Проблема инклюзивного образования в Федеративной Республике германия Текст научной статьи по специальности « Науки об образовании»
Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Лариса Николаевна, Проничева Елена Владимировна
С конца прошлого века Германия взяла курс на интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в массовые школы. Авторы статьи характеризуют и анализируют способы осуществления данного процесса и оценивают эффективность его результатов
Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Данилова Лариса Николаевна, Проничева Елена Владимировна
Текст научной работы на тему «Проблема инклюзивного образования в Федеративной Республике германия»
ПРОБЛЕМА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ
Данилова Л.Н., канд. пед. наук, доцент кафедры теории и истории педагогики Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского (г. Ярославль)
Проничева Е.В., канд. пед. наук, учитель начальных классов СОШ №2 (г. Ухта)
С конца прошлого века Германия взяла курс на интеграцию детей с особыми образовательными потребностями в массовые школы. Авторы статьи характеризуют и анализируют способы осуществления данного процесса и оценивают эффективность его результатов.
Ключевые слова: инклюзивное образование, образование в Германии, общеобразовательные школы в Германии, история инклюзивного образования, сравнительная педагогика, школьники с особыми образовательными потребностями, доступная среда.
В мире крайне мало государств с действенным законодательством, регулирующим права инвалидов. А актуальном вопросе «преодоления отторжения» детей-инвалидов в таких странах существует два основных варианта решения данной проблемы. Сегрегационный подход требует реорганизации отдельных служб и учреждений специальной поддержки детей с нарушениями, т.е. дальнейшего развития системы специальных школ. А согласно интеграционному подходу, оптимальные условия образования детей-инвалидов должны быть созданы в рамках обычных школ, т.е. через интеграцию специальной школы в массовые образовательные учреждения. Второй подход доминирует в Европе, что вполне естественно, учитывая политику либерализма и
мультикультурализма. Рассмотрим особенности его реализации на примере Германии – государства с развитой экономикой, сформированным гражданским обществом и ориентацией социальной политики на борьбу с дискриминацией, в том числе дискриминацией школьников.
Уже на уровне педагогической терминологии здесь наблюдается тенденция выравнивания образовательных возможностей граждан. Медицинское понятие «инвалиды» подчёркивает их неполноценность, аномальность, отличие от других, а потому на сегодняшний день оно вытеснено эвфемизмами типа «дети с нарушениями в развитии», «дети с особыми образовательными потребностями», «дети с ограниченными образовательными возможностями», где акцент деликатно смещается на необходимость оказание им особого педагогического содействия.
Становление специального образования в Европе связано с введением законов о всеобщем начальном образовании. Обязанность государства обучать всех детей, без исключения, вынуждала
создавать параллельные системы для тех, кто по состоянию здоровья не мог учиться на общих основаниях. История специального образования в Германии насчитывает не одно столетие. Так, уже в 1718 г. в стране была опубликована книга Г. Рафеля «Искусство научить немого и глухого говорить», спустя 60 лет в Лейпциге был открыт институт для глухонемых, в 1805 г. в одном из княжеств приняли закон об обязательном обучении незрячих детей, а спустя год первая школа для незрячих появилась в Берлине. Парадоксально, по словам Н.Н. Малофеева, что руководствуясь прагматическими соображениями, милитаристская Германия принимала гуманные и прогрессивные решения в отношении обучения аномальных детей, в то время как в государствах, провозглашавших идеи гуманизма, таких решений ещё не было [1, с. 70]. После принятии закона о всеобщем начальном образовании выяснилось, что число детей, нуждающихся в особых условиях обучения, очень велико, и заботу о них государство взяло на себя. В период с 1880 по 1920 гг., наряду с упоминавшимися специальными школами, создавались и образовательные учреждения для душевнобольных. Одновременно развитие получили так называемые «вспомогательные школы» для учащихся, испытывающих проблемы в учёбе и поведении. С 1961 г. они трансформировались в школы для слабоуспевающих учащихся, школы для детей с проблемами поведения и школы для душевнобольных. Сегодня право на образование для детей с нарушениями в развитии зафиксировано в Конституции ФРГ и в школьных законах всех земель.
Считается, что интегративный подход в Германии стал применяться с 1994 г., когда Конференция министров образования приняла рекомендации о специально-педагогическом содействии. Документ определял, что лицами, испытывающими потребность в специальной педагогической поддержке, являются дети и подростки с ограниченными возможностями образования, развития и обучения, чьё образование в условиях массовой школы не может быть эффективным без специальной помощи [2]. Однако совместное обучение в обычной школе было опробовано в Германии ещё в 80-х, после чего выяснилось, что интеграция должна служить не только целью, но и средством обучения [3]. Она привела к более тесному сотрудничеству между учреждениями общего и специального образования, что, в частности, проявляется при обмене опытом и информацией, при проведении совместных занятий, переходе ученика из одной школы в другую и при определении первоклассников в школу. По достижении ребёнком школьного возраста родители подают заявление в обычную или специальную школу, где комиссии определяют, насколько ему подходит данное учреждение. Если в ходе проверки выясняется, что в регулярной школе соответствующих его потребностям условий обучения нет, то ребёнку рекомендуется специальное учебное учреждение соответствующего типа. А если нарушения здоровья позволяют посещать обычную школу, комиссия высказывается в пользу
интегрированного подхода. Поменять школу можно и в процессе обучения, если выбранная форма не отвечает возможностям детей; решающее слово при этом остаётся за родителями. В ФРГ признаётся, что для усиления эффективности процесса, помимо внешних условий его организации, требуется найм квалифицированного специального персонала, индивидуализация обучения, взаимодействие всех членов школьного коллектива и социальных служб [4].
Поддержка оказывается ребёнку как в школе, так и за её пределами. В его распоряжении находятся специальный педагог и медик. Считается, что хорошим средством интеграции детей с проблемами развития является полнодневная школа – организационная форма, при которой образовательная концепция школы предполагает гармонично скоординированную учебную и внеучебную деятельность в урочное и внеурочное время. Задача специального педагога при интеграции – помочь учителям-предметникам, с одной стороны, и ребёнку, с другой: он является связующим элементом цепочки и старается снизить дискомфорт или трудности образовательного процесса для ребёнка. Большую роль в поддержке играют и специально-педагогические учреждения, например, центры специального содействия, тесно сотрудничающие с педагогами, в чьих классах обучаются дети-инвалиды (кон-сультирование, разработка и помощь в реализации индивидуальных учебных планов, создание учебно-методических пособий, дидактических материалов, совместное участие в различных мероприятиях). За интеграцией учащихся с особыми потребностями наблюдают также представители местных органов управления образованием и социальные службы. Примечательно, что современные образовательные программы в ФРГ предоставляют педагогам больше свободы для организации учебного процесса с учётом личностного фактора.
Но, несмотря на интеграцию, доля учащихся, посещающих специальные учебные заведения, по-прежнему высока. Если среди детей с проблемами слуха почти 3 тыс. определены в массовые школы и 14 тыс. – в интегрированные, то свыше 11 тыс. ходят в специальные школы. Германия считается страной с наивысшей долей спецшкол в Европе (относительно общего числа учеников), и статистика не демонстрирует каких-либо чётких тенденций: в 1998 г. в стране имелось 690 спецшкол, спустя лишь 4 года их число сократилось до 307, однако уже в 2007 г. оно выросло на 39 школ. При этом количество учреждений с интегративными формами работы за указанный промежуток времени увеличилось почти вдвое (13,4 тыс. школ).
Особое педагогическое содействие в ФРГ полагается школьникам с нарушениями слуха, зрения, эмоционального и социального развития, речи, опорно-двигательной системы, психики, с проблемами в обучении, а также больным детям. В соответствии с этим определяется и структура специального образования: школы для слепых, для слабовидящих, для глухих, для слабослышащих, для больных, для отстающих, для умственно отсталых, для детей с
нарушениями речи, для детей с проблемами поведения, для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Как правило, это школы продлённого дня или интернаты. Кроме обычных предметов, расписание здесь включает и специально-педагогические меры, а потому срок образования продлён для этой категории школьников на 1 год. За исключением учебных заведений для психически больных детей, содержание, цели и задачи образования в специальных учреждениях соответствуют массовой школе.
Опытным путём в Германии подтверждено, что интегративный подход позволяет получать полное среднее и профессиональное образование гораздо большему числу учеников с особыми нуждами. Но интеграция в стране протекает весьма сложно. Распространённым мнением на этот счёт является утверждение, что в рамках имеющейся системы специального образования, где продолжают существовать и расти специальные школы, решение проблемы оптимального образования инвалидов невозможно. В целом, процесс интеграции в Германии затрудняется принципом культурного федерализма (регионы автономны в вопросах школьного образования), а потому развивается с разной интенсивностью и базовыми целями в разных регионах страны. Тем не менее, с момента публикации Рекомендаций 1994 г. совместное обучение всё более осмысливается в немецкой педагогике и становится одной из важнейших задач образования.
В целом же специальная поддержка в ФРГ отвечает следующим общеевропейским тенденциям развития: интеграция специального и массового образования; развитие теоретико-методологических основ специального образования и пересмотр его терминологии; закрепление образовательных прав лиц с нарушениями в развитии; осознание и принятие ответственности со стороны государства и общества за построение образовательной и жизненной карьеры такими детьми; усиление сотрудничества и взаимодействия субъектов образования; усиление индивидуализации специального образования; помощь ученикам, родителям и педагогам; сохранение специальных школ как учреждения для детей, не подлежащих интеграции; построение работы на индивидуальном и деятельностном подходах.
Конечно, Германия не может служить образцом для подражания в реализации интеграционного подхода, на её примере скорее следует изучать ошибки и проблемы, с которыми сталкивается государство при переходе к инклюзивному образованию. В Германии налицо противоречие между реальным улучшением образовательных возможностей для детей благодаря интеграции, с одной стороны, и ограниченными возможностями учеников специальных школ, с другой. Несмотря на тенденцию интеграции, доля учащихся специальных школ остаётся высокой. Важной является проблема низкой подготовленности учителя массовой школы к работе с учащимися, требующими особого содействия. Лишь в немногих вузах в образовательную программу педагогических специальностей сегодня
входит какая-либо соответствующая подготовка; в основном же проблема решается через курсы повышения квалификации действующих учителей, раскрывающие особенности работы с детьми данной социальной категории. И тем не менее, изучение опыта ФРГ позволяет увидеть его положительные моменты, избежать ошибок зарубежной практики, а также осознать общие тенденции в развитии содействия детям-инвалидам за рубежом.
Источники и литература:
1. Малофеев Н.Н. Специальное
образование в России и за рубежом: В 2 ч. Ч. 1. – М.: Печатный двор, 1996.
2. Empfehlungen zur sonderpädagogischen Förderung in den Schulen der Bundesrepublik Deutschland. – Bonn: KMK, 1994.
3. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников. Пер. с нем. Н.А. Горловой. – М.: Академия, 2005.
4. Мюллер-Колленберг Х. Интегративное образование в Германии: аргументы «за» и «против» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2001. – № 1. – С. 50-71.
Особенности инклюзивного образования в немецких учебных заведениях
Совместное обучение детей с ограниченными возможностями и детей здоровых – вопрос, самый обсуждаемый в немецкой системе образования. Одна часть специалистов считает такой подход большой ошибкой, другая же полагает, что при грамотном и поступательном внедрении он может принести существенные плоды. Как устроено инклюзивное образование в Германии и почему оно является «яблоком раздора» в одной из самых прогрессивных стран мира?
- Немецкая школа
- Что подразумевает инклюзивное образование
- Становление инклюзивной системы в Германии
- Как проходит подготовка педагогического состава
- Учебный процесс в инклюзивных школах
- Инклюзивные школы в ФРГ
- Выводы
- Школа в Германии: Чем немецкая школа отличается от русской: Видео
Немецкая школа
Все годы, которые подрастающее поколение проводит в получении и усвоении знаний, можно разделить на три основных этапа:
- начальная школа;
- средняя;
- высшая.
Обязательными являются первые две ступени, которые гарантируют детям доступ к образованию как в государственных, так и в частных школьных учреждениях. Настоящая учеба для немецкого ребенка начинается в 6 лет.
Длится начальная школа обычно 4 года, после можно выбрать один из четырех вариантов дальнейшего образования:
- основная школа;
- реальная;
- общая;
- гимназия.
Обучение на этой ступени длится до 10 класса. Выпускники гимназии имеют возможность продолжать учебу в 11-13 классах, которые являются подготовительными для поступления в вуз. Выпускники получают Abitur (аттестат), на основании которого они могут быть зачислены в интересующий их вуз без экзаменов.
Об особенностях образования в ФРГ вы узнаете из нашего материала «Образование в Германии».
Что подразумевает инклюзивное образование
Ключевая цель обучения детей с разными возможностями в одних классах – это разработка гибкой методики, которая обеспечит предоставление знаний разным категориям учащихся в равной мере, учитывая их индивидуальные особенности и соблюдая право каждого ребенка на образование.
Основная идея инклюзивной системы основана на стремлении педагогов создать все условия, чтобы ни один ребенок не выпал из детского социума.
Считается, что обучение детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в отдельных школах ставит их в особые условия, проводит грань между ними и здоровыми детьми, является своего рода приговором и делает все, чтобы ежеминутно напоминать ребенку о его дефектах.
Первым мысль о создании совместных школ высказал Выготский Л. С., советский психолог. Его идею в 1940 году поддержал создатель Кэмпхиллской школы австрийский врач К. Кениг. Методика обучения в ней была построена на попытке обеспечить доступ к знаниям, основываясь на возможностях самого ребенка. Основатель школы считал, что нормальному человеку необходимо проводить время с людьми, у которых есть дефекты здоровья. Это позволяет ему бороться со своим эгоизмом и эгоцентризмом.
В 1994 году была подписана Саламанская декларация, которая касалась вопросов обучения детей с особенными потребностями.
Существует восемь основных принципов совместного обучения детей с разными возможностями:
- ценность личности не определяется ее достижениями и способностями;
- каждый человек обладает способностью думать и чувствовать;
- каждый индивидуум имеет право на общение с другими людьми и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди на планете нуждаются в общении и присутствии других членов общества;
- настоящее образование может быть воплощено в жизнь только в разрезе реальных отношений между людьми;
- каждому человеку необходима поддержка его сверстников;
- прогресс каждого ученика определяется тем, что он может делать, а не тем, что ему не под силу;
- все стороны жизни человеческой жизни должны иметь разнообразное содержание.
Саламанская декларация утверждает, что абсолютно каждый ребенок должен иметь доступ к получению знаний, что система образования должна учитывать потребности и возможности всех детей и создавать подходящие для них условия.
Становление инклюзивной системы в Германии
В ФРГ около полумиллиона детей школьного возраста имеют инвалидность. Только 25 % от этого количества посещает обычные школы. Все остальные являются учащимися спецшкол для детей с различными нарушениями.
Конвенция, представленная ООН, сегодня ратифицирована правительствами 147 государств. В ФРГ она вступила в законную силу и начала применяться в 2009 году. В документе говорится, что ни один человек не может быть отстранен от получения знаний из-за своих ограниченных возможностей.
Сегодня в Германии функционирует порядка тринадцати видов учебных заведений для «особых» детей. Но, как показывает опыт, восемьдесят учеников из ста со временем оставляют учебу в них. Это еще больше стимулирует немецкие власти как можно быстрее внедрить модель инклюзивного, то есть «включенного» образования в стране.
Как проходит подготовка педагогического состава
Развитие инклюзивного образования в Германии начинается с педагогов. С этой целью осуществляется распространение на всех уровнях информации о том, как должна проходить интеграция детей с ограниченными возможностями в среду обычных школьников. В большинстве педагогических вузов издаются специальные журналы, посвященные этой теме.
В свою очередь Министерство образования на постоянной основе публикует данные о том, какое число учительских ставок выделено в каждой земле, какие этапы проходит реформирование системы, как необходимо решать возникающие проблемы. Педагогические коллективы школ регулярно знакомятся с опытом зарубежных коллег.
Первостепенно у учителей формируется отношение к такому явлению, как инклюзия. В целом в Германии разработано три подхода к переобучению педагогов:
- старая модель, при которой обучающие курсы в разных землях не связаны никакой зависимостью;
- подготовка на уровне двух специально переквалифицированных университетов, где будущие учителя проходят подготовку по общей и коррекционной педагогике, а потом уже переходят к изучению более узких предметов. Выпускник такой высшей школы получает знания, как учить детей с ОВЗ и преподавать свой предмет всему классу одновременно. Он получает два диплома – педагога общей школы и специальной. Но такой подход применим только к детям, имеющим несложные нарушения;
- смешанная модель – такую подготовку проходят педагоги во всех других вузах. Предполагается, что кроме своего узкого предмета им предстоит изучить спецпредмет по инвазивной педагогике. Происходит это за счет сокращения на 4 часа программы по другим дисциплинам.
Учебный процесс в инклюзивных школах
Отдельного внимания заслуживает вопрос, как построена учеба в совместных школах:
- Все ученики, как и в обычной школе, разделены по классам примерно по 25 человек. В каждом из них обучается 3-4 ученика с заметными отклонениями (синдром Дауна, слабовидящие дети, аутизм, ДЦП) и хотя бы один учащийся с серьезными нарушениями здоровья (дети-колясочники).
- Оборудование в классах оснащено большим количеством звуковых и зрительных сигналов для разных ситуаций. К примеру, в каждом кабинете можно увидеть часы большого размера и самый настоящий боксерский гонг уменьшенного формата на учительском столе.
- Урок длится примерно 1,5 часа. Но каждые 10-20 минут педагог использует гонг, чтобы сообщить о смене вида деятельности.
- Каждый кабинет оборудован зоной отдыха, где дети могут воспользоваться развивающими играми или поиграть на музыкальных инструментах.
- Преподнесение знаний в инклюзивных школах проводится на основе смоделированных ситуаций. Например, считать дети учатся в импровизированном магазине, а вот физику осваивают на обычных бытовых приборах, которыми мы пользуемся в повседневной жизни.
- Ученики с ОВЗ вовлечены во все школьные процессы, включая физкультуру.
- В классе кроме учителя постоянно присутствует сопровождающий педагог и тьютеры (помощники учителя).
- Среди форм обучения предпочтение отдается парным и групповым, что позволяет «особым» детям быстрее пройти процесс адаптации.
Большое внимание в таких школах уделяется личностному росту каждого ученика. Отследить успехи удается по общешкольной деятельности каждого ребенка. А в аттестате, который он получает в конце года, указываются не только его положительные достижения, но и негативные моменты за прошедший период. Таким образом, результат учебного процесса призван зафиксировать не столько успехи ученика, сколько динамику его развития.
Инклюзивные школы в ФРГ
В 2019 году в стране функционируют самые разные совместные школьные учебные заведения, которые финансируются как за счет государства, так и частным образом.
Существуют так называемые Вальдорфские школы. Решение о принятии в такие школы выносится не на основании материального положения семьи, а исходя из того, сможет ли ребенок интегрироваться в среду детей, которые уже обучаются в школе. В них можно встретить учеников с самыми разными отклонениями.
Обычно желающих попасть в Вальдорфские школы больше, чем они могут принять. И вопреки расхожему мнению, что эти учебные заведения предоставляют не слишком высокий уровень образования, практика показывает, что большая часть выпускников получает Abitur, а значит и возможность поступить в вуз.
Для помощи школам созданы специальные центры для работы с аутистами. Участие в учебном процессе работающих в них специалистов становится необходимым, когда в инклюзивных школах возникают сложные ситуации с детьми, подверженными аутизму. В непредвиденных ситуациях руководство школы приглашает таких специалистов, которые проводят с детьми столько времени, сколько понадобится для решения возникшей проблемы.
Есть также известное инклюзивное учебное заведение в Гиссене – “Софи Шулле”. Оно включает в себя детский сад, общую школу, спецшколу, психологический центр медицинской направленности, а также мастерские, где дети с ограниченными возможностями могут приобрести практические навыки. 75% финансирования поступает от федерального правительства, а 25% оплачивают родители.
Практикуется в Германии слияние школ. Это объединение обычной школы и учебного заведения для детей с ОВЗ. Например, в 1999 году в пригороде Берлина появилось образовательное учреждение Регины Хильдебрандт, в которое вошли обычная средняя школа и школа для слепых детей. Сегодня в ней обучается 724 ученика, 12 % из которых – дети, лишенные зрения.
Выводы
При всем совершенстве немецкой школьной системы образования вопрос эффективности инклюзивного образования все еще вызывает множество споров и разногласий. В 2009 году ФРГ ратифицировала Конвенцию ООН, на основании которой в стране повсеместно начала внедряться модель совместного обучения детей с разными возможностями. Можно выделить основные принципы инклюзивного образования в Германии:
- внедрение новой модели предполагает, что ее первым этапом является подготовка учителей;
- сегодня немецкие педагоги могут получить сразу два диплома – с правом преподавания в общеобразовательной школе и в специальной;
- инклюзивные учебные заведения придерживаются той же школьной программы, что и обычные школы. Процесс обучения в них, однако, строится больше на отработке практических навыков, на моделировании ситуаций из жизни и на использовании групповых и парных форм взаимодействия.
По мнению ведущих специалистов страны, инклюзивное образование важно не только для школьников с ОВЗ, но и для здоровых детей: оно помогает преодолевать эгоизм и вырабатывать чувство взаимопомощи, поддержки и сострадания.
Школа в Германии: Чем немецкая школа отличается от русской: Видео
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ: немецкий взгляд на инклюзивное образование
Предлагаем вам познакомиться с тем, как организована жизнь в немецких школах, которые не дожидаясь создания Конвенции ООН о правах инвалидов, пошли по пути совместного обучения. Все они не так давно стали обладателями премии имени Якоба Мута. Данная награда вручается учебным заведениям, в которых здоровые дети и дети с особенностями развития проходят образцовое совместное обучение. Свое имя она получила в честь одного из первых педагогов, разработавших принципы инклюзии, Якоба Мута
Школа в Йене
Школа в городе Йена 10 лет назад стала первым государственным инклюзивным учебным заведением начального образования в Тюрингии. Более 200 детей и подростков учатся в открытой школе продленного дня, коллектив которой представляет собой команду, состоящую из учителей начальных классов, коррекционных и социальных педагогов, воспитателей, медицинских работников и специалистов по инклюзии. Школа открыта для всех учеников: ни один ребенок не получил отказ в обучении по состоянию здоровья. В настоящее время потребность в особом подходе имеют 34 ребенка, и все они участвуют в обычных занятиях вместе с другими ребятами. Девиз школы: «Вместе жить и учиться в нашем доме».
Программа уроков адаптирована подо всех без исключения учеников. Цель занятий — индивидуальное развитие каждого ребёнка. В учебных кабинетах имеется обширный набор образовательных материалов, с помощью которых отдельные ученики могут прорабатывать одни и те же задания на разных уровнях. В дополнение к этому имеются курсы немецкого языка, математики и природоведения, на которых совместно обучаются дети с одинаковым уровнем успеваемости.
Школа разделена на три так называемых «учебных дома», каждый из которых состоит из двух учебных групп 1 и 2 класса и двух учебных групп 3 и 4 класса. К каждой группе прикреплен постоянный преподавательский состав и один воспитатель группы продленного дня. Дети проводят в своем «доме» весь учебный день, продолжительность которого зависит от их индивидуальных потребностей. Помимо гибкого вводного этапа, который может длиться от одного до трех лет, обучение в 3 и 4 классе также можно продлить еще на один год.
Занятия в школе начинаются в 07:30 утра. После совместного обеда в учебных домах во второй половине дня предлагаются разные тематические кружки. Почти все школьники обучаются в школе по схеме продленного дня до 17:30. Сотрудничество с эрготерапевтом и логопедом, которые занимаются с детьми прямо в школе, помогает родителям спокойно работать полный день, не беспокоясь о своем ребенке. В процессе занятий школа использует разные формы обучения, методы и цели, которые помогают оптимально сопровождать развитие каждого ученика.
Оснащение школы соответствует потребностям всех детей. При поддержке спонсоров, школьного совета и городской администрации были профинансированы установка лифта, закупка санитарно-гигиенических устройств для инвалидов, а также две индукционные системы свободного звукового поля, с помощью которых в процессе обучения могут активно участвовать и слабослышащие школьники. В комнате снузелен (комнате контролируемой мультисенсорной стимуляции) — уютном помещении с водяным матрасом, звуковыми и световыми эффектами — дети могут улучшить сенсорное восприятие и просто отдохнуть.
Работа школы в Йене дополняется разнообразными видами спорта. Учебное заведение поддерживает партнерские отношения с местным футбольным клубом, организует дневные группы для тренировок и игр. В дополнение к спортивным занятиям члены проекта «Jenaktiv» ежедневно проводят в школе упражнения по физическому и моторному развитию.
Успешная работа школы приносит свои плоды: дети с ограниченными возможностями здоровья успешно поступают в гимназию. В последние годы при проверках успеваемости школа в Йене постоянно превышает среднее значение по стране.
Школа Кеттелер (начальная школа в Бонне)
Начальная школа Кеттелер в городе Бонн — школа продленного дня с комплексным принципом обучения и инклюзии во всех классах. Сюда принимают любого ребенка из Дрансдорфа, городского квартала с очень сложной социальной структурой. Школу посещают 200 детей, каждый пятый ребенок имеет потребность в особом подходе.
По 25 человек из всех четырех классов обучения вместе составляют «учебную семью»; две такие семьи составляют партнерство. Решение о составе этих семей принимается ежегодно на общем собрании. Учитель проводит всестороннюю вступительную диагностику каждого ребенка, принятого в школу.
Совместные занятия в школе Кеттелер проводятся с 1993 года. С 2006 года интенсивно внедряются принципы инклюзии, охватывающие сегодня все классы.
Благодаря принципам совместного обучения взгляд на отдельного ребенка и его возможности находится на первом плане: любой ученик имеет свою учебную цель. Соответствующим образом организованы и занятия. В школе нет звонка, его заменяет ритмичная повседневная жизнь. Множество методов обучения и преподавания, а также адаптированная к потребностям особых учеников среда с хорошо организованным материалом позволяет детям работать успешно и самостоятельно. Например, смешанная возрастная группа мальчиков может прочесть доклад о героях любимых мультфильмов, в то время как две девочки в ходе исследовательского проекта изучают тему «ток». Часто дети могут выбирать, где хотят работать: у каждой из восьми «семей» имеется классная комната, прихожая и комната для отдыха, которые связаны между собой и могут использоваться в любое время. Большинство школьных семей предпочитают заниматься в исследовательских уголках. Время обучения в учебной семье в целом и в возрастных классах чередуется. Регулярные обсуждения между школьниками и педагогами, в ходе которых дети оценивают свое состояние, помогают добиваться заметного прогресса в учебе и в повседневной жизни.
Каждая учебная семья имеет постоянный преподавательский состав, включающий в себя учителя начальной школы, коррекционного педагога и воспитательницу. Оба учителя равноценны для всех детей. Кроме того, в школе работают социальные педагоги, обслуживающий персонал и социальные волонтеры.
Участие в продленной смене является обязательным для всех детей. Для их физического благополучия предусмотрен завтрак и совместный обед. Приём пищи происходит в учебной семье, благодаря чему ребята целый день остаются в знакомой группе, что особенно важно для детей с недостаточным эмоционально-социальным развитием. Школьный двор оформлен согласно концепции активных перемен, с разными пространственными уровнями, зоной отдыха и лужайками. На переменах желанным спутником во время игр и прогулок становится школьная собака Фини. Она регулярно «работает» с двумя учебными семьями. Помимо этого, школа сотрудничает с эрготерапевтом и логопедом.
Школа является жизненным пространством и местом обучения для всех детей, учителей и родителей. Это и есть залог успеха. С тех пор, как школа Кеттелер превратилась в инклюзивную, доля учеников, которые по ее окончании поступили в гимназию, выросла с 7% до 14%, а доля продолживших обучение в средней школе утроилась — с 25% до 70%.
Открытая школа Вальдау (интегрированная общеобразовательная школа в Касселе)
Открытая школа Вальдау в городе Кассель представляет собой интеграционную общеобразовательную школу с по классы. Инклюзивный подход учебное заведение использует уже с момента приема нового ученика в коллектив. Из городского квартала Вальдау принимаются абсолютно все кандидаты. Сегодня в школу поступают заявки со всей территории города Кассель. В школе обучается почти 900 учеников, которые относятся к 24 национальностям. Каждый четвертый ученик имеет особые образовательные потребности. Успешная работа школы основывается на трех столпах ее педагогической концепции: обучение в группе в зависимости от года рождения, продленный день и самостоятельная работа.
Каждый класс имеет собственный кабинет, где помимо классной комнаты присутствуют зоны для общения, обмена опытом и других видов коммуникации. За отдельно взятый класс в течение всего времени обучения отвечает постоянная команда из коррекционных педагогов и других преподавателей. Для учителей предусмотрено отдельное помещение в пределах каждого учебного курса, где они могут проводить консультации и обмениваться опытом. При этом коррекционные педагоги работают в классе не просто в какие-то определенные часы, они могу выполнять функции классных руководителей. Совместное обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья и без них достаточно давно стало нормой для открытой школы Вальдау.
Продленный день гарантирует комплексное наблюдение за учениками. Школьный день начинается в После двухчасовых занятий дети все вместе ходят на завтрак. Уроки для всех кончаются в после чего предлагаются разнообразные кружки.
Под девизом «Получать знания — повышать квалификацию» в школе введено свободное обучение. Его цель — поощрять самостоятельную работу и использовать разные методы обучения. С 5 по 8 класс еженедельно выделяется от 2 до 6 часов, а в 9 и 10 классах — 3 часа для свободного обучения. В это время школьники работают самостоятельно по избранным темам.
Задача стандартных занятий — сгладить неоднородность учеников. Если с 5 по 7 класс ученики занимаются обычно в полном составе, то, начиная с 8 класса, немецкий язык, английский язык и математика преподаются в зависимости от уровня успеваемости. Начиная с 9 класса, этот же принцип соблюдается в отношении природоведения и второго или третьего иностранного языка. В любое время возможен переход между курсами по договоренности с администрацией школы.
Чтобы как можно лучше развивать детей, открытая школа Вальдау тесно сотрудничает с родителями. Уже во время поступления администрация школы и родители заключают договор о сотрудничестве. В процессе обучения они регулярно обмениваются самой разной информацией, которая касается как организации учебного процесса, так и внешкольных мероприятий. Классный руководитель в классе посещает дома каждого из своих учеников. Школьники, родители и педагоги раз в полугодие обсуждают прогресс обучения. Для каждого ребенка устанавливаются индивидуальные цели обучения. Некоторые ученики получают так называемые «педагогические отметки» для описания их школьных достижений.
Школа проверяет каждого пятиклассника на моторные навыки и способность к чтению. На основе этих результатов разрабатывается стратегия индивидуальной поддержки. Работа школьного социального работника сосредоточена на пятых классах, что позволяет достаточно рано взглянуть на индивидуальное развитие школьников и их роль в классе.
Школа работает успешно. Так, в учебном году 2011/2012 74% учеников открытой школы Вальдау после класса поступили в высшую ступень гимназии, профессиональную среднюю школу или колледж. Практически ни один ученик не покинул школу без выпускного свидетельства.
Инклюзия – за и против. Опыт Германии в реализации инклюзивного образования
- Статьи
- Новости
- Презентация
В Германии некоторые специалисты в сфере образования заявляют, что повсеместное внедрение инклюзии, то есть совместного обучения здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, может быть серьезной ошибкой. Ссылаясь на существующие проблемы в школах, они делают вывод, что инклюзия не приносит пользы.
«Более того, речь идет об утопии, о радикальном эксперименте в сфере образования, – пишет в «Черной колонке» журнала Spiegel Ян Фляйшхауэр. – Инклюзию выдумали идеалисты, у которых отсутствуют знания о реальной жизни в школе».
Сторонники инклюзии, напротив, уверены, что такая практика обязательно принесет свои плоды, если ее внедрение будет проходить грамотно и последовательно. Споры и обсуждения плюсов и минусов совместного обучения детей с ограниченными возможностями и без них пока не привели к однозначному результату.
Почему же инклюзия в Германии до сих пор рассматривается как нечто неоднозначное и противоречивое? И почему критики программы игнорируют результаты научных исследований в области педагогики? Обо всем этом – в статье президента Берлинского научного центра социальных исследований, профессора социологии университета имени Гумбольдта Ютты Альмендингер, научного сотрудника Берлинского научного центра социальных исследований, юриста Михаэля Вризе.
Ни в одной стране мира нет такой развитой сети коррекционных учебных заведений, как в Германии. Ее история ведется с начала ХХ века, когда была создана система вспомогательных школ для детей со сложностями обучения. Идея о том, что наилучшую поддержку школьникам с ограниченными возможностями можно оказать в щадящем пространстве раздельных образовательных учреждений, получила свое развитие в виде коррекционной педагогики. При этом ограниченные возможности здоровья у детей, способных к обучению в школе, понимаются очень широко. В Германии в коррекционные учебные заведения ходят дети не только с физической и умственной ограниченностью, т.е. с нарушениями слуха и зрения или с синдромом Дауна, но и дети с длительными трудностями обучения или задержкой речевого или социального развития. Почти всегда они рождены и воспитываются в социально неблагополучных семьях.
