Аэропорт Пенза
- Онлайн табло вылета и прилета
- Расписание рейсов
- Телефон справочной
- Цены на авиабилеты
- Как добраться
Аэропорт Пенза (Терновка) это региональный аэропорт города Пензы. Взлетно-посадочная полоса длиной 2800 метров позволяет принимать популярные самолеты Ан-24,-74,-148, Сухой СуперДжет, Airbus 319, CRJ-100/200, EMB-120, Embraer-170,-190. Аэропорт находится в 8 км от города.
Код ИАТА: PEZ
Код ИКАО: UWPP
Код РФ (вн. код): ПНА
Расписание рейсов и билеты
- Введите в форме поиска название аэропорта вылета и аэропорта прибытия, дату вылета (и дату обратного вылета). Какие нужны билеты: взрослые, детские до 12-ти лет, младенцы до 2-х лет без места (цена взрослого и детского билета различается). Бизнес или эконом класс. Затем перейдите по кнопке «Найти билеты»
- Найдите подходящий билет с учетом стоимости, наличия багажа, времени вылета, времени на пересадку и времени прилета. В списке будут регулярные рейсы по расписанию и чартерные рейсы, поступившие в открытую продажу. Зимнее и летнее расписание учитывается автоматически. В цену билета включен топливный сбор.
- Самые популярные сезонные билеты летом (июнь, июль, август и сентябрь) и в праздники (май, декабрь, январь и февраль). В это время цены на билеты выше среднего. И наоборот, в межсезонье (октябрь, ноябрь, март и апрель) билеты значительно дешевле. Новогодние скидки, как правило, отсутствуют, в это время билеты, наоборот, значительно дороже.
- По субсидированным рейсам размер субсидии уже учтен в цене билета. Если льготы предоставляется отдельным группам пассажиров, студентам, молодежи, пенсионерам, нужно забронировать билет без оплаты и затем (или сразу) обратится к авиаперевозчику для получения льготного билета.
- Нажмите кнопку «Купить» и вы перейдете на сайт авиакомпании или агентства, чтобы осуществить бронирование и покупку билетов
- Введите данные внутреннего или заграничного паспорта пассажиров, ваши контактные данные и все внимательно перепроверьте
- Оплатите билет банковской картой (Visa, MasterCard) и через 5-10 минут к вам на электронную почту придет маршрутная квитанция с номером электронного билета, на которой будет указан маршрут перелета, дата и время вылета, терминал, паспортные данные и фамилии пассажиров. Распечатку маршрутной квитанции, на всякий случай, возьмите с собой перед поездкой
- В аэропорту вылета при регистрации пассажира понадобится только паспорт, данные которого вы вводили
Онлайн табло
Расписание рейсов Пензы, онлайн табло вылета и прилета на сегодня и завтра. Изменения в статусе авиарейсов: «Ожидается», «Прибыл», «Отправлен», «Задерживается», «Отменен». Для регулярных и чартерных рейсов указано местное время (московское)
Online табло Пенза с выполненными рейсами
Вчера, позавчера, сегодня, завтра, за весь день
Справочная, адрес и контакты
Официальный сайт: http://airport58.ru
Электронная почта: aeroportpenza@yandex.ru
Адрес АФТН: УВППКОЬЬ
Почтовый адрес: Россия 440068, г. Пенза, ул. Центральная, 2
Авиабилеты Пенза Москва
Выберите города и кликните по месяцу, чтобы просмотреть цены на каждый день
- Кликните по месяцу, чтобы просмотреть самые низкие цены билетов экономкласса на каждый день. Чтобы найти и дёшево забронировать выгодные билеты на самолет, нажмите на выбранный день и вы перейдете на страницу результатов поиска. Будет показана стоимость билетов в рублях с багажом и без багажа.
- Если не указана цена на нужный вам день, все равно нажимайте на этот день, самая низкая цена по авиалинии сформируется в процессе поиска.
- Кликните «Туда и обратно», чтобы сравнить цены с билетом на обратный рейс и найти самый дешевый авиабилет. Сразу купить авиабилеты туда и обратно всегда значительно дешевле, чем купить билет на самолёт в один конец.
- Кликните «Прямой рейс», чтобы увидеть авиарасписание движения самолетов по маршруту с лучшими ценами на прямые авиарейсы без пересадок, иначе поиск будет дополнен вариантами с транзитными билетами.
- На смартфоне нажмите синий треугольник справа вверху для входа в панель изменения параметров поиска.
Все цены на авиарейсы по направлению запрашиваются в процессе поиска у авиакомпаний и агентств по продаже билетов и выводятся в режиме реального времени.
Календарь низких цен
Удобный инструмент для поиска недорогих авиабилетов из Пензы, чтобы спланировать поездку заранее, с минимальными расходами и дёшево приобрести билеты через интернет. Сразу видно наличие свободных мест и сколько стоит заказать билеты, в том числе и горящие.
Тарифы учитывают спецпредложения, скидки, распродажи и акции. Самые дешёвые билеты на самолет из Пензы обозначены зеленым цветом.
Аэропорт Пенза на карте
Аэропорт находится в 8 км южнее центра города Пенза, в Первомайском районе, в черте города. Сюда ходит обычный городской транспорт: автобусы № 54, 66, 88; троллейбус № 7. Поездка до центра города занимает в зависимости от дорожной ситуации от 30 до 40 минут.
Аэропорт Пенза. Терновка. (Penza Airport). Официальный сайт.
Аэропорт Пенза представляет собой единственный гражданский авиатранспортный узел, расположенный в Пензенской области. Сам аэропорт находится в 10 километрах от областного центра и пользуется достаточно большой популярностью у местных авиаперевозчиков.
История развития
В Пензенской области авиаперевозки начались в 1936 году. Через три года вблизи Терновки был построен аэропорт гражданской авиации. Новый аэропорт принимал транзитные рейсы.
В 1963 году был построен терминал для пассажиров. Терминал частично реконструировался в 70-80-х годах.
В 1970 году началось строительство новой взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием.
Начиная с 1980 года аэропорт стремительно наращивал темпы увеличения пассажирских перевозок, доведя ежедневное число рейсов до шестидесяти.
С началом перестройки темпы деятельности значительно сократились, а к 1998 году регулярные рейсы вообще прекратились. До 2003 года аэропорт осуществлял только сезонную деятельность, в летние месяцы были налажены рейсы в курортные города страны.
С 2003 года началась полная реконструкция аэропортового комплекса. Были восстановлены регулярные рейсы в Москву. Изначально рейсы выполнялись три раза в неделю, но к 2004 году периодичность возросла до пяти рейсов в неделю, кроме этого, осуществлялись сезонные рейсы в Санкт-Петербург из Саратова в летние месяцы.
До 2008 года все рейсы выполнялись на самолетах Як-42.
С 2010 года авиакомпания «РусЛайн» начала выполнять рейс на Москву самолетом CRJ-200, но после двух месяцев они были отменены.
В 2013 году началась очередная реконструкция. Была отремонтирована ИВПП. В этом году аэропорт впервые принял самолет Ту-154.
Взлётно-посадочные полосы аэропорта Пенза
Аэропорт Пенза имеет в своём распоряжении одну взлётно-посадочную полосу большой протяжённости. Длина ВПП составляет 2800 метров, ширина45 метров, а в качестве покрытия используется асфальтобетонная составляющая.
Аэропорт может принимать на своей территории абсолютно все типы вертолётов, а также самолёты 2, 3 и 4 классов, в частности, сюда относятся Ан-24, Ан-140, Ан-148, Ту-154, Boeing 737, Airbus A320 и другие, более лёгкие воздушные суда.
Инфраструктура аэропорта Пенза
Для регионального аэропорта, аэропорта Пенза имеет весьма хорошо развитую инфраструктуру, которая с каждым годом постоянно улучшается, делая аэропорт привлекательным и для пассажиров и для российских авиаперевозчиков.
На территории аэропорта находятся:
Магазины розничной торговли;
Стоянка автомобильных средств;
Отделение для хранения багажа;
На территории аэропорта Пенза в шаговой доступности находится и гостиница, но рассчитана она на небольшое количество мест, однако всего в 10 километрах от аэропорта можно довольно запросто отыскать подходящее место для временного пребывания:
Гостиница «Старый город»;
Гостиница «Чистые пруды»;
Добраться в аэропорт Пенза из города можно одним из представленных ниже способов:
Городской муниципальный транспорт:
Троллейбусный маршрут № 7;
Автобусный маршрут № 30;
Автобусный маршрут № 54;
Автобусный маршрут № 66;
Автобусный маршрут № 88;
Поездка на городском муниципальном транспорте от аэропорта до центра города составляет около 30-40 минут.
Маршрутные сети аэропорта Пенза
На сегодняшний день с аэропортом Пенза работают пять российских авиаоператоров, среди которых такие авиакомпании как «Dexter», «РусЛайн», «ИжАвиа», «Ак Барс Аэро» и «Саратовские авиалинии». Региональные рейсы по большому счёту связывают Пензу с Москвой, Санкт-Петербургом, Нижним Новгородом и Самарой, однако помимо того, из аэропорта выполняются также и сезонные авиарейсы в Сочи, Анапу, Симферополь и другие города России.
Основные данные:
Обслуживает региональные рейсы в Поволжье в город Пенза.
Координаты аэропорта: широта 53.11, долгота 45.02.
GMT часовой пояс (зима/лето): +4/+4.
Страна расположения аэропорта: Россия.
Количество терминалов аэропорта: 1.
ИАТА код аэропорта: PEZ.
ИКАО код аэропорта: UWPP.
Внутренний код: ПНА.
Происшествия
В июне 1986 года самолет Ту-134 не смог осуществить отрывание от полосы после разгона. В результате прерванного взлета самолет не смог остановиться в пределах ВПП. Один из 59 пассажиров погиб от сердечного приступа.
Аэропорт Пенза на карте:
Контактные данные:
Адрес электронной почты аэропорта: aeroportpenza@yandex.ru.
Факс аэропорта: +78412379285.
Телефон управления аэропорта: +78412379397.
Телефон справки аэропорта: +78412379287.
Почтовый адрес аэропорта: ул.Центральная, 2, г.Пенза, Россия, 440068.
Аэропорт Пенза. Официальный сайт: нет официального сайта
Расписание аэропорта Пенза (Терновка)
Аэропорт «Пенза» (г. Пенза)
Справочная информация об аэропорте Пенза с указанием номера телефона и других контактов.
Официальное онлайн-табло вылета и прилета в аэропорту Пенза (Penza) на сегодня
На онлайн-табло прилетов и вылетов самолетов аэропорта Пенза представлены электронные данные в режиме реального времени.
Где находится аэропорт Пенза: адрес и координаты на карте
Дополнительные данные об аэропорте Пенза (Пенза)
Дополнительные сведения об аэропорте “Пенза” включают в себя уникальные идентификаторы, присваиваемый аэропортам международными и местными ассосациями авиации. Посмотрите, где находится на карте. Представлена метеорологическая сводка – погода на сегодня.
Погода в аэропорту Пенза
Расписание аэропорта Пенза: номера рейсов и время вылета/прилета самолетов
* В расписании рейсов воздушных судов в аэропорту Пенза показаны запланированные на сегодня и завтра полеты с действующими статусами.
Историческая справ
ка
История пензенской авиации ведет свою летопись с 1928 года, когда на окраине Пензы была открыта первая в Советском Союзе Школа гражданской авиации. Инструкторы прибыли из Борисоглебской военной школы, оттуда же были доставлены самолеты.
В 1930 году Школу гражданской авиации передислоцировали в Ульяновск, на её месте создали Аэроклуб, который позже переоборудовали в аэропорт, который активно использовался для воздушных судов внутренних авиалиний.
С увеличением количества маршрутов назрела необходимость в оборудовании новой воздушной гавани на большей территории.
В 1934 году был построен новый аэропорт в Терновке, в течение нескольких лет он функционировал параллельно со старым, но только в дневное время.
В годы ВОВ вся седьмая эскадрилья Пензенского аэродрома вылетела на фронт. На территории аэропорта проводились курсы по усовершенствованию навыков летного состава, работала летно-испытательная станция. Аэрогавань принимала для дозавправки самолеты, летевшие к местам боевых действий.
В 1945 году возобновились пассажирские, почтовые и санитарные рейсы.
В 1947 году был образован 235-й авиаотряд из трех звеньев.
В 1948 году через аэропорт в Пензе стали осуществляться транзитные перевозки пассажиров.
В 50-годы к территории воздушной гавани стали подводить высоковольтную линию электропередач, чтобы организовать полеты в ночное время, оснащать ВПП светосигнальным оборудованием и строить склад ГСМ.
В 1954 году на базе Пензенского аэродрома был образован 187-й авиаотряд.
С 1955 года началась постепенная замена самолетов По-2 самолетами Ан-2.
В 1956 году после ввода в эксплуатацию радиолакатора «Ромашка» начались круглосуточные полеты, в том числе и в сложных метеоусловиях.
В 1963 году на территории воздушной гавани отстроили новый аэровокзал.
В 1971 году завершилось строительство ВПП с искусственным покрытием и радиотехнических объектов. После этого на аэродроме стали осуществлять взлеты и посадки самолетов Ту-124, Ан-10, Ан-24, Ан-12, Як-40 и Ил-118. В этом же году приняла первых постояльцев аэровокзальная гостиница.
С 1992 по 1998 гг. из Пензы выполнялись чартерные грузовые и пассажирские международные рейсы.
В 2002 году аэровокзал отремонтировали и открыли несколько регулярных рейсов по центральным и южным направлениям.
В 2013 году аэровокзальный комплекс и взлетно-посадочная полоса подверглись очередной модернизации. Тогда же Пензенский аэропорт впервые принял самолет Ту-154.
Сведения об аэропорте
Аэропорт Пенза расположен в 9 км от центра одноименного города. Воздушная гавань имеет статус федерального значения и включена в целевую программу «Модернизация транспортной системы России».
Эта воздушная гавань является единственным гражданским аэропортом в Пензенской области.
В 2019 году указом президента России по результатам всенародного голосования аэропорту Пенза присвоили имя русского литературного критика В. Г. Белинского, род которого ведется из Пензенской губернии.
Неподалеку от входа в здание аэровокзала установлены памятные знаки «Авиаторам военного аэродрома «Терновка» и «Фрагмент лонжерона крыла истребителя И-16».
Размеры взлетно-посадочной полосы с асфальтобетонным покрытием равняется 2800 м Х 45 м.
Пассажиропоток составляет около 182 000 человек в год.
Терминал
Пассажирский терминал аэропорта Пенза располагается на первом этаже аэровокзального комплекса на площади 877,3 кв. м. Его пропускная способность составляет 100 человек в час.
Услуги терминала:
- Зал ожидания
- Стойки регистрации
- Онлайн-табло прилета/вылета
- Кассы по продаже авиабилетов
- Комната матери и ребенка
- Медпункт
- Справочное бюро
- Буфет
- Ресторан
- Сувенирные и продуктовые магазины
- Камера хранения
- Услуга по упаковке багажа защитной пленкой
- Банкоматы
- Телефон-автомат
- Платная охраняемая автопарковка
Ресторан на территории аэровокзального комплекса располагает банкетным залом вместимостью до 100 человек. Его можно забронировать для проведения любого мероприятия. Около ресторана располагается бесплатная автопакровка. Телефон для справок и бронирования: 8 (8412) 45-38-92
Гости аэропорта могут не беспокоиться за сохранность своего автомобиля, так как возле здания терминала располагается платная охраняемая парковка. За первые 15 минут плата не взимается, далее стоянка оплачивается согласно действующему тарифу.
Схема расположения парковки и гостиницы около аэропорта Пенза:
Гостиница
На территории аэропорта Пенза располагается собственная гостиница на 10 двух- и трехместных номеров, рассчитанных на комфортное размещение 23 человек.
К услугам постояльцев предлагается кухня-столовая самообслуживания, оснащённая электроплитами, холодильниками, необходимой посудой.
Телефон для дополнительной информации и бронирования номеров: 8 (8412) 45-38-95
Также гости могут воспользоваться отелями, расположенными в городе.
Ближайшие к аэропорту Пенза гостиницы:
- «Старый город» (тел.+7 (499) 649-06-39)
- «Север» (тел.: 8 (8412) 90-87-97)
- «Чистые пруды» (тел.: +7 (499) 649-06-39)
Как добраться
Так как воздушная гавань расположена практически в черте города, сюда ходит как минимум шесть маршрутов общественного транспорта.
До аэропорта Пенза можно добраться на:
- автобусе № 30
- автобусе № 54
- автобусе № 66
- троллейбусе № 7 (от проспекта Строителей)
- маршрутке № 10м (от Привокзальной площади)
- маршрутке № 88Т (от остановки «ГЗП24»)
- такси
- личном автомобиле
Аэропорт «Пенза» (г. Пенза)
Справочная информация об аэропорте Пенза с указанием номера телефона и других контактов.
Официальное онлайн-табло вылета и прилета в аэропорту Пенза (Penza) на сегодня
На онлайн-табло прилетов и вылетов самолетов аэропорта Пенза представлены электронные данные в режиме реального времени.
Где находится аэропорт Пенза: адрес и координаты на карте
Дополнительные данные об аэропорте Пенза (Пенза)
Дополнительные сведения об аэропорте “Пенза” включают в себя уникальные идентификаторы, присваиваемый аэропортам международными и местными ассосациями авиации. Посмотрите, где находится на карте. Представлена метеорологическая сводка – погода на сегодня.
Погода в аэропорту Пенза
Расписание аэропорта Пенза: номера рейсов и время вылета/прилета самолетов
* В расписании рейсов воздушных судов в аэропорту Пенза показаны запланированные на сегодня и завтра полеты с действующими статусами.
Историческая справ
ка
История пензенской авиации ведет свою летопись с 1928 года, когда на окраине Пензы была открыта первая в Советском Союзе Школа гражданской авиации. Инструкторы прибыли из Борисоглебской военной школы, оттуда же были доставлены самолеты.
В 1930 году Школу гражданской авиации передислоцировали в Ульяновск, на её месте создали Аэроклуб, который позже переоборудовали в аэропорт, который активно использовался для воздушных судов внутренних авиалиний.
С увеличением количества маршрутов назрела необходимость в оборудовании новой воздушной гавани на большей территории.
В 1934 году был построен новый аэропорт в Терновке, в течение нескольких лет он функционировал параллельно со старым, но только в дневное время.
В годы ВОВ вся седьмая эскадрилья Пензенского аэродрома вылетела на фронт. На территории аэропорта проводились курсы по усовершенствованию навыков летного состава, работала летно-испытательная станция. Аэрогавань принимала для дозавправки самолеты, летевшие к местам боевых действий.
В 1945 году возобновились пассажирские, почтовые и санитарные рейсы.
В 1947 году был образован 235-й авиаотряд из трех звеньев.
В 1948 году через аэропорт в Пензе стали осуществляться транзитные перевозки пассажиров.
В 50-годы к территории воздушной гавани стали подводить высоковольтную линию электропередач, чтобы организовать полеты в ночное время, оснащать ВПП светосигнальным оборудованием и строить склад ГСМ.
В 1954 году на базе Пензенского аэродрома был образован 187-й авиаотряд.
С 1955 года началась постепенная замена самолетов По-2 самолетами Ан-2.
В 1956 году после ввода в эксплуатацию радиолакатора «Ромашка» начались круглосуточные полеты, в том числе и в сложных метеоусловиях.
В 1963 году на территории воздушной гавани отстроили новый аэровокзал.
В 1971 году завершилось строительство ВПП с искусственным покрытием и радиотехнических объектов. После этого на аэродроме стали осуществлять взлеты и посадки самолетов Ту-124, Ан-10, Ан-24, Ан-12, Як-40 и Ил-118. В этом же году приняла первых постояльцев аэровокзальная гостиница.
С 1992 по 1998 гг. из Пензы выполнялись чартерные грузовые и пассажирские международные рейсы.
В 2002 году аэровокзал отремонтировали и открыли несколько регулярных рейсов по центральным и южным направлениям.
В 2013 году аэровокзальный комплекс и взлетно-посадочная полоса подверглись очередной модернизации. Тогда же Пензенский аэропорт впервые принял самолет Ту-154.
Сведения об аэропорте
Аэропорт Пенза расположен в 9 км от центра одноименного города. Воздушная гавань имеет статус федерального значения и включена в целевую программу «Модернизация транспортной системы России».
Эта воздушная гавань является единственным гражданским аэропортом в Пензенской области.
В 2019 году указом президента России по результатам всенародного голосования аэропорту Пенза присвоили имя русского литературного критика В. Г. Белинского, род которого ведется из Пензенской губернии.
Неподалеку от входа в здание аэровокзала установлены памятные знаки «Авиаторам военного аэродрома «Терновка» и «Фрагмент лонжерона крыла истребителя И-16».
Размеры взлетно-посадочной полосы с асфальтобетонным покрытием равняется 2800 м Х 45 м.
Пассажиропоток составляет около 182 000 человек в год.
Терминал
Пассажирский терминал аэропорта Пенза располагается на первом этаже аэровокзального комплекса на площади 877,3 кв. м. Его пропускная способность составляет 100 человек в час.
Услуги терминала:
- Зал ожидания
- Стойки регистрации
- Онлайн-табло прилета/вылета
- Кассы по продаже авиабилетов
- Комната матери и ребенка
- Медпункт
- Справочное бюро
- Буфет
- Ресторан
- Сувенирные и продуктовые магазины
- Камера хранения
- Услуга по упаковке багажа защитной пленкой
- Банкоматы
- Телефон-автомат
- Платная охраняемая автопарковка
Ресторан на территории аэровокзального комплекса располагает банкетным залом вместимостью до 100 человек. Его можно забронировать для проведения любого мероприятия. Около ресторана располагается бесплатная автопакровка. Телефон для справок и бронирования: 8 (8412) 45-38-92
Гости аэропорта могут не беспокоиться за сохранность своего автомобиля, так как возле здания терминала располагается платная охраняемая парковка. За первые 15 минут плата не взимается, далее стоянка оплачивается согласно действующему тарифу.
Схема расположения парковки и гостиницы около аэропорта Пенза:
Гостиница
На территории аэропорта Пенза располагается собственная гостиница на 10 двух- и трехместных номеров, рассчитанных на комфортное размещение 23 человек.
К услугам постояльцев предлагается кухня-столовая самообслуживания, оснащённая электроплитами, холодильниками, необходимой посудой.
Телефон для дополнительной информации и бронирования номеров: 8 (8412) 45-38-95
Также гости могут воспользоваться отелями, расположенными в городе.
Ближайшие к аэропорту Пенза гостиницы:
- «Старый город» (тел.+7 (499) 649-06-39)
- «Север» (тел.: 8 (8412) 90-87-97)
- «Чистые пруды» (тел.: +7 (499) 649-06-39)
Как добраться
Так как воздушная гавань расположена практически в черте города, сюда ходит как минимум шесть маршрутов общественного транспорта.
До аэропорта Пенза можно добраться на:
- автобусе № 30
- автобусе № 54
- автобусе № 66
- троллейбусе № 7 (от проспекта Строителей)
- маршрутке № 10м (от Привокзальной площади)
- маршрутке № 88Т (от остановки «ГЗП24»)
- такси
- личном автомобиле
Аэропорты Абхазии
Туристы, которые мечтают посетить этот замечательный край, часто интересуются, какие есть действующие аэропорты Абхазии и как доехать от них до места назначения? Для подготовки поездки многие отдыхающие до отъезда изучают маршрут, составляют план путешествия.
Абхазия – удивительный мир, это превосходные курорты, пляжи, солнце, красивая природа, множество исторических достопримечательностей.
Исторические факты об аэропортах Абхазии
В Абхазию нельзя долететь прямым рейсом. Имеется много причин, из-за которых данный край не имеет возможности принимать воздушные суда. Однако на территории края существуют аэропорты, и они в ближайший период снова будут обладать статусом, который позволит им принимать гражданские самолеты с туристами на борту.
Один из аэропортов Абхазии – Бабушара. Он принадлежит государству и является ближайшим аэропортом, который способен принимать только гражданские рейсы. Сейчас он находится на аттестации и в данное время не используется, он предназначен только для перевозки пассажиров.
Полоса для взлета аэродрома рассчитана только на самолеты российских миротворцев, вертолетов и авиации ООН. Данный аэропорт Абхазии является стратегическим объектом и применяется только в редких случаях.
Расстояние от столицы Абхазии – 18 км.
Полоса для взлетов и посадок самолетов имеет длину 3,64 км. Она способна принимать гражданские воздушные суда, вес их не должен быть выше 125 тонн. Благодаря своему удачному местонахождению около побережья Колхидской низменности, аэропорт Абхазии способен осуществлять прием воздушных судов с разных сторон. Таким удачным расположением он удобнее, чем аэропорт Сочи.
Само здание открыли в 1960 году, и к 2022 году оно является действующим. В 80-е годы было решено сделать полосу для взлетов намного длиннее, поэтому ее стали использовать для посадки таких самолетов, как аэробус.
Самолетом, который первый раз вылетел из аэропорта, был Ил-86, он следовал по курсу Москва-Сухуми-Москва. Как только самолет совершил успешную посадку, число рейсов увеличили до 3-х в день.
Аэропорт находится в Сухуми. Бывший в советское время запасным аэродромом для таких городов, как Минеральные Воды, Краснодар, Сочи, Ростов, Ереван, Сочи, Баку, в летний сезон он способен был пропускать 10 000 пассажиров.
Аэропорт Бабушара в Сухуми
Название Бабушара произошло от находящегося рядом поселка. Как только аэропорт получит международную аттестацию, он будет способен принимать самолеты разных авиакомпаний, которые являются перевозчиками туристов.
Военный аэропорт в Абхазии называется Бамбоура, расположен он в Гудауте, расстояние до столицы государства всего 40 км. В Закавказье он считается одним из самых больших.
Аэропорт Бамбоура, Абхазия
Протяженность полосы для взлетов и посадок воздушных судов составляет 3 км, она может принимать военные и боевые самолеты. Полоса находится около побережья Черного моря и расположена так, что от границы моря до территории берега примерно 70 м. Таким образом, самолеты могут быть скрыты от радаров, а после того, как они взлетели, у них есть возможность лететь на небольшой высоте над морем.
Даже при плохих погодных условиях Бамбоура способен обслуживать воздушные суда морской и гражданской авиации. В СССР он был базой для штурмовой, военной техники ВВС, принимал транспортные суда и истребители. В первой половине 2009 года Россия стала размещать на нем собственные группировки ВВС.
Оба аэропорта в настоящее время пассажиров не принимают, и для поездки в Абхазию туристы используют другие, которые на сегодняшний день действуют. Одним из них является аэропорт Адлер, расположенный в Сочи. Аэропорт Сочи является современным и многофункциональным, он может вмещать большое количество пассажиров, желающих попасть в Абхазию.
Он осуществляет обслуживание курортов: Адлера, Абхазии и остальных. Он расположен на юго-востоке от Сочи и находится от него на расстоянии 30 км.
Аэропорт Бабушара
Аэропорт Бабушара (Сухумский международный аэропорт имени В.Г. Ардзинба) находится в Гульрипшском районе Абхазии.
Аэропорт Бамбоура
Аэропорт Бамбоура является военным аэродромом совместного базирования и располагается в Гудаутском районе Абхазии.
Аэропорт Сочи
Туристы могут легко воспользоваться аэропортом для поездки на курорт в Гагры (Абхазия). Действующий аэропорт Абхазии, расположенный в Сочи, открыли в 1945 году, и он имел название Адлер. Тогда он был не очень большим, и рейсы самолет был способен принимать только в дневное время суток.
Усовершенствовать аэропорт решили в 1981 году, его площадь значительно увеличили. Самолеты стали выполнять международные рейсы, которых до реконструкции не было.
Самыми первыми рейсами у самолетов международного плана стали следующие страны: Польша, Братислава и чуть позже Прага. После воздушные суда с аэродрома стали совершать рейсы на Ближний Восток и в западную часть Европы.
Аэропорт Адлер, 1980 год
В 2009 году построили новый современный аэровокзал. Инфраструктура полностью позволяет ожидающим посадки пассажирам провести время до своего рейса в комфортных условиях.
Свой статус аэропорт получил в XXI веке, и у него появилось название – Международный аэропорт Сочи. Он может принимать разные типы самолетов.
В России аэропорт в Сочи занимает 8-е место среди крупных аэропортов по количеству пассажирских перевозок. В 2014 году была завершена реконструкция терминалов, которая была необходима для проведения Олимпиады в городе Сочи.
Для вылетающих из аэропорта Сочи пассажиров он предоставляет такие услуги, как рестораны и кафе, магазины беспошлинной торговли, парковки, есть также пункты обмена валюты, комната матери и ребенка.
Увидеть терминалы аэропорта изнутри можно в следующем видео:
Авиакомпании и направления аэропорта Адлер (Сочи)
Аэропорт недалеко от Абхазии, который находится в Адлере, совершает большое количество международных и внутренних рейсов:
- Uzbekistan Airways, Air Moldova, «Белавиа» совершают вылет в Ташкент, Минск, Кишинев;
- Pegasus Airlines и Turkish Airlines выполняют рейсы в Стамбул;
- Mahan Air – осуществляет авиарейсы в Тегеран;
Многие авиакомпании России связывают рейсы с аэропорта Адлер с разными регионами страны.
Аэровокзал аэропорта Адлер имеет большую пропускную способность – 2 тысячи человек в час, и по данному показателю уступает только крупнейшим сибирским аэродромам. Из аэропорта города Сочи также курсируют «Уральские авиалинии», «Ямал», «Якутия», «Победа», «Саратовские авиалинии», «Аэрофлот», «Нордавиа».
Аэропорт в Сочи – один из самых крупных в России
Аэропорт, из которого путешественники едут в Абхазию, расположен в городе Сочи, он находится на расстоянии 27 м над уровнем моря. Он входит в состав пятерки самых больших аэропортов России, а в Южном округе является одним из важнейших авиаузлов. Обслуживает курорты и территории, которые имеют население в количестве 700 000 человек.
В настоящее время аэропорт увеличил свою пропускную способность. Согласно статистике, в 2008 году он перевез 1 млн. 579 тыс. пассажиров, что является хорошим показателем.
В час он может принимать 24 самолета. Имеет сертификат 1-го класса и выполняет обслуживание рейсов международного назначения. Аэропорт может принимать такие самолеты, как Boeing 727, Airbus A310 и другие. Аэропорт имеет 2 взлетно-посадочные полосы и рулевые. Их длина около 4310 м, а ширина – 40 м. Для стоянки самолетов отведено специальное место, которое составляет 219 000 м2.
Здание аэровокзала – это показатель функциональности, мобильности и комфорта. Аэровокзал имеет 3 этажа. Площадь его составляет 6 000 м². Аэропорт стал обновленным и современным.
Для прохода на летное поле необходимо пройти по коридору, длина которого составляет 400 м, а в посадочную зону можно попасть только через 10 телетрапов. В час аэропорт может пропускать 2,5 тыс. человек и около 7 тыс. единиц багажа. Парковка аэропорта вмещает 1 тыс. легковых автомашин.
Здание аэропорта обустроено, имеются лифты и эскалаторы, чтобы пассажиры не испытывали неудобства при перемещении. Здание полностью обустроено с использованием современных технологий и оборудовано камерами наблюдения, которые способны гарантировать безопасность пассажиров.
Расположение аэропорта Сочи
- Аэропорт находится в Адлере, в городе-курорте Сочи.
Трансфер в Абхазию из Адлера
Как доехать от аэропорта Сочи до Абхазии? Это возможно разными способами. Трансфер из аэропорта до центральной части Адлера, – это один этап пути. Можно на этом этапе воспользоваться поездкой на электричке, она останавливается у терминала аэровокзала.
После того как туристы доезжают до Адлера, они могут пересесть на такси и добраться до места назначения в самой Абхазии. После прохождения контроля можно продолжить от границы Абхазии путь на курорт.
Доехать от аэропорта Сочи до Абхазии не представляет особых затруднений. Для того чтобы пересечь границу Абхазии, гражданам Белоруссии и России необходимо иметь внутренний паспорт.
Главное – позаботиться, чтобы документы не были просрочены, тогда вы быстро пройдете контроль.
В этом видео подробно рассказывается о путешествии по всей Абхазии:
Ваш комментарий отправлен и будет опубликован на сайте после модерации
Итак:
1.А/п Бабушера – я как в СССР уж простите, имеет 2 полосы. Но они не параллельно Чёрному морю, а перпендикулярно почти 90 градусов. 2-я взлётка длиной в 4 км. рассчитывалась не только на полностью загруженные ИЛ 86-96, но и на посадку Бурана. Был в 1990 г. отстроен новый а/э. Очень симпатичен, но разрушен абхазами, после войны они разрушали всё, что было связано с грузинами. Предельно глупо. Но…
Далее 2-й а/п Бомбора представляет собой симбиоз мотострелковой и авиа баз. Полоса около 4 км расположена вдоль побережья и ранее имела противоатомные ангары, расположенные ближе к Мюссере. Располагался авиаполк Миг 29 и Су 27. Принимает все типы самолетов кроме гражданских.
Ап Адлер. Строился одновременно с Бабушерским и они братья-близнецы по архитектуре. Было очень тесно и в 85-86 гг. аэропорт решили расширить, построив вторую полосу вдоль реки Мзымта.
Вообще а/п сложен по метеоусловиям. Помянем разбившихся людей на ИЛ 18 и ТУ – ансамбль им.Александрова. Взлетали в сторону моря и почему разбились не знаю. В Бабушере разбился АН 24 из-за того, что диспетчер Владимир Золотарев смотрел футбол с участием Тбилисского Динамо. Самолет заходил с моря в условиях плохой видимости. Пилоты просили помощи, но футбол важнее. Врезались в гору. 15 лет колонии строго режима.
Что касается расширения Адлерского порта, он же правительственный. Подряд взяли югославы. Готовность к 91 году была 90%. Потом Госпереворот и здание законсервировали в 93 году. Но в начале декабря 92 года из Бабушер в Адлер приземлился битком набитый мандаринами на креслах и плотно стоящими в проходе людьми ТУ 134. Пишу об этом т.к. нас провели через служебный вход нового здания. Вот Вам степень готовности.
Это к Олимпиаде шмон навели и внеся коррективы сдали с недоделками, которые устраняли ещё несколько лет – коррупция. Здание вышло просторное и симпатичное. Главное там много места для служб-цены-сотни снесённых жилых домиков и гаражей. Виновата вторая полоса. Но она хороша и теперь порт одно из украшений г.Адлера.
Про абхазские а/п говорит рано. В Бомборах надо строить гражданским, но этого не будет, т.к. очень много места + 2 полосы в а/п Бабушера. Аэропорт принимает все типы самолетов, включая Шеварнадзе, Козырев, Лавров – ИЛ 62, а у него большой пробег при полной загрузке.
Цена восстановления завышена в 3-4 раза т.к. полосы нормальны, надо лишь навигацию поправить. Она начинается недалеко от озера Скурча. Самолет, если садится, идет на север, поворачивает на юго-запад, пересекает реку Кодор и совершает удобную посадку на запад в сторону моря. Красиво.
Аэропорт Сухум. Расписание. Рейсы.
Сухумский аэропорт Бабушера. Абхазские авиалинии.
Аэропорт города Сухум (Сухуми) расположен вблизи села Бабушара, Гулрыпшского района Абхазии. Расстояние от аэропорта до столицы Абхазии – 18 километров.
Длина взлетно-посадочной полосы 3,64 км позволяет аэропорту принимать все типы гражданских и военных самолетов массой до 125 тонн. (одна из самых длинных в СНГ и в полтора раза длиннее адлерской). Аэродром 1-го класса имеет одну искусственную ВВП с усиленным бетонным покрытием. Аэропорт расположен в Колхидской низменности на берегу Чёрного моря, что обеспечивает посадку с 2-х сторон, из-за чего выгодно отличается от аэропорта в Сочи. Аэропорт строился под все типы советских самолетов, и в конце 60-х годов в Сухуми садился и взлетал опытный образец самого большого пассажирского самолета Ту-114, который потом много лет летал по маршруту Москва – Хабаровск, Владивосток и в Японию. В конце 1970-х было увеличена толщина бетонного покрытия аэродрома на 20 см, что позволило принимать самолёты типа Ил-76. Затем, в середине 80х взлетная полоса была увеличена под программу “Буран” как запасная. Аэропорт практически всепогодный, заход воздушных судов осуществляется с обеих сторон взлетно-посадочной полосы.
В советский период терминал мог принимать в «пиковое» для черноморского побережья летнее время до пяти тысяч пассажиров в сутки. Сейчас мало кто помнит, но до того, как сухумский аэропорт был открыт в начале 60х годов для приема реактивной техники, регулярные рейсы самолетов в Абхазию уже шли на полную курортную мощность Аэрофлота в Гудауту, о чем свидетельствует плакат 1964 года (в самом низу страницы). Да да, во все советское время длинная взлетно-посадочная полоса для гражданской авиации всегда была проблемой. В ряде случаев для приема гражданской реактивной техники долгое время использовали и чисто военные аэродромы (Гудаута, Копитнари, Килпъявр, Североморск-3). Гражданские аэродромы с длиной ИВПП более 3 км к 1972 году можно было посчитать по пальцам.
В аэропорту Сухума для приема пассажиров имеются старое здание аэровокзала, открытое еще в 60-х годах, и открытый в середине 80-х годов новый аэровокзал, располагающийся рядом с первым. В середине 1980-х взлетно-посадочную полосу удлинили, что позволило принимать пассажирские самолеты класса аэробус. Первым рейсом был аэробус сообщением Москва – Сухуми – Москва из Внуково. Ил-86 выполнял 3-4 рейса в день, и еще 1-2 рейса в день выполнял сухумский авиаотряд на Ту-134 во Внуково и Домодедово. И еще в зависимости от сезона несколько раз в неделю летал Ту-154 из Домодедово. В советские времена он также служил запасной площадкой для Тбилиси, Еревана, Баку, Минвод, Сочи, Симферополя, Краснодара, Ростова.
Лето 2016 За год никаких перемен. По прежнему выполняются редкие полеты на Псху кукурузником Ан-2. Цена билета 2200р.
9 сен 2015 СУХУМ – Sputnik, Саид Барганджия. У Абхазии нет средств, чтобы Сухумский аэропорт заработал, сказал президент Республики Абхазия Рауль Хаджимба на пресс-конференции в среду 9 сентября. “Хотелось бы, чтобы Сухумский аэропорт заработал сегодня, даже вчера, но средств, которые бы позволили нам запустить аэропорт, в Абхазии нет. Это не один и не два миллиарда”, — сказал Хаджимба.
Он отметил, что на последней встрече с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным было обещано попытаться решить задачу привлечения инвесторов. “Я думаю, что эта работа будет в любом случае проводиться. Документы по аэропорту у нас готовы, и я думаю, что в ближайшее время активность работы нашей стороны будет еще больше для того, чтобы найти инвестора”, — отметил президент республики.
11 дек 2014 СУХУМ — РИА Новости, Индира Барциц. Сухумский аэропорт начнет функционировать в течение двух лет, сказал президент Абхазии Рауль Хаджимба на пресс-конференции, посвященной вопросам внутренней и внешней политики. Хаджимба уточнил, что на восстановление Сухумского аэропорта предусмотрены в комплексном плане содействия РФ социально-экономическому развитию Абхазии значительные суммы. Однако этих средств недостаточно, для того, чтобы в полном объеме выполнить все работы по восстановлению Международного аэропорта им. В. Г. Ардзинба.
“Есть желающие включиться в этот процесс, идут соответствующие разговоры, встречи и я очень надеюсь, что в течение двух лет аэропорт будет запущен”, — сказал Хаджимба. В ноябре 2014 года компания «Аэропорт Девелопмент», входящая в группу «Базовый элемент» Олега Дерипаски, заявила о намерении участвовать в реконструкции Сухумского аэропорта имени Владислава Ардзинба. 25 ноября 2014 года премьер-министр Абхазии Беслан Бутба сообщил, что аэропорт Сухума будет передан в управление российской компании. При этом Бутба уточнил: “Взлетно-посадочная полоса и диспетчеризация останется за государством, остальная часть будет отдана российской компании, мы сейчас ведем работу по поиску структуры, которая взялась бы за это”
“Аэродром и инфраструктура, радионавигация, средства связи, искусственное покрытие, обеспечение безопасности полетов, транспорт, обучение специалистов лежит на абхазской стороне, а строительство аэропортового комплекса — это вокзал, гостиницы, магазины, рестораны и прочее — на компании “Аэропорт Девелопмент”, — сказал Виктор Хильчевский. Численность персонала, по его словам, к началу функционирования аэропорта составит около 200 человек. “Людей с действительными свидетельствами пилотов, диспетчеров, инженеров очень мало, надо переучивать их и готовить кадры. У нас есть договорённости с российскими ВУЗами и специализированными организациями при Министерстве гражданской авиации”, — отметил Хильчевский.
Миротворцы России в воздухе
Новая волна активности вокруг аэропорта началась после досрочной отставки Анкваба в июне 2014. В Абхазии заговорили о необходимости более тесного сближения с Россией, и вопрос транспортной доступности оказался одним из ключевых. «Я уверяю вас, что в 2015 году аэропорт заработает. Это серьезные вложения в бюджет республики, и, что немаловажно, будут созданы новые рабочие места», — заявил, например, во время предвыборной кампании один из кандидатов в президенты, председатель Службы госбезопасности Абхазии Аслан Бжания.
Фото с ИРИТО 2009 http://andrey.fotoplex.ru/apsny2009/
Во время августовских событий 2008 года в Южной Осетии сухумский аэропорт принял десятки транспортных самолетов ВВС России. Первым гражданским иностранным самолетом, который за послевоенные годы приземлился в Бабушарах в сентябре 2008 года, был самолет министра иностранных дел России Сергея Лаврова. Затем в 2009 году сухумский аэропорт принимал борты спикера Государственной думы РФ Бориса Грызлова и премьер-министра Владимира Путина. |
Транспортные ИЛ-76 в сухумском аэропорту, август 2008
Самолеты АН-24 миссии ООН в сухумском аэропорту
В сентябре 1993 года в ходе грузино-абхазского конфликта аэропорт подвергся тяжелым разрушениям, было приведено в негодность дорогостоящее спецоборудование, обеспечивающее прием и выпуск всех типов летательных аппаратов и даже многоразовых космических кораблей. Власти Грузии использовали аэропорт Бабушара для эвакуации беженцев и поддержки своих войск, осажденных в Сухуме. При этом были задействованы гражданские лайнеры. |
так называемая эвакуация
Советское время: Сухумский объединенный авиаотряд.
Сухумское авиапредприятие было огромным, располагалось на 200 гектарах. Авиаотряд имел свои самолеты, АН-24, ТУ-134. Л-410 и воздушные суда для внутренних перевозок. Сухумский аэропорт выполнял большой объём работ, обслуживая в летнюю пору 4-5 тысяч пассажиров в день. В Сухуми прилетали все типы транспорта, что были в СССР. Сухумские Ту-134 выполняли рейсы не только из Сухуми и обратно, но и летали по всему СССР: Харьков-Брест, Баку-Ташкент, Днепропетровск (Донецк)-Львов, Горький, Харьков, Куйбышев-Свердловск, Казань-Тюмень. Больших дальнемагистральных бортов в Сухуми не было, поэтому сюда летали борта других авиаотрядов. Были даже рейсы Ил-62 в Хабаровск (прямой) и в Якутск с посадкой в Красноярске.
Расписание рейсов из аэропорта Сухуми на лето 1989 года
Вот 2 минуты живого сухумского аэропорта в 1988 году
Помню, как обсуждались на бюро обкома партии, внесенные нами предложения по заключению договоров с иностранными авиакомпаниями. Те просили гарантировать, хотя бы при возникновении острой необходимости, техническую посадку самолетов у нас для кратковременного обслуживания или дозаправки. Это было экономически выгодно, так как не требовало дополнительного финансирования. Вопрос, однако, не прошел из соображений, что на побережье Абхазии почти постоянно бывают «охраняемые личности союзной значимости», и неожиданное появление иностранцев «может осложнить» оперативную обстановку.
Наш аэропорт изменился и внешне приблизился к стандартам союзного и международного масштаба. Вместо беспорядочного скопления шашлычных, будочек и т.п. – привокзальная площадь с широкими подъездными и выездными дорогами, стоянками общественного транспорта, такси, частных автомашин, с современными кафе и киосками, создающими удобства людям.” Ю.ЛАТАРИЯ, командир Сухумского авиаотряда в 1980-1990 гг. для газеты «Республика Абхазия»
Надежда Владимировна Курченко
Сразу после угона в СССР появляются скупые сообщения ТАСС : “15 октября самолет гражданского воздушного флота “Ан-24” совершал регулярный полет из города Батуми в Сухуми. Двое вооруженных бандитов, применив оружие против команды самолета, вынудили самолет изменить маршрут и совершить посадку на территории Турции в городе Трабзоне. Во время схватки с бандитами была убита бортпроводница самолета, которая пыталась преградить бандитам путь в пилотскую кабину. Два пилота получили ранения. Пассажиры самолета невредимы. Советское правительство обратилось к турецким властям с просьбой выдать преступников-убийц для предания их советскому суду, а также возвратить самолет и советских граждан, находившихся на борту самолета “Ан-24”.
На высоте 800 метров двое пассажиров – отец и сын Бразинскасы вызвали бортпроводницу и передали записку для пилотов с требованием изменить маршрут и лететь в Турцию. Девушка бросилась в кабину и закричала: ‘Нападение!’ Преступники кинулись за ней, открыв огонь. ‘Никому не вставать! – заорал младший из угонщиков. – Иначе взорвем самолет!’. Вскоре захваченный борт пересек советско-турецкую границу, а спустя еще полчаса оказался над аэродромом в Трабзоне. Пассажирам и членам экипажа было предложено остаться в Турции, но никто на это не согласился. На следующий день на специально присланном самолете всех людей и тело погибшей девушки вывезли в СССР. Чуть позже турки вернули и угнанный Ан-24. После возвращения из Турции борт прошел ремонт на киевском АРЗ 410 и снова летал в Сухумском авиаотряде с фотографией Нади Курченко в салоне. В 1979 г. самолет передали в Самарканд где его эксплуатировали до полной выработки ресурса и в 1997 г. списали на металлолом.
Имя Надежды в один день облетело весь мир. И на долгие годы стало символом комсомольского героизма. Во многих школах СССР именем надежды называют комсомольские и пионерские отряды. Надежда Курченко была похоронена в центре Сухуми в форме стюардессы и с комсомольским значком. В Сухуми в ее честь назван парк и установлен мемориал. Спустя 20 лет её могила была перенесена на городское кладбище города Глазова по просьбе ее матери.
После гибели бортпроводницы были коренным образом изменены правила безопасности пассажиров при авиаперелетах, введены правила досмотра пассажиров и багажа и ужесточены нормы законов против воздушного терроризма не только в СССР, но и во всем мире. В аэропортах появились металлоискатели и предполетный досмотр, приграничные рейсы стали сопровождаться вооруженной охраной «в штатском», оружие стали выдавать и экипажу, а в УК появилась специальная статья 211 — «Угон воздушного судна». СССР извлек урок и из реакции Запада на террористический акт Бразинскасов. В руководстве страны, а особенно в КГБ, ведшем это дело, окончательно уверовали в пещерный антикоммунизм и антисоветизм западных элит. В борьбе с диссидентами внутри СССР КГБ все чаще стал руководствоваться идеей, что «несогласные» — лишь пешка в руках иностранных спецслужб.
Подвиг пилота Сухумского АО Владимира Шленова
24 декабря 1971 г. самолет Ан-24 № 46586 Грузинского управления гражданской авиации, пилотируемый летчиками Гвинджия Х. Ч. и Шленов В. А., выполнял очередной рейс № 2955 по маршруту Сухуми – Симферополь – Одесса. На борту самолета было 44 пассажира.
Погодные условия были удовлетворительными. Десятибалльная облачность слоисто-кучевых форм с высотой нижней границы облаков 1200 м; горизонтальная видимость 20 км; температура воздуха у земли -3 °C; давление 762 мм рт. ст.; ветер 50° силой 6 м/сек; влажность 92 %.
Двигатели работали на крейсерском режиме – 52° но УПРТ. На траверзе Сочи, после набора высоты полета 6000 м, нормальный, размеренный ритм работы экипажа нарушила включившаяся сирена и одновременно четыре красные лампы-кнопки сигнализации известили о пожаре в мотогондолах двигателей и в области крыла самолета.
Загорелось табло: “Левая и правая мотогондолы, левое и правое крыло”. Все желтые сигнальные лампы контроля исправности пиропатронов противопожарных баллонов погасли, что свидетельствовало об автоматическом срабатывании всех баллонов системы пожаротушения. Через несколько секунд в пилотской кабине появился дым. Последовала команда командира и бортмеханик без промедления зафлюгировал от кнопок КФЛ-37 оба двигателя. Влючив сигнал “бедствие” и отключив отбор воздуха в кабину, командир по радио доложил о случившемся в воздухе и своем решении на производство вынужденной посадки диспетчеру аэропорта Сочи (Адлер).
Командир развернул самолет на ДПРС и начал безмоторный планирующий полет. Удаление от аэропорта составляло около 30 км. Самолет вышел на ДПРС на высоте 4200 м за облаками.
Как рассказал командир летчик 3 класса Гвинджия Х. Ч.: “С высоты около 2000–2500 м начали потеть лобовые стекла, и чем ниже снижались, тем сильнее. Приходилось часто протирать их руками вплоть до приземления. С момента флюгирования винтов почти все электрические приборы, за исключением левого авиагоризонта, вышли из строя. Работали высотомеры, указатель скорости и вариометры. С высоты 1800–2000 м в окна между кучевыми облаками увидели аэропорт Адлер.
Вышли на посадочный курс на высоте 650 м со скоростью 300 км/ч. На удалении приблизительно 6 км шасси выпустили аварийно, так как основная система не работала. Закрылки также не вышли. После выпуска шасси скорость уменьшилась до 280 км/ч, а вертикальная скорость установилась 4 м/сек. Это грозило большим перелетом. Ведь там очень сложно – горы рядом. И здесь нас выручил самолет.
Я никогда не скользил на Ан-24, но тут вынужден был использовать скольжение для коррекции расчета. Дал правую ногу и штурвал налево. Увеличил вертикальную скорость до 6 м/сек при скорости 260 км/ч. Начал плавно выравнивать на высоте 9-10 м.
После выравнивания скорость была 250 км/ч. Приземлились на скорости 230 км/ч. Приземление было очень мягкое.
Загорелся зеленый огонь выпущенного положения передней ноги, и самолет, сохраняя прямолинейность пробега, остановился. Общая длина пробега составила 1050 м. До конца полосы оста-валось около 500 м и еще 300 м до конца КП Б.
Пассажиры, экипаж и самолет повреждений не получили. Самолет планирует превосходно, на отклонения рулей реагирует мгновенно. На посадочном курсе нет необходимости держать слишком большое превышение глиссады, при условии, если посадка будет без закрылков, а шасси выпущено”.
Один из первых Ту-134 в сухумском аэропорту
Расписание рейсов Москва-Сухуми на лето 1968 года
Время вылета, время прибытия, время обратного вылета из Сухуми, цена в рублях
Из практического Справочника Туриста, 1966 год:
ВОЗДУШНОЕ СООБЩЕНИЕ: Столица Абхазии связана воздушным сообщением со всеми крупными городами Грузии и всего Советского Союза. Курсируют комфортабельные скоростные самолеты типа ТУ-104, ТУ-124, ИЛ-18, ИЛ-14, АН-10, АН-2, а также вертолеты. Агенство воздушных сообщений, ул. Советская, 4; тел 42-28. Аэропорт – тел. 20-21.
Аэропорт Сухум: перспективы «взлета»
В Абхазии рассчитывают на то, что в случае открытия аэропорта Сухум для регулярного международного сообщения пассажиропоток в нем будет высоким. Об этом заявил начальник отдела государственного регулирования гражданской авиации Госуправления Абхазии по транспорту Заур Эшба.
«Приоритетными направлениями станут Москва, Ростов, европейская часть России, восток России. Туристов много, а современный турист любит экономить время, а это возможно только на самолете. Пассажиропоток, я думаю, будет достаточен для того, чтобы аэропорт заработал рентабельно», — пояснил Эшба.
Он также обратил внимание на то, что аэропорт позволит разгрузить российско-абхазскую границу.
Сухумский аэропорт был построен в 1960-е годы. Он расположен в 18 километрах от Сухума в поселке Бабушара. До начала 1990-х годов из аэропорта совершались рейсы самолетов во многие города СССР, а вертолетными линиями Сухум был соединен с несколькими населенными пунктами Абхазии. Пассажирооборот составлял летом до пяти тысяч пассажиров в сутки, зимой — до одной тысячи.
В годы Отечественной войны народа Абхазии оба здания аэровокзала и гостиница аэропорта были повреждены, а взлетно-посадочные полосы заминированы. В 1993 году аэропорт был закрыт. К 2000 году полосы полностью разминировали, старое здание аэровокзала отремонтировали и стали использовать их для осуществления внутренних полетов — в село Псху — и приема спецрейсов ООН и самолетов из России.
На минувшей неделе в правительстве республики обсудили перспективы возобновления регулярной работы аэропорта. Президент Рауль Хаджимба подписал несколько соответствующих документов. Принятие каждого из пунктов повестки дня кабинета министров о судьбе аэропорта Сухум сопровождалось аплодисментами.
В первую очередь министры единогласно проголосовали за проект распоряжения главы государства «О придании аэродрому международного аэропорта „Сухум“ имени Владислава Ардзинба статуса аэродрома совместного базирования». Совместное базирование позволяет использовать аэродром аэропорта как гражданской авиацией, так и государственной — военной, МЧС, санитарной авиацией и других силовых структур.
Работа над проектом началась в 2018 году.
«Был привлечен российский инвестор, который согласился вести проектно-сметные работы на этом объекте. В течение следующего месяца полностью заканчивается составление проектно-сметных документов, и к этому времени мы должны присвоить аэропорту соответствующие атрибуты», — рассказал председатель Госкомитета по управлению госимуществом и приватизации Вахтанг Пипия.
Он добавил, что расчет идет не только на пассажиропотоки, но и грузоперевозки. Прогнозируемая рентабельность объекта сравнима с 30% от показателей 1988 года. То есть от трех до пяти тысяч пассажиров в сутки.
Второй проект постановления, который приняли министры, был о присвоении буквенного кода сухумскому аэропорту, без которого невозможно проводить регулярные международные воздушные перевозки, полеты, развитие воздушного сообщения.
В соответствии со статьей 47 и 48 Воздушного кодекса Абхазии и соглашением между правительствами Абхазии и России о сотрудничестве в области воздушного транспорта от 17 февраля 2010 года, принципами и нормами международного права и договоров, международному аэропорту Сухум и воздушному пространству республики присвоен четырехбуквенный код URAS.
По словам Заура Эшба, это установленный еще в советское время код Международной организации гражданской авиации. Выдавался он территориально, и на сегодняшний день у всего постсоветского пространства первая буква кода — «U». «Мы находимся, как и раньше, в ростовской воздушной зоне — это вторая буква — R, буква, А — Абхазия, S — это Сухум», — объяснил Эшба.
Он отметил, что ростовская воздушная зона позволит Абхазии пользоваться центром управления полетами и диспетчерской службой.
Для того чтобы отсеять возможные недопонимания, в какую воздушную зону будет входить сухумский аэропорт, Рауль Хаджимба подчеркнул, что этот факт никак не ограничивает суверенитет республики.
За 27 лет простоя сухумского аэропорта страна потеряла большое количество специалистов. Сейчас в Абхазии уже есть четверо молодых диспетчеров, которые получили образование в России по госзаказу от Минобороны Абхазии. Авиационно-технический состав также посылали на обучение с целью, чтобы они могли работать и в гражданской авиации, и в военной.
Точная дата, когда аэропорт будет готов к международному авиасообщению, пока не названа. По словам Заура Эшба, есть надежда, что после реализации проекта аэропорт начнет функционировать. «Уже 25 лет, как меня спрашивают: „Правда, что аэропорт открывают?“ Я всегда отвечал: „Впервые слышу“, но не сейчас», — отметил он.
«Разговоры и намерения запустить аэропорт, возможно, и были, но, если были бы подписаны договоры и человек захотел бы вложить в него деньги и отремонтировать, он бы сделал. Работа над сегодняшним проектом началась не вчера, уже год, как в Абхазию приезжают специалисты, они проводили исследование полос и в целом самого объекта», — добавил Эшба.