Максимальная высота полета пассажирского самолета
Туристы-новички, которые еще ни разу не летали на самолетах, обычно очень переживают перед первым рейсом. На самом деле бояться абсолютно нечего — самолет считается самым безопасным транспортом в мире. Чтобы избавиться от страха вам необходимо изучить несколько статей о турбулентности и поподробнее узнать о принципах перелетов. Мы решили рассказать вам на какой высоте летают пассажирские самолеты и почему была выбрана именно эта высота.
Понятие идеальной высоты
Многие считают, что самолеты летают на высоте в 10 тысяч метров. Но на самом деле это не так. Крупные пассажирские лайнеры ходят в коридоре от 9 до 12 тысяч. Все зависит от модели самолета — у каждой есть своя “идеальная” высота, на которой он расходует минимальное количество топлива и испытывает совсем небольшое сопротивление.
Обратите внимание: чем выше поднимается самолет, тем разреженнее становится воздух. У каждого самолета есть наиболее эффективный коридор движения, в котором соотношение силы трения к количеству воздуха для сжигания является идеальным.
Пилоты выбирают эффективную высоту именно исходя из технических особенностей своего воздушного судна, подбирая золотую середину между скоростью и расходом топлива. Кстати, больше всего керосина расходуется, когда самолет поднимается на высоту : именно поэтому подъем происходит максимально плавно, но быстро. После того как судно выходит на рекомендованные диспетчером значения, в салоне отключается лампочка ремня безопасности — теперь его можно расстегнуть.
Кто определяет идеальную высоту?
Параметр наиболее подходящего маршрута может меняться в зависимости от атмосферных условий, технических факторов и дальности полета. Обычно лайнеры поднимаются на 9-12 тысяч метров. Идеальную высоту полета пассажирского самолета определяет диспетчер на основе метеорологических показаний. Общепринятым считается следующее правило: авиалайнеры, летящие на восток, юго-восток и северо-восток движутся на нечетных высотах (9 и 11 тысяч метров); борта, летящие на запад, северо-запад и юго-запад движутся на четных (10-12 тысяч метров). Согласно этого правила диспетчеры компании-перевозчика рассчитывают, по какому коридору самолету выгоднее двигаться и сообщают авиадиспетчерам по пути следования. Диспетчеры перевозчика работают в оборудованных штаб-квартирах и именно они контролируют весь ход полетов. Они ежесекундно видят где находится борт, в каком состоянии его системы, на каком эшелоне он идет, какая атмосфера впереди. Диспетчеры держат постоянную связь с пилотами и оперативно решают возникающие проблемы. Максимальная высота полета самолета редко превышает 12 километров — поднимаясь выше, самолет начинает “сваливаться” из-за чересчур разреженного воздуха, мощность двигателей падает, а расход топлива сильно увеличивается.
Дороги в небе
Действительно, в небе есть свои “дороги”. Они проложены не только по высоте эшелона, но и по наиболее оптимальным местам для полетов. Эти дороги называются “реактивные маршруты”. Каждая страна дает свое соглашение на использование воздушного пространства и перекрывает часть территории в случае возникновения природных катаклизмов или вооруженных столкновений. Данная информация наравне с метеорологической используется при прокладке маршрутов, регулировании их перемещения и для оптимального контроля трафика. Каждую секунду в небе находится более 5 тысяч самолетов — всем этим многообразием управляют диспетчеры. Самолет может “гулять” по эшелону при необходимости, если необходимо обойти грозу или турбулентные зоны, но самовольно изменять его без разрешения диспетчера пилот не имеет права.
За сколько минут самолет набирает высоту. Приоткрываем завесу. Как взлетают самолеты
Существуют общепринятые правила вычисления оптимальной высоты для каждого лайнера, которые зависят от физических данных машины и условий снаружи
Идеальная высота: суть понятия
Большинство людей считают, что пассажирские воздушные лайнеры летают на высоте в десять тысяч метров. Данное утверждение является верным лишь отчасти. Большинство крупных пассажирских лайнеров летают на высоте от девяти до двенадцати тысяч метров от уровня земли. Этот показатель является «идеальной» высотой для многих пассажирских лайнеров. Выбор данного параметра объясняется особенностью конструкции воздушного транспорта. Достижение нужного уровня высоты позволяет снизить расход топлива и минимизировать сопротивление воздуху. Следует обратить внимание, что плотность воздуха изменяется с каждым набранным километром. Перед полетом пилоты заранее составляют маршрут, рассчитывая соотношения количества воздуха и силы трения.
Для того чтобы выбрать оптимальную высоту для полета, пилотам нужно учитывать множество различных факторов. В первую очередь учитываются технические характеристики транспортного средства. На основе этого параметра определяется оптимальное соотношение скорости полета и количества потребляемого топлива.
В результате многолетних исследований в области авиации было выявлено, что высота в десять километров над землей является оптимальным значением для полетов.
Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что большая часть топлива, хранящегося в специальных баках, расходуется в процессе взлета. Главной задачей пилота является быстрый и плавный набор нужной высоты. Как правило, выбор высоты осуществляется с учетом метеорологического прогноза, поступившего от диспетчера. Многие люди, часто интересуются вопросом о том, как узнать, что самолет поднялся на нужную высоту. После того как воздушный лайнер выполнит все рекомендации диспетчера, пилоты отключают специальное табло, запрещающее расстегивание ремней безопасности.
Правила безопасности
Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что параметр «идеальной высоты» зависит от множества различных факторов. Как правило, величина этого показателя варьируется от девяти до двенадцати тысяч метров над уровнем земли. Данный параметр выбран далеко не случайно, а продиктован правилами техники безопасности. Из данных правил необходимо выделить следующее:
- Достижение «идеального» значения рассматриваемого параметра позволяет запустить процесс естественного охлаждения двигателя. Температура воздуха на данной точке достигает отметки в минус пятьдесят градусов по Цельсию. Полет в данной точке воздушного пространства позволяет минимизировать риск перегрева двигателей, что препятствует возгоранию топлива. Такой подход позволяет исключить воздушную катастрофу.
- После того как лайнер достигнет отметки в восемь тысяч метров над уровнем земли, земная поверхность перестает оказывать на него воздействие. Это означает, что воздушный корабль поднимается над облаками, тучами, туманом и грозовым фронтом. Достижение нужной точки позволяет снизить силу зависимости от погодных явлений и сделать перелет безопасным, несмотря даже на ухудшающиеся погодные условия.
- Еще одной причиной выбора этого параметра является отсутствие насекомых и птиц на данной точке. Идеальный состав воздуха сводит до нуля риск попадания различных объектов в работающий двигатель воздушного судна.
Пассажирские самолеты летают на высоте 9–12 тысяч метров
Все вышеперечисленные факторы способствуют минимизации рисков, которые могут спровоцировать возгорание топлива и воздушную аварию. Помимо этого, необходимо учитывать человеческий фактор. «Идеальная» высота полета пассажирского самолета позволяет командиру воздушного лайнера получить драгоценные минуты на раздумья при возникновении нештатных ситуаций. Члены экипажа судна смогут выполнить все действия, необходимые для ликвидации чрезвычайной ситуации, которая может окончиться катастрофой. По мнению специалистов в области авиации, самым опасным этапом полета является посадка воздушного транспорта. Любая неточность в действиях пилотов может привести к фатальным последствиям.
Достигнув нужной точки в воздушном пространстве, пилоты получают полный контроль над всей ситуацией. По словам экспертов, даже такую проблему, как поломка двигателя можно решить во время полета. Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что понятие идеальной высоты тесно взаимосвязано с правилами безопасности полетов пассажирских лайнеров. Следует отметить, что каждый перевозчик несет ответственность за здоровье и жизнь людей, которые воспользовались его услугами.
Кто определяет высоту в конкретном случае
Кто же устанавливает высоту полета для конкретного пассажирского самолета? Для ответа на вопрос придется вспомнить, что движение осуществляется по проложенным воздушным маршрутам. Лайнеры летят не прямо, а от одной установленной точки к другой. Траектория разрабатывается с учетом затрат топлива, и дальность должна быть минимальной.
Взглянув на изображение маршрутов, можно решить, что воздушные судна движутся по дуге. Ведь так отображается информация даже на мониторах в салоне! Но причина проста: Земля круглая, а карты или экраны плоские. Искажения при отображении данных не избежать, поэтому кажется, будто самолет движется по большой параболе.
Маршруты не всегда проходят по прямой. Моделям с 2 двигателями при перелетах через океан не разрешается удаляться от аэропортов, где можно совершить экстренную посадку.
Систему управления этим движением осуществляют не пилоты, а диспетчеры. Ведь капитан на борту не всегда видит близость других лайнеров. Даже если он заметит приближающийся «Боинг», до столкновения останется мало времени. Поэтому навигацию осуществляет диспетчерская служба.
Увидев, что к воздушному судну приближается другое, диспетчер дает команду изменить высоту. Также иногда вносятся корректировки в курс и скорость полета. Справиться с задачами помогает радиолокационная система, показывающая реальное расположение самолетов. Когда лайнеры оказываются слишком близко, она подает сигнал; реагирует она и на чрезмерное снижение самолетов. Меры обеспечивают полную безопасность для экипажа и пассажиров, поэтому вы можете спокойно отдыхать или делать фото пейзажей за иллюминатором.
Пилоту разрешается менять высоту, но в рамках выделенного эшелона.
Параметры, которые учитываются при выборе оптимальной высоты
Вылету самолета по намеченному рейсу предшествует тщательная проработка маршрута. Во время этого процесса учитываются технические характеристики транспортного средства, продолжительность рейса и погодные условия. Оптимальная высота для пассажирского воздушного корабля варьируется от девяти до двенадцати тысяч метров. Идеальную точку рассчитывают диспетчеры, основываясь на данных метеорологического прогноза. Помимо этого, в авиации существует ряд правил, регламентирующих порядок выбора воздушных коридоров. Самолеты, летящие в сторону востока, набирают высоту от девяти до одиннадцати километров. Те лайнеры, что следуют в западном направлении, летают на эшелоне варьирующимся от десяти до двенадцати километров.
Основываясь на вышеперечисленных показателях, диспетчерская служба разрабатывает маршрут и выбирает воздушный коридор. Каждая компания имеет собственную штаб-квартиру, оборудованную всей необходимой техникой для контроля полета. В обязанности диспетчера входит сопровождение полета на каждом из этапов начиная от взлета и заканчивая прибытием в конечный пункт. Контроль осуществляется при помощи системы радаров, отображающих местоположение воздушного судна и состояние его внутренних механизмов. Диспетчеры должны всегда находиться на связи с экипажем воздушного судна для того, чтобы оперативно разрешать возникающие проблемы.
Дополнительные обязанности диспетчеров
Практически у каждой страны есть собственная авиакомпания. Ежедневно в небо поднимаются сотни пассажирских лайнеров, которые следуют по различным маршрутам. Маршрут каждого самолета разрабатывается диспетчерской службой, которая рассчитывает идеальный эшелон для воздушного корабля. В дополнительные обязанности диспетчеров входит обработка запросов экипажа, отслеживание изменений погодных условий и изучение зон турбулентности.
Каждый диспетчер тщательно следит за тем, чтобы самолеты не отклонялись от запланированного маршрута и не выходили за рамки предоставленного им коридора. При разработке маршрута необходимо учитывать метеорологический прогноз, уровень атмосферного давления, различные природные явления и даже политическую ситуацию в зоне прилета. Как правило, самолет поднимается на высоту в девять километров над землей, что позволяет снизить земное притяжение на транспорт. Следует отметить, что лайнер не может выйти из предоставленного ему коридора без разрешения диспетчера. В противном случае, увеличивается риск столкновения с другими воздушными суднами.
Аэродинамическая конструкция лайнера предполагает взаимодействие с воздушными потоками при движении
Служба авиадиспетчеров
По какому времени летают самолеты в России
Идеальную высоту, на которую поднимется самолет, высчитывает диспетчер. Он находится в специальном штабе перед монитором мощного компьютера, где видит все авиаобъекты в небе, которые находятся рядом с конкретным бортом. Оборудование помещения позволяет контролировать ход всего полета каждого судна. В режиме настоящего времени диспетчеры отслеживают:
- Местоположение самолета;
- Метеорологические условия за бортом;
- Ожидаемую атмосферу впереди;
- Зоны возможной турбулентности на пути;
- Вертикальные и боковые эшелоны следования авиалайнера;
- Исправность работы всех систем в самолете;
- Поступающие запросы пилотов на бортах и дают оперативные ответы.
Работники невидимого фронта – профессия авиадиспетчера
Авиалайнеры в небе летают не бесконтрольно. В облаках постоянно находятся тысячи воздушных кораблей. Чтобы не допустить их столкновения, соблюдаются строгие «правила воздушного движения». Каждый лайнер движется по своей дороге или реактивному маршруту. При прокладке маршрута или коридора следования учитываются погодные условия, природные катаклизмы, вооруженные конфликты на территории стран, над которыми будет проходить полет.
Эшелон движения каждого судна – это диапазон высот, в пределах которых летит лайнер. Без разрешения диспетчера авиалайнеры не поднимаются выше или не опускаются ниже своего эшелона. Существует также понятие бокового эшелонирования. Два борта могут находиться в воздухе на расстоянии не меньше 10 тысяч метров друг от друга, чтобы не допустить столкновения или завихрения воздушных потоков.
Дополнительная информация. Существуют утвержденные правила, по которым высота, на которую поднимается самолет, зависит от направления его движения. Суда, летящие в восточном направлении, занимают четные высоты, например, 30 или 36 тысяч футов. Авиалайнеры, которые движутся на запад, находятся всегда на нечетных высотах, например, 33 или 39 тысяч футов.
Воздушные коридоры
Воздушные коридоры можно сравнить с автомобильными скоростными трассами. При их создании учитывается оптимальный маршрут для полета и рекомендуемая высота для пассажирских лайнеров. Каждая страна выдает авиакомпаниям разрешение на использование своего воздушного пространства. Здесь следует отметить, что часть коридора может быть перекрыта из-за воздушных аномалий или в результате военных действий. Информация о свободных воздушных коридорах учитывается диспетчерами и пилотами при создании маршрута. Эти сведения имеют столь же высокую ценность, как и информация о метеорологических условиях.
Согласно статистике, каждую секунду в небе пребывает более пяти тысяч авиалайнеров, которые управляются диспетчерской службой. Каждому пилоту разрешается самостоятельно регулировать высоту для того, чтобы обойти грозовое облако или зону турбулентности. Однако пилот не может покинуть выделенное пространство без согласия руководства. Между каждым коридором должно быть свободное пространство, величиной не менее десяти тысяч метров. Такое пространство называется боковым эшелонированием.
Воздушный лайнер является аэродинамической конструкцией, движение которого осуществляется благодаря взаимодействию с воздухом. Скорость полета напрямую связана с набранной высотой. Низкая плотность воздуха способствует снижению силы воздушного потока, что позволяет уменьшить подъёмную силу. Все вышеперечисленные показатели используются при составлении расчетов, посвященных расходу топлива. Набор оптимальной высоты позволяет снизить топливные расходы, что отражается на общих затратах авиакомпании.
На какой высоте летают разные самолеты
Выше мы уже отмечали тот факт, что оптимальный уровень эшелона рассчитывается на основе технических характеристик воздушного судна. Ниже мы предлагаем рассмотреть перечень различных видов лайнеров и узнать, на какой высоте они летают:
- Пассажирские воздушные лайнеры. Данная категория самолетов летает на эшелоне, варьирующимся от девяти до двенадцати километров. Подъем на более высокую точку может стать причиной повышенного расхода топлива.
- Военные воздушные судна. В данном случае нужно учитывать не только технические характеристики судна, но и его предназначение. Самолеты разведки и истребители могут подниматься на отметку в двадцать пять километров от уровня земной поверхности.
- Грузовые лайнеры. Данная категория самолетов летает на том же эшелоне, что и пассажирский транспорт. Расчет данного показателя строится с учетом максимального сокращения сопутствующих расходов.
- Легкие самолеты. Этот вид самолетов развивает скорость триста километров в час и летает в двух километрах над уровнем земной поверхности.
Самый большой расход топлива происходит на взлете, ведь чтобы поднять такую «махину» вверх быстро и плавно, требуется колоссальная энергия
Страхи полетов
Независимо от того, сколько раз доказан тот факт, что коммерческий полет статистически намного безопаснее, чем вождение автомобилем, он приносит мало комфорта людям, которые боятся летать. Если вы авиофоб, и мысль о том, что вам нужно подняться на высоту около 11000 метров в небо и пролететь со скоростью около 850 км. в час, вас пугает, или если вы просто испытываете сильное беспокойство в любой фазе полета, есть несколько способов с этим справляться.
Начните с изучения устройства самолета и полетов, а также познакомьтесь с типами внезапных движений и шумов, которые распространены во время полета. Быть лучше информированным и знать, чего ожидать и что это нормально, может снять много вашего беспокойства. Подавите желание выпить несколько алкогольных напитков перед полетом в баре терминала и на борту, так как алкоголь с большей вероятностью усугубит беспокойство и заставит вас чувствовать себя хуже.
В самолете — особенно во время взлета, посадки и зон турбулентности — сознательно замените негативные мысли о судьбах и мраке в худшем случае позитивными мыслями. Добавьте немного успокаивающей счастливой визуализации. Дышите глубоко контролируемым образом, и, как это ни странно звучит, некоторые пилоты предлагают на самом деле сжать ваши ягодицы вместе. Отвлекайте себя кроссвордом. Кроме того, сидение в передней части самолета обычно уменьшает неровности турбулентности, поэтому постарайтесь зарезервировать там места, если это возможно.
Это может звучать глупо, но помните, что самолеты могут безопасно приземлиться, даже если оба двигателя выйдут из строя.
На какой высоте летают самолеты
Главные факторы, влияющие на высоту полета
Показатель высоты полета бывает разных типов:
-
истинным называют значение, фактически отделяющее воздушное судно от поверхности земли или воды; относительный показатель определяет, насколько самолет поднялся над точкой, принятой для условного отсчета (взлетно-посадочной полосой); абсолютная высота означает расстояние от лайнера до уровня моря.
Высота, на которую поднимается авиатранспорт, обусловлена законами физики: чем дальше от поверхности Земли, тем разреженнее становится воздух. В результате воздушное судно, поднявшееся на 10 000 м, быстро двигается и тратит мало топлива. С этой особенностью связан термин «идеальная высота» — он означает, что лайнер находится на уровне, где обеспечивается лучшее соотношение скорости и расхода горючего.
Но почему самолеты не поднимаются выше? Роль играют технические моменты. Ведь излишняя разреженность атмосферы не полезна: воздушные потоки поддерживают самолет, как вода в океане — корабль. Если подняться выше 12 000 м, лайнер утратит устойчивость, поскольку его крылья окажутся бесполезны.
Правда, правило распространяется только на пассажирский авиатранспорт. Военные самолеты способны подниматься выше, но все рекорды бьют модели, построенные по разработкам NASA. Судно-беспилотник, названное «Гелиос», совершает перелеты на высоте 30 км.
Что еще влияет на высоту полетов
То, на какой высоте летит самолет, определяется следующими нюансами:
-
моделью воздушного судна; грузоподъемностью; скоростью; загруженностью воздушных коридоров; допустимым расходом топлива; количеством кислорода и разреженностью атмосферы.
Почему стандартный вариант для гражданской авиации — 10 000 м? На это влияет ряд факторов:
-
Реактивным двигателям требуется охлаждение. Если подняться на 10 000 м, температура за бортом составит – 50 ˚C. Для нынешних самолетов не станет трагедией выход из строя 1 двигателя, но попадание птиц в турбины нежелательно. По этой причине судно поднимается на уровень, куда не долетают пернатые. Если возникнет непредвиденная ситуация, у экипажа и диспетчеров будет больше времени на принятие решений. На этом уровне лайнер оказывается выше облаков. Непогода будет влиять на него меньше.
Разработки компаний Airbus и Boeing позволяют лайнерам подниматься выше — на 13 000 м, поскольку их двигатели мощнее, чем у ТУ-154. Для последних предельно допустимая высота —12 100 м.
Пояснения также дает Джон Кокс — бывший капитан U. S. Airways, который вышел на пенсию и основал консалтинговую компанию в сфере безопасности авиалиний. В интервью для USA Today он ответил на ряд вопросов:
-
На сколько может подняться самолет, не получив повреждений? У каждой модели есть сертифицированная максимальная высота. Она определяется во время тестовых полетов, но затем значение немного снижают. Это необходимо, чтобы обеспечить безопасность экипажу и пассажирам. Есть ли высота, где не существует турбулентности? Неприятное явление, которого боятся пассажиры, отсутствует там, где мало воздуха. Если подняться над уровнем моря на 15—16 км, турбулентности не возникнет. Но на обычных авиарейсах лайнеры летают ниже. Что произойдет, если судно поднимется выше, чем разрешено сертификацией? Двигатели не смогут производить достаточно энергии для полета. Но разгерметизации салона или кабины не случится.
Определение высоты полета основано на комплексе данных, поэтому устанавливается индивидуально. Если хотите узнать точный показатель, прислушивайтесь к объявлениям, которые делает пилот.
Первый самолет, сконструированный братьями Райт, поднимался над землей всего лишь на 3 м. Когда конструкторам удалось достичь уровня верхушки Эйфелевой башни, они произвели сенсацию. А узнать подробнее, на какой высоте и как летают нынешние самолеты, вы сможете из видео:
На какой высоте летают самолеты: максимум и минимум
Высота также определяется в зависимости от типа судна: в гражданской авиации погоня за показателем не нужна, а истребителям раньше приходилось подниматься повыше. Но для нынешних военных самолетов важнее скорость, с которой они выполнят задание и вернутся на базу. Причиной этого стало развитие технологий, поскольку ракеты класса «воздух-воздух» сбивают истребители на любой высоте.
Но способность самолетов военной авиации подниматься выше, чем обычные, сохраняется. Некоторые модели знаменитого U-2 достигают показателя 27 км! В этом случае давление столь невысоко, что пилотам приходится надевать специальные костюмы. Разреженный воздух играет на руку разработчикам реактивных моделей: те развивают скорость.
Небесные дороги: самолеты, летящие по одному маршруту, не столкнутся
Если самолеты летят приблизительно на одной высоте, не может ли судно, следующее рейсом «Москва—Париж» столкнуться с возвращающимся из Франции в столицу РФ? Ведь в воздухе одновременно оказываются 5 000 лайнеров (вы увидите в онлайн-режиме на специальном сайте). Не волнуйтесь: в гражданской авиации предвидены все сложные моменты. Нет причин гадать, сколько сейчас самолетов в воздухе и как им удается разминуться.
Лайнеры летают по определенным трассам, поэтому у каждого есть своя «воздушная дорога». А чтобы избежать лобовых столкновений, службы аэропортов разработали систему эшелонов (трасс по вертикали).
Это означает, что в направлении «Москва—Париж» лайнер наберет одну высоту, а при возвращении опустится немного ниже. Между судами останется минимум 300 м.
Кто определяет высоту в конкретном случае
Кто же устанавливает высоту полета для конкретного пассажирского самолета? Для ответа на вопрос придется вспомнить, что движение осуществляется по проложенным воздушным маршрутам. Лайнеры летят не прямо, а от одной установленной точки к другой. Траектория разрабатывается с учетом затрат топлива, и дальность должна быть минимальной.
Взглянув на изображение маршрутов, можно решить, что воздушные судна движутся по дуге. Ведь так отображается информация даже на мониторах в салоне! Но причина проста: Земля круглая, а карты или экраны плоские. Искажения при отображении данных не избежать, поэтому кажется, будто самолет движется по большой параболе.
Маршруты не всегда проходят по прямой. Моделям с 2 двигателями при перелетах через океан не разрешается удаляться от аэропортов, где можно совершить экстренную посадку.
Систему управления этим движением осуществляют не пилоты, а диспетчеры. Ведь капитан на борту не всегда видит близость других лайнеров. Даже если он заметит приближающийся «Боинг», до столкновения останется мало времени. Поэтому навигацию осуществляет диспетчерская служба.
Увидев, что к воздушному судну приближается другое, диспетчер дает команду изменить высоту. Также иногда вносятся корректировки в курс и скорость полета. Справиться с задачами помогает радиолокационная система, показывающая реальное расположение самолетов. Когда лайнеры оказываются слишком близко, она подает сигнал; реагирует она и на чрезмерное снижение самолетов. Меры обеспечивают полную безопасность для экипажа и пассажиров, поэтому вы можете спокойно отдыхать или делать фото пейзажей за иллюминатором.
Существует ли минимальный порог
С максимальной высотой полета пассажирского самолета все предельно ясно. Но существует ли минимальный допустимый порог?
Ограничения действительно были установлены международным законодательством. Наименьшая безопасная высота обозначается аббревиатурой LSALT. Чаще всего она применяется к частным самолетам, но правил должны придерживаться и авиакомпании.
Законы запрещают опускаться ниже, чем на 1000 футов (305 м) над жилыми постройками и на 50 футов (152,4 м) над человеком или транспортным средством. Ограничения связаны с рядом факторов, в числе которых шум и безопасность. Правила не распространяются на случаи, когда самолет идет на посадку или взлетает на международном воздушном коридоре.
Температура и погода за бортом
Если вы часто пользуетесь услугами авиаперевозчиков, то обращаете внимание: пилоты информируют пассажиров о температуре за бортом. Но летите ли вы зимой или летом, чаще всего слышите, что показатель составляет – 50 ˚C. Почему так происходит?
Пассажирские лайнеры конструируются с расчетом, что они поднимутся на высоту 10 000 м. На этом уровне температура воздуха мало меняется в зависимости от времени года. Небольшие колебания возможны из-за разных факторов, в том числе погоды на участке, над которым вы пролетаете.
Рекорды полетов
Какой же мировой рекорд высоты полета самолета? Он был поставлен в 1977 г., когда Александр Федотов и его сверхзвуковой МиГ-31 поднялись на 37 000 м. Достижение осталось рекордным для самолетов, которые поднимаются в воздух самостоятельно. Существуют также модели, доставляемые на других судах к определенной высоте и стартующие оттуда.
Пилоты же гражданской авиации управляют лайнерами на высоте максимум 13 000 м. Их задача — обеспечить безопасность пассажиров и максимально сэкономить топливо, а не стать рекордсменами. На текущий момент лучших показателей достигли модели Boeing и Airbus.
На какой высоте летает пассажирский самолет и с какой скоростью
Все знают, что самолеты летают на больших высотах, но на каких именно, большинство людей ответить не могут. В этой статье подробно рассказывается о том, какова средняя высота полетов пассажирских самолетов, почему она такова и от каких факторов зависит перелет на той или иной высоте.
Насколько высоко способен подняться авиалайнер?
На какой высоте летает пассажирский самолет? Эшелон полета на гражданском авиатранспорте давно рассчитан и определен инженерами-конструкторами воздухоплавательных машин. В среднем он равен 9-12 км над землей. Это обусловлено тем, что на данном расстоянии от земной поверхности воздушное пространство очень разряжено, соответственно, сопротивляемость воздуха сводится к минимуму. Температура за бортом составляет около -50 градусов, что способствует быстрому охлаждению работающих двигателей, и не допускается их перегрев. Самолеты на больших высотах меньше расходуют топлива и быстрее передвигаются. Также на этом расстоянии не летают птицы, а значит, не будет помех при движении.
По всему миру действует определенный стандарт полетов, где установлено, на какой высоте летает пассажирский самолет. При движении воздушного судна на запад высота полета определяется четными величинами: 10-12 км. При перелете на восток эшелон рассчитывается по нечетным параметрам: 9-11 км над землей. Подобное разделение высот обусловлено тем, чтобы избежать непредвиденных авиакатастроф. Ведь в воздухе крупногабаритным судам практически невозможно будет разойтись и избежать столкновений.
От чего зависит высота полета?
Эшелон самолетов не определяется капитаном во время полета, а рассчитывается специалистами диспетчерской службы заранее, еще до отправки авиалайнера в рейс. На какой высоте летает пассажирский самолет? Это зависит от следующих факторов:
- погодные условия;
- направления движения судна;
- вес самолета и его характеристики;
- длина маршрута;
- продолжительность полета;
- скорость ветра у земной поверхности.
При возникновении внештатных ситуаций командир самолета обязан координировать свои действия с диспетчерами, так как любые несогласованные движения могут повлечь угрозу для других воздушных судов.
Максимальная высота полета пассажирского судна
Все гражданские авиалайнеры обязаны летать на установленном эшелоне и не превышать планку в 12 тысяч метров, так как это может повлечь за собой аварию в воздухе. Все дело в том, что на высоте более 12 км самолет может начать резко падать вниз, так как двигателям будет трудно функционировать в сильно разряженном воздушном пространстве. Из-за этого резко возрастает расход топлива, что крайне не выгодно ни для перевозчиков, ни для пассажиров.
Определяют высоту полета с помощью барометра, установленного на борту воздушного судна.
Что такое «идеальная высота»?
Существует такое понятие, как идеальная высота полета, то есть соотношение скорости и расхода топлива во время движения воздушного судна. Именно на высоте 10 000 метров достигаются оптимальные показатели. Однако не стоит думать, что это фиксированная величина. За все время полета высота может изменяться в зависимости от некоторых факторов, например, воздушных ям, обхода грозовых облаков (над или под ними) и прочее.
Во время взлета авиалайнером расходуется огромное количество авиакеросина, так как машина тяжела и велика по своим габаритам. Но при достижении необходимого уровня высоты, где воздух разряжен, работа всех систем оптимизируется, и авиатопливо начинает расходоваться экономно.
Высота полета разных типов самолетов
На какой высоте летают пассажирские самолеты “Боинг”? Расчет параметров полета зависит от скорости, которую способен развить авиалайнер. Так, пассажирские самолеты марки “Боинг” летают со скоростью 900-950 км/ч, соответственно, высота их полета будет равна 9-10 км. При данных параметрах движения самолета возможно преодоление больших расстояний с минимальной тратой топлива. “Боинги” могут развивать скорость до 1100-1200 км/ч, но постоянно летать на них невыгодно.
На какой высоте летает пассажирский самолет? Некоторые самолеты, выполняющие чартерные рейсы, могут достигать высоты 13 000 м и выше, так как характеристики судна позволяют это делать.
Грузовые лайнеры летают так же, как и пассажирские: со скоростью 900-1000 км/ч и на высоте 9-10 тысяч метров.
Военные воздушные суда более маневренны по сравнению с пассажирскими и развивают скорость в среднем до 2500 км/ч. Так, высота их полета будет равна 25 км над землей.
Совсем небольшие и легкие самолеты, используемые для орошения полей или тушения пожаров, летают со скоростью не выше 300 км/ч и на высоте от 1000 до 2000 метров.
Заключение
В авиации разработаны и рассчитаны оптимальные параметры скорости и высоты полетов воздушных судов, соотносящиеся с плотностью и сопротивляемостью воздуха. Для каждого самолета существуют свои «воздушные дороги», которых он должен придерживаться, чтобы не помешать полету другого лайнера. Капитан воздушного судна может отклоняться от заданного курса в связи с некоторыми обстоятельствами, но только с одобрения диспетчера с земли.
В статье рассмотрен вопрос о том, на какой высоте летит пассажирский самолет. Ответ: 9-10 км.
Перелет со сломанной ногой
За шесть дней до свадебного путешествия моя жена сломала ногу. Решив не отменять поездку, мы готовились к худшему. Но оказалось, главное — вовремя позвонить и не упустить пару деталей.
Михаил Кенегесов, летал с костылями и с комфортом
Гипс или ортез
Мы входили на борт на костылях и в ортезе — это специальный носок со шнуровкой и железными вставками, которые жестко фиксируют стопу и не дают ей двигаться.
С гипсом было бы сложнее. У многих перевозчиков есть запрет на перелеты пассажиров с гипсом. Давление на высоте меняется, конечности опухают. А если ноге некуда расширяться, это может вызвать нарушение в кровообращении, острую боль и стать причиной образования тромбов. Поэтому перед полетом лучше сообщить авиакомпании про гипс и узнать ее реакцию.
Поговорив с врачом, мы первым делом позвонили в контактный центр авиакомпании Japan Airlines, которой летели — такие телефоны всегда указываются на билетах. Нам казалось, что ситуация из ряда вон, но оператор успокоил, сказав, что в день поступают десятки таких обращений. Он нашел наши билеты по коду бронирования и внес в них особые пометки. Для этого он уточнил, может ли человек с травмой идти без посторонней помощи, сгибать ноги в коленях, будет ли с ним сопровождающий.
Оператор объяснил, что онлайн-регистраций в таких случаях невозможна и точное место в самолете определят на стойке регистрации. В конце он поблагодарил нас за то, что мы позвонили заранее и подтвердил, что авиакомпания будет готова обеспечить нам комфортные условия полета.
Самое важное здесь — «авиакомпания будет готова». Важно предупредить ее о вашей ситуации заранее. В правилах некоторых перевозчиков часто даже устанавливается четкий срок — например, предупредить нужно за 36 часов до рейса, иначе компания может аннулировать билет. Предупредить нужно, чтобы вам заранее забронировали места с увеличенным пространством для ног, а также, чтобы персонал в аэропорту и в самом самолете был готов помочь вам во время полета.
Удобнее всего летать с алюминиевыми костылями — они складываются и спокойно помещаются на багажной полке
Аэропорт
В день вылета мы приехали в аэропорт, и жена сама доковыляла на костылях до стойки регистрации. Там сотрудник авиакомпании вызвал представителя специальной службы — Airport Assistance. Этот человек через несколько минут принес инвалидное кресло. Он провел нас коротким маршрутом сразу в специальный сектор, где предполетный досмотр и таможенный контроль проходят пилоты и бортпроводники. Проверка заняла несколько минут: жену не просили разуться и снять ортез — просканировали ногу вместе с ним. На посадку нас пригласили первыми. Сотрудник ассистанса сопровождал нас до дверей самолета.
Позже мы узнали, что после звонка в авиакомпанию нам стоило позвонить и в аэропорт. Служба ассистанса — это сервис аэропорта. И в случае нашего обращения, нас могли встретить прямо у входа в терминал и помочь с багажом. Сервис ассистанса в аэропорту прилета запрашивает уже авиакомпания, чьим ресом вы полетите.
Самолет
У нас был девятичасовой перелет, и авиакомпания повысила класс билета и жене, и мне. Теперь мы летели в премиум-экономе — это как бизнес, только кресла не раскладываются в полноценную кровать. У жены были раздвижные алюминиевые костыли, которые поместились на багажную полку в салоне. Если костыли больше 75 см, скорее всего, вам придется сдать их в основной багаж.
После посадки нас попросили подождать, пока все пассажиры покинут салон. Самолет остановился вдали от терминала и пассажиры спускались по обычному трапу: сделать то же со сломанной ногой сложно. Оставшись в самолете одни, мы увидели, как к нему подъезжает специальный автомобиль — смесь грузовика и скорой помощи. Оказалось, что его задняя часть поднимается, как лифт, до уровня дверей самолета и туда можно перейти, минуя ступеньки трапа.
Когда мы оказались на земле, нас снова встретил сотрудник аэропорта, который опять отвел нас в спецсектор, где мы быстро прошли паспортный и таможенный контроль. Он помог нам забрать багаж и проводил до стоянки такси. Еще никогда мы не путешествовал с таким уровнем комфорта.
Сервис ассистанса сопровождал нас по всему аэропорту — до самой посадки на самолет
Повышение класса билетов и помощь в аэропорту, в том числе использование специальной подъемной машины для высадки из самолета, ни стоили нам ни рубля. Помощь такого типа предоставляется практически всеми аэропортами и авиакомпаниями бесплатно всем пассажирам, которые в ней нуждаются.
В СМИ часто пишут о случаях, когда людей с гипсом или другими травмами вынуждали выкупить целый ряд сидений или доплатить за билеты бизнес-класса. Часто так происходит оттого, что авиакомпания узнает о проблеме только во время регистрации пассажира на рейс.
В этот момент авиакомпания уже мало что может сделать: она не может посадить человека с травмой у аварийных выходов, хоть там и больше места. А еще таких людей нужно разместить так, чтобы они не стали помехой при возможной эвакуации. Поэтому часто им проще отказать, пусть и ценой скандала, чем подвергать опасности жизни других пассажиров.
Так что главный совет в такой ситуации: просто предупредите аэропорт и авиакомпанию заранее. И наслаждайтесь результатом.
Привет
Русскоязычный информационно-болтологический форум
Можно ли лететь самолетом если нога в гипсе
Moderator: DoctorEugene
Можно ли лететь самолетом если нога в гипсе
Post by kyk » Mon Feb 25, 2008 10:30 pm
Хирург не рекомендовал летететь на самолете из-за опасности тромба. Причем его рекомендация не персонально для моего состояния здоровья. Как я понял, он говорит это всем с таким же гипсом как у меня. Он видел на операции только мою ногу и больше ничего про мое здоровье и склонность к тромбам именно у меня не знает.
Причем хирург не против travel как такового. Если меня повезут на машине, то у него возражений нет.
Когда я его спросил не может ли он выписать мне лекарство для профилактики тромбов на время полета, он ответил, что не выпишет, потому что полет against his advice. При этом он сказал, что если я хочу лететь against his advice, то я могу принимать аспирин или попросить моего семейного айболита выписать мне что-то еще, но он (хируруг) сомневается, что семейный доктор будет это делать (по той же самой причине, что и сам хирург).
Что делать? Отменять полет? Или все-таки можно лететь?
Предыстория: плохой и серьезный перелом лодыжки (ankle) c последующей операцией по фиксированию обломков винтами-болтами. С момента операции прошло 3 недели, ходил на осмотр, сняли гипс, сняли швы-железные скрепки, сделали рентген и наложили новый гипс (точнее, замотали затвердевающим пластиком синего цвета. С этим новым гипсом-пластиком еще ходить три недели. Гипс – полный, вся нога снизу до чуть ниже колена. На ногу опираться нельзя.
Re: Можно ли лететь самолетом если нога в гипсе
Post by StrangerR » Mon Feb 25, 2008 10:34 pm
kyk wrote: Хирург не рекомендовал летететь на самолете из-за опасности тромба. Причем его рекомендация не персонально для моего состояния здоровья. Как я понял, он говорит это всем с таким же гипсом как у меня. Он видел на операции только мою ногу и больше ничего про мое здоровье и склонность к тромбам именно у меня не знает.
Причем хирург не против travel как такового. Если меня повезут на машине, то у него возражений нет.
Когда я его спросил не может ли он выписать мне лекарство для профилактики тромбов на время полета, он ответил, что не выпишет, потому что полет against his advice. При этом он сказал, что если я хочу лететь against his advice, то я могу принимать аспирин или попросить моего семейного айболита выписать мне что-то еще, но он (хируруг) сомневается, что семейный доктор будет это делать (по той же самой причине, что и сам хирург).
Что делать? Отменять полет? Или все-таки можно лететь?
Предыстория: плохой и серьезный перелом лодыжки (ankle) c последующей операцией по фиксированию обломков винтами-болтами. С момента операции прошло 3 недели, ходил на осмотр, сняли гипс, сняли швы-железные скрепки, сделали рентген и наложили новый гипс (точнее, замотали затвердевающим пластиком синего цвета. С этим новым гипсом-пластиком еще ходить три недели. Гипс – полный, вся нога снизу до чуть ниже колена. На ногу опираться нельзя.
Фигня какая то. Чем полет в самолете отличается от работы в офисе?
Может, он имел в виду что лучше не сидеть долго неподвижно? Но вы же не летите из Австралии на Аляску, я так понимаю?
Re: Можно ли лететь самолетом если нога в гипсе
Post by kyk » Mon Feb 25, 2008 10:49 pm
Полагаю, что и неподвижность, и перепад давления и другие факторы, по которым людям, склонным к тромбозу не рекомендуют летать. Я же тоже стал временно “склонным к тромбозу” из-за присутствия гипса, который потенциально может ухудшить кровообращение в ноге и эим самым увеличивает вероятность тромба.
Хирург, естесственно, снимает с себя всякую ответственность. Он даже не спросил про длительность полета.
Re: Можно ли лететь самолетом если нога в гипсе
Post by Al Nemiga » Mon Feb 25, 2008 11:26 pm
1. Давлением (атмосферным). 2. Вибрацией.
Re: Можно ли лететь самолетом если нога в гипсе
Post by Al Nemiga » Mon Feb 25, 2008 11:33 pm
Аспирин, кстати, не поможет предотвратить данный тип тромбоза.
PS. А сколько лет пациенту? Если до 40, то я бы сказал, что доктор слишком перестраховывается.
Re: Можно ли лететь самолетом если нога в гипсе
Post by kyk » Tue Feb 26, 2008 12:21 am
Re: Можно ли лететь самолетом если нога в гипсе
Post by Al Nemiga » Tue Feb 26, 2008 1:39 am
Ну, что-то же он должен был упомянуть
Заметьте, не назначил для предупреждения тромбоза официально (с выпиской рецепта и отметкой в истории болезни) а упомянул в порядке рекомендации. Т.е., поступил в полном соответствии со стандартами evidence-based medicine: не доказано, что аспирин предупреждает ТЭЛА, но эксперты рекомендуют его применять.
Post by lisaleonova » Tue Feb 26, 2008 3:04 pm
Post by Al Nemiga » Wed Feb 27, 2008 5:41 am
Вы довольно-таки безответственно рекомендуете потенциально опасные медикаменты, тем более, что Вы не врач! Sorry.
Post by Zvezda » Wed Feb 27, 2008 9:07 am
Lovenox is definitely prescription
Post by makuxa » Wed Feb 27, 2008 10:07 am
Вот по быстрому нашёл, почитайте (ничего про тромбы не нашёл). Если лететь надо и если сомневаетесь, то аспирин 325 mg одна таблетка в день не повредит.
Musculoskeletal System
Aviation factors affecting musculoskeletal conditions:
Reduced partial pressure of oxygen (hypoxemia)
Reduced atmospheric pressure (gas expansion and tissue swelling)
Gravitational forces
Reduced atmospheric pressure during flight causes injured tissue to swell. This can result in neurovascular compromise, particularly if there are casts or restrictive splints on the extremity. Traction splints must not be based on free-hanging weight systems but should be replaced with transport-compatible traction splints
Post by Zvezda » Wed Feb 27, 2008 10:29 am
Post by kyk » Wed Feb 27, 2008 3:44 pm
Звонить – бесполезно – по телефону ничего не обсуждают. Сходил ногами
Выписала мне 4 укола в живот. Делать надо самому.
Post by Al Nemiga » Wed Feb 27, 2008 6:58 pm
Она предупредила, что это — непосредственно перед перелетом?
Post by kyk » Wed Feb 27, 2008 7:02 pm
Она предупредила, что это — непосредственно перед перелетом?.
Один укол за пару часов перед полетом, один укол сразу после полета.
Интересно, насколько трудно и больно делать укол в живот?
Post by Al Nemiga » Wed Feb 27, 2008 7:21 pm
Да, все правильно.
Самому трудно, особенно если без достаточного опыта. А, поскольку трудно, то будет больно :-О
Если можно в ваших краях поискать медсестру или просто опытного человека, который сделает, когда вы будете лежать расслабленый. Потому что когда ставишь укол сам себе, особенно в живот, мышцы непроизвольно напрягается, получается больнее. Хотя, если вы введете все правильно, то результат достигается несмотря на боль.
Post by kyk » Wed Feb 27, 2008 7:30 pm
Post by makuxa » Wed Feb 27, 2008 7:36 pm
Anticoagulants have to be given by subcutaneous injection and are not intended for intramuscular administration.
Post by Cliff » Wed Feb 27, 2008 7:51 pm
Она предупредила, что это — непосредственно перед перелетом?.
Один укол за пару часов перед полетом, один укол сразу после полета.
Интересно, насколько трудно и больно делать укол в живот?
Ко мне мама недавно прилетала со сломанной рукой. Без осложнений каких-либо. Думаю, ваш врач перестраховывается.
В живот делать уколы не трудно и не больно. С непривычки – страшно. Но вы не бойтесь.
Post by lisaleonova » Wed Feb 27, 2008 9:13 pm
Вы довольно-таки безответственно рекомендуете потенциально опасные медикаменты, тем более, что Вы не врач! Sorry.
у меня знакомая недвно умерла из-за того что ей не дали антайкоагюлант. Я не знаю были ли прецеденты летального исхода от таблетки кумадина po или саб къю ловеноха. Если у вас есть статистика по этому поводу- не стесняйтесь, просветите.
Кстати, какие там могут быть от таких малых доз побочные явления?
П.С., не хочу с вами на эту тему спорить. Я действительно не врач, панацеи и не предлагала
Post by kyk » Wed Feb 27, 2008 9:32 pm
Post by makuxa » Wed Feb 27, 2008 10:14 pm
lisaleonova wrote: . Кстати, какие там могут быть от таких малых доз побочные явления?
П.С., не хочу с вами на эту тему спорить. Я действительно не врач, панацеи и не предлагала
Озвучте, пожалуйста, какая доза маленькая, а какая не очень и как вы это определили.
Re: Можно ли лететь самолетом если нога в гипсе
Post by StrangerR » Wed Feb 27, 2008 10:24 pm
Аспирин, кстати, не поможет предотвратить данный тип тромбоза.
PS. А сколько лет пациенту? Если до 40, то я бы сказал, что доктор слишком перестраховывается.
Это в вертолете – вибрация и давление. А в самолете этого всего меньше, чем в машине (особенно если на машине ехать по горам).
Re: Можно ли лететь самолетом если нога в гипсе
Post by Adela » Wed Feb 27, 2008 10:33 pm
Зависит от длительности полета, состояния организма. В основном от состояния. Здоровый человек также может пострадать от тромба в полете. Но если на ногу опираться нельзя, а полет многочасовой, то в сидячем положении, при опущенной ноге у Вас будет нарушено кровообращение. Есть много препаратов кровообращение улучшающие.
Если можно потерпеть и не лететь, то лучше отменить полет. Если невозможно, то надо брать такие билеты, чтобы было достаточно места, чтобы можно было вытянуть ногу и поставить ее на возвышенность. Например, маленький чемоданчик, который берете с собой в самолет, а на него подушечку. Если чемоданчик нет возможности взять, то можно взять с собой надувную подушку, сдуть ее перед полетом. она легкая,потом в полете надуть и подложить под ногу. Можно попросить у стюардесс какой-нибудь ящичек. Но это все, конечно, если будут места на проходе. ими надо озаботится заранее. Если нога булет приподнята, то кровообращение в ней будет получше. Не забудьте заказать в авиакомпании wheelchair, чтобы Вас везде возили. ну. я думаю, Вы и сами об этом знаете.
Вот тут про то как и кому можно летать, дажепосле инсульта летают
http://www.britishairways.com/travel/he . blic/en_gb
Там же про тромбозы и рекомендации по профилактике
Travellers’ thrombosis
Traveller’s thrombosis (DVT) Clotting of blood, usually occurring in the lower legs – is known as deep venous thrombosis (DVT). DVT can occur in anyone at any time, although some individuals are more at risk than others. Recent research has confirmed that anyone seated in an aircraft; car, bus or train for more than four hours may also be at increased risk.
Factors increasing the risk of DVT include:
age over 40, (risk continues to increase with age)
previous DVT or pulmonary embolism
history of DVT or pulmonary embolism in a close family member
use of oestrogen therapy-oral contraceptives (“the Pill”) or hormone replacement therapy (HRT)
pregnancy
recent surgery or trauma, particularly to the abdomen, pelvic region or legs
cancer
some inherited blood-clotting abnormalities and other blood disorders
Following our advice to reduce the risk of DVT:
drink adequate fluids
avoid smoking
avoid beverages which contain alcohol and/or caffeine both before and during the flight
avoid crossing legs when seated
walk around the cabin whenever you can
stand up in your seat area and stretch your arms and legs
carry out the foot and leg exercises advised in the Well Being section of the Highlife in-flight magazine, on the in-flight entertainment system and the Well Being section on ba.com
wear loose fitting comfortable clothes when travelling
В каких случаях могут не пустить в самолет по состоянию здоровья. Перечень заболеваний, нестандартных ситуаций, особенности для беременных
Состояние здоровья пассажиров всегда являлось важным пунктом организации полетов: человек с серьезными патологиями здоровья может просто не долететь до пункта назначения, а имеющий заразные заболевания – заразить других пассажиров на борту. Сейчас, в период распространения коронавирусной инфекции, контроль за состоянием здоровья пассажиров особенно усилился. Попробуем разобраться, с какими болезнями сегодня не пустят на борт и что делать, если лететь все же нужно?
- Правовое регулирование допуска людей с заболеваниями на борт самолета
- Особенности политики авиакомпаний в отношении людей с заболеваниями и беременных женщин
- ❗ Нестандартные случаи
- ✈️ Ответственность авиакомпаний перед пассажиром за возможные отрицательные последствия во время полета
- Мнение эксперта: что делать, если есть заболевание, но лететь все-таки нужно
- ❓ Часто задаваемые вопросы
Правовое регулирование допуска людей с заболеваниями на борт самолета
Однозначного запрета на авиаперевозку людей, которым нездоровится, не предусмотрено. Согласно п. 108 Приказа Минтранса РФ от 28 июня 2007 г. №82«Об утверждении Федеральных авиационных правил. » (ФАП), пассажир должен самостоятельно определить возможность пользования воздушным транспортом с учетом состояния своего здоровья.
Но если заболевание или общее недомогание человека является очевидным, то работают уже другие пункты правил и Воздушного кодекса: п. 1 ст. 107 Воздушного кодекса, п. 230 ФАП – в этом случае перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира.
По нормам п. 109 ФАП перевозка недееспособного лица происходит только в сопровождении дееспособного пассажира, способного обеспечить безопасную перевозку. В п. 110 ФАП подчеркивается, что перевозка больного на носилках производится на борту самолета на условиях предоставления ему дополнительных мест с доплатой.
По нормам п. 227 ФАП болезнь пассажира или члена его семьи, совместно следующего с ним на борту самолета, может стать основанием для отказа пассажира от перевозки при условии медицинских противопоказаний к перелету на дату отправления воздушного судна.
Перевозчики могут устанавливать свои правила авиаперевозок, которые не должны противоречить общим правилам и ухудшать уровень обслуживания пассажиров. Это правило установлено п. 2 ст. 102 Воздушного кодекса.
Особенности политики авиакомпаний в отношении людей с заболеваниями и беременных женщин
Согласно Варшавской Конвенции от 1929 года, авиаперевозчик несет ответственность за состояние здоровья пассажиров, если ущерб был получен при нахождении на борту. По этой причине перевозчики разрабатывают собственные правила и могут ограничивать перемещение лиц с определенными патологиями здоровья.
*Лица с указанными заболеваниями в случае необходимости в перелете допускаются на борт специального воздушного судна в сопровождении врачей, при этом для полета необходимы весомые медицинские основания.
❗ Нестандартные случаи
Всегда ли пускают на рейс людей:
- избыточно полных. Западные перевозчики несколько раз вводили правило о том, что избыточно полные люди должны приобретать два билета, или дают им возможность купить второй билет со скидкой. Но обычно такие нововведения сталкиваются с общественной критикой и воспринимаются, как стремление получить дополнительную экономическую выгоду на полных людях. Более того, не решен вопрос, кого можно считать избыточно полным;
- с собакой-поводырем. Собака-поводырь, которая сопровождает пассажира с инвалидностью по зрению, проводится в пассажирский салон бесплатно сверх нормы провоза ручной клади. Чтобы пассажира пустили в салон с такой собакой, у него должен быть документ, подтверждающий инвалидность и прохождение собакой специального обучения.
- с переломами. С переломами летать можно, но о проблеме необходимо предупредить перевозчика заранее. Например, в Аэрофлоте или S7 Airlines это нужно сделать за 48 часов до полета. Но если для перевозки не требуется создание специальных условий и переоборудования салона (например, если сломана рука, а не нога), то с посадкой не возникнет проблем. Однако пассажиры часто получают отказ в длительных перелетах при наличии гипсовой повязки, так как из-за перепада давления место под гипсом перестает нормально снабжаться кровью, и это может привести к необратимым последствиям. Пассажиру могут отказать в перелете, если с момента гипсования прошло менее суток: в данный период человек наиболее подвержен рискам тромбоза. Но его могут пустить при наличии медицинского заключения, разрешающего перелет.
- инвалидов-колясочников. О возможности лететь инвалиду-колясочнику необходимо уточнить во внутренних правилах перевозчика. Одни авиакомпании нередко отказываются вести инвалидов, ссылаясь на отсутствие условий для их перевозки на борту, другие – разрешают провозить таких пассажиров с обязательным сопровождением. В 2022 году Верховный суд признал за авиаперевозчиками право не пускать инвалидов в самолет по указанному основанию.
✈️ Ответственность авиакомпаний перед пассажиром за возможные отрицательные последствия во время полета
Авиакомпании заранее предупреждают пассажиров с заболеваниями и беременных женщин относительно вероятных отрицательных последствий перелетов. В частности, о возможном ухудшении самочувствия и преждевременных родах. Поэтому перед авиаперелетом необходимо проконсультироваться с врачом и оценить возможные риски.
Но на самом деле такие предупреждения не снимают ответственности с перевозчика за состояние здоровья пассажиров. Именно поэтому авиакомпании предпочитают перестраховаться и не брать в самолет граждан, имеющих заболевания или особое состояние здоровья.