Все школьники получают пользу от инклюзии
Десятилетиями земельные министерства образования Германии следят за развитием и обучением детей в школах и собирают об этом статистические данные. Свыше двух третей детейс особенностями развития ежегодно оканчивают коррекционные школы, не получая при этом навыков профессионального образования. Но даже если ребенок с ограниченными возможностями учится в специализированном образовательном учреждении с профессиональным уклоном, это накладывает на него определенный отпечаток, ведь в обществе сохраняется стереотип особого отношения к коррекционной школе. Вместе с тем, международные исследования показывают, что реализация инклюзивной системы образования помогает подготовить детей, нуждающихся в коррекционной поддержке, к трудоустройству и раскрыть их профессиональные возможности гораздо лучше.
Существует слишком высокая боязнь первого шага
Многолетний опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в Германии отчетливо показывает, что совместное обучение учеников с потребностью в коррекционной поддержке и без нее может давать хорошие результаты. Многие немецкие школы успешно реализуют программы совместного обучения и ежегодно доказывают, что инклюзия не является утопической идеей. Сравнительные исследования школьной успеваемости говорят о том, что дети с ограниченными возможностями могут лучше развивать свои умения в окружении физически здоровых сверстников, а здоровые ученики, в свою очередь, получают пользу от возможности оказывать поддержку тем, кто в ней нуждается. Конечно, это относится не ко всем детям и не ко всем видам ограниченности по здоровью, решение необходимо принимать в каждом конкретном случае. Но при правильном воплощении в жизнь совместное обучение идет на пользу всем.
Конвенция ООН о правах людей с ограниченными возможностями сегодня ратифицирована в 147 странах. Для Федеральной Республики Германия она является обязательной с 2009 года. При этом текст Конвенции является бескомпромиссным: «Люди не должны быть исключены из системы общего образования из-за своей ограниченности». Более того, они имеют право претендовать на доступ к общеобразовательной системе и школам.
К сожалению, почти все немецкие федеральные земли далеки от воплощения в жизнь этого правового стандарта. Ведь повсеместное внедрение совместного обучения детей-инвалидов со здоровыми детьми требует значительных усилий. В первую очередь, необходимые условия для реализации инклюзии должны создать политические деятели. Пока этого не сделано, а если и предпринимаются такие попытки, то совершаются они крайне неохотно. И это является доказательством того, что многие федеральные земли хотят внедрить инклюзию, но при этом надеются сохранить и систему коррекционных школ. Вместо того чтобы последовательно закрывать коррекционные школы и создавать мобильные центры поддержки, коррекционно-педагогический персонал которых будет помогать учителям общеобразовательных школ, создаются дорогие двойные структуры. После этого земельные чиновники утверждают, что инклюзия себя не окупает.
Географическая карта инклюзии. Одни земли внедряют ее быстрее, другие – медленнее.
Многие учителя жалуются на то, что они слишком плохо подготовлены к условиям инклюзивного преподавания. Это действительно так. Важнейший шаг заключается в том, чтобы сделать инклюзию и коррекционно-педагогическую поддержку составным, взаимодополняющим элементом общего школьного образования. Однако на практике до этого еще очень далеко.
Преграды создает и так называемый запрет на сотрудничество, прописанный в Конституции ФРГ, который не разрешает федерации и землям совместно работать над политикой в сфере инклюзии. В настоящий момент настоятельно требуется разработка национальной стратегии в пользу совместного обучения. Потому что основной вред существующей сегодня системе образования наносит не инклюзия, а неправильное понимание ее пользы и неквалифицированная реализация основ совместного обучения на практике.
Особенности и основные характеристики экономики Японии в 2022 году
Экономика Японии развивалась ускоренными темпами в 60-х–80-х годах минувшего столетия. Однако последнюю декаду XX века принято считать для Страны восходящего солнца «потерянным десятилетием». Тогда наблюдалось значительное снижение роста экономики вследствие так называемого взрыва пузыря цен на имеющиеся в стране активы. Японское правительство предприняло решительные меры. В результате уже к 2005 году темпы экономического роста страны стали превышать значение этого показателя у государств Евросоюза и США.
- Особенности экономико-географического положения
- Пройдите социологический опрос!
- Характеристика и структура экономики Японии
- Размер ВВП
- Формирование государственного бюджета
- Что производится в Японии
- Основные составляющие экономики Японии
- Банковский сектор
- Сфера промышленности
- Сельскохозяйственная отрасль
- Сфера транспорта
- Уровень занятости населения
- Особенности структуры экспорта и импорта Японии
- Заключение
- Рассказ о Японской экономике: Видео
Особенности экономико-географического положения
Япония расположена на 4 крупных островах – Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, а также на более чем 6 тысячах более мелких. Ее общая площадь составляет 378 км2.
Недра Японии бедны полезными ископаемыми. На ее территории ведется добыча преимущественно:
- известняка;
- серы;
- нефти;
- цинковых и свинцовых руд;
- каменного угля.
Особенности экономики Японии являются прямым следствием того, что она находится в центре Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Этот фактор открывает перед страной широкие перспективы участия в международном разделении труда.
Несмотря на недостаток природных ресурсов (сырье для большого количества промышленных отраслей завозится из-за рубежа), Япония занимает лидирующие позиции в некоторых производственных отраслях. Например, по объемам выплавки стали в мировой черной металлургии на ее долю приходится 23 %.
А словосочетание Made in Japan твердо ассоциируется с высоким качеством разнообразных товаров.
Пройдите социологический опрос!
Характеристика и структура экономики Японии
Экономика островного государства развивается в соответствии с доктриной, принятой в середине XX века.
На тот момент флагманом индустрии Японии являлась легкая промышленность. Сегодня приоритетной стала также тяжелая промышленность. В особую нишу была выделена сфера наукоемких разработок. В совокупности с высоким уровнем экспорта, низким безработицы, страна по ВВП уверенно держит третье место в мире.
Поэтапное и одновременно грамотное воплощение этой доктрины в жизнь дало плоды. Рассмотрим лишь основные характеристики, отображающие уровень экономического развития Японии.
Размер ВВП
По объему ВВП Япония на начало 2019 года занимала в мире 3-е место и уступала лишь США и КНР. Динамика изменения этого показателя в 2010-2018 годах представлена на диаграмме. Единица измерения – млрд долларов.
На размер ВВП Японии существенное влияние оказывает объем экспорта продукции электротехники, электроники, машиностроения. Интересно, что даже во время мирового кризиса 2008-2012 годов валовый внутренний продукт государства увеличивался. А в последующие 3 года было зафиксировано снижение этого показателя на 16,8 %.
Эксперты объясняют данное явление неблагоприятными колебаниями курса американской валюты, обусловившими падение спроса на автомобили японских производителей на мировом авторынке.
В пересчете на душу населения величина ВВП Японии на конец 2019 года составила 39 306 долларов. За год значение этого показателя выросло на 2,51 %. Такие невысокие темпы прироста являются следствием того, что при определенном уровне технологий экономика Японии достигла порога развития. То есть и в ближайшие годы ВВП будет возрастать относительно медленно.
Всемирный Банк озвучил такой прогноз: в течение 3 лет ежегодный рост ВВП Японии составит в среднем от 0,4 до 1,5 %. В цифрах это выглядит так:
- 2019 год – до 4,992 трлн долл.;
- 2020 год – 5,008 трлн долл.;
- 2021 год – 5,015 трлн долл.
Формирование государственного бюджета
Госбюджет Страны восходящего солнца на 2019 год утвержден на рекордную сумму – около 101,5 трлн иен (950 млрд долл.). Правительство планирует увеличить расходы на оборону на 1,93 % – до отметки 48,1 млрд долл. Необходимость этого обусловлена нестабильностью ситуации на корейском полуострове.
Рекордно высокая сумма – 31,884 трлн иен (около 300 млрд долл.) – будет направлена на социальные нужды, стремительный рост которых обусловлен старением населения Японии.
Кстати, по этой причине в марте 2019 года государственный долг страны достиг 1103 трлн иен (10,38 трлн долл.). Дело в том, что покрывать социальные расходы только за счет налогов правительство не может, и поэтому вынуждено выпускать государственные облигации. За счет этих средств также предполагается финансирование бесплатного дошкольного образования.
Что же касается доходной части госбюджета, то, по расчетам правительства Японии, в 2019 году ее размер составит 99,113 трлн иен (932,567 млрд долл.).
В отраслевой структуре экономики островного государства на долю сферы услуг приходится до 70 % ВВП. Большинство фирм данного типа работает в розничной и оптовой торговле, связи, информационных сетях. Промышленное производство привносит в ВВП примерно 18 %. А вот доля сельскохозяйственной отрасли составляет всего 1,5 %.
Что производится в Японии
Специализируется промышленность Японии на производстве материалов и разнообразных товаров на основе высоких современных технологий. Несмотря на относительно небольшую территорию, в Стране восходящего солнца выпускается 12 % мировой продукции.
Наибольшим спросом сегодня пользуются изготовленные в Японии:
- автомобили;
- суда, корабли и плавсредства иных типов;
- робототехника;
- персональные компьютеры, бытовая электроника;
- пластмассы, химические волокна, синтетический каучук.
Разговор о том, что производит Япония, будет неполным без упоминания продукции военной промышленности. Да, несмотря на пацифистскую конституцию, данная отрасль здесь очень развита. На вооружении спецназа, полиции и сил самообороны этой страны находятся револьверы Miroku Liberty Chief, снайперские винтовки, пулеметы, автоматы Howa Type 89 и Howa Type 64 местного производства.
Основные составляющие экономики Японии
Многим непонятно, как небольшое по размерам государство, занимающее архипелаг, на котором нет значительных залежей полезных ископаемых, уже не один десяток лет находится в числе лидеров мировой экономики.
А ведь еще начиная с 70-х годов минувшего века здесь начали развиваться опережающими темами отрасли, ставшие в хозяйственной сфере страны базовыми. Коротко рассмотрим основные компоненты, которые включает структура экономики Японии.
Банковский сектор
В основе банковской системы Страны восходящего солнца находится американская модель и состоит она из следующих трех уровней:
- Центральный Банк (Bank of Japan). Управляет деятельностью всех кредитно-финансовых организаций Японии, в том числе 11 государственными и всеми частными банковскими учреждениями.
- Коммерческие общенациональные банки. Это финансовые организации следующих типов:
- банки долгосрочного кредитования;
- трастовые банки;
- региональные и городские банки;
- иностранные банки.
Данные кредитно-денежные учреждения лежат в основе банковской системы Японии: от ее совокупного капитала на их долю приходится 80 %.
- Кооперативные кредитные институты. К этой группе относятся:
- трудовые кредитные кооперативы;
- кредитные кооперативы;
- кредитные ассоциации.
Они призваны оказывать финансовую поддержку предприятиям малого бизнеса в различных областях японской экономики.
В число наиболее известных входят такие банки Страны восходящего солнца:
- Mizuho Corporate Bank;
- Mitsubishi UFJ Financial Group;
- Industrial Bank of Japan и др.
О том, что представляет собой банковская система США расскажет статья “Как иностранцу открыть счет в банке США“.
Сфера промышленности
Лидерами мировой экономики являются такие японские компании, как Fujitsu Limited, Toshiba Corporation, Honda Motor Co. Ltd, Sony Corporation, Panasonic Corporation, Toyota Motor Corporation.
Одна из основных статей японского экспорта – продукция автомобилестроения. Всему миру известны транспортные средства марок “Мицубиси”, “Судзуки”, “Ниссан”, “Тойота”, “Хонда”, “Мазда”.
В начале XXI столетия в данной отрасли работало на постоянной основе порядка 8 млн человек. Именно в тот период массово открывались сборочные филиалы японских автопроизводителей в Азии.
Судостроение – традиционная отрасль производства островного государства. Крупнейшие заводы функционируют в городах Хакодате (остров Хоккайдо), Иокогаме, Йокосуке, Кобе, Ономити (все – на острове Хонсю), Сакаиде (остров Сикоку), Нагасаки (остров Кюсю). В число ведущих судостроительных компаний Японии входят “Кавасаки”, “Мицубиси”, “Сасебо”.
В электротехнической сфере заслуженную известность получили такие корпорации, как Yamaha, Sharp, Pioneer, Konica, Hitachi, JVC, Casio, Canon.
Сельскохозяйственная отрасль
Для культивирования на архипелаге пригодны только 12 % земель. Заливные поля занимают большую часть этих угодий. Они используются для возделывания риса.
В среднем на 1 фермерское хозяйство приходится 1,8 га пашни. Со значительным отрывом по этому показателю идет Хоккайдо – 18 га, в остальных 46 префектурах – всего 1,3 га.
Традиционными промыслами для Страны восходящего солнца со времен неолита являются рыболовство и переработка морепродуктов.
На протяжении длительного времени наибольшую прибыль приносила подобная деятельность на море Санрику (северо-восток острова Хонсю). Там теплое течение Куросио встречается с холодным Курильским течением. Но по причине аварии, произошедшей на расположенной поблизости Фукусимской АЭС, вылов в этом ареале рыбы был временно приостановлен.
Другое место акватории японского архипелага, богатое морепродуктами, – юг и север Западного Тихого океана
Сфера транспорта
В Японии действует современная и эффективная транспортная система. Общая протяженность автомагистралей на архипелаге составляет 1,2 млн км. Крупные города соединяет единая сеть платных высокоскоростных дорог. Она находится в ведении организаций, наделенных правом сбора платы за проезд.
На местных и региональных рынках пассажирских перевозок конкурируют десятки железнодорожных компаний, например таких, как Keio Corporation, Kintetsu Corporation, JR Group, Seibu Railway Company. Все их поезда славятся точностью движения.
- Суммарная протяженность железных дорог составляет 27182 км.
- Электрифицировано:
- 2893,1 км дорог, имеющих стандартную ширину колеи;
- 89,8 км дорог с узкой колеей.
- Наиболее быстрые поезда “Синкэнсан” серий 500 и 700 развивают скорость до 300 км/час.
Аэропортов в Японии много. Главные международные воздушные гавани – Нарита (район Токио), Тюбу (район Нагойя) и Кансай (район Киото/Кобе/Осака).
Основным внутренним центром является токийский аэропорт Ханэда. Согласно статистике, это наиболее оживленный аэропорт Азии и 4-й по этому показателю в мире.
В Японии существуют две главные авиакомпании: Japan Airlines и All Nippon Airways.
Вся основная информация о Национальной японской авиакомпании Japan Airlines (JAL) – ведущем мировом перевозчике, который выполняет регулярные международные и внутренние рейсы в 125 аэропортов по всему миру – представлена в статье “Japan Airlines – одна из крупнейших авиакомпаний Азии“.
В число других пассажирских авиаперевозчиков входят Fuji Dream Airlines, Star Flyer, Air Do, Skynet Asia Airways и Skymark Airlines.
Исторически воздушные внутренние перевозки по японскому архипелагу строго регулировались. Трем крупнейшим авиакомпаниям (JAS, ANA и JAL) с 1972 года были выделены конкретные маршруты.
Вплоть до 2000 года стоимость авиабилетов определялась правительством. Вместе с тем с 1995 года у авиакомпаний имелась возможность регулировать стандартные тарифы (тогда было разрешено применение скидок до 50 %). Сегодня авиаперевозчик может самостоятельно устанавливать цену на перелет, но за правительством закреплено право вето, если стоимость окажется очень высокой.
Уровень занятости населения
Лучшие показатели в Японии по уровню безработицы наблюдались в 1960 году, когда экономика страны развивалась стремительными темпами. Официально нетрудоустроенными считался 1 % людей, то есть была достигнута практически полная занятость. А наступивший в 1973 году так называемый нефтяной кризис привел к массовому сокращению рабочих мест.
Ситуация не вышла из-под контроля только благодаря предпринятым правительством мерам по организации рабочих мест и значительному прорыву в области медицины. Пик безработицы – 5,3 % – был зафиксирован в 2010 году, и до нашего времени отмечалось ее постепенное снижение.
По данным на конец августа 2019 года она составляла 2,2 % Несколько иная цифра для молодежи – 3,8 %. Для сравнения: на тот же период времени в США показатель безработицы был равен 8,5 %.
Важное значение для экономики страны имеет коэффициент занятости трудоспособного населения. Рассчитывается он по следующей формуле:
КЗ = (ЧЗЛ/ЧТН) × 100 (%), где
КЗ – коэффициент занятости, искомый параметр;
ЧЗЛ – число занятых людей;
ЧТН – численность трудоспособного населения (возраст от 15 до 65 лет).
В Японии на начало 2019 года КЗ был равен 59,2 %. Как изменялась занятость населения Японии за последние 20 лет, можно узнать, изучив график. Из него видно, что максимальное падение коэффициента занятости пришлось на 2012-й – последний год мирового финансового кризиса.
Население Страны восходящего солнца сокращается, но это вовсе не значит, что растет смертность. Здоровье пожилых японцев лучше, чем у людей преклонного возраста других государств.
Между тем демографическая обстановка в Японии отнюдь не радужная. Сегодня коэффициент рождаемости здесь составляет 1,46, в то время как воспроизводство населения будет иметь место при значении этого показателя на одну женщину в репродуктивном возрасте не меньше 2. И, по всем прогнозам, по крайней мере в обозримом будущем, коэффициент рождаемости таким не станет.
Япония – страна долгожителей. Представители местного населения готовы трудиться и после достижения пенсионного возраста.
К этому их стимулируют и установленные государством правила выплаты денежной помощи людям преклонных лет:
- при выходе на заслуженный отдых в 60 лет размер базовой пенсионной выплаты уменьшается на 0,5 процента за каждый месяц, на протяжении которых человек пребывал на пенсии до достижения им 65-летнего возраста;
- жителю Японии, вышедшему на заслуженный отдых в 70 лет, за каждый месяц, в течение которых велась трудовая деятельность после 65 лет, полагается полупроцентная надбавка к базовой пенсии.
Размер минимальной пенсионной выплаты пожилым людям в Японии составляет 600 долларов, в то время, как в Китае средний размер выплат составляет около 14 долл сельским жителям и около 350 – горожанам.
Более подробную информацию о пенсионной системе КНР предоставляет статья “Пенсия и пенсионная система в Китае“.
Особенности структуры экспорта и импорта Японии
Япония принимает активное участие в международной торговле. Основу экспорта государства составляют транспортные средства. По объему продаж за рубеж продукции данной категории Япония занимает в мировом рейтинге 2-е место (после Германии).
О том, как можно приобрести качественный автомобиль японского производства расскажет статья “Японские автоаукционы: доступное качество“.
Важными составляющими японского экспорта являются также электрические машины, механические устройства и оборудование. Совокупный объем продаж другим странам товаров этих видов (включая автомобили) составляет 55 % от суммарной стоимости поставок в другие государства.
Основные рынки сбыта – Германия, Австралия, страны Юго-Восточной и Восточной Азии, США. Что же касается России, то по размеру экспорта из Японии она находится в третьей десятке среди всех государств мира. Причем в стоимостном выражении большую часть экспортных поставок в РФ составляют транспортные средства.
Основными ввозимыми в Японию товарными группами являются нефтепродукты и минеральные топлива. По данным на начало 2019 года поставлялись они, преимущественно, из:
- России – 6,8 %:
- Катара – 7,7 %;
- Объединенных Арабских Эмиратов – 14,1 %;
- Австралии – 18,2 %;
- Саудовской Аравии – 18,9 %.
Япония импортирует также электрические машины, механические устройства и оборудование. Около половины этих товаров традиционно поставляется из Китая. В целом на долю продукции из Поднебесной приходится около 25 % от стоимости общего импорта на японский рынок.
Заключение
В последние годы рост экономики Японии замедлился. Обусловлено это рядом причин, в числе которых высокие зарплаты, а также дефицит площадей, топлива и сырья, падение спроса на японские товары на внешних рынках.
Власти Страны восходящего солнца предпринимают действия, направленные на снижение влияния негативных факторов, но пока ситуация кардинально не меняется, в то время как государственный долг растет.
Рассказ о Японской экономике: Видео
САМЫЕ КРУПНЫЕ ЭКОНОМИКИ МИРА
Объем экономики той или иной страны принято определять по валовому внутреннему продукту (ВВП). Это общая рыночная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в государстве за определенный период, как правило, год. Регулярный подсчет ВВП в разных странах помогает составлять рейтинг крупнейших экономик в мире.
По состоянию на 2022 год Соединенные Штаты и Китай обладают самыми крупными экономиками на планете, существенно опережая другие страны как по уровню номинального ВВП, так и по ВВП, рассчитанному с учетом паритета покупательной способности (ППС).
Интересно, что в номинальном выражении по объему ВВП США опережают Китай на 6,1 трлн долларов, но при этом на основе ППС, Китай лидирует с отрывом в 4 трлн. В целом темпы роста ВВП в Китае более чем в два раза превышают показатели США.
В ТОП-5 крупнейших экономик мира, помимо США и Китая, входят такие страны, как Япония, Германия и Великобритания. Несмотря на мощные финансовые кризисы и другие потрясения, регулярно происходящие в мире, за последние 40 лет список 20 стран с ведущими экономиками остается практически неизменным.
Важно. Номинальный ВВП 10 ведущих стран составляет около 70% мировой экономики, а 20 сильнейших экономик дают почти 80%.
РЕЙТИНГ ЭКОНОМИК МИРА 2022
Примечание. * Информация о номинальном ВВП в странах основана на актуальных данных Международного Валютного Фонда за 2021 год.
ТОП-5 ЭКОНОМИК СТРАН МИРА
ВВП (номинальный) – 22 939 580 млн долларов
В США самая технологичная экономика в мире, на долю которой приходится 20% глобального производства. Очень развита сфера услуг. Американские корпорации находятся на переднем крае мировых инновационных достижений, особенно в области компьютеров, фармацевтики, розничной торговли, финансов, медицинского, аэрокосмического и военного оборудования.
КИТАЙ
ВВП (номинальный) – 16 862 979 млн долларов
За последние несколько десятилетий Китай демонстрирует удивительный экономический рост. С конца 1970-х годов страна отказалась от закрытой системы с централизованным планированием и перешла на более открытую ориентированную на рынок систему. Этот факт помог стране занять столь желанное второе место в списке крупнейших экономик мира, а по уровню ВВП по ППС и вовсе первое.
ЯПОНИЯ
ВВП (номинальный) – 5 103 110 млн долларов
С показателем номинального ВВП чуть более 5 трлн долларов японская экономика занимает третье место в мире. Это стало возможным во многом благодаря взаимовыгодному сотрудничеству между правительством и частными промышленными компаниями, сильной трудовой этике, высоким технологиям и сравнительно небольшими оборонными ассигнованиям (чуть менее 1% ВВП).
ГЕРМАНИЯ
ВВП (номинальный) – 4 230 172 млн долларов
Германия обладает крупнейшей экономикой в Европе, а в мире занимает четвертое место. В стране очень квалифицированная рабочая сила и высокий уровень жизни. Германия ведущий экспортер машинного оборудования и транспортных средств, химикатов и бытовой техники. В течение последнего десятилетия страна демонстрирует стабильный экономический рост.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
ВВП (номинальный) – 3 108 416 млн долларов
Несмотря на рост индийской экономики в последние годы, которая стала самой быстрорастущей в мире среди ведущих стран, по многим показателям даже опередив Китай, в 2022 году Великобритания вытеснила Индию и вернулась в ТОП-5 рейтинга. Разнообразие британской экономики охватывает широкий спектр современных отраслей промышленности, финансовых и банковских услуг.
В заключение отметим, что номинальный ВВП России составляет 1,6 трлн долларов (11-е место в мире), а ВВП по ППС 4,3 трлн долларов (6-е место в мире). Номинальный ВВП Украины равен 181 038 млн долларов (57-е место в мире), а ВВП по ППС 576 106 млн долларов (40-е место в мире).
ВВП стран мира. Доля стран в мировом ВВП
Сегодня будет познавательная статья, в которой я расскажу и наглядно покажу вам, как распределяется ВВП стран мира по итогам 2021 года. Ознакомившись с публикацией, вы узнаете, как распределяется мировой ВВП по странам мира, а также по регионам, какие страны вносят в него наибольший вклад, какова доля США, Китая, России, Украины и других стран в мировом ВВП. Это будет полезно знать каждому для понимания реальной значимости каждой страны в мировой экономике.
- Что такое ВВП?
- ВВП стран мира — 2021
- ТОП-10 стран по ВВП
- ВВП США (1 место в мире)
- ВВП Китая (2 место в мире)
- ВВП Японии (3 место в мире)
- ВВП Германии (4 место в мире)
- ВВП Великобритании (5 место в мире)
- Доля в мировом ВВП России и других постсоветских стран
- ВВП России (доля в мировом ВВП)
- ВВП Казахстана (доля в мировом ВВП)
- ВВП Украины (доля в мировом ВВП)
- Доля других постсоветских стран в мировом ВВП
- Мировой ВВП: интересные факты
Что такое ВВП?
Для начала кратко напомню, что такое ВВП. ВВП (Валовый внутренний продукт) — это совокупная стоимость всех произведенных товаров и услуг за единицу времени. Для возможности сравнения стран между собой ВВП принято измерять в главной мировой валюте — долларах США.
ВВП считают главным показателем экономики страны. Исходя из того, какова динамика ВВП конкретной страны, как соотносится эта динамика с динамикой мирового ВВП, какую долю ВВП страны занимает в мировом ВВП, можно делать вывод об уровне развития конкретного государства и его весе в мировой экономике.
ВВП стран мира — 2021
Мировой ВВП в 2021 году составил 94 трлн. долларов. Перед вами инфографика, составленная VisualCapitalist на основе данных МВФ по итогам 2021 года, на ней наглядно видно, какую долю в мировом ВВП занимают разные страны и регионы (кликните по картинке, чтобы увеличить).
По картинке видно, что основная часть мировой экономики приходится на страны Азии, Северной Америки и Европы: доли эти регионов примерно схожи. Существенно меньшие доли в мировом ВВП занимают страны Центральной и Южной Америки, Ближнего Востока, Африки, Австралия и Океания.
ТОП-10 стран по ВВП
Рассмотрим, как выглядит первая десятка стран по объему ВВП. Это страны, которые вносят наибольший вклад в мировую экономику, и на которых, в большей степени, и держится вся мировая экономика.
- США — 22,9 трлн. долларов (24,4% мирового ВВП).
- Китай — 16,9 трлн. долларов (17,9% мирового ВВП).
- Япония — 5,1 трлн. долларов (5,4% мирового ВВП).
- Германия — 4,2 трлн. долларов (4,5% мирового ВВП).
- Великобритания — 3,1 трлн. долларов (3,3% мирового ВВП).
- Индия — 2,9 трлн. долларов (3,1% мирового ВВП).
- Франция — 2,9 трлн. долларов (3,1% мирового ВВП).
- Италия — 2,1 трлн. долларов (2,3% мирового ВВП).
- Канада — 2,0 трлн. долларов (2,1% мирового ВВП).
- Южная Корея — 1,8 трлн. долларов (1,9% мирового ВВП).
США создают почти четверть мирового ВВП.
США и Китай вместе создают 42,3% мирового ВВП.
Первые 4 страны (США, Китай, Япония и Германия) создают более половины мирового ВВП.
Первая пятерка стран (США, Китай, Япония, Германия и Великобритания) создает 55,5% мирового ВВП.
Первая десятка стран создает 68% мирового ВВП.
Теперь чуть подробнее рассмотрим страны-лидеры по ВВП: из чего складывается их показатель, и как он менялся в динамике.
ВВП США (1 место в мире)
США лидируют по объему ВВП, производя почти 25% стоимости всех товаров и услуг мировой экономики. В денежном выражении их показатель в 2021 году равен 22,9 трлн. долларов.
Наибольший вклад в эту сумму вносят:
- Сектор финансов, страхования и недвижимости (4,7 трлн. долларов);
- Сектор профессиональных и деловых услуг (2,7 трлн. долларов);
- Государственный сектор экономики (2,6 трлн. долларов).
Доля США в мировом ВВП на протяжении истории менялась скачкообразно и разнонаправленно. Например, в 1800 году она составляла 2%, в 1900 — 10%, а после Второй мировой войны — более 50%. Локальные пики пришлись на 1985 и 2001 годы (более 32% в обоих случаях). С 2001 года наблюдается тренд на снижение доли США в мировом ВВП.
ВВП Китая (2 место в мире)
По итогам 2021 года ВВП Китая составил 16,9 трлн. долларов или 17,9% мировой экономики. В сравнении с США, ВВП Китая меньше на 26%.
При этом, если в ВВП США большую долю занимает услуги, то по объемам производства экономика Китая уже сейчас является лидером, обгоняя США. В частности, Китай лидирует по производству стали, электроники и робототехники. По паритету покупательной способности (ВВП по ППС) Китай также является первой экономикой мира с 2014 года.
Доля Китая в мировом ВВП стремительно растет (с 5% в 1960-е, 70-е, 80-е годы 20 века до нынешних показателей). Согласно прогнозам разных аналитиков, Китай может обогнать США по ВВП в денежном выражении на отрезке от 2028 до 2035 года.
ВВП Японии (3 место в мире)
Тройку лидеров по вкладу в развитие мировой экономики замыкает Япония, при том что это островное государство, а его площадь и население в десятки раз меньше, чем площадь и население США и Китая. По итогам 2021 года Япония создала 5,4% мирового ВВП на сумму 5,1 трлн. долларов.
Доля Японии в мировом ВВП достигала максимума в середине 90-х — тогда она доходила до уровня 17,4% в 1995 году, после чего планомерно снижалась до нынешних показателей. Также Япония — это страна с самым высоким объемом госдолга по отношению к ВВП среди развитых стран — сейчас он приближается к 270% от ВВП (для сравнения, госдолг США, который всегда на слуху, составляет только 132% ВВП).
ВВП Германии (4 место в мире)
Крупнейшей экономикой Европы является Германия, занимающая четвертую позицию в мировом рейтинге ВВП с показателем 4,2 трлн. долларов и долей 4,5% в мировом ВВП.
Ведущей отраслью промышленности Германии является автомобилестроение — страна обеспечивает 20% мирового производства авто. Доля ВВП Германии скачкообразно снижается от максимума в почти 7% в 1980 году. Минимум в 3,92% был установлен в 2015 году, с тех пор страна немного повысила свой вклад в мировую экономику.
ВВП Великобритании (5 место в мире)
Замыкает пятерку лидеров по вкладу в мировой ВВП Великобритания. На нее приходится 3,3% мирового ВВП или 3,1 трлн. долларов в 2021 году. Наибольшей доли 4,5% страна достигала в 2003 году, затем в 2008 эта доля существенно упала, и с тех пор так сильно не поднималась. Нынешний показатель получился лучше, чем за последние 5 лет.
Доля в мировом ВВП России и других постсоветских стран
Теперь рассмотрим, какой вклад в мировой ВВП вносят Россия и другие постсоветские страны.
ВВП России (доля в мировом ВВП)
ВВП России в 2021 году составил 1,65 трлн. долларов, что составляет 1,7% мирового ВВП. По этому показателю Россия входит только во вторую десятку стран мира.
Доля ВВП России после развала СССР достигла минимума около 0,5% в 1998 году, затем планомерно поднялась до 2,55% в 2011 и 2012 годах, после чего резко упала и с 2015 года не превышала 1,7%. Нынешний показатель находится вблизи среднего значения за весь период существования РФ на постсоветском пространстве.
Доля в мировом ВВП России наиболее близка к доле таких стран как Испания и Бразилия.
ВВП Казахстана (доля в мировом ВВП)
Следующим после России на постсоветском пространстве по вкладу в мировой ВВП идет Казахстан — он в 2021 году произвел товаров и услуг на 0,19 трлн. долларов или 0,2% мирового ВВП.
ВВП Украины (доля в мировом ВВП)
Доля ВВП Украины в мировом ВВП в 2021 году составила 0,2% (чуть-чуть меньше, чем в Казахстане). В денежном выражении этот показатель равен 0,18 трлн. долларов.
Доля других постсоветских стран в мировом ВВП
Далее кратко обозначу ВВП других постсоветских стран:
- Узбекистан — 65 млрд. долларов;
- Беларусь — 65 млрд. долларов;
- Литва — 62 млрд. долларов;
- Туркменистан — 53 млрд. долларов;
- Азербайджан — 52 млрд. долларов;
- Латвия — 37 млрд. долларов;
- Эстония — 36 млрд. долларов;
- Грузия — 17 млрд. долларов;
- Молдова — 12 млрд. долларов;
- Кыргызстан — 8 млрд. долларов;
- Таджикистан — 8 млрд. долларов.
В совокупности все постсоветские страны в 2021 году произвели 2,435 трлн. долларов или 2,6% мирового ВВП. Для сравнения, в последний год существования СССР в 1990 году его доля в мировом ВВП составляла 12,4% (ранее — выше, она планомерно снижалась).
Мировой ВВП: интересные факты
В заключение несколько интересных фактов и прогнозов на будущее по мировому ВВП.
С 1970 года по нынешнее время мировая экономика выросла более, чем в 30 раз (тогда мировой ВВП составлял скромные 3 трлн. долларов).
В 2022 или 2023 году мировой ВВП впервые преодолеет отметку 100 трлн. долларов.
К 2050 году мировой ВВП составит, согласно прогнозам, около 180 трлн. долларов.
Теперь вы знаете, как распределяется мировой ВВП в разрезе стран, какие страны вносят в него наибольший вклад. Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свою финансовую грамотность. До новых встреч!