О миграционном учете: постановка иностранных граждан, штраф за нарушение
КоАП РФ Статья 18.9. Нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 315-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 18.9. КоАП РФ
Споры в суде общей юрисдикции:
1. Нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, –
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 315-ФЗ, от 21.12.2013 N 376-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2004 N 187-ФЗ, от 05.11.2006 N 189-ФЗ, от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению соблюдения приглашенным иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации в части соответствия заявленной ими цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий либо непринятие приглашающей стороной установленных мер по обеспечению своевременного выезда приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации по истечении определенного срока их пребывания в Российской Федерации –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 19.07.2018 N 215-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, –
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 499-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, –
(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть четвертая введена Федеральным законом от 05.11.2006 N 189-ФЗ)
5. Непринятие приглашающей стороной мер по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранного гражданина или лица без гражданства в период его пребывания в Российской Федерации –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(часть 5 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 315-ФЗ)
6. Предоставление приглашающей стороной заведомо ложных сведений о цели пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при оформлении документов для въезда в Российскую Федерацию указанного иностранного гражданина или лица без гражданства –
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
(часть 6 введена Федеральным законом от 30.12.2012 N 315-ФЗ)
Примечание. В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
(примечание в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 315-ФЗ)
Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации
Статья 18.8. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 18.8 КоАП РФ
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ в часть 1 статьи 18.8 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 9 августа 2013 г.
1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, –
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ в часть 1.1 статьи 18.8 настоящего Кодекса внесены изменения
1.1. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, –
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в часть 2 статьи 18.8 настоящего Кодекса внесены изменения
2. Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, –
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 490-ФЗ в часть 3 статьи 18.8 настоящего Кодекса внесены изменения
3. Нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, –
влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 490-ФЗ статья 18.8 настоящего Кодекса дополнена частью 3.1
3.1. Нарушение, предусмотренное частью 1.1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, –
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ статья 18.8 настоящего Кодекса дополнена частью 4, вступающей в силу с 9 августа 2013 г.
4. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, –
влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 490-ФЗ статья 18.8 настоящего Кодекса дополнена частью 5
5. Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, –
влечет наложение административного штрафа в размере от семи тысяч до десяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 207-ФЗ статья 18.8 настоящего Кодекса дополнена примечанием, вступающим в силу с 9 августа 2013 г.
Примечание . Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 4 настоящей статьи.
Прокурор разъясняет – Прокуратура Камчатского края
Прокурор разъясняет
- 21 ноября 2019, 17:34
ПОСТАНОВКА НА МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ
- Это обязательная процедура для каждого иностранного гражданина, пребывающего на территорию России вне зависимости от того, прибыл ли он в визовом или безвизовом порядке.
Ответственность за нарушение условий миграционного учета установлена статьей 18.8 КоАП РФ
Несоблюдение иностранным поданным правил въезда на территорию России или режима проживания (пребывания) влечет наложение на него административного штрафа в размере от 2-х до 5 тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Нарушением признается отсутствие документов, которые подтверждают право мигранта на пребывание в стране; невыполнение условия выезда из России после окончания срока действия документа, разрешающего пребывание на ее территории.
ПРОЦЕСС ПОСТАНОВКИ НА МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ
Принимающая сторона на основании предъявленных иностранным гражданином документов заполняет специальный бланк уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (далее – Уведомление).
Не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия принимающая сторона представляет Уведомление, копию паспорта иностранного гражданина и миграционной карты в территориальный миграционный орган непосредственно либо направляет по почте, либо через МФЦ.
При поселении иностранного гражданина в гостиницу принимающей стороной является администрация гостиницы, которая в течение 1 рабочего дня уведомляет уполномоченный орган в сфере миграции о прибытии иностранного гражданина, а также выполняет все необходимые действия, связанные с постановкой на учет иностранных граждан и несет ответственность за соблюдение установленных правил пребывания.
Государственная пошлина за постановку на учет по месту пребывания не взимается. За услуги по приему Уведомления в организациях почтовой связи взимается соответствующая плата.
Территориальный миграционный орган, организация почтовой связи либо МФЦ, получившие от принимающей стороны заполненное Уведомление и указанные выше копии, проверяют точность изложенных в Уведомлении сведений и незамедлительно проставляют в Уведомление отметку о его приеме и возвращают отрывную часть Уведомления принимающей стороне. Принимающая сторона передает иностранному гражданину отрывную часть Уведомления. Наличие у иностранного гражданина отрывной части Уведомления с проставленной отметкой подтверждает постановку на миграционный учет.
Иностранный гражданин вправе самостоятельно уведомить органы миграционного учета о своем прибытии при наличии документально подтвержденных уважительных причин (болезнь, физическая невозможность и т.д.), препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление в орган миграционного учета.
Принимающей стороной могут являться как граждане России, так и постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства (имеющие вид на жительство), а также юридические лица, их филиалы или представительства, у которых иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность.
Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.
Срок пребывания иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в безвизовом порядке не может превышать 90 суток из 180.
Иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении разрешенного срока пребывания. Для продления срока действия визы или срока пребывания необходимо обратиться в территориальный миграционный орган заранее, до истечения вышеуказанного срока.
ВАЖНО!
Как оплатить штраф за нарушение миграционного учета?
Сделать это можно через любое банковское отделение либо точку приема платежей от населения. Квитанцию для уплаты можно получить в миграционном органе после составления протокола об административном правонарушении.
Неуплата штрафа влечет наказание в виде уплаты изначальной суммы в двукратном размере либо административного ареста (ст. 20.25 КоАП РФ).
За фиктивную регистрацию или постановку на учет иностранного гражданина установлена уголовная ответственность (ст.ст. 322.2, 322.3 УК РФ). Санкция статей предусматривает наказание вплоть до 3-х лет лишения свободы.
Как зарегистрировать иностранца в арендной квартире?
Сдаете или планируете сдавать квартиру иностранцу? Иностранным гражданам в России необходимо получать регистрацию по месту пребывания, а если они приехали надолго — по месту жительства. Причем с июля 2018 года эта обязанность ложится на плечи принимающей стороны, например арендодателя. Как действовать, если иностранный гражданин снимает у вас жилплощадь, расскажем в этой инструкции.
Из этой инструкции вы узнаете:
- Чем отличается регистрация иностранного гражданина по месту жительства от миграционного учета по месту пребывания.
- Кто обязан зарегистрировать иностранца.
- Какие документы необходимы для оформления регистрации иностранца.
- Как оформить регистрацию квартиросъемщику с паспортом другого государства — порядок действий.
- Какие последствия влечет невыполнение правил регистрации иностранцев.
Что нужно знать о регистрации иностранцев в России?
Иностранные граждане обязаны регистрироваться по месту их фактического пребывания в России — так требует Федеральный закон от года № , который внес ряд поправок в Федеральный закон от N «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Таким образом, если квартира сдается человеку с паспортом другого государства, то арендатор должен быть зарегистрирован именно по адресу помещения, в котором живет. А работодатели больше не могут ставить своих на учет по адресу своей организации, если работники фактически не проживают в офисе.
При этом в отношении иностранцев в РФ существуют два разных понятия: временная регистрация иностранного гражданина по месту жительства и временная регистрация по месту пребывания (миграционный учет по месту пребывания).
Чем отличается регистрация иностранного гражданина по месту жительства от миграционного учета по месту пребывания?
Временная регистрация по месту жительства оформляется только для иностранцев, имеющих разрешение на временное проживание (РВП) или вид на жительство (ВНЖ). С момента получения одного из этих документов у зарубежного гостя есть семь дней на то, чтобы подать в госорганы обращение о регистрации по месту жительства (ст. 16 Федерального закона от № «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»). Срок действия регистрации совпадает со сроком действия оснований для нахождения в России: три года при наличии разрешения на временное проживание и пять лет — для тех, кто имеет вид на жительство.
В остальных случаях иностранные граждане, в том числе имеющие право на безвизовый въезд в страну, встают на миграционный учет по месту пребывания. Разрешенный срок нахождения на территории страны зависит от гражданства иностранного гостя и цели визита. Например, прибывшие в Россию граждане стран Евразийского экономического союза должны вставать на миграционный учет только после 30 суток с даты въезда (а если они приехали менее чем на 30 дней, регистрироваться не нужно).
Для граждан других стран требования более жесткие: приехавшие в Россию на работу, учебу или с частными целями иностранцы обязаны встать на миграционный учет в течение 7 рабочих дней со дня прибытия. Если речь идет о туристах, которые весь срок пребывания находятся в отеле, за них подают уведомления отели. Если же иностранец будет жить у вас в квартире, вы обязаны уведомить власти о его прибытии (подробности далее по тексту).
Как иностранцу оформить временную регистрацию по месту пребывания?
Вступивший в силу летом 2018 года Федеральный закон от № «О внесении изменений в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» снял ответственность за временную регистрацию непосредственно с иностранцев и переложил ее на принимающую сторону.
То есть если в вашей квартире проживает иностранец — именно ваша обязанность поставить его на миграционный учет. Для этого собственник жилья должен подать уведомление о прибытии иностранного гражданина в территориальный орган МВД, многофункциональный центр госуслуг (МФЦ) или отделение «Почты России». Ваша подпись на оборотной стороне уведомления подтверждает ваше согласие в качестве принимающей стороны на временное нахождение у вас иностранного гражданина (п. 25 Постановления Правительства РФ от N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).
Если иностранцев несколько, отдельное уведомление надо подавать на каждого.
Форма уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания
Для постановки иностранца на миграционный учет понадобятся следующие документы:
- уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания;
- копия паспорта (заполненные страницы) иностранного гражданина;
- копия миграционной карты;
- копия визы (при наличии).
Эта услуга оказывается бесплатно, заявление рассматривается в течение одного рабочего дня. В случае положительного решения иностранный гражданин получает справку о постановке на миграционный учет по месту пребывания.
Что может стать местом пребывания иностранца в России?
Местом пребывания иностранного гражданина в России может считаться жилое помещение, где он фактически проживает. Иностранец может зарегистрироваться в том числе в гостиницах и иных подобных местах (санаториях, домах отдыха), стационарах, по адресу организации.
Обратите внимание, что если иностранец поселился в апартаментах, получить в них временную регистрацию получится, только если это апартаменты гостиничного типа. Поэтому если вы рассматриваете приобретение жилья с целью инвестирования и последующей сдачи в аренду, в том числе иностранцам, то необходимо учитывать, что для этих целей подойдут не все апартаменты.
Как выбрать между квартирой и апартаментами, читайте в инструкции спроси.дом.рф
Иногда регистрация иностранцев по месту жительства и их учет по месту пребывания ведется в разрешительном порядке — например, если речь идет о пограничной зоне, закрытых военных городках, зонах экологического бедствия и других случаях.
Как арендатору-иностранцу зарегистрироваться по месту жительства?
Согласно закону , постоянно или временно проживающий в России иностранный гражданин с разрешением на временное проживание (РВП) или видом на жительство (ВНЖ), который обладает правом пользования жилым помещением, обязан зарегистрироваться по месту проживания — по адресу этого помещения. То есть если иностранец арендует у вас квартиру, он получает право пользования ею по договору найма — и обязан получить в ней регистрацию по месту проживания.
Документы нужно подавать уже после прибытия в Россию — на это у иностранного гражданина есть 7 дней с момента получения ВНЖ или РВП. Чтобы зарегистрироваться по месту жительства, иностранцу понадобятся следующие документы:
- заявление о регистрации по месту жительства (форму заявления можно просмотреть здесь);
- паспорт;
- вид на жительство или разрешение на временное проживание;
- документы, подтверждающие право пользования жилым помещением (например, договор найма);
- квитанция об оплате госпошлины (опционально; при ее отсутствии информация об оплате проверяется через Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах).
С этими документами иностранный гражданин должен лично обратиться в территориальный орган МВД России по месту нахождения жилого помещения (через МФЦ или по почте можно получить только временную регистрацию по месту пребывания). При этом придется оплатить государственную пошлину в размере 350 рублей.
Заявка на регистрацию по месту жительства рассматривается в течение 1 рабочего дня. В случае положительного решения сотрудник органа внутренних дел проставляет отметки о регистрации в документах (ВНЖ или РВП) иностранного гражданина. Срок регистрации равен сроку действия документа на право пользования жилым помещением (договора аренды), но он не может превышать срок разрешения на временное проживание или вида на жительство.
О том, как оформить регистрацию по месту жительства или пребывания гражданам России, читайте здесь.
Что грозит за уклонение от регистрации иностранного гражданина?
Нарушение правил регистрации иностранных граждан грозит штрафом как самому зарубежному гостю, так и собственнику квартиры, который не зарегистрировал жильца. За отсутствие регистрации по месту пребывания или просроченные документы в регионах иностранец может получить штраф на сумму от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, а в Москве, , а также в Московской и Ленинградской областях, — на сумму от 5 тысяч рублей до 7 тысяч рублей (ст. 18.8 КоАП РФ), а также рискует быть выдворенным за пределы России.
А гражданину России за уклонение от постановки иностранца на миграционный учет грозит штраф в размере от 2 тысяч до 4 тысяч рублей (ч. 4 ст.18.9 КоАП РФ).
Как снять иностранного гражданина с учета?
Иностранный гражданин снимается с миграционного учета по месту пребывания, как только органы власти получают соответствующую информацию. Например, если иностранный гражданин покинул Россию, сведения о выезде направляют в МВД органы пограничного контроля, если умер — управление ЗАГС, где зарегистрирована смерть (или же об этом сообщают заинтересованные лица или организация, где он работал). Если же человек просто сменил место регистрации и подал об этом уведомление, предыдущие сведения аннулируются.
Иностранный гражданин снимается с учета по месту жительства, когда:
- Истекает срок его регистрации в заявлении;
- Прекращается право пользования жилым помещением — например, истекает срок договора найма квартиры;
- Заканчивается срок действия его ВНЖ или РВП;
- По решению суда о признании регистрации недействительной;
- В случае смерти иностранного гражданина;
Установлен факт фиктивной регистрации на основании решения территориального органа МВД (п. 16 Постановления Правительства РФ от N 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).
Таким образом, после окончания срока действия договора аренды/найма действие регистрации иностранца прекращается. Чтобы отменить регистрацию иностранного квартиросъемщика по месту жительства до истечения срока договора, нужно расторгнуть договор аренды/найма и написать заявление о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства. Заявление в территориальный орган МВД можно подать лично или онлайн через Госуслуги в разделе «Миграционный учет».
Миграционный учет иностранных граждан в РФ в 2021 году
- Какие граждане подлежат миграционному учету в РФ
- Оформление по месту проживания
- Как оформиться по месту пребывания
- Итоги
Какие граждане подлежат миграционному учету в РФ
Правовое регулирование учета граждан зарубежных стран основывается на нескольких нормативных актах. В них же установлены правила осуществления миграционного учета иностранных граждан.
ВАЖНО! Временно пребывающий — прибыл по визе и получил миграционную карту. Временно проживающий — иностранец, получивший разрешение на временное проживание в РФ. Постоянно проживающий — иностранец, получивший вид на жительство в РФ.
О пенсионных взносах временно пребывающих в России мы писали здесь. А о ДМС временно пребывающих в России читайте в статье.
Как видим, различают два вида миграционного учета иностранных граждан в РФ в 2021 году:
Причины для постановки на миграционный учет:
- въезд жителя иного государства в РФ;
- оформление рождения в России иностранца, если гражданство не предоставлено автоматически;
- утрата гражданства РФ человеком, находящимся в Российской Федерации.
Далее рассмотрим оба вида постановки на миграционный учет иностранных граждан в 2021 году подробнее.
Оформление по месту проживания
Постоянно или временно проживающие в России лица иных государств, которые обладают правом на пользование жилым помещением, обязаны оформиться по месту жительства. Сделать это можно:
- лично в территориальном органе МВД;
- через интернет посредством портала «Госуслуги» — для этого нужна ЭЦП заявителя;
- через многофункциональные центры «Мои документы».
На схеме ниже представлено, какие документы нужны для миграционного учета по месту жительства:
За подачу заявления необходимо уплатить пошлину (до его подачи либо после, если заявление подано в электронном виде).
Сроки постановки на миграционный учет по месту жительства — 7 рабочих дней.
В день подачи всех необходимых бумаг в формуляре «Вид на жительство» или в разрешении ставится отметка о регистрации. Не позже следующего дня информация о регистрации проходит в системе миграционного учета.
Как оформиться по месту пребывания
Временно пребывающие иностранцы или временно проживающие иностранцы, которые находятся в месте пребывания, отличном от места жительства, должны оформиться по месту пребывания.
Для регистрации необходимо подать уведомление в территориальный орган МВД в течение 7 дней с момента приезда (или истечения допустимого срока пребывания без регистрации).
Уведомление заполняют на определенном бланке по форме, которую можно просмотреть в начале статьи.
Как заполнить уведомление, описано в «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ и посмотрите образец.
Обязанность по подаче уведомления лежит на принимающей стороне. В исключительных случаях подать его может сам иностранный гражданин.
Принимающая сторона — это гражданин РФ, постоянно проживающий в РФ иностранец, юридическое лицо, государственный орган либо международная организация, предоставившие иностранцу для фактического проживания жилое или иное помещение.
Как оформить иностранца на работу? Ответ — здесь.
Когда сам иностранец может подать уведомление:
Посмотрите, какие бумаги следует предоставить для регистрации по месту пребывания помимо уведомления:
Регистрационные сведения вносят в базу миграционного учета в течение трех дней.
Итоги
Граждане иных стран, приехавшие в Россию, подлежат миграционному учету. Есть два вида учета: по месту пребывания или по месту жительства. Закон дает на регистрацию 7 дней. Заявление подает или сам иностранец (при оформлении по месту жительства), или тот, кто принимает иностранца на своей территории (при оформлении по месту пребывания).
Внимание!
Портал работает в тестовом режиме!
Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.
Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.
Обратная связь
Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: econ2@adm.khv.ru.
Обратная связь
Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.
Аккредитация
Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.
Ошибка!
Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.
Подписаться на новости Хабаровского края
Мы производим ежедневную рассылку новостей по электронной почте. Укажите ваш электронный адрес в поле ниже и нажмите «подписаться»
Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
- Эта подсказка выводится/убирается переключателем ? или нажатием клавиш SHIFT + ?
- Используйте переключатель картинки чтобы убрать картинки и видеофайлы в статьях и прочитать вместо них текстовое описание.
- Чтобы отключить правую колонку с виджетами (видео, голосование, и т.п.), используйте переключатель виджеты
- Для увеличения размера шрифта текста используйте переключатель шрифт
- Вы можете сменить цветовую схему сайта с помощью переключателя цвет
Клавиатура:
- Для перемещения между навигационными меню, блоками ссылок в области контента и постраничной навигацией, используете клавишу TAB .
При первом нажатии будет активировано меню верхнего уровня. - Активное навигационное меню или группа ссылок подсвечивается контуром.
- Для перемещения по ссылкам меню навигации, используйте клавиши ← стрелка влево и стрелка вправо → .
У активной ссылки будет подсвеченный фон. - Для перехода по активной ссылке, нажмите Enter
- Если активно вертикальное меню или группа ссылок, то для перемещения по ссылкам используйте клавиши стрелка вверх ↑ и стрелка вниз ↓ .
Для прокутки страницы вверх/вниз используйте клавиши PageUp и PageDown - Чтобы убрать активацию с меню/блока ссылок, используйте клавишу Esc .
Нажатие Tab после этого вернет активацию.
Закрыть ×
Обновлено час назад
Уголовная и административная ответственность в сфере противодействия незаконной миграции иностранных граждан
Миграционные процессы играют значимую роль в социально- экономическом и демографическом развитии Российской Федерации. Переселение мигрантов на постоянное место жительства в Российскую Федерацию становится одним из источников увеличения численности населения страны в целом и ее регионов.
Вместе с тем, незаконная миграция, питающая рабочей силой теневой сектор экономики, является одной из главных причин усиления негативного отношения к мигрантам со стороны части населения Российской Федерации.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, организация незаконной миграции отнесена к одной из основных угроз государственной и общественной безопасности. Недостаточная урегулированность миграционных процессов негативно влияет на развитие национальных, межнациональных (межэтнических) отношений.
Согласно Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации, одной из задач государственной миграционной политики Российской Федерации является противодействие незаконной миграции, заключающееся, в том числе в совершенствовании мер ответственности за нарушение миграционного законодательства.
Уголовным законодательством Российской Федерации предусмотрен ряд составов преступлений, связанных с въездом, пребыванием (проживанием) иностранных граждан на территории Российской Федерации в нарушение требований законодательства.
Так, статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет. Те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо в целях совершения преступления на территории Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок до семи лет.
Федеральным законом от 21.12.2013 № 376-ФЭ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации в части, касающейся усиления ответственности за нарушение правил миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Так, Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьями 322.2, 322.3, устанавливающими уголовную ответственность за фиктивную регистрацию по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации и фиктивную постановку на учет по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.
В силу статьи 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» под фиктивной регистрацией по месту жительства понимается регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания.
Фиктивной постановкой на учет по месту пребывания в жилом помещении является постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.
Указанные деяния наказываются штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо принудительными работами или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Вместе с тем, лица, совершившие преступления, предусмотренные данными статьями, освобождаются от уголовной ответственности, если они способствовали раскрытию этих преступлений и если в их действиях не содержится иного состава преступления.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также за нарушение правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства предусмотрена в статьях 18.8, 18.9.
Так, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, в несоответствии заявленной цели въезда в Российскую Федерацию фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в Российской Федерации деятельности или роду занятий, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 до 5 тыс. руб.
Повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства аналогичного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от 5 до 7 тыс. руб.
За совершение указанных правонарушений, наряду с назначением штрафа, может применяться наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Более строгие санкции предусмотрены за нарушение приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы.
Частью 1 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях такие действия влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 400 до 500 тыс. руб.
Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранному гражданину или лицу без гражданства, находящимся в Российской Федерации с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию, в соответствии с частью 3 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц – от 25 до 30 тыс. руб., на юридических лиц – от 250 до 300 тыс. руб.
Неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета в силу части 4 статьи 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 4 тыс. руб., на должностных лиц – от 40 до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 400 до 500 тыс. руб.
В случае нарушения приглашающей или принимающей стороной установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, административная ответственность наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности, что способно кратно увеличить общий размер наложенных штрафов.
Виталий Канцыбер,
прокурор отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности,
межнациональных отношений, противодействия экстремизму и терроризму, международно-правовому
сотрудничеству в уголовном судопроизводстве прокуратуры Хабаровского края
Полный гайд по визам в США: выбираем подходящие
Соединенные штаты Америки входят в топ стран с наиболее жесткими визовыми режимами в мире. Все дело в том, что руководство страны борется с почти неконтролируемой иммиграцией, и даже для туриста получить визу не так уж легко.
В этой статье мы при содействии основателя компании “Русская Америка” Юрия Моша собрали максимально полную и актуальную информацию по разновидностям виз в США на 2018 год. Используйте этот гайд, чтобы максимально точно подобрать визу для поездки в США.
Что такое виза: общая информация
Виза — это документ, который позволяет легально въехать в США и пребывать на территории страны. Категория визы определяет ее срок действия, допустимую длительность пребывания в США и возможное количество посещений страны. А еще она определяет, какими правами на территории США сможет воспользоваться приезжий.
К примеру, путешественник, который приехал по туристической визе B2 не имеет права работать в штатах.
Намерения путешественника и его цели в США — это основной способ определить категорию визы. Поэтому этим сейчас и займемся.
Виды виз: полная информация
Дипломатические визы
Визы, предназначенные только для сотрудников дипломатических представительств (консульств или посольств) стран на территории США, а также представителей международных организаций.
Для получения таких виз жителям РФ нужно быть подведомственным сотрудником Министерства иностранных дел или государственным служащим высокого ранга.
Виза для работников дипломатических и консульских миссий на территории США. Для получения обязателен дипломатический паспорт.
Виза для должностных лиц для выполнения служебных обязанностей, не связанных с выполнением дипломатических функций.
Виза для сотрудников дипмиссий, которые не имеют дипломатических паспортов, а также для сопровождающих лиц для обладателей виз А-1 и А-2. Именно ее выдают штатным переводчикам посольств, пресс-секретарям и обслуживающему персоналу.
G или NATO
Выдается только аккредитованным сотрудникам международных организаций.
Это очень узкоспециализированный блок виз, поэтому детально останавливаться на нем мы не будем.
Туристические и деловые визы
Виза для делового посещения страны. Включает все случаи ведения деловых переговоров, участия в тренингах, конференциях и семинарах, которые не относятся к научной деятельности.
Туристическая виза. Выдается путешественникам, которые посещают страну с целью развлечения, а также гостевых поездок к друзьям или родным, которые живут в США.
Категория В — самая распространенная для въезда в США. В настоящее время представительства часто выдают объединенную визу B-1/B-2, которая разрешает как туризм, так и выполнение деловых обязанностей.
ВАЖНО! Визы типа B-1/B-2 не дают права на работу во время пребывания в стране.
Что нужно для оформления визы B-1/B-2?
- Иметь действующий заграничный паспорт.
- Заполнить онлайн-форму DS-160 и загрузить фотографию установленного образца.
- Приехать на встречу с визовым офицером. На встрече вас могут спросить: Цели поездки и доказательства их правдивости. Для деловых путешествий — вызов от партнера на переговоры или билет на конференцию. Для туристических поездок — планы посещения или маршрут поездки. Намерения вернуться в Россию. Для этого отлично подойдут билеты на обратный рейс, действующие трудовые договоры и семейный статус. Возможность оплатить поездку. Могут запросить справку о доходах или другой документ, подтверждающий вашу платежеспособность.
- После получения одобрения на визу, оплатить стандартный консульский сбор в размере 160$.
Срок открытия визы чаще всего не превышает 30 дней. Но в отдельных моментах, когда визовый офицер сомневается в правдивости ваших намерений или имеет другие причины для подозрений, открытие визы может затянуться до 300 дней.
Транзитные визы
Для временного проезда через территорию США. Дается путешественникам, которые осуществляют пересадку в аэропортах или портах США для следования к пункту назначения.
К примеру, из Нью-Дели нет прямых рейсов на Кубу, поэтому нужно делать пересадку в Нью-Йорке.
Обладателям такой визы запрещается покидать территорию аэропорта или порта, а срок ее действия ограничен ближайшим рейсом к месту конечного назначения.
С-2 и С-3 предназначены для транзитного проезда по территории США должностных лиц иностранных государств.
Для членов экипажей международных воздушных и морских суден открывают комбинированную визу D/C-1, но она также не дает права на посещение страны вне портов и аэропортов.
Детально об открытии транзитных виз вы можете прочитать здесь.
Коммерческие визы
Визы E-1 и E-2 предназначены для высококвалифицированных работников и инвесторов, которые имеют право на работу в США. Но они относятся только к тем странам, с которыми США подписала специальное торговое соглашение. Россия в список этих стран не входит, поэтому для граждан РФ этот тип виз практически недоступен.
Исключение составляют только лица, которые инвестировали в экономику США не менее $500 000 и которые могут полностью подтвердить легальность своих доходов.
Студенческие визы
Стандартная студенческая виза, которая открывается при поступлении иностранного гражданина в вузах и колледжах США. Открывается на все время учебы.
Процесс получение этой визы один из наиболее простых. Для подачи заявки вам нужна заполненная форма DS-160 и форма I-20 — документ, подтверждающий ваше зачисление на учебный курс любого аккредитованного учебного заведения США.
В качестве дополнительных документов визовый офицер может спросить документы об окончании учебных заведений, которые требуются для поступления и результаты стандартизованного теста на знание английского языка.
Виза F-1 разрешает легальную работу в США на неполный рабочий день на весь период учебы. Но для этого необходимо получить разрешение от представителей учебного заведения.
Виза для материально зависимых членов семьи обладателя F-1. Эту визу могут получить жены (мужья) и дети студентов учебных заведений США.
ВАЖНО! Виза F-2 не дает права на легальную работу в США.
Виза для студентов неакадемических учебных заведений США (техникумов и узкоспециализированных училищ). Практически полностью аналогична визе F-1.
Виза для участников программы обмена между учебными заведениями и организациями. Основная цель открытия такой визы — обмен опытом, повышение квалификации, организация исследований.
Этот вид визы также вполне подходит для программ Work and Travel. Его открыть проще, чем стандартную рабочую визу.
J-1 позволяет находиться на территории США на срок до 18 месяцев. И этом один из лучших способов для студентов отправиться на работу в США легально.
Рабочие визы
Наиболее обширный пакет виз, который разрешает обладателям легально работать на территории США. Тем не менее, рабочие визы получить сложно — их количество лимитировано, а желающих очень много.
К примеру, для визы H-1B установлена квота в 65 000 штук, но заявку для ее получения в 2017 году подали свыше 185 000 людей.
Рабочие визы открываются на срок до 3 лет с возможностью продления еще на 3 года.
Виза для специалистов с высокой квалификацией. Чтобы получить такую визу, необходимо как минимум иметь диплом бакалавра в той специальности, по которой вы собираетесь работать.
По той же визе в США едут на работу врачи, но им нужно подтвердить свою квалификацию в Министерстве труда США.
Отдельная виза для младших медицинских сотрудников (медсестер и медбратьев). Выдается преимущественно для работы в регионах, где не хватает собственных квалифицированных работников. Подтверждать квалификацию по этой визе не нужно.
Специальная виза для работников аграрной сферы. При этом обладателям других типов виз работать в этой сфере запрещается. Рекомендуем получать ее только квалифицированным аграриям — для всех остальных она почти бесполезна.
Сегодня в Америке ведутся дискуссии по целесообразности этой визы, ведь квалифицированных работников в аграрной сферы в штатах очень не хватает, а большинство предпочитает получать визу H-1B. Но пока никаких изменений нет.
Виза для специалистов в других сферах и для сезонной работы в США. Сегодня ее затруднительно получить из-за изменения правил визовой политики штатов.
Виза, которая позволяет пройти стажировку в американских компаниях. Эту визу можно получить только в случае, если официальный работодатель из России направляет сотрудника на повышение квалификации к партнеру компании или своему филиалу.
Виза Н-3 позволяет находиться на территории США не более 18 месяцев и требует полной документации о прохождении и целях стажировки. Поэтому она не слишком популярна.
Виза L служит для упрощения переводов внутри американских компаний. Если вы работаете в филиале американской компании более 3 лет и добились хороших результатов, руководство компании может перевести вас в американский офис по упрощенной процедуре.
Но дают такую визу преимущественно менеджерам и управленцам — простым специалистам визу L открыть сложно.
Виза журналиста
Для представителей СМИ, которые работают в США в качестве корреспондентов, репортеров или журналистов, необходимо открывать визу I.
Для обладателей всех других типов виз вести журналистскую деятельность запрещается.
Виза жены (мужа) и невесты (жениха)
Если гражданин США решил связать свою судьбу с гражданкой другой страны и провести регистрацию брака в США, то ей нужно оформить визу невесты — К-1.
Виза дается на 3 месяца, и за это время ей нужно официально выйти замуж. После этого необходимо подать заявку на изменение статуса.
Но желающих заключить фиктивный брак нам придется расстроить. Во-первых, заявку на этот тип визы можно подать только в посольстве США в Москве. А во-вторых, у визовых офицеров есть полноценные руководства, как определить фиктив. Обмануть их вряд ли получится. Да и сам процесс получения визы далеко не быстрый.
Если же брак уже заключен вне территории США, то жена (муж) получает визу K-3. По ней разрешено пребывание в США на срок до 2 лет. За это время нужно подтвердить брак в США и подать заявку на изменение статуса.
Визы для творческих профессий и религиозных деятелей
Виза для выдающихся деятелей в бизнесе, спорте, науке, образовании и искусстве. Если вкратце, то виза для лучших мира сего, которые вдруг не являются гражданами США.
Получить ее не так легко. Нужно либо действительно входить в 2% лучших деятелей в своей сфере, либо сильно заинтересовать организации, которые занимаются грантами.
В любом случае, существует многоуровневая система оценки, с помощью которой определяют, достойны вы этой визы или нет. Ведь кроме профессиональных успехов, нужно еще быть неплохим публичным деятелем и оратором.
Визу O-1 получить сложно, но она открывает массу возможностей. Фактически, это альтернатива визе H-1B для тех специалистов, которые не имеют профильного высшего образования или в их сфере вообще отсутствует адекватная академическая система.
Сюда проходят, к примеру, шеф-повара, скульпторы, музыканты и другие представители творческих профессий.
Предоставляются артистам и спортсменам, которые участвуют в программах или соревнованиях, проходящих на территории США.
Зачастую эту визу получают члены актерских групп или спортивных команд. Сам процесс оформления виз проходит быстрее и несколько проще, чем В-1, поэтому для гастролей или спортивных выступлений мы рекомендуем получать именно их.
Специальная виза для работников сферы культуры, которые принимают участие в программах культурного обмена между странами.
Чтобы получить эту визу, необходимо подготовить выступление в одном или нескольких учебных заведениях США об истории своей страны и своего народа. В нашем случае, России.
Правда, виза практически не востребована из-за своей слишком узкой специализации. Иностранные сотрудники, которые преподают историю культуры, предпочитают открывать визы по программе обмена J-1 или стандартные туристические визы.
Особая разновидность виз для религиозных деятелей, признанных на территории США. Поэтому объявить себя апостолом пастафарианства и получить эту визу не получится.
Наиболее часто визу R предоставляют сановникам всех трех ветвей христианства.
Мы вкратце разобрали все виды общих виз, с помощью которых можно въехать на территорию США.
Процесс получения узкоспециализированных виз значительно проще, но для этого нужно полностью подходить под их требования, поэтому для большинства граждан РФ они недоступны.
Наиболее ходовыми считаются рабочие визы H и туристические B-1/B-2, но из-за высокого спроса их получить не так уж легко. А чтобы гарантировать результат, мы рекомендуем обратиться к специалистам по оформлению виз.
Выбирайте визу в США для себя и оформляйте ее максимально просто и быстро!