«Какая-то диверсия, честное слово». Зачем в Москве поменяли 200 автобусных маршрутов и что теперь делать. Инструкция
Что случилось?
В Москве поменяли 200 автобусных маршрутов: теперь у них другие номера, а у некоторых — новые траектории движения. Для удобства маршруты разделили на три группы:
- магистральные — соединяют центр с районами Москвы (интервал движения — 5–10 минут);
- районные — пролегают внутри района и соединяют соседние районы (интервал движения — 10–15 минут);
- социальные — связывают значимые социальные объекты: поликлиники, школы, паспортные столы и МФЦ (интервал движения — 30 минут).
По другому стали называться и остановки. В Департаменте транспорта это объяснили тем, что во многих названиях упоминались объекты, которых больше нет. Например, одна из остановок в Зябликово называлась «Госсанэпиднадзор» (так организацию перестали называть еще в 2004 году), а теперь будет — «Роспотребнадзор». Некоторые остановки «пропали» — их «перераспределили» по городу так, чтобы добираться до них было удобно большему числу людей.
Узнать, как именно поменялись маршруты можно здесь , а как «переименовались» остановки — тут . Пока изменения коснулись только Центрального и Южного административных округов.
Фото: Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»
Как найти свой маршрут?
На схемах магистральные маршруты теперь обозначаются «толстыми яркими линиями», а районные и социальные — «тонкими линиями голубого и розового цветов соответственно». Ориентироваться удобнее всего по карте , схемам маршрутов на Едином транспортном портале или в приложении «Яндекс.Карты». Здесь же получится найти подходящий маршрут, если ваша остановка вдруг «пропала». Можно попробовать сориентироваться по табличкам, которые повесили на остановках, но, как пишут москвичи, сделать это непросто.
Еще одно важное нововведение — Москву поделили на девять секторов. Как это поможет ориентироваться, попытался объяснить замруководителя Дептранса Алексей Митяев: «У тебя есть сектор № 1 — давайте возьмем какой-то один район. В нем все автобусы начинаются на цифру 1. Магистральные и экспресс-маршруты — двузначные. Например, м10, м11, м12, экспрессы — е6, е7, е8 и так далее. Районные — 101, 102, 103. Социальные — 124, 125, 126». Он добавил, что раньше номера автобусам присваивали «в хаотичном порядке», поэтому в нумерации «отсутствовала система».
Зачем все это нужно?
Проект «Магистраль», в рамках которого меняют маршруты, запустили еще в 2016 году. Главная его цель, как объясняют в Дептрансе, сделать так, чтобы как можно больше людей могли передвигаться по городу «быстрее и предсказуемее»: « Строятся новые дома, меняется инфраструктура района, открываются новые социальные и другие точки притяжения выделенные полосы, чтобы на общественном транспорте люди не стояли в пробках ». Благодаря нововведениям время в пути сократится на 30–40%, а ходить транспорт теперь будет строго по расписанию, обещают в ведомстве.
Как на нововведения реагируют пассажиры?
Москвичам «реорганизация движения» не понравилась. Одни делятся в соцсетях историями опозданий, другие шутят о том, как старые маршруты отображаются на «Яндекс.Картах»:
Больше всего возмущены те, чьи автобусы или остановки просто «пропали». В комментариях под постомДептранса о новых маршрутах есть, например, такие комментарии:
Замруководителя Дептранса Алексей Митяев считает, что эмоции людей понятны, и добавляет, что запустить проект полностью московские власти планируют уже к середине 2022 года.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Магистральный тупик: что дали изменения маршрутов общественного транспорта на юге Москвы?
Московская маршрутная сеть «Магистраль» расширяется. С 20 ноября в Южном административном округе (ЮАО) полностью изменилось движение автобусов: по заявлению Департамента транспорта Москвы, было перестроено около 200 маршрутов. Разумеется, с благой целью. Заместитель мэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов пообещал: «За счет выпрямления и изменения маршрутов, перенастройки светофоров и запуска выделенных полос наземный транспорт поедет быстрее. С вводом изменений почти в два раза увеличится количество людей, которые будут проживать в шаговой доступности от магистральных маршрутов».
И теперь я искренне завидую тем, чьи дома расположены на Каширском шоссе, улице Подольских Курсантов, Балаклавском и Нахимовском проспектах, Липецкой и многих других улицах. Потому что там с 20 ноября работают 38 магистральных маршрутов. А вот жителям части Центрального Чертанова, в том числе мне, не повезло — как тому яблоку из рекламы косметики. Потому что мы вне «Магистрали». Подозреваю, что и жители некоторых других районов на юге Москвы — тоже.
Вместо выпрямления автобусных маршрутов, обещанного Ликсутовым, на Чертановской улице произошло их искривление. По сути, единственным общественным «магистральным» транспортом, который идет по Чертановской, никуда не сворачивая, остался трамвай. Почему? Потому что, по замыслу Дептранса, немагистральные автобусы, как заявлено на сайте московских властей, «должны обеспечивать связи внутри района, транспорт будет довозить пассажиров до социальных объектов». И новые маршруты, названные «внутрирайонными» и «социальными», петляют как зайцы в лесу.
Что это означает в практическом плане? Раньше я мог доехать на автобусе от дома до офиса Авторевю на улице Миклухо-Маклая за 45 минут, причем без пересадок. Теперь же сервис Яндекс.Карты рекомендует топать к метро и ехать в Беляево через… Бутово. А если мне позарез хочется перемещаться на наземном транспорте, то сперва надо будет сесть в трамвай, у метро Чертановская пересесть на автобус, который идет по Балаклавскому проспекту, а потом совершить еще одну пересадку. И займет такой вояж уже целый час вместо 45 минут (скриншот слева)!
А если я хочу ехать без пересадок, то это, по оценке Яндекс.Карт, еще на три минуты дольше: придется из окон социального автобуса С977 взглянуть на стройку Большой кольцевой линии метро — маршрут делает крюк до Каховки (скриншот справа).
Скажете, и что тут такого? Да за час можно пешком пройти через Битцевский парк! Или это такой тонкий намек со стороны Дептранса: мол, и здоровье укрепите, и общественный транспорт разгрузите?
Или вот еще пример. У моего дома раньше останавливались два маршрута, на которых маломобильные пенсионеры могли доехать до метро Пражская. Теперь остался только один, и тот ходит раз в полчаса. Пожилые соседи вне себя от «восторга».
Подобных примеров можно привести массу. И боюсь, что в числе недовольных новой «магистралью» окажутся не только жители Центрального Чертанова. Ведь дело не только в привычках «старых» жителей. Какой смысл (разумеется, кроме освоения бюджета) был в упразднении маршрутов, которые существовали десятилетиями? Они были просчитаны проектными институтами еще в СССР, обеспечивали отличную связность и скорость. К примеру, благодаря автобусу №28, который шел к метро Калужская, я мог сэкономить десять минут по пути в старый офис Авторевю на Ленинском проспекте.
С другой стороны, конечно же, будут и прямо противоположные оценки. Счастью тех, у кого «магистральные» автобусы останавливаются прямо возле дома, не будет предела. Обрадуются и люди, которым благодаря удлиненным «социальным» маршрутам не надо теперь шагать четверть часа до ближайшей остановки. А новая система оплаты просто чудо: за 42 рубля можно совершать любое количество пересадок за 90 минут и ехать на любом наземном транспорте. Главное — не забыть заранее зарегистрировать свою карту «Тройка» на портале https://transport.mos.ru/ . И еще нельзя повторяться в маршрутах: быстренько прокатиться туда-обратно за полцены не выйдет. Да и быстренько не очень получится: каждая пересадка — это дополнительное время ожидания.
Но! Такое ощущение, что жителей Москвы поголовно записали в бета-тестеры системы «Магистраль». Помните, как несколько лет назад тот же Дептранс заявлял о внедрении умных светофоров? Только они оказались недостаточно интеллектуальны, ибо все мы видели, как раз в месяц-полтора кардинально менялась как длительность, так и последовательность фаз светофоров на привычных перекрестках. Видимо, в том же режиме «ручной корректировки» будет развиваться и «магистраль». Дептранс, кстати, даже не скрывает этого: «В течение месяца пассажиры смогли изучить маршруты и оставить пожелания по их улучшению. В транспортный комплекс поступило почти четыре тысячи предложений от жителей: часть из них успели учесть до начала работы, остальные предложения будут прорабатывать детальнее». Так что, если хотите вернуть своему району транспортную доступность, — жалуйтесь. Точнее, вносите предложения. Может быть, когда-нибудь их учтут.
Ночные автобусы Москвы. Схема, маршруты, расписание. Как доехать до аэропортов и вокзалов ночью
Недорого доехать до удаленных районов Москве можно не только днем, но и ночью, когда прекращают работу метро и многие маршруты наземного транспорта.
В столицы действует разветвленная сеть ночных автобусных маршрутов с крупным транспортно-пересадочным узлом (ТПУ) в центре города. Они позволяют добраться от остановки у станции метро «Китай-город» в аэропорты, на вокзалы и в ряд отдаленных районов: Алтуфьевский, Бибирево, Лианозово, Марфино, Отрадное, Северное и Южное Бутово. Два круглосуточных маршрута обслуживают пассажиров на Садовом кольце.
Транзитные авиапассажиры и пассажиры, передвигающиеся железнодорожным транспортом, могут воспользоваться ночными автобусами для пересадок до нужного вокзала или аэропорта: Шереметьево, Домодедово и Внуково, либо в обратном направлении.
Туристическая страховка. На сайте sravni.ru вы можете сравнить стоимость страховки у 12 ведущих страховых компаний и оформить страховой полис онлайн. Сравни.ру – сравнение страховок.
Ночные маршруты автобусов. Расписание ночных автобусов
Все одиннадцать ночных маршрутов, отправляющиеся от ТПУ «Китай-город», синхронизированы по времени отправления. Первый рейс всех маршрутов отправляется одновременно в час ночи, последующие — через каждые пол часа, последний рейс — в шесть утра (на некоторых маршрутах — в 5:30).
Перед отправлением автобусы стоят на своих остановках пять — десять минут, в течение которых пассажиры имеют возможность пересесть с одного маршрута на другой. За счет этого можно доехать из одного конца города в другой, а также до аэропортов и вокзалов столицы.
Номера и конечные пункты ночных автобусов:
н1 ТПУ «Китай-город» — Аэропорт Шереметьево (SVO) (подробнее здесь)
н2 ТПУ — Беловежская улица
н3 ТПУ —Уссурийская улица
н4 ТПУ — Новокосино
н5 ТПУ— Каширское шоссе, 148
н6 ТПУ — Осташковская улица
н7 ТПУ —138 квартал Выхина
н8 ТПУ — Остафьевская улица
н9 ТПУ — 6-й микрорайон Бибирева
м10 ТПУ — Лобненская улица (круглосуточный)
н11 ТПУ — Аэропорт Внуково (VKO)
Еще два круглосуточных кольцевых маршрута с обозначением «Б» обслуживают пассажиров на Садовом кольце: один на внутренней стороне Садового кольца (по часовой стрелке), другой — на внешней стороне (против часовой стрелки).
Интервал движения ночных автобусов на кольцевых маршрутах «Б» составляет 15 минут, на радиальных н1-н11 — 30 минут.
На схеме ниже показано расположение посадочных площадок на ночные рейсы у станции метро «Китай-город». Желтыми цифрами показаны номера выходов из метро и подземных переходов.
Схема расположения остановок ночных автобусов
Остановки ночных автобусов находятся рядом с выходом № 10. На схеме выход № 10 отмечен красной стрелкой, а ниже размещена фотография этого выхода.
Выход № 10 из метро «Китай-город»
На фотографии выхода из метро в правой части виден памятник Кириллу и Мефодию (для ориентировки), который обозначен вверху схемы.
Как доехать до вокзалов и аэропортов ночью
В дневное время до всех главных вокзалов Москвы легко добраться на метро. Расположение вокзалов на схеме метро показано ниже.
Схема метро с расположением вокзалов
После закрытия метро самый бюджетный вариант проезда, которым могут воспользоваться жители регионов, чей путь лежит через Москву, это ночные автобусы.
Ниже покажем, какие маршруты ведут к главным вокзалам Москвы и сколько времени займет дорога до них, на какой остановке надо сходить и сколько остановок проехать. Сразу оговоримся, что количество остановок дается справочно, а время поездки — ориентировочное, так как посадка и высадка делаются по требованию пассажиров. И кроме количества фактических остановок, на время в пути влияет дорожная обстановка.
Учитывая, что все остановки делаются только по требованию пассажиров, не пропустите нужную. Остановки могут объявляться или речевым информатором, или с помощью табло с бегущей строкой. Перед своей остановкой надо подать сигнал водителю с помощью кнопки на поручне. Для надежности лучше выходить через дверь рядом с водителем и заранее предупредить его о вашей остановке.
