Форум Винского
Поиск дешевых авиабилетов
Бронирование отелей, вилл, апартаментов
Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников
Аренда автомобиля за границей и в России
Сравнение цен аренды авто у разных прокатчиков. Вы задаете параметры поиска – сайт находит вам автомобиль в заданном месте по самой низкой цене
Цены в рублях и оплата в рублях – для тех у кого только рублевый счет
Цены в Евро и оплата в Евро – для тех у кого счет в Евро и аренда в Европе
Выбор туристической страховки
Сайт Винского
Реклама на форуме Винского
- Список форумов‹Виды туризма: Круизы, Горные лыжи, Дайвинг, Рыбалка и Охота, Тематические поездки‹Морские и речные круизы
- Изменить размер шрифта
- Smartfeed
- Блоги •
- Правила •
- Инструкции
- • FAQ
- • Галерея
- • Регистрация
- • Вход
Первый раз в круиз: советы новичкам
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Первый раз в круиз: советы новичкам
Форум Винского » 27 май 2008, 02:26
Эта тема для советов новичкам, которые собираются в круиз
Re: Первый раз в круиз: советы новичкам
Форумные круизы » 01 сен 2009, 12:29
Re: Первый раз в круиз: советы новичкам
Tabaco » 12 фев 2011, 10:14
Блондинки не любят руководств, а мужчины и сами с усами.
Для девушек, которым готовы подарить Звезды и пронести на руках по Всей Вселенной, но круиз придёться организовывать самой, маленький фак.
1. Выбор .
Будьте проще, следуйте списку :# Princess Cruises, Celebrity Cruises, Royal Caribbean , Holland America Line.
2. Кошелёк
Будьте экономны. Хорошо: 7 ночей 395-462$,. Плохо 7 ночей -1032$/ За внутреннюю.
Хорошо: балкон по цене внутренней. Плохо Дороже 75$ за ночь в семидневке.
Помнить. Резко облегчает кошелёк и даже может прогрызть дыру зубастый зверь чаевые .12$ на число ночей на количество вас любимых = 10% от стоимости круза.
Поэтому следуя пункту 3. обращаем внимание на бонусы в виде предоплаченных чаевых и хорошей суммы на корабельную карту, т.н. On Board Credit.
Пример.
Re: Первый раз в круиз: советы новичкам
FunCruiseGirl » 12 фев 2011, 12:36
Это наверное будет совет для тех, кто в Северной Амерке (нас здесь есть, да?).
Если Вы предпочитаете какую-нибудь из круиз компаний, заведите ее кредитку. Там будет начальный бонус, ну и поинты каждый месяц, только не забывать закрывать баланс чтобы избжать %. Сумма потраченная на судне этой компании обычно удваивается. Все эти поинт можно использовать как скидки, бортовой кредит и т.д.
Минус – привязывает, вот у нас Royal Crib. карточка, и что-то мы с ними зачастили.
NCL: Platinum 9 (76)
Princess: Platinum 7(57)
Celebrity: Elite 6(44)
Carnival: 3(19)
Future: Anthem x 3, Oasis x 2, Adventure
Re: Первый раз в круиз: советы новичкам
U,APb » 12 фев 2011, 13:06
Re: Первый раз в круиз: советы новичкам
FunCruiseGirl » 12 фев 2011, 20:14
Ничего однозначного не бывает. Все зависит от направления, сезона, судна и т.д.
1) Пример, наш 7 дневный круиз во внутренней каюте в сентябре по Адриатике будет на $140 с человека дороже , чем круиз с балконом по Южным Карибам в конце ноября 2 . Оба судна хорошие, но специафика региона/времени года.
2) Кстати по поводу слишком дешевых круизов у меня опасения тоже случаются. Мммм публика может попастся не очень. То есть нужно рассматривать каждый случай отдельно.
3) Очень важный момент и стоимость круиза + стоимость добраться до судна. Например, я понимаю, что круиз от нас или из НЙ будет дороже, чем круиз из Флориды, а тем более из Пуерто Рико, иногда хорошо дороже, но мы же избегаем перелета.
NCL: Platinum 9 (76)
Princess: Platinum 7(57)
Celebrity: Elite 6(44)
Carnival: 3(19)
Future: Anthem x 3, Oasis x 2, Adventure
Re: Первый раз в круиз: советы новичкам
Форумные круизы » 12 фев 2011, 22:13
Ну это уже пошли нюансы явно не для новичков. Для первого круиза всё должно быть прямо, просто и дёшево. И вот после первого круиза человек уже сам поймёт, какой круиз ему нужен был на самом деле. А посему мои рекомендации таковы:
0. Не искать самый супер-дешёвый сайт, не ждать скидок, акций и т.п. Авиабилет брать одновременно с круизом. Сравнивать общую стоимость (круиз+перелёт), выбирая не более, чем из трёх подходящих вариантов.
1. Плыть на любом судне моложе 15 лет, чтобы в случае чего не создалось впечатление, что все круизы такие.
2. Плыть по любому маршруту с малым количеством дней в море, но чтоб минимум один такой день был.
3. Не начинать свою круизную историю с компаний премиум- и люкс-класса, чтобы не думать потом, что в круизах всегда такая чопорная публика.
4. Не начинать с балконов, чтобы знать, видеть и участвовать в том, что происходит на корабле, а не “уходить в себя”.
5. В первом круизе не заморачиваться проносом своего алкоголя на борт, лучше заложить в бюджет алкоголь в баре и ресторанах (как раз вычтя его из разницы в цене балкона).
6. В первом круизе взять с собой наряды, украшения, костюмы, галстуки. А их [без]надобность определить себе только со второго круиза.
7. Планировать все свои похождения на берегу так, чтобы на корабль попадать за час до отплытия по расписанию или раньше.
8. В береговых похождениях сразу планировать приседания (перекус, перепив) через каждые час-полтора на 10-15 минут, непременно обедать на берегу.
9. Перечитать все темы (можно только начало и конец), указанные в оглавлении круизного раздела, относящиеся к своему круизу (то есть, по визам, например, не надо читать все темы, а только свою). По ходу чтения записывать возникающие вопросы в отдельный файл, а по прочтению темы, не стесняясь, задать оставшиеся вопросы прям там же.
10. В круизе не пользоваться печатными материалами на русском языке. Меню стараться читать на английском/итальянском/французском.
И это единственный пост, в котором я прошу со мной не спорить. Это мои рекомендации. Если есть другие – пишите свои.
Что нужно знать, отправляясь в круиз?
Что нужно знать отправляясь в круиз
МОРСКОЙ КРУИЗ — это удачная возможность осуществить сразу несколько ваших желаний .
Девиз круизного путешествия “В круизе можно делать все, что угодно или просто ничего не делать!”
Днем вас ждет огромный выбор экскурсий в каждом порту захода, а также великое множество развлечений на борту лайнера. Вечером – разнообразные развлекательные программы на лайнере – концерты, дискотеки и ! Вы еще никогда не отдыхали, получая столь многое за одну цену!
На любом лайнере все питание организовано по системе круглосуточного обслуживания, и все включено в стоимость круиза: рестораны, кафе “шведский стол”, бары, доставка блюд в каюту, полночные буфеты и закуски.
стоимость вашего круиза включены также все развлекательные программы и спортивные мероприятия на борту и многое другое.
Стоимость стандартного круиза включает:
- Путешествие на лайнере
- Размещение в каюте выбранной категории
- Круглосуточное питание на борту (за исключением алкоголя)
- Развлекательные программы на борту
- Программы для детей и детское меню
- Круглосуточное обслуживание в каютах и услуги стюарда
- Ежевечерние музыкальные представления – шоу, живая музыка, дискотеки
- Пользование тренажерным залом, сауной, джакузи
- Портовые сборы (важно. )
Какие документы необходимы для путешествия?
Турист,отправляясь в морской круиз, должен иметь при себе:
а) заграничный паспорт, в котором должны быть проставлены необходимые визы
б) путевку- ваучер или билет на круиз
в) страховой медицинский полис
Какую одежду взять с собой?
Пребывание в круизе сродни отдыху на фешенебельном курорте. Собирая чемодан, обратите внимание, что в Вашем багаже должна быть одежда 3 типов: свободная, официальная и торжественная.
Свободный стиль: брюки, слаксы, юбка, джемпер, блузка, рубашка. В шортах, коротких майках, «рваных» джинсах, с голыми ногами – вход в ресторан запрещен.
Официальный стиль: костюм или платье – для дам; пиджак, галстук – для мужчин (как будто Вы дома отправились в хороший ресторан).
Торжественный стиль: вечернее платье или платье для коктейлей – дамам; смокинг или темный костюм с галстуком – джентльменам. Для таких вечеров Вы можете взять костюм в аренду на корабле.
Обязательно учтите требования к одежде, предъявляемые в ряде стран: в древние храмы Италии и Мальты Вас не пустят с голыми коленями и плечами, в странах Востока ограничения еще жестче – проконсультируйтесь у своего агента.
