Первая солидарная система обязательного пенсионного обеспечения

Пенсионная система России

Социальную политику любого развитого государства составляет ряд правовых и экономических норм, на основании которых гражданам предоставляется материальная поддержка. Пенсионная система в России предусматривает финансовое обеспечение определенных категорий граждан, к которым относятся люди пожилого возраста, недееспособные граждане и некоторые семьи – в случае потери кормильца.

Введение

Размер пособий и число граждан, которые получают социальные выплаты, во многом зависит от экономических возможностей государства и определяется целым рядом факторов: налоговой политикой, уровнем инфляции, демографическими и иными показателями.

Рассмотрим, как устроена российская пенсионная система, виды материального обеспечения, как работают ПФР и негосударственные фонды. Постараемся ответить на вопрос о том, как повысить размер будущего пособия тем, кто сегодня официально трудоустроен. Кратко расскажем о повышении возраста для мужчин и женщин, а также то, в каком направлении будет идти пенсионная реформа в дальнейшем.

Как устроена пенсионная система РФ

Итак, на каком основании и кому выплачивается материальное пособие в современной России? Есть ли отличие в работе государственного и негосударственных пенсионных фондов?

Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какие сегодня встречаются виды пенсий и какие цели и обязанности есть у ПФР и НПФ.

В России встречается четыре основных разновидности денежных пособий:

  1. Страховая пенсия. Выплачивается гражданину, который признан утратившим дееспособность. Бывает трех видов: по старости, по инвалидности и по потере кормильца. В первом случае пособие получают граждане, которые достигли определенного возраста (как показали последние события, этот показатель может меняться). Пенсия по инвалидности начисляется гражданам с I, II и III группами. По потере кормильца – тем семьям, которые лишились кормильца. Трудовая пенсия (по старости), которая выплачивается после достижения гражданином определенного возраста, формируется за счет взносов работодателей.
  2. Накопительная пенсия. Ее средства хранятся на индивидуальных счетах граждан. Через различные частные компании или Внешэкономбанк (государственную компанию) ее формирует Пенсионный фонд России. НПФ инвестируют средства клиента в ценные бумаги и одну часть полученной прибыли перечисляют себе, а другую – гражданину, который платит взносы. Взаимодействие с негосударственными фондами имеет свои плюсы и минусы. Положительный момент заключается в том, что гражданин сможет накопить больше баллов, а отрицательный – в отсутствии той гарантии, что НПФ еще будет работать, когда гражданин выйдет на пенсию.

Чтобы ответить на вопрос, есть ли отличие в работе ПФР и НПФ, рассмотрим цели и обязанности, которые стоят перед ними. В целом как государственная, так и частные системы решают задачи по выплате средств тем гражданам, которые по закону имеют право на социальные пособия.

Государственный фонд обеспечивает начисление базовой части социальных выплат. В их число входят следующие виды пенсий:

  • по труду. Начисляется гражданам, которые имеют определенный трудовой стаж. Размер выплат зависит от уровня заработной платы в течение всего трудового периода. Одна из разновидностей такой социальной выплаты – пенсия по выслуге лет, которая назначается гражданам, несшим государственную службу, в том числе сотрудникам органов внутренних дел, Вооруженных Сил и пр. Может быть назначена задолго до наступления возраста, когда начинает выплачиваться пенсия по старости;
  • по возрасту. Один из вариантов социальных выплат, когда ежемесячное пособие начисляется гражданину по достижении им определенного возраста. После пенсионной реформы 2019 года мужчины имеют право на пенсию по старости с 65 лет, женщины – с 63 лет (вместо прежних 60 и 55-ти соответственно).
  • по инвалидности. Назначается частично дееспособным и недееспособным гражданам. Ее размер зависит от группы инвалидности. Наибольший размер положен тем, кто полностью зависит от третьих лиц и не может самостоятельно, без постороннего ухода, контролировать себя и передвигаться. Меньшая сумма положена инвалидам второй группы, которые могут работать с использованием различных вспомогательных инструментов. И, наконец, те, у кого есть серьезный недуг, но он не препятствует работе, не связанной с большими нагрузками, будут получать наименьшие выплаты. При этом речь идет о соотношении выплат в отдельном регионе, т. к. в одном субъекте Федерации размер пенсии по инвалидности может в значительной степени отличаться.
  • социальные. Регулярные денежные выплаты, которые назначаются государством и не зависит от трудового стажа. Даже если гражданин не работал официально и не платил необходимые взносы, он будет иметь право на минимальное социальное обеспечение. Правда, пенсия в этом случае будет относительно небольшой.

Государственный пенсионный фонд России контролирует, чтобы плательщики вовремя и в нужном объеме платили необходимые взносы, и направляет средства тем, кто имеет право на социальные выплаты. Все лица, задействованные в пенсионной системе, внесены в базу данных. Ведется учет поступающих в фонд и выплачиваемых средств. Работа ПФР регламентируется ФЗ № 166 – о пенсионном гособеспечении в РФ. На основании действующего законодательство перед ПФР обязан решать следующие текущие задачи:

  • собирать страховые взносы;
  • финансировать выплаты государственных пенсий в РФ;
  • взыскивать с работодателей и тех, кто привел к инвалидности граждан, необходимые суммы для дальнейшей выплаты государственных пенсий;
  • капитализировать собранные средства и привлекать для этого физ- и юрлиц на добровольной основе;
  • предоставлять гражданам необходимую информацию о государственном пенсионном обеспечении;
  • контролировать поступление страховых взносов и правильное расходование средств;
  • организовывать и вести персональный учет застрахованных лиц по различным категориям;
  • вносить в органы законодательной власти предложения по совершенствованию пенсионной системы.

Также ряд задач касается международного и межгосударственного сотрудничества, проведения исследований в области пенсионного обеспечения и страхования.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, как и ПФР, регулируется ФЗ № 166.

На сегодняшний день граждане могут накапливать часть средств будущего социального пособия в различных НПФ. Для этого заключается специальный договор, после чего отчисления работодатель начинает отправлять в негосударственный пенсионный фонд. Каждый НФП должен успешно решать следующие задачи:

  • повышать размер пенсионных выплат гражданам за счет формирования дополнительных накоплений;
  • создавать необходимые условия, чтобы отчисления граждан поступали и использовались в полном объеме;
  • создавать такие условия, чтобы накопления клиентов устойчиво росли, чтобы в итоге уровень выплат был максимально возможным.

Если этого не происходит, клиент может выбрать другую организацию. Ознакомиться с предложениями различных негосударственных пенсионных фондов вы можете на нашем финансовом портале.

Минимальная пенсия для мужчин и женщин в 2019 году

Итак, рассмотрим, на какой размер социального пособия могут рассчитывать граждане России по достижении установленного законом возраста.

Минимальной можно считать пенсию, которая состоит из одной только базовой части и не имеет доплат. При этом если уровень социальных выплат ниже прожиточного минимума, то гражданам может назначаться региональная или федеральная надбавка, которая индексируется каждый год 1 января. Но на такие доплаты могут рассчитывать только неработающие пенсионеры.

Таким образом, как мужчины, так и женщины, имеющие право на пенсионное обеспечение, будут получать ежемесячно средства в размере, превышающем прожиточный минимум в регионе их постоянной регистрации. В связи с последними законодательными изменениями социальные пособия по возрасту выплачиваются мужчинам, достигшим 65 лет, и женщинам – с 63 лет.

Ожидаемые изменения

Начатую в 2019 году реформу пенсионной системы планируется завершить к 2028 году. До этого времени будет длиться так называемый переходный период, в течение которого намечен перерасчет социальных выплат в сторону их увеличения.

Повышение возраста будет происходить постепенно. Это касается и мужчин, и женщин. Увеличение возраста можно представить в виде следующей таблицы:

Этапы развития пенсионной системы РФ

Пенсионные реформы, которые происходили в новейшей истории России, можно разделить на основные этапы, приуроченные к тому или иному году.

В этом году был создан Пенсионный фонд РФ.

1990-1994

В 1992 году вышел президентский указ «О негосударственных пенсионных фондах», который определял основныепринципы работы НПФ. После этого в стране и начали появляться такие фонды. Через три года понятие «фонд» было введено в правовой оборот как некоммерческая организация.

Правительство одобрило концепцию пенсионной реформы. Одной из основных новых черт пенсионной системы стала персонализация получателей пенсии – Пенсионный фонд занялся фиксацией личных данных граждан для установления им пенсии. Теперь у каждого появился индивидуальный пенсионный счет, на котором отражалась информация о страховых взносах. Таким образом, можно было посмотреть, как на счете постепенно копится будущая пенсия.

Тогда же появились и карточки обязательного пенсионного страхования, на которых указывался СНИЛС – номер лицевого счета гражданина. ПФР приступил к рассылке извещений (так называемых «писем счастья»), которые позволяли узнать данные своего пенсионного счета.

1998-2001

В 1998 году начал действовать ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», который определил права НПФ. Кроме того, в этом законе был закреплен ряд понятий пенсионной системы и прописаны обязательства фонда перед участниками и вкладчиками.

В этом же году в тестовом режиме стал действовать персонифицированный учет при назначении пенсий, а в 2000-м эта практика была распространена уже на 22 региона.

В 1998 году определена программа очередной пенсионной реформы, ее законопроекты были одобрены президентом в конце 2001-го.

В 2002 году в России реализуется важная пенсионная реформа, которая существенно изменила сложившееся на тот момент положение вещей. Система переживает коренной перелом: переход от солидарной, «уравнительной» пенсии к распределительно-накопительной, индивидуализированной.

НПФ получили право заключать договоры об обязательном пенсионном страховании. То есть теперь каждый гражданин мог передать управление накопительной частью пенсии в НПФ, увеличив таким образом свой будущий доход. В это же время были ужесточены требования к самим негосударственным фондам – в частности, повышен размер имущества, служащего дл обеспечения уставной деятельности (с 2005 года до 30 млн. рублей, с 2009 – до 50 млн. рублей).

ПФР приступил к начислению дополнительных выплат ветеранам и инвалидам ВОВ, а также их вдовам. Начат федеральный регистр граждан, имеющих право получать государственную социальную помощь.

Начало действия программы по выплате материнского капитала. Получившие сертификат граждане теперь могут потратить всю сумму (или часть) на накопительную часть пенсии.

Увеличиваются накопительная и страховая части пенсии (до 6 % и 16 % от зарплаты соответственно). Осенью начинает действовать программа софинансирования накопительной части пенсии государством.

2010-2012

В 2010 году ЕСН (единый социальный налог) заменяется на страховые взносы. В этом году максимальный размер годовой зарплаты, с которой взимается налог, достигает 415 тыс. рублей. В следующем году она составила 463 тыс. рублей, а в 2012-м – 512 тыс. рублей.

В 2010 году проведена масштабная валоризация – то есть переоценка пенсионных накоплений с учетом советского стажа. Благодаря этому рост пенсий у действующих пенсионеров достиг 46 %.

Базовая часть пенсии вошла в размер страховой. Теперь пенсия делится только на две части – страховую и накопительную.

Начиная с 2010 года, установлен минимальный размер пенсии, который больше, чем прожиточный минимум для пенсионера.

1 января 2013 г. в России началась реализация первого этапа новой пенсионной реформы, долгосрочная стратегия которой была утверждена правительством в декабре 2012 года.

Продлили время на раздумье, какой тариф на накопительную часть пенсии выбрать

В соответствие с принятыми федеральными законами возможность выбора тарифа на накопительную часть пенсии продлили до 31 декабря 2015 года: можно либо оставить 6%, либо отказаться от формирования накопительного компонента.

ПФР перестал рассылать «письма счастья»

Еще одно нововведение касается «писем счастья» ПФР – Пенсионный фонд больше не будет рассылать письма с информацией о состоянии индивидуального счета в системе обязательного пенсионного страхования. Состояние своего лицевого счета можно узнать на едином портале государственных услуг www.gosuslugi.ru, а полную выписку с лицевого счета можно получить в Пенсионном фонде по месту жительства.

Изменились тарифы страховых взносов для самозанятого населения

Увеличился размер страховых взносов в Пенсионный фонд для индивидуальных предпринимателей. Теперь вместо 14 386,32 рублей индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать страховые взносы в размере 32 479,20 рублей в год.

Создана новая пенсионная формула и пенсионный калькулятор

В июне 2013 года на сайтах Пенсионного фонда России и Министерства труда был опубликован пенсионный калькулятор, с помощью можно рассчитать условный размер будущей пенсии.

В октябре Правительство одобрило новую пенсионную формулу, которая теперь учитывает стаж и возраст выхода на пенсию. Согласно новым пенсионным правилам минимальный общий стаж для получения пенсии ежегодно будет увеличиваться на 1 год и в 2025 году достигнет отметки в 15 лет.

Продление срока вступления в Программу государственного софинансирования

В ноябре Правительство РФ решило продлить срок вступления в Программу государственного софинансирования пенсий – до 31 декабря 2014 года. Тем, кто подал заявление на вступление в Программу, необходимо сделать первый взнос до 31 января 2015 года.

«Заморозка» накопительной части пенсии

В 2014 году все взносы по обязательному пенсионному страхованию направляются на формирование страховой части пенсии, то есть тариф взносов на накопительную часть пенсии составляет 0%.

Это изменение не затрагивает ранее сформированные пенсионные накопления – они по-прежнему инвестируются управляющими компаниями или негосударственными пенсионными фондами.

Акционирование НПФ и система гарантирования пенсионных накоплений

На 1 октября 2014 года более 41 НПФ прошли процедуру акционирование и 23 фонда подали заявки на вступление в систему гарантирования пенсионных накоплений (Источник – http://www.rg.ru/2014/10/02/fondi-site-anons.html).

Повышение и перерасчет пенсий

В 2014 году трудовые пенсии индексировались дважды: 1 февраля – на 6,5% и 1 апреля – на 1,7%. В августе проведен перерасчет пенсий для работающих пенсионеров – учтены страховые взносы, поступившие на лицевые счета за год.

Страховые взносы

На 10%, до 624 тыс. рублей, увеличен максимальный размер годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы.

Снижена ставка страховых взносов для самозанятого населения – теперь размер взносов рассчитывается исходя из одного МРОТ, а не двух, если величина годового дохода не превышает 300 тыс. рублей.

Прием заявок в программу государственного софинансирования продлен до 31 декабря 2014 года

Прием новых участников в Программу государственного софинансирования пенсии продлен до 31 декабря 2014 года, сделать первый взнос в рамках Программы можно до 31 января 2015 года.

С 1 января 2015 года вступили в силу основные законы Пенсионной реформы 2015 и, в частности, два базовых федеральных закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии».

Трудовая пенсия по старости с 1 января 2015 года трансформировалась в два самостоятельных вида пенсии:

Новые правила расчета пенсии с 2015 года применяются только к страховой части трудовой пенсии (по старой терминологии).

С 1 января 2015 года в России действует новый порядок формирования и расчета страховой пенсии. Страховая пенсия рассчитывается не в рублях, как раньше, а в, так называемых, пенсионных коэффициентах или баллах.

Возможность выбора варианта пенсионного обеспечения.

До конца 2015 года, граждане, у которых накопительная часть трудовой пенсии (теперь накопительная пенсия) формировалась не в НПФ или управляющей компании, а в Пенсионном фонде РФ, должны определиться и выбрать вариант своего пенсионного обеспечения:

ü сохранить и накопительную пенсию и страховую пенсию или

ü полностью перейти только на страховую пенсию, а от накопительной пенсии отказаться.

Начала свою работу система гарантирования прав застрахованных лиц в отношении пенсионных накоплений в НПФ. В соответствии с данным законодательством создана двухуровневая система гарантирования прав застрахованных лиц, которая включает:

ü резервы по обязательному пенсионному страхованию, формируемые в каждом НПФ, и

ü общенациональный гарантийный фонд, который объединит всех участников системы обязательного пенсионного страхования.

Выбор варианта пенсионного обеспечения — это право гражданина, а не обязанность

Правда ли, что в 2014—2015 годах застрахованному лицу нужно выбрать один из вариантов пенсионного обеспечения:

  1. Отказаться от формирования накопительной пенсии и направить все страховые взносы на формирование страховой пенсии (тариф страховых взносов на накопительную часть — 0 %);
  2. Продолжать формировать накопительную пенсию, сохранив, как и сегодня, тариф страховых взносов в размере 6 %?

Если вы родились в 1967 году и позже и зарегистрированы в системе обязательного пенсионного страхования, в 2014 и 2015 годах вам предоставлено право выбора варианта пенсионного обеспечения (тарифа страхового взноса): либо оставить 6 %, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за вас уплачивает работодатель, на формирование страховой пенсии.

Если вы отказываетесь от формирования пенсионных накоплений, страховые взносы работодателя в Пенсионный фонд РФ — в размере вашего индивидуального тарифа 16 % — начиная с 2015 года будут направляться на формирование страховой пенсии.

В 2014 году все страховые взносы граждан будут направляться на формирование страховой пенсии (т. е. тариф страховых взносов на накопительную пенсию будет составлять 0 %). Это решение принято на период санации НПФ и создания механизма гарантирования сохранности пенсионных накоплений.

Важно отметить, что все ваши ранее сформированные пенсионные накопления будут по-прежнему инвестироваться управляющей компанией или НПФ и будут выплачены вам в полном объёме с учётом инвестиционного дохода, когда вы получите право выйти на пенсию и обратитесь за её назначением.

Сколько раз в 2014—2015 годах можно будет делать выбор? Один раз, раз в год или сколько хочешь? Что будет после 2015 года: больше нельзя будет сделать выбор?

Выбор в течение 2014—2015 гг. можно сделать только единожды.

При этом, если вы, начиная с 1 января 2014 года, впервые поступаете на работу и вам впервые начисляются страховые взносы, у вас есть право в течение 5 лет с года первого начисления выбрать, на финансирование какой части пенсии направить 6 %. До принятия такого решения 6 % тарифа будут перечисляться на страховую пенсию.

Я хочу сохранить тариф 6 % и продолжить формирование накопительной пенсии. Что мне нужно сделать, чтобы сохранить тариф 6 %?

Если вы ранее уже подавали заявление о выборе УК (инвестиционного портфеля ГУК) или НПФ, то ничего делать не нужно. В этом случае по умолчанию с 2015 года на накопительную пенсию будет по-прежнему перечисляться 6 %, а на страховую — 10 % тарифа.

Если вы — так называемый «молчун» и никогда ранее не подавали заявление о выборе управляющей компании (УК), включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда (НПФ), вам нужно подать заявление о выборе УК (или инвестиционного портфеля государственной управляющей компании (ГУК) либо НПФ. При этом, как и раньше, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд вам необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании.

Таким образом, выбор варианта пенсионного обеспечения с формированием пенсионных накоплений в любом случае сопряжён с выбором управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда.

В 2013 году я подал заявление о выборе тарифа страховых взносов в размере 2 % на накопительную пенсию. Теперь такого тарифа не будет?

Да, начиная с 2014 года тарифа на формирование накопительной пенсии в размере 2 % не будет. Вам необходимо сделать выбор ещё раз: либо отказаться от формирования пенсионных накоплений, либо продолжить формировать накопительную пенсию, сохранив, как и сегодня, тариф страховых взносов в размере 6 %.

По умолчанию, начиная с 1 января 2014 года в вашем случае пенсионные накопления формироваться не будут. Если вы желаете продолжить формирование пенсионных накоплений, нужно снова в 2014—2015 годах подать заявление о выборе УК или НПФ.

Я не хочу больше формировать пенсионные накопления, что мне нужно для этого сделать?

Если вы — так называемый «молчун» и никогда ранее не подавали заявление о выборе управляющей компании (УК), включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда (НПФ), то делать ничего не нужно. В этом случае у вас по умолчанию прекратится формирование пенсионных накоплений.

Если вы когда-либо подавали заявление о выборе управляющей компании (УК), включая «Внешэкономбанк», или негосударственного пенсионного фонда (НПФ), вы имеете возможность в 2014—2015 годах отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии, для чего необходимо подать заявление об отказе от финансирования накопительной пенсии и направлении на финансирование страховой пенсии 6,0 % индивидуальной части тарифа страхового взноса. В этом случае вашими уже сформированными пенсионными накоплениями будет управлять государственная управляющая компания — Внешэкономбанк.

Посоветуйте, что мне лучше выбрать: отказаться от дальнейшего формирования пенсионных накоплений или оставить 6 %?

Вы должны самостоятельно принять решение, какой вариант пенсионного обеспечения выбрать. Помните, что отказ от формирования пенсионных накоплений не является уменьшением ваших пенсионных прав.

При выборе тарифа необходимо, в первую очередь, помнить о том, что страховая пенсия гарантированно увеличивается государством за счёт ежегодной индексации по уровню инфляции и с учётом роста доходов ПФР, но в случае смерти гражданина средства, поступившие на страховую часть пенсии, правопреемникам не выплачиваются, поскольку это законом не предусмотрено.

Направив же 6 % страховых взносов на накопительную пенсию, застрахованное лицо тем самым отдаёт предпочтение активному участию в формировании своей будущей пенсии, так как пенсионные накопления могут быть увеличены за счёт их инвестирования, при этом риски финансового рынка застрахованное лицо принимает на себя. В случае если НПФ или частная УК получат убыток от инвестирования средств пенсионных накоплений, то в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования» гарантируется к выплате только «застрахованный номинал», т. е. сумма уплаченных работодателями страховых взносов без какой-либо индексации. В случае смерти застрахованного лица до момента назначения ему накопительной пенсии средства, поступившие на накопительную часть пенсии, с учётом дохода от их инвестирования выплачиваются правопреемникам.

А как я могу узнать, где сегодня формируются мои пенсионные накопления?

Вы можете узнать о состоянии своего индивидуального лицевого счёта и о том, где происходит формирование накопительной пенсии, на портале государственных услуг или в одной из кредитных организаций, с которой Пенсионный фонд РФ заключил соглашение о порядке взаимодействия по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов (Сбербанк, Газпромбанк, Банк Москвы, УРАЛСИБ), предоставив паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

Процедура регистрации на портале государственных услуг описана по адресу http://www.gosuslugi.ru/ru/info/instruction. После получения доступа к услугам вы можете получить всю интересующую информацию в электронном виде.

Также можно направить в территориальный орган ПФР запрос о месте формирования накопительной пенсии. В своём запросе необходимо указать следующую информацию: фамилию, имя, отчество (полностью), дату рождения, номер страхового свидетельства об обязательном пенсионном страховании, адрес места регистрации (включая индекс). На основании этих данных будет подготовлен запрос в Пенсионный фонд РФ, при получении ответа вы будете соответствующим образом проинформированы.

Как я могу подать заявление о выборе страховщика?

Письменное заявление о выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию можно подать в любой территориальный орган ПФР независимо от места жительства. Заявление также можно подать по почте или с курьером, но при этом установление личности и проверку подлинности вашей подписи осуществляет нотариус.

Если вы приняли решение перейти из одного негосударственного пенсионного фонда в другой, то заявление такого вида можно подать через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и его районные филиалы.

Какие преимущества и риски несет пенсионная реформа?

Александр Лукашенко 27 сентября подписал указ №367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии». Предполагается, что новая пенсионная система заработает через год. Мы попытались оценить все преимущества и риски нововведений, а также посмотрели, как система накопительных пенсий приживалась в других странах.

— Наша задача — чтобы каждый гражданин надеялся не только на государственную поддержку в виде государственной пенсии по старости, которую мы, как по законодательству положено, будем выплачивать в полном объеме в установленные сроки. Каждый человек должен быть заинтересован в повышении своего уровня и качества жизни в старости. Поэтому и предлагается новый механизм по добровольному накопительному страхованию, — заявила министр труда и социальной защиты Ирина Костевич.

Справедливости ради надо сказать, что в Беларуси есть возможность страхования пенсии, которыми, в частности, занимаются госкомпания «Стравита» и частный «Приорлайф». Правда, это направление не стало популярным. Всего около 5% работающих откладывают на дополнительную пенсию. Но, как правило, люди не сами инициируют участие в добровольном пенсионном страховании, это делают наниматели, включая такую возможность в соцпакет. Между тем нынешний министр финансов Юрий Селиверстов еще в должности замминистра объяснял такой невысокий процент добровольного пенсионного страхования тем, что «череда девальваций подорвала доверие к финансовым инструментам».

Что предложили власти?

Указом № 367 предусмотрено, что с 1 октября 2022 года работникам предоставляется право уплачивать дополнительный страховой взнос на накопительную пенсию в размере до 10% заработка (в дополнение к обязательному взносу в 1% в ФСЗН). Точный размер каждый выбирает самостоятельно, но он не может превышать 10%.

Одновременно работодатель будет обязан делать доплаты, соразмерные взносам работников. Если человек выбирает взнос 1%, 2% или 3%, то наниматель добавляет такой же процент. Если выбирает 4% и выше (но не более 10%), то наниматель все равно добавляет 3%.

При этом нагрузка на нанимателей не увеличится. Уплачивать проценты работникам они будут из средств, предусмотренных на обязательный взнос в бюджет ФСЗН, который составляет 28%. Например, 3% уйдет на добровольное пенсионное страхование работника и 25% — в ФСЗН.

Участвовать в новой системе страхования смогут работающие граждане, которым до достижения общеустановленного пенсионного возраста остается не менее 3 лет. Накопленные средства они будут получать равными долями ежемесячно на протяжении 5 или 10 лет.

Почему новая система начнет действовать с 1 октября 2022 года?

— Потому что надо провести ряд организационно-технических мероприятий. Надо будет доработать ряд программных ресурсов, чтобы без сбоя с 1 октября 2022 года человек мог либо прийти в страховую организацию и заполнить заявление, либо же в электронном виде через сайт подать заявление и заключить договор, чтобы вступить в эту систему, – пояснила Ирина Костевич.

Почему «Стравита»?

Осуществлять добровольное пенсионное страхование будет госкомпания «Стравита», которая в настоящее время уже занимается добровольным страхованием жизни и дополнительной пенсии.

— Государство может гарантировать сохранность накопленных средств и ресурсов через государственную организацию. Кроме того, это достаточно развитая филиальная сеть. И если посмотреть на ныне действующий механизм, то более 90 % человек, согласившихся на добровольное страхование, сделали это именно через эту организацию, – сказала Костевич.

Как государство гарантирует сохранность накоплений?

Указом установлено, что страховые резервы по накопительному пенсионному страхованию будут размещаться на счетах в банках и вкладываться в объекты инвестиций в общеустановленном для страховых организаций порядке. В настоящее время страховщики при инвестировании обязаны соблюдать следующие соотношения (в процентах от суммы страховых резервов): не более 15% – в ценные бумаги Национального банка; не более 30% – в ценные бумаги банков Республики Беларусь, за исключением акций; не более 15% – в ценные бумаги местных исполнительных и распорядительных органов; не более 25% – в ценные бумаги юридических лиц Республики Беларусь, не являющихся банками, за исключением Банка развития, кроме акций и векселей; не более 10% – в недвижимое имущество, кроме жилых помещений; не более 5% – в драгоценные металлы, за исключением их лома и отходов.

Источник — pixabay.com

Отчисления в гарантийные фонды по накопительному пенсионному страхованию определены в размере 0,5% от суммы страховых взносов и ежемесячно перечисляются страховщиком в республиканский бюджет.

Ранее журналисты поинтересовались, как средства накопительной пенсионной системы будут защищены от обесценивания. По словам Костевич, важно, что отложенная по этой системе сумма будет наследоваться и капитализироваться, то есть деньги будут не просто накапливаться, а работать на экономику, вкладываться в инвестиционные проекты с высокой доходностью.

Вместе с тем министр признала, что определенные риски существуют. Поэтому в Минтруда и не рассчитывают, что системой добровольного пенсионного страхования воспользуются все работники.

— Мы видим, что, скорее всего, интерес будет у тех людей, у кого осталось где-то 10 лет до пенсии. То есть те, у кого уже есть ориентиры, понимание того, что через какой-то короткий промежуток тебе надо задуматься о своем новом уровне жизни, — отметила она.

Экономист проекта BEROC Лев Львовский видит в этой реформе несколько положительных моментов.

— Правительство наконец осознало проблему и пытается решить её нормальными методами, а не просто повышением пенсионного возраста как раньше (что никак не решает проблему, а только отодвигает ее). Вторая хорошая новость состоит в том, что реформа предполагает добровольность. Еще одна правильная идея в том, что накопительный элемент будет наследоваться, — перечисляет Львовский в комментарии ilex. — Теперь о том, что мне кажется странным – это посыл о том, что в новой системе будут участвовать те, кому осталось до пенсии 10 лет. Одна из идей накопительных пенсий заключается в том, что люди начинают копить рано. За много лет эти инвестиции должны принести весомую прибыль. Таким образом в принципе надо говорить не о сбережении, а приумножении капитала. Когда магия сложных процентов на длительном горизонте позволяет получить весомую прибавку к пенсии. Второй важный вопрос касается инвестиций нового пенсионного фонда и уровня риска. В Беларуси не развит фондовый рынок. Да, можно купить акции некоторых белорусских частных компаний, но это не даст необходимой диверсификации, чтобы инвестиции были приемлемого уровня риска. Если говорить про ценные бумаги крупных государственных компаний и банков, то сейчас возник дополнительный санкционный риск.

Что говорит международный опыт?

Согласно исследованию консалтинговой компании Mercer и CFA Institute, в рейтинге самых успешных пенсионных систем мира доминируют страны «классического Запада». Первые три места занимают Нидерланды, Дания и Израиль. Далее идут Австралия, Финляндия, Швеция, Сингапур, Норвегия, Канада, Новая Зеландия, Германия, Швейцария.

Ключевая характеристика пенсионных систем этих стран – многоуровневое устройство (одновременно действуют солидарная, профессиональная (обязательные взносы в пенсионные фонды) и добровольная системы). Они не смогли бы добиться успеха, если бы в них работал только один из уровней, отмечают аналитики Mercer.

В стране-лидере рейтинга Нидерландах пенсионеры получают около 80% предпенсионного заработка после прекращения работы. В дополнение к обязательным первому и второму уровням, в стране один из самых высоких в Европе процент граждан, которые делают добровольные накопления на пенсию в молодом возрасте – 28%. Еще более высокие цифры – в Германии (56%) и Швеции (36%).

Но если посмотреть на опыт более близких Беларуси стран, то картина может быть не такой радужной.

Самый обсуждаемый пример – это Россия, где в 2014 года власти заморозили накопительную часть пенсии. Точнее был введен мораторий на передачу пенсионных накоплений россиян негосударственным пенсионным фондам (НПФ). В результате бюджет сэкономил 243 млрд российских рублей. Позже министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что средства пенсионных накоплений за 2014 год, которые были «заморожены» на период акционирования НПФ, не планировалось возвращать фондам, потому что эти деньги уже потратили на развитие Крыма и антикризисные меры.

Первоначально заявлялось, что мораторий — мера сугубо временная и продлится не более года. Но затем «заморозка» каждый год продлевалась, в данный момент – до 2023 года. Сейчас все 16% взносов идут на пенсии сегодняшним пенсионерам. В настоящее время в правительстве РФ обсуждают очередную схему реформы накопительных пенсий.

Справедливости ради стоит сказать, что в ряде стран Восточной Европы государство вынуждено залезало в обязательные индивидуальные накопления сразу после кризиса 2008 года, когда в регионе закончилась эпоха устойчивого экономического роста.

Притчей во языцех уже стала история с пенсионными реформами в Венгрии. Из-за резкого увеличения пенсий в 2000-х, государственные пенсионные расходы страны выросли с 8% ВВП в 2000 году до 11% ВВП в 2010 году. Имея высокий госдолг 81% ВВП, и встав перед необходимостью пролонгировать кредиты ЕС, Венгрия в сжатые сроки должна была улучшить свои бюджетные индикаторы. Поэтому осенью 2010 года правительство Виктора Орбана робко начало с предложения временно заморозить накопительную часть всего на год, а через несколько месяцев закончило практически полной национализацией всех накоплений – и текущих, и за прошлые годы, с самого начала реформы в 1998 году. За это время индивидуальные пенсионные накопления появились у 70% работающих. Государство поставило граждан перед выбором: участвовать можно или в накопительной, или в распределительной системе. Это привело к тому, что часть венгров должна была отказаться от гарантированных ранее государством пенсий, а другая часть потеряла свои накопленные сбережения. В результате большинство граждан сделали выбор в пользу распределительной пенсионной системы. А венгерское правительство получило в распоряжение на тот момент около 15 млрд долларов пенсионных накоплений. Поначалу были разговоры, что эти деньги потратят на создание новой, более эффективной пенсионной системы, но в итоге все разошлось на текущие нужды и выплату госдолга, который действительно благодаря этому снизился в 2011–2013 годах с 81% до 77% ВВП. В других странах Восточной Европы (например, Словакии, Польше, Чехии) национализировать накопления, как в Венгрии, не решались, но постоянно изменяли законодательство так, чтобы люди сами, вроде как добровольно вернулись в государственную систему.

Что касается Украины, то там доминирует солидарная система. При этом финансовое состояние Пенсионного фонда Украины остается стабильно тяжелым. Около 40% расходов ПФУ покрываются за счет трансфера из государственного бюджета. В настоящее время в Украине только готовятся к внедрению обязательных накопительных пенсий. При этом средний размер накопительного взноса исходя из мирового опыта может составить 5-7%. Идут консультации с МВФ и Всемирным банком, чтобы провести определенные реформы.

Крупнейшая накопительная система в бывшем СССР работает в Казахстане – накопления составляют около 15% ВВП. Но там децентрализованную модель с несколькими пенсионными фондами заменили единым госфондом. Он аккумулирует средства, управлять ими разрешено рыночным компаниям по управлению активами.

— Смешанный тип — самый распространенный и успешный тип пенсионных систем. Дальше идут детали касательно того, какая должна быть доля солидарной пенсии и какие должны быть условия ваших сбережений. Здесь пропорции разнятся в зависимости от возможностей каждой из стран. Универсального решения не существует, поскольку много зависит от демографических, экономических, политических и иных обстоятельств. Беларуси было бы неправильно копировать какую-то одну модель. Надо перенимать лучшие практики, — полагает Лев Львовский. — Мы не можем резко перейти на накопительную систему. Потому что тогда пострадают люди предпенсионного возраста, которые не успели ничего накопить. А мы не можем допустить, чтобы пенсионеры умирали от голода.

Поэтому, наверное, правильно, что правительство не делает резких движений. Однако имеются вопросы и для реализации скромных амбиций. Для проведения такой пенсионной реформы должна быть высокая степень доверия между государством и обществом. Потому что идет речь про долгосрочное планирование. Плохо, когда в сложных жизненных ситуациях государство резко меняет свое мнение. Например, «айтишникам» изначально обещали неизменную ставку подоходного налога на много лет, а потом вдруг взяли и повысили налог. Да, это было несмертельное повышение, но показательное. Уровень доверия также показателен и на примере России, когда в 2014 году образовался дефицит бюджета, поэтому власти «заморозили» накопительные пенсии. Полагаю, что белорусское правительство также видит какое сейчас доверие и делает осторожные заявления, особо не надеясь привлечь много работников.

Как начисляется пенсия военнослужащим, сотрудникам правоохранительных и специальных органов РК

Сотрудники, находящиеся на воинской, специальной и правоохранительной службе, в Казахстане всегда имели особый статус не только в обществе, но и в государственном обеспечении. Особые условия касаются и пенсии за выслугу лет, имеющую систему исчисления и назначения, отличную от гражданской пенсии. Ввиду последних изменений в законодательстве, совершенствующих пенсионную систему в Казахстане, все сотрудники силовых структур переведены на полное государственное пенсионное обеспечение.

В этой статье Вы узнаете, как начисляется пенсия военнослужащим за выслугу лет; сотрудникам правоохранительной службы: МВД РК, прокуратуры, антикоррупционной службы, службы экономических расследований; сотрудникам специальных государственных органов (Комитет Национальной безопасности, Служба государственной охраны и пр.).

Кто имеет право на пенсионные выплаты за выслугу лет?

Пенсия за выслугу лет назначается военнослужащим (кроме служащих срочной службы), сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы, а также лицам, права которых иметь специальные звания, классные чины и носить форменную одежду, упразднены с 1 января 2012 года. Перечисленные категории государственных служащих должны удовлетворять следующим условиям:

  1. иметь выслугу лет на службе не менее 25 лет и достигнуть предельного возраста пребывания на службе;
  2. иметь выслугу лет не менее 25 лет и уволиться по сокращению штатов, собственному желанию или состоянию здоровья;
  3. уволиться по сокращению штатов, собственному желанию или состоянию здоровья и иметь общий трудовой стаж не менее 25 лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев должна составлять непрерывная служба

Еще одно условие начисления пенсии за выслугу лет – это возврат военнослужащим (сотрудником специальных или правоохранительных органов) 50 % от суммы обязательных пенсионных взносов, которые были перечислены за счет бюджетных средств в его пользу до 1 января 2016 года.

Военнослужащие и сотрудники внутренних дел стран-участников СНГ могут также рассчитывать на пенсию по выслуге лет:

  1. имеющие постоянное место жительства в Казахстане;
  2. достигшие на день увольнения со службы предельного возраста состояния на службе либо уволенные по сокращению штатов, состоянию здоровья;
  3. которым в государстве-участнике СНГ были назначены пенсионные выплаты за выслугу лет.

Лицам, не имеющим достаточной выслуги лет или стажа, назначается «гражданская» пенсия на общих условиях. Как назначается и рассчитывается такая пенсия можно ознакомиться в этой статье.

Порядок расчета и исчисления пенсии

Пенсионные выплаты за выслугу лет военнослужащим, сотрудникам МВД, КНБ и пр. составляют 50 % от денежного содержания (в совокупности оклад, доплата за специальное звание, надбавки и пр.).

Законодательством РК предусмотрено повышение пенсии в следующих случаях:

  • для служащих, имеющих выслугу лет более 25 лет, на 2 % от денежного содержания и на 1 % — за каждый полный год трудового стажа;
  • для служащих, имеющих не менее 12 лет и 6 месяцев выслуги лет, на 1 % за каждый год общего трудового стажа свыше 25 лет.

Размер денежного содержания, учитываемый при исчислении пенсии, определяется на день увольнения по последнему месту службы.

Максимальный размер ежемесячных пенсионных выплат не может превышать 65 % от денежного содержания и 109 МРП (333 867 тнг на 2022 год).

Пенсионные выплаты за выслугу лет осуществляются государством за счет бюджетных средств и осуществляются со дня увольнения со службы (исключения из списков личного состава), но не ранее дня, по который им было выплачено денежное содержание. Выплаты производятся до конца жизни или до выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан.

Необходимые документы

Назначение пенсионных выплат за выслугу лет осуществляется соответствующими уполномоченными государственными органами:

  • Министерством внутренних дел Республики Казахстан – военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу в органах внутренних дел, органах гражданской защиты, государственной фельдъегерской службе, антикоррупционной службе;
  • Министерством обороны Республики Казахстан – военнослужащим, проходившим службу в Вооруженных Силах, органах военной прокуратуры;
  • Генеральной прокуратурой Республики Казахстан – сотрудникам, проходившим службу в органах прокуратуры (за исключением органов военной прокуратуры);
  • Комитетом национальной безопасности Республики Казахстан – военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу в органах национальной безопасности;
  • Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан – сотрудникам, проходившим службу в службе экономических расследований;
  • Службой государственной охраны Республики Казахстан — военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу в Службе государственной охраны Республики Казахстан;
  • Службой внешней разведки Республики Казахстан «Сырбар» – военнослужащим и сотрудникам, проходившим службу в Службе внешней разведки «Сырбар».

Для оформления пенсии за выслугу лет лицу необходимо обратиться в соответствующий уполномоченный государственный орган и представить следующие документы:

  1. заявление по форме (просмотреть форму заявления);
  2. документ, удостоверяющий личность (удостоверение личности, удостоверение лица без гражданства, вид на жительство иностранца);
  3. документ, подтверждающий регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка либо справка сельских акимов);
  4. сведения о номере банковского счета в уполномоченной организации по выдаче пенсий либо контрольного счета наличности учреждения уголовно-исполнительной системы;
  5. справка-подтверждение о списании с индивидуального пенсионного счета 50 процентов от суммы обязательных пенсионных взносов;
  6. фотографии размером 3х4 см (2 шт.).

Примеры расчета пенсии за выслугу лет

Ниже рассмотрим несколько примера расчета пенсии за выслугу лет. Для удобства Вы можете воспользоваться специальным онлайн калькулятором для автоматического расчета.

Пример 1.

Сотрудник внутренних дел работал 15 лет специалистом в юридической компании, затем поступил на службу с денежным содержанием 124 000 тенге, где отслужил 14 лет и был уволен по состоянию здоровья, препятствующего продолжению службе.

Рассчитаем пенсию сотрудника МВД:

  1. Т.к. у сотрудника выслуга составляет менее 25 лет, что недостаточно для назначения пенсии, но сотрудник подпадает под другое условие: общий трудовой стаж более 25 лет и выслуга более 12,5 лет, поэтому ему положена пенсия за выслугу лет в размере 50 % от денежного содержания.
  2. Общий трудовой стаж равен 29 годам, а за каждый год более 25 лет предусмотрена надбавка к пенсии в 1 %, получаем за 4 года – 4 % и в итоге 54 %.
  3. 54 % от 124 000 составляет: 124 000 * 0,54 = 66 960 тенге.

Пример 2.

Военнослужащий поступил на службу в армию Республики Казахстан и, отслужив 38 лет, был уволен по собственному желанию. Оклад на момент увольнения составлял 176 000 тенге.

  1. Военнослужащий имеет право на получение пенсионных выплат за выслугу лет, потому как его выслуга более 25 лет и по закону за каждый год превышения ему положена надбавка в 2 %.
  2. Посчитаем сколько лет сверх требуемого отслужил военный: 38 – 25 = 13 лет, умножив на 2, получим 26 % надбавки.
  3. Итоговый процент составит 76 %, но по закону максимальный процент составляет 65 %, соответственно, военнослужащему будет положена пенсия в размере 65 % от денежного содержания.
  4. Вычислим пенсию 114 400 тенге.

Пример 3.

Военнослужащий 8 лет служил в армии по контракту, после чего уволился и проработал на гражданской работе 7 лет, а затем снова устроился на службу в вооруженные силы РК, где выслужился еще 11 лет и был уволен в связи с сокращением штата.

Хоть общий трудовой стаж составляет 26 лет, а общая выслуга лет составляет 19 лет, военнослужащему не положена пенсия за выслугу лет. Связано это с тем, что при начислении должен учитываться последний непрерывный срок службы, в нашем случае 11 лет – до 12,5 лет не хватает 1 года и 6 месяцев выслуги. Поэтому военнослужащий может рассчитывать на «гражданскую» пенсию по достижении 63 года.

Пример 4.

Гражданин работал в частном охранном предприятии 7 лет, затем поступил на службу в правоохранительные органы, где служил 25 лет и уволился по собственному желанию. Последний размер денежного содержания на момент увольнения составлял 106 000 тенге.

  1. 25 лет выслуги достаточно для начисления пенсии. Кроме того у сотрудника правоохранительных органов есть еще и трудовой стаж 7 лет, за каждый год которого предусмотрено увеличение пенсионных выплат в 1 %.
  2. 50 + 7 = 57 %.
  3. Итоговая пенсия: 106 000 * 0,57 = 60 420 тенге.

Выплата военной пенсии в Казахстане

Как начисляется военная пенсия в Казахстане? Такой вопрос волнует многих военнослужащих. Почти 20 лет назад (в 1997 году) была проведена пенсионная реформа, согласной которой военная пенсия выплачивалась не всем служащим Армии Казахстана.

Выплаты могли получать только несколько категорий военных, находящихся в войсках и структурах на 1 января 1998 года:

  1. Имеющие выслугу, которая равнялась 10 годам беспрерывной воинской службы. В таком случае выплачивалась полная гос.пенсия.
  2. Если стаж несения службы был меньше 10 лет, то обеспечение проводилось за счет накоплений пенсии и частичных государственных выплат. Их размер государство покрывало в 20%.
  3. Те, кто пошел служить с 21 января 1998 года, могли претендовать только на поддержку страны, и то только на 20%.

Как начисляется военная пенсия в Казахстане

В 2014 году, в рамках реформирования всех сфер внутренней жизни, правительство Республики Казахстан начало разработку и потом приняло новое пенсионное законодательство для людей, несущих службу в армии. В его рамках, начиная с 1 января 2016 года проводилась постепенная модернизация пенсионного обеспечения в стране. Она коснулась всех служащих в армии и сотрудников силовых ведомств, для которых военная пенсия в Казахстане стала полностью государственной.

С 2016 года изменилось пенсионное обеспечение военнослужащих в Казахстане

Ее получение связано с несколькими нюансами:

  • военнослужащим обязались вернуть все накопления;
  • установление граничного возраста в 25 лет общего трудового стажа, когда человек может выходить на пенсию;
  • если состояние здоровья больше не позволяет служить;
  • прослужить в армии надо не менее 12 лет и 6 месяцев.

Интересно, что на пенсию можно выходить и по результатам выполнения определенных организационно-штатных мероприятий, касающихся воинской службы.

Внесенные поправки

Новый закон отменил обязательные пенсионные взносы, существовавшие с 1998 года.

Тогда каждый военнослужащий со стажем в 10 лет обязан был каждый месяц перечислять выплату. Она шла в единый фонд накопления пенсии, куда каждый член Армии должен был на свое будущее переводить установленный лимит взноса, 20% от получаемого государственного содержания.

Теперь военная пенсия будет начисляться без этого, что коснулось также и работников таких служб, как:

  1. специальные учреждения;
  2. правоохранительные;
  3. фельдъегерские.

К ним были приравнены и те, кто по роду службы обязан был иметь спец. звания, определенные чины, носить исключительно форменную одежду. Солдаты, проходящие срочную службу, пенсионные взносы все также должны платить. Их размер был уменьшен до 10% от оклада, чтобы шла накопительная пенсия.

В среднем оклад офицеров низовых звеньев в Казахстане составляет 150-160 тысяч тенге.

Как перерасчитывают пенсионные выплаты военным

Для всех, кто уволился в запас (с соблюдением требований к государственной пенсии) после 1 января 2016 года, пенсия полагается полная. Согласно поправкам, органы социального обеспечения и Пенсионный фонд обязаны заняться перерасчетом выплат для тех, кто уволился раньше или продолжает служить.

Получение ежемесячных выплат (полных) за счет государства требует от них выполнения некоторых условий:

  • Во-первых, тем, кто уволился, надо вернуть часть своих пенсионных взносов (50%).
  • Во-вторых, отдать обратно ровно половину накоплений, которое ранее давало правительство.

Это необходимо выполнить и тем, кто работает в армии с 1998 года, и тем, кто уволился до 2016 года. Есть два выхода: частичная или полная государственная поддержка. В первом случае накопления можно не возвращать, но тогда ежемесячно будет приходить ограниченная пенсия. Во втором – вернуть половину и перейти на полное обеспечение государства.

Изменения абсолютно не коснутся тех пенсионеров, кому выплаты изначально были начислены в 100%-м размере.

Категории военнослужащих

Ранее в законе выделялось 3 группы военных, которым по-разному начислялась пенсия.

В первую группу вошли те, кто на 1 января 1998 года имел стаж работы в Армии и силовых структурах от 10 лет и выше. Им полагалось получение полно объемных выплат, которые осуществляются из государственного бюджета. Их содержание будет составлять от 50 до 65% от получаемого денежного оклада.

Ко второй группе отнесли всех тех, кто имел меньше 10 лет трудового стажа. Исходя из этого, государственные выплаты должны составлять около 20%, к которым добавляются и пенсионные накопления. Размер пенсии должен определяться на основе общего трудового стажа, коэффициент которого вычисляли по формуле доходов до пенсионной реформы.

Разъяснение по изменениям пенсионного обеспечения военнослужащих с 1 января 2016 года

Третья группа – это военнослужащие, которые были зачислены в ряды структур, ведомств и армии только с января 1998 года. Соответственно, они могут претендовать исключительно на 20% взносов, которые каждый месяц отнимаются от их зарплаты и идут в пенсионный фонд в качестве будущих выплат. Их размер пенсии будет варьироваться от 3 до 5 тысяч тенге. Государственная поддержка им вообще не полагается.

По данным, предоставленным Центром пенсионного обеспечения Министерства обороны Республики Казахстан, количество военных пенсионеров в разных группах значительно отличается. Так, в первой – это всего 3% военнослужащих, во второй – около 36%, а третья, самая многочисленная, – больше 61%.

Средний размер пенсии военнослужащих в Казахстане – 110 тысяч тенге.

Государственная пенсия военнослужащим

Новое законодательство помогло решить проблему именно для солдат третьей группы, так как их доход был самым низким, они были социально незащищенными. Для первой группы в финансовом плане ничего не изменилось, поэтому за размеры своих пенсий они могут вообще не волноваться.

Значительно улучшилась ситуация для второй и третьей групп, которые при выполнении указанных выше условий (возврат половины накоплений) имеют право получить полную государственную поддержку.

Это было сделано для того, чтобы поддержать людей, долгое время прослуживших в военных, силовых, правоохранительных органах и регулярно плативших взносы для накопления.

Все военнослужащие Казахстана переведены на государственное пенсионное обеспечение.

Например, если человек проработал в армии с 2000 года, то в 2022 году он может получить только 20% помощи от страны. Но за это время он каждый месяц отдавал те же 20% на накопления. Это может быть, по средним показателям, 4 миллиона тенге, 2 из которых он может вернуть, чтобы встать в гос.систему социального обеспечения. Пенсия будет равняться 100 тысячам тенге, плюс еще 200 как денежное содержание от оставшихся выплат. Досрочный выход на пенсию в Казахстане предусмотрен также для некоторых других категорий граждан.

Ваш комментарий отправлен и будет опубликован на сайте после модерации

При уходе на пенсию бывают случаи подтасовки выслуги лет? Кто ответит? Хитрый проигрывает, умный выигрывает, так должно быть всегда, даже при капитализме.

У моего мужа, как и у всех военнослужащих, сняли 50% пенсионных накоплении. Он вышел на пенсию в 2017 году. Но я никак не пойму, почему ему, также как и другим пенсионерам, нет никаких надбавок к пенсии? У него пенсия 45373 тенге. У нас есть много знакомых, которые на пенсии, так как они вернули 50 % пенсионных накоплений, им надбавку дали к пенсии почти 80%. Вопрос – почему забирают накопления у всех, а надбавку дали не всем? Хотелось бы получить ответ.

И насчет хитрых и умных. Кто-то, имея все, получает еще от государства, а кто-то – фигу. Сидя у себя в квартире, получают квартирные, оформив на родственников, также и с квартирами такая же ерунда – имея несколько квартир, еще и с государства получают.

Я тоже хотел бы знать, почему нет добавки, так как мы отдали 50 процентов накоплений?

Я тоже вышел в 2017 году на пенсию. Удержать удержали 50%. Ничего не добавили.

Мне например стаж до 20 лет нехватает сивольиш 8 месец что могу делать

Я вдова военного. Муж умер в 2010 году. В 1988 году вышел отставку по выслуге. Вышла на пенсию надбавка, или льгота есть?

Я старший прапорщик. Был уволен в запас согласно приказа Командующего Регионального командования «Восток» от 21 июня 2017 года № 67/ОМУ по подпункту 1 пункта 1 статьи 26 – по достижению предельного возраста состояния на воинской службы Закона Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащего». Выслуга лет составляет: в календарном исчислении – 26 лет, 10 месяцев,09 дней; в льготном исчислении – 32 года 1 месяц; общий трудовой стаж – более 32 лет. У меня по настоящее время не оформлены документы на получение пенсии, т.к. на 01.01.1998 года у меня выслуга лет составляла 10 лет и 1 месяц в льготном исчислении, следовательно, мне на мой счет не должны были отчислять обязательные пенсионные отчисления в размере 20% ежемесячно, в соответствии с пунктом 2 статьи 65 Закона Республики Казахстан от 20.06.1997 года № 136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Пенсионное обеспечение военнослужащих, имеющих стаж воинской службы по состоянию на 1 января 1998 года более 10 лет, производится за счет бюджетных средств, то есть в период прохождения службы они не участвуют в накопительной пенсионной системе и на них не должны производиться обязательные пенсионные отчисления.
За время военной службы я проходил службу в нескольких войсковых частях (в/ч 02163, в/ч 32147). Из-за неверного исчисления выслуги лет, мне на мой пенсионный счет ошибочно перечислялись обязательные пенсионные отчисления, и теперь, при выходе, на пенсию я должен вернуть эти пенсионные накопления со своего пенсионного счета. Но я не могу вернуть, так как эти суммы должны отозвать агенты (войсковых частей или их правопреемник) и перечислить в доход государства. Загвоздка в том, что эти части ликвидированы и правопреемника нет. Когда проходил службу в в/ч 02163 (место дислокации г. Аягуз, общая сумма ОПВ в сумме составляет 29271 тенге.), в связи с расформированием в/ч 02163 я был переведен в в/ч 32147 (место дислокации г. Усть-Каменогорск пгт. Ново-Ахмирово, общая сумма ОПВ в сумме составляет 87522 тенге.), в последствии в/ч 32147 была передислоцирована в г. Капчагай и в последствии ликвидирована. Военнослужащих перевели в другие части, я был переведен в в/ч 27943 (место дислокации г. Усть-Каменогорск пгт. Ново-Ахмирово), откуда и ушел на пенсию.
Обращался по многим инстанциям, но безрезультатно. Звонил в государственную корпорацию г. Астана. Там сказали, что обращайтесь в Министерство Обороны. Там отправили в Департамент Экономики и финансов, я просил их отозвать начисленные суммы и перечислить их в доход государства, но они сказали, что они сами стоят на довольствии в в/части и не могут это сделать. Прошу Вас помочь в решении этого вопроса, так как я уже отчаялся и не знаю, куда теперь мне обращаться. Здесь в Усть-Каменогорске обошел все организации, везде дают отрицательный ответ.
Порядок возврата ошибочно перечисленных сумм обязательных пенсионных взносов (далее – ОПВ), обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее – ОППВ) и (или) их пени прописан в постановлении Правительства Республики Казахстан № 1116 от 18. октября 2013 года (далее – Постановление) (пункта с 19 по 24).
К постановлению прилагаются заявления агента (войсковая часть) на возврат ошибочно перечисленных сумм обязательных пенсионных взносов (приложение № 5) и заявление вкладчика (получателя) о согласии списания с его индивидуального пенсионного счета ошибочно зачисленных сумм (приложение 6).

единственным вариантом обратится в суд о удержании согласно судебного решения ваш вопрос может быть решен

Я ушла с военной службы по состоянию здоровья 1.01.2015 года. Стаж календарный – 12 лет. Общий стаж вместе с гражданским – 23 года. 50% моих пенсионных накоплений забрали. У меня нет пенсии. Нет работы на данное время. У меня ребёнок на иждивении 11 лет. И как мне прикажете жить? Концы с концами ели свожу! С моим здоровьем и возрастом на работу не берут. Центр занятости поставил меня на учёт на 4 месяца, а потом выкинул. Сказали, мы больше 4 месяцев вас на учёте держать не можем. А сейчас вот мед.страхование, и я не смогу даже в больницу сходить. Я – пустое место!

В суд подай. На каком основании забрали? Это делалось через письменное согласие?

Пенсионное обеспечение уволенных военнослужащих

Одним из самых важных видов социального обеспечения в Российской Федерации является пенсионное обеспечение, устанавливаемое законами и гарантируемое статьей 39 Конституции Российской Федерации .
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по контракту, членов их семей, а также членов семей пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы по контракту, осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей” от 12 февраля 1993 года N 4468-1, Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации “О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации” от 22 сентября 1993 года N 941

В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу по контракту, членов их семей и членов семей пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы по контракту, в зависимости от последнего места военной службы гражданина, проходившего военную службу по контракту, осуществляется:
а) Министерством обороны Российской Федерации;
б) Министерством внутренних дел Российской Федерации;
в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, уволенным военнослужащим назначаются и выплачиваются пенсии:
– за выслугу лет;
– по инвалидности.

Пенсия за выслугу лет
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1установлены следующие виды пенсий за выслугу лет:
а) пенсии за выслугу 20 лет и более;
б) пенсии за выслугу лет с учетом трудового стажа.
В статье 13 вышеназванного Закона указаны условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет. В соответствии с этой статьей право на ту или иную разновидность пенсии за выслугу лет имеют:
а) граждане, уволенные с военной службы, имеющие на день увольнения выслугу на военной службе, службе в органах внутренних дел и на службе в учреждениях уголовно-исполнительной системы 20 лет и более, независимо от возраста на день увольнения, времени и причины увольнения;
б) граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие на этот день общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба и служба в органах внутренних дел, служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом “б” части первой статьи 13 в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”;
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”.

Пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:
а) лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год выслуги свыше 20 лет – 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;
б) лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы: за общий трудовой стаж 25 лет – 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона; за каждый год стажа свыше 25 лет – 1 процент указанных сумм денежного довольствия.
В случае повторного определения на военную службу, или на службу в органы внутренних дел, или Государственную противопожарную службу, или на службу в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы указанных в настоящей статье лиц, получавших пенсию, при последующем увольнении их со службы выплата им пенсии возобновляется исходя из выслуги и общего трудового стажа на день последнего увольнения.

Пенсия за выслугу лет подлежит увеличению
а) лицам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы:
инвалидам I группы – на 300 процентов расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 Закона (расчетный размер пенсии, устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”);
инвалидам II группы – на 250 процентов расчетного размера пенсии;
инвалидам III группы – на 175 процентов расчетного размера пенсии;
б) лицам, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) и являющимся участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах “а” – “ж” и “и” подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ “О ветеранах”:
инвалидам I группы – на 250 процентов расчетного размера пенсии;
инвалидам II группы – на 200 процентов расчетного размера пенсии;
инвалидам III группы – на 150 процентов расчетного размера пенсии;
в) лицам, награжденным знаком “Жителю блокадного Ленинграда”, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий):
инвалидам I группы – на 200 процентов расчетного размера пенсии;
инвалидам II группы – на 150 процентов расчетного размера пенсии;
инвалидам III группы – на 100 процентов расчетного размера пенсии.

Пенсия по инвалидности

Инвалидность – социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Согласно статьям 19 и 20 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, право на пенсию по инвалидности имеют уволенные с военной службы граждане, признанные бюро медико-социальной экспертизы инвалидами:
– если инвалидность наступила в период прохождения ими военной службы (включая военные сборы, проводимые после 1 марта 1993 года) или не позднее 3 месяцев со дня увольнения с военной службы;
– если инвалидность наступила позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы (включая военные сборы, проводимые после 1 марта 1993 года) или во время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины.
Уволенные с военной службы граждане, право на пенсию по инвалидности приобретают независимо от продолжительности военной службы и времени, прошедшего со дня увольнения с военной службы до обращения за пенсией, а также независимо от имевших место перерывов в инвалидности.
Для определения права гражданина, уволенного с военной службы, на пенсию по инвалидности и ее размера большое значение имеет группа и причина инвалидности, а также время наступления инвалидности, которые устанавливаются бюро медико-социальной экспертизы, действующими на основании Положений, утвержденных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вопросы установления причинной связи инвалидности уволенных с военной службы граждан решаются с учетом заключений соответствующих военно-врачебных комиссий, а вопросы связи их инвалидности с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения, с участием в испытаниях ядерного оружия и учениях с его применением, работах с ядерными установками и радиоактивными веществами – на основании заключений соответствующих межведомственных экспертных советов, военно-врачебных комиссий, Медико-социальной экспертной комиссии Комитета ветеранов подразделений особого риска.
Критерии отнесения граждан, уволенных с военной службы, к соответствующим категориям граждан, принимавших участие в деятельности, связанной с радиационным воздействием, устанавливаются в законодательстве Российской Федерации, в Законе Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, Постановлении Правительства Российской Федерации “О мерах по обеспечению социальной защиты граждан из подразделений особого риска” от 11 декабря 1992 года N 958, Постановлении Совета Министров Российской Федерации “О мерах по реализации Закона Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” от 8 октября 1993 года N 1005).

Категории инвалидов
Инвалиды в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории (статья 21 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1):
а) инвалиды вследствие военной травмы – лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;
б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы, – лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд

Размер пенсии по инвалидности.
Лица, имеющие право на тот или иной размер пенсии.

1. В соответствии с пунктами “а” статей 21, 22 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 уволенным с военной службы гражданам, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а также гражданам, уволенным с военной службы, ставшим инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг, пенсия по инвалидности назначается в следующих размерах:
а) по инвалидности I и II групп – 85% соответствующей суммы денежного довольствия;
б) по инвалидности III группы – 50% соответствующей суммы денежного довольствия.
Под иными обязанностями военной службы (служебными обязанностями), указанными в абзаце 1 настоящего пункта, следует понимать все случаи, закрепленные в статье 37 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе”.
2. Уволенным с военной службы гражданам, ставшим инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо вследствие заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), согласно пунктам “б” статей 21 и 22 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсия по инвалидности назначается в следующем размере:
а) по инвалидности I и II групп – 75% соответствующей суммы денежного довольствия;
б) по инвалидности III группы – 40% соответствующей суммы денежного довольствия.

Денежное довольствие для исчисления пенсий за выслугу лет и по инвалидности (в редакции ФЗ № 309 от 08.11.2011г.)

Согласно статье 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих.
Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента.

Повышения пенсий за выслугу лет, по инвалидности некоторым категориям пенсионеров:

а) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, – на 100 процентов размера пенсии, Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации – на 50 процентов размера пенсии. При этом лицам, неоднократно удостоенным звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации, Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации, пенсия повышается в указанном порядке соответственно каждому полученному званию;
б) чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдлимпийских игр – на 50 процентов размера пенсии;
в) лицам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР” трех степеней, – на 15 процентов размера пенсии;
г) участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах “а” – “ж” и “и” подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона “О ветеранах”, а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона “О ветеранах”, – на 32 процента расчетного размера пенсии;
д) лицам, которые в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года находились на военной службе не менее шести месяцев (за исключением лиц, находившихся в составе действующей армии), а также лицам, которые в период Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года) проработали не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награждены орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в годы Великой Отечественной войны, – на 16 процентов расчетного размера пенсии. При этом лицам, родившимся по 31 декабря 1931 года включительно, пенсии в соответствии с настоящим пунктом повышаются без истребования документов, подтверждающих прохождение военной службы в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года или стаж работы в период Великой Отечественной войны;
е) бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, – на 32 процента расчетного размера пенсии;
ж) лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, – на 16 процентов расчетного размера пенсии;
з) лицам, награжденным знаком “Жителю блокадного Ленинграда”, – на 32 процента расчетного размера пенсии;
и) инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, которые связаны с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, – на 32 процента расчетного размера пенсии.

Читайте также:
Карта гор Тянь-Шань, где находится Горы Тянь-Шань на карте мира