путь всего в 25 км туда и обратно) лично для меня была тяжела (высота более 5300), но если бы мне предложили ещё раз делать выбор – опять бы согласилась на восхождение к Кайласу. А вот, часть нашей группы чуть не померла и на внешней коре (54 км) – вернулись больные и с истериками: всё было плохо, было тяжело, задыхались, носильщики бежали слишком быстро, спать было холодно.
Хотя, этот маршрут для паломников обычен и традиционен – по нему ходят и дети , и старики. А вот на внутреннюю ходят только сумасшедшие русские, уговорить тибетцев почти невозможно по религиозным известным причинам. Наши люди на внешней коре были просто не готовы ни морально, ни физически.
Три недели в джипах по 8 часов в день – тоже не прсто. Чувствовать треть дня каменистую дорогу под собой в то время, когда от горняжки отваливается голова, просто нечеловеческое испытание! Во время остановок, на дороге, люди вываливались из джиппов – “мальчики налево, девочки направо”, а вокруг огромнейшее тибетское плато, поражающее своим масштабом. Солнце не щадит и печёт, что есть силы. Ветры пронизываю насквозь и вдлаи горы, горы, горы. Красотища!
Насмотревшись, ложилась на землю, т.к. затекала спина, шея, всё гудело. Голове могло помочь только кардинальное средство – гильотина. Хорошо, что её не оказалось рядом. Боль до слёз. женщины ещё могли жалостно помяукать о своём самочувствии, а мужчинам приходилось держаться.
Если вы не знаете зачем вы туда отправляетесь и имеете слабое представление о том, что там не так-то уж и просто – можно оказаться такими же разочарованными от условий жизни, как некоторые наши попутчики . Для них это путешествие, скорее было экзотикой, на которую хотелось “поглазеть и поснимать”. А то, что всё это придётся ещё вот так и переживать – они не предполагали.
Гестхаузы со скромным интерьером, специфическая еда , отсутствие воды, ослабление иммунитета – об этом желательно знать очень впечатлительным. О! А туалеты – это было наше самое занимательное развлечение. В каждом пункте остановки на ночь мы гадали, какой высоты стены этих сооружений – по пояс, ниже или выше. В одном месте были просто обрадованы до слёз (правда!) – когда туалет оказался самым высоким зданием в посёлке! Земля же там каменистая и вглубь копать совсем невозможно. Извините, за подробности.
Джипы желательно заказывать на три человека и плюс водитель. Это чуть дороже. Но в четвером с водителем в машинах по 8 часов в день – нагруженно физически и морально.
А вообще, там безумно красиво. Головой вы касаетесь неба и понимаете, что это – крыша мира. Горы своей красотой и величием поражают. А звёзды ночью вместе с небом падают в ладони. Хотя говорят, что в Индийском Тибете ещё более поразительно красиво.
Если рядом с вами окажется вменяемый человек, который интересно и грамотно расскажет о тех местах( легендах, гуру и т.д.), где вы будете, о буддизме, его основателях, традициях, о бон-по, смыслах и сути этих религий и философских основах, то поездка оставит неизгладимый след в вашей жизни, несмотря на сложные условия.
Нам с этим тоже не очень повезло. Руководитель хорошо рассказывал в Катманду, а в Тибете как-то скомкано. Благо, что-то сама знала, да и спутники оказались интересными рассказчиками. Всё остальное узнавала уже дома.
Хорошие спутники, взаимопонимание и помощь с вашей и их стороны – тоже важный момент. О этот пункт тоже важен. Если вы не супер-выдержанный человек и вам физически плохо, но вы мужественно это переживает, то радости не прибавит, если вдруг в компании попадается просто нытик и зануда, всем и вся недовольный. Здесь спасает только юмор и единомышленники, с кем вы найдёте общий язык. Или – точите своё мастерство быть терпеливым и принимающим.
Удобная обувь , рюкзаки, одежда – это не мелочи.
Встречали по пути ребят, которые ехали через Лхасу – этот путь позволяеет более щадящую адаптацию к высокогорью, но он подлиннее, чем через Непал .
Групповая виза , пермиты оформлялись нашими организаторами. И соблюдение дат, указанных в пермите, по которым мы должны были отмечаться на контрольных пунктах(китайских) вносили дополнительный дискомфорт. Т.к. не позволяли расслабиться – мы были завязаны на определённое время, в которое должны были пребыть в пункт отметки. Так, например, пребывание в долине Гаруды (Серебрянный дворец Гаруды – старинный заброшенный город в горах) было сжато до предела. Хотелось там побыть подольше, но вынуждены были спешить. Эта спешка нарушала гармонию пребывания в Тибете – жизнь там течёт естественным образом. Там даже собаки ведут медитирующий образ жизни.
Я ездила с 14 мая по 4 июня. Паломников не так много. Гестхаузы пустые. Неделей позже – они забиты до отказа паломниками, на кроватях по 2 человека. Нам повезло – в гестхаузах, кроме нас не было никого. Это тоже имеет значение для чувствительных. Т.к. туалеты там большая достопримечательность и стоять в очереди в них – не составит вам массу приятных моментов. Хотя, можно и в чистом поле. В это время там хорошая погода . Днём +15, ночью чуть пониже. Но на перевалах, высота которых не менее 5000 м, всегда идёт снег.
Если соберётесь идти к подножию Кайласа на внутреннюю кору – должны быть готовы на 1-2 ночёвки на высоте 5300 и более. Придётся нести самим еду, воду, спальники, тёплую одежду, палатки. А это 8-10 кг на себе в рюкзаках. На такой высоте каждый киллограмм превращется в 3, а то и в 5 кг. 15 минут идёшь, 20 – восстанавливаешься.
Ночёвка на такой высоте (да, и на внутренней коре) диктует свои условия – очень холодно (до -5), идёт снег и подмерзает вода в стекающих ручьях с ледников Кайласа. Спать придётся, буквально, на камнях.
Паломнический йога-тур в Тибет к горе Кайлаш
1 день
Вариант 1. Перелет ГУАНЧЖОУ – ЛХАСА
Вылет 08:15 из Гуанчжоу (CAN)
Прибытие 14:05 в Лхасу (LXA)
Вариант 2. Прибытие в Сиань в 7.25.
Перелет СИАНЬ – ЛХАСА
Вылет 11:20 из Сианя (XIY)
Прибытие 14.40 в Лхасу (LXA)
Ночь в Лхасе Yak hotel
Посещение монастыря Джокханг, Дворца Потала (Опционно ) и туристического района Баркор.
Ночь в Лхасе Yak hotel.
Экскурсии в монастыри Ганден (4300м) и Драк Йерпа (4400м) в окрестностях Лхасы.
Ночь в Лхасе Yak hotel.
4 день
Лхаса (3550 м)– Шигадзе (3950 м) (350км, 7 часов)
Посещение монастыря Ташилунпо.
Прибытие в Шигадзе и размещение на отдых в Sakya Landrup hotel
5 день
Шигадзе (3950) – Сакья (4000) –Нью Тингри (4260 м) (450км, 10 часов)
Далее переезд в городок Тингри, по пути посещение древнего монастыря Сакья.
Переезд Сакья – Ладзе – Нью Тингри.
По дороге проезжаем перевал 5250 метров и смотровую площадку, откуда открывается вид на Гималайскую гряду и высочайшую вершину мира Эверест.
Ночь в Нью Тингри.
Размещение в New Tingri Everest отель.
6 день
Тингри (4260) – Ронгбук (5150 м) – Базовый лагерь Эвереста (5200 м)- Нижний Кирьенг(2800м)
Выезд в 6 утра. Прибытие в Ронгбук в 8-45.
Посещение самого высокогорного в мире монастыря Ронгбук.
Стоит обратить внимание на пещеру Падмасабхавы (8 век).
Переезд в Тингри-Нижний Кирьенг 6 часов.
Обед в Олд Тингри (4450м) в 14-00.
Прибытие в Нижний Кирьйонг около 23-00.
Ночь в Port Business hotel.
8 день
Кирьйонг (2800) – Сага(4500) – Парьянг(4500), (350 км, 8 часов)
Выезд из Кирьйонг, Переезд в Сагу, обед. Переезд в Парьянг.
Размещение в гостинице в Парьянге Pa Yang Zhen Yi hotel.
9 день
Парьянг (4500м) – Манасаровар (4500 м.) (350 км, 8 часов)
Осмотр монастыря Чиу («Птичий монастырь»). С вершины монастыря открывается великолепные вид на озера Ракшас Тал и Манасаровар, а также на заснеженную вершину Кайлаша.
Монастырь Госсул (Gossul Gompa)
Отсюда индусы обычно начинают свою Манасаровар-Кору.
Монастырь Труго
Ночь в Дарчене 4600 метров.
10 день
Дарчен (4600) — Цапаранг(3700). (350км около 6ч)
Переезд в Цапаранг.
Посещение монастыря Тхолинг.
На его территории можно увидеть многие шедевры архитектуры, выполненные в индийском стиле, явно отличающемся от традиционного тибетского. Особенную известность приобрели фрески монастыря.
Ночь в Цапаранге, Guge Hotel.
11 день
Пещерные города королевства Гуге (3800 м) и Каменный лес (Tower Earth Forest)
Цапаранг – древняя столица королевства Гуге, располагавшегося в западном Тибете.
Целый день экскурсий королевство Гуге.
Ночь в Цапаранге, Guge Hotel.
12 день
Переезд Цапаранг (3800)-Тиртхапури (3900) –Дарчен (4600м) (235 км около 6ч)
Переезд в Дарчен.
Тиртхапури- священные термальные источники. Тиртхапури – мистическое место в Тибете, одно из «мест силы», связанных с Падмасамбхавой.
Монастыря Гурген- на въезде в Долину Гаруды, столицу древнего королевства Шанг Шунг.
находятся
Ночь в Дарчене Jingruihong hotel.
13 день
Первый день коры (4920 м)
14 день
Второй день коры.
15 день
Третий день коры: (5600 — 4800 м)
16 день
Четвертый день коры:(4550 м)
17 день
Дарчен (4600) – Сага (4500) – Ладзе (4000) (800км, 14 часов)
18 день
Переезд Ладзе (4000) – Шигадзе (3900)–Лхаса (3600) (450км, 8 часов)
19 день
Свободный день в Лхасе.
20 день
Перелет Лхаса-Китай
Вариант 1. Перелет: ЛХАСА-ГУАНЧЖОУ China Southern Airlines
Вылет в 14:55 ЛХАСА (LXA)
Прибытие в 20:30 ГУАНЧЖОУ (CAN)
Вариант 2. Перелет: ЛХАСА-СИАНЬ China Eastern Airlines
Вылет в 15:30 ЛХАСА (LXA)
Прибытие в 18:30 СИАНЬ (XIY)