Количество остановок и время в пути дается от транспортно-пересадочного узла у метро «Китай-город». Кроме основной остановки будет указана и предшествующая, чтобы заранее подготовиться к выходу.
Белорусский вокзал. От ТПУ до остановки Тверская застава, где находится Белорусский вокзал, идет автобус н1. До Тверской заставы 11 остановок (предшествующая — ост. Грузинская улица), время в пути — около 12 минут.
Этим же рейсом от Белорусского вокзала можно доехать до аэропорта Шереметьево, конечной точки маршрута н1. Время в пути до аэропорта Шереметьево — 46 минут (36 ост.).
Савеловский вокзал. Через Савеловский вокзал (предшествующая ост. — улица Сущевский Вал) пролегает маршрут м10, время в пути — около 25 минут (16 ост.).
Рижский вокзал. До Рижского (предшествующая ост. — Трифоновская улица) можно доехать на автобусе н9, время в пути — около 14 минут (12 ост.).
Казанский, Ленинградский и Ярославский вокзалы. Как известно, эти три вокзала расположены у Комсомольской площади, через которую проходит маршрут н3. Нужная вам остановка «Комсомольская площадь» может еще называться «Метро Комсомольская» (предшествующая ост. — фабрика Большевичка — Комсомольская площадь) Время в пути — около 11 минут (9 ост.).
Курский вокзал. До Курского надо добираться сначала на автобусе н3, затем сделать пересадку на кольцевой маршрут «Б», идущий по внутренней стороне Садового кольца (по часовой стрелке). Для пересадки следует выходить на остановке «Площадь Земляной Вал» (предшествующая ост. — Лялин переулок), до которой ехать около 7 минут (5 ост.). Затем перейти на другую сторону Садовой-Черногрязской улицы по подземному переходу и пройти по ходу движения транспорта метров 70, перейдя по наземному переходу улицу Покровка.
На автобусе «Б» останется проехать до Курского вокзала (предшествующая ост. — Кинотеатр Звезда) всего 2 остановки за пару минут.
Павелецкий вокзал. Ближайшая к нему — остановка «Метро Павелецкая» (предшествующая ост. — Вишняковский переулок), до которой идет автобус н8. Время в пути — около 8 минут (9 ост.).
В ночное время автобусы не доходят только до Киевского вокзала.Самый близкий к нему маршрут — н2. Он проходит по Кутузовскому проспекту, где есть остановка «Гостиница Украина». От нее до Киевского надо идти около километра, а длительность поездки от ТПУ — около 13 минут (11 ост.).
Аэропорт Шереметьево. Выше уже давалась краткая информация о маршруте н1 от Белорусского вокзала до аэропорта Шереметьево — 46 минут (36 ост.). Время в пути от транспортно-пересадочного узла у метро «Китай-город» до аэропорта Шереметьево — 58 минут (47 ост.). Более подробно о маршруте н1 можно прочитать в статье: «Ночной автобус в Шереметьево н1».
Как добраться до аэропорта Шереметьево на автобусе в дневное время читайте здесь.
Аэропорт Внуково. Ночных пассажиров аэропорта Внуково обслуживает маршрут н11. Подробнее о нем читайте здесь.
Как добраться до аэропорта Внуково на автобусе в дневное время читайте в статье: «Как добраться до аэропорта Внуково на общественном транспорте за 21 рубль».
Аэропорт Домодедово. В этот аэропорт нет ночных рейсов от ТПУ у метро Китай-город. Но на автобусе н5 можно доехать до остановки «Метро «Домодедовская» (около 73 минут), откуда до аэропорта круглосуточно курсируют экспресс-автобусы № 308 и маршрутные такси. Подробная информация приведена в статье: «Как добраться до аэропорта Домодедово из Москвы (и обратно) на общественном транспорте».
Все ночные маршруты можно посмотреть на интерактивной карте Московского Транспорта.
Стоимость билета в ночном автобусе
Для оплаты проезда используются обычные билеты для московского городского транспорта, в том числе единые билеты на одну (55 рублей) и более поездок, проездные на сутки и более, карта Тройка. Стоимость одной поездки по карте Тройка — 38 рублей. Не забудьте при входе приложить ваш проездной билет к валидатору, так как за безбилетный проезд могут оштрафовать на 1000 рублей.
Подробнее о преимуществах карты Тройка для туристов, приезжающих в Москву на несколько дней, читайте здесь.
Трансфер с КивиТакси от вокзала или из аэропорта
Трансфер можно заранее заказать, в службе бронирования такси КивиТакси. По сравнению с поиском обычного такси, кроме традиционного комфорта, безопасности и надежности, этот вариант имеет еще ряд преимуществ:
водитель с именной табличкой встретит вас у вашего вагона или в зоне прилета аэропорта;
в случае задержки рейса водитель отслеживает изменение времени прилета (без доплат);
можно заранее заказать детские кресла;
есть возможность выбрать любой класс автомобиля (из 12-ти) и авто под нестандартный багаж;
цена трансфера будет известна до поездки и уже не изменится.
Туристы, планирующие отдых Москве, для поиска подходящего по цене и расположению отеля могут воспользоваться картой отелей Москвы. Изменяйте масштаб, перемещайте карту и выбирайте отвечающий вашим пожеланиям отель.
Москвичи смогут вызывать общественные автобусы в любое место с помощью смартфона. Видео
Автобус подан!
В первом полугодии 2021 г. в Троицком и Новомосковском административных округах Москвы (ТиНАО, «Новая Москва») власти города планируют запустить пробную эксплуатацию сервиса персонализированных автобусных перевозок по требованию. Сообщение об этом от имени заммэра Москвы Максима Ликсутова появилось в Телеграм-канале департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры столицы.
Проект, запускаемый в экспериментальном режиме совместно с «Камазом», предусматривает возможность заказа автобуса через мобильное приложение «Московский транспорт». Там необходимо указать место отправления и назначения, после чего приложение сообщит время и место остановки автобуса, а также ориентировочное время прибытия в пункт назначения.
Авторы проекта подчеркивают, что это не замена, а дополнение к метро, МЦД и другим магистральным маршрутам наземного транспорта в рамках развития городской концепции MaaS (Mobility-as-a-Service, «транспорт как сервис»), наряду с велопрокатом, каршерингом и такси. В рамках эксперимента предполагается задействовать автобусы средней и малой вместимости – в среднем на 8-16 посадочных мест.
Цена поездки будет определена позже – после анализа опыта других городов (за рубежом), где такая система уже работает и персонализированные автобусные поездки обходятся примерно в 1,5-2 раза дороже проезда на городском транспорте, но в любом случае ожидается, что это будет «значительно дешевле такси».
Оплата сервиса будет производиться заранее, исключительно через мобильное приложение – то есть, водитель «вообще не будет принимать деньги», говорится в сообщении.
Как это работает
Авторы проекта отмечают, что сервисы «транспорт-по-требованию» для персонализированных перевозок уже появились в ряде крупных зарубежных городов. Например, подобный сервис в Лондоне называется Dial-a-Ride, в Берлине – BerlKönig, в Дубае – Bus on Demand, в Нью-Йорке – Via.
«Новая Москва» выбрана для проведения эксперимента по той причине, что сейчас там затруднительно запустить полноценную сеть маршрутов наземного транспорта: «дороги слишком узкие для больших автобусов, жилые кварталы распределены неравномерно, а расстояния между ними огромны», – говорится в сообщении Дептранса Москвы. При этом среди жителей востребован транспорт, который сможет подвезти до метро, пригородных станций и МЦД.
По задумке проекта, сервис персонализированных автобусных перевозок по требованию позволит строить гибкие маршруты по ситуационным спонтанным потребностям жителей, что особенно важно для отдаленных районов. За рубежом подобный сервис зачастую применяют для перевозок школьников и маломобильных жителей, говорится в сообщении Дептранса Москвы.
Для сервиса вызова автобуса уже установлен ряд критериев. Например, ожидание транспорта не должно составлять более 30 минут, при этом заказанный автобус должен останавливаться не далее 500 метров от места заказа. Кроме того, сервис также будет определять гарантированное время поездки. Так, если система указала продолжительность поездки 20 минут, водителю перестают поступать заказы на изменение маршрута, которые могут увеличить время в пути.
Перспективы развития сервиса
В рамках пилотного тестирования сервиса будет произведено тестирование всех возможностей перевозок по требованию и проведен анализ спроса с учетом пожеланий пользователей, отмечается в сообщении.
На следующем этапе в Дептрансе Москвы планируют вместе с представителями Депобразования столицы рассмотреть «возможность запуска таких перевозок для школьников». Кроме того, потенциальных пользователей сервиса приглашают принять участие в создании этого вида транспорта и присылать предложения и идеи в чат-бот ведомства.
На перспективу ожидается, что услуга заказа персонализированных автобусных перевозок по требованию будет внедрена в мобильное приложение «Московский транспорт» на постоянной основе в качестве одного из сервисов концепции MaaS.
Бесплатная подписка на новости CNews
Нажимая кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку и хранение персональных данных.
САЙТ О ПУТЕШЕСТВИЯХ И ТУРИЗМЕ
Всё, что нужно знать туристу об общественном транспорте Москвы
Москва — знаменитое на весь мир экскурсионное место. Столица изобилует музеями, парками, театрами, общественными площадками и просто красивыми местами общероссийского масштаба. Чтобы каждый день пребывания в Москве был насыщенным и полным событиями, необходимо хорошо ориентироваться в городе и знать, на каком виде общественного транспорта проще доехать до/от достопримечательностей.
В очередной части путеводителя мы расскажем всё, что нужно знать туристу про общественный транспорт города Москва.
Городской транспорт Москвы: проезд, билеты и маршруты
У впервые приехавшего в Москву неизбежно встает вопрос о том, какие виды городского транспорта столицы самые удобные? Выбирать действительно есть из чего: можно воспользоваться как наземным транспортом (автобусом, трамваем, монорельсом, маршрутным такси), так и подземным метрополитеном, а ещё железнодорожной электричкой, фуникулёром или даже по воде .
Общественный транспорт Москвы можно разделить на тот, что курсирует в пределах города и на тот, что выходит за его черту. Городской транспорт функционирует исключительно в Москве (зона «Центральная»), а пригородный (зоны «Пригород» и «Дальняя») — в области. Исходя из этого устанавливаются тарифы и существуют различия в способах платы за проезд.
Как работает московское метро в 2022 году?
Метро Москвы является наиболее распространенным и быстрым вариантом передвижения в пределах города. К слову, столичный метрополитен входит в число наиболее красивых и развитых во всем мире! В подземке вы запросто можете убить пару часов времени (например, наш путеводитель по достопримечательностям Москвы начинается именно в метро).
В московском метро вы вряд ли заблудитесь. Кольцевая линия, маршруты МЦД и кольцо МЦК, которые объединяют между собой все другие ветки, делают карту метро Москвы 2022 года понятной и доступной. Внутри каждая станция оборудована картами и указателями, которые помогут не заблудиться даже тем, кто в городе впервые.
Скачивайте эту карту метро Москвы 2022, кликнув по ссылке. Актуальную схему метро Москвы 2022 года с расчетом времени в пути можно посмотреть на официальном сайте «Яндекса» — https://yandex.ru/metro/moscow
Неоспоримое достоинство метро Москвы в том, что оно оснащено бесплатным Wi-Fi. Если вы вынуждены в срочном порядке воспользоваться интернетом, ступайте в подземку. Для длительного доступа советуем воспользоваться кольцевой веткой. Для пользования бесплатным вай-фаем нужно подключиться к сети MT_Free и ввести номер мобильного телефона, после чего отправить обратно проверочный код.
Режим работы метро в Москве
До скольки работает метро в Москве? В 2022 году режим работы не изменился: метро функционирует с половины шестого утра до половины второго ночи. На разных станциях время открытия может различаться в пределах тридцати минут. Чтобы не опоздать попасть в метро ночью, постарайтесь войти в метрополитен и пересесть на необходимую ветку до часу. Именно с приходом этого времени все двери на вход будут закрыты и крайний поезд отправится с каждой конечной станции.
Стоимость проезда в метро Москвы в 2022
— Проезд в метро по карте Тройка
Чтобы пользоваться услугами метрополитена со скидкой, рекомендуем приобрести карту «Тройка». С её помощью вы сможете перемещаться в метро, бесплатно переходить на МЦК и МЦД, а также пользоваться услугами автобусов, троллейбусов и трамваев, а это — чрезвычайно удобно!
При покупке карты в кассе вы должны оставить залог в размере 50 рублей (при желании карту потом можно вернуть взамен на деньги). Пополнять её можно в кассе, в терминале или удалённо на сайте Мосгортранса. Разовая поездка на метро или на монорельсе по карте «Тройка» будет стоить 46 рублей.
Пересадка с метро на наземный транспорт Москвы по «Тройке» оценивается в 69 рублей по тарифу «90 минут» — это значит, что в течение полутора часов вы можете 1 раз пересесть из метро в автобус и потратить не 92 (46+46), а 69 рублей.
— Единый билет в метро Москвы
Помимо этого, в Московском метро имеется безлимитная система поездок по «Единому» тарифу. Он идеально подойдёт туристам, которые приехали в Москву на несколько дней и собираются много передвигаться по центру города.
Цена безлимитного билета, действующего сутки в центральной зоне — 265 рублей, трое суток — 500 рублей.
Отметим и различия — по одной карте «Тройка» вы можете проходить с друзьями (конечно, деньги списываются за каждого), а вот «Единый» должен быть у каждого туриста свой.
- Актуальные цены всегда можно посмотреть на официальном сайте «метро Москвы» https://mosmetro.ru/tariffs/troika/ или «Мосгортранса» https://www.mosgortrans.ru/passenger/fares/
- При отъезде из Москвы вы можете сдать карту «Тройка» обратно в кассу и вернуть залоговые 50 рублей. Кстати, можно увезти карту с собой и последующие пять лет пользоваться каждый раз по приезде в столицу. Максимально на «Тройку» можно положить 3000 рублей.
- Как правило, метро имеет несколько выходов, поэтому советуем заблаговременно узнать, каким вагоном из центра воспользоваться — первым либо последним. Если сядете в нужный вагон, то будете находиться ближе к выходу;
- Запоминайте вагоны, из которых можно ближе выйти в город либо те, с которых удобно пересаживаться в том случае, если пользуетесь одним маршрутом. Так можно сэкономить до 20 минут времени с каждой поездки;
- Если это возможно, рекомендуем не попадать в «час пик»! Огромные толпы народа, буквально заталкивающие и выталкивающие из вагонов, могут испортить настроение на весь день. Планируйте поездку таким образом, чтобы она приходилась на время, которое предшествует этому хаосу либо по его завершении. Максимальная загрузка транспорта приходится в будние дни на утро — приблизительно с семи до десяти часов, а вечером — с шести до восьми часов. Это относится абсолютно ко всему транспорту;
- Мужской голос озвучивает станции, которые вы проезжаете, направляясь к центральной части города, женского — в противоположном направлении, от центральной части. Что касается кольцевой линии: мужчина озвучивает название станций, когда вы двигаетесь по часовой стрелке, женщина — против часовой стрелки. Эта информация поможет догадаться, в какую сторону вы движетесь, если вдруг быстро забежали в поезд, не успев посмотреть, в каком направлении он осуществляет движение;
- Следите за своими вещами! Карманников в Москве множество и кражи стали настолько обыденным явлением, что об этом даже нечего лишний раз упоминать: случаи воровства происходят очень часто. Естественно, не каждый человек — потенциальный вор, однако все же не мешало быть немножко внимательней.
Работа наземного транспорта Москвы 2022: автобусы, электробусы и трамваи
Объединим эти виды транспорта общественного пользования: хоть они и имеют некоторые визуальные различия, по-сути, все они выполняют одни и те же функции. Плата за проезд везде одинаковая.
При посадке в трамваи или автобусы Москвы вы можете оплатить проезд на валидаторе картой. Чтобы сэкономить, вы можете заранее приобрести в кассе карту «Единый» или «Тройку».
Маршруты наземного транспорта Москвы, функционирующие в ночное время суток
В столице имеется 12 маршрутов наземного городского транспорта, которые функционируют ночью. Ночные электробусы осуществляют движение по кольцу — No «Бк» и «Бч». Они ходят каждые 15 минут. Другие маршруты, работающие ночью, курсируют каждые полчаса.
Чтобы построить маршрут от и до любой точки в Москве, установите на смартфон приложение 2GIS (для айфонов или для андроида) — оно показывает, какие автобусы ходят до вокзала, как добраться до аэропортов Москвы. В общем, GeekTrips рекомендует.
Для того, чтобы пассажирам было удобно, в центральной части города автобусы, ходящие по радиусу, а также электробус №т63, приезжают на остановку на Лубянской площади. Здесь же можно сделать пересадку.
Цены на проезд такие же, как и днем. Ночные наземные маршруты работают в одно и то же время — с половины двенадцатого ночи до половины шестого утра, или же вообще круглосуточно.
Транспорт Москвы в режиме реального времени: все маршруты под рукой
Ещё один лайфхак относительно маршрутов транспорта в Москве: скачайте на смартфон приложение Яндекс-Транспорт (для айфонов или для андроида), если оно до сих пор у вас не установлено. При помощи приложения вы сможете отслеживать движение транспорта онлайн. Кстати, программа работает и за пределами города.
Недорогое такси в Москве: как вызвать
Заказ такси — это самый комфортный вариант, чтобы ездить по Москве. Машину в Москве мы советуем вызвать онлайн: сейчас существует большой выбор мобильных приложений. Стоимость зависит от загруженности дороги, количества свободных водителей и уровня обслуживания (эконом, комфорт, комфорт +, бизнес, премиум). Geek Trips рекомендует эти сервисы:
- Яндекс Такси,
- Ситимобиль
- Uber,
Ценовая политика у каждого сервиса разная, но, в целом, в Москве такси не самое дешёвое. Например, от любого вокзала до любого аэропорта Москвы поездка в выходной будет стоить около 800 рублей, а в будни в час пик может доходить и до 1200 рублей.
Установите приложение «Сравни Такси» (для андроида или для айфона): оно показывает стоимость такси в Москве в реальном времени ДЛЯ ВСЕХ операторов! Таким образом, вы сможете вызвать именно то такси, которое дешевле в данный момент . Порой экономия составляет до 500 рублей между разными сервисами!
В общем, снова, GeekTrips рекомендует.
Можно ли проехать без билета в общественном транспорте Москвы?
- На автобусе — формально нет, по по факту — вероятность велика: с 2022 года войти и выйти можно через любую дверь. Заходите и делайте морду кирпичом, будто заплатили. Контролёры есть, но ооооооооочень редко.
- В метрополитене и электричке — однозначно нельзя. В городе начали вести борьбу с любителями халявы, и «зайцев» очень не любят, к тому же каждая станция оснащена кассами и турникетами. Если все же решитесь проехаться без билета, вас непременно оштрафуют. Штраф будет зависеть от того, сколько километров вы успели проехать без билета, а также исходя из того, в вагоне какого класса находились на момент поимки. Лучше купите билет заблаговременно и едьте со спокойной совестью.
И поразмыслите хорошенько, стоит ли ввязываться в подобную авантюру?
Каким образом перемещаться на общественном транспорте в пределах Московской области?
Если вы уже пресытились самим городом (хотя как вам успела надоесть Москва?), направляйтесь далее. Воспользуйтесь междугородним автобусом либо областным поездом/электричкой. Они имеют небольшие отличия с точки зрения комфортабельности, однако автобусы, по большей части, обойдутся в меньшую сумму. Поискать расписание для общественного транспорта по Московской области 2022 года можно прямо на этой странице, нажав на кнопку «Яндекс.Расписания»:
Проезд в Москве на автобусе в 2022
Отметим, что такими картами, как «Тройка» и «Единый», действующими в Москве, вы не сможете воспользоваться в областных автобусах! На этот случай существует иная проездная карта — «Стрелка». Ее стоимость в кассе — 200 рублей, из этой суммы 80 рублей идут в залог, а оставшиеся 120 — на вашу карту. Самым удобным вариантом для ее пополнения является банковская карта через приложение «Стрелка» на смартфоне (в ларьках на остановках не всегда есть подобная услуга). Если захотите, вы можете сдать карту и получить обратно залог. Однако для этого необходимо показать чек либо распечатку с сайта, которая подтверждает, что ваш баланс был пополнен не раньше текущего месяца. Короче говоря, пригородная «Стрелка» имеет несколько загвоздок, в отличие от городской «Тройки», однако она прилично сэкономит ваши деньги.
Проезд в Москве на электричке 2022
На областных электричках всё ещё проще — покупайте билетик в кассе и езжайте: никакие действующие проездные вам, как кратковременному туристу, точно не понадобятся. Стоимость проезда на электричке можно узнать ТОЛЬКО после ввода начальной и конечной станции проезда.
Однако, по правде говоря, впервые приехав в Москву откуда-то с дальних краев, вы, скорее всего, посвятите время именно городу, и в область не отправитесь. Но, на всякий случай, вот вам ссылки на расписания электричек по Московской области:
На этом наша статья об общественном транспорте в Москве завершена. Пишите в комментариях свои вопросы, если они остались, делитесь этой статьёй со своими друзьями в социальных сетях и ловите дешёвые билеты в Москву!
А также посмотрите нашу статью про лучшие онлайн-экскурсии с гидами
- Прочитайте, как дёшево добраться в центр города из аэропортов России: Домодедово, Шереметьево, Внуково,Пулково, Кольцовои многих других.
- Купите дешёвые авиабилеты на АвиаСэйлс.Ру
- Или купите РЖД билет на поезд через сайт “Туту.Ру”
- Забронируйте отель, апартаменты или дешёвый хостел на сайте Booking
- Или купите тур “all inclusive” на сайте ОнлайнТурс
- Купите билет на автобус или поезд по Европе и всему миру от GoEuro (Omio)
- Оформите туристическую страховку на Cherehapa
- Закажите экскурсию от местных жителей в любом городе мира
Почти 20 автобусных маршрутов изменятся в Москве с 16-17 мая
Ряд автобусных маршрутов изменятся с 16-17 мая в разных частях Москвы в рамках обновления маршрутной сети города в 2021 году, сообщает столичный департамент транспорта.
Изменения затронут маршруты № т66, 40к, 109, 178, 280, 322, 328, 366, 387, 415, 425, 440, 461, 571, 621, 815к, 888 и 994.
Так, на западе Москвы с 16 мая будет отменен автобусный маршрут № 109 (Улица Герасима Курина – Станция метро “Пионерская”). Вместо него можно будет пользоваться маршрутами № 178, 366 и 470. При этом автобус № 178 будет продлен от парка “Фили” до станции метро и МЦД-1 “Фили”, а № 470 от станции метро и МЦД-1 “Фили” до парка “Фили”. Для проезда по Кастанаевской улице будет запущен новый маршрут № 366, который будет следовать в центр Москвы. Остановки маршрута № 109 “Суворовский парк” и “Пансионат” вновь заработают при вводе обновленного маршрута № 73 с 1 июня. Отмечается, что изменение дублирующих маршрутов необходимо для создания новых связей и уменьшения интервалов.
Также на западе Москвы с 16 мая автобусы № т66 (Станция метро “Филевский парк” – Тишинская площадь), 109 и 328 (Станция метро “Фили” – Станция метро “Краснопресненская”) объединяются в единый маршрут № 366. Автобус № 366 будет ездить от Тишинской площади через станцию метро “Краснопресненская”, станцию МЦД-1 “Тестовская”, станции метро и МЦК “Шелепиха”, станции метро и МЦД-1 “Фили”, далее через Кастанаевскую улицу до улицы Герасима Курина. Как отмечает департамент, обновленный маршрут создаст новые связи для жителей Кастанаевской улицы с улицами в “Москва-Сити” и центром города.
На юге столицы с 16 мая отменяется автобусный маршрут № 322 (Станция метро “Автозаводская” – Станция МЦК “ЗИЛ”). В департаменте предлагают пользоваться станцией МЦК “ЗИЛ”, а также станцией метро и МЦК “Автозаводская” или автобусами № 44 и 193. Ведомство сообщает, что с момента открытия станции МЦК “ЗИЛ” пассажиропоток на маршруте № 322 упал.
Маршрут автобуса № 571 на севере Москвы поедет с 16 мая по Базовской улице вместо Ангарской улицы. На Ангарской улице можно будет пользоваться маршрутами № 665 и 928. Власти города считают, что обновленный маршрут улучшит доступность платформы “Грачевская” и станции МЦД-1 “Лианозово” для новых жилых домов на Базовской улице.
На юге и юго-востоке Москвы автобусы № 280 и 415 с 16 мая объединяются в единый маршрут № 280. Автобус будет ездить от станции метро “Люблино” вместо Ставропольской улицы по кругу по Краснодарской улице, через ТЦ “Москва”, по Цимлянской и Белореченской улицам, далее обратно своей трассой до станции метро “Каширская”. Маршрут № 415 (Станция метро “Каширская” – Цимлянская улица, 1) прекратит существование. Отмечается, что объединенный маршрут увеличит охват связей внутри района Люблино, а время его работы увеличится с 20:00 до 23:00 (со стороны станции метро “Каширская”, от “Люблино” последний автобус будет уезжать после полуночи), кроме того маршрут будет работать чаще.
На юго-востоке и в центре Москвы с 16 мая прекратит работу автобусный маршрут № 425 (Платформа “Серп и Молот” – Ольховская улица). Вместо него в департаменте предлагают пользоваться дублирующим трамваем № 45, а для проезда между Волочаевской улицей и станцией метро “Римская” пользоваться автобусом № 125. В ведомстве заявляют, что трамваи на Волочаевской улице теперь ходят чаще и стабильнее, поэтому работа дублирующего маршрута № 425 больше не требуется.
Автобусный маршрут № 888 (Станция метро “Водный стадион” – Станция метро “Войковская”) на севере Москвы отменяется с 16 мая. Вместо маршрута № 888 в департаменте предлагают пользоваться автобусом № 621. Этот маршрут будет ездить через Коптевскую улицу вместо Михалковской. На Кронштадтском бульваре можно пользоваться автобусом № 72, а на Михалковской улице – автобусом № 90. Сообщается, что на объединенном маршруте № 621 будут работать низкопольные автобусы, интервалы будут уменьшены, а время работы продлится до 23:00.
Автобусный маршрут № 994 (Станция метро “Петровско-Разумовская” – Поселок Севводстрой) на севере и северо-востоке города с 16 мая будет ездить до Севводстроя от Абрамцевской улицы через станцию МЦД-1 “Лианозово” вместо маршрута № 815к, который работает по этой трассе, но без заезда к “Лианозово” в настоящее время. Вместо маршрута № 994 на отмененной части власти города предлагают пользоваться автобусом № т78 на Дмитровском шоссе и автобусом № 928 между Дмитровским шоссе и станцией МЦД-1 “Лианозово”. Отмечается, что маршрут № 994 в северной части столицы не будет работать из-за открытия новых станций метро и МЦД в районе Дмитровского шоссе.
На севере Москвы с 16 мая будет отменен автобусный маршрут № 461 (Станция метро “Петровско-Разумовская” – Станция метро “Войковская”). Вместо маршрута № 461 власти предлагают пользоваться маршрутами № т57 и 780. Для проезда от станции метро “Войковская” к улице Космонавта Волкова и Большой Академической улице предложено пользоваться маршрутом № т57, к ЦИТО – автобусом № 780, а между станцией метро “Петровско-Разумовская” и Большой Академической улицей – автобусами № т19, 204, 282 или 591. При этом автобус № 780 будет ходить значительно чаще и дольше – с 5:30 до 0:30.
Маршруты № 387 (Торговый комплекс “Тройка” – Улица Гаврикова) и 440 (Станция метро “Бауманская” – Авиамоторная улица, 75) на юго-востоке и в центре города с 16 мая объединяются в единый маршрут. Автобус № 440 продлевается от станции метро “Бауманская” через станцию метро “Красносельская” и Верхнюю Красносельскую улицу до торгового комплекса “Тройка”. Для проезда до остановки “Данга́уэровка” предложено пользоваться автобусом № м8. Отмечается, что дублирующие маршруты объединяются для запуска более вместительных низкопольных автобусов и связи крупного торгового комплекса с районом Лефортово.
С 16 мая на западе и юго-западе Москвы прекращает работу автобусный маршрут № 827 (Станция метро “Юго-Западная” – Улица Островитянова). Как сообщалось, с 9 мая автобусы № 361 и 827 были объединены в единый маршрут № 361 от станции метро “Беляево”. Автобус № 361 работает по старой трассе от станции метро “Юго-Западная” до станции метро “Коньково”, далее через улицу Введенского до станции метро “Беляево”. При этом маршрут № 827 работает до 15 мая включительно по старой трассе до окончания действия текущего контракта.
Кроме того, с 16 мая маршрут автобуса № 40 к (Станция метро “Римская” – Завод “Красный путь”) в Таганском районе в центре города будет переименован в № 360. Сама трасса маршрута останется прежней.
Маршруты автобусов № 10 и 965 (14-й микрорайон Орехово-Борисово – Птичий рынок) с 17 мая объединяются в единый маршрут № 10. Автобус будет ездить от торгового комплекса “Белая Дача” через станции метро “Братиславская” (сейчас в этом месте конечная), “Марьино”, далее через Братеевский мост до станции метро “Алма-Атинская”. При этом в конце 2020 года департамент транспорта предлагал продлить маршрут № 10 до 14-го микрорайона Орехово-Борисово. Власти отмечают, что объединение дублирующих маршрутов необходимо для уменьшения интервалов и связи Братеево с крупными торговыми центрами в районе Белой Дачи.
На юго-востоке Москвы с 17 мая отменяется маршрут автобуса № 418 (Станция метро “Люблино” – “Садовод”). Вместо этого городские власти предлагают пользоваться маршрутами № 54 и 201. Для проезда от станции метро “Люблино” до рынка “Садовод” предложено пользоваться маршрутом № 54, до Краснодарской улицы и улицы Марьинский Парк – маршрутом № 201.
Также на юго-востоке столицы с 17 мая маршрут автобуса № 528 (Станция МЦД “Люблино” – Цимлянская улица, 1) будет отменен и объединен с маршрутом № 30. Для проезда к станции МЦД-2 “Люблино” предлагается пользоваться маршрутами № 30 и С4. На маршруте № 30 работают большие низкопольные автобусы, а также будут уменьшены интервалы до 20 минут в часы пик. При этом маршрут № 201 в скором времени планируется продлить до станции МЦД-2 “Люблино” по Краснодарской и Люблинской улицам.
Кроме того, с 17 мая номер маршрута № 714к в Алексеевском районе на северо-востоке города изменится на № 414. Сам маршрут останется прежним. Также на маршруте начнут работать низкопольные автобусы.
Помимо этого, с 16-17 мая маршруты автобусов № 13, 30, 54, 112, 139, 188, 338, 378, 386, 436, 500, 567, 617, 704, 745 и 780 поедут по действующим трассам, но по новым контрактам. При этом на маршруты № 13, 178, 470 и 994 (временно) выйдет ГУП “Мосгортранс” вместо коммерческих перевозчиков.
Как сообщалось, всего до конца июня 2021 года коммерческие перевозчики выйдут на 157 обновленных городских маршрутов. По новым контрактам будут работать четыре компании. Срок контрактов – 3, 5 или 7 лет. На большинстве маршрутов будут работать низкопольные вместительные автобусы, количество автобусов большого класса увеличится на 73% по сравнению с прошлыми контрактами.
На время ремонта поликлиник: какие специальные маршруты запустили в столице
В июне столице организовали 10 автобусных маршрутов на время ремонта нескольких поликлиник. Автобусы обозначены буквами П и ДП, чтобы горожанам было проще ориентироваться: П — до взрослых поликлиник, ДП — до детских. Они ходят на северо-востоке, востоке, юге, юго-западе и западе Москвы. Каждый маршрут продуман так, чтобы можно было без пересадок добраться до нового места приема.
Также изменили четыре действующих маршрута, чтобы максимально, насколько возможно, приблизить остановки к зданиям поликлиник.
Во время ремонта пациенты, которые прикреплены к этим медицинским учреждениям, получают помощь в других филиалах у врачей, к которым ходили раньше. Единственное изменение, на которое нужно обращать внимание при записи, — адрес и кабинет специалиста. В остальном порядок оказания медицинской помощи остался прежним.
Городская поликлиника № 12
Капитальный ремонт начался в филиале № 3 поликлиники № 12. Прием ведется в филиале № 2 по адресу: улица Цандера, дом 9, строение 1. Чтобы удобнее было добираться до него, организован новый маршрут П12 (ехать нужно до остановки «Улица Цандера»).
Городская поликлиника № 46
Филиалы № 1 и 3 городской поликлиники № 46 будут вести прием пациентов, прикрепленных к филиалу № 2, который сейчас находится на капитальном ремонте.
Добраться до филиала № 1 (расположен по адресу: Рабочая улица, дом 34, строение 1) и до филиала № 3 (расположен по адресу: Воронцовская улица, дом 14, строение 1) можно автобусом П46. Доехать нужно соответственно до остановки «Поликлиника» или до остановки «Поликлиника № 104».
Городская поликлиника № 68
В филиале № 2 поликлиники № 68 также идет капитальный ремонт, и прием пациентов ведется в филиале № 3 на Фрунзенской набережной (дом 38/1). Добраться до него можно на автобусе С12 (остановка «Поликлиника»). Маршрут С12 специально изменен, чтобы добираться до третьего филиала было удобнее.
Детская поликлиника № 10
Филиал № 4 детской городской поликлиники № 10 в Черемушках также находится на капитальном ремонте. Прием пациентов перенесли в филиал № 1, который расположен по адресу: улица Академика Пилюгина, дом 26, корпус 5. На время ремонта филиала № 4 организовали новый автобусный маршрут ДП10 до остановки «МФЦ Ломоносовского района».
Детская городская поликлиника № 122
Прием в филиале № 2 временно перенесли с Байкальской улицы (дом 28) в филиалы № 1 и 3, расположенные по адресам: Щелковское шоссе, дом 82, корпус 2 и Амурская улица, дом 62а.
Добраться до филиала № 3 можно на автобусе П122 (остановка «Амурская улица»). Для удобства пациентов он останавливается прямо напротив поликлиники.
До филиала № 1 можно доехать на автобусах № 68, 171 (остановка «Чусовская улица») или на автобусах Т32, Т41, 68, 735 и электробусе Т83 (остановка «15-я Парковая улица»).
Кроме того, изменился маршрут автобуса № 627к. Теперь он ходит от Камчатской улицы до Амурского переулка.
Детская городская поликлиника № 129
На время ремонта в филиале № 1 детской поликлиники № 129 прием перенесли в педиатрическое отделение № 4. Оно расположено по адресу: микрорайон Северное Чертаново, корпус 805. Чтобы было удобно добираться, организован дополнительный автобусный маршрут П129 (нужно доехать до остановки «Поликлиника»).
Детская городская поликлиника № 130
Прием пациентов главного отделения детской поликлиники № 130 временно ведут в филиалах № 1, 2 и 3. Для горожан организовали временный маршрут П130. Чтобы добраться в до филиала № 1, нужно доехать до остановки «Дом быта», до филиала № 2 — до остановки «Кастанаевская улица, дом 42», до филиала № 3 — до остановки «Метро “Молодежная”».
Детская городская поликлиника № 145
На ремонте и филиал № 1 поликлиники № 145. Прием перенесли в головное здание медучреждения на улице Борисовские Пруды (дом 10, корпус 3). Чтобы добраться до него, можно воспользоваться автобусом № 740 (ехать нужно до остановки «Метро “Борисово»”).
Детская городская поликлиника № 23
В филиале № 2 детской поликлиники № 23 ведется капитальный ремонт, потому пациентов принимают в главном здании по адресу: улица Кошкина, дом 10, корпус 1. В шаговой доступности находится остановка автобуса ДП23.
Детская городская поликлиника № 52
В филиале № 1 детской поликлиники № 52 также недавно начался капитальный ремонт. Врачи принимают в головном здании медучреждения на Зверинецкой улице (дом 15) и в детской городской клинической больнице имени Святого Владимира. Чтобы было комфортно добираться до медучреждений, организован маршрут ДП52. Чтобы попасть в больницу имени Святого Владимира, необходимо доехать до остановки «Детская больница», до головного здания детской поликлиники № 52 — до остановки «Мироновская улица».
Диагностический клинический центр № 1
На капитальном ремонте сейчас находится и филиал № 5 диагностического клинического центра № 1. Прием и консультации временно проходят в филиале № 2 на улице Введенского (дом 14а). На время ремонта организовали маршрут П1. Чтобы выйти возле филиала № 2 диагностического клинического центра № 1, нужно доехать до остановки «Улица Генерала Антонова».
Детская городская поликлиника № 61
Пациентов филиала № 1 детской поликлиники № 61 врачи временно принимают в филиале № 1 городской поликлиники № 109 на Шоссейной улице (дом 41). Чтобы было удобно добираться до поликлиники, маршрут автобуса № 736 продлен до остановки «Южный порт».
Городская поликлиника № 11
В филиале № 1 поликлиники № 11 также идет ремонт. Прием пациентов, прикрепленных к этому филиалу, временно перенесли в филиал № 4 городской поликлиники № 11 на улице Новаторов (дом 5) и в главное здание поликлиники № 11 на улице Кравченко (дом 14). Для удобства пациентов создан временный маршрут П11. К филиалу № 4 нужно ехать до остановок «Поликлиника» или «Роддом №4», к головному зданию — до остановки «Улица Кравченко, дом 11».
Кроме того, в марте был организован один новый маршрут и изменен еще один действующий. Был добавлен маршрут П58, а также изменен маршрут № 800к.