Сиенский собор в Италии

Сиенский собор (Duomo di Siena)

Сиенский собор — шедевр романско-готической архитектуры, одно из красивейших зданий Европы — находится на площади Piazza del Duomo (Пьяцца дель Дуомо) города Сиены в южной части Тосканской провинции в Италии. Он расположен в старой части города на вершине древнего холма Santa Maria (Санта-Мария) в пределах стен древнего города в районе Terzo di Città (Терцо ди Читта). Собор, строительство которого было начато в середине ⅩⅡ в., на протяжении многих веков является главным католическим храмом Сиены и классическим образцом ранней романской и итальянской готики.

Собор Святой Марии Ассунты с уникальными мозаичными полами и элегантной колокольней, с работами лучших европейских мастеров архитектуры, скульптуры и живописи — за редким исключением, уроженцев Сиенны, включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В разные времена его художественным наполнением занимались скульпторы Никколо и Джованни Пизано, Микеланджело и его преемник Бернини, художник Дучо ди Буонинсенья, автор знаменитой «Маэсты» и другие именитые художники.

Храм украшают работы многих известных мастеров; здесь можно увидеть четыре большие фрески Вентуры Салимбени ⅩⅦ в., Мадонну-дель-Вото (Мадонна даров) работы Диетисальви ди Спеме, статую Иоанна Крестителя авторства Донателло, великолепный алтарь Пикколомини, фрески в библиотеке La Libreria Piccolomini, выполненные Пинтуриккио и его учениками и другие шедевры.

История строительства

Известно, что здание Cattedrale di Santa Maria Assunta возведено на базе существующих ранее построек Ⅸ в., которые, предположительно, заменили собой еще более древний храм Минервы, построенный, в свою очередь, на месте древнего акрополя. Историки расходятся во мнениях, что считать датой постройки собора. Первые достоверные документы, относящиеся к строительству Duomo di Siena, датируются 1226 г., это расходные чеки на покупку стройматериалов. Общее строительство храма, начатое в середине ⅩⅡ, было в основных чертах закончено в середине ⅩⅢ в. К этому времени была построена центральная шестиугольная часть здания и купол, покрытый листовым свинцом, увенчанный медным яблоком.

Над нижней частью здания с 1284 по 1297 г. работал скульптор Джованни Пизано, занимавший должность главного архитектора Кафедрального Собора. Последователь романского стиля, он создал скульптуры философов, пророков и сивилл, которые при последующих реставрациях были заменены точными копиями; их оригиналы находятся в Museo dell’Opera. Джованни Пизано был сыном модного художника Никколо Пизано — автора кафедры Собора.

Главным строителем верхней части в 1299 — 1317 г. был Камайно ди Кресентино, построивший позже баптистерий Собора Сан-Джованни-дель-Сиена. За несколько веков убранство храма неоднократно обновлялось; последняя крупная реставрация производилась в ⅩⅧ в., мозаики пола были закончены к концу ⅩⅨ в.

Структура и убранство Сиенского собора

В плане Дуомо представляет собой латинский крест с тремя нефами, двухнефным трансептом и шестиугольным куполом. Главный фасад храма украшен фигурами людей и животных, мифологическими персонажами и богато орнаментирован.

Центральный неф

Центральный неф окружен черно-белыми колоннами высотой 18 м, поддерживающими свод. Его украшают огромные витражи и инкрустированный мраморный пол. По периметру свода центрального нефа на карнизе установлены 172 гипсовых бюста понтификов и 36 бюстов императоров. В центральной части расположена кафедра — шедевр готического искусства, изготовленный Никколо и Джованни Пизано.

Мозаичные полы Сиенского собора

Важной достопримечательностью Кафедрального собора в Сиене являются уникальные мозаичные полы. Работа над их созданием продолжалась пять столетий и была закончена только в ⅩⅨ в. Первые картины были выполнены путем заполнения темной смолой прорезанных в мраморе контуров, позже добавилась техника opus sectile (опус сектиле). Эта разновидность мозаики, своеобразное каменное маркетри, была характерна для римских средневековых мозаик. В ней использовались крупные отшлифованные пластины мрамора, перламутра, стекла или полудрагоценных камней, тщательно подогнанных друг к другу.

56 больших картин Сиенского Собора из белого мрамора, инкрустированных цветными каменными вставками, подчинены общей идее синтеза древней философии и христианства. В изображениях присутствуют традиционные персонажи античной мифологии и история от сотворения мира до Христа. Мозаики выполнены лучшими мастерами Сиены. Работу над полами начал Бернардино ди Бетто Пинтуриккьо, ему и Паоло Мануччи принадлежит авторство знаменитой Colle della Sapienza — аллегории холма мудрости, выполненной в 1505 г. Мозаичный пол Cattedrale di Santa Maria Assunta целиком можно увидеть в праздничные и выходные дни, в остальное время часть пола закрыта от посетителей.

Museo dell’Opera

В глубине правого нефа разместился Museo dell’Opera — частный музей, основанный в 1869 г. Его коллекции хранятся в помещениях, образовавшихся после прекращения строительства так называемого Нового собора Duomo Nuovo, возведение которого было прервано после чумы 1348 г. В собрании музея dell’Opera подлинники витражей, скульптуры и деревянной резьбы из Сиенского собора, рукописи, драгоценная церковная утварь и старинный текстиль.

Жемчужиной коллекции является алтарный образ «Маэста» работы Дуччо ди Буонинсенья, выполненный в 1308—1311 гг. На верхнем этаже выставлены коллекция живописи из собора, в том числе картины сиенской школы — Мадонна дельи Окки Гросси, полиптих Грегорио ди Чекко «Мадонна смирения со святыми» и алтари Маттео ди Джованни.

Библиотека Пикколомини

Знаменитая библиотека — La Libreria Piccolomini — построена в 1492 г. кардиналом Франческо Пикколомини — папой Пием Ⅲ. На стенах и потолке библиотеки великолепно сохранились уникальные фрески работы Пинтуриккио, Лоренцо ди Мариано, Джованни Антонио Кампано и Франческо Тедескини, а также статуя кардинала. В библиотеке хранится коллекция итальянской миниатюры ⅩⅤ в., в центре зала располагается мраморная композиция «Три грации».

В соборе несколько капелл, в том числе капелла Святого Иоанна Крестителя, капелла Киджи, маленькая круглая капелла Мадонны дель Вото.

Маршрут под названием «Небесные врата» — позволяет посетителям подняться по лестнице и проникнуть в ранее недоступные помещения, откуда открывается захватывающая дух панорама на пространство внутри и снаружи собора. Спускаясь в недра Duomo di Siena, посетители попадают в Крипту — подземелье под хорами здания, где восстановлены настенные росписи ⅩⅢ в. В соборный комплекс входит Баптистерий — помещение ⅩⅣ в. для совершения крещений с фресками на стенах и потолке и купелью из мрамора, бронзы и эмали.

Читайте также:
Мальта в марте: погода, температура воды в море

Билеты

Собор открыт для посещений с 10:30 до 19:00 часов в летний сезон и с 10:30 до 17:30 часов зимой. Касса начинает работать с 10:00 часов, доступ посетителей прекращается за полчаса до закрытия. Единый билет, позволяющий посетить все музейные объекты Сиенского собора и музей dell’Opera стоит в зависимости от сезона от 8 до 15 евро. Для детей 7–11 лет билет стоит 2 евро, детей до 6 лет пускают бесплатно. Право бесплатного посещения также предоставлено жителям Сиены, священнослужителям и студентам Сиенского университета.

При покупке комплексного билета за 20 евро появляется дополнительная возможность подняться на крышу храма и смотровую площадку. Билеты можно приобрести заранее на официальном сайте музея, забронировать визит по телефону или электронной почте или просто в кассе.

Внутри Сиенского Собора на панораме Google-карт

Как добраться

Хотя в Сиене имеется аэропорт, он используется главным образом для частных авиарейсов. Туристы прилетают в аэропорты Пизы или Флоренции, откуда до Сиены можно добраться на автобусах транспортных компаний Tiemme Spa и Marozzi или поезде Regionale и Regionale Veloce Trenitalia.

Старая часть города в Сиене недоступна для общественного транспорта, но сюда можно приехать на такси или взять напрокат скутер или велосипед. Она не слишком велика, поэтому не составит труда познакомиться с ее достопримечательности во время пешей прогулки. От Дуомо до Базилики Святого Доминика или Торре-дель-Манджа (Башня едока) не более 15 минут пешком.

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

В крупнейшем туристическом центре Италии, городе Сиене, находится один из самых красивых соборов в мире. Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, или просто Сиенский собор (итал. Duomo di Siena) , считается главной достопримечательностью города, которую ежегодно посещают десятки тысяч туристов.

Сиенский собор, строительство которого было начато в 1229 г. и завершено лишь в конце последующего века, представляет собой прекрасный образец итальянской готики. В 1258-1285 гг. руководство строительством было поручено монахам-чистерченцам из Сан-Гальяно, которые пригласили в Сиенту Николу и Джованни Пизано. Именно им мы обязаны
созданию роскошного фасада из белого черного и красного мрамора, сооружение которого было закончено лишь к концу XIV в. Статуи, украшающие сегодня собор, в большинстве своем являются копиями оригиналов, которые почти все пострадали от грубой реставрации.

Кликабельно 1600 рх

Мозаичный шпиль – современное произведение венецианских художников Муссини и Франки. Возросшее в начале XIV в. политическое значение города способствовало решению о возведении здесь нового грандиозного собора. Кроме того, в 1317-1321 гг. были обнаружены серьезные дефекты, которые предъявил в своей речи к Всеобщему Совету Кампаны Лоренцо Маитани. Разработку проекта, от которого в современном храме сохранился лишь трансепт, поручили в 1339 г. Ландо ди Пьетро. Планам не суждено было осуществиться из-за воин и эпидемии чумы 1348 г., о чем сохранилось свидетельство на боковой стене собора.

Кликабельно 2000 рх

В 1313 г. по проекту Агостино и Аньоло ди Вентура была возведена колокольня, квадратная в плане, облицованная панелями из белого и черного мрамора. Конструкцию венчает восьмиугольный шпиль, окруженный четырьмя небольшими пирамидальными башнями. В 1376 г. Под руководством Джованни ди Чекко возобновились работы по строительству заднего фасада храма, но лишь в 1382 г., когда были приняты необходимые меры по поднятию свода центрального нефа и реконструкции апсиды, можно было сказать, что строительство завершено.

Своеобразие интерьера собора заключается в идеальной гармонии готической архитектуры и декора, предвосхищающего Возрождение. План здания – латинский крест с тремя обширными нефами. Трансепт с двойными нефами имеет крестовой свод, шестиугольный в сечении, накрытый куполом на двенадцатигранном основании. Терракотовые бюсты пап, расположенные вдоль центрального нефа, и хоры датируются концом XV – началом XVI в. Великолепный пол из инкрустированного мрамора, выложенный в разное время между 1370 и 1550 гг., иллюстрирует историю человека и его спасение. По традиции считается, что этот шедевр работы Дуччо вдохновил Данте на написание «Чистилища». На самом деле из древних документов следует, что автором является Джованни из Сполето, который приступил к работе не ранее 1369 г.

На главном фасаде здания находилось множество скульптур и барельефов самых различных размеров. На фасаде здания можно было увидеть самые значимые исторические события, а также сцены из Библии. Казалось бы, что все эти картины просто не могут сочетаться друг с другом, однако архитектору Джованни Пизано удалось объединить их в одну большую композицию!

К сожалению, большая часть скульптур была повреждена в результате неудачной реставрации, однако это не значит, что сегодня путешественники не смогут увидеть Сиенский собор во всей его красе. Несколько лет назад была проведена капитальная реставрация собора, и фасад здания снова обрёл первоначальный облик. Конечно, большинство скульптур, которые мы можем видеть сегодня, являются точными копиями оригиналов, однако это нисколько не портит общее впечатление.

Кликабельно 2000 рх

В левом трансепте находится шедевр итальянской готической скульптуры – амвон работы Николы Пизано, который был завершен его учениками в 1268 г. В конце левого нефа открывается вход в Библиотеку Пикколомини, построенную в стиле Возрождения кардиналом Франческо Тедескини Пикколомини и предназначенную для библиотеки его дяди, папы Пия II.

Витражное окно-розетка работы Пасторино де Пасторини датировано 1549 г. и изображает Тайную Вечерю. Розетка с противоположной стороны была изготовлена в XIV веке по эскизам Дуччо ди Буонисеньи в XIII в. Центральная бронзовая дверь – новодел и выполнена в 1958 г. Энрико Манфрини. Три большие мозаики на фронтонах фасада сделаны в Венеции в 1878 г. мастерами Луиджи Муссини и Алессандро Франчи. У левого угла фасада похоронен Джованни Пизано (об этом гласит надпись XIV века), все-таки вернувшийся в Сиену. А с правой стороны на высокой колонне стоит волчица, вскармливающая младенцев Ромула и Рэма, символ Сиены.

Читайте также:
Работа в других странах по польской визе: куда поехать и как устроиться

Летом 2006 года тот самый прославленный фасад Дуомо был закрыт лесами, в свою очередь, покрытыми полотном с изображением того, что спрятано.

Инкрустированный полудрагоценными камнями мраморный пол в соборе является гордостью Сиены. Он составлен из 56 прямо- и многоугольных сюжетных панелей (сцены из Библии), созданных по проектам сорока ведущих сиенских мастеров в течение двух веков. Самой известной является «Избиение младенцев» работы Маттео ди Джованни (1482). Во избежание быстрого уничтожения пол Дуомо открыт целиком лишь на короткое время в августе, после палио.

В остальное время открыта та или иная его часть: узор закрыт досками, и на виду оставляют по одному фрагменту в месяц. «Название мозаики не вполне применимо к этому полу. Рисунки состоят из тонких черных линий на общем фоне белого мрамора. Вначале лишь изредка и потом все чаще, ради стремления к живописному эффекту, появляются вставки из черного и цветного мрамора. Это не что иное, как колоссальная гравюра на мраморе». П. Муратов «Образы Италии»

В левом трансепте – знаменитая готическая кафедра из каррарского мрамора, лежащая на львах, шедевр такого калибра, что он является вехой в истории искусства.

Три самых великих скульптора своего времени – Никола и Джованни Пизано и Арнольфо ди Камбио работали над кафедрой вместе 3 года (1265-1268), украшенной почти 400 изумительными статуями, изображающими животных и людей. Удивительно, как отец и сын Пизано умудрились создавать за короткий период времени такие шедевры, как Дуомо Сиены и Дуомо с Баптистерием Пизы! И при этом ни разу не повториться! Кафедра имеет форму восьмиугольника, стоящего на девяти колоннах из гранита, порфира (минерал такой) и зеленого мрамора. Две колонны стоят на постаменте, две покоятся на львах, две – на львицах, центральная колонна – на статуях Семи гуманитарных наук и философии.

В одной из капелл собора хранятся мощи Святой Екатерины.

Стоит посмотреть еще на чашу для святой воды работы Федериги, фрески Гирландайо в сакристии, гробницу епископа Джованни ди Бартоломео Печчи работы Донателло.

«Микеланджело поднялся по пологому маршу каменной лестницы к баптистерию: в нем была купель, созданная делла Кверча, Донателло и Гиберти. Обойдя вокруг купели и полюбовавшись работой лучших скульпторов Италии, он вышел из баптистерия и стал взбираться на крутой, как гора, холм, к кафедральному собору. С чувством благоговения смотрел он на черно-белый мраморный фасад собора с его великолепно изваянными фигурами работы Джованни Пизано, на круглые ажурные окна, на черно-белую мраморную кампанилу. Войдя внутрь, он ступил на мощные мраморные плиты с черно-белой мозаикой, изображающей сцены из Ветхого и Нового завета. И тут его сердце словно оборвалось и упало. Перед ним был алтарь Бреньо, – ниши алтаря оказались гораздо мельче, чем он воображал, и над каждой из них надстроен похожий на раковину купол с густой насечкой: под такою кровлей лица предполагаемых фигур должны были утратить всякое выражение. Некоторые ниши помещались столь высоко, что о том, какие в них стоят изваяния, зритель не мог и догадаться». И. Стоун «Муки и радости»

В левом трансепте расположена капелла Святого Иоанна Крестителя, в центре которой стоит бронзовая статуя Иоанна Крестителя работы Донателло и крестильная купель XV в. Стены капеллы украшают восемь фресок и два портрета работы Пинтуриккьо.

Маленькая круглая капелла Мадонны (Capella della Madonna del Voto) с золоченым куполом, заменившая капеллу XV в., была построена по проекту Лоренцо Бернини и находится в правом трансепте. Главное сокровище капеллы – Мадонна – хранительница Сиены, почитаемая по сей день.

«Ни одно значительное событие в жизни Сиены не обходилось без повторения обета, передавшего город в руки Мадонны. Пять раз в истории Сиены ключи от городских ворот бывали торжественно вручаемы алтарному образу в соборе, известному под именем Мадонны дель Вото. Впервые это было сделано в 1260 году перед битвой при Монтеаперти. Блестящая победа Сиены над ее вечной соперницей, Флоренцией, послужила свидетельством того, что Богоматерь приняла предложенный дар». П. Муратов «Образы Италии»
Из четырех мраморных статуй в нишах две – Святой Жером и Мария Магдалина – выполнены Бернини. Восемь мраморных колонн перенесены из Латеранского дворца в Риме (до Ватикана там была папская резиденция).

В соборе время от времени ведутся кое-какие раскопки, и в 2003 году были найдены фрески, сохранившиеся от собора, что стоят на этом месте до Дуомо.

Алтарь Пикколомини, стоящий слева от входа в библиотеку, создан скульптором из Ломбардии Андреа Бреньо (Andrea Bregno) в 1483 г. Примечателен он тем, что четыре скульптуры (Святой Петр, Святой Павел, Святой Григорий и Святой Пий) в нижней его части были сделаны молодым Микеланджело между 1501 и 1504 гг. Алтарь венчает скульптура Мадонны с младенцем предположительно работы Якопо дела Кверча.

Libreria Piccolomini

В примыкающей слева к собору библиотеке Пикколомини Пинтуриккьо на 10 больших ярких фресках во всех подробностях изобразил карьеру папы Пия II, в миру сиенского гражданина Энеа Сильвио Пикколомини (Enea Silvio Piccolomini). Есть версия, что фрески выполнены по эскизам Рафаэля, он же позировал для некоторых фресок. Сюжет каждой фрески написан внизу на латыни, там же лежат книги из сакристии собора. Сильвио Пикколомини был дядей хранителя этой библиотеки кардинала Франческо Пиколомини (впоследствии архиепископа Сиены и Папы Пия III), и когда племянник тоже стал Папой, Пинтуриккьо изобразил и его восшествие на папский престол на фреске над алтарем. Кроме этого великолепия, стоит обратить внимание на расписной потолок библиотеки, также выполненный Пинтуриккьо, на арочные порталы работы Лоренцо ди Майано (1497). На алтаре многоцветная Пьета работы Альберто ди Бетто да Ассизи (1421). В центре библиотеки – статуя Три Грации, римская копия греческого оригинала.

Читайте также:
Трансфер из аэропорта Адлер в Сочи до Розы Хутор: стоимость, заказ онлайн

Кликабельно 2800 рх

Баптистерий славен удивительной мраморной шестиугольной купелью с барельефами и позолоченными фигурами (сцены из жизни Иоанна Крестителя) работы Донателло, Гиберти, Якопо делла Кверча и других прославленных скульпторов XV века.

В этом музее хранятся мраморные статуи работы Джованни Пизано, снятые с фасада, и великолепная «Маэста» Дуччо ди Буонисеньи, которые затмевают все остальное, что там хранится (например, витражи по проекту Чимабуэ).

«…в день, когда Дуччо окончил свой великий алтарный образ (9 июня 1311 года), с утра были закрыты все лавки и мастерские. При звоне колоколов толпы горожан залили улицы. Процессия, во главе которой были священники и монахи, направилась к дому художника и, приняв там икону, торжественно понесла ее в собор. Весь тот день до самого вечера Сиена праздновала, молилась и наделяла милостыней бедных». П. Муратов «Образы Италии» Описывать шедевр бесполезно – его нужно видеть. А когда стоишь перед ним, понимаешь, что версия, согласно которой Дуччо учился в Константинополе, все же имеет под собой основание…

Ospedale di S. Maria della Scala

Если стоять лицом к собору, то слева стоит Palazzo Arcivescovile (Дворец Архиепископа). Напротив собора расположилась больница Санта Мария делла Скала (Ospedale di S. Maria della Scala). Основание этого благотворительного учреждения, одного из самых старых в Европе, восходит к IX веку. Почти 800 лет здесь находилась больница Сиены, а сегодня здание является одним из основных музеев города.

Pinacoteca Nazionale

Национальная пинакотека, центральная художественная галерея Сиены, занимает величественное здание XV в., Палаццо Буонсиньори. Здесь собраны основные произведения местных художников, представителей сиенской школы живописи XII – XVI вв.: Пьетро и Амброджо Лоренцетти, Гвидо да Сиена, Симоне Мартини и Липпо Мемми.

Кликабельно 2600 рх

А теперь давайте отправисмся на виртуальную экскурсия в собор. Нажмите на картинку ниже .

galik_123

Наводы

Курс – на эстетику и позитив!

Начало
Продолжение
Сиенский собор (итал. Duomo di Siena) создан трудами великих мастеров нескольких столетий в честь Успения Пресвятой Богородицы (итал. Cattedrale di Santa Maria Assunta). По богатству своего внутреннего убранства и количеству художественных шедевров он может спокойно соперничать с самыми знаменитыми коллекциями мира.
Центральный неф сооружен в строгом романском стиле. Мощные, высотой 18 м, полосатые черно-белые колонны с коринфскими капителями протянулись по всей длине нефа. Они удерживают полукруглые романские арки и своды потолка. На его синем фоне сияют серебряные звезды. Витражи в огромных окнах-розах отбрасывают яркие блики на инкрустированный мрамором пол. Несмотря на кажущуюся избыточность декора собора, пространство и свет здесь находятся в удивительной гармонии.

1. Кафедральный собор был построен в форме латинского креста. Он имеет три нефа и двухнефный трансепт – поперечный неф. Над средокрестием поднимается увенчанный фонарем купол в романском стиле. Его размеры – 54 м в высоту и 16 м в диаметре. По всему периметру на полосатых черно-белых полуколоннах установлены фигуры святых (XV век) в полный рост. Знаменитый купол собора выглядит эффектно благодаря эффекту обманки: кажущиеся выступы в нём – это роспись потолка.

2. Между арками и сводами центрального нефа идет карниз, украшенный 172 гипсовыми бюстами первых понтификов, под ними расположены бюсты 36 императоров. Бюсты пап и хоры датируются концом XV и началом XVI веков.

3. В Сиенском соборе находится шедевр готической скульптуры – кафедра работы Николы и Джованни Пизано (1266-1268). Восьмиугольную в плане кафедру украшают изысканные рельефы и скульптуры. Четыре из восьми угловых колонн опираются на фигуры львов, центральная колонна стоит на атлантах. Колонны соединены полукруглыми трехлопастными арками. Над капителями установлены мраморные фигуры, символизирующие добродетели, и выделяющаяся большим размером фигура Христа.

4. Теперь посмотрим, на что следует обратить внимание в левом нефе.

5. Недалеко от входа установлен план собора, который поможет соориентироваться в этом грандиозном великолепии.

6. Рядом с входом в библиотеку Пикколомини находится чудесный алтарь, созданный в 1481-1485 годах Андреа Бреньо по поручению Франческо Пикколомини. Алтарь посвящался папе Пию II, и в то же время был призван прославлять все семейство Пикколомини, игравшее важную роль в политической и культурной жизни Сиены. Внушительный алтарь состоит из трех рядов ниш. В нижнем ярусе установлены четыре статуи работы Микеланджело (святой Петр и святой Пий – справа, и святой Григорий и святой Павел – слева), созданные им в 1501-1504 гг. В верхнем ярусе алтаря представлена скульптура “Мадонна с младенцем” (1397-1400), ранняя работа Якопо делла Кверча. Верхняя правая ниша алтаря пуста, поскольку Микеланджело так и не завершил предназначенную для нее статую святого Матфея, оставив ее ради Давида. Следом за алтарем находится вход в библиотеку Пикколомини, отмеченный большой фреской Пинтуриккьо Коронование Пия III.

7. В алтарной нише – полотно Паоло ди Джованни Феи 1385 года, на котором изображена Мадонна с младенцем.

8. В 1464 году Папа Пий II привез в Сиену бесценную реликвию – правую руку Святого Иоанна. И в 1482 года началось строительство капеллы Святого Иоанна Крестителя. В 1504-1505 капелла была расписана Пинтуриккьо евангельскими сюжетами. Затем была помещена знаменитая бронзовая статуя святого, сделанная Донателло с большим драматизмом. В плане капелла имеет круглую форму с 3 нишами со статуями и куполом, придающим ей вид небольшого храма-реликвария. Декор стен – мрамор и позолоченная лепнина рубежа XVI-XVII веков.

Читайте также:
Паром Рига-Стокгольм: цена, расписание, время в пути, услуги и их стоимость

9. Мраморная купель в этой капелле была выполнена Антонио Федериньи в 1465-1468 гг.

10. Капеллу Киджи создал в 1661 году знаменитый архитектор Джованни Лоренцо Бернини по заказу родившегося в Сиене папы римского Александра VII, в миру Фабио Киджи.

11. В правом нефе стоит обратить внимание на важные сиенские святыни.

12. Маленькая круглая капелла Мадонны (Capella della Madonna del Voto) была построена в 1662 году по проекту Лоренцо Бернини. Главное сокровище капеллы образ Мадонны – хранительницы Сиены, особо почитаемый по сей день. Художник Диетисальви ди Спеме создал образ в конце XIII века по обету, данному в тяжелый час накануне битвы при Монтаперти (1260). Две статуи в капелле – Марии Магдалины и святого Иеронима, были изготовлены Бернини.

13. Изященный золочёный купол капеллы Мадонны устремлён в небеса.

14. В одной из капелл правого нефа хранятся мощи Святой Екатерины Сиенской.

16. Великолепные чаши для святой воды выполнил Антонио Федериньи.

17. Внутри собора, кроме мастерски выполненных скульптур, можно увидеть прекрасно сохранившиеся фрески, написанные выдающимися представителями сиенской живописной школы.

20. В соборе несколько разнообразных органов.

21. Особенно роскошно выглядит алтарная апсида. Алтарный образ, известный под названием Маэста (ныне хранится в музее собора), создал в 1308-1311 годах выдающийся мастер итальянской готической живописи Дуччо ди Буонинсенья из Сиены. В апсиде расположены деревянные хоры.

22. В 1532 году Бальдассаре Петруцци высек из мрамора главный алтарь, который венчает бронзовая дарохранительница, созданная мастером Веккьетта в 1467-1472 годах.

28. Статуи в алтаре – работы Франческо ди Джорджио.

29. Нарядны и красочны фрески в алтарной апсиде.

31. Потрясающе искусная резьба по дереву.

32. Замечательные инкрустации с изображениями животных, натюрмортов и городов на спинках кресел выполнены фра Джованни да Верона в 1503 году.

36. К концу наступает переполнение шедеврами, бродить здесь можно часами, и мы устремляемся в сторону выхода.

37. Общее впечатление – одного дня катастрофически мало, Дуомо в Сиене требует более подробного и внимательного изучения, а не одноразового посещения. Отложим это на следующий раз.

Кафедральный собор в Сиене

Кафедральный собор в Сиене (Duomo di Siena) – запечатлённая в мраморе история города и достойное украшение Тосканы, да и всей Италии. Без малого 8 веков, не жалея средств, украшали сиенцы свое любимое детище. Любой турист на площади Пьяца-дель-Дуомо (Piazza del Duomo) замирает, созерцая нереальную красоту каменного кружева, плывущего в воздухе. А начиналось все в тревожном XIII веке.

История собора

Италия в XIII веке стала ареной междоусобной борьбы городов за власть, земли и престиж. Богатая Флоренция была вечной соперницей гордой Сиены, граждане которой отчаянно верили в помощь и заступничество Девы Марии. Именно Ей посвятили они храм грандиознее всех флорентийских построек – Собор Успения Пресвятой Марии (Cattedrale di Santa Maria Assunta). Его строительство началось в 1215 году и близилось к завершению, когда сиенцы получили в 1260 году ультиматум Флоренции: сдать город и разрушить городские стены там, где будет угодно их войску.

Времени на организацию обороны не было, и жители, собрав ключи от всех ворот города, положили их на алтарь к образу Богородицы, вверяя себя Её защите. Свершилось чудо: в битве при Монтаперти (4 сентября 1260 г.) крохотное войско сиенцев разгромило наемные флорентийские отряды. С тех пор не было у граждан Сиены дела важнее и почетнее, чем украшение Дуомо в знак благодарности Богородице за помощь.

В 1263 году был возведен купол, через 40 лет – колокольня. Но амбиции Сиены за эти годы возросли: вокруг Duomo di Siena стали строить новый собор – Дуомо Нуово, более грандиозный, чем Собор святого Петра в Ватикане. 10 лет возводились гигантские стены, пока чума 1348 года не выкосила 4/5 населения, и обескровленный город все-таки покорился Флоренции.

Недостроенная стена в память о наказании за гордость осталась рядом с Сиенским собором – символом небесной помощи.

Для украшения собора граждане Сиены приглашали прославленных мастеров, щедро оплачивая их работу. Отделка интерьера и фасадов продолжалась в XIX в., когда фронтоны были украшены мозаиками с позолотой, в XXв. отлили из бронзы центральную дверь с барельефом «Прославление Богородицы»; реставрация 2006 года восстановила все элементы украшений, которые создавались в течение столетий. Сегодня Сиенский собор – это действующий храм с католическими богослужениями и одновременно музейный комплекс, имеющий 8 основных экспозиций.

Внешний обзор

Сиенский собор – самый ранний из выдающихся памятников европейской готики. Западный фасад здания отражает органичный переход элементов романского стиля в готический. Полукруглые романские арки с тремя порталами увенчаны треугольниками фронтов, после чего композиция неудержимо устремляется ввысь, завершаясь остроконечными шпилями. Естественность смены стилей без нарушения гармонии под силу только гениальным мастерам, какими были в XIII веке отец и сын Николо и Джовани Пизано (Niccolo e Giovanni Pisano). Их пригласили из Пизы монахи-чистерченцы для строительства собора.

Украшение нижнего фасада выполнил Джовани Пизано в 80-90-е годы XIII в. В тимпанах трех входных фронтонов помещены (без подписей) рельефы 3-х святых Сиены. Изваяния львов у центрального входа служат подножием для статуй библейских царей Давида и Соломона. Фигуры, венчающие нижний портал слева: Исайя, Валаам (тот, кому Валаамская ослица внушила: «Восходит звезда от Востока» – эту надпись он и держит в руках); Платон, Даниил и одна из сивилл-прорицательниц. Справа от центрального входа расположены: Моисей и Симеон-Богоприимец, Мариам – сестра Моисея и Аристотель. В число пророков Христа, увековеченных на фасаде Сиенского собора, попали, таким образом, вместе с библейскими пророками и греческие сивиллы, и античные философы. Их статуи покоятся на изваяниях лошадей и быков.

Читайте также:
Недвижимость в Греции: самые выгодные направления для инвестиций

Верхняя часто фасада выполнена в начале XIV в.: две пары евангелистов справа и слева стоят в основании центральных шпилей собора, между которыми помещено окно-витраж «Тайная вечеря», работы Пасторино де Пасторини (середина XVI в.). Венчает центральную композицию фронтон с позолоченной мозаикой «Коронование Богоматери», выполненной венецианскими художниками Л. Муссини (Luigi Mussini) и А.Франчи (Alessandro Franchi) в XIX в.. Боковые фронтоны украшены их работами: «Поклонение волхвов» и «Введение во храм Богородицы».

Западный фасад Сиенского собора – выражение любви жителей города к Пресвятой Деве, которую они пронесли через века.

Уникальным оформлением стен собора является мраморная облицовка в виде чередования полос белого и черно-зеленого мрамора – идея Джовани Пизано. Белый и черный – цвет масти коней легендарных основателей города Сениуса и Аскиуса. На белом и вороном скакунах примчались они сюда в поисках убежища от преследований Ромула, погубившего Рема – их отца. Сочетание черного с белым стало геральдическим знаком города Сиена.

Боковые стены, восточный фасад, башня отделаны символическими полосами и придают собору легкость и нарядность. Вкрапления красного мрамора в отделке выполнены с удивительным вкусом и усиливают радостное и праздничное впечатление.

Звонница с квадратным сечением, восьмиугольным шпилем и башенкам возведена в 1313 г. братьями Аньоло и Агостиньо Вентура – это господствующая вершина в городе. Слева от собора – место захоронения гениального основателя собора – Джовани Пизано, надпись датируется XIV веком. Справа – статуя легендарной волчицы, кормящей Ромула и Рема – дядю и отца основателей города. Сиенцы считали её символом своего города.

Особенно красив собор в конце дня при косых лучах солнца, в это время его лучше всего фотографировать, становятся видны даже витражи в розетке оена.

Внутренний интерьер

План Сиенского собор имеет форму католического креста. Внутри он состоит из трех продольных коридоров-нефов и поперечного перекрытия – трансепта. Между нефами – аркады 18-метровых колонн из черно-белого мрамора, создающих впечатление легкого головокружения от обилия красоты.

Центральный неф

Полукруглые арки между массивными колоннами нефа – признак романского стиля: мощного и строгого. Колонны коринфского ордера несут на себе своды потолка. Справа и слева гладят вниз с огромной высоты карнизов бюсты 172 Римских пап и 36 императоров. Почти все они на одно лицо, т.к. сделаны по 4-5 трафаретам, индивидуальность запечатлена в подписях имен под скульптурами. Галерея на карнизах была создана во времена Ренессанса – в начале XVI века.

Там, где перекрещиваются центральный неф с трансептом, поднимается ввысь пространство купола (54 м в высоту и 16 м в диаметре). Темно-синий фон купола в романском стиле усеян звездами, искусная роспись создает иллюзию рельефности. 12 окон-витражей (XIX в.) расположенных по барабану купола, проливают свет на великолепие внутреннего убранства.

Кафедра

Скульптурным шедевром XIII века является кафедра-дарохранительница работы Николо Пизано. Восьмиугольное сооружение из белоснежного каррарского мрамора удерживается на темных гранитно-порфировых колоннах. Четыре из них стоят на постаментах, а для остальных подставили спины два льва и две львицы. Центральную колонну удерживают аллегории Семи свободных искусств: Грамматики, Диалектики, Риторики, Арифметики, Геометрии, Музыки, Астрономии в компании с Философией.

Рельефы семи библейских сюжетов, выполненных по мрамору – главное украшение кафедры. Они изображают:

  • Рождество Христово;
  • Пришествие волхвов на поклонение;
  • Бегство Святого семейства в Египет;
  • Избиение Вифлеемских младенцев Иродом;
  • Распятие на Кресте;
  • Картины Конца света;
  • Суд и наказание грешников.

Искусная композиция, содержащая 4 сотни фигур людей и животных, находится в левом трансепте собора сразу после преодоления купольного пространства. Неподалеку расположен впечатляющий Вертеп Рождества Христова с человеческими фигурами в полный рост.

Левый неф

По левому коридору-нефу расположены скульптурные произведения Микеланджело, Донателло, чудесная Библиотека Пикколомини.

Алтарь Пикколомини (Piccolomini) посвящен папе Пию II и был создан в конце XV в. мастером А. Бреньо (Andrea Bregno). В обрамлении алтаря помещены фигуры апостолов Петра и Павла, святых Григория и Пия работы раннего Микеланджело. Великий скульптор не выполнил заказ до конца: ниша для апостола Матфея так и осталась пустой. В это время (1501-1504 гг.) художник был поглощен идеей своего главного шедевра – скульптуры Давида. В алтаре помещена икона «Мадонна с младенцем» (Paolo di Giovanni Fei, 1385 г.).

Библиотека Пикколомини (Libreria Piccolomini) поражает каждого входящего по-детски радостной игрой красок. Стараниями художника Пинтуриккио (настоящее имя Bernardino di Betto di Biagio) в 1503-1509 стены библиотеки стали страницами книги, повествующей о событиях жизни папы Пия II – «любимого сына Сиены». На 10 фресках изображена вся его литературная, дипломатическая и религиозная деятельность. Последний эпизод: после захвата турками Константинополя папа пытается организовать союз европейских стран для защиты христианских святынь и умирает в порту Анконы, узнав, что никто не приедет.

Три обнаженных грации посреди зала – знак высокой античности, вдохновлявшей художников-гуманистов. Несколько раз они убирались из зала под предлогом непристойности, но все-таки были возвращены на свое прежнее место.

Капелла Иоанна Крестителя создана для хранения правой руки святого, которая появилась в соборе в XV веке. Бронзовая статуя Иоанна Предтечи работы Донателло (Donatello) – главное украшение часовни, которая также расписана фресками Пинтуриккио. Рукой Донателло созданы еще две реликвии собора: статуя Марии Магдалины и надгробие епископа Джованни Печчи.

Иконы Богородицы

После победы над Флоренцией в 1260 г. благодарные жители возвели для Пресвятой Девы новый алтарь. Икону для него написал Диетисальви ди Спеме (Dietisalvi di Speme), она получила название «Мадонна даров» (Madonna del Voto). Образ, копирующий византийскую Одигитрию-Путеводительницу, пришелся по душе гражданам Сиены. Пять раз за всю историю города в моменты опасности совершался крестный ход вокруг собора и обряд положения ключей в алтаре перед её образом. Капелла «Мадонны дель Вото» (Capella della Madonna del Voto) находится в правом трансепте собора.

Читайте также:
Чем можно заразиться на отдыхе в Турции, Египте и Тунисе

Самым главным образом собора является Мадонна Маэста (Madonna Maesta, 1311 г.) – Богородица в славе. В исполнении знаменитого Дуччо Буонисенья (Duccio di Buoninsegna), который считался гордостью сиенской школы живописи, это произведение стало высшим достижением готического искусства. Образ Богородицы на троне в окружении ангелов и святых сопровождается миниатюрами из жизни Христа и Богоматери. Для грандиозной композиции предназначен главный алтарь собора, но сегодня он пустует, а сам образ помещен в музее собора.

Пол собора

Мраморный инкрустированный пол собора – коллективный шедевр сиенских художников, который создавался в течение 600 лет. Первые сюжеты появились в 1369 году, а вся работа была завершена в XIX веке. Тематика сюжетов меняется по мере продвижения внутрь собора: сначала языческие картины, затем философские миниатюры о смысле жизни, которые сменяются сюжетами Ветхого Завета и, наконец, христианские притчи. Техника выполнения рисунков близка к гравюре: контуры выцарапанного рисунка заполнялись мраморной крошкой разных цветов.

Языческие и философские сюжеты

Языческие сюжеты расположены от входа до купольного пространства в центральном и двух боковых нефах.

Гермес Трисмегист

Гермес Трисмегист – трижды величайший мудрец, основатель оккультизма, современник пророка Моисея; удостоен изображения в соборе, т.к. герметизм предвосхищал мысль о едином Божестве как основе всего сущего.

Сиенская волчица

Дети Рема – Сениус и Аскиус – привезли с город и статую волчицы, вскормившей их отца. Жители Сиены считали её своим символом. Вокруг Сиенской волчицы изображены знаки 12 подчиненных Сиене городов, среди которых Флоренция (лев), Вольтерра (орел) и даже Рим (со знаком слона). Сюжет с сиенской волчицей – воплощение амбициозных настроений города. Сегодня это единственное изображение, которое никогда не закрывается от туристов.

Гиббелинский орел

Этот сюжет – отзвук политической борьбы между Римскими папами и германскими императорами в XII-XIII вв. В ней граждане Сиены занимали антипапскую позицию. Симпатии к имперской власти выражены в изображении императорского орла в розе готического окна.

Мудрость и Фортуна

Фортуна в виде ветреной женщины изображена в правом углу картины. Она попирает ногой корабль со сломанной мачтой и манит парусом надежды. Мудрецы покидают корабль и отправляются в гору к Мудрости, восседающей с книгой в обществе Сократа – философа-мученика и Кратета, который выбрасывает в море ненужные драгоценности. Итог аллегорического рассуждения: тот, кто постиг мудрость, не рассчитывает на удачу и презирает земную жизнь и её богатства.

Колесо Фортуны

На этой инкрустации изображен царь, восседающий на троне. Он не подозревает, что с поворотом колеса его трон рухнет, и сам он станет одним из тех несчастных, которые, надрываясь, вращают колесо Фортуны. О переменчивости судьбы рассуждают Аристотель, Сенека, Еврипид, Эпиктет, расположенные по углам картинки.

По обе стороны центрального нефа размещены 10 изображений сивилл-пророчиц.

Библейские сюжеты

Под купольным пространством помещена история жизни пророка Илии и вознесение его на огненной колеснице на небо. По мере приближения к алтарю изображены такие события Ветхого завета:

  • Иссечение Моисеем воды из скалы в пустыне;
  • Получение скрижалей Завета на горе Синай;
  • Принесение Исаака в жертву.

Эти инкрустации сделаны в XVI веке Доменико Беккафуми (Domenico di Giacomo di Pace Beccafumi), который усовершенствовал технику росписи по мрамору и сумел передать эффект светотени.

«Избиение Вифлеемских младенцев» Маттео ди Джованни (Matteo di Giovanni – самая знаменитая притча на полу Сиенского собора. Странное, даже жуткое впечатление производят радостные улыбки матерей, чьих младенцев режут озверевшие солдаты.

Для сохранения драгоценных инкрустаций часть полов закрывается досками, осмотру доступна лишь небольшая часть росписи.

Осмотр пола в Сиенском соборе настолько популярен, что сезоны посещения делятся на:

  • «Высокий сезон открытого пола» (с начала марта до конца октября) – большие очереди и высокие цены (вход 15 евро);
  • «Низкий сезон закрытого пола» (ноябрь и все зимние месяцы) – полупустые залы осмотра и скидки на входной билет (8 евро).

Полностью пол собора открывают во время скачек Палио в Сиене. Они посвящены Богородице и проводятся ежегодно 2 июля и 16 августа.

Посещение музейного комплекса

Собор открыт ежедневно с 10:30 до 19:00 в основной сезон и до 17:30 в зимнее время.

  • Собора с осмотром полов и библиотеки: €15 – в основной сезон: €8 – зимой;
  • Музея и панорамы с крыши Дуомо Ново: € 8;
  • Крипты – подземного помещения с циклом ярких фресок XIII века – €8;
  • Баптистерия – здания для крещения с купелями работы Донателло и других мастеров Возрождения – €4.

Комбинированный билет – 20-25 евро в зависимости от сезона. Для любителей «собирать нектар с Италии» знакомство с Сиенским собором абсолютно обязательно.

Карта Шипкинского перевала, где находится Шипкинский перевал на карте мира

Аренда машины в Болгарии позволила мне добраться до Шипки, увидеть памятник Свободе и другие достопримечательности, выяснить, сложно ли забраться на Шипкинский перевал, и можно ли доехать до него из столицы Болгарии; чтобы узнать побольше, читайте свежий отчёт

Как известно, свободу Болгарии принесла Россия, а не Прибалтика, Финляндия или ещё какая-то шелупонь, которую нынче упоминают болгарские политики. Именно русские солдаты выиграли очередную войну, после которой многовековое турецкое ярмо было сброшено с плеч балканских народов. И, надо сказать, рядовые болгары хорошо помнят, кому обязаны независимостью, поэтому даже прозападные радикалы не осмеливаются покушаться на мемориалы XIX века, главным из которых является, безусловно, памятник Свободы на перевале Шипка. Его установили в месте, где на протяжении нескольких месяцев шли кровопролитные бои между русскими, оседлавшими стратегический проход через горы, и турками, стремившимися прорваться в северную часть Болгарии. Ценой страшных потерь оборонявшиеся, которым активно помогали болгарские ополченцы, сумели удержаться на позициях, чем был обеспечена победа в войне. Правда, за успех пришлось заплатить исключительно высокую цену: обстрелы не прекращались сутки напролёт, порой дело доходило до рукопашных, и потери оказались крайне велики.

Читайте также:
Как найти работу в Москве и других городах России для белорусов

Планы подняться на перевал Шипка я лелеял с тех самых пор, как принял решение съездить на отдых в Болгарию. К такому ходу меня подстёгивали как любопытство, так и предстоящая аренда машины, ибо самостоятельно добраться до Шипки из Софии или Бургаса не так чтобы очень просто. Наоборот, при собственных колёсах в поездке нет ничего сложного, надо просто сдвинуться на 60 километров к северу с шоссе A 1 либо отмотать километров 70 на юг с дороги, идущей из столицы Болгарии в сторону Варны. Другое дело, что доехать до Шипки и взобраться на перевал – две большие разницы. На самый верх с обеих сторон горного хребта ведёт серпантин замысловатой формы, и даже я, человек, обладающий изрядным опытом поездок в таких условиях, помотавшийся и по Кордильерам Коста-Рики, и по швейцарским Альпам, и по Черногории, чьё название само за себя говорит, и то здорово вымотался, так что потом, оказавшись на равнине, всю дорогу до Пловдива не столько держал руль, сколько держался за него…

Добавлю, пожалуй, что ехать на Шипкинский перевал имеет смысл только в хорошую погоду, и не потому, что иначе красивые пейзажи увидеть не удастся. Ей богу, пустись мы в путь посреди тумана, который окутал горы при нашем отъезде из Габрово, чёрт знает, чем бы кончился заезд по тамошним крутым поворотам. Словом, задумывая поехать на экскурсию по Шипке самостоятельно, следует внимательно изучать прогноз погоды для Болгарии.

Итак, первый подход к болгарским горам закончился неудачей из-за облачности, и, в результате мы покинули район несолоно хлебавши. К счастью, спустя короткое время нам подняла настроение древняя столица Болгарии Велико-Тырново, и день был признан, в целом удачным. При этом планы съездить на Шипку я, естественно, держал в уме, наметив обязательно сделать отклонение от прямого маршрута при возвращении с побережья в Софию. Оставалось лишь молиться, чтобы в нужный день погода не подвела…

Желание посетить Шипкинский перевал подспудно снедало меня всю неделю, что мы провели на море, и неудивительно, что когда настало время отъезда, я прямо с утра первым делом взялся проверять прогноз. Хотя синоптики, если верить народной молве, ошибаются, как и сапёры, один раз, ежедневно, мне искренне хотелось верить, что обещанное ими солнце никуда не денется. Как здорово, что на этот раз предсказателям погоды удалось попасть в точку!

И вот, сделав по дороге из Бургаса в Софию короткие ознакомительные остановки в Сливене и Стара-Загоре, мы взяли курс на северо-запад, чтобы, протрясясь около часа по второстепенным шоссе и щербатым дорогам, выйти к подножью массива Стара-Планина, делящего Болгарию почти ровненько пополам. Мне было особо некогда любоваться горными пейзажами, но моя половина, всю дорогу глазевшая в окно, заявила, что ей порой открывались весьма впечатляющие картины.

Ничего другого, кроме природных красот, нам по пути не встретилось, городок Казанлык мы проскочили по окраине, и ни он сам, ни расположенная рядом фракийская гробница, нас не заинтересовали. Ничем не примечательной оказалась и деревня Шипка, укрывшаяся между горными отрогами. Замечу, что целью любого путешествия в эти края является вовсе не данный географический пункт, а перевал, до которого от поселения ещё семь вёрст киселя хлебать. Это если мерить линейкой по карте, седловина всего в четырёх километрах к северу, но придётся преодолеть пятнадцать километров серпантина, чтобы её достичь.

Список, где перечислены достопримечательности Шипки, не занимает много места: в нём всего три позиции, да и то два объекта формально находятся за пределами деревни. Иными словами, желающие расширить кругозор могут, конечно, посетить фракийские гробницы Шушманец и Грифоните, но делать это придётся, если без машины, на своих двоих по унылой, безлюдной сельской местности, и вряд ли удовольствие от осмотра пустых погребальных камер перебьёт трудозатраты. Короче говоря, если и делать остановку в деревушке, так только ради внушительного храма, украшающего её северо-западную окраину.

Попасть непосредственно к церкви легко даже без навигатора: мне пару раз на глаза попадались соответствующие указатели, так что ошибиться было непросто. Данный факт меня весьма порадовал – всё-таки, простые болгары помнят, насколько они обязаны России, – а вот дорога огорчила: последний участок, вымощенный булыжником, почти что вытряс из нас душу. Казалось бы, самая посещаемая достопримечательность Шипки заслуживает нормального подъезда, ан нет…

И ещё меня искренне поразило наличие на территории мемориального комплекса платного туалета. На мой взгляд, коли вокруг простирается лес, делать вход в туалет платным могут только редкостные олухи. Что ж, бог болгарам судья…

Непосредственно про храм-памятник воинам, погибшим на перевале Шипка можно сказать только одно: он поистине впечатляет. И выглядит, добавлю, очень красиво и нарядно, даром что ему больше ста лет. Срок мог бы быть и больше: первое предложение увековечить подвиг русских и болгарских бойцов появилось почти сразу после окончания русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Идея, высказанная матерью знаменитого генерала М.Д. Скобелева, получила горячую поддержку как в Российской империи, так и в Болгарии, частные пожертвования полились буквально рекой, причём деньги вносили не только высокопоставленные особы, но и простые люди. Проект крупной церкви оперативно разработал уроженец Чехии А.О. Томишко, решивший стилизовать постройку под ярославские и московские храмы XVII века. Строительство стартовало в 1885 году, однако воцарение в Софии пронемецкой династии и изменившаяся политическая обстановка не позволили завершить работы вовремя. Мемориальный комплекс Шипки, состоящий из церкви, семинарии, монастырского корпуса и гостиницы для паломников, был открыт в сентябре 1902 года, когда праздновался 25-летнй юбилей сражения, решившего судьбу Болгарии.

Читайте также:
Адыгея как добраться на поезде, автобусе, самолете Маршрут проложить

При осмотре храма погибшим воинам стоит обратить внимание на три десятка мраморных плит, укреплённых внутри здания и вдоль его галерей. На них высечены имена солдат и офицеров, отдавших жизнь ради освобождения братьев-славян, а также наименования воинских частей, сражавшихся на перевале. Также под сводами церкви размещены 17 саркофагов с останками героев, как русских воинов, так и болгарских ополченцев. Про ожесточённые бои за Шипку также напоминают размещённые на полусотметровой башне колокола, отлитые из гильз артиллерийских снарядов, собранных на поле сражения.

Посетив храм-памятник и запечатлев его во всех ракурсах, мы затем вернулись к парковке, вдоль которой разместилось около дюжины палаток, где можно купить сувениры с Шипки. Однако, при ближайшем рассмотрении, выяснилось, что ничего существенного приобрести невозможно, разве только кустарные магнитики и прочую дребедень. Поэтому мы, не медля, погрузились в машину и начали нелёгкий путь наверх.

Как я уже говорил, серпантин в горах Болгарии оказался тем ещё орешком, и это надо учитывать всем, кто собрался добраться до Шипки на машине. Другой нюанс: как бы ни было тепло на равнине, вверху довольно-таки холодно, поэтому не будет лишним прихватить с собой как минимум лёгкую ветровку. Я вот, к примеру, от радости, что удалось-таки добраться до столь важной достопримечательности, забыл взять из багажника куртку, о чём впоследствии очень жалел, а так как спускаться вниз, к парковке, где на Шипке можно оставить машину, мне не хотелось, пришлось слегка потерпеть.

Если не брать две упомянутых мелких неприятности, Шипкинский перевал подарил нам самые замечательные воспоминания. Солнце светило, небо было безоблачным, и потом с высоты можно было окинуть огромное пространство.

Когда восторги от восхитительных панорам несколько утихли, мы уделили внимание мемориальному комплексу, в который превращена округа. Знакомство с ансамблем начинается ещё от подножья ведущей на вершину холма лестницы, где размещены барельефы с фигурами бойцов и сценами битвы. После знакомства с ними нужно или топать по каменным ступенькам, или, сдвинувшись вправо, идти по извилистой дороге, постепенно набирающей высоту – этот путь дольше, зато ногам легче,. В любом случае, финальной точкой станет огромный памятник Свободы, установленный на перевале Шипка в промежутке между двумя Мировыми войнами.

Работы по увековечиванию боевого братства болгар и русских стартовали в 1926 году. Проект, созданный болгарским зодчим А. Донковым, предусматривал строительство пирамидальной башни высотой более 30 метров. На то, чтобы вручную обтесать огромные каменные блоки и затащить их на перевал с помощью телег, ушло больше трёх лет. Готовое сооружение дополнил изваянный скульптором Андреевым бронзовый лев, символизирующий мужество и отвагу защитников Шипки. Первый этаж открытого в 1934 году памятника занял саркофаг с останками павших солдат, остальные ярусы были превращены в Военный музей. Из-за этого вход внутрь башни платный, но за свои деньги туристы получают возможность не только увидеть оружие, амуницию и другие предметы XIX века, но и залезть на самый-самый верх, где находится смотровая площадка.

Помимо главной достопримечательности Шипки, на перевале можно осмотреть ещё несколько объектов. Наибольший интерес представляют старинные пушки, расставленные там, где во время ожесточённых боёв находились артиллерийские позиции оборонявшихся. По проложенным там и сям дорожкам можно дойти и до батарей, и до траншей, и до нависающих над бездной утёсов, ставших ареной жесточайшей борьбы. Трудно даже представить, какие усилий требовались от атакующих, чтобы взобраться по крутым склонам, и от защитников, которым необходимо было затаскивать наверх абсолютно всё, от продуктов до боеприпасов и, главное, орудий.

Стоит отметить, что в двух местах я видел пояснительную табличку, разъяснявшую, чем они славны, однако будет разумно заранее узнать, как проходила оборона Шипки, чтобы лучше ориентироваться и понимать, где какие позиции располагались.

Остаётся дополнить общую картину упоминанием про отдельно стоящий монумент, находящийся чуть ниже остальных. Внушительная пирамида отмечает то место, где в 1877 году стояла так называемая Стальная батарея, сыгравшая важнейшую роль в отражении наиболее опасного штурма турок. Памятник был открыт всего через три с половиной года после окончания сражения по личному распоряжению императора Александра II . Облицованная серым камнем громадина дополнена выполненными из дорогущего каррарского мрамора плитами с геральдическими знаками и надписями. Мы специально сделали остановку при спуске с Шипкинского перевала, и остались очень довольны как видом пирамиды, так и её оформлением.

Подняться на Шипку в Болгарии

Большинство людей, которые жили в Советском союзе, знают слово Шипка, потому что под таким названием выпускались лёгкие сигареты без фильтра.

На самом деле – это город в Болгарии и мемориал в память падших за освобождение Болгарии во время обороны перевала Шипка в русско-турецкой войне 1877—78 годов.

Вообще, каждый год 3 марта здесь проводятся масштабные и торжественные мероприятия, т.к. в этот день был подписан Сан-Стефанский мирный договор, который принёс свободу Болгарии после пятивекового османского ига.

Так что предлагаю отправиться в небольшое турне к этому перевалу и мемориалу.

Для начала едем к небольшому городку Шипка, который расположен в Старозагорской области у южного подножия Балканских гор, в 12 км от г. Казанлык. Город Шипка представляет собой южный вход в Шипкинский перевал.

Сначала этот город населяли фракийцы, затем город был покорен римлянами, а потом его завоевали турки, которые создали здесь в 1396 году гарнизон для охраны и контроля Шипкинского перевала.

Читайте также:
Экскурсии из Карловых Вар на русском языке однодневные в Европу, туры, отзывы

В окрестностях Шипки и Шейново велись одни из самых кровопролитных боёв в русско-турецкой войне 1877—1878 г.

В городе посещаем Храм-памятник Рождества Христова. Это первый памятник болгаро-русской дружбе на территории Болгарии. Годы строительства — 1885—1902 годы.

Внутри храма и на стенах открытых галерей установлены 34 мраморные плиты с названиями войсковых частей, участвовавших в боях за Шипку, а также именами русских солдатов и офицеров, и болгарских ополченцев, павших при обороне Шипки и в боях у городов Казанлык и Стара-Загора. В саркофагах храма покоятся останки героев. Колокола отлиты в России, и на их производство российское военное ведомство выделило около 30 тонн стреляных гильз. Самый большой колокол весит 11 643 кг и является личным подарком императора Николая II.

Храм-памятник состоит из церкви, монастырского корпуса, гостиницы для паломников, приюта и духовной семинарии. Около храма все очень культурно.

Всего на территории Болгарии есть свыше 450 памятников, которые посвящены русским освободителям (так болгары называют всех участников русско-турецкой войны 1877—1878), но этот считается самым красивым и впечатляющим, высотой 53 метра.

Далее по серпантину движемся к самому перевалу.

Подъехав к мемориалу, начинаем подниматься по ступенькам.

Во время подъема любуемся горами, а ступеньки не заканчиваются.

Вот мы наконец-то наверху. Всего было преодолено 890 ступенек, но, благодаря прогулкам по холмистой Праге, этот подъем для меня не составил труда.

Но поднимались мы не зря, с высоты пика открываются потрясающие виды.

А это уже сам монумент. Кстати, место, где стоит монумент, называется пик Столетова, высотой 1523 метра.

Теперь немножко истории. Памятник Свободы на перевале является мемориалом в память павших за освобождение Болгарии во время обороны перевала Шипка в русско-турецкой войне 1877—78 годов. Монумент расположен на пике Столетов (вершина названа в честь одного из руководителей обороны Шипки генерал-майора Н. Г. Столетова), возвышающемся над перевалом. Памятник был открыт в 1934 году и строился на пожертвования болгарского народа.

Мемориал представляет собой каменную башню в виде усеченной пирамиды высотой 31,5 м. Гигантский бронзовый лев длиной 8 м и высотой 4 м расположен над входом в башню. Фигура женщины символизирует победу над османскими войсками.

Поднимаемся на башню, чтобы ещё полюбоваться горами.

Внутри мемориала мы увидели картины, которые повествуют о боях того времени. Всего же внутри четыре этажа, где расположена экспозиция болгарских военных флагов и других реликвий.

Но вдруг погода резко поменялась, перевал окружили тучи, начался сильный ветер и дождь.

Отъезжая от мемориала, остановились у памятника «Оборона Шипки», а потом поехали дальше греться на пляже и купаться в Черном море.

Вам также может быть интересно

Сайты для экономии в путешествиях!

Hotellook — Честное сравнение цен и скидок на отели и апартаменты в 50 системах бронирования (Booking, Agoda, Ostrovok.ru итд). Планируйте путешествие заранее и экономьте до 40%!

✈ Поиск самых дешевых авиабилетов без накруток у надежных агентств официальных дилеров Аэрофлота, S7, Уральских Авиалиний и всех известных авиакомпаний мира.

Болгария. Шипка

18 апреля отмечается Международный день памятников и исторических мест. Я долго думала, чему посвятить сегодняшнюю статью, благо исторических мест повидала немало. И решила рассказать о Шипкинском перевале в Болгарии.

Чем он известен? Именно там развернулись основные военные действия в ходе русско-турецкой войны 1877-78 гг.

Кликайте по фотографиям — и они откроются в увеличенном размере

Страницы истории

Шипка это небольшой город, давший название знаменитому горному перевалу. Сейчас этот перевал представляет собой проход в горах Стара Планина. Через него проложено шоссе, которое соединяет два болгарских города, Габрово и Казанлык. Перевал находится на высоте 1185 м над уровнем моря.

Именно здесь, на Шипкинском перевале, развернулись ключевые события в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Оборона Шипки

Пиком войны стала знаменитая оборона Шипки, длившаяся целых пять месяцев.

27-тысячной турецкой армии под руководством Сулейман-паши нужно было прорваться через Балканы к Плевне на помощь своим осажденным войскам. Пять тысяч русских воинов и болгарских ополченцев удерживали крохотный клочок земли, который закрывал туркам путь через перевал.

В память о погибших солдатах на Шипке был создан парк-музей. О нем я и расскажу в этом очерке.

Самые большие торжества на Шипкинском перевале происходят 3 марта. В этот день болгары отмечают национальный праздник – годовщину подписания Сан-Стефанского мира, который положил конец 500-летнему османскому владычеству на территории страны. Во время торжеств на перевале служат церковную панихиду и возлагают к воинскому мемориалу живые цветы и венки.

Кроме того, ежегодно в конце лета здесь проходит зрелищная реконструкция событий 1877 года.

Памятник Свободы

На перевале находится гора Шипка. Первоначально она называлась горой Святого Николая. В 1954 году правительство Болгарии решило ее переименовать в память о генерале Николае Григорьевиче Столетове, одном из руководителей болгарского ополчения. Гора стала пиком Столетова. Однако новое название не прижилось. И 1977 году гору стали называть просто Шипкой.

На Шипке установлен Памятник Свободы. Это мемориал в честь солдат и офицеров, погибших при защите Шипкинского перевала. Памятник был возведен в 1934 году на пожертвования болгарского народа.

На самой вершине горы возвышается каменная четырехугольная башня высотой около 30 метров.

Над центральным входом — бронзовая фигура льва.

К башне ведет огромная лестница из 894 ступеней.

На нижнем этаже мемориала хранится саркофаг с останками солдат, погибших при обороне Шипки. У подножия башни стоят артиллерийские орудия. Вот она, та самая «стальная батарея»!

В самой башне на трех этажах расположен музей.

В экспозиции представлены экспонаты, относящиеся к обороне перевала. Здесь есть пули, ядра, военные карты, личные вещи защитников Шипки.

Читайте также:
Об аэропорте Южный г. Иваново IWA UUBI - официальный сайт, контакты

Со смотровой площадки открывается прекрасная панорама Шипкинского перевала. Оттуда же виден скалистый выступ, известный под названием Орлиное гнездо.

Русские и болгары стояли насмерть, защищая перевал и подступы к нему. Когда заканчивались патроны, защитники Шипки выбивали турок врукопашную, кидая камни и даже тела убитых товарищей. Именно об этом писал болгарский поэт Иван Вазов:

Храм Рождества Христова

В конце XIX века Александр Померанцев возвел недалеко от Шипки храм по проекту чешского архитектора Антония Томишко. Церковь посвятили памяти русских и болгарских солдат, отдавших свои жизни за освобождение Болгарии в ходе русско-турецкой войны 1877-78 гг.

Храм был открыт и освящен 28 сентября 1902 года, ровно через 25 лет после обороны Шипки.


Идея строительства поминального храма принадлежала Ольге Николаевне Скобелевой, матери известного русского генерала Михаила Дмитриевича Скобелева. Отряд под его командованием тоже принимал участие в обороне Шипки. Пожертвования на строительство храма собирали как в России, так и в Болгарии.

Из истории церкви

Первоначально это был целый храмовый комплекс. В него входили сама церковь, монастырский корпус и приют для паломников. Планировали даже открыть здесь духовную семинарию. Храм подчинялся Русской Православной Церкви, поэтому священников присылала Троице-Сергиева лавра. И только в 1934 году церковь передали в собственность Болгарии.

На церковной колокольне можно насчитать 17 колоколов. Самый крупный из них весит целых 12 тонн. Это дар храму от российского императора Николая II. Все колокола были отлиты на российских заводах из гильз, собранных на Шипкинском перевале.

Внутри храма на стенах более 30 мраморных плит. На них выбиты названия воинских частей и фамилии офицеров, погибших при обороне Шипки. Останки российских солдат и болгарских ополченцев, защищавших Шипкинский перевал, находятся в крипте церкви в 17 каменных саркофагах.

На одной из внешних стен храма я нашла интересную мемориальную доску.

Обратите внимание на дату. На саму идею этого своеобразного послания в прошлое. На стиль («победоносной Красной Армии»). Вот она, незримая связь времен!

«На Шипке всё спокойно»

Наверняка многие слышали это выражение, но мало кто знает, что оно означает.

Фраза «На Шипке всё спокойно» часто употреблялась в донесениях, которые отправлял генерал Федор Радецкий императору. Она совершенно не соответствовала действительности.

Так называемое «Шипкинской сидение», зимняя оборона перевала, унесла много жизней рядовых солдат. Они просто-напросто замерзали из-за диких морозов и снегопадов, поскольку не было теплой обуви и одежды. И выражение «На Шипке всё спокойно» стала символом чудовищного лицемерия со стороны штабного командования.

У художника-баталиста Василия Верещагина есть триптих, который так и называется — «На Шипке всё спокойно».

На первой картине изображен занесенный метелью часовой. Солдат в серой шинели стоит на посту по колено в снегу. Видимо, о нем просто забыли.

На второй картине часовой по-прежнему стоит, хотя его начинает засыпать снегом. Его не сменили, но солдат продолжает нести свою вахту.

На третьей картине на месте часового мы видим только огромный сугроб снега. По крохотному уголку шинели и штыку, торчащим из сугроба, становится понятно, что здесь стоял часовой…

Вот он, пример мужества рядовых защитников Шипки. Тех самых, которые не покидали свои посты даже в самый лютый мороз. Символ верности и бесстрашия. А, с другой стороны, яркое свидетельство вранья штабных чинов, которые в своих ежедневных сводках старались скрыть то, что происходило на перевале.

Когда находишься на Шипкинском перевале, в душе рождаются самые разные чувства. Гордость за своих соотечественников. Восторг от той красоты, которая открывается взору с вершины Столетова. Печаль, когда слышишь поминальный звон колоколов и видишь мемориальные плиты с надписями. И благодарность, что жизнь наша продолжается…

Вечная память защитникам Шипки!

© Татьяна Трунова, апрель 2019

Другие достопримечательности Болгарии

  • Перперикон — о пещерном городе в Восточных Родопах
  • Этнографический музей «Этыр» — о музее национальных ремесел Болгарии

Известные мемориальные комплексы

  • Хатынь — белорусская деревня, ставшая символом зверств фашизма
  • Прохоровка: третье ратное поле России — место, где произошло крупнейшее танковое сражение второй мировой войны

10 комментариев к статье Болгария. Шипка

Таня, спасибо за экскурсию. История места потрясает, а через строки и фото чувствуется энергия мужества, потерь и самообладания людей, которые стоят за «сухими» фактами.
Помню, мама в советские времена была в поездке по Болгарии и привезла фигурку башни Шипки. Мне она так нравилась. Потом, когда подросла даже интересовалась историей башни))

Лена, благодарю! Вот ты написала и я вспомнила, что у меня дома тоже есть фигурка Шипкинской башни :))) А место там, действительно, очень мощное…

Татьяна, спасибо за статью. Читала со слезами на глазах. Очень проникновенно.

Ольга, благодарю! Очень приятно, что очерк Вам откликнулся.

Танечка, спасибо! Действительно, как писали, очень проникновенно, душевно. Твои очерки интересны, познавательны и очень любимы.

Нина, большое спасибо за теплые слова!

Какая печальная история… Действительно, суровость и красота природы в противовес отваге и самопожертвованию солдат нашей и болгарской армий.

Оля, да. Спасибо Верещагину, что не побоялся на своих полотнах назвать вещи своими именами…

От МОЩИ стихов, которые создал Иван Вазов, сознание переходит на другой уровень…

Вы знаете, на Шипкинском перевале и чувства обостряются. По крайней мере, я такое испытала… Пока была там, не покидало ощущение, что герои боёв за Шипку находятся где-то рядом…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: