Что было с русскими княгинями, попавшими в плен к татарам: интересно знать

Что ждало русских женщин, попавших в плен к татаро-монголам?

Наложить на себя руки — страшное решение. Но совершить один из смертных грехов для русских женщин было предпочтительнее, чем попасть в плен к татаро-монголам. И на то были причины.

Культ Евпраксии

Сегодня для иллюстрации героического выбора русских женщин, которые предпочитали смерть татаро-монгольскому плену, обычно используется образ княгини Евпраксии Рязанской. Ее муж, князь Федор Юрьевич, в 1237 году отказался прислать в Орду по приказу Батыя самых красивых рязанских девушек (в другой интерпретации – отказался отдать красавицу-жену) – за что и был казнен. Узнав о гибели благоверного, о том, что татары подходят к городу, и не желая попасть в плен, Евпраксия вместе с малолетним сыном покончила жизнь самоубийством. По одной версии – бросилась с крыши терема, по другой – с колокольни церкви Св.Николая.

Впрочем, историки склоняются к мнению, что Евпраксия – образ мифологический. Во-первых, ее трагическая судьба описана всего несколькими фразами в «Повести о Николе Заразском». Индивидуального жизнеописания Евпраксии летописцы не оставили. Во-вторых, русскую княгиню называют византийской принцессой, хотя в годы ее жизни Византийской империи еще не существовало. В-третьих, не сохранилось летописных свидетельств и о браке рязанского князя. Всё это приводит к мысли, что Евпраксия – не реальная женщина, а вымышленный собирательный образ, олицетворяющий решительность всех русских женщин, не желающих сдаваться в плен. К слову, Русская Православная Церковь канонизировала всю семью мучеников: и князя Федора Юрьевича, и Евпраксию, и их сына Ивана-Постника.

«Достойны всякой жалости»

Захват пленников был обычной практикой для всех кочевых народов. Только воины Батыя во время похода на Северо-Западную Русь в 1237-38 гг. угнали, по неточным оценкам, до 90 тысяч человек. Большинство из них были женщины и дети, ведь мужчин, кроме ремесленников, татары убивали на месте.

Один из первых посетивших Орду европейцев, итальянец Джованни Карпини писал, что татарские пленники «мало едят, почти не пьют и весьма скверно одеваются». «Те, которых держат в качестве рабов дома, «достойны всякой жалости». Свои впечатления итальянец описал в «Книге о Татарах» и «Истории Монгалов, именуемых нами Татарами». В частности, путешественник упоминает, что большинство пленников оказалось у настолько плохих хозяев, что им не оставляют времени ни на что, кроме выполнения господских поручений. К вечеру они буквально валятся с ног, причем, поспать им удается, в лучшем случае, 3-4 часа.

Бесчинства и поругания

Правила поведения с жителями очередного покоренного города у татаро-монголов не менялись. Так, Ибн аль-Асир описывает, что в 1120 году воины Чингиз-хана вывели всех уцелевших жителей Бухары на площадь, убили тех, кто не представлял ценности или являлся угрозой (стариков, старух, молодых парней), а затем разделили «всех ценных пленников» между собой. При этом матерей разлучали с детьми, и нередко члены одной семьи оказывались у разных хозяев. После дележа добычи «совершили они с женщинами грех великий», при этом остальные пленники были вынуждены смотреть на бесчинства и поругания, не будучи в силах помешать.

Персидский историк Шараф Ад-дин Язди в одном из своих трактатов описывал, как воины Тимура только для своего господина отобрали из пленников в очередном городе 5 тысяч «подобных гуриям девушек и красивых отроков». Почти месяц войско оставалось на месте, чтобы вдоволь насладиться «живой добычей». Затем двинулось в путь. На телеги поставили шатры с пленными девушками. Историк пишет, что воины, не прекращая движения, перепрыгивали с коней в шатры и «предавались любовным утехам». И таких повозок было так много, пишет Язди, что потерявший свою добычу потратил бы на поиски месяца два.

Обычно пленникам не удавалось избежать пыток, особенно если к татарам попадали явно знатные особы. Мужчин и женщин пытали там, где поймали, до тех пор, пока они не выдавали все места, где спрятаны деньги, и не показывали, где закопаны драгоценности. Пытки могли продолжаться и в плену, если татары хотели поточнее определить размер выкупа. Как писал в мемуарах историк и дворянин С. Броневский, некоторые женщины крестьянского сословия усложняли собственное положение, выдавая себя за родовитых княжон. Таких подвергали еще большим мукам, пытаясь выяснить реальный размер состояния семьи.

Молва о подобных жестокостях быстро разлеталась, поэтому в каждом городе на Руси знали – если под татарским натиском падут стены, умри, но в плен не сдавайся. Тут уместно вспомнить о еще одной русской княгине – Агафье Всеволодовне, жене князя Юрия Всеволодовича. Когда зимой 1238 года татары подошли к стенам Владимира, княгиня вместе с дочерью и другими жителями укрылась в Успенском соборе. Все они предпочли заживо сгореть в огне, нежели угодить в лапы захватчиков.

Читайте также:
Валюта государства — норвежский крон (1 единица = 0,13 доллара США)

Невольничьи рынки

Другой путь для русских пленниц, захваченных в плен, – невольничий рынок. Но стать рабыней могла только миловидная женщина знатного сословия. При наличии физического изъяна и отсутствии родовитых родителей пленницу фактически превращали в скот. Как пишет историк А.Бахтин, женщине могли отрезать уши, вырвать ноздри, заклеймить раскаленным железом лоб или щеки. Закованные в кандалы пленницы днем выполняли самую тяжелую работу. Ночью их скидывали в темницу, швыряя следом червивое мясо, которое даже собаки есть отказывались. За любую провинность – секли плетьми так, что многие молили о смерти.

Русских красавиц на рынках Сарай-Бату и Сарай-Берке, а затем и в Крыму весьма ценили. Несмотря на то, что «московитянки» отличались своенравием и непокорностью. Многие пленницы перепродавались неоднократно, оказываясь в результате в отдаленных землях вроде Египта или Сирии, возврата откуда не было. Понятно, что за знатную княжну, умеющую играть на музыкальных инструментах или знающую грамоту, работорговцы выручали больше. Нередко простых девушек перед продажей специально обучали игре на арфе или другом инструменте, затем наряжали в дорогое платье и выдавали за русских княжон, продавая по завышенной цене. Не забудем, что рабыня, особенно красивая и знатная, была прекрасным подарком, поэтому пленница могла только за год сменить до пяти хозяев.

В гарем или услужение

Если плененных мужчин татары часто использовались в качестве «хашара» (штурмовой толпы) при захвате очередной крепости, то красивые женщины отправлялись в гарем или становились прислужницами знатных татарок и ханских жён. Как пишет А. Бахтин в статье «Плен и рабство в период монгольского завоевания и в Золотой Орде», ханскую жену-хатуню по традиции сопровождала большая свита. Особенно среди сопровождающих выделялась группа из восьми юных девушек-бенат – каждая отменной красоты. Шесть из них сидели по обе стороны от госпожи, а на двоих девушек ханская жена опиралась во время поездки на арбе. Еще полсотни девушек, постарше и не столь красивых, скакало рядом с арбой. За повозкой, на которой восседала ханская жена, ехало еще сотня арб. И в каждой – по пять прислужниц. Знатные татарки использовали пленниц в качестве мебели, для развлечения, демонстрации своего статуса. Так, одежды жены эмира могли нести до 30 прислужниц. Женам татар рангом пониже прислуживало до 3-4 женщин. При этом не стоит забывать, что в случае если госпожа умирала, прислужниц (всех или выборочно) могли похоронить вместе с хозяйкой.

Не менее «сладкой» была жизнь и в гареме. Строгая иерархия и неоспариваемые правила были меньшими из зол. Стоило только чем-либо не угодить господину, и женщину казнили. Самыми распространенными видами казни было удушение, отравление змеиным ядом или утопление. Зачастую количество наложниц исчислялось тысячами, при этом все девушки были рабынями, которых угнали в плен, вручили в качестве подарка или купили на невольничьем рынке. К слову, отдельные исследователи считают, что русский терем – аналог восточного гарема, в котором женщина ведет изолированный образ жизни и не может принимать самостоятельных решений. Интересно, что С. Аверкиев в книге «Влияние татар на жизнь русского народа» подмечает, что до татаро-монгольских завоеваний русские женщины обладали почти такими же правами, как и мужчины. Возникшая позднее традиция затворничества в теремах на Руси была позаимствована у татар из-за желания спрятать, уберечь женщин от посторонних глаз.
источник

Что делали татары с русскими княгинями захваченными в плен?

Татары прославились на весь мир как народ, который нападал на поселки и города, грабил, убивал и брал пленных. Не редкостью была и торговля женщинами на рынках, захваченных в руки злодеев. Даже знатные девушки частенько попадали в лапы разбойникам и для них это была возможность заработать побольше денег. Жажда наживы и слышать крики поверженных врагов вела монгольские ига вперед. Так что же делали татары с захваченными княгинями?

  1. Если победил — забирай все
  2. Что делали с пленными девушками?
  3. Русских княгинь взять любыми путями!

Если победил — забирай все

Монголо-татары были очень жадными и именно поэтому они брали с поверженных людей не только сокровища и драгоценности, но и требовали дочерей, которых захватывали в плен. Удивительно, но все народы беспрекословно слушались наглых захватчиков, боясь, что их дома вместе с людьми сожгут дотла.

Читайте также:
Крупнейшие города в США по количеству населения и площади: список

Монголо — татары активно захватывали дочерей известных сословий, чтобы потом продавать ханам для их утех. Известно достаточно большое количество случаев, когда татары требовали отдавать дочерей правителей захваченных государств замуж, при этом родители девушек могли даже выдвигать и свои условия. Некоторые правители даже сами дарили своих дочерей монгольским ханам, чтобы те не тревожили их земли войной.

Что делали с пленными девушками?

Судьба пленных девушек действительно была ужасной: родовитые дамы становились наложницами ханов, военных командиров и богачей, а остальные девушки были добычей воинов. Девушек как товар перевозили за их новыми владельцами, а монголы даже во время этого могли жестоко издеваться и утешатся с молодой добычей.

Местные народы иногда признавали власть ханов сразу, а девушки становились частью дани для них. Так как им не нужно было много женщин, они гнали их пешком как скот и продавали на рынках Востока.

Русские князья активно оборонялись от монголов, чтобы их любимые дочки не попали в руки этим варварам.

Русских княгинь взять любыми путями!

Монголо-татарские ханы очень часто сотрудничали с князьями Руси — принимали от них подарки и золота, а взамен обещали не разорять земли. Но вот некоторые ханы начали требовать жен и дочерей князей, чтобы насытиться своими плотскими утехами. Часто они требовали жен князей, которые славились невиданной красотой во всем мире. На дерзость хана-Батыя князь Федор ответил весьма резко, высмеивая татара — “Победи сначала нас, а потом уже и требуй в свое нечестивое ложе наших девушек”. Расправа за такие слова была моментальной — многих князей казнили, а девушки попали в плен монголам.

Некоторые княгини, понимая, что татары наступают кончали жизнь самоубийством. Часто они прыгали с высоты и разбивались о камни или же топились в реках, лишь бы не попасть в руки варварам.

С пленными же девушками разговор был совершенно другим. Припоминается пожалуй лишь один случай, когда монголам попала в руки великая княгиня. Говорят, что татары осаждали город Владимир, в котором была жена Юрия Всеволодовича — Агафья вместе с детьми. Некоторые летописи утверждают, что княгиня погибла во время осаждения города, а вот некоторые историки говорят, что она была пленена и замучена в шатре хана.

Зная о том, что монголы были жестокими варварами, русские князья делали все возможные, чтобы их дочки и жены не попали в руки разбойникам. При набегах их увозили, а в городе запрещалось говорить о том, что у князя были жены и дочки.

Вот с такой вот жестокостью и наглостью обходились с пленными девушками монголо-татарские ига. А как вы думаете, продавали ли княгинь в другие страны или они доставались только ханам?

Лучше смерть: почему русские женщины предпочитали умереть, чем попасть в плен к монголам

И на то у них были весомые причины.

Культ Евпраксии

Сегодня для иллюстрации героического выбора русских женщин, которые предпочитали смерть татаро-монгольскому плену, обычно используется образ княгини Евпраксии Рязанской. Ее муж, князь Федор Юрьевич, в 1237 году отказался прислать в Орду по приказу Батыя самых красивых рязанских девушек (в другой интерпретации – отказался отдать красавицу-жену) – за что и был казнен. Узнав о гибели благоверного, о том, что татары подходят к городу, и не желая попасть в плен, Евпраксия вместе с малолетним сыном покончила жизнь самоубийством. По одной версии – бросилась с крыши терема, по другой – с колокольни церкви Св.Николая.

Впрочем, историки склоняются к мнению, что Евпраксия – образ мифологический. Во-первых, ее трагическая судьба описана всего несколькими фразами в «Повести о Николе Заразском». Индивидуального жизнеописания Евпраксии летописцы не оставили. Во-вторых, русскую княгиню называют византийской принцессой, хотя в годы ее жизни Византийской империи еще не существовало. В-третьих, не сохранилось летописных свидетельств и о браке рязанского князя. Всё это приводит к мысли, что Евпраксия – не реальная женщина, а вымышленный собирательный образ, олицетворяющий решительность всех русских женщин, не желающих сдаваться в плен. К слову, Русская Православная Церковь канонизировала всю семью мучеников: и князя Федора Юрьевича, и Евпраксию, и их сына Ивана-Постника.

Читайте также:
Типы жилья заграницей: какой тип лучше?

«Достойны всякой жалости»

Захват пленников был обычной практикой для всех кочевых народов. Только воины Батыя во время похода на Северо-Западную Русь в 1237-38 гг. угнали, по неточным оценкам, до 90 тысяч человек. Большинство из них были женщины и дети, ведь мужчин, кроме ремесленников, татары убивали на месте.

Один из первых посетивших Орду европейцев, итальянец Джованни Карпини писал, что татарские пленники «мало едят, почти не пьют и весьма скверно одеваются». «Те, которых держат в качестве рабов дома, «достойны всякой жалости». Свои впечатления итальянец описал в «Книге о Татарах» и «Истории Монгалов, именуемых нами Татарами». В частности, путешественник упоминает, что большинство пленников оказалось у настолько плохих хозяев, что им не оставляют времени ни на что, кроме выполнения господских поручений. К вечеру они буквально валятся с ног, причем, поспать им удается, в лучшем случае, 3-4 часа.

Бесчинства и поругания

Правила поведения с жителями очередного покоренного города у татаро-монголов не менялись. Так, Ибн аль-Асир описывает, что в 1120 году воины Чингиз-хана вывели всех уцелевших жителей Бухары на площадь, убили тех, кто не представлял ценности или являлся угрозой (стариков, старух, молодых парней), а затем разделили «всех ценных пленников» между собой. При этом матерей разлучали с детьми, и нередко члены одной семьи оказывались у разных хозяев. После дележа добычи «совершили они с женщинами грех великий», при этом остальные пленники были вынуждены смотреть на бесчинства и поругания, не будучи в силах помешать.

Персидский историк Шараф Ад-дин Язди в одном из своих трактатов описывал, как воины Тимура только для своего господина отобрали из пленников в очередном городе 5 тысяч «подобных гуриям девушек и красивых отроков». Почти месяц войско оставалось на месте, чтобы вдоволь насладиться «живой добычей». Затем двинулось в путь. На телеги поставили шатры с пленными девушками. Историк пишет, что воины, не прекращая движения, перепрыгивали с коней в шатры и «предавались любовным утехам». И таких повозок было так много, пишет Язди, что потерявший свою добычу потратил бы на поиски месяца два.

Обычно пленникам не удавалось избежать пыток, особенно если к татарам попадали явно знатные особы. Мужчин и женщин пытали там, где поймали, до тех пор, пока они не выдавали все места, где спрятаны деньги, и не показывали, где закопаны драгоценности. Пытки могли продолжаться и в плену, если татары хотели поточнее определить размер выкупа. Как писал в мемуарах историк и дворянин С. Броневский, некоторые женщины крестьянского сословия усложняли собственное положение, выдавая себя за родовитых княжон. Таких подвергали еще большим мукам, пытаясь выяснить реальный размер состояния семьи.

Молва о подобных жестокостях быстро разлеталась, поэтому в каждом городе на Руси знали – если под татарским натиском падут стены, умри, но в плен не сдавайся. Тут уместно вспомнить о еще одной русской княгине – Агафье Всеволодовне, жене князя Юрия Всеволодовича. Когда зимой 1238 года татары подошли к стенам Владимира, княгиня вместе с дочерью и другими жителями укрылась в Успенском соборе. Все они предпочли заживо сгореть в огне, нежели угодить в лапы захватчиков.

Невольничьи рынки

Другой путь для русских пленниц, захваченных в плен, – невольничий рынок. Но стать рабыней могла только миловидная женщина знатного сословия. При наличии физического изъяна и отсутствии родовитых родителей пленницу фактически превращали в скот. Как пишет историк А.Бахтин, женщине могли отрезать уши, вырвать ноздри, заклеймить раскаленным железом лоб или щеки. Закованные в кандалы пленницы днем выполняли самую тяжелую работу. Ночью их скидывали в темницу, швыряя следом червивое мясо, которое даже собаки есть отказывались. За любую провинность – секли плетьми так, что многие молили о смерти.

Русских красавиц на рынках Сарай-Бату и Сарай-Берке, а затем и в Крыму весьма ценили. Несмотря на то, что «московитянки» отличались своенравием и непокорностью. Многие пленницы перепродавались неоднократно, оказываясь в результате в отдаленных землях вроде Египта или Сирии, возврата откуда не было. Понятно, что за знатную княжну, умеющую играть на музыкальных инструментах или знающую грамоту, работорговцы выручали больше. Нередко простых девушек перед продажей специально обучали игре на арфе или другом инструменте, затем наряжали в дорогое платье и выдавали за русских княжон, продавая по завышенной цене. Не забудем, что рабыня, особенно красивая и знатная, была прекрасным подарком, поэтому пленница могла только за год сменить до пяти хозяев.

