УНИВЕРСИТЕТ САЛАМАНКИ
Universidad de Salamanca
Университет Саламанки – огромный исторический памятник стиля «платереско», центр бесшабашной студенческой жизни и один из четырех старейших учебных заведений в Европе. В городском университете, студенты со всего мира могут получить высшее образование по 80 специальностям. Чем-же колыбель испанской науки так привлекает молодежь? Попробуем выяснить.
История
Саламанка – город противоречий: застроенный древними дворцами и удивительными памятниками архитектуры и в то же время современный студенческий центр, где жизнь бурлит круглые сутки.
ИНТЕРЕСНО! «Учебное заведение Саламанки» первым, в Европе, получило звание университета.
Говоря о Саламанке, обычно подразумевают древнейший университет Европы, – Universidad de Salamanca, который входит в ТОП-10, учебных заведений Испании. Когда-то, это была обычная церковная школа, при Кафедральном Соборе, открытая в 1130 году. Спустя 100 лет, кузница знаний получила статус «Высшей Универсальной Школы».
ВНИМАНИЕ! В университете Саламанки не просто изучали целесообразность путешествия Христофора Колумба, но и были признаны права местного населения Америки, после открытия нового континента.
Король Альфонсо – Мудрый, даровал школе официальное звание университета в 1254 году. Через год успешной деятельности, папа Римский – Александр VI, признал за выпускниками учебного центра право на преподавание.
Современность
Сегодня, в Саламанке изучают науку более 30 тысяч студентов, значительная часть которых – иностранцы. Молодые люди получают образование на 16 факультетах, проводят исследования в 10 научных центрах. Кафедра филологии и Латинской Америки, считаются самыми сильными в Испании.
ВАЖНО! Антонио Небриха, создавший первую грамматику испанского языка, получил разрешение на публикацию своего исследования, именно в стенах университета Саламанки.
Учебное заведение обладает 64-мя уникальными программами «Master» (Управление культурой, МБА и т.д.). Преподаватели университета не только разрабатывают вопросы к экзамену по испанскому языку, проводят симпозиумы и конференции по разнообразным темам. Например, по Кардиологии или Теории перевода.
Инфраструктура и знаменитая лягушка
Многочисленные здания университета делятся на старейшие, с уникальной архитектурой и на ультра-современные, – прекрасно оборудованные. Университетские корпуса расположены по всему городу. Главное здание (постройка 1504-1528), олицетворяет суть стиля платереско, с характерной тонкой резьбой по камню.
Популярное развлечение, как студентов, так и туристов – поиск лягушки на фасаде главного корпуса университета. Каменная жаба, сидящая на черепе, по задумке архитекторов, являет собой порок и призывает усердно учиться. Обнаружить ее не так-то просто, поэтому среди студентов существует поверье: «кто не заметит лягушку, тот провалит экзамены». Ну, а туристы, просто тренируют на жабе свою внимательность.
ИНТЕРЕСНО! Поразительная история Луиса де Леона, тоже связана с университетом в Саламанке. Ученый, филолог, философ и поэт заинтересовал испанскую инквизицию переводом с латыни на испанский язык, – «Песнь песней».
На суде он защищался сам и выиграл процесс. После 5 лет заточения ученого выпустили. Возобновив обучение студентов, он поднялся на кафедру и произнес бессмертную фразу: «В прошлый раз мы остановились на том…»
Университетский городок, состоящий из здания основных факультетов, столовой, спортивного зала и библиотеки, расположен рядом с центральной городской площадью. В отдельно стоящем 3-х этажном особняке, размещены 9 научных лабораторий, а в шести корпусах студенческих резиденций, проживают более 1000 студентов.
Особенность учебного центра
Несмотря на многовековую историю, система обучения в университете отличается гибкостью. Руководство следует современным веяниям, постоянно что-то меняет и разрабатывает. Кроме основных программ здесь предлагают необычные курсы и лекции. Например, литература в кинематографе или корпоративный образ.
ВАЖНО! Стоимость обучения в университете Саламанки – от 2000 до 3000 евро в год, в зависимости от факультета.
Собственное радио и телевидение дают возможность студентам пробовать свои силы в журналистике.
Рай для студентов
Учащаяся молодежь составляет 40% населения города. Студенты заучивают уроки на лужайках в парке, целуются на городских лавочках, танцуют до упаду в ночных барах.
ИНТЕРЕСНО! В Саламанке демократичная атмосфера и цены: стоимость проживания, еды и напитков на 15-20% меньше, чем в других университетских городах Испании.
Саламанка – удивительный, яркий и демократичный город, улицы которого бурлят энергией и весельем днем и ночью, а студенты чувствуют себя, как дома.
История фасада Университета Саламанки
Университет Саламанки является одним из старейших и самых престижных в Испании. Но помимо этого, он имеет невероятно привлекательные здания, которые стали достопримечательностью для посещения этого города Кастилия-Леон. точно Известный фасад Университета Саламанки — один из самых привлекательных уголков.
Фасад Университета Саламанки: драгоценный камень
Фасад университета — vlas2000
Для многих искусствоведов, фасад Университета Саламанки считается большой работой Plateresque style, Художественный ток, который произошел только в Испании в первой половине шестнадцатого века и чье имя связано с его декоративной перезарядкой, которая напоминает о работе серебра в ювелирных изделиях.
И, конечно, просто взгляните на весь этот фасад, чтобы обнаружить все характеристики этого типа искусства, которые произошли во времена правления католических королей, а затем и Карла I. Если вы путешествуете в город, вы сталкиваетесь с фасадом Университета Саламанка, вы будете удивлены количеством резных фигур.
Кстати, все эти фигуры и рельефы вырезаны в знаменитом камне Вильямайор, Камень из карьеров недалеко от города и что в ходе истории служил для строительства его самых известных памятников, таких как Каса-де-лас-Кончас или Пласа-Майор.
Когда был построен этот фасад?
Университет Саламанки — Лия Кольтырина
Университет Саламанки был основан в средние века, в тринадцатом веке, но чтобы оживить его впечатляющий фасад, нужно было ждать много лет. Фактически, известно, что он был завершен в 1529 году.
И долгое время его игнорировали, кто был его автором, но недавние исследования нашли среди всего маармамина цифр подпись архитектора Хуана де Талавера. Хотя для количества украшений и формальных сортов тоже логично думать, что в такой работе несколько скульпторов вмешались.
Университет Саламанки и короли Испании
Мы назначили как католических монархов, так и Карла I, поскольку оба присутствуют среди фигур фасада, Первый с огромным чучелом. Второй показывает его герб и двуглавый орел, символ его империи. И это то, что монархия всегда была тесно связана с развитием Университета Саламанки
Медальон — Fotowan
Другие исторические фигуры, высеченные на фасаде Саламанки
Эти короли не являются единственными персонажами в истории, которые кажутся иммортализованными в иконографическом лабиринте фасада. также в нем можно увидеть многих личностей Церкви.
Таким образом, неудивительно, что есть папа, окруженный кардиналами, даже если не ясно, кто это. Подавляющее большинство историков считают, что именно Мартин V, который был фундаментальным в создании этого университета. Но есть и те, кто думает, что они могут быть Папой Луной или Алехандро IV.
Любуясь скульптурным ансамблем
Фрагмент фасада — FRANCIS RAHER / Flickr.com
Помимо всех этих персонажей, есть и другие, которые точно не знают друг друга. И если этого было недостаточно есть также много религиозных сцен, как те, которые представляют Каина и Авеля, или другие мифологического характера. К этому добавляется весь декоративный геральдический и символический репертуар, который можно увидеть на фасаде.
Короче говоря, это ни самые ученые ученые не согласны его интерпретировать, Поэтому нам нравится ваше созерцание.
Лягушка Университета Саламанки
Рана — Гонсало Иза / Flickr.com
Однако, помимо восхищения фасадом, мы должны искать конкретную фигуру во всем этом лабиринте: лягушка на черепе, Говорят, что студенты не одобряют, если они не обнаружат его. Хотя сказано, что он посылает послание против похоти, предупреждая, что любой, кто совершит этот грех, скоро умрет.
Короче говоря, это вам нужно искать знаменитую лягушку на фасаде Университета Саламанки, но не только, Унамуно, известный профессор института, сказал это уже:
«Плохо, что они видят лягушку, но они видят только лягушку».
И это отличный совет: Не просто ищите лягушку и восхищайтесь всей художественной, стоит задуматься медленно, наслаждаясь каждой из его деталей.
Первый в преподавании наук
Первый в преподавании наук
Если верить девизу, то в преподавании всех наук Саламанка – первая (лат. Omnium scientiarum princeps Salmantica docet). Однако, не покушаясь на репутацию тех, кто 500 лет назад произносил эти слова, стоит заметить, что патетичное высказывание не совсем точно выражало реальность, ведь упомянутое заведение было лишь одним из первых и по качеству обучения, и по отношению к истории.
Появление университетов на территории Европы косвенно связано с Крестовыми походами. На рубеже тысячелетий стремительный рост городов повлек за собой необходимость в грамотных специалистах. Коммерсанты нуждались в помощниках, знакомых с математикой, правителям требовались писцы, городским властям – судьи, адвокаты, нотариусы. Обретя власть, католическая церковь с удивлением обнаружила, что еретики, коих в Средние века развелось великое множество, не боятся анафемы и побеждать их следует в спорах. Городские муниципалитеты поощряли создание школ и колледжей, где, помимо других полезных дисциплин, изучалось право. Начальные школы уже давно существовали при монастырях и соборах, однако юных послушников учили только чтению и письму. Хорошие преподаватели среди монахов встречались редко, сам процесс обучения длился слишком долго, занимая в лучшем случае около 3 лет. Гораздо лучше дело образования было поставлено в миру, но большинство светских ученых проживало в Италии, где и началась история высшей европейской школы.
Университеты раннего Средневековья управлялись самими студентами, которых тогда именовали школярами. Вначале разделение учеников определялось происхождением. Студенческая нация своими силами и средствами нанимала преподавателей, заботилась о помещении, составляла правила, избирала ректора, обязательно студента, непременно богатого и холостого, чтобы семья не мешала многочисленным и весьма серьезным делам. Первое учреждение подобного рода появилось в 1080 году в Болонье, определив южный тип высших учебных заведений, отличавшихся демократизмом как в организации, так и в преподавании.
Когда национальное деление сменилось профессиональным, ученическое сообщество стало именоваться университетом (от лат. universitas – «общность»). В 1158 году этот статус получила юридическая школа в Болонье, университет в Саламанке был пятым после Оксфорда (1209), Кембриджа (1209) и Парижа (1215). К началу XVI века все они относились к патриархам, поскольку на территории Европы действовали 76 высших учебных заведений. Ученые французской столицы сформировали свой университет самостоятельно, не ожидая инициативы местных школяров и во многом ограничив студенческую вольницу.
В странах средневековой Европы идея создания университета принадлежала городу, но в Испании, где все стороны жизни определяла королевская власть, основателем учебных заведений являлся правитель государства. В 1218 году волей короля Леона Альфонса IX в единую систему объединились все школы Саламанки, занимавшиеся изучением Библии, канонического права и медицины.
В 1243 году Фердинанд III Святой, правитель Леона и Кастилии, подтвердил свершенное указом, а его преемник Альфонс Х Мудрый этот документ упорядочил и расширил. Полученная в 1255 году папская булла свидетельствовала об официальном благословении папы римского Александра IV.
Основатель университета в Саламанке король Алaьфонс IX
Глава католической церкви объявил вновь созданное заведение университетом, заверив равенство Саламанки с Болоньей, Кембриджем, Оксфордом и Парижем. Благодаря покровительству понтифика студенты и преподаватели первой высшей школы Испании начали пользоваться привилегиями, например не подчинялись городским властям, но в случае серьезных проступков представали перед собственными судьями.
Термин факультет (от лат. facultas – «способность») предложил применить к отделениям папа римский Григорий IX. По решению понтифика, таким образом специальности различались сначала в Парижском, а затем и во всех средневековых университетах. Все они первоначально делились на артистический, богословский, юридический и медицинский факультеты. Первый считался подготовительным, слушатели посещали его по желанию, согласно античной традиции постигая свободные искусства, к которым, помимо музыки, относились риторика, логика, грамматика, арифметика, геометрия и тайны звездного неба, тогда еще слишком далекие от современной астрономии. Дисциплины остальных факультетов считались обязательными. Молодые люди, остановившие выбор, например, на богословии, задерживались в стенах alma mater на полтора десятилетия. Остальные учились по 5–8 лет, чаще поступая на юридическое отделение, где и в настоящее время занимается около половины саламанкских студентов.
Университетские правила требовали от учащихся ношения формы: короткой сутаны (исп. loba) и квадратной шапочки черного цвета. Помещение для лекций, дебатов и практических занятий вначале именовалось школой. По внешнему виду оно меньше всего походило на современную аудиторию, скорее напоминая обычную комнату со скромной обстановкой и полами, засыпанными соломой. Кресло лектора или высокий стол – некое подобие кафедры – возвышался над скамьями учащихся. В редких случаях мебель дополняли столы для книг и большие шкафы. Руководители некоторых учебных заведений пытались предложить студентам сидеть на полу, объясняя это тем, что ученому следует возвышаться над остальными людьми, особенно во время передачи знаний. «Студенты во время занятий, – гласил в 1366 году статут Парижского университета, – должны сидеть на полу перед своими учителями, а не на стульях или скамьях, ибо таким образом смиряется гордыня юных…». Именно отсюда распространилась практика читать лекции в быстром темпе за тем, чтобы школяры не успевали записывать, развивая таким образом память и обдумывая сказанное.
Правилами оговаривались карательные меры, чаще отстранение от занятий для тех, кто «вмешивался в исполнение данного постановления и выражал недовольство криком, свистом, шумом или бросанием камней». В Саламанке правила, касавшиеся сидения на полу, не прижились, как не подействовал запрет на запись лекций. Сегодня в аудиториях нет соломы, но сохранились древние стены и многие средневековые атрибуты, мирно соседствующие с удобной офисной мебелью и компьютерами.
На занятии в средневековом университете
Высшие школы Европы отличались друг от друга специализацией и размерами. Если в деревенских университетах обучалось несколько сотен юношей, то в столичных число слушателей доходило до нескольких тысяч. Подобные заведения в Париже и Саламанке могли принять не более 7 тысяч студентов, а в Болонье их число доходило до 10 тысяч. Утвержденная папой система всеобщего обучения (лат. Estudios generales) предусматривала поэтапное получение знаний. Первая стадия посвящалась искусствам и основам наук. Затем студентов распределяли по факультетам, после чего учение продолжалось в целях повышения квалификации. Не имея возможности учредить новые факультеты, ректоры старались выделить свой университет преобладанием определенной науки.
Университет в Саламанке имел равное значение для короны и церкви, поэтому его интеллектуальной основой стали факультеты права и теологии. Несмотря на сильную связь с властями, он являлся истинным детищем Ренессанса: в отсутствие централизованной структуры и авторитарности, здесь царила демократия, высказывались дерзкие мысли, велись ожесточенные споры на фривольные для тогдашнего общества темы. В период господства инквизиции Саламанкский университет стал единственным, где открыто рассматривалась теория Коперника и никто, во всяком случае за это, не отправился на костер.
Учебный год начинался 1 октября и продолжался до июня, прерываясь многочисленными праздниками. Занятия в средневековой школе проводились обычно в утренние и послеобеденные часы. До 9 часов утра читались обязательные лекции (лат. antilucanae), начинавшиеся очень рано, по звону колокола, призывавшего к предрассветной молитве. После обеда студентам, желающим повысить интеллект, предлагались дополнительные лекции. Каждое занятие продолжалось 1,5–2 часа, причем для лектора считалось дурным тоном не только читать лекцию по конспекту, но и повторять один и тот же материал из года в год.
К началу XIII века, когда европейские страны уже испытали культурный расцвет, но были далеки от Ренессанса, в Саламанке развивались традиции арабской культуры, возрождалось наследие Аристотеля, медицина Галена и Гиппократа, восхвалялись труды Авиценны. Будучи одним из центров культурного подъема страны, университет в Саламанке собирал в своих стенах лучших представителей эпохи. Ученые из самой Испании и соседних государств приезжали сюда изучать естественные науки. Наряду с переводами произведений Авиценны и его испанского коллеги Ибн Рушда (Аверроэса), профессора готовили к выпуску редкие тогда энциклопедические издания. Благодаря саламанкским опытам средневековая наука пополнилась переведенными с арабского трудами по геометрии, географии, астрономии.
Работы местных профессоров переводились на многие европейские языки, а сами авторы охотно принимали приглашения коллег из других стран. В свое время в университете учились и работали такие известные личности, как математик Педро Мачадо, медик Закуто, отец международного права Франсиско де Виттория, основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола, епископ Саламанки Диего де Аная Малдонадо, министр Гаспар Гусман де Оливарес, поэт-богослов Луис де Леон, знаменитый филолог Элио Антонио де Небриха, автор всемирно известного плутовского романа Матео Алеман-и-де-Энеро, драматург Руис де Аларкон. Неоспоримый авторитет, каким обладал во времена Средневековья университет в Саламанке, едва не поколебал внезапный порыв энтузиазма в эпоху Католических королей, когда менее чем за столетие в стране было учреждено 20 подобных заведений.
Парадный вход в университет Саламанки. Гравюра, XIX век
По примеру старинных культурных центров Толедо, Сарагосы, Валенсии, Севильи, Вальядолида высшие школы появлялись и в захолустных городках. Отличие в происхождении – создание по инициативе короля, епископа, муниципалитета или частного лица – немедленно сказалось в отсутствии единообразия их внешнего вида и организации. Правда, во всем, что касалось преподавания, все они походили друг на друга, как равны были по иерархии ученых степеней. Алькальды маленьких городков Сигуэнса, Оньяты, Оропеса, Баеса, Осуны явно поторопились объявить свои создания университетами, ведь на самом деле они таковыми не являлись. Ученые степени в таких учреждениях присваивались за низкую плату и ценились столь же невысоко. Для того чтобы привлечь воспитанников, хозяева прибегали к откровенному обману, обещая «прекрасные условия проживания, знаменитых педагогов, обилие книг». На самом деле ничего из этого они предоставить не могли, а сам учебный процесс, который лишь отчасти соответствовал общим правилам, завершался вручением сомнительной бумаги.
Влача жалкое существование, деревенские университеты (исп. silvestres) сразу превратились в объект насмешек: заподозрив в собеседнике невежду, ученый осведомлялся, не учился ли тот в Осуне… Тем не менее один из них стал серьезным соперником Саламанки. В начале XVI века архиепископ Толедский кардинал Хименес де Сиснерос, одно время занимавший должность канцлера Кастилии, основал университет в поселке Алькала де Энарес, вначале известном лишь близостью к столице. Являясь детищем религиозного фанатика, это заведение отражало авторитарный дух, царивший в испанском обществе того времени. В отличие от Саламанки здесь исключалось гражданское право, зато превозносилась теология. Усилия профессорского состава направлялись на изучение классических языков, необходимых не столько для чтения, сколько для критики античной литературы.
Когда Мадрид стал столицей, захудалая Алькала превратилась из деревни в город, часто посещаемый монархами и потому наделенный привилегиями. В середине столетия создание Хименеса уже не справлялось с потоком желающих обучаться в его стенах. Во избежание тесноты ректорат позволил орденам строить учебные корпуса вокруг колледжа Святого Ильдефонса, который как был, так и остался центром университета. Через полвека после основания уже Алькалу, а не Саламанку называли сокровищницей наук, хотя говорили так в основном священники и, возможно, для того, чтобы принизить соперников.
Другие университеты Испании не сумели достичь похожей славы, но работали успешно, находя собственное место на рынке образования. Профессора Сарагосы ориентировались на слушателей из Арагона, в Валенсию приезжали те, кто видел призвание в медицине, самые глубокие знания в сфере национального и римского права можно было получить в университете Вальядолида.
Несмотря на соперничество, первый испанский университет сохранял репутацию лучшего в стране учебного заведения. Непоколебимый авторитет Саламанки признавали все; ее демократичный дух удивлял, хотя и не вызывал желания подражать, зато организационные принципы, спонтанно или по указу королей, распространялись на другие научные центры. Во все времена древняя Саламанка оставалась самой многолюдной, поскольку сюда приезжали юноши из всех провинций Испании. Задолго до Ренессанса город стал одним из мировых центров книгопечатания. Численность здешних студентов всегда превышала количество учащихся других учебных заведений примерно в три раза. Известно, что в 1584 году, когда в аристократической Алькале насчитывалось не более 2 тысяч слушателей, в аудиториях Саламанки их одновременно собиралось около 7 тысяч. Именно этот университет определял стиль научной жизни в стране, а его среднестатистический слушатель, излюбленный персонаж испанской литературы, стал воплощением испанского студента.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ НА ИТАКУ
ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ НА ИТАКУ Снег ложился по всему миру, как приближение последнего часа, ложился легко на живых и мертвых.Д. ДжойсДвух Джойсов — Дублинцев и Улисса — не существовало! Ибо начиная с первой статьи об Ибсене и кончая Поминками, было непрерывно нарастающее
ПЕРВЫЙ РАЗ НА ЭСТРАДЕ
ПЕРВЫЙ РАЗ НА ЭСТРАДЕ Основные качества моего характера с самого детства — застенчивость и любовь к музыке. С них все и началось, Правда, в застенчивость мою теперь уже никто не верит. И сам я иногда начинаю сомневаться, имею ли я основания делать подобную декларацию.Но
АКАДЕМИЯ НАУК СССР австралийский РОБИНЗОН (Жизнь и приключения Уильяма Бакли, рассказанные Джоном Морганом)
АКАДЕМИЯ НАУК СССР австралийский РОБИНЗОН (Жизнь и приключения Уильяма Бакли, рассказанные Джоном Морганом) ИЗДАТЕЛЬСТВО
“Как в первый раз. ..”
“Как в первый раз. ..” Без малого три недели назад с повторным визитом Смоленск посетила известная московская рок-группа “Крематорий”. Поскольку концерт был единственный в зале Дома офицеров свободных мест не было.”Крематорий” блестяще отыграл программу. Вначале
Первый после бога…
Первый после бога… — Ты будешь царем природы. — Хочешь спать на ложе из роз?— Спасибо, потом насекомых не оберешься! — Папенькин сынок! — И это все Ваши кулинарные способности? — Груша червивая! А ну, позовите директора! — Выньте руки из карманов, когда я с Вами
5. Первый бал
5. Первый бал Во всем мире артисты и журналисты находятся в разных лагерях. Они, наверное, никогда не поймут друг друга. Брайан Мэй Пресс-конференция Земфиры в переполненном “Бифитере” прошла удачно. Мы с Бурлаковым прокрутили весь альбом, рассказали про планы “Утекай
История наук
История наук Гарри Каспаров в своем предисловии к книге Г. Носовского и А. Фоменко «Введение в новую хронологию. (Какой сейчас век?)» пишет: «В проверяемой части истории мы обнаруживаем совершенно невероятную тягу человека к открытиям. Вектор технического прогресса,
Первый архитектор
Первый архитектор Начнем рассказ о декоративной скульптуре Петербурга, разумеется, с петровских времен, когда на болотистых берегах Невы и на островах творил первый и гениальный строитель Северной столицы Доменико Андреа Трезини, один из основоположников целого стиля
Древнейшее искусство: утраченное и возвращенное (Екатерина Дэвлет, доктор исторических наук)
Древнейшее искусство: утраченное и возвращенное (Екатерина Дэвлет, доктор исторических наук) История знакомства людей с ранними формами искусства — это история сомнений, удивительных открытий, это рассказ о способности по-новому взглянуть на эстетический потенциал и
Улан-Батор
Город Улан-Батор
Улан-Батор – столица Монголии, древней державы, расположенной в Центральной Азии. Город выстроен в просторной долине реки Тола, у подножия горы Богдо-Ула, имеющей у монголов статус священной. Сегодня Улан-Батор – политический и коммерческий центр Монголии, а также важный сегмент азиатского финансового рынка. Это научный и культурный центр страны. Здесь расположены Национальная Академия наук Монголии, Монгольский международный университет, Буддийский университет имени Дзанабадзара, театры, музеи.
Вместе с тем, Улан-Батор остается невероятно самобытным городом. Его облик определяют родовые обычаи, религиозные традиции и стремительно развивающийся капитализм, который в Монголии, вопреки каноническим постулатам Карла Маркса, пришел на смену не феодальному обществу, а социалистическому.
Сэкономь на путешествии в Улан-Батор!
Видео: Улан-Батор
История Улан-Батора
Датой возникновения Улан-Батора историки считают 1639 год, когда хан Гомбодорж, представитель древнего монгольского рода Кият-Борджигин, к которому принадлежал также Чингисхан, велел установить на территории, где ныне расположена столица Монголии, ставку-монастырь – ургу (в переводе с монгольского – дворец, ставка знатного человека). Это его решение было обосновано знаменательным событием – Далай-лама V признал его четырехлетнего сына перерождением одного из почитаемых буддийских священнослужителей. Далай-лама посвятил необычного мальчика в монахи под именем Дзанабадзар. Впоследствии он стал великим религиозным и политическим деятелем, а также известным скульптором, которого называли монгольским Микеланджело.
Улица в Урге, 1913 год 23 июня 1913 года, общий вид на Ургу Ворота Жёлтого Дворца в Урге
В русском языке за поселением утвердилось название Урга, а монголы именовали ставку-монастырь Их-Хурээ (Великий монастырь или Великий Круг). Их-Хуруэ со временем превратился в центр ламаистской религии: сюда прибывали паломники, преисполненные желанием почтить Будду. Их-Хуруэ был кочевым городом и перемещался по всей стране более века, пока в 1779 году не вернулся на родное место, чтобы более не сниматься отсюда. Вот эта дата и считается началом отсчета истории оседлого города.
Кочующие города – невероятно любопытное явление, присущее раннему периоду истории человечества. Монголы обустраивали их в степях в виде концентрических колец. В центральной части ставилась юрта главы общины, далее, по кругу, жилые юрты и юрты-храмы. В обозначенный вождем срок город снимался, все разборные сооружения и домашний скарб грузились на караваны вьючных животных. Город исчезал, не оставив о себе и следа, чтобы через какое-то время возникнуть в другом месте.
Во время правления в Монголии маньчжуро-китайской династии Цин (1691-1911 гг.) Их-Хурээ постепенно превратился в ядро страны. После низвержения в 1911 году маньчжурских правителей и провозглашения автономии Монголии Их-Хурээ получил другое имя – Нийслэл-Хурээ. В 1919 году город заняли японские оккупанты, но в 1921 г. его освободила Монгольская народная армия при военной поддержке частей советской Красной армии. В 1924 году первый Великий народный хурал возвестил об образовании Монгольской Народной Республики. Нийслэл-Хурээ было решено переименовать в Улан-Батор (Красный богатырь), и он был возведен в статус столицы новой державы.
Блошиный рынок, 1972 год Главный проспект Улан-Батора, 1972 год Китайский квартал в Улан-Баторе, 1972 год
Климат
Улан-Батор со всех сторон опоясывают высокие горы. Климат здесь имеет резко континентальный горный характер. Зима в этих краях продолжительная, в самом холодном месяце – январе – температура воздуха может опускаться до -40 °С, но из-за низкой влажности морозы переносятся сносно. Снега выпадает мало, и в зимнюю пору здесь скорее пыльно, чем снежно, хотя в последние годы отмечается увеличение снежных осадков.
Летом в Улан-Баторе прохладно: +18. +20 °С, и это лучшее время для его посещения. Возможные проливные дожди здесь кратковременны, и не создают ощутимых препятствий для осмотра достопримечательностей этого удивительного города.
Снежная зима в Улан-Баторе
Современные достопримечательности Улан-Батора
На фоне горного пейзажа эффектно выглядят устремленные в небо модерновые постройки и тысячи белых юрт, которые просто усыпали Улан-Батор. Планировка столицы отличается своей четкой структурированностью: от грандиозной площади Сухэ-Батора, являющейся визитной карточкой столицы, радиально расходятся в разном направлении просторные стройные улицы и проспекты.
Район Чингэлтэй Район Сухэ-Батор Район Баянгол Район Багахангай Район Налай Район Сонгинохайрхан
Центр Улан-Батора застроен достаточно компактно. Тут соседствуют Дворец спорта, Педагогический институт, Дворец бракосочетаний, Выставочный комплекс, очень нарядный бело-розовый Дворец молодежи. Облик столицы подчеркивает здание Улан-Баторского университета, возведенного в национальной зодческой традиции: его кровля вынесена вперед, напоминая навершия храмов.
Улан-Баторский университет Памятники Битлз в Улан-Баторе Молодожены около монумента Чингизхану Стражник на площади Сухэ-Батора
Политическая и культурная жизнь столицы страны кипит в районе площади Сухэ-Батора, названной так в честь национального героя Монголии, вождя революции 1921 года. В 2013 году, по инициативе монгольского Союза изобразительного искусства, главная площадь страны была переименована в честь другого легендарного монгольского героя – Чингисхана. Но в 2016 г. Верховный суд страны признал переименование незаконным, и сегодня площадь снова носит имя Сухэ-Батора. Впрочем, финальная точка в судебных процессах пока не поставлена. Какой из героев нации возьмет верх – неизвестно. На площади Сухэ-Батора часто проводятся концерты и выставки. Здесь же проходят массовые гуляния и демонстрации.
А вот с главной достопримечательностью Улан-Батора эпохи социализма – мавзолеем Сухэ-Батора – монголы решительно и окончательно попрощались: сооружение было снесено еще в 2004 году, а прах вождя захоронен на одном из местных кладбищ. Монумент же Сухэ-Батору, восседающему на коне, было решено сохранить и реконструировать, заменив недолговечный искусственный гранит, из которого его создали, на натуральные материалы. Снятые со скульптуры конного всадника формы отлили из бронзы, а для пьедестала и фигур львов, окружающих монумент, выбрали природный камень. Рядом с новым монументом в каменных плитах площади из цветного гранита выложена мозаика с надписью: «Центр города Улан-Батор. Нулевая точка». От этого места отсчитываются все расстояния в Монголии.
Памятник Сухэ-Батору Дворец правительства Монголии
В северной части площади находится Дворец правительства Монголии. Здесь разместились Великий государственный хурал и офисы президентской администрации. В 2004-2006 гг., в ходе реконструкции площади, облик Дворца правительства полностью изменился. Ранее здание было невыразительным образчиком архитектуры социалистической эпохи, сегодня же оно выглядит современно и эффектно. Старые колонны убрали за стеклянные панели, а к дворцу пристроили новую парадную колоннаду. Ее украшает скульптурная композиция, в центре которой – фигура Чингисхана на царском троне. Справа и слева от великого завоевателя можно увидеть конные статуи двух его ближайших нукеров – Мухали и Боорчу. Также в композицию входят статуи великих монгольских ханов – Угедея и Хубилая. В 2012 году в реконструированном здании открылся Музей монгольской государственности.
В южной части площади расположился уютный сквер, где можно отдохнуть. Ранее здесь бил фонтан и привлекала внимание оригинальная скульптура «Необъезженный конь», или «Укрощение коня», созданная скульптором Н. Жамбой. Сюжет укрощения дикого скакуна невероятно популярен в традиционном искусстве, а это скульптурное изображение интересно еще и тем, что имеет всего две опоры – ноги коня, опирающиеся на постамент. Сегодня монумент перемещен в юго-восточную часть площади и установлен перед входом в новый торгово-офисный центр Central Tower. В этом уютном уголке Улан-Батора разбиты фонтаны, после благоустройства он стал очень популярным среди жителей столицы и ее гостей.
Мемориальный комплекс монгольско-советского братства по оружию Зайсан
В южной части Улан-Батора, на холме Зайсан, расположен мемориальный комплекс. Входящие в него архитектурные сооружения посвящены поддержке Советской Россией революционных событий в Монголии, победе над японскими войсками при Халкин-Голе, разгрому нацистской Германии. Сюда приезжают экскурсионные автобусы, а школьники традиционно посещают это место, чтобы отметить окончание средней школы. В 2006 году у подножия холма был основан Международный парк Будды.
Улан-Батор – вполне цивилизованный город, с многочисленными высотками и строящимися модерновыми зданиями, неоновой рекламой и ночными развлекательными заведениями. Наиболее популярные ночные клубы – Metropolis, Strings, Face.
Улан-Батор ночью Ступа в Гандане Панорама Улан-Батор
Исторический Улан-Батор
Путешественники, прибывающие в Улан-Батор, стремятся посетить места, связанные с историческим прошлым столицы – буддистские монастыри, музеи и священную гору Богд-Хан-Уул, внесенную в предварительный список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Улан-Батор для начинающих
Я давно хотела попасть в Монголию, еще со времен младшей школы, когда мне купили марки с динозаврами и загадочной надписью «монгол шуудан». Динозавры выглядели грозно, пейзаж за их спинами необычно, а надпись — интригующе. Мама сказала, что «монгол шуудан» — это почта страны Монголии, но мне казалось, что это какой-то таинственный зверь. С тех пор где-то в детском сердце и поселилась мечта увидеть чудесную страну, где среди странных пейзажей бродят динозавры и водятся дикие монгол-шууданы.
Однако, сердце сердцем, а разум говорил: «Ну что в этой Монголии делать? Там даже моря нет!». Конечно, при выборе места проведения отпуска разум всегда побеждал. Так и не доехали бы мы до Монголии, если бы однажды не подвернулись нам дешевые билеты в Пекин с длинной дневной пересадкой в Улан-Баторе. Не раздумывая, купили билеты на рейс монгольских авиалиний, оставалось придумать, что посмотреть в столице Монголии за 10 часов.
На паспортном контроле в Улан-Баторе я, дочь Маринка и подруга Олеся оказались единственными транзитными пассажирами, которым хватило мозгов не ждать спокойно следующего рейса, а отправиться изучать город. Между тем, Монголия для россиян безвизовая. Теоретически нужна бронь отеля, но мы показали билеты на следующий рейс, объяснили, что «нам только посмотреть» и почти без проблем получили штамп в паспорте.
К слову сказать, рейс действительно можно было спокойно подождать в аэропорту — он очень комфортный. В транзитной зоне большое количество свободных лежанок с набором розеток рядом с каждой, бесплатный wi-fi без временных ограничений, дешевые магазины duty free. Но совсем не за этим мы покупали эти билеты, так что вместо спокойного ожидания отправились приключаться.
Сначала была идея отправиться на такси к конной статуе Чингисхана в Цонжин-Болдоге, но это около 60 км в одну сторону, а при наличии хоть малейших пробок посмотреть Улан-Батор нам бы уже не удалось. Решили не рисковать и сосредоточиться на столице. Заранее сложили в ручную кладь все, что могло понадобиться, переоделись в летнее, поменяли в аэропорту какую-то символическую сумму вроде 20 долларов на лицо (почти хватило) и отправились на автобус — приключаться, так по полной!
Улан-Батор оказался жарким и пыльным. Окраина города, на которой расположен аэропорт, до боли напоминала Россию 90-х: обшарпанные пятиэтажки, глухие заборы, плохие дороги, раздолбанные пазики и ларьки со всякой всячиной возле остановок. Именно в ларьках и продаются карточки на автобус, развлечение раз в 20 дешевле такси, но весьма «на любителя». Народу в общественном транспорте полно, кондиционеров нет, остановки каждые 200 метров.
Зато люди в Улан-Баторе очень отзывчивые: узнав, что мы из России, многие были готовы помочь, рассказать и показать, где все самое интересное в городе. Нам объяснили все о пользовании общественным транспортом и пересадках, посоветовали обязательно посетить Гандантэгченлин и площадь Чингисхана, живо интересовались бытом и привычками россиян. Разговаривали мы, кстати, по-русски, многие монгольцы учились в Советском Союзе и хорошо знают наш язык. Вообще мне показалось, что нашу страну в Монголии любят, было очень приятно общаться с местными. А еще в стране алфавит — монгольская кириллица. Очень забавно читать надписи: буквы наши, слова — нет!
На автобусе мы доехали до какой-то развилки, от которой было метров 400 до монастыря Гандан, он же Гандантэгченлин — крупнейшего буддийского монастыря Улан-Батора. Вообще в городе довольно просто ориентироваться — через всю монгольскую столицу проходит улица Мира — главная транспортная артерия города, вдоль которой и вытянут весь Улан-Батор. Остальные улицы значительно меньше, короче, да и всегда можно вернуться на улицу Мира, если заблудишься.
Вернемся к Гандантэгченлину. Монастырь Гандан — своеобразная визитная карточка Улан-Батора. Он был единственным буддийским монастырем социалистической Монголии, да и сейчас остается крупнейшим культовым сооружением города. Гандантэгченлин находится в центре монгольской столицы в зоне старой «юртовой» застройки, хотя совсем рядом расположены современные многоэтажки — этакий «город контрастов».
Улан-Батор: Монголия для грустных. Рассказ о городе, куда я не вернусь
Улан-Батор – это слёзы (я тут даже углы срезать не хочу). Серьезно: гулять по столице Монголии – это как смотреть «Хатико» и чистить лук одновременно. Делать это без слез практически нереально. Клянусь, когда я летел в Монголию, я искренне полагал, что все рассказы об этой стране очень сильно преувеличены. Да, я знал, конечно, что Улан-Батор – это не Нью-Йорк и не Шанхай, но все равно, отправляясь в этот город, я был не готов к тому, что прямо в ста метрах от главного аэропорта страны меня будут встречать вот такие картины.
Конечно, это окраина, и в центре там немного получше, но все равно повторю: я был морально к этому не готов.
Знаете, наверное, лет десять спустя, вспоминая о своей короткой поездке в Монголию, я, прежде всего, вспомню не безграничные степи и не бессчетные упоминания Чингисхана, которые встречаются тут повсеместно, а местные лестницы, где все ступеньки разной высоты…
И монгольские тротуары, которые неожиданно появляются и так же неожиданно пропадают.
Я даже не знаю, как вам это словами описать. Ну вот представьте, идете вы по какой-то узенькой тропке среди невысокой травы, и вдруг ни с того ни с сего у вас под ногами асфальт появляется. Вы удивляетесь, озираетесь по сторонам, радуясь такому неожиданному повороту событий, но стоит вам пройти метров десять, как дорога пропадает вновь, а под ногами остаются лишь хаотично разбросанные булыжники. Ты смотришь на них и думаешь: «Может это местный квест какой-то, и эту дорожку нужно самому собрать»? Но потом просто машешь рукой и шагаешь дальше по обычной песчаной дороге. И такие картины встречаются тут регулярно – хоть на окраине, хоть в центральных районах города…
Вообще Улан-Батор – это город песчаных дорог и песка во всех его проявлениях. Он парит где-то в воздухе…
Он покрывает капоты машин…
Он лежит у дорог (как у нас зимой лежат снежные сугробы)…
Я где-то прочитал, что большая часть дорог в Монголии – грунтовые. В столице и крупнейшем городе страны – Улан-Баторе – песчаные дороги встречаются практически повсеместно. Их можно встретить даже в районах, где преобладают многоэтажки.
Про кварталы частной застройки я и вовсе молчу (тут все предсказуемо, как на выборах президента Беларуси). На фоне серо-коричневых инопланетных гор Монголии такие дороги выглядели даже как-то по-своему романтично.
Кстати, раз уж мы заговорили о городской застройке – отвечу на ваш незаданный вопрос: да, тут реально прямо в городе стоят юрты. Например, с балкона квартиры, которую мы снимали в районе Нисэх, в километре от аэропорта Улан-Батора, открывался вот такой замечательный вид.
Проходишь немного вглубь жилых районов – и юрты начинаются появляться регулярно.
Одна даже стояла прямо напротив офисного здания местной авиакомпании MIAT (про которую я, кстати, могу сказать только хорошее). Едешь в аэропорт, а в паре сотен метров кто-то свои кальсоны на веревках сушит. Колорит тут местами, конечно, просто зашкаливает.
Еще до этой поездки я прочитал, что юрта (или, как ее здесь называют – «гэр») – это самый доступный вид жилья в Монголии. Если какая-то семья или, например, пара пенсионеров не может накопить на отдельную квартиру – они ставят юрту на каком-то свободно участке. В центре города (как мне сказал один из местных) за землю нужно платить (поэтому юрты здесь встречаются редко). А на окраине или где-то в открытой степи на это даже не требуется никаких особых разрешений.
Многие семьи в Монголии также используют юрты в качестве дополнительно жилья. Приехала тёща – ставите для нее юрту. Решили съездить за город – берете с собой такую «дачу» и просто ставите где-то в степи. Это у нас постоянно нужно прилично раскошелиться и попотеть, чтобы найти себе нормальный коттедж на выходные или во время каких-то праздников. А тут – берешь «гэр», садишься в машину, включаешь Макса Коржа – и едешь за город, пить пиво с друзьями.
Просто для справки: средняя стоимость новой юрты в Монголии — около 700 евро .
Из-за большого количества «кочующих» домов в Монголии нет привычных нам адресов, состоящих из названия улицы и номера дома. Я лично узнал это только после прилета в Улан-Батор, когда хозяин квартиры, которую мы снимали в районе Нисэх, стал рассказывать мне, что я должен найти желтый дом, слева от аэропорта.
Вместо адреса он прислал мне название аптеки, расположенной в том же доме (и отмеченной на картах Google).
Впоследствии, уже вернувшись домой, я прочитал в интернете, что в Монголии используется Универсальная адресная система, где здания обозначаются набором букв и цифр. Даже не спрашивайте меня, как это работает на практике – наверное, чтоб разобраться в этом, нужно быть потомком Чингисхана.
Во всем же остальном Улан-Батор конкретно так напоминает какой-то большой провинциальный город где-то на пространстве бывшего СССР. Ну вот смотрите пару фотографий для примера. Ну что – похоже?
Или вот, например…
На окраине, где часто встречаются юрты, это ощущается не так сильно. Но в центре города, где большую часть городской застройки формируют обычные многоэтажки – дух СССР прямо витает в воздухе.
Заходишь за угол – а тут какие-то хрущевки. Бродишь по продуктовым магазинам – а там добрая половина товаров с этикетками на русском языке.
Кстати, о «великом и могучем»… Я не могу сказать, что в Монголии он популярней, чем английский, но некоторые люди старшего поколения говорят на нем вполне неплохо. Как сказал мне таксист, который вез нас из аэропорта, в некоторых школах Улан-Батора русский учат до сих пор. Но это, конечно, неточная информация. Как вы понимаете, «Таксист, который вез нас из аэропорта» — это так себе информагентство.
Вообще в Улан-Батор мы прилетали дважды. Первый раз, как я и говорил, мы снимали жилье прямо у аэропорта, в районе Нисэх; а во второй раз – в самом центре города, в одном из элитных комплексов под названием Narane Palace. Я помню, как по дороге из аэропорта я глядел в окно и рассматривал у дорог дома состоятельных монголов с крутыми надписями в стиле «Ulaanbaatar Luxury village» или «VIP Garden City» и думал о каких-то безумных контрастах этого города. С одного стороны – закрытая территория и симпатичные дома с видом на горы, а с другой какая-то грязная река, коптящие трубы завода и импровизированная мусорка.
Вот, например, как выглядели подъезды и сами апартаменты в нашем жилом комплексе Narane Palace.
А вот какие виды открывались на улице снаружи.
Обратите внимание на дорогу в правой части кадра. Она опять обрывается где-то посередине.
Вообще в плане архитектуры центральные районы столицы Монголии – это какой-то безумный винегрет. Улан-Батор, как кулинарное блюдо, в котором говядину обмазали мороженым, а затем заправили это все клиновым сиропом и салатом из перцев и соленых огурцов. Гуляя по городу (на одних и тех же улицах), ты видишь стеклянные небоскребы, торгово-развлекательные центры, а рядом с ними деревянные дома с покосившимися заборами и обшарпанные «дворцы культуры», построенные, по видимому, под влиянием СССР.
Ты смотришь, как в длиннющих пробках на улицах города стоят огромные джипы. А всего в паре сотен метров от них – в мире грунтовых дорог и деревянных заборов – молодые девушки шагают к колонке за водой.
В такие моменты в моей голове звучал голос Нонны Мордюковой, которая говорила: «Тема лекции – «Улан-Батор – город контрастов». Вот тут мне точно было бы что рассказать.
Вообще в столице Монголии есть свои достопримечательности. Но гуляя по городу, я воспринимал их как что-то третьестепенное. Вместо них мне намного интересней было фотографировать простых монголов, бредущих куда-то по своим делам…
. Переполненные автобусы, улицы с вывесками рекламы.
Или, например, безжизненно-серые горы, обступающие Улан-Батор со всех сторон.
В них была своя красота, но вместе с тем все эти виды были пронизаны какой-то звенящей атмосферой пустоты и одиночества, от которой мне лично хотелось побыстрее сбежать. Глядя на эти горы, ты как-то сразу понимаешь, что там – за горизонтом – на многие мили вокруг нет ничего – только пыльные дороги, пустая степь и огромная страна с самой низкой плотностью населения в мире. По данным Википедии, в Монголии на 1 квадратном километре площади в среднем проживает меньше 2 человек. Представьте, каково это потеряться где-то в степи в 1000 километров от Улан-Батора и просто сидеть там, глядя на это великое ничто. Только ты и пронзительная пустота… Только серый песок и наполненное ветром пространство между землей и небом.
Ладно… Вернемся в город. В конце концов, я еще очень многое хотел вам о нем рассказать. Здесь, в Улан-Баторе, в тысячах километрах от дома, меня удивляло практически все – от сухого воздуха, из-за которого постоянно хотелось пить, до хаотичных парковок во дворах…
И пробок, которые казались чем-то совершенно нелогичным в стране, где так много свободной площади.
Эти пробки по вечерам тянулись до самого горизонта, а движение на дорогах было настолько хаотичным, что я даже не буду пытаться как-то это передать словами. Ни выделенной полосы для автобусов, ни велодорожек, ни уважения к пешеходным переходам (которые воспринимались тут просто как какие-то нелепые полоски на асфальте). Если в какой-то момент, гуляя по городу, я бы увидел юрту, стоящую прямо посреди проезжей части – я бы этому вообще не удивился. Дорожное движение и парковки в Улан-Баторе – это такой же сумбур и кошмар, как 8 сезон «Игры престолов». Все ездят, как хотят. Да и паркуются плюс-минус так же.
Глядя на все это, четко понимаешь, почему на улицах Улан-Батора так много монахов.
С таким движением на дорогах одна иконка на лобовом стекле уже не спасет – тут всю машину в святой воде нужно неделю отмачивать. Ну а если серьезно, то монахов на улицах действительно много. Они и в городских парках, и на центральных площадях, и в районах с частной застройкой.
Немного позже у меня на сайте будет еще одна статья про Улан-Батор (в этот раз с рассказом о главных достопримечательностях города). Вот там я расскажу вам подробней о буддийских монастырях, пагодах и святых местах для монголов. Ну а пока просто размещу здесь еще несколько фотографий из столицы Монголии. Просто чтобы передать настроение самых обычных улиц этого города.
Я не буду вам врать – мне не особо понравился этот город. Но, как это ни странно, я рад, что мне довелось здесь побывать. Именно в таких местах, как Улан-Батор, ты чувствуешь себя настоящим путешественником. Ты соприкасаешься с другой страной, ныряешь в круговорот чужого города – и пытаешься понять, что представляет собой жизнь людей в одной из самых загадочных и нераскрытых стран мира. Какая она – Монголия? Чем живут те люди, что проводят свои дни в гигантских пробках где-то между современными небоскребами и архаичными юртами? Каково это – потеряться среди этих обветренных серых гор и бескрайних степей, которые тянутся до самого горизонта? Понял ли я до конца, что такое жизнь в Улан-Баторе? Конечно, нет… Но мне было интересно взглянуть на этот город. Вернусь ли я когда-нибудь сюда? Наверное, нет. Запомню ли я это место? Без сомнения… Как ни крути, но я согласен с теми, кто называет Монголию (пусть и не самой привлекательной), но однозначно одной из самых колоритных, уникальных и загадочных стран в мире.
Как организовать путешествие в Монголию?
(если вам еще не расхотелось ехать)
Перелет . Мы летели в Улан-Батор из Москвы рейсом компании MIAT («Монгольские авиалинии»). Билеты покупали с помощью «Календаря низких цен» на сайте Aviasales и в итоге за полет в оба конца заплатили около 250 евро. Это хорошая цена за такой перелет. В другие дни подобное путешествие может запросто стоить в два раза дороже.
Жилье . Арендовать отель на время поездки в Улан-Батор дешевле всего вот на этом сайте. Он сравнивает предложения разных систем, а затем перенаправляет вас туда, где в конкретный момент представлены самые лучшие цены. Если же во время своего путешествия вы хотите пожить в обычной монгольской квартире (как мы) или, например, переночевать в настоящей юрте — тогда лучшим решением для вас будет сайт AIRBNB. Там подобных вариантов очень много. Кроме того, все новые пользователи могут сходу получить отличный бонус на первое бронирование. Все, что вам необходимо — это зарегистрироваться вот по этой ссылке. После этого вам сразу же прилетит приятная скидка на 37 евро (*не актуально).
Виза в Монголию белорусам не нужна, но я все равно рекомендую вам почитать мою статью об особенностях въезда в это государство. Найти ее вы можете вот по этой ссылке.
Экскурсии в Монголии можно посмотреть на сайте Get Your Guide. Я рекомендовал бы вам прежде всего обратить внимание на природные достопримечательности, так как именно за пределами Улан-Батора кроются главные красоты Монголии. Тут и пустыня Гоби, и гигантская статуя Чингисхана в национальном парке Горхи-Тэрэлж. В общем, я думаю, вы найдете для себя что-то по-настоящему интересное. А я на этих словах буду прощаться. До новых встреч. Спасибо, что дочитали эту статью до конца.
Улан-Батор — самый холодный столичный город
Путешествия по экзотическим направлениям становятся всё популярней среди туристов. Многим путешественникам мало привычных направлений, они желают открывать для себя новые страны и новые земли. Выбор в сторону Монголии себя полностью оправдает. Удивительная страна, граничащая с Россией, уникальный менталитет народа, богатая история обычаев и традиций. Сегодня set-travel расскажет про столицу монголов – город Улан-Батор.
История города
Изначально, город был основан как буддистский монастырь. Было это в 1639 году. Тогда власть в регионе держала династия Юань, а город получил название – Урга. Именно так, он упоминался в литературных и официальных записях вплоть до 1924 года. В конце ХVII века произошла одна из самых знаменитых битв за город. Тогда армия империи Цин, уступавшая в десять раз по численному составу монголам, смогла организоваться и распределив стратегически грамотно свои ресурсы взять город монгол.
За время правления Цин, Улан-Батор считался скорее религиозным центром. Все войны отступили и та репутация некогда кочевого народа, военачальниками которых были Чингисхан и хан Мамай, ушла в историю. Ментальность монгол менялась под влиянием буддизма, многие деятели народа отмечают, что монголы достигли просветления и из некогда воинственного превратились в глубоко духовную касту, за плечами которой ни один век удивительной истории.
К началу ХХ века, население Урги достигло 25 тысяч человек. К 1924 году, когда Ургу переименовали в Улан-Батор, населения города было уже примерно 100 тысяч человек, среди которых 3 тысячи русских. Сегодня Улан-Батор – столица 19-ой по площади страны мира. Её культурный, экономический, духовный и туристический центр. Поезда в Монголию – это путешествие, которое остаётся в памяти, это удивительный менталитет народа, традиции и обычаи, уникальная кухня и взгляды на мир.
Как добраться до Улан-Батора
Из Москвы в Улан-Батор осуществляют авиарейсы компании Аэрофлот и Mongol Airlines. Несмотря на то, что станы являются соседями на географической карте, рейсов немного, всего 5 в неделю. Аэропорт города располагается в 18 километрах, и носит Чингисхана. Чтобы доехать до столицы стоит воспользоваться такси, либо проехать на автобусе №11, №22.
Если Вы ценитель классики приключений – железнодорожного поезда, тогда Вам можно сесть на поезд Москва – Улан-Батор, отправляющийся дважды в неделю с Ярославского ж/д вокзала, что в Москве.
Также в Монголию регулярно ходят поезда и автобусы из близлежащих регионов России. Самые крупные пункты – Улан-Удэ и Иркутск.
Погода в Улан-Баторе
Обязательно необходимо понимать, что монгольская столица расположена в горах, на высоте в 1350 метров над уровнем моря. Не зря, в мире бытует неофициальное название города – Улан-Батор самый холодный столичный город мира. Итак, о погоде…
Лучшим временем для поездки считается период с мая по сентябрь. В эти месяцы столбик термометра не опускается ниже нуля. В июле средняя температура воздуха 18’С тепла. Последние годы летом в столице бывает по-настоящему жарко, что дело доходит до 28’C. Зимой приезжать сюда не резонно. Во-первых, холодно. Во-вторых, пыльно. Воздух очень сухой.
Отели Улан-Батора
Столица Монголии может удивить в плане отелей. Пусть их немного, но найдутся даже шикарные пятизвездочные. Примечательно, что отели Улан-Батора, это те отели, которые мы привыкли видеть, а вот на остальной территории Монголии развито традиционное размещение – в юртах. В небольших городах, заповедных зонах везде можно встретить традиционные монгольские юрты, которые со всем комфортом призваны обеспечивать кровом и постелью иностранных гостей.
Holiday Inn Ulaanbaatar. 5*. Расположение гостиницы знаменитого бренда очень удобное. До самых значимых достопримечательностей рукой подать, в районе есть рестораны и кафе. До аэропорта всего 20 минут езды. Всего номеров 169. Начальная стоимость от 100$.
Ulaanbaatar hotel. 5*. Каждый номер оборудован мини-баром. Есть услуга трансфера до аэропорта, посещение фитнес-зала, прокат авто, экскурсионного бюро, обмена валюты и даже сувенирного магазина. Цена начинается от 73$.
Chinggis Khaan Hotel. 4*. Отель с громким именем Чингиз хана, находится на не менее говорящем перекрестке между Токио-стрит и Пекин-стрит. Расположен в спокойном районе недалеко от центра города. Номера в гостинице разные от люксовых до самых стандартных. Бассейн, массаж, SPA-услуги и многое другое в распоряжение гостей. Стоимость номера от 92$.
Good Day Hotel. 3*. Тройки – нормальное явление в отелях Улан-Батора. Небольшой отель с прекрасным вдохновляющим название находится в нескольких километрах от центра. Всего 29 номеров, стоимость которых от 30$. Как отмечают, побывавшие тут гости, отель очень комфортный с вежливым персоналом, где можно встретить русскоговорящего сотрудника.
Camel Track Guesthouse. 2*. Гостевой отель прекрасно подойдет тем, кто хочет сэкономить. Всего три номера по 10$/сутки. Цена – это лишь часть преимущества такого размещения. Персонал поможет организовать индивидуальный тур по Улан-Батору, даст в аренду велосипед.
Кухня
Столица пестрит небольшими ресторанами и кафешками. Цены самые приятные, то бишь очень низкие. Разумеется, есть и дорогие заведения международной кухни. Вы будете приятно удивлены, ведь в Улан-Баторе запросто найти русскую кухню – пельмени, супы и другие наши яства представлены в довольно широком ассортименте. Популярны также заведения корейской и китайской кухни. И конечно же, монгольская, весьма интересная, занятная кухня. Вот примеры ярких блюд в местных ресторанах:
Борц – вяленое мясо. Мясо верблюда, либо рогатого скота освобождают от жира, нарезают полосками по 20-30 см, затем развешивают его в тени. Мясо сохраняет свои вкусовые и полезные качества. Это традиционное монгольское блюдо кочевой кухни.
Боодог – блюдо из козлятины. Лучше попробуйте и не знайте, как это делается. В кратце, для приготовления блюда используются внутренние органы козла и окатанная галька, жарка происходит на костре.
Цусан хиам. Это колбаса, которая готовится следующим образом – в бараньи кишки, заливают баранью же кровь, муку, лук и соль. В течении 15 минут это дело варят и ву-аля готовая колбаса.
Шол – похлебка из борца с добавлением лука, крупы и соли.
Айраг – традиционный монгольский сыр. Вообще сыров у монгол много, есть даже те, которые настаиваются с желудках яков. Айраг, или Кумыс, то кобылье молоко слегка закисшее. Очень полезное, отлично утоляющее жажду.
Архи – молочный самогон с очень крепким градусом. Неподготовленному лучше рассчитывать силы, ибо бьёт на повал.
Бузы – огромные манты, начинкой служит рубленное мясо. При этом по традиции, сначала нужно откусить верхушку, затем выпить бульон и только после этого кушать.
Боорцог – маленькие комочки теста в бараньем жиру, бывают солеными и даже сладкими.
Суутай цай – монгольский чай. В чугунном котле кипятят воду, затем кидают плитку чая, добавляют молоко, варят до готовности. Далее интереснее, после добавляют соль, сало курдюка. Костный мозг барана, муку.
Шопинг
Сувенирные лавки, преимущественно, находятся около знаковых достопримечательностей, однако качество продукции не лучшее, да и цены немаленькие. Хорошее место для покупок – рынок Наран Тул – выбор небольшой, но продукция хорошая. Хорошие сувенирные лавки находятся на Проспекте мира и около цирка.
Среди сувениров большой популярностью пользуется кашемировые вещи, изделия из шерсти верблюда, медные поделки, национальная одежда, особенно традиционные меховые шапки.
Очень интересные выбор необычных традиционных сувениров можно найти в магазине «Шонхор» — окололошадинные товары и даже музыкальные инструменты.
Достопримечательности Улан-Батор
Монастырь Гандан. Самый крупный комплекс, он был основан в 1809 году. Все постройки сделаны в традиционном буддистском стиле- пагоды, ступы, библиотека и даже школа. Когда-то тут обитало 14 тысяч монахов, сейчас их количество немного уменьшилось.
Дворец Богдыхана. Его строительство длилось 100 лет, сейчас он производит очень сильное впечатление – величественное, красивое и яркое здание. Богдыхан – священный государь, им мог быть лишь представитель императорского дома Китая, другими словами, богдыхан – представитель императора, который правит в монгольских землях. Сейчас в стенах дворца открыт музей, посвященный богдыханам разных периодов.
Монумент Чингизхану. 50-метровая статуя величественно стоит там, где по мнению многих монгольских историков началась история народа. В глазах лошади есть смотровая площадка, под статуей работает музей.
Амарбаясгалант – храмовый комплекс, был построен в ХVIII веке. В него входит 14 храмов. Главный храм в прекрасном состоянии, за ним следят 60 монахов.
Парк Будды – любимое место местных. Большой парк для семейного досуга, на его территории есть игровые площадки, аллеи, кафе. Во главе парка стоит 18-метровая статуя Будды, сделанная из ютайла – материала, пользующегося большой популярностью в Южной Корее.
Храм Чойжин-ламы построен в начале ХХ века. Это небольшой храм на окраине города. Внутри храма проводили обряды, способствовавшие защите Монголии от нападений.
Музей истории Улан-Батора. Хотите ближе познакомиться с историей города, тогда Вам сюда. Многие экспонаты несут археологическую ценность того, что было раньше на месте города. Представлено много документов и чертежей будущих важнейших зданий город.
Дом Рерихов. Знаете, кто такой Рерих? Это известный русский мистик и писатель. Рерих изучал загадочную Шамбалу, писал труды про буддизм и собственно, регулярно путешествовал по Азии. В Улан-Баторе Рерих жил в 1926 и 1927 году. Сейчас его дом, это дом-музей, где представлены труды и исследования этого великого человека.
Мемориал Зайсан посвящен жертвам Второй Мировой Войны, в частности жертвам боёв под Халкин-Голом. Среди жертв были и советские военные.