КАК ДОБРАТЬСЯ .com
Портал полезных заметок для любителей путешествий
НОЧНОЙ ТРАНСПОРТ В МОСКВЕ
В Москве с августа 2013 года функционируют ночные маршруты автобуса, троллейбуса и трамвая. На сегодняшний день количество курсирующих маршрутов по городу достигло уже 12. Для жителей и гостей города, которым необходимо добираться до дома через полгорода или на противоположный конец города, это может стать хорошим вариантом: не нужно тратить деньги на такси или дожидаться открытия метро, если на метро вдруг опоздали из-за пробок на дорогах.
В настоящее время в Москве обслуживают горожан 12 маршрутов наземного ночного транспорта:
- 8 автобусов (№№ Н1, Н2, Н3, Н4, Н5, Н6, Н11, 15 и №308)
- 2 троллейбуса №№ М7, «Б»
- трамвай №3
На маршрутах № Н1, Н2, Н3, Н4, Н5, Н6 и м7 предусмотрена остановка в районе станции метро «Китай-город», где пассажиры могут совершать удобные пересадки. Интервал движения по маршруту «Б» составляет 15 минут, остальные ночные маршруты работают с 30-минутными интервалами. Стоимость проезда и тарифы ночных автобусов точно такие же, как и у дневных маршрутов.
— маршруты Н2, Н3 и 63 приезжают на Лубянку в каждые 05 и 35 минут часа и стоят 10 минут;
— маршруты Н4, Н5 и Н6 приезжают на Лубянку в каждые 20 и 50 минут часа и стоят 10 минут;
— маршрут Н1 заезжает на Лубянку только когда едет на юг, в каждые 10 и 40 минут часа и, не отстаиваясь, уезжает дальше.
Схему остановок ночных автобусов в районе станции метро «Китай-город» смотрите здесь
Некоторые остановки общественного транспорта оборудованы информационным табло, отображающим номер маршрута и время его прибытия на данную остановку. Время прибытия может изменяться в зависимости от обстановки на пути следования маршрута.
Автобус № Н1 «Озёрная улица» — «Аэропорт «Шереметьево»
Направление : Северо-запад – Юго-запад
Режим работы маршрута: с 00:00 до 5:30
Интервал движения: каждых 30 минут.
с 0:08 до 4:38 от Озёрной улицы
с 1:00 до 5:00 от метро «Китай-город» (в аэропорт Шереметьево)
с 1:00 до 6:00 от метро «Китай-город» (на Озёрную улицу)
с 0:35 до 5:05 от аэропорта Шереметьево, терминал D
с 0:28 до 4:58 от аэропорта Шереметьево, терминал F
Трасса следования маршрута: Озёрная улица – Метро «Юго-Западная» – Ленинский проспект – Метро «Октябрьская» – Метро «Библиотека имени Ленина» – Метро «Лубянка» – Метро «Китай-город» – Метро «Лубянка» – Метро «Охотный ряд» – Тверская улица – Белорусский вокзал – Ленинградский проспект – Метро «Сокол» – Ленинградское шоссе – Международное шоссе – Аэропорт Шереметьево
Со всеми попутными остановками в режиме «По требованию».
Автобус № Н2 «Беловежская улица» – «Лубянская площадь»
Режим работы маршрута: с 00:00 до 5:30.
Интервал движения: каждых 30 минут.
Трасса следования маршрута от Беловежской улицы: Беловежская ул. – Можайское ш. – Кутузовский просп. – м. «Славянский бульвар» – м. «Парк Победы» – м. «Кутузовская» – Новоарбатский мост – ул. Новый Арбат – Никитский бул. – Тверской бул. – Тверская ул. – Театральный пр. – м. «Театральная» – Лубянская пл. – м. «Лубянка» – Новая пл. – пл. Ильинских Ворот – Лубянский пр. – Политехнический пр. (м. Лубянка);
От Лубянской площади: Новая пл. – Китайгородский пр. – м. «Китай-город» – Москворецкая наб. – Кремлевская наб. – Боровицкая пл. – Моховая ул. – м. «Александровский Сад» – ул. Воздвиженка – пл. Арбатских ворот – м. «Арбатская» – ул. Новый Арбат – Новоарбатский мост – Кутузовский просп. – м. «Кутузовская» – м. «Парк Победы» – м. «Славянский бульвар» – Можайское ш. – Беловежская ул.
Со всеми попутными остановками в режиме «По требованию».
Автобус № Н3 «Уссурийская ул. – Лубянская пл.»
Режим работы маршрута: с 00:00 до 5:30.
Интервал движения: каждых 30 минут.
Трасса следования маршрута: Уссурийская улица – ст. м. «Щелковская» – ст. м. «Первомайская» – ст. м. «Измайловская» – ст. м. «Партизанская» – ст. м. «Семеновская» – ст. м. «Электрозаводская» – ст. м. «Бауманская» — Лубянская пл.
Со всеми попутными остановками в режиме «По требованию».
Автобус № Н4 «Новокосино – станция метро «Китай-город»
Режим работы маршрута: с 23:57 до 5:30
Интервал движения: каждых 30 минут.
Трасса следования маршрута: Никольско-Архангельский проезд — Салтыковская улица (только к Лубянской площади), проектируемый проезд №326 — Новокосинская улица — Городецкая улица — Носовихинское шоссе — улица Старый Гай — Вешняковская улица — Свободный проспект — Зелёный проспект — 2-я Владимирская улица — шоссе Энтузиастов — улица Сергия Радонежского — Николоямская улица — Яузская улица — улица Солянка — Солянский проезд — Лубянский проезд — Старая площадь. Со всеми попутными остановками в режиме «По требованию».
Автобус № Н5 «Каширское шоссе, 148 — Метро «Китай-город»
Режим работы маршрута: с 23:35 до 6:00.
Интервал движения: каждых 30 минут.
Трасса следования маршрута: Каширское шоссе — Ореховый бульвар — улица Мусы Джалиля — проектируемый проезд № 5302 — Бесединское шоссе — Люблинская улица — улица Перерва — Белореченская улица — Краснодарская улица — Краснодонская улица — улица Маршала Чуйкова — улица Юных Ленинцев (только к метро «Китай-город») — Зеленодольская улица (обратно: улица Маршала Чуйкова) — Волгоградский проспект — Марксистская улица — Таганская площадь — Нижняя Радищевская улица (только к Каширскому шоссе, 148) — Верхняя Радищевская улица — Яузская улица — улица Солянка — Солянский проезд — Славянская площадь. Со всеми попутными остановками в режиме «По требованию».
Автобус № Н6 «Осташковская улица — Метро «Китай-город»
Режим работы маршрута: с 23:53 до 5:30
Интервал движения: каждых 30 минут.
Трасса следования маршрута: Енисейская улица (только к Осташковской улице) — Широкая улица — Заревый проезд — проезд Шокальского — улица Молодцова — Полярная улица — проезд Дежнёва — улица Менжинского — Енисейская улица — Новый Берингов проезд — Радужная улица — Кольская улица — Снежная улица — проезд Серебрякова — улица Вильгельма Пика — Сельскохозяйственная улица — проспект Мира — Садовая-Спасская улица — Мясницкая улица (обратно: улица Сретенка — улица Большая Лубянка) — Лубянская площадь — Новая площадь (обратно: Лубянский проезд) — Славянская площадь. Со всеми попутными остановками в режиме «По требованию».
Автобус № Н7 «138-й квартал Выхина — Метро «Лубянка»
Режим работы маршрута: с 23:40 до 5:30
Интервал движения: каждых 30 минут.
Трасса следования маршрута: Ферганский проезд — Ферганская улица — Самаркандский бульвар — Ташкентский переулок — Ташкентская улица — Рязанский проспект (дублёр) — Рязанский проспект — Нижегородская улица — Таганская улица — Таганская площадь — Нижняя Радищевская улица (только к 138-му кварталу Выхина) — Верхняя Радищевская улица — Яузская улица — улица Солянка — Солянский проезд — Лубянский проезд — Лубянская и Новая площади (только к 138-му кварталу Выхина)
Автобус № Н11 « Аэропорт Внуково (VKO) – Метро «Китай-город»
Режим работы маршрута: с 23:53 до 5:30
Интервал движения: каждых 30 минут.
Трасса следования маршрута: Аэропорт Внуково – Боровское шоссе – Озёрная улица – Метро «Юго-Западная» – Ленинский проспект – Метро «Октябрьская» – Метро «Библиотека имени Ленина» – Метро «Лубянка» – Метро «Китай-город»
Автобус № 15 «ВДНХ (южн.) — Новодевичий монастырь»
Режим работы маршрута: круглосуточно
Интервал движения в ночное время: каждых 30 минут.
Трасса следования маршрута: Продольный проезд — 1-я Останкинская улица — улица Академика Королёва — Новомосковская улица — Шереметьевская улица — улица Советской Армии — Селезнёвская улица — Краснопролетарская улица — улица Каретный Ряд — улица Петровка — Страстной бульвар — Тверской бульвар — Никитский бульвар — Гоголевский бульвар — улица Пречистенка — Зубовская улица — Большая Пироговская улица — улица 10-летия Октября
Автобус № М10 «Лобненская улица – Метро «Китай-город»
Режим работы маршрута: круглосуточно
Интервал движения в ночное время: каждых 30 минут.
Трасса следования маршрута: Лобненская улица – Карельский бульвар – Улица Софьи Ковалевской – Бескудниковский бульвар – Дмитровское шоссе – Метро «Верхние Лихоборы» – Метро «Петровско-Разумовская» – Метро «Тимирязевская» – Метро «Дмитровская» – Савёловский вокзал – Метро «Новослободская» – Улица Малая Дмитровка – Пушкинская площадь – Тверская улица – Метро «Охотный ряд» – Метро «Лубянка» – Метро «Китай-город»
Троллейбус № Б «По Садовому кольцу»
Режим работы маршрута: Круглосуточно
Интервал движения: каждых 15 минут.
Трасса следования маршрута «Бк» — внутреннее: (будни:Смоленский бульв. — Николоямская ул., Николоямская ул. — Смоленский бульв.; выходные:Смоленский бульв. — Николоямская ул., Николоямская ул. — Смоленский бульв.)
Трасса следования маршрута «Бч» — внешнее: (будни:Курский вокз. — М. Никитская ул., М. Никитская ул. — Курский вокз.; выходные: Курский вокз. — М. Никитская ул., М. Никитская ул. — Курский вокз.)
Трамвай № 3 «улица Академика Янгеля – станция метро «Чистые пруды»»
Режим работы маршрута: 1:00 до 5:30
Интервал движения: каждых 30 минут.
Трасса следования маршрута:
Улица Академика Янгеля — Метро «Чистые пруды» (будни, суббота)
Метро «Чистые пруды» — Улица Академика Янгеля (будни, суббота)
Ночной маршрут автобуса № 3н
Улица Академика Янгеля — Метро «Чистые пруды» (воскресенье)
Метро «Чистые пруды» — Улица Академика Янгеля (воскресенье)
НОЧНАЯ МАРШРУТКА № 308 «метро «Домодедовская» — аэропорт «Домодедово»»
Режим работы маршрута: Круглосуточно
Интервал движения: каждых 40 минут.
Трасса следования маршрута: Каширское шоссе — автодорога А-105 «Москва — аэропорт Домодедово»
Ночью маршрутные такси курсируют каждые 40 минут, отъезжают по мере заполнения. Цена проезда – 120 рублей. Останавливается по требованию. Время в пути – 20 минут, газели ездят быстро. За багаж придется заплатить отдельно. Нужно учитывать, что места там намного меньше, поэтому заранее прикиньте, влезете ли вы со своими чемоданами в маршрутку, учитывая, что у других путешественников могут быть такие же чемоданы.
С 8 октября в центре города меняются маршруты автобусов и троллейбусов
Сегодня, 8 октября, поменялись десятки маршрутов автобусов и троллейбусов. Некоторые из них поехали по новым трассам, а часть остановок в центре города переименовали.
Магистральные маршруты
С 8 октября автобусу Т31 «Стадион “Лужники”» — «Трубная площадь» присвоена литера А, он будет следовать по маршруту «Стадион “Лужники”» — «Метро “Комсомольская”». От Трубной площади автобусы с сегодняшнего дня следуют по Цветному бульвару, Садовому кольцу, далее по Каланчёвской улице (обратно — по Орликову переулку) до Комсомольской площади.
Действующий маршрут автобуса А «Метро “Университет”» — «Улица Академика Зелинского» получил новый номер С10. Его трасса не меняется.
Автобус Т1 «Метро “Нагатинская”» — «Больница имени Боткина» изменили на М1 «Больница МПС» — «Улица Кравченко». От остановки «Отель “Советский”» — «Театр “Ромэн”» автобусы теперь следуют в обоих направлениях по Ленинградскому проспекту и Волоколамскому шоссе до остановки «Больница МПС», не заезжая к остановке «Больница имени Боткина». Между Пушкинской и Боровицкой площадями с 8 октября автобусы следуют в обоих направлениях по Тверской и Моховой улицам. А от остановки «Кинотеатр “Ударник”» — по Якиманскому проезду, улице Большая Якиманка и Ленинскому проспекту до остановки «Улица Кравченко».
Маршрут автобуса Т2 «Фили» — Метро “Александровский сад”» стал М2 «Фили» — «Метро “Китай-город”». От площади Арбатские Ворота автобусы едут по улице Знаменке (обратно — по Воздвиженке), Моховой, Охотному Ряду, Театральному проезду, Лубянской, Новой и Старой площадям (обратно — по Лубянскому проезду) до станции метро «Китай-город».
Автобусы № 255к «Стадион “Лужники”» — «Метро “Кропоткинская”» получили номер М3 «Стадион “Лужники”» — «Метро “Семёновская”». От «Кропоткинской» автобусы проследуют по Соймоновскому проезду, Пречистенской набережной (обратно — по улице Волхонке). Далее в обоих направлениях: по Моховой улице, улице Охотный Ряд, Театральному проезду, Лубянской площади, Новой площади (обратно — по Лубянскому проезду), улицам Маросейке, Покровке, Старой Басманной, Спартаковской и Бакунинской. Затем — по Электрозаводскому мосту, Большой Семёновской и Вельяминовской улицам (обратно — по Семёновскому переулку) до станции метро «Семёновская». Автобусы М3 работают всю неделю с 06:00 до 00:30.
Двум маршрутам троллейбуса — № 33 «Улица Кравченко — Кинотеатр “Ударник”» и № 62 «Озёрная улица» — «Кинотеатр “Ударник”» присвоили М4 «Озёрная улица» — «Кинотеатр “Ударник”». На новом маршруте М4 также организуют укороченные рейсы «Улица Кравченко» — «Кинотеатр “Ударник”».
Маршруты троллейбуса № 33к и 84 отменяются.
Маршруту автобуса № 25 «Нагорный бульвар» — «Лубянская площадь» присвоен номер М5 «Нагорный бульвар» — «Метро “Лубянка”».
А маршруту автобуса № 6 «Силикатный завод» — «Павелецкий вокзал» — М6 «Силикатный завод» — «Метро “Нагатинская”». От станции метро «Краснопресненская» с 8 октября автобусы следуют в обоих направлениях по Баррикадной, Большой Никитской и Моховой улицам до Боровицкой площади. Затем — по Большому Каменному мосту, улицам Серафимовича и Большая Полянка, Люсиновской улице (обратно — по Подольскому шоссе, Павловской и Большой Серпуховской улицам). Далее — по Большой Тульской улице и Варшавскому шоссе до станции метро «Нагатинская».
Маршрутам троллейбуса № 16 «Карачаровский путепровод» — «Лубянская площадь» и № 63 «138-й квартал Выхина» — «Лубянская площадь» присвоен М7 «138-й квартал Выхина» — «Метро “Лубянка”». Одновременно на маршруте организованы укороченные рейсы «Карачаровский путепровод» — «Метро “Лубянка”».
Маршрут троллейбуса № 45 «4-я Кабельная улица» — «Лубянская площадь» получил М8 «4-я Кабельная улица» — «Метро “Лубянка”».
Маршрут автобуса Т9 «Гостиница “Останкино”» — «Лубянская площадь» стал М9 «Метро “Владыкино”» — «Метро “Китай-город”». От остановки «Гостиница “Останкино”» автобусы едут по Ботанической и Станционной улицам до станции метро «Владыкино». Обратно — по Сусоколовскому шоссе и Ботанической улице (без заезда на Большую Марфинскую и Малую Ботаническую улицы). Далее своей трассой. А от Лубянской площади автобусы следуют по Новой и Старой площадям (обратно — по Лубянскому проезду) до станции метро «Китай-город».
Маршрут автобуса № 206 «Лобненская улица» — «Савёловский вокзал» изменён на М10 «Лобненская улица» — «Метро “Китай-город”». От Савёловского вокзала автобусы следуют по Новослободской и Долгоруковской улицам, улице Малая Дмитровка до Пушкинской площади. Далее по Тверской и Охотному Ряду, Театральному проезду, Лубянской, Новой и Старой площадям (обратно — по Лубянскому проезду) до станции метро «Китай-город».
Маршрут автобуса № 144 «Метро “Тёплый Стан”» — «Кинотеатр “Ударник”» продлён до станции метро «Китай-город». От остановки «Кинотеатр “Ударник”» автобусы следуют в обоих направлениях по Большому Каменному мосту, Моховой улице, улице Охотный Ряд, Театральному проезду, Лубянской, Новой и Старой площадям (обратно — по Лубянскому проезду) до станции метро «Китай-город».
Автобусы № 144ц отменят.
Маршрут автобуса № 904 «4-й микрорайон Митина» — «Белорусский вокзал» продлят до станции метро «Китай-город».
От Белорусского вокзала автобусы теперь следуют по 1-й Тверской-Ямской и Тверской улицам, Охотному Ряду, Театральному проезду, Лубянской, Новой и Старой площадям (обратно — по Лубянскому проезду) до «Китай-города». Также на маршруте появятся укороченные рейсы № 904к «4-й микрорайон Митина» — «Белорусский вокзал».
Районные и социальные маршруты
Маршрут автобуса № 12ц изменён на № 101 «Дворец спорта “Мегаспорт”» — «Метро “Китай-город”». От Тверской улицы автобусы следуют в обоих направлениях по улице Охотный Ряд, Театральному проезду, Лубянской, Новой и Старой площадям (обратно — по Лубянскому проезду) до метро «Китай-город».
Маршрут автобуса № 38 «Рижский вокзал» — «Трубная площадь» продлён до станции метро «Китай-город». От Трубной площади автобусы едут по Неглинной улице, улице Петровке, Театральному проезду, Лубянской, Новой и Старой площадям до «Китай-города». А в обратном направлении автобусы следуют по Лубянскому и Театральному проездам, Неглинной улице до Трубной площади, далее своей трассой.
Автобусы № 39 по направлению к остановке «Никитские Ворота» с 8 октября следуют без заезда на Садовое кольцо.
Автобусы № 64 и Т79 по направлению к улице Расплетина и Савёловскому вокзалу следуют по Садовому кольцу и Баррикадной улице, без заезда к станции метро «Маяковская».
Автобусы № 158 «3-й Павелецкий проезд» — «Метро “Лубянка”» следуют к станции метро «Лубянка» — от остановки «Садовническая улица» по Садовнической улице, улице Балчуг, Большому Москворецкому мосту, улице Варварке и Лубянскому проезду. В обратном направлении — от станции метро «Лубянка» по Лубянской, Новой и Старой площадям, улице Варварке, Большому Москворецкому мосту, Болотной улице, Софийской, Раушской и Космодамианской набережным до остановки «Космодамианская набережная, 4». Затем — своей трассой.
Автобусы Т3 следуют по маршруту «Улица Милашенкова» — «Метро “Маяковская”». От остановки «Огородный проезд» с субботы они едут по улице Милашенкова до остановки «Улица Милашенкова» в обоих направлениях. От остановки «Воротниковский переулок» — по Садовому кольцу и Долгоруковской улице без заезда на Самотёчную площадь.
Автобусы Т47 от остановки «Долгоруковская улица» следуют без заезда к станции метро «Маяковская» по Долгоруковской улице и Садовому кольцу до Самотёчной площади.
Маршрут автобуса Т39 «Фили» — «Улица Новый Арбат» продлили до станции метро «Маяковская». От метро «Смоленская» автобусы следуют в обоих направлениях по Садовому кольцу до станции метро «Маяковская».
А троллейбусы № 8 «Москворецкий рынок» — «Метро “Добрынинская”» теперь едут до остановки «Кинотеатр “Ударник”» по улицам Большая Полянка и Серафимовича.
Маршрут троллейбуса № 1к отменён.
Остановкам — новые имена
Ещё одно нововведение, которое действует с сегодняшнего дня, — переименование некоторых остановок в центре города.
Остановка «Лубянская площадь» для автобусных маршрутов № 101, 144, 904 и М2, М3, М10, К, Н1, Н2 в Театральном проезде при следовании к Лубянской площади теперь называется «Метро “Лубянка”».
Остановка «Метро “Александровский сад”» для маршрутов автобусов № 144 и М1, М2, М3, М6, К, Н1, Н2 на Моховой улице и улице Воздвиженке переименовывается в «Метро “Библиотека имени Ленина”».
Остановка «Центральный телеграф» для маршрутов автобуса № 101, 904 и М1, М10, Н1 на Тверской улице при следовании в центр теперь называется «Метро “Охотный Ряд”».
А «Трубная площадь» для маршрутов автобусов А, № 24, 38; троллейбуса № 13 на Цветном бульваре в обоих направлениях переименована в «Метро “Трубная”». При этом остановка «Трубная площадь» для маршрута автобуса А на Петровском бульваре при следовании к Пушкинской площади станет «Петровским бульваром».
Остановка «Петровские Ворота» для маршрута автобуса А на Петровском бульваре при следовании к Трубной площади переименована в «Петровский бульвар».
«Музей изобразительных искусств имени Пушкина» для маршрутов автобусов № 255, М3 на улице Волхонке при следовании к Гоголевскому бульвару переименован в «Метро “Кропоткинская”» — «Музей изобразительных искусств имени Пушкина».
Остановка «Метро “Кропоткинская”» для маршрута автобуса М6 на улице Волхонке при следовании к Боровицкой площади названа так же: «Метро “Кропоткинская”» — «Музей изобразительных искусств имени Пушкина».
А «Триумфальная площадь» для маршрутов автобусов № 101, 904, а также М1, Т3, Т10, Т39, Б на Тверской, 1-й Тверской-Ямской, Большой Садовой улицах и в Оружейном переулке теперь называется «Метро “Маяковская”».
Остановку «Никитские Ворота — ТАСС» для маршрутов автобусов № 39, М6 на Большой Никитской улице переименуют в «Никитские Ворота».
«Улица Балчуг» для маршрута автобуса № 158 на Софийской набережной превратится в «Софийскую набережную».
А остановка «3-й Голутвинский переулок» для автобусных маршрутов № 144 и М1, Н1; троллейбусов № 4 и М4 на Якиманском проезде при следовании из центра называется «Улица Большая Якиманка». Кроме того, её перенесли на 90 метров назад — к дому № 9 по Малой Якиманке.
Куда мчит последний троллейбус?
Экскурсия за 42 рубля
Напомню, маршрут “Т” запустили в Москве 4 сентября прошлого года. Незадолго до этого на смену троллейбусам пришли электробусы. Современные, комфортные, а главное, маневренные. Они не привязаны к проводам, и пассажирам больше не нужно ждать, когда водитель приспособит на место рога, слетевшие по ходу движения, и можно будет ехать дальше. С помощью музейного маршрута город пытается сохранить память о самом троллейбусе и роли, которую он сыграл в жизни города. Запустили его вблизи Новорязанской улицы, где в июне 1937 года открылся второй троллейбусный парк, признанный сегодня архитектурным памятником. За развитие и наполнение маршрута отвечает музей транспорта Москвы – на той же Новорязанской улице сейчас идет реконструкция зданий, где к 2023 году музей получит постоянную прописку. Планируется, что троллейбусный маршрут тогда будет кружить вокруг музея как один из его экспонатов, давая возможность посетителям не только познакомиться с историей общественного транспорта, но и испытать его в деле.
Сейчас же последние московские троллейбусы внешне мало чем отличаются от автобусов и трамваев. На маршруте “Т” восемь остановок. Самая первая из них расположена на Площади трех вокзалов. Отсюда корреспонденты “РГ” и начали свое путешествие. Ждать троллейбуса долго не пришлось – подошел буквально через пару минут. Перепутать его невозможно ни с чем – и потому что троллейбусов в столице больше нет нигде, и потому что на боках последних так и написано: “Музейный маршрут”. Вместе со мной в салон зашел доставщик еды. Рассказал, что в этом районе у него бывает много заказов и выполнять их, разъезжая на троллейбусе, ему очень удобно. Следом поднялась в салон пара пенсионеров. Выяснилось, живут возле одной из остановок, маршрут “Т” для них – лучший способ сократить дорогу от дома до метро.
О том, что мы едем на необычном транспорте, напоминают только развешенные в салоне карты маршрута с достопримечательностями и стикеры с QR-кодом. Если навести на них телефон, открывается страница с бесплатной аудиоэкскурсией – ее озвучивает директор музея транспорта Оксана Бондаренко. Слушать интересно – пока троллейбус отъезжал от Комсомольской площади, я, например, узнал, что местный Дворец железнодорожников связан с романом “Двенадцать стульев” и Львом Лещенко, а также почему площадь Трех вокзалов раньше называлась Каланчевской. Судя по отзывам в Сети, желающих прокатиться на троллейбусе и побывать на экскурсии немало. Способствует этому и то, что пролегает маршрут по историческим местам, есть на что посмотреть.
В Музее транспорта сообщили: с сентября пассажирами необычного маршрута стали более 25 тысяч человек. Их могло быть гораздо больше, но помешала пандемия – туристов в Москве сейчас немного, да и лишний раз кататься в общественном транспорте люди боятся. Тем не менее уже под конец поездки я успеваю познакомиться со студенткой Дарьей Локотковой – она в этот вечер оказалась единственным пассажиром-туристом. “Давно слышала про этот маршрут, но все не хватало времени на нем прокатиться. Хотя до этого я уже испытала популярные трамвайные маршруты, которые ездят по историческим местам. Мой любимый – N 39, идет от Чистых прудов до станции метро “Университет”. По студенческому проездному поездка что на трамвае, что на троллейбусе получается почти бесплатной, так что можно еще и сэкономить”, – делится она.
Впрочем, даже если вы не студент, поездка по музейному маршруту все равно обходится недорого – с моей “Тройки” при входе списали 42 рубля. Билет на автобусную экскурсию обойдется как минимум в десять раз дороже.
Следующая остановка – весна
Периодически на музейном маршруте устраивают всевозможные культурные акции. В ноябре, например, один из троллейбусов расписал современный художник Александр Виноградов – и снаружи на корпусе, и в салоне он сделал трогательные рисунки старой и новой Москвы. А в декабре в арт-объект превратился не только еще один троллейбус, но и остановки. Над одной из них появилась большая светящаяся надпись “Все разминулись” – так художник Алина Глазун попыталась заставить случайного зрителя задуматься: не потерял ли он свою индивидуальность, не разминулся ли с самим собой?
А в этот понедельник на музейный маршрут вышел троллейбус, на борту которого запечатлен яркий пейзаж весеннего леса. Его автор – художница Ирина Корина – месяц ездила в троллейбусе, изучала старинную карту кварталов, по которым сейчас пролегает музейный маршрут, и делала зарисовки. Она узнала, что еще в XIX веке здесь были рощи лип, берез и ольхи, текла речка Ольховка и целый каскад запруд реки Чечеры.
Прокатиться на красочном лесном троллейбусе теперь может любой желающий. А в музее транспорта обещают, что на смену ему придет новый арт-объект на колесах и со временем единственный троллейбусный маршрут будет становиться все более интересным и действительно музейным.
Оксана Бондаренко, директор Музея транспорта Москвы:
– Наш “Музейный маршрут” создан для того, чтобы не только запечатлеть городскую историю, но и создавать новую, черпая вдохновение в новом городском ландшафте, новых трендах и самих пассажирах. Поэтому мы приглашаем к коллаборациям известных и начинающих художников, проводим онлайн-концерты и экскурсии и планируем проводить другие культурные события, чтобы поездка на троллейбусе становилась путешествием в историю в окружении современников. Сейчас в планах музея – запуск офлайн экскурсионной программы, которая будет включать и поездку в троллейбусе, и прогулку по интересным местам района, где он следует.
Как добраться до парка Горького
Тут стоит культурный парк по-над речкою,
В нем гуляю и плюю только в урны я,
Но ты, конечно, не поймешь, там, за печкою,
Потому ты — темнота некультурная.
В.Высоцкий 1966
Как добраться до парка Горького.
ЦПКиО им. Горького или просто парк Горького (по антисоветски «парк культуры имени Отдыха») — весьма известное место Москвы. Хотя расположен он недалеко от центра города, поисковый запрос «как добраться до парка Горького» очень часто встречается в Яндексе. Идя навстречу неискушённым туристам, предлагаем подробный фото-путеводитель с инструкциями как найти заветный парк не на плане, а на местности в Москве. При сём прилагаем карты и раскрываем несколько способов достижения пункта Б (парк Горького) из различных пунктов А.
Способ 1. Как добраться до парка Горького на автомобиле
Вариант вполне возможный. В навигатор следует поставить адрес — Крымский вал, д.9. Этот способ хорош в будний день.
В выходные и праздничные дни парковка перед парком Горького до отказа забита машинами, найти там свободное местечко весьма сложно. Если только приехать рано утром.
Способ 2. Как добраться до парка Горького на метро
Здесь возможны варианты.
Вариант а.
Самый удобный и короткий способ добраться до парка Горького: от станции метро Октябрьская кольцевая .
Выйдя из вагона поезда ориентируемся на указатель: «выход в город на Калужскую площадь и к Ленинскому проспекту». Упомянутая на указателе улица Шаболовка нас не интересует.
Поднимаемся по эскалатору наверх, выходим на улицу и видим оживлённую Калужскую площадь с памятником Ленину.
Сразу поворачиваем налево и через несколько шагов ещё раз налево. Указатель подсказывает, что идти нужно прямо. Но не 600 метров, до входа в парк — метров 250.
Далее следуем прямо и через несколько метров по левой стороне замечаем колоннаду — это ограда парка Горького.
Движемся дальше и метров через 100-150 видим парадные ворота ЦПКиО им. Горького. Вы у цели.
Вариант б.
Добраться до парка Горького можно от станции метро Октябрьская радиальная.
Я бы посоветовала вам сразу перейти на кольцевую линию и в город выходить с кольцевой, идти оттуда ближе.
Но на всякий случай расскажу, как от радиальной дойти до искомой точки Б, то есть до парка Горького. Выходим в город по указателю «на Калужскую площадь и улицу Большая Якиманка».
Поднимаемся наверх, выходим на улицу Большая Якиманка.
Нам нужно перейти Якиманку по подземному переходу. Поверните налево и через несколько шагов увидите подземный переход.
Выходить из него нужно налево. Как только поднимитесь вверх, справа от вас будет японский ресторан.
Дойдёте до угла ресторана, посмотрите направо вдаль. Вы увидите ограду парка Горького.
Вам нужно перейти широкую улицу (Садовое кольцо). Ориентируйтесь на коричневое здание МИСиС (Московский институт стали и сплавов).
По наземному переходу, дождавшись зелёного сигнала светофора переходите дорогу.
Перейдя улицу сразу поворачивайте направо.
До парка Горького уже совсем близко, теперь нужно идти только прямо.
Вариант в.
Как добраться до парка Горького от станции метро Парк культуры кольцевая.
Выход в город на этой станции один. Следуем по указателю «выход в город».
Поднявшись на эскалаторе наверх, оказываемся в наземном вестибюле станции.
Здесь прервёмся и подождём тех, кто воспользовался красной веткой и вышел на станции Парк Культуры радиальная.
Вариант г.
Дойти до Парка Горького от станции метро Парк Культуры радиальная.
Ориентируемся на указатель «»переход на кольцевую линию».
Вам нужно подняться вверх по лестнице в центре зала.
И пройти по узкому коридору.
Подняться вверх на эскалаторе.
И вы окажетесь в наземном вестибюле станции.
Здесь нас уже ждут те, кто приехал по кольцевой линии.
Все вместе выходим из дверей на свет Божий. Перед нами — Зубовский бульвар, на его противоположной стороне находятся невысокие серые старинные здания. Это бывшие Провиантские магазейны , но нам они нужны только как ориентир.
На нашей стороне бульвара есть троллейбусная остановка. Можно подождать троллейбус Б или 10 и проехать одну остановку через Крымский мост. Но я обещала провести вас пешком. Поэтому, поворачиваем направо. Перед нами — эстакада.
Нужно пройти под ней и перейти дорогу на ТРЁХ светофорах. Сначала один.
Как только перешли дорогу на втором светофоре немедленно поверните налево. Посмотрите на противоположную сторону дороги на светофор. (Ориентир — Катковский лицей Дипломатическая академия). Зеброй переход НЕ обозначен, там есть дорожный знак «пешеходный переход» и светофор. Пока ждём — на светофоре красный свет.
Теперь можно, загорелся зелёный.
Перешли дорогу и сразу поворачиваем направо, на Крымский мост.
Теперь всё просто — только прямо. С моста увидите причал теплоходов «Рэдиссон».
(О них я рассказала в отдельной статье, в ней же — «особенности национальной прогулке по Москве-реке на теплоходе Radisson»). Если вам не нужно к причалу, идите до конца моста. Можно войти в парк через боковые ворота.
Можно дойти до главного входа (летом 2014 года его ремонтировали).
Теперь поведаю свой любимый метод достижения пункта Б.
Способ 3. Как добраться до парка Горького на троллейбусе
Вариант а. От метро Парк Культуры (с кольцевой ветки только один выход в город, с радиальной красной — в сторону Крымской площади, Комсомольского проспекта и Зубовской площади). Не переходя дорогу дождаться троллейбусов Б или 10 и проехать одну остановку.
Вариант б. От станции метро Смоленская Филёвкой линии. На неё удобно перейти со станции Киевская кольцевая. Или со станций Арбатская, Библиотека им. Ленина и Боровицкая. Пересадочные станции обозначены красными стрелками, Смоленская обведена овалом.
На станции Смоленская Филёвской линии только один выход в город.
Вышли наверх, перед вами площадь.
Поверните налево и ещё раз налево за угол дома. Сразу увидите троллейбусную остановку. Номер 79 пропускаем!
Вам подойдут троллейбусы Б и 10. Выходите на остановке «ЦПКиО им. Горького» сразу за Крымским мостом.
Вариант б.Дойти до троллейбусной остановки можно и от станции Смоленская Арбатско-Покровской ветки .
Выход в город тоже единственный. Оказавшись на улице сразу поверните налево и, через жёлтую арку, выходите на Садовое кольцо.
Посмотрите вперёд и чуть правее — на жёлтый жилой дом арх. И.В Жолтовского с башенкой.
Троллейбусная остановка находится у ближнего угла этого дома. У кого зрение хорошее, может разглядеть её на снимке ниже.
Зато подземный переход через Садовое знают только свои, чужие там не ходят.
Сдаю явку. Вы вышли из арки, поворачивайте направо и по наземному переходу переходите дорогу (Карманицкий переулок).
По правой стороне стоит длинное жёлтое двухэтажное здание. Проходите кафе «Шеш-беш» и, не доходя до вывески «Мир пиццы», поворачиваете направо в арку этого дома.
Это и есть подземный переход.
Поднимаетесь наверх, перед вами — станция метро «Смоленская» Филёвской линии.
За углом дома — троллейбусная остановка. Ага, вот уже и «десятка» подошла, едем.
Не забудьте, выходить надо сразу после Крымского моста, остановка так и называется «ЦПКиО им. Горького».
Как добраться до парка Горького. Способ 4. От Красной площади пешком
Напомню любителям пеших прогулок, что до парка Горького можно дойти пешком от Красной площади. Далековато, но вполне возможно. Во всяком случае, иностранные туристы не гнушаются этим способом и с удовольствием прогуливаются по набережной Москвы-реки до пункта Б.
Обратимся за помощью к гугль-картам. Он рисует несколько маршрутов, примерно одинаковых по времени. Это — изобретение гугля, он считает, что так короче.
Я бы не советовала сворачивать с набережной, так легко заблудиться. Лучше идти вдоль реки.
По пути увидите многие знаковые места столицы — панораму Кремля с Софийской набережной, особняк Харитоненко (резиденция английского посла), храм Христа Спасителя и дом-сказку, «фабрику Красный Октябрь» и памятник Петру I.
Как вариант пешей прогулки от центра предложим пройти до парка Горького от храма Христа Спасителя. По времени не сориентирую, злыдский гугль рисовал полную чушь. Вот доморощенная схема.
А уж коли добрались до парка Горького, не откажите себе в удовольствии покататься на теплоходе «Рэдиссон», причал флотилии находится на набережной в парке Горького. Подробно в статье «Теплоход Radisson».
Путешественнику на заметку
Самостоятельных туристов мы очень уважаем. Открываем им нюансы посещения достопамятностей Кремля.
Прощай, троллейбус, самый дорогой (как оказалось) вид транспорта
Московский троллейбус не доживет до своего 90‑летнего юбилея. Если все пойдет по плану, то его существование официально завершится осенью. Из былых восьми десятков маршрутов к началу лета в городе осталось двенадцать. На большинстве остальных троллейбусы заменены обычными автобусами, вопреки экологической логике. Кому помешал троллейбус и за что так невзлюбили нынешние московские правители один из классических символов столицы?
Некрасивая сеть
Объяснения властей не очень убедительные. Стандартный набор: контактная сеть портит облик столицы, изношена и неудобна в обслуживании, парк троллейбусов тоже устарел, качество их сборки хромает, троллейбусам не хватает мобильности в дорожном хаосе мегаполиса.
Все это не представляется неразрешимыми проблемами. Трамвайная контактная сеть почему-то не портит облик города, и вообще его облик больше портит бездумная застройка и перманентная замена бордюрных камней. Качество троллейбусов изготовители в состоянии повысить до любого требуемого уровня. Проблема мобильности уже решена выделенными полосами на всех основных магистралях, где работали троллейбусы.
Но главная причина скорее экономическая. Троллейбус, как ни странно, дорог в обслуживании и самый неэффективный среди наземного транспорта с показателем затрат 1,67 руб./пассажиро-км. Однако электробусы, которыми намерены постепенно заменить всё, что движется не по рельсам, лишь на восемь копеек выгоднее троллейбуса. И много уступают даже дизельным автобусам, не говоря уж о лидерах рейтинга — автобусах на метане и трамваях. Чемпионом считается трамвай «Витязь-М», его результат 1,2 руб./пассажиро-км.
Мы не бедные!
Электробус вызывает отторжение, прежде всего тем, что в три раза дороже автобуса и троллейбуса. Одна тяговая батарея стоит как целый автобус — под 10 млн рублей. Зарядная станция — свыше 12 млн рублей. В конечном счете у электробуса огромные годовые затраты на обслуживание, а заявленный ресурс в 15 лет подразумевает по меньшей мере одну плановую замену дорогущей батареи.
Подсчитано также, что из-за необходимости заряжать батарею электробус простаивает почти столько же, сколько ездит (при цикле «40 минут едем, 30 заряжаем»). Иными словами, при сохранении интервалов движения для обеспечения маршрута требуется вдвое больше электробусов (а также водителей), чем троллейбусов или автобусов, которые на конечной остановке могут без промедлений двинуться в обратную сторону. Из-за дороговизны и ряда эксплуатационных неудобств электробусов европейские столицы очень осторожно и помалу их внедряют, выжидая, пока появятся новые «батарейные» технологии.
А Санкт-Петербург успешно использует вариант ТУАХ (троллейбус увеличенного автономного хода, не меньше 10 км с полной нагрузкой), который совмещает умения троллейбусов и электробусов, питаясь либо от контактной сети, либо от бортовых аккумуляторов. Питер не планирует демонтировать контактную сеть — более того, вводит новые маршруты как раз под возможности ТУАХ. Но у Москвы, разумеется, другой путь — самый дорогой из всех имеющихся. За чей счет банкет — вопрос риторический. Нет сомнений, что лет через десять электробус признают ошибкой, как признали убыточную и неудобную монорельсовую дорогу на ВДНХ.
Ликвидация
Ностальгия вещь неплохая. Но, возможно, троллейбус — действительно прошлый век с точки зрения технологий, и давно пора его упразднить? В Лондоне, Париже и Берлине троллейбусы ликвидировали к началу 1970‑х. Лондонская сеть в 1950‑х была крупнейшей в мире. Главной причиной убиения троллейбусов и трамваев в Лондоне сегодня называют… лобби производителей автобусов, добившихся отмены электротранспорта на фоне роста цен на энергоресурсы. При этом лондонский департамент транспорта в 2000‑м возродил трамвай — в районе, где нет метро.
Но в Европе система общественного транспорта вообще развивалась иначе, и в силу высокой автомобилизации играет не столь важную роль, как у нас. В России сегодня автомобилем располагает менее половины семей. Все остальные привязаны к общественному транспорту, а в Москве к тому же ведут агитацию «Езжай на удобном автобусе!», дабы разгрузить пробочные улицы. Так что расправа с троллейбусом выглядит поспешной и спорной — особенно при том, что изгнание трамвая приостановили. Хотя именно трамваи наименее дееспособны, если на их пути произошло ДТП.
Возможно, устаревший троллейбус действительно пора упразднить. Но почему это происходит в авральном режиме во время экономического кризиса?
Электробусы вряд ли сделают московскую систему наземного транспорта более совершенной. Та, что существует сейчас, плохо сбалансирована. По радиально-магистральным направлениям транспорт ходит в избыточном количестве, часто совершенно пустой — многие маршруты дублируют друг друга. В направлениях же от станций метро к «спальням», как и раньше, дефицит посадочных мест, усугубляющийся в часы пик, и порой огромные интервалы. И уж точно электробусы не сделают проезд более дешевым.
Контактную сеть полностью вычистили из центра города. На многих вылетных магистралях она еще цела. Горожане проводят митинги в поддержку троллейбуса. Депутаты сорока четырех муниципальных районов потребовали вернуть закрытые маршруты. Может, мэр передумает.
Но, по большому счету, не все ли равно, на чем мы ездим. Ведь теряем мы только символ эпохи.
От рассвета до заката
Первый троллейбус в Москве пустили в ноябре 1933 года, от Тверской заставы по Ленинградскому шоссе до окружной железной дороги — тогда дальней окраины столицы. Средняя скорость движения составила 36 км/ч — нереальный показатель для современной Москвы, где транспорт с натугой выдает 16–18 км/ч. Отмечали, что троллейбус ЛК‑1 комфортнее трамвая и быстроходнее автобуса.
В 1971 году в Москве длина троллейбусной сети достигла 1253 км и стала самой протяженной в мире (к лету 2022‑го от нее осталось 445 км). В 1975‑м в парке числилось 2217 машин. Наивысший расцвет троллейбусного движения пришелся на начало 1980‑х, когда проложили линии во многие окраинные жилые массивы.
В 1992 году открыли последнюю новую троллейбусную линию. С этого момента шла только деградация — маршруты отменяли или сокращали, закрывали и перепрофилировали троллейбусные парки, хотя город продолжал расширяться.
Завершающий этап борьбы с троллейбусом начался в 2014 году. От контактной сети избавили весь центр столицы, закрыли несколько троллейбусных парков, большинство маршрутов перевели на «автобусную тягу», оставив в их нумерации литеру «Т». Весной этого года из-за нехватки заказов встал самый крупный троллейбусный завод в Энгельсе. По модифицированному маршруту троллейбуса № 1 уже три года ходят автобусы «Т1».
Статус троллейбусных столиц мира перешел к Минску и Петербургу (длина контактной сети — около 500 км). Из европейских городов лидер — Афины (350 км). Старейшей в мире остается троллейбусная сеть Шанхая, открытая в 1914 году. А самой троллейбусной страной — Россия, у нас «рогатые» все еще работают в более чем 80 городах.
Новая схема маршрутов общественного транспорта: изучаем и анализируем
С декабря прошлого года специалисты собирали и анализировали замечания и предложения жителей города. Чаще всего обращения были связаны с необходимостью сохранения основных беспересадочных маршрутов. Это пожелания были учтены. Отмечается, что скорректированная маршрутная сеть уже прошла процесс согласования в правительстве области.
Начнет действовать новая схема в июле. В прошлое уйдут большинство так называемых маршрутных такси. Почти на всех маршрутах общественного транспорта, таким образом, будут действительны социальные льготы и проездные. Будут открыты новые маршруты по регулируемым тарифам, изменятся выпуск и класс транспортных средств. Отследить движение практически всего транспорта также можно будет на специальных онлайн-сервисах.
Реализация проекта рассчитана до 2025 года. С июля 2022 года до июля 2022 года произойдет замена маршрутных такси транспортом регулируемого сектора перевозок. Новые договоры будут заключены на год. За этот год специалисты должны тщательно проанализировать функционирование новой схемы на практике и при необходимости внести изменения.
Затем, с июля 2022 года по июль 2025 года, предполагается заключение длительных муниципальных контрактов минимум на три года и переход всех остальных маршрутов на регулируемый тариф.
Ниже мы представили перечень новых маршрутов. Для удобства все ключевые изменения и нововведения прописали в скобках. Соответственно, при отсутствии каких-либо указаний схема маршрута остается без изменений.
Автобусные маршруты
- 1. Улица Волгоградская – 5 МКР (через улицу Труфанова, улицу Урицкого, Тутаевское шоссе, проспект Октября, Красную площадь, Московский проспект, улицу Калинина)
- 2. Улица Большие Полянки – ЯШЗ
- 2К. Больничный городок – НПЗ
- 4. Улица Ярославская – Ярославль Главный (через улицу Свободы)
- 4А. Богоявленская площадь – Посёлок Октябрьский (через Тормозное шоссе)
- 5. Богоявленская площадь – Осташинское кладбище (через проспект Октября)
- 6. ЯШЗ – НЗКИ
- 7. Улица Гудованцева – 15 МКР (через Ленинградский проспект и проспект Толбухина)
- 8. ТРК «Ярославский Вернисаж» – 15 МКР
- 9. Ярославль Главный – ТЦ «Аксон» (с продлением на одну остановку)
- 10. 15 МКР – НЗКИ
- 11. Ярославль Главный – 15 МКР
- 12. Нижний посёлок – Торговый переулок
- 13. 5 МКР – Машприбор (через центр, Октябрьскую площадь и проспект машиностроителей)
- 14. Богоявленская площадь – Игнатовское кладбище
- 15. 15 МКР – Игнатовское кладбище
- 16. 15 МКР – Улица 1–я Технологическая (через Ленинградский проспект, Промышленное шоссе, улицу Угличскую, улицу Большую Октябрьскую, Суздальское шоссе)
- 17. ЯШЗ – Посёлок Ивняки
- 18. Торговый переулок – 15 МКР
- 18К. Торговый переулок – Посёлок Карачиха
- 19. Улица Гудованцева – Химзавод «Луч» (через Московский проспект и Юго–Западную окружную дорогу)
- 19К. Улица Гудованцева – Красная площадь
- 21. Красная площадь – Очапки
- 21Б. Резинотехника – Улица Павлова
- 21Т. Посёлок Толга – Очапки
- 22. ЯМЗ – Нижний посёлок
- 22С. Красная площадь – Студенческий городок
- 23. Областная больница – 15 МКР
- 24. ЯШЗ – Долматово
- 25. 15 МКР – Машприбор (с продлением)
- 26. Красная площадь – Филино
- 27. ЯШЗ – Софийская церковь
- 28. ЯШЗ – «Машприбор» (через Октябрьскую площадь и проспект Машиностроителей)
- 29. «Машприбор» – Тверицы (через школу № 50 и улицу Линейную)
- 30. Ярославль Главный – Машприбор
- 32. Улица Сахарова – ТРК «Рио» (с продлением на четыре остановки)
- 33. ПАТП № 1 – Областная больница
- 34. Красная площадь – Толгский монастырь
- 39. Студенческий городок – Нижний посёлок (через Средний посёлок, Машприбор, проспект Машиностроителей)
- 41. Ярославль Главный – Посёлок Прибрежный
- 41А. ТРК «Ярославский Вернисаж» – Посёлок Куйбышева
- 41Б. Богоявленская площадь – Улица Индустриальная (через Московский проспект и проспект Фрунзе)
- 42. 15 МКР – Посёлок Куйбышева
- 43. Торговый переулок – Улица Космонавтов
- 44К. Торговый переулок – Улица Автозаводская (через улицу Чкалова и проспект Октября)
- 49. 15 МКР – Больница № 2 (через Ленинградский проспект, Суринское, Карачиху, улицу Свободы, Московский проспект и проспект Фрунзе)
- 50. Резинотехника – Студенческий городок (через Толгоболь, Яковлевское, школу № 50)
- 53. ПАТП № 1 – Улица Сахарова (через Московский проспект, Октябрьскую площадь и проспект Машиностроителей)
- 55. Машприбор – Ярославль Главный (через проспект Машиностроителей, Октябрьскую площадь, улицу Свободы)
- 56. Посёлок Прибрежный – Машприбор (через проспект Фрунзе, Московский проспект, Октябрьскую площадь и проспект Машиностроителей)
- 57. Фабрика «Красный Перевал» – Улица Гудованцева (через Тутаевкое шоссе, Ленинградский проспект, Полушкину Рощу, Красную площадь, улицу Большую Октябрьскую, проспект Толбухина)
- 58. Нижний посёлок – Фабрика «Красный Перевал» через Тутаевкое шоссе, Ленинградский проспект, Промышленное шоссе, улицу Чкалова, улицу Чехова, Юбилейную площадь, Октябрьскую площадь, школу № 50)
- 59. Ярославль Главный – Областная больница (через улицу Угличскую, улицу Чкалова, площадь Карла Маркса, Октябрьскую площадь, проспект Авиаторов)
- 62. Улица Павлова – ЯШЗ (через улицу Советскую, Красную площадь, Московский проспект)
- 63. Резинотехника – Ярославль Главный (через проспект Ленина, проспект Октября, Юбилейный мост)
- 64. Ярославль Главный – Улица Сиреневая через улицу Угличскую, улицу Чкалова, площадь Карла Маркса, Октябрьскую площадь, школу № 50, проспект Машиностроителей)
- 65. ЯЗХМ – Улица 8 Марта (через проспект Дзержинского, Ленинградский проспект, проспект Октября, проспект Толбухина)
- 66. НЗКИ – Больничный городок (через Тутаевское шоссе, проспект Октября, Красную площадь, Московский проспект, Суздальское шоссе, улицу Калинина)
- 68. Улица Космонавтов – Улица Большие Полянки (через проспект Машиностроителей, Октябрьскую площадь, Красную площадь, Московский проспект)
- 70. Фабрика «Красный Перевал» – Улица Труфанова (через 15 мкрн)
- 76. ТРК «Ярославский Вернисаж» – Ярославль Главный
- 77. Улица Труфанова – Фабрика «Красный Перевал» (через Тутаевское шоссе и улицу Урицкого)
- 79. ТЦ «Аксон» – Посёлок Куйбышева (через проспект Дзержинского, Ленинградский проспект, проспект Октября, проспект Толбухина, улицу Большую Фёдоровскую, Тормозное шоссе)
- 85. Посёлок Ивняки – Улица Шандорная (через Комсомольскую площадь, проспект Толбухина, Юбилейную площадь, Октябрьскую площадь, проспект Машиностроителей)
- 90С. ТЦ «Аксон» – Областная больница (через проспект Дзержинского, Тутаевское шоссе, проспект Октября, проспект Ленина, Октябрьскую площадь, проспект Авиаторов)
- 99С. Улица Сахарова – Ярославль Главный
Маршрутные такси
- 40. «Резинотехника» – «Машприбор»
- 71. 5 МКРН – «Холодмаш»
- 84. Посёлок Куйбышева – Областная больница
- 94. Улица Чкалова – 5 МКРН
- 97. 14 МКРН – Улица Большие Полянки
Более подробная информация, а также интерактивные схемы доступны на сайте «Яргортранса»:
Телефонный справочник “Алло, Москва для Вас!”
- Полезная информация
- Право
- Работа
- Религия
- Связь, почта
- Семья и брак
- СМИ
- Социальная помощь
- Спорт
- Торговля
- Транспорт
- Услуги
- Финансы и налоги
- Автолюбителям
- Активный отдых
- Вероисповедание
- Выставки
- Где поесть в Москве
- Горячая линия
- Гостиницы
- Достопримечательности
- Карта Москвы
- Кинотеатры
- Концертные залы
- Музеи
Путеводитель по Подмосковью
- Отдых с детьми
- Охота
- Развлечения
- Речной круиз
- Рыбалка
- Санатории и пансионаты
- Святые источники в Подмосковье
- Спелеология
- Спортивные парки
- Справочные службы городов и районов
- Телефонные коды
- Транспорт
- Усадьбы
- Храмы и монастыри
- Экскурсии
Москва и москвичи – цифры и факты
Новости связи
- Адреса и телефоны москвичей
- Важнейшие телефоны Москвы
- Мобильная связь в метро и SMS
- Справочник «Алло, Москва для Вас!»
- Старые и новые индексы МГТС
- Телефонные коды
- Телефоны справочных учреждений Москвы
- Интерактивная карта Москвы
- Интерактивная карта России
- Маршрутные такси в Москве – маршруты
- Пассажирский транспорт в Москве – маршруты
- Расчёт схемы проезда, расстояния и времени в пути
- Траффик в Москве и Подмосковье
- 5 минут от метро – путеводитель
- Городской наземный транспорт – поиск
- Маршрутное такси – поиск
- Поиск по базе ГИБДД
- Новая схема метро
- Метро до 2022 года
- Метро. Время в пути
- Метро в 2015 г. на карте Москвы
- Схема секретных линий
- Радиостанции FM (УКВ) в Москве
- Радио в Москве. Плей-листы
- Разница во времени с Москвой
- Расстояние до Москвы и Санкт-Петербурга
- Расстояния между городами России
- Российские и международные телефонные коды
- Спутник водителя
- Старые и новые названия улиц
- Схема железнодорожного транспорта
- Таблица штрафов ГИБДД за нарушения ПДД
- Телефонные коды МO, региональные и международные
- Телефонные коды по регионам России
- Федеральные трассы России
- Храмы Москвы вблизи метро
Атлас «Москва для Вас! С каждым домом». Путеводитель 2016/17 г.
Атлас “Москва для Вас!” С каждым домом. 2016/17
Новые границы Москвы. Путеводитель.
Масштаб 1:10.000 (центр), 1:23.000.
Выпуск – 28-й.
Подробнее ISBN 978-5-87812-134-7 Тираж: 7000 экз.
Телефонный справочник «Алло, Москва для вас!», 2014 г.
Карманный формат. Более 25 000 адресов и телефонов Москвы и Подмосковья.
Подробнее ISBN 978-5-87812-121-7 Тираж: 12000 экз.
Карта Москвы. Маршруты пассажирского транспорта, 2019
Обновленная и уточненная карта Москвы с маршрутами пассажирского транспорта на начало 2019 года.
Подробнее ISBN 978-5-87812-148-4 Тираж: 3000 экз.
Автомобильная карта Москвы, 2019
«Автомобильная карта Москвы», 2019 г.
Центр с каждым домом, улицы с односторонним движением, выдающиеся здания Москвы в оксинометрии, схемы автобусного сообщения и автодорог Московской области с основными магистралями федеральных дорог, новая схема метро.
На карте показаны: Московское Центральное Кольцо (МЦК), строящиеся станции метро, театры, музеи, храмы, гостиницы, торговые центры, автозаправки. . Нанесены достопримечательности Москвы.
Актуализированы: дороги, развязки, эстакады, хорды, станции метро, новые кварталы, пешеходные улицы.
Новые территории Москвы.
Подробнее ISBN 978-5-87812-147-7 Тираж: 3000 экз.
Россия. Крым. Карта – путеводитель, 2015-2016 г.
Россия. Крым. Карта – путеводитель.
Формат 45х60 см
Подробнее ISBN 978-5-97812-132-3 Тираж: 3000 экз.
Атлас Московская область. Новые границы 2014
Атлас Московской области с планами городов. Новые границы.
Ближнее и дальнее Подмосковье. Схема автобусного и железнодорожного транспорта. Транспортные развязки на МКАД. Проектируемая ЦКАД
Путеводитель: Святые источники, монастыри, храмы. Рыбалка, грибные места, конные маршруты.
Справочные телефоны городов и районов Московской области. Таможни.
Подробнее ISBN 978-5-87812-120-0 Тираж: 7000 экз.