Порядок лишения прав за езду в наркологическом опьянении в 2022

А было ли опьянение?

Практикующим адвокатам и юристам хорошо известно, насколько трудно доказать невиновность водителя по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.8 (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения) и 12.26 (невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения) КоАП РФ.

Нередко суды не обращают внимания ни на процессуальные нарушения, ни на ошибки при составлении документов, ни на противоречия показаний понятых и сотрудников ДПС, ни на показания свидетелей и лица, привлекаемого к административной ответственности. Нормы ст. 49 Конституции РФ и ст. 1.5 КоАП, предусматривающие презумпцию невиновности, применяются редко.

Приведу пример из своей адвокатской практики.

10 мая 2019 г. Наталья Амхадова, управляя автомобилем, стала участницей ДТП, в результате которого получила тяжкий вред здоровью.

С места аварии она была госпитализирована в медучреждение г. Новосибирска, где у нее, пока она находилась в бессознательном состоянии, были взяты биологические образцы для проведения химико-токсикологического исследования на предмет алкогольного и наркотического опьянения. По результатам исследования в крови Амхадовой было выявлено содержание этанола в количестве 0,46 гр/л.

Результаты освидетельствования послужили основанием для привлечения Амхадовой к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП.

Свою вину в правонарушении Наталья Амхадова не признавала и настаивала на своей невиновности, указывая на фальсификацию результатов химико-токсикологического исследования.

После моего вступления в дело в качестве представителя интересов доверительницы и участия в судебном разбирательстве у мирового судьи удалось установить обстоятельства, вызывающие сомнение в соблюдении порядка получения биологических образцов для проведения химико-токсикологического исследования.

В приложении № 3 к Порядку проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденному Приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н, установлены Правила проведения химико-токсикологических исследований при медосвидетельствовании (далее – Правила).

Согласно п. 6 Правил при невозможности проведения клинического исследования у водителя производится забор крови из поверхностной вены в объеме 15 мл в две пробирки объемом 10 и 5 мл. Пробирка с объемом крови 10 мл используется для проведения химико-токсикологических исследований, вторая (с объемом крови 5 мл) хранится как контрольный образец.

В каждом лечебном учреждении, где проводится забор крови для химико-токсикологических исследований, ведется журнал регистрации отбора биологических объектов. В нем указываются:

  • дата и время забора биоматериала;
  • ФИО лица, у которого производится забор;
  • наименование биоматериала и его объем;
  • код, присваиваемый биологическому объекту;
  • дата направления биологических объектов на исследование;
  • подпись освидетельствуемого лица;
  • фамилия лица, ответственного за взятие биоматериала.

Выписка из журнала, представленная в суд, содержала отметку о том, что у Натальи Амхадовой для проведения химико-токсикологических исследований было взято не 15 мл крови, как того требует порядок освидетельствования, а всего 4 мл крови плюс моча. При заборе крови женщина находилась под наркозом (по медицинским документам наркоз был введен за 10 минут до забора биоматериала), поэтому факт забора у нее крови засвидетельствовать не могла.

Любопытным в этом деле было то, что, согласно справке, в ГБУЗ НСО «Новосибирский областной клинический наркологический диспансер» кровь поступила в объеме 15 мл, из них 10 мл было использовано для проведения химико-токсикологических исследований.

Нас с доверительницей заинтересовало, в результате каких манипуляций 4 мл крови превратились в 15, и я ходатайствовал перед судом о проведении молекулярно-генетической экспертизы с целью определить принадлежность доверительнице контрольного образца.

В заявленном ходатайстве суд отказал. Тогда я потребовал провести повторное исследование по контрольному образцу.

В результате повторного исследования 25 сентября того же года было установлено содержание этанола в крови в объеме 0,28 гр/л, что меньше установленного предела и свидетельствовало об отсутствии у моей доверительницы состояния опьянения (состоянием опьянения считается концентрация этанола в крови в объеме более 0,3 гр/л).

Однако данные обстоятельства не смутили мирового судью, и 18 октября он вынес постановление о лишении Натальи Амхадовой водительских прав на полтора года со штрафом в 30 тыс. руб.

Постановление я обжаловал в Октябрьский районный суд г. Новосибирска. Рассмотрев жалобу, суд вернул дело на новое рассмотрение с указанием мировому судье дать надлежащую оценку доказательствам, устранить имеющиеся противоречия и провести необходимые экспертизы (решение по делу № 12-548/2019).

В ходе нового рассмотрения мировой судья, как и в прошлый раз, не утруждал себя оценкой доказательств. В новом постановлении по делу № 5-99/2020-6 он «устранил» противоречия в доказательствах по-своему. Судья указал, что, во-первых, у суда нет оснований сомневаться, что в ГБУЗ НСО «Новосибирский областной клинический наркологический диспансер» поступила кровь в объеме 15 мл, так как исследование крови проводилось именно в этом объеме. Во-вторых, то, что при исследовании контрольного образца у Амхадовой не было установлено состояние алкогольного опьянения, суд во внимание не принял, так как исследование проводилось по истечении четырех месяцев хранения контрольного образца.

Читайте также:
Вулкан Донья-Хуана, Колумбия — подробная информация с фото

Безусловно, и это постановление было обжаловано.

3 августа 2022 г. Октябрьский районный суд г. Новосибирска поставил точку в этом вопросе. Судья Марина Борзицкая разрешила дело на основании закона и исследованных доказательств.

Так, в судебном заседании был допрошен свидетель – фельдшер скорой помощи, оказывавший пострадавшей Амхадовой первую помощь. Свидетель показал, что для оказания неотложной медпомощи в вену пострадавшей был введен катетер, а место ввода было обработано спиртовой салфеткой, которая осталась на месте ввода. Впоследствии из того же катетера был произведен забор крови на химико-токсикологическое исследование. Этот факт послужил окончательным доводом, убедившим суд в невиновности моей доверительницы.

В итоге суд пришел к выводу, что порядок медицинского освидетельствования пациента в лечебном учреждении действительно был нарушен, и допущенные нарушения являются неустранимыми. Следовательно, в материалах дела отсутствует состав административного правонарушения.

Таким образом, постановление мирового судьи о привлечении Натальи Амхадовой к административной ответственности было отменено, а производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП (решение по делу № 12-281/2020).

Данное дело демонстрирует, что лечебные учреждения не всегда должным образом соблюдают порядок проведения освидетельствования водителей на состояние опьянения.

Так, в предоставленной копии журнала не было ни одного пациента, у которого забор биологических сред был произведен без нарушений (в частности, у Амхадовой объем взятой для исследования крови составил 4 мл, у остальных – 9–10 мл при установленной норме 15 мл). Наркологические диспансеры не обращают внимания на несоответствие представленных анализов, нередко осуществляя подлог документов, указывают в справках исследования объемы биологических жидкостей согласно Правилам, а не фактически полученные. А поскольку такие нарушения распространены, и для адвокатов есть поле деятельности по защите нарушенных прав граждан.

Не так дышал

Верховный суд стал очень строг к процедуре проведения освидетельствования таких водителей. Юристы утверждают, что акты о медосвидетельствовании, оформленные с нарушением процедуры, стали признаваться недопустимыми доказательствами буквально три месяца назад. Это дает уверенность в том, что и медики будут относиться к процедуре с должным вниманием. Соответственно, сократится количество необоснованных наказаний.

Итак, приведем конкретные примеры. 7 декабря Верховный суд рассмотрел жалобу некоего А.В. Челпанова. Ему мировой судья вменил пьянство и назначил 30 тысяч штрафа, а также 1 год и 10 месяцев лишения права управления. Все дальнейшие суды подтверждали решение мирового судьи. Однако Верховный суд, изучив материалы дела, пришел к другому выводу.

Дело в том, что по инструкции по проведению медицинского освидетельствования замеры должны производиться либо одним прибором количественного анализа с разницей в 20 минут, либо двумя приборами качественного анализа с той же разницей во времени.

Речь идет об инструкции по медосвидетельствованию на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/У-05 “Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством” (приложение N 3 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308 “О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения”), .

Это очень важный пункт. Сейчас объясним, почему. В случае с Челпановым врач не произвел второй замер. Таким образом была нарушена процедура, а по этому Верховный суд посчитал, что это не может быть однозначным доказательством того, что водитель управлял машиной в нетрезвом состоянии. Любое же сомнение трактуется в пользу обвиняемого. Поэтому Верховный суд освободил его от этого наказания, а административное дело прекратил по истечению сроков давности.

Другой случай произошел в Калуге. Там врач замерил выдох, соблюдя временные рамки, но двумя разными приборами. Однако в инструкции прописано иное. И не просто так. Каждый прибор имеет собственные значения погрешности. Как считает юрист Лев Воропаев, в данном случае показания прибора незначительно отличались от 0.16 мг/л, поэтому измерение вторым прибором могло исказить результат измерения, который был бы при осуществлении измерения только одним прибором, с учетом того, что каждый прибор имеет свою собственную погрешность.

Третий случай еще более интересен. Врач замерил выдох пациента даже три раза! Но Верховный суд не счел эти замеры законными.

Начнем с того, что в инструкции прописано два замера с четким соблюдением временных рамок. В данном случае время не было соблюдено. Поэтому через какие периоды проводились замеры – установить невозможно.

Читайте также:
Автобус 881 Как С Добром Добраться!

В результате первого замера прибор показал количество алкоголя в размере 0,21 мг/л выдыхаемого воздуха. Второй замер показал 0,12 мг/л. А третий, который уже никак не попадал под требования инструкции, показал результат в размере 0,2 мг/л.

Напомним, что законом установлена возможная суммарная погрешность измерений 0,16 мг/л. Она включает в себя и погрешность самого прибора, и метеорологические условия – температура на улице и влажность тоже влияют на показания приборов и метаболические процессы в организме остановленного водителя.

Поэтому Верховный суд счел, что замеры были проведены в нарушение инструкции. Неизвестно, с какой периодичностью они проводились. К тому же один из замеров показал результат ниже установленной погрешности. Поэтому доверять этим показаниям не стоит. Тем более что медики не установили состояние опьянения по клиническим признакам. То есть их либо придумали сотрудники ДПС, либо их попросту не было.

– В данном случае второй результат играет роль большую, чем третий, который проведен в нарушение пункта 16 приказа минздрава, – говорит Лев Воропаев. – Такой вывод сделан еще и потому, что у гражданина отсутствуют клинические признаки опьянения (раньше пункт 16 Приказа делал прямую отсылку к ним, как на обстоятельства, которые должны учитываться при установлении состояния опьянения). И тут, кстати, судья в обоснование своей позиции четко прописывает то, что результаты освидетельствования незначительно отличаются от погрешности в 0.16 мг/л.

Примечательно, что незначительное отличие Верховный суд учитывает все чаще. Кроме того, Верховный суд учитывает и историю правонарушений.

Вот еще один случай. Некий водитель Штуко попался в Саратовской области рано утром в нетрезвом состоянии. И инспекторы и медики провели все замеры и освидетельствования, как положено. Суд вынес ему наказание в размере штрафа 30 тысяч рублей и лишения права управления на 1 год и 11 месяцев. Почти по максимуму. Водитель оспорил это постановление в Верховном суде. Высший судебный орган признал, что его вина полностью доказана. Однако удивился столь жесткому наказанию.

Водитель до этого ни разу не совершал правонарушений, а уж тем более не попадался пьяным за рулем.

Поэтому Верховный суд посчитал, что не должен он нести столь тяжкое наказание. Отягчающими могут быть совершаемые им другие правонарушения. Но в деле их нет. И, по всей видимости, по запросу ВС их не предоставили. Таким образом столь суровое наказание не совсем соответствует нарушению. А поэтому Верховный суд сократил лишение прав до минимальной планки.

По словам Льва Воропаева, Верховный суд в этом плане значительно гуманней районных и областных судов. Те могут снизить наказание на месяц-два.

Медкомиссия-2022: что изменится для водителей

Содержание

  • Когда будет нужна водительская медицинская справка в 2022 году
  • Каких врачей нужно будет пройти, чтобы получить медсправку для водителей
  • Зачем придется сдавать анализы крови и мочи

С 1 января 2022 года в России изменится порядок прохождения медицинской комиссии при сдаче на права или их обмене. Что нового ждет водителей и как будет выдаваться медсправка, читайте в материале.

Когда будет нужна водительская медицинская справка в 2022 году

  • впервые получает права и собирается сдавать экзамены;
  • меняет права в связи с окончанием срока действия;
  • возвращает права после лишения по статьям, связанным с нетрезвым вождением;
  • его здоровье значительно ухудшилось, что может повлиять на безопасность вождения;
  • открывает в удостоверении новую категорию;
  • работает водителем и должен ежегодно проходить медосмотр.

Другие ситуации, когда права меняются в связи со сменой фамилии водителя, утерей или порчей документа, не требуют предоставления медсправки.

Каких врачей нужно будет пройти, чтобы получить медсправку для водителей

Водительская медкомиссия в 2022 году не претерпит больших изменений. Она по-прежнему будет включать следующих специалистов:

  • Офтальмолога, который проверит остроту зрения и определит, требуется ли водителю ношение контактных линз или очков.
  • Психиатра, который проверит наличие психических отклонений у водителя.
  • Психиатра-нарколога, который выявляет наркотическую или алкогольную зависимость.
  • Терапевта или врача общей практики, который изучит заключения других специалистов и вынесет вердикт, можно ли водителю управлять транспортом. Если терапевт посчитает нужным, он отправит водителя к неврологу.
  • Невролога проходят в обязательном порядке водители, получающие удостоверение C, D, CE, DE, Tm, Tb категорий и подкатегорий C1, D1, C1E, D1E. Невролог проведет осмотр на наличие заболеваний нервной системы и, если посчитает нужным, отправит на электроэнцефалографию (ЭЭГ), чтобы проверить патологии функционирования головного мозга.

Справки для водител ей по-прежнему будут выдавать медицинские учреждения, имеющие лицензию на водительский медосмотр. Нарколога и психиатра, как и сейчас, можно будет пройти только в наркологических и психоневрологических диспансерах по месту регистрации или пребывания водителей.

Читайте также:
Псков – — Как С Добром Добраться! Маршрут проложить

Если сейчас цена медсправки для водительских прав варьируется от 2 500 до 6 000 рублей, то с нового года ожидается подорожание в два-три раза за счет нового требования – обязательной сдачи анализа мочи и крови для всех водителей . Сейчас на анализы отправляют только тех водителей, которых нарколог-психиатр подозревает в алкоголизме или употреблении наркотиков.

Зачем придется сдавать анализы крови и мочи

Эти анализы покажут, есть ли в крови и моче водителя запрещенные вещества и в каком количестве. Если исследования выявят алкогольную или наркотическую зависимость, водителя не допустят к управлению автомобилем.

Анализ крови покажет наличие карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT), свидетельствующего о хроническом алкоголизме. Его концентрация не должна превышать 1,2%. При более высоком показателе водителя отправят в стационар на обследование.

Исследование мочи будет проводиться следующим образом:

  • На первом этапе, обязательном для всех водителей, будут выявлять в моче психоактивные вещества и их производные, говорящие об употреблении наркотиков и психотропных веществ.
  • Если анализ окажется положительным, водителя направят на второй этап обследования в диспансер.
  • В условиях стационара водителя тщательно обследуют на заболевания наркоманией и алкоголизмом.
  • Если результаты анализов окажутся спорными, решение будет принимать врачебная комиссия.

Отметим, что обязательный анализ мочи и крови для всех водителей хотели внедрить еще 22 ноября 2019 года. Стоимость медсправки, по мнению экспертов, тогда должна была взлететь в два-четыре раза. Новость встревожила автомобилистов. Они бросились в наркодиспансеры, чтобы получить справки по старым правилам и ценам.

Вскоре правительство отложило намеченные нововведения до 1 июля 2022 года, а затем и до 1 января 2022 года. Отсрочку законодатели взяли для того, чтобы найти более дешевые альтернативные методики выявления алкоголизма и наркомании у водителей и не допустить существенного роста цен на справки.

Поскольку стоимость медсправки для водительских прав с наркологом и психиатром существенно возрастет, водителям, которым предстоит замена или получение прав (либо дополнительных категорий) в 2022 году, можно пройти медосмотр до 1 января. Справка будет действовать 12 месяцев.

Автор: Ирина Джиоева

*** Статья авторская. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.

Как вы считаете, повысят ли нововведения безопасность на дорогах? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Часто задаваемые вопросы

Как можно сняться с учета нарколога?

Во время прохождения бесплатного лечения в наркологическом диспансере, наркозависимого человека ставят на учёт. Это имеет свои плюсы и минусы, но есть и хорошая новость – можно сняться с учета досрочно.

Как сняться с учета у нарколога?

Прежде всего, стоит сказать, что процедура постановки на учёт не является наказанием или некой «меткой» для химически зависимых людей. Так учреждение контролирует процесс лечения и реабилитации, а врачи убеждаются, что зависимый прошёл полный курс терапии от зависимости. Если уходят симптомы заболевания, то учёт снимается.

Когда человек проводит досрочную процедуру снятия с учета, то он теряет право на прохождение бесплатной терапии. Возможно ли прекращение учета в наркологическом диспансере без потери возможностей получения помощи? На этот вопрос можно ответить, если вспомнить причины постановки на учёт:

  • Злоупотребление алкоголем, развитие заболевания алкоголизм.
  • Вождение в нетрезвом виде, которое стало причиной задержания сотрудниками ГИБДД.
  • Употребление наркотиков, даже однократное.
  • Если вы состоите на учете, то освобождаетесь от службы в армии.
  • Вашим бесплатным лечением занимаются квалифицированные наркологи.
  • Больному доступны все услуги в рамках госпрограммы, которые предоставляет данное заведение, в том числе и длительная реабилитация.
  • Когда на наркологическом учёте состоит студент, ему даётся возможность пройти лечение без потери места в ВУЗе, нарколог выдаёт ему соответствующую справку.
  • Если состоящий на учёте задерживается за вождение в пьяном виде, его не могут лишить прав без согласия лечащего врача. При исправном посещении диспансера и выполнении рекомендаций, нарколог будет на стороне пациента.

С учёта можно сняться заранее, добросовестно выполняя все рекомендации врачей, или через суд. Во втором случае это лучше сделать с помощью судебного нарколога и адвоката, что даст возможность быстро и грамотно провести все необходимые судебные процедуры.

Смысл постановки на учёт

Количество людей, которые проходят постановку на учёт постоянно возрастает в последние годы, часть из них желают прекратить учёт досрочно, что вызывает потребность в знании нюансов этого процесса.

Что значит постановка? Автоматически гражданин переходит в разряд лиц, нуждающихся в помощи нарколога, в лечении заболевания. На время он ограничен в некоторых гражданских правах. Постановку на учёт нельзя назвать приятной процедурой, но именно она даёт возможность пройти длительное лечение зависимости и достигнуть ремиссии бесплатно, это эффективный вариант для возвращения к здоровой жизни. Обычно родственники настроены в отношении процедуры лояльно, не высказываются против учета у нарколога.

Читайте также:
Прививка от жёлтой лихорадки — куда и когда делать?

Для государства процедура учёта наркологических больных имеет большое значение, даёт возможность вести ежегодную статистику зависимых, отслеживать динамику роста или снижения количества зависимостей, их вида, географической локализации. Зачем необходимы эти данные? Они позволяют строить наиболее эффективные стратегии борьбы с распространением наркотиков, планировать профилактику, внедрять федеральные программы по борьбе с заболеванием.

Плюсы и минусы постановки на учёт

Выявление и учёт наркологических больных – это одна из задач, которые ставит государство перед диспансерами. Постановка на учёт является для многих больных защитой от опасности прогрессирования заболевания. Процедура даёт пациенту ряд преимуществ:

Будет неверным сказать, что в постановке есть только плюсы, процедура учёта приносит и явные неудобства:

  • У поставленного на учет зависимого нет возможности получить водительское удостоверение.
  • В период учёта у вас не будет возможности трудиться по специальностям, где опасные, сложные условия труда: пожарником, электриком и т.д.
  • Вы не сможете пройти оружейную комиссию у нарколога.
  • Соответственно, вы не можете работать по специальностям, где работа сопровождается ношением оружия.
  • В период учёта при совершении административного нарушения на человека накладывается наказание в виде ограничения в устройстве на работу на период трёх лет.

Виды наркоучёта

Видов учета у нарколога существует несколько. Они отличаются тем, как проводится регистрация и контроль зависимых. Есть принудительное наблюдение, лечение у нарколога в амбулаторном формате. Если наркоман является преступником и признан невменяемым, он проходит лечение в психиатрическом стационаре.

Сняться с учёта любого вида досрочно можно через суд или в результате качественной реабилитации.

Профилактическое наблюдение зависимых

Профилактическое наблюдение необходимо в том случае, когда зависимость ещё не сформировалась либо есть неопределённость в диагнозе. Такой вид контроля длится до года. Всё это время человек имеет право на лечение. Чтобы сняться с учёта этого типа требуется письменное согласие нарколога.

Когда устанавливается профилактический учёт?

  • При эпизодическом употреблении психоактивных препаратов.
  • При задержании водителя в состоянии опьянения.
  • При единичном случае передозировки, в результате которого вы попали в специализированную больницу.

Срок учёта не является строго фиксированным, он зависит от состояния больного, его успехов в лечении и следования рекомендациям нарколога. Например, срок может быть продлён при агрессивном поведении, при употреблении ПАВ, и не только продлён, а переведён в форму диспансеризации.

Что такое диспансеризация?

Диспансеризация используется для зависимых людей, у которых уже есть точный диагноз. Этот тип наблюдения предполагает постоянные медицинские осмотры, курс терапии, регулярную сдачу анализов. В этом случае человек может сам посещать амбулаторию.

При диспансеризации пациент обязан соблюдать рекомендации специалистов. В том случае, если он нарушает правила, не является в назначенные дни на осмотры, не сдаёт анализы, тогда врачи имеют право обратиться в полицию для оказания помощи в осуществлении принудительного лечения. Такое обращение может быть однократным.

Постоянно заставлять человека проходить лечение невозможно, каждый раз приводить его в клинику на приём к врачу и на анализы за ручку никто не станет. Но если человек желает избавиться от бремени учёта, необходимо решение медицинской комиссии. Снятие с учёта может произойти и по негативному сценарию: если зависимый в период контроля со стороны врачей совершил правонарушение, он снимается с учёта и получает наказание на срок до трёх лет.

Возможен ли анонимный учёт?

Анонимное лечение возможно при прохождении его на платной основе. При платном диспансерном учёте, то есть длительном наблюдении у специалистов до достижения полной ремиссии, ваши данные есть только у врача, они не подаются ни в какие органы.

Если вы проходите лечение анонимно, то вы ни в чём не ограничены, можете получить водительскую справку, пройти оружейную комиссию и так далее. В такой ситуации пациент, как и любой другой человек, может обратиться за помощью к специалистам, у него нет необходимости в обязательном порядке сдавать анализы, в определённые сроки посещать нарколога. Платное лечение можно прервать в любой момент по желанию больного, в этом случае это его законное право.

Получение водительских прав

Когда вы получаете водительское удостоверение, этому предшествует прохождение специальной медицинской комиссии, включающей несколько специалистов, среди них и нарколог. Может ли успешно пройти это освидетельствование человек, находящийся на лечении в диспансере?

При постановке на учёт, если это бесплатное лечение, вы, к сожалению, не сможете в этот период получить справку и удостоверение водителя. Граждане, которые были задержаны за рулем в нетрезвом виде, так же лишаются удостоверения.

Читайте также:
Расстояние Нижний Новгород — Сыктывкар. Маршрут проложить. Как доехать

Фактически наркологическое заболевание является противопоказанием для вождения автомобиля. Поэтому, если ваша болезнь официально зафиксирована, данные о ней доступны в федеральной базе данных, естественно, что вам запретят вождение автомобиля и других транспортных средств. При профилактическом учёте действующие права не изымаются, но, если их срок истёк, то новые права вам не выдадут. После прекращения учёта, если наблюдается положительная динамика, у вас не будет проблем с новыми правами.

Процесс снятия с учёта в диспансере

Прежде всего, стоит понять, что у врачей нет цели преумножить количество зависимых, ситуация как раз обратная. Цель любого лечения как платного, так и бесплатного с постановкой на учёт – это полное излечение больного. Врачу нет смысла искусственно затягивать его сроки. Если всё отлично, и человек идёт на поправку, то специалисты готовы рассмотреть вопрос о снятии с учёта.

Врачи сами заинтересованы в хороших показателях своей работы, эффективности лечения, а значит, у них нет никаких причин продлять диспансерное наблюдение без оснований.

Сначала такое решение принимает лечащий врач, затем вопрос выносится на рассмотрение заведующим диспансером. Именно он, при одобрении инициативы врача, обращается во врачебно-судебуную комиссию при больнице с просьбой о снятии пациента с учёта раньше установленного срока.

Обычно наркологический учет для алкоголиков длится от одного года до трёх. Год наблюдаются у специалистов те, кто злоупотребляет спиртным, но пока не имеет сформировавшейся зависимости. Три года стоят на учёте люди с подтверждённым диагнозом алкоголизм.

Как сняться с учёта быстро?

Эта процедура проводится через суд, поэтому самое лучшее, что гарантирует оптимальный результат, это обращение к профессионалу, к адвокату. Есть более трудоёмкий, но, конечно, наиболее идеальный в плане здоровья вариант: качественно пройти терапию, максимально быстро осуществить необходимое лечение, действительно поправить своё здоровье, создать себе хорошую репутацию в глазах лечащего врача.

Если вы решили сократить срок учёта через суд, вы можете воспользоваться услугами юридического центра. Вам будет нужна медицинская карта или её копия. Информацию карты изучат судебные наркологи из центра и наметят стратегии достижения цели, сформулируют причины досрочного прекращения учёта.

При эффективном прохождении лечения и реабилитации вы уже через год можете попробовать сняться с наркологического учёта. Если вы решили идти путём судебного разбирательства, самое лучшее делать это при помощи профессионалов, которые знают все нюансы процесса и имеют большой опыт.

Правила записи на первичный прием и на консультацию

Гражданин, при личном обращении в регистратуру БУЗ ВО «ВОКНД» для подачи заявки на прием или консультацию к врачу, может получить услугу в порядке очереди по факту обращения согласно времени, отведенному для приема в графике конкретного врача БУЗ ВО «ВОКНД».
Гражданину необходимо предъявить регистратору документ, удостоверяющий личность, полис ОМС.

Правила записи на обследование

Обследование проводится в соответствии со стандартом и порядком оказания наркологической помощи. Приказ МЗ РФ от 30 декабря 2015 г. № 1034н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология». При личном обращении в БУЗ ВО «ВОКНД».

Правила подготовки к диагностическим исследованиям

Диагностические исследования проводятся по соответствующему графику:
– ОАК, ОАМ, биохимический анализ крови – обследования проводятся:
вторник, четверг с 8-30 до 9-30. Обследования проводятся натощак, не позднее, чем за 12-ть часов после последнего приема пищи, из рациона исключить: жареное, жирное.
– СДТ, дианарк – обследования проводятся: понедельник, среда, пятница с 8-30
до 12-00. Обследования проводятся натощак, не позднее, чем за 12-ть часов после последнего приема пищи, из рациона исключить: жареное, жирное.

Правила и сроки госпитализации

Госпитализация наркологических больных осуществляется согласно Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185-I (в редакции от 21.11.2011 г.). Госпитализация осуществляется в день обращения, осуществляется на добровольной основе.
Недобровольная госпитализация осуществятся в соответствии со ст. 29 «Основания для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке» Закона № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Порты Японии

Япония является островным государством, поэтому осуществление перевозок по морю играет важную роль в экономической жизни страны и международных отношениях. Японские портовые сети начали активно развиваться с 19 века, когда страна стала сотрудничать с другими государствами. Сейчас Япония представляет собой крупнейшую экономическую державу мира, производящую гигантское количество автомобилей, электроники, промышленных машин. Все это поставляется в другие страны морским путем. На данный момент государство имеет более 1000 портов, расположенных на побережье. Примерно 100 из них имеют статус главных, где совершается основной грузооборот. 22 считаются специализированными. Остальные являются гаванями местного назначения, доставляющими товары внутри страны.

Читайте также:
Расписание автобусов Крутиха, Алтайский край Автовокзал Маршрут проложить

Крупнейшие морские порты Японии

  1. Иокогама
  2. Китакюсю
  3. Нагоя
  4. Осака
  5. Кобе
  6. Токио
  7. Кавасаки
  8. Тиба
  9. Симоносеки
  10. Вакаяма

Иокогама — главные морские ворота Японии

Иокогама — крупнейший портовый японский город. Он располагается в 30 км от Токио. Его омывает Токийский залив. Вместе с Токио Иокогама образует самую большую агломерацию страны. Мегаполис приобрел важное экономическое значение уже в 19 веке, когда стала развиваться торговля шелком с другими странами. Во второй половине 20 века его док был перестроен и значительно расширен. Сейчас территория акватории Йокогамы составляет более 100 кв км. Гавань имеет 166 причалов. Основная специализация — грузовые и пассажирские перевозки. Длина причального фронта — 40 км с глубинами до 17 метров. Через Иокогаму проходит пятая часть грузооборота Японии. Суммарный оборот составляет 130 млн тонн. Главная доля экспорта принадлежит продукции машиностроения, металлоизделиям, автомобилям, химвеществам. Импортируются такие товары:

  • нефтепродукты;
  • цемент;
  • хлопок;
  • морепродукты;
  • зерновые.

Портовая сеть имеет нефтяные, контейнерные, паромные терминалы. Помимо этого, существует 8 причалов для обслуживания военного флота США. Судостроительные предприятия, расположенные в доке, могут осуществить ремонт и обслуживание любого судна, включая военные крейсеры грузоподъемностью до 270 тонн. Йокогама — главный круизный причал Японии. Тут швартуется большинство круизных лайнеров. Прибывшим пассажирам предоставляется возможность бесплатного трансфера до вокзала Йокогамы, откуда можно быстро добраться до Токио. До международного аэропорта, находящегося в Токио, можно доехать на скоростном поезде. Ближайшие места для приема пассажирских судов находятся в Токио.

Нагоя — лучшие круизные терминалы

Нагоя — крупный мегаполис, 4-ый по количеству населения в Японии. Его порт имеет важное культурное и экономическое значение. Это крупнейшая гавань на юго-восточном побережье острова Хонсю. Грузооборот составляет 110 млн тонн ежегодно. Акватория имеет площадь более 21 кв км. Ее прикрывают волноломы длиной около 7 км. Эта территория обеспечивает одновременную разгрузку и погрузку судов общим количество 290 штук. Здесь располагается 70 причалов общего назначения. Существуют контейнерные, нефтяные, паромные терминалы. Протяженность причального фронта составляет 38 км. Наибольшая глубина возле места швартовки составляет 13 метров.

На экспорт отправляются металлоизделия, промышленная техника, автомобили. Ввозятся лесоматериалы, хлопок, зерно, нефть, уголь, шерсть. Круизные суда швартуются в центре порта Нагоя. Терминал представляет собой очень привлекательное туристическое место. Он имеет несколько больших комфортабельных залов ожидания, магазины, автостоянки. Значительная часть была перепроектирована в развлекательную зону, где находятся: торговый центр, луна-парк, океанариум. Здесь стоит пришвартованный ледокол «Фудзи», на котором совершались плавания по Северному Ледовитому океану. Аквариум с обитателями океана занимает 2 здания. В нем огромное количество рыб и морских животных, включая таких больших, как дельфины и касатки.

Кобе — первый международный порт

Кобе — город на острове Хонсю, административный центр префектуры Хиого. Это один из главнейших морских портов страны. Он располагается на северном берегу залива Осака Внутреннего Японского моря. С 8 века Кобе являлся центром международной торговли. Грузооборот составляет 150 млн тонн. Это третья часть внешнеторгового оборота государства. Промышленность города представлена металлургической, машиностроительной, военной, химической отраслями. Эта гавань была хорошо известна в Европе, так как раньше была единственной, принимавшей иностранные суда. Остальные были закрыты для иностранцев. Порт быстро разрастался, приобретая ключевое значение. В годы Первой и Второй мировых войн Кобе был военно-морской базой. После бомбардировок 1945 года он был почти разрушен. Его заново отстроили и расширили.

В 1966 году начались работы по созданию насыпного острова, предназначавшегося для дополнительных причалов и других сооружений. За счет этого порт стал значительно больше, у него появилось множество новый причалов. Каждый год Кобе принимает 11 000 иностранных судов, 83 000 местных. Одновременно он способен обслуживать 250 судов большой тоннажности. Кобе специализируется на отгрузке товаров на экспорт, пассажирских перевозках. Круизный терминал считается вторым портом Осаки, поэтому в маршрутных картах указывается как Kobe (Osaka). Имеется 2 круизных причала. Naka Pier в центре города — для люксовых компаний. Остальные принимает Kobe Port Terminal.

Порты Японии и города, обзор и назначение крупных портов страны

Торговые порты Японии и роль их во внешней торговле

Теперь следует рассмотреть расположение главных ввозных портов в Японию и установить их специализацию в отношении приема тех или других видов грузов, а затем на основании всего сказанного о внешнем товарообмене попытаться определить, какие изменения в географию грузопотоков по морю могла внести война.

Читайте также:
Цены в Судаке 2022: еда, билеты, жилье у моря

Таблица 8 указывает, какое исключительно крупное значение играли во внешней торговле Японии ее тихоокеанские порты. Три порта Иокогама, Кобе и Осака пропускали через себя около 88—89% всего японского экспорта и около 89% японского порта.

Лишь ничтожные 11—12% приходились на прочие порты страны Кобе и Иокогама являлись по тем временам в японских масштабах (да и не только в них) портами-гигантами. За ними, сильно уступая держались Осака, Модзи и Нагасаки. Первый из них, расположенный вблизи Кобе, с нашей точки зрения может быть рассматриваем вместе с ним. Модзи и Нагасаки принадлежат острову Кюсю. Ближе всех к Японскому морю лежит Модзи, расположенный на южном берегу Симоносекского пролива, западный выход из к о т о р о г о ведет в восточный проход Корейского пролив восточный — через Внутреннее море Японии с его двумя выходами (проливы Бунго и Кии) в океан.

Промежуточное между океаном и Я п о н с к и м морем положение занимает Хакодате. Однако, на его долю приходилось всего лишь 1,3% от всего вывоза Японии и столько же от ввоза в нее.

На все прочие порты Японии приходилось в отношении внешне торговли 3,6% от вывоза и 3,1% от ввоза в страну.

Какая же доля из этих 3—3,5% могла приходиться на порты Японского моря, доступные для контроля русских крейсеров?

Наиболее значительными портами западного и южного побережья острова Хоккайдо и западного и северного—острова Хонсю являлись

На западном берегу Хоккайдо

1) Отару. Город с населением около 70 тысяч человек, 1 порт открытый для внешней торговли, связанный железной дорогой с угольными бассейнами долины реки Исикари, центр торговли сельдью.

Незадолго до войны в нем создался небольшой завод для очистки соли.

В 1902 г. его посетило 71 судно с общим тоннажем 71 тысяча тонн, из которых 56 японских и 8 английских.

Стоимость экспорта в 1900 г. около 0,75 миллиона иен (или около 0,25% всего вывоза из Японии), из которых более 60% приходилось на вывоз ж.-д. шпал (в Сев. Китай) и 31%—на уголь.

В Цугарском проливе

2) Xакодате. .В 1902 г. имел около 89 тысяч жителей. Еще не был связан железной дорогой с внутренними частями острова Хоккайдо, но дорога уже строилась.

Роль в общеяпонском ввозе и вывозе показана выше. Состав ввоза—продукты питания (55% от всего импорта этого порта). Из них рис—в первую очередь. Текстиль, рыболовные и корабельные снасти, металлы и металлические изделия составляли остальную часть ввоза. В вывозе преобладали продукты моря (85%), из них на первом месте — рыбный тук для удобрения рисовых полей.

Некоторое значение имел вывоз серы, доставляемой сюда парусным каботажем из Кусиро.

В городе расположена Военно-морская школа.

3) Аомори — в заливе Рикуоку, на северном берегу острова Хонсю. 24 тысячи жителей, 2 резиденция губернатора префектуры того же названия.

Будучи связан железной дорогой со всей сетью острова Хонсю, расположенный на южном берегу Цугарского пролива, являлся пунктом, через который каждую весну направлялось большое число сезонных рыбаков, промышлявших в течение лета на побережьях Хоккайдо. Осенью наблюдался обратный поток их на Хонсю.

Окруженный рисовыми полями, город Аомори отправлял также на Хоккайдо и некоторое количество риса.

Место расположения одного из полков 8-й дивизии.

На западном берегу Хонсю от Цугарского пролива до полуострова Гото:

4) Цуцидзаки (12 тысяч жителей) вместе с бухтой Фунакава и городом того же названия (3800 жителей) могли иметь некоторое значение в качестве порта для города Акита, совсем незадолго до 1904 г. соединенного железной дорогой с Аомори. В Акита стоял также один из полков 8-й (Хиросакской) дивизии.

5) Саката (21 600 жителей). В год посещался полусотней пароходов и восемьюстами джонок. Верфь для постройки джонок.

6) Камо (4800 жителей). За год посещался пятьюстами джонок и 100—200 прочих мелких судов.

7) Остров Садо с населением около 120 тысяч человек. Известен разработками серебра и золота, расположенными близ городка Аикава (16 тысяч жителей). Сообщение — небольшими пароходами с городом Ниигата. Зимой вследствие штормов сообщение нерегулярное. Подводный кабель между деревней Ебису (на о. Садо) и городом Ниигата.

8) Ниигата (46 тысяч жителей)—порт, открытый для внешней торговли, В 1901 г. экспорт определился суммой в 100 тысяч иен, а импорт—около 760 тысяч. Место выхода к Японскому морю ж.-дорожной ветки из Токио.

Читайте также:
Проблема двойного гражданства России и Польши: о чем говорят факты

9)Касивазаки (9 тысяч жителей) и Наойецу (11 тысяч жителей), связанные между собой тянущимся у самого берега участком только что упомянутой железной дороги. На участке семь тоннелей. Небольшие городки, не имевшие никаких портовых сооружений. Условия выгрузки пассажиров и грузов на шаландах—в полной зависимости от погоды.

К востоку от Касивазаки и к югу от Ниигата в окрестностях города Нагаока (в 1908 году 36 тысяч жителей) располагались нефтеразработки и нефтеперегонный завод американской компании Стандарт-ойль (источники Уразе, Хире, Кацубо). В окрестностях самого Касивазаки—нефтяные источники Нагамине, Камада.

Однако, города Ниигата и Касивазаки нефти не экспортировали. Ниигата в довоенное время была известна лишь производством лакированных и пеньковых изделий.

10) Несколько малых, не имеющих оборудования портов бухты Тояма, как Фусики и Синминато, и полуострова Гото: Нанао, Вадзима.

Из них первые два обслуживают города Такаока (33 тысячи жителей в 1908 г.) и Тояма (57 тысяч в том же году).

На берегу о-ва Хонсю от полуострова Гото до меридиана островов Оки (включая бухту Вакаса)

11) В северо-восточной части этого участка лежит крупнейший город всего западного побережья Хонсю — К а н а з а в а. Перед войной он насчитывал около 90 тысяч населения (110 тысяч в 1908 г.), являлся местом расположения штаба и двух полков 9-й (Каназав-ской) дивизии. Связан железной дорогой с районом Киото — Нагойя.

Близлежащие маленькие портовые города Канаива, Микава, Комацу лишь частично обслуживали город Каназава, так как не имели никакого портового оборудования и обеспеченных якорных стоянок, будучи расположены на совершенно открытом берегу.

Также имел лишь узкое местное значение порт М и к у н и, доступный для самых малых судов.

Этот порт расположен вблизи небольшого города Фукуи (50 тысяч жителей в 1908 г.).

Как Фукуи, так и Каназава были уже связаны с железной дорогой с Киото и Осака, соединяющей побережья Японского моря с морем Внутренним.

12) В бухте Вакаса был известен тогда молодой порт Цуруга (около 20 Тысяч жителей), развившийся в качестве ближайшего торгового центра к Владивостоку и выходу к морю Сибирской магистрали.

В Цуруге железнодорожная пристань, к которой могли подходить пароходы с 7,3-метровой осадкой.

В южной части бухты Вакаса небольшой прибрежный город О б а м а с населением около 20 тысяч человек.

В западной части з. Вакаса — также молодой в то время военный порт Майдзуру. Начатый постройкой в 1897 г. порт этот привлекал большое внимание русского командования в качестве ближайшей к Владивостоку военной базы японского флота. В Майдзуру строился сухой док.

Несколько далее на запад в бухте Мияцу-ван — городок Мияцу с населением около 10 тысяч человек.

На участке от бухты Вакаса до Симоносеки

13) Несколько незначительных городских поселений, среди которых город Тоттори с 32 тысячами жителей — в 7 километрах от берега.

На берегу перед ним у деревни Ивадо высадочное место для барж, при помощи которых обычно разгружаются приходящие на открытый рейд пароходы.

14) На побережьях бухты Михо-ван и двух лежащих за ним лагун, сосредоточилось несколько населенных пунктов городского типа: Ионаго (15 тысяч жителей), Ясуги (около 5 тысяч), Сакаи-маци, Мацуе (31 тысяча). Не будучи в то время связаны железной дорогой (дорога только строилась) с основной железнодорожной сетью Японии, эти населенные пункты зависели в значительной мере от морского каботажного транспорта.

Далее к югу можно назвать 3—4 небольших города: Xамада (9200 жителей), Суса (5 тысяч), Хаги (20 тысяч) и несколько меньших.

Ничем не известные в промышленном отношении эти города, как и все указанные на западном берегу Хонсю, безусловно зависели от каботажа, но не играли почти никакой роли в заграничной морской торговле.

Из приведенного ясно, насколько были отличны по своему значению берега японских островов, омываемых Японским морем, от берегов Тихого океана, Внутреннего моря и острова Кю-Сю.

Таблица 9, в которой приведены данные об интенсивности судоходства по портам, дает еще более непосредственное подтверждение ничтожного участия побережья японских островов, омываемых Японским морем, во внешней торговле страны.

Крупнейшие и крупные промышленные центры, важнейшие портовые города последних с трудом могут быть сравниваемы в этом отношении с западными берегами Хоккайдо и Хонсю.

1 В 1908 г. было уже 91 тысяча человек.
2 В 1908 г. уже 47 тысяч человек.

Порты Японии и города, обзор и назначение крупных портов страны

Аннотация издательства: Содержанием книги является подробное описание природных условий, устройства, деятельности и экономического значения 54 важнейших торговых и 6 военных портов Японии и общий очерк развития и современного состояния морского транспорта и торгового флота Японии. В русском издании весь материал дополнен новейшими данными по 1938—1939 гг., а общий очерк написан заново.
Книга предназначается для работников военного и торгового флотов и для всех занимающихся вопросами экономической и транспортной географии, и рассчитана на читателя, знакомого с основными вопросами физической и экономической географии.

Читайте также:
Парк птиц и рептилий на Бали — история, фото, описание, время работы, карта

ОГЛАВЛЕНИЕ
От переводчика (стр. 3)
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОБЩИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА И ПОРТОВ ЯПОНИИ
Глава I. Краткий обзор природных условий японских портов
1. Введение (стр. 7)
2. Географическое положение Японии (стр. 8)
3. Поверхность (стр. 11)
4. Реки (стр. 16)
5. Морские факторы (стр. 17)
6. Климатические влияния (стр. 21)
7. Характер береговой линии (стр. 24)
Глава II. Краткий очерк развития морского транспорта и внешних отношений докапиталистической Японии
8. Период до появления европейцев в Японии (стр. 30)
9. Первые сношения с европейцами (стр. 32)
10. Время изоляции Японии (стр. 33)
11. Сношения с другими странами в период изоляции и конец этого периода (стр. 35)
Глава III. Краткий очерк развития внешней торговли и морского транспорта Японии после революции Мейдзи
12. Очерк общего хода развития внешней торговли (стр. 39)
13. Внешняя торговля Японии. Импорт (стр. 42)
14. Внешняя торговля Японии. Экспорт (стр. 47)
15. Изменения во внешней торговле Японии в связи с японо-китайской войной 1937 г. (стр. 51)
16. Развитие морского транспорта и торгового флота Японии до начала 30 гг. XX в. (стр. 53)
Глава IV. Общий очерк современного состояния и деятельности японского торгового флота
17. Современный торговый флот Японии. Состав флота (стр. 63)
18. Современный торговый флот Японии. Судостроение (стр. 74)
19. Современный торговый флот Японии. Деятельность флота (стр. 79)
20. Внутренний транспорт Японии и значение морского торгового флота (стр. 84)
Глава V. Общие данные о портах Японии
21. Общие сведения о торговых портах (стр. 92)
22. Краткие сведения о морских промыслах, промысловом флоте и рыбачьих портах Японии (стр. 104)
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ОБЗОР ВАЖНЕЙШИХ ПОРТОВ
Введение. Распределение портов по группам (стр. 113)
Глава I. Порты острова Кюсю
Общая характеристика размещения портов Кюсю (стр. 114)
1. Кагосима (стр. 114)
2. Мисуми (стр. 119)
3. Нагасаки (стр. 122)
4. Миике (стр. 132)
5. Хирадо б. Имари (стр. 137)
7. Сасебо (стр. 138)
8. Карацу (стр. 141)
9. Фукуока — Хаката (стр. 143)
10. Вакамацу (стр. 149)
Общее заключение о портах Кюсю (стр. 154)
Глава II. Порты Японского Внутреннего моря
A. Порты Западного входа в Японское Внутреннее море (стр. 156)
11. Кокура (стр. 156)
Порты Симоносекского пролива (стр. 158)
12. Симоносеки. 13. Модзи (стр. 158)
Б. Порты Восточного входа в Японское Внутреннее море (стр. 167)
14. Кобе (стр. 171)
15. Осака (стр. 182)
16. Сакаи (стр. 193)
B. Остальные порты Внутреннего моря (стр. 195)
17. Такамацу (стр. 196)
18. Тадсцу (стр. 198)
19. Уно (Окаяма) (стр. 200)
20. Ономити (стр. 201)
21. Итозаки (стр. 203)
22. Удзина — Хиросима (стр. 204)
23. Куре и Иосиура (стр. 206)
24. Токуяма (стр. 208)
25. Имабари (стр. 209)
26. Мицугахама — Такахама (стр. 212)
Г. Порты перед Восточным входом во Внутреннее море (стр. 214)
27. Токусима и Комацусима (стр. 214)
28. Вакаяма — Ваканура (стр. 218)
Общее заключение о портах Внутреннего моря (стр. 220)
Глава III. Порты Тихоокеанского побережья острова Хонсю
A. Порты залива Исе (стр. 222)
29. Нагойя (стр. 226)
30. Йоккаити (стр. 231)
Б. Порты залива Суруга (стр. 234)
31. Симидзу (стр. 234)
B. Порты Токийского залива (стр. 238)
32. Иокогама (стр. 241)
33. Токио (стр. 249)
34. Йокосука (стр. 254)
35. Урага (стр. 256)
Г. Рыбачьи порты равнины Канто (стр. 257)
36. Мисаки (стр. 257)
37. Тиоси (стр. 258)
Д. Порты Сендайского залива (стр. 260)
38. Исиномаки (стр. 261)
39. Сиогама (стр. 262)
Общее заключение о портах тихоокеанского побережья Хонсю (стр. 264)
Глава IV. Порты западного побережья Хонсю
Распределение портов (стр. 265)
A. Порты Тюгоку (стр. 265)
40. Сакаи (Матсуе) (стр. 265)
Б. Порты залива Вакаса (стр. 269)
41. Миядзу (стр. 270)
42. Майдзуру и 43. Син-Майдзуру (стр. 272)
44. Цуруга (стр. 274)
B. Порты больших равнин северо-запада Хонсю (стр. 278)
а) Порты полуострова Ното (стр. 278)
45. Канаива (стр. 278)
46. Фусики (стр. 279)
47. Нанао (стр. 281)
б) Порты равнины Ниигата (стр. 283)
48. Ниигата (стр. 283)
40. Наойецу (стр. 290)
в) Порт равнины Саката (стр. 291)
50. Саката (стр. 291)
г) Порты равнины Акита (стр. 293)
51. Акита — Цутизаки (стр. 293)
52. Фунакава (стр. 296)
Г. Порты северного берега Хонсю (стр. 297)
53. Аомори (стр. 297)
54. Оминато (стр. 302)
Общее заключение о портах западного побережья Хонсю (стр. 302)
Глава V. Порты острова Хоккайдо
Хоккайдо как общий хинтерланд для портов острова (стр. 304)
55. Хакодате (стр. 306)
56. Муроран (стр. 310)
57. Отару (стр. 314)
58. Румой (стр. 318)
59. Кусиро (стр. 323)
60. Немуро
Общее заключение о портах острова Хоккайдо (стр. 324)
Перечень источников (стр. 326)
Список карт и планов (стр. 327)
Указатель географических названий (стр. 329)

Читайте также:
Отдых в Анапе в 2022 году: санатории и пансионаты

Перевод труда известного германского географа, профессора, доктора Л. Мекинга «Порты Японии» был предпринят по инициативе кафедры Военно-Морской географии Академии ВМФ им. Ворошилова. Автор предлагаемого вниманию советского читателя труда, профессор Мекинг, посетил Японию в 1911 — 1912 гг. и тогда же начал сбор и обработку материалов для настоящего исследования. В 1926 г. проф. Мекинг еще раз посетил Японию и объехал почти все описанные им порты. Ему удалось использовать на месте, кроме своих личных наблюдений, еще и ряд материалов, не имеющихся ни в европейской, ни в американской литературе. Все это придает особую ценность фактическому материалу книги.

Весь труд проф. Мекинга распадается на две части: первая, вводная часть, посвящена краткому обзору отдельных сторон физической и экономической географии Японии исключительно с точки зрения влияния этих условий на размещение и деятельность портов, не являясь, однако, ни в какой мере общим географическим очерком страны; во второй, специальной части, дается описание отдельных портов. Описание это не претендует на исчерпывающую полноту. Автор стремился из множества японских портов отобрать наиболее типичные для каждой отдельной области и показать на них наиболее характерные черты и отдельных портов и всей их группы в целом. Так например, останавливаясь более детально только на некоторых из ряда мелких портов Внутреннего моря, автор хотел в то же время показать как общее значение этих портов во всей картине морского транспорта Японии, так и в частности показать роль и место всей этой группы в целом по отношению к таким крупным портам того же моря, как Осака и Кобе. Такие же цели преследовал автор и в обзоре таких групп портов, как порты островов Хоккайдо, Кюсю, порты западного и тихоокеанского побережья Хонсю.

Общая совокупность обзоров всех портовых групп и их сопоставление между собой должны, по мнению автора, способствовать и разрешению основной задачи — дать читателю представление о значении моря и морских сообщений в физической и экономической географии Японии.

Книга была написана проф. Мекингом после его вторичной поездки в Японию и издана в Германии в 1931 г. Уже этот год издания ставил перед переводчиком задачу дополнения книги более новыми данными. Кроме того, общая, геополитическая в целом, концепция автора ставила и вторую задачу — необходимость, значительной переработки труда проф. Мекинга. В русском издании, кроме дополнений, пришлось произвести и ряд сокращений. Сильно сокращены, а иногда и совсем выпущены, геологические характеристики района каждого порта, а также и ряд исторических сведений. Зато экономическую характеристику хинтерланда почти каждого порта пришлось писать заново. Дополнен и освежен статистический материал, расширены очерки военных портов и дана иная оценка их значения. Количество вставок и дополнений оказалось настолько велико и так тесно связано с изложением, что совершенно не представилось возможным выделить их какими-либо знаками; наиболее крупные вставки и дополнения во II части заключены в квадратные скобки.

Вся первая вводная часть написана заново и немецкий текст оригинала был использован только как один из источников.

При переводе и переработке настоящего труда были частью проверены и просмотрены некоторые использованные проф. Мекингом источники, касающиеся истории японских портов и мореплавания; список источников дается в приложении.

Ряд карт и планов портов потребовал пересоставления или дополнений; некоторые планы, отсутствующие в оригинале, сделаны заново.