Лучшие рестораны и кафе Паттайи, где можно вкусно поесть
Мы изучили все заведения Паттайи и выбрали лучшие на наш взгляд! Смотрите обзор каждого ресторана, кафе или бара + интересные позиции меню, фото, цены и отзывы!
Паттайя, как и любой другой уголок Тайланда, щедр на угощения. Убеждение в том, что тут преобладает очень острая еда – всего лишь миф.
На самом же деле курорт умело подстраивается под туристов из других стран, предлагая то, к чему они привыкли, но при этом не теряя своего национального колорита.
Остается дело за малым – выбрать из россыпи гастрономических местечек наиболее подходящие.
Если хочется покушать дешево, прямая дорога в макашницы, где торговцы потрясающе занижают цены на еду: 30-40 бат за полноценный ужин. Передвижные уличные лавочки на каждом шагу. Для поклонников высокой кухни открыты заведения с роскошными интерьерами. К услугам тех, кто предпочитает скромную, но качественную еду, разнообразные фаст-фуды и бары.
Всюду действует волшебная фраза «ноу спайси», и тогда блюдо не окажется чересчур пикантным.
Новичкам в деле знакомства с Тайландом обязательно стоит попробовать два главных блюда. Том ям – кислый супчик с пряностями, который никого не оставляет равнодушным, и пад тай – лапша с добавками в виде мяса, курицы или креветок, сдобренная лаймом и орехами.
Мы внимательно изучили Паттайю и составили для вас рейтинг лучших ресторанов и заведений поскромнее, где не только кормят вкусно и качественно, но и неплохо развлекают.
Mantra Restaurant & Bar
Роскошный стильный ресторан – один из лучших в Паттайе. Модное местечко, куда стекаются на ужин туристы изо всех уголков курорта.
Привлекает гурманов разного калибра, а все потому, что повара стараются «объять необъятное» — на семи кухнях ваяют блюда из самых разных стран мира. В меню нашлось место индийскому карри, итальянской пицце, японским суши и роллам, австралийским стейкам. Даже угодили вегетарианцам.
Разумеется, не обошли вниманием и национальную кухню. Заведение располагает собственным винным погребом, в котором хранится более 160 сортов благородных напитков. Mantra – это целый гастрономический «городок», вместил в себя даже пекарню: к столу подается свежеиспеченный хлеб с добавлением зелени, томата, сыра.
Особой популярностью у гостей пользуются воскресные бранчи. Завтраки проходят в формате шведского стола, а он, поверьте, весьма богат.
Стоит учесть, что высокий уровень требует определенного дресс-кода. Пляжная одежда не подойдет, отправляясь в «Мантру», позаботьтесь о красивом наряде.
Цены: цены на еду впечатляют, как и сами блюда. Порция рыбы стоит 450-1100 бат, паста до 850 бат, пицца 450-550, салаты 320-450. Ужин на одного человека без спиртного обойдется в 4400-4800 бат.
Все Фудкорты Паттайи — Отзывы, Цены, Как Добраться
Автор: pikitrip · · Обновлено 05.09.2019
Фудкорты в Паттайе — это возможность быстро, недорого и вкусно поесть на бегу, в перерыве между шоппингом.
Какие фудкорты в Паттайе самые лучшие? Где кормят вкуснее всего? Цены на еду в Паттайе, что лучше заказать и другие подробности в сегодняшнем обзоре.
Как заказать еду на фудкорте в Паттайе
приборы брать здесь. Поднос у палатки с заказом
Так как принцип всех фудкортов одинаков, расскажу вкратце.
У каждого на входе есть будка,(или даже 2, если входа 2). В которой вы протягиваете деньги оператору и кладете на карточку ту сумму которую планируете потратить, или с запасом, потому что остатки денег заберете на выходе проделав тоже самое.
Все шопы с едой берут только карты, с наличными деньгами не работают. Напитки — тоже самое, по карте.
Положили денег на карту-выбрали блюдо-назвали номер-отдали карту повару который снял с нее деньги и выдал обратно карту и чек. Через пару минут подошли и забрали свое блюдо.
У каждого шопа с едой есть подносы и приправы, салфетки.
Вилки, ложки, палочки — стоят отдельно. Вилки и ложки принято опускать в кипяток(который стоит там же), для дополнительной гигиены.
В некоторых фудкортах(теско лотус, биг-с), стоят бидоны с бесплатной питьевой водой. Рядом с ними стаканы, так что можно подойти и налить.
Фудкорт Централ Фестиваль Паттайя
фудкорт централ фестиваля фото
Один из самых старых и точно самый дорого фудкорт в Паттайе. Находится на этаже — G, это самый нижний этаж на который можно попасть с Бич роад и Секонд Роад.
Что в меню?
Есть японская, китайская, тайская, русская, европейская, восточная кухня. Выбор блюд большой, цены от 40 батов за порцию.
Чаще всего русские туристы боятся экспериментов и по привычке заказывают пюре с котлетой или борщ, но на мой взгляд лучше в чужой стране чуть-чуть расслабиться и попробовать что-то новое.
Советую:
Као Ман Гай — отваренный рис с вареной курицей и бульоном.
Цена — 50-60 батов.
Вкусно, подойдет для детей, сытно. Рис отваривается в куринном бульоне и даже самые капризные в еде дети обычно као ман гай едят с удовольствием.
Утка по пекински с лапшой
Утка по пекински в Паттайе фото
На мой вкус — лучшая утка, лапша и подливка в городе. Минус один — лично мне порции не хватает чтобы наестся.
Также можно попробовать — пад тай с креветками, блинчики, рис с курицей, карри, том ям и прочее популярное.
Фудлофт в Централ Фестивале
кафе фудлофт в паттайе
Облагороженный вариант фудкорта, в котором тоже никогда нет людей как и в Фудвейве. На 4 этаже Централ Фестиваля ближе к морю.
Плюсы — веранда и вид на море, можно курить и заказать алкоголь.
Минусы — цены, выбор.
Еще плюс в том что есть вай фай и детский уголок, который прекрасно подойдет для совсем мелких деток.
Вкусная паста с морепродуктами, блинчики с фруктами, жареный рис. Не рекомендую — восточную кухню.
Русский шоп тоже есть — так что оливье или борщ — пожалуйста.
русская еда в паттайе фото
Фудкорт Централ Марина Плаза
Фудкорт-Фудпарк в Централ Марина — Где поесть в Паттайе?
Фудкорт-Фудпарк в Централ Марина — Где поесть в Паттайе?
Недавно бывший Централ Марина полностью переделали и обновили и сейчас в нем располагается лучший фудкорт города.
Отличный дизайн в морском стиле, новая посуда, чисто, прохладно, прекрасные цены, короче говоря-придраться совершенно не к чему.
Находится в центральной части города Паттайя, вот карта:
Работает С 11 до 22.
Что заказать?
Утка по-пекински с лапшой — 70 батов. Плюсы — она в отличии от «фестивальной» огромная. Но подливка мне нравится меньше.
Том ям+рис — 50 батов
Рис с курицей — 45 батов
Карри, стейк с картошкой фри, салаты, тайские блюда.
Расположен ближе к Секонд роад, тоже на самом нижнем этаже. Есть открытая веранда.
