Ил-112: технические характеристики, модификации, новости, когда первый полет

Ил-112 транспортник нового поколения

Ил-112В – перспективный транспортный самолет нового поколения, разрабатываемый российскими конструкторами авиационного комплекса имени Ильюшина. Он предназначен для замены имеющихся Ан-24 и Ан-26, принятых в эксплуатацию около 50 лет назад. Основной версией Ил-112 будет легкий военный транспортник, но ожидается создание иных вариантов исполнения. Важным преимуществом самолета станет возможность взлета и посадки на малооборудованных грунтовых аэродромах небольшой длины.

История создания

В конце 1980 годов советскими вооруженными силами активно использовались три транспортника: Ан-12, Ан-24 и Ан-26. Все они к тому времени уже начали устаревать и могли создавать определенные проблемы, выражающиеся в качестве их эксплуатации и надежности. Поэтому идея запуска проекта нового самолета для правительства казалась очевидной.

На тот момент разрабатывался Ил-112 в качестве среднемагистрального пассажирского авиалайнера, который должен был заменить имеющиеся Ту-134 и Ту-154 для выполнения внутренних авиарейсов. Конструкторы предложили использовать его за основу и создать укороченную версию Ил-114. Но трудное финансовое положение в стране заставило отложить все проекты.

Предложенный вариант укороченного Ил-114 создан не был, а военно-воздушные силы так и не получили легкий транспортник. Начало 2000-х годов изменило ситуацию. Тогда был запущен новый проект по созданию самолета Ил-112В. Официальным его началом считается апрельский конкурс 2004 года, где выбирался военный транспортник от лица Минобороны.

Ил-112В победил, оставив позади МиГ-110, М-60ЛВТС и Ту-136Т. В майском интервью В. Денисов, исполняющий обязанности командующего одного из воздушных подразделений, заявил о подъеме самолета в воздух уже через год и большой госзакупке к 2015. Но финансирование внезапно сократили, а продвижение проекта резко замедлилось, что заставило значительно сдвинуть сроки.

Первостепенной задачей для разработчиков стала сборка четырех тестовых образцов. Два предназначались для летных испытаний, а вторая пара – для наземных. По словам руководства ВАСО, первый образец должен был стать готовым к 2010, а через год планировался запуск серийного производства.

Незадолго до подготовки первого экземпляра Минобороны РФ отказалось от дальнейшего финансирования проекта, предложив авиационному комплексу имени Ильюшина вкладывать собственные средства. Спустя год было решено вообще исключить заказ Ил-112В из плана закупок и приобрести вместо него модифицированный Ан-140. Все работы над самолетом были заморожены.

В начале 2013 года проект был вновь запущен после переговоров Главкомата ВВС РФ и министра обороны С. Шойгу. К 26 июня конструкторы отправили заявку на создание новых турбовинтовых двигателей, а через месяц официально подтвердили размораживание разработки. 23 декабря стало известно о заключении контракта с Минобороны.

Согласно планам, в самолете должны были использоваться двигатели ТВ7-117СТ, а эксплуатация не подразумевала капитальных ремонтов, ограничиваясь минимальными вложениями для поддержания базовой летной годности.

Подготовка к производству началась в 2016 году. Для модернизации заводов пришлось потратить более 1,3 млрд рублей, без которых осуществлять сборку Ил-112В с необходимой скоростью было бы невозможно. Первый фюзеляж собрали к концу года, а к середине 2017 опытный образец был готов полностью.

После этого конструкторы сконцентрировались на устранении нестыковок с документацией и доработку отдельных деталей. 12 декабря 2018 года произошла первая выкатка самолета на взлетно-посадочную полосу для проверки работы основных систем и двигателей. С последними возникла проблема – один из моторов отказал. Затем Ил-112В получил ряд доработок, избавивших его от выявленных проблем.

Первый полет прошел 30 марта 2019 года. Ил-112В сделал три круга, сымитировав посадку на последнем. Основная часть полета завершилась успешно, самолет двигался в сопровождении Ил-114, чтобы можно было определить точную скорость и выявить ошибки в показаниях приборов. Когда испытание закончилось, Ил-112В пошел на снижение.

Опустив самолет до 30 метров, летчик заметил срабатывание сигнализации. Один двигатель переключился с автоматического управления на гидромеханическое, значительно понизив обороты. Машину получилось нормально посадить и пригнать на стоянку.

После этого был проведен анализ записей с камер наблюдения, который помог прояснить ситуацию. Несмотря на отказ двигателя, он продолжил работать, хоть и были использованы пониженные обороны. Наличие резервной гидравлической системы помогло избежать авиакатастрофы, что продемонстрировало ее надежность и важность в каждом самолете.

Несмотря на вполне успешные испытания, Ил-112В имеет одну серьезную проблему. Еще на момент составления проекта на бумаге было ясно, что самолет получит перевес. Трудности, связанные с финансированием, заставили закрыть глаза на этот недостаток и приступить к работе сразу после получения денежных средств.

Но Минобороны само обратило внимание на наличие в документации ошибок и превышение общей массы самолета на 2,5 тонны. Постепенно конструкторы стараются снизить вес, каждому за это гарантируется премия. Также АК имени Ильюшина попросил продумать уменьшение массы отдельных элементов конструкции у их изготовителей. Уже удалось облегчить двигатели на 90 кг, которые изначально получились также более тяжелыми.

К середине 2019 года уменьшили вес самолета на 2082 кг. Предполагается, что после модернизации, замены системы управления и оптимизации гидросистемы, назначенных на ближайшее время, масса сократится еще на 500 кг. Не исключен переход с дюралевых сплавов на алюминиево-литиевые, что поможет уменьшить вес примерно на 150 кг.

До весны 2020 года самолет должен быть доработан с учетом всех выявленных недостатков и новых требований. Третий опытный образец должны представить в течение 2020 или 2021 года. Первые поставки могут начаться спустя несколько месяцев после завершения испытаний.

Будущие летно-технические характеристики

Точные технические характеристики будущего Ил-112В представлены не были и станут известны только после запуска самолета в серийное производство. Но уже сейчас есть информация, взятая из технической документации, требований и реальных показателей опытных образцов.

Компоновка самолета ИЛ – 112В

Согласно последним сведениям, длина самолета будет составлять от 23,49 до 24,15 м, его высота должна ограничиться 8,9 м. Диаметр фюзеляжа равен 3,29 м, колея шасси вытянута на 4 м. Размах крыла может достичь от 25,74 до 27,6 м при его площади в 65 м². Взлетная масса не должна превышать 21 тонны, при этом допустимая нагрузка составит от 5 до 6 тонн.

Новый двигатель ТВ7-117СТ, разработанный специально для Ил-112В, выпускается серийно с 2018 года. Он обеспечит самолету мощность в пределах 3500 л. с. и крейсерскую скорость от 450 до 500 км/ч. Подняться получится на высоту до 7600 км, чего для транспортной авиации достаточно. Дальность полета составит до 4800 км при малой нагрузке и до 1000 км при максимальной. Расход топлива будет варьироваться от 500 до 550 кг/ч, емкость баков ограничена 7200 л.

Читайте также:
Где отдохнуть в Крыму: посёлок Утёс — Крым без советского привкуса

Рекомендуемая длина взлетно-посадочной полосы для Ил-112В составляет 1200 м. Для взлета ему потребуется разбег до 660 м. При посадке пробег может достигать 550 м. Срок службы без учета капитального ремонта должен составить 35 лет, 30000 полетов или 45000 летных часов.

Конструкция

Ил-112В представляет собой двухмоторный турбовинтовой моноплан. Его аэродинамическая схема относится к нормальным, крыло имеет высокое расположение. Основные части корпуса выполнены из алюминиевых сплавов с композитами. Фюзеляж создан по типу полумонокок, он разделен на носовую, среднюю и хвостовую секции. Зона вблизи винтов получила дополнительное усиление, чтобы снизить уровень шума.

Крыло самолета представляет собой цельную кессонную конструкцию. Оно стало двухлонжеронным и устанавливается на верхнюю часть фюзеляжа специальными элементами. На крыле имеются двухщелевые закрылки с фиксированным дефлектором, тормозными щитками и элеронами, обеспечивающими высокую аэродинамику.

Механизация крыла должна осуществляться с помощью электроприводов. Хвостовое оперение Т-образное и выполнено из алюминиевых сплавов. Шасси пятиопорное и может применяться на грунтовых аэродромах без дополнительной подготовки.

Двигатели для Ил-112 разработаны на территории России компанией «Климов». Они относятся к категории турбовинтовых и устанавливаются под крылом вблизи фюзеляжа. Всего используется два мотора. На самолете будет установлено современное электронное оборудование для навигации в воздухе и связи с наземными штабами.

Планируемые модификации

Основным вариантом станет Ил-112В, представляющий собой легкий транспортный самолет. Он сможет перевозить малогабаритные грузы на средние расстояния или военнослужащих. Дополнительно будет выпущена командно-штабная модификация.

