Город не засыпает: как работают ночные автобусы в Москве
Валерий Ливак
Руслан Давлетшин
Москва никогда не спит, и это видно даже по работе общественного транспорта. С 2013 года жители города могут добираться из центра в различные районы мегаполиса круглосуточно, используя автобусы. На сегодняшний день в столице действует 15 ночных маршрутов, а в ночь с 25 на 26 июня появится еще один. О том, куда можно доехать в темное время суток на автобусе и кто этой возможностью пользуется, — в материале «Вечерней Москвы».
На сегодняшний день ночные автобусные маршруты связывают центр города практически со всеми округами Москвы, находящимися либо в пределах МКАД, либо в непосредственной близости к кольцевой автодороге. Большинство из них обозначено специальным индексом Н, что и означает «ночной», и определенным номером — Н1-Н9, Н11-Н13, Н15. Они работают ежедневно с 01:00 до 5:45, отправляются от Славянской площади возле станции метро «Китай-город» и, по сути, заменяют метро.
Из центра города на самолет
Так куда же с их помощью можно добраться? Как минимум в два столичных аэропорта — Шереметьево и Внуково.
Автобус Н1 начинает свою работу в 23:58 и отправляется до 4:58 каждые 30 минут от терминалов E и F в международном аэропорту Шереметьево через терминал D. Далее он едет по Международному и Ленинградскому шоссе в сторону центра Москвы. Останавливается возле Северного речного вокзала, ряда станций Замоскворецкой линии метро и промежуточных пунктов: метро «Водный стадион», метро «Войковская», метро «Сокол», метро «Аэропорт», Ленинградский проспект, метро «Динамо», Белорусский вокзал, метро «Маяковская», Пушкинская площадь. Далее он двигается по улице Тверской через станции метро «Охотный ряд» и «Лубянка» до конечной остановки «Китай-город».
В час ночи автобусы также каждые 30 минут начинают движение в обратном направлении.
Аэропорт Внуково начинает и заканчивает обслуживаться маршрутом Н11 раньше, чем Шереметьево маршрутом Н1, — в 23:30 и 4:30 соответственно, каждые 30 минут. Н11 двигается в сторону центра через Боровское шоссе, станции метро желтой Солнцевской линии — «Рассказовка», «Новопеределкино», «Боровское шоссе», «Говорово» и «Озерная». Далее его путь проходит уже мимо станций красной и оранжевой веток подземки — «Юго-Западная», «Ленинский проспект» «Октябрьская», «Библиотека имени Ленина» и «Лубянка» — до «Китай-города».
До вокзалов не на такси и метро
На остальных автобусах удобнее добираться в спальные районы города, за исключением маршрута Н15, который начнет работать в ночь с 25 на 26 июня. Н15 свяжет центр столицы с Казанским, Ярославским, Ленинградским и Восточным железнодорожными вокзалами.
Отправляясь от метро «Китай-город», он поедет вдоль станций красной, Сокольнической линии метро — «Красные ворота», «Комсомольская», «Красносельская», «Сокольники», «Преображенская площадь» до МЦК Черкизовская.
До Митина и Можайки
На автобусах Н2 и Н12 можно добраться в западную и северо-западную части столицы.
Первый маршрут идет от метро «Китай-город» до Беловежской улицы через станции метро «Лубянка» и «Библиотека имени Ленина», улицу Новый Арбат. А далее по Кутузовскому проспекту и Можайскому шоссе практически до МКАД через станции метро «Кутузовская», «Славянский бульвар».
Первый аэропорт со своей станцией: москвичи смогут доехать до Внукова на метро
В свою очередь Н12 едет от «Китай-города» в Тушино и Митино. Его маршрут проходит через улицу Тверскую, Ленинградский проспект и Волоколамское шоссе, охватывая по пути движения станции метро «Тверская», «Маяковская», «Аэропорт», «Динамо», «Сокол», «Сходненская», «Митино» и «Пятницкое шоссе». Также на нем можно добраться до Братцева и Путилковского шоссе.
Круглосуточный север
Север Москвы и северо-восток обслуживают целых четыре маршрута. Помимо Н1, это автобусы Н6, Н9 и М10.
М10, в отличие от автобусов с кодом Н, ходит круглые сутки, а не только в ночное время. В дневное время интервал составляет 10–15 минут, в ночное — 30. А маршрут проходит от «Китай-города» через метро «Лубянка» и «Охотный ряд». Далее по Тверской улице он едет до Пушкинской площади и сворачивает на улицу Малую Дмитровку. А затем продолжает движение вдоль станций метро серой («Менделеевская», «Савеловская», «Дмитровская», «Тимирязевская» и «Петровско-Разумовская») и салатовой веток метро («Верхние Лихоборы»). А затем по Дмитровскому шоссе и Бескудниковскому бульвару доезжает до Лобненской улицы.
Н6 же едет на северо-восток Москвы от «Китай-города» через Цветной бульвар и Марьину Рощу. Затем автобус сворачивает к ВДНХ и далее уже двигается вдоль северных станций оранжевой линии метро («Ботанический сад», «Свиблово», «Медведково») до Осташковской улицы.
А Н9 идет в 6-й микрорайон Бибирева. Его маршрут проходит через метро «Лубянка» по улице Сретенке, далее через Сухаревскую и проспект Мира до ВДНХ. Затем автобус сворачивает на улицу Академика Королева и оттуда выезжает на Алтуфьевское шоссе, охватывая улицы в районе станций метро «Отрадное», «Бибирево» и «Алтуфьево».
Как добраться на юго-восток и восток Москвы ночью
Целых три ночных маршрута обслуживают восток и юго-восток столицы — Н3, Н4 и Н7.
На Н3 можно доехать от «Китай-города» до Уссурийской улицы. Автобус по Покровке и Маросейке и по городским магистралям, вдоль которых расположены станции метро «Красные ворота», «Комсомольская», «Красносельская», «Бауманская», «Электрозаводская», «Семеновская», «Партизанская», «Первомайская» и «Щелковская».
Н4 едет в Новокосино. Его маршрут проходит по Солянке, через Яузские ворота, метро «Площадь Ильича», «Авиамоторная», «Перово», «Шоссе энтузиастов», «Новогиреево» и станцию метро «Новокосино».
А на Н7 можно доехать в Выхино. Как и у Н4, первая часть маршрута проходит через Солянку и Яузские ворота, а далее по Нижегородской улице и Рязанскому проспекту до метро «Выхино», охватывая большинство южных станций фиолетовой, Таганско-Краснопресненской линии.
В Бутово, Кузьминки и на Каширку
Еще три маршрута обслуживают юг Москвы.
На Н5 жители и гости столицы доезжают от «Китай-города» до развилки, где МКАД пересекается с Каширским шоссе. Этот маршрут охватывает большую часть южных станций салатовой ветки — например, «Марьино», «Братиславская», «Люблино», часть фиолетовой — «Кузьминки», «Текстильщики» и часть зеленой — «Домодедовская» и «Красногвардейская».
Подписка на автомобиль: стоит ли брать и сколько это стоит
Другой автобус — Н8, едет в Бутово. На этом маршруте возможны 84 остановки. Он проходит через южную часть серой и Бутовской линий метро с охватом станций «Тульская», «Нагатинская», «Чертановская», «Улица Академика Янгеля», «Улица Скобелевская», «Бульвар Адмирала Ушакова» до Остафьевской улицы.
Также из центра можно уехать в Бирюлево. Туда ходит автобус Н13. Он идет через станции метро «Таганская», «Технопарк», «Каширская», «Кантемировская» и «Царицыно» до 6-го микрорайона Загорья.
Помимо всего прочего, два круглосуточных маршрута под кодом «Б» ходят по Садовому кольцу — по внешнему и внутреннему контуру. В дневное время интервал движения составляет пять минут, в ночное — 15.
Кто ездит на ночных автобусах
Ночные автобусы пользуются популярностью у москвичей и гостей столицы. Где бы человек ни задержался в пределах города, у него всегда есть возможность дешево и не теряя в комфорте добраться домой. Корреспондент «Вечерней Москвы» неоднократно ими пользовался и остался вполне доволен.
Даже если дом находится от метро в нескольких остановках на общественном транспорте, благодаря ночным автобусах удается не платить за такси большие деньги, вызывая его в центр. Тем самым удается экономить, возвращаясь с вечеринки или каких-то других дел.
Экономист Камиль Валиев пользуется ночными автобусами уже год–полтора. Об их существовании он узнал из информационных табло на остановке.
— Раньше я по ночам ездил на такси домой, но в какой-то момент решил, что лучше экономить на такси и ездить на автобусе. Это очень дешево. Кроме того, быстро и удобно. В автобусе чисто, прохладно и по ночам можно встретить не только бомжей, но и разных интересных людей, которые занимаются различными ручными поделками, коллекционированием игрушек ручной работы и так далее. Можно увидеть кого-то с вечеринки либо тех, кто только собирается на работу. При этом очень интересно наблюдать за их лицами: у одних они сонные из-за вечеринки, а у других — из-за того, что только проснулись и едут на работу, — рассказал молодой человек.
Выбор идеального маршрута
А вот журналисту Светлане Ключкиной про ночные автобусы как-то раз рассказали друзья. Ей этот способ добраться до дома сразу понравился, поскольку долго идти от остановки ей не нужно.
Очищение рынка: к чему приведет блокировка таксистов с иностранными правами в Москве
— Я пользовалась ночными автобусами — очень удобно. Для себя даже нашла идеальный маршрут — Н12. По пятницам в них много молодежи, а в будни — тех, кто допоздна работает, но почему-то большинство из пассажиров — мужчины в основном от 40 лет, — поделилась своими ощущениями девушка.
Она очень рада, что в Москве есть возможность добираться таким способом, в том числе и до аэропортов, потому что с ценами на такси «порой можно разориться». Светлана Ключкина в целом за то, чтобы в столице все работало круглосуточно, в том числе салоны красоты и магазины одежды.
К слову, в ночных автобусах действуют все те же льготы и опции, существующие во всем остальном Московском транспорте. Проезд можно оплатить «Тройкой», банковской картой или единым билетом. Если имеется безлимитный проездной и гражданин по городу часто передвигается, поездка ночью из клуба или бара до дома обойдется ему в копейки либо рублей в 200 на такси от остановки, ближайшей к дому, на которой останавливается ночной автобус.
Расписание ночных маршрутов можно посмотреть на сайте Мосгортранса, «Едином транспортном портале Москвы» или в приложении «Московский транспорт».
«Идея неплохая, исполнение подкачало»: москвичи об изменении автобусных маршрутов
Обновление маршрутной сети в Центральном и Южном административных округах Москвы стало горячей темой для обсуждений в соцсетях. С 20 ноября в столице поменяли около 200 маршрутов автобусов и электробусов, однако многие москвичи остались недовольны. Их беспокоят переполненность транспорта, его задержки и необходимость совершать много пересадок. Как изменения в работе автобусов и электробусов повлияли на жизнь горожан, узнала корреспондент РИАМО.
Бунт в соцсетях
С 20 ноября в некоторых частях Москвы транспорт заработал по-новому — власти с помощью изменения маршрутов хотели разгрузить автобусы и сделать поездки комфортнее для населения. Несмотря на сокращение числа маршрутов, горожанам обещали, что передвигаться по городу станет удобнее: ожидалось, что людям будет проще сделать несколько пересадок, не тратя время на ожидание автобуса, нежели мерзнуть на улице, пока не приедет беспересадочный.
Однако многие жители столичных районов не оценили новые маршруты. Накануне в интернете появилось видео переполненного магистрального автобуса, который должен был ходить часто и без задержек, а у метро «Домодедовская», по сообщениям СМИ, пенсионер, обращаясь к раздающим листовки девушкам-волонтерам, долго высказывал претензии к новой системе.
Информация о новых маршрутах молниеносно распространилась в сети: люди обменивались роликами с перегруженным транспортом, жаловались на неудобства при передвижении по городу. Кто-то даже написал жалобу в Мосгортранс и Дептранс.
Но нашлись и те, кого перемены почти не коснулись.
«Автобус до работы поменял по большому счету только номер, так что меня перемены почти не затронули. Правда, теперь вставать приходится пораньше, но далеко не всем так повезло», — рассказал москвич Николай.
Война за проезд
Одна из самых проблемных локаций — район Орехово-Борисово, именно туда я и отправилась в первую очередь. Большинство опрошенных местных жителей считает запуск «Магистрали» настоящей катастрофой. По их словам, внутрирайонные маршруты отменили почти полностью, и теперь стало трудно посещать поликлинику, вовремя добираться до работы или любых других точек города.
«Недавно я стояла на остановке больше 20 минут, и ни один из автобусов, что должен там курсировать, не приехал вовремя!», — рассказала РИАМО местная жительница Екатерина.
Подойдя к остановке, я поняла, что ее слова недалеки от истины, — там стояло больше десяти человек. Здесь вовсю обсуждали новые маршруты: две женщины говорили о том, как неудобно им теперь ездить по городу, но их недовольство в основном было связано с необходимостью учить новые схемы движения. Я представилась журналистом и поинтересовалась у женщин, какой маршрут мне стоит испытать, на что получила насмешливый ответ, мол, большинство автобусов, что курсируют по новой системе, меня «приятно удивят».
Интервал движения новых маршрутов увеличился. Например, по словам пассажиров, автобус № 828, который теперь едет не от «Красногвардейской», а от «Домодедовской», проезжая через район, собирает все пробки и постоянно опаздывает, выбиваясь из расписания. Интервал движения вырос с 7 до 15-20 минут.
Одна из моих новых знакомых предложила мне выйти вместе с ней.
«Раньше я добиралась к подруге прямым автобусом, а теперь вынуждена делать пересадку. Путь, который занимал 20 минут, теперь растянулся на 40», — рассказала она.
«Исполнение подкачало»
Чтобы объективно оценить новую систему, я решила протестировать транспорт ближе к станции «Коломенская». Я спрашивала у прохожих, как дойти до подходящей остановки, и узнала, что многие из них собирались ликвидировать. Пока искала нужную, запуталась и потеряла 20 минут.
Настроения на остановке, до которой я добралась, были схожими. Очередная поездка прошла точно так же, как и предыдущая, разве что я не испытала безумного желания сбежать из забитого транспорта, поскольку тогда пришлось бы идти пешком. Или я просто уже привыкла?
Я закончила день абсолютно измотанной, но зато более-менее разобралась в системе пересадок. Напоследок я решила расспросить о нововведениях пенсионера, который направлялся к метро.
«Идея улучшить транспортную сеть в Москве, может, и неплохая, но вот исполнение подкачало», — заключил он.
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите “Ctrl+Enter”
Автобус 616: Расписание Маршрут, Москва Общественный наземный транспорт.
Областные маршруты пригородов Москвы, показанные на схеме:
Список автобусов города Химки:
Автобус 1 – ст. Химки – 2-й микрорайон – ст. Химки
Автобус 3 – ст. Химки – ул. Дружбы – ст. Химки
Автобус 4 – Мега – ул. Павлова
Автобус 5 – ст. Химки – Платформа Левобережная
Автобус 5л – Платформа Левобережная – Совхозная улица
Автобус 8 – ст. Химки – ул. Павлова – ст. Химки – ул. Павлова
Автобус 10 – ул. Мичурина/Мишино – Мега
Автобус 11 – ст. Химки – ул. Шевченко – Ивакино
Автобус 14 – ст. Химки – ул. Заводская – Вашутино – Ивакино
Автобус 14к – ст. Химки – мкрн. “Солнечная система”
Автобус 22 – ст. Химки – Химки (м/р Сходня) – пригородный
Автобус 26 – ст. Химки – Красногорск (пл. Маяковского)
Автобус 27 – ст. Химки – Химки (м/р Новогорск)
Автобус 28 – ст. Химки – Химки (Больница №119)
Автобус 29 – ст. Химки – Долгопрудный (платф. Хлебниково)
Автобус 30 – ст. Химки – Химки (Подрезково) – пригородный
Автобус 32 – ст. Долгопрудная – Проспект Дpyжбы
Автобус 32с – Улица Дpyжбы – Совхозная улица
Автобус 35 – Химки (ст. Сходня) – Перепечинское кладбище
Автобус 36 – Химки (ст. Сходня) – Лунево
Автобус 40 – Химки (платф. Фирсановка) – сан. Мцыри
Автобус 41 – Химки (ул. Дружбы) – ст. Лобня
Автобус 42 – ст. Химки – Химки (Плотина) – пригородный
Автобус 43 – ст. Химки – Международное шоссе – Химки (Ивакино)
Автобус 44 – Химки (ст. Сходня) – Круглое озеро – пригородный
Автобус 50 – Химки (Подрезково) – Химки (м/р Новогорск)
Автобус 51 – ст. Химки – ТЦ “МЕГА”
Автобус 62 – Станция Химки – Клязьма (часть рейсов до аэропорта “Шереметьево”)
Автобусы 342, 343, 344, 344с, 345, 370, 383, 434, 436, 443, 465, 482, 484 –
в списке маршрутов Москвы
Список автобусов города Красногорск:
Автобус 26к – метро “Волоколамская” – Путилково
Автобус 32 – Красногорск (ст. Павшино) – Сабурово
Автобус 34 – Красногорск (ст. Павшино) – Тимошкино
Автобус 35 – Красногорск (ст. Павшино) – Нефедьево
Автобус 520 – Красногорск (ст. Павшино) – Новый
Автобус 806 – ст. Павшино – м/р Чернево
Автобус 833 – ст. Павшино – платф. Опалиха
Автобус 845 – ст. Павшино – платф. Красногорская
Автобус 852 – Красногорск (ст. Павшино) – Красногорская птицефабрика
Автобус 891 – Красногорск (Чернево) – Госпиталь
Автобусы 32э, 372, 436, 436п, 540, 542, 542п, 575 – в списке маршрутов Москвы
Список автобусов города Мытищи:
Автобус 1 – Челюскинский – ул. Сукромка
Автобус 2 – Тайнинское – ул. Борисовка
Автобус 3 – платформа Перловская – 4-я Парковая улица; ст. Мытищи – 4-я Парковая улица
Автобус 4 – ст. Мытищи – НИИОХ
Автобус 5 – Станция Мытищи – микрорайон Леонидовка
Автобус 7 – ст. Мытищи – Тайнинское
Автобус 10 – микрорайон Леонидовка – ул. Сукромка
Автобус 11 – ст. Мытищи – 6-й микрорайон
Автобус 15 – ст. Мытищи – Челобитьево
Автобус 17 – Станция Мытищи – 4-я Парковая улица
Автобус 19 – 14-й микрорайон – МГУ леса
Автобус 22 – ст. Мытищи – пос. Пироговский
Автобус 23 – ст. Мытищи – Пестово
Автобус 24 – ст. Мытищи – ст. Долгопрудная
Автобус 25 – ст. Мытищи – ст. Лобня
Автобус 26 – ст. Мытищи – Чиверево
Автобус 31 – ст. Мытищи – Марфино
Автобусы 314, 419 – в списке маршрутов Москвы
Список автобусов городов Королёв и Щёлково:
Автобус 1 – ст. Подлипки – ул. Силикатная
Автобус 2 – ст. Подлипки – ул. Силикатная
Автобус 5 – ул. Мичурина – ст. Подлипки
Автобус 6 – ст. Болшево – Оболдино
Автобус 7 – ст. Болшево – Торфпредприятие
Автобус 9 – Гастроном – ЦНИИМАШ
Автобус 24 – Микрорайон Заречный (Щёлково) – Платформа Загорянская
Автобус 28 – Королёв (ул. Силикатная) – ст. Мытищи
Автобус 36 – Щёлково – Оболдино
Автобус 48 – Королев (ст. Болшево) – платф. Загорянская
Автобус 392 – в списке маршрутов Москвы
Список автобусов города Реутов:
Автобус 142 – Железнодорожный (Агрогородок) – Москва (м. Новокосино) – ст. Реутово
Автобус 142А – 10 микрорайон – метро “Новокосино”
Автобусы 14, 15, 17 – в списке маршрутов Москвы, 22, 28 – Балашихи.
Список автобусов города Балашиха:
Автобус 5 – Улица Чехова – Платформа Салтыковская
Автобус 8 – Автостанция Южная – Церковь Рождества Богородицы
Автобус 10 – Автостанция “Южная” – Микрорайон 1-го Мая
Автобус 15 – Автостанция Южная – Солнышко
Автобус 16 – Улица Объединения (Балашиха-2) – ТЦ МаксСити (Лента)
Автобус 17 – Автостанция “Южная” – Балашихинское шоссе
Автобус 19 – Зелёная улица – Автостанция Южная
Автобус 22 – Улица Чехова (Балашиха-3) – Платформа Никольское
Автобус 28 – Станция Реутово – Улица Объединения (Балашиха-2)
Автобус 31 – Улица Объединения (Балашиха-2) – Кладбище
Автобус 32 – Микрорайон Заря – Автостанция Звёздная
Список автобусов города Люберцы:
Автобус 1 – ст. Люберцы – cт. Люберцы
Автобус 2 – ст. Люберцы – 115 квартал – ст. Люберцы
Автобус 4 – ст. Люберцы – ул. Космонавтов
Автобус 5 – ст. Люберцы – ст. Панки
Автобус 11 – Метро “Котельники” – Люберцы, микрорайон Красная Горка
Автобус 20 – Дзержинский (пл. Святителя Николая) – ст. Люберцы
Автобус 21 – ст. Люберцы – Дзержинский (Лес)
Автобус 26 – ст. Люберцы – Котельники (м/р Силикат)
Автобус 27 – ст. Люберцы – Котельники (м/р Белая Дача)
Автобус 31 – ст. Люберцы – Мотяково
Автобус 41 – ст. Люберцы – Новолюберецкое кладбище
Автобус 78 – Улица Барыкина – Поликлиника
Автобус 453 – ст. Люберцы – Москва (платф. Ухтомская)
Автобусы 323, 346, 352, 354, 373, 414, 431, 474, 475, 501 – в списке маршрутов Москвы
Автобусы 22, 25 – в списке маршрутов Лыткарино.
Список автобусов города Дзержинский:
Автобус 1 – агрофирма Нива – Университет “Угреша”
Автобусы 305, 347, 904 – в списке маршрутов Москвы
Автобусы 20, 21 – в списке маршрутов Люберец
Список автобусов города Лыткарино:
Автобус 1 – Автостанция – Набережная ул. – Военкомат
Автобус 2 – Петровское – Набережная ул.
Автобус 22 – Лыткарино (Автостанция) – Островцы – ст. Люберцы
Автобус 25 – Лыткарино (6 м/р) – Волкуша – ст. Люберцы
Автобус 29 – Лыткарино (Автостанция) – ст. Томилино
Автобус 83 – Лыткарино – В. Мячково
Автобус 2022 – Лыткарино (Автостанция) – Тепличный комбинат
Автобус 348 – в списке маршрутов Москвы
Список автобусов города Видное:
Автобус 2 – платформа Расторгуево – Ольгинская улица
Автобус 3 – платформа Расторгуево – Видное (МКГЗ)
Автобус 6 – платформа Расторгуево – Мебельный магазин
Автобус 7 – проспект Ленинского Комсомола – Ольгинская улица
Автобус 8 – Ермолино – Платформа Расторгуево, Ермолино – Площадь
Автобус 24 – Видное – ст. Ленинская
Автобус 27 – ст. Ленинская – Мещерино
Автобус 29 – Видное (Площадь) – Володарского
Автобус 35 – Видное (ПЛК) – Калиновка
Автобус 44 – Слобода – Видное (ст. Расторгуево)
Автобус 59 – Платформа Расторгуево – Стройиндустрия (станция Подольск)
Автобусы 355, 356, 364, 367, 379, 439, 471, 1039, 1040, 1042 – в списке маршрутов Москвы
Магистральный тупик: что дали изменения маршрутов общественного транспорта на юге Москвы?
Московская маршрутная сеть «Магистраль» расширяется. С 20 ноября в Южном административном округе (ЮАО) полностью изменилось движение автобусов: по заявлению Департамента транспорта Москвы, было перестроено около 200 маршрутов. Разумеется, с благой целью. Заместитель мэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов пообещал: «За счет выпрямления и изменения маршрутов, перенастройки светофоров и запуска выделенных полос наземный транспорт поедет быстрее. С вводом изменений почти в два раза увеличится количество людей, которые будут проживать в шаговой доступности от магистральных маршрутов».
И теперь я искренне завидую тем, чьи дома расположены на Каширском шоссе, улице Подольских Курсантов, Балаклавском и Нахимовском проспектах, Липецкой и многих других улицах. Потому что там с 20 ноября работают 38 магистральных маршрутов. А вот жителям части Центрального Чертанова, в том числе мне, не повезло — как тому яблоку из рекламы косметики. Потому что мы вне «Магистрали». Подозреваю, что и жители некоторых других районов на юге Москвы — тоже.
Вместо выпрямления автобусных маршрутов, обещанного Ликсутовым, на Чертановской улице произошло их искривление. По сути, единственным общественным «магистральным» транспортом, который идет по Чертановской, никуда не сворачивая, остался трамвай. Почему? Потому что, по замыслу Дептранса, немагистральные автобусы, как заявлено на сайте московских властей, «должны обеспечивать связи внутри района, транспорт будет довозить пассажиров до социальных объектов». И новые маршруты, названные «внутрирайонными» и «социальными», петляют как зайцы в лесу.
Что это означает в практическом плане? Раньше я мог доехать на автобусе от дома до офиса Авторевю на улице Миклухо-Маклая за 45 минут, причем без пересадок. Теперь же сервис Яндекс.Карты рекомендует топать к метро и ехать в Беляево через… Бутово. А если мне позарез хочется перемещаться на наземном транспорте, то сперва надо будет сесть в трамвай, у метро Чертановская пересесть на автобус, который идет по Балаклавскому проспекту, а потом совершить еще одну пересадку. И займет такой вояж уже целый час вместо 45 минут (скриншот слева)!
А если я хочу ехать без пересадок, то это, по оценке Яндекс.Карт, еще на три минуты дольше: придется из окон социального автобуса С977 взглянуть на стройку Большой кольцевой линии метро — маршрут делает крюк до Каховки (скриншот справа).
Скажете, и что тут такого? Да за час можно пешком пройти через Битцевский парк! Или это такой тонкий намек со стороны Дептранса: мол, и здоровье укрепите, и общественный транспорт разгрузите?
Или вот еще пример. У моего дома раньше останавливались два маршрута, на которых маломобильные пенсионеры могли доехать до метро Пражская. Теперь остался только один, и тот ходит раз в полчаса. Пожилые соседи вне себя от «восторга».
Подобных примеров можно привести массу. И боюсь, что в числе недовольных новой «магистралью» окажутся не только жители Центрального Чертанова. Ведь дело не только в привычках «старых» жителей. Какой смысл (разумеется, кроме освоения бюджета) был в упразднении маршрутов, которые существовали десятилетиями? Они были просчитаны проектными институтами еще в СССР, обеспечивали отличную связность и скорость. К примеру, благодаря автобусу №28, который шел к метро Калужская, я мог сэкономить десять минут по пути в старый офис Авторевю на Ленинском проспекте.
С другой стороны, конечно же, будут и прямо противоположные оценки. Счастью тех, у кого «магистральные» автобусы останавливаются прямо возле дома, не будет предела. Обрадуются и люди, которым благодаря удлиненным «социальным» маршрутам не надо теперь шагать четверть часа до ближайшей остановки. А новая система оплаты просто чудо: за 42 рубля можно совершать любое количество пересадок за 90 минут и ехать на любом наземном транспорте. Главное — не забыть заранее зарегистрировать свою карту «Тройка» на портале https://transport.mos.ru/ . И еще нельзя повторяться в маршрутах: быстренько прокатиться туда-обратно за полцены не выйдет. Да и быстренько не очень получится: каждая пересадка — это дополнительное время ожидания.
Но! Такое ощущение, что жителей Москвы поголовно записали в бета-тестеры системы «Магистраль». Помните, как несколько лет назад тот же Дептранс заявлял о внедрении умных светофоров? Только они оказались недостаточно интеллектуальны, ибо все мы видели, как раз в месяц-полтора кардинально менялась как длительность, так и последовательность фаз светофоров на привычных перекрестках. Видимо, в том же режиме «ручной корректировки» будет развиваться и «магистраль». Дептранс, кстати, даже не скрывает этого: «В течение месяца пассажиры смогли изучить маршруты и оставить пожелания по их улучшению. В транспортный комплекс поступило почти четыре тысячи предложений от жителей: часть из них успели учесть до начала работы, остальные предложения будут прорабатывать детальнее». Так что, если хотите вернуть своему району транспортную доступность, — жалуйтесь. Точнее, вносите предложения. Может быть, когда-нибудь их учтут.
«Какая-то диверсия, честное слово». Зачем в Москве поменяли 200 автобусных маршрутов и что теперь делать. Инструкция
Что случилось?
В Москве поменяли 200 автобусных маршрутов: теперь у них другие номера, а у некоторых — новые траектории движения. Для удобства маршруты разделили на три группы:
- магистральные — соединяют центр с районами Москвы (интервал движения — 5–10 минут);
- районные — пролегают внутри района и соединяют соседние районы (интервал движения — 10–15 минут);
- социальные — связывают значимые социальные объекты: поликлиники, школы, паспортные столы и МФЦ (интервал движения — 30 минут).
По другому стали называться и остановки. В Департаменте транспорта это объяснили тем, что во многих названиях упоминались объекты, которых больше нет. Например, одна из остановок в Зябликово называлась «Госсанэпиднадзор» (так организацию перестали называть еще в 2004 году), а теперь будет — «Роспотребнадзор». Некоторые остановки «пропали» — их «перераспределили» по городу так, чтобы добираться до них было удобно большему числу людей.
Узнать, как именно поменялись маршруты можно здесь , а как «переименовались» остановки — тут . Пока изменения коснулись только Центрального и Южного административных округов.
Фото: Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»
Как найти свой маршрут?
На схемах магистральные маршруты теперь обозначаются «толстыми яркими линиями», а районные и социальные — «тонкими линиями голубого и розового цветов соответственно». Ориентироваться удобнее всего по карте , схемам маршрутов на Едином транспортном портале или в приложении «Яндекс.Карты». Здесь же получится найти подходящий маршрут, если ваша остановка вдруг «пропала». Можно попробовать сориентироваться по табличкам, которые повесили на остановках, но, как пишут москвичи, сделать это непросто.
Еще одно важное нововведение — Москву поделили на девять секторов. Как это поможет ориентироваться, попытался объяснить замруководителя Дептранса Алексей Митяев: «У тебя есть сектор № 1 — давайте возьмем какой-то один район. В нем все автобусы начинаются на цифру 1. Магистральные и экспресс-маршруты — двузначные. Например, м10, м11, м12, экспрессы — е6, е7, е8 и так далее. Районные — 101, 102, 103. Социальные — 124, 125, 126». Он добавил, что раньше номера автобусам присваивали «в хаотичном порядке», поэтому в нумерации «отсутствовала система».
Зачем все это нужно?
Проект «Магистраль», в рамках которого меняют маршруты, запустили еще в 2016 году. Главная его цель, как объясняют в Дептрансе, сделать так, чтобы как можно больше людей могли передвигаться по городу «быстрее и предсказуемее»: « Строятся новые дома, меняется инфраструктура района, открываются новые социальные и другие точки притяжения выделенные полосы, чтобы на общественном транспорте люди не стояли в пробках ». Благодаря нововведениям время в пути сократится на 30–40%, а ходить транспорт теперь будет строго по расписанию, обещают в ведомстве.
Как на нововведения реагируют пассажиры?
Москвичам «реорганизация движения» не понравилась. Одни делятся в соцсетях историями опозданий, другие шутят о том, как старые маршруты отображаются на «Яндекс.Картах»:
Больше всего возмущены те, чьи автобусы или остановки просто «пропали». В комментариях под постомДептранса о новых маршрутах есть, например, такие комментарии:
Замруководителя Дептранса Алексей Митяев считает, что эмоции людей понятны, и добавляет, что запустить проект полностью московские власти планируют уже к середине 2022 года.
Больше текстов о политике и обществе — в нашем телеграм-канале «Проект “Сноб” — Общество». Присоединяйтесь
Ночные автобусы Москвы. Схема, маршруты, расписание. Как доехать до аэропортов и вокзалов ночью
Недорого доехать до удаленных районов Москве можно не только днем, но и ночью, когда прекращают работу метро и многие маршруты наземного транспорта.
В столицы действует разветвленная сеть ночных автобусных маршрутов с крупным транспортно-пересадочным узлом (ТПУ) в центре города. Они позволяют добраться от остановки у станции метро «Китай-город» в аэропорты, на вокзалы и в ряд отдаленных районов: Алтуфьевский, Бибирево, Лианозово, Марфино, Отрадное, Северное и Южное Бутово. Два круглосуточных маршрута обслуживают пассажиров на Садовом кольце.
Транзитные авиапассажиры и пассажиры, передвигающиеся железнодорожным транспортом, могут воспользоваться ночными автобусами для пересадок до нужного вокзала или аэропорта: Шереметьево, Домодедово и Внуково, либо в обратном направлении.
Туристическая страховка. На сайте sravni.ru вы можете сравнить стоимость страховки у 12 ведущих страховых компаний и оформить страховой полис онлайн. Сравни.ру – сравнение страховок.
Ночные маршруты автобусов. Расписание ночных автобусов
Все одиннадцать ночных маршрутов, отправляющиеся от ТПУ «Китай-город», синхронизированы по времени отправления. Первый рейс всех маршрутов отправляется одновременно в час ночи, последующие — через каждые пол часа, последний рейс — в шесть утра (на некоторых маршрутах — в 5:30).
Перед отправлением автобусы стоят на своих остановках пять — десять минут, в течение которых пассажиры имеют возможность пересесть с одного маршрута на другой. За счет этого можно доехать из одного конца города в другой, а также до аэропортов и вокзалов столицы.
Номера и конечные пункты ночных автобусов:
н1 ТПУ «Китай-город» — Аэропорт Шереметьево (SVO) (подробнее здесь)
н2 ТПУ — Беловежская улица
н3 ТПУ —Уссурийская улица
н4 ТПУ — Новокосино
н5 ТПУ— Каширское шоссе, 148
н6 ТПУ — Осташковская улица
н7 ТПУ —138 квартал Выхина
н8 ТПУ — Остафьевская улица
н9 ТПУ — 6-й микрорайон Бибирева
м10 ТПУ — Лобненская улица (круглосуточный)
н11 ТПУ — Аэропорт Внуково (VKO)
Еще два круглосуточных кольцевых маршрута с обозначением «Б» обслуживают пассажиров на Садовом кольце: один на внутренней стороне Садового кольца (по часовой стрелке), другой — на внешней стороне (против часовой стрелки).
Интервал движения ночных автобусов на кольцевых маршрутах «Б» составляет 15 минут, на радиальных н1-н11 — 30 минут.
На схеме ниже показано расположение посадочных площадок на ночные рейсы у станции метро «Китай-город». Желтыми цифрами показаны номера выходов из метро и подземных переходов.
Схема расположения остановок ночных автобусов
Остановки ночных автобусов находятся рядом с выходом № 10. На схеме выход № 10 отмечен красной стрелкой, а ниже размещена фотография этого выхода.
Выход № 10 из метро «Китай-город»
На фотографии выхода из метро в правой части виден памятник Кириллу и Мефодию (для ориентировки), который обозначен вверху схемы.
Как доехать до вокзалов и аэропортов ночью
В дневное время до всех главных вокзалов Москвы легко добраться на метро. Расположение вокзалов на схеме метро показано ниже.
Схема метро с расположением вокзалов
После закрытия метро самый бюджетный вариант проезда, которым могут воспользоваться жители регионов, чей путь лежит через Москву, это ночные автобусы.
Ниже покажем, какие маршруты ведут к главным вокзалам Москвы и сколько времени займет дорога до них, на какой остановке надо сходить и сколько остановок проехать. Сразу оговоримся, что количество остановок дается справочно, а время поездки — ориентировочное, так как посадка и высадка делаются по требованию пассажиров. И кроме количества фактических остановок, на время в пути влияет дорожная обстановка.
Учитывая, что все остановки делаются только по требованию пассажиров, не пропустите нужную. Остановки могут объявляться или речевым информатором, или с помощью табло с бегущей строкой. Перед своей остановкой надо подать сигнал водителю с помощью кнопки на поручне. Для надежности лучше выходить через дверь рядом с водителем и заранее предупредить его о вашей остановке.
Количество остановок и время в пути дается от транспортно-пересадочного узла у метро «Китай-город». Кроме основной остановки будет указана и предшествующая, чтобы заранее подготовиться к выходу.
Белорусский вокзал. От ТПУ до остановки Тверская застава, где находится Белорусский вокзал, идет автобус н1. До Тверской заставы 11 остановок (предшествующая — ост. Грузинская улица), время в пути — около 12 минут.
Этим же рейсом от Белорусского вокзала можно доехать до аэропорта Шереметьево, конечной точки маршрута н1. Время в пути до аэропорта Шереметьево — 46 минут (36 ост.).
Савеловский вокзал. Через Савеловский вокзал (предшествующая ост. — улица Сущевский Вал) пролегает маршрут м10, время в пути — около 25 минут (16 ост.).
Рижский вокзал. До Рижского (предшествующая ост. — Трифоновская улица) можно доехать на автобусе н9, время в пути — около 14 минут (12 ост.).
Казанский, Ленинградский и Ярославский вокзалы. Как известно, эти три вокзала расположены у Комсомольской площади, через которую проходит маршрут н3. Нужная вам остановка «Комсомольская площадь» может еще называться «Метро Комсомольская» (предшествующая ост. — фабрика Большевичка — Комсомольская площадь) Время в пути — около 11 минут (9 ост.).
Курский вокзал. До Курского надо добираться сначала на автобусе н3, затем сделать пересадку на кольцевой маршрут «Б», идущий по внутренней стороне Садового кольца (по часовой стрелке). Для пересадки следует выходить на остановке «Площадь Земляной Вал» (предшествующая ост. — Лялин переулок), до которой ехать около 7 минут (5 ост.). Затем перейти на другую сторону Садовой-Черногрязской улицы по подземному переходу и пройти по ходу движения транспорта метров 70, перейдя по наземному переходу улицу Покровка.
На автобусе «Б» останется проехать до Курского вокзала (предшествующая ост. — Кинотеатр Звезда) всего 2 остановки за пару минут.
Павелецкий вокзал. Ближайшая к нему — остановка «Метро Павелецкая» (предшествующая ост. — Вишняковский переулок), до которой идет автобус н8. Время в пути — около 8 минут (9 ост.).
В ночное время автобусы не доходят только до Киевского вокзала.Самый близкий к нему маршрут — н2. Он проходит по Кутузовскому проспекту, где есть остановка «Гостиница Украина». От нее до Киевского надо идти около километра, а длительность поездки от ТПУ — около 13 минут (11 ост.).
Аэропорт Шереметьево. Выше уже давалась краткая информация о маршруте н1 от Белорусского вокзала до аэропорта Шереметьево — 46 минут (36 ост.). Время в пути от транспортно-пересадочного узла у метро «Китай-город» до аэропорта Шереметьево — 58 минут (47 ост.). Более подробно о маршруте н1 можно прочитать в статье: «Ночной автобус в Шереметьево н1».
Как добраться до аэропорта Шереметьево на автобусе в дневное время читайте здесь.
Аэропорт Внуково. Ночных пассажиров аэропорта Внуково обслуживает маршрут н11. Подробнее о нем читайте здесь.
Как добраться до аэропорта Внуково на автобусе в дневное время читайте в статье: «Как добраться до аэропорта Внуково на общественном транспорте за 21 рубль».
Аэропорт Домодедово. В этот аэропорт нет ночных рейсов от ТПУ у метро Китай-город. Но на автобусе н5 можно доехать до остановки «Метро «Домодедовская» (около 73 минут), откуда до аэропорта круглосуточно курсируют экспресс-автобусы № 308 и маршрутные такси. Подробная информация приведена в статье: «Как добраться до аэропорта Домодедово из Москвы (и обратно) на общественном транспорте».
Все ночные маршруты можно посмотреть на интерактивной карте Московского Транспорта.
Стоимость билета в ночном автобусе
Для оплаты проезда используются обычные билеты для московского городского транспорта, в том числе единые билеты на одну (55 рублей) и более поездок, проездные на сутки и более, карта Тройка. Стоимость одной поездки по карте Тройка — 38 рублей. Не забудьте при входе приложить ваш проездной билет к валидатору, так как за безбилетный проезд могут оштрафовать на 1000 рублей.
Подробнее о преимуществах карты Тройка для туристов, приезжающих в Москву на несколько дней, читайте здесь.
Трансфер с КивиТакси от вокзала или из аэропорта
Трансфер можно заранее заказать, в службе бронирования такси КивиТакси. По сравнению с поиском обычного такси, кроме традиционного комфорта, безопасности и надежности, этот вариант имеет еще ряд преимуществ:
водитель с именной табличкой встретит вас у вашего вагона или в зоне прилета аэропорта;
в случае задержки рейса водитель отслеживает изменение времени прилета (без доплат);
можно заранее заказать детские кресла;
есть возможность выбрать любой класс автомобиля (из 12-ти) и авто под нестандартный багаж;
цена трансфера будет известна до поездки и уже не изменится.
Туристы, планирующие отдых Москве, для поиска подходящего по цене и расположению отеля могут воспользоваться картой отелей Москвы. Изменяйте масштаб, перемещайте карту и выбирайте отвечающий вашим пожеланиям отель.
В Москве изменилась система движения общественного транспорта. Ее уже критикуют жители
В Центральном и Южном округах Москвы с 20 ноября радикально меняется система движения наземного общественного транспорта. Оптимизация затронула свыше 200 маршрутов. В «Московском транспорте» необходимость нововведений объяснили появлением новых районов и станций метро, а также запутанностью старых маршрутов. Москвичи, в свою очередь, массово выражают недовольство изменениями в сети.
В ходе преобразований некоторые маршруты наземного транспорта в ЦАО и ЮАО были скорректированы, те из них, что дублировали друг друга, объединены, а наименее загруженные — ликвидированы. При этом в местах, где пассажиропоток очень высок, были запущены магистральные маршруты с короткими интервалами. Появилось 90 новых остановок, у 130 изменились названия. Как обещают ведомства, нововведения позволят на 30–40% сократить для пассажиров время в пути.
Кроме того, радикально изменился принцип нумеризации маршрутов. Экспрессы и магистральные маршруты теперь обозначаются буквами «е» и «м». Причем маршруты м1–м9 теперь являются «диаметральными» (из центра на них можно добраться до окраины). Маршруты 100–999 считаются районными, а с100–с900 — социальными (ходят до поликлиник и школ).
Вдобавок, теперь по номеру маршрута можно определить интервалы движения. Автобусы 1–99 ходят с интервалом до 10 минут с 7:00 до 21:00, у районных автобусов 100-999 интервал движения в тот же период дня не превышает 20 минут. Социальные автобусы с100-с999 работают по особому расписанию, и иногда не ходят по выходным дням и в поздние часы.
Как отметили в Минтрансе, новая нумерация разработана на основе международного опыта.
«Если вы давно живете в районе, то уже запомнили номера нужных маршрутов. Если вы оказываетесь в другой части города, номера перестают о чем-либо говорить, в них нет логики. Чтобы сориентироваться, нужно заходить в интернет или спрашивать других пассажиров», – считают в ведомстве.
Реакция жителей
Судя по комментариям в интернете, реакция москвичей на нововведения крайне далека от восторженной. Под записями на странице «Московского транспорта» во «Вконтакте» жители города массово жалуются на низкую информированность пассажиров о готовящихся изменениях, «петляющие» новые маршруты, удаленность остановок от метро и на увеличение интервалов движения автобусов. Также люди сообщают о возникновении «мертвых зон», куда теперь не заезжает общественный транспорт и о необходимости добираться с несколькими пересадками до мест, куда раньше можно было доехать на одном автобусе.
«Подготовка пассажиров к этой новой “магистрали” просто ужасная, на нулевом уровне, за такую организацию об оповещении пассажиров на остановках, Ликсутову [руководитель Дептранса] должно быть стыдно, очень стыдно! Например, в моем округе об изменениях таких маршрутов как Е70, М79, о новом м78, о с710, с799 ну вообще ни грамма никакой информации», — пишет житель Москвы Иван Большухин.
«Из того, что я пользовал, т1, т8, 39, 671, 675, 118, 249 отменили, 147 порезали, притом дважды. Пересадок стало еще больше, чем раньше — только неудобно сделали», — отмечает пользователь с ником User User.
«У меня автобус на 5 остановок прибавил еще. Я и так ехала минут 40, теперь вообще еще дольше ехать. Такие круги выписывать будет. Какие там сокращения на 30-40%? Людям теперь с пересадками на двух автобусах придется ехать, когда раньше на одном можно было», — возмущается москвичка Елена Молчанова.
Кроме того, пользователи отметили, что некоторые районы, в частности, 14-й микрорайон Орехово-Борисово, теперь лишены прямой связи с МЦД.
Что будет дальше?
«Скоро все привыкнут к новым путям, которые мы проложили, что-то будет скорректировано в связи с обращениями граждан и изменением пассажиропотока», — пообещали в Мостранспорте.
Текущие изменения — лишь часть большой программы «Магистраль», которая, по заявлениям московских властей, направлена на оптимизацию путей и сокращение времени в поездках. В 2022 году предполагается пересмотреть маршрутную сеть в оставшихся округах Москвы.
При этом планируется ввести новые выделенные полосы, создать транспортно-пересадочные узлы и сделать цветовую маркировку маршрутов. Так, «магистральные» будут выделять на номерах автобусов зеленым цветом, «районные» — синим, а «социальные» — розовым.