Могут ли иностранные граждане или фирмы покупать землю в России?
Какие земли могут приобретать иностранные граждане и иностранные компании в РФ? Какие документы нужны для оформления сделки купли-продажи земельных участков? А может ли иностранец или иностранная компания купить земельный участок в России? Обратимся к основному закону страны — Конституции РФ.
В п.3 ст.62 Конституции РФ закреплено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Важно! То есть приобретение объектов недвижимости (к которому относятся земельные участки) иностранцами не запрещено. При этом существуют определенные ограничения.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства земельные участки предоставляются в собственность исключительно за плату (п.4 ст.39.4 Земельного Кодекса РФ). Иностранец не может приобрести землю в России на безвозмездной основе.
Иностранцы и иностранные компании не могут выкупить земельный участок, который находится на приграничной территории или в границах морского порта.
Перечень приграничный территорий определен Указом Президента РФ от 09.01.2011 г. № 26 «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками».
Важно! Иностранные граждане, иностранные компании, лица без гражданства, а также компании, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ (ст.3 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).
Законодательством об огородничестве и садоводстве также установлены определенные ограничения в части приобретения в собственность земельного участка.
Но на практике данное ограничение обходят. Так, иностранные компании и иностранные граждане создают на территории России фирмы («дочки», «дочки дочек») и приобретают землю.
Также ограничение по приобретению земельных участков содержат Федеральный закон от 30.11.1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Закон Российской Федерации от 21.02.1992 г. № 2395–1 «О недрах», которые закрепляют порядок пользования участками континентального шельфа и недрами.
Законодательством РФ запрещено иметь на праве собственности участки недр, участки континентального шельфа, участки лесного фонда. Эти объекты могут предоставляться иностранцам только на праве аренды и то при условии, что они имеют право заниматься соответствующим видом деятельности.
А если у иностранца двойное гражданство, одно из которых российское?
Возможность приобретения прав на земельные участки лицами с двойным гражданством была рассмотрена Минэкономразвития РФ в Письме от 12.10.2011 г. №Д02-7833.
Как следует из разъяснений, лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом.
Таким образом, лицам, имеющих двойное гражданство нет запрета, на приобретение в собственность земельных участков, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным Кодексом России, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Cмотрите об этом материал, подготовленный Управляющим партнером компании «РосКо — Консалтинг и аудит» Алена Талаш.
Все самое интересное о налогах, праве и бухгалтерском учете от ведущей консалтинговой компании в России «РосКо»
Право на недвижимость: почему в Сухуми боятся российских грузин
В конце 2022 года Москва склонила Сухуми к гармонизации законодательства. Комплекс мер по созданию общего социально-экономического пространства предусматривает и послабления в вопросе приобретения россиянами недвижимости в Абхазии. Одна из причин, по которым абхазы не хотят продавать имущество гражданам РФ, заключается в том, что среди них могут быть этнические грузины, в 90-е годы вынужденно покинувшие свои дома.
– Купила бы дом или квартиру в Сухуми, если бы тебе позволили? – спрашиваю я Нино, вынужденную переселенку из Абхазии.
Засиявший взгляд Нино устремляется вверх. Она мечтательно расплывается в улыбке. Я не тороплю Нино с ответом, поскольку понимаю – на секунду она представляет жизнь, о которой мечтала более 30 лет.
— Да, купила бы! В Сухуми, – резко прерывает свои мысли Нино.
— И ты бы жила там?
— Да, почему нет, я в Абхазии родилась и выросла…
Родилась Нино в Гали – в городе близ административной границы. Во время войны вместе с родителями пешком перешла на подконтрольную Тбилиси территорию. Родители вскоре вернулись, поэтому дом остался нетронутым. Сама Нино уехала учиться в Россию. Там со временем она получила гражданство, вышла замуж и родила детей. Спустя 20 лет вместе с семьей вернулась в Грузию.
Навещать родителей в Гали Нино ездила каждое лето. Но переход через КПП по реке Ингури был сопряжен с унизительными проверками и тяжелыми внутренними переживаниями.
«Каждый раз, проходя этот пункт, я говорила себе, что это последний раз, и я больше не позволю так над собой издеваться. Просто заберу оттуда родителей. Я иду к себе домой, на свою землю как гость, преодолевая трудности, давая кому-то взятки. В то время, как, к примеру, россияне свободно ступают на оккупированную территорию. Но каждый разговор с родителями заканчивается одним и тем же: это дом, в котором они родились и который не оставили в самое трудное время. Они не смогут этого сделать. И я их понимаю».
Впрочем, Нино не верит, что ей позволят купить недвижимость в Абхазии. Даже если граждане России получат такое право, воспользоваться им ей, этнической грузинке, не удастся.
«Мне не позволят ничего купить. Даже, чтобы просто пересечь т. н. границу мне нужен пропуск, поскольку я родилась там [в Абхазии]. А россияне, такие же граждане России, как я, ездят туда без проблем. Что уж говорить о покупке дома в Сухуми, где я могла бы жить».
Вопрос продажи недвижимости иностранцам – один из самых болезненных для Сухуми. Правом на приобретение недвижимого имущества обладают лишь лица с местным «зеленым паспортом». Запрет для всех остальных был введен еще в 90-е. В том числе из опасений, что демографическая ситуация в Абхазии изменится.
В большом интервью российскому изданию РИА «Новости» де-факто президент Аслан Бжания объяснил: относительно недавняя история показывает, что абхазы «на своей собственной территории превратились в меньшинство».
«В конце XIX века абхазов было абсолютное большинство – более 90% проживало этнических абхазов, по данным переписи, которую проводила Российская империя. А в 1992 году абхазов стало 17%. Это имеет значение. Количество порой переходит в качество. Эти опасения у кого-то носят искренний характер, а некоторые недружественные силы их искусственно подогревают. Кто-то на этом делает политику», – отметил Бжания.
Снять запрет на продажу недвижимости россиянам в Абхазии пытались не раз. Но дальше жарких дискуссий вопрос не продвигался. И вот в 2022 году Москва убедила Сухуми внести изменения в законодательство в рамках «развития общего социального и экономического пространства». Один из пунктов документа предусматривает поправки «в части предоставления гражданам государств, признавших независимость РА, права на приобретение недвижимого имущества на территории РА».
О том, что вопрос имущественных прав россиян, в том числе этнических грузин с российским гражданством, «является предметом постоянного внимания» Москвы, в октябре 2022 года заявил министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Глава МИД тогда подчеркнул, что «немножко удивляется», почему эта проблема остается неурегулированной.
А урегулировать вопрос решили путем гармонизации «законодательства» Абхазии и России. По словам бывшего госминистра Грузии по вопросам примирения и гражданского равенства Пааты Закареишвили, не исключено, что вопрос собственности станет одним из камней преткновения в процессе имплементации документа. Ведь одно из главных опасений заключается в том, что правом приобретать недвижимость смогут воспользоваться грузины – вынужденные переселенцы – с паспортами граждан РФ.
«Я уверен, поднимется большой шум в Абхазии, дескать, кому мы возвращаем собственность – грузинам? Россия скажет – нет, не грузинам, а гражданам России. А многие граждане России – это этнические грузины, которые когда-то покинули свои родные края. Они хотят вернуть себе свою собственность, которую потеряли во время или после войны 90-х годов. И Россия за них как-то тоже беспокоится. Не за этнических грузин, а за своих граждан, вне зависимости от их этнической принадлежности. Эти проблемы, конечно, волнуют и абхазов. И вот здесь начнутся большие споры».
Конфликтолог Георгий Канашвили сомневается, что в случае реализации программы это как-то коснется этнических грузин с российскими паспортами. По мнению эксперта, будет положено предварительное соглашение, по которому в отношении этнических грузин будут распространяться определенные ограничения.
«Возможно будут отдельные случаи, когда кто-то сможет что-то приобрести. Но в целом, я сомневаюсь, что абхазская сторона согласится, чтобы это право распространялось и на этнических грузин».
В прошлом многие грузины, после войны получившие гражданство РФ, подавали в российские суды иски в связи с тем, что они, будучи россиянами, не могут вернуть свою собственность в Абхазии. Москва не раз настаивала на решении проблемы, но абхазы, считает Закареишвили, целенаправленно тянут время. Потому что боятся.
«Они боятся этнических грузин, покинувших свои дома и потом получивших российское гражданство, которые, уже как граждане России, оспаривают право на свою собственность. Но еще больше они боятся в принципе граждан России – что их и без того много и они смогут приобрести недвижимость на территории Абхазии. Потому что это такой край, где все хотели бы иметь собственность. Так что у них эта проблема всегда стоит».
Право на приобретение недвижимости иностранцами пополнило бы казну Абхазии, говорит конфликтолог Георгий Канашвили. Но вместе с финансовым потоком может увеличиться и человеческий. В основном за счет граждан РФ, которые приобретут собственность в Абхазии. В виду низких цен, на первом этапе может начаться массовая скупка недвижимости.
«Абхазская сторона побаивается того, что может произойти после предоставления прав гражданам России. Это значит, что в довольно короткие сроки Россия в принципе де-факто будет иметь всю территорию Абхазии, потому что земля там стоит дешево. Квартиру в Сухуми можно купить за 20 тысяч долларов. Это по краснодарским или ставропольским меркам – мизерные деньги. Поэтому абхазы не хотят этого, понимая, что в итоге могут на своей земле оказаться гостями».
Именно такие опасения в своем недавнем интервью выразил и Бжания. Таким образом, главный аргумент против отмены запрета – малочисленность абхазов.
В долгосрочной перспективе оптимизация процедуры приобретения недвижимости, по словам Канашвили, принесет политические проблемы. Если обладание собственностью трансформируется в постоянное жительство, то это позволит части россиян претендовать на «гражданство» Абхазии. «Таким образом с течением времени может измениться демографическая картина и, соответственно, политический баланс».
В свою очередь Закареишвили не понимает, почему абхазы тянут время, ведь можно удовлетворить запросы этнических грузин, вернув им их же собственность. В покинутых домах никто не живет или проживает, но временно. Большая часть такой т. н. «трофейной» недвижимости не приватизирована. И со времен войны дома грузин находятся на балансе «государства». Таким образом, де-факто власти Абхазии позволяют там кому-то жить, но не закрепляют за ними собственность. Закареишвили, в этой связи, считает, что требования грузин-беженцев, осевших в России, можно удовлетворить.
«В большинстве своем это будут покинувшие Абхазию этнические грузины – граждане России. Там могут быть и другие лица – этнические армяне, русские, т. е. те, кто в советское время владел там имуществом. Хотя тогда, в советское время, не было собственности, и это тоже проблема. Многие не могут доказать, что владели собственностью. Хотя могут сделать это косвенно, через какие-то судебные инстанции, привести свидетелей, доказать по фотографиям, каким-то почтовым привязкам, письмам, открыткам, выпискам, где они платили за свет, газ, коммунальные услуги. Косвенным образом можно доказать, что они там жили».
Но де-факто Сухуми возвращения грузин не хочет. По словам Закареишвили, для абхазской стороны грузины – это этнический феномен. Которого не существует для России. Ведь Москва в первую очередь воспринимает их как граждан РФ.
«В России, конечно, правовая система хромает, но в вопросе собственности, как ни странно, Россия все-таки придерживается каких-то норм. И она стремится, чтобы ее граждане были лояльны к властям, режиму России, поэтому не вмешивается в частную собственность. По крайней мере, старается этого не делать. На политическом и гражданском уровне в России проблем очень много, но на уровне среднего, малого бизнеса, частной собственности, власти стараются не вмешиваться, чтобы сохранить неполитическую лояльность общества».
По словам Пааты Закареишвили, Кремлю важно, чтобы население было довольно жизнью. Поэтому Москве будет трудно отказать своим гражданам защитить их права на собственность за пределами России, тем более на территории Абхазии, с которой есть стратегическое сотрудничество, взаимные обязательства и договоренности.
«Да и Абхазия многим обязана России. Поэтому Москве придется как-то убедить абхазские власти проявить в этом вопросе больше гибкости».
Абхазия и земельный вопрос
Поскольку в самой Грузии, несмотря на предстоящие президентские выборы, ничего по-настоящему интересного не происходит, есть время обсудить более абстрактные вопросы.
Ну, вот, например, предыдущие два моих блога были написаны по результатам поездки на Черное море, и, в частности, я сравнивал темпы развития Абхазии с Аджарией. Есть мнение, с которым согласен и ваш покорный слуга, что причиной медленного развития куда более перспективных абхазских курортов в сравнении с грузинскими является фундаментальный вопрос – отсутствие права на покупку земли и недвижимости иностранцами.
Этот вопрос является одним из самых острых и злободневных в Абхазии и воспринимается тамошним обществом, как черта, пересечение которой означает полную ассимиляцию абхазского этноса чужаками. Стесняясь сказать, что к чему, многие абхазы говорят, что опасаются нашествия грузин с российскими паспортами – но даже говорящие это вряд ли сами верят в свои слова.
Совершенно очевидно, что никакие грузины недвижимость в Абхазии купить не смогут, даже если у них будет по три российских паспорта. Как говорится, бьют не по паспорту, а по роже.
Совершенно очевидно, что абхазы опасаются не каких-то мифических грузин, а вполне конкретных россиян, которые могут броситься массово покупать жилую и коммерческую недвижимость в Абхазии. Учитывая демографическую разницу между двумя народами, вполне понятно, почему, уступив все на свете, все реальные рычаги управления Кремлю, абхазы тем не менее, несмотря на многочисленные высочайшие намеки, в этом вопросе уперлись насмерть, как русские под Сталинградом.
Очень внимательно слежу за дебатами по этому поводу, которые в основном крутятся вокруг двух нехитрых аргументов. Сторонники продажи земли – если таковые находятся, заявляют, что без этого экономика не вырастет никогда, соответственно, нынешние проблемы будут множиться. Противники, каковых подавляющее большинство, считают, что к черту экономику, к черту инвестиции, к черту вообще все на свете, если абхазский народ исчезнет с лица земли.
Что ж, ни одной из сторон в рациональности не откажешь, и совершенно очевидно, что угрозы с обоих направлений довольно серьезные.
Чтобы все было ясно с самого начала, проблема действительно в отсутствии права на землю. Многие абхазы возражают, что проблемой для инвесторов являются коррупция и клановость в большей степени, чем отсутствие права на землю. Увы, на самом деле коррупция и клановость вещи преодолимые, а вот отсутствие права на землю – проблема фундаментальная.
Посмотрите, сколько в мире режимов в разы более коррумпированных и клановых, чем абхазский, но даже туда идут бизнесмены. Инвестор – это нечто вроде таракана, который может выжить в самых токсичных условиях, если это будет ему выгодно. Африка, Азия, Латинская Америка, везде, где система держится на взятках, а государственная власть срослась с криминалом, – везде есть инвесторы. Меньше, чем в нормальных странах, но все же есть.
Что такое коррупция для инвестора? Это как если бы ему сказали: «приходи к нам, у нас сложно, но есть нехитрые правила игры, дай кому надо на лапу, заведи полезных друзей – и все будет хорошо». А что такое отсутствие права на землю для инвестора вкупе с коррупцией и клановостью? Это как если бы ему сказали: «даже близко к нам не подходи, даже не думай что-то делать, ты нам не нужен, проваливай»…
Да, и расскажите бабушке про «долгосрочную аренду». Никакой бизнесмен не будет вкладывать миллионы долларов взамен некой лягушачьей бумажки, подтверждающей его временные права. Никому не нужно ничего временного. Только собственность. Своя и навсегда, железно.
Все предельно ясно. Продавать или не продавать – вот в чем вопрос. Неоднократно пытался поставить себя на место абхазов и ответить на этот вопрос, и ни разу ни какому конкретному мнению так и не пришел. При этом честно постарался смотреть на вопрос о земле с точки зрения абхаза. Почувствовать себя абхазом, на минутку забыв о своем происхождении и персональных претензиях.
Будь я, как говорится, «абхазом преклонных лет», и решение земельного вопроса зависело бы от меня, как бы я поступил? Продавать или не продавать? После долгих размышлений я пришел к выводу – продавать.
Как-то недавно я прочел в интернете заявление какого-то очередного любителя духовных скреп – на этот раз грузинских: «Мне не нужны заводы, железные дороги, трубопроводы и гостиницы, если исчезнет грузинский народ». Я прокомментировал этот пост в духе: «Если не будет заводов, железных дорог, трубопроводов и гостиниц, то не будет никакой Грузии вообще».
Если это верно для Грузии, то это тем более верно для Абхазии. Противники свободной продажи земель исходят из постулата, который неверен в корне: по их версии есть некий выбор между национальной идентичностью и экономическим развитием. То есть можно быть бедным, но сохранить национальное достоинство, а можно быть богатым и потерять его.
На самом же деле нет такого выбора. Нет такого выбора у Грузии – если не будет экономики, то со временем эмиграция вырастет, национальная депрессия будет развиваться семимильными шагами, вслед за ней, на почве отсутствия перспективы, будут расти наркомания, криминал, азартные игры, долги, долги, долги. В итоге получится медленное, по кусочкам, отрезание хвоста – страна будет тихо-тихо умирать и в конце концов окончательно уйдет на дно.
Все это мы видим и в Абхазии, и все равно выбора нет. Без экономического роста Абхазия будет медленно, но верно деградировать, мучительный процесс вымирания займет годы, но в конечном итоге придет к своему логическому результату. И наоборот – быстрый экономический рост будет способствовать моральному оздоровлению нации, у людей появится интерес к предпринимательству, получению образования, словом, к современному образу жизни.
Как ни крути, продажа земли иностранцам несет в себе немалые и вполне реальные риски, но их можно минимизировать путем разумной государственной политики. Запрет на продажу земель, в результате которого даже видавший виды российский бизнес не рискует по-серьезному вкладывать деньги в Абхазию, – это гарантия деградации и в конечном итоге вымирания.
Нет такой альтернативы, о которой говорят как в Абхазии, так и любители духовных скреп в Грузии. Ничто не уничтожает перспективу развития нации так основательно и навеки, как слабая экономика, и, напротив, ничто не дает нации такую надежду на будущее, как сильная и процветающая экономика.
Как говорится, выбирай, но аккуратно.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции
Тенгиз Аблотия
Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.
В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.
Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.
Снова на о. Ява. Восхождение на вулкан Иджен (Kawah Ijen)
Вновь горячий привет с острова Ява (Индонезия)! Уже проделан немалый путь по Индонезии, а впереди еще много интересного. Да вот, пожалуйста, сегодня решено добраться до вулкана Иджен, и совершить ночное восхождение на него самостоятельно (без гида). Перелопатив некоторое количество информации в интернете по данному вопросу (пока мы сидели утром на вокзале Баньюванги), мы пришли к выводу, что это вполне возможное предприятие. Плотный завтрак неподалеку от вокзала в виде эксклюзивной “явинской” лапши, закупка некоторого количества съестного примерно на сутки, и в путь.
Как добраться до вулкана Иджен.
Экскурсия. Самый простой, но не самый дешевый вариант – это, конечно, организованная экскурсия к вулкану. В туристических местах на Яве и Бали полно подобных предложений,с поиском не должно составить проблем. Примерная стоимость – от 150$
Трансфер. Если у вас достаточно денег и хочется комфорта, то можно заказать транспорт в турагенстве на курорте, где вы отдыхаете (Бали). Или в любом другом населенном пункте, ближайшем к вулкану (Проболинго, Бондовосо, Бануванги…)
Личный транспорт. Если вы в меру самостоятельный путешественник, ладите с GPS навигатором (картой) и любите комфорт, то можно арендовать какой-нибудь личный транспорт на острове (байк, машину) и отправиться к вулкану Иджен по довольно живописной, петляющей дороге. Можно ориентироваться на ближайшие к вулкану Иджен населенные пункты: со стороны Бромо — город Бондовосо (Bondowoso) и со стороны Бали – Баньюванги (Banyuwangi), смотрите карты ниже.
Общественный транспорт. Любителям экзотики и нелегких путей можно попробовать доехать до Иджена местными автобусами.
Через вулкан Бромо, к примеру: Проболинго – Бондовосо – д. Семпол. В Семпол есть возможность ночевки на кофейных плантациях. Однако, после д. Семпола оставшиеся 17км до подъема к кратеру можно проехать только на редких попутках. Так что этот вариант в любом случае включает автостоп. Карта маршрута:
С острова Бали (как ехали мы), к примеру: Гилиманук (Gilimanuk) – паром до Кетапанга (Ketapang) — Бануванги (Banyuwangi), но опять же от последней точки придется ловить попутку. Карта маршрута:
Автостоп. Если же вам по душе приключения, то до Иджена можно доехать автостопом одним из двух маршрутов, описанных выше.
Первые несколько километров мы преодолели весело на двух грузовичках. А вот, когда все населенные пункты закончились и впереди была голая дорога, транспорта резко поубавилось. Логично, что если бы нас кто-то и подвез, то этот кто-то должен был сам ехать к вулкану. А учитывая тот факт, что большинство групп ходят ночью, то шансы на попутку, кажется, совсем низкие. Однако, это только кажется. Вот перед нами уже останавливается легковушка, а за рулем женщина, которой совершенно не нужно к вулкану Иджен, ибо она уже была там и не раз со своей семьей. НО! Она садит двух путешественников (то есть нас) и довозит оставшиеся километров 17 совершенно бесплатно. И такие чудеса бывают, друзья!
Жилье на Иджене.
Посетители вулкана Иджен стараются приехать сюда ночью, чтобы совершить восхождение. Очень уж привлекает всех горящий голубым огнем серный газ, который видно только в темноте. Отсюда встает проблема с ночевкой. Где же можно заночевать поблизости от вулкана, чтобы подъехать к нему в назначенное время?
Если едем со стороны Бромо, то заранее можно забронировать хостел в Бондовосо (см. карту отелей – кликабельно):
Если же ехать со стороны Бали, то от Бануванги до Лицин (Licin) к вулкану есть достаточно много предложений о ночлеге (см. карту отелей – кликабельно):
Скажу сразу, что мы тоже не собирались идти к вулкану днем, но у нас с собой была палатка. Поэтому, хоть мы и приехали в 12 дня, решили дождаться ночи прямо здесь на площадке, откуда начинаются восхождения, заночевать где-нибудь неподалеку, а ночью выдвинуться в путь.
А пока мы ждем, можно изучить территорию, узнать цены на билет и гида, а также пообщаться вон с теми интересными товарищами, носящими что-то желтое в корзинках.
Стоимость билета на вулкан Иджен.
Заглянув в деревянную будку, мы выяснили, что стоимость посещения парка Иджен всего 15 000 рупий с человека, еще 30 000 рупий надо заплатить за фотосъемку. Мы отдали только 30 000 рупий за билеты на двоих, а про фотоаппарат уверили, что снимать не будем. Как будто в темноте кто-то будет проверять, ага. Здесь же строгий дядечка предупредил, что без гида к кратеру спускаться запрещено. “Да-да, мы в курсе…” – сказали мы и пошли искать место для перекуса. Слушать его наставления по поводу гидов никто не собирался. Дорога на вулкан Иджен одна, заблудиться надо постараться. К тому же в ночное время наверх идет столько групп, достаточно присоединиться к одной из таких, в темноте никто не заметит, и вуаля, бесплатный гид обеспечен. Единственное, о чем стоит позаботиться заранее – хороший яркий фонарик и заряженные батарейки к нему, но об этом ниже.
Добыча серы в кратере вулкана Иджен.
Пока мы трапезничали, мимо то и дело шныряли худощавые индонезийцы с массивным коромыслом из двух корзинок на плечах.
Так как сидели мы долго практически на одном и том же месте, один из работяг, кто более или менее говорил криво по-английски не выдержал и все же подошел к нам поболтать о жизни. От него мы узнали, что такое по-настоящему тяжелый низкооплачиваемый труд. Далее по пути нам будут встречаться корзины с потом и кровью добытыми кусками серы из кратера вулкана. На вид добытчики все были маленькие щупленькие, но по факту эти ребята тянут с вулкана по 60-80 кг на плечах. Добывают серу практически круглосуточно, один добытчик в сутки делает две ходки и получает за это до 10$. Не густо, если перевести на рубли, но для Индонезии это неплохие деньги.
Ночное самостоятельное восхождение на вулкан Иджен.
Где-то на задворках стартовой площадки мы нашли строящийся не то отельчик, не то просто административное здание, это неважно. Важно, что в одном из недостроенных углов нашлось место для нашей палатки. Надо заметить, довольно удачное – закрытое от ветра. Ночью у вулкана страшный дубак, мы натянули на себя все имеющиеся вещи, и заползли с головой в два спальника. В 01:00 примерно в таком виде мы начали подъем на вулкан. Вещи собрали в рюкзак и оставили тут же, на площадке скопилось много транспорта, значит группы уже тоже начали восхождение. Отлично!
В начале тропы никто не встретил, никто не спросил билет, даже как-то обидно стало. В процессе пути неожиданно выяснилось, что в фонарике давненько подсажены батарейки, поэтому передвигались мы практически наощупь. А если к этому добавить тот факт, что идти нужно было по чему-то мягкому и совершенно незнакомому, становится жутко. Нет, правда, пока нас не догнала какая-то группа иностранцев из 4-х человек, я реально боялась идти по этой темени. А уж о фотографировании, когда вокруг хоть глаз выколи и говорить нечего.
Двое из молодых ребят Юра и Ян были из Словении, они то нам и пожертвовали один из ярких фонариков. Это два высоких молодых парня с широким шагом, шли они быстро, и мы вчетвером отлично укладывались в темп друг друга. За время пути удалось познакомиться и понять, что в целом английский нам не нужен, мы неплохо понимали друг друга, хоть и говорили каждый на своем языке. В такой веселой компании мы добрались до спуска в кратер, куда нам строго-настрого запретили спускаться без гида.
Кстати, сзади как раз подошла группа туристов – а с ними и “наш” гид. Всей четверкой мы пропустили группу, пристроившись гуськом за ними сзади. В последствии самых медленных мы потом обогнали, очутившись практически рядом с гидом. Ребята из Словении так вообще умчались вперед, а мы, заслышав среди туристов родную речь, подошли к одной русской паре (Дима и Юля), чтобы узнать подробности об экскурсии, и просто поболтать с родными по духу.
Уже сверху виднелось нечто синее и горящее.
Чем ниже мы спускались в кратер, тем больше становилось пламя и тем сильнее запах.
Почти сразу пришлось натянуть платки на нос и рот. При определенных порывах ветра в нашу сторону даже они не спасали.
Казалось, вот мы в кратере, вот огонь, вот вонючий дым, где же тепло?! А тепла нет, стоит засидеться на каком-нибудь камешке или чуть дольше провести времени без движения, как холод начинал пронизывать до костей. На этот случай у меня с собой был спальник, я вам скажу, что он неплохо спас нас от холода в ту ночь.
Добыча серы в кратере Иджена ведется и ночью. Некоторые добытчики зачем-то специально тушили пламя водой, после чего с этого места поднимались клубы дыма. Я решила, что это делается для более комфортного добывания серы. Если у вас есть более точный ответ, напишите в комментариях к статье, мне интересно!
В кратере группа проторчала пока не начало светать, после чего гид погнал всех туристов вверх с предупреждением, что сейчас вся гарь пойдет на нас и здесь совсем будет нечем дышать.
С приходом света наконец-то стал вырисовываться окружающий нас пейзаж.
Все вокруг было почти пепельным, снежным и пустынным. Незабываемое зрелище. Наконец, хоть можно пофотографировать.
Когда мы выбрались на самый верх кратера, стало достаточно светло, чтобы разглядеть все вокруг, поистине неземной пейзаж.
Многие туристы решили остаться здесь, наверху, чтобы встретить рассвет.
Мы тоже присоединились, вот здесь и пригодился спальник.
За полночи все оголодали, так что начали делиться друг с другом тем, что завалялось в карманах и маленьких рюкзаках – печенье, сухарики, конфеты…
Вообще-то после осмотра горящей серы, когда рассветет, ходят к озеру. Но в тот день было очень много дыма и мы не стали дожидаться, когда он рассеется, чтобы побывать у озера.
Обратно спускались по той же тропе.
Уже появились первые лучи солнца и слева начали открываться восхитительные пейзажи соседних вулканов и леса в тумане.
По пути то тут, то там встречались оставленные корзины с серными блоками. Добытчики делились на участки, и оставляли корзины для того, чтобы передать эстафету следующему. Оставляют их таким образом, чтобы “коромысло” оказалось на уровне плеч, такую тяжесть с земли не подымешь. Некоторые смельчаки из туристов, кто ощущал в то утро силушку богатырскую, пробовали поднять такую вот ношу, надо признать с трудом это у них получалось.
Вся дорога от стартовой площадки до кратера в одну сторону заняла у нас час, а обратно и того быстрее. Мы больше времени провели у горящей серы.
Вернувшись к исходной точке, мы забрали рюкзаки и заранее договорившись с русскими ребятами, поехали с ними на машине на выезд. Как только мы достигли цивилизации, пути наши разошлись, наша следующая остановка – вулкан Бромо.
Мультипоисковики Aviasales и Skyscanner ищут билеты по всем авиакомпаниям. Оптимально искать на одно и то же направление у обоих, а покупать там, где дешевле. Узнайте также о секретах поиска дешевых авиабилетов.
Это возможно! С поисковиком турпутевок level.travel. Горячие предложения по всем туроператорам, легкий поиск и покупка.
Roomguru — поиск лучших цен на отели во всех главных системах бронирования. Максимальная экономия на жилье. Смотрите также советы — как найти недорогое жилье.
Cherehapa — сравнение и выбор лучших условий страхования своего путешествия. Полисы по действующим тарифам крупнейших страховых компаний и даже дешевле!
55 часов на Яве: Бали-Иджен-Бромо-Бали
55 часов до Явы
Заполните форму ниже для расчета стоимости тура
55-ти часовая поездка на вулканы Восточной Явы
Бали-Иджен-Бромо-Проболинго-Бали
Обзор
Наш главный приоритет в этой поездке показать вам удивительную красоту и необычные природные явления лучших вулканов, расположенных в восточной части о.Ява.
Более того, мы также надеемся, что вы разбудите свой авантюрный дух и предлагаем вам испытать опыт, полный красоты, эмоций и восторга.
По возвращении мы гарантируем, что вы будете физически уставшими, но это быстро пройдет, оставляя только наслаждение и яркие воспоминания на всю оставшуюся жизнь.
За 3 дня и 2 ночи у вас будет возможность увидеть типичные яванские деревни, кофейные плантации, попробовать традиционные блюда местной кухни и восхититься невероятной красотой вокруг вас.
Если вы задумываетесь о самостоятельном путешествии по Восточной Яве эта информация для вас.
Особенности тура
55 часов / 3 дня 2 ночи
Возможно бронирование от 1 человека
Начало/окончание на Бали
Язык тура – Английский
Частная поездка по запросу
Вегетарианская еда по запросу
Туристическая страховка включена
Зачем посещать Бромо и Иджен?
- Чтобы восхититься грандиозным восходом солнца над гигантской кальдерой Супервулкана.
- Чтобы увидеть уникальное природное явление – “голубой огонь”.
- Чтобы услышать рёв Земли, балансируя на краю кратера активного вулкана.
День 1
Отправление с Юга Бали в 5 часов вечера, четыре часа езды на запад острова: Убуд, Бедугул Мундук,Серирит, Пемутеран. Прибытие в Гилиманук, порт на западе Бали, откуда отходят паромы на остров Ява.
Переправа на пароме – 1 час
В целях безопасности, вы не можете оставаться в машине во время переправы. Вы можете оставить ваши вещи в машине, водитель позаботиться о них.
Внимание: на Яве меняется часовой пояс (– 1 час). Если 10 вечера на Бали, то на Яве 9 часов вечера.
Спустя полтора часа езды через Яванские леса и кофейные плантации мы прибываем в базовый лагерь Кавах Иджен, (Палтудинг) 1900 м над уровнем моря. Во время трансфера постарайтесь отдохнуть или поспать чтобы набраться сил перед восхождением.
День 2
Приблизительно в час ночи наш профессиональный гид (Ари, Пур или один из пяти гидов команды Indotravelteam) поведет вас на вершину кратера Кавах Иджен. Общее время подъёма: 1 час 30 мин, из которых один час подъема довольно спортивный.
После восхождения на вулкан – спуск во внутрь кратера (только в случае благоприятных погодных условий и в зависимости от дыма). Здесь вы откроете для себя уникальное явление – голубые огни, и после этого.. Рассвет над самым большим в мире кислотным озером.
Итак, вы в самом центре кратера, который также является серной шахтой где рабочие добывают серу. Вы увидите с каким усердием и мужеством работают местные, которые живут только за счет добычи серы (используется в косметических и фармацевтических целях).
ph by Lisa Andersson
После этих волшебных моментов – возвращение в базовый лагерь где вас будет ждать завтрак..
После завтрака отправляемся в сторону Бромо.
Прибытие в деревню Бромо (2300 м над уровнем моря). Здесь вас будет ждать ужин в варунге (традиционный индонезийский ресторанчик) и ночевка в простом, но чистом гостевом доме GOOD KARMA Bromo с горячей водой. ВНИМАНИЕ ночи могут быть очень холодными.
ph by Rustam Kalimullin
День 3
Отправление в 3:30 утра на джипе с нашим шофером/гидом. Прибытие на смотровую площадку “Кинг Конг” на вершине вулкана Тенгер. Рассвет с видом на все вулканы местности:
- Бромо, активный, 2300 м над уровнем моря.
- Баток, неактивный, 2400 м над уровнем моря.
- Семеру, спящий 3670 м над уровнем моря.
ph by Lisa Andersson
После рассвета, путешествие на джипах к подножию вулкана Бромо. Восхождение на вершину кратера.
По возвращению в деревню нас ждет сытный завтрак перед обратной дорогой.
От порта Гилиманук (Бали) мы прибываем на место нашей первой встречи в Семиньяк (4 часа езды), где и заканчивается наше приключение.
ph by Lisa Andersson
Забронировать места
Чтобы забронировать место, вам нужно заполнить форму бронирования. Поспешите! Места заполняются быстро!
Поездка осуществляется один раз в неделю, и количество мест ограничено.
1 человек | US$ 320; €290; RP 4 490 000 |
2 и больше (за человека) | US$ 280; €250; RP 3 990 000 |
Пакет тура включает
Транспорт комфортабельный автомобиль или миниавтобус
Туристическое страхование поездки
Входная плата на Бромо и Кавах Иджен
Джип 4х4 и водитель
на Бромо
Бесплатно предоставим (фонари, маски, респираторы, перчатки и теплую одежду)
Проживание в поездке. Местный стандарт (GOOD KARMA Bromo), максимум 2 человека в номере. Соло путешественники – 1 человек в комнате. Горячая вода только в комнатах на Бромо. Мыло и полотенца не предоставляются.
Еда и напитки: органические, местные.
Предварительно заказываются основываясь на нашем опыте и не могут быть изменены. Если вы вегетарианец, сообщите об этом при бронировании.
Еда и напитки по вашему выбору, за исключением предварительно заказанных нами блюд, не включены в стоимость поездки и оплачиваются отдельно.
2-й день – завтрак, обед, ужин.
3-й день – завтрак и обед.
Цена пакета тура не включает
Вашу персональную страховку
Дополнительную еду и напитки
Чаевые гидам и водителям
Частные и специальные поездки
Если вы планируете нестандартную групповую поездку или предпочитаете путешествовать самостоятельно или запланированные даты вам не подходят – мы здесь, чтобы помочь вам!
Приватная поездка
Включено:
*р-ны: Денпасар, Кута, Семиняк, Чангу, Убуд, Мундук, Пемутеран. Остальные р-ны по запросу.
Стоимость приватной поездки:
1 или 2-х человек: 10 990 000 rp или 720€ или 790$ | 3-х человек: 15 990 000 rp или 990€ или 1140$ |
4-х человек: 19 990 000 rp или 1290€ или 1430$ | Для 4-х и больше участников, пожалуйста, напишите нам |
Важная информация
Температура в окрестностях вулканов колеблется от +2 до +25 градусов, поэтому мы настоятельно рекомендуем заранее подумать о своём комфорте.
- Вам понадобится пара удобных прогулочных ботинок или кроссовок, теплый шарф, дополнительные носки, запасная футболка, шапка и бируши для ушей. Вам также понадобятся туалетные принадлежности.
- В базовом лагере Бромо вам предложат большой выбор шапок из натуральной шерсти, – эта шапка станет отличным подарком для себя и сувениром с Бромо.
- Дополнительные предметы, необходимые для восхождения на Кавах Иджен, будут предоставляться бесплатно: маски, перчатки, фонарики. При необходимости мы снабдим вас теплыми куртками и дождевиками.
- При желании медицинская страховка оформляется самостоятельно и отдельно.
- Никаких дополнительных затрат во время путешествия, кроме ваших личных потребностей и чаевых для водителей и гидов (по желанию).
- Во время всех поездок наша команда руководствуется принципами безопасности, и мы оставляем за собой право действовать по нашему усмотрению и соответствующим образом в случае непредвиденных ситуаций, которые могут возникнуть уже во время поездки.
- В случае извержения или риска извержения вулкана, или по каким либо другим непредсказуемым и некотролируемым природным причинам, решения о дальнейших действиях группы принимаются членами команды или руководством команды. Стоимость поездки, в таком случае, не компенсируется.
- Вся информация о маршруте указана в качестве основного примера и может быть изменена без уведомления в зависимости от: обстоятельств, погодных условий, и любой необходимости которая потребует изменений.
Алкоголь строго запрещен во время всей поездки
В зависимости от вулканической активности решение о спуске внутрь кратера для детей младше 14 лет остается остается за гидом. Тем не менее, вы всегда можете остаться вверху кратера вулкана и насладиться не менее завораживающим видом сверху.
Место встречи и отправления (Южный Бали):
Место встречи и отправления (Убуд):
Мы также можем забрать вас БЕСПЛАТНО из: Мундука, Пемутерана, Гилиманука или Проболингго.
Мы можем организовать для вас трансфер к общему месту встречи из вашего отеля или виллы
Стоимость обратного трансфера с общего места окончания путешествия – идентична
Семиняк, Кута, Чангу | 150 000 рупий (+/-$10) 1-4 человека |
Джимбаран, Санур | 200 000 рупий (+/-$15) 1-4 человека |
Нуса Дуа, Букит | 300 000 рупий (+/-$20) 1-4 человека |
*Трансфер от вашего отеля или виллы на место встречи в Убуде (Coco Supermarket Downtown).
Еще немного полезной информации:
Если вы хотите присоединиться к туру с Восточной Явы, мы можем забрать вас, а затем высадить в следующих городах: Баньюванги, Проболинго, Бондовосо.
Пожалуйста, укажите ваши пожелания в комментариях при бронировании.
Вулкан Иджен (Kawah Ijen) на острове Ява самостоятельно
Вулкан Иджен — пожалуй, самый популярный природный туристический объект на Яве! Место красивое, уникальное, легкодоступное. Близость к Бали тоже даёт о себе знать: очень много европейцев приезжают как раз с острова богов и демонов, специально чтоб увидеть это чудо!
Kawah Ijen
В русской среде устоялось название именно вулкан Иджен, но, на самом деле, это название кратера. А вулкан, на котором расположен кратер Иджен, называется Мерапи. Ещё один вулкан Мерапи находится возле Джокьякарты и третий — на острове Суматра.
Высота Мерапи 2803 метра, ближе к вершине там расположен ещё один кратер, без фумарольной активности, называется Kawah Bulan Sabit. А кромка кратера Иджен находится примерно на 2350-2400 метров высоты. То есть, правильно будет сказать что Иджен — это боковой кратер на конусе вулкана Мерапи.
Вот слева внизу кратер Иджен, а над ним и справа — вулкан Мерапи.
В кратере Иджен постоянно протекает мощная фумарольная активность. Хотя последнее крупное извержение было в 1936 году, иногда вулкан увеличивает концентрацию серного газа в своих испарения настолько, что доступ туристов в кратер закрывают. Например, так было в 2012, 2017 годах.
На дне кратера находится крупное кислотное озеро, около 750 м в диаметре. И в глубину до 200 метров.
Кислотность около 0,1-0,5 pH.
Самое уникальное явление, наблюдаемое на Иджен, это горение серного газа. Горит он при температуре 600 градусов и в темноте светиться синим цветом. Фото синего пламени можно посмотреть в отчёте о поездке с Империей приключений.
Восхождение на Иджен
Стартовая точка — pos Paltuding на высоте 1850 метров. Здесь находится касса и пункт приёма серы у старателей.
Тропа широченная, набитая тысячами восходителей каждый день.
В среднем, восхождение от Палтудинга до стенки кратера занимает около 1 часа 15 минут.
В хорошую погоды с тропы открывается вид на соседний вулкан Раунг (3332м).
Вдоль тропы местами неплохой казуариновый лес, можно даже увидеть яванских лангуров, если повезёт.
Раньше было много птиц, но сейчас слишком много народу на тропе. В первой половине тропы до Pondok Bunder на 2200 уклон весьма бодрый — зато высота набирается очень быстро. Дальше тропа становится пологой.
Для человека в хорошей форме подъём и спуск на Иджен не представляет никаких проблем. Если же вы не уверены в своих силах, то прямо от pos Paltuding вы можете взять «такси» за 400 тысяч рупий наверх. «Такси» — это тачка с мягким сидением, в которую впрягаются 2-3 человека. Ехать на «такси» не быстрее чем идти, а даже скорее медленнее. Такси вниз стоит 200 тысяч рупий. Вот они на «парковке» возле кратера.
Выйдя к кратеру. Есть два пути.
Если пойти наверх, то там будет знаменитое кривое дерево для фотосессии.
Несколько хороших видов.
Вид на место, где тропа от pos Paltuding выходит к кратеру.
Возле последней смотровой есть интересные формации, сформированные, по всей видимости, отложениями минералов и пепла во время извержения.
В сухой сезон иногда на кромке кратера бывает ветрено и пыльно. Вот мой попутчик Стас уклоняется от пылевого вихря.
Внизу же самое интересное — озеро и фумаролы.
По пути будет пару фото-спотов.
Спуск от кромки кратера вниз до озера занимает около 20 минут. Подъём столько же.
Возле фумарол добывают серу. Она используется в химической и пищевой промышленности (рафинирование сахара).
Сера — тяжелый минерал. Такая корзинка может весить 70-90 килограмм!
Рабочие сначала вбивают в породу трубы, чтоб сера конденсировалась, стекала по трубам и кристаллизовалась.
Затем ломами её откалывают и грузят в корзинки.
Иногда можно наблюдать какие-то загадочные технологические процессы.
Возле палаток старателей можно подойти к озеру вплотную.
Можно его даже потрогать — вода прохладная. Купаться, конечно не стоит! Всё-таки 0,5 pH – это не шутки.
Каждый день в кратере работают десятки старателей.
Одни откалывают серу и складывают в корзинки. Другие носят эти корзины на своём горбу наверх до стенки кратера.
Третьи на тележках спускают серу в pos Paltuding.
К фотографированию рабочие относятся нормально.
Иногда просят деньги, но не навязчиво. Будет хорошим тоном подарить старателю что-то полезное. Например, маску с защитой от серных испарений. Купить такую можно в России.
1 килограмм серы, поднятой наверх приносят рабочему 1 тысячу рупий. Обычно ребята делают две ходки и зарабатывают порядка 150 тысяч рупий в день.
Не есть крепыши, которые делают аж 3 ходки и поднимают в день до 250 тысяч рупий (около 18 долларов).
Работа очень тяжелая и вредная. Вы сами можете попробовать — рабочие будут рады, если вы пронесёте их корзину хотя бы метров 10-20.
Да не такую, пустую. А полную…
Обойти вокруг кратера Иджен, в отличие от Бромо не получится. Там есть непреодолимые пропасти. Можно лишь подняться направо и налево от точки выхода тропы к кромке кратера. Основные смотровые расположены справа. Но можно сходить и налево. Оттуда открываются интересные ракурсы на кратер.
Спуск от кратера до Палтудинга занимает около 40 минут. В хорошую погоды с тропы открывается вид на соседнюю гору Ранти (или Ранте) — 2601 метр высотой и на вулкан Раунг (3332 м), который находится подальше.
Если вы хотите посмотреть голубые огни, то начинать подъём нужно не позже 2:30-3:00 ночи. Потом можно ещё увидеть и рассвет.
Если только рассвет, то можно стартовать от Платудинга в 4.
Информация для посещения
Сезон: круглый год, но лучше избегать сезона дождей с декабря по март.
Входной билет: 100 тысяч рупий в будни и 150 в выходные. Детям скидки.
Гид: не обязателен, стоит 200 тысяч рупий с группы до 4-х человек.
Маски: лучший вариант привезти с собой из России специальную маску с защитой от серных испарений и подарить её потом рабочим. Или рентовать в отеле за 25 тысяч рупий. Последний вариант рентовать у ребят, что тусят возле касс за те же 25 тысяч рупий.
Инфраструктура: на pos Paltuding есть кемпинг, туалеты, парковка, варунги, маленькие магазинчики.
Лайфхак: лучше комбинировать посещение Иджена с вулканом Бромо. Проще всего это сделать на машине с англоговорящим водителем со стартом в Сурабае и финишем на Бали!
Как добраться
Авторские туры
Вулкан Иджен включён в маршруты большинства авторских туров по Индонезии. Это самый лёгкий способ увидеть и Иджен, и Бромо и множество других интересных мест. Просто записаться в ближайшую поездку по Индонезии.
Машина с водителем
Иджен обычно объединяют в одну поездку с вулканом Бромо со стартом из Сурабаи и финишем на Бали. Это самая популярная из организуемых нами поездок! Каждый год организуем десятки таких! Ведь это очень удобно: англоговорящий водитель встретит в аэропорту и провезёт по чётко спланированному маршруту. Цена аренды машины с водителем всего 650-750 тысяч рупий в день (около 50 долларов). И это включая бензин, парковки, питание и проживание водителя. Одни из самых низких цен во всём мире! Обращайтесь!
Организованные туры с Бали
Цены в вилке 100-150 долларов с человека. Минусов тут два:
Ну а плюс только один — такие туры легко ищутся на месте, тут же оплачиваются и завтра-послезавтра уже погнали.
Иджен на общественном транспорте
Из Сурабаи, Маланга, Джокьякарты
Если вы находитесь в Сурабае, Маланге, или Джокьякарте, то лучший вариант это сесть на поезд и доехать до станции Karangasem. Билеты на поезд можно купить через приложения Tiket и Traveloka в вашем смартфоне, или через терминал в ближайшем магазине Alfamaret или Indomaret.
Если поезд приезжает на Karangasem ночью, то можно сразу со станции уехать на Иджен на мотобайке за 200 тысяч рупий (в две стороны с ожиданием) или машине типа Tayota Avanza за 400 тысяч рупий (в две стороны с ожиданием).
Возле Karangasem есть несколько простеньких хостелов и хоумстеев, но за лучшими вариантами проживания лучше поехать в город или Licin.
С Бали
Едем на терминал Ubung в Денпасаре, где примерно каждый час отправляется автобус в Gilimanuk за 50 тысяч рупий. В пути примерно 5 часов. Далее идём на паром и за 7500 рупий переправляемся на Яву. Дальше на GoJek или Grab в отель.
Из Бондовосо
Бывает, судьба закидывает в чудесный городок Бондовосо. Оттуда с автовокзала ещё ходит раздолбанный автобусик к Sempol — деревеньку среди кофейных плантаций в 10 км от Иджена. Цена автобуса 25 тысяч рупий. Ходит он по наполняемости в первой половине дня. В Семпол можно заночевать в гестхаусах Arabica или Katimor. А затем организовать мотобайк за 100 тысяч рупий (туда и обратно с ожиданием).
Можно организовать мототакси и непосредственно из Бондовосо за 250-300 тысяч рупий в две сторону с ожиданием. Но ехать долго.
Из Баньюванги
В Баньюванги можно прилететь на самолёте из Сурабаи или Джакарты. Билеты ищутся через приложения Tiket и Traveloka.
Из аэропорта можно уехать в отель на такси примерно за 100 тысяч рупий. Некторые отели могут организовать трансфер.
Из Баньюванги в сторону Иджен нет общественного транспорта. Можно рентовать мотобайк за 75 тысяч рупий в день. Проще всего организовать аренду мотобайка через ресепшен вашего отеля или гестхауса. Или самим найти ближайшую прокатную контору на картах гугл по запросу Sewa Motor.
Если не водите мотобайк, опять же через гестхаус можно найти мототакси за 200 тысяч в обе стороны с ожиданием.
Где жить в Бондовосо
Бондовосо городок небольшой и из отелей там достойный по сути один.
Где жить в Семпол
Sepol – это совсем маленькая деревня работников кофейных плантаций. Но место стратегически очень удобное: всего 10 км и уже pos Paltuding, откуда начинается подъём на Бромо. Из стратегического расположения Семпол облюбовали индонезийские агенства для своих туров. Поэтому те два гестхауса, что есть в деревне, почти каждый день до краёв полны туристов.
В Арабику я не раз привозил туристов, в принципе, место хорошие, особенно комнаты VIP, стоят они около 450 тысяч рупий. Если в системах бронирования стоит «номеров нет», то можно попробовать забронировать по Вайберу. Скорей всего номера таки окажутся в наличии.
Недавно посередине между Бондовосо и Семпол появилось новое неплохое место. Рекомендую!
Где жить в Баньюванги
Хостелы
После 2017 года в Индонезии стартанула тема хостелов. В Баньюванги их огромное количество. Из-за высокой конкуренции очень низкая цена (50-70 тысяч рупий) и весьма высокое качество. Если жить в самом городе, то могу посоветовать два лучших вариант, в которых мы жили со Стасом, когда ездили по нацпаркам Восточной Явы.
Если жить поближе к Иджену, в посёлке Licin, то рекомендую тоже хостел в котором останавливался сам.
Во всех вышеперечисленных вариантах есть как дормиторий, так и обычные комнаты.
Хоумстеи и дешевые отели
Количество всевозможных хоумстеев в Баньюванги и Личин просто зашкаливает и каждый месяц открываются новые варианты. Но по настоящему качественных и интересных вариантов не так уж много. Могу посоветовать только два, проверенные мной и моими гостями лично:
Отели среднего класса
В среднем бюджете 20-50 долларов за номер выбор уже не велик. По хорошему, он сводится лишь к одному варианту:
За свою цену это отель просто находка! Чистые и уютные номера. Стандартные чуть тесноваты, а вот улучшенные самое оно! Ну и отдельно хочется отметить просторные семейные бунгало. На территории есть большой бассейн, а сам отель расположен среди рисовых полей и утопает в зелени. Атмосфера релакса почти как в любимом многими Убуде на Бали. Это основной мой рабочий отель на Иджен, где размещаю свои группы в рамках авторских туров, или рекомендую ребятам, которые едут сами на машине с водителем. Поэтому, пожалуйста, уважайте тех, кто поедут туда после вас. Не сорите, много пива не пейте и самое главное: в бассейн не ссать! Уж больно он хорош!
Следующий вариант тоже интересный, но ценник чуть завышен, а качеством он не намного выше предыдущего Кампунг Джогло…
Отели класса люкс
Есть возле Иджен и такие. Очень мне нравится Grand Harvest Resort & Villas, особенно номера Suite с видом. Если не жалко 60-80 долларов, то это прекрасный люксовый вариант проживания на Иджен.
Следующий шаг в повышении уровня комфорта — роскошный Jiwa Jawa Resort Ijen. Отель из этой сети есть и возле Бромо.
Отдельно стоит отметить самый новенький вариант по состоянию на лето 2022 год, он находится в удивительно тихой и красивой локации среди рисовых полей:
Другие варианты жилья
Мир не стоит на месте и возможно, в ближайшее время появятся новые хорошие варианты. Смотрите сами в системах бронирования.
Иджен | Самый яркий вулкан Индонезии
Индонезия и вулканы – неразделимы е понятия. Здесь, в самой сейсмически активной области планеты, находятся впечатляющие гиганты, постоянно изрыгающие лаву, газы и пепел. Среди них выделяется один особенный, не имеющий аналогов во всем мире. Он охвачен ярко-синим мерцанием горящего сернистого газа. Сияние легкое и видимое только в темное время суток. Но горит не лава, а газы, которые выходят из фумарол – трещин на склонах. Сернистые газы, смешанные с водяными парами, называются сольфатаны. При выходе на поверхность они самовоспламеняются, реагируя с кислородом. Именно сульфур отвечает за необычный и прекрасный цвет огня. Сольфатаны плотнее воздуха. При сильных извержениях они текут по склонам, образуя целые огненные потоки.
Иджен – вулкан с голубой лавой
На самом деле это целый вулканический комплекс на острове Ява . В его состав входят симметричные конусообразные стратовулканы. Они окаймляют кальдеру – огромное углубление, которое возникает при разрушении огненных гор. Самая высокая точка комплекса – Мерапи ( 2803 м). Но к ратер Иджен а особенно любопыт ен , ведь он заполнен горячей H 2 SO 4 – серной кислотой.
Кава Иджен – кислотное озеро
Kawah Ijen, или просто Кавах, имеет диаметр 1 км и глубину 200 метров. Здесь интересно все: окрас воды, туман из серных испарений, температура и глубина водоема. Температура на поверхности кислотного озера достигает 60 градусов Цельсия!
Особенной голубизной озеро обязано уникальному составу – смеси серной и соляной кислот с примесями различных металлов. Цвет и прозрачность вод Кава связаны с тектонической активностью и меняются даже в течение дня. Спектр варьирует от ярко бирюзового и зеленого до молочно-белого и серого.
Добыча серы на Иджене
Возле берегов кислотного озера местные жители уже не одну сотню лет собственноручно добывают серу, которая образуется в результате деятельности вулкана. Она фактически конденсируется из паров, не успевших сгореть. В самые активные фумаролы (трещины) яванцы вставляют специальные трубы, ускоряя процесс конденсации. Но основное количество минерала добывается вручную с помощью кирок и молотков.
Физически это очень тяжелый труд. За день рабочий переносит около 100-150 кг желтой серы, нагружая их в плетеные корзины. Не говоря уже о том, что в любую секунду их может ошпарить раскаленный токсичный сульфат. Примечательно, что местные редко одевают маски для защиты от испарений, хотя туристов без них не пускают.
Эта работа официально признана самой вредной и опасной на планете. Средняя продолжительность жизни старателей – 30 лет! Дневной заработок – 5 $ . Однако на Яве профессия считается элитной.
В качестве сувенира туристам предлагают местные поделки из серы. Их можно приобрести прямо на вершине.
Экскурсии на Иджен
Подъем занимает около 2 часов ночью и 1 час днем. Длина пути – 3 км.
Чтобы увидеть легендарную синюю лаву, надо выходить ночью – в 1:00.
Хорошо начинать восхождение рано утром, чтобы встретить рассвет на вершине. В Индонезии принято посещать большинство достопримечательностей в рассветное время: и погода лучше, и не жарко, и виды по-особенному прекрасны.
Пейзажи здесь абсолютно космические в любое время суток. Фото с Иджена будут просто потрясающими – безжизненные каменные склоны вулкана, огромные клубы пара, вырывающиеся из недр земли, в сочетании с небесно-голубым озером на дне кратера. С вершины открываются живописные панорамы на весь комплекс.
Что взять и как одеться
Обязательно захватите с собой пару литров питьевой воды. Жажда даст о себе знать, а источники если и будут, то пить из них нельзя.
Позаботьтесь о закрытой обуви с хорошей подошвой. На тропе много мелких камней и песка. Не забудьте о куртке, ведь наверху довольно прохладно и ветрено. На ночное восхождение возьмите налобные фонарики.
Бывают ли на Иджене извержения
Вообще он находится в периоде затухания. Извергается, но без магмы, которую в последний раз здесь видели в далеком 1817 году (далеком по меркам Индонезии, конечно :). Для него характерна фреатическая (или газовая) активность, о которой мы говорили выше. Землетрясения частые, но по шкале сейсмоактивности – в пределах 1 балла.
Посещение этих мест разрешено при соблюдении правил безопасности и наличии гида. Использование респиратора или специальной маски для защиты от вредного сернистого газа – ОБЯЗАТЕЛЬНО. Пригодится носовой платок, баф или что-нибудь, чем можно прикрыть дыхательные пути и глаза.
Как добраться на Иджен
Н а Яве есть международный аэропорт в Сурабае. Б лижайшие к вулкану населенные пункты – поселки Пос Палтудинг ( Pos-Paltuding ) и Калисат ( Kalisat ), а из крупны х – город Баньюв анг и ( Banyuwangi ). В Баньюванги из Сурабаи можно добраться на поезде, а дальше маршруткой в Палтудинг (2 ч).
Если вы прилетаете в Джакарту (Jakarta), оттуда можно перелететь в городок Джембер ( Jember) на Яве, где тоже есть аэропорт. Джембер расположен недалеко от Пос-Палтудинга, а внутренний рейс стоит около 50$.
Попасть на Иджен с Бали очень легко. В том же Баньюванги есть большая переправа Кепатанг ( Kepatang) , куда регулярно курсируют паромы. На Яве можно взять в аренду автомобиль, добравшись за полтора часа до места назначения от паромной станции.
Учтите, что услуги местного гида стоят около 190 $ .
На фото – Иджен с парома на Бали
Путь к цели доставит Вам немало удовольствия – серпантинная дорога в джунглях, кофейные плантации, колоритные маленькие деревушки, зеленые склоны холмов и возвышающиеся огнедышащие пики Индонезии.
Рекомендуем после Кавах Иджена посетить Бромо – на машине путь займет около 5 часов. Парк Бромо-Тенге-Семеру особенно хорош в ранним утром Мы всегда наслаждаемся рассветом над Бромо в наших треккингах в Индонезии.
♥ Понравилась статья? Ставьте лайк и мы напишем еще!