Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы
Дорожное строительство
Северо-Восточная хорда
- Состояние объекта Строится
На данный момент
Открыт участок СВХ между Ярославским и Открытым шоссе и развязка с проспектом Мира.
Поделиться
Северо-Восточная хорда — это новая магистраль, которая свяжет три округа столицы: север, восток и юго-восток. Дорога длиной 106 км пройдет от новой трассы М11 «Москва — Санкт-Петербург» до Косинской эстакады (развязки МКАД с магистралью Вешняки — Люберцы) и соединит крупные автомобильные магистрали — шоссе Энтузиастов, Измайловское, Щелковское, Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское и Открытое.
С запуском хорды снизится транспортная нагрузка на вылетные магистрали, центр города, МКАД и Третье транспортное кольцо в восточном секторе столицы, сократится протяженность перегруженных участков магистралей на 71 км и общегородской пробег на 40 тыс. машин в час, улучшится экологическая ситуация в районах Богородское, Сокольники и Басманный.
Кроме того, хорда обеспечит транспортное обслуживание реорганизуемых 10 промзон на востоке и юго-востоке столицы и позволит создать дополнительные въезды-выезды из города на федеральные автомобильные дороги Москва – Ногинск – Казань, Москва – Санкт-Петербург и МКАД.
Также СВХ обеспечит подъезд к 12 транспортно-пересадочным узлам, 21 станции метро и Московского центрального кольца, к платформам первого маршрута Московских центральных диаметров и перспективного МЦД-3.
- вопрос 1 Что такое МЦД?
- вопрос 2 Преимущества МЦД
- вопрос 3 Первые диаметры
- вопрос 4 Поезда МЦД
- вопрос 5 Сколько стоит проезд?
Крупнейший транспортный проект Москвы и Московской области – новое «наземное» метро, которое объединяет пригородные электрички и столичное метро.
- поезда из Подмосковья проезжают Москву насквозь
- график работы с 5:30 утра до 1:00 ночи
- интервал движения между поездами 5-6 минут в часы пик
- отсутствие дневного перерыва
- удобные платформы и комфортные поезда
- стоимость проезда как в метро и МЦК
- бесплатные пересадки на метро и МЦК в течение 90 минут
21 ноября 2019 года запустили МЦД-1 «Белорусско-Савёловский» и МЦД-2 «Курско-Рижский». Движение по МЦД-3 и МЦД-4 запустят в 2023-2024 годах.
Поездами МЦД являются все электропоезда, которые курсируют по маршруту диаметров (кроме экспрессов).
По маршрутам МЦД-1 и МЦД-2 курсируют современные поезда «Иволга» российского производства. По техническим параметрам, уровню комфорта и экономической эффективности они соответствуют лучшим зарубежным аналогам, а по некоторым характеристикам превосходят их.
Их ключевые преимущества:
- Широкие двери ускоряют посадку/высадку пассажиров
- Плавный ход поезда и низкий уровень шума и вибрации при движении
- «Теплые» поручни
- Системы обеззараживания воздуха
- Предусмотрены крепления для велосипедов, USB-розетки для зарядки гаджетов, бесплатный Wi-Fi, информационное табло
- Адаптированы для маломобильных пассажиров – надежные крепления для колясок, просторные туалетные комнаты. Для слабовидящих пассажиров информационные таблички дублируются шрифтом Брайля
Благодаря новой тарифной системе, при поездках по Москве пассажиры будут ежедневно экономить на проезде до 50 процентов, пассажиры, приезжающие из Московской области в границах МЦД, до 75 процентов.
МЦД разделены на 3 тарифные зоны – «Центральная», «Пригород», «Дальняя». Стоимость проезда можно узнать здесь.
Оплатить проезд можно картой «Тройка». Бесплатная пересадка действует в течение 90 минут.
Строительство ведется по участкам.
1-й участок: шоссе Энтузиастов – МКАД (Четвертое транспортное кольцо – район Вешняки)
СТРОИТЕЛЬСТВО ЗАВЕРШЕНО
Здесь построили около 12 км дорог, в том числе шесть эстакад и подземные пешеходные переходы.
РЕЗУЛЬТАТ:
- снизилась нагрузка на Рязанский проспект, шоссе Энтузиастов, Щелковское шоссе, а также на восточные секторы МКАД и Третьего транспортного кольца (ТТК)
- улучшилась транспортная доступность Восточного и Юго-Восточного административных округов Москвы
- обеспечено транспортное сообщение с автомобильными дорогами федерального значения «Москва – Ногинск – Казань» и МКАД
2-й участок: шоссе Энтузиастов – Измайловское шоссе
СТРОИТЕЛЬСТВО ЗАВЕРШЕНО
Здесь построено 22,84 км дорог, в том числе пятнадцать эстакад, пять пешеходных переходов, реконструирован железнодорожный путепровод.
РЕЗУЛЬТАТ:
- соединены участки СВХ от Щелковского до Измайловского шоссе и от шоссе Энтузиастов до развязки на пересечении МКАД с магистралью Вешняки-Люберцы
- перераспределены транспортные потоки между Измайловским шоссе, Щелковским шоссе, шоссе Энтузиастов и проспектом Буденного
- снизилась транспортная нагрузка на проспект Буденного и улучшилась транспортная ситуация в районе его пересечения с шоссе Энтузиастов, а также на участке шоссе Энтузиастов от проспекта Буденного до ул. Плеханова;
- обеспечено транзитное движение с Перовской улицы на Четвертое транспортное кольцо в сторону Измайловского шоссе, что позволило разгрузить основной поток автотранспорта, двигающийся в центр города по шоссе Энтузиастов и МКАД;
- обеспечен, минуя светофоры на пересечении шоссе Энтузиастов с улицей Плеханова, 1-й Владимировской улицей, выезд на Четвертое транспортное кольцо через Перовскую улицу, а далее в районы Соколиная гора, Преображенское, Восточное и Северное Измайлово, что создало благоприятные условия движения транспорта в целом по району.
3-й участок: Измайловское шоссе – Щелковское шоссе
СТРОИТЕЛЬСТВО ЗАВЕРШЕНО
Здесь построено 13,39 км дорог, в том числе пять эстакад, транспортный тоннель, один надземный пешеходный переход и реконструировано два подземных пешеходных перехода.
РЕЗУЛЬТАТ:
- перераспределены транспортные потоки между Измайловским шоссе, Щелковским шоссе, шоссе Энтузиастов и проспектом Буденного;
- улучшилась транспортная ситуация на Щелковском шоссе, ул. Большая Черкизовская и ул. Первомайская;
- обеспечено бессветофорное движение на участке от шоссе Энтузиастов до Щелковского шоссе.
В столице открыли связку между Северо-Восточной и Северо-Западной хордами
4 октября 2022 15:49
Мэр Москвы Сергей Собянин открыл сегодня, 4 октября 2022, движение по транспортной связке Северо-Восточной и Северо-Западной хорд и соседних улицах.
– Мы продолжаем работать над созданием хордового сообщения в Москве, – сказал Сергей Собянин. – Крупнейший проект – Северо-Восточная хорда, которая на 80% уже построена. Сегодня запускается важный участок – это соединение между Северо-Западной хордой и Северо-Восточной хордой. Очень нужный участок, который разгрузит действующую магистраль и соединит два этих больших проекта. Надеюсь, до конца следующего года вся Северо-Восточная хорда тоже будет запущена. Таким образом, будет реализован один из крупнейших дорожных проектов Москвы.
По его словам, при строительстве новой дороги также проложили два моста через реку Лихоборку и два путепровода через железную дорогу.
ЧТО СДЕЛАЛИ
Длина новой дороги для связки Северо-Восточной и Северо-Западной хорд – около трёх километров.
Маршрут проходит параллельно строящейся основной трассе Северо-Восточной хорды и напрямую связывает 3-й Нижнелихоборский проезд (Северо-Западная хорда) с проездом Серебрякова и далее с Северо-Восточной хордой.
По проекту построили 8,1 километра дорог, в том числе:
– два путепровода через железнодорожные пути МЦК со съездами на Сусоколовское шоссе, СЗХ и СВХ в сторону проспекта Мира (315 метров, 1-2 полосы движения в одном направлении);
– два моста через реку Лихоборку (102 метров, 3 полосы движения в одном направлении);
– два боковых проезда вдоль основной трассы СВХ на участке от Сигнального проезда до Березовой аллеи (3,3 километра, 3 полосы движения в одном направлении).
Кроме того, на этом отрезке:
– переложили и обустроили 36 километров инженерных коммуникаций;
– поставили шумозащитные экраны длиной 185 метров;
– вдоль проезжей части высадили 3,7 гектара газонов, деревья и кустарники.
Напомним, Северо-Восточная хорда длиной 49 километров пройдет от трассы М-11 «Москва-Санкт-Петербург» до Косинской эстакады (развязки на пересечении МКАД с магистралью Вешняки-Люберцы) и далее за МКАД – до строящейся трассы М-12 «Москва-Нижний Новгород-Казань»». На сегодня СВХ готова на 80 процентов. Полностью движение по СВХ откроется для водителей в 2022 году. А Северо-Западная хорда длиной 83 километра проходит через северные и западные районы Москвы от Дмитровского до Сколковского шоссе и далее – до Мичуринского проспекта.
В ЧЕМ ПОЛЬЗА
После запуска участка между хордами водителям больше не придется тащиться в объезд через Ботаническую улицу, Сигнальный проезд, Березовую аллею и другие соседние улицы. Помимо этого, удобнее стало подъезжать на транспорте к ТПУ «Окружная» и «Владыкино».
«Движение по транспортной связке, соединяющей Северо-Восточную и Северо-Западную хорды, открыли на девять месяцев раньше планового срока, – отметил заместитель мэра Москвы Андрей Бочкарёв. – Теперь снизится нагрузка на важные вылетные магистрали – Алтуфьевское, Дмитровское и Ярославское шоссе, северный участок МКАД, а также Ботаническую, Енисейскую, Сельскохозяйственную улицы, Сигнальный проезд и ряд других улиц. Кроме того, улучшится транспортное обслуживание свыше 730 тысяч жителей районов Тимирязевский, Марфино, Останкинский, Западное и Восточное Дегунино, Бескудниковский, Отрадное, Головинский».
Во время проектирования искусственных сооружений на этом участке инженеры продумали и строительство пешеходного перехода в Главный ботанический сад Российской академии наук.
«Перед нами стояла задача интегрировать новую жилую застройку, которая сегодня возводится в округе, с крупным парковым ансамблем, – рассказала генеральный директор группы компаний «Моспроект-3» Анна Меркулова. – Лестница около опоры первого моста защищена от осадков специальным накрытием. Далее подземная пешеходная галерея с техническими помещениями проходит через мост и связывается с прогулочной сетью Главного ботанического сада РАН».
ЦИФРЫ
С начала 2022 года в Москве построили:
– 70,2 километра дорог;
– 29 искусственных сооружений;
– 17 пешеходных переходов.
В 2022-2023 годы планируют открыть:
– 188 километров дорог;
– 71 искусственное сооружение;
– 40 пешеходных переходов.
Главным проектом на ближайшие годы остается строительство новых хордовых магистралей – Северо-Восточной хорды, Юго-Восточной хорды и Южной рокады. Полностью запустить все хорды готовятся в 2023 году.
– Мэром Москвы Сергеем Семеновичем Собяниным поставлена задача уменьшить неудобства для автолюбителей и в целом для горожан, поэтому строим и сдаем новые дороги с опережением сроков, – сказал руководитель Департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов. – Например, связку между Северо-Восточной и Северо-Западной хордами проложили и запустили раньше контрактных сроков примерно на 5 – 6 месяцев. Причем она строилась в сложнейших условиях без остановки движения железной дороги в зоне работ. Так же досрочно, в 2023 году, планируем в основном завершить хордовые магистрали. Сейчас огромный объем выполняем на Юго-Восточной хорде сразу на всех площадках. Хотя и сложно, но мы ускоряем темпы.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Все уличные фонтаны в Москве начали закрывать на зиму
Конструкции защитят от морозов с помощью железных щитов и надувных куполов (подробнее)
Читайте также
Возрастная категория сайта 18 +
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2022 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Соединяя районы: как строится Северо-Восточная хорда
Строительство одного из ключевых проектов дорожной инфраструктуры — Северо-Восточной хорды (СВХ) — вышло на финишную прямую. Бессветофорная магистраль напрямую свяжет север, восток и юго-восток столицы.
На пересечении хорды с проспектом Мира идет активное строительство одной из крупнейших развязок. На сегодня ее готовность составляет 76 процентов. Автомобили поедут по развязке уже в 2022 году. Благодаря оптимальному распределению транспортных потоков снизится нагрузка на Ярославское шоссе, северо-восточный участок МКАД, Енисейскую улицу и проспект Мира.
Рассказываем, какие участки СВХ уже открыты, где ждать новых развязок и куда москвичам будет проще добираться после ввода в эксплуатацию всей магистрали.
Хордовая география: куда ведут эстакады и развязки
Протяженность основного хода магистрали — около 35 километров. От трассы М11 Москва — Санкт-Петербург на севере хорда идет через Дмитровское, Алтуфьевское и Ярославское шоссе, пересекает Открытое, Щелковское, Измайловское шоссе на востоке, а после шоссе Энтузиастов сворачивает на юго-восток к Косинской эстакаде (на пересечении МКАД и магистрали Вешняки — Люберцы).
В районе Большой Академической улицы СВХ соединяется с Северо-Западной хордой, а около шоссе Энтузиастов — с Юго-Восточной. Это позволит водителям перемещаться между разными частями города по новым маршрутам, не заезжая в центр и на Третье транспортное кольцо, а также не тратя время на объезд по МКАД.
Добираться до дома через хорду будет удобно. Ведь кроме развязок с крупными дорогами предусмотрены съезды на 15 районных улиц, среди которых Сельскохозяйственная, Фестивальная, Амурская, Щербаковская, Перовская, улица Паперника и другие. Магистраль заберет основной сквозной поток, а более узкие районные дороги останутся для автомобилей местных жителей и общественного транспорта.
Из тоннеля на мост: строительство в сложных городских условиях
Любые изменения в плотной городской застройке — непростое испытание. Строителям нужно переложить существующие коммуникации, обеспечить транспортные связки и пешеходную доступность. Северо-Восточная хорда пересекает сразу 10 промзон, железнодорожные пути и крупные магистрали, поэтому проект включает свыше 70 эстакад, мостов и тоннелей, а также 18 пешеходных переходов. Всего же, с учетом съездов и реконструкции прилегающих улиц, будет построено более 100 километров дорог.
Чтобы уменьшить неудобство для москвичей и ускорить работы, магистраль разделили на девять участков. Хорда готова уже на 76 процентов. Открыты шесть участков общей протяженностью 75 километров, включающие 56 эстакад, два железнодорожных путепровода, тоннель, мост и 13 пешеходных переходов.
На севере движение запущено от МКАД до Дмитровского шоссе. Водителям больше не нужно выезжать на кольцевую автодорогу для поездок между районами Ховрино, Головинский и Западное Дегунино. Это снизило нагрузку на Большую Академическую улицу, Дмитровское и Коровинское шоссе, улучшило ситуацию в районах Головинский, Коптево и Тимирязевский.
От юго-восточного участка МКАД хорду довели до Открытого шоссе. В результате заметно улучшилась ситуация на пересечении шоссе Энтузиастов с проспектом Буденного и c улицей Плеханова, снизилась транспортная нагрузка на Русаковскую набережную, проспект Буденного, улицы Большую Черкизовскую, Стромынку, Краснобогатырскую. Водителям гораздо проще стало добираться с юго-востока Москвы на восток и наоборот.
Но чтобы проехать дальше, в район ВДНХ, проспекта Мира, Ярославского, Алтуфьевского, Дмитровского шоссе, водители все еще вынуждены пользоваться неширокими улицами Метрогородка, Ростокина, Преображенского, Богородского и других московских районов. Это неудобно как им самим, так и жителям тех районов, по которым идет транзитный трафик. Поэтому в полной мере оценить пользу хорды жители смогут после завершения строительства трех последних участков — от Ярославского до Открытого шоссе, от Дмитровского до Ярославского шоссе, а также транспортной развязки на пересечении Северо-Восточной хорды с проспектом Мира.