Как добраться до лайнера?
Обратитесь к своему агенту и закажите трансфер из Аэропорта в морской порт. В случае, если Вы добираетесь самостоятельно, не забудьте попросить у Вашего агента схему морского порта.
Как проводится посадка на корабль?
Туристу рекомендуется прибыть в морской порт за 2 часа до отплытия.
ВНИМАНИЕ! ЛАЙНЕР ОПОЗДАВШИХ НЕ ЖДЕТ!
Отставшие от лайнера, или опоздавшие на посадку туристы, несут полную материальную и моральную ответственность за последствия, возникшие в связи с их опозданием к отправлению судна во всех портах, как заходов, так и начала, или окончания круиза.
Багаж сдается в порту (по Вашему желанию) и доставляется в каюту. Предварительно необходимо наклеить багажные бирки с фамилией и номером каюты. Убедительно просим Вас самостоятельно заполнять багажные бирки (номер каюты и номер палубы). Мы не несем ответственность за утерю багажа при посадке, или высадке с лайнера.
После прохождения таможенных и пограничных формальностей турист сдает свой паспорт (на время круиза), и получает «Круизную карту», которая является документом, удостоверяющим личность на время круиза, ключом от каюты, средством расчетов на борту и т.д. Если Вы собираетесь по окончанию круиза расплачиваться наличными, то Вас попросят положить на «Круизную карту» депозит минимум 300 долларов на человека.
Затем турист поднимается на борт лайнера, размещается в каюте (номер и категория каюты указаны в ваучере или билете). Пожалуйста, обратите внимание, что, в целях безопасности, посетители на борт не допускаются.
В каждой каюте имеется информация о расположении служб, планкарта лайнера, телефонный справочник различных служб судна. Каждая каюта оснащена кондиционером, телефоном, телевизором, розетками на 110 вольт и 220 вольт.
Перед отплытием обычно проводится “Учебная тревога”, Вы можете взять спасательный жилет и принять участие в учениях. План, где проводятся учения, указан на двери Вашей каюты.
Что такое Purser’s desk?
Это гостевая служба (аналог “Reception” в гостинице), расположенная на одной из палуб лайнера (см.схему) и помогающая пассажирам получать информацию по всем вопросам: получение-отправка корреспонденции, оплата счетов, поиск потерянных вещей, информационные услуги.
Как узнать, какие мероприятия будут проводиться во время круиза?
Ежедневно туристу приносят в каюту программу с подробным указанием места, времени и содержанием проводимых мероприятий на борту корабля, времени начала экскурсионной программы, температуре воздуха и воды, а также с общими сведениями о порте захода, рекомендациями по выбору одежды, местными особенностями и т.д.
Туристам необходимо самостоятельно следить за сохранностью своего багажа. Ценности и деньги рекомендуется хранить в сейфах.
На борту лайнеров имеются: плавательные бассейны, они находятся обычно на верхних палубах. Вы сможете воспользоваться “джакузи” и сауной; к Вашим услугам солярий, косметический салон и массажный кабинет, парикмахерская, библиотека, зал игровых автоматов, , несколько баров, дискотека, магазины беспошлинной торговли, кинотеатр, центр детских развлечений и многое – многое другое.
План лайнера находится у Вас в каюте и на каждой палубе у лифтов.
Развлечения для всей семьи
Возьмите с собой детей! Специальные программы для детей разных возрастов на борту каждого лайнера не дадут им скучать, а в детском клубе они могут подружиться со своими сверстниками из разных стран. Детское меню и ранняя смена питания позволят всей семье ужинать вместе в ресторане. Таким образом, Вы сможете провести с Вашей семьей столько времени, сколько хотите.
Следует только обратить внимание на возрастные ограничения для детей: 6 месяцев – для компаний Crystal и Princess (европейские и средиземноморские маршруты, Карибы, Мексика, Австралия, Аляска). Обе компании оставляют за собой право на ограничение числа детей до 3 лет на борту.
Дети должны размещаться либо в одной каюте с родителями, либо в сообщающейся с ней. Не допускаются в круиз дети до 18 лет без сопровождения взрослых. Согласно американским законам, детям до 21 года запрещено играть в и употреблять алкогольные напитки. Сомнения относительно возраста туриста решаются с помощью ID.
На лайнерах Princess Cruises посещение Spa, джакузи и гимнастического зала для детей до 18 лет разрешается только со взрослым. Все эти меры продиктованы желанием обеспечить высокий уровень безопасности.
На лайнерах компании Princess Cruises существуют специальные детские центры для детей разного возраста: 3-7, 8-12 и 13-17 лет, в которых проводятся мероприятия, специально разработанные для каждой группы. Общее для них: постоянное присутствие персонала, игровая площадка, мелкий бассейн, киоск-мороженое, компьютер, обилие настольных и видеоигр, столы для пинг-понга, видеофильмы. Для подростков даже есть своя ванна-джакузи и участок палубы, принадлежащий только им. На всех судах Princess существует специальное детское меню.
Посещение детских клубов бесплатно. Дополнительно оплачиваются (5$/час за ребенка) лишь занятия с 22.00 до 0.00 и во время стоянки лайнера в порту.
Путешествующие в одиночку не почувствуют себя одинокими Путешествуя один, Вы не почувствуете одиночества, непрерывно принимая участие в дневных и ночных развлечениях – таких как «Давайте знакомиться» или вечеринки с коктейлями. Впрочем, если хотите, Вы можете расслабляться и наслаждаться одиночеством. Если Вы решили разделить с кем – то каюту и воспользовались специальным тарифом, то Вы будете приятно удивлены стоимостью.
Дополнительные расходы на борту судна, их оплата
Во время круиза все Ваши дополнительные расходы (на борту лайнера) будут зачислены на Ваш Персональный Счет (по номеру Вашей каюты), поскольку по таможенным законам на судне не принимается оплата наличными. Для открытия этого счета, необходима гарантия в виде кредитной карты или депозита минимум 300 долларов на человека. Для оплаты расходов Вам потребуется только предъявлять «Круизную карту» и подписывать чеки. В конце круиза Вам будет представлен счет с указанием Ваших расходов на борту лайнера, который необходимо будет оплатить наличными или по кредитной карте на Purser’s Desk. На судах компании “PRINCESS CRUISES” принимаются карты: VISA, MasterCard, Discover Card, Diners Club, Carte Blanche and American Express/Optima. Также Вы можете платить долларами (США и Канадскими), Английскими фунтами и дорожными чеками (выписанными банками США, Канады и Великобритании).
Во всем мире чаевые являются нормой, так как 90 % жалования обслуживающего персонала составляют именно чаевые. На борту лайнера Star Princess компании PRINCESS CRUISES чаевые официантам, Вашему стюарту и другому обслуживающему персоналу автоматически начисляется на Вашу «Личную карту» ежедневно, из расчета 10 $ в сутки, НАЧИСЛЯЮТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНО К ВАШИМ РАСХОДАМ и ОПЛАЧИВАЮТСЯ на борту лайнера в последний день круиза. При желании отблагодарить за другой сервис, Вы можете дополнительно внести некоторую сумму на счет. При недовольстве оказанным сервисом Вы можете отказать персоналу в чаевых, объяснив причину на Purser’s Desk.
Благодарность персоналу и Spa на судах компании Princess не регламентируется.
Услуги на борту лайнера
Экскурсионная программа в портах захода не входит в стоимость круиза и оплачивается дополнительно. Для заказа индивидуальных или групповых экскурсий с русскоговорящим гидом, необходима полная оплата заблаговременно до начала круиза. На борту лайнера принимаются заказы для участия в групповых экскурсиях, проводимых на английском языке.
В день посадки у Вас в каюте находится специальная форма- заказ на береговые экскурсии, при желании ее необходимо заполнить и сдать на специальную стойку ” Shore excursion ” , где можно получить информацию о предлагаемых экскурсиях в портах захода и приобрести билеты. Туристы, не пожелавшие участвовать в экскурсиях, могут самостоятельно распоряжаться временем в порту.
Мы говорим на Вашем языке
На борту круизных можно встретить гостей со всего мира. Именно поэтому персонал различных служб, включая Гостевую Службу, официантов в ресторанах и барах, персонал салона красоты и детского клуба говорит обычно на английском языке. Однако начиная с 2007 года, на лайнерах выполняющих круизы с участием русскоговорящих туристов вводятся информационные листы на русском языке в каютах, и меню на руском языке в ресторанах.
Помимо этого наша компания, в даты групповых заездов, специально для наших туристов, отправляет русскоговорящего представителя на борт лайнера, что бы Вы чувствовали себя комфортно. Эта услуга для туристов бесплатна, за счет Breeze Line.
Ежедневная газета с программой дня, издающаяся на лайнере и рассказывающая обо всех мероприятиях на борту, выходит на английском языке. Во время наших ГРУППОВЫХ заездов мы предоставляем Программу Дня на РУССКОМ языке!
Каждый лайнер имеет на борту квалифицированного врача и медсестер, которые работают круглосуточно на случай экстренной необходимости. Медицинские услуги, оказанные на борту, оплачиваются дополнительно.
Некоторые люди, чутко реагирующие даже на малейшее колебание корабля, могут воспользоваться специальными таблетками.
Услуги прачечной и химчистки
Наши лайнеры оборудованы прекрасной прачечной и химчисткой. Вам необходимо только заполнить бланк-заказ до 9.00 утра (он находится у Вас в каюте) и вместе с вещами в пластиковом пакете отдать стюарду. Ваш заказ будет выполнен в тот же день 50 % доплата за срочность или на следующий день. Прейскурант и пластиковый пакет для вещей находятся в ящике стола Вашей каюты). Также Вы можете самостоятельно погладить или постирать свои вещи. Прачечная (Laundromat) находится на палубе.
Магазины беспошлинной торговли
На борту имеются магазины беспошлинной торговли, где широко представлены товары всемирно известных фирм, сувениры с символикой круизной компании, табачные изделия, алкогольные напитки, одежда, парфюмерия и косметика, ювелирные изделия, медикаменты. Магазины на борту открыты только во время движения судна в соответствии с международными таможенными правилами.
Международный телефон, телефакс, телекс, интернет
Во время движения судна можно воспользоваться услугами международной телефонной связи (из каюты), факсимильной или телексной связи (с корабельной радиостанции). Также на лайнере есть интернет – кафе. Во время стоянки судна в порту можно воспользоваться местными системами связи. Стоимость международного телефонного звонка с борта лайнера в среднем составляет 15 долларов за 1 минуту.
Сауна, массажный центр, салон красоты
На борту лайнера имеются сауна, массажный центр и салон красоты. Услуги оказываются за дополнительную плату. Если Вы хотите воспользоваться этими услугами, мы рекомендуем заранее назначить время приема.
В каюте для Вашего удобства находятся безалкогольные напитки, которые оплачиваются дополнительно. Вы можете связаться с гостевой службой в любое время дня и ночи и заказать дополнительную подушку, одеяло, закуски в каюту и многое, многое другое. Напитки (сок, кофе) и закуски, указанные в меню Room Service, подаются в каюту бесплатно.
Радио и телевидение в каюте
Все каюты на лайнерах оснащены радио и телевидением. Телевидение включает канал спутниковых новостей из различных стран, фильмы, музыкальные программы и внутренний телеканал, рассказывающий о программе на борту, портах захода и т.п.
Рестораны и кухня
В ресторанах на борту лайнеров обычно существует 2 смены питания. Как правило, для завтрака это: 6.30 / 8.30, обеда: 12.00 / 13.30, ужина: 18.30 / 20.30. Вы можете сами выбрать, какую Вы предпочитаете, и сообщить об этом агенту при бронировании, а мы сделаем все возможное, чтобы Вам было удобно. Также заранее оговорите, на сколько человек столик для Вас предпочтителен. На судах компании Princess существует третий вариант: Personal choice (собственный выбор). Он дает Вам свободу решать где, когда и с кем Вы будете ужинать каждый вечер.
На судах компаний Princess помимо основного, присутствуют тематические рестораны, где Вы можете насладиться национальной кухней Италии и Америки, заплатив лишь за резервацию столика (15-20$чел); кафе, бары и пиццерии, а также ресторан-шведский стол на верхней палубе с обслуживанием 24 часа!
Для пассажиров, нуждающихся в диетическом питании, всегда есть в ассортименте блюда с пониженным содержанием жира, холестерина, натрия, сахара, а также вегетарианские и кошерные. На всех судах используются только свежие отборные продукты, погруженные в ближайшем порту.
Заказ напитков или еды в номер осуществляется на всех судах за дополнительную плату. Исключение составляет меню Room Service – заказ определенных блюд и напитков (список Вы найдете у себя в каюте).
Так же Вы можете заказать к себе в номер бесплатно завтрак, у Вас в каюте есть бланк его необходимо заполнить и вывесить на дверь ручки с наружи. (там же можно указать время когда Вам удобно что бы его принесли).
Если вы отправляетесь в круиз в свадебное путешествие или готовитесь отмечать годовщину свадьбы, юбилей или другое событие в вашей жизни, мы рады предложить вам большой выбор дополнительных услуг, которые помогут вам сделать праздник запоминающимся. Список дополнительных услуг вы найдете в брошюре каждой круизной компании.
Высадка с корабля За день до окончания круиза Вам в каюту будут доставлены таможенные декларации и багажные бирки. Собрав чемоданы, удалите старые и поместите новые заполненные бирки на багаж, запомнив их цвет. Багаж необходимо выставить в коридор до 23.00. Оставьте в ручной клади предметы гигиены, лекарства, ценности. В день прибытия в конечный порт Вы должны рассчитаться по своей карточке до 07.00, получить паспорт. Обратите внимание, что на больших круизных судах в день окончания круиза выстраиваются очереди на Purser’s Desk. Для Вашего удобства, компания Princess предлагает Вам зарегистрировать свою кредитную карту при посадке или в первые дни круиза. В этом случае, деньги с нее будут сняты автоматически после подписания Вами конечного счета.
Как путешествовать на круизном лайнере: подготовка, правила и советы
Прежде считалось, что путешествия на круизном лайнере – это удел богатых и скучных пенсионеров, но современные круизы универсальны, и каждый сумеет найти себе развлечение по карману, предпочтениям и потребностям.
Для семей с детьми – детские зоны, с аттракционами, аниматорами и даже нянями, для подростков – зоны с видеоиграми, аквапарки, дискотеки. Для пожилых путешественников – спокойные и тихие территории, находящиеся в отдалении от «тусовочных» мест, а для всех остальных – огромное разнообразие вариантов досуга, от мастер-классов и лекций до отвязных вечеринок с ночи до утра.
Морские круизы бывают:
- краткосрочные – от нескольких часов до четырех суток;
- среднесрочные – от пяти до тринадцати суток;
- долгосрочные – в основном до двух месяцев.
Круизы на лайнере можно сравнить с отдыхом в элитном отеле по системе «все включено»: комфортабельные каюты, разнообразное питание, первоклассное обслуживание и масса захватывающих возможностей в пределах одного огромного корабля.
Это отличный способ почувствовать себя оторванным от привычной реальности, лишенным всяческих забот и обязанностей, ведь на лайнере получится только отдыхать и развлекаться.
Где лучше покупать билеты в круиз
Планируя свое первое путешествие на корабле, обращайте внимание только на проверенные компании, чтобы не нарваться на недобросовестных продавцов и устаревшее, ненадежное и скучное круизное судно. Обязательно почитайте реальные отзывы прежде, чем принять окончательное решение.
Компании Круизный Дом и Твой круиз считаются надежными и проверенными временем. На официальных сайтах можно найти как стандартные предложения, так и выгодные, позволяющие купить тур максимально недорого и получить незабываемые впечатления.
Также в больших городах, например, в Москве и Санкт-Петербурге, есть офисы международных компаний, специализирующихся на морских круизах. Вы можете лично встретиться с сотрудниками, детально рассмотреть каждый из предложенных вариантов и принять решение, после чего вам обязательно помогут организовать свое путешествие правильно.
Что взять с собой в круиз
Итак, что взять с собой в плавание? На большинстве лайнеров каждому путешественнику выдаются все банные принадлежности (шампунь, кондиционер, гель для душа), а также полотенца, халат, тапочки. О постельном белье также беспокоиться не стоит.
Еда – в ресторанах и кафе, напитки – в магазинах и барах, а обыкновенная питьевая вода – в кулерах, причем совершенно бесплатная. Словом, тащить с собой продовольственный запас нет никакого смысла.
Попробуйте сосредоточиться на тех вещах, которые действительно необходимы, и обязательно возьмите с собой:
- пакет документов, которые всегда должны быть под рукой; имейте все копии в облачном хранилище на всякий случай;
- небольшой рюкзак/сумку для того, чтобы выбираться на прогулки, экскурсии и шоппинг во время остановок в городах;
- гаджеты (смартфоны, читалки, ноутбуки, планшеты), зарядные устройства, переходники, тройники, так как нередко в каюте не хватает розеток;
- крем для загара или крем от загара – в зависимости от личных предпочтений и потребностей, а также пантенол или аналоги для солнечных ожогов, головной убор, солнечные очки;
- аптечку путешественника – жаропонижающие, обезболивающие препараты, активированный уголь для желудочно-кишечного тракта, супрастин от внезапной аллергии, а также средства для обработки ран (йод/зеленка, перекись водорода), бинты и пластырь;
- из одежды: помимо повседневных вариантов и купальника, стоит обязательно иметь несколько вечерних нарядов для торжественных ужинов и мероприятий; для тренажерного зала – спортивный костюм и кроссовки, для холодных вечеров и прогулок по лайнеру – теплые вещи.
На круизных лайнерах всегда есть магазины и аптеки, где можно приобрести вещь, которая экстренно понадобилась, так что в безвыходной ситуации вы не окажетесь в любом случае.
Также список вещей напрямую зависит от продолжительности путешествия.
Как проходит морской круиз
В портовый город принято приезжать или прилетать за пару дней до начала круиза, чтобы перестраховаться. Процесс посадки на лайнер подробно расписан на билете, процедура регистрации схожа с той, что происходит в аэропортах перед вылетом.
На каждом круизном лайнере есть свое собственное расписание, где отмечены не только приемы пищи и остановки, но и все доступные путешественникам развлекательные мероприятия. На дни приходятся наземные экскурсии, на ночи – переходы из одного порта в другой.
Большую часть времени гости лайнера предоставлены сами себе и вольны выбирать свой досуг самостоятельно. Так что если вы переживали, думая, как путешествовать на лайнере и как именно проходит морской круиз, то теперь знаете ответ.
Правила пребывания на корабле
У каждой компании свои правила пребывания на корабле, с которыми необходимо ознакомиться заранее, так как незнание правил никогда не освобождает от ответственности, а несоблюдение правил на лайнере грозит внушительными штрафами.
Стоит выделить самые популярные правила пребывания на круизном лайнере:
1. Дроны нельзя использовать на борту. В большинстве случаев, дроны разрешают проносить на лайнер, но лишь с тем условием, что использованы они будут только во время остановок.
2. Велосипеды, скутеры, самокаты, сигвеи – все подобные средства передвижения обычно запрещаются для использования на лайнерах, так как присутствует риск столкновения с другими людьми, которые проводят время на палубе.
3. На борт нельзя проносить свой алкоголь с целью сэкономить. Некоторые компании разрешают одну бутылку вина на каюту в день отправления, но во время остановок пополнить запас точно не получится.
4. Курить на лайнере можно только в строго отведенных для этого местах, в противном случае придется оплатить огромный штраф. Правило касается не только сигарет, но и вейпов, электронных сигарет, айкоса и трубок.
5. На каждом круизном лайнере есть дресс-код, пусть и не строгий. Как правило, это casual, то есть повседневная одежда, но пляжная атрибутика всегда под строгим запретом. Купальники, плавки и сланцы – для бассейна, а не для палубы. На ужин стоит приходить нарядно одетым.
Маршруты путешествий по миру из России на корабле
Многие уверены, что путешествия на круизном лайнере – это не про Россию, и очень ошибаются, потому что из нашей страны можно отправиться по многим интереснейшим маршрутам.
Морские круизы по миру из России:
- Санкт-Петербург – Таллин – Стокгольм – Хельсинки – Санкт-Петербург;
- Санкт-Петербург – Таллин – Стокгольм – Копенгаген – Амстердам – Лондон – Париж – Виго – Лиссабон – Барселона – Марсель – Савона;
- Санкт-Петербург – Таллин – Берлин – Осло – Копенгаген – Нюнесхамн – Хельсинки – Санкт-Петербург;
- Владивосток – Хакодате – Токио – Кобе (Киото) – Чеджу – Кагосима – Токио.
И это только немногочисленные примеры. Из Санкт-Петербурга и Владивостока можно отправиться во множество захватывающих морских путешествий!
Кругосветное путешествие на лайнере
Даже словосочетание «путешествие на корабле» ассоциируется с кругосветным плаванием, и это правильно, ведь на лайнере действительно можно обогнуть Землю!
Да, это дорогое удовольствие, но и опыт неповторимый. Приглядитесь к самым захватывающим маршрутам кругосветных путешествий. Это достойная цель для путешественника!
Сколько стоит путешествие на круизном лайнере
Определить, сколько стоит путешествие на круизном лайнере, не так-то просто, поскольку все зависит от компании, лайнера, маршрута, выбранной каюты, и многих других факторов. Также цены постоянно меняются, и чем ближе дата отправления, тем билеты дешевле. Те, кто привык путешествовать по турам, знакомы с этой системой.
Отталкиваться стоит не от средних цен, а от конкретных предложений. Смотря на стоимость билета, помните о том, что в нее входит большое количество удобств и развлечений, и это самая крупная трата за весь отпуск.
В обязательном порядке на лайнере вам нужно будет оплачивать только чаевые, все остальное – по желанию, следовательно, будет немало возможностей сэкономить.
Узнать конкретные цены на круизы вы можете в компании Круизный Дом и Твой круиз
Плюсы и минусы путешествий на круизном лайнере
Плюсы:
- комфорт: современные круизные лайнеры организованы так, чтобы путешественникам было максимально приятно на них находиться, и на внушительной территории судна есть абсолютно все, что необходимо;
- развлечения: абсолютно все развлечения доступны для гостей круглосуточно, причем большая часть из них входит в стоимость, так что за бассейн, джакузи, SPA, выставки, мастер-классы, дискотеки, и прочее, доплачивать не придется;
- полная смена обстановки: морской путешественник полностью оторван от своего привычного мира и может позволить себе сосредоточиться исключительно на получении удовольствия от каждого прожитого на лайнере дня;
- уникальный опыт: так или иначе путешествует каждый третий человек, а вот тех, кто предпочитает круизные лайнеры, не так уж много, так что рассказать о своем приключении будет приятно, а вспоминать его – еще приятнее;
- экспресс-путешествие: за относительно короткий промежуток времени можно повидать несколько стран и городов, каждый из которых оставит короткое, но яркое воспоминание, а в понравившиеся места можно вернуться позже.
Минусы:
- морская болезнь: иногда эта беда настигает даже тех, кто всегда гордился своим вестибулярным аппаратом и не сталкивался с подобной проблемой;
- беглый осмотр достопримечательностей: остановки короткие, так что насладиться каждым городом не выйдет, разве что пробежаться по нему и осмотреть самые популярные туристические точки.
Полезные советы по путешествиям на корабле
1. Обратите внимание на тематические ресурсы (круизный форум, отзывы о морских и речных круизах) , которые позволят многое узнать о круизах и правильно подготовиться к путешествию. Еще изучите опыт круизного отдыха и 10 часто задаваемых вопросов о круизах.
2. Пройдите медицинское обследование прежде, чем отправляться в морское путешествие на лайнере. Убедитесь, что ваш организм в порядке, и готов к дальнему пути. Запаситесь лекарствами от морской болезни.
3. Самые лучшие каюты – в середине лайнера, там качка не ощущается вообще, даже в ненастную погоду, поэтому предпочтение стоит отдавать им. Бронировать рекомендуется заранее, так как это популярные места.
4. При желании сэкономить, рекомендуется заранее узнать расписание лайнера, изучить остановки и составить себе экскурсионную программу самостоятельно. Совсем необязательно гулять со своей группой, главное вовремя вернуться на корабль.
5. Позаботьтесь заранее об оффлайн-переводчиках, картах местности и других полезных в путешествиях приложениях на тот случай, если доведется общаться с иностранцами или изучать незнакомый город без гида.
6. В первый день на лайнере обычно проводится учебная тревога, так что не паникуйте из-за внезапно зазвучавшей корабельной сирены, и делайте все, что велят сотрудники.
7. Чем ближе дата отправки, тем дешевле билеты, так что сказочный морской круиз может достаться вам совсем недорого. Этим лайфхаком пользуются многие опытные морские путешественники.
Теперь вы примерно представляете, как путешествовать на лайнере, но этих знаний недостаточно, чтобы сделать однозначный вывод.
Рассмотрите для себя возможность морского круиза, узнайте подробности и обязательно попробуйте. Даже пятидневное плавание оставит незабываемые впечатления!
Прожиточный минимум – 2022: можно ли жить на 36 тысяч тенге в месяц
Для чего на самом деле рассчитывают прожиточный минимум.
Понятие “прожиточный минимум” в нормативных правовых актах нашей страны определяется как “минимальный денежный доход на одного человека, равный по величине стоимости минимальной потребительской корзины”. Минимальная потребительская корзина определена как “минимальный набор продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека, в натуральном и стоимостном выражении”. Проще говоря, это тот минимум, который нужен человеку для выживания.
Размер суммы, определяемой правительством ежегодно, всегда вызывает дискуссии и непонимание в обществе. Так, в 2021 году прожиточный минимум в Казахстане установлен в размере 34 302 тенге. На 2022 год этот порог будет чуть повыше – 36 018 тенге.
Для чего вообще нужен такой показатель как прожиточный минимум? Именно от его величины считаются размеры социальных выплат. Кроме того, этот показатель является официальным “мерилом бедности” – в Казахстане черта бедности определена в размере 70% от прожиточного минимума. То есть на сегодняшний день черта бедности – это 24 011 тенге.
“У нас прожиточный минимум не отвечает реалиям. Не только с точки зрения физического потребления продуктов, но и с точки зрения самих цен. Я не думаю, что он адекватен сегодняшней ситуации. В большей степени этот показатель условный – чтобы рассчитывать адресную социальную помощь”, – говорит генеральный директор Центра исследований прикладной экономики (AERC) Жаныбек Айгазин.
В казахстанском прожиточном минимуме необходимые расходы распределены так: 55% занимает продовольственная корзина, состоящая из 51 наименования, и 45% – непродовольственные товары. Продовольственный пакет основан на минимальных нормах потребления, рекомендованных Академией питания, и включает крупы, мучные изделия, мясо, овощи, молочную продукцию. Непродовольственная часть формально включает все остальные минимально необходимые расходы человека, включая коммунальные услуги. Однако полный список тех товаров и платных услуг, которые входят в эту часть прожиточного минимума, не прописан в НПА.
Важный момент: основываясь именно на показателе “черта бедности”, рассчитывают количество бедных людей в стране. И этот показатель используется для начисления адресной социальной помощи и ряда других социальных выплат.
“У нас очень большая доля социальных расходов бюджета. Суммарно, расходы на социальную сферу, образование, здравоохранение и так далее уже достигли 55% всех расходов бюджета, и они растут. Пересмотр прожиточного минимума неизбежно приведёт не только к переоценке уровня бедности, и доля бедного населения увеличится, но и значительно вырастут расходы бюджета. И тогда надо увеличивать доходность бюджета – поднимать налоги, например. Весь вопрос в возможностях бюджета”, – объясняет Жаныбек Айгазин.
В 2020 году, по официальной статистике, в Казахстане 5,3% людей проживают за чертой бедности. Для сравнения, в России, по официальным данным, это 12,1%.
По данным Всемирного банка, ещё в начале 2020 года, перед пандемией, 736 млн человек по всему миру, или 10% населения планеты, были бедными, их доход составлял меньше 1,9 доллара в сутки. По оценкам ВБ, беднейшими в мире странами были признаны Демократическая Республика Конго с уровнем бедности 77,1% населения и Мадагаскар – 77,6%.
В разных странах прожиточный минимум фиксируется по-разному. Как правило, в развитых странах потребительская корзина рассчитана в зависимости от групп населения (дети, пожилые граждане, семьи, неполные семьи и так далее) и предусматривает более широкий круг затрат, включая траты на одежду, мебель, услуги связи и так далее.
Есть международные пороги. Так, ООН определяет черту бедности как уровень доходов, необходимый для покупки основных товаров и услуг (продукты питания, одежда, оплата жилья, водоснабжение, электричество, школьное образование, медицинское обслуживание). Всемирный банк рассчитывает уровень бедности по затратам в день, при этом делая градацию по уровням развития стран. В среднем считается, что если человек живёт на сумму ниже 5,5 доллара в день – он является бедным. Черта крайней бедности – меньше 1,9 доллара в день.
Казахстанское правительство пересматривать утвержденные пороги пока не планирует. Министр национальной экономики Асет Иргалиев в кулуарах парламента сегодня, 3 ноября, прямо заявил: “На сегодня в правительстве повышение уровня минимального прожиточного минимума пока не рассматривается”. А вопрос “почему” он переадресовал “коллегам из Минтруда и соцзащиты”.
Пять фактов об экономике Казахстана: какую роль они сыграли в протестах
Акции протеста в Казахстане, переросшие в беспорядки с политическими требованиями, начались с выступлений автовладельцев в Мангистауской области на юго-западе страны — они возмутились резким ростом стоимости сжиженного углеводородного газа (СУГ), используемого как автомобильное топливо. В этом регионе Казахстана на конец 2020 года было зарегистрировано около 132 тыс. легковых машин (3,4% от общего количества в стране). По данным казахстанской ассоциации предприятий энергетического комплекса Kazenergy, в Мангистауской области около 80% автопарка использует в качестве топлива именно газ, поскольку он дешевле бензина.
Субсидируемые цены на топливо
Еще в 2018 году власти Казахстана решили поэтапно либерализовать ценообразование на рынке сжиженного газа, увеличивая долю СУГ, реализуемого через электронные торговые площадки на основе спроса и предложения, в том числе автомобильным газозаправочным станциям. О том, что с 1 января 2022 года сжиженный газ будет на 100% продаваться через биржи (за исключением ряда категорий), было известно еще в прошлом году. Однако переход на рыночное ценообразование, в результате чего литр автогаза в той же Мангистауской области подорожал с 80–90 тенге в конце прошлого года до 120 тенге ($0,28) на начало января, все равно застал конечных потребителей врасплох. До марта 2021 года в этом регионе действовала предельная цена на газ на заправочных станциях в 50 тенге за литр — самая низкая среди всех казахстанских регионов.
В целом официальная инфляция в Казахстане по итогам ноября составила 8,7% в годовом выражении — при целевом коридоре местного ЦБ в 4–6%.
Топливные субсидии, из-за которых потребители платят за энергоносители меньше их справедливой стоимости, распространены во всем мире: так, по оценкам Международного валютного фонда (МВФ), в 2020 году прямые субсидии при реализации нефтепродуктов в глобальном масштабе составили около $126 млрд. В основном такие субсидии относятся к установлению и поддержанию внутренних цен ниже международных в странах — экспортерах углеводородов, таких как Россия или Казахстан. По расчетам МВФ, нефтепродуктовые субсидии (в том числе на бензин, дизель) в Казахстане в 2019 году составили почти $13 млрд, или $692 на душу населения. Это было в 2,5 раза больше, чем в целом в развивающихся экономиках ($272 на душу населения).
Казахстанский эксперт Олжас Байдильдинов отмечал в местной версии Forbes в прошлом году, что в Казахстане самые низкие цены на горюче-смазочные материалы по сравнению с соседними странами, из-за чего казахстанские нефтяные компании недополучают в среднем по $2 млрд в год на внутреннем рынке; очень высок износ оборудования, поскольку при таких низких ценах стимулов инвестировать нет. При искусственно сдерживаемых ценах у компаний нет мотивации производить продукт, что грозит дефицитом на внутреннем рынке и нормированием продаж, указывал эксперт. Однако хотя логика действий казахстанских властей понятна, отмена топливных субсидий оказалась слишком чувствительным вопросом, особенно учитывая статус Казахстана как крупного экспортера нефти и газа.
Казахстан, по оценкам Всемирного банка, занимает десятое место в мире по доле невозобновляемого природного капитала (нефть, газ, металлы, минералы) в совокупном богатстве страны — около 27% (для сравнения, у России доля ресурсного богатства примерно в два раза ниже — с этой точки зрения российская экономика более диверсифицированная). В 2020 году половина всего товарного экспорта Казахстана пришлась на сырую нефть — $23,7 млрд из $47 млрд. В группе ОПЕК+ квота страны по добыче нефти составляет почти 1,6 млн барр./сутки — более 4% от общего производства группы. Поставки природного газа за рубеж в прошлом году составили еще около $2,5 млрд (данные внешнеторговой базы ООН).
Помимо этого, Казахстан — крупный экспортер медной руды, меди и изделий из нее ($4,25 млрд в 2020 году), железа и стали ($3,18 млрд), урана ($1,71 млрд). Обладая 12% мировых запасов урана, Казахстан занимает первое место в мире по экспорту природного урана. Суверенный фонд Казахстана «Самрук-Казына», который управляет крупнейшими госкомпаниями страны, располагает активами в эквиваленте около 40% национального ВВП.
Ловушка среднего дохода
Однако Казахстан, скорее всего, попал в так называемую ловушку среднего дохода: из-за ковидного кризиса его переход в статус экономик с высоким уровнем дохода откладывается и не произойдет раньше 2030 года, говорилось в ноябрьском исследовании страховой группы Euler Hermes. По итогам 2020 года страна относительно немного отстает от России по ВВП на душу населения, рассчитанному по паритету покупательной способности (ППС) в постоянных ценах: $25,4 тыс. против российского показателя $26,5 тыс.
К факторам, которые сдерживают инвестиционный рост казахстанской экономики, следует отнести высокий уровень коррупции, несовершенство и слабую независимость судебной системы, констатирует Российский экспортный центр. После ухода Нурсултана Назарбаева с поста президента Казахстана в стране был образован Высший совет по реформам, однако амбициозных преобразований за это время не сложилось.
Незадолго до Нового года минимальный размер оплаты труда в Казахстане (пересчитанный в доллары) составлял менее $100 в месяц — это даже меньше, чем в Кении или Пакистане, отмечает глобальный главный экономист «Ренессанс Капитала» Чарли Робертсон. МРОТ в стране не повышался с 2018 года, и его увеличение с 1 января 2022 года на 41% (до примерно $137) кажется запоздалым решением, рассуждает он.
При этом Казахстан отличается высоким межрегиональным неравенством: несколько лет назад подушевой ВРП в Атырау, самой богатой агломерации в стране, более чем в три раза опережал средний показатель по стране, тогда как в Туркестане (самом бедном регионе) составлял только 33% от среднего. Межрегиональные расхождения в уровне жизни в Казахстане в два–три раза выше, чем в крупных странах ОЭСР с сопоставимо низкой плотностью населения (Канада, Австралия), сообщала ОЭСР в прошлогоднем докладе (.pdf).
Вместе с тем нефтегазовая ресурсная база западной части Казахстана (Атырау, Мангистауская область, Западно-Казахстанская область), благодаря которой подушевой ВРП этих территорий выше, чем в среднем по стране, также маскирует внутреннее неравенство в доходах: получать там высокие зарплаты может только ограниченный круг работников в нефтяной отрасли.
Наконец, демографический аспект тоже является важной частью социально-политической картины: в Казахстане — относительно молодое население, что делает сценарий «арабской весны» более правдоподобным, заметил политолог, эксперт ДВФУ Артем Лукин. Медианный возраст в Казахстане (такой, что половина населения старше этой отметки, а половина — младше) составляет 30,7 лет, а в России, для сравнения, около 40 лет.
Численность казахстанского населения в 2021 году превысила 19 млн человек, а естественный прирост составляет около 250 тыс. человек в среднем с 2013 года.
Казахстан на краю: как бедность свергает правительство
Протесты в Казахстане, с которых начался 2022 год, обнажили системные проблемы, накопившиеся в соседней стране. Сырьевой и промышленный характер экономики исчерпал потенциал развития. Свою роль сыграли низкие доходы населения, инфляция, пандемия и управленческие промахи. Власть реагирует на протест на редкость рационально и даже жестко. Казахстан в последнее время все чаще встает перед выбором между демократией и авторитаризмом. И в ближайшее время эту задачу придется решать.
Публицист Дмитрий Холявченко анализирует для Тайги.инфо глубинные причины протестов в Казахстане и реакцию властей на них, напоминает о сходстве путей двух стран и обозначает проблему выбора, которая стоит и перед Россией.
Протесты прокатились по Казахстану — ближайшему соседу сибирских регионов РФ. В первые дни января на улицы вышли недовольные резким ростом цен на сжиженный газ жители Мангистауской области. Это произошло на фоне перехода на реализацию нефтепродукта через электронные торги. Протестующие требовали снизить цену сжиженного газа до 50−60 тенге за литр. Правительственная комиссия после встреч с гражданами пообещала установить стоимость сжиженного газа в 50 тенге за литр в Мангистауской области. Однако протесты не закончились, к ним присоединились жители других городов. К экономическим требованиям добавились политические — митингующие просили и отставки правительства. Президент, возложив ответственность на правительство, отправил его в отставку. И это тоже не усмирило граждан — протесты продолжились 5 января. В нескольких регионах введено чрезвычайное положение.
Политический год в России начался протестами в соседнем Казахстане. Для жителей российских столиц не всегда очевидно, насколько важен Казахстан для России. Экономика же и коммуникации Сибири, Урала, Нижнего Поволжья очень сильно связана с соседним государством, с которым у России одна из самых протяженных общих границ в мире. Более того, Северный и Восточный Казахстан очень сильно ориентируются на крупные города Сибири и Урала с точки зрения образования или инвестиций в недвижимость.
При этом, как бы парадоксально это ни звучало, Казахстан — это одновременно и единственный органический геополитический союзник России, за которого любая нормальная власть в стране держалась бы более чем за что-либо, и одно из наиболее вовлеченных в мировые процессы государств, образовавшихся на руинах советской империи. Сходство и отличие наших путей — это одно из самых удивительных явлений последних десятилетий в мире.
Поэтому разбираться в том, что происходит в Казахстане жизненно необходимо для любого хоть сколь-нибудь активного человека в России. В Сибири особенно.
Чем Казахстан похож на Россию
Во-первых, маленькой плотностью населения, неравномерностью его размещения, миграционными процессами. Здесь так же гипертрофированно развиваются несколько городских агломераций, есть города-полупризраки, огромные пустые пространства с некомфортными природными и социальными условиями для жизни, большое количество мигрантов, в том числе из стран Средней Азии.
Во-вторых, сходным уровнем развития экономики и огромной ролью природных ресурсов и в национальной экономике, и в качестве источника пополнения бюджета, проблемой моногородов и отдаленностью мест, где живут люди от тех, где есть работа, транзитным характером части экономики, который свойственен странам, находящимся между важнейшими экономическими центрами мира.
В-третьих, серьезными и комплексными проблемами с демократией, фальшивыми политическими партиями, огромной ролью государства в давлении на гражданское общество, долей государственных инвестиций в большом количестве сфер экономики, огромными масштабами коррупции, преемственностью и клановостью власти. Единственное структурное отличие в этом сегменте — это то, что коррупция в Казахстане в большей степени ориентируется на архаичные родоплеменные структуры коренного населения.
В чем Казахстан не Россия
Во-первых, с самого начала Республика Казахстан не захотела системно играть в социальное государство как в ценность и трястись над советской структурой расселения. Депрессивные и бесперспективные населенные пункты безжалостно «закрывали», «социалку» резали, обезлюдевшие города уплотняли, снимая тем самым ту нагрузку на бюджет, которая никогда бы не реализовалась в экономический рост.
Во-вторых, Казахстан очень быстро и достаточно эффективно перешел на международные стандарты в большом спектре направлений, начиная от оказания госуслуг населению и заканчивая стандартами бухгалтерской отчетности и арбитража в сфере бизнеса. Все это происходило на фоне гораздо больших и эффективных иностранных инвестиций и при поддержке государства, чем это было где-либо на постсоветском пространстве.
В-третьих, в Казахстане, как в республике Беларусь, сложилось сильное государство, которое действительно контролирует ситуацию, может делать это достаточно оперативно, жестко и эффективно, и делает это, опираясь на относительно достоверные данные. Статистика здесь не была в такой мере сломана, а вертикаль власти унитарного государства не является фикцией. Особенно в сфере силовых структур.
В-четвертых, Казахстан реально оценивает свой геополитический вес, и политическое руководство страны рационально определяет национальные интересы, лежащие, конечно же, в сфере экономики и привлекательности для иностранных инвестиций. Эти интересы не являются разменной монетой в бессмысленных противостояниях с «Западом» или страхах перед «Востоком».
В-пятых, в Казахстане, несмотря на мощное давление на гражданское общество и заметное количество политэмигрантов, в очень большой мере присутствуют международные гуманитарные фонды, в коммуникации с которыми вовлечена заметная доля «креативного класса», по крайней мере, двух столиц. Параллельно с этим следует отметить гораздо большое проникновение международных корпораций и корпоративной культуры в повседневную жизнь как столичных, так и, отчасти, провинциальных городов. Уровень международной изоляции Казахстана гораздо меньше.
Почему большинство протестов начинаются в Западном Казахстане
Западный Казахстан (в первую очередь нефтедобывающие Атырауская и Мангистауская области) генерирует львиную долю ВВП страны. Здесь расположены не только быстро растущие города — Актау, Атырау, Жанаозен, Кульсары — но и большинство вахтовых поселков, комплекс проблем и масштабы развития которых до сих пор не осознаны на постсоветском пространстве.
Кроме этого, Западный Казахстан в отличие от всех остальных частей страны лишен как сплошной зоны расселения (это пустыня с отдельными агломерациями, удаленными друг от друга), так и выраженной региональной экономической столицы. Попытка государства сделать таковую из Актобе менее удачна, чем проект Астаны и Большого Чимкента. Более того, Актобе — это сотни и сотни километров от Актау и Атырау, у города другая структура экономики и вообще он, скорее, вовлечен в транзитные процессы с Россией, чем с Прикаспийским нефтегазоносным бассейном. Все четыре областных центра Западного Казахстана обладают уникальностью и содержат в себе черты самостоятельного центра.
При этом, как это часто бывает с добычей углеводородов, выгоды от их добычи объявляются национальным достоянием и перераспределяются с помощью государства, на регионы, не имеющие отношения к добыче нефти и газа. Подобная несправедливость по опыту большинства стран мира, нивелируется комплексом мер, которые включают как частичное бесправие рабочих нефтепромыслов (отсутствие гражданства, отсутствие привязки к проблемам муниципалитета ), так и относительно высокий уровень жизни, хоть и не пропорциональный производимому богатству, но явно превышающий ожидания людей, занятых в этой сфере.
Однако ситуация в Западном Казахстане далека от этого. Рост населения — как естественный, так и миграционный — усугубляется тем, что именно Западный Казахстан — особенно Мангистауская область — это основной район расселения оралманов, уровень культуры и образования которых очень сильно уступает местному населению. Также особенностью Западного Казахстана является тотальное преобладание казахов в населении, и любые социальные проблемы крайне редко выливаются в межнациональный кризис, а свобода, характерная для кочевой культуры, упрощает возникновение и эскалацию любых протестов.
Сочетание подобной структуры населения и строения экономики, а также большее количество черт колониальной модели в управлении, помноженное на нарастающий провал между уровнем жизни людей и масштабами нефтедобычи и красоты инфраструктурных проектов (Актау — это город очень больших контрастов) не может не приводить к напряжению.
Что случилось в январе 2022
Рациональное стремление государства вывести все сферы частного потребления в рыночную сферу столкнулось с падением доходов населения, усугубленным мировым экономическим кризисом и пандемией. Дополнительную сложность составила очень низкая проработанность реформы, когда биржевые колебания цен на газ настолько прямо и оперативно влияют на конечные цены для потребителя. Взрыв начался именно в Западном Казахстане на уже и так раскаленной почве, еще потому, что доля автомобилей, работающих на газе там особенно велика. Несправедливость и резкость подобного повышения для региона, добывающего углеводороды, очевидна.
Протесты перекинулись в первую очередь на резонирующие и неравнодушные столицы — особенно более свободную Алма-Ату — и на достаточно проблемные крупные города Юга, как, например, Тараз. И, несмотря на то, что переход протестов из экономической в политическое русло несколько преувеличен, сам по себе факт говорит о многом.
Как отреагировало казахстанское государство
Как гласит старая формула, власть определяет не проблема, а реакция на нее. Оперативность, жесткость, избирательность и рациональность реакции президента Казахстана поистине удивительны. Мы еще не закончили наблюдать за событиями, но на данный момент стоит выделить несколько важных черт, определяющих выбранный формат выхода из кризиса.
Во-первых, оперативность реакции и верная оценка опасности и уровня радикализма, помноженная на мгновенное признание проблемы. Отставка правительства свидетельствует о том, что решение проблемы даже в публичном пространстве признается гораздо более важной задачей, чем любые внутрикорпортивные властные договоренности.
Во-вторых, жесткость реакции, включая введение массовых, относительно количества протестующих, задержаний и чрезвычайного положения. Был ограничен доступ в интернет — это экстраординарная мера, которая применяется крайне редко, даже в режиме ЧП.
В-третьих, твердая и рациональная позиция президента относительно того, что цены на газ не должны быть дотационными. Не случайно подчеркивается именно временный характер заморозки цен, а критике подвергается не сам факт реформы, а ее плохое исполнение. А выбор в качестве решения проблемы цены на газ не дотации, а увеличение объемов производства, как основания для снижения рыночных цен — показатель очень высокого уровня здравого смысла.
В-четвертых, признание в качестве корня проблем объективных причин: недостаточные доходы населения и инфляция как ключевой фактор, влияющий на благосостояние людей.
Какие системные проблемы Казахстана вышли на свет в результате кризиса
Во-первых, достигнут предел бескризисного технократического управления страной. Любые меритократические подходы (особенно в системе, заторможенной клановостью и коррупцией) становятся недостаточно эффективными, своевременными и оперативными без демократического функционала и обратной связи свободного гражданского общества.
Во-вторых, унитарный характер государства, который упрощает множество внутренних управленческих процессов, становится проблемой и тормозом с точки зрения локализации проблем. При нормальном течении жизни эти проблемы не являются критическими, но в условиях кризиса единственным вариантом является федерализация.
В-третьих, становится очевидным, что сырьевой и промышленный характер экономики исчерпал потенции развития и самым важным условием дальнейшего экономического роста становится исключительно внутреннее потребление, которое можно увеличить только путем увеличения уровня доходов населения. Причем такого увеличения, которое будет продуктивно в любом региональном разрезе.
В-четвертых, Казахстан последние годы всё чаще находится перед выбором свободы и порядка. И пока проблема не встала ребром, но следует ожидать, что в какой-то момент перед властью возникнет дилемма выбора между правами человека и безопасностью на улице. Или, скорее, между абстрактной и не очень глубокой свободой и не менее абстрактной и не самым безопасным порядком. И это будет очень серьезным выбором, который определит будущее страны на десятилетия.
В условиях сходного выбора в соседних России и Китае эта проблема становится еще более актуальной.
Дмитрий Холявченко, специально для Тайги.инфо
Как изменится жизнь казахстанцев с 1 января 2022 года
С 1 января 2022 года в Казахстане введут несколько новых налогов, а также повысят стоимость сигарет, документов и размер утильсбора для автомобилей
НУР-СУЛТАН , 30 дек — Sputnik. В 2022 году жителей Казахстана ждет ряд изменений, которые касаются выплаты социальных пособий, пенсий и налогов.
О самых важных изменениях – в материале Sputnik Казахстан .
Пенсии в 2022 году в Казахстане
В Казахстане с 1 января увеличится минимальный размер пенсии – до 46 302 тенге. В 2021 году этот показатель был на 3 030 тенге меньше и составлял 43 272 тенге.
Кроме того, вырастет минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты: с 18 524 тенге до 19 450 тенге.
В настоящее время пенсия казахстанцев складывается из нескольких частей: базовой, солидарной и за счет накоплений в пенсионном фонде. Государство выплачивает базовую пенсию абсолютно всем казахстанским пенсионерам. Ее размер зависит от трудового стажа. Если трудовой стаж составляет менее десяти лет либо его вовсе нет, то человек может рассчитывать лишь на минимальную базовую пенсионную выплату от государства.
Подробнее о том, от чего зависит пенсия в Казахстане , читайте здесь.
С какого возраста выходят на пенсию в Казахстане в 2022 году
Казахстанских женщин в 2022 году ждет очередное повышение пенсионного возраста. Если в 2021 году для выхода на пенсию казахстанке нужно было достичь 60 лет, то с 1 января 2022 года этот возраст повысили до 60 с половиной лет.
Для казахстанских мужчин пенсионный возраст остался прежним – 63 года.
Документы в Казахстане в 2022 году станут дороже
С 1 января 2022 года в Казахстане увеличится стоимость госпошлины, которую нужно заплатить при изготовлении документов. Это связано с ежегодным увеличением МРП (минимального расчетного показателя), к которому привязывают стоимость госпошлины.
Стоимость документов в 2022 году
В результате с нового года паспорт будет стоить 24 504 тенге (для сравнения, в 2021 году он обходился в 23 336 тенге).
За удостоверение личности придется заплатить 613 тенге (в прошлом году – 583 тенге).
Водительские права обойдутся в 3 828 тенге (3 646 тенге в 2021 году).
Свидетельство о рождении в Казахстане выдают бесплатно. Однако если человек хочет внести изменения в документ или получить его повторно, то нужно заплатить 1 532 тенге. Для сравнения, в 2021 году за это требовали 1 458 тенге.
Регистрация брака обойдется молодоженам в 3 063 тенге, а повторная выдача свидетельства о браке – 1 532 тенге.
Госпошлина при подаче на развод в 2022 году будет стоить 6 126 тенге.
Пособия на рождение в Казахстане станут больше в 2022 году
В Казахстане в 2022 году увеличится размеры величин (МРП, прожиточный минимум, минимальный размер заработной платы), от которых зависят различные пособия и социальные выплаты.
Поэтому размер пособия на рождение ребенка в 2022 году в Казахстане составит:
- на первого, второго и третьего ребенка – 116 394 тенге (38 МРП);
- на четвертого, пятого и так далее – 192 969 тенге (63 МРП).
Кроме того, в Казахстане в течение года после рождения ребенка выплачивают деньги матерям (отцам или другим лицам, которые ухаживают за ребенком). Их размер зависит от того, работал ли человек до выхода в декрет.
Так, для ранее не работавших предусмотрено ежемесячное пособие. С 1 января 2022 года его размер составит:
- на первого ребенка – 17 643 тенге (5,76 МРП);
- на второго ребенка – 20 860 тенге (6,81 МРП);
- на третьего ребенка – 24 045 тенге (7,85 МРП);
- на четвертого, пятого и так далее – 27 261 тенге (8,90 МРП).
Для женщин (или мужчин), которые работали до декретного отпуска, размер выплаты рассчитывается по специальной формуле, которая в 2022 году останется неизменной. Среднемесячный доход (за последние 2 года) умножаем на коэффициент 0,4. От получившейся цифры отнимаем 10% (пенсионные взносы).
К примеру, женщина (или мужчина) в течение последних двух лет ежемесячно получала зарплату в 100 тыс. тенге. Для нее расчет будет выглядеть так:
100 000 * 0,4 = 40 000
40 000 – 4 000 (то есть 10%) = 36 000 тенге. Это размер ежемесячной выплаты, которую будут выплачивать, пока ребенку не исполнится 1 год.
Пособия 2022 года – инфографика
Вместе с тем в 2022 году пособие для работавших не должно превышать 168 тыс. тенге. В то же время оно не может быть меньше 17 643 тенге.
Кроме того, работающим женщинам в Казахстане положены единовременные выплаты по беременности и родам – его размер зависит от доходов и продолжительности отпуска.
В свою очередь максимальный размер выплат зависит от МЗП, который в 2022 году стал больше.
Как следствие, в 2022 году максимальный размер выплат составит 1 587 600 тенге. Для сравнения, в 2021 году эта сумма составляла 1 124 550 тенге.
Подробнее о том, как рассчитать размер выплат по беременности и родам, читайте здесь.
Пособия для многодетных семей повысят
В Казахстане также предусмотрены ежемесячные пособия для многодетных семей. Такими государство считает семьи, в которых воспитываются четыре и более ребенка (включая студентов-очников до 23 лет). Пособие назначают независимо от дохода семьи. В 2022 году его размеры составят:
- на всех четверых детей – 49 100 тенге (16,03 МРП);
- на всех пятерых детей – 61 383 тенге (20,04 МРП);
- на всех шестерых детей – 73 666 тенге (24,05 МРП);
- на всех семерых детей – 85 948 тенге (28,06 МРП).
Начиная с восьмого ребенка, расчеты ведутся по-другому: за каждого восьмого, девятого, десятого и так далее ребенка выплачивают по 12 252 тенге (4 МРП) в месяц.
На пожизненные пособия могут также рассчитывать женщины, которые имеют:
- подвеску “Алтын алқа” (родившие и воспитавшие 7 и более детей);
- подвеску “Күміс алқа” (родившие и воспитавшие 6 детей);
- советское звание “Мать-героиня” (10 и более детей) или орден “Материнская слава” первой (9 детей) и второй степени (8 детей).
Им ежемесячно положено пособие в размере 19 604 тенге (6,4 МРП).
Подробнее о том, на что еще могут рассчитывать многодетные матери в Казахстане , читайте здесь.
Пособия для инвалидов увеличат в Казахстане
В 2022 году в Казахстане увеличился размер ежемесячного пособия по инвалидности:
- I группа – 69 155 тенге (в 2021 году эта сумма составляла 65 860 тенге);
- II группа – 55 108 тенге (было 52 483 тенге);
- III группа – 37 459 тенге (было 35 675 тенге).
Детям-инвалидам до 16 лет положено пособие в размере 50 426 тенге (для сравнения в 2021 году эта сумма составляла 48 023 тенге).
Пособие также положено инвалидам с детства, детям-инвалидам с 16 до 18 лет – от 43 222 до 69 155 тенге (в зависимости от группы).
В Казахстане вырастет размер пособий по утере кормильца
В республике в 2022 году также вырастет ежемесячное пособие по случаю потери кормильца:
- при наличии одного нетрудоспособного члена семьи – 30 976 тенге;
- при наличии двух – 53 667 тенге (на всю семью);
- при наличии трех – 66 634 тенге (на всю семью);
- при наличии четырех – 70 596 тенге (на всю семью);
- при наличии пяти – 73 117 тенге (на всю семью);
- при наличии шести и более – 75 998 тенге (на всю семью).
Круглая сирота будет получать ежемесячное пособие в размере 42 501 тенге (в 2021 году эта сумма составляла 40 477 тенге).
Пенсии начнут выплачивать по-новому в Казахстане
В Казахстане с 1 января 2022 года расширяют список пенсионеров, которым изменят методику расчета ежемесячной выплаты из Единого национального пенсионного фонда (ЕНПФ). В список теперь также входят казахстанцы, которые начали получать пенсии с 1 января 2018 года по 31 марта 2021 года.
Согласно новой методике пенсионера ждет ежегодный рост его ежемесячных выплат.
“Раньше система была выстроена так, что в начале человек получал бóльшую сумму со своих накоплений. С годами сумма пенсионных накоплений уменьшалась, что приводило к постепенному уменьшению ежемесячных выплат”, – рассказали ранее Sputnik Казахстан в Ассоциации финансистов Казахстана .
Теперь в ЕНПФ изменили методику: в начале человек получает меньшую сумму (по сравнению со старой методикой), зато ежегодно сумма будет увеличиваться на 5%.
“Получается, если раньше выплаты шли на уменьшение, то теперь идут на увеличение. И в том, и другом случае выплаты идут до полного исчерпания накоплений”, – добавили в ассоциации.
Подробнее о новой методике читайте здесь.
Майнеры начнут платить налог в Казахстане в 2022 году
В Казахстане с 1 января 2022 года начнут взимать плату за цифровой майнинг . Теперь майнинговым фермам, которые работают в Казахстане , придется платить по 1 тенге за каждый 1 киловатт-час потребленной электроэнергии.
Данные изменения предусмотрены поправками (а именно статьей 606-1), которые были внесены в Налоговый кодекс республики. По задумке казахстанских депутатов, новый налог позволит вывести из тени сферу цифрового майнинга .
Напомним, осенью 2021 года работа казахстанских майнинговых ферм привела к ограничению поставок электроэнергии в некоторые регионы. Власти связали это с массовым приходом майнеров в Казахстан .
Почему Казахстан стал “Меккой” для майнеров и почему энергосистема страны оказалась к этому не готова, читайте здесь.
Налог на Google в Казахстане
Другие поправки в Налоговый кодекс с 1 января 2022 года вводят в Казахстане так называемый “налог на Google “.
Он коснется мировых интернет-гигантов (к примеру, Google , Facebook, Netflix), которые продают казахстанцам свои цифровые товары и услуги.
Теперь иностранные интернет-компании будут обязаны платить налог на добавленную стоимость (НДС) за заработанные в Казахстане деньги. Ставка НДС составляет 12% от суммы реализованных товаров и услуг.
Речь идет о продаже прав на использование программ, компьютерных игр, электронных книг, изображений, платном прослушивании музыки и так далее. Также налог коснется сферы маркетинга и рекламы. Как заверили в правительстве, новый налог не затронет рядовых казахстанцев.
В Миннацэкономики ожидают, что новый налог принесет в бюджет страны около 2 млрд тенге. А вот депутаты надеются, что внедрение цифрового налога позволит уравнять конкурентные условия для казахстанских и зарубежных компаний.
Черту бедности изменят в Казахстане
В Казахстане с 1 января изменят величину прожиточного минимума – его увеличат с 34 302 тенге в 2021 году до 36 018 тенге в 2022 году.
В Казахстане считается, что если доход человека составляет меньше 70% от прожиточного минимума, то он живет за “чертой бедности”. Таким образом, “черта бедности” в 2021 году составляла 24 011 тенге, а в 2022 году увеличится до 25 212 тенге в месяц на человека.
Люди, живущие за “чертой бедности” (то есть получающие в 2022 году меньше 25 212 тенге в месяц), имеют право на получение адресной социальной помощи (АСП) от государства.
В Казахстане АСП получают более 900 тыс. человек. Размер АСП вычисляется индивидуально и зависит от среднедушевого дохода семьи.
Бывает так, что на каждого члена семьи может приходиться помощь в размере до 1 тенге. Однако в любом случае не стоит отказываться от АСП: какой бы маленькой она ни была, дети из этой семьи смогут рассчитывать на помощь в виде питания, бытовой химии, канцелярских принадлежностей и школьной формы.
Подробнее о том, на что могут рассчитывать получатели АСП, читайте здесь.
Размер утильсбора вырастет в Казахстане
В Казахстане с 2016 года взимается обязательный утилизационный сбор за ввоз транспортного средства в страну. Утильсбор обязаны платить автопроизводители, официальные импортеры и частные лица, желающие ввезти и зарегистрировать автомобили в Казахстане .
Утильсбор — это выплачиваемый государству разовый платеж, который в будущем должен быть потрачен на утилизацию машины.
По данным Минэкологии, всего от производителей с 2016 года по сентябрь 2021 года поступило 614 млрд 488 млн тенге утилизационного платежа.
Для расчета утильсбора коэффициент (размер зависит от объема двигателя и категории авто) умножают на базовую ставку (размер зависит от МРП).
Базовая ставка составляет 50 месячных расчетных показателей (МРП). В 2022 году один МРП повысили до 3 063 тенге. Таким образом, размер базовой ставки в 2022 году установлен на уровне 153 150 тенге.
К примеру, в 2022 году утильсбор за легковой автомобиль (объем двигателя меньше 1 тыс. кубических сантиметров) составит 459 450 тенге, за комбайн мощностью свыше 400 лошадиных сил – 13 783 500 тенге.
Подробнее об утилизационном сборе в Казахстане читайте здесь.
Сигареты в Казахстане подорожают
С 1 января вырастет минимальная розничная цена на пачку сигарет – с 520 до 550 тенге. Такая минимальная цена будет действовать до 30 июня 2022 года.
После этого каждые полгода минимальную цену на сигареты ждет поэтапное увеличение, пока она не вырастет до 600 тенге в 2023 году.
Новая форма полицейских
С 1 января 2022 года часть полицейских Казахстана переоденутся в новую служебную форму.
Как ранее сообщил министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев , новую форму будут отшивать постепенно. Первыми ее получат отряды патрульной полиции и инспекторы.
Также министр отмечал, что остальные сотрудники правоохранительных органов будут донашивать старую форму, постепенно заменяя ее на новую. В течение двух лет всех стражей порядка переоденут в новую форму.