Горнолыжный курорт Шерегеш
Хотите отдохнуть на одном из лучших горнолыжных курортов России — Шерегеше? Узнайте о погоде, трассах, ценах на путевки, ски-пассы, прокат, еду и отели в 2022 году. Как добраться до Шерегеша и чем заняться, кроме лыж? Отзывы и советы туристов.
Ищите жилье со скидками на Hotellook. Вот главные правила поиска отелей.
Содержание:
Где находится горнолыжный курорт Шерегеш
Небольшой поселок с центром зимнего отдыха расположен в Кемеровской области. Он находится в Горной Шории, на поросших лесом живописных вершинах. Шерегеш привлекает поклонников лыж и сноуборда мягким снегом, чистым воздухом и благоустроенными, современными трассами.
Вид на курорт Шерегеш (Фото: Egorov Vladimir / flickr.com)
Климат и погода Шерегеша
Курорт лежит в зоне резко континентального климата. Здесь жаркое лето и относительно холодная зима. Сезон с устойчивым снежным покровом длится с ноября по май. В середине зимы толщина снега на склонах достигает 2 м.
На горнолыжном курорте Шерегеш лучшие периоды для катания — с ноября до конца декабря и с начала марта до второй декады апреля. В это время погода хорошая, не бывает сильных морозов и снега много.
С декабря по февраль средняя температура воздуха −10. −15°С. Нередко столбик термометра опускается ниже −20°С. В морозы стоит безветренная и солнечная погода, а во время потеплений начинаются обильные снегопады. Весной наступает бархатный сезон. По ночам температура опускается до −10. 0°С, а днем теплеет до +10. +15°С.
В Шерегеше почти не бывает лавин. Фото: Depositphotos.com
Как добраться до горнолыжного курорта Шерегеш
Где найти дешевые билеты? Используйте поисковик Авиасейлс — он сравнивает цены всех авиакомпаний. Узнайте секреты поиска недорогих авиабилетов.
Туристы из Москвы долетают до Новокузнецка. Авиабилеты в обе стороны стоят от 20 тысяч рублей. От аэропорта Спиченково до горнолыжного курорта Шерегеш за 3 часа добираются на такси. В сезон запускают электричку от Новокузнецка до железнодорожной станции Чугунаш — 150-300 рублей. Оттуда до Шерегеша курсируют автобусы — 50 рублей.
Как добраться из Новосибирска? Один из удобных вариантов — проходящий автобус в Таштагол. Правда, он идет больше 9 часов. Билет стоит от 1200 рублей. Некоторые заказывают индивидуальный или групповой трансфер из Новосибирска или Новокузнецка — это комфортнее.
Стоимость путевки в Шерегеш в 2022
Путевки на горнолыжный курорт Шерегеш в 2022 году продают из Омска. Тур на двоих на 7 дней стоит 12 тысяч рублей. В стоимость включены дорога, абонемент на подъемник, проживание в двухместном номере-стандарт, завтрак и ужин.
Трассы
Общая протяженность трасс на горнолыжном курорте Шерегеш — почти 40 км. Для катания туристам доступна вся площадь склонов. Они с удовольствием съезжают с вершины и используют поросшие елями спуски.
На курорте много мест для фрирайда. Есть трассы для новичков, лыжников средней подготовки и опытных спортсменов. Склоны обслуживает 20 кресельных, гондольных и бугельных подъемников. Искусственное оснежение не используют.
Работают школы по обучению новичков. За индивидуальные занятия с инструктором просят 1500 рублей в час. Малышей учат кататься на горных лыжах с 3 лет, а на сноуборде — с 6 лет.
Карта трасс и курорта Шерегеш. Скачать в большом формате. (Фото: www.sheregesh.su)
Подъемник в Шерегеше (Фото: mksystem / flickr.com)
Цены на ски-пасс в 2022 году на горнолыжном курорте Шерегеш
Подъемники работают с 9:00 до 17:00. Разовый подъем стоит от 30 до 200 рублей. Единой оплаты не существует. Однако есть варианты ски-пассов, которые объединяют самые популярные подъемники. Стоимость 4-часового катания — 500-850 рублей, ски-пасс на 1 день — 700-1250 рублей, а на 3 дня — 1500-3300 рублей. Дети до 8 лет катаются бесплатно.
Цены на ски-пасс в Шерегеше (Фото: www.sheregesh.su)
Цены на прокат оборудования и одежды
Прокат на горнолыжном курорте Шерегеш налажен хорошо. Полный комплект снаряжения для горных лыж или сноубординга предлагают за 200 рублей в час или за 800 рублей за 8 часов. Лыжи на день стоят 400 рублей, сноуборд — 700 рублей, ботинки — 300 рублей, палки — 100 рублей, а комбинезон — 300 рублей. Прокат очков, перчаток, защитного шлема, куртки и лыжных брюк — по 200 рублей в день.
Цены на прокат в Шерегеше (Фото: www.sheregesh.su)
Отели
На горнолыжном курорте Шерегеш много жилья. Туристов принимает около 40 гостиниц, коттеджей и турбаз. Многие для экономии снимают квартиры в частном секторе — 1500 рублей в сутки, или находят жилье в нескольких километрах от склонов.
Стоимость двухместного номера в отелях Шерегеша во время зимнего сезона, в рублях:
Гостевые дома на удалении от трасс | 1500 |
Гостевые дома и апартаменты рядом с трассами | 2400 |
Отель 2* | 3900 |
Отель 3* | 4000 |
Отель 4* | 4400 |
Совет. Если вы собираетесь на курорт с компанией друзей или большой семьей, выбирайте отдельный коттедж. Двухэтажные дома со всеми удобствами сдают от 7000 рублей, а одноэтажные домики от 4500 рублей.
На горнолыжном курорте Шерегеш много жилья. Туристов принимает около 40 гостиниц, коттеджей и турбаз. Фото: Ruvo233 / Depositphotos.com.
Цены на еду в кафе и ресторанах
Работают рестораны, кафе, бары, шашлычные, столовые и блинные. Некоторые их них открыты при отелях, другие кормят отдыхающих возле подъемников. В большинстве заведений предусмотрены раздевалки и места, где можно поставить горные лыжи и сноуборд.
Цены на еду на горнолыжном курорте Шерегеш довольно высокие. Стоимость комплексного обеда начинается от 450 рублей, порция картофеля-фри — 150 рублей, шашлык — от 200 рублей. Ужин на одного в ресторане без спиртного обойдется в 700-1000 рублей.
Совет. Более дешевую кухню предлагают заведения с неброским дизайном, которые находятся в стороне от склонов.
Что посмотреть и чем заняться
Кроме горнолыжки и сноубординга, на курорте можно покататься на тюбингах: 1 час — 500 рублей. От турбазы “Медвежонок” проложены трассы для беговых лыж и снегоходов. Ежегодно весной проходит GrelkaFest — веселый фестиваль, во время которого лыжники и лыжницы рассекают по склонам в плавках и купальниках.
Весь зимний сезон отдыхающих катают на лошадях и хасках. Круг на санях до вокзала и обратно стоит 1000 рублей. В такую же цену обойдется часовая прогулка верхом. Маршрут протяженностью 2 км на собачьей упряжке — 1500 рублей.
На горнолыжном курорте Шерегеш открыт современный крытый каток. Цены приемлемые:
- прокат коньков — 100 рублей в час;
- катание по будням — 150 рублей в час, а по выходным — 200 рублей в час.
- Для детей в любое время — 100 рублей в час.
Центр ночной жизни Шерегеша — это клуб Ays-Bunker, который находится на цокольном этаже гостиницы AYS CLUB. Здесь проходят дискотеки, и приезжают ди-джеи из разных городов страны. Кроме того, у любителей шумных вечеринок популярны караоке-бар при турбазе “Медвежонок”, бары Grelka и “Горный патруль”.
После активного дня приятно расслабиться в спа-салонах. Баня на четверых стоит 600-2000 рублей в час. Многие туристы выбирают оздоровительный комплекс “Хамам”. Во время отдыха с детьми сходите в забавный Йети-парк и загляните на аттракцион “Перевернутый дом”.
В теплое время года курорт принимает поклонников водного и конного туризма. Для них организуют конные путешествия по тайге и сплавы по горной реке Мрас-Су. Летом востребованы полеты на парапланах и скалолазание.
Участники фестиваля Grelka Fest. Фото: Smile19 / Depositphotos.com.
Отзывы туристов и советы
Большинство отдыхающих оставляют позитивные отзывы о горнолыжном курорте Шерегеш и отмечают его плюсы:
- Удобное расположение для туристов из центральных регионов страны и Сибири.
- Живописные места катания.
- Налаженный трансфер.
- Достаточное количество гостиниц, турбаз и коттеджей.
- Ухоженные трассы и подъемники. Нет труднопроходимых участков, буреломов и камней.
- Налаженный прокат и общепит.
Минусы:
- По сравнению с качеством сервиса цены завышены.
- Так как владельцы у подъемников разные, единого ски-пасса нет.
- Вечернее катание на склоне с бугельным подъемником организовано лишь по пятницам и субботам. Причем в это время на трассе нет спасателей.
- На курорте не принимают карты. Оплата — только наличными.
- Выбор одежды в прокате невелик.
Те, кто уже побывал на горнолыжном курорте Шерегеш, дают полезные советы:
- Самыми высокими цены бывают в январе и феврале. Чтобы сэкономить, отправляйтесь на курорт в начале зимы или весной.
- На курорт можно приехать без снаряжения — все необходимое есть в прокате. Однако если вы имеете рост отличный среднего, о сноуборде и лыжах стоит позаботиться до поездки.
- Со стоимостью ски-пассов и скидками для постояльцев отелей проще разбираться на месте.
- От поселка до трасс удобно ездить на такси — 150 рублей. По выходным и в праздничные дни до горы Зеленая ходит автобус — 30 рублей.
- Если хотите сэкономить на питании, снимайте жилье с кухонной зоной и готовьте сами. Продукты продают в супермаркетах поселка.
Шерегеш, Россия — отзывы
Оставить отзыв Сбросить
Достоинства:
Красиво, масса положительных эмоций!
Нет минусов, но если только холодновато там! Одевайтесь теплее!
Один из лучших Горно-лыжных курортов России! Живу в Алтайском крае, который граничит с Кемеровской область из-за этого часто бывают в Шерегеше! Был четыре раза! Очень понравилось, много трасс, для разных возрастов и видов спорта! Очень красиво! Конечно я не на недели ездил, а на 2 дня, жил в машине, зато деньги сэкономил на проживании! Много разных кафе, прокатов лыж, сноубордов! Особенно там хорошо с друзьями! Отдохнуть, развлечься, получить массу позитивных эмоций! за два дня поездки, потратил пять тысяч рублей! Это на еду и на прокат лыж! Конечно если ехать с проживанием, то это обойдется в кругленькую суму) Но посетить стоит, не пожалеете!
Достоинства:
Главное чистый, белый пухляк. Горы высокие. Склоны оборудованы и направлены на разный уровень подготовки.
Зимой дороговато. Но это как на всех курортах в разгар сезона.
Можно отдыхать и зимой и летом! Чисты горный воздух! Зимой много снега, чистый, искристый. Летом спокойный отдых!
Склоны оборудованы всем необходим. Есть прокаты, кафе, отели, рестораны.
Склоны на разный уровень подготовки. Есть склоны очень крутые, а есть и пологие.
В самом поселке можно снять квартиру или дом в аренду. На разный кошелек.
У подножья склона очень много отелей и еще строятся каждое лето новые отели.
Инструкторы все квалифицированные. Обучат кататься и на сноуборде и на горных лыжах.
Достоинства:
не очень дорого,красиво
Так здорово, что можно отдыхать зимой на родине) вообще очень понравилось. Я-поклонник зимнего спорта, была в восторге. Там настоящая зима и всегда много снега! очень советую=)
Продолжаю свою любимую тему — зимний отдых. После того, как мы с супругом побывали в Архызе, нам непременно захотелось сравнения, а так как сейчас мы живём в г.Новосибирске, то решено было ехать в Шерегеш.
Про дорогу:
Мы всегда пользуемся в дороге навигатором от гугла, еще ни разу не подводил, а проехали мы пол России на авто, единственное, до Шерегеша был открыт новый участок дороги, а карты гугл не знали об этом и предлагали ехать по старому маршруту, но мы-то знали. Сложностей никаких не возникло, ДПС не встречали По времени занимает, примерно, около 7,5 часов. Мы ездим через Ленинск-Кузнецкий т.к. это максимально быстрый путь. В дороге особо не возникало желания останавливаться покушать, поэтому лучше брать с собой еду.
Про жилье:
Можно жить как в поселке, так и на склоне. Если живете в поселке, то скорее всего это будет квартира и Вам нужно будет ездить на склон. В принципе, это не очень далеко, но нам хотелось жить поближе к подъемникам. Бронировали и оплачивали мы заранее через сайт [ссылка], необходимо распечатать трансфер т.к. без него Вас не пустят в гостиницу. Мы жили в гостинице Вояж и выходя из нашей гостиницы прям был подъемник «зеленый» который ведет на самый пик горы.
вид из окна отеля:
В этом плане, Шерегешу прям лайк за доступность жилья!
Про еду:
В нашей гостинице были завтраки, а магазинов толковых на склоне я не встречала. Поэтому, если Вы хотите купить продукты, то нужно будет съездить в поселок, там большой магазин Мария Ра, у которого и происходит вся тусовка. В попытках найти где бы поесть в обед, мы забрели в гостинницу Ласка. Там довольно прилично, не очень дорого, но не могу сказать, что восторг. Второй раз поедем, будем еще искать
Про горнолыжный комплекс:
Не было мной замечено, что за склоном очень следят, но по вечерам работал ратрак. Муж катался в будни и говорит, что ратрак не работал катайтесь как хотите. После того как мы вернулись из Архыза я была готова купить новое оборудование т.к. там я ни разу не встретила ни одного камушка. В Шерегеше встречаются камни на склонах, поэтому будьте к этому готовы.
В Шерегеше нет единого скипасса, поэтому приехав в первые мы сделали так:
- в первый день мы взяли скипасс на Каскад и катались там. В основном катались на подъемниках Хлебница и Булочка. Трассы не сложные и для новичков.
- во второй день мы взяли один подъем на подъемник Каскада «Зеленый», на нём замерзли как суслики — он не закрытый, идет до самого верха крайне медленно и сильно продувается ветром. Там можно пройти пешком или за 100 рублей доехать на снегоходе до сектора Е. Я за снегоход, ходить тяжко. И поехали вниз, но т.к. мы не очень ориентировались в многообразии трасс, уехали не на сектор Е,а на Панораму. Хорошо, что у них закрытые подъемники, на открытых ездить ужасно. Что Панорама, что сектор Е довольно каменистые, сильно не плачьте по своему оборудованию. Оставшийся день катались на секторе Е.
Преимущества сектора Е:
- меньше народу
- протяженность трассы
- закрытые подъемники
Если Вы катаетесь мало, то разумнее не брать скипасс на весь день, а только закинуть деньги на карточку. Деньги даже на следующий год не сгорят.
Про безопасность:
Будьте бдительны, никаких ограждений в Шерегеше нет, а так же нет обозначений ориентиров трасс. Поэтому, чтобы не заблудиться в Шерегеше, катайтесь только по трассе, желательно за кем-нибудь. Случае гибели туристов происходят ежегодно. Под снегом Вас может ожидать огромная яма с водой. Поэтому, в одиночестве никогда не заезжайте «полюбоваться леском».
Про оборудование:
У нас уже появилось своё, но если Вы едите в начале сезона, когда снега недостаточно, то можно взять и в прокат, чтобы своё не «убивать».
Всем спасибо большое, что читаете меня! Хорошего Вам катания!
Достоинства:
Красивая природа, современное лыжное оборудование, замечательная атмосфера, все для семейного отдыха
Все любят Шерегеш. мне кажется, что редко встретишь человека, который бы отрицательно отзывался о горнолыжном курорте. Красивая природа. высокие горы, современное горнолыжное оборудование. Зачем нам Австрийские Альпы?! Вообщем, всем любителям спорта и экстрима в Шерегеш, все, кто хочет просто отдохнуть и весело провести отпуск или выходные Шерегеш. Можно замечательно провести время всей семьей. Это очень очень здорово. Также много интересных мероприятий и развлечений, скучно никогда не будет. Советую ездить большой компанией или просто всей семьей! Обязательно не забудьте захватить с собой видеокамеру и фотоаппарат, чтобы запечатлеть свой чудесный отдых в Горной Шории. Лучше гор могут быть только горы.
Достоинства:
Божественно красивая природа, чистейший воздух, заряд позитива и бодрости
Недостаточно развитая инфраструктура, дорогие кафешки
Максимум драйва, положительных эмоций можно получить в этом дивном уголке природы Кузбасса. Мы с семьей открываем лыжный сезон уже в октябре, закрываем в апреле). Бюджетно можно снять жилье в поселке, за 1500 рублей в сутки можно снять неплохую двушку (заранее забронировать или по приезду договориться с арендодателями возле магазина «Кукуруза»). На небольшую компанию (8 человек) можно снять домик-шале у подножия горы «Зеленая». Последний наш отдых в шале «Катапульта» с баней и бассейном был незабываемым!
Достоинства:
Воэдух чистый, снег белый
администрация на секторе Е нет и травмпункта тоже нет
воздух чистый, но на секторе Е нет травмпункта и администратора не найти, а если найдёте то он вам очень нахамит. Получила травму: стояла за ограждение где катаются на бубликах. Бублик вылетает за ограждение и попадает мне в голову получила сотрясение головы, а администратор сказал охраннику, чтобы он обработал мне шишку и даже не вызвали скорую, только на хамили и не попросили даже извинения. Это было 5 апреля 2015 года. Так что отдыхающие будьте осторожны.
Шерегеш — маленькая Турция: выгодно ли отдыхать на лучшем курорте Кузбасса
Мы все посчитали за вас.
Кузбасский горнолыжный курорт уже прогремел на федеральном уровне. О нем говорят все. И даже часто предпочитают его, а не Красную Поляну в Сочи. Но с 20 января в Шерегеш, как и на горы юга России, можно попасть только с QR-кодом или свежим ПЦР-тестом. Сразу задумываешься, что с такими ограничениями нет разницы, куда лететь отдыхать: за границу или на российский курорт.
Несмотря на это, Федеральное агентство по туризму способствует путешествиям по России. Ведомство создало субсидию в виде кешбека, которая начисляется за туристические услуги, оплаченные в период с 18 января 2022 года по 12 апреля 2022 года. Так можно вернуть 20% от стоимости поездки по России. Правда, исключительно при использовании карты «Мир», которой вы оплатите отдых онлайн.
Казалось бы, о чем еще говорить. Если на курорт, то лучше с выгодой. Редакция Сибдепо решила проверить, действительно ли, Шерегеш в следующие несколько месяцев окажется дешевле, чем возможный заграничный отпуск, учитывая все субсидии (также дополнительные скидки для кузбассовцев).
Для москвичей
Для начала возьмем для сравнения любимый и самый популярный курорт среди россиян за границей — Турцию. На сегодняшний день страна открыта для туристов, ПЦР-тест требуется сделать только до вылета, а карантина по прибытию нет. Оценим стоимость поездки с перелетом и проживанием на семью с двумя детьми. Обычно, в Шерегеш приезжают на 3-5 дней. Заграничный отпуск рационально рассчитать на пять дней. Мы выбрали праздничные даты — с 23 по 28 февраля.
И так, самый дешевый перелет из Москвы в Анталью на семью из четырех человек туда и обратно обойдется всего в 46 368 рублей. Берем условный пятизвездочный отель, чтобы “все включено”, все-таки в Турцию за этим и летят. В итоге, за самый дешевый семейный номер с четырьмя односпальными кроватями вы заплатите 48 976 рублей. К тому же, гостиница находится на первой линии, то есть крайне близко к морю. Общая стоимость выходит — 95 344 рублей за семью с двумя детьми.
Теперь узнаем стоимость Шерегеша на те же даты и примерно с теми же условиями. И даже немного разгуляемся, ведь есть 20% кешбек. Самая дешевая поездка на кузбасский горнолыжный курорт из Москвы семье с двумя детьми обойдется в 95 961 рубль, учитывая субсидии — 76 768 рублей.
Что же входит в эту сумму? За эти деньги вы получите: перелет туда и обратно, проживание в отеле, питание, медицинскую страховку. Мы выбрали один из самых низких по стоимости — трехзвездочный спортивный отель. Он находится недалеко от подъемников и горы Зеленая. Номер четырехместный, а кормить вас будут всего два раза: завтрак и ужин.
С Шерегешем все понятно. Теперь перейдем к, наверное, самому дорогому курорту России — Красная Поляна. К нашему удивлению, вышло даже дешевле, но без питания. За отдых на семью из четырех человек можно заплатить всего 87 272, с субсидией — 69 817 рублей. В стоимость входит трехзвездочный отель без питания и перелет.
Для союза жителей Москвы и кузбассовцев вывод неутешительный… Стоимость отпуска на 5 дней в Шерегеш для москвичей дороже почти на семь тысяч рублей. Но Турция все еще остается самым дорогим отпуском.
Для кузбассовцев
Очевидно, что у жителей Кемеровской области одна привилегия — дешевле всего, естественно, будет съездить в Шерегеш. Минусуется одна из самых дорогих частей отпуска — перелет. Но на сколько выгодней это выйдет?
Начнем с Красной Поляны. Кузбассовцам придется выложить целых 118 925 рублей, минус кешбек — и получается 98 925 рублей (вернуть можно за одну поездку не более 20 000 рублей — прим.ред.). За эти деньги вы получите трехзвездочный отель без питания и перелет, все как обычно.
Внимание! Сейчас будут очень «кусающиеся» цены в сравнении с теми, что мы видели выше. Все-таки из Москвы летать намного дешевле, чем из Сибири. Так, перелет из Кемерова в Анталью обойдется в 81 554 рубля на двух родителей и двух детей. Стоимость отеля остается та же — 48 976 рублей за “все включено”. В итоге — 130 530 рублей за семейный отпуск в Турцию для жителей Кузбасса.
И заканчиваем самым доступным отдыхом для региона — Шерегеш. Тем более, для нас тут действует и программа лояльности. Только в феврале она будет работать еще в тестовом режиме. А на начальном этапе работы программы участвовать в ней смогут только люди в возрасте 18 лет и старше.
На первом этапе ее внедрения в Шерегеше жители Кузбасса получат только одну скидку — подъёмник на «Сектор Е» будет дешевле на 10%. При нынешней его стоимости в 280 рублей скидка составит смешные 28 рублей.
Планируется, что полноценно программа заработает в следующем сезоне. Но мы “едем” уже в этом феврале. Получается, никаких преимуществ, кроме отсутствия перелета, у нас и нет. Но фактически, программа лояльности не имеет к этому ровным счетом никакого отношения.
Таким образом, кузбассовцы могут добраться до горнолыжного курорта тремя способами: на машине, на поезде, на автобусе. Новокузнечане могут добраться на поезде и затем на автобусе. На семью из четырех человек выйдет 1800 рублей туда-обратно. Проживание обойдется в 30 400 рублей: однокомнатный номер с четырьмя кроватями на пять ночей в гостином домике без питания. Общая сумма всего — 32 200 рублей на семью.
Из Кемерова, доехав до курорта на машине, вы заплатите примерно 2 500 рублей туда и обратно. Точность вычислений зависит от автомобиля. Отель оставляем прежним и получается — 32 900 рублей на четырех человек.
Вывод такой же, как и перед подсчетами: отдых в Шерегеше для жителей Кемеровской области — выгоднее всего.
Стоит отметить, что в планах у властей сделать курорт востребованным для жителей всей России. Но пока мы видим, что тем же москвичам дешевле, ближе и удобней слетать в Сочи, чтобы покататься на лыжах. Да и отдых в Турции выходит дороже всего на 19-20 тысяч, если учитывать кешбек.
Зачем самолеты сбрасывают топливо в полете (8 фото+видео)
Когда и зачем самолеты сбрасывают топливо?
Сброс топлива в небе – это быстрый способ «облегчить» самолет на десятки тонн, чтобы совершить безопасную внеплановую посадку. То есть происходит это не регулярно, а лишь изредка при экстренной необходимости. Да и не на всех лайнерах в принципе есть система сброса.
Дело в том, что при любой посадке самолет обычно должен весить меньше, чем было разрешено при взлете. В большинстве случаев масса снижается за счет того, что топливо, рассчитанное на дальность рейса, просто вырабатывается во время полета.
Но бывают нештатные ситуации, когда самолет должен сесть раньше, чем выработает топливо: неполадки на борту, кому-то стало плохо, кто-то учинил дебош и т.д. Тогда не остается ничего другого, как сбросить лишний керосин. Либо наматывать круги над аэропортом, сжигая топливо, если нет системы экстренного сброса.
Flightradar24, / Zzxxdd
Видео
Как сливается топливо? Может ли оно попасть в двигатель?
Обычно пилоты запрашивают разрешение на сброс у диспетчеров аэропорта, где будет внеплановая посадка. Те определяют безопасную высоту и место – подальше от густонаселенных районов и желательно над крупным водоемом.
Сброс происходит через сливные горловины в задней части крыльев. На определенном уровне поток перекрывается, что защищает от избыточного слива.
Трубка аварийного слива на крыле Airbus A340-311. Wikimedia / lahiru k
Может ли топливо попасть в турбину? Практически без шансов. Слив расположен достаточно далеко, а струя достаточно компактна и с учетом скорости полета неспособна рассеяться настолько, чтобы попасть в воздухозаборник двигателя спереди крыла.
Однако сброшенное топливо опасно для других самолетов, поэтому диспетчеры расчищают воздушное пространство на несколько километров вокруг.
Вес самолёта при посадке
Существует строго ограниченный вес самолёта, заходящего на посадку. Превышать этот лимит ни в коем случае нельзя, так как данная ситуация может стать причиной крушения авиалайнера.
При посадке происходит своеобразный удар шасси о поверхность посадочной полосы. При этом шасси и фюзеляж рассчитаны на конкретные нагрузки, которые напрямую зависят от веса борта. Если данный показатель будет существенно превышен, то и нагрузка соответственно увеличится. Шасси и фюзеляж при этом могут не выдержать и сломаться под тяжестью веса. Также пострадать могут и крылья. Именно поэтому важно следить за весом при посадке.
Достигает ли топливо земли? Опасен ли сброс для экологии?
Многие люди, особенно живущие вблизи аэропортов, считают, что сброс топлива крайне вреден, что керосин оседает на их домах, загрязняет поля и леса и чуть ли не льется на голову. Тревоги добавляют громкие протесты «зеленых» и раздутые заголовки СМИ.
Так было, например, в 2016-м, когда французский лайнер вынужденно сбросил топливо над лесом Фонтенбло. Причем особенно горлопанили почему-то российские телеканалы: «Пилоты Air France слили десятки тонн керосина на заповедник под Парижем» – как будто те злостно устроили экологическую катастрофу масштабов Чернобыля. Однако даже возмущенные французские СМИ отмечали, что топливо, к счастью, испарилось, не достигнув земли.
Конечно, нельзя сказать, что сброс топлива абсолютно безвреден. Но это и не жуткое бедствие, тем более что случается редко.
Во время этого процесса и после на землю не льется «керосиновый дождь», потому что диспетчеры направляют лайнер на безопасную высоту, где оно рассеивается в мелкий туман и испаряется. Если что-то и достигает земли, то незначительные частицы. Иногда может чувствоваться керосиновый запах, это допустимо.
В целом, на улице обычного большого города вы подвергаетесь токсинам куда больше, чем в зоне сброса топлива с самолета.
Как и зачем с самолётов сбрасывают авиатопливо
Каждый хотя бы раз слышал о том, что самолеты во время полета по тем или иным причинам могут осуществлять сброс топлива. Несложно догадаться даже без специальных знаний, что любой подобный сброс – это чрезвычайная, вынужденная мера. Однако, легче от осознания этого не становится.
Что случается с керосином? Действительно ли он имеет все шансы упасть людям на головы?
Процедура сброса используется крайне редко. /Фото: vecer.com.
В пассажирском лайнере Боинг-747 емкость топливных баков составляет 198.3 тонны горючего. При этом за один час полета самолет потребляет не менее 10.5 тонн топлива. Специфика конструкции любого самолета такова, что на взлете его масса должна быть больше, чем в момент посадки. Иными словами, допустимая взлетная масса любого летательного аппарата всегда выше, чем допустимая посадочная масса.
Это позволяет загружать самолеты грузом и пассажирами «сверх» нормы. Необходимый показатель посадочный массы при этом достигается за счет той банальной и очевидной вещи, что большая часть горючего в ходе полета сгорит.
Делается сброс только при экстренной посадке в случае ЧП на борту. /Фото: delawareonline.com.
Само собой, случается всякое, и самолету может потребоваться экстренная посадка по причине технической неисправности или проблем со здоровьем кого-то из находящихся на борту.
В этот момент может оказаться, что масса летательного аппарата все еще не достигла допустимого посадочного значения. Ее несоблюдение приведет к катастрофе в момент приземления. Данная проблема решается в чрезвычайном порядке при помощи сброса горючего. Предварительно пилоты сообщают в диспетчерскую о координатах, высоте и факте сброса. В редких случаях их могут это запретить, заставив выйти на безопасный участок или высоту.
Само топливо сбрасывается через специальное сопло, которое рассеивает его в мельчайшие капли. Сброс топлива разрешен только в специально отведенных для этого местах. Чтобы минимизировать попадение на жилые районы, также мы не должны навредить людям, находящимся на земле.
Авиационный керосин – это крайне летучее и очень легкое топливо, которое достаточно быстро испаряется, особенно будучи распыленным в воздухе. Чаще всего горючее просто не долетает до земли, равномерно распыляясь и испаряясь в воздухе. Само собой бесследно керосин не исчезает.
Его пары еще долго будут летать по небу, пока окончательно не осядут или не выпадут с дождем или снегом на землю в крайне низкой концентрации. В редких случаях сброс керосина становится причиной образования кратковременного смога.
Очень редко керосин становится причиной смога. /Фото: baigenews.kz.
Современные самолеты в отличии от своих предшественников оборудованы системой экстренной посадки при избыточном весе, что дает пилотам возможность не производить экстренный сброс лишнего топлива. После такой посадки самолет проходит тщательную проверку, чтобы устранить возникшие неполадки и убедиться в том, что самолет полностью исправен и готов к полету.
Бывают и экстренные ситуации, когда топливо могут сбрасывать в населённых пунктах, так 15 января 2022 сброс авиатоплива был совершен экипажем пассажирского самолета американской авиакомпании Delta Air Lines во время экстренной посадки в Международном аэропорту Лос-Анджелеса. 26 человек, включая 17 детей, “незначительно пострадали” об этом информировала пожарная служба округа Лос-Анджелес.
- 2146 просмотров
Материалы по теме
А вот ещё:
Можно ли вычислить лжеца по лицу и жестам?
Лжеца можно вычислить по взгляду, жестам и выражению лица. Согласны? Если да, то вас легко провести. Ученые выяснили, что большинство инструкций по выявлению невербальных признаков лжи — всего лишь собрания предрассудков. К каким выводам пришла современная наука и как это повлияет в будущем на общественную безопасность?
Семнадцатилетний Мартин Тэнклефф сообщил в полицию, что обнаружил дома тела своих родителей: мать — зарезанной, а отца — избитым до смерти. Правоохранители решили, что он был при этом слишком невозмутим. Тэнклефф заявлял, что он невиновен, но ему не поверили. Сироте пришлось отсидеть за двойное убийство 17 лет.
В другом случае полиция посчитала, что шестнадцатилетний Джеффри Дескович демонстрировал чрезмерное желание помочь следствию найти того, кто изнасиловал и задушил его одноклассницу. Ему также не поверили и приговорили к 16 годам тюремного заключения.
Первый подозреваемый был недостаточно расстроен. Второй был расстроен чрезмерно. Как получилось, что эти противоположные эмоциональные реакции были восприняты судом как доказательство вины?
По словам Марии Хартвиг, специалиста по психологии лжи из Колледжа уголовного правосудия имени Джона Джея при Городском университете Нью-Йорка, Тэнклефф и Дескович (оба позже оправданные) пострадали от распространенного заблуждения, что ложь можно распознать по поведению человека. Многие люди убеждены , будто отведение глаз, суетливость и заикание свидетельствуют о том, что человек неискренен.
На деле же за несколько десятилетий исследований ученым не удалось найти этому подтверждение. «Каждый верит, что знает о лжи всё», — говорит Хартвиг, ставшая соавтором работы о невербальных признаках лжи , опубликованной в журнале Annual Review of Psychology. Этот предрассудок не раз приводил к несправедливым приговорам. «Неправильная интерпретация поведения людей дорого обходится, так что ставки очень высоки», — добавляет исследовательница.
Психологи знают, насколько трудно распознать ложь. В 2003 году Белла Депауло, в настоящее время сотрудник Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, провела вместе со своими коллегами обзор литературы и нашла 116 исследований, в ходе которых сопоставлялось поведение людей, когда они лгут и говорят правду. В них оценивалось более ста предполагаемых невербальных признаков лжи, в том числе отведение глаз, моргание, повышение голоса, пожимание плечами, изменения в осанке, движения головы, рук и ног.
Было установлено, что ни один из вышеперечисленных видов поведения не может служить надежным показателем лжи, хотя некоторые из них — например, увеличенными зрачками и крошечным, неуловимым для человеческого уха повышением тона голоса — коррелировали друг с другом.
Три года спустя Депауло и Чарльз Бонд, психолог из Техасского христианского университета, провели обзор 206 исследований с участием 24 483 ученых, наблюдавших за 6651 поведенческими реакциями 4435 людей. Оказалось, что ни представители правоохранительных органов, ни студенты-добровольцы не могли отличить правду от лжи более чем в 54% случаев. Показатели точности в проанализированных экспериментах варьировались от 31 до 73%. «В исследованиях с маленьким количеством участников результат по большей части произволен», — отмечает Бонд.
Зависимость точности от количества участников указывает на то, что более высокий процент верных ответов в масштабных экспериментах — это тоже лишь дело случая , подытоживает психолог и аналитик данных из Гетеборгского университета Тимоти Люк.
Полицейские эксперты же утверждают, что сама по себе ситуация эксперимента недостаточно реалистична. По их словам, добровольцы — в основном студенты, — лгущие в лабораториях, не ожидают последствий, которые грозят настоящим подозреваемым в комнате для допросов или на суде. «„Виновные“ в экспериментах ничем не рискуют», — говорит Джозеф Бакли, президент компании «Джон Э. Рид и партнеры», которая ежегодно обучает тысячи сотрудников правоохранительных органов распознавать ложь.
Когда 20 лет назад Саманта Манн , психолог из Портсмутского университета в Британии, впервые заинтересовалась исследованием лжи, она была в этом вопросе на стороне полиции. Вместе со своим коллегой Альдертом Вреем Манн изучила многочасовые видеозаписи допросов осужденного убийцы и выделила три случая, когда тот лгал, и три случая, когда говорил правду.
Затем она попросила 65 офицеров полиции посмотреть запись и оценить, какие из утверждений правдивы. Так как допросы проводились на нидерландском, полицейские могли делать выводы только на основании невербальных признаков. Они оказались правы в 64% случаев. Самую низкую точность показали офицеры, полагавшиеся на стереотипы вроде «лжецы отводят глаза» и «лжецы ерзают на стуле». Убийца же лгал, постоянно поддерживая зрительный контакт и не суетясь.
В следующем исследовании лишь половина из 55 нидерландских полицейских смогли верно оценить правдивость слов людей, убивших членов своих семей и пламенно отрицавших свою причастность в ходе транслируемых пресс-конференций.
Офицеры, показавшие наихудшие результаты, считали эмоции проявлением искренности. «Но муж, убивший жену, может испытывать разные эмоции, например чувство вины или страх быть пойманным, — говорит Манн. — Невербальное поведение легко может ввести в заблуждение».
Несколькими годами позже Хартвиг и Бонд подтвердили этот факт, проведя обзор литературы, оценивающей способность людей идентифицировать ложь как в ходе экспериментов, так и в ситуациях с реальным риском. Они не нашли доказательств в пользу того, что кто-либо распознает ложь со стороны настоящих подозреваемых успешнее , чем со стороны добровольцев в лаборатории.
Во всех этих случаях речь шла о произнесенной лжи. Но в исследовании, опубликованном в 2019 году, Манн изучила невербальную ложь — например, в ситуациях, когда террористы и контрабандисты пытаются скрыть свои противозаконные действия. Она пригласила 52 добровольца из числа студентов и попросила половину из них перевезти на пароме ноутбук с деликатной информацией. Манн предупредила испытуемых, что они должны слиться с толпой и не вызывать подозрений, потому что их будут искать. Другая половина должна была перевезти обычный телефон, не делая из этого секрета.
Когда Манн показала видеозапись с парома 104 другим добровольцам и попросила их опознать «контрабандистов», они сделали это успешно лишь в половине случаев. В ходе последующих бесед «контрабандисты» признались, что нервничали, но старались выглядеть естественно, слушая музыку или уткнувшись в телефон.
Затем исследовательница повысила ставки. Половина новой группы добровольцев из 60 человек получила конверты с российской, египетской и корейской валютой, тогда как вторая половина отправилась на паром без наличных денег. Манн также заслала туда двух коллег, которые должны были пристально рассматривать пассажиров парома и делать вид, что сравнивают их лица с фотографиями в телефоне.
На этот раз 120 приглашенных наблюдателей смогли опознать «контрабандистов» на видеозаписи лишь в 39,2% случаев. Причина, по словам Манн, в том, что «контрабандисты» сознательно пытались вести себя как ни в чем не бывало, тогда как естественность «законопослушных» добровольцев из контрольной группы была непринужденной. Их удивление неожиданным вниманием к себе могло считываться как признак вины.
Вывод о том, что лжецы могут сознательно скрывать свою нервозность, — это тот самый недостающий кусок мозаики, заключает психолог Рональд Фишер из Флоридского международного университета, где готовят агентов ФБР. «Есть несколько исследований, сопоставляющих эмоции и их внешние проявления, — говорит он. — Лжецы действительно больше нервничают, но это чувство, а не заметное окружающим поведение».
Подобные выводы заставили ученых отказаться от попыток найти невербальные признаки лжи. Но есть ли другие способы распознать ее? Сегодня психологи, изучающие ложь, концентрируются на различиях между тем, что именно говорят лжецы и что — честные люди.
Например, лица, проводящие допрос, скрывают от подозреваемого имеющиеся у них доказательства, стараясь разговорить его и поймать на несоответствиях. В ходе одного из экспериментов Хартвиг обучила этому приему 41 полицейского, которые затем правильно идентифицировали ложь в 85% случаев (те, кто не прошел курс подготовки, выявляли неправду в 56% случаев).
Еще один метод ведения допроса состоит в том, чтобы попросить подозреваемых и свидетелей нарисовать сцену преступления или то, чем они занимались в момент его совершения. Люди, которые говорят правду, воспроизводят больше деталей. В исследовании , имитирующем шпионскую миссию, которое Манн и ее коллеги опубликовали в прошлом году, 122 участника встречались с «агентом» в кафетерии, сообщали ему пароль, а затем получали пакет.
В ходе последующего «допроса» те из участников, кто получил задание говорить правду, предоставляли на 76% больше деталей, чем те, кому поручили лгать. «Рисуя, вы заново переживаете событие, а это способствует вспоминанию», — так интерпретирует этот факт соавтор исследования, психолог из Портсмутского университета Ханин Дип.
Эксперимент был проведен при участии британской полиции, которая использует метод набросков в рамках перехода к новому формату допросов. В США подобные реформы, основанные на научных данных, пока не проводятся. Например, Администрация транспортной безопасности, входящая в состав Министерства внутренней безопасности, по-прежнему ориентируется на невербальные признаки лжи при проверке пассажиров в аэропортах.
Секретная служебная инструкция предписывает сотрудникам обращать внимание на такие приметы, как отведение глаз (считающееся в некоторых странах проявлением уважения), пристальный взгляд, частое моргание или зевание, свист, прикрывание рта при разговоре и чрезмерная суетливость. Предположение о связи этих действий с намерением что-либо скрыть было не раз опровергнуто исследователями. С учетом таких неоднозначных инструкций неудивительно, что с 2015 по 2018 год пассажиры подали 2251 жалобу на действия агентства.
Расследование деятельности Администрации транспортной безопасности в Конгрессе пришло к выводу о недостаточной научной обоснованности ее методов. Как следствие, АТБ перестала требовать от своих сотрудников анализировать поведение пассажиров и сократила список рекомендаций с 94 до 36, однако мнимые признаки лжи вроде обильного потовыделения там всё еще фигурируют.
В 2019 году в ответ на новое расследование Конгресса Администрация транспортной безопасности пообещала усилить надзор за сотрудниками , чтобы избежать профилирования (метод идентификации преступников. — Прим. ред.). Но она по-прежнему считает нужным анализировать поведение пассажиров. Как сказал конгрессменам сотрудник Министерства внутренней безопасности, «разумные» поведенческие индикаторы стоит включить в программу безопасности, даже если они не согласуются с научными доказательствами. PR-менеджер этого агентства Р. Картер Ленгстон заявил, что «по мнению АТБ, анализ поведения обеспечивает транспортной системе страны необходимую и эффективную защиту». АТБ приводит в пример два случая, имевшие место за последние 11 лет, когда пассажирам со взрывными устройствами помешали взойти на борт самолета.
Но, по словам Манн, без информации о том, сколько террористов проскользнули незамеченными, эффективность программы оценить невозможно. Более того, в 2015 году исполняющий обязанности руководителя АТБ был уволен после того, как работающие под прикрытием агенты Министерства внутренней безопасности в 95% случаев смогли пронести через охрану аэропорта поддельную взрывчатку и настоящее оружие.
В 2019-м Манн и Хартвиг вместе с десятками других исследователей опубликовали обзор методов поведенческого анализа и пришли к выводу, что сотрудники правоохранительных органов должны отказаться от этой ложной псевдонаучной практики, которая несет угрозу «свободе и жизни людей».
Хартвиг заручилась поддержкой эксперта по национальной безопасности Марка Фэллона , бывшего спецагента Службы криминальных расследований ВМС США и заместителя директора Министерства внутренней безопасности. По словам Фэллона, перемены происходят очень медленно. Но он надеется, что реформы помогут избежать несправедливых приговоров, как в случае с Мартином Тэнклеффом и Джеффри Десковичем.
Тэнклеффу стереотипы о лжецах осложняли жизнь и после реабилитации. Этому замкнутому по природе человеку, много лет пытавшемуся восстановить свое доброе имя и начать адвокатскую практику, пришлось научиться демонстрировать свои чувства, чтобы по-новому рассказать о своем несправедливом приговоре, отмечает обучавший его кризисный менеджер Лонни Саури. Попытки увенчались успехом, и в 2022 году Тэнклефф наконец получил разрешение практиковать в суде. Почему для этого было так важно научиться проявлять эмоции? «Дело в том, — говорит Саури, — что у людей много предрассудков».
Сброс топлива – Fuel dumping
Сброс топлива (или выброс топлива) – это процедура, используемая воздушным судном в определенных чрезвычайных ситуациях перед возвращением в аэропорт вскоре после взлета или перед приземлением за пределами предполагаемого пункта назначения (аварийная посадка) для уменьшения веса самолета.
Содержание
- 1 Отвал авиационного топлива
- 1.1 Проблемы с весом
- 1.2 История
- 1.3 Типы самолетов
- 1.4 Площадь и эшелон полета
- 1.5 Ставки сброса
- 1.5.1 Скорость спуска сброшенного топлива
- 2 Свалка и сжигание
- 3 Смотрите также
- 4 Рекомендации
- 5 внешняя ссылка
Отвал авиационного топлива
Проблемы с весом
У самолетов есть два основных типа ограничений по весу: максимальная взлетная масса и максимальный структурный посадочный вес, при этом максимальный структурный посадочный вес почти всегда был меньшим из двух. Это позволяет воздушному судну, выполняющему обычный регулярный полет, взлетать с большей массой, потреблять топливо в пути и достигать меньшей массы.
Это ненормальный, нестандартный полет, при котором посадочная масса может стать проблемой. Если рейс вылетает с максимальной взлетной массой, а затем должен приземлиться задолго до пункта назначения, даже возвращаясь сразу после взлета в аэропорт вылета (например, из-за механических проблем или проблем со здоровьем пассажира), он будет содержать больше топлива, чем было предназначен для посадки. Если самолет приземляется с массой, превышающей его максимально допустимый вес, он может получить структурные повреждения или даже развалиться при посадке.
История
Когда в конце 1950-х – начале 1960-х годов в США начали летать самолеты, FAA действовавшее в то время правило предписывало, что если соотношение между максимальной взлетной массой конструкции самолета и его максимальной посадочной массой конструкции было больше 1,05, на самолете должна была быть установлена система слива топлива. Самолеты, такие как Боинг 707 и 727 и Дуглас DC-8 имел системы сброса топлива. Любой из этих самолетов, которому необходимо вернуться в аэропорт взлета с превышением максимальной посадочной массы, выбрасывает количество топлива, достаточное для уменьшения веса самолета ниже этого максимального предела посадочной массы, и затем приземляется.
В 1960-е гг. Боинг представил 737, и Дуглас представил DC-9, оригинальные модели каждого предназначены для более коротких маршрутов; цифра 105% не представляла проблемы, поэтому у них не было установленных систем сброса топлива. В течение 1960-х и 1970-х годов и Boeing, и Douglas “выращивали” свои самолеты в том, что касалось эксплуатационных возможностей, с помощью Пратт и Уитниразвитие все более мощных вариантов JT8D двигатели, которыми оснащались самолеты обеих серий. Оба самолета теперь могли совершать более продолжительные полеты с увеличенными ограничениями по весу, и соблюдение существующего правила 105% стало проблематичным из-за затрат, связанных с добавлением системы сброса топлива к производимым самолетам. Принимая во внимание более мощные двигатели, которые были разработаны, FAA изменило правила, чтобы удалить требование 105%, и был принят FAR 25.1001, в котором указывалось, что система сброса не требуется, если требования набора высоты FAR 25.119 (набор высоты при посадке) и FAR 25.121 (заход на посадку) Climb) можно было встретить, предполагая 15-минутный полет. Другими словами, для ухода на второй круг с полной посадкой закрылки и все двигатели работают, и при установке закрылков приближения и неработающем одном двигателе, соответственно.
Крупномасштабный сброс топлива произошел 11 сентября 2001 г., когда воздушное пространство США было закрыто из-за 11 сентября нападения. Международные рейсы, следовавшие в США, были либо возвращены в пункт отправления, либо перенаправлен на землю в Канаде и другие страны. Многие из этих рейсов предназначались для путешествий вглубь Америки; Для тех маршевых самолетов, которые не могли приземлиться из-за чрезмерного веса топлива, была необходима сброса.
Типы самолетов
Поскольку большинство двухреактивных авиалайнеров могут соответствовать этим требованиям, большинство самолетов этого типа, таких как Боинг 737 (все модели), DC-9/MD80 и Боинг 717, то Семейство A320 и различные региональные самолеты (“RJ”) на самолетах не установлены системы сброса топлива. В случае возникновения чрезвычайной ситуации, требующей возвращения в аэропорт вылета, самолет кружит поблизости, чтобы израсходовать топливо, чтобы опуститься до максимального предельного веса конструкции при посадке, или, если ситуация требует, просто без промедления приземляется перевес. [1] Современные самолеты спроектированы с учетом возможных посадок с избыточным весом, но это не делается, за исключением случаев чрезвычайной ситуации, и после этого требуются различные профилактические осмотры.
Двойные самолеты дальнего действия, такие как Боинг 767 и Airbus A300, A310, и A330 могут иметь или не иметь системы сброса топлива, в зависимости от того, как был заказан самолет, поскольку на некоторых самолетах они являются опцией заказчика. Трех- и четырехмоторные самолеты типа Локхид L-1011, Макдоннелл Дуглас DC-10 / MD-11, Боинг 747 и Airbus A340 обычно испытывают трудности с соблюдением требований FAR 25.119, близких к максимальной взлетной массе конструкции, поэтому большинство из них имеют системы аварийного сброса. А Боинг 757 не имеет возможности сбрасывать топливо, поскольку его максимальная посадочная масса аналогична максимальной взлетной.
Площадь и эшелон полета
Работы по сливу топлива согласованы с управления воздушным движением, и принимаются меры предосторожности, чтобы другие самолеты не попадали в такие зоны. Сброс топлива обычно осуществляется на достаточно большой высоте (минимум 6000 футов, AGL), где топливо будет рассеиваться, не достигнув земли. Топливо покидает самолет через определенную точку на каждом крыле, обычно ближе к законцовке крыла и дальше от двигателей, и сначала кажется более жидким, чем паром. Определены специальные зоны, где разрешен сброс топлива, чтобы избежать повреждений или вреда, когда топливо может упасть; вообще говоря, это над морем или безлюдные районы над сушей. Рейс 89 авиакомпании Delta Air Lines является примером сброса топлива с нарушением установленных правил: 14 января 2022 года было сброшено более 10 000 галлонов топлива на малой высоте над населенным пунктом в Лос-Анджелес, в результате чего получили травмы 56 человек, в том числе школьники младшего возраста. [2]
Ставки сброса
Трудно указать удельные темпы сброса даже для конкретных типов самолетов, поскольку сброшенное топливо не перекачивается, а доставляется самотеком, чтобы быть более независимым от электрических систем, которые могут быть недоступны в сценарии слива топлива. Это означает, что фактическая скорость зависит от давления, оказываемого топливной головкой: чем больше топлива на борту, тем выше скорость, с которой оно вытекает. Это также означает, что скорость выгрузки непостоянна, а уменьшается при разгрузке из-за уменьшения напора топлива и его давления.
Как правило для Боинг 747, пилоты указывают нормы сброса от тонны в минуту до двух тонн в минуту, по простой формуле время выгрузки = (вес выгрузки / 2) + 5 в считанные минуты. [3] В 2009, [4] ан Airbus A340-300 вернувшись в аэропорт вылета вскоре после взлета, за 11 минут сбросил 53 тонны топлива. [5]
Скорость спуска сброшенного топлива
Средняя скорость спуска сброшенного топлива составляет примерно 500 футов в минуту. После получения информации от пилотов, выполняющих процедуру сброса, авиадиспетчерская служба обычно разделяет другой транспортный поток на расстояние 2000 футов по вертикали и 5 морских миль (9,3 км) по горизонтали, поскольку сброшенные пары при попадании в них реактивным двигателем могут вызвать серьезные проблемы с двигателем. Нормальная операция.
Свалка и сжигание
Выгрузка и сжигание – это свалка топлива, в которой топливо намеренно воспламеняется с помощью самолета. форсаж. Эффектное пламя в сочетании с высокой скоростью делает этот дисплей популярным среди авиашоу или как финал к фейерверк. Самосвалы также называются “поджигание” или же “молнии”.
General Dynamics F-111 Aardvarkсвалка и горение настолько мощные, что могут поджечь взлетно-посадочную полосу, поскольку пламя сжигает резину от следы заноса. [6] Самолет использовался для этой цели в Австралия во время церемонии закрытия Летние Олимпийские игры 2000 года [7] и (до 2010 года) регулярно в Брисбене Речной фестиваль и Гран-при Австралии. F-111 идеально подходит для выполнения маневра слива и сжигания, так как на этом самолете сопло слива топлива расположено между выхлопными трубами двигателей.
Можно ли было предотвратить катастрофу Superjet 100? Мнения пилотов и авиаэкспертов
Следственный комитет России назвал три основные версии причины ЧП с самолетом Superjet 100 «Аэрофлота», которое унесло 41 жизнь. Среди этих версий недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта, неисправность воздушного судна и неблагоприятные метеоусловия.
Уже в день аварийной посадки авиалайнера в аэропорту Шереметьево «Аэрофлот» назвал командира экипажа самолета опытным пилотом. «Командир аварийного самолета имел достаточный опыт полетов на SSJ-100 — 1400 часов. Общий налет составляет 6800 часов», — сообщил «Интерфаксу» представитель авиакомпании Максим Фетисов.
Командир экипажа Денис Евдокимов, посадивший аварийный Sukhoi Superjet 100 в Шереметьево, сообщил телеграм-каналу Baza, что во время полета в самолет ударила молния, после чего самолет перешел на аварийный режим прямого управления. Авиадиспетчеры помогли экипажу вывести самолет на полосу. «Скорость была небольшая, для посадки обычная. Все согласно оперативному сборнику экипажа. Подходили к земле плавно, с уменьшением вертикальной скорости», — рассказал пилот. Он отметил, что в воздухе пожара на самолете не было. «Пожар начался уже после посадки, я так понимаю, из-за приземления. Причина, думаю, в этом. Баки полные», — заявил командир воздушного судна.
Forbes попросил опытных пилотов оценить действия экипажа Superjet 100 в аварийной ситуации и ответить на вопрос, почему самолет не стал вырабатывать топливо и с полными баками вернулся в аэропорт вылета.
Игорь Дельдюжов, президент Шереметьевского профсоюза летного состава
Три версии, которые выдвинул Следственный комитет, всегда выдвигаются при катастрофах: человеческий фактор, отказ техники, погода. Естественно, по всем этим версиям будут вестись серьезные проверки: как летчики учились, где учились, где получали пилотские удостоверения, как переучивались и по какой программе, кто проверял их на тренажере и проводил летную проверку. Вчера, уверен, их уже проверили на алкоголь и наркотики. Будут проверять, как они отдыхали, соблюдался ли график отпусков, был ли предполетный достаточный отдых перед рейсом. Потому что усталость в 30% катастроф является сопутствующей причиной, по данным ИКАО.
Сегодня уже расшифровываются данные самописцев — станет ясно, какого рода отказ произошел. Говорят о молнии, но я в это не верю. Молния связана с грозой, с облаками, а на этом самолете стоят мощные цветные локаторы, на которых видны погодные условия. Кроме того, все летчики обучены обходить эти грозы. В день ЧП не было фронтальной грозовой деятельности, которую невозможно обойти, однако команда могла столкнуться с разрядом статического электричества, это возможно. Но к чему он привел? Из СМИ мы узнаем, что отказали автопилоты, flight managment компьютеры и системы управления самолетом. То есть самолет перешел на прямое управление (direct law). В этом режиме летчики (за исключением испытателей) не обладают опытом полетов на реальном самолете, только на тренажере — при переучивании на SSJ в ходе регулярных (каждые шесть месяцев) тренировок пилоты обучаются летать в режиме прямого управления. На Superjet управление — джойстик, который по-разному работает при автопилоте и ручном режиме. И навыка у пилотов к этой особенности джойстика уже нет, потому что они не летают в этом режиме.
Командир воздушного судна, потерпевшего крушение, достаточно опытный — почти с 7000 часами налета. Почему он решил возвращаться, а не лететь в Мурманск, ведь двигатели работали, почему не выработал резерв топлива? Расшифровка самописцев даст ответ на эти вопросы. Однако командир не обязан выработать топливо перед посадкой. Он полностью оценивает обстановку и зависит от ситуации. Естественно, если загорелся двигатель, пилот не будет вырабатывать топливо. Слив топлива возможен на дальнемагистральных самолетах. На SSJ 100 слив произвести нельзя.
- Андрей Литвинов, летчик 1-го класса, капитан А-320
На мой взгляд, в этой ситуации пилоты сделали все, что могли сделать. Им на плечи свалились сразу две серьезнейшие проблемы: попадание молнии и полный выход из строя электроники, с одной стороны, и потеря радиосвязи — с другой. И впереди еще предстояла посадка с превышением посадочной массы. Сами по себе эти три момента достаточно неприятные, подлые и являются стрессом для летчиков. А тут произошло сочетание сразу трех факторов. В этой ситуации сложно было предпринять что-либо иное, и пилоты вернулись в пункт вылета. Это решение правильное, надо было возвращаться. Как лететь дальше с таким отказом, ведь ситуация могла бы развиваться еще хуже. А так они все-таки прилетели, сели на аэродром. Ну а то, что это была грубая посадка, с превышением посадочной массы, это действительно возможно.
Пилотов учат сажать самолет с превышением посадочной массы и с потерей радиосвязи. У нас есть все инструкции, мы натренированы на случай такого отказа. У нас на тренажере есть и посадка с превышением посадочной массы. И тренировка на случай отказа компьютерной системы, которая помогает управлять руками. Но вот когда все сошлось вместе, то, к сожалению, получилось то, что получилось.
Козление (отделение самолета от взлетно-посадочной полосы после касание шасси при посадке. — Forbes) самолета при посадке было вызвано превышением посадочной массы и тяжелым управлением самолета. Сам самолет Superjet хороший, летчики его хвалят, и он нормально летает. Отказы, которые у него были, в том числе недопоставки запчастей, происходят из-за плохой организации и непрофессионализма.
- Вадим Базыкин, заслуженный пилот России
Я знаю, как готовят пилотов в «Аэрофлоте», поэтому версию о непрофессионализме пилотов можно даже не рассматривать. Методика полетного обучения в компании поставлена на постоянный контроль. Поэтому в этой версии я сомневаюсь.
Единственно, что при обучении в голову будущего пилота не залезешь и не узнаешь, как он поведет себя в стрессовой ситуации и может ли растеряться. На тренажере вам дают вводную о пожаре или грубой посадке. Но вместе это сочетание выпадает редко, стараются особо задачи не усложнять. И поэтому можно ли предсказать, как человек поведет себя в ситуации, когда отказы идут один за другим? Хотя тренажеры на стрессоустойчивость пилоты постоянно проходят.
У летчиков есть специальная рекомендация о том, что при отказе радиосвязи вы должны следовать на аэродром вылета. Это однозначно. Но необходимости в экстренной посадке нет. Если пилоты на нее решились, это означает, что были отказы электроники один за другим. На современном самолете больше ста компьютеров, и если они выходят из строя, то теряется динамика самолета (управление закрылками, шасси). Что-то пилотов подвигло на экстренную посадку. Значит, они о чем-то знали, о чем мы пока не догадываемся.
Пилотов учат мягкой посадке и с превышением посадочной массы самолета. В этом случае была грубая посадка. Как следствие — пробитые стойкой шасси крыло и бензобак, соприкасание с бетоном, искра и пожар. Но связана ли эта грубая посадка с ошибкой пилотов или же с нисходящим потоком воздуха (в грозовой деятельности это облака вертикального развития), мы пока не знаем.
- Анатолий Бортник, бывший пилот авиаотряда ПАО ААК «Прогресс», ветеран авиации
По видеозаписи судить о причинах катастрофы невозможно. Чтобы сделать выводы, нужно знать исходные данные, которые находятся в «черных ящиках»: какая была скорость выравнивания у судна, почему был такой угол при посадке, какова была скорость ветра и т. д. Только тогда можно будет заключить, была ли сделана ошибка при посадке или нет. Нужно ждать результатов расследования. При исправлении «козла» при посадке очевидны ошибки экипажа.
- Владимир Карнозов, эксперт Avia.ru
Действия Следственного комитета совершенно логичны: безусловно, он должен проверить все версии и выявить виновных, в первую очередь рассматривая человеческий фактор. Пилотам может быть неприятно, но до уголовного преследования еще очень далеко. Что касается оценки действий команды, то хорошо, что летчики вообще посадили самолет. Альтернативы, которые высказываются в том числе разными экспертами, могли бы привести к тому, что вообще бы никто не выжил. Решение в такой ситуации принимает командир корабля, анализируя всю совокупность сложившейся ситуации. Я считаю, что он принял правильное решение.
Что осталось от сгоревшего «Суперджета». Фотогалерея