Три участка: что еще предстоит построить
Одна из крупнейших дорожных строек сегодня — участок хорды от Дмитровского до Ярославского шоссе. Трасса пройдет вдоль путей Московского центрального кольца (МЦК), пересекая Дмитровское, Алтуфьевское шоссе и проспект Мира.
На этом участке построят одну из самых длинных эстакад Северо-Восточной хорды (2,4 километра), развязки, мосты и путепроводы, а также реконструируют расположенные рядом дороги.
После завершения работ снизится нагрузка на всю местную дорожную сеть. В первую очередь это касается Алтуфьевского, Дмитровского и Ярославского шоссе, проспекта Мира, а также Сельскохозяйственной, Ботанической, Снежной улиц, улицы Комдива Орлова и Сигнального проезда.
От Ярославского до Открытого шоссе трассу проложат в полосе отвода железнодорожных путей Московского центрального кольца, за пределами охраняемой природной территории национального парка. Работы стартовали после получения всех разрешений.
На участке построят 3,7 километра дорог, в том числе две железнодорожных эстакады, путепровод через железнодорожные пути МЦК по основному ходу Северо-Восточной хорды. Окончание строительства по контракту намечено на ноябрь 2022 года. Его запуск объединит уже построенные части магистрали на севере и востоке и позволит запустить полноценное скоростное движение автомобилей через три округа Москвы.
Кроме того, в 2023 году Северо-Восточную хорду планируется продлить за МКАД от Лухмановской улицы до границы с Московской областью и строящейся трассой М12. Проект предусматривает строительство трех путепроводов, трех пешеходных переходов, а также реконструкцию некоторых дорог. Протяженность участка составит около 13 километров.
Опережая время: кто придумал столичные хорды
Идея создать хордовые магистрали в Москве появилась еще в первой половине XX века. В 1930-е годы о транспортных магистралях, проходящих в обход центра, говорил известный планировщик и урбанист Анатолий Якшин. Позже, в 1970-е годы, его ученики вернулись к этой идее. Концепция хорд была заложена в генплане Москвы 1971 года. В нем, помимо МКАД и Садового кольца, были запроектированы два новых кольца и предусматривалось строительство четырех скоростных хордовых трасс. Однако проект не получил необходимого финансирования.
В 2002 году появился проект Четвертого транспортного кольца, но из-за слишком высокой стоимости от идеи в итоге отказались. А в 2011 году решили создать четыре хордовые магистрали: Северо-Западную, Северо-Восточную и Юго-Восточную хорды, а также Южную рокаду. Их строительство стало центральным проектом развития транспортного каркаса Москвы.
Реализация проекта завершена на 57 процентов: полностью открыта для автомобилистов Северо-Западная хорда, запущено движение по шести участкам Северо-Восточной хорды и трем участкам Южной рокады. Уже введено в эксплуатацию 190 километров дорог, 100 искусственных сооружений и 54 подземных и надземных пешеходных перехода. Это позволило 1,7 миллиона москвичам быстрее добираться до работы и обратно. Также на 10 участках развернуто строительство Юго-Восточной хорды.
После завершения проекта новые магистрали станут основными транспортными артериями города. По мнению экспертов, они улучшат связь восьми округов и 73 районов города, разгрузят Третье транспортное кольцо, МКАД и вылетные трассы.
Северо–Восточная хорда — грандиозная магистраль столицы!
Развязка с Проспектом мира.
1. Мэр Москвы Сергей Собянин на открытии развязки СВХ с Проспектом мира.
2. Северо–Восточная хорда в районе Проспекта Мира.
Темпы и объемы дорожного строительства, которые мы наблюдаем последнее десятилетие, конечно, поражают. И не всегда успеваешь уследить за новыми пусками. По статистике Стройкомплекса, с 2011 года в Москве построили свыше 1000 км дорог, это примерно пятая часть от существующей улично-дорожной сети. Большинство из этих объектов запроектировали инженеры городской группы компаний «Моспроект-3». Недавно холдинг получил очередную профессиональную награду за свой дорожный объект.
Анна Меркулова, генеральный директор группы компаний «Моспроект-3»:
«В старых границах Москвы свободных коридоров для дорожного строительства почти не осталось, поэтому практически все новые объекты возводятся на искусственных сооружениях — мостах, эстакадах и в тоннелях. Активно задействовано пространство вдоль железных дорог, интенсивность сообщения по которым в последние годы радикально возросла: запущены первые маршруты Московских центральных диаметров, по Московскому центральному кольцу составы и вовсе двигаются по тактовому расписанию. В таких условиях перед нами стоит задача минимизировать воздействие на существующий дорожный трафик и движение поездов, которую добиваемся за счет применения различных методов надвижки конструкций и их навесной сборки».
По подсчетам Стройкомплекса, за 11 лет в Москве построено свыше 300 искусственных сооружений. Главный дорожный проект столицы — это система хордовых магистралей, дополнительная скоростная поперечная связь между секторами города. Ключевая ее задача — создать альтернативу и тем самым разгрузить ТТК и МКАД.
4. Схема хордовой системы.
Северо–Западная хорда уже полностью доступна для автомобильного движения. Северо–Восточная хорда и Южная рокада близки к завершению. В активной стройке находится Юго–Восточная хорда, но ее начали прокладывать позже всех.
5. Карамышевский мост на Северо-Западной хорде через шлюз № 9.
6. Развязка Северо–Восточной хорды и шоссе Энтузиастов. На среднем ярусе проходят пути МЦК и находится станция «Шоссе Энтузиастов».
7. Пересечение Южной рокады с путями Павелецкого направления Московской железной дороги.
8. Строительство Юго–Восточной хорды.
Отдельного внимания в этом списке заслуживает Северо–Восточная хорда, которая проходит от Бусиновской до Косинской развязки. Помимо связки районов Москвы магистраль будет иметь важное международное значение. С одной ее стороны подведена дорога из Санкт–Петербурга М-11, а с другой прокладывают дорогу на Казань М-12. Кстати, президент недавно поставил задачу продлить ее в Екатеринбург и Челябинск.
Магистрали М-11, СВХ и М-12 вместе образуют трансконтинентальный маршрут «Европа — Западный Китай». От его запуска в федеральном минтрансе ожидают большой макроэкономический эффект: не только сократить время в пути до крупных российских городов, но и увеличить грузовые перевозки. Прогноз — 2,45 трлн. рублей общий эффект на ВВП в период с 2025 по 2050 год.
Около 2/3 Северо-Восточной хорды запроектировали специалисты группы компаний «Моспроект-3», они же привлечены к реализации ЕЗК, где инженерам холдинга отвели участок со сложной геологией. Для его строительства команда аккумулировала ключевые мировые сведения по проблематике карстовых деформаций, организовав серию интенсивов с международными и российскими экспертами, а также провела исследования, которые уникальны для отечественного рынка инфраструктурного строительства. Среди них дистанционные методы зондирования – цифровая аэрофотосъемка и интерферометрический анализ спутниковых данных. Созданную комплексную инженерно-геологическую модель инженеры затем интегрируют в BIM-модель трассы. В общем, проект ЕЗК создается на высоком профессиональном уровне, впечатляет.
Вернемся к СВХ, давайте пролетим над готовыми участками и со специалистами ГК «Моспроект-3» оценим масштаб и сложность искусственных сооружений на магистрали.
9. Бусиновская развязка.
Это первая в России транспортная развязка с пятью уровнями для движения, ставшая самым масштабным дорожным объектом на территории современной Москвы.
10. Кирилл Губин — Главный инженер проекта отдела автомобильных дорог ГК «Моспроект-3»:
«Перед нами стояла задача радикально модернизировать устаревшую «клеверную» развязку Библиотечного проезда со МКАД и при этом сохранить интенсивное движение по кольцевой автодороге и пригородное железнодорожное сообщение. Из-за высокой плотности нового строительства пришлось разработать сложный поэтапный способ работ. Там, где позволил рельеф, возведены эстакады из монолитного преднапряженного бетона на сплошных подмостях. Для металлических пролетных строений применили разнообразные методы надвижки».
11. Развязка Северо–Восточной хорды с Фестивальной улицей.
Я регулярно пользуюсь СВХ от развязки с Фестивальной улицей до МКАДа, что позволяет быстро выехать на внешнюю сторону кольцевой дороги.
12. Строительство Северо–Восточной хорды от Ярославского шоссе до Дмитровского. Слева ТПУ на Окружной.. кликабельно.
Строительство СВХ продолжается, в работе остается последний участок — от Дмитровского до Ярославского шоссе, который обещают закончить в 2023 году. Как житель Дегунино я с не терпеньем его жду. На этом участке возводится самая длинная эстакада хорды длиной почти 2,4 километра. Её пришлось серьезно увязывать с железнодорожными путями МЦК.
13. Дмитрий Фоменко — руководитель проектов дирекции по проектированию дорожных объектов ГК «Моспроект-3»:
«Участок между двумя шоссе — Ярославским и Дмитровским — особенно сложный. Здесь помимо пересечений с двумя основными ходами железной дороги есть еще и третье. Третий путь МЦК полностью идет под эстакадой хорды. Помимо того, что мы индивидуально вписывали между путями каждую опору, нам пришлось сейчас, на время строительства, перепустить третий путь. По нему сейчас осуществляется пассажирское движения от вокзала Восточный к Октябрьскому ходу железной дороги.
Так что мы предусмотрели временную схему третьего пути, так сказать, пустить поезда в объезд строительной площадки. Конечно, все работы в зоне действия железной дороги ведутся с повышенным вниманием и ответственностью».
Вообще Дегунино сложный район с точки зрения транспортной доступности: раньше он имел очень ограниченное количество выездов, и они вечно стояли. А отсутствие метро делало его малопривлекательным. С пуском участка Люблинско–Дмитровской линии до станции «Селигерская» и запуском МЦД ситуация улучшилась в корне. Ну а постепенное наращивание дорожной сети позволяет найти альтернативные варианты для того, чтобы выехать из района.
14. Развязкя Северо–Восточной хорды с Проспектом Мира.
Новенькая развязка СВХ с Проспектом Мира потребовала применения нестандартных проектных решений и скрупулёзного ведения работ в непосредственной близости от движущихся поездов. Искусственные сооружения здесь трижды пересекают пути Ярославского направления Московской железной дороги.
Инженеры предложили осуществить надвижку пролетного строения основного хода так называемым методом полного сечения. Это было сделано, чтобы минимизировать количество используемых технологических «окон» на железной дороге и тем самым снизить нагрузку на работу железнодорожных служб. Кроме того, использованная технология позволила ускорить процесс строительства и сделать его более безопасным.
А плотность железнодорожной инфраструктуры оказалось такова, что к каждому элементу развязки, к каждой опоре пришлось применять индивидуальный подход, вписывая в пространство между железнодорожными путями.
15. Евгений Астафьев — заместитель главного инженера отдела искусственных сооружений ГК «Моспроект-3»:
«Надвижка пролетного строения на этой развязке имела свою специфику. Дело в том, что инженерное сооружение имеет на всем протяжении разную ширину, и это создает неравномерные нагрузки на опоры. Мы нашли выход, использовав специальные опоры, которые компенсировали неравномерность нагрузки и позволяли сохранить баланс всего сооружения».
Сейчас, когда вы будете проезжать по развязке, то это займет у вас буквально несколько минут. Но в этих минутах огромный труд большого коллектива людей. Инженеров и строителей, которые реализовали грандиозный проект.
16. Участок СВХ от Щелковского до Открытого шоссе.
17. Пересечение СВХ и Щелковского шоссе.
18. Северо–Восточная хорда от Щелковского шоссе до Энтузиастов.
Движение от «Ярославки» до Шоссе Энтузиастов давно открыто.
19. Строительство развязки двух хорд — Юго–Восточной и Северо–Западной.
Активно строится Юго-Восточная хорда, интеграция СВХ и ЮВХ будет в районе станции МЦК «Андроновка». Полностью завершить хордовую систему мэрия планирует в 2023 году.
20. Вид на СВХ в сторону Косинской развязки.
Участок до Косинской развязки и сама развязка тоже уже готовы, сейчас развернуты работы по связке СВХ с М-12. Про маршрут «Европа – Западный Китай» планирую сделать отдельный пост, в ГК «Моспроект-3» мне обещали экскурсию на их участок. Буквально на днях полностью пробит створ трассы до Казани, а холдинг на своем участке в Нижегородской области залил первый объем бетона. Следите за новостями!
источник – russos
[1 ссылок 55 комментариев 2200 посещений]
читать полный текст со всеми комментариями
Когда замкнётся «хордовое кольцо» ?
Чтобы расширить тематику постов моего блога, я начинаю серию материалов про строящиеся и проектируемые автомагистрали Москвы. Начнём с того, что посмотрим, удалось ли властям столицы превратить систему хордовых дорог, которая состоит из Северо-западной, Северо-восточной и Юго-восточной хорд и Южной рокады в некое подобие Четвёртого Транспортного Кольца, проект которого был отринут администрацией мэра Собянина. Однако с 2019-2022 года московские чиновники различного уровня преподносят связку хордовых магистралей как замену ЧТК, тогда как раньше это были дополняющие друг друга проекты. Давайте разберёмся, будет ли это «кольцо» кольцом.
История вопроса
Если вернуться к схеме перспективных магистралей, принятой в Генеральном плане развития города Москвы от 2010-го года, то мы увидим, что Четвёртое Транспортное Кольцо уже на тот момент не было полностью кольцом:
Схема, представленная выше, демонстрировалась в 2013-м году на выставке «Градостроительное развитие Северо-Запада Москвы». На ней мы видим, что северо-западная часть представлена в виде двух дорог, которые на участке от проспекта Мира до Ботанической улицы / Алтуфьевского шоссе параллельны друг другу. Сейчас северная дорога это Северо-восточная хорда, южная — это Северо-западная, часть которой от Сусоколовского путепровода до проспекта Мира отсутствует и не проектируется. Далее по схеме две дороги расходятся на расстояние в 1-2 квартала, и северная дорога идёт вдоль нынешнего МЦК (Московское Центральное Кольцо), а южная проходит через Станционную улицу, 3-й Нижнелихоборский проезд, Большую Академическую улицу, улицу Алабяна, улицу Народного ополчения и после пересечения Карамышевского спрямления Москва-реки мостом разделяется на две части, соединяясь как с улицей Нижние Мнёвники, так и с основной трассой Четвёртого Кольца при помощи тоннеля к Минской улице. И здесь снова мы видим расхождение с реальностью: южная часть стала Северо-западной хордой, но без тоннеля к Минской улице, а северная часть построена от Алтуфьевского шоссе лишь до Валаамской улицы и переходит в «вылетную» магистраль М-11 «Москва — Санкт-Петербург». Продолжение трассы вдоль МЦК, вроде, проектируется, но на практике на эстакаде Северо-восточной хорды к Валаамской улице не было оставлено заделов для соединение с этой перспективной магистралью.
Как уже понятно из предыдущего абзаца, Четвёртое Транспортное Кольцо на северо-западе города раздваивалось на две магистрали, одна из которых вела вдоль МЦК в Московский Международный Деловой Центр «Сити», соединясь с 3-й Магистральной улицей, а вторая вела к основной трассе Кольца, причём последняя снова раздваивалась в Мнёвниках на основной ход и соединение с платной трассой обхода города Одинцово через улицы Нижние Мнёвники, Крылатскую, Ярцевскую и Молодогвардейскую улицы (теперь с обходом будет соединена не Северо-западная хорда, а трасса Северного дублёра Кутузовского проспекта). Но и это ещё не всё. Выше я привёл схему 2015-го года из статьи в «Российской Газете», где показан первоначальный проект Северо-восточной хорды. Часть от Валаамской улицы и до шоссе Энтузиастов, которая тут верно показан на мини-схеме, проектировалась как часть Четвёртого Транспортного Кольца, более того, участок от между Щёлковским шоссе и шоссе Энтузиастов начали строить ещё при мэре Лужкове, отсюда и по четыре полосы в каждую сторону, а также сложные развязки с максимальным количеством съездов для того, чтобы из одного района можно было проехать в другой. В то же время Северо-западная хорда шла от шоссе Энтузиастов по проспекту Будённого, Измайловский и Преображенский валы, Краснобогатырскую улицу, проспект Ветеранов, Ростокинский проезд, улицы Космонавтов и Академика Королёва и соединиться с Валаамской улицей и магистралью М-11. Причём соединение улиц Валаамская и Академика Королёва запроектировано и вот-вот начнёт строиться (а также запланировано продление в центр до Водопроводного переулка):
Что же изменилось с со сменой мэра Москвы в 2011 году? Во-первых, громко было заявлено, что проект Четвёртого Транспортного Кольца слишком дорог, поэтому от него отказываются. В то же время, было решено строить хордовые магистрали. И тут применили два правила, которые потом пользовались для проектирования метрополитена: «скрестим ужа и ежом» и «максимальная экономия». Те, кто в теме, знают, что существовали отдельные проекты для Большой Кольцевой линии метро и системы хордовых линий под названием «Третий пересадочный контур». Эти проекты совсем не учитывали, что МЦК когда-то станет пассажирской системой в рамках метро. А когда всё срослось, оказалось что БКЛ и МЦК дублируют друг друга на севере, а ТПК и МЦК — на юге. В итоге было принято решение объединить части двух разных проектов, из-за чего теперь БКЛ на севере проходит ближе к центру города, а на юге — дальше от него, тогда как МЦК — наоборот. Применительно к автодорогам получилось так, что начатая часть Четвёртого Транспортного Кольца влилась в Северо-восточную хорду от шоссе Энтузиастов до Валаамской улицы. Только многие развязки, запроектированные на множество съездов, были упрощены и недостроены (например, с Открытым шоссе), ведь теперь это было уже не новое кольцо, а сквозная хордовая магистраль между магистралями М-11 и М-12. Также ряд участков построен только на три полосы в каждую сторону вместо планировавшихся четырёх. Аналогичная экономия была применена и к Северо-западной хорде, где не был построен ряд тоннелей и эстакад, из-за чего на данной трассе есть светофоры.
Таким образом, новое «хордовое кольцо», как это стали называть чиновники с конца 2019-го года, получило Северо-западную и Северо-восточную хорду, что были построены в упрощённом виде с экономией на развязках, съездах, числе полос, а также Юго-восточную хорду и Южную рокаду. Думаете, с последними двумя дорогами всё обстоит лучше? Как бы, не так! Развязки Юго-восточной хорды с Нижегородской улицей / Рязанским проспектом и с Волгоградским проспектом снова не имеют части съездов, а участок от Каширского шоссе до пересечения с Павелецким направлением Московской железной дороги был перепроектирован на общую часть с Южной рокадой, из-за чего появились два резких поворота при движении по трассе Юго-восточной хорды. Но это, вроде бы, временное решение. Гораздо хуже, что Южная рокада, которую так гордо показывают в составе «хордового кольца» это недоделанная трасса от Мичуринского проспекта до Павелецкого направления Московской железной дороги: там нет эстакад и тоннелей на пересечении с важными «вылетными» магистралями, таким как проспект Вернадского, Ленинский проспект, улица Профсоюзная, Варшавское шоссе, Севастопольский проспект и другими. По участку от МКАД до Мичуринского проспекта вопросов нет, по построенному, строящемуся и проектируемому от Павелецкого направления и до МКАД — тоже. Но промежуточная часть улица Лобачевского — улица Обручева — Балаклавский проспект нуждается в реконструкции, причём проекты есть:
Будем надеяться, что отсутствие работ по Южной рокаде связано с занятостью строителей Северо-восточной и Юго-восточной хордами, а также Северным дублёром Кутузовского проспекта. Все эти магистрали должны быть сданы в 2023-м году. Примерно в то же время закончат работы по Троицкой линии метро на Ленинском проспекте, которые мешают его реконструкции. Также планируется начать работы по соединению Южной рокады с улицей Верхние поля для выхода на МКАД. Пока же посмотрим, можно ли будет в ближайшем будущем проехать насквозь новое «хордовое кольцо».
Северная развязка
Начнём мы с самой северной точки — это Сусоколовский путепровод, связка Северо-западной и Северо-восточной хорд, открытая 4 октября 2022 года.
На схеме и фото с сайта stroi.mos.ru, приведённых выше, снизу трасса Северо-западной хорды, сверху — Северо-восточной. Видно, что при движении по часовой стрелке с Северо-западной хорды можно попасть напрямую к Северо-восточной через отдельный путепровод. В обратную сторону (против часовой стрелки) с Северо-восточной хорды нужно проехать под Сусоколовским путепроводом и далее повернуть на него, сделав небольшой «крюк», выехать на Северо-западную хорду. Маршруты на «Яндекс-картах»:
«Крюк», конечно, лишний. Лучше бы построили отдельный путепровод для движения против часовой стрелки.
Западная развязка
Соединение Северо-восточной и Юго-восточных хорд — это, наверное, лучшая развязка между трассами «хордового кольца», так как она изначально была запроектирована для Четвёртого Транспортного, поэтому имеет съезды между любыми направлениями движения. Объект находится около транспротно-пересадочного узла «Андроновка» платформ МЦК и Казанского / Рязанского направления Московской железной дороги. На следующей схеме обозначена голубым цветом достраиваемая часть для Юго-восточной хорды:
Таким образом, Юго-восточная хорда «вытекает» из части Северо-восточной, идущей вдоль МЦК от Валаамской улицы до шоссе Энтузиастов.
(кадр видео от конца сентября 2022-го года, Youtube-канал «niklinkin»)
(кадр видео от конца октября 2022-го года, Youtube-канал «kosh_marius»)
Южная развязка
Ещё одно место, где одна магистраль «хордового кольца» перетекает в другую — это створ Кантемировской улицы, по которой проходит Южная рокада. Эта же улица временно примет на себя и Юго-восточную хорду, пока не построят её основной ход вдоль Каспийской улицы. Здесь у меня есть претензии только по съезду с направления в центр Юго-восточной хорды на Кантемировскую улицу и с направления на восток Кантемировской улицы на Юго-восточную хорду, которых нет. И никаких разворотных эстакад для этих связок тоже.
(кадр видео от середины сентября 2022-го года, Youtube-канал «kosh marius»)
Западная развязка
Пересечение Северо-западной хорды и Южной рокады возникло давно, когда они были просто Рублёвским шоссе, Крылатской / Ярцевской улицей. Проект Северо-западной хорды сначала предусматривал реконструкцию развязки в этом месте, но в итоге ограничился мостом между 2-й Крылатской улицей и улицей Крылатские холмы. «В корзину» также отправились тоннели под улицами Ельнинская и Молодогвардейская.
В итоге с Южной рокады попасть на Северо-западную хорду несложно, а вот в противоположную сторону придётся делать «крюк» через Ярцевскую улицу. На существующей развязке не хватает эстакады или тоннеля для прямого съезда в направлении против часовой стрелки. Но и по часовой стрелке тоже такой съезд не помешает, ведь сейчас нужно съезжать на дублёр, что связано с пересечением перекрёстка со светофором.
«Яндекс-карты» также показывают более долгий альтернативный путь для пути с Северо-западной хорды на Южную рокаду (против часовой стрелки) через разворот под эстакадой Рублёвского шоссе на Рубежном проезде, где также водителей ждёт светофор. Также можно отметить, что есть маршрут на юг через Северо-западную хорду по улицам Ярцевская, Боженко, Толбухина, Вяземская, Рябиновая, Никулинская, Покрышкина до проспекта Вернадского и далее можно проехать по улицам 26-ти Бакинских Комиссаров, Миклухо-Маклая, после чего просится соединение с Балаклавским проспектом через просеку линий электропередач, рассекающую Битцевский парк на две части.
Итого
Несмотря на недоделанность самих хордовых магистралей, почти все связки между ними сделаны хорошо, что позволяет проехать по «хордовому кольцу» без проблем по часовой стрелке и с некоторыми издержками при движении против часовой стрелки. Но необходимо строить дополнительные съезды и развязки, чтобы убрать светофоры на Южной рокаде, Северо-западной хорде, а на Северо-восточной обеспечить возможность соединения с дорогами тех районов, которые она пересекает (Алтуфьевское шоссе, Сельскохозяйственная улица, улица Вильгельма Пика, проспект Мира, Открытое шоссе, Ткацкая улица / Имайловское шоссе, Щербаковская улица, 8я улица Соколиной горы). Напоследок стоит отметить, что текущие работы по строительству Северо-восточной хорды должны быть завершены в 2022-м году, а Юго-восточной — в 2023-м. Тогда же «хордовое кольцо» и замкнётся.
На этом сегодня всё. Спасибо за внимание! Подписывайтесь, комментируйте.
Лучшие маршруты для трекинга в Краснодарском крае в 2022 году
Краснодарский край – просто находка для тех, кто любит активный отдых на фоне прекрасных пейзажей. Здесь щедрая природа собрала вместе живописные горы, загадочные пещеры, бурные реки и водопады, тенистые леса, горные озера и ласковое море.
Природные красоты, легендарные достопримечательности и мягкий климат сделали этот уголок нашей страны замечательным местом для трекинга почти круглый год. Поэтому тем, кто решает, куда пойти в поход, стоит остановить свой выбор на маршрутах, проходящих через гостеприимные земли Краснодарского края. Кроме того, регион обладает развитой инфраструктурой для активного отдыха и здесь часто организуются поездки, включающие джиппинг, сплав по рекам или скалолазание.
Живописная осень в горах Краснодарского края
Интересным направлением трекинга стали «походы по местам силы», совмещенные с практикой йоги, медитаций и дыхательной гимнастики ци-гун, которые становятся очень популярными.
Для искателей духовного просвещения в Краснодарском крае проводят паломнические походы. Такие путешествия дают людям возможность посетить святые места, монастыри и храмы. Для паломников организуется соответствующее проживание, питание и экскурсии.
Некоторые маршруты подходят и для того, чтобы пройти их всей семьей с ребенком. Но стоит помнить, что такие путешествия требуют подготовки и умелой организации, чтобы маленький путешественник чувствовал себя максимально комфортно.
Любимый маршрут через плато Лаго-Наки
Один из самых популярных маршрутов, «возраст» которого уже около двух десятков лет носит название «Через горы к морю». Во времена Советского Союза и повального увлечения походами этот трек имел номер 30 и был очень популярен благодаря живописным окрестностям и возможности посмотреть чудеса природы от ледников и неприступных скал до водопадов и морского побережья всего за одну неделю.
Путешествие из Адыгеи в приморский поселок Дагомыс проходит через альпийские луга, пещеры, ущелья. Схема маршрута включает в себя Гузерипльский перевал, подножье Фишт-Оштеновского горного массива, далее — приют Фишт (здесь есть домики, палатки, места для палаток) и перевал Белореченский.
Плато Лаго-Наки. Самая высокая вершина хранит снег и летом
Обогнув вершину Фишт, путешественники должны опуститься в место расположения приюта Бабук Аул, затем пересечь долину реки Шахе дойти до Солохаула.
Окончание пути — на берегу Чёрного моря в поселке в Дагомыс. Протяженность трека – 65 километров, продолжительность в пути – 6 дней.
Сложности: воронки и скрытые под растительностью пещеры на плато Лаго-Наки. Поэтому стоит придерживаться тропы.
Как добраться к началу трека
Ближайшие к началу маршрута (село Гузерипль) аэропорты — в Краснодаре (билет от 2000 руб. из Москвы) и Ростове-на-Дону (от 2300 руб.). Из этих городов добираться в село придется на такси или автобусах.
На поезде из Майкопа доехать до станции Хаджох (в поселок Каменномосткий), а оттуда – в долину реки Белая. Электричка ходит 2 раза в день. Из города Майкоп в долину можно доехать и на автобусе. Есть вариант доехать на поезде до Белореченска, где пересесть на электричку в Хаджох.
Можно ли присоединиться к группе?
Для тех, кто не хотел бы заниматься организацией всех особенностей быта во время пути, а предпочитает наслаждаться походной романтикой с легким рюкзаком за плечами и прекрасными видами вокруг, организуются походы прямо с доставкой из аэропорта Краснодара.
Путешествие по горам к морю включает остановки на турбазах и приютах, повара, который готовит еду для группы. Тур включает тренировочный поход для новичков в ущелье Руфабго и два небольших автобусных переезда и посещенье ущелья Мешоко, в котором есть неолитические стоянки и памятники скифского периода. Стоимость недельного путешествия от 17900 руб.
Большой Тхач – подойдет для начинающих путешественников
Большой Тхач — гора высотой более 2000 м, расположенная на стыке Краснодарского края и Адыгеи. Большой Тхач — это куэста.
Куэстой называют горный массив с разными по характеристике склонами (один – пологий, второй – со скальной стеной).
Длина скалистой стены – более 3,5 км. Очертания Большого Тхача с юга выглядят причудливо и похожи на сказочный замок. Этот массив стал Природным парком и внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Закат с видом на Чертовы Ворота
Самые красивые места для походной фотосессии – у горы Асбестная ( у ее подножия обычно располагаются с палатками). Можно также подняться на вершину горы Малый Тхач, который находится напротив Большого Тхача. С этого массива открывается великолепный вид.
За горой расположены Чертовы Ворота из гор Ашчбок, которые стали символическими дверями (каждая гора — около 2000 м высотой) в Кавказский заповедник. Здесь нередко встречаются животные, находящиеся в заповеднике под охраной –зубры и серны.
Лучшее время для трекинга в Большом Тхаче – июнь и сентябрь, когда нет изнуряющей жары. Есть несколько вариантов начала похода – из поселков Новопрохладное или Узлового.
Как добраться в Большой Тхач
Самолетом добираются до Краснодара, а далее — в Майкоп на рейсовом автобусе. Из Майкопа придется взять машину в Новопрохладное. В поселке же осуществляют доставку групп в Тхач.
Большой Тхач
От окончания дороги поднимается тропа к скале Колокольня, который достаточно круто идет вверх. Далее маршрут проходит вдоль скалистой стены Тхача к Ветренному (стоянка с навесом из дерева).
Иногда начинают трекинг из поселка Узловой, из которого берут машину для «доброса» к отправной точке. Продолжительность похода (с добросом) 3 дня.
Сказочное путешествие от Безмолвия к Поднебесному (Имеретинские озера во всем великолепии)
В Кавказском Заповеднике расположены потрясающей красоты горные озера. В холодное время года часть Имеретинских озер (они находятся на высоте от 2,5 км над уровнем моря) скрыты подо льдом. Поэтому насладиться красотой голубой и бирюзовой воды в водоемах можно с начала лета по первый месяц осени.
Сначала туристы поднимаются вдоль реки Имеретинки к большим и бурным водопадам, а дальше любуются озером Безмолвие, в котором вода потрясающего светло-голубого цвета.
Вид на одно из Имеретинских озер
После путь лежит к озерам Ривьера, Географов, Буша и, наконец – к Поднебесному, которое расположено выше всего в окружении горных вершин (некоторые укрыты снегом даже летом).
Длительность похода 5-6 дней. Маршрут начинается в поселке Мостовской Краснодарского края. В поселок можно добраться из города Майкопа на автобусе или заказать трансфер.
При покупке организованного тура (входит: проводник, 3-х разовое питание, общее снаряжение, заброс, аптечка) цена услуги составляет от 11500 руб. В поход можно отправиться с детьми в возрасте от 10 лет.
Апшеронский Мезмай и его окресности
Мезмай или «лес диких яблонь» (так переводится название с адыгейского) — живописное место в Апшеронском районе Краснодарского края. Мезмай находится на высоте 670 м над уровнем моря, неподалеку от реки Курджипс.
Вид на горную тропу недалеко от Мезмая
Сразу 3 горных хребта отделяют поселок от внешнего мира. С появлением дороги в 2016 году в поселке активно развивается туристическая инфраструктура: строятся гостиницы и базы отдыха.
В этом месте с уникальной и разнообразной дикой природой (живые самшиты можно увидеть только здесь в РФ) удастся с комфортом расположиться в гостинице и совершать ежедневные короткие походы к природным достопримечательностям почти круглый год. Поселок окружен буйной растительностью: здесь цветут рододендроны, раскинулись тисовые и самшитовые деревья.
Неподалеку от поселка осматривают Курджипское ущелье, расстояние до которого пять километров. Над рекой проходит экстримальная тропа, есть пещера, роща самшитов.
Гуамское ущелье – живописный уголок дикой природы, через который проходит экскурсионный поезд. Длинна каньона реки Гуамки – 3 км. Покрытые буйной растительностью скалы (высота достигает 400 м) выглядят красиво и величественно. Совершая поездку в ущелье в симпатичном вагончике по узкоколейке можно послушать экскурсию, посвященную истории этого необычного места.
Интересные места, которые также посещают вблизи поселка Мезмай – это водопады (называются Университетский и Чинарев). Их высота составляет 60 и 12 метров. В пешей доступности от поселка находятся Лунные водопады, Монахов водопад и пещера, скала Орлиная полка, в которой по мнению туристов угадывается профиль Сталина.
Как добраться в Мезмай
Кроме автомобиля добраться в Мезмай можно на рейсовом автобусе из Краснодара (идет в Апшерон). Дальше нужно будет взять машину до Мезмая.
Автобусы из Апшеронска в Мезмай ходят несколько раз в неделю рано утром. Сложность маршрута невелика, он подходит для новичков и семей с детьми.
Сочинский природный парк – легендарные окрестности знаменитого курорта
Национальный Сочинский парк – настоящая жемчужина Краснодарского края. Яркая природа и мягкий климат этих мест дает туристам возможность любоваться красотами лесов, гор и водопадов почти круглый год, но особенно впечатляет местность осенью и весной.
Трекинг в Сочинском природном парке самый комфортный, подходит для новичков и путешественников с детьми. Ведь расположившись с комфортом в одном из пансионатов, гостевых домов, удобно совершать однодневные и даже двухчасовые прогулки к природным достопримечательностям.
Водопады на реке Ажек находятся совсем близко от курорта (на расстоянии 15 км). Этот маршрут самый протяженный из предлагаемых в Сочинском природном парке. К водопадам удобно добираться от села Пластунка (в населенный пункт ходит рейсовый автобус).
В этом же районе расположен и живописный водопад Ореховский. В ходе тура путешественникам будет приятно полюбоваться не только водопадами, но и буйной растительностью (особенно красиво весной и в начале осени). Этот регион называют колхидскими джунглями. Продолжительность трекинга всего 1 день, а протяженность от Пластунки – 12 км.
На следующем месте по протяженности – путешествия каньоны рек Кудепста и Псахо. Начало маршрута — село Красная Воля. Длительность похода – 1 день, а протяженность маршрута – всего 9 км. Иногда в схему включают «Сухой каньон», который на самом деле является настоящим тектоническим разломом, а руслом реки никогда не был.
Змейковский водопад
Популярна у туристов пешая экскурсия к Агурским водопадам, которая стартует из известного микрорайона Мацеста и занимает всего половину дня. Места недалеко от водопадов живописны, а фотосессии порадуют прекрасными снимками. Расстояние, которое проходят туристы – всего пять километров в оба конца.
Что еще посмотреть в Сочинском природном парке
Из легендарного поселка Красная Поляна начинается один из самых коротких, но от этого ничуть не менее интересных треков – к водопаду Кейва (высота -10 м). Это памятное место названо именем инструктора, водившего туристов к водопаду. Недалеко есть современный «памятник», наследие Олимпиады 2014 года — олимпийский городок Горки.
Водопад выглядит живописно в любое время года, дойти к нему от Красной Поляны (от базы отдыха МО) можно всего за 2ч 30 мин. Протяженность трека – 4 км (в обе стороны).
Из поселка Измайловка начинается маршрут к Змейковским водопадам (протяженность всего 2 км). Это целый каскад из живописных водопадов высота которых варьируется от 2-х до 10-ти метров. Для посещения каскада потребуется чуть больше 2-х часов.
Лучшие комбинированные маршруты в Адыгее – покорить все стихии
Разные виды активного отдыха, в том числе совмещение трекинга с обучением скалолазанию, конными прогулками, сплавом на рафтах, занятиями йогой и даже живописью организуются в Адыгее.
Например, тур Осенние каникулы в горах, полное описание предоставляется сообществом туроператоров Большая страна (на одноименном сайте), включает не только обучение основам скалолазания, но и посещение настоящих диких пещер (Пикетной и Красивой). Стоит недельный тур (с проживанием на турбазе) от 30000 руб. И включает услуги опытных инструкторов (в том числе, для детей), питание, проезд из Краснодара и обратно.
Пещера в Краснодарском крае под названием Пикетная
Тур Горная школа йоги (тот же туроператор) включает самую разнообразную программу: пешие походы, рафтинг на реке Белой, посещение термальных бассейнов (источников), занятия йогой и медитацией, восхождение на Фишт и Оштен, экскурсия в музей Кавказского заповедника Продолжительность – 7 дней, возможно проживание в палатке или на турбазе. Стоимость тура – от 27000 руб.
Путешествие для художников – Пленэр в горах Адыгеи предлагает посещение самых живописных мест края за 8 дней. Стоит тур от 20000 руб.
По святым местам и целебным источникам – путешествия для паломников в Краснодарском крае
Особенный вид туризма в Краснодарском крае – религиозный. Здесь расположено сразу несколько мест, связанных с православной религией, например, комплекс целебных источников Святая ручка (с ним связана легенда об источнике Пресвятой Богородицы с изображением руки на камне) Комплекс находится около станицы Неберджаевской.
Свято-Михайловский Афонский монастырь в Краснодарском крае
Паломники также посещают пустынь Святого покровителя Кавказа – Феодосия Кавказского около поселка Горный. Этот святой, живший в начале 20 века обладал даром исцеления, в его честь назван и целебный источник. В пустыни есть большой храм и часовня. Свято-Михайловский Афонский мужской монастырь – обитель, основанная в 19 веке монахами, вернувшимися из паломничества к горе Афон. Изначально монастырь посвящен Архангелу Михаилу, почитаемому в нескольких религиях. Обитель была самой крупной на Кавказе в 19 и 20 веке. В 21 веке ее активно восстанавливали и сейчас здесь действуют четыре храма. Ближе всего к монастырю находится поселок Победа в Майкопском районе.
К этим религиозным центрам можно добраться на автобусе из Краснодара (от 600 руб.) или доехать и дойти самостоятельно из ближайших населенных пунктов.
Из Краснодарского края на Кавказ (Архыз, Теберда)
Популярность классических маршрутов по Кавказским горам не случайна. Эти треки позволяют путешественникам любоваться величественными вершинами и склонами, покрытыми снегом ледниковыми реками и озерами.
Восстановиться после трудного пути можно у минеральных источников в курортных поселках Теберда и Архыз.
Для любителей дальних походов есть трек из Домбая в Архыз. Обычная продолжительность путешествия — от 10 до 12 дней.
Маршрутов несколько, но все они включают поход по территории заповедника Теберда (сюда оформляется пропуск бесплатно). В этом районе часто посещают водопад Шумку, реку Муху (и перевал с таким же названием).
Неподалеку от Нижней Теберды находится поселок Домбай в окружении хвойных лесов и живописных горных вершин. А поселок Архыз известен не только природными красотами, но и минеральными источниками.
Неподалеку от поселка Домбай
Из Архыза организуют кольцевой поход. Он проходит около Софийских озер, долины горных рек Псыш и Белой. В трекинговых походах по этому маршруту посещают Семицветное озеро и перевал Ай-Юль.
Поход из Арзыха в Домбай — самый сложный и живописный. Он занимает 12 дней и включает несколько перевалов трехтысячников (они расположены на высоте 3000 м над уровнем моря). Трек включает Северный Чегордали, «Медвежью пасть», озеро Кара-Кель, Северную Кара-Каю, перевал Алибек.
Организованные туры с проводником и питанием стоят от 11000 руб. на человека.
Как добраться к началу маршрута
Автобусом можно доехать в Архыз из Краснодара и Ростова-на-Дону. Самолетом можно долететь в город Минеральные воды, откуда заказать трансфер в Теберду или в Домбай. Ближайший железнодорожный вокзал — в Невинномысске и Черкесске, откуда снова придется брать трансфер или ехать с пересадкой на автобусе.
Что взять с собой на трекинг
Изменчивость погоды в горных районах – общеизвестное явление. Но, если летом это может быть лишь не слишком приятным сюрпризом в виде проливного дождя и сменяющей его жарой, то в осенние месяцы бывают и снегопады. А ночью температура воздуха часто 0 или даже -1 ℃.
Палатка для трекинга
Эти особенности стоит учитывать, подбирая снаряжение для трекинга. Необходимо взять с собой спальный мешок, пригодный для холодной погоды (температура комфорта не более -5°C), специальный коврик, теплую куртку и специальные штаны.
Не лишними будут термобелье, перчатки и шапка, непромокаемая одежа, удобная обувь (не меньше 2-х пар). Часто дополнительное снаряжение предоставляется организаторами туров (в том числе и палатки).
Хорошая организация путешествия и правильный подбор снаряжения позволят получать удовольствие от активного отдыха. А трекинг в Краснодарском крае принесет массу положительных эмоций и ярких впечатлений.
10 маршрутов для осеннего похода в горах Краснодарского края
Уходим в осень. Отгремела пора отпусков, но в горы ой как хочется. И мы продолжаем сезон трекинга осенними походами в горах Краснодарского края. Давайте договоримся, что маршруты которые относятся к ноябрю можно ходит и в сентябре и в октябре; маршруты октября и в октябре и в сентябре, а вот маршруты сентября только в сентябре, так как они проходят в зоне высокогорья и чем дальше в зиму тем более вероятно выпадение снега и лавинная опасность, закрытие перевалов.
- Маршруты сентября
- Маршруты октября
- Маршруты ноября
Преимущество осенних походов
Есть у осенних походов в Краснодарском крае определенное преимущество перед летом: устойчивость и предсказуемость погоды, приятный график температуры и красота осенних пейзажей. Если же более подробно, то можно насчитать целых 6 (шесть) преимуществ похода осенью.
- Температурный режим. Нет экстремальной жары. Днем идти комфортно, легкий ветерок охлаждает, когда поднимаешься на перевал, а солнечные лучи уже не обжигают;
- Пожухла высокая трава, затрудняющая выход на смотровые точки и передвижение по маршруту;
- Утром легкий морозец сковывает повышенную влажность, уходит таинственная дымка и на горизонте открываются неизведанные вершины и горные кряжи;
- Толпы туристов покинули популярные направления, с последними днями лета они уехали домой и на любимых маршрутах безлюдно. Можно в полной мере насладиться природой и красотой осенних пейзажей;
- Осень — это гастрономические туры. Созревают грибы и ягоды. Можно побаловать себя борщом на белых грибах или сыроежек, собрать рюкзак опят; запастись в зиму рябиной или шиповником, а еще поскандалить с медведем за куст горной малинки или отведать кавказской черники;
- И наконец, осень — это пора фототуров и пленеров, время когда появляются самые красивые краски природы и их буйство завораживает и заставляет влюбиться в красоту Кавказа.
Походы в сентябре
Сентябрь в горах полон зелени. Она уже не такая сочная как в июне, но еще не наполнилась буйством осенних красок. Трава выгорела под палящим солнцем августа и тихо хрустит под ногами. В сентябре тепло и комфортно. Можно совершать походы в зону высокогорья и подниматься на высоты от 2500 до 3000 метров над уровнем моря. Ниже представлены маршруты, которые хорошо посещать в сентябре.
Вершина горы Фишт
Фишт — мегапопулярная вершина у альпинистов и горных туристов юга России, но в узких кругах она знаменита далеко за пределами Западного Кавказа. Спелеологи изучают глубочайшие пещеры в недрах горы, гляциологи интересуются самым низким ледником в Европе — Малым Фиштинским, здесь постигают истоки реки Белой гидрологи, а палеонтологи находят здесь древние раритеты, так как Фишт — это коралловый риф в древнем океане Тетис наполненный артефактами: отпечатки морских звезд и ежей на камнях, россыпи аммонитов и неповторимый розовый цвет скал.
Номер заказа: 003001
Природный парк “Большой Тхач”
Вершина Большого Тхача (2368 м. над у.м.) располагается на границе Краснодарского края и республики Адыгея. Она является ярко выраженной куэстой с обрывистыми южными и пологими северными склонами. Такой рельеф сформировался много миллионов лет назад отступающими льдами великого ледникового периода. Протяженность массива почти 3,5 (три с половиной) км, каменные стены на различных участках имеют высоту от 50 (пятидесяти) до 150 (ста пятидесяти) метров. Особенно красив массив Тхача с хребта Слесарного — в закатных лучах солнца корона напоминает сказочный средневековый замок.
Номер заказа: 002303
Имеретинские озера
Походы в октябре
Озеро Кардывач
Озеро Кардывач – одно из самых красивых озер Кавказского заповедника. исток главной реки Сочинского Причерноморья — Мзымты. Располагается на территории Кавказского заповедника недалеко от границы Краснодарского края с республикой Абхазия. Поэтому для посещения водоема требуется пропуск в приграничную зону для туристов не имеющих прописку в Сочи. Пропуск оформляется бесплатно в службах ФСБ Краснодарского края. Так же требуется купить билеты КГПБЗ — 300 руб/сут. с человека. Билеты оформляются в конторе заповедника в Адлере, на КПП Лаура в п.Эсто-Садок или на сайте Заповедника. С 2022 года для проезда (прохода) участка поселок Эсто-Садок — кордон Пслух необходим билет Сочинского национального парка — 300 руб/чел в день посещения выше указанной территории.
Отметка уреза воды Кардывача 1837 метров над уровнем моря. В хрустальных водах отражается пик Агепсты — главной вершины города Сочи. Со всех сторон чаша озера окружена лесом, скалистыми вершинами. Здесь красиво в любое время года, но наиболее живописным Кардывач бывает осенью в конце сентября/начале октября.
Дзитакские озера и лагерь Холодный
Уникальными по равновесию экологической системы, структуре и красоте являются Дзитакские озера Кавказского бисферного заповедника, район поселка Красная Поляна. Последние годы из-за высокого туристического потока посещение долины запрещено администрацией Заповедника, но маршрут на Бзерпинский карниз → по долине реки Уруштен к лагерю Холодный с посещением озера Большого не стал от этого хуже. Легкодоступность трека, удобные пути подъезда (канатная дорога Газпром) делают маршрут мегапопулярным среди новичков и любителей пеших походов. Для многих поход на Бзерпинский карниз становится первым треккингом в жизни. Но насколько отличается от долины Бзерпи долина Уруштена! Все путешественники отмечают красоту и неповторимость пейзажей этой горной долины.
Лучшее время для посещения — начало/середина октября. В этот момент деревья одевают золотой наряд, а травы становятся рыжими от ночного заморозка. Здесь↓ мы как-то живописали красоты Бзерпинского карниза в октябре.
Как добраться к началу маршрута? Из Сочи в поселок Эсто-Садок отправляются электричкой до станции Роза Хутор или автобусом 105 (105с). Далее подъем на канатной дороге — удобнее всего ветка от станции «Альпика-Сервис» 3S. Она поднимает к «Приюту пихтовый» на высоту 1600 м. Время «полета» 20 (двадцать) минут. Поездка со станции «Лаура» намного дольше — около 40-50 (сорока — пятидесяти) минут. Для похода требуется приобрести в кассе специальный билет по тарифу «Походный». Он позволяет подняться в один день, спуститься в другой. Билеты в Кавказский заповедник приобретите заранее в Адлере на ул.Карла Маркса 12 / кордоне Лаура / магазине «Альпиндустрия» / сайте заповедника в электронном виде. Важно спуститься с горы до закрытия канатной дороги, иначе с плато Псехако придется спускаться пешком.