Читайте также:
Как заполнять налоговую декларацию в Германии

В гарем или услужение

Если плененных мужчин татары часто использовались в качестве «хашара» (штурмовой толпы) при захвате очередной крепости, то красивые женщины отправлялись в гарем или становились прислужницами знатных татарок и ханских жён. Как пишет А. Бахтин в статье «Плен и рабство в период монгольского завоевания и в Золотой Орде», ханскую жену-хатуню по традиции сопровождала большая свита. Особенно среди сопровождающих выделялась группа из восьми юных девушек-бенат – каждая отменной красоты. Шесть из них сидели по обе стороны от госпожи, а на двоих девушек ханская жена опиралась во время поездки на арбе. Еще полсотни девушек, постарше и не столь красивых, скакало рядом с арбой. За повозкой, на которой восседала ханская жена, ехало еще сотня арб. И в каждой – по пять прислужниц. Знатные татарки использовали пленниц в качестве мебели, для развлечения, демонстрации своего статуса. Так, одежды жены эмира могли нести до 30 прислужниц. Женам татар рангом пониже прислуживало до 3-4 женщин. При этом не стоит забывать, что в случае если госпожа умирала, прислужниц (всех или выборочно) могли похоронить вместе с хозяйкой.

Не менее «сладкой» была жизнь и в гареме. Строгая иерархия и неоспариваемые правила были меньшими из зол. Стоило только чем-либо не угодить господину, и женщину казнили. Самыми распространенными видами казни было удушение, отравление змеиным ядом или утопление. Зачастую количество наложниц исчислялось тысячами, при этом все девушки были рабынями, которых угнали в плен, вручили в качестве подарка или купили на невольничьем рынке. К слову, отдельные исследователи считают, что русский терем – аналог восточного гарема, в котором женщина ведет изолированный образ жизни и не может принимать самостоятельных решений. Интересно, что С. Аверкиев в книге «Влияние татар на жизнь русского народа» подмечает, что до татаро-монгольских завоеваний русские женщины обладали почти такими же правами, как и мужчины. Возникшая позднее традиция затворничества в теремах на Руси была позаимствована у татар из-за желания спрятать, уберечь женщин от посторонних глаз.

Как татаро-монголы издевались над русскими женщинами в плену

Во времена нашествия монголо-татар для русских женщин не было ничего хуже, чем попасть в плен к этим варварам, поскольку пребывание в неволе у Золотой Орды было самым жестоким наказанием, и даже хуже смерти.

Культовый образ

В качестве самого удачного олицетворения женщин, предпочитающих смерть, нежели татаро-монгольский плен, стал образ княгини Евпраксии Рязанской. Ее супругом был князь Федор Юрьевич, отказавшийся от пересылки в Орду по указу хана Батыя знатных красавиц Рязанского края в 1237 году, хотя бытует мнение, что он не захотел отдавать в плен собственную супругу. За этот «подвиг» его казнили. Евпраксия, узнав о том, что ее мужа больше нет в живых во время подхода татар к городу, чтобы не стать пленницей, убила собственного сына и сама покончила жизнь самоубийством. Есть версия о том, что она бросилась с крыши дома, другая гласит о падении с колокольни церкви св. Николая.

Как бы там ни было, исследователи полагают, что жена князя – образ вымышленный, поскольку о ее трагической гибели написано лишь несколько строк в одном из изданий, но о том, как она жила, никакой информации нет. Кроме того, русскую княгиню называли византийской принцессой, при том, что тогда Византийской империи не было. Также нет ни одного подтверждающего факта о том, что она состояла в браке с рязанским князем. Поэтому, все это наталкивает на мысль, что Евпраксия – женщина-миф, а точнее, образ, который олицетворял решительность всех русских красавиц, которые боялись и всячески старались избежать плена. Однако, русская православная церковь все же канонизировала все семейство: князя Федора Юрьевича, Евпраксию и их сына – Ивана-Постника.

Вызывают одну лишь жалость

Как правило, у всех кочевнических народов практика захвата в плен была нормой, одни лишь воины хана Батыя во время своих походов на Северо-Западные земли Руси в 1237 году похитили и заключили в плен около 90 000 человек, большинство из которых были женщины и дети, поскольку с представителями мужского пола, за исключением ремесленников, они расправлялись на месте.

Читайте также:
Расписание автобусов от метро Молодежная.Отправление время Маршрут проложить

В числе первых, посетивших Орду, стал европеец из Италии Джованни Карпини, написавший о том, что пленники, которых держат в домах в качестве рабов, практически сидят без воды и еды, одеты в тряпье, и вызывают одну лишь жалость. О своих впечатлениях иностранец написал в трудах «Истории Монгалов, именуемых нами Татарами» и «Книга о Татарах». Побывавший «в аду» итальянец упомянул о том, что большинство пленных попадали к плохим хозяевам, у которых они с утра до ночи трудились, не покладая рук и не имея никакого личного времени. Как только наступал вечер, обессиленные рабы просто падали с ног, а на сон им выделяли лишь 3-4 часа.

Жестокие надругательства

У татаро-монгол не было исключений в отношении к жителям того или иного завоеванного города. В своем труде Ибн аль-Асир описал ситуацию 1920 года, когда воины Чингиз-хана убили всех выживших в Бухаре, кто не представлял для них никакой ценности или был угрозой (молодых и крепких парней, стариков и старух), прямо посреди городской площади. После этой массовой расправы происходила дележка пленников между собой. Жуткое зрелище, когда ребенка отлучают от матери, или всех членов семьи «распихивают» по разным хозяевам. После распределения пленных, воины насиловали женщин, причем на глазах остальных пленных, не имевших возможности этому противостоять.

Историк из Персии – Шараф Ад-дин Язди в одном из своих трудов написал, как воины Тимура отобрали для своего хозяина около 5 000 пленников в очередном поселении, выбирая самых красивых девушек и детей. Войско оседало в этом городе надолго, пока не насытилось завоеванной «добычей», затем покидало его, поставив на телеги шатры с молодыми пленницами. Исследователь описывает, как Татары, на ходу перепрыгивали с коней в шатры, чтобы предаться очередной любовной связи с одной из русских красавиц. И таких повозок было неисчислимое количество, как пишет историк, поэтому если бы кто-то и потерял одну из них, то искал бы месяцами.

Пытки и издевательство

Как правило, всем пленным приходилось пройти через пытки, особенно тем, кто входил в число знатных личностей. Мужчины и женщины подвергались им в том месте, где были пойманы, причем их мучили до тех пор, пока они не выдавали все, что интересовало варваров: где хранятся деньги, драгоценности и прочие ценные вещи, предметы.

Пленников могли продолжать пытать и в плену, если воинам нужна была дополнительная информация о ценностях. В своих мемуарах историк и дворянин С. Броневский писал о том, как некоторые деревенские красавицы выдавали себя за знатных княжон, и в результате «попадали» под еще большие пытки, когда татары пытались у них выяснить, насколько велико состояние их семейства.

Об этих жестоких мерах и насилии узнал весь русский народ, поэтому все женщины старались избегать плена, а если не удавалось, то кончали жизнь самоубийством. Как-то русская княжна Агафья Всеволодовна – супруга князя Юрия Всеволодовича зимой 1238 года, когда татары уже почти вошли в город Владимир, взяла свою дочь и других жителей, укрывшись в Успенском соборе. Они выбрали жестокую смерть – сгореть заживо в огне, чем попасть в плен к захватчикам.

Рынки невольников

Вторым путем пленниц был невольничий рынок, где в рабыни отбирали самых миловидных девушек и женщин, причем из знатных семей. Даже малейший физический дефект был поводом, чтобы использовать пленницу в качестве «скота». В своих трудах исследователь А. Бахтин писал, что таким женщинам вырывали ноздри, отрезали уши, ставили клеймо на лоб или щеки, затем заковывали в кандалы и использовали для выполнения самой грязной и тяжелой работы. На ночь их всех загоняли в одну темницу, а в качестве пищи бросали как собакам подгнившее мясо. Любая провинность не сходила с рук: их так иссекали плетями, что некоторые не выдерживали и просили о смерти.

Наибольшую ценность русские женщины представляли для повелителей Крыма и других татарских поселений, несмотря на то, что они отличались жестким характером и непокорностью. Многие неоднократно перепродавали русских невольниц, причем не только в ближнее, но и дальнее зарубежье – Египет, Сирию, откуда уже назад дороги не было. За знатных, грамотных и талантливых красавиц работорговцы получали хороший куш. Поэтому татары умудрялись накануне торгов обучать простых девушек игре на любом инструменте, одевали их в шикарные наряды, выдавая за русских княжон и получая за их продажу хорошие деньги. Красивая, да еще и умная рабыня – наилучший подарок, который за год передавался нескольким хозяевам.

Читайте также:
Отдых и погода в Дивноморское в сентябре: температура воды в море

Гарем или услужение

Мужчины служили в роли массовой силы для захвата очередного города или поселения, а красивых женщин отправляли в гарем, некоторые становились прислугами знатных татарок и ханских жен. В книге А. Бахтина написано о том, что в пути ханскую жену, как правило, сопровождали 8 юных красавиц. Две из них служили в качестве опоры для госпожи во время поездки на арбе, а остальные 6 сидели по обе стороны от нее.

Примечательно то, что повозку важной персоны сопровождала еще целая сотня арб, каждая была снаряжена 5-ю прислужницами. У знатных татарок русские пленницы были в качестве мебели, они использовали их для развлечения, а также за счет них демонстрировали свой статус. Жены татар более низшего звена имели по 3-4 прислужницы и если их госпожа скоропостижно умирала, то пленниц всех или выборочно хоронили вместе с ней.

Куда хуже была жизнь в гареме, где царила строгая иерархия, неоспариваемые правила, ну а если женщина чем-то не угодила хозяину, ее тут же казнили. Казнь была разной: женщин душили, отравляли змеиным ядом или топили. Практически в каждом гареме насчитывалось до 1000 наложниц-рабынь, попавших в плен, врученных в качестве дара или купленных на невольничьем рынке.

Некоторые историки утверждают, что русский терем является олицетворением татарского гарема, где женщина ведет закрытый образ жизни в полной изоляции от общества и лишена возможности решать что-либо самостоятельно.

Примечательно то, что С. Аверкиев в своем труде «Влияние татар на жизнь русского народа» написал, что до появления татаро-монголов русские женщины практически были на равных правах с мужчинами. Ну а «пришедшая» от татар традиция затворничества позже стала нормой в российских теремах, якобы, таким образом мужчина прячет свою женщину от посторонних.

Почему хан Батый не смог захватить в плен ни одной русской княгини

Единственная идея, ведущая вперёд дикие монгольские орды, была высказана самим Чингисханом, который считал, что наивысшим наслаждением для любого мужчины является возможность грабить, слышать крики умирающих врагов и насиловать их жён и дочерей.

Победитель забирает все?

И действительно, сластолюбивые ханы требовали с покорённых народов не только золото и дары, но и их дочерей, жён и наложниц, и все беспрекословно подчинялись. Об этом в своей работе «Плен и рабство в период монгольского завоевания» пишет историк Александр Геннадьевич Бахтин, который описывает, как вся Средняя Азия и Кавказ поставляли ханам родовитых женщин для утех.

Так, захвативший Иверию хан Кияздан потребовал от царицы Русуданы дочь Тамару, чтобы сделать её одной из своих жён. Русудана отдала дочь хану, вытребовав у него обещание не принуждать Тамару оставлять христианство.

Известен факт, что владыка народа хашин, некий Бурхан отдал Чингисхану свою дочь Чахан, а Цзциньский правитель преподнес в дар Чингису дочь императора Вэйшао-вана, принцессу Ци го-гу Ичжу, сопроводив этот «дар» пятьюстами рабами, табунами лошадей и золотом.

Участь пленниц была ужасна

Участь пленниц по большей части была ужасна: родовитые женщины предназначались для ханов, тысячников и сотников, остальные становились добычей рядовых воинов. И тех, и других перевозили в повозках следом за владельцами, и монголы имели возможность насиловать их прямо в пути, не останавливая движение войска.

Если же местные народы признавали власть ханов, то рабы и рабыни становились частью дани, а поскольку самим монголам не требовалось много рабов, они поставляли их на рынки Востока и даже в Северную Африку, причем гнали их пешком.

Побывавший в плену у монголов историк Киракос Гандзекеци так описывает судьбу пленных: те, кто ещё вчера никогда не выходил за пределы городов, были вынуждены целыми днями босыми и нагими идти под палящим солнцем, питаться падалью; женщин тут же, в пути, насиловали охранники.

Немудрено, что русские князья делали все, чтобы эта ужасная судьба миновала их жён и дочерей.

«Когда нас не будет, все ваше будет»

Поначалу монголы, не привыкшие к серьёзному сопротивлению, пытались и у русских князей потребовать для плотских утех их жен и дочерей, о чём прямо говорит «Повесть временных лет», описывая визит рязанского князя Федора Юрьевича к хану Батыю.

Читайте также:
Оформление визы в разные страны: поиск по алфавиту

Бату-хан принял дары князя и даже пообещал не разорять Рязани, но тут же начал требовать, чтобы русские прислали к нему своих дочерей и сестер, и хан «изведал бы их у себя на ложе», и особо требовал к себе жену князя Федора, о красоте которой уже был наслышан, благодаря предателям.

Это было настоящим оскорблением по отношению к русскому князю, так как и у самих монголов институт брака был по-своему священен. По свидетельству «Повести. » Федор Юрьевич рассмеялся Бату-хану в лицо: «Не годится христианам водить к нечестивому царю жён своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и жёнами нашими владеть будешь», – ответил дерзкий князь и тут же был убит по приказу Бату-хана; убиты были и многие князья и воины, бывшие с ним, а тела их брошены на растерзание стервятникам.

Лучше смерть, чем плен и позор

Расправа Батыя была страшна: Рязань пала на шестой день осады – 21 декабря 1237 года; город был сметен с лица земли, население вырезано, а жена убитого князя Федора Евпраксия, увидев, что орды монголов ворвались в город, поднялась в высокий терем, держа на руках полуторогодовалого сына Ивана и бросилась из окна, убившись о камни. Так она избежала позорной участи для себя и страшной судьбы для сына, которого монголы могли бы использовать для устрашения русских князей.

Позже Русская православная церковь причислила Евпраксию Рязанскую к лику святых. Её примеру – умереть, но не изведать позора, последовали многие другие русские княгини и княжны.

При взятии монголами Киева знатные женщины погибли, укрываясь от диких орд в церквях: в Десятинной и в соборе Святой Софии. Видя невозможность взять каменные церкви с помощью стенобитных машин, Бату приказал сосредоточить мощь ордынских катапульт на куполах церквей.

В конце концов, здания не выдержали и обрушились на головы укрывающихся под их защитой киевлян. Смерть задавленных под обломками могла считаться достаточно лёгкой – озверевшие от крови монголы, ворвавшись в Киев, сажали жителей на кол, забивали им под ногти гвозди, сжигали живьём священников и монахов, а монахинь и женщин насиловали в церквях и на глазах родных.

Из 50 000 киевлян в живых осталось 2 000 человек. Даже спустя шесть лет человеческие кости на пепелище не были похоронены — об этом писал итальянский священник Карпини, который проезжал мимо сожжённого города.

Участь горше смерти

Единственный случай, когда, возможно, в руки монголов попала великая княгиня, произошел при взятии Владимира, однако официальная летопись это отрицает. Когда Бату-хан осадил Владимир, великого князя Юрия Всеволодовича в городе не было – он уехал, чтобы организовать сопротивление монгольским ордам, зато в городе оставалась княгиня Агафья с сыновьями.

Оба княжича погибли от рук ордынцев: один перед осадой, а второй — на стенах города. Когда стало ясно, что город падет, великая княгиня с другими знатными женщинами, священниками и простолюдинами укрылась за стенами Успенского собора, который был сожжён. По летописям, княгиня погибла в огне, но некоторые литературные источники всё же утверждают, что она была пленена и замучена в шатре Батыя до смерти.

Зная о нраве монголов, русские князья делали всё возможное, чтобы их жены, сестры и матери никогда не ведали плена, даже во времена монгольского ига женщин не показывали ханам и баксакам, скрывая их в теремах, при набегах и нашествиях увозили прочь.

Зато для укрепления отношений сами женились на знатных ордынских женщинах: великий князь Юрий Данилович был женат на сестре золотордынского хана Узбека – Агафье, а смоленский князь Феодор Чёрмный был женат на дочери хана Менгри-Тимура, которую в крещении назвали Анной.

«Живая дань» Золотой Орды. «Дружба народов» ковалась через плен и рабство

Ордынское нашествие XIII века имело разрушительные последствия для Руси не только из-за сожженных городов и погибших воинов. Огромное количество жителей Руси попало в плен и было уведено в рабство.

«Татары уводят их и их малюток, как стада, в пустыню»

Захват пленников с последующим превращением их в личных рабов был обычной практикой для кочевников. Однако в период ордынского нашествия русские столкнулись с этим явлением в невиданных доселе масштабах.

Фламандский монах-францисканец, путешественник Гильом де Рубрук, в 1253 году сообщал: «Руссия. вся опустошена татарами и поныне ежедневно опустошается ими. Когда русские не могут дать больше золота или серебра, татары уводят их и их малюток, как стада, в пустыню, чтобы караулить их животных».

Читайте также:
Нужен ли полис ДМС для граждан Киргизии при приеме на работу в 2022

В результате похода Батыя на Северо-Западную Русь в 1237-1238 годах в плен были угнаны, по приблизительным оценкам, от 40 до 90 тысяч человек.

Все последующие ордынские военные операции на русских землях, начиная от Неврюевой рати 1252 года и заканчивая нашествием Едигея на Москву в 1408 году, сопровождались захватом большого количества пленных. Счет новых невольников шел на десятки тысяч человек.

Три миллиона

Подобная практика продолжалась и после распада Золотой Орды. За вторую половину XVI века на Московское государство было совершено сорок восемь набегов крымских татар. Каждый такой набег завершался угоном в плен от пяти до пятидесяти тысяч человек.

По оценкам ряда историков, всего за период XIV–XVII веков с русских земель было угнано в плен около трёх миллионов человек.

Во время набегов ордынцы особенно выделяли ремесленников. В период бурного развития Золотой Орды мастера были им нужны позарез. Порой, прежде чем учинить резню в захваченном городе, ордынцы пытались выявить ремесленников, только им сохраняя жизнь.

Особо ценили захватчики и русских женщин, которые рассматривались не только в качестве домашних рабынь и наложниц, но и в качестве отличного товара для дальнейшей перепродажи.

Русские пытались избежать плена любой ценой. При приближении ордынцев крестьяне бросали свои деревни, уходя в леса, где скрывались в землянках неделями, а порой и месяцами. Представители элиты пытались избежать беды, скрываясь за городскими стенами. Но порой, не рассчитывая на успех обороны, даже княжеские семьи бежали далеко на север, скрываясь в труднодоступных районах, куда татары, как правило, не доходили.

Что ждало русских пленников?

Еще один итальянский путешественник, Джованни Плано Карпини, посетивший Золотую Орду спустя десять лет после нашествия Батыя на Русь, писал о положении пленников: «Они мало что едят, мало пьют и очень скверно одеваются, если только они не могут что-нибудь заработать в качестве золотых дел мастеров и других хороших ремесленников. Но некоторые имеют таких плохих господ, что те им ничего не отпускают, и у них нет времени от множества господских дел, чтобы заработать себе что-нибудь, если они не украдут для себя времени, когда, может быть, должны были отдыхать или спать, но это могут делать те, кому позволено иметь жен и собственную ставку. Другие же, которых держат дома в качестве рабов, достойны всякой жалости».

Со временем в среде русских пленников в Орде происходит заметное расслоение. Если одни остаются в тяжелом положении бесправных рабов, то другие (как правило, самые искусные мастера) обзаводятся собственными домами. Порой им даже удается обрести статус свободных людей.

Большинство, однако, жило в тяжелейших условиях и гибло от непосильного труда. Русские пленники строили ордынские города, корабли, которые ордынцы использовали на реках.

Что касается русских женщин, то они пополняли гаремы состоятельных ордынцев либо выполняли функции служанок у женщин из влиятельных ордынских родов. Значительное количество пленниц продавалось на невольничьих рынках Сарай-Бату и Сарай-Берке. Отсюда россиянок новые владельцы увозили дальше. Большинство из них попадало в Среднюю Азию. В дальнейшем центр работорговли переместился в Крым, откуда русских невольниц отправляли порой в совсем уж отдаленные земли: например, в Египет.

Иногда они возвращались

Серьезные изменения в Золотой Орде произошли после окончательного закрепления ислама в качестве государственной религии. С этого времени русские невольники получили возможность обрести свободу, приняв ислам. С другой стороны, те, кто хотел сохранить христианскую веру, зачастую подвергались дополнительным гонениям, а порой становились жертвами убийств.

И все-таки нельзя сказать, что из ордынского плена невозможно было вернуться. Начиная с Александра Невского, русские князья проводят целые программы по выкупу русских пленников у ордынцев.

В первую очередь это, разумеется, касается угодивших в плен представителей знати. Но и рядовых русичей тоже нередко возвращали домой.

Впоследствии, уже после распада Золотой Орды, когда главными источниками проблем, связанных с захватом пленных, стали Крымское и Казанское ханства, в России был введен особый налог: «полоняничные деньги». Собранные средства предназначались как для выкупа тех, кто был захвачен во время набегов, так и для освобождения русских воинов, попавших в плен на полях сражений.

Читайте также:
Водопад Игуасу — подробная информация с фото

Времена меняются: ордынцы на службе у русских

Если говорить о Золотой Орде, то стоит отметить, что с течением времени стала прослеживаться интересная тенденция. Чем слабее становился бывший улус Джучи и чем более укреплялись русские земли, новым центром которых стала Москва, тем более равные отношения стали возникать на уровне людей.

К началу XV века никого уже особенно не удивляло появление в русских землях «возвращенцев» из Орды с женами-татарками, которые принимали веру мужей. Чуть позднее представители ордынской знати начнут поступать на службу к русским князьям. Так возникнет огромное количество новых русских дворянских родов.

Например, татарский мурза Арслан Турген выехавший из Золотой Орды на службу к великому князю Василию ІІ Тёмному, приняв православие, стал Иваном Тургеневым: основателем рода Тургеневых.

Род Апраксиных возник после того, как еще в XIV веке на службу к князю Олегу Рязанскому из Орды прибыли братья-мурзы Солохмир и Едуган. Солохмир, ставший после крещения Иоанном, женился на сестре князя Анастасии Ивановне. Их правнук Андрей Иванович носил прозвище Опракса, которое впоследствии и трансформировалось в фамилию Апраксиных.

«И пьют с ними, и едят с одного, и женятся у них»: как ковалась дружба народов

Когда земли Поволжья и Казанского ханства вошли в состав России, власти столкнулись с тем, что бывшие русские пленники в этих краях практически полностью слились с местным населением. Причем как волжские булгары и чуваши перенимали привычки русских, так и наоборот: «Писаны земли полонянничные в татарских и в чувашских селах и деревнях, которые полонянники живут с татары и с чувашею вместе».

В конце XVI века митрополит Гермоген писал сокрушенно: «Многие де русские полоняники и неполоняники живут у татар, и у черемисы, и у чуваши, и пьют с ними, и едят с одного, и женятся у них, да многие же де русские люди, сверстные да недоросли живут у немец по слободам и по деревням, добровольно и в деньгах. И те де все люди также хрестьянские веры отпали и превратились у татар в татарскую веру, а у немец в римскую и лютерскую веру».

Церковный деятель при всей своей мудрости не смог разглядеть главного: из такого вот «слоеного пирога» выковывалась прочная, устойчивая ко всем внутренним и внешним невзгодам Россия.

Форум Винского

Поиск дешевых авиабилетов
Бронирование отелей, вилл, апартаментов
Аренда квартир, апартаментов, домов у собственников
Аренда автомобиля за границей и в России

Сравнение цен аренды авто у разных прокатчиков. Вы задаете параметры поиска – сайт находит вам автомобиль в заданном месте по самой низкой цене

Цены в рублях и оплата в рублях – для тех у кого только рублевый счет

Цены в Евро и оплата в Евро – для тех у кого счет в Евро и аренда в Европе

Выбор туристической страховки
Сайт Винского
Реклама на форуме Винского
  • Список форумовАМЕРИКА форумКАНАДА форумВиза в Канаду: получение канадской визы документы
  • Изменить размер шрифта
  • Smartfeed
  • Блоги
  • Правила
  • Инструкции
  • FAQ
  • Галерея
  • Регистрация
  • Вход

Отказ в визе в Канаду – что делать

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

Аренда автомобиля в Канаде : Поиск и бронирование автомобилей в Rent Car агентствах Канады – всегда лучший выбор автомобилей и цен, к тому же страховка включена
Авиабилеты : Дешевые авиабилеты в Канаду – поверь, что дешевле не найдёшь
Не забудь оформить туристическую страховку : Оформление туристической страховки онлайн быстро и асист вежливый если что-то с тобой случится

Отказ в визе в Канаду – что делать

zerokol » 14 июл 2010, 15:29

Re: Отказ в визе в Канаду – что делать

bromisaich » 14 сен 2018, 18:36

Re: Отказ в визе в Канаду – что делать

partizan » 14 сен 2018, 19:42

Re: Отказ в визе в Канаду – что делать

wizard-traveler » 14 сен 2018, 19:54

Princess Sofi ! Канада – страна самостоятельного туризма. Если человек не в состоянии заполнить пару анкет и сделать копии нескольких документов, какой из него самостоятельный путешественник?

Недвижимость, которая не используется для извлечения прибыли, визовую службу Канады, как правило, не интересует. Ни я, ни мои знакомые, получившие туристическую визу Канады, подобные документы не предоставляли.

Читайте также:
Рейс YC 862, Сочи — Санкт-Петербург — самолет Маршрут проложить

Отсутствие нормального сопроводительного письма не может послужить основанием к отказу в визе. Я, допустим, вообще никаких писем не писал – ни нормальных, ни ненормальных. Обычному туристу нечего и незачем писать. А вот история путешествий у вас, действительно не впечатляющая.

Во-первых, сам по себе факт отсутствия штампа в паспорте о заключении брака не является основанием для отказа в туристической визе. Во-вторых, выходить замуж/жениться ради визы несколько странно. В любом случае, шансы от этого значительно не увеличатся.

Вот и опишите свой реальный план. Зачем что-то выдумывать?

На мой взгляд, вы и так приложили слишком много документов, перемудрили. Вспомните принцип бритвы Оккама!

Лучше обратиться за визой повторно не через две недели, а через пару лет. Вероятность, что визу вам сейчас одобрят, крайне мала.

Re: Отказ в визе в Канаду – что делать

P0leg » 14 сен 2018, 19:56

Re: Отказ в визе в Канаду – что делать

partizan » 14 сен 2018, 20:01

Re: Отказ в визе в Канаду – что делать

r-ivan » 14 сен 2018, 22:03

Re: Отказ в визе в Канаду – что делать

msBela » 16 сен 2018, 09:54

Оба раза оформляла как Family Visit на 2 недели. Моя сестра – гражданка Канады, и она оформляла мне приглашение. CAIPS не заказывали.
Хочу попробовать теперь оформиться как Туризм на 7 дней. И у меня к вам 2 вопроса, буду очень благодарна услышать любые мнения на сей счет:

1. Проживать планирую, разумеется, у сестры, но приглашение делать не будем. Допускается ли такой вариант? Если да, то, требуется ли какое-то согласие от сестры и нужно ли показывать ее фин.состояние раз приглашения не будет? Или в моем случае предпочтительнее проживание в отеле показать? Просто мне кажется визовый офицер усомнится, наоборот, в правдивости данного факта, имея в наличии близкого родственника в данном городе.

2. Что следует писать в разделе: name, address and relationship of any person(s) or institution(s) i will visit. Понятно, что данные сестры пишу. А вот если я живу в отеле, то данные отеля указать? Или я неверно вопрос понимаю?

Re: Отказ в визе в Канаду – что делать

psiros » 16 сен 2018, 10:53

Re: Отказ в визе в Канаду – что делать

P0leg » 16 сен 2018, 10:58

Re: Отказ в визе в Канаду – что делать

bromisaich » 16 сен 2018, 11:05

Re: Отказ в визе в Канаду – что делать

msBela » 16 сен 2018, 11:37

Спасибо большое всем за ответы!
Если цель не менять, то подскажите, пожалуйста, возможно ли оформление Family Visit без приглашения или этот вид предполагает наличие приглашения?
У сестры семья: ребенок, муж-все они граждане Канады тоже. Я работаю в общественной организации, доход норм. Но не замужем, имеется недвижимость и обязательства перед тетей по договору ренты на эту недвижимость (это как гарантия моего возврата подойдет?). Стоит ли прикладывать данный договор к документу на недвижимость?

И еще несколько грустных моментов моей истории с документами: мой зять накосячил с ними, об этом я узнала после второго отказа, когда сама стала разбираться(((. Он мне их готовил и часть документов была некачественно отсканирована, сбоку страницы не полностью вошли. Потом он почему-то решил мне на подпись не давать документ Family Information и сам скопировал в него в трех местах мою подпись с другого документа. И, будучи даже дилетантом в компе, можно сразу увидеть подставу. То есть подпись кликабельна, в pdf весь документ цельный, а подписи отдельно выделяются. Так ведь не должно быть. Это же он проделал еще в других прилагаемых документах причем одной и той же скопированной подписью.
Могу ли я надеяться, что в следующую мою уже самостоятельную подачу визовый офицер по новой будет рассматривать мое обращение?

Re: Отказ в визе в Канаду – что делать

P0leg » 16 сен 2018, 11:50