На такой машине смогут летать командующие или высокопоставленные чиновники при необходимости проведения встреч или в случае начала боевых действий. Из него получится полноценно осуществлять управление войсками или отдельными подразделениями.

Предполагается создание гражданской версии Ил-112В. Она позволит осуществлять внутренние рейсы для небольшого числа пассажиров. Ее должны представить вскоре после начала серийного производства базовой модели для военных.

Перспективы и потенциальные заказчики

Окончательная версия самолета должна встать на конвейер в 2020-2021 годах. Поэтому составить точные прогнозы на покупку будущего самолета пока не представляется возможным. Согласно проведенным анализам, спрос на него в России должен составить около 1300 единиц. Причем 300 из них – гражданский вариант самолета. Предполагается, что военная версия будет использоваться в пехоте, ВВС, МЧС, ФСБ и других российских службах.

До 2025 года имеющиеся Ан-12, Ан-24 и Ан-26 будут списаны. Ил-112В придет им на замену. Но количество поставок в ближайшие годы будет не таким большим. Ожидается, что производить удастся не более 18 самолетов в год. Поэтому замена старой авиации может несколько затянуться.

Заказов на покупку Ил-112В из других стран не поступало. Когда произойдет запуск его производства, ситуация может измениться. После нескольких срывов проекта и замораживаний отказ подписывать предварительные контракты выглядит уместным. Так что внимание из-за рубежа стоит ожидать не ранее ввода самолета в эксплуатацию. Покупателями могли бы стать: Китай, Индия или страны СНГ.

Ил-112В имеет большой потенциал для модификаций. Его можно легко переоборудовать в самолет для ведения радиоэлектронной борьбы, разведчик или спасательный транспортник. Такие возможности должны привлечь новое внимание и большее число покупателей как в России, так и за границей.

Российский Ил-112В должен появиться на рынке уже в 2020 или 2021 году. Он имеет все шансы стать успешным проектом. Если к нему проявят большой интерес, то вероятен выпуск новых модификаций, расширяющих или меняющих его возможности. Стоимость базовой версии составляет около одного миллиарда рублей.

Ил-112В: символ надежды или поражения?

Ил-112В совершил очередной полет. Повод для того, чтобы всерьез задуматься над перспективами, хотя бы потому, что это второй полет за два года.

Можно ли считать, что у нас намечается некая перспектива по замене откровенно устаревших Ан-26, ресурс которых давно подошел к концу? Откровенно, нет. Проект настолько далек от выполнения, что говорить об этом нужно очень осторожно.

Проблем много. Главная проблема – перевеса – решается, но решается очень медленно. Самолет по-прежнему с трудом отрывается от земли. На момент первого полета перевес составлял больше трех тонн. Насколько был снижена проблема ко второму полету, авиационные специалисты умалчивают.

И здесь стоит сказать о том, что сегодняшние проблемы с Ил-112В – это проблемы не производственного характера. Это проблемы изначально конструктивного характера и этому есть вполне понятные объяснения.

Основные проблемы разработки лежат на КБ Ильюшина. Сегодня можно четко сказать, что КБ Ильюшина наиболее сильно пострадало за последние 30 лет. Доказательством тому служит ОДИН завершенный за это время проект, да и тот – не создание нового, а модернизация старого Ил-76.

Очевидно, что фирма деградировала. В основном из-за отсутствия финансирования. Все классически: не было денег на разработки, обнищавшие кадры начали уходить, а когда появилось финансирование, то выяснилось, что работать в прежних объемах «Ильюшин» просто не может. Несмотря на деньги, которые начали выделять после 2010 года в рамках государственной программы вооружений.

«Ильюшин» лишился многого. Помимо кадров ушли сборочные мощности в Ташкенте. Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова осталось за границей и окончательно умерло в 2012 году, став Ташкентским механическим заводом, который занимается всем, кроме выпуска самолетов.

А между тем, именно этот завод нес основную нагрузку по выпуску больших самолетов: Ан-22, Ил-114, Ил-76, Ил-78.

Плюс КБ Антонова, которое работало в том же направлении, можно сказать, параллельно и рука об руку с «Ильюшиным», осталось на Украине и фактически самолеты этого КБ, которые составляли основу нашей транспортной авиации, тоже стали нам недоступны.

Читайте также:
Офисная недвижимость в Европе привлекает инвесторов

Кстати, в Украине те, кто имеет отношение к этим вопросам, мягко говоря, не в восторге от сложившейся ситуации. КБ Антонова работало в основном на ВВС СССР и РФ. Теперь, с потерей этого сегмента, началась деградация фирмы и фактическое вырождение. Самолеты «Ан» в мире не особенно нужны.

Ни один проект «Антонова» как говорится, «не взлетел» за последние 30 лет. Мы здесь не станем упоминать проект Ан-148, который строился в основном в России и для России. Из 44 самолетов, произведенных в обеих странах, 3 были поставлены Украине, 2 Северной Корее и 39 – России. Комментарии, как говорится, излишни.

Больше «Антонову» похвастаться нечем. «Ильюшину» тоже. Развалившаяся кооперация двух фирм вынудила каждого участника идти своим путем, что оказалось очень сложно. Но и речи о возможности объединения усилий по политическим обстоятельствам быть не может.

Однако, потребности в легком транспортном самолете это не снижает. Наоборот. С каждым годом она становится все очевиднее. Бесконечно латать Ан-12 и Ан-26 тоже невозможно.

И здесь возникает все тот же вопрос: можно ли решить проблему легкого транспортного самолета, доведя до летного состояния Ил-112В?

Для начала, само по себе доведение до ума Ил-112В – более чем серьезная задача. Связанная с огромными проблемами как в кадрах, так и в механизме реализации задач на уровне ОАК. Пока в недрах ОАК занимаются не совсем понятными реорганизациями и переселениями – маловероятно. Не на те задачи отвлечен административный ресурс, который, по сути, занимается тем, что мешает работать конструкторам и производственникам.

О какой работе можно серьезно говорить в то время, как руководство ОАК занимается какой-то странной деятельностью по слиянию КБ, вывозу их за пределы Москвы, переселению «поближе к производству» и так далее. Меняются вывески, названия, юридические лица…

В общем, движение есть, обозначение кипучей деятельности есть, результата нет. И быть не может.

Между тем, конечно, реорганизация в авиационной промышленности нужна. Есть откровенно мертвые КБ, откровенно никому не нужные производственные площади, с которыми надо что-то делать. Однако, делать, не нарушая общей картины. Не отвлекая персонал от выполнения непосредственных обязанностей.

Надо еще понимать, что все, замена кадров уже произошла. Те, кто создавал крылья советским ВВС, уже все, свое отработали. И те, кто пришел на их место… скажем так, уступают советским кадрам так, как полностью российский Ил-112В уступает советскому Ан-26.

Какое основное отличие Ан-26 от Ил-112В в том, что Ан-26 летает до сих пор, начиная с 1973 года, а вот Ил-112 пока этим похвастаться не может.

Кроме того, еще одной проблемой нужно считать отсутствие полностью российских комплектующих. Сегодня заимпортированность просто огромная, что бы там ни говорили с экрана про полную победу импортозамещения. Проблемы с двигателями, с композитами, с авионикой были, есть и пока будут. Просто потому, что мы не в состоянии заменить все импортное.

Особенно это касается авионики и радиоэлектроники, которые, конечно, создать можно, вопрос времени и финансирования. И кадров, способных решить эти проблемы. Но все это требует времени, времени и еще раз времени.

А время у нас в первую очередь ассоциируется со «сдвигами вправо». Корректное обозначение термина «опять не смогли».

И «Ильюшину» тут можно попенять на еще один «долгострой» – Ил-114. Да, с одной стороны, это среднемагистральный пассажирский самолет. С другой – транспортный или патрульный самолет. Вообще, фактически любой гражданский самолет можно использовать в качестве военного. Доказано давно.

Так что Ил-114 – это тот самолет, который давным-давно очень нужен морской авиации, которая представляет сегодня собой сборище ветеранов, выпущенных в прошлом веке. Говорят, что Ил-114 пойдет в серию с 2023 года, хотя в первых разговорах был назван 2022 год. Но это опять к вопросу «сдвигов вправо».

Жаль, что для «Ильюшина» это становится обыденностью. Или нормой, если удобнее. Но 2023 год – до него осталось совсем ничего, мы увидим, как все будет происходить.

И легкий транспортный самолет, и морской патрульный от «Ильюшина» нам очень нужны. В 2022-м, в 2023-м годах – не важно. Вообще они нужны были вчера.

А сегодня публичное акционерное общество «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» к сожалению, демонстрирует только свою беспомощность в вопросах разработки и строительства самолетов. Нужных самолетов, заметим. Ибо то, что «Суперджет» и МС-21 не хотят летать – это еще можно пережить и летать на «Боингах» и «Аэробусах», а вот в военной авиации, к сожалению, без них никак не обойтись.

Понимая необходимость замены старой авиационной техники в военной авиации, хочется все-таки призвать руководство ОАК не заниматься откровенными глупостями в виде переименования юридических лиц, тасования «эффективных менеджеров», смены вывесок и логотипов, ребрендингов и прочей глупости.

Фирма «Ильюшин» начиная с 1991 года меняла вывеску пять раз. Это сильно улучшило работу? Совсем нет. Зато сколько на это было потрачено времени и денег?

Нам нужны самолеты. Сегодня. Максимум завтра, хотя «завтра может быть поздно», как пелось в одной песне. Парк современной транспортной и морской авиации дряхлеет стремительными темпами, и вместо того, чтобы заниматься непонятными телодвижениями с вывесками, лучше употребить время и деньги на то, чтобы все-таки доработать и начать выпускать столь нужные российской военной авиации машины.

И решить, наконец, кадровый вопрос. Без инженеров, которые ушли от «огромных» заводских зарплат, ничего построено не будет.

В начале 2000-х годов начались работы над военно-транспортным самолетом Ил-112В. В апреле 2004 года проект Ил-112 победил в конкурсе на разработку самолета ВТА для ВВС РФ. На дворе 2021 год и все, чем можно похвастаться – это два полета, которых разделили два года.

Для работы над ошибками явно многовато. Такие темпы совершенно неприемлемы сегодня, когда речь идет о том, что будет у нас летать завтра. А если посмотреть на историю с Ил-114, то становится понятно, что решительные действия нужны уже сегодня.

Читайте также:
Где находится Барбикан. Местоположение Барбикана на карте Лондона и описание

Журнал «ПАРТНЕР»

  • Политика
    • Германия
    • Ближний Восток
  • Социальные вопросы
    • Компенсационные выплаты
    • Разное
  • Иммиграция
    • Поздние переселенцы
    • Гражданство
    • Интеграция
  • Экономика и финансы
    • Экономическое сотрудничество
    • Личные сбережения
  • Работа
    • Трудовое законодательство
  • Семья
    • Семейное право
  • Общество
    • Люди и судьбы
    • Этика
    • Государство и личность
    • Человек и общество
  • Техника и наука
    • Компьютер и Интернет
    • Люди науки
  • Здоровье
    • Здоровый образ жизни
    • Аптека
    • Кулинарные рецепты
  • История
    • Памятные даты
  • Культура
    • Литература
    • Театр, кино, телевидение
    • Галерея шедевров
  • Путешествия
    • Путешествия по Европе
  • Досуг
    • Юмор
    • Тесты, загадки, головоломки, кроссворды

Антверпен – город брошенной руки

Не бывает неинтересных городов, но город, о котором мы сегодня расскажем, особенный. Во-первых, не будучи приморским городом, он является вторым в Европе и третьим в мире по объему грузооборота морским портом. Во-вторых – это крупнейший в мире центр торговли алмазами. В-третьих, в этом городе находится целое созвездие уникальных музеев. В-четвертых, это едва ли не единственный европейский город за пределами России, в котором сооружен памятник русскому царю.

Город брошенной руки

Антверпен находится на берегу реки Шельды в 39 км от места впадения ее в Северное море. Город имеет пять портов, 127 километров причалов. В год здесь перерабатывается примерно 110 млн. тонн грузов. А вот эмблема города-порта выглядит жутковато, это отрубленная кисть руки. Согласно легенде, в излучине реки Шельды, на которой стоит город, некогда жил великан Дрюон Антигон. И брал он дань со шкиперов, направляющих свои корабли к Антверпенским причалам. Те, кто отказывался платить, лишались кисти руки. Римскому воину Сильвиусу Брабо удалось победить великана. Брабо отсек ему кисть и выбросил ее в реку. Отсюда и название города: Антверпен: Ант (hand) – рука, верпен (werpen) – бросать. В центре Старого города установлено гигантское скульптурное изображение кисти руки. Старая соляная биржа, построенная свыше 500 лет назад, называется «Гульден Хэнд» («Золотая рука»). А туристские лавки и киоски города ломятся от сувениров, изображающих позолоченную кисть человеческой руки. Но не только своим огромным портом интересен Антверпен.

Рубенс, Ван Дейк и другие фламандские художники

Фламандская школа живописи – эти слова многое говорят любителям изобразительного искусства. Антверпен не зря называют городом Рубенса. Почти 400 лет назад (точнее, в 1610 году) великий фламандец купил дом на улице Ваппер и по собственному проекту устроил там жилье и мастерскую. Здесь он жил и работал до самой кончины в 1640 году. Сейчас в этом отреставрированном здании находится Дом-музей Рубенса. Но произведений художника в нем немного, полнее с его творчеством можно познакомиться в Королевских художественных музеях в Брюсселе и Антверпене, в мюнхенской Старой пинакотеке и в других сокровищницах живописи, в том числе и Эрмитаже в Санкт-Петербурге, в музее Прадо в Мадриде.

Во время экскурсии по Антверпену туристам еще не раз доведется встретиться с великим Питером Паулем Рубенсом. Побываем в самой большой готической церкви Бельгии – Соборе Богоматери с ее изящной 123-метровой колокольней. Храм, украшающий Хрунплац (Зеленую площадь), поистине великолепен. От красоты внутреннего убранства захватывает дух. В южном нефе находится триптих «Снятие с креста». В северном нефе – картина «Возложение на крест», а в одной из часовен – «Воскресение Христа». Все эти полотна, производящие огромное впечатление на людей, верующих и неверующих, принадлежат кисти Рубенса.

Выйдя из собора, мы «встретимся» с бронзовым Рубенсом. Памятник сооружен к 200-летию со дня смерти художника в 1840 году. На высоком гранитном пьедестале установлена белая мраморная доска с надписью: „Petro Paulo Rubens“. Прах великого художника покоится в соборе Святого Якоба, под картиной, на которой он изображен в образе Святого Георгия. В этом же храме находится картина Рубенса «Святое семейство».

За те 6-7 часов, которые турист обычно проводит в Антверпене, приехав в этот город в первый раз, ему удается побывать только в одном музее, как правило – это Дом Рубенса. На остальные не хватает времени.

Но может быть вы захотите приехать в этот город во второй и даже третий раз, и тогда вы сможете посетить хотя бы самые интересные музеи города: Этнографический музей с его 25-ю тысячами экспонатов, Музей Плантина-Мюретиса с работами Рубенса, Музей Майкера Ван ден Берга с уникальными коллекциями скульптур, гобеленов, изделий из бронзы, серебра, керамики, дерева, коллекцией художественных полотен; Музей книги, бывший Королевский дворец, Музей серебра, Музей музыкальных инструментов, Музей быта. В Музее фотографии представлена самая полная в Европе коллекция аппаратуры и фотографий всех времен и стран, в Музее газеты – самая большая коллекция газет, выходивших в 126 странах мира, начиная с 1605 года по наши дни.

Особый интерес представляет Музей судоходства с его прекрасным собранием судов, размещенных в ближайших каналах.

Помните, мы упоминали о великане Антигоне, отрубавшем кисти рук у непокорных моряков и в конце концов оставшемся без собственной руки? Так вот, по легенде, великан обитал в Замке с башенками. Этот замок, называемый Стен, одна из первых построек города, насчитывающего около 1300 лет.

Замок, и сейчас возвышается на берегу Шельды. Его капитально отреставрировали и поэтому трудно поверить в его возраст. У крепостной стены замка установлен старинный корабельный якорь.

Во времена Средневековья здесь находилось Нидерландское управление инквизиции; в XVIII веке замок служил тюрьмой, а сейчас в нем находится упомянутый уже Музей судоходства. Перед мостиком, ведущим во внутренний двор замка, памятник Длинному Вапперу, легендарному фламандскому Робин Гуду. Впрочем, эта долговязая фигура, возвышающаяся над фланирующей по набережной публикой, больше известна горожанам, как памятник Пьяному матросу.

Еще в XVI веке город был крупным центром обработки алмазов. Популярен нынче Антверпенский музей алмазов, где можно не только увидеть красивейшие ювелирные изделия, но и познакомиться с инструментами и оборудованием для обработки алмазов, использовавшимися в разные времена. Упомяну еще о том, что в Ювелирном центре неподалеку от железнодорожного вокзала, работают свыше ста пятидесяти ювелирных магазинов. Для женщин эти магазины обладают огромной привлекательной силой. Согласно действующим здесь неписаным правилам, покупатель должен активно торговаться, трижды выбегать из магазина (таков ритуал!) и, словно передумав, возвращаться к прилавку.

Читайте также:
Лучшие университеты Кракова для абитуриентов из Восточной Европы

Говорят, что все эти телодвижения могут принести существенную выгоду покупателю!

И Спас, и Рубенс

Все люди делятся на интровертов и экстравертов, а все собиратели живописи — на тех, кто прячет свои шедевры за сейфовыми дверями, и тех, кто выставляет их в музеях. Московский коллекционер Владимир Логвиненко явно принадлежит к последним.

Владелец скандально известной картины Рубенса «Тарквиний и Лукреция» и редчайших икон XI–XVI веков не делает из своих сокровищ большого секрета. Его «Тарквиний», оцениваемый в $100 млн, висит в зале Рубенса в Эрмитаже, а фантастически красивая «Богоматерь Одигитрия» иконописца Дионисия — в Третьяковке, напротив «Троицы» Андрея Рублева.

— Я понял, что это настолько великая коллекция, что просто сидеть в доме и смотреть на нее нельзя, — рассказывает коллекционер, расположившись за столом в галерее своего загородного особняка. На стенах — древние доски с изображениями Спаса, Богоматери, пророков и святых. За спиной у коллекционера — икона, предположительно принадлежащая кругу Рублева. В торце галереи, закрепленная на мольберте, стоит больших размеров картина, автором которой вполне мог бы быть Тициан. Или Рубенс. Или это просто очень качественная копия.

Свою «великую коллекцию» Логвиненко собрал в рекордные сроки — за каких-то семь лет. В 1990 году молодой предприниматель приехал из глухой украинской провинции в Москву. Занимался торговлей, был совладельцем самого дорогого в столице клуба Up & Down, в середине 1990-х с партнерами купил несколько лицензий на месторождения нефти в Удмуртии, создав на их базе Удмуртскую нефтяную компанию. Когда во второй половине 1990-х на рынке началась консолидация, Логвиненко продал свою долю в Удмуртской нефтяной компании холдингу СИДАНКО (его позже поглотила ТНК). С тех пор он инвестирует в коммерческую недвижимость и «оказывает консультационные услуги». Одним словом, у предпринимателя появилось достаточно денег и времени для коллекционирования.

Когда возникла эта страсть? Определенно еще в детстве. В школе Логвиненко собирал марки (впрочем, кого этим удивишь?). В начале 1990-х приобретал картины для корпоративных собраний. Однажды, «как человек верующий», решил купить себе в дом икону Богоматери.

— Поскольку была финансовая возможность, захотелось купить что-то древнее, — вспоминает Логвиненко.

Купил. К Богоматери добавил Николая Чудотворца, потом — Спаса, а дальше домашний иконостас перерос в коллекцию, и Логвиненко с головой погрузился в изучение рынка икон.

Рынок этот возник еще в советское время. Искусствоведы, художники, спекулянты, да и просто увлеченные люди ездили по деревням, залезали в разоренные церкви, выпрашивали и выкупали старые иконы у сельских жителей. Найденная доска подвергалась специальной обработке, и под почерневшей олифой и поздними слоями нередко обнаруживались изображения XVII, XVI веков и даже более ранние. Логвиненко, по его словам, несколько лет назад купил икону XVI века, под которой скрывалось редчайшее изображение Христа, датируемое XI веком. Теперь этот домонгольский раритет хранится у предпринимателя в климатическом сейфе со сверхпрочной стеклянной дверцей.

И в советское время, и сейчас иконы перепродавали, обменивали, контрабандой вывозили за рубеж. Кому-то удавалось составить действительно потрясающие собрания. Вот как рассказывал о своем увлечении известный советский живописец и собиратель Павел Корин: «Взамен пяти плохих [икон] достаешь себе одну среднюю, вместо трех средних достаешь одну хорошую. Вместо трех хороших приобретаешь одну высшего класса, одну удивительную и прекрасную икону. Мне понадобилось сорок лет, чтобы составить это собрание истинно прекрасных икон». Это «интервью» у Корина взял писатель Владимир Солоухин, сам коллекционер и автор запрещенной в СССР книги «Черные доски» (1969).

Дилеры, работающие на коллекционеров, до сих пор ищут иконы в русских деревнях, приезжают ранним утром на Измайловский рынок в Москве, чтобы перебрать ворох досок, привезенных торговцами, охотятся за коллекциями, оставшимися после смерти собирателей. Лучшие иконы никогда не попадают в галереи и магазины. Обычно через сеть посредников они доходят до высшей касты коллекционеров, которых на самом деле не так много и которые гоняются за редкими иконами как одержимые.

По словам Логвиненко, найти «действительно выдающиеся иконы» становится все сложнее. За последние полтора года «из великих произведений» он купил лишь две иконы круга Рублева (одна из них — та самая, что стоит в его домашней галерее). Цены на иконы XVI века и более ранние за пять лет выросли в 3–4 раза. «Если какая-то икона раньше стоила $50 000, то сейчас ее уже и за $200 000 не купишь», — рассказывает коллекционер.

Впрочем, рынок икон — интернациональный, и часть своего собрания Логвиненко привез из-за рубежа. Именно так у него появилась Одигитрия Дионисия, живописца XV века, украсившего фресками собор Ферапонтова монастыря под Вологдой. Известный российский реставратор Адольф Овчинников видел Одигитрию еще в 1970-х в СССР и уже тогда признал, что она «едва ли не лучшее из всех известных творений» Дионисия. Затем икона исчезла из России, всплыв в частной европейской коллекции. Она несколько раз выставлялась на аукционах и много путешествовала по миру — экспонировалась в США и даже на Филиппинах. По словам Логвиненко, Русская православная церковь хотела приобрести икону Дионисия для храма Христа Спасителя, но не хватило денег.

У Логвиненко деньги нашлись. В 1999 году он купил икону у одной из лондонских галерей (сумму коллекционер не раскрывает, но она, по оценкам, превышает $1 млн). «Вещь такого масштаба, такого уровня… В России их просто нет. Не то что в частных собраниях, даже в музеях», — говорит Логвиненко.

Разговор о музеях не случаен — Логвиненко всерьез хочет создать музей русского православия. Собственно, когда к коллекционеру попала картина Рубенса «Тарквиний и Лукреция», он одно время собирался продать ее, чтобы пустить деньги на пополнение собрания икон. Однако «Тарквиний» втянул коллекционера в непростую историю.

Читайте также:
Аэропорты Сардинии на карте: количество, названия, как добраться

Полотно Петера Пауля Рубенса «Тарквиний и Лукреция» хранилось до Второй мировой войны в коллекции дворца Сан-Суси в Потсдаме. Когда в Германию вошли советские войска, картина великого фламандца каким-то образом попала в руки майору Борису Дорофееву, служившему в военных комендатурах нескольких германских городов. Дорофеев вывез картину в Советский Союз, где она вплоть до конца 1990-х хранилась у его семьи.

В 1999 году дочь Дорофеева продала картину, с которой к тому времени уже сильно осыпалась краска, за $800 перекупщику. Сменив несколько рук, полотно попало к известному московскому арт-дилеру Александру Дадиани, а тот уже предложил ее Логвиненко.

Коллекционер икон, как он сам говорит, тогда мало что понимал в европейской живописи. Он только начал ею интересоваться и даже успел несколько раз погореть на некачественном товаре, который подкидывали новичку дилеры. Логвиненко понимал, что покупает у Дадиани очень старую картину, возможно, написанную каким-то художником из окружения Рубенса или Тициана: «Но что это сам Рубенс…»

Полгода Логвиненко даже не знал, с какой стороны подступиться к доставшемуся ему полотну. Хотел вывезти картину на реставрацию за рубеж, но Минкульт не дал разрешения (вывоз исторических ценностей, даже частных, регулируется этим министерством). В итоге он нанял отечественных реставраторов, их работа заняла более четырех лет. В 2002 году, когда картина уже была частично восстановлена, эксперты из Эрмитажа подтвердили, что в руках у коллекционера — полотно Рубенса. Считалось, что картина «Тарквиний и Лукреция» бесследно исчезла из Германии во время войны, но она не значилась ни в одном каталоге разыскиваемых произведений искусства (так как ее «биография» оборвалась еще до начала войны). Тогда Логвиненко через швейцарского адвоката обратился в Германию с предложением вернуть найденную картину в Сан-Суси «за вознаграждение».

Но вместо денег он получил уголовное дело, возбужденное немецкой прокуратурой, заподозрившей Логвиненко в скупке и хранении краденого. Это дело не закрыто до сих пор, хотя российский коллекционер уже успел подать жалобу на прокуратуру в земельный суд Потсдама и даже выиграть суд.

Самое удивительное — хотя, впрочем, это обычное дело в коллекционировании — стоило Логвиненко купить одного Рубенса, как к нему «потянулись» другие. Сначала коллекционер приобрел в Лондоне картину «Союз Земли и Воды». Он дождался отмены в 2004 году 30-процентной ввозной пошлины на предметы искусства и перевез своего Рубенса в Москву. Теперь картина вместе с «Тарквинием и Лукрецией» висит в Эрмитаже, в одном зале с более крупным вариантом «Союза Земли и Воды», купленным еще императором Павлом I.

Наконец, третью картину фламандца, «Поклонение пастухов», коллекционер приобрел в России — она происходит из дореволюционного частного собрания. Логвиненко уверяет, что, покупая «Пастухов», он тоже не знал, что имеет дело с полотном Рубенса — авторство установили уже позже эксперты Эрмитажа, сличив технику логвиненковской картины с произведениями Рубенса, хранившимися в государственной коллекции.

Впрочем, заключения Эрмитажа не всегда достаточно — в кругах коллекционеров принято доверять оценку подлинности Рубенса, Тициана или Кранаха специалистам из Западной Европы — у них богаче база для сравнения и солидная репутация.

Коллекционеры вообще люди осторожные. Особенно когда речь заходит о картинах стоимостью несколько десятков миллионов долларов — таков нынешний уровень цен на Рубенса. Последний раз на открытых торгах картина фламандца — «Избиение младенцев» — появилась летом 2002 года. Ее выставили за $9 млн, а продали за $76 млн. Сколько стоит сейчас «Тарквиний и Лукреция» — $100 млн, $120 млн? И расстанется ли когда-нибудь коллекционер с этим сокровищем?

— Если какие-то корпорации или частные лица создадут фонд и выкупят у меня «Тарквиния и Лукрецию», чтобы вернуть ее в Сан-Суси, — пожалуйста, — предлагает Логвиненко.

Другой вопрос: если сделка состоится, то где Логвиненко найдет столько икон, чтобы потратить вырученные деньги?

Питер Пауль Рубенс

Peter Paul Rubens

Питер Пауль Ру́бенс (нидерл. Peter Paul Rubens ; 28 июня 1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен) — плодовитый фламандский живописец, как никто другой воплотивший подвижность, безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Творчество Рубенса — органичный сплав традиций брейгелевского реализма с достижениями венецианской школы. Хотя на всю Европу гремела слава его масштабных работ на мифологические и религиозные темы, Рубенс был также виртуозным мастером портрета и пейзажа.

Содержание

Происхождение

Из старинной семьи антверпенских граждан. Его отец, Ян Рубенс, бывший в эпоху правления герцога Альбы старшиной города Антверпена, за свою приверженность идеям Реформации попал в опальные списки и был вынужден бежать за границу.

Сначала он поселился в Кёльне, где вступил в близкие отношения с Анной Саксонской, супругой Вильгельма Молчаливого. Эти отношения вскоре перешли в любовную связь и нежелательную беременность, которая оказалась достоянием общественности. Яна посадили в тюрьму, откуда он был выпущен только после долгих просьб и жалоб своей жены, Марии Пейпелинкс и отправлен в ссылку.

Местом ссылки ему был назначен небольшой городок Нассауского герцогства, Зиген, в котором он и прожил со своей семьёй с 1573 по 1578 гг., и где, вероятно, 28 июня 1577 г., родился будущий великий живописец.

Ранние годы

Детство Питера Рубенса протекло сначала в Зигене, а потом в Кёльне, и лишь в 1587 г., после смерти Яна Рубенса, его семья получила возможность возвратиться на родину, в Антверпен.

Общее образование Рубенс получил в иезуитской коллегии, после чего служил пажом у графини де Лялен. Занятиям живописью Рубенс стал предаваться очень рано. Его учителями по её части были Тобиас Вергагт, Адам ван Ноорт и Отто ван-Вэн, работавшие под влиянием итальянского Возрождения и сумевшие, особенно последний, вселить в молодого художника любовь ко всему античному.

В 1598 г. Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию св. Луки, а в 1600 г., по установившемуся издавна обычаю нидерландских живописцев, отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. В 1601 г. он состоял при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзаги, у которого и оставался на службе в течение всего своего пребывания в Италии.

Читайте также:
Длительных виз в Польшу станет больше

Мантуанский период

По поручению герцога, он посетил Рим и изучал там итальянских мастеров, после чего, прожив некоторое время в Мантуе, был послан с дипломатическим поручением в Испанию, где внимательно осмотрел собрание Прадо. Его деликатное обхождение с мадридским двором и известным своей темпераментностью мантуанским посланником произвело благоприятное впечатление на герцога Винченцо.

Во время пребывания в Мантуе Рубенс курировал местную картинную галерею, пополняя её портретами придворных красавиц, и выполнил три крупных холста на религиозные темы для иезуитской церкви в Мантуе. Слава о нём перешагнула скоро пределы Мантуанского герцогства: иезуиты попросили его написать полотно на сюжет «Обрезания» для церкви Сант-Амброджио в Генуе.

Судя по копиям, сделанным Рубенсом с картин Тициана, Тинторетто, Корреджо, Леонардо да Винчи и других выдающихся мастеров предыдущего столетия, можно предполагать, что в эту пору он побывал во всех наиболее важных художественных центрах Италии, с целью изучения произведений итальянской живописи эпохи Возрождения.

Римский период

В 1605 г. брат Рубенса, будучи учеником гуманиста Липсия, занял место библиотекаря при ватиканском кардинале Асканио Колонна и пригласил молодого художника в Рим. После двух лет изучения классических древностей в компании брата Рубенс (летом 1607 г.) был вызван для исполнения портретов генуэзской аристократии на Ривьеру. Там он свёл знакомство с Якопо Серра, генуэзским банкиром, кредитовавшим папу римского. Благодаря его помощи Рубенс получил завидный заказ на алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла в Риме. Одновременно он работал над алтарём для монастыря ораторианского ордена в Фермо.

Появление заказов на работу в Риме, который тогда был меккой для всех европейских художников, позволило Рубенсу разорвать свои обязательства по отношению к провинциальному мантуанскому двору. (Сыграли свою роль и хронические задержки с выплатой жалованья.) В октябре 1608 г. он получил письмо от брата из Антверпена о том, что их мать находится на смертном одре. Он поспешил на север, но уже не застал её в живых.

Возвращение в Антверпен

Возвращение в Антверпен молодого, но уже известного в Италии художника заставило искать его услуг многих состоятельных бургеров, клерикальные круги и наместников испанских Габсбургов. К брюссельскому двору последних Рубенс оказался привязан «золотыми оковами». Положенное ему жалование было таково, что он смог открыть просторную мастерскую, нанять множество подмастерий и выстроить один из лучших особняков Антверпена (ближе всего напоминающий генуэзские палаццо), который с годами наполнился картинами, статуями и предметами декоративно-прикладного и ювелирного искусства, представлявшими лучшее в искусстве Италии.

Не порывал Рубенс и связей с могущественным орденом иезуитов. Он принял участие в проектировании орденом антверпенской церкви св. Карла Борромея и практически единолично отвечал за её внутреннее убранство; впрочем, в подготовке эскизов плафона ему помогал Антонис ван Дейк — самый талантливый из его многочисленных учеников. Венцом его сотрудничества с церковью стали грандиозные алтарные картины «Водружение креста» (1610) для церкви св. Вальбурги и «Снятие с креста» (1611-14) для городского собора Антверпена.

Мастерская Рубенса

В октябре 1609 г. Рубенс сочетался браком с Изабеллой Брант, дочерью известного гуманиста Яна Бранта. В последующее десятилетие Рубенс достиг в Европе славы, с которой из художников предыдущих эпох мог сравниться только Тициан. Зиждилась она как на религиозных полотнах, для которых он выбирал самые драматичные эпизоды библейской истории («Страшный суд» из Старой пинакотеки и «Распятие» из Брюссельского музея изящных искусств), так и на брызжущих безудержной энергией, сочных по палитре, бесстыдных по эротизму сценах из античной мифологии (в Старой пинакотеке — «Битва амазонок» и «Похищение дочерей Левкиппа»).

Многочисленность подписанных Рубенсом работ (которые исчисляются тысячами) свидетельствует о том, насколько большую помощь художнику оказывали его ученики, среди которых — такие виртуозы, как Якоб Йорданс и Франс Снейдерс. В 1620-е гг. произведения мастерской Рубенса наводнили не только Испанские Нидерланды, но и всю Европу. Можно предположить, что для холстов большого размера сам мастер выполнял только первоначальный эскиз композиции и наносил краски на те участки, которые требовали особой проработки. Зачастую он представлял клиентам миниатюрный гризайльный эскиз будущего холста и, получив их одобрение, доверял его исполнение подмастерьям.

Рубенс как дипломат

В 1621 г. фландрская регентша Изабелла Испанская сделала Рубенса своим советником по вопросу продления перемирия с Голландской республикой. С этого времени фламандский живописец, который отличался обходительностью, был начитан, знал шесть языков и состоял в переписке со многими короноваными особами (его называли «королём художников и художником королей»), становится ценным приобретением для дипломатии испанских Габсбургов.

В 1622 г. Рубенса вызвала в Париж наслышанная о его славе вдовствующая королева Мария Медичи; ему было поручено заполнить картинами из её жизни два длинных перехода в новопостроенном Люксембургском дворце. Над исполнением этого заказа Рубенс работал в Антверпене два года. В 1625 г. в его присутствии 21 полотно из жизни королевы было установлено в Люксембургском дворце (впоследствии перенесены в Лувр). Он получил заказ на такую же серию из жизни её супруга Генриха IV, но этот проект так и остался неосуществлённым.

