Комплекс Пои-Калян
Пои-Калян (XII-XVI вв.) – центральный архитектурный комплекс Бухары, расположенный на парадной площади Регистан. Комплекс Пои-Калян, что в переводе означает “подножие великого”, находится у минарета Калян и включает в себя три сооружения XII-XVI веков: мечеть Калян, минарет Калян и медресе Мири Араб.
Минарет Калян. Большой бухарский минарет или минарет Калян – древнейшее здание парадной площади и главный символ Бухары. Возраст минарета составляет почти 9 веков, и за все это время он ни разу не был в реставрации. Минарет Калян, построенный полностью из жженого кирпича, был воздвигнут в 1127 году Караханидом Арслан-ханом. Высота минарета составляет 46,5 метров при диаметре цоколя в 9 метров. Наверху величественного массивного столба конической формы возвышается цилиндрический фонарь. Фонарь украшают 16 сквозных арочных проемов, которые венчает сталактитовый карниз – шараф. Надпись на карнизе гласит, что он был сооружен в 1127 году восточным зодчим Бако. А вот купол фонаря не сохранился. Через минарет Калян перекинут мостик, который соединяет его с крышей мечети Калян. Отсюда по крутой и узкой кирпичной винтовой лестнице со 105 ступеньками можно подняться в ротонду (верхняя часть) минарета. С ротонды минарета Калян можно наблюдать потрясающую панораму Бухары.
Мечеть Калян. Мечеть Калян или Большая мечеть была построена при Убайдулле-хане в 1514 г. на месте разрушенной мечети караханидов. Мечеть Калян, считающаяся второй по размеру в Узбекистане после самаркандской мечети Биби-Ханым, одновременно вмещала в себя 12 000 молящихся. Все пять столетий своего существования мечеть Калян является главной соборной мечетью Бухары. Мечеть построена в традициях архитектуры эпохи Тимуридов – по традиционному прямоугольному плану с четырьмя айванами. Главный или Восточный вход украшает большой мозаичный портал, расположенный на возвышении. Пройдя вниз по нескольким ступенькам, можно попасть во двор мечети. По бокам главного здания мечети возвышаются два купола голубого цвета. Периметр внутреннего двора мечети украшают крытые сводчатые галереи с 288 куполами, основанием которых служат 208 столбов. Цветная облицовка фасадов создана при помощи кирпичей, покрытых лазурью и мозаикой.
Медресе Мири Араб. Напротив мечети Калян находится действующее медресе Мири Араб («Эмир Арабский»), построенное в 1535-1536 гг. на средства племянника Шейбани-хана – Убайдуллы-хана для шейха Абдуллы Йеменского, духовного наставника ранних шейбанидов. Чтобы построить медресе Мири Араб, Убайдулле-хану пришлось продать в рабство три тысячи пленных персов. По другим сведениям, медресе было простроено на средства от трофеев, завоеванных Убайдуллой-ханом во время его военных походов. Хан отдал их главе мусульман Бухары и своему наставнику – “Князю арабов” – Абдулле Йеменскому.
Здание, являющееся вторым после медресе Кукельдаш крупным медресе Бухары, включает в себя два этажа со 114 худжрами вокруг четырехайванного двора и два крестообразных зала. Первый зал представлял собой мечеть и лекционный зал, второй – усыпальницу Убайдуллы-Хана, Абдуллы Йеменского и других знатных особ. В центре гурханы (усыпальницы) расположено надгробие Убайдуллы-хана, выполненное из дерева. В его изголовье находится гробница Мири-Араба. К главному фасаду медресе примыкают двухъярусные лоджии. Медресе декорировано наборной резной мозаикой и многоцветной стилизованной орнаментацией. Сегодня на территории медресе располагается действующее духовное училище, где будущие муфтии обучаются тонкостям мусульманства.
Фотографии:
© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора.
Пои Калян: узбекистанское чудо
На днях на международном форуме Шанхайской организации сотрудничества в Душанбе состоялась очередная презентация проекта «Восемь чудес ШОС», куда были включены по одному объекту от каждого государства-члена. Отмечается, что проект направлен на развитие сотрудничества в области туризма и расширение ознакомления народов региона с историческим и культурным наследием каждой страны. В список чудес от Узбекистана вошёл уникальный архитектурный ансамбль Пои Калян в Бухаре.
Пои-Калян – это центральный исторический архитектурный комплекс Бухары, расположенный на парадной площади Регистан. Название комплекса в переводе означает «подножие великого». Он включает в себя три сооружения XII-XVI веков: мечеть Калян, минарет Калян и медресе Мири Араб.
Большой бухарский минарет, или минарет Калян несомненно является главным символом Бухары, а также древнейшим сооружением на её парадной площади. Несмотря на то, что возраст минарета составляет почти девять веков, за все это время в нём ни разу не проводились ремонтные и реставрационные работы.
Минарет Калян был воздвигнут в 1127 году по приказу Караханида Арслан-хана и построен полностью из жженого кирпича. Высота сооружения составляет 46,5 метров, а диаметр цоколя – 9 метров. На вершине величественного массивного конического столба расположен фонарь цилиндрической формы. Фонарь украшают 16 сквозных арочных проемов, которые венчает шараф – сталактитовый карниз. Надпись на шарафе гласит, что он был сооружен в 1127 году восточным зодчим по имени Бако. К сожалению, не сохранился до наших дней купол над фонарём.
Минарет Пои Калян / Источник: old.xs.uz
Между минаретом и мечетью Калян перекинут мостик, объединяющий крыши двух построек. Далее посетители могут пройти ровно 105 ступенек по узкой, крутой кирпичной винтовой лестнице, чтобы подняться в ротонду – верхнюю часть минарета. С ротонды минарета Калян открывается потрясающий панорамный вид на Бухару.
Мечеть Калян, или Большая мечеть была построена в 1514 году при Убайдулле-хане на месте разрушенной мечети караханидов. Мечеть Калян считается второй по величине в Узбекистане после самаркандской мечети Биби-Ханым, она одновременно может вместить до 12 000 верующих.
Все пять веков своего существования мечеть Калян является главной соборной мечетью Бухары. Здание возведено в традициях архитектуры эпохи Тимуридов: в соответствии с традиционным прямоугольным планом с четырьмя айванами (так в исламской архитектуре обозначают сводчатое помещение с трех сторон обнесённое стеной и открытое с четвёртой стороны).
Мечеть Пои Калян / Источник: gotosilkroad.com
Главный, или Восточный вход мечети украшен масштабным мозаичным порталом, расположенным на возвышении. Далее, если пройти вниз несколько ступеней, можно выйти во двор. По сторонам главного здания мечети возвышаются два голубых купола. Периметр внутреннего двора мечети украшают крытые сводчатые галереи с 288 небольшими куполами, основанием которым служат 208 столбов. Необычная цветная облицовка фасадов создана при помощи кирпичей, покрытых лазурью и мозаикой.
Прямо напротив мечети Калян расположено легендарное действующее медресе Мири Араб («Эмир Арабский»), построенное в 1535-1536 гг. на средства племянника Шейбани-хана – Убайдуллы-хана для шейха Абдуллы Йеменского, духовного наставника ранних шейбанидов. По преданию, для того, чтобы построить медресе Мири Араб, Убайдулле-хану пришлось продать в рабство три тысячи пленных персов. По другим сведениям, медресе было простроено на средства от трофеев, захваченных Убайдуллой-ханом за время его военных походов. Хан отдал их главе мусульман Бухары и своему наставнику – «Князю арабов» – Абдулле Йеменскому.
Медресе Мири Араб / Источник: Источник: tourpedia.ru
Здание Мири Араб является вторым крупным медресе Бухары и включает в себя два этажа со 114 худжрами (кельями) вокруг четырёхайванного двора и два крестообразных зала. Первый зал служит в качестве мечети и лекционного пространства. А во втором зале находятся усыпальницы Убайдуллы-хана, Абдуллы Йеменского и других деятелей. В центре гурханы (усыпальницы) расположено надгробие Убайдуллы-хана, выполненное из дерева. В его изголовье находится гробница Мири-Араба. К главному фасаду медресе примыкают двухъярусные лоджии. Здание декорировано наборной резной мозаикой и многоцветными орнаментами. Сегодня на территории медресе по-прежнему функционирует действующее исламское учебное заведение.
Первая презентация «Восьми чудес ШОС» прошла в июне в Пекине. Помимо узбекистанского комплекса Пои Калян в список уникальных достопримечательностей включены Статуя Единства в Индии, археологический комплекс «Тамгалы» в Казахстане, Императорский дворец Дамин в Китае, озеро Иссык-Куль в Кыргызстане, наследие Великих Моголов в пакистанском Лахоре, Золотое кольцо в России и дворец «Навруз» в Таджикистане.
Марторана
Кафедральный собор Марторана (Ла Марторана)
Марторана — живописная церковь в сицилийском городе Палермо, которая пользуется большой популярностью у новобрачных. Храм был возведен в XII веке в популярном на острове арабо-норманнском стиле и позже перестраивался в традициях барокко. Из-за этого эклектичную церковь часто называют «архитектурным коллажем». В Марторане сохранились уникальные византийские мозаики. С 2015 года палермский храм включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Марторана
Основные моменты
Марторана принадлежит итало-албанской католической церкви и имеет статус одного из кафедральных соборов местной епархии. Жители города не слишком жалуют название «Марторана» и чаще называют храм Санта Мария дель Аммиральо, потому что раньше он был посвящен Деве Марии.
Несмотря на многочисленные реконструкции, церковь сохранила форму греческого или равновеликого креста. Первоначальный облик имеет только южный фасад – та часть храма, которая выходит в сторону внутреннего двора и недоступна для обычных туристов. Церковь увенчана полусферическим куполом, лежащим на восьмиугольном барабане. Каждая из сторон барабана имеет небольшое окно, поэтому внутри Мартораны достаточно света, чтобы красочные византийские мозаики были видны во всем великолепии.
Рядом с основным зданием возвышается кампанила или звонница. Стройная четырехъярусная конструкция раньше была покрыта отдельным куполом. Благодаря умелой работе строителей, высокое здание выглядит очень утонченно. Отдельные элементы декора позволяют предположить, что звонница – дело рук строителей, приехавших на остров из королевства крестоносцев в Иерусалиме.
История церкви Марторана
Храм построили в 1143 году на средства адмирала Георгия Антиохийского, поэтому долгое время его называли Адмиральским. Базилика имела форму греческого креста, три апсиды, притвор и двор со звонницей. Вначале она была домовой церковью, возле которой стоял дворец адмирала. Несколько веков Марторана относилась к греческому приходу, и церковные службы в ней проходили по византийскому канону.
Современное название храм приобрел в 1431 году, когда король Альфонсо V Великодушный передал его в ведение бенедиктинского монастыря Марторана. После этого служить в храме начали по латинскому обряду. Сама обитель до наших дней не сохранилась, так как была уничтожена в годы Второй мировой войны, когда войска союзников бомбили Палермо.
В XVII веке талантливый зодчий Андреа Палма выстроил красивый северный фасад, а на месте одной из разрушенных апсид Мартораны возвел барочную капеллу. В 70-е годы XIX века в храме прошли серьезные реставрационные работы, в ходе которых часть барочных наслоений удалили. В 1935 году по воле итальянского диктатора Бенито Муссолини палермский храм стал принадлежать албанской общине, и в нем возобновили церковные службы по византийскому канону.
Мозаики
Все мозаики Мартораны имеют характерный золотистый фон. Самыми ценными их них считаются те, на которых изображены основатели церкви. На одной мозаике храмоустроитель Георгий Антиохийский лежит у ног Богоматери, а на другой Христос символически коронует сицилийского правителя Роджера II.
В католической традиции короновать правителя может только папа или его наместник, поэтому автор старинной мозаики стремился показать, что власть в Сицилии дается непосредственно от Бога и не нуждается в земных посредниках. Купол Мартораны украшает великолепная мозаика, на которой изображен Христос в окружении четырех апостолов.
Как добраться
Марторана находится на Piazza Bellini, 3, в исторической части Палермо, в 1,8 км от берега моря. От железнодорожного вокзала до храма за 12-15 минут нетрудно дойти пешком. При желании, к церкви можно подъехать на городских автобусах или такси.
Церковь Марторана в Палермо
Церковь Марторана (La Martorana) – знаменитый храм Палермо, в котором сохранились византийские мозаики. Ее официальное название звучит как Сан-Никола-деи-Гречи (San Nicola dei Greci). Располагается в центральной части города.
Марторана относится к кафедральным соборам, входящих в епархию Итало-албанской католической церкви (Eparchia di Piana degli Albanesi). Следует уточнить, что у храма имеется еще одно наименование – Санта-Мария-дель-Аммиральо (Santa Maria dell’Ammiraglio).
Достопримечательность знаменита богатой историей, которая берет начало еще с 12 века, а также одними из наиболее древних мозаик на Сицилии. Византийские, греческие и арабские мотивы переплетаются в ее архитектуре и внутреннем оформлении.
История возникновения храма Марторана
На протяжении истории церкви не один раз менялось ее название, архитектура, интерьер и стиль богослужений. Всего выделяется три основных этапа: греческий, монастырский и итало-албанский.
Первый этап: церковь Санта-Мария-дель-Аммиральо
Изначально храм был построен греками в середине 12 века и носил название, связанное с его освещением в честь Богородицы — Санта-Мария-дель-Аммиральо.
Заказчиком выступил известный сицилийский флотоводец Георгий Антиохийский. Он захватил несколько городов, расположенных в Северной Африке, по приказу первого короля Сицилийского королевства Рожера II (Ruggero II di Sicilia), а также участвовал в войне против Византии.
Полностью строительные работы были завершены в 1151-1152 году. Церковь с юго-восточной стороны соединялась с дворцом флотоводца, по заказу которого она была возведена. Богослужения в ней осуществлялись по византийскому обряду, храм носил статус греческого.
Тогда же в интерьере появились знаменитые византийские мозаики – изображения святых на золотом фоне в характерном стиле.
Считается, что именно в храме Санта-Мария-дель-Аммиральо проходило собрание представителей сицилийской аристократии, в ходе которого королем решили назначить Педро III Арагонского.
Второй этап: церковь Марторана
Следующий этап в истории церкви связан с женским бенедиктинским монастырем, созданным рядом с Санта-Мария-дель-Аммиральо в 1194 году. Основателями являются Элоиза и Жоффруа Марторана.
После того как король Сицилии Альфонс V Великодушный (Alfonso V el Magnánimo) полностью передал церковь монастырю в 1431 году, обряды стали проводиться по латинскому типу, а именовать ее стали Марторана.
Далее последовал ряд архитектурных изменений. Так, в 1588 году появилась двухэтажная конструкция на том месте, где располагался двор. Колокольню превратили в часть главного здания: теперь она служила в качестве входа.
На первом этаже новой конструкции располагался просторный вестибюль, второй же занимала галерея, служившая для богослужения монахинь. Позже, в 18 веке, барочной росписью нижнего уровня занимался Оливио Соцци (Olivio Sozzi), верхнего — Гульельмо Борреманс (Guglielmo Borremans).
В 17 веке галерея оказалась скрытой за барочным фасадом, построенным по проекту архитектора Андреа Палма в северной части храма.
Во второй половине того же века появилась капелла (Cappellone), стиль оформления которой так же относится к барокко. Для ее возведения пришлось разрушить апсиду, созданную еще в 12 веке и украшенную мозаиками.
Третий этап: церковь Сан-Никола-дель-Гречи
В 1866 году монастырь Марторана упразднили, а церковь передали итальянскому правительству. После этого здание отреставрировали под руководством Джузеппе Патриколо (Giuseppe Patricolo).
С 1935 года храм был передан Муссолини албанской общине: обряды снова стали походить по византийскому типу. В 1937 году церковь получила статус второго кафедрального собора Итало-албанской католической епархии.
После того как в 1943 году был уничтожен албанский храм Сан-Никола-дель-Гречи, его перенесли в Марторану. Это наименование считается официальным, однако остальные названия также имеют право на существование.
Современное время
С 2015 года Марторана отнесена к объектам Всемирного культурного наследия. Ее непременно стоит посетить: считается настоящей жемчужиной не только Палермо, но и всей Сицилии.
Вход открыт для всех желающих. Найти церковь не составит труда: территориально находится в Старом городе.
Архитектура
Марторана выглядит внушительно и эклектично: при взгляде на нее бросается в глаза сочетание нескольких исторических стилей. От первоначального облика сохранилось не так много элементов – по большей части северный и южный фасады.
Они состоят из каменных блоков, прямоугольных по форме. Среди декоративного оформления выделяются глухие арки с небольшими окнами. В верхней части можно увидеть карниз с греческими буквами на каждом блоке: в некоторых местах они хорошо сохранились и представляют собой цельный текст.
Колокольня
Рядом располагается колокольня, основанная еще в 12 веке. Она имеет четыре яруса. На первом этаже находится вход в храм.
Кампанилой можно долго любоваться: декорирована окнами-бифориями, широкими арками, тонкими колоннами, геометрическими узорами и резным карнизом. Кажется, будто она соткана из ажурных нитей.
Что посмотреть внутри
Мозаичное оформление церкви восхищает: старинные произведения искусства, выполненные византийскими мастерами, можно рассматривать бесконечно.
Апостолы и святые изображены преимущественно на золотом фоне в греческом стиле. Благодаря реставрациям, мозаики находятся в отличном состоянии.
Восточная сторона
С восточной стороны располагается мозаика, посвященная сюжету Благовещения. В этой сцене архангел Гавриил устремляет руку к небесной сфере, находящейся в центральной части арки. Изображение продолжают луч света и летящий голубь, который направляется к Марии.
Нижнюю часть занимают медальоны с портретами святых Николая, Афанасия, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого, Кирилла.
Своды восточной части украшают мозаичные изображения архангелов Гавриила и Михаила. Они облачены в великолепные одеяния и держат жезлы в руках.
Северная сторона
Северная часть Мартораны содержит мозаичные портреты Святого Иоакима, Филиппа и Фомы, а также Апостола Петра и Андрея. Первое изображение располагается в апсиде, последующие – на сводах.
В нижней части арки можно увидеть медальоны с семью великомучениками: Меркурием, Георгием Победоносцем, Прокопием, Феодором Тироном, Димитрием Солунским, Артемием и Нестором.
Южная сторона
С южной стороны в апсиде находится портрет Святой Анны, а на сводах находятся мозаики с изображениями апостолов Иакова, Павла, Варфоломея и Симона Зилота.
На арке в нижней части, как и на северной стороне, располагаются медальоны с поясными изображениями великомучеников Евстафия Плакиды, Флора, Феодора Стратилата, Виктора, Мина, Лавра, Викентия.
Западная сторона
Напротив сцены Благовещения, изображенной на восточной стороне, содержится другая мозаика — Сретение Господне. На ней праведный Симеон устремляет руки к Иерусалимскому Храму. В этому Храму также простирает руки Младенец, которого держит Богородица.
Кроме того, в западной части имеются мозаичные сцены Рождества Христова и Успения Богородицы. Нижний уровень арки с этой стороны украшен портретами мучеников Иоанна, Авксентия, Ореста, Евстратия, Евгения, Мардария и Павла.
Другие мозаичные картины
Кроме мозаик, выполненных в византийском стиле, в интерьере выделяются изображения Георгия Антиохийского и короля Рожера II. Они считаются очень ценными.
На первой Георгий Антиохийский находится у ног Богородицы, которая при помощи жеста призывает его подняться. Вторая мозаика посвящена Рожеру II, которого Христос коронует правой рукой.
Купол
Особого внимания заслуживает купол церкви: на нем содержатся мозаичные медальоны с изображением Христа Пантократора. Облаченный в роскошные одеяния, он сидит на престоле. Правой рукой дает благословение молящимся, а в его левой руке находится Евангелие.
Христа окружают архангелы Гавриил, Михаил, Рафаил, Уриил. Ниже находятся мозаики, изображающие Моисея, Исаию, Давида, Иеремия, Елисея, Илию, Захария и Даниила – праведников и пророков.
Далее в нишах содержатся фигуры евангелистов Марка, Матфея, Луки, Иоанна Богослова, сидящих перед аналоем с Евангелием.
Как добраться до церкви Марторана
Храм располагается по адресу Via Incoronazione, 1-13. Это недалеко от Piazza Pretoria, которая известна монументальным фонтаном.
Если пойдете пешком от железнодорожного вокзала Palermo, то на дорогу до церкви потратите всего около 10 минут.
Экскурсии в Палермо
Познакомиться с известными достопримечательностями города или открыть необычные маршруты можно на экскурсии с местными гидами. Они отлично знают Палермо и предлагают уникальные обзорные, авторские, гастрономические и другие интересные программы — большинство проводятся в индивидуальном формате.
Выбрать и забронировать подходящую экскурсию можно онлайн на сайте Tripster.
Где находится Марторана. Местоположение Мартораны на карте Палермо и описание
Описание Церкви Марторана в г. Палермо
Марторана (итал. La Martorana) или Санта-Мария-дель-Аммиральо (итал. Santa Maria dell’Ammiraglio), официально Сан-Никола-дель-Гречи (итал. San Nicola del Greci) – церковь в Палермо, которая является одним из двух кафедральных соборов епархии Пьяна-дельи-Албанези (Итало-албанская католическая церковь). Стоит на пьяцца Беллини, в непосредственной близости от арабо-норманнского храма Сан-Катальдо и барочных церквей Санта-Катарина и Сан-Джузеппе-дельи-Театини.
Церковь построена в XII веке в арабо-норманнском стиле. Несмотря на многочисленные перестройки и поновления, Марторана известна преимущественно своими византийскими мозаиками XII века, одними из самых древних на Сицилии. Специалисты называют её «архитектурным коллажем, в котором византийские представления, претворённые в жизнь местными строителями и впоследствии декорированные греческими мозаичистами, существуют бок о бок с исламским художественным вкусом».
Церковь Санта-Мария-дель-Аммиральо построена на средства Георгия Антиохийского (умер в 1151 или 1152 году), флотоводца короля Рожера II и «адмирала адмиралов». В историческом названии сохраняется память о первоначальном посвящении храма Богородице и об имени основателя. Хартия короля Рожера II, разрешающая Георгию Антиохийскому построить храм, сохранилась и датирована 1143 годом. К моменту смерти своего основателя (1151-1152) церковь была завершена. В первые три века своего существования церковь принадлежала греческому приходу и богослужение здесь совершалось по византийскому обряду.
В XII веке церковь представляла собой в плане греческий (равновеликий) крест с тремя апсидами, притвором и пристроенной колокольней. В середине XII века (вероятно, ещё при жизни ктитора) интерьер церкви был украшен византийскими мозаиками с характерными золотыми фонами. В 1184 году церковь посетил арабский путешественник Ибн Джубайр, оставивший восторженное описание храма:
Мы видели самое замечательное строение, которое нам не под силу описать, и потому мы вынуждены молчать, ибо это самое красивое здание в мире. Это одна из самых чудесных построек, виденных нами когда-либо. Стены внутри позолочены – или, скорее, сделаны из одного большого куска золота. Плиты из цветного мрамора, подобных которым мы никогда не видели, покрыты золотой мозаикой и увенчаны зелёными мозаичными ветвями. Большие солнца из золочёного стекла, расположенные в ряд наверху, сверкают огнём, который ослепил наши глаза и породил в нас такое смятение духа, что мы молили Аллаха сохранить нас.
В ходе Сицилийской вечерни 1282 года в Санта-Мария-дель-Аммиральо состоялось собрание сицилийской знати и духовенства, на котором было принято решение призвать на престол Сицилии Педро III Арагонского.
В 1194 году поблизости от церкви был основан женский бенедиктинский монастырь. Основателями монастыря были Жоффрей и Элоиза Марторана. По повелению короля Альфонса Арагонского 30 сентября 1431 года Санта-Мария-дель-Аммиральо была передана этому монастырю, а в 1435 году папа Евгений IV своей буллой закрепил эту передачу. В результате за церковью закрепилось второе название – Марторана, а Богослужение стало вестись по латинскому обряду.
В XVI-XVIII веках новые владелицы церкви существенно изменили первоначальный вид храма. В 1588 году прежняя западная стена была снесена, а в основное пространство церкви были включены прежние притвор и двор. Ранее отдельно стоявшая романская колокольня в результате оказалась частью основного здания, и через неё был обустроен основной вход. К северной части здания, выходящей на современную пьяцца Беллини, был пристроен барочный фасад, скрывший за собой собственно здание храма. В 1683 году была снесена норманнская апсида с покрывавшими её внутреннюю поверхность мозаиками, и на её месте возникла новая алтарная часть в стиле барокко. Западная часть церкви, порядком расширенная и удлинённая, была наконец расписана в 1717 году Гульельмо Борремансом в том же стиле барокко.
В конце XIX века в церкви была проведена реставрация, удалившая некоторые отделимые барочные наслоения. Но (в отличие от большинства памятников арабо-норманнского стиля, таких как: собор Чефалу, Маджионе, Сан-Джованни-дельи-Эремити, Палатинская капелла, Сан-Катальдо, где в результате реставрации удалось вернуть зданиям первоначальный облик) большинство изменений XVI-XVIII веков не могут быть удалены без разрушения собственно строения. В результате Марторана представляет собой причудливое эклектичное здание, в котором смешались следы арабо-норманнского стиля, византийские мозаики и черты барокко.
После упразднения монастыря (1866 год) церковь Марторана стала обычным приходским храмом. В 1935 году Муссолини передал церковь албанской общине – потомкам албанцев, бежавших в XV веке на Сицилию от османского завоевания и сохранивших в латинском окружении византийский обряд в унии с Римом (см. Итало-албанская католическая церковь). Таким образом, после пятивекового перерыва в Марторане было восстановлено богослужение по византийскому обряду. По иронии судьбы, переселение албанцев на Сицилию вдохновлялось и поощрялось Альфонсом Арагонским, в своё время передавшим Марторану латинскому монастырю. Албанская община освятила церковь в честь святителя Николая Мирликийского, так что официальным названием церкви (хотя и не укоренившимся в повседневном употреблении) стало Сан-Никола-дель-Гречи. В 1937 году Марторана была возведена в достоинство второго кафедрального собора епархии Пьяна-дельи-Албанези, объединяющей сицилийских христиан византийского обряда, преимущественно албанского происхождения.
Адмиральскую церковь в Палермо можно определить как центральнокупольную постройку византийского типа, однако свой окончательный средневековый облик она приобрела не сразу. План в виде вписанного в квадрат креста, который выбрали её строители, созвучен планировке ещё двух храмов Сицилии, пяти церквей на юге Италии, а также двух храмиков на территории Киево-Печерской лавры. К этому же типу следует отнести церковь Иоанна Предтечи в Керчи. В этих храмах купол помещается на квадратном, а не на круглом основании, переход к которому решён через систему парусов. Схожие планировочные решения характерны и для скальных храмов Каппадокии. Нартекс был пристроен к храму через несколько десятилетий после завершения работы над наосом и потому несколько отличен от него по архитектуре. По тем временам это было обычным явлением.
Гораздо реже встречается в православной архитектуре передний двор с аркадами, о существовании которого на месте позднейших барочных пристроек к церкви стало известно из раскопок археолога Джузеппе Патриколо (1834-1905) в 1870-х годах. Можно предположить, что по аналогии с соседней бенедиктинской обителью этот двор был с трёх сторон окружён портиками. Впоследствии на месте двора была устроена двухъярусная паперть (экзонартекс), более соответствующая духу византийского зодчества. Ещё в 1282 году в этом «атриуме» собирался сицилийский парламент. После сноса паперти в XVII веке её облик может быть восстановлен только гадательно, однако есть основания предполагать, что её второй ярус занимало гульбище.
Четырёхъярусная, типично романская кампанила Мартораны, завершённая в 1184 году отдельным куполом, представляет собой явление, для византийской архитектуры вовсе не характерное. Долгое время первой звонницей в византийском мире считалась надстройка над нартексом св. Софии, выполненная католическими прелатами в годы латинского владычества в Константинополе. Колокольня Мартораны предшествует этой постройке, что вовсе не опровергает предположения о том, что идея колокольни пришла в византийский мир с запада. Стилистические особенности капителей кампанилы позволяют предположить, что её строители, будучи носителями западных архитектурных идей, прибыли на Сицилию с востока – из Иерусалимского королевства крестоносцев.
Перестройки XVII века значительно исказили первоначальный вид Санта-Мария-дель-Аммиральо. Лучше всего от здания XII века сохранилась колокольня, через которую обустроен основной (западный) вход. Стены кампанилы украшены полихромной инкрустацией, изящными маленькими колоннами и типично сицилийскими окнами-бифорами. Переход из кампанилы к стоящей позади её паперти был разобран в 1588 году по настоянию аббатиссы Леоноры Болоньи, а в 1726 году землетрясение обрушило её навершие, в результате чего высота сооружения снизилась с 25-ти до нынешних 22 метров. Северный фасад храма, выходящий на пьяцца Беллини, представляет собой типично барочную постройку конца XVII века и с архитектурной точки зрения не представляет особого интереса.
Несмотря на барочные привнесения, для знатоков византийского зодчества Марторана представляет собой «уникальное достижение, причём не только в Палермо и во всей Сицилии, но и в средиземноморском мире в целом». Отличие памятника от других произведений арабо-норманнского стиля в том, что исламские влияния здесь были не просто наложены на византийскую первооснову, но обогащены самыми последними веяниями в византийской архитектуре. На момент своего освящения Марторана должна была казаться приезжим из Константинополя весьма «современным» зданием. Марторана донесла до нас такие архитектурные детали (напр., сдвоенный барабан), представление о которых невозможно получить из памятников Константинополя и других крупных центров империи, к которым судьба оказалась менее благосклонной, чем к Палермо.
Степень арабского влияния на архитектурный облик Мартораны дискуссионна. Так, Дж. К. Арган убеждён, что «арки на высоких устоях и декор носят арабский характер». Павел Муратов считал Марторану произведением «полугреческим», однако и его пленил осколок более раннего периода – «великолепная резная арабская дверь, которая попала туда, может быть, случайно».
Паломнические поездки к Церкви Марторана в г. Палермо
Марторана – часть 1
Для неподготовленного человека Марторана представляет собой сложнейшую комбинацию различных веков, архитектурных стилей и художественных школ. Если хотите глубоко погрузиться в проблему, то на месте продается дороговатый, но качественный путеводитель автора Rodo Santoro; если желаете легкого погружения, то в Википедии есть статья, написанная Вашим покорным слугой в соавторстве с большим любителем-искусствоведом из Ярославля. Ну а здесь я постараюсь рассказать по-простому и с картинками)))
Первый этап. Греческая церковь.
Греческая церковь в честь Богородицы была построена в Палермо на средства Георгия Антиохийского, адмирала при первом сицилийском короле Рожере II. И об адмирале, и о короле можно рассказывать много и долго. Для нас же важно, что Георгий был христианином византийского обряда, родом из Антиохии Сирийской, прекрасно знавшим и православную, и арабскую культурные традиции, большим флотоводцем и доверенным лицом своего монарха. Ну а Рожер II, хоть и был латинянином по вере и воспитанию, уважал и ценил своих как греческих, так и арабских подданных. Об основании церкви свидетельствует грамота Георгия от 1143 года, умер адмирал между 1151 и 1152 годами, так что временной промежуток, в который была построена и украшена Санта-Мария-дель-Аммиральо, определяется 1143 – 1151(1152) годы.
Построенная Георгием Антиохийским церковь представляла собой в плане греческий (равновеликий) крест, вписанный в квадрат, с куполом над средокрестием, тремя апсидами и нартексом (притвором). Перед входом в церковь находился окруженный с трех сторон портиками двор. Не позднее конца XII века к двору была пристроена кампанила. Византийские мозаики, ради которых мы сюда и идем, были выполнены, скорее всего, при жизни основателя и, опять-таки скорее всего, приглашенными из КПоля мастерами. Мозаики украшают стены и своды всех четырех рукавов креста, две боковые апсиды и купол. Мозаика главной апсиды была впоследствии утрачена вместе с самой апсидой. Были ли мозаики в нартексе (тоже утраченном) – вопрос дискуссионный из разряда “вилами по воде”.
Богослужение в Санта-Мария-дель-Аммиральо совершалось по византийскому обряду и на греческом языке. Двор церкви служил местом, где работали палермитанские нотариусы. В 1282 году, после Сицилийской вечерни, именно здесь заседало собрание сословий (парламент), постановившее призвать на трон Педро III Арагонского.
Второй этап. Монастырская церковь бенедиктинского монастыря.
Рядом с церковью с 1194 года существовал женский бенедиктинский монастырь, обычно называемый по фамилии основателей Мартораной. В 1431 году арагонский король (а по совместительству еще и король Сицилии, Сардинии, Валенсии, Майорки, граф Барселоны, а в недалеком будущем еще и король Неаполя) Альфонс V Великодушный (он нам уже попадался. Мы даже место его первоначального погребения видали) передал церковь женскому монастырю. То ли греческая община Палермо к этому моменту так захирела, то ли спорить с далеким монархом было себе дороже, но отныне Санта-Мария-дель-Аммиральо стала церковью монастырской, и служить здесь стали по римскому обряду. С этого времени церковь все чаще называют по имени монастыря – Мартораной.
Для богатого и престижного монастыря церковь оказалась маловатой, да и обрядовые особенности требовали приближения церкви к традиционному базиликальному плану. Важнейшие этапы перестройки:
1) В 1588 году нартекс и двор были снсены, а на их месте возникла двухэтажная пристройка. Второй этаж ее заняли монашеские хоры (мы такие видели неоднократно и даже захаживали вовнутрь, например в Ното), а первый этаж визуально “удлинил” церковь и дал возможность обустроить боковые капеллы.
2) В конце XVII века (точный год пока мне неизвестен) южную сторону этой пристройки закрыли модным барочным фасадом (архитектор Андреа Палма).
3) В 1683-1686 годах была безвовзвратно уничтожена главная апсида (а ведь там была византийская мозаика! варвары) , а на ее месте была построена новая – достойный образец полихромного барокко, прекрасно смотревшийся бы в какой-нибудь Джезу или Санта-Катерине, но в Марторане такой неуместный.
4) В 1717 году пространство бывшего нартекса и хоры были расписаны большим барочным мастером второго плана Виллемом (или Гульельмо) Борремансом, уроженцем Фландрии.
5) В 1744 году Оливио Соцци, тоже живописец из эпохи барокко, но уже наш, сицилийский, расписал вестибюль под хорами.
Третий этап. Назад в Византию – собор епархии Пьяна-дельи-Альбанези.
В 1866 году правительство объединенной Италии закрыло большинство мелких и средних монастырей (“в живых” остались либо очень крупные, либо действительно религиозно значимые обители). Марторана не стала исключением. В 1870-1873 годах ее впервые серьезно реставрировали под руководством Джузеппе Патриколо, которому мы обязаны освобождением многих арабо-норманнских храмов от позднейшей барочной мишуры. Конкретно в Марторане все барокко удалить не получилось, иначе пришлось бы пол-здания снести. Так что нам предстоит увидеть диковинный калейдоскоп, в котором строгие византийские святые косятся на жеманничающих западных святых, а невзрачный византийский престол размещен перед роскошным латинским.
В 1935 году Марторана была передана албанской общине Палермо, и с этого момента здесь вновь возобновилось богослужение по византийскому обряду. До этого общине принадлежала церковь Сан-Никола-дель-Гречи, так что это прежнее название прихода официально “перешло” на Марторану. А в 1937 году Марторана стала вторым кафедральным собором новообразованной епархии Пьяна-дель-Гречи (с 1941 года переименована в Пьяна-дельи-Альбанези) – католической епархии византийского обряда. Об албанцах на Сицилии, непростой истории их битвы за родной обряд нужно когда-нибудь написать, но сейчас эта тема нас слишком далеко уведет. Пока же отметим, что с 1937 года после пятисотлетнего перерыва в Марторане вновь совершается византийская литургия, а костяк прихода составляют этнические албанцы, переселившиеся из своих горных селений в столицу острова. А где-то ю-тьюбе был даже кино, в котором здесь служил наш бессмертный композитор и, похоже, будущий патриарх Иларион.
На этом ликбез заканчиваем. Чтобы стало еще яснее, даю сооруженную мною некогда для Вики схему Мартораны с указанием, что когда построено:
Схема ориентирована так, как правила географии учат: север – наверху. На практике же мы видим только верхнюю, северную сторону, выходящую на пьяцца Беллини, и западную сторону с кампанилой, через которую сейчас организован вход. Удобнее всего любоваться Мартораной с паперти Санта-Катерины, находящейся напротив барочной церкви (мы там бывали).
Невзрачное здание слева , накрытое невзрачным же куполом, – это и есть Марторана XII века, времен Георгия Антиохийского. Такими строгими зданиями, оживленными лишь ложными арками и странными красными куполами, были (а некоторые и остаются) многие церкви норманнского периода (нужно вспомнить о Сан-Джованни-дельи-Эремити). Увы, ближе к этой арабо-норманнской части не подойти, и поэтому придется вам поверить мне (и моему путеводителю) на слово: по карнизу идет греческая надпись все того же XII века. Часть букв утеряна, причем кое-где (в уничтоженной апсиде, например) вместе со стеной, но надпись эту реконструируют так: “Тебе, о Владычице, Богородице и Святая Дево, я, Георгий, раб Твой, благоговейно посвящаю сей храм как недостойный дар за множество милостей, которыми Ты облагодетельствовала меня“
По центру – роскошный барочный фасад конца XVII века. Честно сказать, роскошным он стал лишь после реставрации. А вот лет пять назад он представлял собой убогое зрелище:
(стало)
Ну и, наконец, кампанила, ставшая образцом для ряда последующих сицилийских башенок и колоколен (достаточно вспомнить четыре боковые башенки палермского собора; впрочем, я вам еще их покажу в свое время). Ее нужно оценить, как целиком:
так и по частям:
– два нижних этажа
-два верхних этажа
Видите, как все непросто! Все четыре этажа – разные, при этом умело создается имитация утонченности, взлета кампанилы ввысь. Внизу видим большие массивные арки, а с каждым новым этажом окошки становятся все миниатюрнее, а декоративные колонки – все тоньше. Про окна-бифоры (то есть двойные, разделенные колонкой) уже писАть не буду, уж все знают, что это – одна из характерных черт арабо-норманнского стиля. И, наконец, восьмиконечные звезды “проявились” лишь при последней реставрации, раньше они как-то в глаза не бросались.
Вот такая она странная, наша Марторана. Три совершенно различных части одного и того же фасада, скрывающие за собой (пока поверьте на слово) совершенно различные интерьеры, соединенные воедино по прихоти различных владельцев и моде различных веков. Но об интерьере – в следующий раз.
Самые интересные достопримечательности Палермо
Однажды побывав на Сицилии, Гете написал: “Без Сицилии Италия не оставляет в душе целостного образа: ключ ко всему здесь”. И если вы готовы отправиться на поиски этого ключа, то начинать стоит с безусловной жемчужины острова, своеобразной столицы – Палермо.
Немного о городе
Город находится на берегу Средиземного моря на севере острова. Климат мягкий с долгим и жарким летом и короткой дождливой зимой. История Палермо, как и всего острова, заслуживает отдельного разговора, но стоит упомянуть, что нелегко найти другое место, пережившее такое количество захватов и владычеств.
Город был основан финикийцами, и в разное время здесь господствовали греки, арабы, римляне, готы, норманны, французы и испанцы. Все они оставили свой след буквально во всех аспектах жизни: в архитектуре, кухне, языке, обычаях и характере местных жителей. Вот небольшой список достопримечательностей с фото и описанием для тех, кто собирается взглянуть на этот калейдоскоп своими глазами.
Основные достопримечательности
Интересных мест в Палермо слишком много, чтобы осмотреть их все за один день. Однако, познакомиться с самыми значимыми достопримечательностями можно успеть.
Марторана и Сан Катальдо
Церковь Марторана (Martorana) и церковь Сан Катальдо (San Cataldo) стоят бок о бок на площади Беллини. Это два ярчайших образца арабо-норманнской архитектуры, которая возникла на Сицилии во время норманнского владычества. Это невероятная эклектика вобравшая в себя арабские и византийские черты. В 2015 году обе церкви были внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Во время прогулок по городу вы сможете безошибочно распознать церкви, построенные в этом стиле по круглым красным куполам – характерной черте, доставшейся от арабской архитектуры.
- Часы работы церкви Марторана: пн-сб с 9:30 до 13.00; с 15:30 до 17:30, вс с 9:00 до 10:30. Стоимость билета: 2 евро
- Часы работы церкви Сан Катальдо: ежедневно с 9:30 до 12:30; с 15:00 до 18:00. Стоимость билета: 2,5 евро
Фонтан Претория
Огромный фонтан Претория (Fontana Pretoria) находится в нескольких метрах от площади Беллини на Площади Претория, окруженный памятниками архитектуры барокко. Родина фонтана – Флоренция, откуда он был перевезен в составе более 600 частей, чтобы обрести новую жизнь в сердце Сицилии. Он изобилует обнаженными статуями мифический героев, за что в народе вся площадь получила название “площадь стыда”. Наслаждаться этим местом вы можете в любое время и абсолютно бесплатно.
Кватро канти
Архитектурный ансамбль Кватро канти (Quattro canti) – это перекресток двух главных улиц города: виа Македа и виа Витторио Эммануэле, представляющий собой фасады четырех зданий, выполненные в уникальном стиле сицилийского барокко. Каждый фасад представляет одно время года. Плата за вход не взимается.
Кафедральный собор
Повернув на улицу виа Витторио Эммануэле от ансамбля Кватро Канти, немного прогулявшись и заглянув в сувенирные магазины которыми изобилует улица, вы выйдете на Кафедральный собор (Cattedrale di Palermo) – еще один образец арабо-норманнского стиля. Собор пережил так же много, как и город: его история восходит к временам финикийцев, римляне сделали его местом христианского культа, а арабы превратили в мечеть, пока он снова не был завоеван норманнами.
Здесь вы сможете не только посетить сам собор, но и подняться на крыши, чтобы увидеть Палермо с высоты. А если повезет, то можно насладиться ночными видами: время от времени крыши Кафедрального собора открыты для ночных визитов.
- Время работы: пн-сб с 9:00 до 17:30, вс с 9:00 до 13:00
- Стоимость: вход в собор бесплатный
- Билет для посещения гробниц, крипты, сокровищницы и крыш: взрослые 7 евро, дети 0,50 евро, подростки 1 евро
Норманнский дворец и Палатинская капелла
Чуть дальше по этой же улице вы увидите небольшую площадь с садом и Королевский или Норманнский дворец (Palazzo dei Normanni). Пережившее многих правителей и бесчисленные перестройки, это эклектичное здание теперь принадлежит Парламенту региона Сицилия и также внесено в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
В зависимости от распорядка дня Парламента туристам разрешают посещать некоторые исторические части дворца. И все же самой известной его частью является Палатинская капелла (Cappella Palatina) – небольшая, но очень эффектная базилика, сооруженная по приказу короля Роджера II и изначально предназначавшаяся исключительно для королевской семьи.
- Время работы: пн-сб с 8:15 до 17:40, вс и праздничные дни с 8:15 до 13:00; для капеллы: пн-сб с 9:00 до 17:00, вс и праздничные дни с 8:30 до 9:40 и с 11:15 до 13:00
- Стоимость: пт-пн и в праздники полный билет 8.50 евро, льготный 6,50 евро, вт-чт полный 7 евро, льготный 5 евро, подростки 14-18 лет 3 евро, дети младше 14 лет бесплатно
Монделло
Памятники-памятниками, но не стоит забывать, про главную достопримечательность Палермо – изумрудное море и пляжи. Самый знаменитый находится недалеко от центра города – одноименный пляж в заливе Монделло (Mondello). Эта зона, окруженная горами, с белым песком, барами и ресторанами, является местом притяжения как местных жителей, так и туристов.
С мая по октябрь жизнь здесь кипит. Если же вы любите более спокойную обстановку, то в окрестностях есть и более удлиненные места: пляжи городков Сферакавало (Sferacavallo) и Изола делле феммине (Isola delle feminine).
Гора Монте Пеллегрино и церковь Святой Розалии
Монте Пеллегрино (Monte Pellegrino) отделяет залив Монделло от остальной части города. Поднялся на нее можно на автобусе, но лучше – по выложенной булыжником древней дороге, по которой верующие издавна поднимаются на вершину, где находится церковь Святой Розалии (Santuario di Santa Rosalia) – покровительницы города.
Церковь уникальна тем, что находится в скале, снаружи же к ней пристроен только фасад. Спуститься можно с другой стороны, наслаждаясь прекрасным видом на залив Монделло с высоты.
- Часы работы церкви: ежедневно с 7:30 до 19:30, перерыв с 12:30 до 14:00
- Стоимость: бесплатно
Вуччирия
Палермо знаменит своими рынками, самый популярный из которых носить название Вуччирия (Vucciria) и находится недалеко от одной из основных улиц города виа Рома и занимает площадь Караччоло и окрестные улицы.
Независимо от того, надо ли вам что-то покупать или нет, стоит посетить рынок, чтобы почувствовать его уникальную атмосферу – этот хаос и взрыв жизни с кричащими торговцами и запахами готовящихся прямо здесь блюд из свежайшей рыбы морепродуктов и сицилийского стрит-фуда, которые можно употребить в незатейливой обстановке. Не упустите другие рынки Палермо: Балларо (Ballar), Иль Капо (Il Capo), Латтарини (Lattarini).
- Часы работы: торговля начинается около 8 утра и заканчивается после обеда (около 14 часов), воскресенье – выходной
- Стоимость: заплатить придется только за то, что вы купите или съедите
Катакомбы капуцинов
Катакомбы (Catacombe dei cappuccini) располагаются в монастыре капуцинов по адресу площадь Каппуччини 1 и являют собой зрелище на любителя. Это подземные коридоры, на стенах которых висят несколько тысяч мумий, бывших когда-то благородными жителями Палермо, одетых на любой вкус и манер. Вряд ли вам захочется сделать тут пару фото для фейсбука (да это и запрещено), тем не менее, место привлекает любителей пощекотать себе нервы со всего мира.
- Часы работы: ежедневно с 9:00 до 13:00; с 15:00 до 18:00
- Стоимость: 3 евро
Театро Массимо
Один из самых больших в Европе оперных театров, Театро Массимо (Teatro Massimo) заинтересует не только любителей оперы. Театр находится на площади Верди, в самом что ни на есть центре Палермо. Можно ознакомиться с репертуаром театра, а можно просто посмотреть шикарные интерьеры и залы с гидом. К сожалению, экскурсия не доступна на русском языке, но есть итальянский, английский, французский, испанский и немецкий.
- Часы работы: ежедневно с 9:30 до 18:00
- Стоимость: спектакли от 20 до 150 евро; экскурсия 8 евро (гид включен), для детей 3 евро, для молодежи до 25 лет и пожилых людей старше 65 лет 5 евро
Что посетить с детьми?
Конечно, детей не оставят равнодушными море и местные сладости: канноли, марципан или кассата, но есть места, особенно интересные маленьким туристам. Сводите ребенка в Национальный музей марионеток (Museo nazionale delle marionette “Antonio Pasqualino”), ведь Сицилия славится своими марионетками.
Есть несколько кукольных театров, но спектакли в них проходят только на итальянском языке. В парке Фаворита находится зона развлечений для детей “Город детей” (“Citt dei ragazzi”), более мелкие зоны разбросаны по городу почти во всех городских парках. А в Монреале, южном пригороде Палермо, для любителей поплескаться есть аквапарк.
Как видите, за 1 день город не осмотреть, поэтому возьмите две недели отпуска, забудьте о работе и диете на время, вооружитесь картой и добро пожаловать на юг!
Полезные карты и видео
Посмотрите интерактивную карту достопримечательностей Палермо на русском языке: