Легендарный советский штурмовик Су-25
Заслуги советской штурмовой авиации во Второй мировой войне были настолько велики, что, казалось, этот тип самолетов должен был прописаться в отечественных вооруженных силах на десятилетия. Однако интерес к нему исчез практически сразу после окончания боевых действий.
Разгром штурмовой авиации
Кратковременный интерес к штурмовикам вновь возник в самом начале 1950-х годов, под впечатлением успешного применения Ил-10 китайскими и северокорейскими летчиками в Юго-Восточной Азии. В октябре 1950 года Главнокомандующий ВВС маршал Жигарев даже обратился к Ильюшину с письмом, в котором предлагал рассмотреть вопрос о возобновлении серийного выпуска штурмовика Ил-10М как боевого самолета непосредственной поддержки войск, «еще не утратившего своих боевых возможностей». Запрос не остался без внимания — выпуск был возобновлен, и в течение 1952−1954 годов завод № 168 выпустил 136 экземпляров Ил-10М (которые были списаны всего через два года!).
Несмотря на прохладное отношение военных к штурмовикам, сам Ильюшин оставался верным им до конца, не прекращая разрабатывать новые машины. Например, в 1950 году его КБ приступило к разработке первого в мире реактивного двухдвигательного двухместного бронированного штурмовика Ил-40 с мощным артиллерийским, ракетным и бомбовым вооружением. Первый Ил-40 поднялся в воздух уже в марте 1953 года. Правда, дальнейшая судьба этого самолета печальна.
1967. A-37 Dragonfly
Отсутствие легкого ударного самолета во вьетнамской войне (1961–1973) привело американцев к вынужденному преобразованию 39 гражданских Cessna T-37B в A-37A Dragonfly со значительно усиленной структурой, защитой для экипажа, увеличенным внутренним запасом топлива, обеспечиваемым встроенными баками.
В апреле 1956 года министр обороны маршал Георгий Жуков представил руководству страны подготовленный Генштабом и Главным штабом ВВС доклад о состоянии и перспективах развития штурмовой авиации. В докладе делался вывод о низкой эффективности штурмовиков на поле боя в современной войне и фактически предлагалось ликвидировать штурмовую авиацию, обеспечив решение боевых задач по непосредственной авиационной поддержке наземных войск в наступлении и обороне силами бомбардировочной и истребительной авиации. В результате вышел приказ министра обороны, согласно которому штурмовая авиация упразднялась, а все имеющиеся Ил-10 и Ил-10М (ни много ни мало 1700 самолетов!) списывались. Параллельно с разгоном штурмовой авиации было остановлено серийное производство реактивного бронированного штурмовика Ил-40 и прекращены все опытные работы по перспективным самолетам-штурмовикам.
Зачем это было нужно? Дело в том, что с появлением ядерного оружия восторжествовала концепция «дистанционных» войн. Считалось, что будущую войну могут выиграть баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Мало того, всерьез рассматривались варианты полного устранения боевой авиации.
1972. A-10 Thunderbolt II
Единственный в мире штурмовик, сравнимый с Су-25. Поступил на вооружение армии США с середины 1970-х. Сильный упор на знаменитую сверхмощную 30-мм пушку GAU-8/A не оправдал себя – основным оружием штурмовиков стали неуправляемые бомбы и ракеты. Это один из самых массовых штурмовиков современности – было выпущено более 715 штук.
Вьетнам
Заметим, что штурмовая авиация как класс исчезла не только в СССР, но и во всем мире. Первыми осознали ошибку американцы — помог Вьетнам. Многоцелевые сверхзвуковые F-4 Phantom II и F-105 Thunderchief не справлялись с задачей непосредственной поддержки наземных войск, как, впрочем, и легкие ударные самолеты A-1, A-4 и A-6, малая живучесть которых не позволяла им работать на низких высотах. В итоге специалисты ВМС и ВВС США в полевых условиях сами дорабатывали самолеты, как могли, защищая их. Самой интересной «самоделкой» был легендарный вьетнамский штурмовик A-37 Dragonfly, переделанный из учебного самолета Cessna T-37. Кабину изнутри застелили кевларовыми матами, установили заполненные пенополиуретаном мягкие топливные баки и узлы подвески для вооружения под крыльями. Самое удивительное, что подразделение этих «самодельных» штурмовиков, совершив несколько тысяч боевых вылетов, не потеряло ни одного самолета!
В марте 1967 года ВВС США разослали требования по перспективному самолету непосредственной поддержки войск на поле боя 21 авиастроительной компании. Победивший в конкурсе штурмовик A-10 Thunderbolt II производства Fairchild Republic был одним из самых удивительных самолетов второй половины XX века. Построенный вокруг специально созданной сверхмощной 30-миллиметровой семиствольной пушки GAU-8/A, напоминающий огромный летающий крест, с двумя бочками турбореактивных двигателей на коротких пилонах по бокам хвостовой части фюзеляжа, с причудливым разнесенным вертикальным оперением, с грубыми, «рублеными» формами, самолет оказался предельно технологичным и идеальным для своей единственной задачи — непосредственной поддержки войск над полем боя. А с февраля 1975 года ВВС США стали получать уже серийные штурмовики, аналогов которым не было ни у одной страны мира. На тот момент.
Построенный в 1982 году опытно-экспериментальный самолет Ил-102 стал дальнейшим развитием штурмовика Ил-40. По сути, это Ил-42, проигравший конкурс Су-25. В 1984 году самолет перелетел на аэродром ЛИИ МАП в Жуковском, где был поставлен на консервацию. Ил-102 мог поднимать до 7 т бомбовой нагрузки на 8 узлах подвески.
Нелегальный самолет
За успехами (или неуспехами) американской авиации во Вьетнаме пристально следили в СССР. И если руководство ВВС страны все еще продолжало считать, что каждый новый самолет должен летать «быстрее, выше и дальше», то некоторые авиаконструкторы придерживались иного мнения. Проанализировав опыт послевоенных конфликтов, заместитель начальника бригады общих видов ОКБ «Кулон» (ныне «ОКБ Сухого») Олег Самойлович на свой страх и риск приступил к проработке перспективного самолета поля боя, предназначенного для уничтожения целей при их визуальном обнаружении. Проработку аэродинамической схемы и компоновки будущего самолета поручили ведущему конструктору бригады общих видов Юрию Ивашечкину.
Было принято решение создавать небольшой самолет (меньше размеры — труднее попасть) довольно простой конструкции с применением недефицитных материалов, несложный в пилотировании, с возможностью базирования на грунтовых аэродромах и защиты экипажа от бронебойных пуль до 12,7 мм и осколков ракет до 3 г. Принципиальное отличие будущего Су-25 от американского A-10 состояло в том, что основным оружием американского штурмовика должна была быть уникальная пушка, а Су-25 проектировался с упором на применение в первую очередь неуправляемого оружия — бомб и ракет, как рассказал нашему журналу Юрий Ивашечкин. Выбор, кстати, очень логичный: почти все танки, уничтоженные во Вторую мировую штурмовиками Ил-2, были поражены либо небольшими кумулятивными бомбами, либо реактивными снарядами. Выведение из строя немецких танков из авиационной пушки — единичные случаи.
Су-25 оснащен 10 узлов внешней подвески, расположенных под крылом. Два ближних от законцовок крыла предназначены для управляемых ракет “воздух-воздух”, а на остальных восьми узлах, с нагрузкой по 500 кг на каждый, может быть навешено различное наступательное вооружение: бомбардировочное (8 авиабомб различного назначения калибров 500, 250 или 100 кг, либо 32 бомбы калибра 100 кг на балочных держателях МБД2-67У, 8 контейнеров КМГУ-2 для минирования, 8 бомбовых кассет РБК-250 или РБК-500), неуправляемое ракетное (256 неуправляемых авиационных ракет (НАР) С-5 калибра 57 мм, 160 НАР типа С-8 калибра 80 мм, 40 НАР типа С-13 калибра 122 мм, 8 НАР типа С-25 калибра 266 мм либо 8 НАР типа С-25 калибра 240 мм), управляемое ракетное (2 ракеты “воздух-воздух” Р-60 или Р-60М на внешних пилонах, “воздух-поверхность” – 4 ракеты Х-25МЛ, 4 ракеты С-25Л, 2 ракеты Х-29Л с полуактивными лазерными головками наведения или 4 ракеты Х-25МТП c тепловой головкой самонаведения).
После многочисленных эскизов была выбрана схема одноместного моноплана с высоко расположенным крылом малой стреловидности и большого удлинения. Двигатели размещались в индивидуальных гондолах по бокам фюзеляжа, выполнявшего роль противопожарной и противоосколочной перегородки, что исключало вероятность их одновременного поражения. Самолет проектировали максимально простым и удобным в обслуживании, этакий летающий автомат Калашникова, вспоминает Юрий Ивашечкин. Уровень подвески авиабомб и ракет приходился как раз на уровне груди среднего человека, что позволяло в случае необходимости подвешивать вооружение вручную. Капоты двигателей легко открывались с земли, позволяя получать к ним мгновенный доступ (попробуйте добраться до двигателей у A-10!). Была встроена даже складная стремянка для самостоятельного выхода летчика из кабины — невиданная роскошь в современной боевой авиации. Характерный «горбатый» профиль самолета образовывала выступающая кабина — благодаря ее расположению пилот получал обзор вперед, вниз и вбок, подобного которому не было ни в одном из существующих советских самолетов.
Конкурс
В мае 1968 года проект достиг определенной степени готовности и Самойлович с Ивашечкиным доложили о нем Генеральному конструктору Павлу Сухому. Самолет Сухому понравился, и он дал добро на продолжение разработки, которая получила заводской индекс «Т-8». В Министерство авиационной промышленности, ГК ВВС, Научно-технический комитет Генерального штаба, Главкому ВМФ и в ЦАГИ были отправлены заявочные документы на новый самолет. Конструкторы стали ждать реакции.
Первым откликнулся НТК Генштаба: лаконичный ответ уместился на одной страничке машинописного текста — такой самолет нам не нужен. НИИ ВВС прислал осторожное заключение, остальные же проект проигнорировали. Тем не менее Сухой на свой страх и риск дал указание продолжить разработку «Т-8».
Надежду давали результаты крупномасштабных маневров «Днепр» в Белоруссии осенью 1967 года, когда сверхзвуковые самолеты Су-7Б и МиГ-21 при поддержке сухопутных войск показали себя значительно хуже, чем устаревшие околозвуковые МиГ-17, единственные самолеты, которые с первого захода успевали выйти на цель, распознать и уничтожить ее.
Между тем анализ вьетнамских событий, хоть и с запозданием, добрался до военного руководства СССР. В начале 1969 года министр обороны СССР Андрей Гречко приказал министру авиационной промышленности провести конкурс легкого самолета-штурмовика (ЛСШ), и уже в марте четыре КБ — Ильюшина, Микояна, Сухого и Яковлева — получили требования на новый самолет. К назначенному сроку у КБ Сухого был не только аванпроект, но и полноразмерный макет самолета, что сразу вывело компанию в лидеры. КБ Микояна представило проект МиГ-21ЛШ, созданный на базе МиГ-21, КБ Яковлева — Як-28ЛШ, а КБ Ильюшина — Ил-42 на базе уже имеющегося опытного штурмовика Ил-40. ВВС отклонили предложения Яковлева и Ильюшина, предложив Сухому и Микояну построить летающие образцы.
Со временем начали расти и аппетиты военных. К середине 1971 года потребовали увеличить скорость у земли до 1200 км/ч (изначально 800 км/ч) и боевую нагрузку до 1,5 т (была 1 т). Все это приводило к усложнению самолета и увеличению его размеров. Особенно сопротивлялся Сухой увеличению максимальной скорости — 1200 км/ч все равно не позволяли удрать от истребителей, но сильно усложняли конструкцию всего самолета. В итоге был достигнут компромисс в 1000 км/ч, и к ноябрю 1971 года КБ Сухого было объявлено победителем.
Отправление поезда
Большинство американских и советских самолетов, решающих одни и те же задачи, внешне довольно похожи: F-15 и МиГ-25, B-1 и Ty-160 и т. д. Однако между A-10 и Су-25 нет почти ничего общего. Все дело в том, что они создавались в полной изоляции друг от друга — американские и советские авиаконструкторы ничего не знали о работах конкурентов. Первые материалы по американскому A-10 стали доступны конструкторам Сухого только в 1971 году. Сразу же после этого Юрий Ивашечкин набросал несколько вариантов компоновки, напоминающие американский штурмовик. Он объяснил нам, что никаких принципиальных преимуществ они не давали, к тому же менять что-либо было уже поздно. Посмотревший эскизы Самойлович отрезал: «Поздно. Поезд уже ушел!»
Несмотря на сохранение первоначальной компоновки, проектируемый Су-25 сильно отличался от первоначального Т-8: были полностью изменены обводы и компоновка, увеличены боевая нагрузка (с 1000 до 1660 кг) и запас топлива. Все это привело к увеличению взлетного веса (с 8340 до 10 530 кг) и физических размеров самолета (длина с 12,54 до 13,7 м, площадь крыла с 21 до 28 м^2).
Су 25 грач
Отличаясь высокой живучестью и мощным вооружением, штурмовик Су 25 «Грач» эффективно осуществлял поддержку операций сухопутных войск с воздуха. Этот самолёт предназначался с самого начала для боевых действий в дневное время, но в настоящее время он прекрасно работает на поле боя в сложных метеоусловиях и любое время суток.
История возрождения штурмовика «Грач»
После окончания Второй мировой войны во второй половине 1960-х в Советском Союзе не существовало самолёта для воздушной поддержки сухопутных войск и только благодаря генералу армии И.Г. Павловскому, тогдашнему Главнокомандующему Сухопутными войсками и протекции Маршала Советского Союза А.А. Гречко объявлен конкурс на создание нового штурмовика.
Проект ОКБ Сухого машины Т8 стал самым удачным, хотя и требовал существенных доработок. Разработчики старались сочетать и воплотить в самолёте три цели. Первая – это разработать простую и высокотехнологичную конструкцию, где нашли бы применение уже существующие системы реальных самолётов. Вторая цель – сделать машину, обладающую высокой маневренностью и способной продолжать полёт со значительными боевыми повреждениями. Третья – создать самолёт, для эксплуатации которого не требуется бетонных ВПП и способного взлетать с полевых аэродромов с полной боевой нагрузкой в непосредственной близости от линии боевого соприкосновения.
Назначенный главным конструктором П.О Сухим, руководитель проекта М.П. Симонов построил прототип для испытаний на прочность уже к 7 ноября 1974 года. В феврале 1975 года, перед днём Советской Армии, лётчик-испытатель В.С. Ильюшин впервые совершил ознакомительный полёт на опытном образце. В сентябре 1978 года, после утверждения требований к штурмовику и представления эскизного проекта, машина проходила государственные лётные испытания.
Летом 1979 года был опробован в воздухе предсерийный образец Т-8-3. На этом прототипе самолёта были воплощены все решения, которым изначально должен соответствовать перспективный штурмовик. С апреля по июнь 1980 года два предсерийных прототипа участвовали в боевых действиях на афганской войне и в марте 1981 года подписали акт о завершении госиспытаний.
В подразделения воинских частей в Афганистане новые машины приходили уже в апреле 1981 года, в строю же официально числились лишь с 1987 года.
Особенности конструкции самолёта Су 25
Для штурмовика Су 25 «Грач» хорошо подошла традиционная аэродинамическая схема – это моноплан с высокорасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Две силовые установки размещены на сопряжении крыла с корпусом, шасси трёхопорное, убирающееся в фюзеляж.
Основная задача конструктора была живучесть самолёта, поэтому лётчик размещался в своеобразной титановой капсуле с толстым бронестеклом. Важные агрегаты имели надёжную защиту из брони, наполнитель из полиуретана защищал топливные баки, которые по мере выработки наполнялись ещё и инертным газом.
Опыт войны в Афгане показал, что двигатели Р-95Ш расположены слишком близко по отношению друг к другу, снаряд из ПЗРК, попав в один двигатель, разрушал и второй. Недостаток устранили, поставив между силовыми установками перегородку из брони длиною 1,5 метра и оснастив систему пожаротушения четырьмя шарообразными баллонами с фреоном.
После этих доработок, ПЗРК не сбили ни одного Су 25, хотя повреждения получило большое количество штурмовиков.
Более поздние варианты штурмовика Су 25Т и Су 25ТМ имеют несколько «горбатый» вид, который им придал отсек, размещённый за кабиной пилота, а каркас фонаря конструктивно усилили. ЭЛТ-экран выводит ТВ-изображение на лобовое стекло, в новых кабинах отказались от перископа заднего вида. Система покидания оборудована катапультным креслом К 36Л и обеспечивает катапультирование на нулевой скорости и нулевой высоте.
Восемь универсальных пилонов особой прочности расположены под крылом, из которых внутренние и средние несут топливные сбрасываемые баки, другие предназначены для авиабомб и ракет, включая Х-29Т. Два наружных пилона оборудованы держателями для ракет класса «воздух- воздух». Ещё один узел подвески располагается по оси фюзеляжа, он предназначен для контейнеров с системами наведения ПТУР и многофункциональных РЛС.
Нельзя не сказать о варианте Су 25УТГ, разработанным специально для подготовки пилотов палубной авиации. Этот штурмовик проходил испытания на борту ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
Так как постоянным местом для дислокации палубного штурмовика определили береговые аэродромы, складываемые крылья были ему не нужны.
Лётно-технические характеристики самолёта Су 25 «Грач»
- Размах крыла – 14,36 м
- Площадь крыла – 30,1 м2
- Силовая установка – 2 х Р-195
- Взлётная тяга – 44,13 кН
- Вес пустого самолёта – 9315 кг
- Максимальный взлётный вес – 17600 кг
- Максимальная скорость – 950 км/ча
- Практический потолок – 7 тыс.м
- Боевой радиус – 300 км
- Дальность без ПТБ – 640 км
- Дальность с четырьмя ПТБ – 1250 км
- Длина разбега бетон/грунт – 550/600 м
- Длина пробега бетон/грунт – 600/700 м
- Вооружение – двуствольная пушка ГШ-30-2
- Точек подвески – 10
- Боевая нагрузка – 1400/4400 кг
Интересные факты о штурмовике
Курьёзный случай произошёл 30 марта 2016 года в Приморье. Самолёт Су 25 заходил на посадку, на военный аэродром Черниговка, и неожиданно упал не долетев до полосы, пилот успел катапультироваться. Машина рухнула на хозяйственные постройки во дворе частного дома, пострадал гараж, погибли 50 кур. Самолёт попал на погреб, уничтожив припасы хозяина дома. Военные, по словам пострадавшего, обещали возместить нанесённый ущерб.
Во время войны в Афганистане 24 октября 1987 года, при атаке целей у кишлака Кобай в первом заходе в Су 25 лейтенанта П.Н. Голубцова попал снаряд ПЗРК и оторвал половину хвостового оперения. Начался пожар в двигателе, который удалось частично погасить, пилот принял решение посадить самолёт на своём аэродроме.
Дотянув на одном двигателе до полосы, лейтенант Голубцов произвёл посадку, но система торможения не сработала и пришлось направить самолёт на грунт, чтобы затормозить машину.
Лейтенант Пётр Голубцов награждён орденом Боевого Красного Знамени.
За время войны в Афганистане потеряны лишь 23 машины. Живучесть «Грачей»(так лётчики называли Су 25) феноменальная. Своеобразный рекорд поставил самолёт, на котором после посадки насчитали 165 пробоин.
Всего за время боевых действий в Афгане было произведено 139 пусков управляемых ракет и 137 из них поразили цель.
Правительство Ирака сняло с вооружения Су 25 в 2003 году, а в 2014 году вновь закупила эти машины в РФ и Иране, поняв, что этот штурмовик как нельзя лучше подходит для ведения боевых действий против боевиков ИГИЛ.
Россия предполагает оставить на вооружении ВКС самолёты Су 25 до 2022 года. Так, спустя десятилетия подтвердился конструкторский талант инженеров фирмы «Сухой», создавших такой незаменимый штурмовик.
Грачи Су 25 видео
Бронированный дозвуковой штурмовик Су-25
Су-25 (по кодификации НАТО: Frogfoot) — советский/российский бронированный дозвуковой штурмовик, предназначенный для непосредственной поддержки сухопутных войск над полем боя днём и ночью при прямой видимости цели, а также уничтожения объектов с заданными координатами круглосуточно в любых метеоусловиях. В российских войсках получил прозвище «Грач».
Су-25 впервые поднялся в воздух 22 февраля 1975 года. Самолёты этого типа эксплуатируются с 1981 года, принимали участие во множестве военных конфликтов и останутся в строю ВВС России как минимум до 2022 года. 8 октября 2009 года министр обороны РФ Анатолий Сердюков объявил о возобновлении закупок штурмовиков этого типа для ВВС России.
В середине 60-х годов военные доктрины США и Советского Союза кардинально изменились. Если ранее сверхдержавы планировали использовать ядерное оружие даже в тактических целях, то теперь перед войсками ставились задачи успешного ведения боевых действий и с помощью обычных вооружений. Особая роль при этом отводилась авиации, способной эффективно поддерживать сухопутные войска в условиях сильного противодействия ПВО противника.
В начале марта 1968 года старший преподаватель Военно-воздушной академии И. Савченко обратился к знакомым специалистам ОКБ П. О. Сухого с предложением совместно разработать проект нового самолёта поддержки сухопутных войск. Вскоре сформировалась инициативная группа, в которую вошли работники ОКБ О. С. Самойлович, Д. Н. Горбачёв, В. М. Лебедев, Ю. В. Ивашечкин и А. Монахов. Разработку самолёта, получившего обозначение СПБ (самолет поля боя), было решено начать «нелегально», в домашних условиях, и представить работу генеральному конструктору лишь после того, как в общих чертах будет определен облик самолёта.
Так как заказчик ещё не сформулировал тактико-технические требования к самолёту данного типа, работы начались с обоснования концепции штурмовика и его места в системе ВВС, определения потребных летно-технических характеристик и характеристик боевого комплекса. При этом разработчики сознательно отказались от модной тогда концепции универсального самолёта, предусматривавшей его использование как для ударных операций, так и для воздушного боя.
Принцип системного проектирования с учетом требований боевой живучести. На всех этапах разработки Т-8 проводились опытно-конструкторские и экспериментальные работы, благодаря которым создан эффективный комплекс живучести, гарантирующий необходимую работоспособность штурмовика в условиях огневого воздействия ствольных систем и ПЗРК противника. Выделенная масса на средства обеспечения боевой живучести Су-25 в окончательном варианте составила 7,5 процентов от его нормальной взлётной массы, или 1100 кг.
Аэродинамические характеристики самолёта, изначально заложенные в проект, были довольно высокими. Для их достижения проведен большой объём расчётных и трубных исследований: формы крыла в плане, его профилировки и крутки, типа и параметров механизации, компоновки самолёта в целом и др. Впоследствии высокое аэродинамическое качество, хорошие манёвренные и взлётно-посадочные характеристики штурмовика позволили выполнять сложные боевые задачи (например, в ограниченном пространстве над целью), обеспечили повышенную безопасность полёта (в том числе со значительными боевыми повреждениями) и эксплуатацию с небольших площадок. Система вооружения штурмовика — простой прицельный комплекс плюс широкая номенклатура неуправляемых (впоследствии и управляемых) средств поражения. На первом этапе проектирования Т-8 планировалось использовать прицел АСП-ПФ, бомбардировочный прицел РБК-3, лазерный дальномер «Фон». Перед запуском в серийное производство на Су-25 установили прицельный комплекс самолета Су-17МЗ, обеспечивающий высокую точность поражения любой наземной цели неуправляемым оружием, возможность применения современных видов управляемого оружия, последовательное воздействие на одну цель различными видами боеприпасов.
16 апреля 1980 года начались испытания, приближенные к боевым. Группа прибыла на авиабазу Шинданд на западе Афганистана. Новое место базирования существенно отличалось от полигонов СССР: аэродром располагался на высоте 1140 м над уровнем моря, в течение суток наблюдались значительные колебания температуры воздуха. Негативно сказывалось и отсутствие у лётчиков опыта полетов в горах. Испытания, в основном по применению вооружения, выполнялись над бывшим танковым полигоном афганской армии в 9 км от базы. Перед авиагруппой не ставилась задача непосредственного участия в боевых действиях, хотя генерал Ю. Шаталин, командир расположенной рядом 5-й механизированной дивизии, имел право при необходимости привлекать эти самолёты к ударным операциям. На второй неделе пребывания в Афганистане начали поступать задания по оперативной поддержке сухопутных войск, которые в тот период вели тяжёлые бои с душманами в провинции Фаракх, 120 км южнее Шинданда. В отличие от скоростных МиГ-21, МиГ-23 и Су-17, штурмовики Су-25 действовали в горах на малой высоте, что существенно повышало эффективность их применения. Причем, если ранее полёты с бомбовой нагрузкой 4000 кг не производились, то в боевых условиях такая необходимость появилась: Т-8-1Д брал восемь бомб по 500 кг.
Сразу по окончании государственных испытаний, 4 февраля 1981 года, специально для отправки в Афганистан была сформирована 200-я отдельная штурмовая авиаэскадрилья Су-25 (командир — подполковник А. Афанасьев). 18-19 июня 1981 года эта часть перебазировалась в Шинданд и вскоре начала боевую работу. Именно там за Су-25 закрепилось название «Грач», а рисунок птицы украсил нос самолёта.
Су-25 является в целом высокозащищённым самолётом, на системы обеспечения боевой живучести приходится 7,2 % нормальной взлётной массы или 1050 кг. Жизненно важные системы штурмовика дублируются и экранируются менее важными.
Особое внимание уделено защите критически важных узлов и элементов — кабины пилота и топливной системы.
Кабина пилота выполняется сварной из авиационной титановой брони АБВТ-20. Толщины бронеплит составляют от 10 до 24 мм. Лобовое остекление обеспечивает противопульную защиту и представляет собой стеклоблок толщиной 65 мм. Сзади пилот защищён стальной бронеспинкой толщиной 6 мм. Пилот практически полностью защищён от обстрела из любого ствольного оружия калибром до 12,7 мм, а по наиболее опасным направлениям — калибром до 30 мм.
Спасение пилота при критическом поражении самолёта обеспечивается катапультным креслом К-36Л, обеспечивающем спасение пилота на всех режимах, скоростях и высотах полёта. Перед катапультированием фонарь кабины сбрасывается. Управление катапультированием осуществляется вручную с помощью управляющих ручек, за которые необходимо потянуть обеими руками.
Су-25 оснащается мощным комплексом вооружения — авиапушками, авиабомбами различного калибра и назначения, управляемыми и неуправляемыми ракетами «воздух-земля», управляемыми ракетами «воздух-воздух». Всего на штурмовик может устанавливаться 32 вида вооружений.
Самолёт обладает встроенной 2-ствольной 30-мм авиационной пушкой ГШ-30-2 , остальное вооружение размещается на самолёте в зависимости от типа решаемых задач. Самолёт обладает 10 точками подвеса дополнительного вооружения и грузов (по 5 под каждым крылом). Для подвеса вооружений «воздух-поверхность» используются пилоны БДЗ-25, а для подвески УР «воздух-воздух» — авиационные пусковые устройства АПУ-60.
Штурмовик вооружён встроенной пушечной установкой ВПУ-17А с двуствольной 30-мм авиапушкой ГШ-30-2 (индекс ГРАУ 9А623), выполненной по схеме Гаста .
Авиапушка предназначена для поражения бронетехники, открыто расположенной живой силы противника, а также воздушных целей на средних и близких дистанциях. Пушка является относительно компактной для орудий такой скорострельности и калибра: длина ствола составляет 1,5 м, а её масса без боезапаса 105 кг. ГШ-30-2 закреплена неподвижно относительно планера, наведение осуществляется маневрированием самолёта. Питание пушки — ленточное. Управление стрельбой — с помощью электровоспламенения, с использованием постоянного тока 27 вольт. Полный боезапас составляет 250 патронов, причём авиапушка может израсходовать боезапас одной непрерывной очередью. Ствол позволяет сделать до 4000 выстрелов без ухудшения характеристик. Начальная скорость снаряда 900 м/с. Темп стрельбы авиапушки составляет 3000 выстрелов в минуту.
Пушка может вести огонь следующими типами боеприпасов:
Осколочно-фугасный зажигательный снаряд ОФЗ-30,
Осколочно-фугасный зажигательный трассирующий снаряд ОФЗТ-30,
Бронебойно-разрывной снаряд БР-30,
Многоэлементный снаряд МЭ-30.
Также возможна установка на штурмовик дополнительного артиллерийского вооружения в виде подвесных пушечных контейнеров СППУ-22-1, каждый из которых оснащён двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 , выполненной по схеме Гаста. Боекоплект каждого пушечного контейнера составляет 260 патронов. На самолёт может быть установлено до 4 подобных контейнеров.
В базовом варианте Су-25 может применять следующие неуправляемые авиабомбы ФАБ различных типов:
ФАБ-100 одна или четыре бомбы (с использованием МБД2-67У) на подвеске
ФАБ-250
ФАБ-500
САБ-100
БетАБ-500
БетАБ-500ШП
РБК-250
РРБК-500
КМГУ-2
ЗБ-500
ОДАБ-500П
Неуправляемое ракетное оружие
Су-25 способен использовать блоки НАР со следующими ракетами с различными БЧ:
НАР по одной на подвеске:
С-24Б
С-25
Высокоточные бомбы и ракеты
Для применения управляемого оружия класса «воздух-поверхность» Су-25 (а также Су-17М4) оснащён лазерным дальномером-целеуказателем (ЛД) «Клен-ПС». После захвата цели и пуска ракеты пилот должен подсвечивать цель до её поражения. Из-за расположения ЛД в носовой части самолёта угол обзора направлен в переднюю полусферу, а не в нижнюю, поэтому в базовой модификации Су-25 не использует управляемые авиабомбы. Управляемые ракеты:
Для самозащиты и борьбы с вертолётами штурмовик оснащается двумя управляемыми ракетами Р-60 малого радиуса действия с инфракрасными головками самонаведения. Ракеты крепятся к авиационным пусковым устройствам АПУ-60, расположенным под крыльями.
Штурмовик Су-25 применялся в Афганской войне (1979—1989), Ирано-иракской войне (1980—1988), Абхазской войне (1992—1993), Карабахской войне (1991—1994), Первой и второй чеченских войнах (1994—1996 и 1999—2000), Войне в Южной Осетии (2008).
В настоящее время Су-25 является основным штурмовиком ВВС России и авиации ВМФ России. В строю находится около 200 самолётов этого типа и ещё около 100 находится на хранении.
Экипаж: 1 пилот
Длина: 15,36 м (с ПВД)
Размах крыла: 14,36 м
Высота: 4,8 м
Площадь крыла: 30,1 м²
Масса:
– пустого: 9 315 кг
– снаряженного: 11 600 кг
– нормальная взлётная масса: 14 600 кг
– максимальная взлётная масса: 17 600 кг
– масса броневой защиты: 595 кг
Силовая установка: 2 × ТРД Р-95Ш
Скорость:
– максимальная: 950 км/ч (с норм. боевой нагрузкой)
– крейсерская: 750 км/ч
– посадочная: 210 км/ч
Боевой радиус: 300 км
Практическая дальность на высоте:
– без ПТБ: 640 км
– с 4× ПТБ-800: 1 250 км
Практическая дальность у земли:
– без ПТБ: 495 км
– с 4× ПТБ-800: 750 км
Перегоночная дальность: 1 950 км
Практический потолок: 7 000 м
Максимальная высота боевого применения: 5 000 м
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на нас в Твиттере, Вконтакте, Одноклассниках или Facebook.
Как получить загранпаспорт и сколько он стоит в 2022 году
Загранпаспорт — волшебный ключ от всех дверей, который выводит поездки на новый уровень. Читайте, как получить загранпаспорт быстро и без волокиты.
Загранпаспорт нового и старого образца: отличия и цены
Особенности | Загранпаспорт старого образца | Биометрический загранпаспорт |
---|---|---|
Чем отличается | Можно вписать детей до 14 лет и не делать им отдельные паспорта. При оформлении не берут отпечатки пальцев. | В загранпаспорт нового образца встроен чип с фото, паспортными данными и биометрической информацией. Нужны отпечатки пальцев. Нельзя вписать детей. |
Сколько страниц | 36 | 46 |
Срок действия | 5 лет | 10 лет |
Сколько стоит загранпаспорт | Госпошлина при оплате в банке / на Госуслугах: 2000 / 1400 р. для взрослых, 1400 / 700 р. для детей до 14 лет |
5000 / 3500 р. для взрослых, 2500 / 1750 р. для детей до 14 лет |
Как оформить загранпаспорт:
Получить загранпаспорт старого и нового образца можно в одинаковые сроки: 1 месяц — при подаче документов по месту прописки; до 3 месяцев — по месту временной регистрации или фактического проживания.
В биометрический загранпаспорт детей вписать нельзя. В загранпаспорт старого образца вписывают детей до 14 лет. Ребенок может выезжать за границу без своего паспорта, если он вписан в загран к родителю (опекуну) и они едут вместе. Визу для ребенка вклеивают в загранпаспорт родителя.
Если у вас нет загранпаспорта: внесите данные о детях при заполнении анкеты на загранпаспорт.
Есть загранпаспорт старого образца: Заплатите госпошлину за «внесение изменений в паспорт, удостоверяющий личность гражданина РФ за пределами территории РФ», — 500 рублей. При вписывании нескольких детей, размер пошлины не меняется. В МФЦ или ГУВМ МВД заполните заявление на внесение изменений в загранпаспорт и подайте документы: 1) паспорт гражданина РФ, 2) загранпаспорт старого образца, 3) квитанция об оплате госпошлины, 4) свидетельство о рождении ребенка, 5) документ, удостоверяющий, что ребенок — гражданин РФ, например, свидетельство о рождении со штампом о гражданстве, 6) 3 фотографии ребенка 3,5×4,5 см.
Любой житель России может одновременно иметь два заграничных паспорта. Они не дублируют друг друга, это два отдельных документа с разными номерами и сроками действия. Первый загранпаспорт может быть старого или нового образца, второй — только биометрическим.
Заявление на второй загранпаспорт можно подать, как и на первый — на «Госуслугах», лично в МФЦ, подразделении ГУВМ МВД или за границей в консульстве России. В пункте «Оформление и цель получения» выберите «В дополнение к имеющемуся». Если выбрать другой пункт, первый паспорт аннулируют.
Стоимость загранпаспорта старого образца — 2000 р. для взрослого, 1400 р. для ребенка младше 14 лет. На «Госуслугах» можно сэкономить на загранпаспорте 30 %: он обойдется в 1400 и 700 р. соответственно.
Цена заграна с биометрией (паспорт нового поколения) — 5000 р. для взрослых, 2500 р. для детей до 14 лет. Чтобы сэкономить, оформляйте через «Госуслуги»: тогда взрослому новый загран обойдется в 3500 р., а детям — в 1750 р.
Столько же, сколько первый.
Какие документы нужны на загранпаспорт
Документы на получение заграна для взрослых (старше 18 лет):
- паспорт гражданина РФ;
- цветная или черно-белая фотография, на «Госуслуги» ее нужно загрузить в электронном виде;
- загранпаспорт, если он есть и срок действия не истек;
- военный билет для мужчин от 18 до 27 лет;
- разрешение командования для военнослужащих, кроме службы по призыву;
- свидетельство о cмене фамилии, имени или отчества, если они менялись.
Какие документы нужны, чтобы сделать загран для детей до 14 лет:
- свидетельство о рождении;
- цветная или черно-белая фотография;
- паспорт гражданина РФ законного представителя (чаще всего это родитель);
- документ, удостоверяющий, что ребенок — гражданин РФ. Это может быть: а) его загранпаспорт, б) паспорт РФ родителя, в который внесены сведения о ребенке, в) свидетельство о рождении со вкладышем или штампом о гражданстве;
- акт органа опеки и попечительства, если над ребенком установлена опека.
Как оформить загранпаспорт для детей с 14 до 18 лет (пакет документов):
- свидетельство о рождении;
- паспорт гражданина РФ;
- цветная или черно-белая фотография;
- паспорт гражданина РФ законного представителя;
- акт органа опеки и попечительства, если над ребенком установлена опека.
Как заполнить анкету на загранпаспорт на сайте «Госуслуг»
Заявление на загранпаспорт можно подать лично в подразделении ГУВМ МВД или в МФЦ. Но проще заполнить заявление на сайте «Госуслуг».
-
Зарегистрируйтесь на «Госуслугах» и подтвердите учетную запись
На «Госуслугах» есть разные типы учетных записей. После внесения данных (ФИО, паспорт, телефон, имейл, СНИЛС) и автоматической проверки у вас будет стандартная учетная запись.
Для оформления загранпаспорта нужна подтвержденная учетная запись. Если вы клиент «Сбербанка», «ВТБ» или других банков из списка, то в приложении или личном кабинете на сайте банка выберите пункт «Регистрация на „Госуслугах“» — банк сам передаст информацию. Другие способы подтвердить учетную запись: сходить в ближайший Центр обслуживания, или дождаться кода активации по почте, или воспользоваться электронной подписью. Каждому взрослому нужна отдельная учетная запись: муж не может сделать загран для жены через свою учетку. А вот загран для несовершеннолетних детей может оформить любой родитель в своем аккаунте.
Авторизуйтесь, откройте анкету и выберите вид загранпаспорта
Биометрический на 10 лет или обычный на 5 лет.
Выберите, для кого загран
Взрослый, подросток 14–18 лет или ребенок до 14-ти.
Решите, где будете получать загранпаспорт
По месту прописки вам сделают загран за 1 месяц. Место пребывания — это где у вас есть временная регистрация. Место фактического проживания — где вы живете без регистрации. В этих случаях оформление заграна займет до 3 месяцев.
Переходите к заявлению. Проверьте правильность ваших данных
Подтвердите или отредактируйте свои данные по инструкциям на «Госуслугах».
Загрузите свою цветную или черно-белую фотографию
Требования стандартные: анфас, с открытыми глазами, на белом фоне. Если получаете биометрический загран, снимок нужен только для анкеты. Для паспорта вас сфотографируют, когда будете подавать оригиналы документов.
Опишите свою деятельность за последние 10 лет
По каждому месту учебы, работы или службы указывайте месяц и год начала и окончания, должность, название компании (учебного заведения, места службы) и юридический адрес. Если не работали дольше месяца, в поле «Укажите адрес» впишите адрес постоянного проживания. Трудовую книжку приносить в МВД не нужно, но данные должны ей соответствовать.
Если меняли фамилию, имя или отчество, нажмите «Да»
Впишите прежние ФИО, дату и место изменения.
Внесите данные действующего загранпаспорта, если он есть
Укажите, есть ли у вас действующий загранпаспорт и как вы планируете получать новый.
Ответьте на вопросы о доступе к секретности
Также укажите, нет ли у вас других договорных обязательств, препятствующих выезду за границу, судимостей, ограничений по суду и военных обязательств.
Определите тип получения загранпаспорта
В дополнение к имеющемуся — если есть действующий загранпаспорт и хотите оформить второй без аннулирования первого. Взамен использованного — в случае окончания срока действия предыдущего заграна. Взамен испорченного или утраченного — если старый паспорт потерян или ребенок нарисовал в нем портрет бабушки.
Выберите, где будете подавать документы
Туда нужно будет отнести оригиналы.
Внимательно проверьте все, что написали в анкете
Поставьте две галки и нажмите «Отправить».
Дождитесь сообщения, что заявление принято.
Вам придет имейл или смс (по вашему выбору) о том, что заявление принято. Потом вы получите письмо с квитанцией на оплату госпошлины. Заплатите на сайте «Госуслуг» или в отделении любого банка. Через несколько дней по электронной почте вас пригласят в выбранное отделение ГУВМ МВД или МФЦ. С собой возьмите оригиналы документов, они будут перечислены в письме от «Госуслуг». Прийти нужно в течение 6 месяцев со дня подачи заявления.
На месте сотрудник МВД все перепроверит и сфотографирует вас, если вы получаете загранпаспорт нового образца. Когда паспорт будет готов (спустя 1–3 месяца), вам придет письмо. Если беспокоитесь, зайдите на сайт ГУВМ МВД и проверьте там, готов ли паспорт.
Быстрое оформление загранпаспорта в особых обстоятельствах: что еще нужно знать
Самый быстрый, простой и легальный способ получить загран — подать заявку на «Госуслугах», заплатить сумму пошлины и занести документы в ведомство. Анкета на загранпаспорт заполняется за полчаса на сайте Госуслуги.ру. Потом нужно уплатить госпошлину и отнести оригиналы документов в подразделение Главного управления по вопросам миграции МВД (ГУВМ МВД) или Многофункциональный центр госуслуг (МФЦ).
Военнообязанным гражданам России 18–27 лет для оформления заграна нужен либо военный билет, либо справка из военкомата по форме 32, подтверждающая, что на день подачи заявления на загранпаспорт гражданин не призывается на военную службу.
Если мужчина не предъявляет военный билет или справку по форме 32 добровольно, сотрудники ФМС имеют право самостоятельно запросить эту информацию у военкомата и сроки рассмотрения заявления на загран могут затянуться. Если военный комиссариат подтвердит, что заявитель — призывник, в загранпаспорте ему откажут.
Чтобы не усложнять себе жизнь, оформляйте десятилетний биометрический загран, пока вам не стукнуло 18 лет или уже после того как исполнилось 27 лет. Студентам вузов предоставляется отсрочка от армии, а еще военный билет выдают при проблемах со здоровьем. В обоих этих случаях на загран можно спокойно подаваться даже в призывном возрасте.
Да, россияне могут официально иметь два действующих загранпаспорта. По второму заграну можно путешествовать, пока первый лежит на оформлении визы. Некоторые страны позволяют въезд по двум паспортам: в таком случае на погранконтроле могут проверить визу в первом паспорте, а штамп поставить во второй. Еще два заграна позволяют спокойно путешествовать по конфликтующим друг с другом странам и не светить визы и штампы одной из них на границе другой.
Второй загранпаспорт может быть только биометрическим. На «Госуслугах» для его оформления нужно выбрать вариант «В дополнение к имеющемуся».
Узнайте, куда можно отправиться на отдых!
Когда будете готовы к новым поездкам, посмотрите на нашей карте мира, какие правила на въезд действуют в разных странах. А чтобы получать свежие новости, советы и выгодные предложения на почту, подпишитесь на рассылку.
Мечтаете о следующей поездке?
Зарядитесь вдохновением на будущее. Получайте советы для путешественников, новости и выгодные предложения на электронную почту.
Вы можете отменить подписку в любое время. Подробная информация в нашей Политике конфиденциальности.
Использование загранпаспорта для внутренних поездок: можно ли летать и ездить по России по этому документу?
На настоящий момент у большинства россиян есть два паспорта: внутренний общегражданский и заграничный. Как следует даже из их названий, первый нужен для идентификации личности и, в том числе, перемещений внутри своей страны, а второй – за рубежом.
Но бывают ситуации, когда воспользоваться в поездке по стране общегражданским невозможно, и возникает вопрос: нужен ли загранпаспорт для того, чтобы совершать поездки внутри страны или можно путешествовать без этого документа? Ответит на него эта статья.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !
Разрешается ли передвигаться по РФ по заграничному паспорту?
Будет ли считаться этот документ удостоверяющим личность? Следует отметить, что прямо на этот вопрос российское законодательство не отвечает и вообще не предусматривает ситуацию, в которой гражданин своей страны использует для внутренних поездок загранпаспорт.
Использование этого документа регламентируется следующими законами:
Но как видно уже из названий, они не говорят об использовании загранпаспорта в пределах родной страны.
Летать на самолете внутренними рейсами
По закону, внутри государства можно летать по следующим документам:
- паспорт (либо временная справка о его утрате или замене);
- военный билет;
- свидетельство о рождении (до 14 лет).
Как видим, по поводу того, можно ли летать внутренними рейсами по заграннику, однозначного запрета в законодательстве нет, а значит, это вполне допустимо.
Однако если возникла необходимость лететь по нему, когда проездной уже оформлен на внутренний паспорт, следует обратиться к перевозчику с просьбой изменить паспортные данные, указанные при бронировании. Эта услуга предоставляется бесплатно или за невысокую цену. Если пренебречь переоформлением билета, высока вероятность в отказе выдачи посадочного талона.
Ездить по РФ
Согласно Указу Президента РФ от 21.12.1996 N 1752 загранпаспорт является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами РФ. Однако на территории России он таковым не является. Поэтому при заселении, например, в отель, сотрудник может отказать по нему регистрировать.
Перемещаться поездом
К списку документов, по которым можно летать, при поездке на поездах дальнего следования добавляются:
- паспорт моряка;
- заграничный паспорт гражданина РФ.
Таким образом, загранпаспорт является достаточным удостоверением личности для приобретения документов на проезд на железнодорожном транспорте и проблем с перемещением по России не возникает. Но нужно помнить, что билет изначально нужно оформлять именно с данными того документа, с которым планируется отправиться в поездку.
Можно ли покупать билеты по заграннику на поездки внутри страны?
Можно. На сайте РЖД при покупке билетов можно выбрать вид документа – заграничный паспорт, при этом данные будут заполняться латиницей. В отличие от авиабилетов, которые позволительно перерегистрировать с другими паспортными данными, проездной на железнодорожный транспорт придется сдать и приобрести новый, что иногда сделать бывает проблематично, поэтому следует внимательно отнестись к вопросу о документе до покупки.
Как было отмечено, правила конкретной авиакомпании при перемещении самолетом следует уточнить на сайте. Не везде есть возможность оформить билет на заграничный паспорт.
Особенности и нюансы
Важно помнить, что загранпаспорт при использовании на территории России должен быть актуален на момент поездки с запасом срока действия (не должен быть просрочен) и не иметь серьезных дефектов.
- Нужен ли загранпаспорт в Крым, а также другие регионы и страны?
- Требования к загранпаспорту для поездок в различные страны.
- Для въезда в какие страны нужен биометрический загранпаспорт?
- Какой срок действия у загранпаспорта должен быть до окончания для выезда за рубеж?
- Куда можно поехать россиянину без загранпаспорта?
Таким образом, по закону перемещаться внутри Российской Федерации по загранпаспорту не запрещено, а значит, по срочной необходимости можно воспользоваться такой возможностью. Но нужно помнить, что в случае замены внутреннего паспорта ОМС выдается временная бумага, которая и является на этот момент удостоверением личности, а значит, использовать нужно именно ее.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:
8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)
В какую страну поехать, если загранпаспорт без визы
Граждане, которые впервые отправляются за границу, часто заблуждаются относительно получения загранпаспорта для путешествия в безвизовые страны. Они полагают, что для вояжа в такие государства не требуется загранник . Это ошибка. Например, на Мальдивы , в Тунис или Египет виза россиянину не нужна, а вот загранпаспорт получить все равно необходимо.
Этот документ идентифицирует гражданина на территории зарубежных стран. Без загранпаспорта съездить можно только в страны СНГ. Во все стальные государства требуется заграничное удостоверение личности. Без него невозможно забронировать отель, купить туристический тур или приобрести проездные документы.
Оформив загранпаспорт, многие путешествуют по миру без оформления виз. Если не хочется дожидаться месяцами, оформлять неисчислимое количество документов, оплачивать сборы, то выбирают для путешествий те страны, в которых достаточно иметь загранпаспорт без визы.
Виза с латыни переводится «навещать», «посещать». Так называется документ, который разрешает въезд в страну гражданам иностранных государств. Особенно популярны туристические визы и транзитные. Последние дают право для пересечения территории при путешествии в иную страну.
Страны, принимающие гостей по российскому паспорту
Большое количество государств принимают российских путешественников без визы. Некоторые можно посетить даже без загранпаспорта.
Это такие страны:
- Абхазия;
- Армения;
- Белоруссия;
- Казахстан;
- Киргизия;
- Южная Осетия.
Время пребывания ограничено лишь в Абхазии — 90 дней. По общегражданскому российскому паспорту можно ездить в Армению, но эти документы действительны только в аэропортах Гюмри и Еревана. При желании путешествовать по этой стране на автомобиле, с собой берут загранпаспорт.
Страны, не требующие виз для россиян
В такие страны российские туристы отправляются без оформления визы. На некоторых пропускных пунктах требуют дополнительные бумаги:
- обратные проездные документы;
- страховку;
- бронь отеля.
Это те свидетельства, которые подтверждают цель поездки. Чтобы без трудностей пересечь границу, заранее выясняют требования страны посещения, распечатывают документы. Также нужно помнить о том, что загранник в большинстве случаев должен быть актуален еще три месяца после окончания поездки. Это для того чтобы у туриста, решившего задержаться в стране по каким-то причинам, загранник оставался действительным.
В этом случае путешественник беспрепятственно покинет пределы страны. Если срок актуальности подходит к концу, то лучше заменить документ на новый. Сроки максимального пребывания в стране указываются. Если такой информации нет, то этот период не ограничивается.
Некоторые государства требуют предъявления документов о платежеспособности въезжающего. В посольствах не всегда информируют об этом. Поэтому лучше позаботиться заранее, приготовить выписку из банка о находящейся на счете сумме денег.
Для выезда за границу с ребенком обязателен загранпаспорт на него или данные, отраженные в паспорте родителя. Также предъявляют свидетельство о рождении или копию, которую заверил нотариус. Если несовершеннолетний турист едет с одним родителем, то обязательно подтвержденное документом согласие второго родителя.
Безвизовые страны (по алфавиту):
- Азербайджан.
- Албания. У РФ нет безвизового режима с Албанией, но на время туристического сезона это ограничение снимается. Сезон продолжается с 1.04. по 31.10.
- Антигуа и Барбуда (максимум 30 дней).
- Аргентина (пребывание до 90 дней один раз в полгода).
- Багамские острова (90 дней).
- Барбадос (28 дней).
- Боливия (90 дней за 180 дней).
- Босния и Герцеговина (30 дней из 60).
- Ботсвана (30).
- Бразилия (максимум 90).
- Бруней- Даруссалам (не более 2 недель).
- Вануату (3 месяца).
- Венесуэла (90 дней из каждых 180).
- Вьетнам (15 дней).
- Гайана (90 дней из 180).
- Гватемала (90 из 180).
- Гондурас (90 из 180).
- Гонконг (до 2 недель).
- Гренада (90 из 180).
- Грузия (до 1 года).
- Доминика (3 недели).
- Доминикана (1 месяц).
- Израиль (90 дней из 180).
- Индонезия (1 месяц). Въехать можно только через определенные КПП .
- Колумбия (90 дней из 180).
- Коста- Рика (до 1 месяца).
- Куба (1 месяц).
- Лаос (1 месяц).
- Ливан (3 месяца).
- Маврикий (60 дней, но не более 90 из 180).
- Макао (не более 1 месяца).
- Македония (до 3 месяцев).
- Малайзия (до 1 месяца).
- Мальдивы (30 дней).
- Марокко (3 месяца).
- Микронезия (1 месяц).
- Молдавия (до 3 месяцев).
- Монголия (1 месяц, но не более 90 из 180 дней).
- Намибия (3 месяца).
- Науру (2 недели).
- Никарагуа (3 месяца).
- Палестина (въезжают через Израиль).
В Палестине нет своей системы пропускных пунктов, виз и штампов о пересечении границы. Россияне попадают на территорию этой страны через Иорданию или Израиль, только через израильские пропускные пункты.
- Панама (90 дней из 180).
- Парагвай (до 3 месяцев за 180 дней).
- Перу (90 дней за 180).
- Сальвадор (3 месяца).
- Самоа (до 2 месяцев).
- Свазиленд (до 1 месяца).
- Сейшельские острова (до 1 месяца).
- Сент- Винсент и Гренадины (до 1 месяца).
- Сент- Китс и Невис (до 3 месяцев из 180 дней).
- Сент- Люсия .
- Сербия (до 1 месяца).
- Таиланд (30 дней).
- Тринидад и Тобаго (3 месяца).
- Тунис (3 месяца).
- Турция (до 2 месяцев, но не больше 90 дней из 180).
- Узбекистан.
- Украина (90 дней из 180).
- Уругвай (90 дней из 180).
- Фиджи (до 3 месяцев).
- Филиппины (до 1 месяца).
- Черногория (30 дней).
Для поездки в Черногорию безвизовый режим работает только на протяжении туристического сезона. Он длится с 15 апреля по 31 октября. Загранпаспорт должен оставаться актуальным 90 дней после завершения вояжа.
- Чили (до 3 месяцев за 180 дней).
- Эквадор (90 дней из 180).
- Южная Корея (2 месяца).
- ЮАР (до 3 месяцев).
- Ямайка (1 месяц).
Страны с оформлением виз по прилету
В странах, перечисленных ниже, визу ставят в аэропорту после прилета. Здесь сотрудник погранслужбы больше обращает внимание на проверку багажа, обратного билета или проездного документа в другую страну. Он поинтересуется, забронирован ли отель туристом, имеется ли у него документальное подтверждение достаточного количества денежных средств на банковском счете.
Иногда требуется заполнение миграционной карты. Для того чтобы въезд в страну прошел без неприятностей, лучше заранее ознакомиться с условиями пропуска. Некоторые государства упрощают оформление виз, сделать это можно онлайн. Пошлина (визовый сбор) в разных странах отличается.
Следует помнить, что период действия загранпаспорта не должен истечь раньше, чем через определенное время после поездки. Период актуальности паспортов у стран различается.
ВАЖНО: Некоторые категории граждан не могут получить визу по прилету. Это волонтеры, миссионеры, журналисты. Если гражданин связан с такой деятельностью, ему лучше заранее уточнить условия получения визы — поставят ли ему разрешающий штамп в аэропорту по прилете, либо нужно обратиться в консульство или посольство заранее.
Страны, оформляющие визы в аэропорту прилета:
- Бангладеш (15 дней).
- Бахрейн (2 недели с возможностью продления визы еще на 14 дней). Оформление онлайн.
- Восточный Тимор (до 1 месяца). Виза по прибытии получается только через морской порт г. Дили или международный аэропорт. При сухопутном путешествии визу оформляют с помощью сайта иммиграционной службы онлайн.
- Гаити (до 90 дней).
- Гамбия (56 дней).
- Гвинея Бисау (до 3 месяцев).
- Джибути (до 30 дней).
- Египет (до 30 дней с египетской визой, 15 дней с синайским штампом).
- Замбия (1 месяц).
- Зимбабве (1 месяц).
- Индия (2 месяца, визу можно получить онлайн).
- Иордания (до 1 месяца).
- Иран (до 1 месяца). Разрешение оформляется онлайн.
- Кабо – Верде (1 месяц).
- Камбоджа (до 1 месяца). Оформление онлайн или по прилете.
- Кения (до 3 месяцев). Виза онлайн.
- Кипр (возможность получить про-визу). Для этого заполняют анкету и отправляют на e- mail посольства Республики Кипр. Подробно об этом на официальном сайте.
- Коморские острова (до 45 дней).
- Мавритания (до 1 месяца).
- Мадагаскар (от 1 до 3 месяцев).
- Мексика (до полугода). Визу оформляют онлайн. Подробности на сайте посольства.
- Непал (до 3 месяцев).
- ОАЭ (до 2 месяцев). Виза, проставленная в аэропорту Дубаи, действительна 30 дней. После этого ее продляют за дополнительную плату на такой же срок.
- Палау (до 30 дней).
- Сенегал (до 3 месяцев).
- Сирия (до 2 недель).
- Танзания (до 3 месяцев).
- Того (1 неделя). Визу оформляют в аэропорту г. Ломе.
- Тонга (31 день).
- Тувалу (30 дней).
- Уганда (до 3 месяцев).
- Шри-Ланка (до 1 месяца, оформление онлайн или по прилету).
- Эфиопия (от 1 до 3 месяцев). Зависит от типа визы.
Страны с безвизовым транзитом
Некоторые страны разрешают находиться на своей территории гражданам, у которых загранпаспорт без визы. Для этого у туриста должны быть на руках билеты в другую страну. Некоторые государства дают на транзит от 24 до 96 часов. Этого бывает достаточно, чтобы увидеть главные достопримечательности, попробовать блюда местной кухни и купить сувениры.
- Великобритания — 24 часа;
- Румыния — 24 часа;
- Новая Зеландия (при условии, что конечный пункт Австралия) — 24 часа;
- Болгария — 36 часов;
- Китай (Шанхай, Гуанчжоу, Пекин, Чунцин , Чэнду ) — 72 часа;
- Сингапур — 96 часов.
Больше 100 стран можно посетить с загранпаспортом без визы.
Если выбрана для путешествия страна с необходимостью получения визы, то заявление подают в посольство или консульство этого государства. Если заявка одобрена, то разрешительный штамп ставят непосредственно в загранпаспорт. Печать становится пропуском в иностранное государство.
Загранник — необходимый документ, без которого визу не дадут. Он содержит необходимую информацию о владельце. А новый вариант паспорта с электронным чипом хранит биометрические данные гражданина.
В заграннике проставлены действующие и старые штампы, свидетельствующие о пересечении границ иных государств. Для получения виз нужно в обязательном порядке иметь действующий загранпаспорт.
Как оформить загранпаспорт нового образца для взрослого
1. В чем особенность загранпаспорта нового образца?
Особенности загранпаспорта нового образца:
- срок действия — 10 лет;
- госпошлина за оформление — 5000 рублей;
- обязательная дактилоскопическая регистрация (сканирование папиллярных узоров пальцев рук);
- фото на документ делает сотрудник ГУВМ МВД ;
- отсутствие срочного оформления;
- нельзя внести информацию о детях.
2. Какие документы нужны для оформления загранпаспорта?
Для оформления загранпаспорта вам понадобятся:
- заявление ;
- документ, удостоверяющий личность ;
- разрешение командования — для служащих в Вооруженных Силах России, а также в федеральных органах власти, в которых предусмотрена военная служба (за исключением службы по призыву);
- один из документов (при их наличии), подтверждающий достоверность сведений о том, что заявитель мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет на день подачи заявления о выдаче паспорта, содержащего электронный носитель информации, не призван на военную службу или не направлен на альтернативную гражданскую службу:
— военный билет, в котором имеется отметка об окончании прохождения военной службы по призыву или альтернативной гражданской службы либо отметка о негодности или ограниченной годности к военной службе;
— военный билет офицера запаса для заявителей, закончивших военную кафедру при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера запаса.
- ранее выданный загранпаспорт (при наличии);
- квитанция об уплате госпошлины — вы обязаны уплатить госпошлину, но требовать от вас квитанцию ведомство не имеет права ;
- цифровое фото — для заявления-анкеты;
3. Какие документы понадобятся, если есть ПМЖ за границей?
Если у вас есть постоянное место жительства за границей, и нет паспорта, удостоверяющего личность гражданина на территории Российской Федерации, то для получения загранпаспорта понадобятся:
- заявление ;
- один из документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации:
—паспорт, содержащий электронный носитель информации;
—паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность за пределами территории Российской Федерации.
Если срок действия паспорта, содержащего электронный носитель информации, или паспорта истек, сначала необходимо получить паспорт, удостоверяющий личность гражданина на территории Российской Федерации, и представить его в качестве документа, удостоверяющего личность.
4. Куда подавать документы?
Вы можете подать по экстерриториальному принципу по месту жительства, месту пребывания или по месту обращения по вашему выбору в любое подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России либо через любой центр госуслуг «Мои документы».
Гражданами, проживающими за пределами страны и прибывшими к месту жительства (пребывания) на территории Российской Федерации, заявление может быть подано в подразделение по вопросам миграции либо через любой центр госуслуг «Мои документы» по избранному ими месту жительства (месту пребывания, месту обращения).
5. Как оформить загранпаспорт нового образца онлайн?
Шаг 1. Сфотографируйтесь. Цифровое фото нужно для заявления на получение загранпаспорта. Для документа вас сфотографируют отдельно.
Шаг 2. Подайте заявление на портале госуслуг. Для этого вам нужно быть зарегистрированным пользователем с полными правами доступа. В онлайн-форме заявления введите данные требующихся для получения загранпаспорта документов, а также сведения о вашей деятельности за последние 10 лет (учеба, служба, работа). После заполнения заявления проверьте настройки уведомлений в личном кабинете: там должен быть указан удобный вам способ получения уведомлений — PUSH или электронная почта.
Шаг 3. Дождитесь уведомления о приеме заявления подразделением ГУВМ МВД.
Шаг 4. Уплатите госпошлину. После того, как ваше заявление рассмотрят, вам придут уведомление о возможности уплатить госпошлину и квитанция. Вы можете уплатить госпошлину в личном кабинете на портале госуслуг (в этом случае действует скидка 30%) либо по квитанции любым другим способом (без скидки).
Шаг 5. После уплаты госпошлины вы получите уведомление от портала государственных услуг РФ с приглашением в подразделение ГУВМ МВД, которое вы выбрали во время подачи заявления на портале gosuslugi.ru. Сотрудники ГУВМ МВД сейчас выдают загранпаспорта в центрах госуслуг «Мои документы». Предварительно запишитесь на прием на mos.ru.
Шаг 6. Принесите пакет документов в центр «Мои документы». Сотрудник полиции сверит данные оригинальных документов с данными, указанными в электронном заявлении, сфотографирует вас (это фото будет в вашем загранпаспорте) и сделает дактилоскопию (сканирование папиллярных узоров пальцев рук).
Шаг 7. Дождитесь уведомления от портала госуслуг о готовности загранпаспорта. Можно также проверить готовность загранпаспорта онлайн, с помощью сервиса ГУВМ МВД по Москве. Для этого вам понадобятся серия и номер общегражданского паспорта.
Шаг 8. Получите документ. Обращаться нужно туда же, куда вы подавали документы.
6. Как оформить загранпаспорт нового образца офлайн?
Шаг 1. Заполните заявление. Его нужно распечатать на одном листе с двух сторон. Заполнять можно как на компьютере, так и от руки (в этом случае используйте ручку с чернилами черного или синего цвета). Если вам не хватит места, чтобы в анкете указать все сведения о работе за последние 10 лет, воспользуйтесь приложением к анкете. Если вы несколько раз меняли ФИО, вам нужно также заполнить приложение к заявлению.
Шаг 2. Уплатите госпошлину.
Шаг 3. Подайте документы в ГУВМ МВД. Сотрудники ГУВМ МВД сейчас выдают загранпаспорта в помещениях центров госуслуг «Мои документы». Предварительно запишитесь на прием на mos.ru.
Сотрудник полиции сверит данные оригинальных документов с данными, указанными в заявлении, сфотографирует вас (это фото будет в вашем загранпаспорте) и сделает дактилоскопию (сканирование папиллярных узоров пальцев рук).
Шаг 4. Проверьте готовность документа онлайн, с помощью сервиса ГУВМ МВД по Москве. Для этого вам нужно будет указать дату рождения и номер общегражданского паспорта.
Шаг 5. Получите документ. Обращаться нужно туда же, куда вы подавали документы.
7. Сколько времени делают загранпаспорт нового образца?
Если вы подадите заявление на получение загранпаспорта в ГУВМ МВД (центр «Мои документы») по месту жительства, загранпаспорт вам сделают в течение месяца, если по месту пребывания или фактического проживания — в течение 3 месяцев. Если вы имеете или имели допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, документ вам также будут делать 3 месяца.
Срок исчисляется со дня регистрации заявления на портале госуслуг, то есть со дня, когда вам придет уведомление, что ваше заявление принято.
8. Можно ли выбрать написание имени и фамилии?
Правила транслитерации фамилии, имени и отчества в загранпаспортах несколько раз менялись. Но если у вас в действующей визе, ранее выданном загранпаспорте, виде на жительство, свидетельстве о рождении или другом документе ФИО указаны по старым правилам транслитерации, при оформлении загранпаспорта вы можете попросить их сохранить.
Для этого напишите заявление в свободной форме, в котором укажите, как должна выглядеть ваша фамилия (или имя), и почему. Адресуйте заявление начальнику отделения ГУВМ МВД. К заявлению приложите образец, копии документов со старой транслитерацией. Заявление нужно подавать в тот момент, когда вас пригласят в отделение ГУВМ МВД для подачи оригиналов документов для оформления загранпаспорта.
Похожие записи: