В какой стране находится Помпеи и что там случилось
Туристы, отправляющиеся на отдых в Италию, обязательно должны посетить развалины древнего города Помпеи, где находится уникальный археологический памятник, имеющий мировое значение. Сюда нужно отправляться на целый день, чтобы внимательно изучить все экспонаты этого музея под открытым небом. Статья расскажет, как добраться до места, сколько стоят билеты для взрослых и детей, на что следует обратить внимание при посещении древней Помпеи.
- Где находится Помпеи – в какой стране
- Что случилось в Помпее – интересные факты
- Достопримечательности и интересные места
- Как добраться до Помпея
- Сколько стоит билет на экскурсию
Где находится Помпеи – в какой стране
Древний город Помпеи, известный всему миру по одноименной картине русского художника Карла Брюллова, располагается на юге Италии в регионе Кампания. Это всего 24 км от южного мегаполиса Италии – Неаполя, и 25 км от курортного городка Сорренто. Это город, расположившийся на полуострове, выходящем в Неапольский залив и утопающий в апельсиновых и лимонных рощах. Рядом с развалинами древнего города, погибшего от извержения вулкана Везувий, находится небольшой городок с одноименным названием, в который приезжает каждый год огромное количество католических паломников в местный храм Девы Марии Розарии.
Не всегда туристы, приезжающие на итальянские курорты, знают, где находится современный город Помпей. Многие считают, что так называется древнее городское поселение, разрушенное вулканом несколько тысячелетий назад.
Между тем, люди снова вернулись на это место и снова организовали здесь поселение, несмотря на опасное соседство действующего вулкана. В современных Помпеях есть гостиницы, рестораны и пиццерии. По историческому городскому центру приятно прогуляться после посещения музея под открытым небом, который находится неподалеку.
Людей, проживающих на юге Апеннинского полуострова, с древних времен привлекали плодородные земли вокруг вулкана Везувий. Историки установили, что впервые здесь были основаны поселения народом авзонов 3 тыс. лет назад. Древний город Помпеи был основан в VIII веке до н. э. древним италийским народом оски. В переводе с древнего языка осков Помпеи означает «Пять». Историки считают, что город возник на месте пяти небольших поселений.
До эпохи Древнего Рима в Помпеях было велико влияние древнегреческой цивилизации. В то время на юге Апеннин было много греческих колоний, благодаря чему оски активно перенимали культуру греков, отразившуюся в особенностях городской застройки и в архитектуре древнего города.
Греческое влияние на осков отразилось и в местной легенде, согласно которой название города Помпеи связывают с подвигами мифологического древнегреческого героя Геракла. Совершив свой очередной подвиг, Геракл устроил в поселении осков торжественное шествие, которое в переводе с древнегреческого языка звучит как Pompe. Согласно легенде, оно и дало название древнему городу.
Что случилось в Помпее – интересные факты
Благодаря удобному расположению на реке Сарно, город Помпеи быстро богател и расширялся. В VI веке до н. э. горожане возвели первую крепостную стену и храм богу Аполлону. В V в. до н. э. город перешел под власть древнего италийского народа самнитов, которые постоянно вели войны с Древним Римом. Римляне хотели подчинить себе плодородные земли и богатый торговый город, после того как в 310 г. до н. э. город Помпеи получил статус союзника Древнего Рима. После этого в 89 г. до н. э. Помпеи были полностью подчинены Риму, римские патриции стали активно строить вокруг города загородные виллы в благодатном районе южной Италии.
Вскоре Помпеи стали местом отдыха древних римлян, здесь активно развивалась торговля и ремесла, потому что через город проходила Аппиева дорога, соединявшая Рим с югом полуострова. В Помпеях производили шерсть, вино, оливковое масло. В городе к тому времени проживало около 20 тыс. человек, активно велось строительство. В центральной части Помпеи располагался большой форум площадью157×38 м, на котором могли собираться все взрослые жители города. Было два театра: Большой, в котором помещалось 5 тыс. зрителей, и Одеон, рассчитанный на 1500 посадочных мест.
Кроме этого, в Помпеях было много разнообразных храмов, посвященных древним богам:
- Аполлону;
- Юпитеру;
- Исиде;
- Фортуне Августа.
Жители города были богатыми, их дома украшали колоны, статуи, цветные фрески и мозаика. В Помпеях работали термополии – древние харчевни, из которых готовую еду доставляли на дом зажиточным горожанам. Жилые дома были оборудованы водопроводом и канализацией. Для всех категорий населения были построены термы (общественные бани):
- в Стабиевых термах могли мыться все;
- термы городского форума предназначались для знатных горожан;
- в пригородных термах мылось сельское население.
Разрушение города происходило постепенно в середине I века н. э. Спавший до этого полторы тысячи лет Везувий начал проявлять активность. Первое землетрясение, сильно разрушившее Помпеи, произошло 5 февраля 62 г. После него город медленно восстанавливался, т. к. большая часть населения покинула его. Но вскоре местные ремесленники смогли восстановить свои сукновальни, разбогатели и снова начали платить налоги в городскую казну.
Однако нормальная городская жизнь длилась недолго, в 79 году снова были зафиксированы подземные толчки. Римские хронисты писали, что к 20 августа леса вокруг Помпеи стали пустыми, домашние животные вели себя беспокойно. Встревоженные таким поведением животных, многие жители города стали уезжать в пригород.
Трагедия произошла утром 24 августа 79 года. Над Везувием появилось облако пепла, которое стало опускаться на город, а днем началось извержение огненной лавы и камней, которые накрыли Помпеи, замуровывая жителей, спрятавшихся в подвалах своих домов. Извержение длилось всю ночь, а к утру огненный дождь сменился ливнем и грязевыми потоками, смывавшими на своем пути всех, кто смог выжить после огненного дождя накануне.
Произошедшую трагедию изобразил в начале XIX века русский художник Карл Брюллов на своей картине «Последний день Помпеи», где в левом углу есть портреты самого художника и русской княгини Юлии Самойловой, близкой подруги русского живописца. Полотно кисти русского художника получило высокую оценку в самой Италии и выставлялось в Лувре. С 1895 года картина хранится в Русском музее Санкт-Петербурга.
Достопримечательности и интересные места
Впервые развалины древнего города, погибшего под лавой Везувия, были обнаружены в конце XVI в. во время ведения земляных работ. Тогда откопали часть городской стены. Через 100 лет строители снова нашли останки древних зданий с фресками и мозаикой. В 1748 году в районе обнаружения этих уникальных древностей впервые стали вести настоящие археологические раскопки. Сначала считалось, что нашли развалины древнего города Стабии, а когда в 1763 году был отрыт пограничный столб с надписью, стало понятно, что обнаружили развалины древнего римского города, подробно описанные в древних хрониках Рима.
На сегодняшний день археологи откопали ¾ Помпеи, в том числе и подвалы виллы Диомеда, в которых были обнаружены 20 тел горожан, погибших во время извержения вулкана. Благодаря вулканическому пеплу и лаве они отлично сохранились и теперь хранятся в местном музее. Сейчас туристы могут увидеть большую часть древних Помпеи, в том числе:
- палестры;
- арену;
- театры;
- термы;
- пригородный лупанарий с уникальными фресками;
- жилые дома и виллы помпейцев.
Большой интерес у туристов всегда вызывает вилла Мистерий, находящаяся за остатками Геркуланских ворот. В ней отлично сохранились уникальные фрески с дионисийскими ритуалами. Стоит также посетить виллу Диомеда, в подвалах которой обнаружили останки древних жителей города. Все здания Помпеи украшают цветная мозаика и фрески, на которых изображены события древних мифов, ритуалы языческих культов и простые граждане города.
Все дома жителей города украшены цветными фресками, на которых изображены животные, рыбы, растения, птицы. Большая часть оригинальных мозаик и фресок сегодня хранится в Археологическом музее Неаполя. Самыми известными мозаиками считаются:
- «Кот Помпеи»;
- «Сторожевые собаки»;
- «Изображение Александра Македонского в битве при Иссе»;
- «Комедианты»;
- «Академия Платона».
Прежде чем отправиться в музей под открытым небом, стоит еще раз внимательно изучить знаменитую картину Карла Брюллова. Художник точно изобразил улицу и погибающих жителей города, т. к. писал все элементы полотна с натуры. Сравнение украшений, строений и поз людей на полотне с тем, что видно на развалинах самой Помпеи, потрясает каждого.
Как добраться до Помпея
Доехать до Помпея можно по железной дороге из Рима или Неаполя. Поезда отправляются каждый час или через два часа. Время в пути от одного до двух часов. Билеты нужно купить заранее, т. к. это направление востребовано туристами в течение всего года.
Туристам, приезжающим в Неаполь из Рима, потребуется с центрального вокзала, куда приходят поезда, добраться до площади Гарибальди, откуда из Неаполя идет электричка Circumvesuviana до Сорренто. Туристам нужно выйти на станции Pompei Scavi/Villa Misteri. Поездка займет не более получаса. От железнодорожной станции до раскопок нужно будет пройти несколько сот метров.
Сколько стоит билет на экскурсию
Чтобы попасть в музей под открытым небом, потребуется приобрести билет. Стоимость входного билета для взрослого составляет около 15 евро. Можно приобрести билет за 18 евро, дающий возможность посетить раскопки не только Помпеи, но также древних поселений Оплонтис и Боскореале. С весны до конца октября вход осуществляется с 9 утра до 7 вечера. С 1 ноября до конца марта музей под открытым небом работает с 8:30 до 15:30.
Помпеи – уникальный исторический и археологический объект, который должен посетить любой путешественник, впервые попадающий в Италию. Многие туристы приезжают сюда повторно, т. к. фрески, мозаика, здания, городские улицы древнего города, погибшего под вулканической лавой, оставляют неизгладимые впечатления, позволяя глубоко погрузиться в повседневную жизнь древних жителей этого города, разрушенного вулканом Везувий.
Помпеи: всё, что нужно знать про музей под открытым небом
Помпеи – самый обычный римский городок близ Неаполя, жизнь которого была внезапно и трагически прервана извержением вулкана.
Память о катастрофе преследует человечество сквозь века, и даже в России о ней знают с детства благодаря художнику Карлу Брюллову. Картина «Последний день Помпеи» в свое время произвела фурор в Италии, а ее создателя восторженные итальянцы буквально носили на руках.
Сейчас мы имеем возможность сполна погрузиться в давнюю историю благодаря путешествию в археологический парк Помпеи и даже побывать здесь на экскурсии в компании эксперта-археолога.
Помпеи: немного истории
Разрушительное извержение Везувия произошло в 79 году н.э. В то время Помпеи были довольно преуспевающим городком, в нем проживало 20 тыс. жителей. Гибель города в красках описал Плиний Младший, чудом спасшийся от смерти.
В этот день, 24 августа, люди не ждали беды. Они даже не предполагали, что Везувий – это вулкан, пока над ним не появилось странное облачко. Затем – страшный грохот, подземные толчки, гроза и горячая туча пепла из жерла. Казалось, что настала последняя вечная ночь…
Большинству помпейцев удалось бежать. Но около 2 тысяч человек погибли от удушья и были погребены под слоем пепла и пемзы.
Обнаружили погибший город только в конце XVI века. Раскопки начались в 1748 году и продолжаются до наших дней. Сейчас площадь, доступная для осмотра, составляет 45 га.
Как добраться в Помпеи?
Общественным транспортом. Проще всего доехать на электричке «Circumvesuviana» по маршруту Неаполь-Сорренто (остановка Pompei Scravi Villa dei Misteri, ближайший вход – Морские ворота). Цена билета туда-обратно составляет 11 €, время в пути 30 мин.
На автомобиле по шоссе А3. Забронируйте машину в Неаполе заранее, чтобы успеть посетить отдаленные виллы Стабии, Оплонтиса и Боскореале.
С помощью городского проездного Naples citypass. Очень выгодный проездной включает в себя трансфер из аэропорта и обратно, трансфер и билет в Помпеи, экскурсионный автобус hop-on hop-off и дисконт на достопримечательности Неаполя!
Еще один вариант — автобусный тур в Помпеи с гидом или без.
Что посмотреть в Помпеях?
Археологический парк Помпеи – это огромная зона раскопок в окрестностях Везувия. Она включает в себя собственно город Помпеи и менее крупные поселения Боскореале, Оплонтис и Стабии.
В ведении парка находятся и такие объекты, как доисторическая деревня Лонгола или замок Castello di Lettere. Исторически они не имеют с Помпеями ничего общего, поэтому здесь мы не будем их касаться.
Чтобы избежать очередей в летний сезон, лучше приехать в Помпеи к открытию, потому что уже через час здесь будет полно туристов. Морские ворота – главный вход на раскопки, он же самый оживленный. Больше всего народа бывает по пятницам и субботам.
На посещение города потребуется не менее 2-3 часов – это будет весьма поверхностный осмотр, а доскональному знакомству с достопримечательностями лучше посвятить 4-5 часов.
Вся зона помпейских раскопок еще в XIX веке разделена археологами на районы, обозначенные римскими цифрами, а названия жилых домов даны по имени владельца или по интересным находкам. Давайте прогуляемся от Морских ворот до Амфитеатра, затем двинемся к выходу у виллы Мистерий и посмотрим повнимательнее на самые примечательные объекты.
Стабианские термы – это мужские общественные бани, они поражают своим размахом и красивой отделкой на сводчатых потолках. Мужчины оставляли одежду в каменных нишах и проходили по очереди в холодную баню с бассейном, парилку и горячую баню. Но в термах не только мылись. По совместительству они служили плавательным бассейном, массажным салоном, цирюльней и увеселительным заведением.
Большой театр. Театр, построенный на склоне, после перестройки вмещал 5 тысяч зрителей. Здесь были оркестр, гримерная, временная крыша из холста, а сцена отделялась от зрительного зала занавесом. Сейчас в театре иногда бывают театральные и музыкальные представления.
Амфитеатр Помпей – самый старый в империи, даже старше римского Колизея. Он вмещал до 20 тысяч зрителей, причем женщинам предназначался самый верхний ярус. От солнца и дождя над ареной натягивали тент. Самое интересное, что следующим выступлением после гладиаторских боев на арене амфитеатра стал концерт «Пинк Флойд» – всего-то через 2 тыс. лет!
Большая палестра – это общественное заведение, оно представляет собой открытую квадратную площадку, окруженную галереей с колоннами. Когда-то посередине был бассейн и росли столетние платаны. Предназначалась она для физического воспитания молодежи из высших классов – этакий древнеримский стадион.
Лупанарий, что в переводе означает «скопище волчиц», – это помпейский публичный дом. Неприличные картинки на стенах и крохотные комнатушки с каменными ложами ясно дают представить, что здесь происходило.
Форум – центр общественной жизни города, площадь, где находились дворец правосудия и администрация, торговые лавки, палата мер и весов. Территорию форума с трех сторон окружала колоннада, а в центре возвышался торжественный храм Юпитера. Рядом сейчас расположен главный археологический склад города, где можно увидеть посуду, мебель, ванны для фонтанов и прочие найденные при раскопках предметы.
Пекарни на улицах Помпей сразу бросаются в глаза своими ручными мельницами в форме песочных часов. Жернова приводили в движение рабы или волы – муки требовалось много, т.к. город снабжал хлебом и соседние селения.
Дом хирурга назван так по найденному здесь набору хирургических инструментов. Он сложен из известняка и считается самым древним из раскопанных жилых домов в Помпеях. Здесь нет ни фресок, ни мозаики – лишь строгий фасад и скромный интерьер.
Дом трагического поэта – это здание получило имя, когда на его стене обнаружили тончайшей работы мозаику с театральной сценой. Не менее примечательна другая картинка. При входе на полу выложен огромный мозаичный пес, а надпись на латыни предостерегает: «Осторожно, злая собака!».
Дом фавна. У него тоже есть табличка под ногами – она приветствует посетителей словом «Have», что означает «здравствуйте». Здесь нашли небольшую статую Фавна и огромное мозаичное полотно с изображением битвы Александра Македонского и царя Дария. Сейчас эти сокровища перекочевали в музей Неаполя, а в доме фавна остались копии.
Термополий – своеобразный трактир-забегаловка, предлагающая горячую пищу небогатым жителям и приезжим. Представители низких сословий жили в домах без кухонь, и им приходилось есть вне дома. В Помпеях раскопано 89 таких термополиев, они сразу узнаются по большим каменным прилавкам, в которые встроены чаны с едой.
Вилла мистерий – один из самых известных и хорошо сохранившихся памятников Помпей. Название усадьбе дали мистерии – тайные ритуалы, которые изображены на стене одной из комнат. Фрески в пурпурно-красных тонах сменяют друг друга и, как комиксы, рассказывают историю из жизни молодой женщины. Принято считать, что над ней совершают некий жестокий обряд, посвящают ее в тайны культа Диониса или же просто готовят к замужеству.
Боскореале
Этот город на склоне Везувия процветал благодаря выращиванию винограда и оливок. Сейчас здесь можно побывать в музее «Антиквариум», посвященном хозяйственной деятельности человека во времена Древнего Рима и в доисторический период. Загородная вилла Регина из-за реставрации закрыта.
Оплонтис
Оплонтис – пригород Помпей. Для посещения открыта только загородная вилла Poppea, которая имела выход к морю и, судя по фрескам, была очень богатой. Обширные сады виллы в наше время заново засажены платанами и кипарисами, олеандрами, цитрусовыми деревьями и розами.
Стабия
Здесь открыты для посещения две усадебные постройки, причем абсолютно бесплатно: вилла Арианна и вилла Сан-Марко.
Как жили горожане Помпей?
Вулканический пепел «законсервировал» древние Помпеи в том виде, в котором город настигла стихия. Насыпь сохранила не только городские улицы. Археологи, натыкаясь при раскопках на скелеты людей, которым не удалось спастись, обратили внимание, что их окружают пустоты. Эти пустоты заполнили жидким гипсом и получили слепки людей в момент их гибели.
Исследования этих жутких статуй, улиц и зданий Помпеи позволило историкам сделать выводы о жизни и быте жителей Древнего Рима. Некоторые интересные факты уже не вызывают сомнений. Все знают, как погибли помпейцы. Теперь мы можем судить о том, как они жили.
В Помпеях не было канализации. Жидкие отходы и дождевая вода текли прямо по дорогам. Чтобы прохожие не запачкали одежду, уровень тротуаров делали выше проезжей части. А для перехода с одной стороны улицы на другую сооружали пешеходные переходы из плоских высоких камней. Камни располагались с интервалом, поэтому они не становились преградой для повозок.
Кстати, от этих камней и произошли современные пешеходные “зебры”.
По найденным причальным кольцам и рыбацким сетям можно судить, что в Помпеях был порт, и во время извержения море подходило совсем близко к городу.
На набережной стояли самые богатые помпейские виллы.
Стирка одежды в условиях Древнего Рима – не самый приятный процесс. Работники мяли, отбеливали и обезжиривали грубые ткани в жуткой смеси из глины, серы и человеческой мочи. Сосуды с “будущим растворителем” жители каждое утро выставляли на тротуарах.
Что ели древние римляне? Об этом рассказывают найденные остатки пищи: оливковые косточки, ореховая скорлупа, панцири черепах и иглы морских ежей. Приправой к пище служил рыбный соус «гарум». Окаменевший хлеб свидетельствует, насколько внезапно произошла катастрофа.
В Помпеях были бани (термы) с отдельными помещениями для мужчин и женщин.
Древнеримские виллы имели особенное устройство. Торжественную приемную с высоким световым потолком называли атриум. Интимным центром дома, куда не пускали посторонних, служил перистиль – внутренний дворик с садом и бассейном. От него во все стороны отходили многочисленные спальни-кубикулы, таблинум – «офис» хозяина и ларарий – домашнее святилище. Для торжественного приема пищи предназначался триклиний с тремя ложами и пиршественным столом, за которым возлежали богатые римляне. Ну а самые бесправные жители города – рабы – жили и работали в нижних, подземных помещениях вилл.
Практическая информация
Стоимость билетов
Цена билета в Помпеи – 15 €. Можно сэкономить и купить комплексный билет на 3 дня, включающий посещение Помпеи, Оплонтиса и Боскореале, он стоит 18 €.
На раскопках Оплонтиса и Боскореале можно побывать за 7 €, а посещение вилл в Стабии обойдется бесплатно.
В цену билета включены карта и путеводитель по Помпеям, не забудьте получить их на входе. Детям до 18 лет вход свободный, даже если они не являются гражданами ЕС.
Где купить билет?
В билетных кассах у Морских ворот, на площади Экседры и площади Амфитеатра.
На официальном сайте археологического парка Помпеи.
По этой ссылке можно купить билет с зарезервированным временем входа, здесь – билеты по самым выгодным ценам, а тут – интересную экскурсию с русскоязычным гидом.
График работы
Археологический парк Помпеи работает без выходных, за исключением 1 января, 1 мая и 25 декабря.
С 1 апреля по 31 октября часы работы: с 9:00 до 19:30 (суббота и воскресенье с 8:30).
С 1 ноября по 31 марта часы работы: с 9:00 до 17:00 (суббота и воскресенье с 8:30).
Оплонтис, Боскореале и Стабия открыты с 8:30 до 19:30, а с 1 ноября по 31 марта – с 8:30 до 17:00.
Правила посещения
Для сохранности археологических зон и удобства посетителей у каждого входа устроены камеры хранения для багажа.
Категорически запрещается курить в зоне раскопок. Места для курения оборудованы в туалетах.
Древние развалины очень хрупкие, поэтому внимательно следите за детьми. Нельзя взбираться на стены и архитектурные сооружения, прикасаться к фрескам и оставлять мусор.
На территории парка разрешена любительская фото и видеосъемка без вспышки и без штатива.
Люди с ограниченными возможностями и родители с колясками могут пройти по специальному маршруту – 3,5 км от площади Амфитеатра до храма Венеры.
Для посетителей с маленькими детьми на территории древнего города есть три точки, где можно беспрепятственно покормить малыша или сменить подгузник.
Пообедать можно на фудкорте около Форума и на поляне для пикника возле площади Амфитеатра.
Помпеи – музей под открытым небом и вечно живой город, где под толщей грунта еще скрываются непознанные загадки и открытия. Здесь обязательно надо побывать каждому путешествующему по Италии.
Желаем незабываемых впечатлений!
» ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ СТАТЬЮ – про вулкан Везувий
Погружение в историю: где находятся Помпеи?
Таинственные Помпеи, древнее поселение, хранящее дыхание Древнего Рима сегодня является музеем под открытым небом. Вымерший город, сегодня он снова возвращается к жизни благодаря усилиям археологов, правда, уже в качестве музейного экспоната.
- Страницы истории
- Трагедия города
- Достопримечательности и интересные места
- Время работы, стоимость билетов
- Как добраться?
Страницы истории
До того момента, пока извержение Везувия не смело город с лица земли, Помпеи были весьма высокоразвитым и высокотехнологичным для своего времени поселением.
Помпеи (Pompeii) – не совсем римский город, как принято считать. Он был основан в VIII веке до н.э. племенем оски – одним из древних народов Италии. Название «Помпеи» с древнего языка осков можно перевести как «пять», причина этого название кроется в том, что Pompei были основаны на месте пяти древних поселений осков.
Правда, есть еще одна версия, связанная скорее с мифологией: якобы в этих краях Геракл победил могущественного противника и устроил в городе по этому случаю торжественное шествие (Pompe – именно так переводится «Помпеи» с древнегреческого языка).
В Италии было в ту пору множество греческих колоний, поэтому немного времени спустя оски перенимают греческую культуру и архитектуру. Последнее особенно отчетливо прослеживается: первые застройки являлись хаотичными, порядка застроек не соблюдалось, а позже, под эллинским влиянием городская архитектура приобретает более четкие очертания – строгие ряды улиц и ряды домов. Причем оски даже не подозревали, что строят свои дома прямо на застывшей лаве…
После многочисленных сражений власть над городом получили римляне.
У Помпеи очень удобное расположение в экономическом плане: у подножия Везувия, на реке Сарно. Это расположение позволяло жителям города использовать реку для судоходства и торговли. Жители занимались производством масел, шерсти и вин, что также способствовало торговле и процветанию города. Да и Аппиева дорога, проходившая через город, была важна для экономики и торговли.
Достопримечательности Таормины на Сицилии — подробное описание, фото и отзывы российских туристов о путешествии в красивейший город на острове найдете на нашем сайте!
Для пляжного отдыха подойдет замечательный курорт — Джардини Наксос, также находящийся на острове Сицилия. О погоде в этих местах и обзор отелей этого города ищите в нашей статье.
Мечтаете побывать во Флоренции — одном из самых романтичных городов Италии? Тогда вам стоит посмотреть на главное архитектурное строение города — Палаццо Веккьо. Подробную информацию ищите тут.
Трагедия города
Первый «тревожный звонок» прозвенел в 62 году н.э., когда в Помпеях произошло сильнейшее землетрясение. Многие дома и храмы оказались разрушенными. Но жители города сумели в короткие сроки все восстановить и снова жизнь потекла по привычному руслу.
Пик пришелся на 24 августа 79 года. В этот день случилось сильное извержение вулкана Везувия, впоследствии чего город на века был погребен под многометровым слоем пепла.
За день до этого на город стали сыпаться хлопья пепла, причем его было так много, что приходилось постоянно стряхивать его с одежды. Вулкан долгое время считался уснувшим, поэтому поначалу никто из жителей не обратил внимания на облако дыма и огонь, вырывающийся из жерла.
С неба стали сыпаться и камни, а пепел оседал на домах таким толстым слоем, что стали рушиться крыши, погребая под собой оставшихся в помещениях людей.
Более проницательные горожане покинули Помпеи сразу после первых осадков, и бежали до близлежащих деревень. Извержение продолжалось около суток. Город был уничтожен полностью.
Обнаружили его случайно, в XVII веке, при строительстве водопровода. Честь открытия принадлежит итальянскому архитектору Доменико Фонтана, который при земляных работах наткнулся у реки на остатки стены и хорошо сохранившиеся фрески. Причем долгое время никак не могли предположить, что эти жалкие остатки – руины могущественной Помпеи.
И лишь когда была найдена табличка-указатель (пограничный столб), стало понятно, что здесь и погребен под слоями земли некогда величественный древнеримский город.
Больше о трагедии Помпеи и раскопках смотрите на видео:
Достопримечательности и интересные места
Сегодня на месте легендарного города можно увидеть лишь остатки былого величия. Найти место раскопок Pompei можно неподалеку от Неаполя. Город-музей под открытым небом ежегодно привлекает множество туристов.
Помпеи – это не только масса интереснейших достопримечательностей Италии, но и уникальный свидетель истории. Благодаря тому, что город практически мгновенно был засыпан пеплом, все уцелевшие здания, фрески, мозаики, скульптуры и предметы очень хорошо сохранились. Итак, что можно сегодня увидеть на том месте, где находятся Помпеи?
-
Форум. Это строение можно назвать сердцем древнеримского города, его общественный и экономический центр.
Поначалу на месте Форума была лишь торговая площадь, затем рынок был значительно расширен, а жители стали собираться на рынке не только ради покупок, но и ради обсуждений городских событий.
Лупанарий. «Злачное место» в городе, куда горожане приходили в поисках плотских утех. Само название переводится с итальянского как «волчица» — именно с помощью воя, похожего на волчий, женщины легкого поведения привлекали своих клиентов.
Жриц любви того времени узнать было довольно просто – собранные и приподнятые на затылке волосы, и широкий красный пояс на одеждах.
Все комнаты для любовных свиданий были расписаны эротическими фресками. Сегодня часть этих фресок можно увидеть в Археологическом музее Неаполя. Кстати, это был не единственный публичный дом в городе (всего их было порядка 30), но Лупанарий был наиболее известным.
Амфитеатр. Масштабное сооружение в двух уровнях было предназначено для проведения гладиаторских боев и различных зрелищ.
Сохранились лишь внешние стены и сидения, а вот ступеньки полностью разрушены – они были выполнены из дерева и после извержения просто не сохранились.
Жилые дома. Все здания и жилые дома очень хорошо сохранились, практически в первозданном виде (если сделать, конечно, поправку на прошедшее время).
Внутреннее убранство домов эстетикой не отличалось, а вот внешне они были очень богато отделаны, расписаны фресками или украшены мозаичным орнаментом.
Окон в домах почти не было (в отличие от дворцов и домов богатых вельмож), их заменяли узкие отверстия. Указателей улиц тоже не было, на каждом дома просто писалось имя его владельца (некоторых из таких табличек хранятся в Археологическом музее). На территории каждого дома находился каменный бассейн для сбора дождевой воды (такая вода считалась священной).
Фрески, найденные при раскопках.
Они хранят в себе исторические сцены и сцены римских забав. Почти все они переданы музею Неаполя, а в отреставрированном городе можно наблюдать лишь искусно выполненные копии.
Кроме этого, можно посмотреть еще Храм Юпитера, Малый театр, Большой театр, Стабианские термы, триумфальные арки и другие сохранившиеся строения Помпеи.
При раскопках было найдено множество золотых украшений, керамических изделий. Керамика вообще сохранилась отлично, правда, рисунки и узоры на горшках и кувшинах пострадали от огня и времени.
Найдено несколько пекарен – огромные печи, кухонная утварь и прочее оборудование, а также так называемые термополии – харчевни. Редко в каком доме в Помпеях были кухни с печами, поэтому еда доставлялась из таких вот термополий.
Время работы, стоимость билетов
-
Во время высокого сезона (с начала апреля по конец октября) попасть в Pompei можно с 8.30 часов утра, а время закрытия приходится на 19 ч. (кассы закрываются в 17.30, за полтора часа до закрытия).
В низкий сезон (это время с ноября по март) Помпеи можно посмотреть с 8.30 (9.00) утра и до 17 часов (кассы закрываются в 15.30).
Стоимость билетов – от 10 до 14,5 евро. Их можно приобрести в кассах.
-
Экскурсию в Помпеи можно объединить с посещением других древних городов – Геркуланиума, Боскореале, виллы Стадия и других. В этом случае билет обойдется в 22 евро (со скидкой).
Группы школьников и студентов могут посетить Помпеи по предварительной записи. Никаких ограничений на количество групп здесь нет.
Уточнить цены на билеты, узнать о расписании экскурсий, а также ознакомиться с иной справочной информацией о Помпеях можно на официальном сайте достопримечательности — www.pompeiisites.org
Русскоговорящих гидов здесь нет, да и карта-путеводитель предлагается на итальянском или английском языках. Поэтому можно заранее в интернете распечатать информацию о наиболее значимых объектах и достопримечательностях Помпеи, и уже на месте ориентироваться, опираясь на эти данные.
Любому путешественнику будет интересно узнать, как называется область в северной Италии и что интересного там можно посмотреть.
А где находится Пизанская башня? В каком городе ее искать? Выясните сами все об этой достопримечательности.
Как добраться?
На этой карте отчетливо видно где именно и в какой стране находятся Помпеи — (Италия) — и сам таинственный город:
Ближайший к Pompei город – Неаполь (на итальянском звучит как Napoli). Из Неаполя (железнодорожная станция «Circumvesuviana») до Помпеи лучше всего добираться на поезде (хотя многие называют его электричкой). Идет поезд всего 40 минут, стоимость поездки равна 5 евро.
С расписанием движения электрички можно ознакомиться на сайте www.eavsrl.it
До самого Неаполя можно добраться поездом. Есть поезд, идущий из Сорренто (требуемая остановка – «Pompei Scavi»), а есть поезд, идущий из Скафати (сойти нужно на станции «Pompei»).
Можно рассмотреть еще один вариант путешествия к достопримечательностям Помпеи – аренда автомобиля. Для этого можно воспользоваться сервисом Rentalcars, и по прибытии в Италию вас уже будет ждать выбранный вами автомобиль. Больше о прокате автомобилей в Италии узнайте из этого материала.
Можно добраться до древнего города на такси, в том числе и с русскоязычным водителем. Это можно легко сделать с сервисом, заказав трансфер из любого города Италии.
На сегодняшний день взору туристов открыто около 60% древней Помпеи. Множество находок и открытий ее предстоит сделать. Раскопки ведутся и по сей день, и кто знает, сколько тайн еще будет открыто там, где находится город Помпеи…
Помпеи – город погребенный заживо
Помпеи – древнеримский город на юге Италии недалеко от Неаполя. Как известно Помпеи был погребен под многометровым слоем пепла во время извержения Везувия в 79 году. В наши дни город представляет собой огромнейший музей под открытым небом, с 1997 года внесенный в Список Всемирного наследия Юнеско.
История
Город был основан осками в VI веке. Название города происходит от оскского pumpe – пять, так как город был образован слиянием пятью меньших поселений. В римское время сохранилось деление на пять избирательных округов. Другая версия происхождения названия – греческая, от слова pompe – триумфальное шествие.
По этой легенде город основал Геракл, который после победы над Герионом торжественно шел по этим местам. В разное время городом владели греки, этруски и самниты. В 310 году до н.э. Помпеи стали союзником Римской республики на правах автономного самоуправляемого города.
В 90-88 году до н.э. город участвует в восстании против Рима.
В 89 году до н.э. консул Сула взял город, ограничил его автономию и сделал колонией Рима.Город занимал важное место на торговом пути между Древним Римом и Южной Италией. Многие знатные римляне имели виллы на территории Помпей. Громким событием стало побоище между жителями Помпей и Нуцерии в 59 году во время гладиаторских игр. Обычная драка между болельщиками превратилась в кровавую бойню. В результате этого в Помпеях 3 года игры были под запретом.
В 62 году произошло землетрясение, нанесшее городу значительный ущерб. 24 августа 79 года пробудился Везувий. Вулкан выбросил из своих недр тысячи тонн пепла и лавовой массы. Были уничтожены Помпеи, Стабии и Геркуланум. Погибло приблизительно 16 тысяч человек.
Раскопки
В 1748 году начались раскопки Помпей. Руководителей раскопок интересовали только находки, которые представляли художественную ценность.
Найденные объекты сортировались, ценные находки отправлялись в Неаполь в королевский музей, не ценные – уничтожались.
Тогда были уверены, что раскапываемый город – Стабии. В 1763 году была обнаружена надпись на пьедестале, и город был идентифицирован как Помпеи. В 1870 году было обнаружено, что в месте, где находились тела погибших людей, образовывались пустоты. Пустоты заливали гипсом и воссоздавали предсмертные позы жертв катастрофы. Начиная с 1960 года, на раскопанной территории ведутся только реставрационные работы.
Картина “Последний день Помпеи” Брюллова
Картина была выставлена в Риме и получила восторженные отзывы зарубежных критиков. Затем полотно было переправлено в Парижский Лувр. В 1834 году картина вернулась в Россию. Поэты А. С. Пушкин и Е. А. Бартынский сочинили стихотворения, посвященные шедевру Брюллова. В 1895 году в Санкт-Петербурге был открыт Русский музей, и картина переехала туда. С этого времени доступ к полотну имеет любой посетитель Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Сегодня Помпеи всемирно известный туристический бренд.
Экскурсии
- Чтобы руины заговорили с вами на понятном и интересном языке, советуем заказать индивидуальную экскурсию на вулкан Везувий и в Помпеи из Неаполя.
Стоимость экскурсии в Помпеи для 2-3 человек составляет 200 евро, в стоимость входит услуга русскоязычного гида с лицензией и переезд от вашего отеля в Неаполя и обратно. Более продолжительный вариант с посещением Везувия стоит 375 евро.
Билеты
Входной билет в археологический комплекс Помпеи стоит 15 евро. Для посетителей младше 18 лет – вход бесплатный, но нужно показать документ подтверждающий возраст.
- Купить билет советуем заранее онлайн только в официальных билетных кассах ticketone.it
Смотрите подробную инструкцию по регистрации на сайте.
Как добраться из Неаполя самостоятельно
Добраться в Помпеи самостоятельно из Неаполя можно на поезде , автобусе или арендованном авто. Мы рекомендуем варианты с общественным транспортом (на юге Италии ходит по настроению и не регулярно), только самым опытным путешественникам с запасом времени и большим желанием сэкономить. Рассмотрим подробно все способы:
На арендованном авто
Если вы путешествуете по маленьким городкам Италии самостоятельно, то в Помпеи можно приехать на личном транспорте – из самостоятельных вариантов, он самый удобный. Парковка возле археологической зоны обойдется 1,5 евро за час. Почитать про особенности аренды авто в Италии и подобрать выгодный вариант советуем на нашем сайте auto.italy4.me
Вам пригодятся инструкции:
На поезде
В Неаполе станций Napoli Porta Nolana и Napoli P. Garibaldi ходят прямые электрички Circumvesuviana (дословно переводится “Вокруг Везувия”) – из вариантов, общественным транспортом – это единственный, который мы можем рекомендовать. Вот ссылка на расписание. Выходить нужно на станции Pompei Scravi Villa dei Misteri – она расположена почти рядом с кассами. Ехать примерно 30 минут.
Выбирайте линию Napoli-Sorrento и билет до Villa Misteri, дату и число пассажиров. Нажимаем Avanti. Обратите внимание, что сайт доступен также на английском, переключатель справа британский флаг.
Электрички отправляются утром с 09:06 и 11:36.
Для посещения Помпеи нужно выделить минимум 2 часа. Также на этой линии можно доехать до Геркуланума. Из Помпеи обратно в Неаполь поезд идет в 17:18, билет туда-обратно стоит 11 евро, скидок детям нет.
Региональные поезда компании Trenitalia от центрального вокзала Неаполя (Napoli Centale) отправляются в сторону станции Помпеи (Pompei) примерно раз в 30 минут. Билет стоит 2,80 евро в один конец. Если поезд придет по расписанию и не будет остановок, то время в пути составит 38 минут. Будьте готовы к частым остановкам, соседству с цыганами и различными попрошайками.
Станция расположена от входа в археологический парк примерно в 3 километрах, поэтому рационально ждать автобус 004 (возможно N50) и проехать на нем 3 остановки.
Гугл советует расписание смотреть на сайте официального перевозчика http://www.fsbusitaliacampania.it, но, например, в расписании автобуса 4 я не вижу останувку Mazzini. Видимо проще спросить у местных по прибытию, должны помочь. Будем благодарны, если кто-то поделится своим опытом приключений в комментариях.
На автобусе
По информации от гугла, к археологическому комплексу относительно регулярно из Неаполя ходят прямые автобусы N5000 и N5020 компании SITAsud – не советую этот вариант, так как на сайте перевозчика нет толком ни расписания, ни цен. Для полноты картины рассмотрим и этот способ.
Остановка автобусов Via Ferraris Galileo в Неаполе расположена примерно в километре от станции Napoli Centrale.
Билеты на автобус должны стоить 10 евро, можно купить по адресам:
- BAR ETTORE, PIAZZA GARIBALDI 95
- Внутри станции Napoli Centrale ищите EDICOLA NUMBER ONE HUDSON NEWS
- ARPANET, corso Arnaldo Lucci, 163
- BIGLIETTERIA NAPOLI CAPOLINEA, PIAZZALE IMMACOLATELLA VECCHIA 1
- BAR DEL PORTO, VIA C OLIVARES ANG. VIA CAMPO D’ISOLA 26
- BAR TIRAMISU’, Napoli – Corso Lucci
Что посмотреть
Вот достопримечательности Помпеи, которые рекомендуется посетить во время экскурсии :
- Храм Аполлона – один из самых старых храмов древнего города посвящен греческому богу Аполлону. Первые упоминания о святыне датированы восьмым веком до нашей эры, что впрочем подтверждают и археологические раскопки. Сейчас мы можем только воображать и строить догадки но скорее всего на месте нынешних руин сперва находился алтарь, а уж спустя сто-двести лет (раньше строить не спешили) было построено главное здание. На сегодняшний день из величественной колоннады содержащей 28 колонн сохранились всего две. Также спустя два тысячелетия во внутренних нишах храма мы можем наблюдать фрески со сценами из троянской войны.
- Сад Беженцев
- Большая Палестра
- Храм Юпитера
- Амфитеатр
- Улица Изобилия
- Термы
- Дом Венеры в раковине
- Термополии
- Большой и Малый театр
- Казарма гладиаторов Треугольный форум
- Лупанарий
- Форум
- Здание Евмахии
- Храм Веспасиана
- Рынок
- Дом Фавна
- Дом Малого Фонтана
- Базилика
Посещение архитектурных памятников с хорошим гидом позволит на время погрузиться в античный мир и прикоснуться к его тайнам.
Помпеи
Древний город Помпеи (Pompeii)
Помпеи — город, застывший во времени. Он был уничтожен извержением Везувия в 79 году. Извержение продолжалось уже два дня, когда из-за внезапной перемены ветра на город обрушилось гигантское облако горящего пепла, причем это случилось совершенно неожиданно – большая часть жителей была застигнута врасплох. Аристократы и рабы умирали рядом.
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
Помпеи – настоящий древний город, здесь у многих состоятельных римлян были загородные виллы. Прогуливаясь по улицам, видишь лавки, виллы, театр, школу гладиаторов, форумы и рынки. Все здесь настоящее. В Саду спасающихся можно даже увидеть «людей»: здесь установлены 17 гипсовых отливок, изготовленных по форме «воздушных карманов», найденных во время раскопок. Мы видим здесь женщину, протягивающую руки вперед, словно она пытается оттолкнуть неизбежную судьбу, людей с открытыми в немом крике ртами, безуспешно старающихся защитить своих детей; есть даже пара влюбленных.
Интересно познакомиться с домом Ветиев, где жили два брата-торговца. Даже цветы в саду оставили четкие отпечатки в пепле, так же, как и капли воды из системы охлаждения в атриуме. В некоторых комнатах удалось обнаружить удивительные, практически не пострадавшие фрески.
Фрески – одно из лучших свидетельств о повседневных занятиях жителей и праздниках. Даже в борделе над каждым дверным проемом – роспись, иллюстрирующая занятия посетителей.
И по сей день раскопки Помпеи представляют собой самый величественный образец древнеримского города и его повседневной культуры – неиссякаемый источник для исследований археологов, историков древнего мира и классических филологов. В 1997 г. Помпеи внесли в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, однако это не защищает город от новых разрушений. Длившееся десятилетиями небрежение к старине, вандализм по отношению к памятникам и чрезмерный поток туристов (это самая посещаемая античная достопримечательность Италии, сюда ежегодно устремляются 2 млн туристов) – все вкупе привело к тому, что раскопки ныне находятся в катастрофическом состоянии. Из шестидесяти пяти жилых домов и общественных зданий, еще доступных для обозрения в 1956 г., попасть сегодня можно только в пятнадцать: остальные просто опасны из-за возможного обрушения, они заброшены и запущены. Поэтому многие ученые и представители туриндустрии создали некий культурный институт -«Phoenix Pompeji», который различными акциями и сбором пожертвований пытается сохранить оба города под Везувием: Помпеи и Геркуланум.
Современный город Помпеи примыкает к территории раскопок с восточной стороны. Храм Santuario della Madonna del Rosario, хорошо различимый издалека благодаря пятиэтажной колокольне, построен в конце XIX в. – после явления в этих местах Девы Марии. Особенно много паломников съезжается 8 мая и в первое воскресенье октября.
Извержение везувия
Описание ужасающих событий 79 г. н. э. мы находим в письмах римского писателя Плиния Младшего к Тациту: он наблюдал происходящее из соседнего местечка:
«Был уже первый час дня: день стоял сумрачный, словно обессилевший. Здания вокруг тряслись, мы были на открытом месте, но в темноте, и было очень страшно, что они рухнут. Тогда наконец решились мы выйти из города; за нами шла потрясенная толпа, которая предпочитает чужое решение своему; в ужасе ей кажется это подобием благоразумия. Огромное количество людей теснило нас и толкало вперед. Выйдя за город, мы остановились. Повозки, которые мы распорядились отправить вперед, на совершенно ровном месте кидало из стороны в сторону, хотя их и подпирали камнями. Мы видели, как море втягивается в себя же; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его от себя. Берег, несомненно, выдвигался вперед; много морских животных застряло на сухом песке. С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии, но большими. Немного спустя туча эта стала спускаться на землю, покрыла море, опоясала Капреи и скрыла их, унесла из виду Мизенский мыс. Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который подобно потоку разливается вслед за нами по земле. Наступила темнота, но не такая, как в безлунную ночь, а какая бывает в закрытом помещении, когда тушат огонь. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин. Многие воздевали руки к богам, но большинство утверждали, что богов больше нет и что для мира наступила последняя вечная ночь. »
История
Считается, что Помпеи был основан в VII в. до н.э. древним италийским народом осками. В V в, город покорили этруски, а в конце V в. – самниты, которых в III в. вытеснили римляне. Выгодное расположение – ныне из-за отложений песка море удалилось на 2 км – и плодородные земли у подножия Везувия способствовали скорому превращению Помпеи в процветающий торговый и портовый город, где проживало около 20 тыс. человек, половину которых составляли рабы. Первая природная катастрофа случилась в 62 г. н.э., тогда Помпеи был впервые разрушен сильным землетрясением. Восстановление города было еще в полном разгаре, когда 24 августа 79 г. н.э. произошло новое мощное извержение Везувия, похоронившее Помпеи под шестиметровым слоем пепла и лавы. Тогда погибли примерно 2000 человек, однако большинству жителей удалось бежать, захватив лишь самое дорогое. Город был опустошен, однако и в то время выжившим удавалось найти под еще рыхлым покрывалом из пепла много ценных предметов. Почти 1700 лет Помпеи был как бы законсервирован. Раскопки начались в XVIII в. – и сегодня завершены примерно на две трети. Многие здания лежат в руинах, а самые интересные находки выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя. С началом «новых раскопок» в 1911 г. археологи по возможности оставляют на месте внутреннее убранство помещений и предметы домашнего обихода. Несмотря на многие ограничения, нигде, пожалуй, античная культура и ее жилищные традиции, представленные в богатых и не очень богатых домах, а также рыночная площадь и улицы, театры и храмы не предстают перед посетителями так непосредственно и зримо. В «Записной книжке» (1787) Гёте писал о «мумифицированном городе» так: много страшных событий случалось в мире, но очень немногие могут доставить потомкам столько радости.
Античный город
Центром античного Помпеи был Форум, где, как и повсюду в римских городах, располагались важнейшие здания, а рядом – постоялые дворы, таверны и кухни, термы, отхожие места, до тридцати лупанариев – публичных домов, а также многочисленные торговые лавки и ремесленные мастерские: пекарни, красильни, сукновальни и ткацкие мастерские. Дороги вымощены кусками окаменевшей лавы, для перехода на другую сторону улицы для пешеходов сделаны мостки из камней, а глубокие борозды на мостовой свидетельствуют об оживленном движении повозок и колесниц. Перекрестки были украшены фонтанами, а фасады многих домов -фресками.
Типичный римский городской дом в плане имел прямоугольник. Наружные стены почти не имели окон: помещения, выходившие на улицу, чаще всего использовались как торговые лавки или мастерские. Входная дверь вела в короткую галерею и сразу – в атрий с бассейном для сбора дождевой воды. Вокруг атрия располагались спальные и жилые помещения, а напротив входа – таблиний – гостиная и кабинет. Внутри дома, как правило, был разбит сад, обрамленный крытой колоннадой – перистилем . Иногда к нему примыкал еще один сад. В перистиле был триклиний – столовая, а кухня и погреб размещались в каждом доме по-своему. Многие жилища имели верхний этаж с балконами. Сохранившиеся фрагменты лепных украшений, причудливой настенной росписи и мозаичных полов говорят о вкусе и богатстве прежних жильцов.
Живопись в Поимеи
Несмотря на то что расцвет Помпеи продлился всего 160 лет, в искусстве городской настенной живописи принято выделять четыре стиля. Для первого стиля, сохранявшего актуальность примерно до 80 г. до н.э. характерно отсутствие фигур. Стены украшены росписью, имитирующей инкрустацию мрамором, как это, к примеру, можно видеть в доме Casa di Sallustio.
Второму стилю (примерно до 10 г. н.э.) свойственны изображения с перспективой; самый известный пример – Вилла Мистерий. Для третьего стиля, оформившегося в последующие 40 лет, характерны пейзажи и изображения на мифологические сюжеты – вместо перспективной живописи, например в доме Casa di Lucretio Fronto. Наконец, времена упадка города характеризуются четвертым стилем: стены покрывают росписями в духе маньеризма, возвращается пространственно-перспективное изображение; фрески населены мифическими существами и украшены орнаментом – самую красивую настенную роспись можно увидеть в доме Casa di Loreius Tiburtinus.
Раскопки в Помпеи
Город, занимающий территорию более 60 га и равный территории ста современных футбольных полей, разрешено осматривать только в некоторых его районах.
Антиквариум
За городскими воротами справа – Антиквариум, где хранятся археологические находки с досамнитских до римских времен. Особенно впечатляют гипсовые слепки с погибших при извержении Везувия людей и животных. Их тела сохранились в пустотах слоя лавы и были извлечены в конце XIX в., когда пустоты были залиты гипсом. От Антиквариума к Форуму ведет Via Marina. Там, где улица переходит в площадь, справа стоит самое большое здание Помпеи – базилика II в. до н.э., которая служила биржей, судом или местом для публичных собраний.
Форум
Вытянутый в длину Форум прежде был вымощен мраморными плитами и с трех сторон окружен двухэтажными колоннадами. Здесь находилось главное святилище города – обрамленный сорока восемью ионическими колоннами храм Аполлона; второй храм, посвященный Юпитеру, — на северной стороне. Во время извержения Везувия его как раз реставрировали. Рядом находились окруженный торговыми лавками или рыночными прилавками рыночный павильон, храм императора Веспасиана и здание эвмахия – предположительно цеха торговцев сукном. На южной стороне Форума среди трех колонн был городской совет.
Стабиевы термы
Следуя по Via dell’Abbondanza, главной торговой улице древнего Помпеи – Decumanus Maior, можно выйти к Стабиевым термам, самым крупным и хорошо сохранившимся римским баням. Сначала посетитель попадает в окруженную колоннами палестру – помещение, где занимались физическим воспитанием юношей. Слева – плавательный бассейн с помещением для переодевания, справа – мужская баня, к которой примыкала женская, они разделены отопительными помещениями. Бани отапливались особой системой труб (гипокауст), размещенной под полом. По этим трубам шел горячий воздух из печи – систему можно довольно хорошо изучить. В мужской бане имелась круглая купальня с холодной водой; к мужской и к женской половинам примыкало по одной раздевалке с нишами, где можно было сложить одежду, и проходное, слабо отапливавшееся помещение, а также парная. В переулке слева от терм – лупанарий, помещения которого расписаны фресками эротического содержания.
Треугольный форум
Via dei Teatri заканчивается в театральном квартале, расположенном на Треугольном форуме. Рядом – руины греческого храма VI в. до н.э.; в казарме напротив жили и тренировались гладиаторы. Большой театр (Teatro Grande, 200-150 гг. до н.э.) вмещал 5000 зрителей. Стоящий рядом Малый театр, Одеон, сохранился лучше; это древнейший образец крытого римского театра на 1000 мест. Около 75 г. до н. э. здесь давали в основном музыкальные представления, кроме того, выступали чтецы-декламаторы. Чуть к северу слева стоит небольшой храм Юпитера Мейлихия, за ним – сооруженный в 62 г. н.э. храм Исиды, волшебные настенные росписи из которого можно увидеть в Национальном музее Неаполя. На стене храма увековечил в 1817 г. свое имя и некий Анри Бейль, знаменитый французский писатель, известный как Стендаль. По Via Stabiana можно выйти к Дому кифареда – одного из самых больших в Помпеи, при доме были также суконная мастерская, пекарня и таверна.
Новые раскопки
Ha Via dell’Abbondanza, примерно в 100 м по правой стороне, начинаются так наз. Новые раскопки (Nuovi Scavi), что означает: настенную роспись и домашнее убранство оставляют там, где ее нашли; так удалось сохранить многие верхние этажи с балконами и лоджиями. Множество найденных надписей позволили составить так наз. «Адресную книгу» с пятьюстами пятьюдесятью именами. Квартал, в котором селились в основном торговцы, относится к последнему периоду существования Помпеи.
Художественные изыски ждут посетителей перед домом Casa di Lucius Ceius Secundus, где лепнина на фасаде дома имитирует кладку из тесаных камней; дом Fullonica Stefani явно был красильней; в доме Casa del Criptoportico – проложенный в подземном этаже проход, защищенный от непогоды.
Хорошо сохранившийся и украшенный настенными росписями и мозаикой дом Менандра принадлежал богатому купцу, а именем дом обязан изображению греческого комедиографа Менандра в нише великолепного перистиля. Далее слева но Via dell’Ab-bondanza – дом Termopolio di Asellina, он был таверной, где подавали напитки и еду. В прилавок, выходивший на улицу, были вставлены горшки и сосуды. Фасад с множеством надписей относится к дому Требия Валенса; стоящий рядом справа дом Лорея Тибуртина – один из самых больших частных домов Помпеи – имел великолепный сад.
Далее к югу и к востоку от Via dell’Abbondanza расположены новейшие раскопки; особенно интересны дом Садовника, дом Венеры с великолепным изображением Венеры, а также дом Юлии Фелис – это городская вилла, позже перестроенная в доходный дом.
Рядом с домом Лорея Тибуртина – городская спортивная площадь, называемая Палестрой, она с трех сторон окружена портиками с колоннами, в центре – плавательный бассейн. К площади примыкает амфитеатр на 20 тыс. зрителей, который начали строить около 80 г. до н.э. Это один из самых древних римских амфитеатров, в нем, в отличие от позднейших, нет подземных сооружений. Рядом проходит городская стена с воротами Porta di Nocera, за которыми, как и во всех античных городах, вдоль улицы, ведущей из города, располагались некрополи и надгробные сооружения.
В северной части раскопок можно осмотреть и другие знаменитые дома, среди них Casa del Centenario с множеством живописных изображений животных и пейзажей и Casa di Lucretius Frontone, где в медальонах, украшающих стены, многократно повторяется изображение Эрота. В Casa delle Nozze d’Argento (или дом Серебряной свадьбы) – красивый атрий и перистиль; в саду дома Позолоченных Амуров сохранилось украшение из мрамора.
Дом Веттиев
Один из самых известных домов – дом Веттнев, он датируется последними десятилетиями существования Помпеи. Владельцами дома, украшенного многими настенными росписями, были братья – богатые купцы Веттии. У входа справа – фреска с изображением бога плодородия Приапа с огромным фаллосом; фрески в триклинии – справа от перистиля – представляют мифологические сцены. Окруженный колоннами двор со статуями и бассейнами красиво засажен; помещение на узкой стороне дома украшает черный фриз с фигурами амурчиков, подражающих занятиям людей. В кухне сохранилась древняя кухонная утварь. Соседний дом Лабиринта восходит ко временам самнитов.
Дом Фавна
Напротив наискосок раскинулся дом Фавна, занимающий целую ннсулу. Вход в него – с Via di Nola. Рядом с имплювием – бассейном в атрии – копия найденной здесь статуи танцующего Фавна (отсюда и название дома). В помещении с красными колоннами была найдена знаменитая мозаика, на которой изображена битва Александра Македонского – оба шедевра можно увидеть в Национальном археологическом музее Неаполя. Расположенные в двух шагах термы Форума немного меньше и скромнее, чем Стабиевы Термы, по точно так же занимают целую инсулу.
Дом трагического поэта
Роскошно обустроенный Дом трагического поэта стал знаменит благодаря напольной мозаике у входа: на ней изображена собака на цепи и сделана надпись «Cave Сфтуь» (лат. – берегись собаки). Он граничит с домом Casa di Pansa (из рода Вибиев) эллинистической эпохи, позже перестроенным в многоквартирный дом. Севернее Дома трагического поэта – Fullonica (сукновальня): рядом слева – дом Большого фонтана и дом Малого фонтана – в обоих действительно красивые фонтаны.
Дом Саллюстия
От дома Малого фонтана по Vicolo di Mercurio можно пройти к дому Саллюстия, украшенному красивыми росписями. В Доме хирурга на Via Consolare было найдено множество медицинских инструментов; видимо, около 2000 лет назад здесь практиковал врач-хирург.
Улица гробниц и вилла Диомеда
За городской стеной и Геркуланскнмн воротами начинается окаймленная кипарисами улица Via dei Sepolcri, так наз. Улица гробниц. Здешние внушительные гробницы наряду с надгробиями на римской Аппиевой дороге – один из самых впечатляющих примеров захоронений знатных или богатых граждан вдоль общественных дорог. На северо-западном конце стоит вилла Диомеда; в саду, объятом портиком, – павильон с бассейном. В подвалах виллы были найдены восемнадцать тел погибших здесь женщин и детей. Вблизи замурованных сегодня дверей, прежде ведших из сада к морю, были найдены двое; предполагаемый владелец дома с ключом в руках, а рядом – раб, державший кошель с деньгами.
Вилла Мистерий
Красивейшие древние фрески сохранились во всей свежести великолепных красок на вилле Мистерий. В просторном триклинии можно хорошо рассмотреть цикл фресок (в длину 17 м) с фигурами, изображенными почти в человеческий рост и написанными, вероятнее всего, между 70 и 50 гг. до н. э. по образцам III в. до н.э. Предполагается, что этот цикл представляет посвящение некой дамы в таинства культа Дионисия.
Окрестности Помпеи
Среди многочисленных античных вилл, расположенных в 4 км от Помпеи в окрестностях города Боскореале, следует посетить виллу Регина – небольшой, однако хорошо сохранившийся загородный дом. Неподалеку, на Via Settembrini 15, стоит малоизвестный, но тем не менее весьма интересный музей древностей – Antiquarium di Boscoreale, экспозиции которого рассказывают о заселении региона Везувия и жизни жителей Помпеи, а также об истории раскопок.
Обзорная точка
Вокруг городских стен Помпеи идет длинная (3,5 км) дорога, высотой до 8 м, с которой открываются интересные виды. Хороший обзор дает и высокая колокольня (80 м) храма Santuario della Beata Vergine del Rosario, что на территории современного города Помпеи. На подъемнике можно подняться к обзорной террасе.
Время работы:
май-окт. 9.00-13.00,15.30-18.30;
нояб.-апр. 9.00-13.00
Последнее извержение Везувия
24 апреля 1872 г. произошло одно из нескольких сильнейших извержений вулкана Везувий: под огненной лавой было погребено две деревни, а последнее крупное извержение – в 1944 г., и тогда лава разрушила г. Сан-Себастьяно.
Приезд
В Помпеи лучше всего добираться общественным транспортом, например по железной дороге Ferrovia Circumve-suviana Neapel-Sorrent до станции Villa dei Misteri. Другой вариант: поезд Неаполь-Салерно до станции Pompei Scavi. На автомобиле надо ехать по шоссе А 3, съезд к Pompei-Scavi.
Все что вы знаете о Роксолане — ложь! Вся правда тут
Роксолана по сей день остается загадкой. Ведь споры о том, кто же на самом деле была эта женщина, не утихают даже сейчас. Все ваши знания о Роксолане — ложь и заблуждения: тут вся правда.
- 1 Заблуждение 1: имя Роксолана
- 2 Заблуждение 2: фамилия Лисовская
- 3 Заблуждение 3: королевские корни
- 4 Заблуждение 4: жених и казаки. Освобождение Хюррем
- 5 Заблуждение 5: Роксолана помогала в защите Украины
- 6 Заблуждение 6: красота Роксоланы
- 7 Бонус
Заблуждение 1: имя Роксолана
Ходит множество слухов о том, как звали женщину, которая смогла стать первой женой великого султана. Имя Роксолана ей придумал посол Священной Римской империи Ожье Гислен де Бусбек, который в то время проходил службу в Стамбуле. Его доводы сводились к тому, что, по его мнению, она происходила из тех польских земель, которые были тогда заселены украинцами, эти же земли в те времена называли Роксоланией, или же Рутенией.
Сама Роксолана никогда и не называла имени, данного ей при рождении. В гареме девушке дали имя Хюррем, которое она носила до самой смерти.
Заблуждение 2: фамилия Лисовская
Еще один из споров среди ученых касается фамилии Роксоланы — Лисовская. По большей части имя «Анастасия Лисовская» — не более чем художественный вымысел писателей Украины.
Считается, что жена султана была дочерью православного священника из Рогатина. Да, имя вполне могло быть и Анастасия, но фамилии Лисовская никак быть не могло, так как она польская, а украинские были с окончанием -енко. Соответственно, у украинского священнослужителя не могло быть польской фамилии.
Заблуждение 3: королевские корни
Когда султан Сулейман говорил о королевских корнях жены Роксоланы, то он попросту хотел хотя бы немного обосновать свой брак. Лучше уж жена королевских кровей, нежели холопка украинская. Это заблуждение явно не имеет никаких подтверждений.
Заблуждение 4: жених и казаки. Освобождение Хюррем
Одно из интересных заблуждений о Роксолане — то, что до того момента, когда она попала в гарем, девушка состояла в отношениях с парнем из Рогатина, а он вместе с казаками хотел вызволить ее из рук Сулеймана.
Украинский гетман Дмитрий Вишневецкий, который якобы вместе с женихом собирался девушку спасать, появляется лишь в 1553 году. Соответственно, не ждал бы жених 33 года, желая спасти любимую. Гетман около 6 месяцев находился на территории Османской империи, и его принимали как самого лучшего гостя.
Почему туркам так понравился Вишневецкий — тоже вопрос. Но если задуматься, то станет понятно, что тут речь шла о создании некой коалиции против Габсбургов.
Заблуждение 5: Роксолана помогала в защите Украины
Одна из легенд о Роксолане гласит: несмотря на то, что она не только стала женой султана, но и заняла прочное место в жизни Османской империи, девушка не забывала свой народ и защищала его. Доводы, которые пытаются приводить, — информация о том, что набеги татар на украинские земли стали реже.
Заблуждение 6: красота Роксоланы
В фильме «Великолепный век» Хюррем предстает перед зрителями красавицей, но стоит заметить, что это уже желание режиссера. Ведь, согласно некоторым данным, Роксолана из всех наложниц султана стала любимой, а впоследствии и женой благодаря своей красоте.
Но и это ложь. Если вспомнить о том, что говорили послы и гости, то стоит заметить, что они описывали Хюррем как милую и приятную в общении женщину. Да она и сама не считала себя красавицей.
Существует множество портретов Хюррем, но все они абсолютно разные. Ведь нельзя было рисовать с натуры, так как это было в исламских странах под строгим запретом. Большинство художников рисовали со слов евнухов. Несмотря на то что портреты разнятся, суть одна: волосы рыжие, белокожая, с острым и упрямым подбородком, глаза светлые, а нос продолговатый и с горбинкой. Даже если верить портретам, есть сомнения, что только красотой неземной пленился Сулейман.
Все ваши знания о Роксолане — сплошная ложь. Правда тут
Александра Шутко — кандидат искусствоведения, автор исследований «Роксолана: мифы и реалии», «Письма Роксоланы: любовь и дипломатия», а также романа «Хатидже Турхан». Ищет сведения о султаншах-украинках в турецких архивах. Специально для WAS Александра опровергает 8 мифов о женщине, которую мы даже знаем под чужим именем.
Миф первый об имени Роксолана
Имя Роксолана придумал посол Священной Римской империи в Стамбуле Ожье Гислен де Бусбек. Он первым назвал так жену султана в «Турецких письмах», написанных между 1555 и 1560 годами. Де Бусбек основывался на происхождении женщины из заселенных украинцами земель Польского Королевства, которые тогда называли Рутения или Роксолания.
Имя «Роксоланы» неизвестно, ведь она сама никогда его не называла. Молчат об этом и османские источники. В гареме султана украинка была названа по-персидски Хюррем, то есть «веселая», «радостная», «улыбающаяся».
Исламская империя на территории современной Турции называлась Османской в честь первого султана и основателя династии — Османа I.
Миф второй о фамилии Лисовская
Настей Лисовской султану окрестили в произведениях украинских писателей. Это не более, чем плод фантазии.
Европейские послы — фламандец Ожье Гислен де Бусбек, венецианцы Пьетро Брагадино и Даниэлло Людовичи — отмечали, что Хюррем была украинкой. Через 30 лет после смерти султаны, то есть в 1596 году, информацию о «дочери попа из Рогатина из народа русинского» в докладной великому канцлеру Великого Княжества Литовского Льву Сапеге оставил секретарь короля Станислав Негощевский. Еще через 30 лет про « подлого попа из Рогатина дочь» написал в поэме «Посольство Кристофера Збаражского» Самуил Твардовский, участник польского посольства в Стамбуле в 1621—1622 годах.
Девушка, которая родилась в семье украинского православного священника и была для шляхты холопкой, не могла носить польскую фамилию «Лисовская». На землях Западной Украины в 16 веке употреблялись в основном фамилии, которые заканчивались на -енко.
То есть низкого происхождения.
Миф третий о рождении в Чемеровцах на Подолье
Польский поэт Мавриций Гославский в поэме «Подолье» (1827 год) написал:
«Ось та Роксоланка,
Що то трясла цілим Сходом,
Була наша подолянка
З Чемерівців родом».
Подобные упоминания содержит и историческая повесть «Роксолана, или Анастасия Лисовская» (1882) украинского историка и краеведа Михаила Орловского. Впрочем, такая версия происхождения султаны маловероятна, поскольку не опирается на авторитетные исторические первоисточники.
Возможно, из тех мест происходила другая султана-украинка Хатидже Турхан, которая в 17 веке стала матерью и регентшей султана Мехмеда IV. Известно, что она была родом с Подолья, которое посетила в 1673 во время возглавляемого сыном военного похода на Хотин. Тогда османы совместно с украинским гетманом Петром Дорошенко и крымским ханом воевали против Речи Посполитой.
Миф четвертый о королевском происхождении
Как-то султан Сулейман в послании польскому королю Сигизмунду II Августу отметил: «Посол Твой Опалинский скажет тебе, в каком счастье видел твою сестру, а мою Жену…»
Версию, что Роксолана была королевной подхватил и популяризировал польский писатель Бартоломей Зиморович. Впрочем, она не имеет реальных оснований. Приписывая жене королевское происхождение, султан пытался легитимизировать в глазах польского монарха свой брак с Хюррем, которая не принадлежала к благородному роду.
Сулейман I Великолепный — султан с 1520 по 1566 год. Носил титулы Царь царей, Тень Бога на Земле, Цезарь всех земель Рима.
В его времена Османская империя достигла пика могущества, расширив границы до Северной Африки, Венгрии, Украины, Армении, Ирана и Персидского полуострова. Войска Сулеймана взяли Белград и Багдад, осаждали Вену, врывались в Баварию и воевали с португальцами в Индии.
«Предъявлять права на титул абсолютного правителя может только османский султан. Только он законно может претендовать на титул преемника Римского императора», — писал французский юрист и философ Жан Боден в 1560 году.
Миф пятый о женихе и казаках, с которыми он ходил ее вызволять
В Султанский гарем Хюррем попала в 1520 году из Крыма. Украинцы рассказывают легенды, что девушку пытался разыскать любимый из Рогатина. К этому якобы были привлечены и украинские казаки во главе с гетманом Дмитрием Вишневецким.
Но в татарский плен будущая султана попала в малом возрасте. Долгое время ее воспитывали во дворце крымского хана в Салачике (ныне окраина Бахчисарая), а затем подарили султану Сулейману в честь восшествия на престол.
Дмитрий Вишневецкий появляется в Стамбуле и биографии Хюррем, но значительно позже — в 1553-ом. Об этом нам известно из письма князя Радзивилла польскому королю Сигизмунду II Августу. Вишневецкий полгода прожил в османской столице, где его пышно принимали и преподнесли ценные подарки.
Неизвестно, почему турки так тепло приняли гетмана. Можно лишь предполагать, что султана-украинка помогала мужу создавать коалиции против Габсбургов, куда должны были войти крымские татары, поляки и казаки.
Миф шестой о том, что Роксолана помнила и защищала Украину
Существует легенда, будто Хюррем-султан, несмотря на невероятный карьерный взлет в Османской империи, заботилась о своей родине. В качестве доказательства приводят информацию, что во время правления украинки в Стамбуле уменьшилось количество набегов крымских татар на украинские земли с целью захвата пленных.
Но эти сведения не убедительны, ведь прекращение набегов было требованием мирного соглашения между султаном Сулейманом и польским королем. Даже больше! В одном из ранних своих посланий мужу, который был тогда на войны с венграми, Хюррем писала: «…Да поможет Вам Аллах, чтобы со своей счастливой звездой и царским знаменем получали всегда победы над ничтожными и мерзкими неверными».
Миф седьмой о неземной красоте
Согласно популярной версии, любимой среди 300 наложниц султана Хюррем стала из-за невероятной красоты. Впрочем, современники были скромнее в эпитетах. Венецианские послы называют фаворитку милой и вспоминают о деликатности телосложения. Об этом свидетельствует и длина расшитых золотой нитью надбровных повязок-кашбашты султаны — 53 сантиметра.
В одном из писем к мужу Хюррем писала: «… Прикладываю свое некрасивое лицо к Вашим благословенных ног». Почему она себя так недооценивала? Возможно, потому что первой красавицей в гареме до того считали черноволосую черкеску Махидевран, мать старшего сына Сулеймана.
Сохранилось с десяток портретов султаны, среди которых полотна Тициана и Веронезе. На каждом она выглядит иначе, ведь рисовать с натуры запрещали нормы ислама. В лучшем случае, художники творили по словесным описаниям евнухов. Несмотря на несхожесть, портреты имеют общие черты: рыжие волосы, белую кожу лица, острый подбородок, светлые глаза и продолговатый нос с горбинкой. Глядя на них, возникают сомнения, что Сулеймана могла пленить одна лишь красота.
Турецкие ученые не могут понять, как женщина-чужеземка могла изучить сложнейший османский язык на таком уровне, чтобы писать любовные письма и украшать их стихами, которые по художественной ценности не уступают поэзии султана (имел литературный псевдоним Мухибби, то есть «влюбленный»):
О, утренний ветер, ты султану о грусти и муке передай,
Без него она — как соловей в клетке, расскажи.
В разлуке нет лекарства от душевной боли,
Никто не в силах исцелить от страдания, расскажи.
Десница грусти ее сердце ранит острою стрелой,
Как флейта, она стонет в разлуке с тобой, передай.
(Перевод Александры Шутко)
Сулейман большую часть жизни провел в военных походах. В письмах Хюррем сообщала ему о делах в столице, дворце и в семье. Из посланий понятно, что она прекрасно знала Коран, персидскую поэзию и древнегреческую мифологию. Османы, удивляясь любви султана, обвиняли украинку в колдовстве. Но, вероятно, чувство объяснялись не чарами, а умом и умением заинтересовать султана своими мыслями.
Государственный язык империи, сильно отличался от разговорного турецкого. Некоторые произведения содержат 80—90% слов арабского и персидского происхождения.