Для детей есть детский уголок с мягкими полами и мультиками.
Фудкорт в тц Харбор Молл
вот здесь кладем деньги Харбор
Ул. Центральная Паттайя. Ближе к Сукхумвиту.
Фудкорт находится на 6 этаже(не уверена, поправьте если что).
Торговый центр Харбор новый и весь сияющий, таким поначалу был и фудкорт. Но так как по количеству людей себя не оправдал, шопы с едой начали закрываться и выбор блюд невелик.
При этом, перекусить там вполне еще можно, цены низкие.
вот так выглядит на картинке утка
Рекомендую лапшу, том ям, утку по-пекински, курицу в панировке с рисом.
Цены от 40 батов за блюдо.
Фудкорт Теско Лотус Южный
Где поесть в Паттайе — фудкорт Теско Лотус
Находится рядом с Аутлет молл Паттайя и ночным рынком выходного дня на Теппразит. Часы работы Теско с 10 до 22:00, но фудкорт закрывается раньше.
Обратите внимание, что фудкорты везде закрываются раньше чем основная часть тц.
Находится на втором этаже.
Плюсы — рядом игровая, куда можно запустить ребенка и спокойно поесть.
Минусы — обветшалый, людный, слегка грязноватый.
Рекомендую — как всегда утку:), том ям, рис с курицей, пад тай, пельмешки гедза,
пад ка пао(рис с жареным фаршем и базиликом)
Где поесть в Паттайе — фудкорт Теско Лотус
приборы лежат в зале фудкорта вот в таком боксе. Рядом кипяток — чтобы уж наверняка!
Цены — от 40 батов за блюдо.
Тоже недорогой фудкорт, цены на популярные блюда очень приятные.
Биг С Южный на Сукхумвите
еда на фудкорте в Биг си
Находится недалеко от описанного выше Лотуса и ночного рынка.
Фудкорт на 1 этаже, обновленный и тоже чистенький-свеженький, с салатовыми стульями. Выбор блюд невелик, но, в принципе, есть все чтобы заморить червячка.
фудкорт в Биг-си в Паттайе фото
еда на фудкорте в Биг си
Цены- от 45 батов за блюдо.
Обычно на фудкорте в Южном Биг-С я беру као ман гай, том ям или лапшу рамен, иногда лапшу со свининой или курицей. Утки не замечено.
( на фотках он у меня еще в старом варианте, сейчас все обновили)
Еще там есть очень-очень вкусное кокосовое мороженое с посыпками. Огромная порция 25 батов.
Фудкорт Май шоппинг Молл
фудкорт майк шопинг молла фото
Этаж не помню, но точно не первый. Не перепутаете, так как в лифте будет указан номер.
Находится в центральной Паттайе, между тц Роял Гарден Плаза и Централ Фестиваль. Ехать туда специально смысла не имеет, но если вдруг оказались, можно и поесть.
В майк Шоппинг Молле симпатичный бассейн на крыше, о нем я писала как-то, и фудкорт тоже новенький-свеженький.
европейские пенсы у бассейна майк молла
Цены высоковаты на мой взгляд. От 60 батов за блюдо. Выбор стандартный.
Фудкорт Food Wave в Роял Гарден Плаза
фудкорт в Роял Гарден Плаза в паттайе фото
Это конечно фудкорт, но не совсем. То есть принцип заказа блюд тот же самый: деньги-карточка-еда, но с претензией и очень красивым видом.
Цены в Фудвейве неоправданно высокие, да еще и берут сервис-чардж.
еще фото еды в Паттайе на фудкорте
вареники и пельмени на фудкорте в Паттайе
Они себя фудкортом не считают и называются «ресторан».
Плюсы — на веранде потрясающий вид на море и пляжную улицу, играет приятная музыка и в целом съесть супчик или выпить чашку кофе с тортиком можно. Перекуры тоже разрешены.
Можно заказать алкогольный коктейль, вино, пиво.
Минусы — цены конские. Кофе с тортиком обойдется со сбором в 300 батов, так что проще отправиться в соседний Старбакс, в котором вид совершенно такой же.
Выводы про фудкорты Паттайи
На мой взгляд, перекусить на фудкорте — это прекрасная идея, так как экономит силы, деньги и время. Особенно если конечная цель не еда,(тогда в ресторан нужно идти), а другие вещи.
Детей на фудкортах можете кормить, это безопасно. Сами не травили
Я описала основные и самые популярные фудкорты в Паттайе. Конечно же список не полный, так как в Паттайе еще полным-полно небольших торговых центров вне туристических троп, где тоже есть фудкорты, тот же The Chilled», к примеру, который находится на сои Као Ной за железкой.
Надеюсь вам пригодится эта информация, а если есть что дополнить — пишите, с радостью послушаю и добавлю, если о чем-то забыла упомянуть.
Какие фудкорты в Паттайе вам нравятся больше других?
Как купить хорошую страховку дешево? Страховку в Таиланд всегда очень сложно выбрать. Поможет определиться вот эта статья:
Еда в Паттайе – где недорого поесть? Кафе, рестораны, уличная еда, цены, особенности тайской кухни
Содержание статьи:
- 1. Где поесть в Паттайе?
- 2. Особенности тайской кухни
- Фудкорты в ТЦ
- Уличная еда
- Кафе и рестораны
- Продуктовые рынки
- Покупка еды в магазине
- 3. Магазины европейской еды в Паттайе
- 4. Доставка еды
- 5. Экзотические блюда
Еда в Паттайе, как и по всей стране, широко распространена на улицах: в передвижных лавках и кафе. Рестораны с радостью предоставляют возможность приготовить блюдо из свежих продуктов, купленных посетителем рядом.
Где поесть в Паттайе?
Дешево поесть в Паттайе можно в супермаркете. Сетевые магазины обустроены кухнями, на которых готовят свежую пищу. В некоторых есть возможность заказать блюдо из ингредиентов, приобретенных здесь же. Средняя стоимость пищи сопоставима с ценами в России.
Второй вариант насыщения организма – посещение многочисленных уличных лавок. Еда в передвижных ларьках славится свежестью и вкусом. Некоторые туристы не доверяют ей из-за внешнего вида: тайская пища не всегда выглядит презентабельно. То же касается кафе и ресторанов местной кухни. Блюда дешевы, хорошо насыщают, но редко радуют внешним видом.
Во многих торговых центрах есть фудкорты – ресторанные дворики, представленные множеством кафе. Большая часть предлагает тайскую кухню, хотя встречаются заведения европейской. Также в Таиланде есть рестораны мировых брендов общественного питания.
Особенности тайской кухни
Тайцы любят еду, вне зависимости от продуктов, использованных для приготовления. Главное правило – использовать пригодные в пищу ингредиенты. Поэтому тайская кухня считается одной из лучших. Еда в Паттайе готовится из всего: мяса, рыбы, овощей, фруктов и прочих продуктов. Местное население не брезгует экзотической едой, например жареными насекомыми. В процессе готовки повара задействуют любые доступные ингредиенты. Вкус еды в Таиланде зависит от сочетания специй, хотя каждое блюдо характеризуется как острое.
Во главе стола – рис, что характерно для востока Азии. Отваренную крупу подают с любыми продуктами, начиная с соусов и заканчивая мясом. Сам рис также делится по сортам. Кроме привычного белого, тайцы выращивают красный, черный, скрещенный с цветами и множество других. Рис используют не только в отварном виде. Тайцы научились обжаривать сырую крупу, делать из неё лапшу. Некоторые заведения предлагают блюда с сырым рисом. Злак используют как дополнение к острым блюдам. Подав пищу, посетителю предлагают взять порцию вареного риса, чтобы заесть остроту.
Второй по популярности продукт в Таиланде – лапша, которую делают из пшеничных зерен, риса, яиц, бобов и прочих компонентов. Лапшу едят вареной: после термической обработки пропадают вредные вещества. После варки продукт не обжаривают – так сохраняется больше полезных свойств.
Повара щедро дополняют блюдо специями во время приготовления. Основная смесь приправ носит название “тайское карри”. Она используется в приготовлении абсолютного большинства блюд. Тайские повара готовят менее острые блюда иностранцам. Заказывая еду, попросите не использовать специи вовсе. Попробовав готовое блюдо, не удивляйтесь – так тайцы видят неострую пищу.
Фудкорты в ТЦ
Вкусно поесть в Паттайе позволяют фудкорты, расположенные в торговых центрах. Ресторанные дворики работают по специальной системе. На входе посетитель получает карточку, пополняет её в банкомате рядом. Карта используется для оплаты заказанной еды. Окончив прием пищи, на выходе снимают остаток.
Фудкорты торговых центров Паттайи позволяют как полноценно пообедать, так и перекусить. Рестораны предлагают посетителям различные блюда. В фудкортах представлены: тайская, европейская, русская кухни, а также еда, распространенная в Юго-Восточной Азии. Разнообразие еды позволит любому посетителю найти блюдо по вкусу.
Средняя стоимость блюда в фудкорте составляет 80 бат. Цена может варьироваться, в зависимости от ресторана и типа кухни.
Уличная еда
Жители Таиланда редко готовят дома. Тайцы предпочитают питаться в столовых или передвижных кухнях. В связи с этим, большинство квартир не оборудованы кухней. Чтобы недорого покушать в Паттайе – обратите внимание на заведения, где больше всего тайцев и почти нет туристов. Местные жители любят еду, но стараются экономить.
В Таиланде встречаются макашницы. Это передвижные мини-кухни, торгующие любыми типами продуктов. Приобретя еду, попросите торговца сделать из неё блюдо. В некоторых макашницах работает несколько человек – продавец и повара. Процесс готовки редко занимает больше 10 минут. Как правило, данная услуга бесплатна. Подобный способ питания популярен у местных жителей.
Макашницы – один из наименее дорогих способов поесть в Таиланде. Цены на блюдо колеблются в промежутке от 10 до 40 бат. Примеры стоимости некоторых блюд, в батах:
-
Сосиска в тесте – 10.
Шашлык из: -курицы – 20;
-кальмара – 25;
-свинины – 25;
-осьминога – 30.
Фаршированная нога курицы – 35.
Блины с начинкой – 30 за 5 штук.
Красная рыба на гриле – 100.
Кафе и рестораны
Паттайя – туристический город с большим количеством разнообразных ресторанов. Заведения питания предлагают иностранцам блюда местной, китайской, японской, европейской и прочих кухонь. Среди заведений встречаются как простые, в которых питаются рядовые жители, так и элитные, для людей побогаче.
Большая часть кафе – местные, встречаются через каждые 50 метров. Предлагают разнообразные вкусные блюда – первые, вторые, десерты. Средняя стоимость блюда составляет 60 бат.
Еду готовят быстро, что также радует. Часто посетителям тайских ресторанов предлагают фрукты в качестве комплимента.
Русские блюда предлагают во многих ресторанах европейской кухни, хотя встречаются специализированные. Владельцы подобных заведений из России, хотя повара, зачастую, местные. Цены в среднем ниже, чем в ресторанах на родине.
Также в Паттайе можно легко найти сетевые заведения фастфуда мировых брендов: McDonalds, Burger king, KFC, Pizza Hut.
Продуктовые рынки
На рынках Паттайи предлагают недорогую еду по приемлемым ценам. Базары славятся качеством и свежестью продуктов, особенно рыбы. Кафе на территории рынка предлагают посетителям приготовить блюдо из свежей продукции. Наиболее известны:
-
Ночной рынок Теппразит.
Рыбный рынок Наклуа.
Рынок на Джомтьене.
Каждое учреждение предлагает посетителям Паттайи еду на улице, которую готовят из свежих продуктов.
Ночные рынки начинают работу после 5 часов вечера. Базар на улице Теппразит открыт для покупателей три дня в неделю – пятницу, субботу и воскресенье. Рынки в районе Джомтьен и возле отеля Паттайя Парк открыты ежедневно. Основная продукция – свежие мясо и фрукты с окрестных ферм, часто встречаются морепродукты и овощи, одежда, пляжные и хозяйственные принадлежности, сувениры. Каждый рынок предлагает гуляющим посетителям перекусить в многочисленных кафе, сотрудники которых готовят еду из приобретенных рядом ингредиентов.
Рыбный рынок на Наклуа начинает работу около 6 утра, заканчивает строго в 19:00. Около 90% ассортимента составляют морепродукты. В кафе на территории с радостью приготовят блюдо из приобретенных рядом ингредиентов. Таким образом, на рынке в Паттайе можно недорого поесть приготовленные морепродукты, например креветок.
Фрукты в Таиланде экзотические. Стоимость варьируется от места покупки: в супермаркетах, как правило, на 30-40% дороже, чем на рынке. Пример стоимости некоторых фруктов в батах за кг:
Питайя, также известная как драконий фрукт – 65.
Ананас – 20-30 бат за штуку
Бананы – 20 за связку
Овощи на рынках также дешевы. Килограмм картошки обойдется в 40 бат, а огурцов или помидоров – в 30.
Покупка еды в магазине
Туристы считают, что приобретать пищу в магазинах не выгодно. Супермаркеты представлены компаниями 7-Eleven и Family Mart. Также в Паттайе есть несколько торговых точек Friendship Supermarket. Меньшие магазины этих сетей широко распространены по городу. Учитывая близость к местам проживания и ценовую политику, покупать еду в сетевых магазинах, в целом, выгоднее.
Большинство магазинов работают круглосуточно. Ассортимент представлен разнообразными товарами, часть пищи продается в готовом виде. Приготовленную с утра еду редко раскупают за день, поэтому вечером её замораживают. Придя в магазин ночью, можно попросить продавца разогреть блюдо. Готовая пища представлена мясом, морепродуктами, овощами, различными гарнирами, напитками. В среднем, порция второго блюда обойдется покупателю в 25 бат.
Также в Паттайе есть несколько сетевых гипермаркетов – BigC и Tesco Lotus. Магазины славятся не только разнообразием товаров, но и фудкортами, предоставляющими различную еду по приемлемым ценам. Стоимость готовых блюд составляет 20-30 бат за порцию, при этом можно взять их с собой. Также в магазинах предлагают замороженные варианты продукции.
Магазины европейской еды в Паттайе
Для туристов, которым не понравилась тайская кухня, существуют магазины, торгующие европейской едой. Иностранцы смогут найти привычные продукты – ржаной хлеб, пельмени, кефир и прочие. Цены выше, чем на родине. Это обуславливается дальностью перевозки продуктов. Учитывая цены, лучше посетить ресторан европейской или русской кухни. За те же деньги посетитель получит готовое блюдо. Стоимость некоторых продуктов, в батах:
-
Ржаной хлеб – 90.
Пельмени – 200 за полкило.
Вареники со сладкой начинкой – 180.
Доставка еды
В Таиланде широко распространена доставка еды. Большое количество крупных фирм нанимают водителя на байке, который разъезжает по необходимым местам и развозит заказы. Обычно доставка стоит 80 бат, но цена может увеличиться, если требуется заехать в несколько разных точек.
Крупные рестораны предлагают аналогичную услугу с собственными водителями. В подобных заведениях доставка бесплатна, если покупатель заказал пищи на определенную сумму.
Экзотические блюда
Задавшись вопросом: “Что поесть?”, турист задумывается над экзотическими таиландскими блюдами, которые продают в Паттайе. К подобной категории еды относят различных жареных насекомых, яйца балют и прочее. Подобная пища дешева, но попробовать отважится не каждый.
Жареные насекомые представлены кузнечиками и гусеницами. Также готовят улиток, небольших скорпионов. Процесс довольно прост: продукт помещают во фритюр и обжаривают в масле, затем добавляют специи и подают.
Яйца балют представляют собой оплодотворенные утиные яйца, сваренные всмятку. Блюдо щедро посыпают специями и подают. Стоимость одного яйца балют составляет 25-30 бат.
СОФИЙСКИЙ АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ СОБОР
![]() |
Софийский патриарший кафедральный собор во имя св. блгв. князя Александра Невского. 2006 г. |
Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского в Софии, Болгария, храм-памятник, патриарший кафедральный собор Болгарской Православной Церкви.
- Престолы: во имя святого благоверного князя Александра Невского; приделы во имя святых равноапостольных Кирилла и Мефодия и святого благоверного царя Бориса.
Описание
Александро-Невский собор занимает центр большой площади, носящей его имя. Собор, в форме крестово-купольной базилики, (площадь 3170 кв. м., объем 86 тыс. м., высота главного купола 45 м., колокольни 50 м., накупольных крестов ок. 5 м., главный барабан 16 м. в поперечнике) вмещает более 5 тысяч человек. Таким образом на 2008 год собор является вторым по величине на Балканах, после храма святого Саввы в Белграде. С северной, восточтой и южной сторон собор опоясывают крытые галереи, в восточной их части размещаются ризница и библиотека. Цоколь собора облицован серым гранитом. Ведущие в храм дубовые двери украшены резьбой, исполненной в древнеболгарском стиле.
Колокола собора отлиты в литейной П. Н. Финляндского (Москва). 2 наибольших по величине колокола украшены барельефными медальонами-изображениями святых, рельефные орнаменты и надписи имеют 5 больших колоколов, у 7 остальных надписи выгравированы. Самый большой колокол весит 11758 кг., самый маленький – около 16 кг., звон колоколов слышен за 30 км.
В украшении собора принимали участие выдающиеся русские и болгарские художники: профессор П. Е. Мясоедов («Господь Саваоф» в главном куполе), профессор М. Судковский («Таинство Святой Евхаристии» над горним местом главного алтаря, серафимы на стенах боковых галерей), профессор И. Мрквичка («Отрок Иисус среди книжников в храме» в северной нише), В. Болотнов («Брак в Кане Галилейской» в юж. нише), академик А. А. Киселёв («Страшный Суд» над хорами, напоминающий фреску В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве), А. М. Корин («Воскрешение Лазаря» и «Нагорная проповедь»), Н. Маринов («Укрощение бури»), А. Белковский («Мария Магдалина»), академик Г. Желязков («Св. Иоанн Рыльский, отвергающий царские дары»), академик А. Н. Новоскольцев, профессор А. Митов, профессор Б. Михайлов, Н. Д. Кузнецов, Д. Киплик, Х. Тачев, Х. Берберов, В. Димов, Н. Петров, Вахрамеев, Ланской, Шелковой, Родзянко и другие.
Декоративно-орнаментное украшение собора полностью выполнено болгарскими мастерами – П. Клисуровым, А. Белковским, X. Берберовым, А. Митовым, С. Ивановым, Н. Петровым – под руководством профессора В. Т. Перминова. Мозаичные панно собора изготовлены в Германии и Италии. В окнах использованы витражи. В отделке собора применялись дорогие породы мрамора и оникса разных цветов, алжирский малахит и уральские самоцветы.
В создании иконостасов и икон для собора приняли участие известные русские и болгарские художники: В. М. Васнецов (иконы Богородицы и Христа Спасителя центрального алтаря), В. Е. Савинский (иконы св. Александра Невского и свт. Николая Чудотворца в главном алтаре), Н. А. Бруни (иконы св. Иоанна Предтечи и св. первомч. архидиак. Стефана центрального алтаря, помещенная в мраморный киот икона св. равноап. кн. Владимира), И. Мрквичка (иконы сев. иконостаса), А. Митов (образы св. Александра Невского на колокольне, иконы юж. иконостаса, также помещенные в мраморные киоты иконы св. царя Бориса и св. равноапостольных Кирилла и Мефодия), С. Иванов (образы мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святых Седмочисленцев), А. М. Корин, П. Е. Мясоедов, А. А. Киселёв, Н. Петров, Ц. Тодоров и другие. Основная часть стенописей принадлежит кисти болгарского художника X. Тачева.
На престоле главного алтаря хранится Иверская икона Божией Матери в богатой жемчужной ризе – дар патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Кроме этой иконы патриарх подарил храму одеяние на престол главного алтаря, сребро-позлащенное, с богатой чеканкой и художественной эмалью, Евангелие, напрестольный крест, золоченые священные сосуды.
![]() |
Собор св. Александра Невского. Худ. Цанко Лавренов, 1942. |
История
Александро-Невский собор был воздвигнут по волеизъявлению и на средства болгарского народа в знак признательности народу русскому за освобождение от османского ига в Русско-Турецкой войне 1877-1878 года. 13 апреля 1879 года на заседании Первого Учредительного Народного Собрания в городе Велико-Тырново, выработавшего и принявшего Тырновскую Конституцию, видный болгарский общественный и государственный деятель П. С. Каравелов предложил воздвигнуть храм-памятник в честь освобождения Болгарии и посвятить его святому Александру Невскому, небесному покровителю российского императора Александра II, что было единодушно принято и для осуществления чего был избран Комитет во главе с председателем епископом Климентом (Друмевым). 26 февраля 1881 года была образована Центральная строительная комиссия с комитетом при ней, который 1 июня 1882 года обратился с «Воззванием» к болгарскому народу, освобожденному от пятивекового турецкого рабства русскими братьями-славянами, потерявшими в этой войне 200 тысяч солдат. 19 февраля 1882 года на самом высоком месте в центре Софии была совершена закладка храма.
В 1883 году для составления проекта и для руководства строительными работами был приглашен русский академик архитектуры И. С. Богомолов. При этом про-германское правительство немецких принцев Александра I Баттенберга (1879-1886) и Фердинанда I Кобургского (1887-1894), управлявшее Болгарией, всячески тормозило проект. Лишь в 1895 году дружески настроенное к России правительство К. Стоилова вновь подняло вопрос о постройке храма. К тому времени Богомолов скончался, и вместо него был приглашен русский архитектор, проффессор Академии художеств А. Н. Померанцев (1848-1918), которому было предложено переработать проект Богомолова и воздвигнуть более обширный и величественный храм, который внешним видом отвечал бы своему высокому назначению, а в архитектурном отношении отражал характерные черты древнеболгарского зодчества. Из-за несогласия сторон по некоторым административным и техническим вопросам переговоры затянулись, подписание проекта состоялось лишь 31 марта 1904 года. 5 августа 1904 года были начаты земляные работы, общее строительство собора было закончено в 1912 году, во время Первой Балканской войны. Работами руководили помощники Померанцева – русские архитекторы А. А. Яковлев и А. Н. Смирнов, тогда как с болгарской стороны в строительстве приняли участие архитекторы П. Момчилов, Ю. Миранов, Я. Шамарджиев, Т. Петров, инженер Г. Лазарев и другие.
В 1915 году болгарский царь Фердинанд, недоброжелательно настроенный по отношению к России, воспротивился тому, чтобы храм носил имя русского святого, и Александро-Невский собор был переименован во имя святых Кирилла и Мефодия в 1916 году; заменены были памятные доски, изменено расположение икон. В то время Болгария принимала участие в Первой мировой войне на стороне Центральных держав против России. Только в 1919 году, когда Фердинанд вынужден был отречься от престола и покинуть Болгарию, Святейший Синод Болгарской Православной Церкви обратился к правительству с просьбой отменить решение о переименовании собора. Вопрос был внесен в Народное Собрание, которое возвратило собору первоначальное наименование в 1920 году. 12 сентября 1924 года, в день празднования памяти святого благоверного князя Александра Невского, митрополитом Пловдивским Максимом было совершено освящение главного алтаря храма в честь святого князя, северный придел во имя святых Кирилла и Мефодия был освящен 13 сентября, а южный – во имя святого царя Бориса – 14 сентября. В том же 1924 году собор был объявлен памятником культуры.
Сильно пострадавший в 1944 году от бомбежек, Александро-Невский собор после Второй мировой войны был капитально отремонтирован. Согласно принятому в 1951 году Уставу Болгарской Православной Церкви храм-памятник святого Александра Невского является патриаршим кафедральным собором. В его крипте размещен филиал Национальной художественной галереи, экспозиция которого устроена на базе предоставленных Церковно-археологическим музеем Болгарской Церкви сохранившихся произведений древней иконописи.
В октябре 2014 года здание собора, имущественный статус которого до этого времени был неопределенным, было передано в собственность Болгарской Церкви. Крипта собора бессрочно и безвозмездно передана Министерству культуры Болгарии для размещения экспозиции Музея раннехристианского искусства [1].
Источники
- “Воззвание Комитета при Центральной комиссии, руководящей делами по воздвижению кафедрального собора святого Александра Невского в городе Софии”, Държавен вестник, София, 1882, № 62, 481.
Литература
- Мавродинов, Н., Връзките между българското и руското изкуство, със 112 илюстрации в текста, София, 1955, 115-129.
- Рачев, Р. Г., Архитектурни паметници в София, Пловдив, Търново и Копривщица, София, 1956.
- Игнатьев, А., “Патриарший собор св. Александра Невского в Софии”, ЖМП, 1964, № 1, 34-40.
- Труфешев, Н. К., Монументалните изкуства и архитектура в България, София, 1968, 87-92.
- Дометиан, архим., “Живой памятник вечной признательности и неизменной любви к братьям-освободителям”, ЖМП, 1974, № 9, 48-50.
- Стоянов, Борис, свящ., “Храм-памятник «Святой Александр Невский» и его благовест: К 100-летию освящения”, ЖМП, 1974, № 9, 50-53.
- Николай, еп. Макариопольский, “Храм-паметник «Александър Невски»”, Църквата и съпротивата на българския народ срещу османското иго, София, 1981, 186-194.
В Болгарии предлагают переименовать собор св. Александра Невского
На днях в российских СМИ появился ряд сообщений, связанных с очередным обострением русофобии в так называемой «новой Европе», включая и Болгарию. В Болгарии такие обострения приходятся в основном на март – в связи с Днем освобождения страны от османского ига, и на май, День Победы над фашистской Германией. Этот год не стал исключением, а многолюдный «Бессмертный полк», прошедший под реющими русскими знаменами через весь исторический центр Софии, подлил масла в русофобский огонь. Уже 10 мая в Болгарском телеграфном агентстве состоялась пресс-конференция инициативного комитета, призывающего в очередной раз снести памятники Советской армии и переименовать главный, патриарший собор Болгарии – символ свободы и возрождения болгарской государственности, храм-памятник воинам, погибшим в освободительной Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
В самой Болгарии это вызвало мощный отпор в местных СМИ и в социальных сетях. На подобные призывы, периодически повторяющиеся в последние 30 лет, в Болгарии всегда отвечали именно так – массовым негодованием, протестом. Едва ли теперь инициаторы антироссийских акций ожидают другой реакции и надеются на успех. Поэтому есть основания предполагать, что вдохновители очередного «активного мероприятия» ориентировались не на внутреннюю аудиторию, а на внешнюю – русскую.
Провал русофобии в Болгарии очевиден. Как для многих очевидна попытка зайти с другой стороны – насадить болгарофобию в России. Увы, небезуспешная. Обвинение болгар в неблагодарности, клеймо «братушки-предатели» – наиболее частая реакция российских СМИ и их читателей на любое упоминание Болгарии и даже на дружественные статьи болгарских авторов.
Война против небесного покровителя Царя-освободителя Александра II святого Александра Невского – «солнца Земли Русской», воина и защитника православия, чье имя носит знаковый собор Болгарии, имеет долгую историю. В первый раз благоверный князь впал в немилость к болгарскому царю Фердинанду (католику) во время Первой мировой войны, когда Болгария вступила в союз с Германией, Австро-Венгрией и Турцией против России и других стран Антанты. 2 марта 1916 г., несмотря на протест Болгарской Православной Церкви и возмущение общественности, решением болгарского парламента возведенный в знак признательности болгар русскому царю и русскому народу, но еще не освященный храм св. Александра Невского был переименован в соборную церковь свв. Кирилла и Мефодия. За этим последовала смена икон в иконостасе, переписывание некоторых фресок, потому освящение храма было отложено. То есть прецедент переименования, на которое ссылаются сегодняшние борцы против св. Александра Невского и русского духа на Балканах, на самом деле было переименованием, как говорят в болгарском народе, «нерожденного Петко», ведь храм рождается с освящением.
После поражения в Первой мировой войне, отречения от престола царя Фердинанда и его бегства в Германию болгарским царем стал его сын Борис III – крестник русского Государя Николая II. По инициативе Болгарского Священного Синода в 1919 году вопрос о возвращении главному собору страны прежнего имени был положительно решен новым царем и Народным собранием (парламентом). А 12, 13 и 14 сентября 1924 года (когда в России уже не было царей, а святых не жаловало собственное, российское правительство) в атмосфере всенародного ликования совершился чин Великого освящения собора святого Александра Невского. Освящение проходило три дня подряд, потому что собор имеет три престола: центральный посвящен св. блгв. князю Александру Невскому, южный престол – св. Царю Борису-Михаилу, крестителю болгар, а северный – святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию.
В постсоветский период война с памятью и русскими памятниками в Восточной Европе стала систематической и методичной. В Болгарии все эти годы ее ведет узкий круг людей, называемых либеральными СМИ «родолюбцами», на деле же – радетелями против всего русского даже в православии, где, как известно, «нет ни эллина, ни иудея». Посвящение Софийского митрополичьего собора греческой святой мч. Кириакии этих «родолюбцев» нимало не трогает, однако же посвящение Патриаршего собора святому, «не имеющему отношения к болгарским землям», вызывает крайнее раздражение даже у некоторых так называемых «практикующих» православных христиан. Им можно было бы задать вопрос: какое отношение к русским землям имеет прп. Исаакий Далматский, во имя которого был освящен главный и самый большой храм Российской империи? Но у этих людей совсем другая логика и другие задачи.
Многими силами и, чего греха таить, большими деньгами политику пытаются навязать даже отделенной от государства Болгарской Православной Церкви, но милостью Божией даже светское болгарское общество пока еще не потеряло историческую память и духовный иммунитет, способность к сопротивлению навязываемым извне чуждым православному архетипу и народным традициям ценностям.
Янина Алексеева (София, Болгария)
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА – УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».
День святой свободы
3 марта – национальный праздник Республики Болгария – День освобождения от османского ига.
![]() |
Собор св. Александра Невского, София |
В этот день был подписан исторический Сан-Стефанский мирный договор. И в тот же день 125 лет назад (в 1882 году) в центре Софии был заложен знаменитый храм, символ болгарской столицы – кафедральный собор-памятник во имя святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя императора Александра II Освободителя.
![]() |
Народ на кладбище. Болгария. Фрагмент картины. |
В канун освобождения Болгарии, как заявил в те годы одному из французских журналов видный османский государственный деятель Мидхат-паша, на болгарских землях – в Северной Болгарии, Фракии, Родопах и Македонии – жили около 1 миллиона 800 тысяч болгар, исповедовавших ислам. Из них 1 миллион 200 тысяч человек говорили по-турецки, а около 600 тысяч человек – на болгарском языке.
Эту горькую истину подтверждают османские списки налогоплательщиков и судебные протоколы, болгарские летописные рассказы и маргиналии на полях старых книг, описания иностранных путешественников и жития великомучеников, консульские доклады и воспоминания очевидцев.
О политике ассимиляции, проводимой в Османской империи, свидетельствует огромное количество различных материалов и документов. Способы были разные: взятие в рабство, похищения, насильственное переселение, янычарство…
Османское иго – наиболее тяжкий период в истории Болгарии – колыбели православной славянской культуры, время полного политического, духовного и национального бесправия, сознательно и систематически проводившегося отуречивания.
Не раз в течение пяти столетий болгарский народ был на грани физического уничтожения. Схожая участь ожидала и другие христианские народы Балкан и Юго-Восточной Европы. Практически все законодательство Османской империи было направлено на планомерное насаждение ислама – официальной религии и государственной идеологии.
Подданные султана разделялись на правоверных (мусульман) и неверных (гяуров). В зависимости от этого определялись и их обязанности по отношению к государству, и их привилегии.
Болгарское православное население облагалось большим числом налогов, чем мусульманское. Наиболее тяжким для него был поголовный налог (джизье), который подчеркивал унизительное рабское положение.
Православное духовенство подвергалось преследованию. Храмам не разрешалось иметь колокола. Часть из них была превращена в мечети. Другие были разрушены. А ремонт старых и постройка новых церквей были связаны с всевозможными трудностями, запретами и большими налогами. Монастыри разграблялись. Православные кладбища предавались осквернению.
Даже обряды принятия христианским населением ислама приурочивались к каким-нибудь православным праздникам, например к Пасхе.
Попытки отказа от ислама жестоко преследовались, а тех, кто вновь обращался к христианству, карали смертью.
Власти Османской империи стремились притупить национальное сознание исламизированного населения Болгарии. Ему внушали: вашими врагами являются не те, которые вас эксплуатируют, а иноверцы, то есть те, которые исповедуют другую религию.
Однако болгары-христиане (как свидетельствуют документы, народные песни и предания) хорошо понимали, какие цели преследовала власть. Они считали ислам «турецкой верой», а обращение в него называли отуречиванием.
Время рабства – это всегда и время борьбы. Борьбы за веру, за защиту болгарской народности, за свободу.
Борьба эта выражалась в ежедневном неподчинении османским порядкам, в личной самообороне. Пройдя через гайдучество и стихийные крестьянские восстания, эта борьба вылилась в национально-освободительное движение. Ценою неимоверных усилий болгарский народ сумел выстоять, сумел сохранить свои духовные и физические силы.
![]() |
Святитель Киприан |
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, чье 100-летие отметили в прошлом году в России и Болгарии, писал, что болгары в Х веке создали государство духа.
В долгие годы рабства Болгарии пламя просвещения и веры, зажженное двенадцать веков назад святыми братьями Кириллом и Мефодием, продолжало гореть в других славянских народах, в том числе в русском, и стало залогом сохранения самосознания и идентичности болгар.
В сбережении общеславянских духовных ценностей немалая заслуга и великого русского святителя, сына болгарского народа – митрополита Киевского и всея Руси Киприана, 600-летие со дня преставления которого в прошлом году также отмечалось в Болгарии и России.
Во многом благодаря святителю Киприану, перенесшему в Москву кафедру первосвятителей (что способствовало возвышению сего града как политического и духовного центра), в XV веке на исторической арене появилась новая сила – святая Русь.
Важной составляющей идеологии православной самодержавной Руси – России, ставшей выразительницей интересов славян, было стремление освободить из под османского ига единоверные братские народы.
С середины XIX века Балканы, где решалась судьба Болгарии и Сербии, приковали к себе внимание всей Европы.
24 апреля 1877 года Россия вступила в войну за освобождение славян. Это стало ответом на кровавое подавление властями Османской империи ряда восстаний угнетенных славянских народов. Русское общество с ликованием восприняло манифест императора Александра II о решении стать на защиту единоверных братских народов.
После переправы русской армии через Дунай генерал-лейтенант И.В. Гурко двинулся к Балканам и занял Шипкинский перевал. В числе героических битв этой войны – взятие Плевны, оборона Шипки, переход через Балканы и приближение к Стамбулу-Константинополю.
Плечом к плечу с русскими солдатами сражались за свою отчизну болгарские ополченцы. Болгарское ополчение из числа болгар, населявших Бесарабию и Таврию, было сформировано в России при помощи славянских благотворительных комитетов.
4 января 1878 года войска генерала И.В. Гурко сумели без кровопролития освободить Софию.
Итогом войны 1877–1878 годов и стал Сан-Стефанский мирный договор. Главным уполномоченным России при его заключении был граф Н.П. Игнатьев, блестящий русский дипломат, посол России в Турции с 1864 по 1877 годы.
По этому договору Болгария становилась независимым государством, самым большим на Балканах; признавалась независимость Черногории, Сербии и Румынии.
Однако летом 1878 года в Берлине на Конгрессе великих сил Европы по настоянию Австро-Венгрии и Англии Сан-Стефанский договор был переделан, границы Болгарии урезаны. Несколько миллионов болгар остались за пределами своего отечества.
![]() |
Собор св. Александра Невского, София |
Данью памяти 200 тысячам русских воинов, павшим в русско-турецкой войне 1877–1878 годов, стал крупнейший в Болгарии и на Балканах православный собор во имя святого Александра Невского.
По обеим сторонам его западного входа установлены две плиты из каррарского мрамора. Текст на русском и болгарском языках гласит: «…сей величественный соборный храм сооружен и украшен по патриотическому решению Первого Народного собрания в Тырнове 13 апреля 1879 года на добровольные пожертвования всего болгарского народа для увековечения его братской любви и глубокой признательности великому русскому народу за освобождение Болгарии в 1878 году.
Первый камень в фундамент памятника был заложен на этом месте 19 февраля (в XIX веке это соответствовало 3 марта по григорианскому календарю. – Н.Г.) 1882 года. Сооружение храма началось в 1904 году и закончилось в 1912 году. Освящение храма состоялось 12–24 сентября 1924 года.
Вечная слава павшим за освобождение Болгарии русским воинам».
Прошло, увы, больше 20 лет с момента закладки собора до начала его строительства, но Божиею помощью собор-памятник был воздвигнут, а центральная площадь столицы Болгарии, на которой он стоит, получила имя небесного покровителя императора Александра II Освободителя.
В памятной надписи у входа в храм есть одна неточность, касающаяся «патриотического решения Первого Народного собрания в Тырнове». Когда в 1879 году на Учредительном собрании в древней столице Болгарии – Тырново обсуждался вопрос о сооружении «Памятника нашего освобождения», было предложено воздвигнуть на добровольные пожертвования народа «храм в Тырново… посвященный Александру Невскому, русскому святому и герою».
Было напечатано 20 тысяч экземпляров Конституции Болгарии, деньги от продажи которых должны были поступить в фонд строительства собора-памятника. Избранная комиссия приступила к сбору средств.
Однако через год, в 1880 году, Народное собрание второго созыва приняло решение воздвигнуть собор-памятник в Софии. Прокламация и обращение к народу с призывами «внести свою лепту в строительство памятника признательности болгарского народа своим освободителям» были распространены по всей Болгарии через городские и сельские общинные управления, начальников окружных управлений. Они были отправлены также префектам и директорам управлений внутренних дел Восточной Румелии, болгарским дипломатическим представителям в Белграде, Бухаресте, Петербурге и других столицах с просьбой «распространить их среди соотечественников-патриотов по общинам в Бесарабии, Добрудже, в Австрии и России».
Патриотическое начинание возглавила центральная комиссия, созданная в соответствии с решением Народного собрания от 26 ноября 1881 года.
Началась работа над проектом собора-памятника.
Первоначально комиссия одобрила проект русского академика архитектуры И.С. Богомолова. Но его нужно было доработать с тем, чтобы лучше приспособить к местным условиям.
События 1885 года и последовавшее ухудшение отношений между русским и болгарским правительствами помешали своевременному началу строительства собора-памятника.
К середине 1890-х годов средства, выделенные Народным собранием, и поступившие в специальный фонд на строительство собора-памятника добровольные пожертвования, в том числе от болгар, живших за пределами своей родины, составили 900 тысяч левов. Многие русские также, выразив желание поддержать благое дело, вносили в этот фонд денежные средства.
В 1896 году центральная комиссия остановила свой выбор на проекте известного русского академика архитектуры А.Н. Померанцева. Это был, по существу, прежний проект И.С. Богомолова. Однако Померанцев – тот самый, который построил верхние торговые ряды (здание ГУМа) в Москве, – внес в проект собора-памятника существенные коррективы.
В 1912 году строительство собора-памятника, продолжавшееся восемь лет, было завершено. Однако из-за Балканской и Первой мировой войн он не был открыт. (Парадокс: и в Первую, и во Вторую мировые войны Болгария была союзницей Германии!)
Через три года, в 1915 году, по настоянию царя Фердинанда Кобурга кабинет Радославова переименовал Александро-Невский собор в «соборную церковь святых равноапостолов Кирилла и Мефодия».
Газета «Народни права» тогда писала: «…после объединения болгарской нации предстоит приступить к своему обновлению». И далее: «…имя Александра Невского, присвоенное монументальному храму, стоящему рядом со старинной соборной церковью святой Софии, никогда не отвечало народным чаяниям и идеалам».
В 1920 году правительство Стамболийского восстановило первоначальное название памятника, утвердив его в законодательном порядке на первой же сессии Народного собрания 18-го созыва в мае того же года.
Только в сентябре 1924 году по настоянию верующих Болгарии состоялось официальное открытие и освящение собора-памятника.
Собор-памятник святого Александра Невского – его высота более 50 метров ! – воздвигнут на самом видном месте центральной части Софии.
В его архитектуре присутствуют элементы русского церковного зодчества. Над главным входом собора, сложенного из гранита и белого камня и украшенного карнизами, фризами, колоннами, другими скульптурно-декоративными элементами, – мозаичная икона болгарского художника А. Митова «Святой Александр Невский».
На колокольне собора установлено 12 колоколов, самый большой из которых весит около 12 тонн. В ясную и тихую погоду его звон слышен на расстояние до 30 километров от Софии.
В художественном оформлении собора-памятника приняли участие выдающиеся русские и болгарские художники, которые создали около 400 произведений: живописные картины, выполненные маслом и темперой, фрески, символические и орнаментальные изображения.
Собор расписан фресками, изображающими Святую Троицу, сюжеты Ветхого и Нового 3аветов, святых апостолов, русских и болгарских святых, отдельные этапы истории Болгарской Православной Церкви.
Главный престол посвящен святому Александру Невскому, южный придел – святому болгарскому князю Борису (в 865 году он ввел в стране христианство и, руководствуясь идеей духовного сплочения нации, приказал возвести в тогдашней столице Болгарии Плиске первые христианские храмы), а северный – святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. Слева и справа от царских врат главного престола – образы Богородицы и Спасителя, написанные В.М. Васнецовым.
Интерьер храма богато украшен мрамором, мозаикой, разноцветными металлическими конструкциями и церковной утварью. Мраморная орнаментика, придающая особое великолепие внутреннему убранству храма, выполнена в Италии по проектам русского архитектора А.А. Яковлева, а украшения стен – болгарскими мастерами.
В 1998 году по просьбе Болгарской Православной Церкви Русская Православная Церковь передала частицу чудотворных мощей святого Александра Невского, которая с тех пор стала главной святыней собора-памятника.
В соборе, что также не может оставить равнодушными прихожан и паломников из разных стран мира, помогает молитве замечательный хор, который придерживается традиций русского церковного пения. В течение 28 лет им руководит доцент богословского факультета Софийского университета Димитрий Димитров. В прошлом году этот коллектив участвовал в торжествах в Москве, посвященных 600-летию со дня преставления митрополита Киевского и всея Руси Киприана.
Неподалеку от Александро-Невского собора находится памятник императору Александру II Освободителю. Ежегодно, в День освобождения Болгарии от османского ига, духовенство и верующие отправляются крестным ходом к памятнику и возлагают венки и цветы в знак признательности русским воинам. Болгария благодарит героев Плевны и Шипки, благодарит всех русских освободителей – от солдата до генерала.
Так было в День освобождения и в XIX, и в XX веке. Так, слава Богу, продолжается и в XXI столетии.
Все, кто знает трагическую историю борьбы болгарского народа за свободу своей родины, кто помнит, какую цену заплатила за эту свободу Россия, конечно же, не забудут и слова из речи графа Н.П. Игнатьева на митинге в Софии в сентябре 1902 года: «Мой идеал был и есть – свободная Болгария. Об этом я мечтал еще в 1862 году… Мое сердце принадлежит болгарам, и в своих мечтах я желаю болгарскому народу процветания».
Век спустя, в 2003 году, во время торжеств в Болгарии по случаю 125-летия ее освобождения от османского ига, Президент России Владимир Владимирович Путин отметил, что в истории России и Болгарии особую роль всегда играла Православная Церковь. «Она была хранителем идентичности, – подчеркнул глава нашего государства. – И сегодня, в эпоху глобализации, сохранением своей духовности и культуры и цивилизации занимаются многие страны. Никто лучше, чем Православные Церкви Болгарии и России, которые являются Церквами-сестрами, не может сделать больше для укрепления межгосударственных связей и укрепления государственности».
23 ноября 2004 года, когда отмечалось 80-летие со дня освящения Александро-Невского собора-памятника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил поздравление Святейшему Патриарху Болгарскому Максиму, в котором были такие строки: «Знаменательно, что Александро-Невский собор стал главным храмом Болгарской Православной Церкви, духовным символом Болгарии. Среди бурь и треволнений XX века храм святого Александра Невского был для болгар свидетельством веры отцов, местом, где болгарский народ находил утешение и черпал духовные силы для преодоления жизненных трудностей. Пусть же на веки пребывает храм сей центром духовной жизни болгарского народа, символом духовного величия Болгарской Церкви.
Нынешнее торжество – это не только праздник Болгарской Церкви, но и праздник Церкви Русской. В этот день вам молитвенно сорадуются и с вами торжествуют верные чада Русской Православной Церкви. Да будет сей храм до скончания века свидетельством единства наших братских народов, местом, где русские и болгары вместе прославляют имя Божие».
…Слова, сказанные в разные эпохи дипломатом, Президентом России, Предстоятелем Русской Православной Церкви… С ними невозможно не согласиться: они – прочное духовное звено между прошлым и будущим.
Собор Александра Невского в Софии
Собор Александра Невского в Софии.
Здравствуйте, мои дорогие читатели и друзья!
Никак не могу придти в норму после поездки в Софию, очень устала, накопилось много дел, и до поездки во Францию осталось всего 5 дней. Но сайт не бросишь и надо писать, и именно это НАДО не дает мне жить спокойно. Надеюсь, что это чувство все-таки пройдет.
Тем не менее моя поездка в Софию закончилась благополучно и я получила шенгенскую мультивизу за год, естественно с 90-дневным пребыванием в каждом полугодии. Так что в этот раз французское посольство в Софии сделало мне подарок за мои тяжелые поездки между Варной и Софией.
По магазинам в Софии побегать не удалось, так как я все время ждала консула, и боялась далеко отойти от консульства, но благо, что в Софии многие посольства и консульские службы расположены в самом центре города. Поэтому я гуляла в непосредственной близости, разглядывая и фотографируя достопримечательности Болгарии….
Собор Александра Невского или , как его называют в Болгарии, Катедрала Св. Александър Невски является одним из самых популярнейших символов Софии и Болгарии в целом. Он расположен самом центре болгарской столицы. Его высокие золоченые купола являются гордостью каждого болгарина.
Идея строительства храма пришла сразу же после освобождения болгар от многовекового турецкого ига. По решению Учредительного собрания еще в старой столице Болгарии Велико Тырново в 1879 году начали собираться средства для его строительства из всех приходов городов и сел страны, так что почти каждый болгарин может гордиться тем, что его предками были пожертвованы деньги для этого великолепного сооружения!
Строительство началось с символической церемонии закладки первого камня в 1882 году. Основная проектная часть храма была выполнена болгарским архитектором академиком Иваном Костадиновым . После его смерти проект был доработан и изменен группой русско-болгарских архитекторов во главе с профессором Александром Померанцевым . И окончательный проект был готов в 1898 году, а шесть лет спустя (1904 г) началось уже непосредственное строительство храма. Строительство Храма Александра Невского было завершено в 1912 году.
В качестве благодарности России и ее царю Александра II, которого в Болгарии называют Царем Освободителем, этот величественный собор был назван в честь известного святого, покровителя России — Александра Невского, который был князем Новгорода в XIII веке, и который носил прозвище Невский (за победу со шведами на Неве).
И я никогда не знала, что в 1916 году, во время Первой мировой войны, когда Россия считалась врагом Болгарии, собор был переименован в «Св. Св. Кирилла и Мефодия», но уже через 4 года, ему вернули его прежнее имя — Собор Александра. В 90-х годах прошлого века часть мощей святого Александра Невского были переданы русским патриархом в дар Болгарии, и теперь они хранятся в алтаре собора.
И как всегда, в работах по внутренней отделки собора участвовало большое количество болгарских и русских художников, скульпторов, архитекторов.
Внешняя оттелка собора делалась итальянскими мастерами-каменорезами в содружестве болгарскими.
Внутренняя и внешняя отделка храма Александра Невского выполнены из очень дорогих и высококачественных материалов, например, из итальянского мрамора, оникса, привезенного из Бразилии, алебастра и т.д. Центральный купол имеет высоту 45 метров и вокруг него с тонкими золотыми буквами вписаны слова христианской молитвы «Отче наш». Люстры были изготовлены в Мюнхене.
В некоторых храмах Болгарии запрещено снимать бесплатно…. Поэтому воспользовалась чужими фотографиями и сделала gif-картинку.
Площадь храма более 3000 квадратных метров, и он может вместить до 5000 прихожан.
Собор Св. Александра Невского является одним из крупнейших православных храмов на Балканском полуострове. Его колокольня возвышается на 53 метра. Колокольня имеет 12 колоколов, купленных в России. Самый большой колокол весит 12 тонн, а самый маленький — всего 10 кг.
Иконостас собора украшен множеством икон , фрагменты росписи и другие элементы церковного убранства меня потрясли. А вот наружные стены собора, на мой взгляд, уже требуют ремонта…
В своей следующей статье я расскажу об удивительно красивой софийской церкви Св. Николая. Она отмечена на моей карте. Кстати, а у вас есть программа Google Планета Земля? Мне она очень нравится….
И, наконец, для вас видео с YouTube об этой величественной достопримечательности Болгарии, о храме-памятнике, о соборе Св. Александра Невского в Софии.