В 1628 г. король Филипп IV пригласил Рубенса в Мадрид, где тот получил возможность лицезреть богатейшее собрание произведений своего кумира, Тициана, а также копировать их. В 1629 г. ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, что и было исполнено с блеском. Во время пребывания в английской столице Рубенс покрыл потолок выстроенного Иниго Джонсом зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора.

Закат жизни

Во время своих странствий Рубенс овдовел. По возвращении в родной Антверпен в 1630 г. он взял в жёны 16-летнюю дочь друга, Елену Фоурман. В последнее десятилетие жизни она становится излюбленным предметом его портретов, среди которых выделяется своей игривостью «Шубка» (1638, Музей истории искусств). Мы узнаём её черты в «Саду любви» (1634), в «Трёх грациях» (1638) и в «Суде Париса» (1639).

Читайте также:
Управление Министерства внутренних дел России по Калужской области

Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609

Дочь Клара, 1618

Елена Фоурман («Шубка», ок. 1638)

Свояченица Сусанна («Соломенная шляпка»)

Елена Фоурман с детьми

Гораздо чаще, чем раньше, позднего Рубенса влекут пейзажи. Такие брейгелевские пейзажи, как «Пейзаж с радугой» (1636) и «Замок Стен» (1637), обязаны своим появлением приобретению Рубенсом в 1635 г. брабантского поместья Элевейт неподалёку от Мехелена. Средства на покупку доставил полученный от испанского короля заказ на 120 иллюстраций к текстам классических авторов, преимущественно Овидия.

Жизнь в сельской местности приблизила Рубенса не только к природе, но и крестьянам. В таких вещах, как «Кермеса» (1638), он пытается превзойти Брейгеля в изображении разудалой стихии народного праздника.

Работать ему с каждым годом становилось всё труднее из-за прогрессирующей подагры. В 1640 г. Рубенса не стало. В его антверпенском доме после реставрации был открыт (в 1947 г.) музей Рубенса.

Творческая манера

Рубенс никогда не стеснялся подражать тем из предшественников, которые восхищали его, и особенно Тициану с Брейгелем. Первое десятилетие его творчества представляет картину трудолюбивого и методичного освоения достижений художников XVI века. Благодаря такому подходу он освоил все жанры ренессансной живописи и стал самым универсальным художником своего времени.

Композиционные решения Рубенса отличаются исключительным разнообразием (диагональ, эллипс, спираль), богатство его красок и жестов никогда не перестаёт удивлять. Вполне соответствуют этой жизненности и грузные женские формы, так называемые «рубенсовские», которые могут оттолкнуть современного зрителя своей несколько тяжеловесной телесностью.

В 1610-е гг. Рубенс разрабатывает новые для фламандской живописи формы, в частности, жанр охотничьих сцен, которые проникнуты страстной динамикой зрелого барокко («Охота на крокодила и гиппопотама»). В этих работах вихрь композиционного движения сносит ограничения, традиционно налагаемые на художников линией и формой.

Рубенсовские мазки поражают смелостью и свободой, хотя при всей широте их он никогда не впадает в пастозность. Его непревзойдённое искусство владения кистью очевидно и в многометровых композициях 1620-х годов, и в точных, лёгких, подвижных мазках небольших работ последнего периода.

Примечания

  1. Справа налево: учёный Ян Вовелий, фламандский философ-стоик Юст Липсий, брат художника Филипп (ученик Липсия) и сам Рубенс; над ними бюст, считавшийся в то время портретом Сенеки, ныне именуемый Псевдо-Сенека

Литература

  • Jaffé, Michael (1977). Rubens and Italy. Cornell University Press. ISBN 0801410649.
  • Belkin, Kristin Lohse (1998). Rubens. Phaidon Press. ISBN 0-7148-3412-2.
  • Vlieghe, Hans. Flemish Art and Architecture 1585-1700. Yale University Press, Pelican History of Art, New Haven and London, 1998.

См. также

  • Бергмюллер, Иоганн Георг – директор Академии живописи в Германии, художник на чьё творчество работы Рубенса оказали немалое влияние.

Ссылки

  • Рубенс, Питер Пауль. Картины и биография
  • Питер Пауль Рубенс – картины, биография, статьи

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Питер Пен (фильм)
  • Питер Пирс

Полезное

Смотреть что такое “Питер Пауль Рубенс” в других словарях:

Питер Пауэл Рубенс — Питер Пауль Рубенс Автопортрет. 1623 г. Имя при рождении: Peter Paul Rubens Дата рождения: 28 июня 1577 Место рождения: Зиген … Википедия

Рубенс, Питер Пауль — Питер Пауль Рубенс Автопортрет. 1623 г … Википедия

Рубенс Питер Пауль — Питер Пауль Рубенс Автопортрет. 1623 г. Имя при рождении: Peter Paul Rubens Дата рождения: 28 июня 1577 Место рождения: Зиген … Википедия

РУБЕНС Питер Пауль — (Rubens, Peter Paul) (1577 1640), фламандский художник и дипломат. Родился в Зигене в Вестфалии 28 июня 1577 в семье Яна Рубенса, антверпенского юриста. Когда Питеру Паулю Рубенсу было одиннадцать лет, его отец умер, а мать переехала с детьми в… … Энциклопедия Кольера

РУБЕНС Питер Пауль — РУБЕНС (Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия 30 мая 1640, Антверпен), фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко. (см. БАРОККО) Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение,… … Энциклопедический словарь

Рубенс Питер Пауль — точнее Рюбенс (Rubens) (1577 1640), фламандский живописец. Глава фламандской школы живописи эпохи барокко. Родился в семье юриста. В 1589 переселился в Антверпен, где получил разностороннее гуманитарное образование. Рано обратившись к… … Художественная энциклопедия

РУБЕНС Питер Пауль — РУБЕНС (точнее Рюбенс Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия 30 мая 1640, Антверпен), фламандский живописец, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко. Проявил себя также как ученый гуманист, философ, археолог, архитектор … Большой Энциклопедический словарь

РУБЕНС (Rubens) Питер Пауль — (1577 1640) фламандский живописец. Работал в Антверпене, в 1600 08 в Италии. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых… … Большой Энциклопедический словарь

Рубенс Питер Пауль — (1577 1640) фламандский живописец, создатель картин на религиозные и мифологические сюжеты, пейзажей, сцен крестьянской жизни … Словарь литературных типов

Петер-Пауль Рубенс — Питер Пауль Рубенс Автопортрет. 1623 г. Имя при рождении: Peter Paul Rubens Дата рождения: 28 июня 1577 Место рождения: Зиген … Википедия

Биография Петера Пауля Рубенса

Рубенс Питер Пауль – фламандский живописец, глава фламандской школы живописи эпохи барокко.Родился Рубенс в семье юриста. В 1889 году поселился в Антверпене, где получил разностороннее гуманитарное образование. Рано начал заниматься живописью, Учился у Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. 1591 – 94), О. Венуса (ван Вена; ок. 1594 – 98).

С 1600 по 1608 гг. жил в Италии ( Риме, Мантуе, Генуе), где изучал произведения Микеланджело, венецианских живописцев, братьев Карраччи, Караваджо. Вернувшись в Антверпен занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии Изабеллы Австрийской. Уже в первых произведениях Рубенса, выполненных после возвращения на родину, появилось стремление переработать впечатления от итальянских мастеров в духе национальных художественных традиций. Созданный Рубенсом в начале 1610 – х гг. монумент религиозной композиции, идущие стилистически в русле барокко в соборе Онзе – ливе – Врауэкерк, Антверпен, отмечены театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Вместе с тем в них пробиваются черты полнокровного, жизнеутверждающего реализма, характерного для последующего творчества художника.

Читайте также:
Крупные города Польши — список с подробным описанием городов

В начале своего творческого пути Рубенс выполнил ряд парадных портретов в духе старых нидерландских реалистических традиций ( “Автопортрет с Изабеллой Брант” 1609, отличающихся интимной простотой композиции, тщательностью воссоздания облика моделей и нарядных деталей одежды. Серия 1610 -х гг. отмечена обращения Рубенса к классическим мотивам и традиционного воссоздания человеческой фигуры, ясности и монументальной цельности композиции.

Автопортрет 1623 года

В 1612 – 20 гг. складывается зрелый стиль художника. Обращаясь к темам античности и христианской мифологии, он трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Картины этого периода отличаются многообразием композиции, светлостью колорита. Постепенно отказываясь от применения локальных цветов, Рубенс достигал исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета, воздушных рефлексов. Тёплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно – розовые, жемчужно – серые, красно – коричневые и мягкие зелёные оттенки сливаются в ликующую, праздничную и гармоничную красочную гамму. К 1615 – 20 гг. Рубенс получил широкое признание и известность.

Обширная мастерская художника ( в которой работали и крупные живописцы – А. ван Дейк, Я. Йорданс, Ф. Снейдерс ) выполняла по заказам европейской знати многочисленные монументально – декоративные композиции. В цикле картин для французской королевы Марии Медичи (“История Марии Медичи” , ок.1622 – 25.Лувр), отличающемся декоративным блеском живописи, Рубенс сочетал мифические фигуры и иносказание с реалистическими элементами. что являлось новым словом в развитии исторической живописи. Он вып олнил много парадных аристократических портретов, воссоздавая с исключительным мастерством и чувственной убедительностью физический облик и особенности характера модели ( портреты Марии Медичи, ок. 1622 – 25, Прадо и графа Т. Эренделя с семьёй, 1620.Ст. пинакотека, Мюнхен).

Рубенс. Портрет мужчины 26 лет[22]. 1597. Масло на меди, 22 × 15 см. Метрополитен-музей

Особой виртуозностью и лиризмом отличаются исполненные Рубенсом интимные портреты, в т. ч. ” Портрет камеристки инфанты Изабеллы” (ок.1825.ГЭ), в котором с помощью прозрачных цветовых переходов воссоздаёт поэтическое обаяние и трепетную жизненность юной модели. Около 1611- 18 гг. Рубенс выступил и в качестве архитектора ( отмеченный пышностью и роскошью собственный дом художника в Антверпене). Существенное место в творчестве Рубенса занимает пейзаж. Используя приёмы “идеального” европейского пейзажа, он перерабатывал их в духе национальной пейзажной школы. Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или поэзии сельского бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, мягкостью красок, они воспринимаются как обобщённый опоэтизированный образ фламандской природы.

В 1626 году, потеряв свою жену Изабеллу Брант, Рубенс на время оставил живопись и занялся дипломатической деятельностью, посетил Англию и Испанию, где вновь знакомился с произведениями Тициана, работами испанских мастеров. В 1630 -х гг. начался новый период творчества художника: Рубенс подолгу работал в приобретённом им замке Стен в Элевайте (Брабант). Тонкая жизненность и поэтическая одухотворённость, эмоциональный колорит свойственны многочисленным портретам второй жены художника Елены Фаурмент ( “Шубка” , ок. 1638 – 40, М. истории истории искусств, Вена), иногда изображённой в виде мифических персонажей (“Вирсавия”, ок. 1635. Картинная галерея, Дрезден).

Положение во гроб. 1602, масло, холст. 180 × 137 см. Рим, Галерея Боргезе

Тематика произведений этого времени многообразна. Наряду с поэтическими пейзажами он писал сцены деревенских празднеств, исполненные грубоватой правды и захватывающей жизнерадостности. В “стеновский” период живопись Рубенса становится более интимной и задушевной. Манера письма приобретает исключительную свободу и лёгкость (“Елена Фаурмент с детьми”, ок. 16638 – 40, Прадо; “Вакх”, около 1638 – 40, ГЭ). Рубенсу принадлежат многочисленные рисунки. зарисовки голов и фигур, изображения животных. эскизы композиций, другое.

Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских художников. Его влияние испытали также многие европейские художники 18 – 19 веков ( А. Ватто, Ж.О. Фрагонар, Э. Делакруа, О. Ренуар и другие).

Геркулес и Омфала. Около 1602—1605, 278 × 215 см. Париж, Лувр

История жизни Петера Пауля Рубенса

За свою жизнь в искусстве Рубенс создал более 3000 произведений живописи. На многих из них изображены женщины, при описании которых можно смело употреблять выражение “кровь с молоком”. Изображение цветущего женского тела удавалось Рубенсу лучше, чем многим другим художникам. Эти цветущие пышные женщины были идеалом красоты для своего времени. Их было, вероятно, и просто приятно рисовать: в их телах было столько впадинок, бугорков, ямочек и холмиков. Уже в самом начале своей карьеры Рубенс стал любимцем при большинстве королевских дворов Европы, что позволило ему стать необычайно богатым человеком.

Несмотря на то, что Рубенс изображал на своих полотнах обнаженных вакханок, у него была внешность банкира и манеры дипломата. Его родители в свое время с трудом сумели спастись от приближающихся войск герцога Альбы, которые несли с собой смерть, насилие, пожары и разрушения, преследуя кальвинистов, интеллектуалов и купцов в Голландии. Семья поселилась недалеко от Кельна. Его отец Ян Рубенс сумел получить должность советника по финансовым и юридическим вопросам при дворе 26- летней принцессы Анны Саксонской, прекрасной голубоглазой блондинки, чей муж Вильгельм Оранский оставил ее в их замке на несколько лет, а сам отправился освобождать Голландию от испанского владычества. Между Яном и Анной вспыхнула любовь, о которой стало широко известно, поскольку они особенно и не старались ее скрывать.

Конный портрет герцога Лерма. 1603, масло, холст. 290,5 × 207,5 см. Мадрид, Музей Прадо

Когда Анна забеременела, ее изгнали из замка, а Ян оказался в заключении. Принцесса родила дочь, и ей разрешили уехать с ребенком к своим родителям в Саксонию, где она и умерла через 5 лет. Яна Рубенса вскоре выпустили из тюрьмы, но ему и его семье запретили жить в Кельне. Именно в это время и родился Петер Пауль Рубенс. Когда он был еще юношей, его отец умер, и Петер со своей матерью вернулись в родную Фландрию. В юности Рубенс вынужден был рано оставить учебу, поскольку его мать не могла платить за нее, собирая деньги на приданое к свадьбе его сестры. Рубенс стал служить пажем при дворе графини де Лялен. Именно там он приобрел умение великолепно держаться в обществе и прекрасные манеры.

Читайте также:
Безопасность поездки в Анголу. Терроризм, преступность и другие риски

Служба Рубенса была нелегкой, поскольку графиня обожала жестокие игры и розыгрыши. Она, например, заставляла своих мальчиков-пажей переодеваться в женскую одежду и развлекать своих гостей-мужчин. Рубенс, в конце концов, сумел убедить свою мать, чтобы она забрала его с этой службы при дворе, и стал учиться живописи. Вскоре он превзошел всех своих учителей и стал одним из самых выдающихся художников Европы. Ребенс дважды был женат. У него было в общей сложности восемь детей, к которым он относился с гораздо большей любовью, чем большинство отцов того времени. Он был другом римского папы Павла V и Марии Медичи. Чарльз I произвел его в рыцарское звание. Став богатым человеком, Рубенс построил такое огромное поместье, что опись имущества в нем заняла позже 5 лет. В последние годы жизни Рубенс из-за подагры стал практически инвалидом. Он умер за месяц до своего 63-летия.

Гераклит и Демокрит. 1603, масло по дереву. 95 × 125,5 см. Вальядолид, Национальный музей искусств

Во время учебы и работы в Италии (1600—1608 г.г.) у Рубенса было много любовных связей с итальянскими актрисами. Он также часто пользовался услугами проституток. Первой его серьезной любовной связью стал роман с римской аристократкой, имя которой осталось неизвестным. Она, по всей вероятности, тоже полюбила его, но ее родители прекратили этот роман своей дочери с неизвестным художником-иностранцем. В 32-летнем возрасте Рубенс женился в первый раз.

Его женой стала 18-летняя Изабелла Брандт из Антверпена. Изабелла была красивой высокой темноволосой девушкой. В отличие от большинства других художников Рубенс не был донжуаном. В семье родилось трое детей, а позже супруги усыновили и обоих детей брата Рубенса, оставшихся сиротами после его смерти. Изабелла, по всей вероятности, была моделью для рубенсовских мадонн. Она умерла в возрасте 35 лет. Рубенс тяжело переживал ее смерть.

Мадонна делла Валичелла. 1608, масло, холст. 425 × 250 см. Рим, Санта-Мария-ин-Валичелла

После смерти Изабеллы у Рубенса была любовная связь с красавицей Сюзан Фурман, которая послужила моделью для его знаменитой картины “Соломенная шляпка “. Их роман продолжался год и закончился после того, как Сюзан вышла замуж за другого. Через два года 53-летний Рубенс женился на 16-летней сестре Сюзан Елене, ослепительной красавице, которая стала его любимой натурщицей. Рубенс обожал рисовать ее обнаженной. С помощью целой армии учеников и помощников Рубенс рисовал свою Елену, у которой были цветущее здоровье и великолепное тело.

Елена изображена на многих работах художника и является прототипом того, что называют “рубенсовская женщина”. Кеннет Кларк написал: “Рубенсовские женщины одновременно и чутки, и бесстрастны. Они счастливы и совершенно не застенчивы”. Семейная жизнь Рубенса и Елены тоже сложилась счастливо. У них родилось 5 детей. Последний их ребенок родился почти через девять месяцев после смерти Рубенса.

Святая Домицилла, поддерживаемая святым Нереем и святым Ахиллесом Римским. 1608, масло, холст. 425 × 280 см. Рим, Санта-Мария-ин-Валичелла

Почём русская живопись на аукционах Лондона: Самые дорогие картины по стартовой цене

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Самые известные аукционные дома уже на днях проведут лондонскую «русскую неделю» – 29 ноября (Christie’s), 30 ноября (Sotheby’s) и 1 декабря (MacDougall’s и Bonhams), на которой будут выставлены картины русских художников конца XIX и начала ХХ века, неофициальное советское искусство 1960–80-х, а также графика, иконы и предметы искусства Фаберже. Следует отметить, что именно лондонские аукционы уже долгие годы задают тон и уровень продаж русского искусства по всему миру и в России, в частности.

А для того, чтобы непосвященному читателю разобраться в тонкостях аукционов в торговых домах, представляем краткий обзор по самым известным из них.

Самые известные аукционные торговые дома мира

Аукционным дом Кристис (Christie’s)

Основателем торгового дома Кристис является англичанин Джеймс Кристи. Первые торги были устроены им в Лондоне в 1766 году. С того времени этот дом удерживает на данном рынке лидирующие позиции. Именно здесь были проданы целые коллекции драгоценностей и художественных шедевров, принадлежащих членам королевских семей и аристократии. Также считается, что именно Джеймс Кристи преобразил обычную торговлю антиквариатом в настоящее искусство.

Аукционным дом Сотбис (Sotheby’s)

Сотбис был основан лондонским тоговцем книг Сэмюэлем Бейкером, проведшим первый аукцион в 1744 году. Он первый опубликовал свой каталог редких книг с указанием фиксированных цен. Почти век компания Бейкера, представляющая собой закрытый «клуб», специализировалась только на печатной продукции. Но, после банкротства в 1983 году тоговый дом перешел во владение американского предпринимателя Альфреда Таубмана. На сегодняшний день Sotheby`s насчитывает около 100 офисов по всему миру и проводит торги не только по редким и ценным книгам, но и по произведениям искусства.

Аукционный дом Бонхамс (Bonhams)
Это один из крупнейших и универсальных аукционных домов в мире, основанный в 1793 году Томасом Доддом и Вальтером Бонхамом. В 2000-м году Бонхамс был выкуплен аукционным домом Brooks, и получила название Bonhams & Brooks. На сегодняшний день Бонхамс торгует лотами 70-ти различных категорий, в том числе живописью, машинами, музыкальными инструментами, винами и объектами дизайна.

Аукционный дом Мак Дуглас (Мас Dougall`s)
Мас Dougall`s представляет собой единственный торговый дом, специализирующийся исключительно на русском и славянском изобразительном искусстве. Мак Дуглас два раза в год проводит торги, в качестве лотов которых выступают произведения искусства XVIII – XX веков. Именно здесь поставлены несколько рекордов по продаже предметов советского нонконформистского искусства.

Читайте также:
Где находится Как добраться в Брно. Местоположение на карте Брно и описание

Лондонская «русская неделя»

Итак, на сегодняшний день эксперты уже назначили стартовую цену – эстимейт, и мы можем видеть рейтинг русских картин предстоящих торгов в Лондоне в последних числах ноября 2021 года. Начнем с самых дорогих.

Кузьма Петров-Водкин «Натюрморт с яблоками» (1912)

Зарубежные аукционные дома традиционно делают ставку на самые востребованные сегменты русского искусства: авангард, представленный Кузьмой Петровым-Водкиным(1878-1939) – известнейшим мастером живописи советской эпохи. Полотно «Натюрморт с яблоками» (1912), как заявили эксперты, – это «первый натюрморт, в котором можно проследить будущие поиски художника в области пространственных построений».

К слову сказать, Петров Водкин считается абсолютным лидером среди русских художников, картины которых были проданы на русских аукционных торгах. Так, на летнем аукционе 2019 года в Лондоне в торговом доме Christie’s был продан «Натюрморт с сиренью» (1928) за рекордную сумму для «русских аукционных продаж» – за 9,286 млн фунтов. Петров-Водкин обогнал Валентина Серова, чей результат составил — 9,266 млн фунтов; Николая Рериха — 7,9 млн фунтов; Наталию Гончарову — 6,4 млн фунтов и Илью Репина — 4,5 млн фунтов.

Иван Айвазовский «Генуэзские башни на Черном море»

На втором месте идет полотно прославленного художника-мариниста Ивана Айвазовского (1817-1900) – «Генуэзские башни на Черном море», датированные 1895 годом. Этот потрясающий ночной пейзаж долгое время находился в частной коллекции. Теперь, впервые за 40 лет, эта работа появилась на аукционе.

Нужно отметить, Что Айвазовский самый продаваемый русский художник на мировых торгах. Даже подделки его картин, появляющиеся на аукционах, а их немало, высоко ценятся. Так в 2012 году на аукционе Sotheby’s полотно «Вид Константинополя и Босфора» было продано за 3,2 млн фунтов стерлингов. Это на данный момент самое дорогое полотно живописца, ушедшее с молотка.

Эрик Булатов «Небо и море».

В собрании нонконформистов наибольшую ценность представляет монументальное полотно «Небо и море» современного художника, основателя соц-арта – Эрика Булатова. Картина участвовала в первой зарубежной выставке Булатова, состоявшейся в Цюрихе в 1988 году. «Небо и море» также можно было увидеть на масштабной ретроспективе художника, которая прошла в Третьяковской галерее в 2006 году. Сейчас она выставлена на аукцион с солидной стартовой ценой.

Владимир Маковский «Застава на пути свадебного поезда»

Владимира Маковского (1846-1920) справедливо называют одним из лучших в России жанристов. Необычайная тонкость и резкость, с которой он передавал атмосферу эпохи, а именно трогательные сцены из жизни простых крестьян и их детей, в частности, выдвинула художника на самый высокий уровень российского реалистического искусства. Картины художника, ранее продаваемые на аукционах, еще не достигали такой стартовой цены.

Для сравнения – полотно “Игра в жмурки” родного брата художника, Константина, три года тому назад было продано на Sotheby’s за 4,3 миллиона фунтов стерлингов.

Сергей Виноградов «На балконе»

Сергей Виноградов (1869 – 1938) – русский художник, график и живописец, фигура в истории русского искусства весьма значима, но малоизвестна. Мастер русского импрессионистского пейзажа и «интерьерных» работ, ученик Василия Поленова, педагог Строгановского художественного училища, в послереволюционное время был командирован в США в качестве организатора выставки русского искусства в Америке. Оттуда художник в Россию уже не вернулся, а обосновался в Риге, где открыл собственную школу живописи и прожил счастливо и плодотворно остаток своей жизни.

Борис Кустодиев «Интерьер»

Работы Бориса Кустодиева (1878-1927) достаточно редки на российском антикварном рынке, так как традиционно большинство произведений художника продаются на западноевропейских аукционах. За последние 20 лет на арт-рынке продано 222 живописных и графических работ Бориса Кустодиева на общую сумму 11 миллионов фунтов. Самая дорогая из них – «Деревенская ярмарка». Это полотно было продано летом 2009 года торговым домом Sotheby’s за 2,8 миллионов фунтов стерлингов.

Николай Рерих «Церковь Покрова на Нерли»

Николай Рерих (1874–1947) — художник, философ, общественный деятель, путешественник, археолог, писатель и поэт, написавший за свою жизнь более 7 000 картин. На аукционе русского искусства Bonhams летом 2013 года была установлена рекордная цена на произведение Николая Рериха: за картину 1931 года «Мадонна Лаборис (Труды Богоматери)» заплатили 7,9 млн фунтов стерлингов. Это абсолютный рекорд аукционных домов, специализированных на русском искусстве.

Фирма Карла Фаберже. «Фиалка»

Помимо живописи в рамках «русской недели» будут также представлены и предметы декоративно-прикладного искусства. И здесь на первом плане — работы Фаберже: яблоневый цвет, фиалка и анютины глазки. Наиболее дорогая из них — фиалка. Ее оценка составляет 250–350 тысяч фунтов.

И теперь нам остается лишь дождаться результатов «русской недели» в Лондоне и узнать будет ли установлен рекорд продажи, а также настолько оправдана стартовая цена от экспертов за полотна наших соотечественников.

Прочитав этот обзор, наверняка у многих назрел вопрос: почему так получается, что за картины некоторых знаменитых художников коллекционеры готовы платить астрономические суммы, а за работы других, не менее почитаемых, – лишь сущие гроши. Да, все очень просто – в первую очередь платят не за холст и краски, не за умение мастера скрупулезно прописывать натуру в мельчайших подробностях, а за новаторские идеи, преломившие в свое время ход истории искусства, за художественную мысль, заложенную в то или иное полотно. Следует сказать, что аукционы – это своего рода охота за такими шедеврами.

Именно таким новаторским было и творчество польско-американской художницы Тамары де Лемпицкой, заработавшей на своем творчестве миллионы. Об этой удивительной женщине наша публикация Почему картины эпатажной художницы Тамары де Лемпицкой и сегодня уходят за баснословные суммы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: